Круглый стол ценности жизни

Обновлено: 17.05.2024

Начнём наше занятие с просмотра видеоролика. Ваша задача, определить какая проблема стояла перед героем.

2. Давайте сейчас вместе подумаем о смысловом сюжете ролика. В чем основная идея? (суметь отказаться от наркотиков, сделать правильный жизненный выбор)

Сегодня на занятии мы должны выработать стратегию поведения, позволяющие сохранить личную безопасность, определить последствие употребление наркотиков и

  • Какие чувства вызывает человек употребляющий наркотик?
  • Как вы думаете, что стало причиной приема наркотических средств?
  • Назовите последствия употребления наркотиков.

Проблема с родителями

- Получается, что любопытство может привести к смерти, ломке, : (соединить стрелками со всеми словами 3 столбика). Вывод: какая бы не была причина употребления наркотиков это приводит к страданиям близких и самого человека, ставшего на этот путь.

4. Упражнение "Ценности"

-У вас на столе лежат листочки. Подумайте и напишите в порядке убывания, что для вас самое ценное и дорогое в жизни.

(Собрать листочки)

- А теперь представьте, все то что у меня в руках, что для вас дорого и ценно вы потеряли. (Пауза). Какое чувство вы испытали после моих слов? (Ответы учащихся). Так все, что для вас ценно и дорого могут отобрать наркотики, а вы будите у окружающих вызывать чувства, которые сами сейчас называли (столбец 1).Давайте ещё раз проанализируем, что толкает человека в этот страшный плен - наркотической зависимости. (Смотрим 2 столбик таблицы).

- Ребята, а ведь здесь есть и совсем безобидные слова: любопытство,

самовыражение, острота впечатлений. Да и другие ситуации мы неоднократно переживаем в своей жизни. Но выход находим иной. Выбор есть всегда, давайте подумаем, что является альтернативой названным причинам.

(В таблице стереть 1 и 3 столбцы и напротив возможных причин писать альтернативу)

Дискотека, клуб, кружки, спортивные секции

Спорт, хобби, любовь

Индивидуальность характера, уход из компании

Сила воли, характер

Психолог, служба доверия

Экстримальные виды спорта

Доброта, попытка понять, объяснить

5. - Молодцы, а теперь давайте разыграем возможную ситуацию, когда вам предлагают попробовать какое-то психотропное вещество. Я приглашаю свою помощницу и кого-то из вас. Кто попробует выступить оппонентом и отказаться от предлагаемого наркотика? (Девочка настойчиво предлагает попробовать психотропные таблетки, используя различные способы давления. Пытается заинтересовать, льстит, хвалит, шантажирует, угрожает, насмехается, призывает быть "как мы").

(Скорее всего диалог затянется и его нужно будет прервать поблагодарив ребят. Если нет сразу переходить к способам отказа).

- Ребята, мы увидели, чтобы нужная альтернатива возникла, самое главное уметь сказать "Нет!". Получилось ли это у нашего героя?

- Мы увидели, что диалог затянулся и последовало усиление нажима, перед которым становится всё труднее устоять. (Сравните твердое и короткое "Нет!" и ответ "Да нет.. Я сказал, что не хочу. ", где ответ"Да нет" воспринимается, скорей, как нерешительное "Да")

  • Жесткое "Нет!" с повышением тона голоса и решительным отстраняющим жестом. Наркоманы и наркоторговцы ловят подростков именно на проверке на смелость, подначивая : "Тебе - слабо? Что, боишся?" Правильной реакцией будет твёрдый ответ "Да, боюсь! Да, испугался!". Так скажет по-настоящему смелый человек, его смелость будет не только умной, но и честной".
  • Презрительное "Нет!", уходя от того, кто предлагает.
  • "Ты что мне предлагаешь? Я же сказал "Нет!". Ты что, дурак?" - ответ в форме обвинения.
  • Спокойно-уверенное "Нет!" и взгляд прямо в глаза тому, кто предлагает наркотик.
  • Интересным решением будет полное молчание, которое можно сопровождать мимикой и жестами, не оставляющими сомнений в категоричности отказа. При подобной тактике поведения всякое дальнейшее общение заходит в тупик и предложения прекращаются.
  • Можно отказаться, прикрывшись вывеской "болезнь": люди достаточно уважительно относятся к болезням, особенно непонятным. Если скажешь: "Ты что? У меня полигландулярная эндокринопатия! Я могоу запросто умереть, если приму наркотик.", после этого могут обижаться нав болезнь сколько угодно, главное, человек выведен из под давления.
  • Помните, что, на предложение принять наркотик, нельзя втягивать себя в долгие разговоры и дискуссии. Ответ должен быть коротким и решительным. После этого уйти.

- Давайте ещё раз попробуем сказать "Нет!" (Повторить сценку с другим желающим.)

7. А сейчас я хочу предоставить слово Валентине Михайловне. Вы можете задать ей свои вопросы.

8. Наш пресс-центр подготовил для вас буклеты "Твоя жизнь - твой выбор". (Раздать буклеты.)

Круглый стол "Жизнь, которую мы выбираем"

Цель: помочь учащимся осознать трудности выбора жизненного пути.

Эпиграф: “В жизни есть только одно несомненное счастье – жить для других”. (Л.Н.Толстой) (на доске)

1. Фрагмент фильма “Василиса прекрасная”.

а) падение с моста микроавтобуса в Челябинской области;

б) портреты Павла Рогожина и Дениса Тишкова.

3. Слова (жизненные ценности), написанные на бумаге.

4. Книжно-журнальная выставка “Каждый выбирает для себя…” (в соответствии с жизненными ценностями).

5. Песня на слова Ю.Левитанского “Каждый выбирает для себя” (на компьютере).

6. Песня Стаса Михайлова “Дайте мне” (на компьютере).

7. 20 листочков со словами Сорокина Питирима с одной стороны, афоризмами, пословицами, поговорками – с другой.

8. Планшетки “Круглый стол “Жизнь, которую мы выбираем” (1 – сценарий, 2 – песня “Каждый выбирает для себя”)

I. Давайте посмотрим фрагмент фильма “Василиса Прекрасная”, обратим внимание на вопрос, который звучит в фильме, и задумаемся над ответом. Приложение 1

- (“Что на свете всех милее?”)

Да, действительно, жизнь – это самая большая ценность. Сама жизнь - это уже выбор. Но какую жизнь выбрать? Попробуем разобраться и осознать трудности выбора жизненного пути за Круглым столом “Жизнь, которую мы выбираем”.

Философия жизни, нравственные категории, выбор жизненных ценностей – об этом пойдёт разговор.

Ведь так не просто нам порой
Решить, как поступить,
Чтоб честным быть перед самим собой
И в трудный час душой не покривить.
Что выбрать: совесть иль покой,
Благополучие иль честь,
Покорность или бой,
Отвагу или лесть?
Вопрос подобный задавал
Себе, конечно, каждый
И на него ответ мучительно искал
Как путник, изнывающий от жажды…

Песню “Каждый выбирает для себя” поют Л.А.Степанюк, Л.Токмакова. Гитара – М.Боголюбова.

Каждый выбирает для себя. Ю Левитанский

Каждый выбирает для себя
Женщину, религию, дорогу.
Дьяволу служить или пророку –
Каждый выбирает для себя.

Каждый выбирает по себе
Слово для любви и для молитвы,
Шпагу для дуэли, меч для битвы
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает по себе
Щит и латы, посох и заплаты,
Меру окончательной расплаты
Каждый выбирает по себе.

Каждый выбирает для себя.
Выбираем тоже, как умеем.
Ни к кому претензий не имеем.
Каждый выбирает для себя!

Ребята, у нас присутствуют гости, которые расскажут нам, какую жизнь они выбрали и почему.

Афоризмы о жизни.

Жить каждый день, как последний день!
Золотое правило жизни: начинай!
Пусть знает каждый – старец и юнец:
Жизнь дважды никому не даст Творец. (Фарухи)

Жизнь – вот твоё богатство,
Как проведёшь её, так и пройдёт она. (Омар Хайям)

Учись так, как будто тебе предстоит жить вечно; живи так, как будто тебе предстоит умереть завтра. (С. Смайлс)

Для себя жить – тлеть, для семьи – гореть, а для народа – светить. (Русская пословица)

II. На доске: семья, здоровье, образование, друзья, собственные силы.

- Расположите по степени важности для вас, что, по-вашему мнению, служит вам опорой в жизни.

- Здоровье, семья, образование, друзья, собственные силы.

- Что такое здоровье?

а) Правильная, нормальная деятельность организма. (Ожегов С.И. Словарь русского языка)

б) Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Определение Всемирной организации Здравоохранения – ВОЗ)

- Что значит ответственно относиться к здоровью?

- Назовите способы совершенствования здоровья?

- Каким образом можно сохранить здоровье?

Высказывания о здоровье.

а) Добродетель есть здоровье души, здоровье – добродетель тела. (П.Прудон)

б) Чем больше продвигается наука в изучении причин болезни, тем более выступает то общее положение, что предупредить болезни легче, чем лечить их. (И.Н.Мечников)

в) Если человек следит за своим здоровьем, то трудно найти врача, который знал бы лучше полезное для здоровья, чем он сам. (Сократ)

г) Здоровье – это состояние полного физического, духовного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней и физических дефектов. (Определение Всемирной организации Здравоохранения ВОЗ)

2. Николай Михайлович Амосов – кардиолог, писатель, сказал:

“Не надейтесь, что врачи сделают вас здоровым. Они могут спасти жизнь, даже вылечить болезнь, но лишь подведут к старту. А дальше – полагайтесь только на себя”.

  • Первое – от пищи. Есть хорошее высказывание: “Мы живём не для того, чтобы есть, а едим для того, чтобы жить!”.
  • Второе – от занятий физкультурой. “Движение – это жизнь”.
  • Третье – от управления психикой. Ещё А.С.Пушкин сказал: “Учитесь властвовать собой!”.

Н.М.Амосов: “Чтобы быть здоровым, нужна сила характера.

Как слабому человеку найти оптимум поведения в треугольнике “болезни – врачи – упражнения”?

Мой совет – выбирать последнее: упражнения и ограничения.

По крайней мере – стараться.

Впрочем – каждый хозяин своей судьбы”.

- Что такое семья?

а) Группа живущих вместе родственников (муж и жена, родители с детьми). (Ожегов С.И. Словарь русского язык)

“В русском обществе с давних времён образцово семьёй была многодетная семья, а образцовой женщиной – мать в окружении многодетных чад. Дети воспринимались как основное богатство семьи, а материнство считалось главной ценностью женщины, смыслом и содержанием её жизни…”. Ю Балакина

- Приемлемо ли это высказывание для вас и для сегодняшнего дня?

  • Лучше матери друга не сыщешь. (Русская пословица)
  • Что есть в сыне лучшего – от родителей. (Армянская пословица)
  • Обидишь отца-мать – счастья не найдёшь. (Белорусская пословица)
  • Человек в беде спешит к родителям, птица – к гнезду. (Калмыцкая пословица)

- Что включает в себя понятие “Образование”?

а) Обучение, просвещение.

б) Совокупность знаний, полученных специальным обучением. (Ожегов С.И. Словарь русского языка)

- Для чего человеку нужно образование?

- Образованный человек. Какой он в современном мире?

- Сейчас существуют рядом бюджетное образование и платное. Но покупаются и рефераты, и курсовые, и даже дипломы. Не страшно будет жить в обществе с купленными дипломами?

- А вы как думаете получать образование?

  • Без букв и грамматики не учатся и математике.
  • Корень учения горек, да плод его сладок.
  • Учись смолоду, под старость не будешь знать голоду.
  • Ученье и труд – всё перетрут.
  • Знание лучше богатства.

- Что такое дружба?

а) Близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (Ожегов С.И. Словарь русского языка)

- Какими качествами должен обладать друг?

а) Объясните слова Л.Н.Толстого: “Трусливый друг опаснее врага”.

б) Как вы объясните поговорку: “Рука друга не только гладит, но и карает”?

  1. Искренне интересуйтесь другими людьми.
  2. Улыбайтесь.
  3. Помните, что имя человека – это самый сладостный и самый важный для него звук на любом языке.
  4. Будьте хорошим слушателем.
  5. Говорите о том, что интересует вашего собеседника.
  6. Внушайте вашему собеседнику сознание его значимости и делайте это искренне.

Следуйте правилам Карнеги, и друзья будут любить вас.

5. Собственные силы.

- Как вы понимаете выражение “собственные силы”?

Принадлежащий кому-, чему-л. по праву собственности. (Кузнецов С.А. Современный толковый словарь русского языка)

- Приведите примеры, когда человек достиг чего-то, опираясь на собственные силы.

а) Пример с мальчиками в “Минуте славы”.

в) Б.Полевой. Повесть о настоящем человеке.

Ребята, это вечные ценности. Это доказывает речь Сорокина Питирима, преподавателя Петербургского университета.

Сорокин Питирим. Из речи на торжественном собрании в день 103-й годовщины Петербургского университета, 21 февраля 1922 года.

“Задача возрождения России падает на ваши плечи, задача – бесконечно трудная и тяжёлая. Сумеете ли вы выполнить её? Сможете ли выдержать этот экзамен истории.

Первое, что вы должны взять с собой в дорогу, - это знание…безошибочно указывающее, где Истина и где Заблуждение…

Второе, что вы должны взять с собой, это любовь и волю к производительному труду – тяжёлому, упорному, умственному и физическому… Мир – не зал для праздношатающихся, а великая мастерская, и человек – не мешок для переваривания пищи и пустого проживания жизни, а прежде всего – творец и созидатель…

Отправляясь в путь, запаситесь, далее, совестью, моральными богатствами. Не о высоких словах я говорю: они дешевы. а говорю о моральных поступках. О нравственном поведении и делах.

Придётся подумать вам и о том, кого взять с собой в спутники и руководители. Я бы взял в качестве таковых таких лиц, как Нил Сорский, Сергий Радонежский…, как Толстой и Достоевский. Такие спутники, по-моему мнению, не обманут.

Позволю обратить ваше внимание и ещё на один факт: на семью. ВЫ…должны знать и то, что без здоровой семьи невозможно здоровое общество…Оздоровление семьи, улучшение её организации в том направлении, чтобы она…создавала индивидуальность, чуждую и эгоистического шакализма, и невежества слепой стадности.

Таковы те главные ценности, которыми вы, с моей точки зрения, должны запастись, пускаясь в великий путь и подготавливаясь к великому экзамену. Я не знаю, выдержите ли вы это тягчайшее из жизненных испытаний. Но надеюсь, что “сим победиши”.

Он говорил о вечных ценностях.

Но задумайтесь: 7 декабря этого года в Челябинской области упало с моста маршрутное такси. Посмотрите, пожалуйста, слайды спасения людей из упавшего на лёд микроавтобуса Павлом Рогожиным и Денисом Тишковым. Они забыли и о своём здоровье, и о семье, и о том, что нужно получить образование, доучиться… Они, рискуя жизнью, спасали других людей, действуя в соответствии со словами Л.Н.Толстого (зачитать эпиграф на доске).

- Как вы думаете, какие качества они проявили?

Они показали свои высокие моральные, нравственные качества. Поступили по-человечески.

Возьмите с собой эти жизненные ценности, и пусть каждый из вас останется человеком.

На доске: стрелу и слово Ч Е Л О В Е К.

Посмотрите, слово “человек” написано у меня разноцветными буквами. Это значит, мы все разные, и очень важно в жизни быть человеком и в любой ситуации оставаться самим собой. Это очень трудно: быть человеком и оставаться самим собой.

Послушайте, как переживает по этому поводу Стас Михайлов.

Песня “Дайте мне”. (Музыка и слова Стаса Михайлова)

Дайте мне
Пройти свою дорогу, люди
Дайте мне
Дайте мне
Не ощущать тревогу, люди
Дайте мне
Дайте мне
Те крылья, что бы я поднявшись полетел
Дайте мне
Стоять и говорить для вас – ведь это мой удел

Дайте мне
Не становиться черствым, люди
Дайте мне
Дайте мне
Не оступиться в пропасть, люди
Дайте мне
Дайте мне
Сердец коснуться ваших – растопив в них лед
Дайте мне
Отбросив глупый страх – ползти вперед

Дайте мне
Поверить, что я нужен, люди
Дайте мне
Дайте мне
Не испоганить душу, люди
Дайте мне
Дайте мне
Не потерять свой смысл средь хвалебных фраз
Дайте мне
Надежду, что пою я не в последний раз

Дайте мне
Пройти свою дорогу, люди
Дайте мне
Дайте мне
Не ощущать тревогу, люди
Дайте мне
Дайте мне
Те крылья, что бы я, поднявшись, полетел
Дайте мне
Стоять и говорить для вас – ведь это мой удел

Дайте мне
Стоять и говорить для вас – ведь это мой удел

Ребята, я вам даю на память листочки со словами Сорокина Питирима о вечных жизненных ценностях. На обратной стороне вы увидите афоризмы, пословицы, поговорки о жизни, о здоровье, о семье…. Прочитайте их, пожалуйста, выберите близкое для вас и аргументируйте, почему?

- Пожелание вам при выборе пути – в стихах Б.Пастернака:

Во всём мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте.
До сущности протекших дней,
До их причины,
До основанья, до корней,
До сердцевины.
Всё время, схватывая нить
Судеб, событий,
Жить, думать, чувствовать, любить,
Свершать открытья.

- Сделайте вывод, какую жизнь вы выберете (ответы ребят).

А я очень надеюсь, что сегодняшнее мероприятие поможет вам осознать трудности выбора жизненного пути. Поможет вам в этом и книжно-журнальная выставка.

Круглый стол на тему: "Ценности моей жизни"


формирование умений слышать и слушать других в обсуждении – дискуссии.

сформулировать собственные жизненные ценности.

объяснить, как эти ценности влияют на жизнь.

задуматься о верности определения основополагающих для выбора жизненной стратегии жизненных ценностей.

Форма работы : в кругу за партами

Оборудование : проектор, компьютер, экран.

Ход занятия

Здравствуйте ребята! Сегодня мы с вами подумаем и поговорим о том, что люди ценят в своей жизни.

Сейчас мне хотелось узнать, что для вас является ценными?

Сегодня мы проведем игру, которая называется «На что потратить жизнь?»

Перед началом игры каждая группа по десять жетонов. Каждый жетон представляют собой частицу вас самих - одну десятую долю вашего времени, энергии, средств, интересов индивидуальности. На время игры эти 10 жетонов будут равноценны сумме тех качеств и возможностей, из которых складывается ваша личность. Не потеряйте их!

Когда мы начнем игру, перед вами встанет выбор: «потратить» жетоны или «сэкономить» . На продажу будут выставлять сразу по две вещи. Вы в праве выбрать любую из них или никакую, но только не обе сразу.

Купить каждую вещь можно только в тот момент, когда она выставлена на продажу. Переход к следующей паре означает, что предыдущая окончательно снята с «торгов». Если жетоны закончатся, вы уже ничего не сможете купить.

Итак, предлагаю сделать выбор, первая пара ценностей:

А) Хорошая просторная квартира либо дом (1жетон)

Б) Новый спортивный автомобиль (1жетон)

Кто желает приобрести один из двух предложенных «товаров»?

а) Полностью оплаченный отдых в течение месяца в любой точке земного шара для вас и вашего друга. (2 жетона)

б) Полная гарантия того, что девушка (юноша), на которой вы мечтаете жениться (за которого мечтаете выйти замуж), действительно в недалёком будущем станет вашей женой (вашим мужем). (2 жетона)

а) Самая большая популярность в кругу знакомых в течение двух лет.(1 жетон)

б) Один настоящий друг.(2 жетона)

а) Хорошее образование.(2 жетона)

б) Предприятие, приносящее большую прибыль.(2 жетона)

а) Здоровая семья.(2 жетона)

б) Всемирная слава.(3 жетона)

Тем, кто выбрал здоровую семью, предназначена награда – два лишних жетона.

а) Изменить любую черту своей внешности.(1 жетон)

б) Быть всю жизнь довольным собой.(2 жетона)

а) Пять лет ничем не нарушаемого физического наслаждения.(2 жетона)

б) Уважение и любовь к вам тех, кого вы больше всего цените.(2 жетона)

Те, кто выбрал 5 лет наслаждения, должны заплатить ещё один жетон, если у вас они ещё остались. Ведь в жизни есть вещи, за которые нам порой приходится платить дороже, чем мы думали.

а) Чистая совесть.(2 жетона )

б) Умение добиваться успеха во всем, чего бы вы ни пожелали.(2 жетона)

а) Чудо, совершенное ради человека, которого вы любите.(2 жетона)

б) Возможность заново пережить (повторить) любое 1 событие прошлого. (2 жетона)

а) Семь дополнительных лет жизни.(3 жетона)

б) Безболезненная смерть, когда придет время.(3 жетона)

Больше покупок делать нельзя. Если вы израсходовали не все жетоны, они пропадают.

Поздравляю вас с покупками! Я предлагаю вам обсудить свои покупки и ответить на следующие вопросы:

1. Какой покупкой вы более всего довольны?

2. Пришлось ли вам пожалеть о том, что вы чего-то не приобрели?

3. Хотели бы вы что-нибудь изменить в правилах игры?

4. Подход к вопросу:

- Ребята! Так что же такое ценность?

- Какие бывают ценности?

2.Чтение рассказа «на острове»

Задание: я буду читать рассказ, вы внимательно послушайте, чтобы потом каждый мог принять участие в обсуждении.

Закройте глаза и опустите голову. Сейчас вы совершите путешествие в одно незнакомое, но чудное место. По какой-то неизвестной причине Ваш дальний родственник умер, оставив Вам в наследство свой остров. Он был очень богат. Когда Вы пролетаете над островом, готовясь вступить во владении им. Вы не верите своим глазам. На острове много домов, зелени, гавань с яхтой и пляжем. Здесь круглый год стоит теплая погода. Сойдя с самолета, Вы направляетесь к лимузину, ключи от которого лежат у Вас в кармане. На переднем сиденье Вы обнаруживаете карту и едете в свой будущий дом. Вы переступаете порог дома, проходите через несколько просторных комнат и входите в гостиную, где для вас накрыт стол с массой деликатесов. Когда вы заканчиваете трапезу, бесшумно входит официант и приносит поднос со сладостями и кофе. Вы пытаетесь заговорить с ним, но он молча кланяется и исчезает. Глядя в сторону пляжа, Вы достаете из кармана последнее письмо родственника. Оно содержит особые сведение по поводу условий вашего наследства. Вы узнаете, что Вы сможете провести остаток жизни, не испытывая ни в чем нужды. Но есть одно условие – Вы никогда никого не должны приглашать на этот остров. Слуги не понимают языка, на котором вы говорите, и не должны с вами общаться. Вам запрещается также иметь контакты с внешним миром. Лишь один человек будет оставаться на острове на ночь в качестве прислуги; все же остальные будут после обеда уезжать на берег. Вы можете заказать им привезти все, что пожелаете, и они выполнят Вашу просьбу. Если же вы решите покинуть остров, то никогда больше сюда не вернетесь и лишитесь наследства.

Когда-то Ваш родственник пережил глубокое потрясение. Он не видел ничего хорошего от людей, и поэтому решил оградить Вам от боли разочарования путем добровольной ссылки на это райский остров.

Как вы поступили в этом случае, принимая во внимание то, что Вы не имеете права изменить условия завещания? Почему?

Как выбор ценностей влияет на общение людей друг с другом?

Вывод: Если человек выбирает только материальные ценности, то он перестает быть человеком.

3. Притча о ценности жизни.

Человек шел по берегу и увидел мальчика, который поднимал что-то с песка и бросал в море. Человек подошел ближе и увидел, что мальчик поднимает с песка морские звезды. Казалось, на песке — миллионы морских звезд, берег был буквально усеян ими на много километров. — Зачем ты бросаешь эти морские звезды в воду? — спросил человек, подходя ближе. — Если они останутся на берегу до завтрашнего утра, когда начнется отлив, то погибнут, — ответил мальчик, не прекращая своего занятия. — Но это просто глупо! — вскричал человек. — Оглянись! Здесь миллионы морских звезд, берег просто усеян ими. Твои попытки ничего не изменят! Мальчик поднял следующую морскую звезду, на мгновение задумался, бросил ее в море и сказал: — Мои попытки изменят очень много… для этой звезды

Философский круглый стол: «Самая главная ценность – жизнь» Д.С. Лихачев.

- А что для нас является ценным? - То есть наши ценности духовны и материальны.

- А что же является самой главной ценностью?

Итак, Жизнь каждого человека уникальна и неповторима. Особенно ценна жизнь в мире, когда нет войны, и благополучии, когда есть близкие и родные люди, человек здоров, успешен, у него есть интересные и важные дела. Сделать жизнь такой – основная задача государства, общества и каждого человека.

Шустова Ольга.

Собственная жизнь – ценность для каждого из нас.

Только при жизни человек может радоваться, любить, дружить, веселиться. С жизнью связаны все наши планы. Они станут реальностью, только если мы будем жить. Каждая отдельная жизнь абсолютно уникальна, неповторима. Конечно, особенно ценна хорошая жизнь, когда нет войны, есть близкие люди, есть здоровье, успехи, интересные и важные дела. Сделать её такой – задача общества, государства, каждого человека.

Но, по-своему, ценна не только счастливая жизнь, но и жизнь полная страданий и бед. Она показывает окружающим, как можно переносить эти страдания, как пережить горе, болезни и другие несчастья.

В жизни человек делает массу открытий для себя и для других. В процессе жизни человек самоутверждается как личность. Начинает гордиться собой, своими достижениями.

Каждый из нас способен буквально «строить» свою жизнь – это, пожалуй, самое интересное в мире занятие.
Жизнь каждого из нас огромная ценность для всех наших близких: родных и друзей. Она дарит им радость, гордость за нас, любовь. С ней связанны их надежды на будущее. Счастье родителей зависит от жизненных успехов их детей. Забота о будущем детей заставляет родителей планировать и свое будущее, стремиться к преодолению трудностей, к успехам. В жизни взрослых вообще многое делается ради детей на основе родительской любви. Это прекрасные дела и переживания.
Скобельцына Анастасия
Жизнь каждого человека ценна и для общества. Существование общества невозможно без системы жизнеобеспечения. Общество ведет серьезную борьбу за жизнь человека.

От успехов этой борьбы зависит жизнеспособность всего человечества.

В настоящее время наша страна и другие страны Западной Европы решают сложные демографические проблемы – надо сделать так, чтобы рождалось больше детей. От этого зависит стабильность развития всех стран.
Мы существуем на планете благодаря тому, что существуют многие другие формы жизни: жизнь растений, животных. Все эти формы жизни формировались в едином процессе развития. Все они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Но жизнь человека имеет особую, специфическую ценность. Она ценна не только потому, что человек единственное разумное существо, обладающее сознанием. Есть такие формы человеческой жизни, когда сознание человека еще не развилось (у младенцев), или угасает (у больных или некоторых очень пожилых людей). Но и эти люди тоже дороги всем. Значит дело не только в сознании. Дело в том, что только человек мог создать мир культуры. Именно мы, люди, можем строить удивительной красоты города и деревни, выводить новые сорта растений и новые породы животных, создавать машины, шить одежду и следовать моде. Ни одно живое существо не создает ничего подобного и не нуждается в таком способе существования.
Всё это заставляет ценить жизнь любого человека, охранять и защищать всё живое на Земле.

Вопрос для обсуждения: Почему человеческая жизнь является главной ценностью? Обоснуйте свою точку зрения.
Как вы думаете, почему ценна не только счастливая, благополучная жизнь, но и жизнь, полная страданий и бед. Проиллюстрируйте свой ответ примерами из литературы, СМИ, из жизни окружающих.

Паздникова Жанна.
Жизнь как ценность. Чтобы соединить два понятия в одно целое необходимо ответить на два вопроса: «Что такое жизнь? Что такое ценность?» Человек, в первую очередь, существо биологическое. Сотни миллионов лет длилась эволюция животного мира, в процессе которой сформировалось наиболее совершенное создание природы – человек. Организм человека состоит из миллионов клеток, все они выполняют определенную функцию. Благодаря клеткам организм растет, размножается, идет восстановление органов и тканей. И стоит только погибнуть определенной группе клеток как организм выходит из строя. Жизнь очень хрупкая, но мы этого часто не осознаем и поэтому не ценим ее. Ученые не пришли к единому мнению: одни считают, что человек может прожить более ста пятидесяти лет, другие – более двухсот лет. И сейчас на Земле есть долгожители, которым более ста лет. Почему же одни живут более ста лет, а другие сорок, пятьдесят лет. Причин очень много: стрессы, экология, алкоголизм, наркомания, неизлечимые болезни. У каждого человека свои причины, но каждый рано или поздно закончит свой жизненный цикл.

Человек – это биосоциальное существо. Важный признак человека заключается в том, что он существо общественное или социальное. Лишь в обществе, в общении сформировались такие человеческие качества как язык (речь), способность мыслить.

Человек живет в определенной системе ценностей, предметы и явления которых удовлетворяют его потребности . Одни и те же предметы и явления для разных людей могут представлять неодинаковую ценность. Разными являются и ценностные ориентации. От них зависят правила поведения личности. Но самая высшая и абсолютная ценность – это сам человек, его жизнь. Человек – это самоценность, абсолютная ценность.

Логинова Екатерина.

Говорить о ценностях вне человека нет смысла. Что же такое ценности?

Ценности – это то, что дорого людям, что делает жизнь человека более осмысленной, позволяет разбираться в явлениях окружающего мира, ориентироваться в нем.

Высшие ценности: смысл жизни, добро, справедливость, красота, истина, свобода. Они увеличивают продолжительность жизни. Жизнь будет невыносимой, если человек не найдет смысла жизни, не сможет себя реализовать. Высшие ценности играют большую роль в социализации личности. Иногда человек запутывается в ценностях или не находит их. Его одолевает скука, которая приводит к суициду. Мы живем на этапе становления рыночных отношений. Они влияют на ценностные ориентации личности. Появляется двойная мораль, всеобщее отчуждение. Иногда человек теряет свои высшие ценности, составляющие смысл его жизни. «Есть лишь одна действительно серьезная философская проблема – это самоубийство. Вынести суждение о том, стоит ли жизнь труда быть прожитой, или не стоит – это ответить на основной вопрос философии.

Проблема самоубийства, -считает Камю, - это проблема всей жизни, где человек отвечает на вопрос – является ли жизнь просто биологической данностью, или в ней реализуются человеческие ценности, придающие ей смысл. Стремясь разобраться в смысле жизни, человек бросает пристальный взгляд на общество. Оно кажется ему миром бесправия, отчужденности, равнодушия. Поэтому важной функцией человека является установление непрерывного взаимодействия с внешним миром, которое достигается с помощью психической деятельности. Благодаря ей человек формирует духовную картину внешнего мира и в соответствии с ней управляет своим поведением. В результате достигает поставленной цели, решает различные жизненные ситуации.

Ценность жизни бесспорна. Ведь если нет земного существования, то остальные ценности утрачивают свою значимость. Человечество не сможет продлить собственное бытие, если перестанет воспроизводить жизнь как вечную ценность. Жизнь – драгоценный дар, но когда – то приходит неизбежная смерть и каждый человек знает об этой неизбежности. Но он живет, пытается найти смысл жизни, выделяет значимые для него ценности.

«Человек сам оценивает участие в мировом процессе. Он осознает ценность жизни. Но какая логика заставляет человека жить и ценить жизнь, если его ждет неизбежная смерть? Какой вообще может быть смысл в этой жизни, которая полна ужасов и скорби?» (В. С. Соловьев). И все - таки человек живет, до конца борется с неизбежностью. Порой немыслимыми усилиями борется за свою жизнь, начинает ценить то, что раньше не замечал. Примеров тому множество.

Шустова Ольга

Смысл жизни человека – это философское размышление о цели и предназначенности такого дара человека, как жизнь. Это понятие, помогающее человеку достойно и осмысленно прожить свои годы.

Иногда жизнь перестает быть ценностью: тяжелая болезнь, утрата очень близкого человека, иногда человек теряет свои высшие ценности, составляющие смысл его жизни.

Жизнь бесценна. «Жизнь не может быть определена никаким конкретным содержанием. В чем ее смысл? В чем ее цель? – спрашивал В. В. Версаев. – Ответ только один: в самой жизни. Жизнь сама по себе представляет высочайшую ценность, полную таинственной глубины. Всякое проявление живого существа может быть полно жизни, - и тогда оно будет прекрасно, светло и самоценно; а нет жизни – и то же явление становится темным, мертвым, и, как могильные черви, в нем начинают копошиться вопросы: зачем? для чего? какой смысл? Мы живем не для того, чтобы творить добро, как живем не для того, чтобы бороться, любить, есть или спать. Мы творим добро, боремся, едим, любим, потому что живем».

Итак, смысл существования – в самом существовании, в самом бытии человека, а ценность его жизни – в способности, несмотря на все трудности, совершенствуя мир, совершенствоваться самому. Я люблю жизнь и считаю ее самой высшей ценностью, которая дана человеку.

Скобельцына Анастасия

Вся история человечества является историей бесконечного, как стихийного, так и осознанного, поиска и обретения человеком смысла своей жизни. Человек разумный, будучи личностью, размышляя над своим бытием, неизбежно ставит вопрос: зачем я живу? Вопрос о смысле жизни был главным в философских, религиозно-нравственных исканиях русских мыслителей конца Х1Х-начала XX века Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого, В.С. Соловьева, Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова и других. «Без знания того, - писал Л.Н. Толстой, - что я такое и зачем я здесь, нельзя жить».

Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, образа жизни, мировоззрения, нравственных идеалов, от конкретно-исторической ситуации. Если в обществе, в семье, в коллективе создаются благоприятные условия для жизнедеятельности человека, удовлетворения его жизненно необходимых потребностей и интересов, то он склонен положительно оценить свою жизнь, видеть в ней смысл и значение. Если же общество, коллектив и даже семья оказываются к нему враждебными, жестокими, то его собственная жизнь может утратить свою ценность в этом мире. Последствия в таком случае могут быть разные: уход в религию, психические аномалии, суицид. Для таких людей жизнь теряет смысл, превращается в кошмар, толкает их к антисоциальным поступкам.

Одни смысл жизни видят в преодолении своей смерти, в индивидуальном существовании, выживании. Таких людей много, им приходится в силу обстоятельств или воспитания руководствоваться естественным животным чувством самосохранения. По большому счету это мелковато и недостаточно для людей альтруистского коллективистского склада с высокой культурой и развитым чувством долга. С такой позицией невозможно совершить подвиг, самопожертвование. Другие усматривают смысл своей жизни в детях, то есть в продолжении своей жизни в потомстве.

Смысл жизни, считают третьи, в служении Родине, «в роде человеческом» (Достоевский). Л.Н. Гумилев в своей теории этногенеза таких людей называет пассионариями, поведение которых превышает величину импульса инстинкта самосохранения. В народе же их называют героями. Цель жизни у них — борьба со злом, за справедливость, за свой народ. Русский писатель В. Распутин говорит: «Есть у человека Родина — он любит и защищает все доброе и слабое, нет — все ненавидит и все готов разрушить. Это нравственная и духовная скрепляющая, смысл жизни, от рождения и до самой смерти согревающее нас тепло».

Таким образом, в истории мировой и отечественной культуры в решении проблемы смысла жизни можно выделить две тенденции. Первая, когда смысл жизни обретается внутри человека, в его собственной жизни. Здесь возможны варианты: гедонистический (гр. hedone — наслаждение, удовольствие) и рационалистический (лат. rationalis - разумный), когда человек стремится во что бы то ни стало реализовать свои способности, интересы, не считаясь с другими людьми, общественными интересами. Гедонисты, эгоисты, живущие ради себя, как правило, плохо кончают вследствие неудовлетворенности, распада и гибели.

В прогрессивной культуре все больше проявляется вторая гуманистическая тенденция - в поиске и реализации смысла жизни не только для себя и не столько в своем сознании, переживаниях и в словах, сколько в своей деятельности, поступках, свершениях во имя высоких целей, в служении идеалам добра и справедливости, в поиске истины.

Обобщая литературу, имеющиеся научные понятия, В.В. Шаронов определяет смысл жизни как способ и уровень освоения человеком конкретной жизненной ситуации в соответствии с его нравственными принципами, требованиями его совести и принятой системой ценностей.

Пути обретения человеком смысла своей жизни сложны, противоречивы и не всем доступны. Они зависят прежде всего от психического и физического состояния человека, от его общей культуры, социального статуса, условий и образа жизни. Л.Н. Толстой любил приводить такое изречение: «Для того чтобы человеку жить хорошо, ему надо знать, что он должен и чего не должен делать. Для того чтобы знать это, нужна вера. Вера — это знание того, что такое человек и для чего он живет на свете. И такая вера была и есть у всех разумных людей».

Духовно здоровый человек, как правило, имеет положительную направленность своих устремлений, даже в сложных ситуациях. Он пытается строить свою жизнь в соответствии с высшими духовными ценностями — по законам разума, добра, красоты и справедливости. Он стремится разрешать свои трудности, конфликты не в ущерб другим людям. «Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, тем он свободнее, тем большее удовольствие доставляет ему жизнь» (А.П. Чехов).

Замечательный русский философ Владимир Соловьев так выразил понимание смысла своей жизни: «Не навреди, а если можешь — помоги».

Заключить главу о философии человека можно обращением академика И.П. Павлова к своим ученикам: «Человек — высший продукт земной природы. Человек — сложная и тончайшая система. Но для того, чтобы использовать сокровища природы, чтобы этими сокровищами наслаждаться, человек должен быть здоровым, сильным и умным».

Вопрос для обсуждения: Что такое человек? Какова природа человека? В чем смысл человеческих отношений и человеческого существования? От чего зависят смысл человеческой жизни?

Подобного рода вопросы интересуют людей с давних пор. Человек – уникальное творение Вселенной. Ни современная наука, ни философия, ни религия не могут в полной мере выявить тайну человека. Философы приходят к выводу, что человеческая натура проявляется в различных качествах (разумность, гуманность, доброта, способность любить и др.), но одно из них является главным. Выявить эту черту означает постичь сущность и задачу его жизни. Есть ли вообще в человеческой жизни смысл? Философы отвечают на эти вопросы по-разному. Многое зависит от общей мировоззренческой установки той или иной эпохи, то есть от того, что данное философское или религиозное направление выдвигает в качестве высшей ценности.

Проблема человека всегда стояла в центре философских исследований: какими бы проблемами философия ни занималась, человек всегда был для нее проблемой наиважнейшей. Эта же проблема важна и для литературных писателей и их героев. ( Л.Н. Толстой, М. Шолохов, Ф. Достоевский и др.)

В 19 веке философы пытались углубить изучение духовности человека, внимание к его внутренними миру, его чувствам и переживаниям (С.Кьеркегор, В.Дильтей, Ф.Ницше).

Возникшие в середине ХIХ века науки о человеке (психология, социология, биологическая теория эволюции) расширили знания о человеке.

Одной из характерных особенностей русской философии второй половины XIX - начала XX века также является внимание к человеку, антропоцентризм. Здесь четко выделяются два направления: материалистическое и идеалистическое, светское и религиозное. Материалистическое направление представлено революционерами-демократами и прежде всего В.Г.Белинским и Н.Г.Чернышевским, идеалистическое связано с именами В.Соловьева, Н.А. Бердяева и рядом других мыслителей.

В.С.Соловьев в своей работе "Нравственный смысл жизни в его предварительном понятии" рассматривает еще один аспект этого вечного вопроса - нравственный.

Рассмотрев взгляды выдающихся философов и мудрецов человечества мы видим, что проблема смысла человеческого бытия всегда стояла в центре философских исследований.

В завершении обсуждения вопроса о ценностях человека и его жизни обратимся к Д.С. Лихачеву.

Жизнь и её ценности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Помочь подросткам посмотреть на жизнь с разных позиций, с точки зрения нескольких поколений, осмыслить и осознать ее ценность.

Просмотр содержимого документа
«Жизнь и её ценности»

Круглый стол "Жизнь и ее ценности"

Автор: Наталья Владимировна Черноносова, педагог-психолог, классный руководитель.
Описание: Круглый стол на тему: "Жизнь и ее ценности" для учащихся 9 класса.

Участники: для более результативной работы «круглого стола» и его результата, должны присутствовать несколько поколений, приглашенных - педагог-психолог, классный руководитель, учащиеся класса, родители, бабушки.

Цель: помочь подросткам посмотреть на жизнь с разных позиций, с точки зрения нескольких поколений, осмыслить и осознать ее ценность.
Задачи:
- познакомить детей с такими понятиями как - «Жизнь», «Жизненные цели», «Смысл жизни», «Жизненный путь», «Жизненные проблемы». Способствовать развитию у детей любознательности, наблюдательности;

- развивать у детей ответственное отношение к жизни.

- научить детей приемам и способам решения «жизненных проблем».

Ход круглого стола:

Классный руководитель: Ребята, скоро вы окончите 9 класс, и вам придется выбирать свой дальнейший «жизненный путь», вы вновь вступите на новую ступень вашей жизни. «Жизнь» – это самая поразительная, удивительная и таинственная тема для человека. Наука знает очень многое о жизни, но пока далеко не все. Так что же такое жизнь? Ребята, давайте каждый из вас попробует дать ответ на вопрос – Что такое жизнь?

Отвечают учащиеся.

А сейчас предоставляем слово родителям.

Что же скажут о жизни наше старшее поколение (бабушки).

Посмотрите, какие получились ответы, ведь каждый высказался так, как он видит свою жизнь. Ребята, на один вопрос дали ответы несколько поколений, а что же общего во всех этих ответах вы услышали, давайте подведем итог.

Жизнь — это понимание не только того, что тебя окружает, но и того что находится внутри каждого из нас. Жизнь дается каждому не просто так. Человек должен оставить какой-то след после себя, это может быть что угодно, что может принести будущему поколению пользу.

Классный руководитель: Жизнь человека развивается в определенном временном пространстве. Это пространство можно изобразить графически: где А – начало жизни, время рождения человека, а1, а2, а3 …– временные этапы жизни с ее спадами подъемами, волновыми и ровным течением, водоворотами и бегом по кругу, Аn – конец жизни, момент наступления смерти.
Ведущий рисует прямую линию.

У жизни есть начало и конец и самое главное между ними есть огромное пространство – наш жизненный путь. Что такое «Жизненный путь?». Ответы присутствующих.

Это наше бесценное богатство. Молодые люди находятся в начале жизненного пути, пожилые близки к его завершению. Мы, знаем, что длина этого пути у всех разная: у кого-то жизненная дорога весьма длинная, у кого-то совсем короткая, у некоторых младенцев не успев начаться, уже заканчивается. Есть люди, которые посвоей воле, прерывают жизненный путь и ставят точку раньше времени прибегая к суициду. Пройти по жизни нелегко и не просто. В жизни бывает всякое: бури, ураганы, грозы, штормы, штили, затишье. Без всего этого не существует жизни. Но вы всегда должны помнить, что со всеми трудностями можно всегда справится, для этого есть много разных способов.

Вопрос ко всем присутствующим.

«Если у вас возникла проблема, как вы с ней справляетесь?» Ответы по желанию.
Есть люди, которые кое-как проходят свой жизненный путь, некоторые «прожигают жизнь», у них не остается ни чего позади, нет ни чего стоящего и в настоящем, а задача каждого человека – пройти свой жизненный путь достойно, наполнить жизнь содержанием и смыслом. «Для чего мы живем? В чем смысл жизни?» – эти извечные философские вопросы задают себе многие. У каждого человека свой жизненный смысл, свои цели, человек сам решает, как прожить свою жизнь, что оставить после себя.
Сейчас мы немного поговорим о смысле жизни каждого из нас.
Задание: «Смысл жизни»
Предмет передается по кругу. Держа в руках этот предмет, каждый участник говорит, в чем заключается смысл его жизни («Смысл моей жизни…»).

Классный руководитель: На каждом жизненном этапе может меняться и смысл. Знаменитый австрийский психолог Виктор Эмиль Франкл считал, что смысл жизни заключается в поисках самого смысла. Человек сам должен наполнять свою жизнь смыслом.
Улучшая себя, мы облегчаем жизнь окружающим людям. Восточная мудрость гласит: «Совершенствуй себя, и все твои дела будут совершенны».
В жизни так же важно уметь отделять существенное от несущественного, чтобы не растрачивать свои жизненные силы по пустякам.
Часто мы расстраиваемся из-за того, что чего-то не купили, чего то не досталось, что-то не успели, что-то потеряли, превращаем жизнь в постоянную суету, то есть тратим себя на несущественное.


Задание: «Мой жизненный путь».(Заранее сделать заготовки)
На листочке бумаге изобразить свой жизненный путь графически с делениями по 10 лет, а учащимся 5 лет. Обозначьте, на какие годы приходились спады, подъемы, ровное течение и вы увидите, как проходит именно ваш жизненный путь.
Ведущий: А теперь давайте подумаем о нашей жизни вместе с величайшими людьми, соприкоснемся с их жизненным опытом. Их высказывания помогут пересмотреть отношение к жизни и свое место в ней. Многие из этих афоризмов прошли через века, доказав свою значимость, актуальность.

Задание: «Мудрость веков».
Афоризмы можно зачитывать дважды, можно проводить короткие обсуждения. (Раздать всем присутствующим заготовки). Обсуждаем вместе.
1. Душа, как и тепло, живет тем, чем питается.
Д. Холланд
2. Изучение мудрости возвышает нас и делает сильными и великодушными.
Я. Коменский
3. Кто мудр? – всех чему-нибудь научающийся.
Л.Н. Толстой
4. Молодость – вот время для усвоения мудрости, старость – время для ее применения.
Ж.Ж. Руссо
5. Наша жизнь есть то, что мы думаем о ней.
М. Аврелий
6. Жизнь – это красноватая искорка в мрачном и немом океане вечности, это единственное мгновение, которое нам принадлежит.
И.С. Тургенев
7. Жизнь как пьеса в театре: важно не то, сколько она длится, а насколько хорошо сыграна.
Сенека
8. Жизнь – это то, что люди больше всего стремятся сохранить и меньше всего берегут.
Ж. Любрюйер
9. Жизнь – трагедия для тех, кто живет чувствами, и комедия для тех, кто живет умом
Ж. Любрюйер
10. Жизнь сама по себе – ни благо, ни зло, она вместилище и блага, и зла, смотря по тому, во что вы сами превратите ее.
М. Монтень
11. Жизнь не в том, чтобы жить, а в том, чтобы чувствовать, что живешь.
В.О. Ключевский
12. Если вы постигли искусство радоваться каждому мгновению жизни, то вы научились очень многому.
А. Азад

13. Жизни верь, она ведь учит лучше всяких книг. /Гёте/

14.Без пользы жить - безвременная смерть. /В.Гёте/

15. Жизнь — это миг. Ее нельзя прожить сначала на черновике, а потом переписать на беловик. /А.П. Чехов/

16.Упавший духом гибнет раньше срока. Омар Хайям

17.Жизнь - это не имущество, которое надо защищать, а дар, который нужно разделить с другими людьми - Уильям Фолкнер

18.Жить – значит делать вещи, а не приобретать их. Аристотель

В заключении:

Классный руководитель: каждый день нашей жизни особенный и неповторимый, улетающий в вечность безвозвратно. Чувствовать это мгновение жизни, наслаждаться им – огромное счастье. Умение ощутить радость бытия и красоту мироздания – это талант. Так будем же в этом все талантливы.

Читайте также: