Круглый стол для родителей будущих первоклассников
Обновлено: 03.05.2024
Цель мероприятия : Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.
1. Вовлечь родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к школе».
2. Оптимизация усилий семьи и дошкольной организации по подготовке ребенка к систематическому обучению в школе.
3. Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Повестка собрания.
1. Выступление воспитателя Марчук А.Р. « «Готовность ребенка к школе».
2. Выступление старшего воспитателя Поздеевой Е.Г. по теме:
3. Выступление учителя начальных классов Дубчак Н.В. «Советы родителям будущих первоклассников».
Ход собрания.
1. Организационный момент.
С каким настроением вы пришли на наше мероприятие?
(Ответы родителей)
2. Основная часть.
Чтобы ребенок хорошо учился в школе, был успешным. Что для этого нужно? Вот на эту тему мы с вами сегодня собрались и поговорим.
Вопросы родителям:
1. Каким на ваш взгляд должен быть ребенок, который идет в школу?
2. Что, по - вашему должно быть на первом месте для того, чтобы ребенок успешно адаптировался к школе?
Показ презентации.
Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Как сделать его учебу интересной, увлекательной, обеспечивающей постоянное умножение знаний и практических навыков? Опыт педагогов показывает, что учится успешно только тот ученик, который умеет управлять собой, подчиняясь тем требованиям, которые предъявляют к нему взрослые. Поэтому успех в освоении математики, русского языка и других предметов определяется не столько уже имеющимися навыками чтения, письма, счета, сколько способностью слушать учителя, выполнять все правила организации учебной жизни в школе.
Все родители очень волнуются, когда приближается важный момент в жизни их ребенка – поступление в школу. Порой мама с папой нервничают больше, чем сами дети.
Готовы ли родители к школе?
- Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.
- Сдерживать свои эмоции.
- Не кричать, не унижать и не обижать.
- Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.
- Не наказывать ребенка без причины.
- Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.
- Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.
Готовность к школе включает в себя несколько компонентов:
здоровье, моторика рук, движения, возраст
коммуникативная компетентность
эмоциональная готовность
мотивационная, волевая,
социальная позиция школьника
Особенности памяти, уровень развития мышления, общее развитие речи, предпосылки учебной деятельности
Физическая готовность подразумевает:
- Состояние здоровья.
- Физическое развитие.
- Развитие анализаторных систем.
- Развитие мелких групп мышц.
- Координация движений в соответствии с возрастной нормой
- Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.
Личностная готовность
Личностная готовность к школьному обучению предполагает принятие ребёнком нового социального положения – положения школьника. То есть, с поступлением ребёнка в школу у него появятся новые права и обязанности, больше требований со стороны взрослых, проявление самостоятельности и ответственности. Личностная готовность к школе предполагает наличие у ребёнка «внутренней позиции школьника», которая проявляется в отношении ребёнка к школе в целом, к сверстникам, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.
- Принятие позиции школьника.
- Потребность в общении.
- Умение подчиняться правилам и интересам группы.
- Способность устанавливать отношения с другими детьми.
- Способность действовать совместно с другими детьми.
Психологическая готовность
- За лог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года.
- Успешное усвоение школьного материала.
Самый важный момент для родителей будущих первоклассников – это психологическая подготовка ребенка к школе. Для начала расскажите малышу о том, чем его времяпрепровождение в школьных стенах будет отличаться от привычного домашнего или детсадовского режима. Расскажите, что в школе есть уроки, во время которых нужно сидеть за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его указания. Объясните, как нужно обращаться к учителю и как общаться с одноклассниками. Расскажите, что такое перемена, школьная столовая, домашнее задание, дневник и оценки. Настраивайте малыша на учебный процесс позитивно.
Интеллектуальная готовность
§ Ориентировка ребенка в окружающем.
§ Запас знаний, усвоенных в системе.
§ Желание узнавать новое, любознательность.
§ Развитие образных представлений.
§ Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой.
Чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе , мы должны развить у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний.
Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.
3.Заключительная часть.
Что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет .
• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.
• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.
• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.
• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.
2) Математика.
• Цифры от 0 до 10.
• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.
• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.
• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.
• Запоминание 10-12 картинок.
• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.
• Пересказ текста из 4-5 предложений.
• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.
• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.
• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.
• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.
• Складывать пазлы без помощи взрослого.
• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.
5) Мелкая моторика.
• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.
• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.
• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.
• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.
• Понимать и объяснять смысл пословиц.
• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.
• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.
• Различать в словах буквы и звуки.
7) Окружающий мир.
• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.
• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.
Показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению – это целостность мыслительного процесса.
КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «СКОРО В ШКОЛУ»
методическая разработка на тему
Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
kruglyy_stol_skoro_v_shkolu1.doc | 127 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида «Родничок»
ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ
О.В. Васечкина, педагог-психолог
А.В. Верхотурова, воспитатель
Цель мероприятия : Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.
- Попробуйте закрыть глаза и представить следующие события, о которых я вам расскажу. С чего все начинается ваш ребенок- первоклассник? С волнения родителей, которое ребенку передается задолго до 1 сентября. С ожидания чего-то, возможно, ему самому ещё непонятного, но приятного, ведь у него уже есть портфель, собраны учебные принадлежности, на вешалочке ждет своего часа красивое платье или отглаженная рубашка. И это теребит детское сердечко, вселяя в него любопытство и тревогу. И вот настал долгожданный день, когда он примерил на свои плечи портфель, пока ещё не заполненный книжками, в руках у него букет, рядом уверенный родной человек, которому он доверяет. Но что это – школьный двор, где множество незнакомых лиц, кто-то ему улыбается, но это чужие люди… В глазах появляется растерянность, хорошо, что за руку держит родной человек! Построение на линейку, куда-то надо идти, мама говорит, что все будет хорошо… Тетя, она теперь со мной. Это учительница. Вот огромные стены школы, какая – то комната — это мой класс, у меня теперь есть место за партой, сосед, а как его зовут, а вон ту девочку… А теперь откройте глаза…
-Что вы почувствовали?
II. Основная ча с ть
- Каким на ваш взгляд должен быть ребенок, который идет в школу?
- Итак, успешность ученика – это не только показатель высоких результатов, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.
Давайте посмотрим, что думают и говорят наши дети, « Что такое школа?, Кто такой ученик?». (показ видео ролика « Интервью» воспитатель )
- Что, по-вашему должно быть на первом месте для того, чтобы ребенок успешно адаптировался к школе?
Физическим развитием, которое соответствует возрасту ребенка.( состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений)
Физическое развитие включает:
1) Антропометрические и биометрические показатели (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки и т.д.).Физические качества (выносливость, ловкость, быстроту, силу, гибкость, равновесие).
2) Антропометрические и биометрические показатели:
Рост. При поступлении в школу рост мальчика желательно должен равняться 122-126 см. Масса тела. При поступлении в школу вес ребенка должен быть в пределах 23-25 кг. Высота головы. Померьте высоту головы сына от подбородка до макушки. Этот показатель индивидуален, показательно его отношение к общему росту ребенка. Высота головы ребенка / рост ребенка = 1/6. Если показатель выше (например, 1/5), это свидетельствует о том, что ребенок физически еще не готов к школе. Смена зубов. К поступлению в первый класс у ребенка должно смениться на коренные как минимум два молочных зуба. Длина рук. Ребенок должен через голову доставать правой рукой до левого уха.
Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Давайте представим, что вы решили устроиться на работу или поменять место работы.
На что вы ориентируетесь? Что вас заставляет это делать?
С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.
Другими словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.
Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.
А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.
Но если мы будем описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.
Интеллектуальная готовность предполагает:
развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес
К 6–7-и годам ребенок должен знать: (должен уметь рассказать о себе)
- свой адрес и название города, в котором он живет;
- название страны и ее столицы;
- имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
- времена года, их последовательность и основные признаки;
- названия месяцев, дней недели;
- основные виды деревьев и цветов.
Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.
Подробнее вам расскажет О.А.Коркина воспитатель младшей группы, раззработчик программы по шахматному образованию дошкольников «Шахматное Королевство»
Приложение 1 Доклад О.А.Коркина
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
Важная задача– научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.
Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.
Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Об этом нам расскажет А.В.Леванова учитель-логопед.
Приложение 2 Доклад А.В. Леванова
Личным опытом по подготовке руки к письму, развитию графомоторных навыков с нами поделится мама Арины тверитиной, евгения Владимировна.
Об усвоении образовательной программы «От рождения до школы», нам расскажет воспитатель подготовительной группы А.В.Верхотурова.
Приложение 3 Доклад А.В.Верхотуровой.
Сегодня на нашем круглом столе присутствует учитель начальных классов В.В.Ворошилова, предоставляем ей слово.
III Заключительная часть.
Рефлексия «Все в моих руках»
Педагог-психолог: А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.
Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.
- Больше всего мне понравилось…
- В дальнейшем я буду использовать…
- Здесь я сегодня узнал(а) нового…
- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …
- Неожиданным для меня сегодня было…
1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.
2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.
3. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.
4. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.
5. Венгер Л.А.. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с.
6. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.
7. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Советы для родителей будущих первоклассников "Скоро в школу"
Предлагаемые рекомендации для родителей детей, которые иногда испытывают затруднения в выборе основных направлений для подготовки ребенка к школе.Данные советы имеют психолого-педагогическую нап.
Консультация для родителей будущих первоклассников " СКОРО В ШКОЛУ"
Презентационный материал познакомит родителей с особенностями подготовки детей к обучению в школе.
Буклет для родителей будущих первоклассников "Скоро в школу"
Буклет для родителей помогае с ориентироваться,как подготовить ребенка к школе.
Родительское собрание в форме круглого стола для родителей будущих первоклассников "Как научить ребёнка учиться?"
Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»Венгер Л.А.В настоящее время детский сад и школа ре.
Круглый стол для родителей, будущих первоклассников «Идём в школу всей семьей»
Круглый стол для родителей, будущих первоклассников «Идём в школу всей семьей»Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действител.
Консультация для родителей будущих первоклассников "СКОРО В ШКОЛУ"
Ваш ребенок идет в первый класс Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми - семь.
Памятка для родителей будущих первоклассников "Скоро в школу"
Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить.
Круглый стол с родителями "Скоро в школу"
презентация к уроку (подготовительная группа)
Знакомство родителей с проблемами первоклассников в период адаптации к школе, их причинами и способами коррекции.
Вовлечение родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
Дать практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_skoro_v_shkolu.pptx | 2.45 МБ |
kruglyy_stol_skoro_v_shkolu.docx | 32.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
интеллектуальная готовность волевая готовность личностная готовность Какие же составляющие входят в набор «психологической готовности»? Это, прежде всего:
Интеллектуальная готовность Связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.
Приемы обучения осознанному счету: считалочка как способ обучения счету; можно предложить ребёнку сосчитать количество пуговиц на одежде; спускаясь по лестнице, посчитать ступеньки; попросить расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать ;
Знать сказки, стихи, поговорки, загадки. внимательно слушать книгу, рассказ о отвечать на вопросы и уметь их задавать; составлять рассказ по картинке; последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет понимать многозначность слов сказать несколько предложений о заданном предмете; различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка; заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения; отгадывать загадки.
Графический диктант Инструкция 2 влево 1 наверх 1 вправо 1 верх 1 вправо 1 верх 1 вправо 4 верх 1 вправо 3 вниз 1 вправо 1 верх 1 вправо 1 верх 1 вправо 1 вниз 1 вправо 1 вниз 1 вправо 1 вниз 2 вправо 1 вниз 1 вправо 1 вниз 1 вправо 1 вниз 11 влево 7 вниз 9 вправо 7 верх
Волевая готовность Предполагает наличие у ребенка: -умение сосредотачиваться -контролировать свои действия -ребенок должен уметь управлять своим поведением -управлять своими эмоциями -способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо -умения длительно выполнять не очень привлекательную работу
Личностная готовность Включает в себя : социальную готовность – умение устанавливать деловые отношения со сверстниками и взрослыми; мотивационную готовность – наличие учебной мотивации; эмоциональную готовность к школе – позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам.
Физическая готовность ребенка к школе Физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития ребенка основным возрастным нормам. Это уровень его физического и биологического развития
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
Круглый стол «Скоро в школу»
Цель: создание условий для включения родителей в процесс подготовки ребенка к школе.
- Познакомить родителей с проблемами первоклассников в период адаптации к школе, их причинами и способами коррекции.
- Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
- Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Участники : родители будущих первоклассников, будущий учитель, педагог-психолог.
Место встречи : музыкальный зал.
Первый год обучения в школе - большое испытание для ребенка и его родителей. Первый класс - это новые условия, новые трудности, новые люди. Маленький ученик практически не остается один - все поступки, привычки, любая деятельность являются предметом наблюдения и оценки со стороны других людей. Это накладывает отпечаток на психическое и эмоциональное состояние ребенка. Ребенок приобретает в школе много новых обязанностей. Он должен научиться организовывать свое время и окружающее его пространство, говорить самому себе: «Я могу это делать». Для возникновения у ребенка стойкой учебной мотивации необходимо формировать в нем не только уверенность в своих силах, но и волю. Насколько ваш ребенок будет собранным и успешным в учебной деятельности, зависит, прежде всего, от вас, от родителей.
Как подготовить ребёнка к школе?
1. Этап знакомства.
Пройдите по залу и найдите человека, у кого такая же, как у Вас фигура (по цвету и форме). Пожалуйста, садитесь вместе. Сейчас вы - партнеры по общению. Предлагаю Вам познакомиться и расспросить друг друга.
Задайте следующие вопросы: 1. Как зовут Вас и Вашего ребенка? 2.Волнуют ли Вас предстоящие перемены? 3.Что радует и что тревожит в своём ребенке? 4.Нужно ли готовить ребенка к школе родителям?
Время для знакомства 6 минут, 3 минуты один спрашивает, другой отвечает, а затем меняетесь по моему сигналу (звоночек).
Психолог : Настало время каждому из вас представить своего собеседника и рассказать то, что вы узнали о нём. Чтобы у нас не было заминок, мы будем передавать эту ручку. У кого ручка, тот и представляет своего партнера по общению. (Родители представляют друг друга)
Психолог: Поступление детей в школу - это переломный момент,
переход к новому образу жизни и условиям деятельности. С ледует отметить, что в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Это серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть к новому взрослому-учителю, к новому детскому коллективу, к новым требованиям, к новым повседневным обязанностям. И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, навыков и качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться к новым для него условиям. Большинство причин возможных школьных трудностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка часто не обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем научится. »), на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поведением, подчиняться требованиям, соблюдать правила. В результате этого у детей не формируются важные компоненты школьной готовности.
4. Работа в группах. (презентация СЛАЙД 1) Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.
(СЛАЙД 3) Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя: интеллектуальную готовность, волевую готовность и личностную. Хотелось бы рассмотреть их более подробно. Я прошу вас разделиться на 3 группы и сесть за один стол, каждая группа в течение 5 минут обсудит тот вид готовности ребёнка к школе, который этой группе достанется. А потом все вместе обсудим (работа в группах в течение 7-10 минут).
(СЛАЙД 8) Графический диктант «Домик». (СЛАЙД 9) А вот что получилось у наших будущих учеников.
(СЛАЙД 10) Теперь рассмотрим волевую готовность – это способность ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, даже если ему это не нравится. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца.
(СЛАЙД 11) Личностная готовность – это самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учебе. Включает в себя: социальную готовность – умение устанавливать деловые отношения со сверстниками и взрослыми; мотивационную готовность – наличие учебной мотивации; эмоциональную готовность к школе – позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам.
(СЛАЙД 12) Большое значение имеет и физическая готовность ребенка – общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития. Состояние зрения, слуха, моторики. Состояние нервной системы и степень ее возбудимости. Общее состояние здоровья.
(СЛАЙД 13) Физически здоровый и психологически подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни , изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.
5. Советы психолога родителям.
Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.
Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить его состояние. Если вас что-то беспокоит в его поведении, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.
Буклет «Родителям будущих первоклассников»
6.Подведение итогов встречи. Рефлексия.
Психолог: Дети думают, что с началом школьной учебы близкие взрослые не отстранятся от трудностей и ответственности, не откажутся разделить с детьми часть проблем. При этом дети верят близким, ожидают от них приветливости, внимания, заботы, исключительно положительной оценки своих действий.
Круглый стол для родителей "Профилактика школьных трудностей у будущих первоклассников"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему
П ознакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период. Д ать рекомендации родителям по организации режима дня первоклассников. О бозначить роль семьи при подготовке ребенка к школе. С пособствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогами.
Вложение | Размер |
---|---|
profilaktika_shkolnyh_trudnostey_u_budushchih_pervoklassnikov.docx | 26.43 КБ |
Государственное бюджетное образовательное учреждение
Дошкольное отделение №2
Круглый стол для родителей
«Профилактика школьных трудностей у будущих первоклассников»
воспитатель 11 группы
Белогривцева Ольга Ивановна
«ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
У БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»
- познакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период:
- дать рекомендации родителям по организации режима дня первоклассников;
- обозначить роль семьи при подготовке ребенка к школе;
- способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогами.
- предварительная диагностика «Готовность детей к началу учебного года»;
- подготовка памятки-рекомендации родителям;
- оформление приглашения родителей на собрание;
- подготовка демонстрационного слайда «Факторы успешной адаптации и подготовки к школе».
- раздаточные карточки для родителей;
- слайды «Режим дня первоклассника».
адаптация, положительный эмоциональный фон, мотивация, психогенная дезадаптация, невроз первоклассника, родительские
притязания, режим дня.
Ход круглого стола:
Воспитатель открывает круглый стол, называет тему.
С поступлением в школу происходит переход ребенка к новому образу жизни и условиям деятельности. Все родители, чьи дети учатся в школе, знают, как сложен процесс вхождения в школьную жизнь. Трудности, подстерегающие ребенка уже в самом начале обучения в школе, многолики. «Зазевается» родитель на перепутье дошкольного и школьного возраста — и ребенок может попасть в категорию «трудных».
Цель нашего сегодняшнего круглого столы состоит в том, чтобы познакомить Вас с различными психологическими проблемами современного школьника и рассказать, как помочь преодолеть их.
Судя по предварительной информации, большинство из Вас волнуются за своих детей. Всем хочется, чтобы дети преодолели трудности школьной адаптации, нашли свое место в новом коллективе, учились с удовольствием, но это совсем нелегко, детям нужно помочь.
Как Вы думаете, волнуются ли Ваши дети в связи с приближающимся школьным обучением? Давайте проверим и проведём небольшой тест.
Перед Вами — разноцветные полоски. Полоски коричневого цвета означают сильное волнение, синего — умеренное, красного — радость, уверенность. Выберите полоску и обоснуйте свой выбор.
Рассматривая проблему школьных трудностей, нельзя обойти такой ее аспект, как готовность к школьному обучению. Готовность к школе — это тот уровень функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка и социально-психической адаптации, к снижению эффективности обучения.
На демонстрационном слайде указаны факторы успешной подготовки и адаптации к школе:
• умение общаться со сверстниками и взрослыми;
• выносливость и работоспособность;
• аккуратность и дисциплинированность;
• хорошая память и внимание;
- развитие мелкой моторики рук;
- инициативность;
- умение действовать самостоятельно;
- умение считать и читать.
Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора и пронумеруйте их по степени значимости. Обоснуйте свой выбор.
А теперь сравните ваши ответы с выбранными ответами учителей начальных классов. (Выводы родителей.)
Ребенок приходит в школу уже личностью, со своей картиной мира и определенными стереотипами поведения в мире взрослых. И для него серьезным испытанием является достижение внутреннего душевного равновесия между процессом обучения, потребностью в сохранении любви родителей и необходимостью принятия учителя.
По данным врачей, в первые месяцы школьной жизни многие дети худеют, тревожно спят, чаще капризничают и упрямятся. Это естественная реакция ребенка на резкие изменения привычного образа жизни. Этот период привыкания к новым нормам и правилам поведения называется адаптацией — восстановлением нарушенного равновесия между изменившимся внешним миром и собой. При благоприятных условиях процесс адаптации протекает 2-3 месяца. А вот пусковым механизмом дезадаптации (нарушением адаптации) является, как правило, наличие стойкой психотравмирующей ситуации.
Многие психологи говорят о том, что самый «страшный зверь», подстерегающий всех на пороге школы, — это ориентация родителей и детей на оценку. Некоторые папы и мамы очень нервно воспринимают отметки своих детей. Может быть, это происходит оттого, что родители относятся к отметке ребенка как к оценке их собственной родительской успешности.
Родители могут испытывать страх перед школой, источником которого выступает их личный, не всегда удачный опыт. Они сообщают ребенку о том, что именно он несет ответственность за их самочувствие и внутреннее состояние. Многим детям такой груз оказывается не по силам. В этой психотравмирующей ситуации ребенок должен защищать себя и от родителей, и от школы, и от учения. В итоге у него теряется интерес к самому процессу познания, то есть пропадает желание учиться.
Хотелось бы посоветовать всем: не ставьте перед ребенком непосильных задач, например, «Учи всегда и все!». Это по силам не каждому ребенку и нередко ведет к возникновению «синдрома отличника». Опасность завышенных требований родителей ведет к формированию у ребенка комплекса неполноценности, что приводит к утрате доверия между взрослыми и детьми и является источником невротических реакций, неврозов, соматических расстройств.
Процесс адаптации будет успешнее, если положительная оценка станет преобладать над отрицательной, причем будет более разнообразной и не только вербально выраженной, но и невербальной (обнять, прижать к себе, поцеловать, погладить по голове).
Вручение родителям памятки-рекомендации «Предотвращение школьной дезадаптации» (Приложение 2 к данному конспекту).
Поступление в школу — стресс для ребенка. Особенность сегодняшних детей, пришедших в 1-й класс, — быстрая утомляемость. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку?
В младшем школьном возрасте успеваемость учащихся в значительной степени зависит от их здоровья. Прежде всего стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника: соблюдение режима дня, сон не менее 10 часов в сутки, полноценное питание, физические упражнения. Полезно выработать привычку рано ложиться и рано вставать. Не забывать о полноценных гигиенических процедурах. Совершенно необходимо, чтобы дети делали утреннюю гимнастику. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка прогулки на воздухе. Время приготовления уроков нужно выбирать самое продуктивное: с 16 до 17.30. Отдых должен быть активным. Полноценный отдых — это смена видов деятельности.
(Родителям раздаются памятки с примерным режимом дня).
Просмотр слайдов «Режим дня первоклассника».
Результаты диагностики: «Карта-характеристика
готовности ребенка к школе».
А сейчас разрешите представить Вам результаты диагностики: «Карту-характеристику готовности ребенка к школе». Родители индивидуально рассматривают результаты своего ребёнка.
(Выводы по результатам диагностики.)
Рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения:
— Что нового Вы узнали на нашей встрече?
— Какая часть занятия вызвала особый интерес?
— Охарактеризуйте термин «дезадаптация» несколькими фразами.
Заключительное слово воспитателя
Мы остановились на основных положениях, обеспечивающих успех адаптации учащихся к новым условиям. Помните, что готовность к школе Вашего ребенка тесно связана с его положением в семье.
ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ
I. Психологическая и социальная готовность к школе.
1. Желание учиться в школе:
а) ребенок хочет идти в школу;
б) особого желания идти в школу пока нет;
в) идти в школу не хочет.
2. Учебная мотивация:
а) осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность;
б) собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и т.д.);
в) цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит.
3. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:
а) достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;
б) контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны;
в) плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.
1. Организованность поведения:
а) поведение организованное;
б) поведение недостаточно организованное;
в) поведение неорганизованное.
Общий средний балл уровня психологической и социальной готовности к школе.
I. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.
1. Фонематический слух, артикуляционный аппарат:
а) нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива;
б) в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда);
в) ребенок косноязычен (необходимо наблюдение логопеда).
2. Мелкая моторика рук:
а) развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами;
б) развита недостаточно, карандашом и ножницами ребенок работает с напряжением;
в) развита плохо, карандашом и ножницами ребенок работает плохо.
3. Пространственная ориентация, координация движений, ловкость:
а) достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;
б) отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточной ловкости;
в) ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.
4. Координация в системе глаз — рука:
а) может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии(с классной доски);
б) графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносится в тетрадь с незначительными искажениями;
в) при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускаются грубые искажения.
Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров.
а) соответствует средним показателям возрастной группы;
б) ниже средних показателей возрастной группы;
в) намного ниже средних показателей возрастной группы. Общий средний балл уровня развития школьно-значимых психо-физиологических функций.
II. Развитие познавательной деятельности.
а) представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о своей стране, о городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года;
б) представления достаточно конкретны, но ограничены непо-средственно окружающим;
в) кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окру-жающем отрывочны, бессистемны.
2. Развитие речи:
а) речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;
б) ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;
в) слова из ребенка приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласование, порядок слов в предложении).
3. Развитие познавательной активности, самостоятельности:
а) ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;
б) ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;
в) уровень активности, самостоятельности ребенка низкий. При выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.
4. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):
а) ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в словах, чувствует и осознает различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи;
б) задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняются с помощью взрослого;
в) задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.
1. Произвольность деятельности:
а) ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца;
б) удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке;
в) деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, ребенок прерывает деятельность из-за возникающих трудностей; стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.
2. Контроль деятельности:
а) результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью;
б) результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, но самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие;
в) результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ребенок не видит этого несоответствия.
3. Темп деятельности:
в) намного ниже средних показателей возрастной группы.
Общая средняя оценка уровня развития познавательной дея¬тельности.
II. Состояние здоровья.
Особенности развития ребенка на этапе дошкольного возраста (указать конкретные обстоятельства, если таковые имелись, повлиявшие
1. на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания).
2. Темпы развития в дошкольном возрасте (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить).
3. Состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность — сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).
Рекомендации по индивидуальной работе с ребенком.
«ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ»
• Соблюдайте режим дня.
• Ограничьте просмотр телевизионных передач.
• С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему.
• Встречая ребенка после уроков, порадуйтесь вместе с ним его успехам.
• Будьте щедры на похвалу.
• Не делайте несколько замечаний сразу.
• Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет к формированию неуверенности в себе.
Круглый стол с участием родителей «На пороге школы»
1. Создать приятный микроклимат в группе, настроить на продуктивное общение.
2. Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к школе .
3. Оказать психолого – педагогическую поддержку родителям будущих первоклассников.
Участники : педагог-психолог , воспитатели, родители будущих первоклассников,.
1. Вступительное слово ведущего (актуальность проблемы)
2. Игра на приветствие «Узелок»
3. Просмотр видеофрагментов «Хочет ли ребенок в школу »
4. Психологическая готовность ребенка к школе
5. Работа с изображением «Цветка»
6. Разукрашивание цветков.
7. Подведение итога
8. Раздача памяток родителям .
Мультимедийная презентация, стол , стулья, клубок ниток, тест «Пирамида» , изображение цветка, анкеты «Оценка ребенка родителями » , памятки «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу » и «Учебно-игровая деятельность» .
Время проведения : 60 минут.
Ход мероприятия:
Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.
1. Знакомство с участниками « круглого стола ».
- Чтобы наша встреча была приятной и дружной, сначала, давайте познакомимся друг с другом.
2. Игра «Узелок»
Участники пишут свои имена на бейджиках, затем коротко представляются по очереди и завязывают узелок на ленточке.
Психолог : Каждый из вас называет своё имя и завязывает узелок. Вот видите, мы с вами связаны одной ленточкой, одной общей целью. Я уберу её до следующей нашей встречи. Возможно, в следующий раз узелков станет больше.
- Для начала я предлагаю вам ненадолго вспомнить то время, когда вы сами были дошколятами и посмотреть , что ждут наши воспитанники старшей группы от школы .
И сегодня мы постараемся ответить на вопрос, волнующий всех родителей , воспитателей и специалистов дошкольных организаций и учителей будущих первоклассников : «Что значит «ребенок готов к школе ?»
Учителя часто отвечают так : « хорошо читающий» , «знающий состав числа» , «умеющий решать логические задачи» , «умеющий составлять рассказ, пересказывать» , «умеющий списать печатными буквами текст без ошибок» .
Таким образом, уже на входе в школьную жизнь учителя предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.
Я предлагаю и вам составить портреты : ребенка, готового к школе , и ребенка, не готового к школе .
-Игра «Пирамида» : «А теперь вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую ( верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель».
Должна получиться вот такая пирамида
- состояние здоровья ребенка;
- умение общаться со взрослыми и сверстниками;
- развитие речи и памяти;
- умение логически мыслить;
- умение организовывать свое рабочее место;
- умение читать и писать;
- настойчивость, т. е. умение доводить дело до конца.
Выстроив пирамиду , делаем вывод, основанный на выбранных участниками критериях .
Вывод : Чтобы заработала эта пирамида, в первую очередь в детском саду при подготовке к школе у ребёнка надо осуществлять личностное, физическое, интеллектуальное развитие, формировать предпосылки универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.
В свою очередь, я хочу сказать, что целью подготовки к школе – является формирование личностных качеств , необходимых для овладения учебной деятельностью : любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача детского сада и родителей – помочь ребенку .
Существует такое понятие, как психологическая готовность ребенка к школе .
Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя
Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированности мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.
подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника . С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе . Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу .
Способность выдерживать нагрузки, в момент преодоления трудностей ребенок уверен в своих силах. Не боится новых ситуаций. Способность выдерживать разочарования, адекватно справляться с отрицательными эмоциями (тревожностью, раздражительностью, если его критикуют) . Уменьшение импульсивных реакций.
Волевая готовность предполагает наличие у ребенка :
• подчинение своих действий правилам, школьному режиму .
• умение слушать и принимать задание учителя, исполнять его, проявив определенные усилия.
• способностей ставить перед собой цель,
• принять решение о начале деятельности,
• наметить план действий,
• выполнить его, проявив определенные усилия,
• оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование , поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.
Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе .
Физиологическая готовность это уровень развития основных функциональных систем организма и состояния его здоровья.
С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации , необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника .
Перечисленные умения обеспечивают безболезненную адаптацию ребенка к школе , к новой деятельности, способствует его благоприятному обучению и развитию.
7. Решение ситуаций.
Вот сейчас мы все вместе перечислили качества готового к школе ребенка . И, кажется с таким ребенком ничего плохого не должно произойти. Но все же с детьми впервые пришедшими в школу могут произойти различные ситуации. Сейчас я предлагаю вам разобрать несколько таких ситуаций.
Ситуация 1. Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.
Какой компонент готовности не сформирован у Саши ? Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе . Что можно посоветовать родителям ?
Ситуация 2. Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе . Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе . Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу .
Какой компонент готовности не сформирован ? Будет ли ребенок успешно учиться в школе ? Что необходимо предпринять?
Ситуация 3. Ребенок не доводит до конца дело, берется за другое. Не умеет сосредоточиться, работу выполняет неаккуратно, задания выполняет с неохотой. Какой компонент готовности не сформирован ? Что можно посоветовать родителям ?
Ситуация 4. Проанализируйте высказывания детей и укажите возможные причины, побудившие ребенка к таким результатам :
"В школе двойки будут ставить"
"Играть будет некогда"
"В школе программа трудная "
Ситуация 5. Отец часто озадачивает ребенка вопросами, которые побуждают его размышлять, сопоставлять, делать выводы : почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую - над самой землей? Если сын затрудняется с ответом, он предлагает ребенку понаблюдать, чтобы ответить.
Какие качества разовьются у ребенка?
Ситуация 6. Пятилетнего Гришу «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят : - Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.
Оправданы и полезны ли такие занятия с ребенком?
Трудно сказать, какие из перечисленных критериев психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических компонентов может привести к сложностям в обучении. Только сформированность всех компонентов поможет ребенку с минимальными трудностями преодолеть период школьной адаптации и стать настоящим школьником .
Выступление родителей первоклассников . Обмен мнениями.
Мы с вами разобрали ситуации довольно абстрактные, а существуют ситуации реальные. Ими с нами поделятся родители, у которых есть старшие дети, посещающие школу. А также поделятся своими способами решения данных ситуаций, с которыми столкнулись их дети .
Может быть у родителей будущих первоклассников есть какие-либо страхи или опасения перед поступлением их детей в первый класс. Если есть поделитесь ими с нами, чтобы мы вместе смогли найти выход.
Предшкольная подготовка в детском саду.
Подготовка к школе в нашем детском саду осуществляется через реализацию проекта « Школьный росточек » (периодичность занятий 1 раз в месяц, а также в рамках реализации программы « Цветик - семицветик» , где делается акцент на социально-коммуникативное развитие с периодичностью 1 раз в неделю. Все занятия носят игровой характер, хотя и включают в себя некоторые элементы учебной деятельности. И сейчас мне хотелось бы показать вам фрагменты игровой деятельности с воспитанниками старшей группы :
-игра «Да-нет» на тему « Школьные принадлежности »
- игра «Урок-перемена» с мячом.
5. Работа с изображением цветка.
Никогда не сравнивайте ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть другое! Вы будете сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Причем не только учебу, но и поступки.
Только сообща, все вместе, возможно преодолеть все трудности в воспитании и учебе детей.
Мы с вами сегодня очень хорошо поработали. Давайте поапплодируем друг другу за это, но сделаем это одной рукой. - Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. А тепер попробуем поаплодировать обеими руками. Посмотрите, какие громкие дружные аплодисменты у нас получились. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель или воспитатель- это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки, а она в Вашем лице, дорогие родители , учитель бессилен.
9. Чаша откровений.
Если вам понравился семинар-положите в чашу зеленый жетон.
Если вы сможете использовать информацию , полученную на семинаре для саморегуляции – положите желтый жетон.
Читайте также: