Круглый стол логопеда с родителями в детском саду

Обновлено: 19.05.2024

Цель: Приобщение родителей к содействию в формировании развития речи у детей.

Задачи:

•Рассказать и показать родителям, какая работа с детьми по речевому развитию проводится в старшей группе компенсирующей направленности.

• Показать значимость работы родителей в развитии и коррекции речи детей.

•Обсудить приемы и формы работы дома с детьми по развитию речи.

Предварительная работа: Анкетирование родителей на тему «Выявление роли родителей в формировании речевой деятельности детей дошкольного возраста». Подготовка показа открытого НОД по формированию звукопроизношения «Зоопарк», подбор игр, методических материалов, литературы по данной теме для родителей.

Материал: Мультимедийное оборудование для показа презентации во время проведения НОД; карандаши, бумага; памятка для родителей: «Как читать детям».

Задания для речевого тренинга для каждого родителя; выставка речевых игр и подборка художественной литературы для чтения детям.

Содержание нашего круглого стола:

1. Показ открытого НОД по формированию

лексико - грамматических категорий «Зоопарк»,

2. Анализ проведенного анкетирования.

4. Речевой тренинг.

Проведение мероприятия:

Родители садятся за столы.

I. Показ открытого НОД по формированию лексико – грамматических категорий «ЗООПАРК»

Воспитатель:

-Сегодняшнее мероприятие посвящено теме организации единого речевого пространства в семье и в ДОУ. Актуальность этой темы вызвана со спецификой развития речи детей с ОНР. Учитывая то, что семье принадлежит ведущая роль в развитии ребёнка, семья является источником, который питает человека с рождения, даёт ребёнку первые знания и умения, мы призываем вас к сотрудничеству, к взаимодействию. Только совместные усилия родителей и педагогов являются залогом успешной коррекционной работы.

-Вашему вниманию предоставляется НОД по формированию лексико - грамматических категорий «Зоопарк».

Круглый стол совместно с родителями «Организация единого речевого пространства в семье и в ДОУ»


После просмотра проходило обсуждение, на котором учитель –логопед обратила внимание родителей на сниженный словарный запас детей особенно прилагательными и глаголами, на недосформированность фонематического слуха и связной речи. Рассказала о динамике в преодолении нарушений звукопроизношения, дала родителям индивидуальные рекомендации по данному разделу.

II. Анализ анкетирования. (учитель – логопед)

По итогам проведения анкетирования выделены следующие затруднения у родителей по развитию речи детей:

•незнание речевых игр родителями;

•трудности в выборе познавательной художественной литературы для чтения детям;

•узкий круг обсуждаемых тем с детьми;

•нехватка времени для совместной деятельности с детьми.

Воспитатель: Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям)

- Считаете ли вы, что речевые нарушения могут иметь негативные последствия в жизни ребенка? Какие?

Далее вниманию родителей предлагаются дидактические игры с подробным описанием их применения по обогащению словарного запаса, развитию грамматического строя, формированию звуковой культуры слова, развитию связной речи. Обращается внимание родителей на то, что игры можно приобрести в магазине, а так же сделать самим совместно с ребенком. Кроме того, в словесные игры можно играть и с реальными предметами, для таких игр не обязательно выделять специально время, а можно играть в процессе приготовления мамой ужина или возвращения из детского сада, то есть в любое время, когда ребенок находится рядом. Например, когда мама готовит, проводятся игры по темам: «Посуда», «Овощи – фрукты», «Продукты питания», «Мебель», во время прогулки могут быть темы «Времена года», «Птицы», «Растения», «Сезонная одежда людей», «Транспорт» и т. д.

- Настоящим сокровищем родного языка являются произведения устного народного творчества-поговорки, загадки, скороговорки, стихи, сказки. Взрослым необходимо применять точные выражения, народные жемчужины в живую разговорную речь, изучать с детьми народные произведения.

Родителям предлагается выставка книг для чтения детям 5-6 лет, так же предлагается памятка «Как читать детям».

IV. Речевой тренинг.

Воспитатель:

- Ребенок овладевает речью по подражанию, поэтому наша речь должна стать образцом для подражания. Очень важно, чтобы взрослые следили за своим произношением, говорили не торопясь, четко произносили все звуки и слова. Не нужно скатываться на детскую речь, сюсюкать, намеренно использовать уменьшительно-ласкательные суффиксы в словах. Речь взрослого должна быть яркой, выразительной, тем самым привлекая внимание детей, облегчает понимание ее и запоминание.

Логопед проводит с родителями речевой тренинг, в котором предлагалось (все задания, кроме 1-го выполняются устно):

•прочитать выразительно предложенный текст;

•подобрать не менее 5 признаков к словам корова, стул;

•подобрать не менее 5-ти слов - действий к словам облако, ручей ;

•вспомнить сказки, героем которых был волк (не менее 10);

•поставить правильно ударение к словам;

•составить длинное предложение по картинке.

На протяжении всего проведения Круглого стола все родители были активны и заинтересованы в происходящем. Был подведен итог, вынесено решение:

•продолжить работу по развитию речи в тесном сотрудничестве семьи и ДОУ;

•продолжить в дальнейшем в работе с родителями использовать интересные и разнообразные формы.



Приложение 1 Анкета для родителей.

«Выявление роли родителей в формировании речевой деятельности детей дошкольного возраста».

1. Беспокоит ли вас речевое развитие ребенка?

2. Как часто вы беседуете с ребенком?

3. Какие темы вы с ребенком в основном обсуждаете?

4. Исправляете ли вы речевые ошибки своего ребенка?

5. Кто чаще всего выполняет задания логопеда дома?

6. Какой совместной деятельностью вы занимаетесь с ребенком?

7. Есть ли у вас дома игры для развития речи? (какие)

8. Какую последнюю книгу вы прочитали ребенку?

9. Обмениваетесь ли вы впечатлениями о прочитанной книге?

10. Учите ли вы с ребенком стихи, кроме заданных в детском саду?

11. Ведете ли вы ребенка в детский сад на занятия, если у вас выходной?

12. Рассказывает ли ребенок о логопедических занятиях в детском саду?

Приложение 2

Памятка для родителей: «Как читать детям».

1. Перед прослушиванием художественного произведения необходимо убрать из поля зрения ребёнка все интересные игрушки, занимательные бытовые вещи-всё то, что может помешать ребёнку слушать рассказ или сказку.

2. Художественный текст должен быть подобран в соответствии с возрастом и индивидуальным способностями ребёнка.

3. Знакомство с литературным произведением происходит на слух, поэтому взрослому следует особое внимание уделять умению выразительно читать, делать логические ударения в нужных местах, соблюдать паузы.

4. Показывайте ребёнку красочные иллюстрации, которые помогут лучше воспринимать текст. В дошкольном возрасте всё воспринимается практически буквально, значит, выбирая книгу, обращайте внимание на то, чтобы иллюстрации

были как можно более реалистичны.

5. Во время прочтения произведения желательно не отвлекаться на посторонние дела. Помните, что дети способны активно и продуктивно заниматься одним видом деятельности около15 минут. Найдите эти 15 минут для своего ребёнка.

6. Обязательно задайте ребёнку вопросы по прочитанному

7. Прививайте ребёнку с детства любовь к книге, бережное отношение к ней.

План работы творческой группы ЗОЖ Цель: совершенствование оздоровительной работы с применением различных компонентов ЗОЖ Содержание 1. Подбор литературы и практического.

Электронное пособие «Традиции и новации взаимодействия ДОУ и семьи в образовательной области «Коммуникация» Цель работы с родителями: -создание единого образовательного пространства -создание доверительных и партнёрских отношений с родителями.

Круглый стол "Совместная работа учителя-логопеда и родителей как одно из условий успешной коррекционной работы с детьми с речевыми нарушениями"
консультация

За круглым столом родители знакомятся с приемами коррекции и развития речи дошкольников.

ВложениеРазмер
sovmestnaya_rabota_uchitelya-logopeda_i_roditeley_kak_odno_iz_usloviy_uspeshnoy_korrektsionnoy_raboty_s_detmi_s_rechevymi_narusheniyami.doc 81 КБ

Предварительный просмотр:

Дети с ограниченными возможностями здоровья имеют неоднородный состав, в него входят и дети с тяжелыми нарушениями речи. Дети с общим недоразвитием речи III уровня речевого развития в настоящее время составляют основной контингент дошкольных учреждений.

Организации работы учителя- логопеда с семьей, является одной из сложных сторон деятельности педагога. Часто родители, после зачисления ребенка в группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи, самоустраняются от образовательного процесса, объясняя это нехваткой времени и педагогических знаний в вопросах развития речи детей.

Поэтому, важным направлением в коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда является взаимодействие с родителями – как одно из условий оптимизации педагогического процесса и социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья. Необходимо сделать родителей активными участниками педагогического процесса, научить их адекватно оценивать и развивать своего ребенка с ОНР III уровня. Только родители ежедневно могут закреплять речевые навыки в непосредственном общении и изученный материал в домашних условиях. Практический опыт работы в ДОУ позволяет сделать вывод о том, что родителям нужна постоянная методическая помощь учителя–логопеда для решения проблем речевого развития детей. Родителей надо привлекать к активному участию в обучении с первых месяцев пребывания их ребенка в специальной группе. Непрерывная связь с родителями осуществляется с помощью коллективной, индивидуальной, наглядно-информационной форм работы. [1]

Учитель–логопед в своей работе с родителями детей с ОНР III уровня использует как традиционные, так и нетрадиционные формы взаимодействия.

В течение учебного года проводятся несколько родительских собраний. Первое собрание проводится в начале сентября. На нем учитель-логопед знакомит с целью и задачами адаптированной основной образовательной программы и кратким содержанием работы на учебный год. Педагог обрисовывает общие проблемы детей группы, не переходя на личности, представив несколько вариантов развития событий как позитивных, так и негативных; подчеркивает о необходимости систематических занятий и роли в коррекционной работе родителей.

В первые две недели учебного года учитель-логопед проводит обследование состояния речи воспитанников. На этом этапе необходима индивидуальная встреча с родителями, на которой учитель-логопед дает подробную характеристику речевого развития каждого ребенка. Учитель-логопед может сказать, как ребенок начал работать, на что надо обратить внимание в первую очередь, показать степень отставания от нормы и необходимость совместных усилий в преодолении данного дефекта.

Второе родительское собрание проводится в декабре. На нем подводятся итоги за первое полугодие, раскрываются основные пути дальнейшего коррекционного обучения. Рассказывается об успехах детей и тех трудностях, которые возникали в процессе коррекционных занятий и на которые следует близким обратить особое внимание.

Третье родительское собрание проводится в мае, подводятся итоги обучения за год, даются рекомендации по закреплению пройденного материала.

Важным видом взаимосвязи в работе учителя-логопеда и родителей являются консультации.

Фронтальные консультации проводятся один раз в месяц. Это своеобразный логопедический всеобуч родителей. Тематика таких консультаций определяется на учебный год, при необходимости она может меняться. Примерный перечень тематических консультаций: «Артикуляционная гимнастика с мамой», « Пальчиковая гимнастика в развитии и коррекции речи детей с ОНР», «Как следить за автоматизацией звука в домашних условиях», « Рекомендации по выполнению домашних заданий», «Обучение детей с ОНР рассказыванию», «Речевые игры дома».

Индивидуальные консультации проводятся, обычно, после вызывания учителем-логопедом нарушенного звука у ребенка. Цель таких индивидуальных консультаций - показать родителю правильное произношение ребенком ранее нарушенного звука и дать рекомендации по автоматизации звука. Так как родители часто привыкают к речи своего ребенка и не замечают в ней недочетов.

Посещение открытых индивидуальных, фронтальных занятий родителями проводится в течение всего учебного года (не реже одного раза в 3 месяца). На этих занятиях родители могут увидеть , как работают все дети, как занимается их ребенок, знакомятся с приемами работы по той или иной теме, что позволяет оказать помощь своим детям дома.

Одна из нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ организация семейного клуба «Говорун» .

Заседание семейного клуба проходит 1 раз в два месяца.

В рамках клуба учителем-логопедом проводится:

1) Анкетирование, которое позволяет выявлять наиболее актуальные проблемы для родителей;

2) Консультации по запросам родителей, по интересующим и волнующим вопросам речевого развития ребёнка с ОНР III уровня;

3) Дни открытых дверей, проводятся для ознакомления родителей с организацией коррекционно-воспитательной работы с детьми, успехами и проблемами ребёнка, особенностями работы с ним;

4) Семинары-практикумы «Игры на развитие фонематического слуха», «Тренируем пальчики - развиваем речь» мастер-классы «Изготовление шумовых инструментов», тренинги, проводятся с целью приобретения не только новых знаний, но и получения необходимых практических навыков для дальнейшей помощи своему ребёнку в процессе обучения и воспитания;

5) Круглые столы, где происходит обсуждение или освещение каких-либо вопросов, все родители имеют равные права, высказываются по очереди или в определенном порядке;

6) Конкурсы «Лучший чтец», «Эти веселые стихи», развлечения «Праздник букв», праздники «Страна красивой речи», «Говорун – шоу» создают дружеские отношения между взрослыми и детьми, воспитывают интерес к окружающему, стимулируют познавательную активность, способствуют развитию речевой деятельности детей с ОНР III уровня;

7) Выставки творческих работ «Буквы - самоделки» «Наш город», дидактических игр, методической литературы, которые способствуют распространению педагогических знаний среди родителей, а так же активизации педагогического самообразования родителей.

Тематика встреч в клубе выбирается с учетом особенностей, трудностей и потребностей семей, исходя из возникающих по ходу коррекционно-образовательного процесса проблем. Предварительно с родителями проводится анкетирование или индивидуальные беседы, которые также выявляют их интересы, запросы, проблемы, трудности и пожелания. На основе этих данных, совместно со специалистами ДОУ, составляется тематический план работы клуба. В плане представляются темы заседаний семейного клуба на учебный год. Каждая тема раскрывается в нескольких формах работы с родителями. В плане указываются организаторы и участники, а также сроки проведения мероприятия.

Выполнение еженедельного домашнего задания способствует наилучшему закреплению изученного на занятиях материала и даёт возможность свободно использовать полученные знания, умения и навыки во всех сферах жизнедеятельности ребёнка. Задания строятся на материале лексической темы, звука или буквы, изучаемой всю предшествующую неделю на фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятиях, проводимых учителем-логопедом. Домашнее задание ребёнок выполняет в индивидуальной рабочей тетради под обязательным присмотром взрослого. Желательно, чтобы с ребёнком занимался постоянно один из родителей – это помогает ребёнку и взрослому настроиться, и придерживаться знакомых единых требований. [2]

Наглядно – информационная форма работы очень важна для родителей, чьи дети посещают группу компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи. Большую часть информации по утверждению психологов, мы запоминаем, воспринимая её зрительно. Наглядность агитации обеспечивается применением разнообразных сопровождающих иллюстраций, демонстраций практических работ, выставочным материалом, она служит стимуляции активности родителей.

Специально для родителей детей с ОНР III уровня оформлен родительский уголок «Мы изучаем » в групповой раздевалке. Информация, помещенная в уголке, знакомит родителей с темами, целями и задачами основных занятий, чтобы родители были в курсе того, что изучают дети, какие знания, умения и навыки получают они. Это способствует тому, что родители могут соучаствовать в обучении ребенка, оказывать ему посильную помощь дома. Материалы родительского уголка содержат лексико-грамматических и дидактических игр, художественные произведения для чтения и заучивания. [3]

Экран звукопроизношения показывает количество нарушенных звуков у детей и динамику исправления звукопроизношения. Родители видят, как продвигается процесс коррекции звуков (это обозначается цветными символами). Они могут наглядно увидеть, какой звук еще автоматизируется, а какой введен в речь.

Эффективно и наглядно использование медалей для детей «Я дружу со звуком» (ребенок получает медаль, если научился правильно произносить звук). Дети их с гордостью носят. И родители довольны, частичка медали – это и их вклад в общую победу над трудным звуком.

Создание и использование персонального сайта свидетельствует о том, что учитель-логопед работает в современном информационном пространстве, использует информационно-коммуникационные технологии , которые помогают осуществлять работу с родителями и воспитанниками на современном уровне. На сайте учителя-логопеда много интересного и полезного материала для родителей: консультации, рекомендации, презентации, проекты, сценарии праздников, мастер-классы, материал по автоматизации и дифференциации звуков. А так же продемонстрированы мероприятия, проведенные с воспитанниками и их родителями. Вот наиболее интересные темы раздела «Взаимодействие с родителями»: полезная информация – для родителей по коррекционно-образовательной работе; скоро в школу – информация, которая поможет успешно подготовить ребенка к школе; это интересно - организация для воспитанников и их родителей доступа к дополнительным учебным материалам, необходимым для успешной коррекционной работы, выполнения заданий учителя-логопеда, самостоятельного обучения.

Использование электронной почты при общении с родителями может стать источником информации учебного, методического или воспитательного характера. Со страниц электронной почты родители могут получить оперативную информацию. Обязательным является наличие контактов с адресами электронной почты всех родителей. Сбор данных можно включить в анкету для родителей, где они указывают адрес электронной почты. Особенно важно такое общение с родителями детей с ОНР III уровня, находящихся дома по причине болезней. Родитель вместе с ребенком в доступной форме может повторить материал, пройденный в его отсутствие в дошкольном учреждении.

Участие ребенка в конкурсах : очных, дистанционных способствует сплочению семьи, взаимодействию с учителем-логопедом. Родители помогают ребенку всей семьей, стремятся к победе. Особую значимость конкурсные программы приобретают в обучении и воспитании детей с ОВЗ. У таких детей часто развивается неуверенность в себе и своих способностях, они более остро переживают неудачи. Участвуя в конкурсах, дети приобретают неоценимый опыт общения со сверстниками, у них развиваются уверенность и самостоятельность, что позволяет в дальнейшем добиваться поставленных целей. Участие в конкурсах хорошая среда для сближения родителей детей с ОВЗ и родителей сверстников. Это общение способствует развитию толерантности.

Описанные формы взаимодействия с родителями детей с ОНР III уровня эффективно применяются мною, наполняясь новым содержанием в соответствии с требованиями, предъявляемыми к образованию и воспитанию детей дошкольного возраста.

Список использованной литературы:

1. Нищева, Н.В. Примерная адаптированная основная образовательная программа для детей с тяжелыми нарушениями речи (общим недоразвитием речи) с 3 до 7 лет [рекомендовано к использованию в образовательных учреждениях региональным экспертным советом комитета по образованию Правительства Санкт - Петербурга] / Н.В.Нищева. – Санк-Петербург «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2015. - 352 .

2. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий для преодоления недоразвития фонематической стороны речи у старших дошкольников [в помощь логопедам и родителям] / З.Е.Агранович. - Санк-Петербург «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2005. – 160 с. + цв. вкл.48 с.

3. Агранович, З.Е. Сборник домашних заданий в помощь логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [в помощь логопедам и родителям] / З.Е.Агранович. - Санк-Петербург «ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2003. – 128 с.

4. Мастюкова, Е.М. Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии [учебное пособие для студентов высших учебных заведений] / Е.М.Мастюкова, А.Г.Московкина. / под ред. В. И. Селиверстова. — Москва: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. — 408 с.

5. Доронова Т.Н. Дошкольное учреждение и семья - единое пространство детского развития: Методическое руководство / Т.Н.Доронова, Е.В.Соловьева, А.Е.Жичкина и др. - М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2006. - с.25-26.

Круглый стол «Заходите к логопеду на приятную беседу!»
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

Разработанное занятие поможет познакомиться родителям с работой логопеда.

ВложениеРазмер
konspekt_kruglyy_stol.docx 18.28 КБ

Тема круглого стола «Заходите к логопеду на приятную беседу!»

Материалы и оборудование:

- Игры для развития звукопроизношения, лексико-грамматических категорий, фонетико-фонематических способностей, связной речи;

- буклеты по кол-ву родителей;

- листочки и карандаши по кол-ву родителей.

Цель: осуществление взаимодействия учителя-логопеда с родителями детей 5-6 лет.

- Мотивировать родителей заниматься развитием речи своих детей;

- Раскрыть необходимость занятий с детьми по развитию речевой деятельности;

- Установка на необходимость комплексной работы педагогов ДОУ и родителей для достижения успехов и поставленных целей в развитии речи детей 5-6 лет.

- Сделать подбор литературы по проблеме воспитания и развития дошкольников 5-6 лет;

- Подготовить игры и пособия по развитию речи детей 5-6 лет;

- Изготовить буклеты по кол-ву родителей.

Все мы знаем, что семья – это главный институт в жизни каждого ребенка; именно семья играет ведущую роль в развитии малыша, а также дает ребенку первые знания и умения.

Педагоги ДОУ также занимаются развитием ваших детей, подготавливая их к поступлению в школу. Но стоит помнить, что только совместными усилиями мы сможем преодолеть любые трудности в развитии детей.

Поэтому мы решили организовать подобное мероприятие, где мы сможем обсудить различные вопросы и аспекты развития речи детей.

Сегодня мы обсудим один из самых важнейших познавательных и психических процессов человека – речь. Попробуем различные методы и приёмы для развития речевой деятельности.

В дошкольном возрасте речь активно развивается, становится основой общения ребенка со сверстниками и взрослыми; кроме этого она превращается и в орудие мышления.

Теперь поговорим немного о нормах развития речи в 5-6 лет.

Как вы думаете – к этому возрасту в каком состоянии должна быть речь? (ответы родителей). Давайте обсудим следующие аспекты.

Дети 5-6 лет воспроизводят слова различной слоговой структуры и звуконаполняемости. Если у кого–то и возникают при этом ошибки, то они касаются наиболее трудных, мало употребительных для них слов.

К шести годам дети овладевают произношением всех звуков речи, однако у некоторых детей усвоение звуков может проходить неравномерно или неверно.

Ребенок вводит в речь прилагательные, обозначающие состав, состояние предметов (деревянный, замёрзший., а также отвлечённые, абстрактные понятия (добрый, душевный.).

Дети шестого года жизни владеют обобщающими понятиями. Например: «транспорт», указывая, что транспорт бывает воздушный (самолет, вертолет., водный (катер, паром. ,наземный (автобус, поезд.) и др.

- об изменениях в природе по временам года; - о выращивании овощей и фруктов; - о ягодах и грибах наших лесов; - о домашних и диких животных; - о насекомых, рыбах птицах и т. д.

- части суток, названия месяцев, дней недели;

- название столицы государства и своей страны;

- географические понятия: море, река, горы, пустыня, лес;

- правила дорожного движения для пешеходов.

ГРАММАТИЧЕСКИЙ СТРОЙ РЕЧИ

Ребенок правильно употребляет в речи простые и сложные предлоги (из, из-под.);

- правильно изменяет имена существительные по числам и падежам;

- правильно согласовывает в речи существительные с числительными (пять ложек, пять яблок, груш, конфет);

- согласовывает прилагательные с именами существительными в роде числе и падеже (море синее, стулья деревянные, кукле новой);

- образовывает притяжательные прилагательные (медвежья, собачьи, папин.).

На шестом году жизни без дополнительных вопросов дети могут пересказать сказку или рассказ из 40-50 предложений. То есть владеют одной из самых сложных речевых форм – монологической.

Все, что я сейчас перечислила – это нормы речевого развития всех сторон речевой деятельности. Не переживайте, если где-то вы поняли, что это не относится к вашему ребенку. Сегодня я вам подскажу, как восполнить тот или иной пробел в развитии речи ребенка.

Все мы знаем то, что ребенок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми. Речевое развитие, которое он получает в первые годы жизни – является основой сначала обучения в ДОУ, потом в школе.

Я предлагаю вам выбрать из перечня наиболее значимые и важные факторы успешного развития речи детей и прокомментировать свой выбор (раздать листы).

Все вы правы – все эти факторы влияют на речевое развитие ваших детей.

Как вы думаете, какие же основные задачи речевого развития должны решаться в старшем дошкольном возрасте? Чем нужно заниматься с ребенком? (ответы родителей).

Все верно. Важнейшие направления работы это:

1. Воспитание правильного звукопроизношения.

2. Развитие лексического запаса.

3. Формирование грамматического строя речи.

4. Совершенствование связной речи.

5. Развитие фонематических процессов и подготовка к обучению грамоте.

Первое направление – что это? (ответы родителей). Верно – это произношение звуков родного языка. Про нормы мы говорили в начале встречи. Но зачастую мы сталкиваемся с нарушениями звукопроизношения.

- Не всегда четко произносятся шипящие звуки.

- Звук Р заменяется звуком Л или Й.

- Звук Л заменяется звуком ЛЬ.

Для того, чтобы самостоятельно помочь ребенку осваивать звуковую культуру речи – можно выполнять дома артикуляционную гимнастику. Она помогает создать базу для правильного произношения звуков.

Возьмите, пожалуйста, зеркала, чтобы понаблюдать за собой. Предлагаю вам попробовать самим несколько упражнений. Подойдите, пожалуйста, к зеркалам, чтобы пронаблюдать за собой. С остальными упражнениями вы можете познакомиться в буклете.

Артикуляционные упражнения: Чистим зубки, Вкусное варенье, Чашечка, Лошадка, Горка (Сердитая кошка, Грибок.

Хотелось бы остановиться и на таком важном факторе, как дыхательная гимнастика. Для развития хорошей речи обязательно нужно учить детей и правильному дыханию. Речевое дыхание влияет на звукопроизношение и развитие голоса.

Самое главное в работе над фонетическим выдохом – это дифференциация ротового и носового дыхания. Сейчас мы попробуем с вами пару упражнений, а с другими вы также ознакомитесь в буклете.

Другие направления работы

Обратимся к другим направлениям работы.

Чтобы речь ваших детей была красивой; высказывания и рассказы были полноценными и правильно построенными – нужно заниматься развитием лексико-грамматических категорий и связной речи.

Давайте теперь подумаем, как мы можем развивать словарный запас ребенка помимо специальных пособий? (ответы родителей).

Правильно! На прогулке, отдыхе. Беседуя о том, что окружает; задавая вопросы, что и какое (какое небо? какая погода? в какую одежду ты одет).

А ещё, например, поискать приметы того или иного времени года.

Давайте сейчас попробуем подобрать по 5 слов-признаков к словам: ветер, кошка, дом (родители отвечают). Разговаривая с вашим ребенком, учите его рассказывать обо всем: как прошел день, чем он занимался и т. д.

Чем больше мы разговариваем с ребенком, чем больше мы ему показываем и рассказываем – тем лучше для его развития!

Обучение грамоте и развитие фонематических процессов

Последнее не менее важное направление в работе с детьми 5-6 лет – это развитие фонематических процессов и подготовка к обучению грамоте.

Развитые фонематические процессы – важный фактор успешного становления речевой системы в целом. Несформированность фонематического слуха негативно влияет на формирование звукопроизношения, ребёнок не только плохо дифференцирует на слух некоторые звуки, но и не овладевает их правильным произношением. Сформированное фонематическое восприятие является залогом четкого произнесения звуков, построения правильной слоговой структуры слов, успешного освоения навыков письма и чтения, поэтому оно является основой всей сложной речевой системы.

Ребёнок должен осознать звуковой строй языка - это умение услышать в слове отдельные звуки, понять, что они расположены в определённой последовательности.

Давайте поиграем в игры для развития фонематических процессов.

1 вариант. Я показываю ребенку картинку и громко, четко называю то, что на ней нарисовано, например: "Банан". Затем объясняю: "Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а ты внимательно слушай. Если я ошибусь - хлопни в ладоши. Баман, паман, бана, банам, ваван, даван, баван.

Игра «Поймай звук».

Хлопнуть в ладоши, если в слове слышится звук «м». Мак, лук, мышка, кот, сыр, мыло, лампа.

Наше встреча подходит к концу! Задавайте пожалуйста вопросы по интересующим темам! В заключении хотелось бы вам предложить буклеты, где вы можете ознакомиться с артикуляционными и дыхательными упражнениями; занимайтесь по ним дома и результат не заставит вас ждать!

Спасибо за внимание!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос

Программное содержание:Учить детей рассказывать о смысле знакомой пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива.

Беседы за круглым столом с воспитателями на тему "Обогащение сенсорного опыта детей"

Период дошкольного детства является периодом интенсивного сенсорного развития ребенка, когда совершенствуются его ориентировка во внешних свойствах и отношениях предметов и явлений, в пространстве и в.


Беседа за круглым столом "Цвет наших эмоций"

Беседа за круглым столом "Цвет наших эмоций".

Беседа за круглым столом.

Тема: « Здоровый образ жизни семьи – залог успешного воспитания ребенка.».


Круглый стол "Ребенок и мультфильмы"(воспитатель,учитель-логопед,тифлопедагог группы,родители воспитанников группы,психолог ДОУ)

Формирование активной жизненной позиции родителей по вопросам нравственного воспитания детей посредством мультипликации.


Конспект родительского собрания группы № 8 Круглый стол «Приятно познакомиться!»

Очень приятно встретиться и поближе познакомиться с родителями наших новых воспитанников. В связи с этим провела родительское собрание.

Очень приятно встретиться с родителями наших новых воспитанников. Для этого провела родительское собрание в форме круглова стола.

Круглый стол для родителей «Логопедический калейдоскоп»

Цель: привлечь родителей к участию в обучении ребенка с речевыми проблемами.

• познакомить родителей с приемами работы учителя-логопеда;

• совместная отработка методических приемов.

Материал и оборудование:

Схемы слов, кружочки, картинки, проектор, музыкальные инструменты – трещетки, колокольчик, бубен, шумелки, тренажеры для развития речевого дыхания, зеркала.

Ход круглого стола:

Я рада приветствовать Вас за нашим круглым столом. Сегодня я хочу рассказать и показать Вам, что включает в себя работа учителя-логопеда. Многие заблуждаются, думая, что наша работа сводится ТОЛЬКО к постановке звуков. На самом деле работа логопеда многогранна и затрагивает несколько аспектов.

ПОЧЕМУ ТАК ВАЖНО ДЕЛАТЬ ГИМНАСТИКУ ДЛЯ ЯЗЫЧКА?

Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи — язык, губы, небо. В артикуляции задействованы работы жевательных, глотательных, мимических мышц. Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения.

Таким образом, выполняя регулярно упражнения для органов артикуляции, мы подготавливаем речевой аппарат для овладения звуками родной речи.

Предлагаю ознакомиться с некоторыми упражнениями, которые вызывают затруднения у детей. Возьмите зеркала, сначала посмотрите, как выполняется упражнение, а затем пробуйте сами, контролируя себя в зеркало.

Молодцы! Справились! Теперь, я думаю, вы сможете с детками дома закрепить эти навыки.

ДЫШИМ ПРАВИЛЬНО — ГОВОРИМ ЛЕГКО

Важнейшее условие правильной речи – это плавный длительный выдох, чёткая и ненапряжённая артикуляция.

Произнесение большинства звуков русского языка требует сильной, направленной воздушной струи.

Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы).

Речевое дыхание считается неправильным, если выявляются следующие ошибки:

• Подъём грудной клетки вверх и втягивание живота на вдохе;

• Слишком большой вдох;

Правильное речевое дыхание у дошкольников, нуждающихся в логопедической помощи, обеспечивает правильное усвоение звуков, способно изменять силу их звучания, помогает верно соблюдать паузы, сохранять плавность речи, менять громкость, использовать речевую мелодику.

ИГРЫ, СПОСОБСТВУЮЩИЕ РАЗВИТИЮ РЕЧЕВОГО ДЫХАНИЯ

Задувание свечки, мыльные пузыри, раздувание пены – отличные игры в домашних условиях. (Описание игр, изображенных на слайдах).

Предлагаю вам дыхательные тренажеры, изготовленные мной. Давайте попробуем, как они помогают выработать направленную воздушную струю.

А еще есть упражнение «Фокус» — делаем чашечку языком, дуем на нее. Вырабатываем умение направлять воздушную струю на язык. Это умение необходимо для постановки звуков. Например, для произношения звука Р необходима достаточно длительная и сильная струя воздуха, направленная на кончик языка. Если ее недостаточно, то нужной вибрации мы не получим. Соответственно, звук Р не получим.

На вдох медленно поднять руки вверх через стороны, на выдох так же медленно их опустить произнося «с-с-с»

«Надуй шарик»

Ребёнок сидит или стоит. «Надувая шарик» широко разводит руки в стороны и глубоко вдыхает, затем медленно сводит руки, соединяя ладони перед грудью и выдувает воздух – ффф.

ЧТОБЫ ЧЕТКО ГОВОРИТЬ, НАДО С ПАЛЬЦАМИ ДРУЖИТЬ!

Идея развития мелкой моторики и совершенствование речи ребенка возникла не случайно. Замечательный педагог В. А. Сухомлинский писал, что «истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев»

Необходимость развития активных движений пальцев рук получила научное обоснование. Ученые, занимающиеся изучением детского мозга, психики детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. В головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук, находятся рядом.

Игры на развитие мелкой моторики легко сделать самим. Например, используя прищепки, шнурочки, пуговицы, крупы, резиночки и т. д. Для развития графо моторных навыков замечательно подходят различные штриховки, обводилки. Почаще давайте их детям, и пусть они работают карандашами, чтобы тренировать мышцы рук, вырабатывать нажим.

Кроме того, очень увлекательна и полезна пальчиковая гимнастика.

Что же происходит, когда ребёнок занимается пальчиковой гимнастикой?

Выполнение упражнений и ритмичных движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

Ребенок учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворными строчками, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль за выполняемыми движениями.

Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений (лучшему запоминанию поможет яркий рисунок на правой странице).

У ребенка развивается воображение и фантазия. Овладев всеми упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

В результате освоения всех упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Давайте выполним упражнение …

Несколько слов о су-джок терапии. Создатель метода Су-Джок — южно-корейский профессор Пак Чжэ Ву. В основе его метода лежит система соответствия кистей и стоп всему организму в целом. По мнению самого автора, кисти и стопы являются, «пультами дистанционного управления» здоровьем человека. На кистях и стопах в строгом порядке располагаются биологически активные точки, соответствующие всем органам и участкам тела. Соответственно, воздействуя на эти точки, можно влиять на определенный орган человека,

УЧУСЬ, ИГРАЮ, ФОНЕМАТИЧЕСКИЙ СЛУХ РАЗВИВАЮ

Умение сосредоточиться на звуке – очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь.

Цель наших упражнений – научить ребенка слушать и слышать.

Именно фонематический слух помогает ребенку различать слова и формы слов, похожие по звучанию, и правильно понимать смысл сказанного. Более того, фонематический слух оказывает решающее влияние на развитие речи ребенка в целом: отставание в развитии фонематического слуха ведет за собой нарушения в звукопроизношении, формировании связной речи и таким частым сейчас логопедическим диагнозам, как дисграфия и дислексия, то есть к нарушениям формирования навыков грамотного письма и чтения.

«Хлопни, когда верно»

Вам понадобятся карточки с картинками

— Я буду показывать вам картинку и буду называть предмет, заменяя первую букву (грыша, дрыша, чрыша, крыша, мрыша, урыша и так далее). Ваша задача – хлопнуть в ладоши, когда я назову правильный вариант.

«Определи место звука в слове»

Формирование навыков звукового анализа.

Раздать родителям схемы слов, кружочки. Называть слова, а родители должны поставить кружок в начало, середину, конец схемы. В зависимости от того, в какой позиции находится заданный звук в слове.

Подведем итог нашего мастер-класса. Мне бы хотелось услышать, чем полезна была наша сегодняшняя встреча.

Ответы родителей.

Спасибо всем большое! Теперь вы понимаете, что для успешного коррекционного процесса необходима слаженная работа всех компонентов – органов артикуляции, фонематического слуха, мелкой моторики и конечно же, дыхания.

Круглый стол для родителей «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником»

Круглый стол для родителей «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником» Круглый стол «Скоро в школу. Как помочь ребенку стать учеником»В нашем детском саду в подготовительной группе прошёл круглый стол "Скоро.

Круглый стол для детей с ОВЗ и их родителей «Здоровосберегающие технологии: массаж Су-Джок и гимнастика для рук» Подготовила и провела инструктор по физической культуре МБДОУ д/с № 46 городского округа Кинешма Смирнова И. В. Тема: Здоровосберегающие.

Круглый стол для педагогов и родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в семье и в ДОУ» Круглый стол для педагогов и родителей «Применение здоровьесберегающих технологий в семье и в ДОУ» «Здоровьесберегающая технология» - это.

Круглый стол для родителей средней группы «Домашняя игротека» Цель • Повышение психолого-педагогической компетенции родителей. Задачи: • Обратить внимание родителей на значение игры в развитии детей;.

Круглый стол для родителей на тему «Развитие любознательности» Сценарий круглого стола по теме: «Растим любознательных». Цели: Раскрыть значение познавательного интереса ребенка и отклика взрослых на.

Круглый стол для родителей «Экосистема — изучение проблем экологии и методов их решения» КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ: «Изучение проблем экологии и методов их решения». (для детей дошкольного возраста) 2018 г. - 2019 уч. г..

Круглый стол для родителей «Подготовка ребенка к школе летом» Форма проведения: круглый стол Продолжительность: 1-1,5 часа Цели: организация совместной работы детского сада и семьи по формированию готовности.

Круглый стол «Включение родителей (законных представителей) в проектную деятельность» «Включение родителей (законных представителей) в проектную деятельность» Цель: повысить уровень профессиональной компетенции педагогов по.

Круглый стол «Здоровый ребенок — счастье родителей» Здоровый образ жизни, советы доброго доктора. Тема нашего собрания - здоровый образ жизни. Итак, давайте разберёмся, что же такое здоровый.

Круглый стол «Совместная деятельность логопеда и родителей по преодолению речевого недоразвития у дошкольников»

Никакая самая тщательная работа детского сада не исключает необходимости домашних занятий с детьми, имеющими различные нарушения речи. Воспитатель и логопед должны помочь родителям правильно организовать такую работу. Задача воспитателя и логопеда – показать родителям индивидуальные особенности всех сторон речи ребенка (словаря, грамматического строя, звукопроизношения) и наметить общий перспективный план коррекционной работы. Для того, чтобы наладить систематические, планомерные индивидуальные занятия с ребенком и привлечь к ним родителей, целесообразно распределить весь учебный материал по 3 направлениям:

1. Коррекция произношения

2. Формирование словаря (накопление, уточнение, активизация)

3. Формирование грамматических умений и навыков

Соответственно этим направлениям и должны даваться задания для домашнего выполнения. Не всем детям необходимо вести работу по всем 3 направлениям. Это зависит от уровня развития речи, тяжести нарушения, но и лишними эти задания не будут и для детей-логопатов и для детей с нормально-развивающейся речью. Поэтому в своей практике я предпочитаю охватывать все 3 направления работы со всеми детьми.

Внутри каждого направления в зависимости от особенностей ребенка (память, внимание, эмоционально-волевая сфера) выделяются следующие разделы:

o Развитие мимики

o Развитие моторики

o Развитие артикуляционного аппарата

o Постановка нарушенного звука

o Автоматизация звука

o Дифференциация звуков

2. Формирование словаря

o Слова, обозначающие предметы (номинаты)

o Слова, обозначающие действия (предикаты)

o Слова, обозначающие свойства и качества (адъекаты)

o Связь слов в предложении (управление, согласование)

o Предложные конструкции (предложения простые и распространенные)

o Работа над рассказом, пересказом

По всем указанным разделам и направлениям работа ведется одновременно. Не вовремя выявленное и не скорректированное речевое недоразвитие при поступлении в 1 класс ведет к нарушению формирования чтения и письма (дисграфии и дислексии).

3. Советы родителям :

• Больше разговаривайте с ребенком

• Заставляйте ребенка оречевлять все свои действия

(на прогулке, во время игры, больше говорить.

• Не удивляйтесь, если во время игры ребенок сам с собой разговаривает – это хорошо, если он молчит – плохо.

• Не подавляйте речевую инициативу ребенка – если ребенок обратился к вам с вопросом или речью, обязательно надо выслушать до конца и ответить.

• Замечайте, какова речь ребенка в непринужденной домашней обстановке и в необычной обстановке (в гостях, на приеме у врача). Если проблемы в речи наблюдаются только в стрессовых ситуациях – у ребенка психологическая проблема и ему требуется помощь психолога (снятие тревожности, повышение самооценки).

• Просите ребенка пересказывать, рассказывать все, что он видит (мультфильмы, кино)

• Спрашивайте ребенка, что было сегодня интересного в садике? Как он провел день? Что делали на прогулке? Чем кормили? и т. д. В ответ на ваш вопрос просите у ребенка предложение, а не 1 слово.

• Занятия с ребенком следует проводить ежедневно или через день в форме игры. Можно проводить их в любое свободное время, например – идя по улице.

• Упражнения для языка, губ необходимо проводить перед зеркалом, с целью зрительного контроля со стороны ребенка.

• Отрицательные эмоции со стороны родителей такие как нетерпение, неудовольствие недопустимы.

• У ребенка не может получаться сразу все. Нельзя фиксировать внимание на неудачах. Необходимо подбодрить ребенка и сделать то, что у ребенка уже хорошо получается, напомнив, что этого он раньше тоже не мог.

• Оречевлять любую совместную деятельность ребенка (проговаривать все, что он делает; проговаривать все, что вы делаете вместе).

• Если звук появился – надо постепенно вводить его в речь, прося ребенка произносить:

• - слоги с этим звуком (ША, ШИ, ШО, АШ, ОШ, УШ)

- слова, начинающиеся на этот звук (ШАР, ШУМ)

- слова, имеющие этот звук в середине, (МАШИНА, ВЕРШИНА)

- слова, оканчивающиеся на этот звук (МАЛЫШ, КАМЫШ)

- слова со стечением согласных (ИГРУШКИ, КОШКА)

- фразы с данным звуком (В ШАЛАШЕ ШУРШАЛИ МЫШИ).

для развития звукового, слогового анализа и синтеза,

развития фонематического восприятия и слуха

• Придумать слова на заданный звук (чтобы он был в начале, в середине, в конце слова).

• Придумать предложение, чтобы все слова начинались на заданный звук.

• Разложить картинки по стопочкам – в зависимости от начального звука (в зависимости от количества звуков, слогов).

• Преобразовать слова – КОШКА-КАШКА. – Что изменилось?

• Преобразовать слова - из букв одного слова составить другое – НОС – СОН и т. д.

• Назвать слово, произнесенное по отдельным звукам: ДЭ, О, МЭ = ДОМ

• Составить слово из слогов, данных в беспорядке.

• Игра «Города» - Москва – Анапа – Архангельск – Киев – и т. д.

• Составить слово из букв (слогов) разрезной азбуки.

• Игры на развитие слуховой и зрительной памяти «Что изменилось?», «Чего не стало?», «Какие слова мы сейчас называли?» и т. д.

• Игра «Поймай звук» - вы задаете ребенку установку на какой – то звук и говорите разные слова, где этот звук есть и где его нет. Ребенок хлопает в ладоши, если услышит заданный звук. Если звука в слове нет – хлопать не надо.

• Игра «Снежный ком» - даете ребенку 1 слово и к этому слову добавляете еще слова по смыслу: Ваня + читал + книгу + интересную + для бабушки

Круглый стол «Совместная деятельность логопеда и родителей по преодолению речевого недоразвития у дошкольников»

Применение игровых технологий в практической деятельности учителя-логопеда по преодолению нарушений речи у дошкольников Во ФГОСе ДО написано, что - «интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной.

«Проектная деятельность в детском саду и дома» — круглый стол для родителей В переводе с греческого - прект- это путь к исследованию. Проект - это планы, работы, мероприятия, направленные на создание уникального.

Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы Конспект индивидуального занятия по преодолению общего недоразвития речи у ребёнка подготовительной группы Фонетическая тема: Звук [Р].

Круглый стол для родителей «Нетрадиционные формы рисования»

Круглый стол для родителей «Нетрадиционные формы рисования» Цель: раскрыть значение нетрадиционных форм рисования детей 3 – 4 лет для развития воображения, творческих способностей. Ознакомить родителей.

Круглый стол для родителей «Права ребенка» Годы детства – это, прежде всего, воспитание сердца! В. А. Сухомлинский Януш Корчак утверждал: «Дети в обществе - главная страдающая сторона.

Круглый стол для родителей «Роль отца в воспитании» Круглый стол для родителей «Роль отца в семейном воспитании» Звучит песня «Папа может, папа может всё, что угодно…» 1. Вступительное слово.

Круглый стол для родителей «Уроки семьи и семейных ценностей» Круглый стол для родителей во второй младшей группе «Уроки семьи и семейных ценностей» Подготовила воспитатель Костромина С. В. Семейный.

Круглый стол «Организация игровой деятельности старших дошкольников» Круглый стол «Организация игровой деятельности старших дошкольников» Цель: повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме ак-тивации.

Родительское собрание — круглый стол «Воспитание культуры поведения у дошкольников» Круглый стол с участием родителей на тему: «Воспитание культуры поведения у дошкольников». «Воспитание детей начинается с рождения… их.

Совместная деятельность учителя-логопеда и родителей в процессе коррекционной работы Цель: достижение тесного взаимодействия, партнерских отношений дошкольного учреждения с родителями в вопросах гармоничного развития ребенка,.

Читайте также: