Круглый стол для школьников

Обновлено: 30.04.2024

«Круглый стол» — это разновидность учебной дискуссии, проводимой в форме дидактической игры, имитирующей заседание равноправных участников с целью генерирования, обсуждения проблем и принятия решений в какой—либо сфере профессиональной деятельности, и направленной на решение задач реальной школьной практики.

1. Выберите тему для обсуждения на уроке. Тема должна быть крупной, подразумевать деление на подтемы. Тема должна быть интересна ученикам, поэтому предложите им несколько вариантов, предоставьте право выбора.

2. Определите, на каком уроке целесообразно провести дискуссию на выбранную Вами тему при изучении теории литературы или литературной критики, на уроке первичного анализа произведения или на заключительном этапе анализа.

3. Подберите литературу, соответствующую Вашей теме.

5. Распределите роли участников дискуссии: ведущий (на этапе знакомства с техникой проведения «круглого стола» эту роль исполняет учитель; он одновременно и равноправный участник обсуждения и руководитель обсуждения, который направляет ход дискуссии, ведёт ее к цели, предоставляет слово, обобщает мнения, фиксирует проблемы и предложения по их решению), участники, которые делятся на группы в соответствии с теми аспектами темы, которые они освещают, а также могут быть литературоведы, литературные критики, историки, культурологи и т.д. Участников распределить нужно так, чтобы не было "сильных" и "слабых" групп.

7. Продумайте ход дискуссии.

Сценарий «круглого стола» как учебной дискуссии:

1) Приветствие, вступительное слово ведущего (На этапе знакомства необходимо рассказать учащимся об истории дискуссии и выдать памятки-инструкции с технологией проведения «круглого стола»)

2) Объявление темы.

3) Выступления групп или индивидуальных докладчиков.

5) Выработка решения путем голосования (если это является целью «круглого стола»).

6) Подведение итогов и систематизация всего сказанного участниками

!Помните, что цель «круглого стола» услышать мнение каждого


Инструкция для учащихся по участию в «круглом столе»

Круглый стол – это разновидность учебной дискуссии, основным принципом которой является равноправие и сотрудничество.

a.1. Выбери тему или аспект дискуссии, наиболее тебе интересную, согласуй ее с классом и учителем.

a.2. Проанализируй литературу по выбранной теме.

a.3. Определи для себя, какой точки зрения ты придерживаешься.

a.4. Организуйте группы в зависимости от точек зрения на тему.

a.5. Постарайтесь рассмотреть разные аспекты выбранной вами проблемы.

a.7. Будьте готовы корректировать свою позицию, расширить видение вашей проблемы.

a.8. Будьте готовы анализировать и дополнять ответы других групп, чтобы как можно шире рассмотреть пласт выбранных вами проблем.

a.9. Правила поведения:

· Внимательно выслушивай каждого, не перебивай выступающего.

· Соблюдай правило поднятой руки.

· Доказывая и опровергая, формулируй мысли точно и ясно, старайся говорить своими словами.

· Иллюстрируй свои мысли примерами.

!Помни, что в «круглом столе» все равны, и каждый имеет право на свою точку зрения

Круглый стол для младших школьников «Правила, важные для всех»

Цель : расширить знания учащихся об общении с людьми.

Задачи : познакомить с полезными рекомендациями по вопросам общения с людьми, способствовать формированию доброты, чуткости, деликатности; прививать навыки учтивого общения.

Оборудование : анкета, лист бумаги

Каждый человек своеобразный, но, чтобы засиять ей в полной красе, надо научиться правилам культуры — только тогда человек будет для людей. Ученик может учиться хорошо, даже отлично, но в быту он неаккуратный, с товарищами груб.

- Что значит «вести себя культурно»?

(Ученики высказывают свое мнение).

- Как вы понимаете слово «общение»?

Общение — это взаимодействие двух или нескольких людей, которые обмениваются информацией или контактируют в процессе практической деятельности. Общение — это не только контакт между людьми, которые познают друг друга, обмениваются информацией и эмоциями с целью объясниться и отрегулировать собственное поведение, но и главное условие, и способ развития личности.

Почему же люди не умеют общаться, отталкивают друг друга, боятся раскрыться?

Поэтому главной целью нашей работы сегодня, научиться правилам этикета, познакомиться с полезными рекомендациями по вопросам общения с людьми.

В средневековых рыцарских романах о короле Артуре рассказывается, что на королевских банкетах рыцари садились за круглый стол, чтобы не было споров по поводу того, кто сидит на почетном конце стола, а кому досталось непочетное место.

Впоследствии круглый стол стал непременным атрибутом на международных конференций, дипломатических переговоров. Выражение «сесть за круглый стол» теперь означает начать доброжелательный обмен мнениями, миролюбивые переговоры.

У нас есть прекрасная возможность сесть за наш импровизированный круглый стол для серьезного разговора о правилах, важные для всех. Девизом нашего занятия является «Да здравствует вежливость и доброта! Пусть живут доброжелательные лица!»

Мы с вами ежедневно общаемся с другими людьми: родными, учителями, одноклассниками, незнакомыми. Всегда это общение приносит удовольствие, радость, утешение? Конечно, нет. Приятно общаться с вежливыми людьми.

I этап «Приветствие»

Важным элементом в общении с людьми является приветствие. С его помощью устанавливается контакт между людьми. Поэтому не владеть формами приветствия – это значит быть всем чужим, не уметь общаться.

Вежливый человек должен не просто ответить на приветствие, но использовать в ответе специальную для каждого случая этикетку формулу.

Как мы здороваемся сегодня?

II этап « Знакомство»

В жизни человека случается так, что он вынужден оторваться от родных, близких друзей и строить свою жизнь рядом с чужими незнакомыми людьми. Весьма важным на данном этапе является первое знакомство. Именно оно открывает Человека. Давайте начнем наше заседание со знакомства.

( Каждый по очереди называет свое имя, возраст, увлечения, мечты)

Прежде чем что-то сделать, спросите себя, хотели бы вы ощутить на себе последствия своего поступка. Относитесь к другим так, как хотели бы, чтобы относились к вам.

Первое правило

Любите себя и окружающих. Помните, что любой человек нуждается в любви, положительной оценки и одобрения своих действий не меньше, чем вы.

Второе правило

Во всех людях без исключения стремитесь найти что-то хорошее.

Третье правило

Не обижайтесь. Откажитесь от мести, не накапливайте в себе зло, научитесь прощать прежде всего себе, а потом и другим.

Решения моральных задач:

1. Олег встретился в дверях с Надеждой. Что он должен делать?

2. Обязательно ли здороваться, зайдя в магазин, библиотеку?

3. Двое учащихся идут по улице, один из них здоровается со знакомыми. Должен поздороваться второй ученик, который его не знает?

4. Дежурному нужно немедленно обратиться к учительнице, а она в это время разговаривает с отцом Леночки. Какой выход?

А сейчас я предлагаю вам заполнить опросную анкету.

1. Перечислите все слова – приветствия, которые вы знаешь?

2. Назовите все слова – прощания, которые вы знаешь?

3. Назовите все слова извинения, которые вы знаешь?

4. Назовите все слова – просьбы, которые вы знаешь?

5. Какие слова – пожелания вы знаете? Перечислите их.

Дети, наша встреча за круглым столом подходит к концу. Надеюсь, что она была не зря. Я искренне верю, что все вы станете вежливыми людьми, что употребление вежливых слов станет нормой вашей жизни, а ваши вежливые поступки принесут радость другим людям. Давайте выскажем пожелания друг другу в виде игры «Пожелания»

Автор: Прикман Надежда Сергеевна, учитель, Омская область, Полтавский район, село Платово
Описание: Данный материал будет полезным учителям начальных классов, для проведения внеклассных мероприятий. Проводя, данное мероприятия дети поймут, что нужно быть вежливым в различных ситуациях.
Цель: расширить знания учащихся об общении с людьми.
Задачи: познакомить с полезными рекомендациями по вопросам общения с людьми, способствовать формированию доброты, чуткости, деликатности; прививать навыки учтивого общения.
Оборудование: анкета, лист бумаги, высказывания Ж. Руссо и Н.Сервантеса
Учитель
Каждый человек своеобразный, но, чтобы засиять ей в полной красе, надо научиться правилам культуры — только тогда человек будет для людей. Ученик может учиться хорошо, даже отлично, но в быту он неаккуратный, с товарищами груб.
Что значит «вести себя культурно»?
(Ученики высказывают свое мнение).
Как вы понимаете слово «общение»?
Учитель
Общение — это взаимодействие двух или нескольких людей, которые обмениваются информацией или контактируют в процессе практической деятельности. Общение — это не только контакт между людьми, которые познают друг друга, обмениваются информацией и эмоциями с целью объясниться и отрегулировать собственное поведение, но и главное условие, и способ развития личности.
Почему же люди не умеют общаться, отталкивают друг друга, боятся раскрыться?
Поэтому главной целью нашей работы сегодня, научиться правилам этикета, познакомиться с полезными рекомендациями по вопросам общения с людьми.
В средневековых рыцарских романах о короле Артуре рассказывается, что на королевских банкетах рыцари садились за круглый стол, чтобы не было споров по поводу того, кто сидит на почетном конце стола, а кому досталось непочетное место.
Впоследствии круглый стол стал непременным атрибутом на международных конференций, дипломатических переговоров. Выражение «сесть за круглый стол» теперь означает начать доброжелательный обмен мнениями, миролюбивые переговоры.
У нас есть прекрасная возможность сесть за наш импровизированный круглый стол для серьезного разговора о правилах, важные для всех. Девизом нашего занятия является «Да здравствует вежливость и доброта! Пусть живут доброжелательные лица!»
Учитель
Мы с вами ежедневно общаемся с другими людьми: родными, учителями, одноклассниками, незнакомыми. Всегда это общение приносит удовольствие, радость, утешение? Конечно, нет. Приятно общаться с вежливыми людьми.

Важным элементом в общении с людьми является приветствие. С его помощью устанавливается контакт между людьми. Поэтому не владеть формами приветствия – это значит быть всем чужим, не уметь общаться.
Вежливый человек должен не просто ответить на приветствие, но использовать в ответе специальную для каждого случая этикетку формулу.
Как мы здороваемся сегодня?

В жизни человека случается так, что он вынужден оторваться от родных, близких друзей и строить свою жизнь рядом с чужими незнакомыми людьми. Весьма важным на данном этапе является первое знакомство. Именно оно открывает Человека. Давайте начнем наше заседание со знакомства.
( Каждый по очереди называет свое имя, возраст, увлечения, мечты)
1. Просмотр и анализ инсценировки-миниатюры «Дети опоздали на уроки. »
2. Работа со словариком «Вежливый человек. Какая она?»
Задача. Выбрать слова, которыми можно охарактеризовать вежливого человека
Учитель
Ознакомление учащихся со значением слова «вежливость» и высказываниями. Ж. Руссо и Н. Сервантеса.
Истинная вежливость заключается в благожелательном отношении к людям.
Ж. Руссо
Ничто не обходится нам так дешево и не ценится так дорого, как вежливость.
М. Сервантес
Вежливость — моральное качество, характеризующее человека, для которого уважение к окружающим стало нормой поведения и привычным способом общения. Это элементарное требование культурного поведения.
Составление правил общения. Первое правило. Прежде чем что-то сделать, спросите себя, хотели бы вы ощутить на себе последствия своего поступка. Относитесь к другим так, как хотели бы, чтобы относились к вам.
Первое правило
Любите себя и окружающих. Помните, что любой человек нуждается в любви, положительной оценки и одобрения своих действий не меньше, чем вы.
Второе правило
Во всех людях без исключения стремитесь найти что-то хорошее.
Третье правило
Не обижайтесь. Откажитесь от мести, не накапливайте в себе зло, научитесь прощать прежде всего себе, а потом и другим.
Решения моральных задач:
1. Олег встретился в дверях с Надеждой. Что он должен делать?
2. Обязательно ли здороваться, зайдя в магазин, библиотеку?
3. Двое учащихся идут по улице, один из них здоровается со знакомыми. Должен поздороваться второй ученик, который его не знает?
4. Дежурному нужно немедленно обратиться к учительнице, а она в это время разговаривает с отцом Леночки. Какой выход?
5. Учительница дает задание Юре: «Юра, сходи, пожалуйста, в учительскую и принеси журнал».
Объясните, как это надо сделать?
Учитель
А сейчас я предлагаю вам заполнить опросную анкету.

(Анкета)
1. Перечислите все слова – приветствия, которые вы знаешь?
2. Назовите все слова – прощания, которые вы знаешь?
3. Назовите все слова извинения, которые вы знаешь?
4. Назовите все слова – просьбы, которые вы знаешь?
5. Какие слова – пожелания вы знаете? Перечислите их.
В общении с людьми важно давать позитивную оценку качеств, действий, то есть делать комплименты.
Поэтому предлагаю вам очень интересную работу под названием «Пять добрых слов»
Участники разбиваются на подгруппы по 5 человек.
Учитель
Каждый из вас должен очертить свою руку на листе бумаги. А на ладони написать свое имя. Передавайте свой лист соседу рядом, а сами получайте такой рисунок от соседа слева. В одном из «пальцев» чужого рисунка напишите что-то приятное из качеств его обладателя. (Например: «Ты чуткий», «Ты откровенный», «Ты пишешь хорошие стихи» и др.) Другой делает запись на следующем «пальце» и так до тех пор, пока «рука» не вернется к владельцу.
Собираются листья
А сейчас я буду зачитывать комплименты, а вы скажете, кого это касается.

Заключительная часть

Учитель
Дети, наша встреча за круглым столом подходит к концу. Надеюсь, что она была не зря. Я искренне верю, что все вы станете вежливыми людьми, что употребление вежливых слов станет нормой вашей жизни, а ваши вежливые поступки принесут радость другим людям. Давайте выскажем пожелания друг другу в виде игры «Пожелания»
Бросить мяч участнику, которому вы высказываете пожелания.
Спасибо за внимание!

Круглый стол для старшеклассников "Я человеком быть обязан"

Когда оставить на земле, как след
Ты хочешь память о себе хоть малость,
Готовясь жить до сотни полных лет, -
Трудись, как будто жить лишь день осталось.
Будь верным слову в трудности любой,
Не бойся ни борьбы и ни заботы
Любое место украшай собой,
Чтоб не сказали, что чернишь его ты.
Живи, чтоб у предела всех тревог,
Когда могила будет на примете
Сказать же твердо пред концом ты мог:
"Прекрасна жизнь, и стоит жить на свете!"

  1. Закон, живущий в нас, называется совестью, совесть - это применение наших поступков к этому закону. (И. Кант)
  2. Не молчи, молчание худший вид обороны.
  3. Не мудри, говори просто, что думаешь.
  4. Лучший аргумент факты.
  • уважай противника не повышай тона;
  • не начинай со слов " Вы не правы:", " Я не согласен:";
  • в основе спора должны лежать факты и логика, а не эмоции и цитаты (порой не существующих авторов книг);
  • запрещаются категорические оценки типа "Чушь!", "Глупости!"
  • запрещается обобщение типа набора красивых слов;
  • неуместно огульное не согласие или согласие;
  • запрещаются высокомерные ответы: "Ну конечно!", "Вы специалист!"
  • запрещается отвлечение оппонента от предмета спора;
  • запрещается игра на самолюбии;
  • психологическое давление на оппонента, громко унижающий тон.

За ходом нашего диспута будут наблюдать эксперты президент школы Тоданова Кристина ученица 11-го "А" класса, председатель Совета Старшеклассников Хохрова Анастасия ученица 11-го "А" класса, старшая вожатая Зарубина Татьяна Анатольевна. Для них я хочу зачитать обязанности эксперта:

В случае разногласий или путаницы, по просьбе ведущего, дает разъяснения понятий, определений, ситуаций, терминов.

В ходе игры дополняет, корректирует различные суждения, выступления.

Следить за соблюдением законов диспута и правильностью их применения будут судьи: зам. директора по ВР Псарева Н.В., учитель русского языка и литературы Шулбаева Э.Н. и психолог Макарова М.А.. я также хочу зачитать обязанности судьи:

Следить за соблюдением законов диспута. (За три нарушения участник лишается права голоса на три минуты).

Выносить приговор. (После обсуждений и прений по какому-нибудь вопросу, судья говорит свое решение или последнее слово, т.е. как бы выносит приговор).

В конце диспута судья как высшая власть, дает заключение.

В наше бешеное время человек и человечество теряют свое лицо в погоне за удовольствиями и наживой. Отовсюду в нашем обществе слышны разговоры о росте цен и понижении уровня жизни населения, наркотик телевизионного экрана притупляет свежесть чувств и ощущение неповторимости собственной жизни и обостряет остроту погони за благами и жажду владеть всем. За всем этим мы разучились жалеть людей, зверей, природу. Наше общество превратилось в удивительно бездуховное объединение людей, утеряло практически все нравственные ценности, и в первую очередь совестливость, порядочность, сострадание, жалость к слабым, обездоленным, беззащитным. Проблема возрождения духовности в нашем обществе ставится сейчас очень остро.

Человек который не имеет четких представлений о нравственных ориентиров, преступающий нравственные законы становится бездушным и подлым. Нравственные проблемы всегда были в центре внимания общественности. Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Толстой, Достоевский в своих произведениях размышляли о совести, о долге, справедливости, любви, дружбе, ненависти. Их лучшие герои как герои предшествующих и последующих эпох, "жизнь сердца и интересы мысли" ставят выше модных пристрастий и течений, отстаивают общечеловеческие ценности, которые делают человека человеком.

Великий Пушкин писал: "И первый клад мой честь была" и защищая свою честь и честь своей жены, погиб на дуэли. Так было принято в IX веке, за оскорбленную честь платить жизнью - кровь смывает позор.

Человеком может называться тот, для кого честь и совесть не пустые слова, кто живет согласно жизненной морали, не поступаясь своих взглядов и не ломая души, постоянно совершенствует свои внутренние качества, принося их на службу людям.

Тема круглого стола: " Я ЧЕЛОВЕКОМ БЫТЬ ОБЯЗАН"

Прежде чем ответить на вопросы: "Чем характеризуется человек, какими качествами, и где та грань, преступив которую человек перестает им быть в высшем понимании", я предлагаю разобрать несколько ситуаций, которые помогут понять причины поведения человека в различных ситуациях.

Письмо А. Алексина к бывшему другу ("Воспитание школьников" № 5 стр. 74-76)

- Попробуйте дать краткую характеристику друга, к которому адресовано это письмо.

- Прав ли автор, называя его бывшим другом? Какие черты характера проявились в данной ситуации у автора?

- Как бы поступили вы на месте автора и Марины?

- Какие советы можно дать каждому из них?

Писатель А. Алексин написал открытое письмо человеку, который был беспощаден в своем эгоизме по отношению к матери.

Эгоизм в той или иной степени свойственен каждому человеку (живому существу). Говорят даже, человек без него не мог бы добиться чего-то большего, не смог бы защищать себя в биологической среде. Ученый Ганс Селье считает, что если ты хочешь, чтобы тебя любили, то из своих же эгоистических соображений должен делать что-то хорошее для других, порой отказываясь оттого, что нравиться тебе. Вот почему даже самые большие эгоисты способны отказаться от своего "Я", во имя того, кто их любит, оберегает, заботится, чтобы не потерять этого человека. Парадокс? Нет, еще одна сложность человеческой психики, в которой все не так однозначно.

Это случилось в одну из самых морозных ночей. Около полуночи директору большой сельской школы позвонил перепуганный сторож: в школе прорвало трубы, вода заливае6т кабинет с дорогим оборудованием. Директор бросился в пришкольный интернат, поднял с постели старшеклассников: "Ребята, - сказал он, - дело не легкое: и обжечься можно и простудится. Поэтому заставлять ни кого не могу и не буду. Добровольцев прошу помочь". Добровольцами оказались все.

- Какими мотивами руководствовались ребята, и какими принципами?

- Какие черты характера проявились у старшеклассников?

- Говорят: "человек живет, пока горит:", какой смысл заложен в этих словах?

- Каждый день это борьба, и то того, как вы его проведете, каким человеком вы станете. Какую же борьбу, с кем или чем приходится вам вести? Какова роль этой борьбы в формировании у вас подлинной гражданственности?

Сам по себе случай прост, но мотивы, которые двигали старшеклассниками, были те же, что и заставляли совсем юных, только что начинающих жить людей, не дожидаясь повестки, бежать в военкомат, едва заслышав об объявлении войны. Они руководствуются одним мотивом: "Надо!"

Тип поведения, при котором именно этот мотив становится решающим, точнее всего определяется как гражданственный.

Что такое гражданственность? Какие моральные качества она включает в себя?

Гражданственность принадлежит к тем человеческим достоинствам, которые воспитываются всей нашей жизнью но, прежде всего они выковываются в результате самовоспитания. Человек руководствуется принципом - "Если не я, то кто же?"

Гражданственность предполагает мужество поступать, так как велит совесть. И тот, кто повел себя в трудной жизненной ситуации в соответствии с этим велением, испытывает огромное, не с чем не сравнимое чувство удовлетворения.

Гражданственность включает в себя такие моральные качества как ответственность, мужество, совестливость, чувство долга, образованность, смелость.

О женщине в годы ВОВ ("Воспитание школьников" № 5 стр. 15-18)

- Можно ли такой поступок назвать подвигом?

- Как проявился материнский долг перед детьми?

- Что такое чувство долга?

- Какие черты характера проявила женщина, и смогли бы вы повторить ее поступок?

Долг - этическая категория, обозначающая нравственную обязанность человека перед обществом, классом, партией или социальной группой, выполняемая под влиянием общественного мнения и внутренних убеждений.

Отдельные авторы считают, что в сознании и чувстве долга закрепляются моральные обязанности личности к коллективу, другому человеку и самому себе. Здесь в отличие от первой точки зрения долг как моральная обязанность несет не только внешнюю направленность (общество, класс, и т. д.), но и внутреннюю (т.е. саму личность). Кроме того, долг в данном случае как моральная категория связывается с повелительной стороной морали, т.е. подчеркивается характер морального регулирования отношений.

- От чего зависит исполнение или не исполнение долга? Зависит ли исполнение или не исполнения долга от жизненных ситуаций?

Кажется не того можно назвать человеком истинно нравственным, кто только терпит над собой веление долга, как тяжелое иго, как " а именно того, кто заботится слить требование долга с потребностями внутреннего существа своего, кто старается переработать их в свою плоть и кровь внутренним процессом самосознания и саморазвития так, чтобы они сделались инстинктивно необходимыми, но и доставляли внутреннее наслаждение" - писал русский революционер-демократ IX века Н.А. Добролюбов.

Долг предполагает в людях гражданское мужество и гражданскую ответственность, способность переступить через собственное "хочу" ради высокого, ответственного "должен".

- Как понимать слова Макаренко "Большая воля это не только пожелать чего-то и добиться, но и умение заставить себя отказаться от чего-то, когда это нужно"?

Саша ходит по квартире, открыл шкаф, заглянул на полки, закрыл.

- Саша, ты что-то ищешь? - спрашивает мама.

- Подарок нужен, мама. Меня Ира на день рождения пригласила. Через час идти, в магазин уже не успею. А у нас всегда есть что-нибудь про запас.

- погоди-ка, у меня идея, - радостно воскликнула мама - возьми в ящике глиняные фигурки из Самарканда.

- Мама, как ты не понимаешь, что это дарить нельзя. Ведь сразу видно, что это фигурки дешевые, с таким подарком идти, только срамится.

- Не понимаю, - сухо сказала мама - почему срамится?

Мама отложила книгу, посмотрела на сына. Что выражают ее глаза? Несогласие? Даже кажется призрение. Почему? Он человек не жадный и не хочет выглядеть жадным в глазах Иры и ребят, которые придут на день рождение.

- Мама, скажи, почему я должен дарить ерунду?

- во-первых это не ерунда. А во-вторых, объяснятся сейчас, не будем, тебе пора идти, а то опоздаешь. Возьми ковровую салфетку на верхней полке шкафа. Отец привез ее из Польши, очень красивая вещь, дорогая. Салфетка была яркая, похожая на пушистый коврик.

- Не жалко? - спросил Саша.

- Нет, - спокойно ответила мама - собирайся поскорее.

Ире очень понравился подарок. Она сказала:

- Ой, какая прелесть! Ты, Сашка вечно что-нибудь необыкновенное придумаешь.

На вечере Саше было весело. Только где-то в глубине души временами возникал вопрос и не давал покоя.

Когда закончился вечер, ребята вышли на улицу все вместе. Ира, притихшая, шла рядом с Сашей и, вдохнув, сказала:

- Мне уже 17. Как много, даже не верится.

- Люди в семнадцать уже полком командовали, - ни к селу, ни к городу сказал Саша. И вдруг понял, какой вопрос волновал его весь вечер.

- Ребята! Что такое, по-вашему, щедрость?

- Что это ты? - удивился Сережа. - Сам разве не знаешь? Вот тебе пример. Подхожу к Смирнову на перемене: "Дай, Смирнов, рубль". По-человечески прошу. А он жмется: "У меня нет". Я же сам видел, как ему в буфете с трех рублей сдачу дали.

- Как просто у тебя все, получается, сказал Саша - дал рубль - щедрый, не дал - жадный. Смирнов может и жадный, я не знаю. А только дело не в этом, не в рубле дело.

Ребята молчали. Разговор не получался.

Дома мама спросила:

- Хороший был день рождения?

- Очень хороший - ответил Саша. - Я много смеялся, танцевал, думал и кое до чего додумался.

Мама посмотрела на него внимательно, улыбнулась и сказала:

- мыслитель ты у меня. Ложись спать, завтра рано вставать.

Потом помолчала и добавила:

- Я знала, что ты додумаешься. Не сразу конечно, но это не беда.

- Какого человека можно назвать щедрым?

- Что щедрый отдает? Чье отдает?

- Можно ли сказать, что Саша щедрый?

- Писатель Л.М. Леонов сказал: "Самые богатые из людей не те, кто получил много, а те, кто как раз щедрее других раздавал себя людям". Как вы это понимаете?

- Что бы вы сделали для людей, если бы все могли?

- "Лучшее наслаждение, самая высокая радость жизни - чувствовать себя нужным и близким людям" - говорил А.М. Горький. Какие нужны усилия души, чтобы подняться до такого нравственного уровня? Что делаете вы, чтобы воспитывать у себя благородство души?

Человеческую щедрость нельзя понимать узко - деньги, подарки. Щедрость души, щедрость поступков, щедрость в дружбе, в любви - все держится на тепловом запасе человека. Один отдает больше чем получает и радуется этому. Другой только берет. Берет он у людей их внимание, сочувствие помощь. Такие люди редко бывают счастливы по настоящему. Они бедны дружбой, им незнакома радость отдавать, дарить без оглядки.

Саша настойчиво просил у мамы подарок, не себе, нет. Другому человеку. Щедрый поступок? Да. Мамин. А Саша тут причем? Он школьник и денег не зарабатывает. Речь идет не о цене ковровой дорожки, а о цене моральной. От чего отказался Саша? Что он, Саша дал человеку, которого хотел одарить? Мальчик хотел быть добрым за чужой счет. Но с другой стороны, неужели, если человек учится в школе, он не должен тратить деньги на своих друзей?

Конечно дело не в ценах! Но нельзя отделить материальную проблему от моральной. Сережа подарил авторучку, которые Ира часто теряет, и сочинил стихотворение с которого началось веселое настроение в этот вечер. А Лариса испекла пирог, не пожалела для подруги труда и времени.

Саша конечно не жадный, но и не щедрый.

Человек жадный обычно жадный не только на деньги. Почти не встретишь доброго открытого человека, который во всем не скупой, только в денежных делах скряга. Так не бывает. А наоборот бывает. Денег не жалко, а душевное тепло потратить в голову не приходит. Просит приятель в долг - возьми пожалуйста. Отдашь когда сможешь, я не тороплю. А навестить больного друга не пошел. Времени не хватило? Или щедрости?

Большой и щедрый писатель Антуан де Сент Экзюпери написал в одной из книг: "Единственное действенное орудие - самопожертвование". На самопожертвовании держится подвиг, любовь, настоящая дружба. О себе в последнюю очередь.

Это очень большое понятие из ряда высоких - самопожертвование. В ежедневной жизни оно встречается редко. А вот доброта, щедрость, отзывчивость - этому есть место в каждом дне человеческой жизни.

Теперь мы можем ответить на вопрос:

- Каким должен быть человек и почему он обязан им быть?

Народный артист СССР С.В. Образцов на одном из концертов высказал такую мысль: "Если человек ни разу не удивился тому, как моется муха, если он не потерял ни минуты на то, чтобы посмотреть, как моется щенок, сколько у него жизни в глазах, он, этот человек, ни когда не поймет искусства, не поймет красоты жизни. Если вас ни когда не волновало это, - значит, вы человек равнодушный к жизни и вы не сможете ее понять, полюбить:"

Корректность, тактичность, глубокое уважение к другому человеку, уважение его личного достоинства, уважение своего достоинства, радушие, милосердие, гуманность, совестливость, благородство души, искренность, доброжелательность, отзывчивость, щедрость, самолюбие, деликатность, взаимоподдержка, взаимопомощь, принципиальность и требовательность к себе, гражданственность, чувство долга, доброта, трудолюбие, большая сила воли, альтруизм (противоположное эгоизму) - вот что определяет человека как высшую ступень разума, как создателя.

Живя в ядерном веке, веке машин и скоростей, мы обязаны задуматься будем ли мы задавлены сверхпрактичностью или же человеческое в нас победит эту жестокость?

Достоевский считал, что "красота спасет мир". Я считаю, что красота человеческой души спасет нас, а пока вопросы гуманизма и милосердия будут возникать вновь и вновь.

Томас Манн писал: "Меду зверем и ангелом стоит человек. Воспитание, в сущности в том и заключается, чтобы подавить в себе зверя и развивать ангельское".

"Русский народ за свою историю отобрал и сохранил, возвел в степень умножения такие человеческие качества, которые не подлежат пересмотру: честность, трудолюбие, совестливость, доброту. Мы из всех исторических катастроф вынесли и сохранили в чистоте великий русский язык, он передан нам нашими дедами и отцами: уверуй что все было не зря: наши песни и сказки (учащие нас доброте) , наши неимоверной тяжести победы, наши страдания - не отдавай всего этого за понюх табака. Мы умели жить. Помни это! Будь ЧЕЛОВЕКОМ!"

Организация "Круглого стола"на уроках обобщающего повторения

Уроки обобщающего повторения могут проводиться в форме “Круглого стола”. Работа строится следующим образом. Все парты сдвигаются в центр, ребята садятся вокруг. По кругу пускается конверт, в котором находятся карточки с вопросами по изучаемой теме. Вопросы могут быть как репродуктивного, так и проблемного характера в зависимости от целей урока, сложности материала, уровня обученности класса и т.д. Ученики по очереди достают карточки из конверта, читают вопрос и сразу же отвечают на него. Первоочередное право ответа принадлежит ученику, вытащившему вопрос. Если кто-то хочет дополнить или опровергнуть точку зрения отвечающего, он также может участвовать в обсуждении данного вопроса. Затем конверт переходит к следующему ученику. Желательно, чтобы количество карточек соответствовало количеству учащихся в классе.

Какова ценность данного типа урока? Во-первых, происходит обобщение изученного материала, а также осмысление основных проблем современного общества через призму собственного жизненного опыта учащихся. Во-вторых, у ребят формируются умения излагать, аргументировать либо опровергать ту или иную точку зрения, участвовать в дискуссии по определенной теме. Часто при подобной форме работы выявляются полярные точки зрения по одному и тому же вопросу. Этого не стоит пугаться – наоборот, у учителя появляется прекрасная возможность научить ребят прислушиваться к чужому мнению и уважительно относиться к взглядам других людей по данному вопросу. В-третьих, бывают случаи, что класс коллективно формулирует проблему и так же коллективно ищет возможные пути ее решения. Таким образом, при данной форме работы достигается единство основных дидактических целей учебного процесса.

Предлагаю разработки двух уроков, построенных по принципу “Круглого стола”: урок экономики по теме “Социальная экономика” (данный урок также может проводиться в курсе “Обществознание”) и урок обществознания по теме “Образование”.

“Круглый стол” по теме “Социальная экономика”

(курсы “Экономика”, “Обществознание”)

  • проверить знания учащихся по теме “Социальная экономика” и степень усвоения ими основных понятий и идей данной темы;
  • подвести школьников к осмыслению основных социально-экономических проблем современного российского общества;
  • подтверждать изученный на уроке теоретический материал конкретными жизненными примерами, то есть видеть практическую направленность полученных знаний;
  • давать оценку изученным экономическим явлениям, основываясь на личном жизненном опыте;
  • излагать и аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии, уважать не совпадающую со своей точку зрения.

Оборудование: конверт, карточки с вопросами.

  1. Почему мы говорим “уровень жизни”, а не “уровень потребления”? Разве это не одно и то же?
  2. Правомерно ли утверждать, что, чем больше доходы людей и чем ниже розничные цены, тем выше уровень жизни? Аргументируйте ответ.
  3. В какой мере лично Вам знакомо понятие “потребительская корзина”? Где и для чего она используется?
  4. Как доходы населения и цены отражаются на уровне жизни? А на ее качестве?
  5. Какой смысл вкладывается в понятие “социальная защита населения”? Кого и от чего надо защищать?
  6. Какой смысл вкладывается в понятие “социальная поддержка населения”? Кого и в чем надо поддерживать?
  7. Что такое “социально уязвимые слои населения”? Кто, по Вашему мнению, входит в эту категорию?
  8. Ваше отношение к такому социальному явлению как нищенство.
  9. Можно ли создать общество без нищих и бомжей? Если можно, то какие меры необходимо предпринять? Если этого сделать нельзя, то по какой причине?
  10. Относятся ли охрана и восстановление окружающей среды к экономическим процессам? Аргументируйте ответ.
  11. Каков смысл выражения “социальная напряженность”? Приведите не менее трех примеров, иллюстрирующих это явление.
  12. Считаете ли Вы допустимым забастовки работников социальной сферы?
  13. Ухудшение деятельности каких отраслей социальной сферы наиболее быстро и пагубно скажется на благосостоянии людей?
  14. В какой мере Вы сами удовлетворены качеством Вашей жизни?
  15. Какие из показателей уровня жизни представляются Вам наиболее важными? Почему именно они?
  16. Какие из Ваших потребностей удовлетворяет школа? В какой степени?
  17. Какую социальную поддержку получают ученики школ?
  18. Какими видами социальной помощи пользуется Ваша семья? А лично Вы?
  19. Ваше отношение к проблеме платности образования и медицинской помощи.
  20. Как Вы понимаете социальную благотворительность? Приведите примеры.
  21. Каким образом лично Вы ощущаете на себе последствия недостаточной заботы об охране окружающей среды?
  22. Почему связь экономики и политики пролегает через социальную сферу?
  23. Может ли современное экономическое мышление привести к стабильности общества? Аргументируйте ответ.
  24. Как современное экономическое мышление может повлиять на эффективность работы предприятия?
  25. Обладает ли современным экономическим мышлением теневой бизнес?
  26. Попробуйте сформулировать основные причины неравенства доходов в обществе.
  27. “Вопрос-сюрприз” (задает учитель). В развитых странах мира промежуток между богатыми и бедными заполняет средний класс, который составляет основную часть населения и является буфером между ними, что повышает стабильность общества. В России средний класс составляет незначительную долю. Что необходимо, на Ваш взгляд, сделать, чтобы в России увеличилась доля среднего класса?
  28. Как заинтересовать предпринимателя в том, чтобы он вкладывал средства в охрану окружающей среды?
  29. Цель предпринимательства – получение прибыли. Может ли (если может, то каким образом) решение этой задачи повлиять на состояние окружающей среды?
  30. Чем отличается экономическое мышление людей, живущих в условиях командной экономики, от экономического мышления людей, живущих в условиях рыночной экономики?

Использованная литература

Райзберг Б.А. Основы экономики и предпринимательства. – М., Новая школа, 1993.

“Круглый стол” по теме “Образование”

(курс “Обществознание”)

  • подвести ребят к пониманию и осмыслению основных проблем современного российского образования;
  • убедить учащихся в необходимости получения качественного образования;
  • заставить ребят задуматься о смысле и целях образования и самообразования;
  • формировать умение излагать и аргументировать свою точку зрения, участвовать в дискуссии.
  1. Что, по Вашему мнению, сегодня должен знать и уметь современный человек?
  2. Какие 5 книг, на Ваш взгляд, должен обязательно прочитать каждый человек?
  3. Ваше отношение к элитным формам образования.
  4. Считаете ли Вы оправданным введение платных образовательных услуг?
  5. С какого возраста, на Ваш взгляд, должно начинаться непрерывное образование? Аргументируйте свой ответ.
  6. Чем может быть полезно сотрудничество с другими странами в области образования?
  7. Как в образовании должны сочетаться элементы общекультурной и специальной подготовки?
  8. Чем, на Ваш взгляд, должна заниматься школа – воспитанием или образованием?
  9. Кто, по Вашему мнению, несет ответственность за образование ребенка?
  10. Приведите примеры, когда от уровня и качества образования зависит жизнь людей.
  11. Согласны ли Вы с утверждением, что образование – это лишь передача накопленных знаний и умений от поколения к поколению?
  12. Как Вы считаете, есть ли сейчас спрос на образованных людей? Аргументируйте ответ.
  13. Можно ли человека чему-нибудь научить, если он сам не хочет этому учиться? Как поступить в данной ситуации?
  14. Зачем изучать те предметы, знание которых не пригодится Вам во “взрослой” жизни?
  15. Должен ли каждый человек заниматься самообразованием?
  16. В чем, на Ваш взгляд, заключается этика учителя?
  17. В чем, на Ваш взгляд, заключается этика ученика?
  18. “Ученье – свет, а неученых – тьма”. Почему?
  19. На что (или на кого) рассчитывает человек, не имеющий образования?
  20. Быть образованным – это значит много знать?
  21. Представьте, что Вы уже взрослый человек, имеющий собственного ребенка. Когда Вы поведете его в школу – чего Вы будете бояться больше всего?
  22. Может ли полученное образование мешать достижению жизненных целей? Приведите примеры.
  23. Представьте ситуацию: Вы долго учились, освоили определенную специальность и в течение длительного времени не меняли место работы. Достигнув 35–40 лет, Вы неожиданно поняли, что всю жизнь занимались не своим делом. Переучиваться уже поздно – нет времени, денег, память не та и т.п. Как Вы поступите в сложившейся ситуации?

Считаю предложенную форму урока наиболее удачной для изучения данной темы, поскольку ребята, находясь в школе, как говорится, “на собственной шкуре” испытывают все сложности нашей системы образования. На мой взгляд, данный урок очень полезен и для учителя, так как есть уникальная возможность посмотреть на ряд проблем глазами учеников.

Читайте также: