Круглый стол для родителей речевое развитие детей дошкольного возраста

Обновлено: 20.05.2024

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Задачи:

• создание атмосферы эмоционального комфорта и доверительной обстановки;

• актуализация отношения родителей к проблеме речевого развития детей;

• обучение родителей играм и упражнениям, помогающим совершенствовать устную речь ребенка;

• активизация речевого общения в семье.

Ход мероприятия:

Речь - могущественное орудие всестороннего развития ребенка. Навык правильной речи, как и все добрые навыки, приобретается в семье. То, что делает семья по развитию речи дошкольника, имеет огромное значение для всей его последующей жизни.

Свободная, ясная, логическая, выразительная, красивая устная речь ребенка - это цель, к которой мы должны стремиться. Достичь этой цели нелегко и нас беспокоит, что растет число старших дошкольников, имеющих дефекты произношения звуков речи и других её качеств, со слабо развитой связной речью, однообразной речью.

Проблема развития речи дошкольников стоит остро на сегодняшний день. Решить её мы можем только в сотрудничестве семьи и детского сада. Мы хотим предложить вам ряд способов и приемов, которые могут помочь решить эту проблему.

Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить пальчиковую гимнастику. Как провести артикуляционную гимнастику. В какие словесные игры можно играть с ребенком дома.

Воспитатель: Сейчас мы с вами поиграем в игру

«Давайте познакомимся». Называем своё имя и качество характера на первую букву своего имени. Например, я Елена, ЕСТЕСТВЕННАЯ, Светлана - СЕРЬЁЗНАЯ. Затем я передаю мяч, вы называет свое имя вместе с качеством и так далее по кругу. Готовы? Начинаем!

Пальчиковые игры на основе стихов развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей.

Можно использовать пальчиковые игры с предметами.

Давайте поиграем с платочками. Игра называется «Проглот».

Возьмите платочек за уголок и попытайтесь вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой. При этом можно произносить следующие слова:

«У меня живет проглот,

Все подряд проглот жует,

Вот и стало у проглота

Брюшко как у бегемота».

Эту игру можно усложнять: не только выполнять движения поочередно правой или левой рукой, но затем двумя руками одновременно.

В качестве предметов для пальчиковых игр можно использовать природный материал (жёлуди, каштаны, орехи и др., любые мелкие игрушки, мозаики, детали конструкторов, спички без серы и многое другое. Но главное условие это должна быть игра, тогда ребенку будет интересно.

Например, можно играть в «Золушку» - отделить горох от фасоли и боба, или перебрать какую - то крупу. Вовремя этой игры следует соблюдать правила безопасности, поскольку с мелкими предметами можно играть только в присутствии взрослых.

Можно поиграть в «строителей» - построить дома из счетных палочек или спичек без серы.

Можно поиграть в «швею» - смотать нитки в клубочек или намотать их на шпульки, можно выложить картинку по образцу.

Особенно эффективны для развития речи ребенка словесные игры.

Они совершенствуют разговорную речь, обогащают словарь, формируют грамматический строй языка. Развивают внимание, память, сообразительность.

Давайте с вами разучим некоторые словесные игры, в которые можно играть с ребенком.

Игра «Скажи наоборот». Я бросаю мяч и говорю слово. Игрок, поймавший мяч, называет слово противоположное по значению (сильный - слабый, теплый - холодный, высокий - низкий, добрый - злой, веселый - грустный).

Игра «Назови одним словом». Я называю несколько слов и бросаю мяч. Игрок, поймавший мяч, называет обобщающее слово (дуб, липа, береза, сосна - деревья).

Игра «Подбери много слов». Я называю глагол, а вы должны подобрать к нему слова, подходящие по смыслу (летит - воробей, комар, жук, пчела; плачет - ребенок, человек, кошка; плавает - кораблик, рыба, утка).

Игра, «Какой?» Я называю слово, а вы должны подобрать к нему как можно больше определений (мяч - резиновый, круглый, большой, красный).

В такие игры можно играть с детьми дома, в транспорте,по дороге в детский сад и т. д.

Артикуляционная гимнастика – еще один отличный способ сделать речь своего ребенка четкой и понятной. Ее можно выполнять и в домашних условиях, а занятия сделать веселой игрой.

Существует много комплексов гимнастики для языка. Упражнения можно обыгрывать, можно придумывать различные сказки: про волшебный язычок, который любит превращаться в различные предметы, или просто любит делать гимнастику.

Вот пример артикуляционной гимнастики:

Язычок гулять собрался (открыть рот):

Почистил зубы, (провести по верхним зубам кончиком языка)

Причесался, (провести языком между нижними и верхними зубами, вперед — назад)

Вправо, влево повернулся, (движение языком вправо – влево)

Сильно-сильно потянулся, (движение языка вперед)

Погулял и улыбнулся. (спрятать язык во рту, улыбнуться)

Артикуляционные упражнения не дадут ожидаемых результатов, если не проводить занятия регулярно, весело!

Особое внимание я хочу обратить на культуру родного языка, ведь речи следует учить, прежде всего, путем примера. Слышит ребенок правильную речь и невольно воспринимает её, и мало-помалу добрый навык приобретает могущественную силу привычки. Воспримет его ухо какие - нибудь неправильные, извращенные слова и также незаметно это войдет в его речь, а с недостатками речи бороться очень трудно.

Поэтому наш совет - разговаривайте в присутствии детей и с детьми красиво. Ведь речь у дошкольников формируется по подражанию!

Воспитатель:В заключение мы хотим вам предложить

игру «Связующая нить». Давайте встанем в круг, мы передаем вам этот клубок, а вы его будете передавать друг другу и скажете о том, что вам понравилось, в какие игры вы хотите поиграть с ребенком. (Участники передают клубок ниток по кругу. Все, кто уже передал клубок, держатся за нить. Когда клубок возвращается к ведущему, участники натягивают нить).

Воспитатель: Эта символическая нить связала, объединила нас сегодня. Мы благодарим вас за сотрудничество, за искренность и доброжелательность.

Для того. Чтобы ваши домашние игры с ребенком проходили как можно эффективнее и интереснее, мы вам дарим эти памятки - буклеты.

Круглый стол для родителей "Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада"
материал на тему

Конспект нетрадиционного мероприятия для родительского коллектива, проводимого в форме круглого стола на тему:

«Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада»

Воспитатель: Добрый вечер! Я благодарна вам за то, что вы пришли на эту встречу. Рассчитываю на вашу поддержку и помощь, на взаимопонимание. Уверена, что наше сотрудничество будет успешным.

Сегодня нам предстоит разговор о развитии одного из важнейших познавательных процессов человека – речи. Речь как исторически сложившаяся форма общения развивается в дошкольном возрасте по двум направлениям.

Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.

Основная задача речевого развития детей – это овладение нормами и правилами родного языка, определёнными для каждого возраста, а также развитие у детей коммуникативных способностей, т.е. способности общаться.

Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.

Известно, что дети даже без специального обучения с самого раннего возраста проявляют большой интерес к речи: создают новые слова, ориентируясь как на смысловую, так и на грамматическую сторону языка. Но при стихийном речевом развитии лишь не многие дети достигают определённого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.

Предлагаем Вам выбрать из предложенного перечня наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка и прокомментировать свой выбор.

(раздать каждому родителю).

1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания. (слайд)
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.

Развитие речи прямо влияет на развитие мышления. По высказыванию ребёнка можно судить, насколько он владеет богатством родного языка, его грамматическим строем, уровнем умственного, эстетического и эмоционального развития. Обучение родному языку предоставляет возможности и для нравственного воспитания.

Таким образом, овладение родным языком рассматривается как стержень полноценного формирования личности ребёнка, который представляет большие возможности для решения многих задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.

Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста? Чем мы должны заниматься с ребёнком?

(Предложить высказаться родителям)

  1. Воспитание звуковой культуры речи. слайд
  2. Словарная работа.
  3. Формирование грамматического строя речи .
  4. Обучение рассказыванию – связная речь.
  5. «Острое блюдо» по Метеновой Н.М. (Воспитатель передает родителям корзину с шарами, в шарах – вопросы «острого блюда»).

Я предлагаю под музыку передавать шары до тех пор, пока музыка не прервется. У кого шар, тот отвечает на вопрос.

  1. С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью?
  2. Почему?
  3. В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома?
  4. Как часто?

5.Какие самые любимые?

6. Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?

Ведущий: Наша дискуссия о развитии речи дошкольников в семье.

Скажите, пожалуйста, какие вопросы задают вам дети?

  1. «Мама, а откуда появляются детки?
  2. «Почему идет дождь?»
  3. «Для чего верблюду горб?»
  4. «А почему у этой тети огромные глаза?»

Родитель: ну а более актуальным остается все же вопрос у ребенка, о том, откуда же берутся дети? Самым верным и отличным ответом будет обыкновенная фраза : «Детишки появляются из живота мамочки» . Но успокоиться ли ребенок на этом? Нет, он, вероятнее всего захочет узнать о подробностях этого процесса. И тут уже нет никаких стереотипов. Естественно с детьми разного возраста и пола на данную тему необходимо разговаривать по-разному, но важным считается такой ответ чтобы, то что услышит ваш сын или дочь не испугало их излишней натуралистичностью, но и не надо отмалчиваться. В такой ситуации малыш почувствует , что родители держат в секрете от него что-либо постыдное, в это тоже может быть чревато психологической трагедией. Общих советов не существует, все детишки разные, и почти все зависит от интуиции родителей.

Воспитатель: На эти и множество других самых невинных вопросов обычно взрослые отвечают подробно и спокойно, ничего не скрывая . Главное - глубже дышите, не переживайте, просто ваш ребенок дорос до того возраста когда ему хочется знать почти все .Потребность задавать вопросы возникает у детей при встречи с чем-то неизвестным, при попытке понять это неизвестное, при осмыслении нового. Причём вопросы взрослого должны побуждать ребёнка к полным ответам. Это возраст «почемучки».

Ведущий: А когда дошкольник не задаёт взрослому вопросов, это хорошо или плохо? В чём причина?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Раньше ребёнок обращался к взрослому с вопросами, но встретился с раздражением взрослого, получил отказ.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Если ребёнок рано научился говорить, у него хорошо развита речь, но он не рисует, не лепит. Хорошо ли это для его развития?

ВОСПИТАТЕЛЬ: Занятия рисованием и лепкой способствуют развитию мелкой моторики руки, что создаёт предпосылки к успешному овладению письмом.
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений ребёнка об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой.

Воспитатель: Как часто Вы бываете на природе, чем занимаетесь с ребёнком?

Воспитатель: Отправляясь с ребёнком на прогулку, мы можем поговорить о том, какая сегодня погода, какое небо, что есть на небе, есть ли ветер, какой, в какую сторону он дует, как мы это определили, в какую одежду мы одеты, почему, с чем это связано? Какое сейчас время года? В холодное время подкормить птиц, понаблюдать за их поведением и повадками. Посмотреть вокруг себя и увидеть удивительный мир растений, который нас окружает. Загадать загадку и найти отгадку. Поискать приметы времени года, познакомить ребёнка с народными пословицами и приметами. Прочитать стихотворение, вспомнить песенку, поиграть с ними в игру, например: С какого дерева литок? Найди дерево по описанию. С какой ветки детки? И т.д.

В вестибюле детского сада, в вольере, жили два попугая. Все дети имели возможность их п, кормить печеньем, хорошо рассмотреть, однако никто особенного интереса к ним не проявлял, кроме тех случаев, когда птицы начинали кричать.

Тогда воспитанники соседней, средней группы, по очереди выбегали к ним, грозили пальцем: «Кеша – хороший, а Маша – плохая! Она кричит все время!» Однако когда на занятиях по развитию речи в той же группе зашла речь о попугаях, дети не смогли рассказать о птицах: какие у них перья, клюв и т.д.

Можно ли утверждать, что маленькие дети не наблюдательны? Чем объяснялось неумение детей рассказать о попугае? Как следует организовать наблюдение детей в данном случае?

1. Дети не могли в вестибюле рассмотреть хорошо птичек (утром мамы спешили на работу);

2. Никто из взрослых не организовал правильное наблюдение за птичками;

3. В ходе занятий у детей формируется понимание специфике живого объекта, его принципиального отличия от предмета. Формируется элементарные умения правильного взаимодействия с растениями и животными.

Воспитатель: Да, мы должны сами видеть окружающий нас мир и открывать на него глаза ребёнку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства уметь высказывать словами. Например, здороваясь утром с солнышком, сказать ему ласковые слова – признаки: золотистое, лучистое, доброе, весёлое, яркое, дорогое, великолепное, весеннее, тёплое.

Давайте вместе попробуем подобрать хотя бы по 5 слов – признаков к следующим словам: ветер, дождь, луна, метель, кошка, лягушка, ворона, червяк, жук.

СОЛНЦЕ- золотистое, лучистое, доброе, веселое, дорогое, великолепное, весеннее;

ВЕТЕР - слабый, бодрый, прохладный, ураганный, сладкий, теплый, смелый, обжигающий, освежающий;

ЛУНА - яркая, круглая, полная, месяцеподобная;

МЕТЕЛЬ - пушистая, порывистая, с ног сшибательная, белая, кружащая, разноцветная;

КОШКА- пушистая, мягкая, добрая, зеленоглазая, разноцветная;

ВОРОНА - черная, полезная, хищная, сворливая, болтливая, какркающая;

ЖУК - добрый, красивый, ядовитый, ползучий, вредный, черный, майский;

ЧЕРВЯК - длинный, короткий, дождевой, листоедный, ползучий, зеленый.

Ведущий: каждый человек использует в своей речи крылатые выражения, как вы объясняете значение крылатых выражений своему ребенку:

Воспитатель: Скажите, а какими ласковыми словами Вы называете своего малыша. Может ли ребёнок их повторить?

(Предложить родителям высказаться.)

Воспитатель: А знает ли ребёнок, в каком городе он живёт? Свой домашний адрес? Свою фамилию и как зовут родителей? Знакомите ли Вы его со своими родителями, рассматриваете ли вместе семейные фотоальбомы?

Воспитатель: Общаясь с ребёнком, учите его рассказывать о любимых игрушках, о членах семьи, об отдыхе в выходной день, об интересных событиях в жизни ребёнка и о его близких, об увлекательных прогулках в природу, за город и т.д. Чем больше мы разговариваем с ребёнком, чем больше мы ему показываем и рассказываем, тем лучше для его развития.

Ведущий: А сейчас есть возможность сказать свое слово о развитии речи дошкольников всем желающим в слове – эстафете. Чтобы у моего ребенка была хорошо развита речь, я должен (должна)…

Показ слайды (работы детей с родителями)

Воспитатель: Мы в свою очередь хотим выразить вам благодарность за участие, за вашу активность. Нам было приятно с вами общаться. Очень хочется, чтобы все то, что вы сегодня узнали и вспоминали, осталось с вами, чтобы ваш дом был радостным и уютным. Всего вам доброго!

Круглый стол для родителей «Развитие речи у дошкольников младшей группы»
консультация (младшая группа)

создание информативного пространства для повышения компетентности родителей в вопросах развития речи детей дошкольного возраста.

ВложениеРазмер
Круглый стол для родителей «Развитие речи у дошкольников младшей группы» 20.43 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад «Аленький цветочек»

Круглый стол для родителей

«Развитие речи у дошкольников младшей группы»

Воспитатель Ганеева Г. М.

Цель: создание информативного пространства для повышения компетентности родителей в вопросах развития речи детей дошкольного возраста.

- научить играть в грамматические игры;

- порекомендовать развивающие речевые игры для детей данного возраста;

- обратить внимание родителей на речевые ошибки детей и предложить методы их коррекции.

- С какого возраста, нужно обращаться к логопеду за помощью? Почему?

- В какие речевые игры Вы играете с ребенком дома? Как часто? Какие самые любимые?

- Что подразумевается под общением взрослого и ребенка в семье?

В современном мире красивая и грамотная речь является залогом успеха. Правильная речь помогает ребенку свободно общаться с окружающими, успешно учиться и быть уверенным в себе.
Среди многих важных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста в детском саду развитие речи, речевого общения — одна из главных. Эта общая задача состоит из ряда специальных, частных задач: воспитания звуковой культуры речи, обогащения, закрепления и активизации словаря, совершенствования грамматической правильности речи, формирования разговорной (диалогической) речи, развития связной речи, воспитания интереса к художественному слову, подготовки к обучению грамоте.

Процесс овладения речью далеко не прост. Чтобы освоить его, ребенку нужно:

Овладеть своим речедвигательным аппаратом. То есть «включить» те мышцы, которые участвуют в процессе говорения и научиться управлять ими. Вначале эти мышцы непослушны, и ребенку очень сложно начать произносить звуки родного языка. С возрастом он начинает говорить все чище и свободнее.

Развить фонематический слух. Научиться из сплошного потока речи окружающих выделять отдельные слова и части слов. Учитывая то, что речь окружающих далеко не всегда бывает четкой и правильной, для ребенка это далеко не тривиально.

Научиться понимать речь взрослых, накопить пассивный словарь. То есть «выучить» значение множества слов языка.

Захотеть общаться с взрослыми. Любое обучение невозможно без мотивации. Часто дети, которым по каким-то причинам общаться не так уж нужно или не интересно, позже начинают говорить. (Например: мама или бабушка и так все понимают, готовы предугадать любую потребность ребенка. Тогда говорить самостоятельно ему, в общем-то, нет необходимости. Если ребенок очень замкнут, ему может быть просто не так уж интересно общаться с окружающими. Тревожный ребенок может молчать от страха, неуверенности, или в незнакомой обстановке.)

Развивать активную речь. То есть, собственно, набраться мужества и начать говорить, а потом тренировать эту свою новую способность, продолжая разговаривать

Работать над мелкой моторикой. Это важно, так как учеными давно уже было установлено, что двигательные импульсы пальцев рук влияют на формирование «речевых» зон мозга, а также положительно воздействуют на всю кору головного мозга ребенка.

Освоить правильное речевое дыхание.

С чего же начать развитие речи ребёнка?

Непременным условием для всестороннего развития ребенка является общение его со взрослыми. Взрослые — хранители опыта, накопленного человечеством, знаний, умений, культуры. Передать этот опыт можно не иначе как с помощью языка. Язык — «важнейшее средство человеческого общения». Родители являются речевым образцом для ребенка.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи, начиная с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную, отчетливую, на примере которой формируется его собственная речь.

Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи. Характерной особенностью детей дошкольного возраста является подражательная речь, которая обусловлена своеобразием их восприятия и мышления.

Речь ребенка формируется на примере речи родных и близких ему людей: матери, отца, бабушки, дедушки, старших сестер и братьев. Бытует глубоко неправильное мнение о том, что звукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без специального воздействия и помощи взрослых, будто бы ребенок сам, постепенно, овладевает правильным произношением.

В действительности же невмешательство в процесс формирования детской речи почти всегда влечет за собой отставание в развитии. Речевые недостатки, закрепившись в детстве, с большим трудом преодолеваются в последующие годы. Родители просто обязаны знать, какое огромное значение для ребенка имеет речь взрослых, и как именно нужно разговаривать с маленькими детьми. Взрослые должны говорить правильно, не искажая слов, четко произнося каждый звук, не торопиться, не «съедать» слогов и окончаний слов.

Совершенно неуместна «подделка» под детский язык, которая нередко тормозит развитие речи. Если взрослые не следят за своей речью, то до уха ребенка многие слова долетают искаженно («смори» вместо «смотри», «не бежи» вместо «не беги», «ванте» вместо «вообще» и т. д.)

Особенно четко нужно произносить незнакомые, новые для ребенка и длинные слова. Обращаясь непосредственно к сыну или дочери, вы побуждаете их отвечать, а они имеют возможность внимательно прислушаться к вашей речи.

Вы должны приучить малыша смотреть прямо на говорящего, тогда он легче перенимает артикуляцию взрослых.

Развитие речи ребёнка старшего дошкольного возраста.

В дошкольном детстве в основном завершается долгий и сложный процесс овладения речью. К 7 годам язык становится средством общения и мышления ребенка, а также предметом сознательного изучения, поскольку при подготовке к школе начинается обучение чтению и письму. Как считают психологи, язык для ребенка становится действительно родным.

Развивается звуковая сторона речи. Старшие дошкольники начинают осознавать особенности своего произношения. Но у них еще сохраняются и предшествующие способы восприятия звуков, благодаря чему они узнают неправильно произнесенные детские слова. Позже формируются тонкие и дифференцированные звуковые образы слов и отдельных звуков, ребенок перестает узнавать неверно сказанные слова, он и слышит, и говорит правильно. К концу дошкольного возраста завершается процесс фонематического развития.

Интенсивно растет словарный состав речи. Как и на предыдущем возрастном этапе, здесь велики индивидуальные различия: у одних детей словарный запас оказывается больше, у других — меньше, что зависит от условий их жизни, от того, как и сколько с ними общаются близкие взрослые.

Речевые недостатки этой возрастной группы выражаются в искажении шипящих звуков ш, ж, ч, а также фил., причем здесь уже нет неустойчивости, характерной для детей среднего дошкольного возраста. Чаще всего старшие дети заменяют один звук другим. Картавость, шепелявость становятся привычными.

Встречаются и более серьезные отклонения: заикания, сложная дислалия, но они составляют сравнительно большой процент среди всех случаев речевых недостатков. И все же у многих детей 6—7 лет встречается неправильная расстановка ударений, «проглатывание» окончаний слов. Часто небрежность в произношении объясняется подражанием речи взрослых: «яб-луко», «мине», «ходить», «фатить».

Почти все личностные качества: вкусы, привычки, характер, темперамент закладываются у человека в детстве. И немалую роль в становлении личности играет речь.

В раннем детстве мы можем заметить, какой у ребенка формируется характер. Представим себе ребенка с дефектом речи, который не посещает детский сад. Он не испытывает по этому поводу никаких переживаний. Сверстники не смеются над ним, не дразнят его. Он раскован, разговорчив, охотно общается. Точно такой же ребенок, посещающий детский сад, будет подвергаться насмешкам, обидным замечаниям, в концертах на детских утренниках такие mm не участвуют, воспитатели не допускают их на выступления. Ребенок обижен, он не чувствует себя равным среди других детей. Постепенно он будет стараться при удобном случае отмолчаться или ответить односложно, он постарается не принимать участия в речевых играх. Характер у него сформируется замкнутый, он будет молчуном, неуверенным в своих силах, и, став взрослым, выберет себе профессию, которая не потребует частого и интенсивного общения с людьми. А потом и у него появятся дети, которые будут воспитываться в так называемой нездоровой речевой среде.

Вот почему так важно тщательно следить не только за тем, что вы говорите, но и как вы говорите. Соблюдайте несколько простых правил в общении с ребёнком, и процесс овладения речью значительно ускорится и качественно улучшится.

Правило второе: Разговаривайте со своим ребенком. Да-да! Именно разговаривайте с ребенком, а не ВОЗЛЕ него. Когда читаете сказку, прерывайтесь в самом интересном месте и спрашивайте малыша, что, по его мнению, скажет в ответ герой сказки, что случится дальше. Разговаривайте с ним, даже если он молчит. Стимулируйте ребенка отвечать на вопросы, а не отвечайте на вопросы сами.

Правило третье: Учите ребенка говорить предложениями. Сначала ребёнок осваивает слова, затем словосочетания, а уж потом предложения. Помогите ему пройти все эти три этапа усвоения речи. На прогулке, дома, в гостях, и везде. Указывая на предмет, узнайте у малыша, ЧТО это, затем КАКОЕ это, а затем ЗАЧЕМ это нужно. Повторите вслух все, что сказал Ваш ребёнок.

Правило четвертое: Переживайте день еще раз. Вечером, перед сном, вспомните все, что Вы с ребенком видели, слышали. Поговорите о том, чего бы хотел Ваш ребенок увидеть завтра. Стройте планы вместе на завтрашний день. Если Ваш ребенок сегодня был не с Вами, узнайте у него, что было интересного, кого он видел, что узнал нового и интересного, чем занимался в течение дня.

Правило пятое: Описывайте предметы сами, и просите описать предмет малыша. Каждый раз, когда Вы видите что-то яркое, обращайте внимание ребенка на это и рассказывайте об этом предмете. Например, увидев интересное облако на небе, обратите внимание на это облако, расскажите, что облако – белое, оно быстро летит по небу, потому что его подгоняет ветер. Следующий раз, когда Вы с Вашим ребенком увидите красивое облако, попросите ребёнка рассказать о нем. Таким образом, Вы развиваете не только речь ребенка, но и его воображение.

Правило шестое, и последнее: Говорите правильно. Всегда говорите правильно, не «сюсюкайте» с ребенком. Ребенок всегда должен слышать правильную речь для подражания. Запомните, Ваш ребенок – это Ваше зеркало. Все что Вы говорите, все что Вы делаете, говорит и делает Ваш малыш.

Круглый стол для родителей «Развитие речи детей раннего возраста в условиях семьи и детского сада»
методическая разработка

Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступают взрослые, которые его окружают, а именно, родители и педагоги. То, как развивается ребёнок до 3 лет, очень важно. Бывает, что родители игнорируют какие-то отклонения, надеются, что всё само собой нормализуется, и обращаются к специалистам перед школой. Упущенное время наверстать сложно. Задержка в развитии ребёнка отразится на его взрослой жизни. Могут возникнуть проблемы межличностного общения, карьерного роста, социальной адаптации. Любая речевая проблема меняет поведение человека, его эмоциональные реакции, отношения с внешним миром. Если у ребёнка нарушена речевая функция, ему трудно выразить свои просьбы, мысли. Он начинает нервничать, нарушается поведение, следующий этап – проявление агрессии.

ВложениеРазмер
razvitie_rechi_detey_tretego_goda_zhizni_kruglyy_stol_dlya_roditeley.docx 599.15 КБ

Круглый стол для родителей группы № 2 (ранний возраст)

«Развитие речи детей третьего года жизни в условиях семьи и детского сада»

Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка.

Создание условий для речевого развития дошкольников в семье; формирование педагогической культуры родителей в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

• познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста; проанализировать речевое развитие детей группы;

• познакомить с речевыми играми, в которые полезно играть с ребёнком дома;

• способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения;

• вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.

Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,

Бежит среди камней чиста, нетороплива,

И ты готов внимать её поток.

Логопед: Тема нашего круглого стола «Развитие речи детей третьего года жизни в условиях семьи и детского сада». Речь – это средство человеческого общения, причем главное и основное. В качестве основного “проводника” в мир речевого общения и мышления для ребёнка выступают взрослые, которые его окружают, а именно, родители и педагоги.

Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок начал говорить ..»

Ваши ответы показали, что дети начали говорить в возрасте до 1года. Это является физиологической нормой. Некоторые дети начали говорить в период с 1 до 2 лет тоже является нормой, а если речь не развивается в период от 2 до 3 лет, то уже наблюдается некоторая задержка речевого развития.

Существуют нормы речевого развития у детей 2—3 лет:

  1. Словарный запас 2-летнего ребенка составляет примерно 200—300 слов, а уже через полгода число слов достигает 1000—1200. Больше половины — это существительные, на втором месте — глаголы. К трем годам начинается активное употребление прилагательных, местоимений, наречий, предлогов и союзов.
  2. Ребенок способен конструировать простые предложения из 2—3 слов, объяснять, что ему нужно, общаться со сверстниками. В основном это повествовательные или восклицательные предложения. В качестве вопросов используются отдельные слова: где, как, почему.
  3. Ребенок называет размер предмета (большой — маленький), цвет, вкус (сладкий — соленый — кислый), форму (круг — квадрат), качество (плохой — хороший).
  4. В речи появляются обобщающие слова. Например, апельсин, яблоко, груша — это фрукты, туфли, тапочки, сапоги — обувь.
  5. Из речи исчезают облегченные слова типа «би-би», «ту-ту».
  6. Малыш понимает обращение к нему взрослого.
  7. Возможны неправильные употребления склонений, чисел и родов. К трем годам их использование должно соответствовать языковой норме.
  8. Дети в этом возрасте любят изобретать собственные слова. Возможны замены букв, слоги в длинных словах меняются местами или сокращаются. Например, лопатка — копатка, вазелин — мазелин и т.д.
  9. Двухлетние дети испытывают трудности в произношении шипящих, заменяя их свистящими звуками. Твердые звуки часто подменяются мягкими, и это нормально. Некоторые дети к трем годам уже произносят большинство звуков, даже самые сложные — л, р.

Воспитатель: Работа по развитию речи ребёнка в д/с осуществляется в разных видах деятельности; на занятиях по развитию речи, на занятиях художественно- эстетического направления (рисование, лепка), на музыкальных занятиях, на математических занятиях, а также вне занятий – в игровой деятельности. Сейчас некоторые из вас меня слушают и думают: «Когда же мне этим заниматься? Ведь надо и на работу бежать, и дома кучу дел переделать. А к этим занятиям нужно готовиться, да еще и ребенка заставить заниматься!». Спешу вас успокоить. Заниматься развитием речи ребенка в семье можно весело и играя, по ходу привычных бытовых дел и интересных игр, с радостью и с удовольствием.

Воспитатель: Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Родителям раздаются загадки, они по очереди их прочитывают, остальные родители отгадывают сказку.

1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть…(сказка «Колобок»)

2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребётся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна! (сказка «Репка»)

3) Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (сказка «Теремок»)

4) Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! (сказка «Курочка ряба»)

Здесь представлены сказки, рассказы, которые являются ведущими в данном возрасте, обратите внимание на это. Прочитав сказку, просмотрев иллюстрации, позадавайте вопросы по той сказке, которую прочитали ребенку. (кто хитрый, кого встретил колобок самого первого и т.д.).

Логопед: Кроме постоянного общения, чтения сказок, словесных игр, очень полезно развивать движения рук и пальчиков. Двигательная активность увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. С помощью вкладышев, шнуровок, нанизывание бус, прищепкоп, Су-джок мячики, рисование на песке, и т.д мы развиваем речи. Очень полезно расстегивать пуговицы, кнопки, замочки, шнуровать ботинки.

Воспитатель: Для того чтобы у ребенка правильно развивалась речь его надо учить правильно дышать. Используйте с детьми такие упражнения: «подуем на снежинку», «сделай бульк», «свистульки», «мыльные пузыри».

Логопед: Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию. Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику) «шарик» - надуть щёки, сдуть щёки, «вкусное варенье» - облизать верхнюю губу, «часики» - улыбнуться, открыть рот, кончик языка, как часовую стрелку, переводить из одного уголка рта в другой. Можно сделать массаж язычку: «покусываем язычок», «язычок вырывается, а зубки стараются удержать», расслабить язык, «наказать непослушный язычок».

Воспитатель: Желаю успехов! И радости общения с детьми! Пусть все способы развития речи малышей в обычной жизни, о которых Вы сегодня узнали, несут в Ваш дом радость общения, лад в семье, первые маленькие победы и новые достижения! И в заключении родители на ладошках продолжаю фразу мой ребенок самый… (на пальчиках прописывают качества)

Круглый стол для родителей «Вместе играем — речь детей развиваем»

Цель: повышение родительской компетенции в вопросах речевого развития детей дошкольного возраста.

Актуальность выбранной темы обусловлена условиями развития современного общества, когда информационные технологии всё глубже проникают в жизнь людей и, к сожалению, это не всегда положительно отражается на наших детях.

Ход мероприятия

Речь играет важную роль в жизни человека, а речь наших детей становится все более актуальной проблемой в нашем обществе

- ребенок в повседневной жизни, общаясь со всеми, говорит очень много. Но, когда ему предлагают: «Расскажи, что интересного ты увидел в зоопарке? Перескажи сказку, рассказ…», — сразу возникают трудности. Ребенок не умеет видеть и понимать основной сюжет, определять главных героев, основное действие, время и место происходящего события, не может четко сформулировать вопрос и ответить на него.

Одной из основных задач по развитию речи является развитие связной речи у детей. Что такое связная речь?

Связная речь – это развернутое, последовательное изложение определенного содержания, которое осуществляется логично, грамматически правильно и точно.

Связная речь имеет две формы :

диалогическую (разговор между двумя или несколькими людьми) монологическую (речь одного человека).

Каждая из них имеет свои особенности.

Диалогическая речь побуждает к неполным, односложным ответам. Основные черты диалогической речи — неполные предложения, восклицания, междометья, яркая интонационная выразительность, жест, мимика.

Совершенствуя диалогическую форму речи, вам, родители необходимо много общаться со своим ребенком, обсуждать события его жизни, жизни семьи.

Монологическая речь требует умения сосредоточить свою мысль на главном, не увлекаться деталями и в то же время говорить эмоционально, живо, образно. А также, требует развернутости, полноты и четкости высказывания

Это очень сложная форма речи для детей нашего возраста и мы только учимся рассказывать пока об игрушках. Почему игрушки? Потому что они красочные, яркие, простые в строении и всегда привлекают внимание детей, если они еще и новые. Этот рассказ состоит из 3-4 полных предложений. Чтобы вы могли успешно и дома закреплять навыки связной речи, я предлагаю вам попробовать составить описательный рассказ о любой игрушке.

Предложить родителям описать игрушки.

И еще дети среднего возраста учатся рассказыванию по картине с простым сюжетом (описывают событие на ней, кто изображен, их действия, придумывают свои названия).

Связная речь предполагает овладение богатым словарным запасом языка, развитием мышления, умением полно, связно, последовательно передать содержание готового текста.

Чтобы продолжить работу по развитию связной речи, начатую в детском саду и вырабатывать способность к связному рассказу, надо постоянно стимулировать речевую активность детей, пополнять и расширять словарь детей, чтобы дети излагали свои впечатления и т. д. Но для этого вовсе не обязательны специальные занятия. Лучше развивать речевые навыки в свободном общении с ребенком, в творческих играх.

Для этого используйте все, что ваш ребенок видит вокруг, - дома, на улице, в детском саду. Можно вводить в его словарь названия не только предметов, но и их деталей и частей. "Вот автомобиль, а что у него есть?" - "Руль, сиденья, дверцы, колеса, мотор. " - "А что есть у дерева?" - "Корень, ствол, ветки, листья. " К этому возрасту дети обычно хорошо усвоили названия основных цветов, значит, можно познакомить их и с оттенками этих цветов (розовый, малиновый, темно-зеленый, светло-коричневый и т. д.).

Когда вы вместе с ребенком рассматриваете, какой-то предмет, задавайте ему самые разнообразные вопросы: "Какой он величины? Какого цвета? Из чего сделан? Для чего нужен?" Можно просто спросить: "Какой он?" Так вы побуждаете называть самые разные признаки предметов, помогаете развитию связной речи.

-Не забывайте, что решающее значение для развития разговорной речи дошкольника имеет его общение с вами. - Развитие речи ваших детей происходит не только в детском саду в непосредственно образовательной деятельности или при чтении художественной литературе, но и в течение всего дня.

Знакомя с новыми предметами, вещами, объектами, называйте их правильно, расскажите о их назначении. Предложите детально рассмотреть предмет, выделить характерные особенности, свойства (этим вы пополните словарь детей, учит е наблюдать, сравнивать предметы и явления.

Дорогие родители, давайте не забывать, игра – основной вид деятельности детей. Поэтому, чаще играя с ребенком в игры дома, у детей будет развиваться речь, мышление, фантазию. Т. к. в игре часто, и сложное становится доступным. Не отвечайте отказом на просьбу детей поиграть, предложите игру сами. Игра с ребенком, несомненно, доставит радость и удовольствие и вам, оживит вам интерес к владению бесценным даром слова.

Сейчас мы с вами поиграем в игры, которые можно использовать дома, играя, вы будите развивать речевые способности у ваших детей.

Игра "Цепочка слов" поможет обогатить словарь детей прилагательными.

Суть этой заключается в подборе слов — существительных и прилагательных — объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.

Выходите на коврик, встаньте в ряд. Каждый из вас - это звено цепочки. Отвечая на вопрос можно взяться за руки и закрыть звено.

Например, исходное слово «игрушки». Я задаю вопрос:

Воспитатель: игрушки, бывают какими?

Родитель : яркими, пластмассовыми, разноцветными.

Воспитатель: Что еще бывает разноцветным?

Родитель : Радуга, калейдоскоп, телевизор.

Воспитатель: Каким еще может быть телевизор?

Родитель : черно- белым, новым, прямоугольным.

Воспитатель: Что еще может быть прямоугольным?

Родитель : дверь, стол, подушка. и т. д.

Игра "Скажи наоборот" расширит словарь детей антонимами.

Для этой игры вам понадобится мяч.

Бросаем мяч ребёнку и произносим слово. Ребенок, возвращая мяч, называет слово, противоположное по значению.

Сейчас вы сделаете круг и превратитесь в упрямцев, которые делают всё наоборот. Я буду бросать каждому из вас мяч и называть слово, а вы, - говорить наоборот. Например: темно, а наоборот - светло.

Читайте также: