Круглый стол малое и среднее предпринимательство

Обновлено: 04.07.2024

Коротков Алексей Владимирович

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике, руководитель рабочей группы при Комитете по вопросам малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации Алексей Коротков Коротков
Алексей Владимирович представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Калининградской области провел «круглый стол», на котором обсуждались меры государственной поддержки малых и средних предприятий в рамках реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В мероприятии приняли участие заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Андрей Епишин Епишин
Андрей Николаевич представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Тверской области , член Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Дмитрий Шатохин Шатохин
Дмитрий Александрович представитель от исполнительного органа государственной власти Республики Коми , директор Департамента инвестиционной политики и развития предпринимательства Министерства экономического развития РФ Милена Арсланова, генеральный Директор АО «Корпорация МСП» Александр Браверман, аудитор Счетной палаты РФ Андрей Перчян, руководители федеральных и региональных органов государственной власти, предприятий малого и среднего бизнеса, представители экспертного сообщества.

Рекомендации

Утверждены на заседании Комитета Совета Федерации по экономической политике 28 мая 2019 года (Протокол № 177)

Комитет Совета Федерации по экономической политике в соответствии с пунктом 4.42 плана мероприятий Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации на весеннюю сессию 2019 года провел «круглый стол» на тему «Проблемы и перспективы оказания государственной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства».

В работе «круглого стола» приняли участие члены Совета Федерации, представители профильных министерств и ведомств, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, предприятий, общественных и научных организаций.

Участники «круглого стола» обсудили опыт получения малыми и средними предприятиями государственной поддержки, а также меры государственной поддержки в рамках реализации Национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

Цель проведения «круглого стола» – популяризация мер государственной поддержки, а также выработка рекомендаций, направленных на повышение эффективности получения субъектами малого и среднего предпринимательства (далее — МСП) государственной поддержки.

Участники «круглого стола» отметили, что экономическая и социальная стабильность страны напрямую зависит от развития малого и среднего предпринимательства.

Согласно результатам опроса, проведенного Российским союзом промышленников и предпринимателей в рамках работы над «Докладом о состоянии делового климата в Российской Федерации – 2018: оценки малого и среднего бизнеса», малый бизнес склонен оценивать предпринимательский климат страны как динамичный. В тоже время прослеживаются и пессимистичные оценки перспектив его развития, а также общее ухудшение деловой среды. Ключевыми проблемами малые компании называют избыточно высокие налоги и сложность с доступом к кредитным ресурсам и говорят о реальности получить кредит лишь по ставке выше 12% годовых. Также малый бизнес отмечает проблемы, связанные с предъявлением в процессе проверки новых, неожиданных для компании обязательных требований.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2018 года № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» Правительством России утвержден национальный проект «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» (далее – национальный проект) с общим объемом финансирования 481,5 млрд. рублей.

Участники «круглого стола» заслушали информацию Министерства экономического развития Российской Федерации о структуре, основных показателях, мероприятиях и финансовом обеспечении национального проекта. Основными целями реализации национального проекта являются: увеличение к 2024 году численности занятых в секторе малого, среднего и индивидуального предпринимательства (далее – МСИП) до 25 млн. человек; рост их доли в валовом внутреннем продукте до 32,5%; повышение доли экспортеров из числа МСИП в общем объеме несырьевого экспорта не менее чем до 10%; увеличение банковского кредитования (должно быть выдано более 10 трлн. рублей льготных кредитов по льготной ставке (ключевая ставка плюс 2%, но для заемщика не выше 8,5%); рост объема закупок, осуществляемых крупнейшими заказчиками должен составить 5 трлн. рублей. Кроме того, планируется, что до конца 2024 года 2,4 млн. самозанятых граждан зафиксируют свой статус с учетом введения специального налогового режима.

Участники «круглого стола» отметили актуальность мер, предусматриваемых национальным проектом. Подчеркнули важность финансовой поддержки субъектов МСП, оказываемой с участием Национальной гарантийной системы (далее — НГС), участниками которой являются АО «Корпорация „МСП“, АО „МСП Банк“ и региональные гарантийные организации, созданные во всех субъектах Российской Федерации.

Участники «круглого стола» заслушали информацию АО «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства» (далее — Корпорация). Так, в период с 1 января по 25 марта 2019 года субъектам МСП с участием НГС предоставлен консолидированный объем финансовой поддержки в размере 52 млрд. рублей.

В соответствии с паспортом национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» за период 2019–2024 годов консолидированный объем финансовой поддержки субъектам МСП должен составить не менее 10 трлн рублей, в том числе в 2019 году – 1 120,3 млрд. рублей. Данный объем будет обеспечен за счет реализации Минэкономразвития России и АО «Корпорация „МСП“ Программы субсидирования кредитования субъектов МСП, а также финансовой поддержки субъектов МСП в рамках Национальной гарантийной системы.

В целях решения задачи «Упрощение доступа к льготному финансированию, в том числе ежегодному увеличению объема льготных кредитов, выдаваемых субъектам малого и среднего предпринимательства, включая индивидуальных предпринимателей» АО «Корпорация „МСП“ с участием Минэкономразвития России, Банка России, российских банков, общественных объединений предпринимателей и институтов развития, региональных гарантийных организаций разработана и утверждена Методология системы внутренних рангов акционерного общества „Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства“ для региональных гарантийных организаций, включая систему последующего мониторинга и последующего контроля (далее соответственно — Методология, Система внутренних рангов).

Участники «круглого стола» отметили как эффективные мероприятия, проводимые АО «Корпорация „МСП“ по расширению доступа субъектов МСП к закупкам компаний с государственным участием, по развитию (»выращиванию») поставщиков – субъектов МСП, по реализации обучающих программ, в том числе социально ориентированных, направленных на формирование предпринимательского мышления и развитие предпринимательских компетенций у потенциальных, начинающих и действующих предпринимателей; разработанный комплекс мер (»коробочный» продукт) для сельскохозяйственных кооперативов и фермеров-членов сельскохозяйственных кооперативов, а также маркетинговую и информационную поддержку субъектов МСП, организованную через бесплатный единый личный кабинет на Портале Бизнес-навигатора.

По состоянию на 25 марта 2019 года перечни государственного и муниципального имущества, предназначенного для предоставления в аренду субъектам МСП, утверждены во всех субъектах Российской Федерации, в 3 881 муниципальном образовании и содержат 54 533 объекта.

Участники «круглого стола» отметили, что по‑прежнему одной из чувствительных для предпринимателей проблем является наличие большого количества проверок со стороны контрольно-надзорных органов.

В этой связи Корпорацией ведется работа по созданию с использованием функционала Портала информационных ресурсов для предпринимателей так называемого «зеркального реестра проверок», который позволит предпринимателю сообщать о нарушениях, допущенных при проведении проверок, с обеспечением реагирования Генеральной прокуратуры Российской Федерации на выявленные нарушения. Планируемый срок завершения разработки такой системы – 15 октября 2019 года с дальнейшим тестированием в течение октября-ноября 2019 года с участием предпринимателей.

Участники «круглого стола» полагают значимым создание механизма вывода предприятий МСП на зарубежные рынки и подтвердили целесообразность пилотного внедрения такого механизма в секторе сельского хозяйства. Для решения данной задачи был предложен проект по созданию Международной цифровой продовольственной биржи малого и среднего предпринимательства на базе цифровых технологий при участии крупнейших российских корпораций, разработанный экспертами.

Участники «круглого стола» обратили внимание на целесообразность пересмотра размеров административных штрафов в сферах технического регулирования, оборота алкогольной продукции и эксплуатации автотранспорта, в части их соразмерности тяжести совершенного правонарушения, допущения судебного снижения наложенных штрафов для всех видов субъектов административных правонарушений, а также снижения ниже половины минимального размера штрафа.

Представитель Счетной палаты Российской Федерации отметил ряд проблем в оценке эффективности осуществления государственной поддержки МСП, в частности: отсутствие полной и достоверной консолидированной информации об объемах государственной поддержки МСП; отсутствие объективных показателей результативности использования государственной поддержки МСП, характеризующих деловую активность субъектов МСП, получивших государственную поддержку.

Вместе с тем, по мнению представителя НП СРО «Национальный Союз мясопереработчиков», требование к субъектам МСП предоставлять дополнительные сведения о результативности использования субсидий при всей актуальности данных показателей станет дополнительным обременением для развивающихся малых и средних предприятий.

На «круглом столе» также обсуждались проблемные вопросы малого торгового бизнеса, уточнения правил и принципов организации нестационарной и мобильной торговли, осуществляемой субъектами МСП, сложности, возникающие у предприятия при смене категории субъекта малого и среднего предпринимательства, (например, микропредприятия — в малое предприятие). Одновременно указывалось на необходимость цифровизации сферы МСП и расширение инструментария государственной поддержки сферы МСП за счет выстраивания открытой транспортно-логистической инфраструктуры для доведения продукции МСП до конечных потребителей (развития маркетплейсов) и использования возможностей краудфандинга.

Участники «круглого стола», обсудив вышеизложенные вопросы, поддержали инициативу Минэкономразвития России о проведении в 2020 году Года предпринимательства и рекомендуют:

Правительству Российской Федерации:

рассмотреть вопрос внесения изменений в нормативные правовые акты, регулирующие государственную поддержку субъектов МСП, в целях обеспечения объективной оценки результата и влияния поддержки на достижение стратегических показателей развития МСП: вклад МСП в валовой внутренний продукт России и увеличение численности занятых в сфере МСП, учитывая необходимость оценки показателей финансово-экономической деятельности субъектов МСП – получателей такой поддержки (в т. ч. выручку, прибыль, вклад в валовой региональный продукт и т. п.);

рассмотреть возможность установления в Федеральном законе от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» нормы, предусматривающей оплату заказчиком товара, работы, услуги в срок не более тридцати дней со дня подписания заказчиком документа о приемке по договору (отдельному этапу договора), заключенному по результатам закупки с субъектами МСП, а также установить обязанность заказчика в положении о закупке устанавливать перечень товаров, работ, услуг, при закупке которых заказчиком будут применены иные сроки оплаты или порядок их исчисления.

Министерству экономического развития Российской Федерации разработать и внести в Государственную Думу:

проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях формирования единого реестра субъектов малого и среднего предпринимательства – получателей государственной поддержки;

проект федерального закона о внесении изменений в Федеральный закон «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» в целях развития национальной гарантийной системы поддержки малого и среднего предпринимательства», предусматривающих закрепление системы внутренних рангов и соответствующих полномочий Корпорации по присвоению рангов Региональным гарантийным организациям;

а также проработать вопросы:

о внесении изменений в правила предоставления и распределения субсидий на государственную поддержку МСП, предусматривающих включение показателей результативности использования субсидии, характеризующих изменение деловой активности субъектов МСП вследствие оказанной поддержки и позволяющих в дальнейшем оценивать вклад МСП в валовый внутренний продукт;

о принятии мер по обеспечению достоверности отчетных данных по исполнению показателей результативности использования субсидии;

об установлении единых требований к организации деятельности микрофинансовых организаций в целях обеспечения эффективного использования средств федерального бюджета, направленных на развитие микрофинансирования, и выполнения стратегических целей национального проекта;

о внесении изменений в законодательство в части исключения возможности выдачи поручительств Региональных гарантийных организаций субъектам МСП при предоставлении им займов микрофинансовыми организациями, осуществляющими финансирование субъектов МСП;

о внесении изменений в законодательство в части установления запрета на оказание поддержки в отношении субъектов МСП, являющихся микрофинансовыми организациями и/или оказывающих коллекторские услуги;

об обеспечении максимальной открытости при разработке критериев отбора образовательных программ, курсов, в том числе модульных, направленных на развитие предпринимательских компетенций для каждой целевой группы, для включения в перечень обучающих программ, рекомендованных Минэкономразвития России для реализации в центрах «Мой бизнес», в соответствии с паспортом федерального проекта «Популяризация предпринимательства» (утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» от 11 декабря 2018 года № 4);

расширения инструментария государственной поддержки сферы МСП за счет содействия разработке франшиз на базе инфраструктуры поддержки субъектов МСП — Центров «Мой бизнес».

Органам государственной власти субъектов Российской Федерации продолжить работу:

по реализации обучающих программ АО «Корпорация „МСП“;

по внедрению и реализации мероприятий по «выращиванию» субъектов МСП в соответствии с методическими рекомендациями по вопросам оказания финансовой, имущественной, информационной, маркетинговой и иной поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства в целях стимулирования их развития в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг заказчиками, определенными Правительством Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 18 июля 2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц», утвержденными решением Совета директоров АО «Корпорация „МСП“ (протоколы от 17.11.2017 года № 45, от 26.12.2018 года № 68).

Акционерному обществу «Федеральная корпорация по развитию малого и среднего предпринимательства»:

подготовить предложения в части реализации крупнейшими заказчиками мероприятий, направленных на оказание финансовой, имущественной, информационной, маркетинговой и иной поддержки субъектов МСП в целях стимулирования их развития (»выращивания») в качестве поставщиков (исполнителей, подрядчиков) при осуществлении закупок товаров, работ, услуг.

Совету Федерации Федерального Собрания Российской Федерации при поступлении в установленном порядке обеспечить приоритетное рассмотрение проектов федеральных законов, предусматривающих:

формирование единого реестра субъектов МСП – получателей государственной поддержки;

закрепление системы внутренних рангов и соответствующих полномочий Корпорации по присвоению рангов Региональным гарантийным организациям.

Константин Долгов принял участие в «круглом столе» на тему «О ходе реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике, представитель от исполнительного органа государственной власти Мурманской области Константин Долгов «В регионах Арктической зоны должен быть спецрежим государственной поддержки малого и среднего бизнеса в связи с региональными особенностями, в частности, большими затратами на производство».

В Совете Федерации состоялся «круглый стол» на тему «О ходе реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», который провел Комитет по экономической политике.

Юрий Федоров и Николай Журавлев

«Круглый стол» на тему «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

«Круглый стол» на тему «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

«Круглый стол» на тему «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

«Круглый стол» на тему «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

«Круглый стол» на тему «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

«Круглый стол» на тему «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

«Круглый стол» на тему «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

«Круглый стол» на тему «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

«Круглый стол» на тему «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

«Круглый стол» на тему «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

«Круглый стол» на тему «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

Юрий Федоров и Николай Журавлев

«Круглый стол» на тему «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»

В мероприятии участвовали члены СФ, заместитель Министра экономического развития Вадим Живулин, вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Елена Дыбова, представители Счетной палаты РФ, профильных министерств и ведомств, руководители региональных органов государственной власти, общественных организаций, экспертного сообщества.

Участники «круглого стола» обсудили проблемы реализации региональной составляющей национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы», вопросы семейного бизнеса, развития и поддержки ремесленничества.

Было отмечено, что Нацпроект впервые посвящен предпринимательству, ранее существовали приоритетные проекты, которые охватывали социальные сферы жизни людей.

Смотрите также

20 ноября 2019 года, 18:20г.

Рассматривались необходимость снижения налоговых ставок и налоговой нагрузки на малый бизнес, вопросы о самозанятых и реформе контрольно-надзорной деятельности, о проблемах в ходе реализации национального проекта в регионах.

В частности, заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике, представитель от исполнительного органа государственной власти Мурманской области Константин Долгов Долгов
Константин Константинович представитель от исполнительного органа государственной власти Мурманской области проинформировал об особенностях реализации нацпроекта в регионах, расположенных на территории Арктической зоны Российской Федерации. Сенатор сообщил, что Мурманская область с начала 2019 года потеряла почти 10 процентов предприятий МСП, Коми — приблизительно около 9 процентов, Архангельская область – тоже порядка 9 процентов»

«Там должен быть спецрежим государственной поддержки малого и среднего бизнеса в связи с региональными особенностями, в частности, большими затратами на производство», — сказал К. Долгов.

Было сказано о необходимости работать над снижением выплат по страховым взносам.

Сенатор обратил внимание, что у частного бизнеса в арктических регионах само по себе затратное производство, очень большие затраты на ведение бизнеса. «Например, втрое среднероссийское значение превышается по топливу и энергии в Мурманской области. Плюс ежегодный дополнительно оплачиваемый отпуск – это тяжелым обременением ложится на предпринимателей».

«Ряд министерств поддерживают те предложения, которые арктические регионы, и, в частности, Мурманск, продвигают по выравниванию базовой конкурентоспособности для предпринимателей в районах Крайнего Севера, и приравненным к ним местам», — продолжил сенатор. Он обратил внимание и плоские тарифы на авиаперевозки, носящие.

«Но есть альтернативные предложения. Они сейчас активно прорабатываются, в частности в Мурманске. Например, грантовая поддержка, то есть это гранты на создание собственного бизнеса, субсидии на подключение к электросетям и субсидия на затраты субъектов на электроэнергию и другие. Такой режим наибольшего благоприятствования создается в регионе», — заявил Константин Долгов.

Участниками «круглого стола» особо отмечено, что на сегодняшний момент меры по финансовой поддержке, налоговым льготам со стороны Государства не достаточны. «Все это требует более детального изучения, изыскания средств и механизмов усиления господдержки», — подвел итог сенатор.

По итогам «круглого стола» участникам заседания было предложено направлять свои предложения для подготовки рекомендаций, которые будут доведены до Правительства.

Ход реализации нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство» рассмотрели в Совете Федерации

Участники «круглого стола» рассмотрели региональную составляющую проекта.

Комитет Совета Федерации по экономической политике организовал «круглый стол» на тему «О ходе реализации национального проекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».

В мероприятии участвовали заместитель Председателя СФ Николай Журавлев, Журавлев
Николай Андреевич представитель от исполнительного органа государственной власти Костромской области первый заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике Юрий Федоров, Федоров
Юрий Викторович представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Удмуртской Республики члены СФ, заместитель Министра экономического развития Вадим Живулин, вице-президент Торгово-промышленной палаты Российской Федерации Елена Дыбова, представители Счетной палаты РФ, профильных министерств и ведомств, руководители региональных органов государственной власти, общественных организаций, экспертного сообщества.

6 ноября 2019 года, 13:02г.

Вадим Живулин рассказал о нацпроекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». «Нацпроект впервые в истории посвящен предпринимательству, до этого были приоритетные проекты, которые в основном охватывали социальные сферы жизни людей».

Нацпроект впервые в истории посвящен предпринимательству, до этого были приоритетные проекты, которые в основном охватывали социальные сферы жизни людей

Он отметил, что во многих странах показателем эффективности развития предпринимательства является количество продуктов, выводимых на экспорт. «По итогам реализации нацпроекта мы должны получить 25 миллионов занятых в секторе МСП, почти 2,5 самозанятых граждан во всех субъектах РФ, десять процентов несырьевого экспорта должен составить экспорт субъектов МСП. До трети необходимо увеличить объем МСП в валовом внутреннем продукте».

Николай Журавлев затронул тему налоговых ставок. «Может быть, имеет смысл подумать над тем, чтобы по мере роста администрирования налогов оптимизировать налоговые ставки для малого и среднего бизнеса. Мы помним, что были льготы по так называемым зарплатным налогам, отчислениям в страховые фонды, для ряда участников малого бизнеса, но с определенного времени эта льгота была ликвидирована. Необходимо провести анализ, нужно ли было это делать».

Сенатор сообщил, что вопросы налоговой нагрузки на малый бизнес будут комплексно рассматриваться на совместном выездном заседании комитетов СФ по бюджету и по экономической политике, которое пройдет 12 декабря в Московской области.

Юрий Федоров отметил, что при наличии сходных проблем, у каждого региона есть свои особенности в сфере развития малого и среднего бизнеса. «Бизнесменов волнует расширение торговых сетей в регионах, сокращение малого бизнеса в результате введения механизма маркировки отдельных видов товаров, онлайн-кассы, и главное – прекращение с 1 января 2021 года действия специального налогового режима».

Сенатор коснулся вопроса о самозанятых и предложил ускорить сроки распространения специального налогового режима для этой категории «Налог на профессиональный доход» на территорию всей страны.

По словам парламентария, малый и средний бизнес также волнует реформа контрольно-надзорной деятельности». «Мы ждем, что до конца сессии этот закон будет принят».

Епишин Андрей Николаевич

Заместитель председателя Комитета СФ по бюджету и финансовым рынкам Андрей Епишин Епишин
Андрей Николаевич представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Тверской области остановился на ключевых индикаторах состояния малого и среднего бизнеса. «Помимо количества малых предприятий, численности занятых, очень важный индикатор – объем инвестиций, привлеченных за год субъектами малого и среднего бизнеса, и косвенный показатель – объем привлеченной ими кредитной массы».

Кравченко Владимир Казимирович

Член Комитета Совета Федерации по экономической политике, представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области Владимир Кравченко Кравченко
Владимир Казимирович представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Томской области рассказал о проблемных вопросах в ходе реализации национального проекта в регионе.

Заместитель председателя Комитета СФ по экономической политике, представитель от исполнительного органа государственной власти Мурманской области Константин Долгов Долгов
Константин Константинович представитель от исполнительного органа государственной власти Мурманской области проинформировал об особенностях реализации нацпроекта в регионах, расположенных на территории Арктической зоны Российской Федерации. Там должен быть спецрежим государственной поддержки малого и среднего бизнеса в связи с региональными особенностями, в частности, большими затратами на производство. Сенатор сообщил, что Мурманская область с начала 2019 года потеряла 10 процентов предприятий МСП, Коми — приблизительно 9 процентов, Архангельская область – 9 процентов».

Член Комитета СФ по экономической политике, руководитель рабочей группы при Комитете Совета Федерации по экономической политике по вопросам малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации Алексей Коротков Коротков
Алексей Владимирович представитель от законодательного (представительного) органа государственной власти Калининградской области предложил участникам заседания направлять свои предложения для подготовки рекомендаций «круглого стола», которые будут доведены до Правительства.

Время цифровизации бизнеса настало


Пандемия стала катализатором для введения цифровых сервисов даже в малом и микро-бизнесе. Однако, как отметил Игорь Павловский, сегодня количество решений и софта по цифровизации компаний превышает реальный спрос. Заместитель директора по b2g "ЭР-Телеком Холдинг" Алексей Паламарчук подтверждает, что это действительно так. Сейчас сформировался целый пакет интересных предложений в сфере развития информационных технологий, а спрос на него сильно отстаёт от того объёма предложений, который есть на рынке. Спикер подчёркивает, что для этого есть три основные причины.

"Цифровые технологии — это очередная технологическая революция, и в данном случае это естественный процесс. Любые новые разработки проходят стадию, когда они становятся уделом избранных. Спустя долгое время передовые решения становятся востребованы обществом. А предприниматели, как люди глубоко практичные, ориентируются на тот спрос, который формируется в обществе", — отмечает Алексей Паламарчук.

Поэтому пока есть существенный разрыв между компетенцией решений и тем спросом, который есть на рынке со стороны предпринимателя. Бороться с этим можно посредством развития инфраструктуры (это та роль, которую сегодня берёт на себя государство). Также, по мнению эксперта, важно делать акцент не на технологичности решений, а на их пользе для предпринимателей, их бизнеса и для конечного потребителя. Так "ЭР-Телеком Холдинг" уже представил новый сервис, который в автоматическом режиме одновременно решает задачи проверки температуры, наличия масок и подлинности сертификатов о вакцинации, тем самым помогает корпоративным заказчикам отказаться от широкого использования людских ресурсов.

Игорь Павловский говорит, что в теории малый бизнес должен быть всегда впереди и подхватывать все новые веяния. "Почему же сейчас так не происходит и что останавливает предпринимателей?", — задал он вопрос участникам дискуссии. Владелец digital-агентства Wolf-Consult Артур Кондраков подчёркивает, что для того, чтобы оцифроваться, нужно остановиться, подняться выше своих ежедневных задач и посмотреть на бизнес со стороны.

"Сейчас существует проблема в низкой цифровой грамотности управленцев-собственников. Многие не представляют, как происходит оцифровка и что они получат в итоге. В моей практике даже бывает много случаев, когда компания не может сформировать техническое задание по оцифровке. Сильно влияет и инертность персонала, потому что любые изменения — это всегда стресс для человека", — отмечает Кондраков. У предпринимателей должна появиться потребность в цифровых решениях, и сейчас она рождается, потому что условия рынка требуют цифровых подписей, онлайн-чеков, удалённой сдачи отчётности. Выбора просто не остаётся.

Кроме того, сейчас за счёт цифровизации можно выделиться среди конкурентов путём небольших удобств, прежде всего для сотрудников, чтобы они могли эффективно работать, а алгоритмы брали на себя часть рутинных задач и разгружали персонал.

Но не весь бизнес обращается за помощью к профессионалам. Руководитель IT-проектов Центра "Мой Бизнес" в Санкт-Петербурге Виктор Фаберже добавляет, что многие идут своим тернистым путём, часто не слушая никаких советов. Но всё больше и больше предпринимателей прислушиваются к профессионалам и совершенствуют свою систему управления. Руководителям предприятий пока не хватает знаний в сфере цифровизации бизнеса.

Пандемия подтолкнула бизнес к цифровизации и внедрению новых сервисов. Генеральный директор АО "Технопарк Санкт-Петербург" Андрей Соколов подчёркивает одну особенность, что, когда возникла пандемия, те компании, которые сделали устойчивый продукт для новых условий рынка, сразу заняли свою нишу. Однако многих предпринимателей пугает стоимость продукта.

"В их понимании это дорогостоящий продукт. Когда предприниматель не понимает стоимость, то он боится заходить на рынок и заказывать определённый софт. На самом деле предприниматель не всегда может сформулировать чёткое ТЗ того, что он хочет получить в итоге и за какие деньги. Поэтому получается, что цифровизация идёт не так быстро и не так просто внедряется в малое и среднее предпринимательство. Когда органы власти запускают такие программы как Госуслуги, цифровые подписи, бизнесмены начинают понимать, что это удобно, так как это работа единого окна. Такие программы и сервисы, которые поддерживает государство, стимулируют появление на рынке нового продукта, а люди перестают бояться цифры", — считает Андрей Соколов.

Игорь Павловский отмечает, что комитет по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга оказывает поддержку малому и среднему предпринимательству. Есть ли у комитета планы стимулировать переход организаций на цифровые технологии и повышение цифровой грамотности? Председатель комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Кирилл Соловейчик, который также принял участие в дискуссии, отмечает, что для предпринимателей различных отраслей и масштаба бизнеса комитет выбирает разнообразные подходы. Например, с промышленными компаниями комитет работает, начиная от оценки степени цифровой зрелости до помощи предприятиям по внедрению цифровых инструментов.

В этом году запущены низкопроцентные займы Фонда развития промышленности Санкт-Петербурга для внедрения цифровых и технологических решений, направленных на повышение уровня автоматизации и цифровизации промышленных предприятий. "Мы помогаем им закупать программное обеспечение и повышать эффективность их бизнес процессов. Когда мы говорим про малый и средний бизнес, то внутренней цифровизации у них по большому счёту не происходит. Задача государства — повысить степень восприимчивости малого бизнеса к внешней цифровизации, то есть использовать те цифровые сервисы, которые могли бы помочь развитию непосредственно малого и среднего бизнеса", — подчеркнул Кирилл Соловейчик.

Этой задаче помогает Городской акселератор, который запустил комитет в рамках Национального проекта "Малое и среднее предпринимательство". Компании последовательно проходят этапы: подача заявки, цифровая диагностика компании, предоплата государством тех цифровых сервисов, которые помогут предприятию. "Мы побуждаем предпринимателей использовать цифровые бизнес-решения (для найма персонала, настройки отчётности, рекламы и т.д.), авансируя их оплату, чтобы предприниматели могли оценить их эффективность, как эти решения влияют на бизнес-показатели, какие векторы развития малой компании более эффективны. Эта информация важна как для предпринимателя, так и для комитета, потому что она позволяет сделать вывод, какую поддержку нужно оказывать дальше", — говорит Соловейчик.

На данный момент в акселератор вошли 11 тысяч компаний, из них около трёх тысяч уже получили цифровые сервисы. Задача акселератора состоит в том, чтобы вывести показатели компаний на более высокий уровень, помочь масштабированию бизнеса.

О своём примере взаимодействия с акселератором и городскими властями рассказала директор по маркетингу и PR национального маркетплейса для музеев России Biletarium Алена Калачева. Компания с 1993 года является туроператором по работе с иностранными туристами. С начала пандемии организованных групп иностранных туристов в Петербурге не стало. Благодаря участию в акселераторе команда проекта выявила, что на рынке есть проблема реализации туристического продукта в цифровой среде.

"Существуют агрегаторы для гостиниц, но нет экскурсионных сервисов, которые работают с региональными музеями — в этом мы увидели потенциал. Пересобрав команду, мы привлекли IT-специалистов и разработали маркетплейс. Мы создали полностью российский продукт, теперь передаём этот опыт и рассказываем о нём. Мы также получили поддержку от города, получили доступ к ряду цифровых сервисов для бизнеса и федеральный грант на 2,4 млн рублей", — уточнила Калачева.

В городе есть хорошая платформа и база, чтобы развиваться и приходить в цифру. Но малому бизнесу зачастую страшно это делать, да и нужны в первую очередь финансовые ресурсы.

Кирилл Соловейчик полагает, что всегда необходимо просчитывать все риски использования цифровых инструментов. Перевод данных в цифру имеет определённые риски, но не использовать цифровые инструменты сейчас — значит потерять конкурентоспособность.

В последнее время на рынке появляется всё больше отечественного софта для решения различных бизнес-задач. Предприниматели всё чаще начинают работать на российских digital-продуктах. Артур Кондраков рассказал, что у него в собственности два гостиничных объекта, в них он использует российскую систему управления бронированием Bnovo. "Хороший продукт, альтернатива западным системам. Министерство цифрового развития оплатила нам 50% годового использования этого софта. Мы также партнёры Битрикс 24, это тоже российская разработка, все банковские технологии, Яндекс — у нас российские. Я бы при прочих равных всё равно бы выбрал что-то отечественное", — пояснил он.

Виктор Фаберже, напротив, акцентирует внимание не на количестве таких компаний, а на их работе. Очень часто в них есть ряд ошибок, которые слабо выявляются при тестировании. Поэтому нередко, когда сами пользователи натыкаются на эти недочёты. Версии программ множатся, в результате получается продукт, у которого минимум ошибок, и он способен приносить пользу бизнесу.

Участники дискуссии отмечают, что цифровизация — это неизбежный процесс. Алексей Паламарчук при этом уверен, что зарубежные решения действительно хороши. Но в случае установки комплексных систем с учётом региональной специфики, а также объединением с государственными системами, отечественные разработчики создают более подходящие решения. Они находятся в приоритете и по стоимости, и по технической поддержке, и по дальнейшей стоимости оборудования. При внедрении государственных систем отечественный софт имеет большой потенциал и возможности.

"Государство всегда являлось драйвером больших масштабных решений. На сегодняшний день принята стратегия цифровизации во многих отраслях. Внедрении цифровых технологий на уровне малого бизнеса во многом было продиктовано в соответствии с теми решениями, которые были приняты государством. Это и переход на онлайн-платежи, и подключение кассовых аппаратов, и автоматическая передача данных в налоговую", — обратил внимание Алексей Паламарчук. Развитие инфраструктуры государственных цифровых систем и обязательное участие в них, а также рост компетенций потребителей и спроса на цифровые услуги, по мнению эксперта, будет определять наше ближайшее будущее.

Бизнес будет вынужден подстроиться под потребителя. По словам Артура Кондракова, предприниматели уже вынуждены так делать, в противном случае они теряют часть своей выручки: "Например, когда мы говорим, что у нас нет наличных, чтобы оставить чаевые в кафе, то люди придумывают QR-коды, по которым можно оставить чаевые онлайн. Удобное бесконтактное решение, можно сказать что пандемия толкает нас к цифровизации. Пандемия поставила нас в такие условия, что держать наличные — не очень хорошо, ведь можно заразиться, все мы удалённо работаем, проводим онлайн совещания, сама ситуация такова, что мы никуда от этого не денемся".

Поэтому даже производители каких-либо товаров, у которых никогда не было сайта, и они не занимались онлайн-продвижением, начинают делать первые шаги в этой сфере. Цифровизация и внедрение различных роботов постепенно делает некоторые профессии менее востребованными, поэтому уже сейчас становится важно получать профессии, которые так или иначе связаны с технологиями.

"Если мы не займёмся цифровизацией, то она займётся нами", — подводит итог Игорь Павловский. В нашей стране складывается уникальная ситуация, когда госорганы наиболее заинтересованы в продвижении цифровых услуг для предпринимателей и активно подталкивает их к этому. И для всех предпринимателей становится очевидно, что надо двигаться в эту сторону.

Открытый диалог бизнеса и власти – необходимый шаг для развития МСП


В Липецке прошел круглый стол на тему «Развитие малого и среднего предпринимательства», организованный РБК Черноземье.

Реализация в регионах национального проекта по развитию малого и среднего предпринимательства, региональные меры поддержки МСП, отношения между властью и бизнесом - эти и другие актуальные темы обсуждались в рамках круглого стола.

В мероприятии приняли участие представители локального бизнеса, властных структур и предпринимательских сообществ.

В национальном проекте поддержки предпринимательства пять основных разделов. О том, какая работа ведется в рамках каждого из них на территории Липецкой области, рассказала исполняющая обязанности начальника регионального управления по развитию малого и среднего бизнеса Жанна Хайрединова.

Популяризация бизнеса, доступность финансовых средств, улучшение делового климата, акселерация МСП, поддержка фермерства – по каждому из этих направлений регион начал работу задолго до появления соответствующего национального проекта. Липецкая область на протяжении многих лет успешно реализует программу поддержки молодых предпринимателей. По мнению Жанны Хайрединовой, данный опыт регион может эффективно использоваться и для реализации новых федеральных проектов, связанных с поддержкой МСП.


- Программа поддержки молодых предпринимателей очень интересна с точки зрения обучающих процессов, которые в ней применяются. Эти технологии успешно «прошли обкатку» на молодежи, теперь их можно использовать в работе со старшими поколениями. Я считаю, что найти себя в бизнесе может человек любого возраста и социального статуса, - отметила Жанна Хайрединова. – При составлении программ поддержки предпринимателей мы в какой-то мере ориентируемся на опыт передовых стран Европы. Конечно, речь не идет о полном копировании каких-либо моделей или технологий. Но некоторые разработки можно и нужно брать на вооружение.

Жанна Хайрединова напомнила, что Липецкая область – один из немногих регионов РФ, которые по-прежнему выплачивают бизнесменам субсидии из областного бюджета. Эти средства выделяются, в частности, на реализацию социально значимых проектов.

Рост экспорта товаров и услуг предприятий малого и среднего бизнеса – важнейший показатель уровня развития МСП в регионе. Как рассказал первый вице-президент торгово-промышленной палаты Липецкой области Василий Гольцов, еще в 2014 году процент МСП в общей доле экспорта региона был близок к нулю. В настоящее время этот показатель составляет более 40%. Прогресс области в этом направлении очевиден. Продукцию за рубеж регулярно поставляют: Липецкий станкостроительный завод, предприятия, занятые в сфере сельхозпереработки, участники регионального рынка логистических услуг и другие компании.


Технопарк «Липецк» - это уникальная площадка для занятий инновационной деятельностью. Компании-резиденты получают в свое распоряжение современные производственные площади, стоимость которых на 50 % ниже рыночной цены, и возможность работать на льготных условиях.

О взаимоотношениях Липецкого технопарка с компаниями из сегмента малого и среднего бизнеса рассказала директор комплекса Екатерина Демидова. По ее информации в течение 2018 года в технопарк пришли 14 новых компаний-резидентов. В настоящий момент 97% площадей комплекса занято. В ближайшее время на территории технопарка будет открыт новый лабораторный корпус.

- Технопарк находится на территории особой экономической зоны технико-внедренческого типа «Липецк-Технополюс», поэтому наши резиденты имеют право на серьезные налоговые преференции. Так, ставка налога на прибыль организаций снижается на 4,5 % сроком на 7 лет. Транспортный налог резидент не платит в течение 10 лет, налог на имущество – в течение семи лет, - пояснила Екатерина Демидова. – Еще одно преимущество для резидентов технопарка - это дорожная карта развития, которую мы составляем для каждой «входящей» компании.

«Технопарк Липецк» ведет постоянную работу с предприятиями сегмента МСП. На базе «Центра развития предпринимательства» размещён МФЦ для бизнеса, а также общественные приёмные, где согласно графику специалисты из структур поддержки бизнеса оказывают комплексные консультации и услуги приходящим предпринимателям. Таким образом, реализуется принцип «единого окна» для бизнеса: предприниматель может задать любой вопрос и получить помощь в решении своей проблемы.


- Наш технопарк планирует стать региональным оператором «Сколково». В настоящее время проводится подготовка четырех компаний резидентов к выдвижению их на конкурс по получению статуса резидента «Сколково», - рассказала Екатерина Демидова. – Я думаю, эффективная работа в этом направлении, безусловно, будет способствовать повышению инвестиционной привлекательности Липецкой области.

Морально-этическая сторона деятельности предпринимателя и отношения бизнеса с властью – такие темы участники круглого стола, конечно, не могли обойти.

- Реалии рыночных отношений в стране в России таковы, что еще с начала 90-ых годов бизнес не доверяет власти, а власть не доверяет бизнесу. Конечно, такая ситуация изначально обусловлена спецификой становления российской экономики, - отметил председатель Липецкого отделения организации «Опора России» Андрей Плотников. – Очень важно, чтобы предприниматели и властные структуры брали на себя определенные обязательства друг перед другом и своевременно выполняли их. Только в этом случае можно будет говорить о взаимном доверии власти и бизнеса.


По мнению Андрея Плотникова, морально-этическая сторона ведения бизнеса очень важна: предприниматель обязан задумываться о жизни и благополучии общества, в котором он живет, не зацикливаясь на получении прибыли.

Руководитель акселерационной программы ScaleUp Центра предпринимательства Евгений Левкин представил современный метод развития МСП на определенной территории – «подход с точки зрения экосистемы».

- Специалисты нашего центра анализируют ситуацию в регионе на предмет того, по каким направлениям необходимо работать для эффективного развития предпринимательства в данном субъекте. Очень важно понимать, каких элементов в экосистеме не хватает, а какие представлены в избытке, - подчеркнул Евгений Левкин. – Предприниматели, как участники экосистемы, должны эффективно взаимодействовать друг с другом и с органами власти. Чем больше эффективных взаимодействий будет происходить, тем лучше будет работать система.

В настоящее время серьезную поддержку от государства получают, в основном, компании, которые занимаются технологическим бизнесом и внедряют инновационные технологии. По мнению директора Центра предпринимательства Евгения Левкина, необходима сбалансированная система поддержки, которая позволяла бы предпринимателям из всех отраслей иметь доступ к реальным возможностям.


Как отметила начальник департамента экономического развития Липецкой области Ольга Герасименко, важнейшая задача региональной власти – своевременно и грамотно информировать предпринимателей обо всех мерах поддержки, доступных малому и среднему бизнесу.

- Фигурально выражаясь, многих предпринимателей необходимо «брать за руку», вести и рассказывать обо всех мерах поддержки, которые власть сейчас может им предложить. Многие из них элементарно не знают о существовании тех или иных опций, которыми они могут воспользоваться в плане развития бизнеса, - пояснила Ольга Герасименко.

Один из главных выводов, сделанных участниками круглого стола по его итогам: открытый и конструктивный диалог бизнеса и власти необходим для эффективного развития малого и среднего бизнеса в регионах России.

Читайте также: