Круглый стол для учащихся

Обновлено: 17.05.2024


Цель: создание условий для формирования толерантности у обучающихся школы в условиях общеобразовательной школы, формирование активной жизненной позиции.

Воспитательная: воспитывать личностные качества на основе уважительного отношения к другим людям.

Образовательная: дать представление о толерантности личности, попробовать самому стать более лояльным к другим людям, продемонстрировать многоаспектность понятия «толерантность»

Развивающая : развитие ценностных ориентаций личности; уметь высказывать собственную точку зрения, попытаться принимать и понимать людей такими, какие они есть, повышать внутригрупповое доверие и сплоченность всех членов коллектива, развивать фантазию и экспрессивные способы самовыражения, развивать коммуникативные навыки.

Оборудование:
* Оформление доски цитатами и выдержками
* Групповые карточки – задания (для двух групп) .

*Компьютер, проектор, презентация, запись мультфильма про толерантность.

Эпиграф: Я не согласен с тем, что вы говорите,
но пожертвую своей жизнью,
защищая ваше право
высказывать собственное мнение.
Ф.Вольтер

Ход занятия

Обучающиеся делятся на две группы.
- Наше занятие будет посвящено толерантности. т.к. смысл, который несёт это слово, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек - это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Но, сначала я предлагаю вам поиграть в игру-разминку «Мы все такие разные, но мы вместе».

Я прошу встать тех;

- у кого голубые глаза,

- у кого есть старший брат или сестра,

- кто имеет младшую сестру

- у кого темный цвет волос,

- кто любит есть сладости (конфеты, тортики),

- кто собирается после получения профессии вернутся в наш поселок,

- кто не хотел бы, чтобы его обижали, унижали,

- кто живет с многодетной семье,

-- кто хотел бы жить на Земле без войны и конфликтов.

А теперь мы продолжим эту игру немного по-другому, я попрошу встать ученика, с которым мы чем-то похожи. И так все по очереди встают и говорят, чем они похожи.


Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития человека, группы, общества в целом.
Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.
Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:
СЛАЙД.
В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;
Во французском - отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;
В английском - готовность быть терпимым, снисходительным;
В китайском - позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;
В арабском - прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность,
терпение, расположенность к другим;
В русском - способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).
СЛАЙД Вопросы: (каждый вопрос на отдельном слайде)
1. Какое из определений вам импонирует более всего?
2. Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?
3. А что же объединяет эти определения? Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед.

Техника пришла на службу человеку.

Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее.

Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия.
В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается

рост всевозможных форм поведения.

Любой человек совершает в жизни разные поступки.

В одних ситуациях он поступает правильно

и проявляет свои хорошие качества,

но иногда бывает и наоборот…
«Перед вами две дороги, выбирайте»

СЛАЙД Попробуйте оценить ситуацию. П опробуйте быть толерантным.
Ситуации.
СЛАЙД 1. Представьте, что вы находитесь в компании, где кто-то начинает говорить на незнакомом вам языке…
СЛАЙД 2. …что рядом с вами живёт человек с физическими недостатками (человек в инвалидной коляске, человек очень маленького роста, слепой, некрасивый внешне и т.д.).

СЛАЙД 3. …что ваш одноклассник принадлежит к значительно более обеспеченной семье, чем вы или наоборот…
СЛАЙД 4. …что на улице вы видите человека, одетого не так, как другие…
Задание №2

Буквенный анализ понятия «Толерантность».
Давайте попробуем вспомнить, что означает понятие толерантность, путем проведения буквенного анализа данного слова

(все присутствующие называют понятия и записывают на доске).

Т - терпение.
О- ответственность.
Л- любовь.
Е- единство.
Р- радость.
А- активность.
Н- надежность
Т- товарищество.
Н- нравственность
О- общение.
С- сострадание, сотрудничество, справедливость.
Т- терпимость.
Ь- мягкость, отсутствие злости

СЛАЙД Задание №3 ( работа по группам) – 3 мин.
Распределите нижеприведённые варианты поведения людей или политики правительства по двум группам:
(на столах у присутствующих соответствующий наглядный материал и материал для работы) . Работа ведется в 2 группах (в каждой группе выбирается оратор, который озвучивает и доказывает свою точку зрения).

СЛАЙД УВАЖЕНИЕ И УНИЖЕНИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ДОСТОИНСТВА

Соблюдение законов страны
Уважение и защита прав человека
Равенство граждан перед законом
Лишение возможности обучаться на родном языке
Распространение негативных этнических стереотипов
Дискриминация или призывы к ней
Уважение культурных традиций других народов и религий
Поиск общих интересов для разрешения конфликтов
Насилие или призывы к насилию против этнических или религиозных меньшинств
Отказ от насилия в решении конфликтов
Угрозы, запугивание (моральный террор)
Физический террор, погромы, геноцид
Стремление к сотрудничеству
Участие к другим людям, сопереживание
Депортации, принудительные выселения
СЛАЙД Есть два пути развития личности:
• Толерантный
• Интолерантный
СЛАЙД
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой. Единственная настоящая ошибка – не исправлять своих прошлых ошибок.

СЛАЙД Задание №4 Упражнение «Паутина предрассудков».

Инструкция: сейчас мне необходим один доброволец. Сейчас мы вам повесим некий ярлык, и группа будет называть известные стереотипы, насмешки, негативные представления в соответствии с этим ярлыком. После каждого негативного высказывания я буду обматывать вас веревкой, как бы опутывая паутиной предрассудков, пока вы не сможете пошевелиться.

1. Человек, больной СПИДом.

2. Мужчина нетрадиционной ориентации, гомосексуалист.

4..Бабушка – соседка, большая сплетница.


СЛАЙД Правила толерантного общения.
1. Уважай собеседника.
2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
3. Отстаивай свое мнение тактично.
4. Ищи лучшие аргументы.
5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
6. Стремись учитывать интересы других.

Притча о двух волках .

Когда-то давно старый индеец открыл своему внуку одну жизненную истину. В каждом человеке идет борьба, очень похожая на борьбу двух волков. Один волк представляет зло – зависть, ревность, сожаление, эгоизм, амбиции, ложь… Другой волк представляет добро – мир, любовь, надежду, истину, доброту, верность…

Маленький индеец задумался, а потом спросил:

- А какой волк в конце побеждает?

Старый индеец едва заметно улыбнулся и ответил:

- Всегда побеждает тот волк, которого ты кормишь.

Рефлексия. Подведение итогов.

- Что было для вас познавательно?

- Изменилось ли Ваше мнение к др. людям, свои и чужим проступкам после этого мероприятия?

Инструкция для проведения "круглого стола" для учителей и учащихся

«Круглый стол» — это разновидность учебной дискуссии, проводимой в форме дидактической игры, имитирующей заседание равноправных участников с целью генерирования, обсуждения проблем и принятия решений в какой—либо сфере профессиональной деятельности, и направленной на решение задач реальной школьной практики.

1. Выберите тему для обсуждения на уроке. Тема должна быть крупной, подразумевать деление на подтемы. Тема должна быть интересна ученикам, поэтому предложите им несколько вариантов, предоставьте право выбора.

2. Определите, на каком уроке целесообразно провести дискуссию на выбранную Вами тему при изучении теории литературы или литературной критики, на уроке первичного анализа произведения или на заключительном этапе анализа.

3. Подберите литературу, соответствующую Вашей теме.

5. Распределите роли участников дискуссии: ведущий (на этапе знакомства с техникой проведения «круглого стола» эту роль исполняет учитель; он одновременно и равноправный участник обсуждения и руководитель обсуждения, который направляет ход дискуссии, ведёт ее к цели, предоставляет слово, обобщает мнения, фиксирует проблемы и предложения по их решению), участники, которые делятся на группы в соответствии с теми аспектами темы, которые они освещают, а также могут быть литературоведы, литературные критики, историки, культурологи и т.д. Участников распределить нужно так, чтобы не было "сильных" и "слабых" групп.

7. Продумайте ход дискуссии.

Сценарий «круглого стола» как учебной дискуссии:

1) Приветствие, вступительное слово ведущего (На этапе знакомства необходимо рассказать учащимся об истории дискуссии и выдать памятки-инструкции с технологией проведения «круглого стола»)

2) Объявление темы.

3) Выступления групп или индивидуальных докладчиков.

5) Выработка решения путем голосования (если это является целью «круглого стола»).

6) Подведение итогов и систематизация всего сказанного участниками

!Помните, что цель «круглого стола» услышать мнение каждого


Инструкция для учащихся по участию в «круглом столе»

Круглый стол – это разновидность учебной дискуссии, основным принципом которой является равноправие и сотрудничество.

a.1. Выбери тему или аспект дискуссии, наиболее тебе интересную, согласуй ее с классом и учителем.

a.2. Проанализируй литературу по выбранной теме.

a.3. Определи для себя, какой точки зрения ты придерживаешься.

a.4. Организуйте группы в зависимости от точек зрения на тему.

a.5. Постарайтесь рассмотреть разные аспекты выбранной вами проблемы.

a.7. Будьте готовы корректировать свою позицию, расширить видение вашей проблемы.

a.8. Будьте готовы анализировать и дополнять ответы других групп, чтобы как можно шире рассмотреть пласт выбранных вами проблем.

a.9. Правила поведения:

· Внимательно выслушивай каждого, не перебивай выступающего.

· Соблюдай правило поднятой руки.

· Доказывая и опровергая, формулируй мысли точно и ясно, старайся говорить своими словами.

· Иллюстрируй свои мысли примерами.

!Помни, что в «круглом столе» все равны, и каждый имеет право на свою точку зрения

Сценарии круглых столов
проект (9, 10, 11 класс)

Круглый стол на тему "Ценностные приоритеты современной молодежи" для учащихся 9-11 классов.

Круглый стол на тему "Здоровый образ жизни" для учащихся 9-11 классов.

ВложениеРазмер
stsenariy_kruglogo_stola.docx 18.66 КБ
anketa.docx 15.69 КБ
tsennostnye_prioritety_sovremennoy_molodezhi.pptx 78.94 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

«Ценностные приоритеты современной молодежи»

  1. обсудить систему ценностей и приоритеты современной молодежи,
  2. предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую тему,
  3. сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.
  • познакомиться с определениями ценности, используя разные источники, словари, документы и т.д.;
  • рассказать о влиянии системы ценностей на жизнь человека;
  • подвести результаты анкетирования;
  • выявить отношение подростков к проблеме неправильного формирования ценностных приоритетов;
  • воспитывать культуру поведения и общения при работе в группе.

Форма проведения – круглый стол

Схема проведения занятия:

  1. Установление контактов и доброжелательной обстановки).
  2. Опрос (выявление уровня информированности по теме занятия).
  3. Информационный блок (основной, с возможностью получения практических навыков и умений).
  4. Завершение работы (подведение итогов, обратная связь, оценка изменения информированности).

Общие правила коммуникации

  • - избегай общих фраз;
  • - ориентируйся на цель (задачу);
  • - умей слушать;
  • - будь активен в беседе;
  • - будь краток;
  • - осуществляй конструктивную критику;
  • - не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас необычная встреча, мы собрались вместе, чтобы обсудить такую тему, как ценностные приоритеты современной молодежи. Но для начала позвольте мне представить вам гостей нашего круглого стола:

1 этап – учебная мотивация

Вначале нашего разговора хотелось бы узнать, что, по – вашему, входит в понятие «ценность? »

Согласно большому энциклопедическому словарю:

Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

Ценности, оказывают существенное влияние на направленность человека и содержание его социальной активности, поведение и поступки, его социальную позицию и на общее отношение его к миру, к себе и другим людям.

Система ценностей в жизни человека принимает вид внутреннего стержня всей его личности.

Возникает вопрос: «Какие ценности на первом месте в вашей жизни?» Мы предварительно провели небольшое анкетирование среди старшеклассников нашей школы, в котором вы тоже участвовали.

В анкете были перечислены два вида ценностей – инструментальные и терминальные.

Инструментальные - ценности-средства, ценные в качестве средств, инструментов для достижения обычных целей..

Терминальные - это ценности, ценные сами по себе: самоценности.

А теперь внимательно всмотримся в результаты, которые мы получили.

3 этап –дискуссия.

Все вместе обсуждаем вопросы:

Как влияют современные тенденции на систему ценностей?

Как правильно расставить приоритеты?

Испытываете ли Вы потребности в каких-либо ценностях?

Давайте обсудим те, которые выбраны вами как наиболее важные.

На первом месте для многих – здоровье.

«уверенность в себе» -

«наличие хороших и верных друзей» - )

4 этап –подведение итогов.

Список А (терминальные ценности) :

  • активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  • жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  • здоровье (физическое и психическое);
  • интересная работа;
  • красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  • любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  • материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  • наличие хороших и верных друзей;
  • общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  • познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  • продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  • развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  • развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);
  • свобода (самостоятельность, независимость в суждениях поступках);
  • счастливая семейная жизнь;
  • счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);
  • творчество (возможность творческой деятельности);
  • уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности) :

  • аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  • воспитанность (хорошие манеры);
  • высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  • жизнерадостность (чувство юмора);
  • исполнительность (дисциплинированность);
  • независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  • непримиримость к недостаткам в себе и других;
  • образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  • ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
  • рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  • самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  • смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
  • твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);
  • терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);
  • широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);
  • честность (правдивость, искренность);
  • эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);
  • чуткость (заботливость).

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Ценностные приоритеты современной молодежи

Что входит в понятие « ценность»? Ценность – положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, социальной группы, общества в целом.

«Какие ценности на первом месте в вашей жизни?»

Терминальные Здоровье Счастливая семейная жизнь Уверенность в себе Наличие друзей Развитие Активная деятельная жизнь Интересная работа Материально обеспеченная жизнь Любовь Свобода / Развлечение

Инструментальные Воспитанность Аккуратность Ответственность Образованность Твердая воля Самоконтроль Жизнерадостность Смелость в отстаивании своего мнения Независимость Терпимость

Как влияют современные тенденции на формирование системы ценностей?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ДЕПАРТАМЕНТ ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ БРЯНСКОЙ ОБЛАСТИ ГБОУ СПО «СУРАЖСКИЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА» Сценарий Круглого стола Проблема повышения интереса к занятиям физической к

Сценарий Круглого стола Проблема повышения интереса к занятиям физической культурой школьников.


Сценарий круглого стола «Совесть и честь, достоинство»

Современные школьники зачастую не имеют конкретных представлений о моральных нормах. Изучая и обсуждая произведения писателей ХХ века, ребята формируют в своем сознании нормы и правила поведения в кри.

Сценарий круглого стола «Зависимость от курения».

Данное мероприятие было проведено в рамках II Рождественских образовательных чтений, где рассматривался вопрос об актуальной проблеме «Зависимость от курения».


Сценарий круглого стола по теме "Молодежная наркомания и алкоголизм"

Сценарий круглого стола по теме "Молодежная наркомания и алкоголизм" представлен в виде заседания Правового канала "Подросток и закон".


Сценарий круглого стола на тему «Проблемы воспитания школьников в подростковый период. Пути их преодоления»

Проведение круглого стола в 6-7 классах совместно с родителями.


СЦЕНАРИЙ КРУГЛОГО СТОЛА «МИР ВОКРУГ НАС»

Сценарий Круглого стола «Мир вокруг нас», посвящённого международному дню толерантности.

Круглый стол с острыми углами "Здоровый образ жизни и Вредные привычки"
классный час (5, 6, 7, 8, 9 класс)

Круглый стол для учащихся 5 - 9 классов. Ярко. Красочно. Запоминающе.

ВложениеРазмер
Круглый стол для учащихся 5 - 9 классов о вреде курения, алкоголизма и наркомании. 25.11 КБ

Круглый стол с острыми углами для 6-8 классов

«Здоровый образ жизни и ВРЕДНЫЕ ПРИВЫЧКИ»

Цели:- п ропаганда здорового образа жизни, формирование представлений о полезных и вредных привычках.
- создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать, делать выводы.

- способствовать развитию культуры взаимоотношений при работе в парах, группах, коллективе.

1.Оргмомент
2.Вступительная беседа

Я - Здравствуйте, дорогие друзья! Я говорю вам «здравствуйте», а это значит, что я всем вам желаю здоровья! Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья?

Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность. Но, к сожалению, мы начинаем говорить о здоровье лишь тогда, когда его теряем.

И наступает момент, когда

Мы за все бываем в ответе,

Человек покоряет небо,

Чудо технику изобретает

Но, приобщившись к дурным привычкам,

О здоровье своем забывает.

- Ребята, сегодня у нас с вами пойдет серьезный разговор. Сегодня мы с вами поговорим о вредных привычках и их влиянии на здоровье.
Как вы думаете, что такое привычки?
ДЕТИ: Привычки — это то, что мы совершаем, почти не задумываясь, действуя как бы автоматически.
Я - Как формируются привычки?
Чтобы сформировалась привычка необходимо повторить какое-то действие многократно изо дня в день.
Я - У человека бывает много разных привычек. Какие бывают привычки?
ДЕТИ: Привычки бывают полезные и вредные.
Я - Приведите примеры полезных привычек (дети приводят примеры).
ДЕТИ: Полезные привычки: умываться, чистить зубы, делать зарядку, заправлять постель, соблюдать режим дня, класть вещи на место, не опаздывать и многие другие полезные привычки. Они помогают сохранить здоровье, стать более сильным и красивым, удобно и комфортно организовать жизнь, экономить время, делают человека более свободным.
Я - Но существуют, к сожалению, и вредные привычки. Назовите вредные привычки? (Табакокурение, алкоголь, наркотики, токсикомания)

Игра
Я -А сейчас мы поиграем. Мы поговорили о полезных и вредных привычках, а сейчас для вас такое задание: из предложенного списка привычек выбрать привычки полезные и вредные, на один лист наклеить полезные привычки, на второй лист - вредные привычки (дети показывают свои работы).

Я - Вредные привычки плохо влияют на организм человека. Если они появились у человека отказаться от них, порой бывает не просто. Они наносят вред здоровью человека, вызывают зависимость и приводят к тяжелым заболеваниям, а иногда и к смерти.
А что еще делать нельзя! Давайте с вами перечислим: прогуливать занятия в школе, грубить старшим и не уважать их, много сидеть у телевизора или за компьютером, есть чересчур много сладкого, грызть ногти, гулять в неположенных местах, где есть опасность для жизни, пробовать незнакомые вещества, принимать алкоголь или наркотики.

В первый класс сынок пошёл,
И спросила кроха:
«Папа, это хорошо
или это плохо?
Там, за школой, у откоса
Вовка курит папиросы.
Посоветуй, как мне быть?
Предлагает закурить.
Я попробовал – отрава
Эти сигареты «Ява».
Как же можно их курить
И здоровью не вредить?
Подумал папа и в ответ
Сыну дал такой совет:

Кто сигареты покупает,
Жизнь на годы сокращает
Окружающим, себе,
Может, мне, или тебе.

3. Я - Итак, первая вредная привычка, о которой мы будем говорить, “Табакокурение”.

Это слово состоит из 2 частей. Каких? /Табак и курение/.

Как в России появился табак? /Завезли купцы из Америки/.

Что такое табак? /Однолетнее растение/. Это однолетнее растение, в листьях которого содержится вредное вещество. Какое? /Никотин/. Это сильный яд, в чистом виде представляет собой маслянистую жидкость.

Я - Припомните, что вы испытываете, когда находитесь рядом с курящими людьми (кашель, резь в глазах и т.д.) И это неспроста, так как в сигарете находится измельченная трава - табак.

Каждая выкуренная сигарета сокращает жизнь на 15 мин. Каждые 13 секунд умирает человек от заболевания, связанного с курением. За год – это 2,5 млн. человек. Подсчитано, что население земного шара за год выкуривает 12 биллионов папирос и сигарет! Поистине астрономические цифры. Общая масса окурков ─ 2 520 000 тонн.

ПОЧЕМУ НУЖНО ОТКАЗАТЬСЯ ОТ КУРЕНИЯ? Потому что это продлит Вашу жизнь! Курение вырывает из жизни человека от 19 до 23 лет. В России каждый год курение уносит жизни 220 тысяч человек.

КАК ВЕДЕТСЯ БОРЬБА С КУРЕНИЕМ В ДРУГИХ СТРАНАХ?

Во многих странах мира действуют национальные программы по борьбе с курением. Их реализация позволила в 1,5-2 раза снизить распространенность курения. 170 стран подписали Рамочную конвенцию по борьбе с курением. Например:в Англии – вычитают деньги из зарплаты за время, проведенное в курительной комнате. Дания – запрещено курить в общественных местах. Сингапур ─ курение ─ 500 долларов штраф. Нет рекламы на табачные изделия.

4.Я - Следующая вредная привычка “Алкоголизм”.

5.Работа с басней.

Я -Послушайте басню С.Михалкова “Непьющий воробей”.

Случилось это
Во время птичьего банкета:
Заметил Дятел-тамада,
Когда бокалы гости поднимали,
Что у Воробушки в бокале –
Вода! Фруктовая вода!!
Подняли гости шум, все возмущаться стали,
“Штрафной” налили Воробью.
А он твердит своё: “Не пью! Не пью! Не пью!”
“Не поддержать друзей? Уж я на что больная, -
Вопит Сова, - а всё же пью до дна я!”
“Где ж это видано, не выпить за леса
И за родные небеса?!” -
Со всех сторон стола несутся голоса.
Что делать? Воробей приклювил полбокала.
“Нет! Нет! – ему кричат. – Не выйдет! Мало! Мало!
Раз взялся пить, так пей до дна!
А ну, налить ему ещё вина!”
Наш скромный трезвенник недолго продержался –
Все разошлись, а он под столом остался…
С тех пор прошло немало лет,
Но Воробью теперь нигде проходу нет,
И где бы он не появился,
Везде ему кричат и шепчут вслед.
“Ах, как он пьёт!”, “Ах, как он разложился!”,
“Вы слышали? На днях опять напился!”,
“Вы знаете? Бросает он семью!”
Напрасно Воробей кричит: “Не пью-ю! Не пью-ю!!”
- Скажите, что случилось с воробьём?
- Почему воробей не сумел отказать, сказать НЕТ?
Также происходит и в жизни.

6.Игра “Выбери ответ”.

Я-А сейчас я предлагаю сыграть в игру “Выбери ответ”. Внимательно послушайте вопрос:

- Как бы вы ответили, оказавшись на месте воробья? Почему?

А) спасибо, вино опасно для моего здоровья, поэтому я воздержусь от его употребления;

Б) спасибо, у меня сегодня тренировка, это может повлиять на спортивные результаты;

В) спасибо, но сейчас я вынужден уйти, меня ждут родители;

Г) спасибо, с удовольствием попробую.

Есть ещё много вариантов ответа. Но самые правильные те, в которых есть слово НЕТ.

7.Я -Ещё одна вредная привычка – “Наркомания”. Другими словами употребление наркотиков. Наркомания также как алкоголизм и табакокурение – это тоже серьёзная опасность для человека.

8. – Бывали ли в вашей жизни случаи, когда кто-то предлагал вам попробовать сигареты или алкогольные напитки? Если нет: Наблюдали ли вы ситуации, когда кто-то кому-то предлагал попробовать сигареты или алкогольные напитки? Такие ситуации иногда бывают. Соглашались вы или отказывались? (Те люди, которых наблюдали?) – Трудно ли было отказаться? – Почему важно научиться отказываться от предложения сигарет и алкоголя? (Выслушать ответы.)
Очень важно уметь отказать от предложения табака и алкоголя. Многие ребята обычно много знают о вредном влиянии табака и алкоголя на здоровье и социальное благополучие, но некоторые из них все-таки начинают курить и употреблять спиртные напитки. Часто это происходит потому, что они не могут отказать сверстникам, знакомым или членам семьи, предлагающим сигареты или алкоголь.

9.Психолог: Существуют действенные формы отказа, которым можно научиться. Познакомимся с ними
“Нет, спасибо!” (Говорится уверенным тоном без объяснения причин.)
“Нет спасибо + объяснение причины (головная боль, необходимость идти на тренировку, боязнь огорчить родителей).
“Нет спасибо + предложение чего-то другого (поиграть вместе, съесть конфетку, предложить жвачку, игрушку).
Дать односложный ответ на все уговоры и предложения: “Нет!”, “Не буду!”, “Не хочу!”, “Не курю!”.
Сделать вид, что не услышал предложения.
Уйти в сторону от тех, кто предлагает (или пройти мимо).
Задай вопрос: “Почему тебе хочется, чтобы я закурил?” (Если настаивают.)
Изменить тему разговора.

Я: Вот мы сейчас и будем это делать

Игра “Как отказать?”

– Хочешь, чтобы у тебя было хорошее настроение? Попробуй пиво!
– Хочешь пиво?
– Давай закурим! От одной сигареты ничего не будет.
– Давай покурим! Или ты трусишь?
– Давай покурим! После одной сигареты к курению не привыкнешь.
– Пошли покурим! Или тебе слабо?

– Нет! Мне этого не нужно, я хочу быть здоровым!
– Нет! Пойдем лучше погуляем с моей собакой!
– Нет, спасибо!
– Нет! Я не буду! И тебе не советую!
– Нет, спасибо! У меня есть пазлы. Пойдем собирать.
– Нет, спасибо! Я спешу в шахматный кружок! Хочешь, пойдем со мной.
– Нет, я не буду! Пойдем лучше со мной на каток!
– Нет, спасибо! Меня мама просила сходить в магазин, пошли со мной. Может, твоей маме тоже нужно что-нибудь купить.
– Ребята, скажите, пожалуйста, в чьей роли вам понравилось быть больше?

Я - Чтобы говорить о здоровье, надо обязательно вспомнить о стрессах. Они нас подстерегают на каждом шагу. Говорят, что резкое пробуждение и подъем – это уже стресс. Уроки – стресс. Дорога – стресс. Родители ругают. С друзьями поссорился. И так далее. Есть люди, которые говорят: «А ты закури – и все пройдет». И вы знаете, как они ошибаются!
Психолог:- По вашему мнению, как можно снять стресс?
(Можно выйти в лес и громко закричать; залезть под душ; сосчитать до 10; включить музыку, закрыть глаза, представить себя животным и попробовать потанцевать.) Сегодня я хочу научить вас приемам быстрого снятия стресса, и если в течение жизни вы ими воспользуетесь, я думаю, вы будете быстро выходить из стрессового состояния.

Психолог показывает ребятам упражнение – растирание ладошек

10.Работа в группах: Игра «Ситуация»

Я: А теперь давайте рассмотрим ситуации, которые могут произойти с каждым из вас. Результат группового обсуждения вам необходимо представить в виде короткой ролевой игры с объяснением предпочтительной формы отказа. На подготовку 3 минуты. Учащимся предлагается разыграть следующие ситуации, продумав форму отказа:

  • На школьном дворе старшеклассники курят. Один из них предлагает тебе сигарету: “Закуривай!”
  • Ты пришел к другу поиграть в компьютерные игры. Его родителей нет дома. На кухонном столе ты увидел красивую бутылку в плетеной корзинке. Друг говорит: “Это хорошее виноградное вино. Давай попробуем”.

– Молодцы! Вы справились с заданием, и теперь мы уверены, что в подобных ситуациях вы не растеряетесь, и примите правильное решение.
– Какие формы отказа выглядели более убедительно?
– Каким образом легче всего было отказаться?

12.Упражнение “Стена здоровья”

Я: А в завершении нашей программы мы соберем с вами “Стену здоровья”. У нас на столе лежат разноцветные кирпичики, на которых написано много интересных и полезных занятий, но среди них есть и вредные привычки. (Заниматься спортом, читать книги, есть много сладкого, есть много жареного и копченого, делать утреннюю гимнастику, много смотреть телевизор, следить за одеждой, закаляться, курить, умываться, долго играть в компьютерные игры, много времени проводить на воздухе, чистить зубы, не чистить зубы, употреблять спиртные напитки, правильно питаться, соблюдать режим дня, вовремя учить уроки, заниматься музыкой, рисовать, грызть ногти, помогать маме Вредные привычки (ведут к несчастью, болезням и бедности): Есть перед сном; Поздно ложиться и поздно вставать; Обвинять себя или других; Обижаться и злиться; Жаловаться на жизнь, на других людей, на обстоятельства; Тратить больше, чем зарабатывать…. Каждый из вас выберет понравившийся кирпичик и, прочитав, решит, прикреплять ли его к “Стене здоровья” или же выбросить в корзину.
Дети под музыку по очереди выходят к столу и, сделав выбор, прикрепляют кирпичики на изображение стены. Можно предложить учащимся прокомментировать свой выбор. Молодцы! Вы все сделали правильный выбор, поэтому у нас получилась крепкая стена.

В конце урока предложить каждому ученику выбрать только одного из ребят, кому хочется сказать спасибо за сотрудничество и пояснить, в чем именно это сотрудничество проявилось. Учителя из числа выбираемых следует исключить. Благодарственное слово педагога является завершающим. При этом он выбирает тех, кому досталось наименьшее количество комплиментов, стараясь найти убедительные слова признательности и этому участнику событий.

14. Итог
Я - У некоторых из нас есть и хорошие привычки и дурные. Редко встретишь человека, у которого только хорошие полезные привычки. Полезные привычки помогают сохранить здоровье и облегчить нашу жизнь.
Но с вредными привычками надо бороться, а сила воли поможет их победить. Каждый из вас хозяин своей жизни и своего здоровья. Я надеюсь, что вы никогда не будете курить, употреблять алкоголь и наркотики. Надеюсь, что все вредные привычки, о которых мы говорили, обойдут вас стороной. А для этого вы должны уметь сказать “Нет вредным привычкам”. Давайте вместе вслух произнесём эту фразу.

Методика проведения круглого стола
статья по теме

В статье рассказывается о форме организации Круглого стола, а также приведены способы его проведения.

ВложениеРазмер
metodika_provedeniya_kruglogo_stola.doc 56.5 КБ

Методические рекомендации по проведению круглых столов.

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает,. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого стола – предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

  • относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;
  • отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; • существенные ограничения в плане количества посетителей;
  • камерность мероприятия.

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущих Круглых столов высоки.

Ведущий должен уметь чётко формулировать проблему, не давать растекаться мыслью по древу, выделять основную мысль предыдущего выступающего и, с плавным логичным переходом, предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий Круглого стола должен быть беспристрастным.

Не стоит забывать, что модератор является еще и фактическим участником Круглого стола. Поэтому, он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.

Ведущий Круглого стола не должен быть:

  • Растерянным и запуганным. Такие качества характерны для начинающих ведущих, связаны с волнением и отсутствием практики.
  • Авторитарным. Стремление в максимальной степени контролировать и регулировать ход обсуждения, поддерживать жесткую дисциплину, не располагает к дискуссии. •
  • Попустительствующим. Ведущий обязан сосредоточить дискуссию на обсуждаемых вопросах и сконцентрировать ее во времени. Попустительство с его стороны будет способствовать активизации альтернативных лидеров, которые постараются переключить внимание на себя. Дискуссия начнет уходить от темы, распадаться на локальные обсуждения. • Слишком активным. Задача извлечения информации требует ограничения активности ведущего.
  • Плохо слушающим. Отсутствие у ведущего умения слушать приведет к тому, что потеряется много полезного из того, что было сказано в ходе обсуждения. В этом случае наиболее тонкие комментарии, полученные в результате публичной дискуссии, представляющие основу для заглубления дискуссии, останутся без внимания. Причинами такого поведения может быть стремление ведущего Круглого стола жестко следовать вопроснику обсуждения, вследствие чего он концентрируют свое внимание на нем. Или озабоченность тем, чтобы эффективно выслушать всех участников группы, не упустив ни одного из них и предоставив всем равное время.
  • Комедиантом. Предполагает концентрированность на развлекательном аспекте обсуждения в большей степени, чем на его содержании.
  • Эксгибиционистом. Такой ведущий использует группу главным образом для целей самоутверждения, ставит личные цели выше целей исследования. Самолюбование может выражаться в вычурных позах, неестественных жестикуляциях и интонациях, нравоучениях и иных формах «работы на публику».

Правила для участников круглого стола:

  • участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;
  • не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия: если вам нечего сказать, то лучше молчать.

Этапы подготовки круглых столов:

1.Выбор темы. Осуществляется с ориентацией на направления научной работы кафедры и преподавателей. Кафедры предлагают темы «Круглых столов» с обоснованием необходимости ее обсуждения и разработки. В этом случае следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта. Особую роль для Круглого стола играет компетентность ведущего, поэтому модератор обязан самостоятельно осуществить подготовку в рамках заданной темы Круглого стола.

3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола. Если масштабы мероприятия выходят за рамки вуза, целесообразно на предварительном этапе подготовки Круглого стола разослать предполагаемым участникам информационные письма и приглашения к участию в данном мероприятии. Следует помнить, что формирование группы участников предусматривает дифференцированный подход: это должны быть не только компетентные, творчески мыслящие люди, но и должностные лица, представители исполнительной власти, от которых зависит принятие решений.

4.Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола). При составлении анкеты необходимо определить основную задачу-проблему, расчленить ее на составляющие, предположить, на основании каких сведений можно будет сделать определенные выводы. Вопросы могут быть открытыми, закрытыми, полузакрытыми. Формулировка их должна быть короткой, ясной по смыслу, простой, точной, однозначной. Начинать нужно с относительно простых вопросов, затем предлагать более сложные. Желательно сгруппировать вопросы по смыслу. Перед вопросами обычно помещают обращение к участникам опроса, инструкцию по заполнению анкеты. В конце следует поблагодарить участников.

Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Варианты проведения «круглых столов»:

  • Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.
  • Второй вариант - ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.
  • Третий вариант «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.
  • Четвертый вариант - «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

Читайте также: