Круглый стол дискуссия дебаты

Обновлено: 02.07.2024

Этапы исследования проблемы в словесном противоборстве. Исследование главных аспектов дискуссии. Характеристика основных целей и организационных особенностей круглого стола. Изучение основ проведения дебатов. Варианты проведения "круглых столов".

Рубрика Иностранные языки и языкознание
Вид реферат
Язык русский
Дата добавления 13.04.2015
Размер файла 29,0 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

1. Круглый стол как форма дискуссий

2. Дискуссия в форме дебатов

3. Дискуссия в форме симпозиума

4. Форум как форма дискуссии

Список использованной литературы

Дискуссия (от лат. discussio исследование, разбор) - обсуждение какого-либо спорного вопроса на собрании, в печати в частной беседе, спор. (Надель-Червинская М.А., Червинский П.П. Толковый словарь иностранных слов. 1995г.)

Дискуссия - это метод обсуждения и разрешения спорных вопросов. В настоящее время она является одной из важнейших форм образовательной деятельности. В отличие от обсуждения как обмена мнениями, дискуссией называют обсуждение-спор, столкновение точек зрения, позиций и т.д. Но ошибочно считать, что дискуссия - это целеустремленное, эмоциональное, заведомо пристрастное отстаивание уже имеющейся, сформированной и неизменной позиции. Дискуссия - равноправное обсуждение учителями и учениками дел, планируемых в школе и классе и проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми стоит вопрос, на который нет единого ответа. В ходе ее люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом ее может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение.

Дискуссия - это коллективное исследование проблемы, в котором каждая сторона, оппонируя (опровергая) мнение собеседника (противника), аргументирует (отстаивает) свою позицию (концепцию) и претендует на достижение цели (истины).

В данном определении просматриваются фазы дискуссии или этапы исследования проблемы в словесном противоборстве. Определение подходит ко всем понятиям синонимического ряда: беседа, диалог, диспут, прения, дебаты, спор, полемика, т.е. механизм у них один. Отличия в целях, средствах и правилах поведения сторон.

дискуссия словесный дебаты

К числу важнейших форм коллегиального сотрудничества следует отнести беседу за круглым столом. Эта форма дискуссии -- одна из разновидностей деловых бесед.

Беседа за крутым столом представляет собой разговор между равноправными членами коллектива. Она играет существенную роль в современном управлении компанией. Круглый стол является в некотором смысле символом равноправия участников дискуссии: каждое место за столом имеет одинаковое значение, поэтому отсутствует особый порядок распределения мест и не возникает протокольных трудностей.

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Цель Круглого стола - предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; * существенные ограничения в плане количества посетителей;

Ключевой элемент любого Круглого стола - это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего - не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца. Поэтому требования к профессиональным качествам ведущих Круглых столов высоки.

Ведущий должен уметь чётко формулировать проблему, не давать растекаться мыслью по древу, выделять основную мысль предыдущего выступающего и, с плавным логичным переходом, предоставлять слово следующему, следить за регламентом. В идеале ведущий Круглого стола должен быть беспристрастным.

Не стоит забывать, что модератор является еще и фактическим участником Круглого стола. Поэтому, он должен не только направлять дискуссию, но и частично принимать в ней участие, акцентировать внимание присутствующих на той информации, на которой требуется, или, наоборот, постараться максимально быстро перевести разговор в новое русло. Следует помнить, что ведущий обязан в минимально необходимом объеме обладать знаниями по заявленной теме.

Методика проведения Круглого стола

Варианты проведения «круглых столов»:

Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.

Второй вариант - ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.

Третий вариант «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

Четвертый вариант - «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.

общее резюме, извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.

полное изложение всех выступлений участников.[4]

Дебаты (англ. debate, debating) -- это формальный метод ведения спора, при котором стороны взаимодействуют друг с другом, представляя определенные точки зрения, с целью убедить третью сторону (зрителей, судей и т. д.).

Первое упоминание этого термина в европейских языках датируется XIII веком. В старофранцузском языке слово debatre означало «бороться» и «сбивать» (de - «вниз» + batre "бить"). В свою очередь, истоки этого слова можно найти и в латинском глаголе desbattere, от латинского dis (“на части”, в разные стороны") + battuere («бить», «защищать»). В начале XIV века слово «дебаты» стало означать «спор», «ссору», «несогласие», в конце XIV в. - «обсуждение плюсов и минусов», а с начала XV века приобрело свое современное значение как «формальный спор или соревнование по убеждению».

Дебаты как форма ведения спора отличаются от просто логической аргументации, которая лишь проверяет вещи на предмет последовательности с точки зрения аксиом, а также от спора о фактах, в котором интересуются только тем, что произошло или не произошло. Хотя логическая последовательность, фактическая точность, как впрочем, и эмоциональная апелляция к публике являются важными элементами убеждения, в дебатах одна сторона зачастую превалирует над другой благодаря презентации более качественного cодержания и/или структуры рассмотрения проблемы.

В формальном состязании по дебатам существуют особые правила ведения дискуссии, принятия решения о победившей/проигравшей стороне, а также процедуры/формат проведения. Неформальные дебаты - это более распространенное явление, но качество и глубина дебатов улучшается с помощью обладания специальных знаний, умений и навыков ведения дебатов. Совещательные органы (парламенты, законодательные собрания) и собрания всех видов вовлечены в процесс дебатов. Результаты дебатов могут подводить при помощи голосования зрителей или судей или их сочетанием. Формальные дебаты между кандидатами на выборные должности, как например, дебаты между лидерами партий или дебаты между кандидатами на пост президента -- являются обычной процедурой в демократическом государстве.

Дебаты в сообществе

В современном обществе дебаты происходят в парламентах и на телеэкранах, в ВУЗах и школах, а зачастую и в повседневной жизни. В данном случае под дебатами понимаются прения, обсуждение вопроса при наличии разных точек зрения, взглядов на него. Такие дебаты, как правило, имеют неформальный характер и ведутся без правил. Устранить этот недостаток призваны «формальные» дебаты, имеющие определённые правила, регламент -- так называемый формат.

В этом смысле дебаты представляют собой формализованное обсуждение, построенное на основе заранее фиксированных выступлений участников-представителей двух противостоящих, соперничающих команд (групп). Проще говоря, оппоненты не поливают друг друга из бутылок и не машут кулаками, а выступают в строгой последовательности в соответствии со строгим регламентом.

Дебаты, как вид молодёжной деятельности, впервые оформились в США и Великобритании в начале XX века. Миссия программы -- утверждение ценностей демократического общества, развитие взаимопонимания и сотрудничества между странами и народами.

Программа дебатов также является и эффективной педагогической технологией, способствующей развитию логического и критического мышления, коммуникативной культуры и навыков публичного выступления.[5]

Дебаты развивают в молодых людях навыки, необходимые для эффективного общения в любой сфере человеческой деятельности, в том числе парламентской, вырабатывают критическое мышление, являясь одновременно популярным видом интеллектуального времяпрепровождения. Участие в программе дает возможность развить умение работать в команде, способности концентрироваться на сути проблемы и отстаивать непопулярные решения.

Как и дискуссия в стиле телевизионного ток-шоу, данный вид дискуссии совмещает преимущества лекции и дискуссии в группе. Эта форма обсуждения позволяет специалистам-профессионалам поделиться своими знаниями и опытом с аудиторией, не превращая выступление в долгую и нудную лекцию. Она также облегчает диалог между слушателями и лектором.

Два или три лектора (специалисты или просто хорошо разбирающиеся в предмете люди) в краткой форме высказывают свою точку зрения на проблему. Максимальная продолжительность выступления каждого лектора не должна превышать 10 мин. Затем 20 мин отводится общее обсуждение.

Дискуссия в форме симпозиума особенно эффективна тогда, когда необходимо поделиться опытом, рассказать о результатах работы целой группы и т.д. В этом случае можно организовать целую конференцию, состоящую из нескольких логически дополняющих друг друга тематических блоков.

Методика проведения дискуссии:

1. Для того чтобы подготовить симпозиум, ведущий должен встретиться с лекторами и договориться о плане проведения презентаций, ихтематике, регламенте.

Ведущий официально открывает дискуссию, рассказывает о предмете обсуждения и предоставляет слово основным участникам. Ведущий также следит за регламентом.

После выступлений лекторов ведущий предлагает всем желающим принять участие в дискуссии. Общее обсуждение продолжается 20-30 мин, причем одно выступление не должно превышать 2-3 мин. Ведущий старается вовлечь в беседу как можно большее число участников. При необходимости ведущий напоминает участникам о повестке дня, регламенте и соблюдении приличий во время дебатов.[6]

Общий итог в конце дискуссии - это не столько конец размышления над данной проблемой, сколько ориентир в дальнейших размышлениях, возможный отправной момент для перехода к изучению следующей темы. Важно заранее продумать форму подведения итогов, которая соответствует ходу и содержанию дискуссии. Итог может подводиться в простой форме краткого повторения хода дискуссии и основных выводов, к которым пришли группы, и определения перспектив или в творческой форме - создание плаката или выпуск стенгазеты, коллаж, эссе, стихотворение, миниатюра и др.

Цель любой дискуссии -- достижение максимально возможной в данных условиях степени согласия ее участников по обсуждаемой проблеме. Очевидно, что дискуссия содержит в себе известную долю компромисса, так как она в большей мере ориентирована на поиск и утверждение истины или оптимального решения, чем на торжество определенной позиции. Истина или оптимальное решение являются сплавом, синтезом необходимых, взаимосвязанных элементов, которые обычно содержатся в различных точках зрения, высказанных участниками дискуссии. Средства, используемые в дискуссии, должны признаваться всеми ее участниками. Применение иных средств не допускается.

1. Введенская Л. А., Павлова Л. Г. Риторика и культура речи. Ростов - на - Дону: Изд - во «Феникс», 2003. - 544 с.

2. Деловое общение. Деловой этикет: Учеб. Пособие для студентов вузов / Автор -составитель И. Н. Кузнецов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2008. - 4731 с.

3. Мурашов А. А. Педагогическая риторика. - М.: Педагогическое общество России, 2007. - 480 с.

Дискуссия

Дискуссия– равноправное обсуждение педагогами и воспитанниками дел, проблем самого различного характера. Она возникает, когда перед людьми возник вопрос, на который каждый первоначально имеет свой ответ. В ходе дискуссии люди формулируют новый, более удовлетворяющий все стороны ответ на стоящий вопрос. Результатом может быть общее соглашение, лучшее понимание, новый взгляд на проблему, совместное решение. Решение, принимаемое в результате дискуссии, воспринимается учениками как свое собственное и выполняется учениками гораздо быстрее, осознаннее и эффективнее. Дискуссия является основной формой обсуждения вопросов на собраниях или сборах коллектива.

Любая дискуссия имеет в своей основе ряд организационных условий:

- изначально должно быть несколько точек зрения на предмет обсуждения;

- то, что говорят и о чем говорят, должно быть правдой;

- дискутанты должны вступать в дискуссию с желанием услышать и понять другие доводы, поддержать иные точки зрения, а не только высказать свои;

- знание и понимание предмета разговора учителями и учениками в ходе дискуссии должно развиваться;

- выдвигаемые аргументы должны быть обоснованны и доказательны;

- участники дискуссии должны подходить к ней осмысленно, применяя в ее ходе рефлексию и обдуманно корректируя решение в случае необходимости;

- время для дискуссии неограниченно;

- нельзя заранее предположить выводы и сводить к ним обсуждение, также нельзя заранее предсказать, что результатом будет одно решение, их может быть несколько, а может и не быть вовсе; решения принимаются с учетом перспективы развития группы;

- все участники несут равную ответственность за выбранное решение;

- участники дискуссии свободны в высказываниях, в изменении своего мнения и нахождении общих точек зрения; обстановка доброжелательности и откровенности;

- учащиеся должны обладать достаточной степенью зрелости и самостоятельности мышления, уметь аргументировать и доказывать свою точку зрения.

В зависимости от формы организации дискуссии бывают:

- «панельная» – предварительно проводится заседание экспертной группы, на котором несколько участников во главе с назначенным председателем обсуждают намеченную проблему, а затем они излагают свои позиции все аудитории;

- «форумная» – в отличие от предыдущей экспертная группа вступает в обмен мнениями с аудиторией;

- «круглый стол» – беседа на равных небольшой группы участников, расположенных по кругу;

- «судебная» – дискуссия, имитирующая судебное разбирательство;

- дискуссия в технике «аквариума» – после непродолжительного группового обмена мнениями по одному представителю от команды участвуют в публичной дискуссии, они располагаются в центре («аквариуме»), остальные наблюдают за дискуссией. Члены команды могут помогать своему представителю советами, передаваемыми в записках, или во время тайм-аута.

Цель диспута как формы воспитательной работы– учить воспитанников культуре общения, умению логично, доказательно отстаивать свою точку зрения; помочь ученикам в откровенном споре увидеть истинность той или иной позиции; формировать терпимость, уважение к собеседнику, готовность понять и принять иные взгляды.

В отличие от дискуссии диспут всегда заранее готовиться. Выбрав тему диспута, педагог знакомит учащихся с темой, вопросами, которые будут обсуждаться на диспуте, и предлагает познакомиться с необходимой литературой. Успех диспута во многом определяется темой, заключающей в себе, как минимум, две разноречивые позиции. Педагог тщательно продумывает задачи диспута, его предполагаемое течение, возможные варианты и, главное, выводы, к которым учащиеся должны прийти в результате обсуждения.

Очень значима роль ведущего на диспуте. Ведущий обязан

предоставлять слово всем желающим, следить за соблюдением регламента, культурой общения, регулировать очередность выступлений, заботиться о том, чтобы накал встречи не спадал до конца.

В ходе диспута он следит за соблюдением правил его проведения. Эти правила могут быть составлены самими учащимися. Например:

J Каждый из присутствующих имеет право участвовать в обсуждении.

J Будь готов терпеливо выслушать любое мнение, даже если ты с ним не согласен.

J Критикуй идеи, а не людей.

J Прежде, чем сделать выводы, надо учесть все идеи и факты, которыми руководствуется оппонент.

J Будь готов изменить свою точку зрения под воздействием фактов и убедительных аргументов.

J Главное не в том, чтобы «победить», а в том, чтобы прийти к наилучшему решению.

Пришел – не молчи.

Коротко – о многом.

Дебаты

Слово «дебаты» в переводе с французского обозначает прения, обмен мнениями. В отличие от дискуссии, которая представляет собой спор, публичное обсуждение аудиторией какого-нибудь вопроса, дебаты не предполагают открытого столкновения участников, прямого спора, перерастающего иногда в полемику (стремление обязательно переубедить, победить оппонентов любыми способами и средствами).

В основе дебатов – свободное высказывание, обмен мнениями по предложенному тематическому тезису. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, приводят примеры, поясняют, дают информацию и т.д. Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. В этом смысле дебаты приучают к культуре устного выступления, умению слушать и слышать других, оцениванию собственных возможностей и т.д.

Проведению дебатов должна предшествовать большаяпредварительная работа:

– знакомство участников с правилами организации и проведения дебатов;

– определение определенного тезиса дебатов;

– работа с непосредственными организаторами дебатов, распределение ролей и поручений;

– индивидуальный инструктаж о процедуре дебатов.

Можно заранее подготовить несколько тезисов для дебатов. Тезис – это положение, кратко излагающее какую-нибудь идею, а также одну из

основных мыслей доклада, выступления, лекции. Тезис формулируется в утвердительной форме, предполагающей антитезис. Лучше когда тезис

предлагают сами участники. Для работы над тезисом можно создать несколько групп. После предложения нескольких тезисов все вместе выбирают один понравившийся тезис для предстоящих дебатов.

Дебаты организует и проводит председатель. Он не имеет права участвовать в самой дискуссии, поскольку является незаинтересованным лицом.

Председателю помогает секретарь, который информирует ораторов о времени, отведенном на выступления, а также ведет документацию дебатов.

Перед дебатами участники занимают места в следующем порядке:

- справа от председателя – защитники тезиса (4 человека;)

- слева от председателя – противники тезиса (4 человека);

- в конце помещения, посередине – лица, которые не имеют определенной точки зрения (так называемое «болото»).

Каждый оратор должен начинать свое выступление обращением к

ведущему: «Господин председатель,…» Участники дебатов обращаются друг к другу, употребляя формулу «господин (госпожа)».

В дебатах выступают поочередно защитники и противники тезиса. Первым выступает тот, кто защищает тезис и одновременно его развивает. После него выступает главный оратор от оппозиции, который формулирует и защищает антитезис. Дальше роли распределяются следующим образом:

1) вторые номера обеих сторон по очереди приводят аргументы в пользу своего тезиса (антитезиса);

2) третьи номера опровергают аргументы соперников;

3) четвертые номера подытоживают то, что было сказано обеими сторонами во время дебатов.

Последним выступает четвертый номер команды, который защищает антитезис.

После выступления главных ораторов начинаются дебаты в зале. Каждый из присутствующих имеет право голоса (в том числе и члены команд). Выступающие по очереди представляют стороны защитников и противников тезиса. Дебаты продолжаются до того времени, пока все желающие не выскажутся, или до соответствующей команды председателя.

Выступающий, в зависимости от своей позиции, подходит к определенной стороне кафедры, становится рядом с ней и кратко излагает свою мысль.

Участники на протяжении всего времени дебатов имеют право задавать вопросы выступающему и давать дополнительную информацию. Для этого

необходимо поднять руку, встать с места и сказать: «Вопрос» или «Информация». Выступающий имеет право удовлетворить или отклонить

желание участника словами «Пожалуйста» или «Нет, спасибо». В случае согласия выступающего время вопроса или информации со стороны участника прибавляется ко времени, отведенному на выступление. Желательно, чтобы вопросы и информация со стороны участников не превышали 2-3 предложений.

Если выступающий не дал согласия на вопрос или информацию с места, то желающий выступить должен молча сесть.

Выступающий и председательствующий могут в любой момент остановить человека, который задает вопрос или сообщает информацию.

Выступающий должен придерживаться времени, выделенного на выступление: для первых номеров – 5 минут; вторых, третьих, четвертых – 3-4 минуты. Участники дебатов – по 2 минуты. Время, которое остается до конца выступления любого участника дебатов, показывает секретарь. Председатель имеет право прервать выступление в случае нарушения процедуры.

Участники дебатов могут меняться местами или покидать помещение только в перерывах между выступлениями.

Председатель успокаивает присутствующих, говоря слово «Тишина». В исключительных случаях он имеет право выставить за дверь участников, которые нарушают правила участия в дебатах.

После дебатов проводится голосование, в котором все высказываются в пользу выбранной позиции, а также присоединяются к защитникам или противникам тезиса, занимая соответствующие места рядом с ними.

Как провести "круглый стол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого столапредоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; • существенные ограничения в плане количества посетителей;

Модерация (ведение).

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца.

Правила для участников круглого стола:

участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия.

Этапы подготовки круглых столов:

1.Выбор темы. Здесь следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта.

3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола.

4.Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола).

6. Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.

Третий вариант - «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

Изложение материалов Круглого стола.

краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.

общее резюме, извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.

Дискуссионные формы воспитательной работы

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня мы живём в таком мире, где непрерывно идут столкновения мнений, борьба групп и группировок, проявляются противоречивые тенденции, сталкиваются разные интересы. Эту неспокойную атмосферу, конечно, ощущают и дети, но обычно не могут самостоятельно, без помощи взрослых правильно ориентироваться в ней, ведут себя бездумно и часто попадают под влияние случайных людей. Поэтому очень важно научить их «жить на перекрестке различных точек зрения», подвергать анализу возникающие жизненные ситуации и учить оценивать их с разных позиций, т.е. школьники должны не просто знать, «что хорошо, что плохо», а думать и размышлять. Надо стимулировать ребят высказывать своё представление о том или ином событии, явлении, факте для сравнения его с представлениями других учеников, т.е. вызывать их на обсуждение, дискуссию.

Дискуссия является одной из наиболее эффективных технологий группового взаимодействия, обладающей особыми возможностями в развитии и воспитании школьников. Это продуктивная форма коллективного творческого мышления, позволяющая формировать у учащихся умение анализировать, действительность, видеть противоречия и находить пути их решения.

Существует множество дискуссионных форм работы с учащимися. Остановимся на некоторых из них.

Дискуссия – это метод, который предполагает сотрудничество двух или более сторон, стремящихся достичь взаимопонимания. В дискуссии учащиеся слушают друг друга, чтобы понять, увидеть смысл и прийти к согласию. В ходе работы у учащихся возникают предпосылки для переоценки мнений, создаются условия для серьезного анализа своей позиции, открывается возможность найти лучшее, эффективное решение проблемы, и все это происходит в атмосфере открытости и доброжелательности.

Целью дискуссии является обмен знаниями, мнениями, различными точками зрения, что приводит к новому взгляду на ситуацию, позволяет сформировать более эффективную модель поведения.

Форма воспитательной работы - это доступный внешнему восприятию образ взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств, выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Диспут

Диспут - публичный спор на научную или общественно важную тему, полемика. Если к какой-то проблеме могут быть принципиально разные подходы или о ней существуют противоположные мнения, то она может стать темой диспута. Главная ценность этого занятия состоит в том, что в его ходе формируется мышление школьников. Но диспут позволяет решать и другие педагогические задачи:

- ученики вовлекаются в непринужденный, живой разговор, и это помогает избежать формализма в знаниях;

- школьники учатся высказывать свое мнение и обосновывать его;

- приучаются к диалогу, т. е. вникают в доводы оппонента, обнаруживают в доводах слабые места, задают вопросы, помогающие вскрывать неверные утверждения, ищут и спокойно приводят контрдоводы;

- чтобы участвовать в диспуте, нужно знать фактический материал темы, и поэтому к уроку-диспуту нужно готовиться;

- уроки-диспуты активно способствуют превращению знаний в убеждения.

Диспут нуждается в грамотной методике проведения и хорошей подготовке:

· выбранная проблема должна быть обычной и повторяющейся;

· проблема не должна касаться одного человека или небольшой группы;

· выбранная проблема должна допускать различные способы решения;

· проблема должна соответствовать потребностям и интересам учащихся.

Дискуссия

Латинское слово «дискуссия» означает рассмотрение, подробное исследование какого-либо вопроса, публичное обсуждение какой-либо проблемы.

Дискуссия - это спор, словесное состязание, в котором каждый отстаивает свое мнение. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона, оппонируя мнению собеседника, аргументирует свою позицию.

Основные цели проведения дискуссии:

· выяснение разных точек зрения, столкновение которых поможет найти истину, что способствует не только углублению знаний, но и формированию мировоззрения школьников;

· воспитание у учащихся культуры речевого общения во время спора; формирование умения дискутировать, просто и понятно излагать свою точку зрения, убедительно ее доказывать, спокойно выслушивать доводы оппонента и т. д.

Дискуссия как форма общения имеет преимущества перед другими формами: она позволяет организовать живое общение, вовлечь всех или большинство участников в обсуждение вопроса, предполагает напряжение мысли, которое возникает в раздумьях, в столкновениях различных точек зрения, стимулирует речевую активность и самостоятельность суждения.

Настоящую дискуссию нельзя запланировать в деталях, прорепетировать, разыграть по нотам, иначе она лишится необходимой естественности. Методика ее проведения включает три этапа.

Первый этап - предварительная подготовка.

Задачи первого этапа:

1. Выбрать тему. Она может быть предложена, но не навязана учителем, подсказана жизненной ситуацией или определена на основе предварительного опроса (анкетирования) учащихся. Для обсуждения следует выбирать вопрос, который был бы интересен учащимся, затрагивал и волновал их.

2. Глубоко изучить вопрос, который будет обсуждаться.

3. Создать инициативную группу по подготовке дискуссии.

4. Подготовить объявление о дискуссии (тема, вопросы, литература, время и место проведения), оформить помещение (афоризмы, правила ведения спора, выставка книг и т. д.).

При подготовке помещения к проведению дискуссии стулья лучше расставить таким образом, чтобы участники спора видели друг друга.

Второй этап - проведение дискуссии.

Умелая дискуссия - почти искусство. Успех ее во многом зависит от учителя, от осмысления им роли и функции ведущего. Несколько советов ведущему дискуссию:

1. Перед началом дискуссии необходимо назвать тему, обосновать ее выбор, ясно сформулировать цель.

2. В первые же минуты расположить к себе участников дискуссии, настроить их на полемический лад, создать обстановку, в которой каждый ученик не только не стеснялся бы высказывать свое мнение, но и стремился его отстаивать.

3. Не препятствовать желающим выступать, но и не принуждать к выступлению, стараться, чтобы во время дискуссии царил дух искренности и откровенности.

4. Стимулировать активность участников. В этом поможет продуманная система вопросов, которые представляют интерес для учащихся и могут вызвать их на откровенный разговор. Следует помнить, что вопрос - это визитная карточка дискуссии. Есть приемы, средства, располагающие к дискуссии. Например, неожиданный вопрос. Или парадокс - своеобразное мнение, резко расходящееся с общепринятым, даже противоречащее на первый взгляд здравому смыслу; в нем неизменно присутствует вызов. Реплика - краткое возражение, замечание с места; она тоже настраивает на дискуссию, свидетельствует об активности слушателя, его желании уяснить вопрос, проверить свою точку зрения.

5. Умело сопоставить различные точки зрения, обобщить их для того, чтобы позиции участников дискуссии были представлены как можно отчетливее.

6. Направлять дискуссию в русло намеченной цели.

7. Не торопиться исправлять заблуждающихся, предоставлять такую возможность слушателям.

8. Когда это целесообразно, вопрос, адресованный ведущему, тут же переадресовать слушателям.

9. Не спешить навязывать готовое решение.

10. Выбрать подходящий момент для окончания дискуссии, не нарушая логику развития спора.

Ведущий не должен вмешиваться в обсуждение без особой необходимости, оказывать психологическое давление на участников спора с помощью своего авторитета, резких оценочных суждений, замечаний в адрес присутствующих. Не вызывает симпатии ведущий, который прерывает участников спора на полуслове, много говорит сам. Не стоит также открыто поддерживать одну из спорящих сторон. Свое отношение к различным точкам зрения лучше высказать при подведении итогов дискуссии.

На третьем этапе подводятся итоги дискуссии.

Конференция

Конференция - собрание, совещание представителей для обсуждения и решения каких-либо вопросов.

Этапы подготовки конференции:

1. Определение темы.

2. Оповещение о сроках проведения.

3. Программа (план) конференции.

4. Список литературы, вопросов, выносимых на обсуждение.

5. Подготовка к конференции (работа с литературой).

6. Проведение индивидуальных и групповых консультаций для каждого участника конференции.

7. Проведение конференции.

Круглый стол

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек).

«Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями.

Цель Круглого столапредоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

отсутствие жесткой структуры, регламента проведения;

• существенные ограничения в плане количества участников;

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация (ведение). Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца. Ведущий должен уметь чётко формулировать проблему, выделять основную мысль предыдущего выступающего и, с плавным логичным переходом, предоставлять слово следующему, следить за регламентом.

Вечер обычно начинается вступительным словом ведущего, который объявляет тему, рассказывает о поступивших вопросах, представляет тех, кто будет на них отвечать. Затем идет основная часть: ответы на вопросы. Хорошо, если отвечающие предложат учащимся список рекомендуемой литературы по интересующим их вопросам.

На вечере у воспитанников могут появиться и новые вопросы, поэтому ведущий просит всех участников вечера в письменном виде подавать эти вопросы в президиум. После вечера его организаторы могут выпустить бюллетень с краткими ответами на все заданные вопросы.

Встреча с интересным человеком

Встреча с интересным человеком - распространенная форма работы в школе. Ее педагогическое значение связано с вопросом о роли положительного примера в воспитании.

Подготовительная работа:

1.Определение учителем цели, плана, значения встречи для личностного становления школьников.

2. Подготовка встречи:

-предварительная беседа с гостем, которого приглашают в класс (важно рассказать ему об уровне воспитанности учащихся, помочь составить план того, о чем следует рассказать детям, посоветовать, на чем остановиться более подробно);

-подготовка учащихся к беседе: порекомендовать вспомнить кинофильмы, посмотреть телепередачи, прочитать соответствующую литературу по теме встречи и пр.

Чтобы возникла беседа с гостем, следует помочь ученикам продумать несколько возможных вопросов для начала разговора. Другие вопросы, естественно, возникнут уже в ходе встречи;

-подготовка концерта, конкурса, выставки рисунка, плаката и пр.;

-изготовление памятного сувенира;

-организация фотографирования встречи.

Проведение встречи:

Встреча может проходить по следующему плану:

1. Вступительное слово, цель которого кратко познакомить учащихся с гостем, его жизнью и деятельностью (приглашенных может быть несколько).

2. Выступление гостей, их беседа с учащимися.

3. Рассказ ребят о жизни класса.

4. Экскурсия гостей по школе, выставке, коллективное слушание музыки, концерт и т.д.

5. Заключительное слово. Педагог обобщает выступления участников встречи. Учащиеся благодарят гостей, вручают сувениры. Возможны прием гостей в почетные члены детского сообщества, заключение договора о содружестве и пр.

Лекция - публичное выступление – монолог, демонстрирующее совокупность взглядов по какому - либо вопросу. Как правило, затем следуют ответы на вопросы аудитории.

Лекторий

Лекторий - это продуманный и распланированный на какой-то промежуток времени цикл лекций по установленной тематике. Организация и методика проведения лекториев согласовывается с задачами и планами воспитательной работы. Организация работы лектория включает в себя выбор тем, подбор лекторов, разработку лекций, оповещение слушателей, подготовку технических и наглядных средств и места, где проводится мероприятие. Выбор тем лекций и докладов определяется важнейшими событиями жизни страны, актуальными задачами воспитания учащихся.

Тематика лекций составляется обычно на весь планируемый период работы лектория, а время их проведения ориентировочно определяется на 3-6 мес. вперед. С темой лекции организаторы лектория знакомят каждого выступающего за 1-2 мес. до выступления, чтобы они имели достаточное время для подготовки. К каждой лекции подбираются соответствующие наглядные пособия, с которыми предварительно знакомится сам лектор.

Как известно, аукцион — это публичная продажа, в процессе которой вещи приобретаются теми, кто предложит большую плату.

Аукцион в молодежном коллективе приобретает характер игры, в которой, по существу, используется только сама форма его проведения. Аукцион редко проводится как самостоятельное мероприятие, а чаще всего как элемент праздника, вечера и т.д.

Как форма воспитательной работы аукцион направлен:

• на выявление у учащихся интереса к знаниям;

• на формирование умения обоснованно и точно высказывать свою мысль;

• на развитие способности слушать товарища и вносить существенные дополнения в его ответ.

Немаловажное значение этой формы работы также и в том, что она позволяет углубить знания присутствующих, содействовать развитию интеллекта воспитанников, их стремления к самообразованию.

Дух соперничества и соревнования на аукционе вынуждает каждого его участника быть уважительным, собранным, осмотрительным и лаконичным в ответах, учит основам полемического мастерства.

Многообразие возможных тем аукциона породило возникновение различных тематических его вариантов: аукцион интеллектуальный, литературный, книжный, аукцион знаний и т.п. Методика их подготовки и проведения организационно аналогичная.

Коллектив заранее готовится к аукциону. Каждый его участник либо готовит, а затем сдает в оргкомитет сделанную им вещь для «продажи» (игрушки, рисунки, самодельные конверты и т.д.), либо готовится к ответам на вопросы в соответствии с темой аукциона.

Выбирается ведущий — аукционист. Результат игры и интерес в ходе ее проведения в значительной степени обеспечивается ведущим, который должен уметь ярко, красочно или предложить каждую вещь, расхваливая ее достоинства, или поставить вопрос, стимулируя при этом желание у присутствующих участвовать в своеобразном соревновании интеллекта.

Методика проведения «Круглого стола» по ФГОС.

Круглый стол- как одна из активных форм взаимодействия, возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Просмотр содержимого документа
«Методика проведения «Круглого стола» по ФГОС.»

Методика проведения «Круглого стола» по ФГОС.

Круглый стол- как одна из активных форм взаимодействия, позволяющая углубить и укрепить объективную позицию педагога имеет большие возможности для обсуждения острых сложных тем на текущий момент в профессиональной среде.

Цель «Круглого стола»предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

В связи с этим, предлагаю методику проведения "круглого стола".

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении «круглого стола»: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

I Подготовительный этап включает:

• выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;

• подбор модератора (модератор руководит «круглым столом», поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);

• подбор дискутантов. Состав участников «круглого стола» может быть расширен путем привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;

• подготовка сценария (проведение «круглого стола» по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе «круглого стола»).

Сценарий предполагает:

- определение понятийного аппарата (тезауруса);

- краткую содержательную вступительную речь модератора, в которой объявляется тема и спектр затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст желаемого обсуждения;

- перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);

- заключительную речь модератора;

• оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы;

• консультирование участников (позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться);

• подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведенного анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей «круглого стола»

II Дискуссионный этап состоит из:

1. выступления модератора, в котором дается определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме «круглого стола» и информирование об общих правилах коммуникации.

2. К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:

• -избегай общих фраз;

• - ориентируйся на цель (задачу);

• - будь активен в беседе;

• - осуществляй конструктивную критику;

• - не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.

3. Проведения «информационной атаки»: участники высказываются в определенном порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.

4. Выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы:

6. Подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.

III. Завершающий (постдискуссионный) этап включает:

• подведение заключительных итогов ведущим;

• выработку рекомендаций или решений;

• установление общих результатов проводимого мероприятия.

Проект итогового документа оглашается в конце обсуждения (дискуссии), в него вносятся дополнения, изменения, поправки.

Читайте также: