Круглый стол молодежь в политике

Обновлено: 08.07.2024

1. Показать основные психологические особенности юношеского возраста, проследить процесс социализации среди молодежи, охарактеризовать основные черты современной молодежной субкультуры; подвести к пониманию об особенностях социализации молодежи, о возможностях молодежи в реализации социального статуса, выявить проблемы и социальные функции молодежи в современном обществе.

2. Развивать умения анализировать социальные проблемы, сопоставлять мнения по социальным вопросам, делать выводы, рационально решать познавательные и проблемные задачи, раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия социально-гуманитарных наук.

3. Формировать у учащихся отношение к проблемам молодежи и ответственности молодого поколения.

Тип урока: урок изучения новой темы.

Форма урока: «круглый стол».

Оборудование:

· Л.Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова «Человек и общество» - учебник для 11 класса – М. «Просвещение», 2003, §13;

· рабочие листы с вопросами и заданиями для обсуждения (приложение 1);

· Конституция РФ, Трудовой кодекс РФ, материалы СМИ;

· источник «Молодежь – обновляющая сила общества», И.М.Ильинский (приложение 2);

· коллаж «Какая она, современная молодежь. »;

Опережающее задание:

1. Поиск информации по заданной теме.

2. Социологические исследования среди молодых людей по темам:

· «Как относится молодежь к службе в армии?».

· «Платное образование в России: «за» и «против».

Поиск информации: интернет-источники, СМИ, учебники по социологии.

1. Организационный момент .

Вводное слово преподавателя. Определение темы, цели и задач урока.

«Они (подростки) сегодня обожают роскошь, у них плохие манеры и нет никакого уважения к авторитетам, они высказывают неуважение к старшим, слоняются без дела и постоянно сплетничают. Они все время спорят с родителями, они постоянно вмешиваются в разговоры и привлекают к себе внимание, они прожорливы и тиранят учителей…» Это слова древнегреческого философа Сократа, который жил в 470-399 гг. до н.э. Как сегодня живется молодежи? Как к ней относятся окружающие? Некоторые представители старшего поколения считают, что значительная часть современной молодежи не живет, а проживает, не работает, а подрабатывает, не трудится, а делает вид. Так ли это? Попробуем разобраться с данной проблемой на сегодняшнем уроке.

План работы «круглого стола»:

1. Кого считать молодым?

2. Что означает гражданское совершеннолетие?

3. Процесс социализации молодежи

4. Проблемы молодежи.

5. Молодежная субкультура: быть похожим или отличаться?

2. Изучение нового материала .

1. Особенности молодежи как социальной группы .

-Кого считать молодёжью, чем она отличается от других общественных групп?

Молодёжь – большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Возрастные границы молодежи от 14-16 до 25-30 лет

· Кто входит по возрасту в категорию молодежи?

· Как изменился взгляд на молодежь в процессе исторического развития?

· Почему молодежь, как особая социальная группа, стала восприниматься обществом только в индустриальную фазу развития?

· Какие основные психологические особенности имеет молодежь?

Преподаватель: Таким образом, общность социальной позиции – уже не дети, еще не взрослые; особенности сознания, стиля жизни и поведения создают почву для складывания молодежных сообществ с четко выраженными собственными чертами

2. Процесс социализации молодежи .

Преподаватель: Как же идет процесс социализации, то есть взросления? С какими проблемами сталкиваются молодые люди на пути взросления? Есть ли пути решения их проблем?

За неделю до сегодняшнего урока учащиеся получили

Провести социологические исследования среди подростков и молодежи по темам:

Задания для групп:

Презентация результатов социологического опроса «Как относится молодежь к службе в армии?».

Презентация результатов социологического опроса «Платное образование в России: «ЗА» и «ПРОТИВ».

Проблема-рассуждение: ЛЕГКО ЛИ БЫТЬ МОЛОДЫМ?

Презентация результатов социологического опроса «Легко ли быть молодым?»

Преподаватель: Таким образом, молодым быть нелегко. В процессе социализации молодые люди сталкиваются со многими трудностями и проблемами. Успешность преодоления и решения данных проблем во многом зависит от самих молодых, а также от помощи взрослых и государства.

3. Молодежная субкультура .

Преподаватель: Отдельным общественным группам свойственны особые черты сознания, поведения, стиля жизни. Они создают собственную культурную нишу – субкультуру. Молодежь не стала исключением – она тоже создала свою собственную культуру.

Что побуждает молодежь к созданию субкультуры?

4. Молодежь – обновляющая сила общества?

Работа с источником «Молодежь – обновляющая сила»

(И. М. Ильинский – современный российский философ, академик Академии гуманитарных наук).

Опираясь на текст источника, дать ответ на вопрос: «Есть ли достаточные основания утверждать, что молодежь – обновляющая сила общества. »

Работа в группах: 4 группы, каждая из которых представляет определенную сферу жизни общества. Преподаватель: Ваша задача охарактеризовать молодежь как социальную группу в данной сфере жизни общества, выявить особенности данной социальной группы, а также возникающие проблемы. (Кроме того, табличка каждой группы имеет определенный цвет ( красный, зеленый, синий, желтый), что будет использовано в конце урока при рефлексии.)

Группа 1. Молодежь и социальная сфера ( анализ молодежи как демографической группы, тенденций ее развития, психологические особенности молодежи, проблемы межличностного общения).

На основе данных переписей населения охарактеризуйте положение молодежи как демографической группы, обозначьте тенденции ее развития в обществе.

Выделите особенности положения и развития в обществе данной социальной группы.

Назовите психологические особенности, присущие данной социальной группе. Молодёжь является неоднородной - по месту жительства: сельская – городская; - по виду деятельности: учащаяся (студенты, ПТУ, старшеклассники) – рабочая; - по происхождению (проецирование статуса родителей); - по принадлежности к субкультуре.

Завершение молодёжного возраста связано с :- окончание обучения, - вступление в брак, рождение детей, начало трудовой профессиональной деятельно, - экономическая и социальная самостоятельность, - приобретение политических прав,

- чёткое формирование системы ценностей.

Особенности молодёжного возраста

молодость является определенной фазой, этапом жизненного цикла человека и биологически универсальна.

Особенности социального положения молодежи - Переходность положения. - Высокий уровень мобильности. - Освоение новых социальных ролей (работник, студент, гражданин, семьянин), связанных с изменением статуса. - Активный поиск своего места в жизни. - Благоприятные перспективы в профессиональном и карьерном плане.

Психологические особенности молодежи:

1) особая эмоциональная восприимчивость;
2) стремление идти на риск;
3) высокая степень мобильности;
4) высокая степень адаптации к изменяющимся условиям;
5) стремление к максимальному проявлению своих сил и возможностей;
6) определённое критическое отношение к старшему поколению;
7) определённый нигилизм по отношению к окружающей действительности;
8) ощущение зависимости от третьих лиц;
9) стремление к свободе (с одной стороны) и объединению со сверстниками;
10) стремление к идеалу.

Группа 2. Молодежь и политическая сфера общества. Гражданское совершеннолетие, права и обязанности, приобретаемые молодыми людьми с 18 лет и их реализация. Участие молодежи в политической жизни страны.

1.Дайте характеристику правового статуса молодежи. Какие права и свободы получает молодой человек?

2. Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?

3. Что означает полная правоспособность?

4. Справедливо ли, на ваш взгляд обвинение молодежи в инфантилизме?

Правовой статус молодежи

Молодые люди от 14 до 18 лет

Граждане от 18 до 30 лет

Гражданская правоспособность

От 6 лет до 14 лица считаются Гражданским Кодексом малолетними, но при этом ГК закрепляет за ними дееспособность малолетних, что дает им правосовершать:
1) мелкие бытовые сделки, то есть сделки, направленные на удовлетворение повседневных потребностей, исполняются обычно при их исполнении и незначительны по сумме
2) сделки, направленные на безвозмездное получение выгоды, не требующие регистрации или нотариального удостоверения
3) сделки по распоряжению денежных средств, предоставленных законным представителем или с согласия последнего третьим лицом для определенной цели или свободного распоряжения

Гражданское совершеннолетие Гражданское совершеннолетие, согласно Конституции РФ наступает в полном объеме:

с достижением возраста 18 лет;

со времени вступления в брак до достижения возраста 18 лет, в случаях, когда это допускается законом;

Инфантилизм (от лат. infantilis — детский), задержка в развитии организма, проявляющаяся в сохранении у взрослого физических и психических черт, присущих детскому возрасту.

Черты инфантилизма:

Стремление к иждивенчеству Требования постоянной заботы о «себе любимом» Пониженная критичность по отношению к самому себе Отсутствие ответственности за свои поступки

Группа 3. Молодежь и экономическая сфера. Проблемы получения образования и трудоустройства. Выбор жизненного пути.

Какое значение в юношеском возрасте имеет проблема образования? Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?

Как вы относитесь к появлению честных учебных заведений и коммерческих отделений обучения? Подберите аргументы за и против платного образования в России.

Когда молодежь начинает задумываться о трудовой деятельности? Что лежит в основе выбора будущей профессии?

Что способствует, а что препятствует трудоустройству молодежи?

(Группа представляет результаты исследования проблемы образования и трудоустройства молодежи, данные опроса старшеклассников, анализ данных Центра занятости населения ).

Группа 4. Молодежь и духовная жизнь. Проблемы молодежной субкультуры.

Дайте определение, что такое молодёжная субкультура?

Выделите общие черты под влиянием которых она формируется.

Каковы основные мотивы , побуждающие молодёжь примыкать к тому или иному типу субкультур.

Социально –психологические особенности молодежи как социальной группы проявляются в существовании специфической молодежной субкультуры

Характерные черты:

Поиск своего пути во « взрослом мире»;

Особый характер отношений со сверстниками;

Стремление обособиться от старших;

Желание принадлежать к какой-либо общности сверстников, неформальные группы

Сочетание единообразия и непохожести

Классификация молодёжных субкультур (по социально-правовому признаку):

1) просоциальные, или социально-активные, с позитивной направленностью деятельности (группы экологической защиты, охраны памятников, окружающей среды);
2) социально-пассивные, деятельность которых нейтральна по отношению к социальным процессам (музыкальные и спортивные фанаты);
3) асоциальные – хиппи, панки, преступные группировки, наркоманы и т.п.

по направленности интересов:

1) увлечение современной молодежной музыкой;
2) стремление к правопорядковой деятельности;
3) активно занимающиеся определенными видами спорта;
4) околоспортивные – различные фанаты;
5) философско – мистические;
6) защитники окружающей среды.

Группы представляют свои ответы, обсуждают проблемы, выделяют спорные вопросы

( например, получение коммерческого образования и т.д.)

Задание: Какова же роль молодежи в современном обществе? Какую же оценку современной молодежи можете дать вы? Потерянное поколение или обновляющая сила общества?

(студенты высказывают собственные точки зрения) при наличии времени можно обсудить тексты статей « Мое поколение»)

Подведение итогов:

Преподаватель :: в заключении мне хотелось бы услышать ваше мнение о нашем уроке с использованием приема « шесть шляп критического мышления», мы будем использовать лишь цвета табличек ваших групп:

1 шляпа – красная: эмоциональное восприятие, непосредственная реакции ( что было особенного?)

2 шляпа – черная – критическая, негативная ( какая негативная информация была получена)

3 шляпа – желтая – что положительного, хорошего мы сегодня узнали на уроке;

4 шляпа – синяя – аналитическая, поисковая – какие проблемы были решены?

Ребята высказывают свое мнение об уроке, обсуждают затронутые вопросы.

А в заключении притча для вас:

У мудреца однажды ученик спросил

(Он перед этим бабочку поймал):

- Скажи, мудрейший, знаешь ты ответ?

Жив мотылек в моих руках, иль нет?

Ладони в этот миг легонько сжал…

Плененный мотылек затрепетал.

Блеснули искорки у мудреца в глазах:

- Ты держишь все, сейчас, в своих руках.

Преподаватель: предлагаю заполнить коллаж «Какая она, современная молодежь. »(характеристика современной молодежи).

3. Итоги урока.

Выберите высказывание, наиболее точно характеризующее современную молодежь.

Молодёжь в современном обществе ничего не решает, от неё мало что зависит.

Именно молодёжь знает, что ей нужно в будущем, и она определяет многое.

Молодёжи многое дано, но ещё больше предстоит сделать.

1. Нельзя однозначно судить о современной молодежи.

2. Молодежь неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации.

3. Проблема молодежи была актуальна во все времена.

4. В жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения.

5. Молодежь – это один из скрытых ресурсов, который имеется в любом обществе и от которого зависит его жизнеспособность. Выживание и темпы прогресса каждой страны определяются тем, насколько значителен, развит этот ресурс, насколько он мобилизован, насколько полно используется.

6. Молодежь – это обновляющая сила общества. В этом и состоит социологическая функция молодежи.

Домашнее задание: написать эссе «Молодость счастлива тем, что у неё есть будущее».( Гоголь Н.В.)

Я хотела бы, чтобы вы оценили сегодняшний урок простым способом, как принято у молодежи - с помощью смайлика.

У каждого из вас на столе есть 2 значка: с улыбающимся и грустным лицом. Если урок понравился, то оставьте улыбку. Если что-то не понравилось, оставьте грусть. Спасибо за урок!

Круглый стол тема "Молодежь и власть"

Сегодня самым насущным вопросом является выбор главы государства.

В этом году появились новые лица, выдвинувшиеся в качестве кандидатур на главную должность страны, что говорит о развитии политической системы и формировании оппозиции официальной власти.

Студенческий и трудовой коллектив техникума составляет 471 человек, из них избирателями являются 297. В электорате техникума почти 39 % составляют граждане старше 30 лет, а молодежь от 18 до 30 лет – около 61%.

Проанализировав возрастной состав избирателей можно сказать, что количество молодых избирателей превышает количество избирателей старшего возраста почти в 2 раза. В связи с этим вы должны понять, что ваше будущее и будущее страны будет зависеть в дальнейшем только от вас, вашего отношения к процессам и событиям, происходящим в настоящее время. Именно молодежь будет оказывать влияние на все последующие события, происходящие в обществе.

Выборы - необходимый признак демократического правого государства. В соответствии со ст. 3 Конституции Р. Ф. « Высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы», ст. 32 «Граждане РФ имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.

Путём выборов формируются государственные органы и органы местного самоуправления, что является неотъемлемой и важной частью в жизни демократического общества. Надеюсь, сегодняшняя молодёжь понимает это.

Проблема участия молодёжи в выборах является сегодня одной из самых актуальных еще и из-за того, что именно эта возрастная группа людей представляет собой наиболее социально активную часть населения. Она наследует степень развития общества, формирует образ будущего и поэтому вопросы участия молодёжи в избирательном процессе становятся всё более значимыми на сегодняшний день. Но, готовы ли вы идти на выборы? Осознаете ли свою роль в принятии того или иного решения и что для этого необходимо? Эти вопросы мы сегодня с вами должны обсудить.

Прежде чем начать обсуждение обозначенных вопросов давайте выясним: Кто из присутствующих не пойдет на выборы? Почему? (подсчитать количество голосов, записать на доске).

На круглый стол приглашены студенты и учащиеся техникума. Для обсуждения сегодняшней темы здесь присутствуют эксперты:

1. Якумов А.А. –директор СПТ

2. Трухина Ю.А. – заместитель директора по учебно-воспитательной работе СПТ;

3. Навроцкая Н.А. – методист СПТ;

На этой неделе среди молодежи техникума был проведен социологический опрос по вопросу «Если бы я был Президентом…». По результатам опроса выяснилось, что для молодежи наиболее актуальной темой является бесплатное образование, развитие спорта, борьба с алкоголизмом и наркоманией, улучшение состояния дорог, для работников – реформирование системы образования, упрочение государственного сектора экономики, борьба с коррупцией.

Вопрос: Участвует ли наша молодежь в политических кампаниях? …

Таким образом , одним из направлений повышения активности молодежи является правовая культура молодежи. Изучение правовых дисциплин, в том числе избирательного права, формирует у подрастающего поколения реальное представление о месте и роли права в жизни каждого человека и общества.

Избиратель должен знать, какими законами регламентированы выборы, каковы права и обязанности участников электорального процесса. Ответственный, взвешенный политический выбор предполагает наличие адекватных представлений об основных принципах функционирования государства, его институтов, о компетенции выборных властных органов.

На основании этих знаний у избирателя формируется позитивное отношение к выборам, вырабатываются навыки активного участия в политической жизни страны, региона, района. Он уделяет больше времени изучению партийных программ, информации о кандидатах, мероприятиям, проводимым в агитационный период, не ограничиваясь тем, что придет на участок в день голосования.

Вопрос: Как вы думаете, активности нужно учиться? …

Учеба возможна через взаимодействие органов студенческого соуправления, через совместные различные мероприятия, к участию в которых необходимо привлекать своих менее активных товарищей. Учебные заведения, представляющие собой модель демократических отношений, формируют демократические ценности и способы действий, стимулируют молодежь к обсуждению и решению проблем студенческой жизни, наиболее эффективны в процессе гражданского образования.

Для того чтобы молодежь активнее участвовала в делах города, она должна почувствовать себя причастной к городским делам и решению городских проблем.

Повышение активности, в том числе и электоральной, будет зависеть от того, насколько быстро органы государственной власти и местного самоуправления сумеют создать реальные условия для активного включения молодежи в созидательный процесс, в решение вопросов местного значения, затрагивающих молодежные проблемы и интересы.

Государственные институты, политические партии, институты гражданского общества все более осознают необходимость восстановления системы гражданского и политического воспитания молодежи в условиях складывающейся новой политической системы.

Сегодня стремительно возрастает значимость государственной молодежной политики. Действуют законодательные акты, отражающие те или иные аспекты жизнедеятельности молодежи.

Думаю, что об этом подробнее расскажут наши эксперты. Разрешите предоставить им слово.

Недоверие молодежи к институтам власти необходимо преодолевать и путем предоставления возможности молодым людям участвовать в работе этой власти. В техникуме организован орган студенческого соуправления, организацией деятельности которого занимается завуч Стародубова С.С. Ей и предоставляется слово.

Вопрос: Какие меры по представительству и защите студентов предпринимает студсовет?

Вопрос: Нужен ли совет, отстаивающий молодежные интересы? .

Вопрос: Нужно ли выдвигать на выборах в органы власти молодежь?

Вопрос: Влияет ли на политическую активность молодежи наличие финансовых ресурсов…

Если нет средств на проведение агитации, ее можно провести другими методами, дойти до каждого избирателя и побеседовать с ним о жизни и кандидате, в поддержку которого вы ведете агитацию. Если интересы в органах власти никто не будет отстаивать, молодежные проблемы решаться не будут. Обязательно нужны депутаты, лоббирующие интересы молодежи.

Молодежь должна рассматриваться властью как важнейший стратегический ресурс развития города, края, страны по демократическому пути. Это означает, что органы государственной власти и местного самоуправления в полной мере должны учитывать интересы молодежи, как социальной группы, которая в ближайшей перспективе должна стать главной социальной опорой демократической политической системы страны.

Идущий сегодня процесс социального расслоения серьезно влияет на гражданскую активность молодежи. Доступность получения профессионального образования, высокооплачиваемой работы, возможность приобретения жилья и получения других социально значимых благ для основной массы молодых людей становятся сложными и взаимно обуславливающими проблемами.

Поэтому молодежь должна быть активной, инициативной, принимать активное участие на выборах, смело входить в структуру власти, чтобы защищать свои интересы.

Очевидно, что задача повышения избирательной активности молодежи не может быть решена только конкретными PR-акциями в период избирательной кампании. Повышение активности молодежи требует ее систематического политического воспитания, начиная со школьной скамьи. Для выполнения этой задачи в обязательный курс обучения включаются такие учебные дисциплины как основы правоведения, обществознание, проводятся разъяснительные работы.

Вопрос: Что вы думаете о акции «Молодежь-ЗА»? Как она повлияла на вашу политическую активность?

В завершение позвольте сказать несколько слов о выборах Президента РФ, его роли в жизни страны. Выборы главы государства имеют свои особенности. Пре­зидент РФ в силу занимаемой должности принимает важ­ные, общественно значимые решения. Тем самым он оказы­вает постоянное воздействие на ход событий и судьбы людей. Именно поэтому соперничество за президентское кресло приобретает обычно характер наиболее острой конку­рентной борьбы между большим числом кандидатов. Для достижения желаемых результатов тому или иному претенденту на выборный пост нередко создается имидж «своего парня». Он шокирует публику предельной откровен ностью, что ассоциируется у части избирателей с честностью и гарантией выполнения предвыборных обещаний. Обещает много, рассчитывая на то, что поверят. Такие приемы воз­действия на избирателя называются популизмом (от лат. populus — народ). Что же такое популизм? Это стиль в по­литике, позволяющий добиться поддержки избирателей бла­годаря податливости масс на простые объяснения сложных вопросов, на примитивные, но внешне привлекательные ло­зунги. Почему же избиратели покупаются на такие уловки? Очевидно, потому, что определенному кругу людей более по­нятны упрощенные варианты политических решений. Для них выборы Президента становятся не более чем политиче­ским шоу, в котором ценятся простецкие манеры, спортив­ная внешность, молодежная прическа и пр. Иными сло­вами, на первый план выступает имидж в самом поверхно­стном, обывательском смысле. Рациональный выбор высшего должностного лица осуще­ствляется на основе анализа предвыборных заявлений кан­дидатов (по аналогии с рассмотренным выше анализом пред­выборных партийных программ), а также их личностных качеств. Критериями оценки могут служить выполняемые Президентом РФ функции. Согласно Конституции Прези­дент — это гарант соблюдения Основного закона РФ, прав и свобод человека. В число его функций входят: определение основных направлений внутренней и внешней политики; принятие мер по охране суверенитета страны, ее независи­мости и государственной целостности; обеспечение согласо­ванного взаимодействия органов государственной власти, а также функции Верховного Главнокомандующего Вооружен­ными силами России. Некоторые социологические исследования показывают, что в нашей стране рассчитывать на успех может решитель­ный, умный, с сильной политической волей человек, чест­ный и достаточно жесткий в проведении своей линии.

Сказанное позволяет сделать вывод, что роль избирателя сложна и ответственна. Она предполагает самостоятельный, рациональный и осознанный выбор, требующий наличия оп­ределенной политической культуры.

Вопрос: Кто из присутствующих не пойдет на выборы? Почему? (подсчет голосов, сравнение с первым результатом, подведение итогов).

На этом разрешите закончить. Надеюсь, что каждый из присутствующих несмотря на свои политические взгляды убедился окончательно в необходимости пойти на выборы и выразить свое мнение путем голосования.

Молодежь в политике


Вопрос о политической активности молодежи в современной России неоднократно поднимается не только в около политических кругах, но и в ряде социальных исследований и проектов. Молодежь необходимо рассматривать как важную движущую силу современной России, несущую особую функцию ответственности за сохранение и развитие страны, за преемственность ее истории и культуры.

Цель исследования — интерес к политической активности молодежи.

Объектом исследования выступают молодежные общественно-политические организации города Владивостока.

Предметом исследования является деятельность молодежи в структуре политики.

Политические процессы сегодня затрагивают интересы практически всех слоев населения, в том числе и молодежные группы.

Создание молодежных общественно-политических объединений (МОО) это возможность привлечь внимание государства к проблемам и интересам молодежи — с одной стороны, а с другой — привлечь молодежь к решению политических проблем региона.

Современная картина молодежных объединений и организаций очень многообразна: это и неформальные молодежные движения, и творческие клубы, и даже коммерческие организации.

Члены таких объединений с энергией и целеустремленностью решают многие социально-политические проблемы общества.

Формирование объединений происходит на добровольной основе. В большинстве своем они самостоятельны и заняты каким-то определенным видом деятельности в расчете на реальную отдачу. Причинами такого формирования можно назвать желание принести пользу обществу и реализовать свои гуманистические идеи. Кроме того современное устройство государства признает и возникновение неформальных молодежных объединений на политической основе. Вышеназванные аспекты характерны для молодежных организаций последних двух десятилетий.

Первые массовые молодежные движения относятся к середине 19 века. В основе их формирования лежали планы ведения антиправительственной агитации. Целью движения являлось реформирование самодержавного правления и отмена крепостного права. Также целью являлось просвещение, нравственное воспитание и формирование гражданского сознания. В этой группе известны такие объединения как: «Союз спасения», «Союз благоденствия», «Союз русских рыцарей», «Священная артель», «Семеновская артель».

С началом 20 века и до 1917гг. наряду с переменами в политической сфере произошли изменения и в МПД. Возникло множество религиозно-политических организаций, сформированных на основе и принципах религиозных конфессий. К ним можно отнести: «Маяк», «Сетлемент», «Труд и свет». Другие направления МПД были культурно-просветительские.

В переломный момент истории России — 1917–1930 гг., молодежь не оставалась в стороне. Происходит изменение цели, основы и причин формирования молодежных политических движений (МПД). Общее разделение страны на «белых» и «красных» в годы гражданской войны отразилось и на молодежных движениях. Выступающие движения имели единую основу — отстаивание своей точки зрения на государственное управление, его сохранение, либо смену власти. Такие движения являлись мощной движущей силой с обеих сторон.

В 1930х гг. главным организационным институтом по работе с молодежью являлся комсомол. ВЛКСМ был мощным общественным объединением, влиявшем на все стороны жизни молодого поколения, тесно взаимодействовавший с органами государственной власти, профсоюзами. В комсомоле сочетались и самодеятельность, и инициатива, и идеологическое принуждение, и дисциплина на основе требований к членам ВЛКСМ. Фактически ВЛКСМ являлся общественно-государственной системой, проводившей соответствующую политику государства по отношению к молодежи.

С распадом СССР прекращается деятельность ВЛКСМ. Движения 1990х гг. становятся бессистемными и не имеющими большого веса на арене политических действий. Организации были в основном независимыми.

С 2001 года, с возникновением правящей партии стали возникать и около партийные МПД. У таких структур проявлялся характер уличной активности. Еще не в полной мере такие движения действенно решают насущные народные вопросы, но в плане социальной и политической деятельности они набирают вес. На данном этапе активно рассматривается и перенимается опыт ВЛКСМ.

Как и тогда особо значимой молодежной группой является студенчество. Общие интересы порождают у студентов общие потребности, мотивы, ценности и жизненные цели, способствующие формированию специфического группового самосознания, студенческой субкультуры поведения. Осознание таких интересов побуждает студенчество к общественно-политической активности. Поддержка такой активности — это одно важнейших направлений деятельности государства, являющееся основой молодежной политики.

Молодежная политика рассматривает активное участие молодежи и молодежных движений в общественной жизни как отдельно взятого региона, так и по всей территории России.

Каждая социально-политическая молодежная организация имеет свою целевую программу, направленную на повышение уровня комфорта жизни молодого поколения и решение посильных социальных проблем в родном городе. В поле их деятельности находятся следующие основные проблемы: трудовая занятость молодежи; профилактика преступности среди несовершеннолетних; поддержка социально значимых программ; содействие социальному, культурному и физическому развитию будущего поколения.

отсутствие достаточного и необходимого количества квалифицированных кадров в политической организации;

недостаточная организованность работы комитета молодежной общественной организации, и ее отделов, расположенных в муниципальных образованиях;

недостаточное финансирование деятельности МОО;

Такая картина характерна для всей страны в целом. Что касается Владивостока, то на его территории можно выделить порядка 50 действующих молодежных общественных организаций, 32 из них — участники «Круглого стола при главе города Владивостока». Самыми крупными организациями являются «Приморский клуб веселых и находчивых» и «Патриот Приморья». Но о существовании других организаций знают только те, кто непосредственно принимает участие в различных мероприятиях данных движений. Отсутствие презентации результатов деятельности МОО в СМИ объясняет малую заинтересованность и активность участия населения в молодежных движениях.

Население, которое не привлекают политические проблемы, ссылается на возрастную категорию, на скучность, не отдавая внимание ее содержанию и смыслу.

Несмотря на то, что современное общество активно внедряет информационные технологии, молодежь, особенно учащиеся, в качестве пользователей интернета далеко не всегда осведомлены в плане политической информации.

Источником такой информации, как для интересующегося деятельностью организаций, так и мало заинтересованного общества, может выступить проектируемый журнал для студенческой молодежи.

Задачей данной рубрики является информирование о молодежных движениях города, их деятельности и проектах, для привлечения и вступления в общества соответствующие их интересам.

Информация в таком журнале излагается на простом языке, с иллюстративной частью, карикатурами, социальной рекламой и пр. Все это обращает внимание читателя к существующим проблемам общества.

Таким образом, одной из задач проектируемого журнала для студентов является функция осведомления о политических проблемах и вопросах, которые рассматривают интересы студенческой молодежи, представленные в политической рубрике.

Вишневский, Ю.Р., Рубина, Л. Я. Социальный облик студенчества 90-х годов / Ю. Р. Вишневский, Л. Я. Рубина // СОЦИС. — 1997

Ильинский И. М. Молодежь и молодежная политика. — М.: Голос, 2001.

Ильинский И. М. О молодежной политике российского политического центризма. — М.: Голос, 2001.

Лясников Н., Лясникова Ю.Социально-экономические условия формирования духовной культуры студенческой молодежи

Несмелова М. Ю. Политическое поведение студенческой молодежи в современной России: Автореф. дис. канд. полит, наук. Казань, 1995. — 18 с.

Немерюк А. О молодежной политике с современной России // Жунрал “Власть”. 2009

Рожнов О. А. Молодежная политика и молодежное движение в России: 15 лет перемен // Вестник аналитики. 2005. № 3(21).

Российская молодежь: проблемы и решения. — М.: Центр социального прогнозирования, 2005.

Руткевич М. Н., Потапов В. П. Молодежь России: социальное развитие. — М.: Наука, 1995.

Проблемы молодежи.// Фонд “Общественное мнение”. Социологические исследования. Специальный выпуск. Июль 2002г.

Основные термины (генерируются автоматически): движение, деятельность организаций, интерес, молодежная политика, молодежь, молодое поколение, объединение, политическая активность молодежи, проблема, проектируемый журнал, современная Россия, студенческая молодежь.

Похожие статьи

Политическая активность российской молодежи на.

В статье рассматриваются особенности политического участия современной российской молодежи. Особое внимание уделяется проблемам участия молодых людей в политике и формам политического участия.

Молодежные общественные объединения в системе.

Наиболее активной и инициативной частью молодежи выступает студенчество. Студенческая молодежь высших учебных заведений представляет интерес как поколение, которое в силу значительного образовательного уровня, активного трудоспособного возраста.

Технология вовлечения молодежи в структуру молодежного.

Проблема вовлеченности молодежи в социально-политическую жизнь общества на современном этапе развития России особо актуальна, поскольку молодежь занимает высокий удельный вес в демографической структуре населения и определяет функционирование.

К вопросу о проблемах современного молодежного поколения

Ключевые слова: молодое поколение, адаптация, социализация, общественная жизнь, жизненные ориентиры, воспитание, физическая активность. «Все было бы здорово, если бы не так грустно»… Данная фраза вполне уместна для описания состояния современной молодежи.

Социальная активность молодежи | Статья в журнале.

Рис. 1. Социальная активность молодежи. Стремление молодых людей к

- политическая активность — форма, реализуемая в сфере политической деятельности

От присутствия людей с деловой активностью зависит успех предприятия, организация мероприятия.

Молодежная политика: исторические аспекты и современное.

Исторически молодежная политика как вид управленческой деятельности власти восходит к 1949 году, когда была принята «Европейская хартия об участии молодежи в жизни муниципальных и региональных образований».

Проблемы российской молодежи, или Как сделать правильный.

общество, Материальное благополучие, молодежная среда, современная российская молодежь, Россия, российское общество, гражданское общество, молодой человек, молодая, стратегия развития.

Политические аспекты государственной поддержки.

государственная поддержка, Россия, современная Россия, научно-техническое творчество молодежи, молодая, молодежная политика, молодое поколение, научно-техническое творчество, дополнительное образование.

Аполитичность современной молодежи | Статья в журнале.

Политическая активность российской молодежи на современном этапе.

Сплочение молодёжи как актуальное направление государственной молодежной политики.

Социальная значимость молодёжных круглых столов


Социальная значимость молодёжных круглых столов

Белованов Денис Васильевич, студент

Южно-Российский институт управления (филиал) Российской академии народного хозяйства и государственный службы при Президенте Российской Федерации (г. Ростов-на-Дону)

В статье освещена роль молодёжных круглых столов, значимость этого инструмента для вовлечения молодёжи в социальную практику. В статье приводятся доказательства эффективности проведения молодёжных круглых столов в рамках программ молодёжной политики. Также в работе рассматривается положение молодежи во взаимодействии с специалистами, занимающимися проблемами молодых граждан.

Ключевые слова: молодёжный круглый стол, молодёжь, молодёжная политика, инициативы

Для того чтобы раскрыть социальную значимость молодёжных круглых столов, необходимо определиться с термином Круглый стол, именно в аспекте молодёжного развития. Молодёжный круглый стол — открытое собрание молодых людей и привлечённых экспертов, направленное на освещение и обсуждение проблем и вопросов, затрагивающих интересы молодёжи.

Очевидно, что будущее любого государства — молодые люди от 16 до 30 лет. Руководство нашей страны, понимая данный факт, затрачивает всё больше и больше ресурсов на их интеллектуальное, физическое и духовно-нравственное развитие [1]. Следовательно, важно правильно выстраивать взаимодействие с молодёжью. Так, важным аспектом воспитания и подготовки молодых граждан является встреча с экспертами в формате круглого стола.

Если рассматривать молодёжный круглый столы как инструмент молодёжной политики, то его задачами является:

а) проведение информационно-пропагандистской деятельности в молодёжной среде;

б) воспитание морально-нравственных качеств молодых людей;

в) формулирование конкретной проблемы, затрагивающей интересы молодёжи;

г) налаживание контакта между приглашёнными экспертами и молодёжью, интересующейся проблематикой данных специалистов;

д) получение обратной связи;

е) налаживание плодотворной дискуссии экспертов и молодёжи;

ж) выработка идей конкретных решений по проблеме.

Таким образом, молодёжные круглые столы способствуют налаживанию связей между специалистами, которые могут помочь в решении молодёжных проблем, и собственно молодёжью. Так, осветив проблемы и поставив актуальные вопросы молодые и социально активные граждане сразу же получают ответную реакцию специалистов.

Коммуникация между молодыми людьми и экспертами ведёт к выработке стратегии по решению неразрешённых проблем. Прямой диалог позволяет обеим сторонам лучше понимать современное положение. Для экспертов это возможность услышать и понять мнение, тех, чьи интересы они призваны защищать. В то же время, для молодых граждан круглый стол — удобный случай глубже вникнуть в суть проблемы и увидеть картину целиком и шанс получить верную информацию из «первых рук».

Молодёжные круглые столы несут в себе главным образом информационную нагрузку. Во-первых, каждая сторона-участник круглого стола получает обратную связь, т. е. видение оппонента. Во-вторых, обе стороны больше узнают друг о друге. В-третьих, вырабатывается общее видение по тем или иным проблемам, затрагивающим интересы обеих сторон-участников круглого стола. И, в-четвёртых, молодёжные круглые столы обеспечивают открытость научных и управленческих кругов для граждан.

Организация круглых столов — процесс, направленный на вовлечение молодёжи в социальную практику. Он включает в себя такие элементы как:

а) воспитание гражданской ответственности и патриотизма;

б) вовлечение молодёжи в трудовую деятельность;

в) вовлечение молодёжи в общественно-политическую жизнь;

г) развитие правовой грамотности в молодёжной среде;

д) развитие молодёжных объединений и волонтёрства;

е) поддержка общественных инициатив;

ж) воспитание семейных ценностей и поддержка молодых семей.

Следовательно, молодёжные круглые столы помогают активизировать молодых граждан и поддержать инициативность этих слоёв населения в социальной, политической и иных сферах жизнедеятельности общества.

Любой круглый стол — встреча людей, которые обсуждают определённые проблемы и пытаются понять, какие действия следует предпринять для их решения. Отсюда, каждый такой круглый стол — инструмент решения нерешённых проблем. Он помогает управленческим и научным кругам взглянуть глазами молодёжи на то, как же всё-таки реализуется молодёжная политика. Объект молодёжной политики представляется таким экспертам уже не просто теоретическим понятием, которое существует исключительно на бумаге, а конкретными людьми — молодежью, которая может обрисовать те пробелы, которые следует закрыть.

С другой стороны, молодые участники таких круглых столов могут познакомиться с профессионалами в сфере молодёжной политики, эти встречи помогают молодым людям образовываться и получать полезный социальный опыт.

Круглый стол — интерактивная форма встречи. Особенность данной формы состоит в том, что участники обмениваются мнениями друг с другом при полном равноправии каждого. Эта форма собрания позволяет обсуждать любые вопросы, узнать мнения всех участников собрания. По своей сути, это собрание-беседа, процесс взаимодействия организуется таким образом, что все участники оказываются вовлеченными в процесс обсуждения [2].

Рассматривая формат проведения молодёжных круглых столов важно отметить, что каждый участник встречи имеет право высказаться и отстаивать свою точку зрения. Сама идея круглого стола подразумевает равенство всех участников, и в условиях, когда молодые люди сталкиваются лицом к лицу с представителями тех кругов, которые занимаются проблематикой молодёжной среды, эта идея перерастает в возможность сказать и выслушать.

Каждый участник встречи может открыто заявить о проблемах, а также социальных проектах, которые могут быть реализованы при поддержке определённых кругов. Так в молодёжной среде активно развивается направление по обучению и выработке социально-значимых проектов. Так, эти проектные школы, обучают молодых людей вырабатывать свои идеи, но их основная проблема — невозможность реализовать проект из-за неимения поддержки со стороны научных, общественных и управленческих кругов, а также финансирования. Следовательно, круглый стол, на котором проходит рассмотрение молодёжных проектов, может послужить акселератором для развитии и реализации социального проекта.

Каждый круглый стол представляет собой площадку, на которой высказываются инициативы молодых людей, и каждая такая инициатива должна выходит за пределы «бумажных набросков» и (в случае, её реальности) поддерживаться специалистами-участниками встречи и доводиться до своего логического завершения — реализации социально-полезного проекта.

Таким образом, молодёжные круглые столы помогают наладить общение молодёжных активистов и экспертов. Молодым людям важно высказать своё мнение по проблемам, затрагивающим их деятельность, высказать идеи по их решению и получить от профессионалов более полную информацию. В то же время, для приглашённых на молодёжные круглые столы экспертов важно получить обратную связь от молодых активных людей, осветить настоящее положение вещей, разглядеть наиболее деятельных и подготовленных общественников, а также принять на вооружение те идеи и проекты, которые были предложены на круглом столе.

Следовательно, встречи, организованные в формате молодёжных круглых столов ломают информационные барьеры и вакуум, которые существуют между молодёжью и общественными, административными и научными деятелями.

Если рассматривать социальную значимость молодёжных круглых столов в практическом ключе, то очевидным становится то, что молодёжи полезно встречаться и общаться со следующими категориями приглашённых экспертов:

а) руководство муниципального образования и региона– данная категория поможет молодёжи понять работу муниципальных органов власти и может дать оценку конкретным проблемам, в сфере молодёжной политике;

б) предприниматели — помогают молодёжи увидеть потенциал малого и среднего предпринимательства, могут помочь в поддержке социальных проектов;

в) преподаватели и руководство ведущих ВУЗов региона — освещают проблемы системы образования и принимают активность молодых людей для реализации студенческих программ;

г) общественные организации — стимулируют активность молодёжи, вовлекают их в свои программы и мероприятия, создают основу для волонтёрской и иной деятельности молодёжи;

д) партийные лидеры муниципального образования и регион — демонстрируют плюрализм мнений и способствуют вовлечению молодёжи в избирательные программы, доказывают развитие в стране демократических институтов;

е) лидеры религиозных организаций — осуществляют наставническую работу, работают над воспитанием морально-духовных качеств молодых граждан.

Таким образом, молодёжные круглые столы позволяют охватить весь спектр общественных интересов студентов, школьников и работающей молодёжи. Направленность возможных встреч, организованных в формате круглых столов может быть также различной и охватывать как обобщенные проблемы развития молодёжной политики и молодёжных инициатив, так и освещать узкие, конкретные темы, как например «взаимодействие молодёжи и людей с ограниченными возможностями».

К тому же, важно помнить, что все встречи несут на себе индивидуальный характер, то есть каждый участник круглого стола имеет возможность познакомиться с людьми, занимающимися молодёжными проблемами как в формате «молодой активист — эксперт», так и в формате «молодой активист — молодой активист».

И если первый тип взаимодействия был раскрыть чуть выше, то коммуникация и формирование устойчивых связей между молодыми активистами-общественниками приведёт к формированию социально активного и социально подготовленных граждан, воспитанных в соответствии с морально-этическими нормами. И такая прослойка людей в будущем и может повлиять на развитие и изменение государства и общества.

Подводя итог всему вышесказанному, важно отметить, проведение молодёжных круглых столов несёт на себе отпечаток подготовительного этапа для развития и воспитания молодёжи, следовательно социальная значимость таких мероприятий проявляется в подготовке активной и небезразличной к проблемам других людей граждан. Такие встречи дают возможность раскрыть потенциал каждого конкретного участника, реализовать озвученные идеи, а также натолкнуть на рассуждение о конкретной проблеме.

Поэтому без проведения молодёжных круглых столов будет очень трудно наладить тесную связь между молодыми людьми и специалистами в сферах, затрагивающих молодёжь.

  1. Гарькин И. Н., Гарькина И. А. Молодёжные форумы — площадка для личностного и профессионального развития молодых специалистов // Молодой ученый. — 2014. — № 18. — С. 533–535.
  2. Маркелова С. Ю. Круглый стол — интерактивная форма проведения родительских собраний как средство реализации положений ФГОС ДО // Молодой ученый. — 2016. — № 4. — С. 790–793.

Основные термины (генерируются автоматически): круглый стол, молодежная политика, стол, проблема, молодая, молодежная среда, социальная значимость, молодежный круглый стол, молодой активист, обратная связь.

Круглый стол " Молодежь и выборы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

В предверье президентских выборов, встреча с депутатами от партии "Единая Россия".

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол " Молодежь и выборы"»

Круглый стол «Молодёжь и выборы»

Изучение уровня политической и правовой культуры молодежи.

Формирование активной гражданской позиции и ответственного отношения к участию в избирательных кампаниях.

Повышение гражданско-правовой культуры и правосознания молодежи.

Информационное обеспечение молодого поколения по конституционным, правовым и общественно-политическим вопросы

Оборудывание: мультимедийный проектор.

ПРИВЕТСТВЕННОЕ СЛОВО СТАРШЕКЛАССНИКАМ : « Президент- это звучит гордо»

Наш президент это эпоха

Он символ нации живой!

Россия снова воссияла

Объявлен беззаконью бой!

Так пусть же победит законность!

Во имя прав простых людей!

Уже заложен камень правды

Взамен кривых, пустых идей!

За вековечные страданья

От массы пережитых бед!

Русь получила отпущенье

И нам судьбою дан ответ.

Что прощены мы за безбожье

И за безнравственный предел

И что минуло безвозвратно

А путь открыт для славных дел.

Президент-это звучит гордо и почетно!

Но не все понимают какой это труд.

Президент не может уйти с работы по болезни.

Весь срок на который его выбрал народ,

Он должен изнурительно трудиться на благо нации.

Быть президентом это большая ответственность за весь мир.

Президент должен принимать решения

Действовать во благо своей страны

А страна это прежде всего народ,живущей на ней!

Я- гражданин Российской Федерации!

Россия-наш дом, а это значит,

Что в ней нам должно быть хорошо и приятно.

Наша страна очень большая, а проблем в ней еще больше.

Кто их решает? Конечно же президент!

Спасибо, Господи за то

Что я живу в большой стране!

Чьим жителям не все равно,

На зло, которое извне!

За то, что свой Российский Флаг!

Мы с каждым годом больше ценим!

И никакой свирепый враг

Нас не поставит на колени!

За дух,что непоколебим,

За справедливость к кому-либо.

За то, что к нам вернулся Крым!

Время мчится быстро ( показать движение времени)

Скоро настанет день выборов нашего лидера

И нам с вами решать по какому пути идти

И каким свою Родину вести

( все вместе) и выбирай.

Поем песню « Гимн России будущего»

В работе круглого стола принимает участие самая активная молодежь нашей школы, учителя, гости (представление гостей). ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Давайте аплодисментами поприветствуем друг друга.

Каждый человек в своей жизни вынужден делать множество выборов: куда поехать в отпуск, как назвать сына или дочь, куда поступить, что купить в подарок любимой маме. И этот выбор для всех нас представляется очень ответственным. Но в жизни есть куда более серьезные и ответственные выборы, от которых зависит наше с вами будущее. И это будущее выбираем мы. Совсем скоро, ребята, вы станете избирателями, а это значит, что у вас появится право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления. Попытаться хотя бы в общих чертах представить себе всю процедуру выборов, понять всю ответственность своего выбора, - главная задача нашей сегодняшней встречи.

Приглашаю наших гостей занять место в президиуме.

Право открыть круглый стол предоставляется_________________________________________

- О чем чаще всего просят Вас избиратели?

-Какова Ваша программа?

-Какие проблемы избирателей Вам удалось решить за последнее время?

- Когда Вы станете депутатом, что предпримите в первую очередь?

- Как вы реагируете на « несправедливую» с вашей точке зрения критику?

- Как избиратели могут контролировать деятельность своего депутата?

-Идеальна ли система выборов или у нее имеются недостатки?

- Голосуют ли священнослужители или для них это необязательно?

- Партии могут выдвигать беспартийных депутатов?

- Как планируется развивать в ближайшее время наш округ?

- Какие из проблем, стоящих перед районом, требуют решения в самое ближайшее время?

- Какие цели вы ставите перед собой в политике?

- Этот год называют годом « волонтера». Что планируется предпринять депутатами в этом направлении?

В заключении круглого стола ребята делятся планами по проектной деятельности : « Маленькие церкви в Пушкинском районе».

Читайте также: