Круглый стол экологическое воспитание дошкольников

Обновлено: 17.05.2024

деятельности по экологии с помощью практических заданий.

  • Систематизировать теоретические знания педагогов о проектной деятельности;
  • Учить работать в команде, участвовать в дискуссии, педагогической игре;
  • Развивать умение анализировать и определять структуру организации проектной деятельности в ДОУ;
  • Обменяться имеющимся опытом работы по проектной деятельности в ДОУ.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Управление образования администрации г. Тулы

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ЦЕНТР ОБРАЗОВАНИЯ № 34 ИМЕНИ ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА

НИКОЛАЯ ДМИТРИЕВИЧА ЗАХАРОВА»

Дошкольное отделение «Колибри»

Круглый стол на тему «Экологические проекты как средство формирования у дошкольников познавательных способностей»

Дата проведения: 31.10.2016г.

Время проведения: 13.30-14.30

II. Основная часть (теоретическая)

(Муратова Н.В., старший воспитатель)

Блиц-опрос «Формы и методы экологической работы, используемые в дошкольных учреждениях»

(Титова Г.Г., воспитатель)

III. Практическая часть

Деловая игра «Кто больше?»

Презентация проектов по экологическому воспитанию дошкольников

IV. Итог круглого стола

Цель: обеспечить условия для развития творчества и профессиональной активности педагогов в овладении ими технологий проектирования через интерактивные формы методической работы.

Оборудование: слайды, на которых представлены вопросы, медали победителей.

Алгоритм игры: вводная информация ведущего игры; ознакомление участников с правилами игры; проведение игры;

Сегодня хозяином этой площадки будет всем нам известный проектный метод.

Наше общение пройдет в форме игры. Вам как игрокам будут предложены 6 вопросов. На каждый вопрос предлагаются 4 ответа, выбрать надо быстро один ответ. Если он успешно справляется с заданиями, ему присваивается звание "Знаток проектного метода (| или || степени)".

1.Проект в переводе с латыни это значит.

c)Бегущий сломя голову

2.Основополжником методов проекта является??

3.Основное предназначение метода проектов?

a)предоставление детям возможности самостоятельного приобретения знаний при решении практических задач или проблем, требующих интеграции знаний из различных предметных областей.

b)предоставление детям возможности самостоятельно планировать, решать, анализировать, подводить итоги.

c)Улучшить образовательный процесс.

d)Способствовать совместной работе педагог-родитель-ребенок.

Когда дети входят в образ персонажей сказки и решают по-своему поставленные проблемы; это вид проекта??

5.По срокам реализации проект может быть?

6.Краткосрочный проект это?

a)Одно или несколько занятий

Победителям вручаются медали « Знаток проектного метода | и || степени», Отдельным

участникам вручаются медали за активное участие.

(каждому воспитателю задается по одному вопросу. За правильный ответ воспитатель получает 1балл).

1.Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение этого слова?

(Само слово «экология» образовано от греческих «экос» «дом» и «логос» -

наука. То есть экология в широком смысле - наука о Доме, в котором мы

живем. В более узком смысле экологией называют науку «об отношениях

растительных и животных организмов и образуемых ими сообществ между

собой и окружающей средой»)

2.Условия необходимые для экологического воспитания детей

(Экологическая комната, уголок природы в группе, участок)

Формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию?

(Экскурсии в природу, НОД, прогулки, праздники и развлечения, труд в уголке природы, цветниках, элементарная поисковая деятельность, экологическое воспитание в повседневной жизни)

Назовите основные компоненты, которые включает в себя экологическая культура.

(Экологические знания и умения, экологическое мышление; ценностные ориентации; экологически оправданное поведение)

Назовите практические методы экологического воспитания дошкольников.

( Игра, элементарные опыты и моделирование)

Назовите основной метод, который используется в экологическом воспитании дошкольников

(Наблюдение - это специально организованное воспитателем, целенаправленное, более или менее длительное и планомерное, активное восприятие детьми объектов и явлений природы.)

Зачем нужно вести календарь погоды детям

(Ведение календаря развивает наблюдательность детей, совершенствует их

способность к анализу, выделению главного и второстепенного.)

Почему особое место в ознакомлении детей с природой занимает огород на окне.

(воспитываем навыки экологической культуры)

Пожалуйста, закончите предложение: «Для того чтобы экологическое воспитание и образование принесло наибольший эффект и пользу в развитии детей, . »Экологическое воспитание должно стать неотъемлемой частью всего воспитательно-образовательного процесса и включаться во все виды деятельности: физкультурные занятия, конструирование, ознакомление с окружающим миром,

коллективный труд, занятия по математике и развитию речи, прогулки, режимные моменты, игры

На ком, по Вашему мнению, лежит основная нагрузка и ответственность в экологическом воспитании детей?

11.Попробуйте подчеркнуть и расставить по значимости (или вычеркнуть) приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на 1-е место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд, положение):

Наличие как можно большего числа видов растений и животныхНаличие объектов неживой природы (почвы, камни, раковины)Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, обеспечение необходимой им среды обитания и уходаБезопасность (отсутствие или недоступность ядовитых растений, отсутствие опасных видов животных, насекомых)Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животнымиОбеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы

12.Как, по Вашему мнению, следует сформулировать цель экологического воспитания детей дошкольного возраста?

(Становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практическо-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему здоровью)

Круглый стол для педагогов "Путешествие в экологию"
консультация на тему

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в сфере экологии; повысить профессиональное мастерство педагогов и эффективность их процессуальной деятельности, установить тесное сотрудничество между педагогами.

  1. Выявить имеющиеся знания у педагогов по вопросам экологии (явления живой и не живой природы, растения, животные);
  2. Умение использовать полученные знания по природе в разных видах деятельности;
  3. Развивать познавательный интерес у педагогов;
  4. Воспитывать любовь к природе, к своему родному краю.

Сегодняшний круглый стол позволит поделиться опытом использования разнообразных форм деятельности в целях повышения эффективности педагогического процесса по данной теме..

Природа – важнейшее средство воспитания и развития детей дошкольного возраста. Дошкольники общаются с природой в разное время года – и когда вокруг лежит пушистый, белый снег, и когда зацветают сады. Ни один дидактический материал не сравнится с природой по разнообразию и силе развивающего воздействия на ребенка.

И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

Выставляет на доску плакат «Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

  1. Что обозначает экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)
  2. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)
  3. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников?
  4. Какая, на ваш взгляд, должна здесь проводиться работа с родителями?
  5. Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию? (Консультации, круглые столы, выставки поделок из природного материала, родительские собрания).

Чтобы сформировать у детей потребность общения с представителями животного и растительного мира, познавательный интерес к ним, умение видеть и понимать прекрасное, потребность самовыражения в творческой деятельности, в детском саду создаются такие условия, где бы дети могли в условиях ежедневного свободного доступа пополнять свои знания, реализовывать потребность в общении с естественной природой.

2. МЕТОДИЧЕСКИЙ ТУРНИР.

  1. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

(Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды в групповых помещениях и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и.т.п.).

  1. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? (Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)
  2. Что должно быть в уголке природы?
    (Растения, животные, птицы, рыбы, инвентарь по уходу за обитателями уголка, корм для обитателей; календарь природы; детские рисунки.)
  3. Что должно быть на участке детского сада?
    (Деревья, кустарники, цветники, огород.)
  4. Какие методы используются для экологического воспитания детей?
    (Наглядные, практические, словесные.)
  5. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.
    (Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)
  6. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.
    (Игра; элементарные опыты; моделирование.)
  7. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.
    (Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)
  8. Назовите основной метод, используемый в экологическом воспитании дошкольников. (Наблюдение.)
  9. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. НОД; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

У вас есть карточки с заданием попробуйте расставить по значимости приведенные ниже принципы создания экологического уголка в детском саду (на первое место поставьте самое актуальное, на Ваш взгляд положение):

  1. Наличие как можно большего числа видов растений и животных;
  2. Наличие объектов неживой природы (почвы, камни, ракушки и т.д.);
  3. Обеспечение комфортных условий для всех представителей живой природы, необходимой им среды обитания и ухода;
  4. Безопасность (отсутствие опасных видов животных, насекомых, растений);
  5. Обеспечение для детей возможности ухаживать за растениями и животными;
  6. Обеспечение для детей возможности наблюдать за объектами живой природы;
  7. Обеспечение для детей возможности экспериментировать с объектами неживой природы; ( 4, 3, 1, 2, 6, 5, 7 )

Погода всегда интересовала людей. Чем ближе был человек к природе, тем в большей мере его жизнь зависела от дождей и засух, от морозов и оттепелей.

И хотя эти многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Прогнозирование погоды на основе народных примет воспитывает уважение к традициям, обеспечивает связь поколений.

3. Предлагаю вам небольшой блиц - опрос

«Как растения и животные предсказывают погоду».

Я напоминаю вам начало приметы будущей погоды в поведении растений и животных, а вы заканчиваете строчку.

Круглый стол для педагогов ДОУ «От разнообразных форм к качеству образования» (экологическое воспитания дошкольников).
консультация на тему

Сегодня я приглашаю вас поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.

ВложениеРазмер
krugl_stol_-_ekologiya.docx 173.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное

образовательное учреждение Центр развития ребенка – детский сад №22 «Золотая рыбка»

Круглый стол для педагогов ДОУ «От

разнообразных форм к качеству образования»

(экологическое воспитания дошкольников).

Круглый стол для педагогов ДОУ «От разнообразных форм к качеству образования» (экологическое воспитания дошкольников).

На фоне музыки Вивальди «Времена года» (слайды презентации)

Земли, живущие народы –

Все мы от матери - природы.

Её беречь – наша задача,

И пусть поможет нам удача.

Повсюду чтоб цвели цветы,

И исполнялись все мечты.

И чтоб во все наши года,

Природу берегли всегда.

Удивительный мир природы. Он встречает ребенка морем звуков и запахов, загадками и тайнами, заставляет остановиться, прислушаться, присмотреться, задуматься. Есть свои секреты у поля, у луга, у тихой речушки и даже у крошечной лужицы.

Но где бы ни находился детский сад : в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи , воспитатель , любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Сегодня я приглашаю вас поговорить о проблемах, которые возникают в процессе экологического воспитания детей , поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса .

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни , т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления , сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры . Но происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка , сами обладают экологической культурой .

Дискуссия «Малыши должны понять, что природа наша Мать»

Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio – рассмотрение, исследование.

1. Что означает термин « Экология » ?

Термин « экология » введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс» , «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.

2. Проблемы экологии в нашей стране .

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы , под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем посёлке.

3. Что же такое экологическое воспитание ?

Экологическое воспитание – это система , направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.

Система экологического воспитания – это создание условий, определенное содержание, методы и формы работы с детьми и родителями.

Экологические знания – это представления о растениях и животных, их взаимосвязи; о временах года, о неживой природе, представления о взаимосвязи между живыми существами и средой их обитания, и т. д.

4. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста ?

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания . Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.

5. Определите задачи экологического воспитания .

Воспитание любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, умения бережно относиться к растениям и животным.

Овладение умениями ухода за растениями и живыми существами.

6. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника .

Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог , который сам владеет знаниями в области экологии , сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной , увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

7. Назовите формы работы по экологическому воспитанию и совместную деятельность воспитателя и детей .

экскурсии (в парк, на луг, водоем) ;

наблюдения за животными и растениями, явлениями природы, деятельностью людей в природе.

наблюдения в уголке природы, труд в уголке природы,

целевые прогулки на природе;

чтение художественных произведений о природе (стихи, рассказы, сказки,

рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки , картин из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, К. Ф. Юона;

рассказы, беседы воспитателя о животных , растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы;

сбор коллекций, семян, камней, листьев;

экологические праздники и досуги ( «День птиц» , «День Земли» , «День рождения Леса» );

опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке ;

игры (подвижные, дидактические, театрализованные, музыкальные, интеллектуальные);

различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику .

8. Назовите детских писателей, воспевавших природу в своих произведениях.

А. С. Пушкин, В. Бианки, М. Пришвин, К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Сладков, Л. Толстой, К. Паустовский, Г. Снегирев и др.

9. Формы взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию .

Собрания , консультации, семинары, «Дни открытых дверей» , праздники и досуги ( «День Земли» , «Весенние посиделки» , «День птиц» и др., оформление экологических стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома). Составление альбомов «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе, беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца, совместные с родителями акции, фотовыставки.

И подводя итоги нашей дискуссии, проведём рефлексию «Поляна маков»

Педагоги кладут на стол фишку красного цвета, если по пункту, зачитанному мной, достигнут положительный результат, кладут фишку синего цвета – если нет.

• Дети группы знают, какую пользу оказывают птицы в природе.

• Вы доказали детям взаимосвязь всего живого, они знают, что нет вредных живых существ.

• Наблюдения за живым в природе проводятся вами постоянно, при этом развивают мыслительную деятельность дошкольников .

• Наблюдения за объектами природы вы интегрируете с ОД по рисованию, развитию речи, лепке, конструированию.

• Уход за цветами в уголке природы осуществляют дети.

• На вашем участке имеются кормушки.

• Вы с детьми летом собирали корм для птиц.

• На вашем участке есть скворечник.

• Дети знают о пользе насекомых и бережно относятся к ним.

• В группе есть библиотечка книг о природе.

• Дети знают стихи на тему бережного отношения ко всему живому.

• В группе оформляется наглядная агитация для родителей по эковоспитанию .

Посмотрите, на нашу зелёно-голубую планету : я нисколько не сомневалась, что она будет вся в красных маках, красные фишки смотрятся, как яркие цветы на зелёно-голубых столах .

Меня очень радует преобладание красных фишек на ваших столах … Это положительные результаты в вашей и нашей работе.

Игра «Кто больше» назовёт пословиц, поговорок.

Как в мае дождь, так будет рожь.

Дождь в засуху — золотой дождь.

Зимой снег глубокий, летом хлеб высокий.

Январь — году начало, зиме середина.

В январе солнце на лето, зима — на мороз.

Февраль — кривые дороги.

Мороз не велик — стоять не велит.

В марте щука хвостом лёд разбивает.

Готовь сани летом, а телегу зимой.

В марте курочка под порожком воды напьётся.

Март с водой, апрель с травой.

В апреле земля преет.

Коли в мае дождь — будет рожь.

Май холодный — год хлебородный.

Майский мороз не выдавит слёз.

Лес — богатство и краса земли.

По лесу надо с умом ходить.

Лес не школа, а всех учит.

Лето собирает, зима съедает.

Март — до обеда зима, после обеда весна.

Пришла весна, капель принесла.

В середине марта — с зимой попрощались, с долгожданной весной вновь повстречались.

В марте снег обильно тает, небо дождик дарит.

Март — солнцу рад, апрель — откроет дверь, май — сколько хочешь гуляй!

В марте — подснежники ищи.

Дети постоянно соприкасаются с природой, их привлекает всё! А воспитатель через игры продолжает расширять их кругозор .

Игра «Третий лишний» :

1. Чьи это слова : «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней» ?

(Пушкин, Лермонтов, Толстой)

2. Кто из этих животных не живёт в тайге?

(Волк, жираф, лиса)

3. Все ли эти птицы занесены в Красную книгу?

(Утка – мандаринка, сокол, воробей)

4. Какой из грибов ядовитый?

(Белый гриб, дождевик грушевидный, белый навозник)

5. Все ли эти растения являются лекарственными?

(Крапива, колокольчик, синий василёк)

6. Кого называют «королём грызунов» ?

(Суслик, бобр, хомяк)

7. Кого называют «глазастым охотником» ?

(Варан, стрекоза, лягушка)

8. Кого на свете больше всех?

(Насекомые, растения, животные)

9. Какого жука называют опасным преступником?

(Майский жук, колорадский жук, жук – олень)

7. Какая из бабочек появляется ранней весной первой?

(Крапивница, переливница, адмирал)

8. Все ли эти насекомые полезные?

(Божья коровка, пчела, долгоносик)

9. Все ли эти змеи ядовитые?

(Гадюка, уж, кобра )

10. Какое животное живёт в пустыне?

(Верблюд, тигр, волк)

Игра « Экологическое лукошко »

1. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная.)

2. Из нее делают бумагу. (Древесина.)

3. Писатель и художник, творчество которого посвящено природе.

4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)

5. Этот писатель природовед называл свои произведения «сказки-несказки» . (В. Бианки.)

6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

7. Один из главных методов при ознакомлении с природой. (Наблюдение.)

8. Объект ухода в природном уголке. (Животное.)

9. Автор программы « Экологическое воспитание дошкольника » (С. Н. Николаева)

10. И зимующие, и перелетные. (Птицы.)

11. Ведущая форма организации обучения детей при ознакомлении с природой. (ОД.)

12. Модель водоема в группе. (Аквариум.)

13. Относительно новое название опытов в природе. (Экспери-ментирование.)

14. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи.)

15. Она же и туристская, и экологическая . (Тропа.)

Рефлексия в форме «синквейн» .

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк» .

Синквейн – это не обычное стихотворение, а стихотворение, написанное в соответствии с определенными правилами. В каждой строке задается набор слов, который необходимо отразить в стихотворении.

Синквейн – это один из приемов активизации познавательной деятельности.

1. Первая строка – тема синквейна, или заголовок, понятие заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение, которое обозначает объект или предмет, о котором пойдет речь.

2. Вторая строка – два слова (чаще всего прилагательные или причастия, они дают описание признаков и свойств выбранного в синквейне предмета или объекта.

3. Третья строка – образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия объекта.

4. Четвертая строка - фраза их четырёх слов, несущая определенный смысл, выражающая личное отношение автора синквейна к описываемому предмету или объекту.

5. Пятая строка – одно слово – резюме, вывод, характеризующее суть предмета или объекта.

Конспект круглого стола «Формирование у дошкольников экологических знаний«

Цель: развивать творческий потенциал педагогов, их компетентность в экологическом воспитании дошкольников; повысить профессиональное мастерство педагогов, установить тесное сотрудничество между педагогами.

• повышение уровня экологической компетентности воспитателей;

• формирование правил экологически грамотного взаимодействия с окружающей средой;

• повышение роли воспитателя в воспитании экологической культуры дошкольников;

• умение использовать полученные знания по экологическому воспитанию в разных видах деятельности;

• развивать творческий потенциал педагогов.

Приглашаю вас поговорить об экологическом воспитании детей, поделиться опытом и идеями для повышения эффективности образовательного процесса.

«Современная экология – это наука о том, как передать Природу, наш общий дом, нашим детям и внукам, чтобы им в нём было жить лучше и удобней, чем нам» (Моисеев Никита Николаевич).

В современном мире экологические проблемы носят глобальный характер и затрагивают все человечество, мы в этом убеждаемся с каждым днём всё сильнее. В России идет становление новой системы образования, ориентированной на сильную, развитую личность во всех сферах образования. Современный период развития общества подвержен сильному влиянию экологии на его здоровье и если мы не дадим детям, начальные понятия «сохранности и созидания природы», то у дошкольников не будет осознанного поведения в природной среде и наша планета Земля может просто исчезнуть, а вместе с ней и человечество!

И так что же такое ЭКОЛОГИЯ? (ответы педагогов)

«Экология – это наука об отношениях растительных и животных организмов и образуемых ими сообществах между собой и окружающей средой».

1. Что входит (какие задачи стоят) в экологическое воспитание дошкольников? (Это ознакомление детей с природой, в основу которого положен экологический подход, при котором педагогический процесс опирается на основополагающие идеи и понятия экологии.)

2. Почему на Ваш взгляд, им надо заниматься с дошкольного возраста? (Потому, что именно в дошкольном детстве закладываются основы правильного отношения к окружающему миру и ценностные ориентации в нем.)

3. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольников? (Воспитатель является главной фигурой в экологическом воспитании детей, носителем и проводником экологической культуры.)

4. Должна ли проводиться работа с родителями по экологическому воспитанию?

5. Назовите формы работы с родителями по экологическому воспитанию? (Консультации, круглые столы, выставки поделок из природного материала, родительские собрания).

1. Назовите элементы предметно – развивающей среды детского сада, используемые для экологического воспитания дошкольников.

( Участники поочередно называют: уголок природы: модели и схемы; наглядный материал; календарь природы; картотеки труда, наблюдений и экспериментов; лаборатория; учебные панно; методическая, энциклопедическая и художественная литература; экологическая тропа; мини-огороды и сад-огород на территории; экологические коллекции и мини-музеи; зимний сад; паспорта растений и. т. п.).

2. Каковы условия, необходимые для экологического воспитания детей? ( Это: уголок природы в группе; участок детского сада.)

3. Какие методы используются для экологического воспитания детей?

(Наглядные, практические, словесные.)

4. Перечислите наглядные методы экологического воспитания детей.

(Наблюдения; рассматривание картин; демонстрация моделей, кинофильмов, диафильмов, диапозитивов.)

5. Перечислите практические методы экологического воспитания дошкольников.

(Игра; элементарные опыты; моделирование.)

6. Перечислите словесные методы экологического воспитания дошкольников.

(Рассказы воспитателя и детей; чтение художественных произведений о природе; беседы)

7. Перечислите формы организации работы с детьми по экологическому воспитанию. НОД; экскурсии; повседневная жизнь (прогулки, в том числе и целевые; труд в цветнике, огороде, уголке природы); экологические праздники и развлечения; элементарная поисковая деятельность (только в старшем возрасте).

Шуточная игра «Концовки обманки».

Я зачитываю стишок, а вы быстро отвечаете:

1. Знает девочка любая, что морковка …. (голубая, оранжевая).

2. Белым снегом все одето, значит, наступает …. (лето, зима).

3. Ночью каждое оконце слабо освещает …. (солнце, луна).

4. Облетели листья с клена, стал он к осени …. (зеленый, голый).

5. Под деревом четыре льва, один ушел, осталось …. (два, три).

6. Мышь считает дырки в сыре, три плюс два равно …. (четыре, пять).

7. По сосне, как в барабан, застучал в лесу …. (баран, дятел).

8. На заборе поутру, кукарекал …. (кенгуру, петух).

9. Лишь только свет дневной потух, заухал в темноте …. (петух, филин).

10. С пальмы вниз, на пальму снова, ловко прыгает …. (корова, обезьяна).

11. На болоте во весь дух, громко квакает …. (петух, лягушка).

12. Слышала вся улица, как мычала …. (курица, корова).

В группе проводя работу по экологическому воспитанию необходимо иметь коллекции, предназначенные для знакомства детей с различными природными объектами, для развития у них навыков классификации объектов по различным признакам, сенсорных навыков. Коллекционный материал служит в качестве наглядного материала, должны быть доступны для детей.

3. Какие коллекции можно собрать для наглядности?

Коллекция камней, Коллекция соцветий, Коллекция семян и плодов, Коллекции песка, глины, почвы, Коллекция бумаги и т. д.

4. На какие разделы можно условно разделить уголок экспериментирования, где детям предоставляется свобода выбора для исследовательской деятельности: «Песок и вода», «Звук», «Магниты», «Бумага», «Свет», «Резина».

5. Какие задачи будут решаться? Ответ: развитие первичных естественнонаучных представлений, наблюдательности, любознательности, активности, мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, наблюдение); формирование умений комплексно обследовать предмет.

Психологическое упражнение «Полюбите животное»

На ватмане нарисован дом с окошками. Воспитатели должны подумать и написать на стикере название животного, которое им не нравится или которого они боятся. Возможно, с ним связанны какие-то неприятные события? Воспитатели приклеивают стикеры в окошки, а затем вместе пытаются найти положительные качества этого животного, пользу от него в природе.

У детей бывают определенные страхи относительно определенных животных, которые преимущественно бывают сформированы под влиянием взрослых. Когда мы говорим малышу: «Не трогай! Это животное опасно! Это животное грязное не подходи, потом укусит, я сама боюсь!» и т. д. Мы не задумываясь формируем у ребенка негативную установку. А стоило бы, наоборот, на примере гусеницы, паучка, личинки, найти, что-то интересное для ребенка, а не развивать у него негативное отношение к тем или другим представителям животного мира. Считаю, что психологическое упражнение «Полюбите животное» следует проводить на занятиях с детьми.

Многолетние наблюдения, нашедшие отражение в приметах и загадках, пословицах и поговорках не все точны, но в полной мере могут использоваться для ознакомления детей с природой, народными традициями, для развития их творческих способностей; наблюдения дают возможность испытать радость открытия, почувствовать вкус исследовательской работы.

Предлагаю вам небольшой блиц - опрос

«Как растения и животные предсказывают погоду».

1. - Паук усиленно плетет паутину – (к сухой погоде).

2. - Уж на дороге греется – (перед дождем).

3. - Стрижи, ласточки низко летают – (дождь предвещают).

4. - Мыши выходят из-под подстилки на снег – (за сутки до оттепели).

5. - Собака катается по земле, мало ест и много спит – (к вьюге).

6. - Когда цветет черемуха – (к холоду, заморозкам).

7. - Если утром трава сухая – (к вечеру ожидай дождя).

8. - С утра мокрица распустилась и осталась раскрытой весь день – (к хорошей погоде).

9. - Цветы перед дождем – (пахнут сильнее).

10. - Кошка свернулась клубочком – (к похолоданию).

11. - Ворона кричит зимой – (к метели).

12. - Лягушки квакают – (к дождю).

13. - Воробьи в пыли купаются – (к дождю).

14. - Около луны звезда народилась – (к потеплению).

Завершить наш круглый стол мне хотелось бы веселым упражнением «Песенный вернисаж». Упражнение «Песенный вернисаж»

Давайте вспомним и поочередно споем песни о растениях, животных, воде, природные явления, и тому подобное

Вы освежили в памяти всё об экологическом воспитании.

Желаю вам успехов в работе! Благодарю всех за участие!

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Что растет у нас на грядке?»

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Что растет у нас на грядке?» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Что растет у нас на грядке?» Цель: расширить и конкретизировать.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за бабочками»

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за бабочками» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за бабочками" Цель: расширять знания детей о бабочках,.

Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за флоксами». Формирование экологических знаний

Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за флоксами». Формирование экологических знаний Цель: формирование представлений о сезонных изменениях в природе, знаний о цветущих растениях клумб, их значении для человека и необходимости.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за гусеницей»

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за гусеницей» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за гусеницей" Цель: расширить знания детей о гусенице,.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за кузнечиком»

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за кузнечиком» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за кузнечиком» Цель:расширять знания детей о кузнечике,.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за насекомыми осенью»

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за насекомыми осенью» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за насекомыми» Цель: продолжить знакомство с разнообразием.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за шмелем»

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за шмелем» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за шмелем» Цель:расширять знания детей о насекомом.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за тополем осенью»

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за тополем осенью» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Наблюдение за тополем осенью" Цель: создать условие для формирования.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдения за георгином»

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдения за георгином» Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки "Наблюдения за георгином" Цель: расширить знания детей о растении.

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за петунией»

Формирование экологических знаний. Конспект познавательной прогулки «Наблюдение за петунией» Цель: формирование представлений о многообразии цветов. Задачи. Образовательные: дать детям представление о петунье, прививать познавательный.

Круглый стол для педагогов ДОУ «От разнообразных форм к качеству образования» (экологическое воспитания дошкольников)

На фоне музыки Вивальди «Времена года» (слайды презентации)

Но где бы ни находился детский сад: в шумном городе или в тихом поселке, за Полярным кругом или в степи, воспитатель, любящий природу, помогает детям сделать первые шаги в неизведанную страну, которая называется природой.

Именно на этапе дошкольного детства ребенок получает эмоциональные впечатления о природе, накапливает представления о разных формах жизни, т. е. у него формируются первоосновы экологического мышления, сознания, закладываются начальные элементы экологической культуры. Но происходит это только при одном условии, если взрослые, воспитывающие ребенка, сами обладают экологической культурой.

Дискуссия «Малыши должны понять, что природа наша Мать»

Слово «дискуссия» происходит от латинского discussio – рассмотрение, исследование.

1. Что означает термин «Экология»?

Термин «экология» введен немецким биологом Э. Геккелем в 1886 году, происходит от греческого слова «экойс», «экус» – дом, обитание жилище и понимается как наука о среде обитания, или наука о взаимоотношениях организмов и окружающей среде.

2. Проблемы экологии в нашей стране.

Катастрофическое ухудшение экологической обстановки стоит в ряду самых актуальных проблем современности. В наши дни мир находится на грани экологической катастрофы, под угрозой будущее всего поколения. Наблюдается высокая загрязненность воздуха, воды, почв от промышленности, транспорта, энергетики, как в мире, так и в стране и нашем посёлке.

3. Что же такое экологическое воспитание?

Экологическое воспитание – это система, направленная на формирование начал экологической культуры и развитие экологической культуры у детей и взрослых.

4. Почему на ваш взгляд, экологическое воспитание необходимо начинать с дошкольного возраста?

Дошкольный возраст – наиболее благоприятный период экологического воспитания. Ребенок познает мир с открытой душой и сердцем. Именно в этом возрасте накапливаются яркие, образные эмоциональные впечатления, первые природоведческие представления, закладывается фундамент правильного отношения к окружающему миру и ценностной ориентации в нем. Как писал А. В. Луначарский «маленького ребенка можно лепить, старшего приходится уже гнуть, взрослого – ломать». Любовь к природе, сознательное, бережное и заинтересованное отношение к ней каждого человека должны воспитываться с раннего детства в семье и детском саде.

5. Определите задачи экологического воспитания.

6. Роль педагога в экологическом воспитании дошкольника.

Экологическое воспитание дошкольников должен осуществлять педагог, который сам владеет знаниями в области экологии, сам любит природу и заботится о ней. Он преподносит комплекс экологических знаний в доступной, увлекательной форме на основе принципа развивающего обучения и направленного на развитие личности ребенка. Учитывает интерес и возрастные особенности.

7. Назовите формы работы по экологическому воспитанию и совместную деятельность воспитателя и детей.

Образовательная деятельность

экскурсии (в парк, на луг, водоем);

рассматривание иллюстраций в книгах, экологические сказки, картин из жизни диких животных, художников И. И. Левитана, А. К. Саврасова, В. Д. Поленова, И. И. Шишкина, К. Ф. Юона;

рассказы, беседы воспитателя о животных, растениях, неживой природы, о заповедниках, заказниках, памятниках природы;

экологические праздники и досуги («День птиц», «День Земли», «День рождения Леса»);

опыты, поисковая деятельность в экологическом кружке;

различные виды изобразительной деятельности на экологическую тематику.

9. Формы взаимодействие с семьями воспитанников по экологическому воспитанию.

Собрания, консультации, семинары, «Дни открытых дверей», праздники и досуги («День Земли», «Весенние посиделки», «День птиц» и др., оформление экологических стендов (папки-передвижки, статьи, стихи, приметы, загадки, словесные игры для разучивания дома). Составление альбомов «Я и природа» (рисунки, фотографии, высказывания детей о природе, беседы с рекомендациями (создать мини-огород на подоконнике, завести домашнего питомца, совместные с родителями акции, фотовыставки.

И подводя итоги нашей дискуссии, проведём рефлексию «Поляна маков»

• Наблюдения за живым в природе проводятся вами постоянно, при этом развивают мыслительную деятельность дошкольников.

• В группе оформляется наглядная агитация для родителей по эковоспитанию.

Посмотрите, на нашу зелё но-голубую планету: я нисколько не сомневалась, что она будет вся в красных маках, красные фишки смотрятся, как яркие цветы на зелёно-голубых столах.

Меня очень радует преобладание красных фишек на ваших столах… Это положительные результаты в вашей и нашей работе.

Игра «Кто больше» назовёт пословиц, поговорок.

Дети постоянно соприкасаются с природой, их привлекает всё! А воспитатель через игры продолжает расширять их кругозор.

Игра «Третий лишний» :

1. Чьи это слова: «Счастье – это быть с природой, видеть её, говорить с ней»?

(Пушкин, Лермонтов, Толстой)

(Волк, жираф, лиса)

(Утка – мандаринка, сокол, воробей)

(Белый гриб, дождевик грушевидный, белый навозник)

(Крапива, колокольчик, синий василёк)

6. Кого называют «королём грызунов»?

(Суслик, бобр, хомяк)

7. Кого называют «глазастым охотником»?

(Варан, стрекоза, лягушка)

(Насекомые, растения, животные)

(Майский жук, колорадский жук, жук – олень)

(Крапивница, переливница, адмирал)

(Божья коровка, пчела, долгоносик)

(Гадюка, уж, кобра)

(Верблюд, тигр, волк)

Игра «Экологическое лукошко»

1. Книга, в которую заносятся редкие и исчезающие виды растений и животных. (Красная.)

2. Из нее делают бумагу. (Древесина.)

4. Какое дерево, как и береза, дает сладкий сок? (Клен.)

5. Этот писатель природовед называл свои произведения «сказки-несказки». (В. Бианки.)

6. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква.)

7. Один из главных методов при ознакомлении с природой. (Наблюдение.)

8. Объект ухода в природном уголке. (Животное.)

9. Автор программы «Экологическое воспитание дошкольника» (С. Н. Николаева)

10. И зимующие, и перелетные. (Птицы.)

11. Ведущая форма организации обучения детей при ознакомлении с природой. (ОД.)

12. Модель водоема в группе. (Аквариум.)

13. Относительно новое название опытов в природе. (Экспери-ментирование.)

14. Они окрашивают и отображают эмоциональную и поэтическую сторону знакомства с природой. (Стихи.)

15. Она же и туристская, и экологическая. (Тропа.)

Рефлексия в форме «синквейн».

Слово «синквейн» происходит от французского слова «пять» и означает «стихотворение, состоящее из пяти строк».

Я предлагаю вам для синквейна слово «Природа».

Круглый стол для педагогов «На работе я — педагог, а дома — просто мама!»

Круглый стол для педагогов «На работе я — педагог, а дома — просто мама!» План проведения 1. Приветствие. Обозначение цели и задач круглого стола. 2. Упражнение № 1 "Давайте поздороваемся" 3. Упражнение № 2 «Улыбнись,.

Круглый стол для педагогов «Повышение профессиональной компетентности педагогов через активные формы работы» Круглый стол «Повышение профессиональной компетентности педагогов через активные формы работы» План работы: 1. Тест-опрос на знание педагогами.

Круглый стол для родителей «Приобщение младших дошкольников к здоровому образу жизни средствами малых фольклорных форм» Цель: Приобщение младших дошкольников к здоровому образу жизни средствами малых фольклорных форм» Задачи: - приобщить родителей к участию.

Круглый стол для родителей «Экономическое воспитание дошкольников» «Экономическое воспитание дошкольников» Цель: Обратить внимание родителей на экономическое воспитание детей. Познакомить родителей с особенностями.

Круглый стол «Клуб любящих сердец» с родителями старшей возрастной группы с использованием интерактивных форм и методов Выполнила Штань Наталья Геннадьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 277», г. о. Самара Тема: «Клуб любящих сердец» Форма проведения:.

Круглый стол «Особенности полового воспитания детей дошкольного возраста» Предварительная работа: 1. Индивидуальные беседы-приглашения родителей. 2. Чтение родителями отрывков из книги Джона Грея «Дети с небес.

Круглый стол по теме: «Гендерный подход, как одно из условий модернизации современного дошкольного образования» (1 слайд) Тема сегодня моего круглого стала -Гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста (2 слайд) Гендерное воспитание это.

Круглый стол с опекунами «Проблемы воспитания подопечных детей» Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 10 общеразвивающего вида городского округа город Нововоронеж».

Круглый стол с педагогами и родителями застенчивых дошкольников В психологии распространена точка зрения, что застенчивость является результатом реакции на эмоцию страха, которая возникает в определенный.

Формирование интереса у дошкольников к восприятия художественной литературы посредством разнообразных форм работы Формирование интереса у дошкольников к восприятию художественной литературы посредством разнообразных форм работы. Слайд.

Читайте также: