Круглый стол день правовой помощи детям

Обновлено: 18.05.2024

Цель: познакомить обучающихся с системой прав, закрепленных в Конвенции о правах ребенка, и научить применять их в жизни, способствовать развитию интереса обучающихся к вопросам правового образования, определения ими своего отношение к праву как общественной ценности.

1. Развитие познавательной активности и правовой культуры обучающихся.

2. Воспитание интереса у обучающихся к изучению законов по правам несовершеннолетних.

3. Формирование у детей осознания того, что нет прав без обязанностей, нет обязанностей без прав.

4. Создание условий для успеха, формирование ценностного отношения к нормам жизни, правилам поведения.

5. Обучение учащихся правам ребёнка, правовым нормам общения, защите прав детей на основе анализа разговора литературных героев.

Оборудование: Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, видеоролик «Декларация прав ребенка», листы, на которых написаны права ребенка, дерево с листочками-заданиями, памятки для родителей, песня «Не отнимайте солнце у детей».

Форма проведения внеклассного мероприятия: круглый стол.

Обучающиеся: 6-11 классы, в количестве 10-ти человек.

План внеклассного мероприятия:

1. Вступительное слово учителя. Исторические предпосылки зарождения правовой системы.

2. Права ребенка.

4. Обязанности детей и ответственность за невыполнение обязанностей.

5. Разбор ситуаций.

6. Игра «Волшебный сундучок».

7. Подведение итогов урока: заключительное учителя, вручение бумажного солнышка каждому участнику мероприятия, памяток для родителей.

Ход мероприятия

Мы собрались сегодня для того, чтобы поговорить о правах детей.

Давно и очень давно, еще в древние времена у людей возникла необходимость отстаивать свои права. Право древний человек отстаивал силой. Слабый не имел никаких прав, если не имел заступника, желающего отстоять его право на собственность и на жизнь.

Долгое время в истории человечества царил закон «око за око, зуб за зуб». Не так-то быстро люди поняли, что сильным заступником может быть государство. Но как только появилось государство, у слабых, обманутых и обиженных появился могущественный защитник. О правах человека стали еще задумываться в древности. С тех пор прошло много времени, появилось множество новых проблем: расизм, геноцид, массовые миграции населения, связанные с войнами, с нарушением человеческих свобод, вымирание целых наций, народностей, катастрофы. Жить стало опасней. Человечество почувствовало угрозу своему существованию. Нужно было придумать что-то такое, что было бы посильнее государства. Нужен был такой защитник, который мог бы заставить государство поступиться своими интересами и заботиться о своих гражданах, что бы ни случилось.

После того, как в 1945 году закончилась Вторая мировая война — самая жестокая и кровопролитная за всю историю человечества, когда наступил мир, народы многих стран решили: нужно объединиться. Всех объединяло одно желание: чтобы никогда больше не было войн, чтобы никто не знал страха и нужды, чтобы никто никогда не мог наказывать людей без вины. Миссию такого защитника взяла на себя международная организация ООН.

Именно с этой целью она была создана в октябре 1945 г. В 1948 году государства, входящие в ООН подписали Всеобщую декларацию прав человека — документ, в котором пообещали друг другу и своим народам гражданские права и свободы: равенство всех перед законом, личную неприкосновенность, свободу совести, возможность верить или не верить в Бога и многое другое.

Всеобщая декларация прав человека — нужный и полезный документ. Но в нем говорится о людях вообще — и ни слова о детях! А ведь дети нуждаются в особом внимании, в заботе и защите со стороны государства.

Именно поэтому в 1989 году 20 ноября ООН приняла особый документ под названием «Конвенция о правах ребенка».

Конвенция – международное соглашение, как правило, по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

В её содержании учтены все проблемы по защите детей и детства. Она призвана побудить все государства прикладывать максимум усилий для решения этих проблем. Наше государство тоже подписало её в 1990 году.

Не раз вы слышали вопрос «Чем мы отличаемся от иностранцев, кроме загадочной русской души?»

Один директор лицея, побывав в Калифорнии по обмену опытом работы, рассказывал о том, как свободны и непосредственны в общении американские школьники. О чем бы их ни спрашивали через переводчика, они спокойно дают ответ, свободно, без волнения и напряжения. И какова реакция наших детей? Большинство толкают друг друга: «Говори ты», «Нет лучше ты!», переступают с ноги на ногу, говорят неуверенно, смотрят на учителя. Этот директор все удивлялся, почему у них такие раскрепощенные дети? Ответ прост: свободную личность может воспитать только свободная личность. А нас, как правило, с самого рождения знакомили с обязанностями, а не с правами.

В Конвенции говориться, что ребенок имеет право знать свои права, вот мы и будем сегодня о них говорить.

Итак, Конвенция – это документ, направленный на обеспечение прав детей на Земле. Состоит Конвенция из 54 статей.

О каких же правах идет речь в Конвенции, на что каждый ребенок имеет право? Давайте с вами попробуем определить…. (Дети называют, учитель приклеивает на доску).

ПРАВА РЕБЕНКА

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет.

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание.

3. Ребенок имеет право на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

4. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

5. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Право на приобретение гражданства, а также, насколько это возможно, право знать своих родителей и право на их заботу.

6. Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.

7. У ребенка есть право на свободу мысли, совести и религии.

8. Ребенок имеет право на защиту закона от незаконного вмешательства в осуществление его прав.

9. У ребенка есть право на уровень жизни , необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития. У ребенка есть право на образование.

10. За ребенком признается право на защиту от экономической эксплуатации и от выполнения любой работы, представляющей опасность для его здоровья

Давайте прочитаем их. ДЕТИ ЧИТАЮТ.

Просмотр видеоролика «Декларация прав ребенка».

А теперь давайте рассмотрим такую ситуацию:

Сценка «Мама, бабушка и внук»

Серёжа. В школе пробыл я полдня И теперь вот у меня Просто буря в животе – Мысли только о еде. Мама. Кто с порога – и за ложку? Руки вымыл бы, Серёжка! Серёжа. Нет, ты, мама не права, Я свои узнал права. Меня мыться заставляешь? Мою личность притесняешь! Бабушка. Ой, с давлением беда. Ты, покушаешь когда, То в аптеку, внук, сходи, Мне таблеточек купи. Серёжа. Что ты, бабушка, детей эксплуатировать нельзя. Одевайся потеплей и иди скорей сама. Мама. Ну, тогда помой посуду, Можешь это или нет? Серёжа. Что ты, мама, нет, не буду: ведь на детский труд запрет. Право есть на отдых, кстати, поваляюсь на кровати. Мама. Прав у мам, как будто, нет! Завтра сам готовь обед! И задачу номер пять будешь, сын, ты сам решать. Бабушка. Да и брюки завтра к школе сам, внучок, погладишь, что ли. Мама. Твои права мы уважать, конечно же, должны. Бабушка. Но только должен ты узнать – права у всех равны.

Скажите, прав ли сын в этой семье? (Ответы детей)

Согласны ли вы с тем, что были нарушены его права? (Ответы детей)

Взаимопонимание, уважение прав друг друга – единственный способ решения конфликта родителей и детей.

Как вы поняли, у каждого человека есть не только права, но и обязанности.

Помните, пользуясь своими правами, надо уважать права других людей. Каждое право порождает обязанность: права без обязанностей приводят к беспределу, а обязанность без прав – к произволу.

Какие обязанности должен выполнять каждый ребенок?

Каждый ребенок обязан:

· слушаться родителей или лиц их заменяющих

· получать основное общее образование

· соблюдать учебную дисциплину и правила поведения в воспитательных образовательных учреждениях, дома и в общественных местах

· уважать права и культурную самобытность других лиц.

За невыполнение своих обязанностей каждый ребенок несет ответственность:

· перед своей совестью

· перед родителями или лицами их заменяющими

· перед преподавателями и воспитателями, администрацией образовательных и воспитательных учреждений.

Ребенок несет ответственность за совершение общественно опасных действий или злостное систематическое нарушение правил общественного поведения.

С 11 лет за совершение общественно опасных действий ребенок может быть помещен в специальное воспитательное учреждение для детей и подростков.

С 14 лет наступает дисциплинарная и административная ответственность за совершение правонарушений, в том числе за грубые и неоднократные нарушения устава школы, уголовная ответственность, за отдельные виды преступлений.

С 16 лет наступает административная и полная уголовная ответственность

А теперь, узнав все о своих правах и обязанностях, попробуем разобраться в некоторых ситуациях, как в сказочных, так и вполне реальных.

(Дети срывают с дерева листочки и зачитывают вопрос)

«Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах ее сестер. Какая статья Конвенции была бы нарушена, если бы подобное происходило в наши дни?»

(Ответ: ст. 31, признающая право ребенка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством).

Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права?

Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетке и обращаться с ним, как с животным?

(Ответ: Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но согласно Конвенции, каждый даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы. Ст. 23)

Баба-Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Аленушки за тридевять земель в тридесятое царство. Что было нарушено?

(Ответ: статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы. Здесь нарушается и Статья 16, выдержка из которой цитировалась раньше).

Какие права деток-козлят были нарушены Волком в сказке «Волк и семеро козлят»? ( Ответ: на личную неприкосновенность, жизнь и свободу ).

Какой литературный герой мог бы пожаловаться, что нарушено его право на неприкосновенность жилища? (Ответ: Заяц из сказки «Лиса и заяц»).

Девочке 6 лет, вместе с мамой зашла в трамвай, на первой площадке пассажиров практически не было, и они сели на одно из свободных мест. Через несколько минут в трамвай вошел пожилой мужчина, сразу же подошел к девочке: «Уступи мне место!» и грубо сдернув ребенка, сел рядом с женщиной. Девочка, молча, пересела к окну, напротив. Какие права ребенка были нарушены в данной ситуации? (Ответы детей).

Мальчику 4 года. После рождения воспитывался в сложных семейных условиях – с мамой ведущей асоциальный образ жизни. Через некоторое время, отец ребенка, узнав об этой ситуации, взял детей в свою новую семью. Ребенок стал посещать детский сад. В одном из разговоров с воспитателем родители узнали, что мальчик прячет хлеб в кровать. Дома отец избил ребенка. Какие права ребенка были нарушены? (Ответы детей).

Памятка «Важные правила»

1. Чтобы права человека были защищены, недостаточно написать их на бумаге: надо, чтобы сам человек хотел и умел их защищать.

2. Твои права действительны только в том случае, если ты не нарушаешь права других людей: если сегодня ты нарушаешь чьи-то права, завтра обязательно найдется тот, кто пренебрежет твоими правами и нарушит их.

Итак, давайте подведем итоги нашего разговора:

1. Какой документ защищает ваши права? (Конвенция ООН о правах ребенка)

2. В каком случае действительны ваши права? (Если не нарушаете прав права других людей)

3. Что порождает каждое право? (обязанность)

Как называется основной документ по правам ребенка, принятый 44-й сессией Генеральной Ассамблеи ООН? (Конвенция о правах ребенка).

4. Назовите год принятия Конвенции о правах ребенка. (1989г.)

5.Сколько статей включает в себя Конвенция о правах ребенка? (54)

6.На кого Конвенция возлагает основную ответственность за воспитание ребенка? (на родителей).

Чтобы подвести итог нашего мероприятия вам предлагается поиграть в игру «Волшебный сундучок». Из сундука по очереди достаются предметы, символизирующие знакомые уже всем права ребенка. Необходимо объяснить значение каждого предмета с точки зрения прав человека.

Свидетельство о рождении. Что это за документ? О каком праве он напоминает? (о праве на имя).

Сердечко. Какое право может обозначать сердце? (о праве на заботу и любовь).

Домик. Почему здесь оказался домик? О каком праве он напоминает? (о праве на имущество).

Конверт. О чем напомнил конверт? (никто не имеет права читать чужие письма и подглядывать).

Букварь. О каком праве напоминает эта книга? (о праве на образование).

Игрушечные утенок и утка. О чем напоминают эти игрушки? (о праве ребенка быть вместе с мамой).

Звучит песня «Не отнимайте солнце у детей».

Дети определяют будущее, потому что они уже живут будущим.

Человечество должно стремиться к процветанию, чтобы жизнь детей была счастливой и прекрасной. Было больше радости в жизни детей. Ярко светило солнце, было мирное небо над головой, чтобы чаще слышался детский смех, чтобы рядом всегда были мама и папа.

И напоследок, я всем хочу подарить маленькие солнышки, как тепла, доброты и любви. К этому слову можно подобрать много различных теплых и светлых ассоциаций, но самое главное, это любовь, любовь родителей к своим детям, ведь именно солнышком всегда родители называют своих детей.


А родителям передайте вот эти памятки.

Каждый из Вас имеет права. Ваши дети находятся под защитой государства, они тоже имеют права. Но только разумное сочетание прав и обязанностей делает человека счастливым.

Ваш ребёнок имеет права

Право на жизнь и охрану здоровья (ст.6)

Каждый ребёнок имеет право жить в нормальных, здоровых условиях. Вы дали своему ребёнку жизнь и обязаны создать нормальные здоровые условия для физического, умственного, духовного его развития, научить его ценить и беречь здоровье и жизнь.

Право на проживание в семье (ст. 9)

Каждый ребёнок имеет право жить в семье с родителями, которые заботятся о нём. Долг родителей – научить дорожить семьёй, уважать родителей, личным примером показывать, что семья – начало всех начал, самое ценное. Когда родители расходятся, ребёнок может жить с одним из родителей. С кем из них, он вправе выбирать сам, начиная с 10-ти лет.

Право на жильё и имущество (ст.15, 16)

Ребёнок, живущий с родителями в собственном доме или государственной квартире, имеет право на это жильё. Даже если он перестаёт жить с родителями, это право у него остаётся.

Право на неприкосновенность личности, защиту от физического и психического насилия, свободное выражение своей мысли (ст. 9, 10)

Никто не имеет права жестоко обращаться с ребёнком, оскорблять его, заставлять заниматься непосильным трудом, а также попрошайничать, играть в азартные игры, пить алкогольные напитки, принимать разные вредные вещества.

Ребёнок – неповторимая личность. Принимайте и любите детей такими, какие они есть. Умейте выслушать их, никогда не используйте насилие как метод воспитания.

Право на образование (ст. 19)

Все дети без исключения должны учиться, причём они могут выбирать, в какой школе и на каком языке обучаться. На талантливых и способных детей государство обращает особое внимание. Помогите реализовать это право: оказывайте помощь, контролируйте учёбу, способствуйте развитию талантов, дайте совет в выборе профессии.

Право на труд, отдых (ст. 21, 22)

У детей есть право получить выбранную профессию, работать, если только работа не вредит здоровью и не мешает учиться. Когда ребёнку исполнится 14 лет, он может поступить на работу при условии согласия родителей на это. С 16 лет дети имеют право самостоятельно решать вопрос, где им работать.

Право на защиту чести и достоинства (ст. 24)

Не унижайте детей недоверием, криком, оскорблением. Будьте терпимы, личным примером воспитывайте честь и достоинство.

Помните! Вы в ответе за своих детей

ст. 14. Ответственность семьи за ребёнка

Родители и лица, их заменяющие, отвечают за то, чтобы дети росли здоровыми, воспитанными и у них были нормальные условия для жизни, учёбы. Если родители нарушают права детей, не выполняют свои обязанности, то детей передают на воспитание приёмным родителям или в дома ребёнка, детские дома, школы-интернаты, а родные родители платят за их питание, одежду и другие необходимые для ребёнка вещи.

Всемирный День правовой помощи

Цель: Распространение правовых знаний среди воспитанников.

1. Закрепить умение аргументировано излагать и защищать свою позицию.

2. Развивать познавательную активность и правовую культуру детей, умение высказывать собственное мнение по тому или иному вопросу.

3. Воспитание уважительного отношения к правам другого человека

Ход занятия:

Песня «Мир детям»

Ведущий: Добрый день. Ежегодно 20 ноября отмечается международный праздник - Всемирный день ребенка. Этот день отмечается по решению ООН с 1954 г., знаменует день принятия в 1989 г. Конвенции о правах ребенка. Он задумывался не просто как праздник, но и как день, который помог бы обратить внимание общественности на проблемы детей во всем мире, а также на взаимопонимание между миром детей и миром взрослых.

В ажный праздник, чудный день!
День не взрослых, день детей!

Дети – это счастье наше!
Дети делают мир краше!

И обязаны взрослые позаботиться,
Чтобы было у детей все, что хочется!

Сегодня мы собрались, чтобы обсудить проблему, которая является наиболее острой среди подростков: «Мои права и обязанности». Родившись, человек приобретает по закону права, а со временем и обязанности. Многие дети не знают или забывают, что по мере взросления в соответствии с законом постепенно увеличивается объем прав и обязанностей ребенка.

Сегодня у нас в гостях:

Все мы разные, у нас разные вкусы, неодинаковая внешность, у каждого человека есть что-то свое, что отличает его от остальных людей. Все мы понимаем друг друга и у нас есть что-то общее, что нас объединяет. Как вы думаете, что объединяет всех людей на планете? (Права человека).

Права есть у каждых людей. Человек получает их от рождения. Все мы люди и все мы равны. А значит у нас всех одинаковые равные права.

Предлагаю вашему вниманию сценку.

Девочка : (вбегает, кидает портфель): - Дежурная, кушать хочется! Скорее дай поесть. (Садится за стол).

Дежурная : - С грязными руками за стол?! Помой руки!

Девочка : - Это насилие над личностью! Мы сегодня с Конвенцией о правах ребенка знакомились. Мое здоровье! Что хочу с ним, то и делаю!

Дежурная : - Ой, что-то голова заболела. Принеси, пожалуйста, таблетку.

Девочка : Это эксплуатация ребенка. Рабство уже давно отменили. (Встает из-за стола). Спасибо. Я так наелась.

Дежурная : Отнеси посуду.

Девочка : Не имеешь права использовать детский труд. Лучше посмотрю телик.

Дежурная : Никакого телевизора. Садись делать уроки.

Девочка : Ну, как обычно, а ведь это проявление жестокости и насилия над личностью.

Дежурная : Права ребенка ты выучила, а теперь пойдем учить твои обязанности.

Ведущий: Мы с вами нередко сталкиваемся с подобными ситуациями в общении с подрастающим поколением. Многие люди не замечают детских проблем, или считают их несущественными, не заслуживающими внимания. И мы собрались здесь сегодня не случайно, ведь именно 20 ноября 1989 г. ООН приняла Конвенцию о правах ребенка, которую подписала 61 страна.

Зачем была нужна Конвенция?

1. Дети более уязвимы, чем взрослые, к условиям жизни.

2. Дети более подвержены к влиянию действий или бездействия правительств.

3. Дети особенно уязвимы к эксплуатации и дурному обращению.

4. Дети не голосуют и не имеют политического и экономического влияния. Слишком часто их голоса не слышны.

Именно это служило основанием для разработки документа, направленного на обеспечение прав детей на Земле.

Основная цель Конвенции — это наилучшее обеспечение интересов ребёнка. Положения Конвенции сводятся к основным обеспечивающим права детей требованиям, таким, как: выживание, развитие, защита и обеспечение активного участия в жизни общества. Главный принцип, который провозглашает Конвенция - признание ребёнка полноценной и полноправной личностью.

Сегодня мы рассмотрим основные права ребенка.

Чтец 1. В своих правах мы все равны:

И взрослые и дети.

Все расы, веры, языки -

Все люди на планете.

Чтец 2 . На любовь имеют право

Все ребята на Земле,

На заботу и на ласку,

Право жить в своей семье.

Чтец 3 . В дом без спроса к вам никто

Заходить не может.

Ваши вещи и добро

Брать не может тоже.

Чтец 4. Сохранить свое здоровье -

Право есть у нас такое.

Заболеть, когда случиться -

Каждый вправе полечиться.

Чтец 5 . Если вдруг захочет кто-то

Запретить ходить вам в школу,

Знайте сразу — он не прав -

Не дано таких им прав.

Чтец 6. Никто не может вас пытать,

Делать больно, обижать.

Вы запомните одно -

бить людей запрещено.

Чтец 7. О правах своих послушал

И запомни крепко их.

Только знай, что очень нужно

Уважать права других.

Чтец 8. Этих прав лишить не может

Вас никто и никогда.

Право каждое поможет

Быть счастливым вам всегда!

Ведущий: Сегодня гости пришли пояснить ваши права. Вы сможете задать им интересующие вас вопросы. А сейчас слово предоставляется нашим гостям.

1. Выступление зам прокурора.

2. Выступление судьи.

3. Выступление адвоката.

Ребята, теперь вы можете задать ваши вопросы.

1. Какую профессию дополнительно к основной можно получить на курсах в отделе переобучения в центре занятости населения?

2. Какие льготы по центру занятости населения имеют воспитанники-выпускники учебных заведений?

3. Какой вред наносит человеческому организму употребление энергетических напитков? Какая ответственность наступает за их употребление?

4. Обеспечение жильем несовершеннолетних воспитанников согласно постановления Правительства Ростовской области т 25.06.2012 г. № 539. Прокомментируйте, почему в 18 лет мы не получаем жилье?

5. Каков обязанности родителей, лишенных родительских прав, по выплате алиментов на содержание детей, какова процедура их взыскания?

6. Свидетельство о постановке на учет в налоговом органе, страховое свидетельство. Зачем нам эти документы?

7. Какие функции выполняет отдел ЗАГС, с какого времени можно вступать в брак? Каковы задачи брачного договора? Практикуется у нас в стране этот договор? Имеет ли он юридическую силу?

8. За что несовершеннолетних воспитанников ставят на учет в ПДН?

Может быть кто-то из гостей хочет сказать несколько слов детям?

В благодарность за вашу отзывчивость , в нимание наши дети подготовили небольшой концерт.

Конспект круглого стола на тему: «Всероссийский день правовой помощи»

Цель : Создать условия для знакомства воспитанников с правами детей.

Задачи : - содействовать формированию у воспитанников системы правовых знаний;

- развивать умения участвовать в дискуссии, умения излагать

- способствовать воспитанию уважения к правам и свободам личности;

- создать условия для знакомства воспитанников со структурами, призванными

защищать права детей.

Участники круглого стола:

· дети из приемных семей;

· воспитанники детского дома;

· представители из органов опеки и попечительства;

Оборудование : Мультимедийное оборудование, оборудованные места для приглашенных с надписью должности и Ф.И.О., места для воспитанников и педагогов, участников круглого стола.

Ожидаемый результат :

- применение системы правовых знаний в самостоятельной жизни;

- умение участвовать в дискуссии, излагать собственную позицию;

- осознание воспитанниками необходимости уважения прав и свобод личности;

- знание структур, призванных защищать права детей.

Вступительное слово педагога :

Ежегодно 20 ноября решением правительственной комиссии по всей России проводится «День правовой помощи детям» с привлечением представителей тех структур, которые призваны защищать права детей. Мы тоже не могли остаться в стороне и организовали «Круглый стол», и на нашем мероприятии сегодня присутствуют:

· заместитель начальника отдела народного образования, опеки и попечительства администрации Новоаннинского муниципального района Мордвинцева Надежда Викторовна

· старший инспектор ОУУП ПДН России по Новоаннинскому району Киндеров Николай Викторович

· ответственномый секретарь КДН и ЗП администрации Новоаннинского муниципального района - Китаева Елена Николаевна

· юрист Новоаннинского района Дьяков Андрей Юрьевич

Сегодня представитель каждой из этих структур расскажет о направлениях своей работы.

Предлагаю вам, ребята, внимательно слушать каждого выступающего и продумать, какие вопросы вы давно хотите разъяснить, определиться, какие вопросы у вас возникнут в ходе беседы и задать интересующие вас вопросы представителям организаций.

Ведущий

С незапамятных времён государство протягивает руку помощи детям-сиротам. Чем цивилизованнее общество, тем значительнее поддержка сирот, исходящая от государства.
История опеки и попечительства в России начинается со времен Великого князя Владимира Святого, который поручил общественный надзор за детьми-сиротами духовенству.
Прямое попечение о детях-сиротах с помощью специальных детских учреждений зарождается лишь в начале XVIII века, при Петре I. В это время было открыто около 10 воспитательных домов.
К концу XIX века сформировались основные формы оказания помощи детям. Для этих детей были созданы: приюты; заведения постоянного и временного проживания детей; профессиональные и ремесленные школы; исправительно-воспитательные заведения.
Основной задачей современных органов опеки и попечительства по-прежнему является устройство всех детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Подробно о своих функциях по защите прав детей расскажет заместитель начальника отдела народного образования, опеки и попечительства администрации Новоаннинского муниципального района Мордвинцева Надежда Викторовна

А теперь наступило время вопросов, ответы на которые вы сегодня не услышали.

Вопросы детей:

Итак _____________________________________________пояснила вам, что все вопросы, касающиеся несовершеннолетних граждан, обязательно решаются через органы опеки и попечительства. Очень много вопросов от вас было по реализации закона по обеспечению жильем, так как это один из самых главных вопросов в жизни человека.

От античного мира и средневековья до середины XIX в. меч правосудия был по отношению к несовершеннолетним карающим. В юриспруденции тех времен не существовало правового понятия детства как особо защищаемого периода жизни человека, соответственно жестокость суда к детям проявлялась в том, что они, если совершали противоправные поступки, в своем правовом положении приравнивались к взрослым преступникам. Защита несовершеннолетних исторически возникла в гражданском, а не в уголовном праве.

31 мая 1935 года Постановлением партии "О ликвидации детской беспризорности и безнадзорности" в системе органов внутренних дел были созданы специализированные подразделения по делам несовершеннолетних - специальные комнаты привода детей. С этой даты начинается история службы по делам несовершеннолетних.
С момента создания, название службы неоднократно менялось. Задачи же службы ПДН в целом оставались прежними - предупреждение безнадзорности, беспризорности и правонарушений несовершеннолетних, защита прав и законных интересов детей.

К профессиональной деятельности инспектора ПДН предъявляются достаточно высокие требования - это и юрист, и психолог, и педагог в одном лице. В большинстве случаев инспектор по делам несовершеннолетних - первый, с кем приходится иметь дело подростку, преступившему закон, и от того, как пройдет эта встреча, какое она окажет воспитательное воздействие, во многом зависит дальнейшая судьба несовершеннолетнего.
О процессе организации и проведения профилактической работы сотрудниками ПДН и способах защиты прав детей расскажет наш гость.

Слово предоставляется инспектору ПДН России по Новоаннинскому району ___________________ __________________________

Думаю, что после такого расширенного выступления у вас осталось мало вопросов, которые вы хотели бы разъяснить. Итак, слушаем ваши вопросы.

Вопросы детей:
Спасибо____________________________________________________________

объяснил(а), что права воспитанников должны неукоснительно соблюдаться, но вы не должны забывать, что у вас есть и обязанности, которые вы должны выполнять. Не забывайте о параллели право – обязанность.

Проблема детской беспризорности и безнадзорности в России существовала всегда. Численность беспризорников, сирот резко возрастала в период войн и катаклизмов. В конце 19 века общественность России впервые стала обращать внимание на отдельные преступные проявления среди несовершеннолетних. Однако профилактикой детской преступности активно стали заниматься лишь после революционных событий 17 года. Так, 14 января 1918 года был принят «Декрет о комиссиях для несовершеннолетних», определивший курс государства на воспитание детей и подростков. Все уголовные дела о преступлениях подростков были изъяты из компетенции судов и переданы комиссиям по делам несовершеннолетних, в компетенцию которых также входила работа по спасению голодающих детей, ликвидация беспризорности, создание специальных детских учреждений для малолетних правонарушителей.

Прошло много лет со дня образования комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав в России, но комиссия остается востребованной и сегодня.

Слово предоставляется ответственному секретарю КДН и ЗП администрации Новоаннинского муниципального района Китаевой Елене Николаевне

Ребята, есть ли у вас вопросы к Елене Николаевне?

Спасибо Елене Николаевне за информацию и ответы на интересующие вопросы. Сегодня это одна из служб, которая вносит немалый вклад в укрепление общественного порядка, а также оказывает поддержку и защиту прав детей.

Одной из самых древних профессий считается специальность юриста. Первые юристы появились в древнем Риме.

В древней Руси становление системы права и появление такой профессии, как юрист, происходило не так быстро как в Греции.
Она появилась только в начале восемнадцатого века. Вместе с тем, появившись в России данная профессия стала очень востребованной и популярной.
Обучать профессии юриста в России стали в 1758 году в Московском государственном университете. Этот год считается зарождением специализации юристов Российской Империи.
В современном мире юридическая профессия также очень популярна и востребована. О том, с какими вопросами обращаются граждане к этим специалистам, расскажет наш гость.

Итак, слово предоставляется__________________________________________

А теперь слушаем ваши вопросы, ребята

за интересные примеры из практики, за подробные ответы на волнующие нас вопросы.

Заключительное слово:

В современных реалиях жить без знания законов государства, в котором находишься, не представляется возможным. Время идет, меняются условия, что влечет за собой и изменения в законодательстве. День правовой помощи помогает и детям, и взрослым получить ответы на вопросы, касающиеся различных сфер деятельности.

Сегодня вы наглядно увидели, услышали, с помощью каких организаций и специалистов можно реализовать те или иные права несовершеннолетних граждан, какие структуры призваны защищать права детей и взрослых и, надеемся на то, что вы будете применять эти знания в своей жизни.

Круглый стол "День правовой помощи"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сценарий могут использовать в своей работе социальные педагоги.

Просмотр содержимого документа
«Круглый стол "День правовой помощи"»

Здравствуйте, сегодня мы собрались на ставшем традиционным круглом столе, посвященном Дню правовой помощи детям. Мы рады представить Вам возможность задать интересующие вопросы людям, стоящим на защите Ваших прав и законных интересов:

Ответственный секретарь Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Оберюхтина Наталья Васильевна

Инспектор по делам несовершеннолетних отдела полиции №3 МВД по г. Шахты Колесникова Елена Ивановна

Судебный пристав Службы судебных приставов Октябрьского района и г. Шахты Чувилко Лариса Владимировна

Адвокат Заболотина Татьяна Александровна

А теперь посмотрите на экран.

Вы видите две нити. Одна из них прямая, а другая извилистая и запутанная. С чем можно сравнить эти нити?

- Если неспешно перематывать нити в клубок, то с чем мы можем столкнуться?

- Почему с запутанной нитью могут возникнуть сложности?

- А применительно к нашей жизни?

Представьте себе, что жизнь любого человека — это наша нить, и любой заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям. Есть такая пословица «От сумы и от тюрьмы не зарекайся».

Мы рады видеть наших выпускников, которые вступили в самостоятельную жизнь. Вокруг Вас много соблазнов. И удержаться порой очень сложно. Но вы должны выбрать правильный путь! Да, некоторые сворачивают на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, понимания «чужой собственности» до желания «жить как все» без усилий и ежедневного труда. Однако незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение закона приводит к тяжелым последствиям.

Сегодня мы продолжим разговор о ваших правах и обязанностях. Мы еще раз напоминаем те законодательные акты, в которых прописаны Ваши права и обязанности. Обратите внимание на экран…

1. Декларация прав человека.

2. Конвенция ООН «О правах ребенка».

3. Конституция РФ.

4. Семейный Кодекс РФ.

5. Трудовой Кодекс РФ.

6. Уголовный Кодекс РФ.

7. Гражданский Кодекс РФ

8. Федеральный закон РФ

9. ФЗ « О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

10. ФЗ «О социальной защите инвалидов»

На защите Ваших прав стоит закон. Так что же такое закон?

Ответы участников

Закон- это нормативно-правовой акт, содержащий общеобязательные правила поведения общественной жизни, принятый правительством.

Так каким основным законом руководствуется наше государство?

Конституция

Конституция выступает гарантом наших основных прав и обязанностей. Благодаря Конституции мы имеем право на бесплатное образование, уважение личности, право свободно выражать свои мысли и так далее.

В случае, если Ваши права нарушаются, Вы можете обратиться в Прокуратуру.

То, чем занимается прокурор, мы кратко перечислили в нашей презентации. Посмотрите на экран:

В спектр обязанностей прокурора входят:

- Участие в судебных делах. Обычно с обвинительной стороны. - Действия, направленные на опротестование решений суда, если они не соответствуют закону.

-Контролирует процесс исполнения судебных приговоров и следит за соблюдением законов.

Расследует административные нарушения и начинает производства по ним.

- Работа с простыми гражданами. Прокурор обязан принять жалобу, при необходимости – провести проверку и передать дело в суд.

Составить жалобу, написать заявление для защиты Ваших прав поможет адвокат. В некоторых случаях возможно оказание бесплатной юридической помощи. В нашем городе 4 адвоката оказывают бесплатные юридические услуги людям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации. Татьяна Александровна Заболотина, которую мы пригласили на наш круглый стол, расскажет Вам в каких случаях она может оказать Вам помощь, приведет примеры из своей практики. Татьяна Александровна, Вас слово.

Спасибо за выступление

Мы хотим напомнить о Ваших правах и обязанностях. Посмотрите на экран.

1. Мы все рождены свободными и равными

2. Мы все равны перед законом

3. Право на жизнь

4. У вас везде есть права

5. Пытки запрещены

6. Свобода мысли

7. Свобода самовыражения

8. Свобода собраний

9. Право на демократию

10. Право на жилище и пищу

11. Право на образование

Как вы заметили, среди вышеперечисленных прав, Вы имеете право на жилье. Одним из наиболее часто задаваемых вопросов у выпускников является следующий: когда я получу квартиру? Могут ли выселить за долги?

У нас в гостях специалист отдела социально-правовой защиты детей.

(если не приходит, то своими словами, когда срок сдачи в эксплуатацию жилого дома, выселение выпускников из-за задолженностей по коммунальным платежам, невыполнению условия договора найма).

В случае, если Вы являетесь злостным неплательщиком, например, несвоевременно выплачиваете коммунальные платежи, на основании решения суда служба судебных приставов может взыскивать с Вам денежные средства. Как происходит процесс взыскания задолженности расскажет нам…

Выступление судебного пристава

Спасибо за то, что Вы активно сотрудничаете с нашим центром, всегда отзываетесь на наши приглашения.

Вы знаете, что кроме прав и обязанностей существует и ответственность. Об ответственности несовершеннолетних мы хотели бы поговорить с ответственным секретарем Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав …. Слово предоставляется…

Ответственность – необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

А сейчас поговорим о том, что такое проступок, злонамеренный поступок, и преступление. Обратите внимание на экран

Проступок - общественно вредное деяние, посягающее на установленные законами общественные отношения, отличающееся небольшой общественной опасностью и запрещённое каким-либо нормативно-правовым актом под угрозой наказания.

Злонамеренный поступок - это умышленное причинение вреда людям или окружающей среде.

Преступление - правонарушение (общественно опасное деяние), совершение которого влечёт применение к лицу мер уголовной ответственности (установление за них уголовного наказания, запрещённость уголовным законом, высокая степень опасности их для общества, существенность причиняемых ими нарушений правопорядка).

Также мы хотим предоставить слово инспектору по делам несовершеннолетних Кожановой Еленой Ивановной, которая расскажет за какие правонарушения могут доставить в полицию и как следует вести себя в случае, если Вас доставили в отделение полиции.

Спасибо за выступление.

Задумайтесь над тем, о чем мы сегодня с Вами говорили. Вы ответственны за будущее поколение, которое будет жить в том обществе и с теми нормами, которые Вы создадите или сохраните.

Будьте достойными гражданами своей страны, соблюдайте законы!

В заключении нашей встречи хочу прочитать стихотворение. Подумайте, о реализации какого права в нем говорится.

Читайте также: