Круглый стол блокада ленинграда

Обновлено: 24.04.2024

Монтаж, посвященный годовщине снятия блокады Ленинграда, может быть использован во внеклассной работе.

ВложениеРазмер
Монтаж, посвященный годовщине снятия блокады Ленинграда 68 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Монтаж, посвященный годовщине снятия блокады Ленинграда

1 страница « Жизнь довоенной страны»

Ведущий 1: - Время- лекарь и эту роль повторяет оно со всеми.
Но бывает людская боль, над которой не властно время.
- Годовщине снятия блокады Ленинграда посвящается.

Ведущий 2: 21 июня 1941г. Теплый, ласковый субботний вечер. Закончились школьные экзамены, прошли выпускные вечера.

(Музыка « В городском саду играет духовой оркестр…»)

1 пара: - Геля, я давно хотел тебе предложить: давай дружить…

- Знаешь, а я догадывалась. Давай!

2 пара: - Что ты решила с поступлением?

- Вчера весь вечер на семейном совете решали. Папа настаивает на Политехническом, мама – на медицинском, а я все-таки попробую … в театральный.

- Как хорошо, что закончились экзамены. Завтра же утром поеду на дачу. Помогу бабушке - и сразу купаться! Я уже ощущаю прохладу воды. Хочется плыть, плыть…

Ведущий 2: Июнь! Клонился к вечеру закат,

И белой ночью разливалось море,

И раздавался звонкий смех ребят,

НЕ знающих, не ведающих горя.

( Звучит фрагмент песни «Довоенный вальс» в исполнении И.Кобзона; муз. П.Аедоницкого, сл. Ф.Лаубе)

Июнь! Тогда еще не знали мы,

Со школьных вечеров к Неве шагая,

Что завтра будет первый день войны,

А кончится лишь в 45-ом, в мае.

И песня над рекой лилась Невой,

Мы шли навстречу утру и смеялись.

НЕ знали мы еще тогда с тобой,

Что с детством мы и с юностью прощались.

Интересно, что за голову Левитана было обещано 250 тысяч марок, а специальная группа СС готовилась к заброске в Москву, чтобы ликвидировать диктора. Для того чтобы обезопасить главный голос СССР, Левитану выделили охрану, а по городу распускали ложные слухи о его внешности, благо в лицо Юрия Борисовича знали немногие.

( Звучит музыка песни «Вставай, страна огромная!» На фоне музыки говорят чтецы)

Что может быть страшнее, чем война?

Лишь слезы да страдания несет она

И счастье забирает у людей,

Любимых разделяет и друзей.

2 страница «Блокада Ленинграда»

Ленинград… Один из красивейших городов мира. Прямые проспекты и улицы, красивые площади, ажурные мосты через Неву и многочисленные каналы. Причудливыми узорами на фоне неба вырисовывались Исаакиевский собор, Петропавловская крепость, шпиль Адмиралтейства, Эрмитаж. Здесь создавали свои творения Пушкин и Достоевский, звучала завораживающая музыка Чайковского и Бородина.

( Слайды – виды довоенного Ленинграда )

И всего этого уже через месяц могло не быть. Перед северной группировкой фашистских войск была поставлена задача к 21 июля захватить Ленинград. Гитлер хотел путём обстрела из артиллерии всех калибров и беспрерывной бомбёжки с воздуха сравнять город с землёй. Для осуществления этого замысла гитлеровское командование бросило к Ленинграду более 40 отборных дивизий, свыше тысячи танков и полторы тысячи самолётов.

Враг бешенный на нас пошел войной.
Жестокий враг на наше счастье поднял руки,
Враг топчет мирные луга,
Он сеет смерть над нашим краем,
Иди смелее в бой, рази врага,
Жестокий дай отпор кровавым хищным стаям.
Как дом, в котором ты живешь,
Оберегай страны просторы.
Завод родной, сады, леса и рожь,
И воздух наш, и степь широкую, как море.
Храни, как дом, в котором ты живешь!

Несмотря на героизм наших воинов и отвагу партизан, благодаря перевесу в технике и живой силе в сентябре 1941 года врагу удалось подойти вплотную к Ленинграду и окружить его. Гитлеровское командование приступило к осуществлению своего кровавого замысла - уничтожению города и его населения.

Началась блокада Ленинграда немецкими, финскими и испанскими войсками во время Великой Отечественной войны, которая длилась с 8 сентября 1941 по 27 января 1944 — 871 день.

Это были ежедневные артиллерийские обстрелы и бомбежки. Днем фашисты обстреливали Ленинград из дальнобойных орудий, ночью сбрасывали с самолетов зажигательные и фугасные бомбы. Рушились жилые здания, школы, детские дома, больницы. На домах появились предупреждающие надписи: "Граждане! Во время обстрела эта сторона улицы наиболее опасна!". В перерывах между обстрелами, бомбежками и радиопередачами по Ленинградскому радио транслировался равномерный, четкий как приказ, стук метронома. Вот так он выглядит и работает (звучит стук метронома).

Жители не выключали радио круглые сутки. Стук метронома напоминал им ритмичные удары сердца города - звучит радио, значит, город живет и борется. На защиту города поднялись все его жители. В короткий срок был превращен в город - крепость.

Всего только несколько месяцев прошло с начала войны, а город уже голодал. Все меньше и меньше продуктов стали выдавать по карточкам. 20 ноября 1941 г. рацион хлеба дошел до 125 граммов иждивенцам и 250 граммов рабочим. Крупы выдавали 300 г, масла - 100 г в месяц. Потом пришло время, когда уже не выдавали ничего, кроме хлеба. Да и эти 125 г, от которых зависела жизнь, были не хлебом, а липким черным месивом, сделанном из мучных отходов, мокрым и расплывающимся в руках. Каждый растягивал свой кусок насколько мог. Надвигался голод! Развивалась своеобразная ленинградская кулинария: люди научились делать пышки из горчицы, суп из дрожжей, котлеты из хрена, кисель из столярного клея. Хлеб - это совсем маленький кусочек: тяжелый, липкий, сырой. Хлеб содержал всякую примеси и лишь немного муки. Почти все ленинградцы страдали от дистрофии. Одни распухли и блестели, как будто покрытые лаком. Это первая степень болезни. Другие - высохли - вторая степень. В конце декабря хлебная пайка стала почти вдвое тяжелее - к этому времени значительная часть населения погибла. Многие от слабости падали и умирали прямо на улицах. Весной 1942 года при таянии снега на улицах и площадях нашли около 13 тысяч трупов.

Зимой 1941-1942 года в городе не было топлива и электроэнергии. Люди, истощенные голодом, измученные непрерывными бомбежками жили в непотопляемых домах.

Замерзли водопровод и канализация. За водой ходили на набережную Невы, делали прорубь и набирали воду под обстрелами.

Смерть входила во все дома.

Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Осенью 1941года для связи с осажденным городом оставалась лишь узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной, оборвалась.

И тогда по Ладожскому озеру проложили автомобильную трассу. От нее зависело спасение жителей города, обеспечение фронта всем необходимым.

22 ноября 1941 года по еще не окрепшему льду пошли первые грузовики с мукой.

«Дорогой жизни» шел к нам хлеб,
Дорогой жизни многих к многим.
Еще не знают на земле
Страшней и радостней дороги. (О. Бергольц)

Все, кто обслуживал ледовую трассу, - водители, дорожники, связисты, зенитчики, регулировщики - работали в необычайно сложных условиях: и в цепенящую стужу, и в слепящий буран, и под непрерывными бомбежками и обстрелами.

Вплоть до 23 апреля 1942 года по Ладожскому озеру непрерывно двигались автоколонны с продуктами, что позволило постепенно увеличить хлебный паек,а обратно на Большую Землю вывозили детей, раненых, истощенных людей.

Оборвать эту нить, связывающую блокадный город со страной, немцы стремились постоянно, но благодаря мужеству и силе духа ленинградцев, Дорога Жизни ( это сам народ дал ей такое точное название) жила сама и дарила жизнь великому городу.
Теперь на берегу Ладожского озера находится музей "Дорога жизни".

3 страница «Культура блокадного города»

В первые месяцы войны сотни тысяч ленинградских детей были эвакуированы в глубь страны. Но с блокадой Ленинграда массовая эвакуация прекратилась, поэтому в осажденном городе осталось около 400 тысяч детей школьного и дошкольного возраста.

Несмотря на суровые блокадные условия, было принято решение о необходимости продолжить обучение детей. В конце октября 1941 года 60 тысяч школьников первых-шестых классов приступили к учебным занятиям в школах и бомбоубежищах школ , а с 3 ноября в 103 школах Ленинграда за парты сели более 30 тысяч учащихся старших классов.


Занятия проходили в необычной обстановке. Часто во время урока раздавался вой сирены, возвещавшей об очередной бомбежке или артобстреле. Ученики быстро и организованно спускались в бомбоубежище, где занятия продолжались. Каждый учитель обычно имел два плана урока: один – для работы в нормальных условиях, другой – на случай артобстрела или бомбежки.

С каждым днем все меньше и меньше детей приходило в школу. Голодная смерть ежедневно уносила новые жизни. Поэтому в декабре 1941 года школам было разрешено временно прекратить занятия.

Но в 39 ленинградских школах педагоги и ученики решили продолжить учебу. Это было равносильно подвигу. Пульс школьной жизни, хотя и слабо, но продолжал биться. Учителя и ученики сами добывали топливо, возили на санках воду, следили за чистотой в классах. В школах стало необычно тихо, дети не бегали и не шумели на переменах, их бледные и изможденные лица говорили о тяжких страданиях.

Урок продолжался 20-25 минут – больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в неотапливаемых классах не только мерзли худые детские ручонки, но и замерзали чернила. Детей, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941/42 годов, ленинградцы трогательно и с большим уважением называли «зимовщиками».

Ученики шатались от голода. У всех была общая болезнь - дистрофия. А к ней еще прибавилась и цинга. Кровоточили десны. Качались зубы. Ученики умирали не только дома, на улице, по дороге в школу, но, случалось и прямо в классе.

Девчонка руки протянула
И головой -
На край стола.
Сначала думали -
Уснула,
А оказалось -
Умерла:
Никто
Не обронил ни слова,
Лишь хрипло,
Сквозь метельный стон,
Учитель, выдавил, что снова
Уроки -
После похорон.

Несмотря на истощение, дети вносили свой посильный вклад в дело защиты любимого города, совмещая общественную работу с учебными занятиями. Зачастую подросткам приходилось работать наравне с взрослыми. Они вставали к станкам на военных заводах, дежурили на крышах домов и тушили зажигательные бомбы на чердаках, выращивали овощи на полях совхозов, ухаживали за ранеными и больными, помогали ловить шпионов и диверсантов.

Культурная жизнь города

В январе 1942 года в школах, где не прекращались занятия, были объявлены каникулы. И в эти дни, когда население города страшно голодало, в школах, театрах, концертных залах для детей были организованы новогодние елки с подарками и сытным обедом. Для маленьких ленинградцев это было сказочным, волшебным праздником. Одна из учениц писала: « 6 января. Сегодня была елка, и какая великолепная! Правда, я почти не слушала пьесы: все думала об обеде. Обед был замечательный. Все жадно ели суп-лапшу, кашу, хлеб и желе и были очень довольны. Эта елка надолго останется в памяти ».

Елка во время постоянных артобстрелов, голода и смерти. Это кажется совершенно невероятным. Но только на первый взгляд.

Дух ленинградцев, волю к жизни поддерживали поэты и писатели, артисты и композиторы. Многие из них не только покинули город, но и продолжали активно работать. Их творчество помогало выжить. Не закрывали кинотеатры, постоянно работало радио, и даже шли концерты.

«Здесь, как в бреду, все было смещено:

здесь умирали, стряпали и ели,

а те, кто мог еще

вставать с постелей,

в кружок усевшись,

Отсюда передачи шли на город —

и о хлебе весть.

Здесь жили дикторы и репортеры,

Всех не перечесть.

Враги надеялись, что жестокие лишения пробудят в ленинградцах низменные инстинкты, запутают в них все человеческое. Они думают, что голодные, мерзнущие люди перессорятся между собой из-за куска хлеба, из-за полена дров, перестанут защищать город и в конце концов сдадут его. Недаром 30 января 1942 года Гитлер цинично заявил: «Ленинград мы штурмуем сознательно. Ленинград выжрет самого себя».

Но гитлеровцы просчитались. Люди, пережившие блокаду, до сих пор помнят глубокую человечность безмерно страдающих ленинградцев, их доверие и уважение друг к другу.

4 страница « Личные дневники блокадного города»

Едва ли не каждый десятый, живший в блокаду в Ленинграде, писал и продолжает писать дневники, воспоминания, стихи.

Никита: «Нам выдали талончики. На них дадут немного жидкой – жидкой каши, а мы еще подходим и разбавляем кипятком, чтобы ее было побольше, вроде впечатление, что больше поел. Потом у нас без карточек так называемый дрожжевой суп давали. Ну, в то время что только в рот лезло, то и ели. Вот в столовой мужчины, которые остались в городе по возрасту, – один сидит за столом, и вдруг видишь: упал и умер».

Таня: Из меню столовой лета 1942 года:

· Щи из подорожника

· Пюре из крапивы и щавеля

· Котлеты из свекольной ботвы

· Шницель из лебеды

· Оладьи из казеина

Никита: «Набрали полные мешки лебеды, конского щавеля – он считался деликатесом, набрали всякой травы. И вот у меня было чувство, что хотелось лечь на землю и целовать ее только за то, что только земля может спасти человека. Свет. Солнце. Где-то в небесах жаворонок поет. А здесь мы просто этой травы наелись досыта».

Ксюша : «3 ноября. Сегодня мы пошли учиться, как я рада! Обещали кормить обедом и давать 50 гр. хлеба в день без карточек. Учителя все новые».


Таня: «8 ноября. Пока учусь. По геометрии получила 4. Учительница по русскому все время нас ободряет. Она говорит, что к Новому году война кончится. А правда ли? Сейчас очень тяжело».

Никита: «12 ноября. Обед в школе давать прекратили. Все по карточкам. Положение тяжелое, учителя советуют подтянуть кушаки».

.
Ксюша: «15 ноября. Пока с учебой все благополучно. Имею две пятерки и одну четверку. С едой очень плохо. Сегодня во рту не было ни крошки».

Ученик: Одним из самых известных документов является дневник девочки Тани Савичевой, в котором всего 9 страниц, и на шести из них даты смерти близких людей.

( Слайд – портрет и дневник Тани Савичевой)

Этот дневник на процессе Нюрнбергском
Был документом страшным и веским,
Плакали люди, строчки читая.
Плакали люди, фашизм проклиная.
Танин дневник - это боль Ленинграда,
Но прочитать его каждому надо.
Словно кричит за страницей страница.
"Вновь не должно это все повториться".

Это детские воспоминания. А сколько же оставалось детей в осажденном городе?

5 страница «Памяти павших будьте достойны»

Люди, пережившие блокаду… Это они не скрывали слезы радости 27 января 1944 года во время салюта в честь снятия блокады Ленинграда.

За залпом залп.
Гремит салют.
Ракеты в воздухе горячем.
Цветами пёстрыми цветут.
А ленинградцы
Тихо плачут.

Ни успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо.
Их радость
Слишком велика -
Гремит салют над Ленинградом!

Их радость велика,
Но боль
Заговорила и прорвалась:
На праздничный салют
С тобой
Пол-Ленинграда не поднялось.

Рыдают люди, и поют,
И лиц заплаканных не прячут.
Сегодня в городе -
Салют!
Сегодня ленинградцы
Плачут.

Тем, кто родился после войны, многого уже не понять, а того, что пережило военное поколение - не пережить. Можно только слушать рассказы тех, кто выжил, и постараться осознать, попытаться почувствовать, что они пережили, и сохранить это в памяти.

Сегодня на нашей линейке присутствуют люди, которые пережили ужасы блокадной жизни. Это Барашкова Галина Викторовна и Стругалева Тамара Михайловна. Низкий Вам поклон. (Вручение цветов)

.В память о жителях блокадного Ленинграда, о его защитниках, о тех, кто умер в те страшные дни и кто выжил тогда, сегодня будет гореть свеча.

(Зажечь свечу, слайд)

Кто уже не придёт

никогда,
Помните,
Не плачьте,
В горле сдержите стоны,
Горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны,
Вечно достойны. (Роберт Рождественский)

Разработка классного часа "Подвиг блокадного Ленинграда"
методическая разработка (8, 9 класс)

Данная разработка предназначена для учащихся 8 - 9 классов. Способствует развитию исторической памяти, чувства гордости за своих предков.

ВложениеРазмер
podvig_leningrada.docx 44.54 КБ

Классный час «Подвиг Ленинграда»

1) познакомить учащихся с подвигом жителей блокадного Ленинграда;

2) развивать память, устную речь школьников;

3) воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

Оборудование: плакаты времен Великой Отечественной войны, мультимедийное оборудование, презентация «900 дней мужества», видеоролик из поэмы О.Берггольц «Ленинградский дневник»

Просмотр видеоролика на стихотворение О. Ф. Берггольц «Блокадный хлеб»

. О, мы познали в декабре -

не зря "священным даром" назван

обычный хлеб. И тяжкий грех -

хотя бы крошку бросить наземь:

таким людским страданьем он,

такой большой любовью братской

для нас отныне освящен,

наш хлеб насущный, ленинградский.

Учитель. Ребята, как вы думаете, почему сегодняшнее мероприятие мы начали с такого стихотворения? (ответы детей) Да, ребята, 27 января - это день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в 1944 году. И наше мероприятие посвящено этому событию.

(Звучит песня «Священная война»)

Ученик. 22 июня 1941 года началась жестокая, кровопролитная война. Горели города и села, гибли тысячи людей. Гитлеровцы продвигались вглубь страны, уничтожая все на своем пути.

Ученица. Блокада Ленинграда началась 8 сентября в 1941 году. За четыре года до Победы. Закончилась 27 января в 1944 году. Блокада длилась 872 голодных дня, каждый из которых мог стать для жителя города последним.

Ученик. За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов.

Учитель . Прежде, чем вы узнаете информацию о подвиге города Ленинграда, посмотрите внимательно на карту и скажите, почему захватчики так упорно и стойко держали блокаду? (Выгодное положение).

Ребята, вы правы, именно Ленинград является важной точкой, так как он имеет выход к морю, что было очень важно фашистских-немецких захватчиков.

Самое тяжелое время за все время осады – первая зима, зима 1941 года. Она выдалась очень суровой. Температура неоднократно снижалась вплоть до -32 °C. Морозы стояли затяжные. В течение всей первой зимы ни разу не было привычной для этой местности оттепели. Снег продолжал лежать долгое время, усложняя жизнь горожан. Даже к апрелю 1942 средняя толщина его покрова достигала 50 см. Температура воздуха ниже нуля держалась практически до мая. Подошло к концу топливо. Перестали работать электростанции, в домах погас свет, внутренние стены квартир покрылись изморозью. Ленинградцы стали устанавливать в комнатах железные печки. В них сжигали столы, стулья, шкафы, диваны, а затем и книги. Люди надевали на себя все, что у них было. Целые семьи гибли от холода и голода.

К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей

Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 граммов.

125 граммов – это кусочек хлеба размером со спичечный коробок… и это была норма на весь день. Это было трудно назвать хлебом. Это была тёмно-коричневая липкая масса, отдававшая горечью. Муки в этом хлебе почти не было . Блокадный хлеб на 50 процентов состоял из несъедобных примесей, заменявших муку:

- пищевая целлюлоза – 10 %,

- жмых (остатки после отжима растительного масла из семян масличных культур: подсолнечника, рапса, льна) –10 %,

- обойная пыль – 2 %,

- выбойки из мешков – 2 %,

- ржаная мука – 75 %.

Использовалась также коревая мука (от слова – «корка»). Когда в Ладоге тонули машины, везшие муку в город, специальные бригады ночью, в затишье между обстрелами, крючьями на веревках поднимали мешки из воды. В середине такого мешка какое-то количество муки оставалось сухим, а внешняя промокшая часть при высыхании превращалась в твердую корку. Эти корки разбивали на куски, затем измельчали и перемалывали. Коревая мука давала возможность сократить количество других малосъедобных добавок в хлебе.

В конце 1941 года, когда поступление продовольствия в город полностью прекратилось, специалисты начали искать заменители муки среди непищевого сырья. В хлеб стали добавлять гидроцеллюлозу – древесину коры дерева, сосновый луб, прошедшие обработку химическим путем.

Представьте хлебную карточку - бумажный листочек, расчерченный на квадратики. За пять таких квадратиков выдавался дневной паёк – сто двадцать пять граммов хлеба. При утере карточка не возобновлялась.

Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

Ученик. Сколько это: осьмушка хлеба?
Если в граммах, то 125.

Только тот, кто на той войне не был,
Вкуса хлеба не сможет понять.
Вы представьте, как детские руки
Прижимают кусочек к губам.
Ничего не могло быть вкуснее
Тех единственных крохотных грамм.

Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба.

Это много или мало?

А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь. Хлеб был единственным питанием.

Демонстрация отрывка видеофильма на стихи поэтесса Ольги Берггольц «Ленинградская поэма”.

Учитель. Эта цифра - "125 блокадных грамм с огнем и кровью пополам" - навсегда останется одним из символов блокады, хотя эти нормы просуществовали чуть более месяца.

Правительство делало всё, чтобы помочь Ленинграду. Страна помогала Ленинграду в его героической борьбе. С Большой земли в осажденный город с невероятными трудностями доставляли продукты и топливо. Оставалась узкая полоска воды Ладожского озера. Но поздней осенью Ладога замерзла и эта единственная ниточка, связавшая город со страной оборвалась.

21 ноября 1941 года по тонкому льду Ладожского озера начала действовать дорога, которую ленинградцы назвали «Дорогой Жизни».

«Дорога Жизни» спасла от голодной смерти многих ленинградцев. Шофёры вели свои машины по льду с открытыми дверями. Фашисты бомбили « Дорогу Жизни», и машины проваливались под лёд вместе с водителями. Многие водители погибали, но никто не отказывался от опасных рейсов.

Послушайте воспоминания школьниц, переживших блокаду Ленинграда

Девочка1. «Помню, в булочной мне сделалось плохо, и я потеряла сознание. Меня бережно подняли, посадили, вложили в руку упавшие на пол хлебные карточки. На них никто не посягнул».

Девочка 2. «А мне запомнилось, как в страшную зиму сорок первого года стояла в уголке булочной маленькая девочка лет семи. И люди с землистыми лицами, едва державшиеся па ногах, все до единого, проходя мимо девочки, отламывали от своего скудного пайка маленький кусочек хлеба - по пять - десять граммов. А ведь это был для каждого из них кусочек жизни. Мы думали, что девочка тут же начнет жадно есть, но этого не случилось. Она рассказала, что вчера умерла мама, а дома осталась маленькая сестренка, которая плачет и просит есть. Этот хлеб для нее».

Я помню хлеб. Он черен был и липок –
Ржаной муки был грубоват помол.
Но расплывались лица от улыбок,
Когда буханку ставили на стол.

Военный хлеб. Он к щам годился постным,
Раскрошенный, он был неплох с кваском.
Он вяз в зубах, приклеивался к деснам.
Его мы отдирали языком.
Он кислым был, ведь был он с отрубями!
Не поручусь, что был без лебеды.
И все ж с ладони жадными губами
Я крошки подбирал после еды.

Учитель: Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино.

В первые страшные зиму и весну, когда люди умирали так часто, что не было ни сил, ни возможностей достойно похоронить их, Невский оказался свидетелем скорбных процессий. На саночках, просто на листе фанеры близкие везли умершего, завернутого в простыню или одеяло, досок на гроб не было.

Ученик. Скрипят, скрипят по Невскому полозья.

На детских санках, узеньких, смешных,

в кастрюльках воду голубую возят,

дрова и скарб, умерших и больных…

…А девушка с лицом заиндевелым,

упрямо стиснув почерневший рот,

завернутое в одеяло тело

на Охтинское кладбище везет.

Везет, качаясь, — к вечеру добраться б…

Глаза бесстрастно смотрят в темноту.

Скинь шапку, гражданин!

погибшего на боевом посту.

Скрипят полозья в городе, скрипят…

Как многих нам уже недосчитаться!

Но мы не плачем: правду говорят,

что слезы вымерзли у ленинградцев…

Учитель. Но город жил и боролся. Заводы продолжали выпускать военную продукцию. Голодные измученные люди находили в себе силы работать. Мужчины, женщины и подростки стояли у станков. Работали театры и музеи.

Но, все же, главным подвигом юных жителей города была учеба.39 ленинградских школ работали без перерыва даже в самые тяжёлые зимние дни. Это было невероятно трудно из-за морозов и голода. В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуйки». Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. Учеников, продолжавших заниматься в суровую зиму 1941-1942 г., с уважением называли «зимовщиками». Урок продолжался 20-25 минут, больше не выдерживали ни учителя, ни школьники. Записей не вели, так как в не отапливаемых классах мерзли не только худые детские ручонки, но и замерзали чернила.

Местом учёбы стали и некоторые бомбоубежища. В жутких условиях, когда не хватало еды, воды, дров, тепла и одежды, многие ленинградские дети учились. Вот что было написано в отчете одной из таких школ – 251 - й Октябрьского района: “Из 220 учащихся пришедших в школу 3 ноября, систематически продолжали занятия 55. Это 1\4 часть. Недостаток питания сказывался на всех. В декабре – январе умерло 11 мальчиков. Остальные мальчики лежали и не могли посещать школу. Остались только девочки, но и те еле ходили”. Многие шатались от голода, сильно болели. Случалось, что ученики умирали – не только дома, на улице по дороге в школу, но и прямо в классе.

Страшным был итог блокады. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев, 97 % которых умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.

Ребята, почтим память умерших в годы блокады Ленинграда минутой молчания. Звучит метроном.

Те, кто пережил блокаду, уже пожилые люди. Блокадники, к сожалению, уходят, и вместе с ними уходит история. От нас зависит, чтобы она не ушла навсегда .

Круглый стол «Блокада Ленинграда»
материал

Блокада Ленинграда - один из самых трагических этапов Великой Отечественной войны. Почти 900 дней жители города находились под постоянными бомбардировками и обстрелами, терпели голод и холод. Сотни тысяч жителей Ленинграда погибли в этот страшный период. Но, несмотря на нечеловеческие условия, ленинградцы не пали духом, выдержали и смогли прорвать блокаду 27 января 1944 года.

ВложениеРазмер
razrabotka_blokada_leningrada.docx 22.11 КБ

муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования дом детского творчества станицы Калининской

Круглый стол «Блокада Ленинграда»

Педагог дополнительного образования

Цель: обогатить знания детей о героическом прошлом Ленинграда.

- познакомить учащихся с подвигом ленинградцев;

- показать силу духа, мужество нашего народа во время Великой Отечественной войны .

- воспитывать чувство патриотизма, гордости за свою Родину.

- развить навыки рефлексии;

- развить интерес к истории своей страны.

Приветствие. Ребята, вы знаете, какой мы сегодня отмечаем праздник?

Правильно, 27 января - день полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады. А что такое – блокада? (Ответы детей). Блокада - окружение, осада войсками противника. Это вой сирены, голод, холод, летящие с неба бомбы.

Кто знает - когда началась блокада Ленинграда? (Ответы детей).

8 сентября 1941 года враг окружил Ленинград со всех сторон. Над городом сомкнулось кольцо блокады, длиной в 900 дней и ночей. Из окруженного города нельзя было выехать. Начались ежедневные бомбежки и обстрелы. Фашисты говорили, что Москва - это сердце России, а Ленинград - душа ее. Как человек не может жить без души, так и страна потеряет свой боевой дух, когда лишится Ленинграда. Задачей немцев было полностью разрушить наш город, стереть его с лица земли. Гитлер планировал взять город к ноябрю и затем снести. Немцы говорили: «Не подлежит сомнению, что Ленинград должен быть уничтожен голодом». Немцы ждали, что сломленные голодом люди сдадутся, или их останется так мало, что они без труда войдут. Но жители мужественно обороняли свой город. Все, кто мог держать оружие, еще в начале войны ушли на фронт. В городе оставались в основном старики, женщины и дети.

Блокада … Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова-

Голодных умирающих детей.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мерзли на пути,

И матери, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести.

В истории – не первая осада

Не первый голод, холод и пожарищ дым;

О том, что пережили люди Ленинграда ,

Теперь все знают – было по плечу лишь им.

В самом начале блокады немцы разбомбили склады с продовольствием и медикаментами. На город стал надвигаться голод. Только 3% жителей блокадного Ленинграда погибли от бомбежек, остальные 97% умерли от голода. Суточная норма хлеба составляла 125 грамм. Кусочек хлеба был так мал, что вес его даже не ощущался в руке. И за ним еще надо было отстоять очередь на морозе. Люди отдирали обои и из клея с обратной стороны варили суп, из столярного клея варили студень, разрезали и варили кожаные сапоги и туфли. Ученица читает стихотворение:

Вместо супа — бурда из столярного клея,

Становилось много сирот, т.к. матери и бабушки отдавали свой хлеб детям, а сами умирали от голода.

Ребенок читает стихотворение:

Она несла в худой руке
Кусочек сахара блокадный,
А ты был в близком далеке,
А рядом — отзвук канонадный.
Чуть меньше тысячи шагов
Идти до госпиталя было,
Но каждый шаг, как сто веков.
И с каждым — сила уходила.
Казалось, лёгкое пальто
Потяжелело «дестикратно».
И на весь мир не знал никто
Дойдёт ли женщина… обратно.

Дети 12-15 лет работали на заводах наравне со взрослыми. Они изготавливали детали для пулеметов, автоматов, артиллерийские снаряды вместо ушедших на фронт отцов и братьев. Дети помладше дежурили на крышах и тушили «зажигалки» (зажигательные бомбы), которые сбрасывали немцы с самолетов. Школьники помогали ухаживать за ранеными в госпиталях.

Ребенок читает стих-е:

Тишина стояла бы над городом,
Да в порту зенитки очень громки.
Из детсада в чашечке фарфоровой
Мальчик нёс сметану для сестрёнки.

Целых двести граммов! Это здорово
Мама и ему даст половину.
А в дороге он её не пробовал,
Даже варежку с руки не скинул.

Поскользнулся тут, в подъезде. Господи!
Чашка оземь, сразу раскололась.
И сметаны он наелся досыта,
Ползая по каменному полу.

А потом заплакал вдруг и выбежал.
Нет, домой нельзя ему вернуться!
… Мама и сестрёнка – обе выжили,
И осталось голубое блюдце…

Трудно было жить в это время и страшно, но город жил. Жители героического города сносили тяготы, не допуская даже мысли о том, чтобы сдаться Гитлеру. Они готовы были умереть, но не сдаваться в плен. . И кроме фашистов на осажденный город, лишенный воды, отопления, электричества и продуктов, наступала зима — в этот год неожиданно суровая и морозная. Жители, истощённые голодом, обессиленные, жили в холодных квартирах с выбитыми стёклами, а зимой был – 41 градус, за водой ходили к реке Неве.

И вот решено было проложить дорогу по замерзшему Ладожскому озеру. Это было очень опасно ,т.к. лед был ненадежен. Под тяжестью груженых автомобилей он мог и провалиться. Кроме того, фашисты постоянно обстреливали эту дорогу с воздуха. Эта дорога спасла от смерти многих ленинградцев. Поэтому её назвали «Дорогой жизни».

Наш город назывался Ленинградом.
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
"Дорогой жизни" Ладога была.

Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла в войне нам победить.
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под чистым небом жить.

Вскоре первые машины повезли голодным ленинградцам хлеб и продовольствие. А из города вывозили обессилевших людей, детей и раненых. Люди назвали эту дорогу «Дорога жизни» .

Постоянно наши войска предпринимали множество усилий прорвать блокадное кольцо. Это удалось 18 января 1944 г. В город по железной дороге стали приходить составы с продовольствием. Ленинградцы ценой своей жизни задержали врага у стен города. За подвиг жителей блокадного Ленинграда нашему городу было присвоено почетное звание город-герой.

Ученик читает стихотворение:

Окружённый врагами в военные дни,
Город выстоял в битве с врагом.
Это мы никогда забывать не должны.
Мы о городе славном споём.

Дети поют песню «Мой Петербург боевой».

Люди не забывают тех, кто защищал этот город и в память о них и тех суровых днях на площади Победы после войны был установлен мемориал.

На Ладожском озере, в том самом месте, где автомобили сходили на опасный ладожский лед, стоит памятник «Дороге жизни» , которая спасла тысячи ленинградцев от голодной смерти — разорванное блокадное кольцо. Сюда каждый год приходят люди почтить память защитников Ленинграда.

В память о подвиге ленинградцев, павших в те суровые дни, на Пискаревском кладбище у братских могил горит Вечный огонь. Люди приносят туда цветы и молчат, думая о тех, кто совершил беспримерный подвиг в борьбе с фашистами, о тех, кому мы обязаны жизнью.

Но мы с вами не хотим, чтобы повторилась эта страшная война.

Итог занятия. Рефлексия Вы узнали еще одну страницу жизни нашей страны, увидели, как трудно было всем ленинградцам. А как вы думаете, что помогло пережить эти страшные дни, что помогло выжить и восстановить наш город?»

-Ребята, зачем говорить о блокаде ?

Как можно почтить память людей?

Есть те, у кого бабушка или дедушка пережили Блокаду Ленинграда ?

Ребята, что нового вы узнали на занятии ?

Что вам запомнилось больше всего?

Спасибо за участие, наш круглый стол окончен. Хочу пожелать всем вам мира и здоровья. До свидания.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для .

К 70-летию полного снятия Блокады Ленинграда ХОЛОКОСТ И БЛОКАДА ЛЕНИНГРАДА КАК ПРОЯВЛЕНИЯ ГЕНОЦИДА.

2-я мировая война по своим преступлениям доказала, что и Холокост, и Блокада – это явления одного порядка.


Викторина "Что ты знаешь о блокаде Ленинграда?" (посвящена 70-летию снятия блокады с города Ленинграда)

Предлагаю викторину в формате игры "Своя игра", посвязенную юбилею снятия блокады Ленинграда.


"Блокада Ленинграда" методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне

Данная работа посвящена годовщине снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне, вкладу ученых – физиков в дело снятия блокады. В работе.


Блокада Ленинграда методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного годовщине со дня снятия блокады Ленинграда в Великой Отечественной войне


Мероприятие посвящённое Дню снятия блокады Ленинграда. «Чтобы помнить…… Блокада Ленинграда.»

Как гранит состоит из кристаллов, так и история нашей страны складывалась из больших и малых битв, из подвигов известных и неизвестных, из мужества и героизма десятков миллионов людей. Победы русского.


Викторина "А знаете ли вы все о блокаде Ленинграда?" (в рамках Конкурса творческих работ, посвященного 75-летию прорыва блокады Ленинграда)

Данная работа выполнена в рамках Конкурса творческих работ, посвященного 75-летию прорыва блокады Ленинграда, который проходил в КГБ ПОУ "Комсомольский-на-Амуре колледж технологий и сервиса.

Методическая разработка Круглый стол «Выжить вопреки…»

Цель : формирование патриотических чувств и сознания российской молодежи, гордости за историческое прошлое, развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, способности проявить себя в укреплении государства, обеспечении его жизненно важных интересов и устойчивого развития.

· утверждение в сознании и чувствах молодежи социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений,

· привитие гражданам чувства гордости, глубокого уважения и почитания исторической памяти Отечества;

· формирование расовой, национальной, религиозной терпимости, развитие дружеских отношений между народами.

Участники : учащиеся и студенты образовательных учреждений Республики Хакасия.

1. Минор Олеся Вячеславовна. Преподаватель ГБОУ РХ СПО «Хакасский политехнический колледж», кандидат исторических наук

2. Беккер Виктор Яковлевич, доцент кафедры истории России ФГОУ ВПО ХГУ им. Н. Ф. Катанова, кандидат исторических наук

3. Лушников Валерий Иванович, заведующий кафедрой педагогики и коррекционной работы ГАОУ РХ ДПО «Хакасский институт развития образования и повышения квалификации», кандидат педагогических наук

4. Максимов Сергей Олегович, президент Городского Союза детей и подростков «Дружба-Ынархас»

Условия и оборудование: зал, мобильные стулья и столы, ноутбуки, медиапроектор, компьютерная презентация, доска, бейджики.

Форма проведения: круглый стол

Этапы проведения, их задачи и время реализации:

1. Предварительная подготовка. Участникам за две недели была сообщена тема круглого стола.

Задача: вспомнить исторические события блокады Ленинграда, сформировать мнение по теме

2. Круглый стол:

Задача: определение правил и регламента круглого стола

2.2 Выступления по теме участников

2.3 Обмен мнениями в форме круглого стола. Высказывание экспертов

2.4 Практическое задание. Составление перечня мероприятий посвященных Дню Победы

2.5 Подведение итогов

Задача: рефлексия участников

Круглый стол

Участники рассаживаются за столы.

Ведущий 2: Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великой Отечественной войны. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийский обстрел, ни постоянная угроза смерти не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев.

900 - дневная защита осажденного города – это легендарная повесть мужества и героизма, которая вызвала удивление и восхищение современников и навсегда останется в памяти грядущих поколений. Ленинградцы до конца остались верными родине. Город-герой – вот имя, которое благодарно присвоил Ленинграду советский народ.

Ведущий 1: Позвольте открыть круглый стол

Ведущий 2: Хотелось бы представить наших уважаемых экспертов:

Ведущий 1: наша встреча пройдет в форме круглого стола. Напоминаю, что круглый стол предполагает заслушивание выступлений и их активное обсуждение всеми участниками. Предлагается следующий регламент работы: выступление – 3-5 мин. Затем обсуждение.

Ведущий 2: по завершению работы круглого стола мы подводим итоги и принимаем резолюцию. Вы согласны с предложенным регламентом?

Ведущий 1: из-за серьезности проблемы, которую сегодня будем обсуждать, невозможно подробно раскрыть сложнейшую историческую, политическую и экономическую обстановку предвоенных лет и начала войны.

Ведущий 1: Приступая к обсуждению темы, давайте вспомним официальное понятие Блокады Ленинграда

Ведущий 2: Блокада Ленинграда – военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), длившаяся с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) – 872 дня.

Ведущий 1: существует несколько ключевых вопросов связанных с блокадой Ленинграда:

· Была ли блокада?

· Какая была численность населения в осажденном городе

· Роль «дороги жизни»

· Почему Сталин позволил быть блокаде?

Ведущий 2: Приступаем к работе круглого стола. Слово предоставляется Фабричкий Марии с проблемой - Почему для блокады был выбран именно Ленинград?

Ведущий 1: Предлагаем обсудить данную проблемы. Слово предоставляется экспертам.

Ведущий 2: Самой актуальной темой по заявкам стала роль «дороги жизни» в жизни осажденного города. Разрешите предоставить слово Сараевой Наталье с выступлением – «Дорога жизни»: водители и дорожники. О том насколько было оправдано название «дорога жизни» нам расскажет Сычев Алексей. Этой проблеме также посвящены размышления Анжигановой Марии и Беляева Валерия.

(выступление участников круглого стола)

Ведущий 1: Слово для обсуждения данной проблемы предоставляется экспертам и участникам круглого стола

Ведущий 2: Одной из сложнейших и неоднозначных проблем блокадного города была проблема детей, их вклад в освобождение Ленинграда. По квартирам, дворам шныряли мальчишки и девчонки – собирали пустые бутылки. Целыми мешками относили их к военкоматам, отвозили на тележках. Оттуда бутылки отправляли на заводы, где, наполненные горючей смесью, они превратились в грозное оружие против танков. Более миллиона бутылок собрали тогда ленинградские школьники.

Ведущий 1: Предлагаем прослушать размышления по данной проблеме Барашковой Дианы и Алексенко Светланы.

Ведущий 2: Слово для обсуждения данной проблемы предоставляется экспертам и участникам круглого стола

Ведущий 1: Внешний враг был всем известен – это германский фашизм. Но самым страшным внутренним врагом каждого жителя блокадного Ленинграда был голод.

Сто двадцать пять блокадных грамм

С огнем и кровью пополам.

О, мы познали в декабре:

Не зря священным даром назван

Обычный хлеб, и тяжкий грех

Хотя бы крошку бросить наземь

Ведущий 2: слово предоставляется Долгополову Евгению.

Ведущий 2 : среди проблем блокадного Ленинграда особое место занимает работа Кировского завода. Находясь в 3 км от линии огня, он продолжал работать. Враг, который 3 года непрерывно стрелял из пушек и бомбил окружённый город Ленинград, не удосужился за это время уничтожить Кировский завод, выпускавший военную технику, хотя это можно было сделать за один день! Чем это можно объяснить?

Ведущий 2 : Героизма Ленинграда трудно переоценить. О роли Ленинграда и ленинградцев в войне расскажет Ушакова Татьяна.

Ведущий 1 : Ленинград находится более чем в 4 тыс. км от Хакасии, но многие жители республики принимали непосредственное участие в судьбах ленинградцев и выражалось это не только в защите города и его освобождении, но и в прямой помощи эвакуированным жителям. На территории поселка Таштып был открыт детский дом, воспитанниками которого были дети, эвакуированные из Ленинграда. Предоставляется слово Чаптыковой Марии.

Ведущий 1: в последнее время мы все чаще сталкиваемся с попытками фальсифицировать историю, реабилитировать фашизм, нацизм, нормой становится уничтожение памятников, посвященных Великой Отечественной войне! На фоне этих событий современная российская молодежь должна сделать все возможное для того, чтобы сохранить и защитить историю Великой Победы.

Ведущий 2: Выживший Ленинград сегодня отмечает 70 лет со дня снятия блокады. Эту дату воспринимают не как праздник города, а как праздник всей страны, всех тех российских регионов, которые в годы фашистского натиска протянули ленинградцам руку помощи, т е и нашей Хакасии.

Ведущий 1: Какие выводы вы для себя сделали, став участниками круглого стола? Была ли тема круглого стола актуальной?

· Обмен мнениями был очень полезен,

· Понравились конкретные примеры мероприятий, которые продемонстрировали участники,

· Возникла идея провести аналогичный круглый стол с педагогами)

Ведущий 2: В заключение работы круглого стола нам необходимо принять резолюцию. Ваши предложения?

· Признать работу круглого стола состоявшейся

· Максимально использовать работу музеев, библиотек для доведения до молодежи правды о героизме нашего народа в период блокады

· Продолжить работу по темам предоставленных исследований и пропагандировать изучение героических страниц истории Отечества

· Продолжить формирование в общественном сознании молодежи нетерпимости к фактам фальсификации правды о войне

Ведущий 1: Вам нужно знать нашу историю, историю Великой Отечественной войны, чтобы самостоятельно уметь отличать правду от лжи, цель которой уменьшить значимость наших побед и обесценить их значение.

Ведущий 2: Виктор Некрасов создал прекрасный «литературный» памятник солдатам – победителям. Он говорит: «Разве мины удержали немцев? Разве дзоты? Черта с два! Их удержали вон тот Ванька и Петька из окопа». И ради этих Ваньки и Петьки, ради их внуков и правнуков мы не должны забывать город, имя которому Ленинград!

Резолюция Круглого стола «Выжить вопреки…», посвященного 70-летию снятия блокады Ленинграда

О блокаде Ленинграда знают и помнят во всех уголках земного шара. В блокаде оказалось 3 миллиона человек. 900 дней, почти два с половиной года, ленинградцы мужественно выносили все страдания, выпавшие на их долю. По плану Гитлера, города не должно быть на карте мира. Враги надеялись, что жестокие лишения убьют в жителях все человеческое и они, в конце концов, сдадут Ленинград.

Но гитлеровцы просчитались. Ни жестокие бомбардировки с воздуха, ни артиллерийские обстрелы, ни постоянная угроза смерти от голода не сломили железной воли и патриотического духа ленинградцев.

Бессмертен подвиг ленинградцев в грозную пору Великов Отечественной войны. Это легендарная повесть мужества и героизма навсегда останется в памяти грядущих поколений.

Мы, участники круглого стола, посвященного 70-летию снятия блокады Ленинграда, заявляем о необходимости:

1. Максимально использовать возможности музеев и библиотек для освещения героизма нашего народа в период блокады.

2. Продолжить работу по темам предоставленных исследований и пропагандировать изучение героических страниц истории Отечества

3. Формировать в общественном сознании нетерпимость к фактам фальсификации правды о Великой Отечественной войне.

4. Всем молодежным объединениям Республики Хакасия включиться в работу по достойной встречи 70-летия Победы в Великой Отечественной войне

Вам нужно знать нашу историю, историю Великой Отечественной войны, чтобы самостоятельно уметь отличать правду от лжи, от той лжи, цель, которой – уменьшить величину наших побед и обесценить их значение.

Виктор Некрасов создал прекрасный «литературный» памятник солдатам – победителям. Он говорит: «Разве мины удержали немцев? Разве дзоты? Черта с два! Их удержали вон тот Ванька и Петька из окопа». И ради этих Ваньки и Петьки, ради их внуков и правнуков мы не должны забывать город, имя которому Ленинград!

Методическая разработка: Круглый стол "Блокада Ленинграда"

· формирование патриотических чувств и сознания школьников, гордости за историческое прошлое.

· утверждение в сознании и чувствах школьников социально-значимых патриотических ценностей, взглядов и убеждений

· формирование чувства гордости, глубокого уважения и почитания исторической памяти Отечества;

· развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности

· воспитание дружеских отношений.

Материалы и оборудование: медиапроектор, компьютерная презентация.

Формируемы компетенции:

· способность осуществлять действия и поступки на основе выбранных целевых и смысловых установок (ЦСК - 2);

· способность осуществлять индивидуальную образовательную траекторию с учетом общих требований и норм (ЦСК - 3).

· способность задавать вопросы по наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме (УПК - 3);

· владеть знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей: обучающегося, гражданина, члена семьи (СК - 1);

· самостоятельно искать, извлекать, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения образовательных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее (ИК - 2);

Ход круглого стола

1.Предварительная подготовка. Участникам за две недели была сообщена тема круглого стола. Задача: вспомнить исторические события блокады Ленинграда, сформировать мнение по теме.

2.Организационная часть.

Педагог: Наше мероприятие пройдет в форме круглого стола. Напоминаю, что круглый стол предполагает заслушивание выступлений и их активное обсуждение всеми участниками. Предлагается следующий регламент работы: выступление – 3-5 мин. Затем обсуждение.

3. Основная часть

Педагог: Приступая к обсуждению темы, давайте вспомним официальное понятие Блокады Ленинграда.

Блокада Ленинграда – военная блокада немецкими, финскими и испанскими (Голубая дивизия) войсками с участием добровольцев из Северной Африки, Европы и военно-морских сил Италии во время Великой Отечественной войны Ленинграда (ныне Санкт-Петербурга), длившаяся с 8 сентября 1941 года по 27 января 1944 года (блокадное кольцо было прорвано 18 января 1943 года) – 872 дня.

Педагог: существует несколько ключевых вопросов связанных с блокадой Ленинграда:

Педагог: Приступаем к работе круглого стола. Слово предоставляется Симонян Ольге с проблемой - Почему для блокады был выбран именно Ленинград? (обсуждение проблемы)

Педагог: Самой актуальной темой стала роль «Дороги жизни» в жизни осажденного города. Разрешите предоставить слово Делову Сергею с выступлением – «Дорога жизни»: водители и дорожники. (выступление участников круглого стола), (обсуждение).

Педагог: Одной из сложнейших и неоднозначных проблем блокадного города была проблема детей, их вклад в освобождение Ленинграда. По квартирам, дворам шныряли мальчишки и девчонки – собирали пустые бутылки. Целыми мешками относили их к военкоматам, отвозили на тележках. Оттуда бутылки отправляли на заводы, где, наполненные горючей смесью, они превратились в грозное оружие против танков. Более миллиона бутылок собрали тогда ленинградские школьники.

Педагог: Предлагаем прослушать размышления по данной проблеме Ачыловой Лии.

Педагог: Внешний враг был всем известен – это германский фашизм. Но самым страшным внутренним врагом каждого жителя блокадного Ленинграда был голод.

Слово предоставляется Синицыну Михаилу (обсуждение).

4. Заключительная часть

Педагог: в последнее время мы все чаще сталкиваемся с попытками фальсифицировать историю, реабилитировать фашизм, нацизм, нормой становится уничтожение памятников, посвященных Великой Отечественной войне! На фоне этих событий современная российская молодежь должна сделать все возможное для того, чтобы сохранить и защитить историю Великой Победы.

Педагог: Какие выводы вы для себя сделали, став участниками круглого стола? Была ли тема круглого стола актуальной?

Читайте также: