Круглый стол для родителей будущих первоклассников

Обновлено: 03.05.2024

Цель мероприятия : Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.

1. Вовлечь родителей в процесс определения понятия «Готовность ребенка к школе».

2. Оптимизация усилий семьи и дошкольной организации по подготовке ребенка к систематическому обучению в школе.

3. Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Повестка собрания.

1. Выступление воспитателя Марчук А.Р. « «Готовность ребенка к школе».

2. Выступление старшего воспитателя Поздеевой Е.Г. по теме:

3. Выступление учителя начальных классов Дубчак Н.В. «Советы родителям будущих первоклассников».

Ход собрания.

1. Организационный момент.

С каким настроением вы пришли на наше мероприятие?

(Ответы родителей)

2. Основная часть.

Чтобы ребенок хорошо учился в школе, был успешным. Что для этого нужно? Вот на эту тему мы с вами сегодня собрались и поговорим.

Вопросы родителям:

1. Каким на ваш взгляд должен быть ребенок, который идет в школу?

2. Что, по - вашему должно быть на первом месте для того, чтобы ребенок успешно адаптировался к школе?

Показ презентации.

Ваш ребенок скоро пойдет в школу. Как сделать его учебу интересной, увлекательной, обеспечивающей постоянное умножение знаний и практических навыков? Опыт педагогов показывает, что учится успешно только тот ученик, который умеет управлять собой, подчиняясь тем требованиям, которые предъявляют к нему взрослые. Поэтому успех в освоении математики, русского языка и других предметов определяется не столько уже имеющимися навыками чтения, письма, счета, сколько способностью слушать учителя, выполнять все правила организации учебной жизни в школе.

Все родители очень волнуются, когда приближается важный момент в жизни их ребенка – поступление в школу. Порой мама с папой нервничают больше, чем сами дети.

Готовы ли родители к школе?

  • Жертвовать своим личным временем и некоторыми привычками.
  • Сдерживать свои эмоции.
  • Не кричать, не унижать и не обижать.
  • Не сравнивать своего ребенка с другими детьми.
  • Не наказывать ребенка без причины.
  • Всегда встречать ребенка из школы с улыбкой.
  • Быть щедрым на похвалу за достигнутые результаты.

Готовность к школе включает в себя несколько компонентов:

здоровье, моторика рук, движения, возраст

коммуникативная компетентность

эмоциональная готовность

мотивационная, волевая,

социальная позиция школьника

Особенности памяти, уровень развития мышления, общее развитие речи, предпосылки учебной деятельности

Физическая готовность подразумевает:

  • Состояние здоровья.
  • Физическое развитие.
  • Развитие анализаторных систем.
  • Развитие мелких групп мышц.
  • Координация движений в соответствии с возрастной нормой
  • Готовность организма ребенка к учебным нагрузкам.

Личностная готовность

Личностная готовность к школьному обучению предполагает принятие ребёнком нового социального положения – положения школьника. То есть, с поступлением ребёнка в школу у него появятся новые права и обязанности, больше требований со стороны взрослых, проявление самостоятельности и ответственности. Личностная готовность к школе предполагает наличие у ребёнка «внутренней позиции школьника», которая проявляется в отношении ребёнка к школе в целом, к сверстникам, к учебной деятельности, к учителям, к самому себе.

  • Принятие позиции школьника.
  • Потребность в общении.
  • Умение подчиняться правилам и интересам группы.
  • Способность устанавливать отношения с другими детьми.
  • Способность действовать совместно с другими детьми.

Психологическая готовность

  • За лог быстрой и безболезненной адаптации в начале учебного года.
  • Успешное усвоение школьного материала.

Самый важный момент для родителей будущих первоклассников – это психологическая подготовка ребенка к школе. Для начала расскажите малышу о том, чем его времяпрепровождение в школьных стенах будет отличаться от привычного домашнего или детсадовского режима. Расскажите, что в школе есть уроки, во время которых нужно сидеть за партой, внимательно слушать учителя и выполнять его указания. Объясните, как нужно обращаться к учителю и как общаться с одноклассниками. Расскажите, что такое перемена, школьная столовая, домашнее задание, дневник и оценки. Настраивайте малыша на учебный процесс позитивно.

Интеллектуальная готовность

§ Ориентировка ребенка в окружающем.

§ Запас знаний, усвоенных в системе.

§ Желание узнавать новое, любознательность.

§ Развитие образных представлений.

§ Развитие речи и мышления в соответствии с возрастной нормой.

Чтобы дети были интеллектуально подготовлены к школе , мы должны развить у них познавательную потребность, обеспечить достаточный уровень мыслительной деятельности, дать необходимую систему знаний.

Данный аспект означает, что будущий первоклассник должен обладать определенным комплексом знаний и умений, который понадобится для успешного обучения в школе.

3.Заключительная часть.

Что должен знать и уметь ребенок в шесть-семь лет .

• Заниматься каким-либо делом, не отвлекаясь, в течение двадцати-тридцати минут.

• Находить сходства и отличия между предметами, картинками.

• Уметь выполнять работу по образцу, например, с точностью воспроизводить на своем листе бумаги узор, копировать движения человека и так далее.

• Легко играть в игры на внимательность, где требуется быстрота реакции. Например, называйте живое существо, но перед игрой обсудите правила: если ребенок услышит домашнее животное, то он должен хлопнуть в ладоши, если дикое – постучать ногами, если птица – помахать руками.

2) Математика.

• Цифры от 0 до 10.

• Прямой счет от 1 до 10 и обратный счет от 10 до 1.

• Деление круга, квадрата напополам, четыре части.

• Ориентирование в пространстве и на листе бумаги: «справа, слева, вверху, внизу, над, под, за и т. п.

• Запоминание 10-12 картинок.

• Рассказывание по памяти стишков, скороговорок, пословиц, сказок и т.п.

• Пересказ текста из 4-5 предложений.

• Заканчивать предложение, например, «Река широкая, а ручей…», «Суп горячий, а компот…» и т. п.

• Находить лишнее слово из группы слов, например, «стол, стул, кровать, сапоги, кресло», «лиса, медведь, волк, собака, заяц» и т. д.

• Определять последовательность событий, чтобы сначала, а что – потом.

• Находить несоответствия в рисунках, стихах-небылицах.

• Складывать пазлы без помощи взрослого.

• Сложить из бумаги вместе со взрослым, простой предмет: лодочку, кораблик.

5) Мелкая моторика.

• Правильно держать в руке ручку, карандаш, кисть и регулировать силу их нажима при письме и рисовании.

• Раскрашивать предметы и штриховать их, не выходя за контур.

• Вырезать ножницами по линии, нарисованной на бумаге.

• Составлять предложения из нескольких слов, например, кошка, двор, идти, солнечный зайчик, играть.

• Понимать и объяснять смысл пословиц.

• Составлять связный рассказ по картинке и серии картинок.

• Выразительно рассказывать стихи с правильной интонацией.

• Различать в словах буквы и звуки.

7) Окружающий мир.

• Знать основные цвета, домашних и диких животных, птиц, деревья, грибы, цветы, овощи, фрукты и так далее.

• Называть времена года, явления природы, перелетных и зимующих птиц, месяцы, дни недели, свои фамилию, имя и отчество, имена своих родителей и место их работы, свой город, адрес, какие бывают профессии.

Показатель интеллектуальной готовности к школьному обучению – это целостность мыслительного процесса.

КРУГЛЫЙ СТОЛ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ «СКОРО В ШКОЛУ»
методическая разработка на тему

Готовность к обучению в школе рассматривается на современном этапе развития психологии как комплексная характеристика ребенка, которой раскрываются уровни развития психологических качеств, являющихся наиболее важными предпосылками для нормального включения в новую социальную среду и для формирования учебной деятельности.

ВложениеРазмер
kruglyy_stol_skoro_v_shkolu1.doc 127 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

детский сад комбинированного вида «Родничок»

ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ

О.В. Васечкина, педагог-психолог

А.В. Верхотурова, воспитатель

Цель мероприятия : Повышение компетентности родителей по вопросам психологической, педагогической и социальной подготовки ребенка к обучению в школе. Совершенствование системы совместной деятельности семьи и дошкольного учреждения, направленной на подготовку детей к школьному обучению.

- Попробуйте закрыть глаза и представить следующие события, о которых я вам расскажу. С чего все начинается ваш ребенок- первоклассник? С волнения родителей, которое ребенку передается задолго до 1 сентября. С ожидания чего-то, возможно, ему самому ещё непонятного, но приятного, ведь у него уже есть портфель, собраны учебные принадлежности, на вешалочке ждет своего часа красивое платье или отглаженная рубашка. И это теребит детское сердечко, вселяя в него любопытство и тревогу. И вот настал долгожданный день, когда он примерил на свои плечи портфель, пока ещё не заполненный книжками, в руках у него букет, рядом уверенный родной человек, которому он доверяет. Но что это – школьный двор, где множество незнакомых лиц, кто-то ему улыбается, но это чужие люди… В глазах появляется растерянность, хорошо, что за руку держит родной человек! Построение на линейку, куда-то надо идти, мама говорит, что все будет хорошо… Тетя, она теперь со мной. Это учительница. Вот огромные стены школы, какая – то комната — это мой класс, у меня теперь есть место за партой, сосед, а как его зовут, а вон ту девочку… А теперь откройте глаза…

-Что вы почувствовали?

II. Основная ча с ть

  1. Каким на ваш взгляд должен быть ребенок, который идет в школу?

- Итак, успешность ученика – это не только показатель высоких результатов, не только положительная оценка учителя, но и позитивная самооценка и самоощущение самого ребенка.

Давайте посмотрим, что думают и говорят наши дети, « Что такое школа?, Кто такой ученик?». (показ видео ролика « Интервью» воспитатель )

- Что, по-вашему должно быть на первом месте для того, чтобы ребенок успешно адаптировался к школе?

Физическим развитием, которое соответствует возрасту ребенка.( состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений)

Физическое развитие включает:

1) Антропометрические и биометрические показатели (рост, вес, окружность грудной клетки, состояние осанки и т.д.).Физические качества (выносливость, ловкость, быстроту, силу, гибкость, равновесие).

2) Антропометрические и биометрические показатели:

Рост. При поступлении в школу рост мальчика желательно должен равняться 122-126 см. Масса тела. При поступлении в школу вес ребенка должен быть в пределах 23-25 кг. Высота головы. Померьте высоту головы сына от подбородка до макушки. Этот показатель индивидуален, показательно его отношение к общему росту ребенка. Высота головы ребенка / рост ребенка = 1/6. Если показатель выше (например, 1/5), это свидетельствует о том, что ребенок физически еще не готов к школе. Смена зубов. К поступлению в первый класс у ребенка должно смениться на коренные как минимум два молочных зуба. Длина рук. Ребенок должен через голову доставать правой рукой до левого уха.

Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику. У ребёнка должно быть желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться. Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.

Давайте представим, что вы решили устроиться на работу или поменять место работы.

На что вы ориентируетесь? Что вас заставляет это делать?

С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что учёба – это труд, дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку.

Другими словами, он должен ориентироваться во времени, пространстве и подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника.

Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе. Не следует запугивать детей школой, предстоящими трудностями, строгой дисциплиной, требовательностью учителя. «Вот пойдёшь в школу – там за тебя возьмутся, никто там тебя жалеть не будут. Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу, дома его понимают, верят в его силы.

А на сегодняшнем этапе важно, чтобы вы, родители, которые являетесь авторитетом для своего ребёнка во всём и в действиях, и в словах, не допускали негативных разговоров в присутствии ребёнка о школе, о школьном обучении, о том, как детям сейчас тяжело учиться. Такие разговоры могут отрицательно сказаться в дальнейшем.

Но если мы будем описывать школу только в радужных тонах, то столкновение с реальностью может вызвать настолько сильное разочарование, что у него может возникнуть резко отрицательное отношение к школе. Поэтому важно найти ту грань, которая будет во благо ребёнку.

Интеллектуальная готовность предполагает:

развитие внимания, памяти, сформированные мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, установление закономерностей, пространственного мышления, умение устанавливать связи между явлениями и событиями, делать простейшие умозаключения на основе аналогии. Например, морковь – огород, грибы — … лес

К 6–7-и годам ребенок должен знать: (должен уметь рассказать о себе)

  • свой адрес и название города, в котором он живет;
  • название страны и ее столицы;
  • имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
  • времена года, их последовательность и основные признаки;
  • названия месяцев, дней недели;
  • основные виды деревьев и цветов.

Ему следует уметь различать домашних и диких животных, понимать, что бабушка — это мама отца или матери.

Подробнее вам расскажет О.А.Коркина воспитатель младшей группы, раззработчик программы по шахматному образованию дошкольников «Шахматное Королевство»

Приложение 1 Доклад О.А.Коркина

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка:

Важная задача– научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определённые условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок… В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым.

Проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе.

Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.

Об этом нам расскажет А.В.Леванова учитель-логопед.

Приложение 2 Доклад А.В. Леванова

Личным опытом по подготовке руки к письму, развитию графомоторных навыков с нами поделится мама Арины тверитиной, евгения Владимировна.

Об усвоении образовательной программы «От рождения до школы», нам расскажет воспитатель подготовительной группы А.В.Верхотурова.

Приложение 3 Доклад А.В.Верхотуровой.

Сегодня на нашем круглом столе присутствует учитель начальных классов В.В.Ворошилова, предоставляем ей слово.

III Заключительная часть.

Рефлексия «Все в моих руках»

Педагог-психолог: А теперь давайте подведем итоги нашей сегодняшней встречи.

Сейчас на листе бумаги нарисуйте свою руку и впишите внутри контура свои ответы на вопросы.

- Больше всего мне понравилось…

- В дальнейшем я буду использовать…

- Здесь я сегодня узнал(а) нового…

- Я и раньше знала то, что сегодня услышала о …

- Неожиданным для меня сегодня было…

1. Авраменко Н.К. Подготовка ребенка к школе. М., 1972 – 48 с.

2. Агафонова И.Н. Психологическая готовность к школе в контексте проблемы адаптации «Начальная школа» 1999 № 1 61-63 с.

3. Буря Р.С. «Готовим детей к школе М., 1987 – 93с.

4. Венгер Л.А., «Домашняя школа» М. 1994 – 189 с.

5. Венгер Л.А.. «Готов ли ваш ребенок к школе?» М. 1994 – 189 с.

6. Венгер Л.А. «Психологические вопросы подготовки детей к обучению в школе, «Дошкольное воспитание» 1970 – 289 с.

7. Готовность к школе / Под редакцией Дубровиной М. 1995 – 289 с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Советы для родителей будущих первоклассников "Скоро в школу"

Предлагаемые рекомендации для родителей детей, которые иногда испытывают затруднения в выборе основных направлений для подготовки ребенка к школе.Данные советы имеют психолого-педагогическую нап.

Консультация для родителей будущих первоклассников " СКОРО В ШКОЛУ"

Презентационный материал познакомит родителей с особенностями подготовки детей к обучению в школе.

Буклет для родителей будущих первоклассников "Скоро в школу"

Буклет для родителей помогае с ориентироваться,как подготовить ребенка к школе.


Родительское собрание в форме круглого стола для родителей будущих первоклассников "Как научить ребёнка учиться?"

Быть готовым к школе – не значит уметь читать, писать и считать.Быть готовым к школе – значит быть готовым всему этому научиться»Венгер Л.А.В настоящее время детский сад и школа ре.

Круглый стол для родителей, будущих первоклассников «Идём в школу всей семьей»

Круглый стол для родителей, будущих первоклассников «Идём в школу всей семьей»Под руководством родителей дети приобретают свой первый жизненный опыт, элементарные знания об окружающей действител.

Консультация для родителей будущих первоклассников "СКОРО В ШКОЛУ"

Ваш ребенок идет в первый класс Образование может сделать ребенка умным, но счастливым делает его только душевное, разумно организованное общение с близкими и любимыми людьми - семь.

Памятка для родителей будущих первоклассников "Скоро в школу"

Когда начинать готовить ребенка к школе? Как лучше это делать? Чему и как учить.

Круглый стол с родителями "Скоро в школу"
презентация к уроку (подготовительная группа)

Знакомство родителей с проблемами первоклассников в период адаптации к школе, их причинами и способами коррекции.

Вовлечение родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.

Дать практические советы и рекомендации по подготовке ребенка к школе.

ВложениеРазмер
prezentatsiya_skoro_v_shkolu.pptx 2.45 МБ
kruglyy_stol_skoro_v_shkolu.docx 32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

интеллектуальная готовность волевая готовность личностная готовность Какие же составляющие входят в набор «психологической готовности»? Это, прежде всего:

Интеллектуальная готовность Связана с развитием мыслительных процессов – способностью обобщать, сравнивать объекты, классифицировать их, выделять существенные признаки, делать выводы.

Приемы обучения осознанному счету: считалочка как способ обучения счету; можно предложить ребёнку сосчитать количество пуговиц на одежде; спускаясь по лестнице, посчитать ступеньки; попросить расставить столько тарелок на столе, сколько человек будет обедать ;

Знать сказки, стихи, поговорки, загадки. внимательно слушать книгу, рассказ о отвечать на вопросы и уметь их задавать; составлять рассказ по картинке; последовательно и подробно пересказывать знакомый сюжет понимать многозначность слов сказать несколько предложений о заданном предмете; различать тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка; заучивать наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения; отгадывать загадки.

Графический диктант Инструкция 2 влево 1 наверх 1 вправо 1 верх 1 вправо 1 верх 1 вправо 4 верх 1 вправо 3 вниз 1 вправо 1 верх 1 вправо 1 верх 1 вправо 1 вниз 1 вправо 1 вниз 1 вправо 1 вниз 2 вправо 1 вниз 1 вправо 1 вниз 1 вправо 1 вниз 11 влево 7 вниз 9 вправо 7 верх

Волевая готовность Предполагает наличие у ребенка: -умение сосредотачиваться -контролировать свои действия -ребенок должен уметь управлять своим поведением -управлять своими эмоциями -способность делать не только то, что хочу, но и то, что надо -умения длительно выполнять не очень привлекательную работу

Личностная готовность Включает в себя : социальную готовность – умение устанавливать деловые отношения со сверстниками и взрослыми; мотивационную готовность – наличие учебной мотивации; эмоциональную готовность к школе – позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам.

Физическая готовность ребенка к школе Физическая готовность определяется на основе соответствия уровня развития ребенка основным возрастным нормам. Это уровень его физического и биологического развития

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !

Круглый стол «Скоро в школу»

Цель: создание условий для включения родителей в процесс подготовки ребенка к школе.

  • Познакомить родителей с проблемами первоклассников в период адаптации к школе, их причинами и способами коррекции.
  • Вовлечь родителей в процесс анализа возможных трудностей их детей.
  • Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.

Участники : родители будущих первоклассников, будущий учитель, педагог-психолог.

Место встречи : музыкальный зал.

Первый год обучения в школе - большое испытание для ребенка и его родителей. Первый класс - это новые условия, новые трудности, новые люди. Маленький ученик практически не остается один - все поступки, привычки, любая деятельность являются предметом наблюдения и оценки со стороны других людей. Это накладывает отпечаток на психическое и эмоциональное состояние ребенка. Ребенок приобретает в школе много новых обязанностей. Он должен научиться организовывать свое время и окружающее его пространство, говорить самому себе: «Я могу это делать». Для возникновения у ребенка стойкой учебной мотивации необходимо формировать в нем не только уверенность в своих силах, но и волю. Насколько ваш ребенок будет собранным и успешным в учебной деятельности, зависит, прежде всего, от вас, от родителей.

Как подготовить ребёнка к школе?

1. Этап знакомства.

Пройдите по залу и найдите человека, у кого такая же, как у Вас фигура (по цвету и форме). Пожалуйста, садитесь вместе. Сейчас вы - партнеры по общению. Предлагаю Вам познакомиться и расспросить друг друга.

Задайте следующие вопросы: 1. Как зовут Вас и Вашего ребенка? 2.Волнуют ли Вас предстоящие перемены? 3.Что радует и что тревожит в своём ребенке? 4.Нужно ли готовить ребенка к школе родителям?

Время для знакомства 6 минут, 3 минуты один спрашивает, другой отвечает, а затем меняетесь по моему сигналу (звоночек).

Психолог : Настало время каждому из вас представить своего собеседника и рассказать то, что вы узнали о нём. Чтобы у нас не было заминок, мы будем передавать эту ручку. У кого ручка, тот и представляет своего партнера по общению. (Родители представляют друг друга)

Психолог: Поступление детей в школу - это переломный момент,

переход к новому образу жизни и условиям деятельности. С ледует отметить, что в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и кардинально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Это серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка. Он должен привыкнуть к новому взрослому-учителю, к новому детскому коллективу, к новым требованиям, к новым повседневным обязанностям. И естественно, чем больше у ребенка есть нужных умений, навыков и качеств, тем быстрее и безболезненно он сумеет адаптироваться к новым для него условиям. Большинство причин возможных школьных трудностей нередко скрываются в дошкольном детстве. Родители ребенка часто не обращают внимание на развитие малыша («да успеет еще научиться, для этого школа есть!»), не уделяют внимание особенностям его общения с окружающими взрослыми и сверстниками («со временем научится. »), на наличие или отсутствие желания учиться («втянется, повзрослеет, глядишь, и всё пройдет»), не обучают ребенка управлять своими эмоциями, поведением, подчиняться требованиям, соблюдать правила. В результате этого у детей не формируются важные компоненты школьной готовности.

4. Работа в группах. (презентация СЛАЙД 1) Сейчас мне бы хотелось остановиться на критериях готовности детей к школе, т.е. рассмотреть, что должно быть свойственно ребенку, чтобы он оказался готовым к школе.

(СЛАЙД 3) Психологическая готовность ребенка к школе включает в себя: интеллектуальную готовность, волевую готовность и личностную. Хотелось бы рассмотреть их более подробно. Я прошу вас разделиться на 3 группы и сесть за один стол, каждая группа в течение 5 минут обсудит тот вид готовности ребёнка к школе, который этой группе достанется. А потом все вместе обсудим (работа в группах в течение 7-10 минут).

(СЛАЙД 8) Графический диктант «Домик». (СЛАЙД 9) А вот что получилось у наших будущих учеников.

(СЛАЙД 10) Теперь рассмотрим волевую готовность – это способность ребенка напряженно трудиться, делая то, что от него требует учитель, даже если ему это не нравится. Ребенок должен уметь управлять своим поведением, умственной деятельностью. Наличие волевых качеств у ребенка поможет ему длительное время выполнять задания, не отвлекаясь на уроке, доводить дело до конца.

(СЛАЙД 11) Личностная готовность – это самостоятельность, способность к самоорганизации, желание осваивать знания, интерес к учебе. Включает в себя: социальную готовность – умение устанавливать деловые отношения со сверстниками и взрослыми; мотивационную готовность – наличие учебной мотивации; эмоциональную готовность к школе – позитивное отношение к себе, другим детям, педагогам.

(СЛАЙД 12) Большое значение имеет и физическая готовность ребенка – общее физическое развитие: нормальный вес, рост, объем груди, мышечный тонус и прочие показатели, соответствующие нормам физического развития. Состояние зрения, слуха, моторики. Состояние нервной системы и степень ее возбудимости. Общее состояние здоровья.

(СЛАЙД 13) Физически здоровый и психологически подготовленный ребенок быстрее адаптируется к условиям школьной жизни , изменившемуся режиму дня и уровню нагрузок.

5. Советы психолога родителям.

Избегайте чрезмерных требований. Не спрашивайте с ребенка все и сразу. Ваши требования должны соответствовать уровню развития его навыков и познавательных способностей. Не забывайте, что такие важные и нужные качества, как прилежание, аккуратность, ответственность не формируются сразу. Ребенок пока ещё учиться управлять собой, организовывать свою деятельность и очень нуждается в поддержке, понимании и одобрении со стороны взрослых. Задача пап и мам запастись терпением и помочь ребенку.

Не пропустите первые трудности. Обращайте внимание на любые трудности своего ребенка и по мере необходимости обращайтесь к специалистам. Если у ребенка есть проблемы со здоровьем, обязательно займитесь лечением, так как будущие учебные нагрузки могут существенно ухудшить его состояние. Если вас что-то беспокоит в его поведении, обращайтесь за помощью и советом к психологу. Если у ребенка проблемы с речью, посетите логопеда.

Буклет «Родителям будущих первоклассников»

6.Подведение итогов встречи. Рефлексия.

Психолог: Дети думают, что с началом школьной учебы близкие взрослые не отстранятся от трудностей и ответственности, не откажутся разделить с детьми часть проблем. При этом дети верят близким, ожидают от них приветливости, внимания, заботы, исключительно положительной оценки своих действий.

Круглый стол для родителей "Профилактика школьных трудностей у будущих первоклассников"
консультация (старшая, подготовительная группа) на тему

П ознакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период. Д ать рекомендации родителям по организации режима дня первоклассников. О бозначить роль семьи при подготовке ребенка к школе. С пособствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогами.

ВложениеРазмер
profilaktika_shkolnyh_trudnostey_u_budushchih_pervoklassnikov.docx 26.43 КБ

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Дошкольное отделение №2

Круглый стол для родителей

«Профилактика школьных трудностей у будущих первоклассников»

воспитатель 11 группы

Белогривцева Ольга Ивановна

«ПРОФИЛАКТИКА ШКОЛЬНЫХ ТРУДНОСТЕЙ
У БУДУЩИХ ПЕРВОКЛАССНИКОВ»

  • познакомить родителей с аспектами воспитания в адаптационный период:
  • дать рекомендации родителям по организации режима дня первоклассников;
  • обозначить роль семьи при подготовке ребенка к школе;
  • способствовать формированию доброжелательных и доверительных отношений между родителями первоклассников и педагогами.
  • предварительная диагностика «Готовность детей к началу учебного года»;
  • подготовка памятки-рекомендации родителям;
  • оформление приглашения родителей на собрание;
  • подготовка демонстрационного слайда «Факторы успешной адаптации и подготовки к школе».
  • раздаточные карточки для родителей;
  • слайды «Режим дня первоклассника».

адаптация, положительный эмоциональный фон, мотивация, психогенная дезадаптация, невроз первоклассника, родительские

притязания, режим дня.

Ход круглого стола:

Воспитатель открывает круглый стол, называет тему.

С поступлением в школу происходит переход ребенка к новому образу жизни и условиям деятельности. Все родители, чьи дети учатся в школе, знают, как сложен процесс вхождения в школьную жизнь. Трудности, подстерегающие ребенка уже в самом начале обучения в школе, многолики. «Зазевается» родитель на перепутье дошкольного и школьного возраста — и ребенок может попасть в категорию «трудных».

Цель нашего сегодняшнего круглого столы состоит в том, чтобы познакомить Вас с различными психологическими проблемами современного школьника и рассказать, как помочь преодолеть их.

Судя по предварительной информации, большинство из Вас волнуются за своих детей. Всем хочется, чтобы дети преодолели трудности школьной адаптации, нашли свое место в новом коллективе, учились с удовольствием, но это совсем нелегко, детям нужно помочь.

Как Вы думаете, волнуются ли Ваши дети в связи с приближающимся школьным обучением? Давайте проверим и проведём небольшой тест.

Перед Вами — разноцветные полоски. Полоски коричневого цвета означают сильное волнение, синего — умеренное, красного — радость, уверенность. Выберите полоску и обоснуйте свой выбор.

Рассматривая проблему школьных трудностей, нельзя обойти такой ее аспект, как готовность к школьному обучению. Готовность к школе — это тот уровень функционального и психического развития ребенка, при котором требования систематического обучения не будут чрезмерными, не приведут к нарушению здоровья ребенка и социально-психической адаптации, к снижению эффективности обучения.

На демонстрационном слайде указаны факторы успешной подготовки и адаптации к школе:

• умение общаться со сверстниками и взрослыми;

• выносливость и работоспособность;

• аккуратность и дисциплинированность;

• хорошая память и внимание;

  • развитие мелкой моторики рук;
  • инициативность;
  • умение действовать самостоятельно;
  • умение считать и читать.

Выберите три самых главных, на ваш взгляд, фактора и пронумеруйте их по степени значимости. Обоснуйте свой выбор.

А теперь сравните ваши ответы с выбранными ответами учителей начальных классов. (Выводы родителей.)

Ребенок приходит в школу уже личностью, со своей картиной мира и определенными стереотипами поведения в мире взрослых. И для него серьезным испытанием является достижение внутреннего душевного равновесия между процессом обучения, потребностью в сохранении любви родителей и необходимостью принятия учителя.

По данным врачей, в первые месяцы школьной жизни многие дети худеют, тревожно спят, чаще капризничают и упрямятся. Это естественная реакция ребенка на резкие изменения привычного образа жизни. Этот период привыкания к новым нормам и правилам поведения называется адаптацией — восстановлением нарушенного равновесия между изменившимся внешним миром и собой. При благоприятных условиях процесс адаптации протекает 2-3 месяца. А вот пусковым механизмом дезадаптации (нарушением адаптации) является, как правило, наличие стойкой психотравмирующей ситуации.

Многие психологи говорят о том, что самый «страшный зверь», подстерегающий всех на пороге школы, — это ориентация родителей и детей на оценку. Некоторые папы и мамы очень нервно воспринимают отметки своих детей. Может быть, это происходит оттого, что родители относятся к отметке ребенка как к оценке их собственной родительской успешности.

Родители могут испытывать страх перед школой, источником которого выступает их личный, не всегда удачный опыт. Они сообщают ребенку о том, что именно он несет ответственность за их самочувствие и внутреннее состояние. Многим детям такой груз оказывается не по силам. В этой психотравмирующей ситуации ребенок должен защищать себя и от родителей, и от школы, и от учения. В итоге у него теряется интерес к самому процессу познания, то есть пропадает желание учиться.

Хотелось бы посоветовать всем: не ставьте перед ребенком непосильных задач, например, «Учи всегда и все!». Это по силам не каждому ребенку и нередко ведет к возникновению «синдрома отличника». Опасность завышенных требований родителей ведет к формированию у ребенка комплекса неполноценности, что приводит к утрате доверия между взрослыми и детьми и является источником невротических реакций, неврозов, соматических расстройств.

Процесс адаптации будет успешнее, если положительная оценка станет преобладать над отрицательной, причем будет более разнообразной и не только вербально выраженной, но и невербальной (обнять, прижать к себе, поцеловать, погладить по голове).

Вручение родителям памятки-рекомендации «Предотвращение школьной дезадаптации» (Приложение 2 к данному конспекту).

Поступление в школу — стресс для ребенка. Особенность сегодняшних детей, пришедших в 1-й класс, — быстрая утомляемость. Чем мы, взрослые, можем помочь ребенку?

В младшем школьном возрасте успеваемость учащихся в значительной степени зависит от их здоровья. Прежде всего стоит помнить о старых и надежных способах поддержания здоровья первоклассника: соблюдение режима дня, сон не менее 10 часов в сутки, полноценное питание, физические упражнения. Полезно выработать привычку рано ложиться и рано вставать. Не забывать о полноценных гигиенических процедурах. Совершенно необходимо, чтобы дети делали утреннюю гимнастику. Оправданным будет ограничение просмотра телепередач. Хорошо восстанавливают эмоциональное благополучие ребенка прогулки на воздухе. Время приготовления уроков нужно выбирать самое продуктивное: с 16 до 17.30. Отдых должен быть активным. Полноценный отдых — это смена видов деятельности.

(Родителям раздаются памятки с примерным режимом дня).

Просмотр слайдов «Режим дня первоклассника».

Результаты диагностики: «Карта-характеристика

готовности ребенка к школе».

А сейчас разрешите представить Вам результаты диагностики: «Карту-характеристику готовности ребенка к школе». Родители индивидуально рассматривают результаты своего ребёнка.

(Выводы по результатам диагностики.)

Рефлексия совместной деятельности по итогам обсуждения:

— Что нового Вы узнали на нашей встрече?

— Какая часть занятия вызвала особый интерес?

— Охарактеризуйте термин «дезадаптация» несколькими фразами.

Заключительное слово воспитателя

Мы остановились на основных положениях, обеспечивающих успех адаптации учащихся к новым условиям. Помните, что готовность к школе Вашего ребенка тесно связана с его положением в семье.

ГОТОВНОСТИ РЕБЕНКА К ШКОЛЕ

I. Психологическая и социальная готовность к школе.

1. Желание учиться в школе:

а) ребенок хочет идти в школу;

б) особого желания идти в школу пока нет;

в) идти в школу не хочет.

2. Учебная мотивация:

а) осознает важность и необходимость учения, собственные цели учения приобрели или приобретают самостоятельную привлекательность;

б) собственные цели учения не осознаются, привлекательна только внешняя сторона учения (возможность общаться со сверстниками, иметь школьные принадлежности и т.д.);

в) цели учения не осознаются, ничего привлекательного в школе ребенок не видит.

3. Умение общаться, адекватно вести себя и реагировать на ситуацию:

а) достаточно легко вступает в контакт, правильно воспринимает ситуацию, понимает ее смысл, адекватно ведет себя;

б) контакт и общение затруднены, понимание ситуации и реагирование на нее не всегда или не совсем адекватны;

в) плохо вступает в контакт, испытывает сильные затруднения в общении, в понимании ситуации.

1. Организованность поведения:

а) поведение организованное;

б) поведение недостаточно организованное;

в) поведение неорганизованное.

Общий средний балл уровня психологической и социальной готовности к школе.

I. Развитие школьно-значимых психофизиологических функций.

1. Фонематический слух, артикуляционный аппарат:

а) нарушений в фонематическом строе речи, в звукопроизношении нет, речь правильна, отчетлива;

б) в фонематическом строе речи, в звукопроизношении есть заметные нарушения (необходимо обследование логопеда);

в) ребенок косноязычен (необходимо наблюдение логопеда).

2. Мелкая моторика рук:

а) развита хорошо, ребенок уверенно владеет карандашом, ножницами;

б) развита недостаточно, карандашом и ножницами ребенок работает с напряжением;

в) развита плохо, карандашом и ножницами ребенок работает плохо.

3. Пространственная ориентация, координация движений, ловкость:

а) достаточно хорошо ориентируется в пространстве, координирует движения, подвижен, ловок;

б) отмечаются отдельные признаки недоразвития ориентации в пространстве, координации движений, недостаточной ловкости;

в) ориентация в пространстве, координация движений развиты плохо, неуклюж, малоподвижен.

4. Координация в системе глаз — рука:

а) может правильно перенести в тетрадь простейший графический образ (узор, фигуру), зрительно воспринимаемый на расстоянии(с классной доски);

б) графический образ, зрительно воспринимаемый на расстоянии, переносится в тетрадь с незначительными искажениями;

в) при переносе графического образа, зрительно воспринимаемого с расстояния, допускаются грубые искажения.

Объем зрительного восприятия (по количеству выделенных по количеству выделенных объектов в картинках-нелепицах, картинках с множеством контуров.

а) соответствует средним показателям возрастной группы;

б) ниже средних показателей возрастной группы;

в) намного ниже средних показателей возрастной группы. Общий средний балл уровня развития школьно-значимых психо-физиологических функций.

II. Развитие познавательной деятельности.

а) представления о мире достаточно развернуты и конкретны, ребенок может рассказать о своей стране, о городе, в котором живет, о животных и растениях, временах года;

б) представления достаточно конкретны, но ограничены непо-средственно окружающим;

в) кругозор ограничен, знания даже о непосредственно окру-жающем отрывочны, бессистемны.

2. Развитие речи:

а) речь содержательна, выразительна, грамматически правильна;

б) ребенок затрудняется в поиске слов, в выражении мыслей, в речи встречаются отдельные грамматические погрешности, она недостаточно выразительна;

в) слова из ребенка приходится «вытягивать», ответы чаще всего односложные, в речи много ошибок (нарушены согласование, порядок слов в предложении).

3. Развитие познавательной активности, самостоятельности:

а) ребенок любознателен, активен, задания выполняет с интересом, самостоятельно, не нуждаясь в дополнительных внешних стимулах;

б) ребенок недостаточно активен и самостоятелен, при выполнении заданий требуется внешняя стимуляция, круг интересующих вопросов довольно узок;

в) уровень активности, самостоятельности ребенка низкий. При выполнении заданий требуется постоянная внешняя стимуляция, интерес к внешнему миру не обнаруживается, любознательность не проявляется.

4. Сформированность интеллектуальных умений (анализа, сравнения, обобщения, установления закономерностей):

а) ребенок определяет содержание, смысл (в том числе скрытый) анализируемого, точно и емко обобщает его в словах, чувствует и осознает различия при сравнении, обнаруживает закономерные связи;

б) задания, требующие анализа, сравнения, обобщения и установления закономерных связей, выполняются с помощью взрослого;

в) задания выполняются с организующей или направляющей помощью взрослого, ребенок может перенести освоенный способ деятельности на выполнение сходного задания.

1. Произвольность деятельности:

а) ребенок удерживает цель деятельности, намечает ее план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, сам преодолевает трудности в работе, доводит дело до конца;

б) удерживает цель деятельности, намечает план, выбирает адекватные средства, проверяет результат, однако в процессе деятельности часто отвлекается, трудности преодолевает только при психологической поддержке;

в) деятельность хаотична, непродуманна, отдельные условия решаемой задачи в процессе работы теряются, результат не проверяется, ребенок прерывает деятельность из-за возникающих трудностей; стимулирующая, организующая помощь малоэффективна.

2. Контроль деятельности:

а) результаты усилий ребенка соответствуют поставленной цели, он может сам сопоставить все полученные результаты с поставленной целью;

б) результаты усилий ребенка частично соответствуют поставленной цели, но самостоятельно ребенок не может видеть это неполное соответствие;

в) результаты усилий совсем не соответствуют поставленной цели, ребенок не видит этого несоответствия.

3. Темп деятельности:

в) намного ниже средних показателей возрастной группы.

Общая средняя оценка уровня развития познавательной дея¬тельности.

II. Состояние здоровья.

Особенности развития ребенка на этапе дошкольного возраста (указать конкретные обстоятельства, если таковые имелись, повлиявшие

1. на развитие ребенка: тяжелые роды, травмы, длительные заболевания).

2. Темпы развития в дошкольном возрасте (своевременно ли ребенок начал ходить, говорить).

3. Состояние соматического здоровья (характер отклонений в системах и функциях организма, болезненность — сколько раз в истекшем году болел, сколько дней в целом).

Рекомендации по индивидуальной работе с ребенком.

«ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ ШКОЛЬНОЙ ДЕЗАДАПТАЦИИ»

• Соблюдайте режим дня.

• Ограничьте просмотр телевизионных передач.

• С раннего утра настраивайте ребенка на доброе отношение ко всему.

• Встречая ребенка после уроков, порадуйтесь вместе с ним его успехам.

• Будьте щедры на похвалу.

• Не делайте несколько замечаний сразу.

• Ни в коем случае не сравнивайте ребенка с другими детьми. Это ведет к формированию неуверенности в себе.

Круглый стол с участием родителей «На пороге школы»

1. Создать приятный микроклимат в группе, настроить на продуктивное общение.

2. Повысить компетентность родителей в вопросах подготовки ребенка к школе .

3. Оказать психолого – педагогическую поддержку родителям будущих первоклассников.

Участники : педагог-психолог , воспитатели, родители будущих первоклассников,.

1. Вступительное слово ведущего (актуальность проблемы)

2. Игра на приветствие «Узелок»

3. Просмотр видеофрагментов «Хочет ли ребенок в школу »

4. Психологическая готовность ребенка к школе

5. Работа с изображением «Цветка»

6. Разукрашивание цветков.

7. Подведение итога

8. Раздача памяток родителям .

Мультимедийная презентация, стол , стулья, клубок ниток, тест «Пирамида» , изображение цветка, анкеты «Оценка ребенка родителями » , памятки «Что необходимо знать и уметь ребенку, поступающему в школу » и «Учебно-игровая деятельность» .

Время проведения : 60 минут.

Ход мероприятия:

Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равными и равноправными. Благодаря возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошел до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.

1. Знакомство с участниками « круглого стола ».

- Чтобы наша встреча была приятной и дружной, сначала, давайте познакомимся друг с другом.

2. Игра «Узелок»

Участники пишут свои имена на бейджиках, затем коротко представляются по очереди и завязывают узелок на ленточке.

Психолог : Каждый из вас называет своё имя и завязывает узелок. Вот видите, мы с вами связаны одной ленточкой, одной общей целью. Я уберу её до следующей нашей встречи. Возможно, в следующий раз узелков станет больше.

- Для начала я предлагаю вам ненадолго вспомнить то время, когда вы сами были дошколятами и посмотреть , что ждут наши воспитанники старшей группы от школы .

И сегодня мы постараемся ответить на вопрос, волнующий всех родителей , воспитателей и специалистов дошкольных организаций и учителей будущих первоклассников : «Что значит «ребенок готов к школе ?»

Учителя часто отвечают так : « хорошо читающий» , «знающий состав числа» , «умеющий решать логические задачи» , «умеющий составлять рассказ, пересказывать» , «умеющий списать печатными буквами текст без ошибок» .

Таким образом, уже на входе в школьную жизнь учителя предъявляют к детям завышенные требования и, не смотря на все запреты, пропускают их через входные испытания.

Я предлагаю и вам составить портреты : ребенка, готового к школе , и ребенка, не готового к школе .

-Игра «Пирамида» : «А теперь вам предлагаются карточки, где написаны различные показатели. На первую ( верхнюю) строчку необходимо выложить тот показатель, который Вы считаете наиболее главным. На вторую выкладываете 2 наиболее главных из оставшихся показателей. На третью – три. На четвёртую – два. На пятую – один показатель».

Должна получиться вот такая пирамида

- состояние здоровья ребенка;

- умение общаться со взрослыми и сверстниками;

- развитие речи и памяти;

- умение логически мыслить;

- умение организовывать свое рабочее место;

- умение читать и писать;

- настойчивость, т. е. умение доводить дело до конца.

Выстроив пирамиду , делаем вывод, основанный на выбранных участниками критериях .

Вывод : Чтобы заработала эта пирамида, в первую очередь в детском саду при подготовке к школе у ребёнка надо осуществлять личностное, физическое, интеллектуальное развитие, формировать предпосылки универсальных учебных действий, необходимых для овладения ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, то есть сознательное желание ребенка учиться, познавать что-то новое, опираясь на уже полученные знания.

В свою очередь, я хочу сказать, что целью подготовки к школе – является формирование личностных качеств , необходимых для овладения учебной деятельностью : любознательности, инициативности, творческого воображения, произвольности. Задача детского сада и родителей – помочь ребенку .

Существует такое понятие, как психологическая готовность ребенка к школе .

Психологическая готовность к обучению в школе включает в себя

Интеллектуальная готовность предполагает развитие внимания, памяти, сформированности мыслительных операций анализа, синтеза, обобщения, умение устанавливать связи между явлениями и событиями.

подразумевает наличие у ребенка желания принять новую социальную роль — роль школьника . С этой целью родителям необходимо объяснить своему ребенку, что дети ходят учиться для получения знаний, которые необходимы каждому человеку. Следует давать ребенку только позитивную информацию о школе . Помните, что ваши оценки с легкостью заимствуются детьми. Ребенок должен видеть, что родители спокойно и уверенно смотрят на его предстоящее поступление в школу .

Способность выдерживать нагрузки, в момент преодоления трудностей ребенок уверен в своих силах. Не боится новых ситуаций. Способность выдерживать разочарования, адекватно справляться с отрицательными эмоциями (тревожностью, раздражительностью, если его критикуют) . Уменьшение импульсивных реакций.

Волевая готовность предполагает наличие у ребенка :

• подчинение своих действий правилам, школьному режиму .

• умение слушать и принимать задание учителя, исполнять его, проявив определенные усилия.

• способностей ставить перед собой цель,

• принять решение о начале деятельности,

• наметить план действий,

• выполнить его, проявив определенные усилия,

• оценить результат своей деятельности, а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.

Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование , поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании.

Коммуникативная готовность проявляется в умении ребенка подчинять свое поведение законам детских групп и нормам поведения, установленным в классе. Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.

В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе .

Физиологическая готовность это уровень развития основных функциональных систем организма и состояния его здоровья.

С началом школьного обучения резко возрастает нагрузка на организм ребенка. Систематическая учебная работа, большой объем новой информации , необходимость длительного сохранения вынужденной позы, изменение привычного распорядка дня, пребывание в большом школьном коллективе требуют значительного напряжения умственных и физических сил маленького школьника .

Перечисленные умения обеспечивают безболезненную адаптацию ребенка к школе , к новой деятельности, способствует его благоприятному обучению и развитию.

7. Решение ситуаций.

Вот сейчас мы все вместе перечислили качества готового к школе ребенка . И, кажется с таким ребенком ничего плохого не должно произойти. Но все же с детьми впервые пришедшими в школу могут произойти различные ситуации. Сейчас я предлагаю вам разобрать несколько таких ситуаций.

Ситуация 1. Саша (6 лет) в семье был ребенок желанный. Родители постоянно его хвалили, выполняли все его желания и капризы. У Саши сформировалось представление о своем превосходстве над другими, своей вседозволенности, что свидетельствует о возникновении завышенной самооценки.

Какой компонент готовности не сформирован у Саши ? Сделайте прогноз, как могут сложиться отношения Саши в школьном классе . Что можно посоветовать родителям ?

Ситуация 2. Мама Вани (6 лет) считает, что ее сын имеет необходимый запас знаний, умений и навыков для обучения в школе . Он подготовлен интеллектуально и физически. Мама считает, что и по другим показателям ребенок готов для обучения в школе . Но в беседе с сыном мама узнала, что у него нет желания идти в школу .

Какой компонент готовности не сформирован ? Будет ли ребенок успешно учиться в школе ? Что необходимо предпринять?

Ситуация 3. Ребенок не доводит до конца дело, берется за другое. Не умеет сосредоточиться, работу выполняет неаккуратно, задания выполняет с неохотой. Какой компонент готовности не сформирован ? Что можно посоветовать родителям ?

Ситуация 4. Проанализируйте высказывания детей и укажите возможные причины, побудившие ребенка к таким результатам :

"В школе двойки будут ставить"

"Играть будет некогда"

"В школе программа трудная "

Ситуация 5. Отец часто озадачивает ребенка вопросами, которые побуждают его размышлять, сопоставлять, делать выводы : почему стрижи и ласточки в хорошую погоду летают высоко, а в сырую - над самой землей? Если сын затрудняется с ответом, он предлагает ребенку понаблюдать, чтобы ответить.

Какие качества разовьются у ребенка?

Ситуация 6. Пятилетнего Гришу «зачитывают» все новыми и новыми книгами. Родители с гордостью говорят : - Все перечитали. Даже в библиотеке ничего нового не находим.

Оправданы и полезны ли такие занятия с ребенком?

Трудно сказать, какие из перечисленных критериев психологической готовности к школе являются более существенными, а какие второстепенными. Степень сформированности каждого из них у детей разная. Но отсутствие или низкий уровень развития хотя бы одного из необходимых психологических компонентов может привести к сложностям в обучении. Только сформированность всех компонентов поможет ребенку с минимальными трудностями преодолеть период школьной адаптации и стать настоящим школьником .

Выступление родителей первоклассников . Обмен мнениями.

Мы с вами разобрали ситуации довольно абстрактные, а существуют ситуации реальные. Ими с нами поделятся родители, у которых есть старшие дети, посещающие школу. А также поделятся своими способами решения данных ситуаций, с которыми столкнулись их дети .

Может быть у родителей будущих первоклассников есть какие-либо страхи или опасения перед поступлением их детей в первый класс. Если есть поделитесь ими с нами, чтобы мы вместе смогли найти выход.

Предшкольная подготовка в детском саду.

Подготовка к школе в нашем детском саду осуществляется через реализацию проекта « Школьный росточек » (периодичность занятий 1 раз в месяц, а также в рамках реализации программы « Цветик - семицветик» , где делается акцент на социально-коммуникативное развитие с периодичностью 1 раз в неделю. Все занятия носят игровой характер, хотя и включают в себя некоторые элементы учебной деятельности. И сейчас мне хотелось бы показать вам фрагменты игровой деятельности с воспитанниками старшей группы :

-игра «Да-нет» на тему « Школьные принадлежности »

- игра «Урок-перемена» с мячом.

5. Работа с изображением цветка.

Никогда не сравнивайте ребенка с другим! Нет кого-то или чего-то лучше или хуже. Есть другое! Вы будете сравнивать, но только это будут результаты одного и того же ребенка вчера, сегодня и завтра. Причем не только учебу, но и поступки.

Только сообща, все вместе, возможно преодолеть все трудности в воспитании и учебе детей.

Мы с вами сегодня очень хорошо поработали. Давайте поапплодируем друг другу за это, но сделаем это одной рукой. - Скажите, можно одной ладошкой сделать хлопок? Нужна вторая ладошка. А тепер попробуем поаплодировать обеими руками. Посмотрите, какие громкие дружные аплодисменты у нас получились. Хлопок – это результат действия двух ладоней. Учитель или воспитатель- это только одна ладошка. И какой бы сильной, творческой и мудрой она не была, без второй ладошки, а она в Вашем лице, дорогие родители , учитель бессилен.

9. Чаша откровений.

Если вам понравился семинар-положите в чашу зеленый жетон.

Если вы сможете использовать информацию , полученную на семинаре для саморегуляции – положите желтый жетон.

Читайте также: