Круглый стол детская литература

Обновлено: 16.05.2024

Количество участников: 2 воспитателя, психолог ДОУ, библиотекарь.

  1. Расширять представления родителей о роли книги в воспитании ребенка;
  2. Стимулировать самообразование родителей;
  3. Прививать навыки читательской культуры.

Ожидаемые результаты: вывод родителей о важности интереса ребенка к детской книге, о ее огромной роли для их всестороннего развития.

Информационно — техническое обеспечение:

  1. Выставка детских книг и журналов
  2. Фото-выставка «Мы — читающая семья»
  3. Подбор советов и консультаций: «Как стать хорошим читателем» , «Как обращается с книгой Ваш ребенок» , «Если Вы решили купить своему ребенку новую книгу»
  4. Инструкция «Как изготовить книгу» .

Материалы и оборудование:

  • Слайды «сюжетно-ролевые игры «Книжный магазин» , «Библиотека» , «Дети группы в книжном уголке»
  • Презентация «Путешествие в прошлое книги»
  • Видео «Детская литературная викторина»
  • изучение читательских интересов детей и выяснение отношения к чтению книг,
  • подготовка выставки разножанровой детской литературы,
  • подбор дисков с записью стихов, сказок, рассказов в художественном исполнении,
  • Оформление папки «Читайте детям книги!»
  • Подбор советов и рекомендаций родителям
  • Подбор материала для «Литературной викторины» с родителями.
  • Подготовка призов для награждения в номинации «Самая читающая семья» .
  1. Выступление психолога ДОУ на тему «Влияние детской литературы на эмоциональное развитие дошкольника» ,
  2. Выступление воспитателей с просмотром презентации и слайдов «Ознакомление детей с художественной литературой в детском саду» .
  3. Литературная викторина для родителей «Узнай сказку» .
  4. Продолжение выступления воспитателя с показом видео о детской литературной викторине.
  5. Выступление родителей «Из опыта семейного воспитания» .
  6. Выступление библиотекаря городской детской библиотеки.
  7. Заключительная часть.
  8. Выступление психолога ДОУ на тему «Влияние детской литературы на эмоциональное развитие дошкольника»

Наше время – время великих достижений науки и техники, время замечательных открытий. Но из всех чудес, созданных человеком, наиболее сложным и великим М. Горький считал книгу. В книге заключен огромный духовный мир человечества.

«Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко, убедительно как было велико мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый неведомый мир» . М. Горький.

Эти слова писателя точно отражают желания всех взрослых подобрать для детей такие книги, которые ответили бы на все их почему. Без помощи взрослых ребенку не войти в прекрасный мир книги.

Старший дошкольный возраст. С 5-летнего возраста начинается новая стадия в литературном развитии ребёнка. Самыми любимыми у детей становятся волшебные русские народные сказки с их чудесным вымыслом, фантастичностью, развитым сюжетным действием, полным конфликтов, препятствий, драматических ситуаций, разнообразных мотивов (коварство, чудесная помощь, противодействие злых и добрых сил и многое другое) , с яркими сильными характерами героев. Русские народные сказки ( «Морозко» , «Сивка-бурка» , «Царевна — лягушка» , «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» , и другие) . Открывают простор для чувств и мыслей ребенка о сложном мире, где сталкиваются в непримиримой борьбе добрые и злые силы, где дети утверждаются в непременной, неизбежной победе добра над злом, удивляются чудесам и тайнам и пытаются раскрыть и осмыслить их. В старшем возрасте ребёнок приобретает способность понимать текст без помощи иллюстраций. Дети уже способны понимать в книге такие события, каких под час не было в их собственном опыте. У ребёнка формируются умения воспринимать литературное произведение в единстве содержания и формы, осмысливать словесный образ, относиться к нему как к авторскому приёму. Возникает также умение не только замечать выразительное, яркое слово, но и осознавать его роль в тексте.

Каждое художественное произведение для детей содержит различные виды эмоций. Ребенок проникает во взаимодействие персонажей и учитывает не только то, кто выполнил действие, но и на кого оно направлено. В этом возрасте с развитием сопереживания и содействия герою возникает нравственная аргументация. Например, в произведениях Лилиан Мур «Крошка енот или тот, кто сидит в пруду» , Н. Носова «Живая шляпа» , С. Аксакова «Аленький цветочек» , Т. Шорыгиной «Как змей Горыныч добрым стал» мы видим, и радость, и страх, умение договариваться, дружить. В рассказе В. Катаева «Цветик — семицветик» , С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями» — сопереживание, сочувствие. В басне «Стрекоза и муравей» Крылова – веселье, радость, трудолюбие, грусть, удивление. В произведении Т. Шорыгиной «Светящийся автомобиль» — чувство вины, обида.

Такое сложное чувство как грусть мы видим в сказках Г.Х. Андерсена «Снежная королева» , «Гадкий утенок» , Т. Шорыгиной «Веселый денек» .

Для воспитания честности и умения распознавать ложь предлагались детям следующие сказки: «Лиса и козел» , «Лисичка – сестричка и серый волк» , были Л.Н. Толстого «Косточка» , «Лгун» , «Чашка» , Виганд Молли «Забудь про страх» , А. Волков «Волшебник Изумрудного города» .

В сказках описаны основы безопасной и созидательной жизни. Даже простое чтение сказки дает удивительный эффект и помогает преодолеть жизненные трудности. Слушая художественные произведения, ребенок накапливает в своем подсознании, формируя стереотипы поведения.

2. Выступление воспитателей с просмотром презентации и слайдов «Ознакомление детей с художественной литературой в детском саду» .

В течение всего дошкольного периода происходят активное развитие и совершенствование способностей к восприятию литературных произведений, формирование интереса и любви к книге, то есть ребёнок успешно формируется как читатель. Это обстоятельство заставляет нас, педагогов, тщательно продумывать вопросы, связанные с чтением книг детям дошкольного возраста и, прежде всего с отбором произведений детской литературы для каждого возрастного этапа.

Продуманный отбор книг для детского чтения определяется тем, что неизбежно влияет на литературное развитие ребёнка, формирование его литературного опыта на этапе дошкольного детства, на воспитание отношения к книге. Во время знакомства детей с литературным произведением сначала выразительно читается текст. Эта часть занятия очень важна и ответственна — здесь происходит первая встреча ребёнка с художественным произведением. Далее — беседа о прочитанном. Дети легко с удовольствием включаются в такую беседу, потому что она отвечает их потребности поговорить о прочитанном, поделиться своими впечатлениями, выразить переполняющие их чувства. Во время беседы полезно прочитывать отдельные фрагменты произведения. Такое повторное чтение помогает детям уловить и понять то, что могло быть упущено при первом восприятии текста. Во время беседы выявляется основной замысел произведения, его проблема. Свободное время мы активно используем для того, чтобы значительно расширить литературный багаж детей, лучше познакомить их с произведениями русской и мировой литературы.

Дети очень любят книги и с удовольствием проводят время в книжном уголке. Здесь книги расположены по жанрам с условными знаками – картинками (сказки, стихи, рассказы, былины, энциклопедии, журналы и новинки (книги, приобретенные недавно) ). Так они знакомятся с художественной литературой.

С помощью бесед и игр дети узнают, что книга — это источник информации (демонстрация слайдов родителям о сюжетно-ролевых играх: «Книжный магазин» , «Библиотека» ) .

3. Литературная викторина для родителей «Узнай сказку» .

Чтобы нам сегодня было легче общаться, и решать поставленные задачи, давайте проведем литературную викторину «Узнай сказку» .

Содержание викторины: родителям раздаются карточки с описанием сказки. Прочитав их, родители называют автора и название литературного произведения.

  1. Герой этой сказки, встречая на пути зайца, волка, медведя и лису, очень любит петь свою песенку (русская народная сказка «Колобок» ) ;
  2. В какой сказке отважный комарик спасает именинницу от паука-злодея? (К. И. Чуковский «Муха цокотуха» ) ;
  3. В какой сказке гриб спас от дождя муравья, бабочку, мышку, воробья и зайца? (В. Сутеев «Под грибом» ) ;
  4. В этой сказке печка, яблонька и речка помогли детям спрятаться от злых птиц бабы-Яги? (русская народная сказка «Гуси-лебеди» ) ;
  5. Эта сказка о маленькой девочке, которая умещалась в скорлупе грецкого ореха, преодолела все трудности, спасла от холода ласточку, и нашла свое счастье (Г. Х. Андерсен «Дюймовочка» ) .
  6. Продолжение выступления воспитателя с показом видео о детской литературной викторине.

А теперь посмотрите как ваши дети отвечали на те же вопросы викторины «Узнай сказку» (показ видео) .

5. Выступление родителей «Из опыта семейного воспитания» .

Далее родители выступают по следующим вопросам:

  • Книга в нашей семье;
  • Традиции нашей семьи;
  • Отношение детей к книге.

6. Выступление библиотекаря городской детской библиотеки.

У нас сегодня в гостях представитель городской детской библиотеки.

Библиотекарь обращает внимание родителей на содержание подготовленной встречи (научно-популярные книги для детей, классическая литература, книги о природе, людях труда, сборники сказок, загадок, былины и др.) . Детей необходимо знакомить с произведениями детской литературы разных жанров (стихотворение, сказки, рассказы, малые фольклорные формы) .

В содержании произведений должны раскрываться все сферы окружающего ребенка мира: «Я сам» — о детях, их эмоциях, чувствах; «Нерукотворный мир» — о природе; «Рукотворный мир» — о предметах, созданных руками человека; «Мир людей и человеческих отношений» .

Библиотекарь рассказывает о том, что собой представляет книга, формирует основные требования – как с ней необходимо обращаться детям и как этому нужно учить (Показ фотографий о посещении библиотекаря нашей группы с рассказом о народных праздниках) .

Происходит награждение самых читающих семей сборниками стихов.

7. Заключительная часть.

Дети, получившие «книжную прививку» в раннем детстве, несравненно лучше готовы к обучению в школе. Они умеют слушать, сосредотачиваться на определенном занятии, хорошо говорят (Л. Н. Зеленцова) . Именно книги, волнуя ум, сердце и воображение детей, помогают им разобраться в сложных жизненных ситуациях, обостряют чуткость к плохому и хорошему, побуждают самостоятельно находить правильные ответы на сложные вопросы.

Родителям предлагаются памятки с советами:

  • как обращается с книгой Ваш ребенок?
  • Как стать хорошим читателем?
  • Если Вы решили купить своему ребенку новую книгу.
  • Инструкция «Как изготовить книгу» ?

Решение круглого стола.

  1. Рассказать детям о детской библиотеке, записаться в нее и регулярно брать книги для семейного чтения;
  2. Выписать детский журнал;
  3. Ежедневно читать детям литературные произведения разных жанров;
  4. Регулярно разучивать с детьми стихотворения.

Памятки для родителей.

Как обращается с книгой ваш ребенок?

По тому, как выглядят книги, принадлежащие в доме ребенку, вы можете судить о том, достаточно ли внимания вы уделяете своему ребенку навыков обращения с книгой. Обратите внимание, придерживается ли ваш ребенок следующих правил:

  1. Прежде, чем взять книгу, нужно проверить чистые ли у вас руки
  2. Читать и рассматривать книжку можно только за столом
  3. Книгу нужно беречь, не пачкать, не заминать страницы, не играть с книгой, она от этого портится
  4. После того, как посмотрели и прочитали, положить ее на место
  5. Хранить книгу необходимо в книжном шкафу или на полке
  6. Если заметили, что книга не в порядке (порвались страницы) , ее нужно починить, обратившись за помощью к взрослым.

Если вы решили купить своему ребенку новую книгу.

При выборе книг для своего ребенка обратите внимание на следующие качества:

  1. Как книга иллюстрирована
  2. Соответствует ли книга способностям ребенка как слушателя
  3. Понравится ли книга именно вашему ребенку
  4. Обладает ли книга силой эмоционального воздействия

Хотя детям нравятся и те книги, которые просто содержат информацию, но долгое время для ребенка любимыми остаются, которые близки ему эмоционально.

5. Хорошо ли книга написана? Дети прислушиваются к звучанию речи, а не только к ее значению.

6. Нравится ли книга вам? Если вы читаете то, что больше нравится вам самим, есть больше основания ожидать, что это понравится ребенку.

Как стать хорошим читателем?

  1. Берите из книги как можно больше. Помните, что чтение – одно из самых важных, нужных, серьезных и прекрасных занятий.
  2. Не читайте книгу, думая о другом. Вредная привычка только просматривать книги.
  3. Если в книге встретятся слова, фразы непонятные по содержанию, обращайтесь за разъяснениями к словарям, справочникам, энциклопедиям.
  4. Выписывайте наиболее понравившиеся высказывания.
  5. Читайте по определенной системе. Очень полезно прочитать несколько книг одного автора.
  6. Почаще читайте вслух. Это развивает технику выразительного чтения.
  7. Показателем культуры чтения является стремление к перечитыванию книг.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Круглый стол "Волшебный мир сказок"

Круглый стол "Волшебный мир сказок" (совместное мероприятие с родителями и детьми старшего дошкольного возраста).


Круглый стол на тему: «Приобщение к книге: опыт реализации проектной модели»


Родительское собрание в нетрадиционной форме(круглый стол) «Роль чтения художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста. Волшебный мир книги»

Роль художественной литературы в жизни детей дошкольного возраста.


Презентация КРУГЛЫЙ СТОЛ «ВОЛШЕБНЫЙ МИР КНИГИ» ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ СТАРШЕЙ ВОЗРАСТНОЙ ГРУППЫ

Чтобы воспитывать читателя в ребенке, взрослый должен сам проявлять интерес к книге, понимать её роль в жизни человека, знать книги рекомендуемые для детей дошкольного возраста, уметь и.


круглый стол "Ребёнок и книга"

Работа с родителямиКруглый столДля родителей старшей группы«Ребёнок и книга»Цель: подведение родителей к выводу о том, что чтение детских книг играет огромную роль для всест.


Круглый стол с родителями в средней группе Тема: «Книга — окно в волшебный мир»

Цель: выявить необходимость чтения художественной литературы детямЗадачи:-Повысить знаний родителей по вопросу приобщения детей к книге-Вовлечь родителей в обмен мнениями о роли книги в воспитании реб.

Круглый стол "Ребёнок и книга"

XIII Ежегодный научно-практический круглый стол студентов, аспирантов и молодых исследователей «Роль чтения в развитии личности ребенка» пост-релиз

Колосова Березина

27 мая 2022 г. в Российской государственной детской библиотеке в очно-заочном формате состоялся XIII Ежегодный научно-практический круглый стол студентов, аспирантов и молодых исследователей «Роль чтения в развитии личности ребенка».

В круглом столе приняли участие студенты Московских ВУЗов (Московского государственного института культуры, Московского городского педагогического университета, Московского педагогического государственного университета, Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, Московского института психоанализа) и молодые исследователи и практики (библиотекари, педагоги, ведущие детских и подростковых книжных клубов, филологи, социологи и психологи).

Гибридный формат позволил принять участие в работе круглого стола студентам и специалистам из разных городов и регионов России: Санкт-Петербурга, Мурома, Тольятти, Благовещенска, Орла, Краснотурьинска, Самары, Рыбинска, Новоалтайска, Ангарска, Калуги, Астрахани, Краснодара, Барнаула и др.

В этом году были представлены доклады, посвященные работе с дошкольниками:

Оригинальные книги в работе с детьми дошкольного возраста (Еремина Наталья Антоновна, студентка 5 курса бакалавриата Московского педагогического государственного университета, г. Москва)

Детское словотворчество (Асаева Екатерина Сергеевна, воспитатель дошкольного отделения "Семицветик" ГБОУ Школа №1512, г. Москва)

Роль чтения в развитии речи дошкольников с нарушениями речи (Кухарева Ольга Анатольевна, учитель-логопед ГБОУ Школа № 1512, г. Москва)

Научите ребенка полюбить книгу (Белякова Наталья Васильевна, старший воспитатель дошкольного отделения ГБОУ Школа № 1861 "Загорье", г. Москва)

Также освещались вопросы семейного чтения в докладах:

Взаимосвязь чтения художественной литературы родителями дошкольников детям и эмоционального развития детей (Карпов Константин Константинович, студент 4 курса бакалавриата Московского института психоанализа, г. Москва)

Исследование мнения родителей о современной детской литературе (Соловьева Екатерина Андреевна, магистрант 2 курса Московского городского педагогического университета, г. Москва)

Практика семейного чтения: что и как читать? (Кулакова Анна Викторовна, организатор и ведущий Книжного Клуба Кулаковой Анны, г. Москва)

О проблематике чтения младшего школьника говорилось в выступлениях:

Чтение в представлении детей младшего школьного возраста 9-11 лет (Коняшкина Анна София Владимировна, младший научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, г. Москва)

Использование литературного материала для формирования учебной мотивации у детей младшего школьного возраста (Алоева Юлияна Олиевна, педагог дополнительного образования Школы № 17, г. Москва)

В докладах молодых филологов проводился анализ классических и современных произведений для детей и подростков:

Трансформация жанра «разговор» в детских стихах М. Хераскова (Страшинский Александр Сергеевич, студент 4 курса бакалавриата Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва).

Мир фэнтези Рика Риордана (Быканова Элеонора Михайловна, студентка 3 курса бакалавриата Государственного института русского языка им. А.С. Пушкина, г. Москва)

В ходе обсуждения представленных докладов возникла острая дискуссии о том, как читать художественные произведения детям: можно ли прерывать чтение для того, чтобы объяснить непонятные слова, или такой формат чтения нарушает общее впечатление ребенка от читаемого, не дает возможности создать целостный образ? С другой стороны, возможно ли понимание ребенком смысла всего произведения, если он не понимает отдельные слова и выражения?

Также обсуждался вопрос о том, что важнее для формирования читателя – количество предлагаемых к прочтению книг или их качество?

При этом участники круглого стола были едины в понимании того, что для эффективного приобщения детей к чтению важно поддерживать инициативу ребенка с самого раннего возраста, быть внимательным к его потребностям, а не навязывать ему траекторию читательского развития.

Как обычно, участники Круглого стола отметили важность продолжения встреч, дающих возможность представить результаты своих исследований, получить опыт их обсуждения и найти единомышленников в вопросах изучения детского и подросткового чтения, исследования практик и возможностей приобщения к чтению подрастающего поколения.

Круглый стол Белякова

Круглый стол Карпов

Круглый стол Коняшкина

Круглый стол Кулакова

Круглый стол Кухарева

Кухарева Ольга Анатольевна, учитель-логопед ГБОУ Школа № 1512, г. Москва

Круглый стол Асаева

Асаева Екатерина Сергеевна, воспитатель дошкольного отделения "Семицветик" ГБОУ Школа №1512, г. Москва

Круглый стол Еремина

Еремина Наталья Антоновна, студентка 5 курса бакалавриата Московского педагогического государственного университета, г. Москва

Международный круглый стол «Перспективы сотрудничества в области детской и юношеский литературы и поддержки чтения»

10-12 сентября 2021 год в Российской государственной детской библиотеке состоялся Международный круглый стол «Перспективы сотрудничества в области детской и юношеский литературы и поддержки чтения» (при поддержке Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников СНГ (МФГС).

Международный круглый стол «Перспективы сотрудничества в области детской и юношеский литературы и поддержки чтения»

Международный круглый стол «Перспективы сотрудничества в области
детской и юношеский литературы и поддержки чтения»

Проведение круглого стола приурочено к 37-му Международному конгрессу по детской книге (IBBY Congress). В работе круглого стола приняли участие специалисты по детской и юношеской литературе, руководители национальных секций Международного совета по детской книге (IBBY), писатели, сотрудники библиотек из Армении, Беларуси, Казахстана, Кыргызстана, Молдовы, России, Таджикистана, Узбекистана, Украины, Эстонии.

С приветственным словом к участникам круглого стола обратился Роман Максудов, представитель Межгосударственного фонда гуманитарного сотрудничества государств-участников Содружества Независимых Государств. В своем обращении Роман упомянул поддержанные Фондом проекты, реализующиеся в сфере поддержки детского и юношеского чтения, а также предложил участникам круглого стола подавать новые заявки для получения грантовой поддержки для продвижения чтения подрастающего поколения в странах-участниках СНГ.

Роман Максудов

Роман Максудов

В своем выступлении исполнительный директор IBBY Армения, Наира Аджемян, представила деятельность армянской национальной секции IBBY по развитию чтения среди детей и молодежи с участием писателей, иллюстраторов, издателей. Все мероприятия призваны вызвать интерес к книге у детей, проживающих в Армении и на приграничных территориях. Директор Национальной библиотеки Армении Анна Чулян в своем докладе представила диапазон детской литературы в фондах библиотек Еревана по результатам опроса.

Президент Национальной секции IBBY Эстония, Леело Мярьямаа и переводчик, главный редактор ежемесячного детского журнала «Taheke» Илона Кивиряхк представили партнерские проекты по развитию интереса к чтению у детей и подростков в Эстонской Республике, а также подняли проблему перевода классической и современной детской литературы. Активное использование социальных сетей в Эстонии позволило с помощью книг соединить семьи, которые разлучила пандемия.

Директор Централизованной системы детских библиотек г. Минска, Татьяна Швед представила опыт взаимодействия библиотек и издательств по продвижению детской и юношеской литературы в Республике Беларусь при поддержке Управление культуры Мингорисполкома и Общественного объединения «Белорусская библиотечная ассоциация».

В режиме онлайн к круглому столу подключились Ахмедова Вероника, ведущий специалист отдела развития информационно-библиотечной сферы Агентства информации и массовых коммуникаций при Администрации Президента Республики Узбекистан и Рашидова Саида, детский писатель, лауреат Национальной премии «Тахсин-2021». Ахмедова Вероника осветила современную информационная политику, действующую в Узбекистане, включая средства массовой информации, издательства и библиотеки. Рашидова Саида представила опыт организации клуба читающих мам, в рамках которого проходят встречи в библиотеках, обсуждаются прочитанные книги, организуются встречи с писателями, реализуются совместные праздники.

Эксперт в области детской литературы, кандидат филологических наук, доцент, руководитель Академии детской книги «Aitair» Джемма Аманжолова рассказала о проблемах детского чтения и детской литературы в Казахстане, ситуации с книжным рынком, в частности, издания оригинальной и переводной литературы для детей. Нурсулу Шаймерденова, эксперт в области детской литературы, доктор филологических наук, профессор Казахского национального университета им. Аль-Фараби представила свое видение состояния и перспектив развития детской литературы в Казахстане, а также обозначила возможные пути решения проблем, связанных с культурой детского чтения.

После перерыва развернулась дискуссия о критике детской литературы и критериях отбора лучших книг для детей.

Еужения Бежан, президент Национальной секции IBBY Молдова, директор Национальной Детской Библиотеки им. Иона Крянгэ, представила проекты для продвижения чтения в поддержку раннего воспитания в Республике Молдова. Иван Пилкин, поэт, переводчик, обладатель Почетного Диплома IBBY в своем докладе говорил о переводе детской книги в контексте молдавско-российских литературных связей.

Татьяна Галактионова, доктор педагогических наук, профессор Санкт-Петербургского государственного университета заострила внимание участников круглого стола на проблеме интеграции культурных инициатив и практики, которые существуют в библиотечном пространстве и в современном российском образовании, а также обозначила основные приоритеты и тенденции в современной педагогике.

Заместитель директора Национальной библиотеки Кыргызстана им. Алыкула Осмонова, Венера Качкимбаева в своем выступлении говорила о поддержке детского чтения, проблемах и путях его продвижения в Киргизской Республике.

Детский писатель, журналист, эксперт Тимур Нигматов обозначил проблемы, существующие в сфере поддержки детского чтения в Республике Таджикистан, отдельно отметив роль новых цифровых медиа в деле повышения интереса детей к литературе и чтению.

Елена Монке, доктор педагогических наук, детский писатель, доцент кафедры семейной и специальной педагогики и психологии Южно-украинского национального педагогического университета им. К.Д. Ушинского (Украина), посвятила свой доклад проблеме подготовки профессиональных кадров для работы с детьми, а также роли детской литературы в морально-духовном воспитании дошкольников.

Татьяна Галактионова, Марина Новикова, Елена Монке

Татьяна Галактионова, Марина Новикова, Елена Монке, Нурсулу Шаймерденова, Джемма Аманжолова

Все участники круглого стола продемонстрировали полную заинтересованность в сотрудничестве и кооперации. Широкому международному профессиональному сообществу были продемонстрированы лучшие детские книги, а также инновационные проекты по приобщению детей к чтению, реализуемые в странах Содружества.

Международный круглый стол «Перспективы сотрудничества в области детской и юношеский литературы и поддержки чтения»

Участники круглого стола озвучили следующие предложения:

1. Реализация программы или проекта переводов с национальных языков на зарубежные языки.

2. Создание Национальных секций IBBY в Республиках Беларусь и Казахстан.

3. Проведение регионального форума IBBY для государств-участников Содружества Независимых Государств и их партнеров.

XI Ежегодный научно-практический круглый стол студентов, аспирантов и молодых исследователей «Роль чтения в развитии личности ребенка»

20200527 1

27 мая 2020 г. в Российской государственной детской библиотеке в дистанционном формате прошёл XI Ежегодный научно-практический круглый стол студентов, аспирантов и молодых исследователей «Роль чтения в развитии личности ребенка».

В этом году дистанционный формат мероприятия позволил принять участие в Круглом столе специалистам – педагогам, психологам, социологам, библиотекарям и филологам – из многих регионов России: Республики Чувашии, Ставропольского края, Республики Карелия, Республики Крым, Республики Коми, Московской, Ленинградской, Новосибирской, Нижегородской, Липецкой, Омской, Томской, Амурской, Свердловской, Курской, Владимирской, Ульяновской, Пензенской и некоторых других областей.

20200527 4

С докладами о своих исследованиях выступили исследователи из Москвы, Владимира и Курска.

Молодые специалисты поделились результатами своих исследований, а также наработками программ литературных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного.

20200527 6

В ходе круглого стола были сделаны заслушаны следующие доклады:

  • Воспитание основ интереса к чтению у младших дошкольников ( презентация )

Климова Ольга Юрьевна, воспитатель дошкольного отделения «Семицветик» ГБОУ "Школа № 1512" (г. Москва)

  • Игровые формы работы в формировании интереса к чтению у детей дошкольного возраста» (из опыта работы отдела детского чтения ГБУК ВО «ВОБДМ») ( презентация )

Горюнова Валентина Валериевна, заведующий отделом детского чтения ГБУК ВО "ВОБДМ" (г. Владимир)

  • Практика использования интерактивных подходов в формировании читательской культуры младших школьников ( презентация )

Каширина Мария Владимировна, педагог-исследователь отдела детской книги и детских программ Библиотеки иностранной литературы (г. Москва)

  • Тема Великой Отечественной войны: как и о чем читают дети и подростки? ( презентация )

Губанова Александра Юрьевна, кандидат социологических наук, научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки (г. Москва)

  • Социологический анализ читательских предпочтений современной молодежи ( презентация )

Домырева Полина Сергеевна, студентка 2 курса социологического факультета Российского государственного гуманитарного университета (г. Курск)

  • Воспитание будущего читателя: пути взаимодействия педагогов и родителей

Мирошникова Инна Игоревна, магистрант 2 курса факультета дошкольной педагогики и психологии Московского педагогического государственного университета (г. Москва)

20200527 8

Особый интерес у участников Круглого стола вызвал доклад о чтении детей и подростков о Великой Отечественной войне, что вполне понятно в год празднования 75-летия Победы.

20200527 12

Также был отмечен доклад, представивший анализ читательских предпочтений современной молодежи, особенно сравнение особенностей чтения в Москве и Курске. Обсуждались возможные причины этих различий и рекомендации по продвижению чтения среди молодежи в этих регионах.

20200527 11

В организации и проведении Круглого стола приняли участие сотрудники отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки: кандидат психологических наук Березина А. В., кандидаты социологических наук Колосова Е. А. Губанова А. Ю., психолог Малахова Н. Г.

По результатам проведения круглого стола планируется издание сборника статей.

Запись трансляции можно посмотреть по ссылке .

Круглый стол для родителей детей подготовительной к школе группы «Чтение — праздник души».
методическая разработка по художественной литературе (подготовительная группа)

Чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности. Нужно, чтобы дети любили книгу. Ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека.

Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. «Люди перестают думать и мыслить, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению».

О пользе чтения сказано не мало. Чтение развивает мышление и память, обогащает внутренний мир человека.

ВложениеРазмер
«Чтение — праздник души». 33.08 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Центр развития ребенка - детский сад №31

г. Яровое Алтайского края

Круглый стол для родителей детей подготовительной к школе группы

«Чтение — праздник души».

Воспитатели: Матюшина Т.Ф.

• организовать совместную работу детского сада и семьи по развитию у дошкольников устойчивого интереса к книге и чтению;

• повысить уровень педагогической культуры родителей, мотивацию к взаимодействию с ДОУ и с библиотекой;

• развить интерес к педагогическому поиску по воспитанию юного читателя.

Участники: воспитатели, библиотекари, родители, дети.

* Беседа с детьми.

* Подготовка детской концертной программы.

* Подготовка консультаций по теме.

* Оформление фотовыставки портретов детских писателей и поэтов.

* Оформление выставки художественной литературы для детей старшего дошкольного возраста.

* Оформление выставки иллюстраций известных художников к литературным произведениям (В. Васнецова, В. Чижикова, В. Сутеева, Е. Рачева и др.).

* Подготовка приза для победителя викторины и подарков для участников круглого стола.

* Составление и оформление памятки для родителей.

1. Вступительное слово воспитателя. Игровое упражнение «Цветок желаний».

2. Консультация «Воспитание у ребёнка интереса к чтению».

3. Концерт детей для родителей.

4. Выставка детских книг «Умные книжки – умным детишкам».

5. Выступление библиотекаря, выбор родителями и детьми книжек и запись в библиотеку.

5. Литературная викторина для родителей « С книгами знаться – ума набираться».

6. Полезные советы и рекомендации. Памятка для родителей.

8. Подведение итогов собрания. Принятие решения.

Наверное, нет таких родителей, которые не хотели бы научить своих детей быстро и выразительно читать, привить интерес к чтению, ибо роль книги в жизни человека огромна. Хорошая книга — и воспитатель, и учитель, и друг. Мнение психологов сводится к тому, что привить любовь к книге и чтению возможно только до 9 лет. Позже это сделать очень трудно, а подчас невозможно. Так что основная задача по воспитанию читателей ложится на плечи родителей.

Давайте сейчас с вами немного помечтаем. Представим, что у вас в руках волшебные лепестки, как в сказке В. Катаева «Цветик-семицветик».

Раздать разноцветные лепестки родителям.

- Напишите, пожалуйста, что бы вы хотели пожелать своим детям и прикрепите свои желания на волшебный цветок.

Родители выполняют задания и прикрепляют свои лепестки на цветок желаний.

- Давайте посмотрим, о чём же мечтаете вы, родители (прочесть).

Большинство родителей мечтают видеть своих детей здоровыми и счастливыми. И все вы без исключения, хотели бы научить своего ребёнка тому, как он может добиться успеха. Для этого, прежде всего, он должен научиться читать. Процесс этот начинается в семье, а не в школе, как принято считать. Думаю, вы согласитесь с тем, что познавательный интерес у ребенка, желание и умение общаться с книгой должны быть сформированы в дошкольные годы. Чтение играет очень важную доминирующую роль в образовании и развитии личности. Нужно, чтобы дети любили книгу. Ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю жизнь и влияет на последующее развитие человека.

Искусство и литература развивают память, мышление, фантазию, воображение и способность к творчеству. «Люди перестают думать и мыслить, когда перестают читать. Они теряют способность сострадать, сочувствовать, если не приобрели или потеряли интерес к чтению».

О пользе чтения сказано не мало. Чтение развивает мышление и память, обогащает внутренний мир человека.

Существует два этапа чтения:

Первый – технический , когда чтение не приносит удовольствия, то есть ребёнок получает навык. Второй – содержательный , когда ребёнку понятно содержание текста.

Если ребёнок остаётся на первом этапе больше положенного времени, то полюбить ему чтение будет проблематично…

Обязательно обсуждайте с ребёнком прочитанное. Интересуйтесь, что ему больше всего запомнилось, кто из персонажей ему понравился или не понравился, одобряет ли он финал истории. Ведь культура чтения предполагает не просто чтения текста, но и умение его анализировать. Этот совет относится и к тому периоду, когда ребёнок начнёт читать самостоятельно. Неплохо было бы, чтобы вы и сами были в курсе того, о чём он читает.

Когда ребёнок освоит буквы и сможет читать слова и предложения целиком, предложите ребёнку поиграть в игру – почитать с вами по очереди. Сначала предложениями, затем абзацами и целыми страницами.

Вполне возможно, что, отлучившись в процессе такой игры, ответить на телефонный звонок, вы вернётесь и обнаружите ребёнка над книгой, взахлёб читающего продолжение.

Берите ребёнка с собой в книжный магазин и интересуйтесь, какую книгу ему хотелось бы прочесть. И не нагружайте малыша сразу серьёзной литературой. Пусть для начала это будут журналы с комиксами, лишь бы он сам выбрал их и прочёл. Подключайте и другие формы восприятия прочитанного. Например, прочитав какую-либо сказку, посмотрите мультфильм, спектакль, разыграйте её…

Если ребёнок увлекается литературой о космосе, будучи в другом городе, обязательно посетите планетарий.

Предложите обратный порядок: посмотрев с ребёнком фильм, расскажите о книге, по которой этот фильм снят. Даже если ребёнок уже вполне в состоянии прочесть книгу целиком, не отказывайте ему в желании послушать, как читают ему взрослые. Пусть самостоятельно он читает то, что нравиться ему, а вы ему читайте те книги, которые вы хотели бы, чтобы он тоже полюбил.

Как правило, в читающей семье и дети вырастают читающими. А если вы, усадив ребёнка за чтение, сами станете проводить время перед телевизором, не удивляйтесь, если ребёнок в ваше отсутствие не сделает то же самое.

Каждого ребёнка можно осчастливить читающим детством, что бы оно было умным, содержательным, весёлым и гарантировало каждодневную потребность в общении с книгой на всю жизнь. Ведь дошкольник ещё не читатель, а только слушатель книг, и входит в прекрасный мир литературы благодаря так называемым громким чтениям. Анкетирование, проведённое в группе, показало, что 61% детей предпочитают смотреть телевизор, а остальные 49% очень любят, когда им читают взрослые, но… 19% родителей считают, что их дети хотят смотреть мультики по телевизору, а на самом деле малыши очень хотят, что бы мама или папа прочли им интересную книгу. 61% семей практикует семейное чтение вслух! А вот назвать книгу, которую вы прочитали своим детям недавно, смогли лишь 47% ребятишек и лишь малая часть взрослых. Многие назвали совсем другую книгу, в отличие от детей.

Конечно, нам порой не хватает элементарных знаний, умений и навыков по воспитанию юных читателей.

Предлагаем вам несколько полезных советов по возрождению традиции семейного чтения:

1. Выделяйте время для чтения каждый день. Дети обожают регулярное чтение (а не от случая к случаю), чтение с родителями. Выбирайте небольшой промежуток времени, когда вы можете

расслабиться и не торопиться — перед сном, или когда у вас перерыв в домашних хлопотах. Всё время обращайтесь к книге и чтению.

2. Выбирайте книги с осторожностью. Читая с ребёнком вместе постоянно, вы обязательно заметите: какие книги ему нравятся больше, какие он лучше понимает. Прибегайте к помощи библиотеки и библиотекаря в выборе книг, похожих на эти. Вашего ребёнка просто может вдохновить пример других читающих детей.

3. Окружите ребёнка материалами для чтения. Не только книги свои собственные должны быть у ребёнка, но должны быть обязательно и из библиотеки.

4. Помогите своему малышу склеить, подписать или сшить свою собственную книжку, с рисунками, фотографиями и многими другими вещами. Одобряйте, воодушевляйте и поощряйте эту работу малыша, ровно, как и чтение его «собственных» книг, всеми членами семьи.

5. Читайте медленно и с удовольствием. Важно не только, что вы читаете, но как вы читаете. Когда читаете быстро и монотонно, ребёнок быстро теряет интерес. Читайте эмоционально, сами получая удовольствие от чтения. Будьте актёрами, пытайтесь читать разными голосами за разных героев, передавая их характер. Вашему ребёнку это понравится.

6. Читайте снова… снова. Как известно, дети любят слушать одни и те же истории. Они заставляют вас читать уже навязшие на зубах книги снова и снова. Не лишайте их этого. Ребёнок желает разобраться в книге глубже, процесс познания её происходит медленнее, он получает от чтения удовольствие. Ведь идёт подготовка к будущему вдумчивому и внимательному чтению, воспитание полноценного восприятия книг.

7. Читайте везде и всегда: на прогулке, на пляже, в поезде, ожидая приёма у врача. Пусть в вашей сумке с детскими принадлежностями, игрушками, обязательно лежит книга.

8. Не заставляйте ребёнка читать. Никогда не усаживайте за чтение (с родителями или самостоятельно), если малыш этого не хочет. Это один из способов убить у него интерес к чтению и книге. Чтение из-под палки — путь к не чтению вообще. Старайтесь выбирать самые популярные в детской среде темы и книги, и приготовьтесь к долгому пути поиска любимых книг, интересных тем и авторов.

9. Читайте сами. Если вы не знаете, как научить ребёнка любить читать, то подайте ему пример. Дети на подсознательном уровне берут привычки у своих родителей. Если у вас есть привычка читать, вероятнее всего ваш ребёнок вырастет книголюбом. Если вы мало смотрите телевизор, а в основном читаете, будьте уверены то же самое повторят ваши дети.

Все эти советы не сложны. И если вы последуете нашим советам, то незаметно для себя воспитаете Настоящего Читателя.

Читайте также: