Круглый стол административная и уголовная ответственность

Обновлено: 16.05.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Средняя школа № 10» (п. Мещерское)

«Подросток и закон»

Подготовила: социальный педагог А.В. Фотюк

Круглый стол «Подросток и закон»

Цель: профилактика правонарушений несовершеннолетних.

Задачи: упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них, развивать представления о последствиях противоправных деяний, воспитывать чувство ответственности за свои поступки, способствовать развитию связной речи учащихся.

«Помните, что совершая правонарушение,

вы не только нарушаете Закон,

но и причиняете боль родным и

близким вам людям»

Вступительное слово. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об очень важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и их последствиях. Незнание закона, не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение закона приводит к тяжелым последствиям. Мы в ответе за свои поступки. Это и есть название нашего занятия.

И пусть сегодня наше занятие станет началом правильного выбора вашего жизненного пути.

Эпиграфом нашего занятия будут слова «Помните, что совершая правонарушение, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль родным и близким вам людям».

Учитель: Я не случайно попросила вас назвать свой возраст. Вы сейчас находитесь в таком возрасте, о котором говорят подростковый. Это новый жизненный этап с новыми жизненными правами, обязанностями и ответственностью.

Подросток. Ещё говорят – несовершеннолетний. Это – юноша или девушка в переходном возрасте от детства к юности . Это когда детство уже ушло, но зрелость еще не наступила.

Возраст этот интересный и сложный. В это время подросток готовится к переходу из детства во взрослую жизнь. Вокруг много соблазнов, много интересного и неизведанного, многое хочется попробовать, многое происходит впервые. Это своего рода испытание. Оно даётся каждому человеку.

Возникают частые трения с родителями, взрослыми, кому-то кажется, что его не понимают, бывает обстановка в семье невыносимой, но все-таки, в конечном итоге, выбирает как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки. Именно в подростковом возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но очень много подростков попадает в воспитательные трудовые колонии, спецучилища. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Как мальчиков, так и девочек

Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу.

Право и закон - тот же компас. Они показывает всем людям направление пути, дают возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных жизненных ситуациях.

Ребята, чему должен подчиняться каждый человек в любой стране?

В нашем государстве, как и в любом другом, существует основной закон, по которому мы живем. Где прописаны эти законы?

В Конституции Российской Федерации – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

- Каким можно назвать человека, который выполняет все законы и правила?

Ответы детей (ответственным, законопослушным)

Быть ответственным – отвечать за свои действия

Учитель. Вам дано три понятия «Проступок. Правонарушение. Преступление»

Необходимо к этим понятиям найти определения.

Проступок. Правонарушение. Преступление

Проступок – это нарушение правил поведения; вызывающее поведение.

Правонарушение – это нарушение закона, за которое предусмотрено наказание для взрослых людей и подростков с шестнадцатилетнего возраста.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности.

1. Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Однако если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в органах милиции, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

Рассмотрим несколько ситуаций:

Ситуация № 1. Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

(Проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил)

- Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

(Устав школы, в котором также прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса (администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов). Учащиеся в образовательном учреждении обязаны: добросовестно учиться, выполнять задания по теме занятий; не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания, не опаздывать на занятия; бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его порчи восстанавливать за счет средств родителей; уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.)

- Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта Устава школы?

- Предусмотрено какое-либо наказание за проступок? Какое?

(Да. Ученик может получить за него дисциплинарное наказание, директор может вызвать в школу родителей)

- Рассмотрим следующую ситуацию и также попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Ситуация № 2. Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино. Как можно расценить их поведение?

(Это правонарушение, так как они распивали вино в общественном месте на территории Дома Культуры).

- Верно, это административное правонарушение: «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».

- Представьте себе следующую ситуацию:

Ситуация № 3 . Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Как можно классифицировать действия Саши, Жени и Максима, как проступок, правонарушение или преступление?

(Эти ребята совершили преступление).

- Вы абсолютно правы. Действия Саши, Жени и Максима действительно противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление, предусмотренное УК РФ

- В «Уголовном Кодексе РБ» описаны все виды преступлений, за которые предусмотрена уголовная ответственность.

Учитель: А сейчас познавательная минутка о богине правосудия

Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка, жена Зевса.Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки.

Атрибутами богини правосудия Фемиды являются весы, меч, мантия, повязка на глазах, причем первые два - главные атрибуты, ныне повсеместно используемые судебными и правоохранительными органами в своей эмблеме.

Рассмотрим более подробно символизм атрибутов богини правосудия Фемиды.

Весы - древний символ меры и справедливости. На весах правосудия взвешиваются добро и зло, вина и невиновность. Строгость и справедливость правосудия предполагают и точное взвешивание деяний.

Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия,символ силы, "правого дела".

Когда меч опущен, фигура выигрывает в композиционном смысле (проще говоря, выглядит лучше), однако символический смысл опущенного меча - оконченная борьба, возврат воина к миру. Победа одержана - оружие опущено.

Мантия - торжественное, ритуальное одеяние, предназначенное для совершения в нем определенной церемонии, действа, в данном случае правосудия. Переодевание призвано обеспечить духовный переход в соответствующее ритуалу состояние. Одеяние должно соответствовать характеру действа, поэтому так важно судье облачаться в мантию, оставляя цивильное платье для мирских дел.

Повязка на глазах богини символизирует беспристрастность. Судья не взирает на самих тяжущихся, на их имущественное и социальное различие, а лишь внемлет фактам и правде, выслушивая обе стороны. Правосудие не видит различия между людьми, оно слепо в том смысле, что воздает лишь по праву.

Проступок или преступление

  1. Порвал учебник одноклассника
  2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде
  3. Избил одноклассника
  4. Совершил кражу мобильного телефона
  5. Совершил прогул в школе
  6. Переходил дорогу в неположенном месте
  7. Разбил мячом окно
  8. Нецензурно выражался в общественном месте
  9. Десятиклассницы собирали в лесу цветы, находящиеся под охраной закона
  10. 16-летние ребята сломали дерево в парке
  11. 14-летний мальчик перебежал улицу в неположенном месте, всем машинам пришлось резко затормозить

Вид ответственности: административная или уголовная

Уголовная ответственность — это самый строгий вид ответственности, который наступает за совершение преступлений, то есть наиболее опасных правонарушений.

Административная ответственность наступает с 16 лет. Данный вид ответственности является более мягким, чем уголовная, и наступает за менее опасные правонарушения. В качестве примера можно отметить следующие: пропаганда наркотических средств, занятие проституцией (при этом организация проституции – это уголовная ответственность), мелкое хулиганство, нарушение правил дорожного движения (в том числе, безбилетный проезд), неисполнение требований судебного пристава, появление в состоянии опьянения в общественных местах и т. д. При этом, если несовершеннолетний, не достигший 16 летнего возраста, распивает спиртные напитки (включая пиво) или появляется в состоянии опьянения в общественном месте, то административную ответственность будут нести его родители. При этом не имеет значения, каким способом было достигнуто состояние опьянения: употребления вина, пива, либо медицинских препаратов и иных веществ. Лица, предлагающие спиртные напитки или иные одурманивающие вещества несовершеннолетнему, будут привлечены к административной ответственности.

Дисциплинарная ответственность. За совершение обучающимися дисциплинарного проступкаустанавливается дисциплинарная ответственность, которая выражается в применении к нему мер дисциплинарного взыскания: замечание выговор отчисление. Отчисление, как мера дисциплинарной ответственности, может быть применено за: Длительное отсутствие (более тридцати дней без уважительных причин) на учебных занятиях в течение учебного года.

  1. Василий, 14 лет, в школе разбил стекло.
  2. Виталий, 15 лет, снял щетки стеклоочистителя с чужого автомобиля.
  3. 14 летние ребята бросали камни в проходящие поезда.
  4. Группа подростков, от 14до 16 лет, совершила разбойное нападение на прохожего.
  5. Андрей, 15 лет, в общественном транспорте оскорбил пожилого человека.
  6. Сергей, 14 лет, угнал автомобиль соседа.
  7. 15 летние подростки в парке разожгли костер.
  8. Петр, 16 лет, сорвал цветы с клумбы.
  9. Валя, 14 лет, вымогала деньги у младших школьников

Определить является ли это административным правонарушением, и какое наказание за этим последует

1.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? Какое наказание можно ожидать . (С 16 лет. Административная. Мелкое хулиганство)

2. Подростка задержали на улице после 23 часов без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?( Предупреждение)

3. Группа подростков после пикника в лесу оставила после себя бытовые отходы. Какие правовые последствия ожидаю их? (Нарушение требований санитарных правил в лесах наложение административного штрафа)

4. Трое учеников 8 класса в выходной день собрались на дискотеку. По дороге зашли в магазин и купили бутылку пива и в парке распили. Можно ли их поступок отнести к административному правонарушению?

(Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей)

5. Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены к административной ответственности? (С 14 лет. Порча имущества. Штраф.)

6. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое правонарушение совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? (Кража 14 лет)

7.16-летний подросток позвонил ради шутки в милицию и сообщил, что в школе заложена бомба.

(С 14 лет. Кроме этого родители будут вынуждены возместить весь материальный ущерб в связи с затратами служб, выезжавших на место происшествия. И прокуратура города может привлечь родителей к ответственности за неисполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей)

Ситуация № 1 . Пятиклассник Дима не приезжает в школу с каникул,

говорит, что не хочет посещать уроки и учиться в школе. Я считаю, что это проступок.

(Это проступок. Мальчик не нарушил закон. Мальчик нарушил Устав школы (пропуски уроков без уважительной причины).

Наказание – предупреждение, выговор, постановка на ВШУ)

Ситуация № 2. Татьяна одна поздно вечером возвращалась домой после дискотеки. К ней подошла группа подростков, ее окружили. Один из парней вырвал из рук Татьяны сумочку, другой сорвал с нее золотую цепочку. Подростки пригрозили ей, что если она кому-нибудь расскажет о случившемся, то они ее найдут и разберутся с ней. Я считаю, что это проступок.

(Это преступление. Подростки нарушили Закон, совершили грабеж. Наказание – лишение свободы реально или условно.

Учитель: А сама Татьяна и ее родители нарушили Закон?

Нахождение ребенка в вечернее время на улице без присмотра родителей. Родителей могут привлечь к административной ответственности – штраф.)

Ситуация № 3. Мальчики девятого класса курили на территории школы, нецензурно выражались и заставляли ребят из младших классов попробовать закурить. Я считаю, что это преступление.

(Проступок. Запрещено курить в общественных местах ближе чем, 15 метров. Нарушение общественного порядка. Административное наказание – штраф.

Родители учеников также могут быть привлечены к административной ответственности)

Ситуация № 4. Ученики начальной школы, во время перемены, бегали по коридору, толкались, пинали друг друга, дергали девочек за косички, на замечания дежурных по школе и учителей не реагировали. Я считаю, что это преступление.

(Это проступок. Нарушение Устава школы, правил поведения в школе. Постановка на ВШУ)

Ситуация № 5. Семиклассники Саша, Женя и Максим поджидали детей из начальных классов за углом школы, отбирали у них деньги и говорили, что если они кому-нибудь расскажут, им не поздоровится. Я считаю, что это проступок.

(Эти ребята совершили преступление. Действия мальчиков противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление)

6. Памятка школьнику

Дорогой друг, ты учишься в школе, в которой тебе ещё учиться. Оглянись вокруг. Тебя окружают одноклассники и учителя. Пока ты учишься, мы предлагаем следовать советам «бывалых» школьников. Пользуясь своими правами и свободой, ты можешь внести что-то новое в развитие школы.

Во-первых , не теряя времени, узнай, где лежит главный документ школы – Устав, в котором прописаны твои права и обязанности как школьника.

Во-вторых , запомни все, что касается тебя и твоего обучения.

В-третьих , ты в школе не один, вокруг тебя твои одноклассники и учителя, имеющие такие же права и свободы, уважай их.

В-четвертых , школа - твой второй дом. Береги все, что в нем находится: мебель, книги, инвентарь. К тому же за порчу школьного имущества на твоих родителей может быть наложена материальная ответственность.

В-пятых , веди активный образ жизни и реализуй свои способности, участвуя в школьных мероприятиях, реализуй свои права.

В-шестых , ты должен аккуратно вести тетради, ведь это твоё лицо.

В-седьмых, если потребуется твоя помощь, не раздумывай - помоги. В следующий раз помогут тебе.

В-восьмых , помни, что взрослым ты становишься не тогда, когда начинаешь курить и пить спиртные напитки, а тогда, когда можешь самостоятельно отвечать за свои поступки.

В-девятых, как можно чаще приглашай в школу родителей, чтобы они были в курсе твоих дел, так как они твои законные представители.

В-десятых , если у тебя возникли проблемы, прежде всего, расскажи воспитателям и учителям. Совместно с администрацией школы они постараются помочь тебе.

P.S. Если ты будешь следовать этим советам, будь уверен, проблем у тебя не будет.

Закончить я хочу словами оратора и политика древнего Рима жившего в 106 году до нашей эры Марка Туллия Цицерона: «Мы должны быть рабами законов, чтобы быть свободными»

Круглый стол «Ответственность подростков»

Формирование системы правовых знаний, правовой культуры у подростков.

Систематизировать знания обучающихся об ответственности подростков.

Обучить основам юридических знаний.

Формировать умение анализировать правовые ситуации

Способствовать формированию системы правовых знаний, правовой культуры у подростков, навыков правомерного поведения, проявлению творчества.

Ход классного часа

Учитель: Здравствуйте. Мы рады приветствовать всех на нашей встрече. В ноябре в нашей школе проводится месячник правового просвещения. В рамках этого месячника мы проводим заседание круглого стола, с участием инспектора ОДН . Сегодняшнее заседание круглого стола «Ответственность подростков»», объявляется открытым.

Во время нашего заседания мы поговорим с вами о ваших правах и обязанностях, об ответственности какую несут подростки, и узнаем легко ли быть законопослушным. Все мы прекрасно знаем, кого называют гражданином, знаем, что каждый гражданин обладает правами и обязанностями и знаем, что такое права и обязанности. Давайте вспомним, что права и обязанности граждан нашего государства закреплены в Конституции РФ. А вы знаете, в каких еще документах говорится о правах и ответственности граждан?

Примерные ответы учеников:

Всемирная декларация прав человека

Конвенция о правах ребенка

Уголовный Кодекс РФ

Семейный Кодекс РФ

Трудовой Кодекс РФ

Гражданский Кодекс РФ

Земельный Кодекс РФ

Жилищный Кодекс РФ

Учитель: Ребята, у вас сейчас сложный и одновременно интересный возраст 14-16 лет. Вокруг много соблазнов. Но вы должны выбрать правильный путь! Подростки могут свернуть на преступный путь по разным причинам. От банального отсутствия денег, воспитания и условий, до погони за легкими деньгами. Однако, незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение приводит к тяжелым последствиям.

Именно об этом говорится в статье 19 Конституции России. Сегодня мы с вами подробнее рассмотрим "Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях" от 30.12.2001 N 195-ФЗ и Закон Ставропольского края от 10.04.2008 N 20-кз "Об административных правонарушениях в Ставропольском крае". Что же вы обязаны знать, чтобы не попасть в неприятную ситуацию?

Учитель: Давайте посмотрим на презентацию. Итак, существует 4 вида юридической ответственности в зависимости от вида нарушений:

Административная

Дисциплинарная

Гражданско-правовая

1.Административная ответственность несовершеннолетних.

Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные Кодексом об административных правонарушениях (КоАП).

К административным правонарушениям относятся:

- появление в общественных местах в состоянии алкогольного или наркотического опьянения;

- распитие спиртных напитков в общественных местах;

- совершение мелкого хулиганства;

- нарушение правил дорожного движения;

- нарушение противопожарной безопасности и др.

За административные правонарушения к ответственности привлекаются граждане РФ с 16 лет и предусмотрены следующие виды административной ответственности:

Если подросток, не достигший 16 лет, совершает административное правонарушение, то наказание несут его родители.

2. Уголовная ответственность.

Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов,

предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление, предусмотренное уголовным законом, как общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

Представьте себе ситуацию: 14-летний Саша, решив просто порезвиться, на глазах своих сверстников и окружающих взрослых сильно толкнул 13-летнего Мишу. Тот, не удержавшись, упал на проезжую часть дороги и попал под колесо встречной машины. От полученных травм на вторые сутки несовершеннолетний Миша скончался в больнице. Страшная, но вполне реальная ситуация.

Под какие юридические нормы попадает шутка» несовершеннолетнего Саши?

Статья 87 УК «Уголовная ответственность несовершеннолетних»: Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать лет, но не исполнилось восемнадцать лет.

Статья 88 УК «Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним»:

– лишение права заниматься определённой деятельностью;

– лишение свободы на определённый срок.

Несовершеннолетние за совершение преступлений, противоправных деяний также могут быть помещены в специальные учебно- воспитательные учреждения закрытого типа. Причем, в такие учреждения подростки могут быть направлены с 11 лет.

Срок лишения свободы для несовершеннолетних не может превышать 10 лет. Лишение свободы отбывается несовершеннолетними в воспитательных колониях общего режима.

3. Дисциплинарная ответственность.

Дисциплинарная ответственность - это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: прогул без уважительной причины.

Гражданско-правовая ответственность .

Регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю:

Учитель: А теперь давайте рассмотрим понятие видов нарушений:

Существует два вида правонарушений: «Проступок и преступление».

Правонарушения бывают преступные – это преступления и непреступные – это проступки.

Преступление – это серьезное нарушение закона взрослыми людьми или несовершеннолетними, достигшими возраста привлечения к уголовной ответственности, согласно ст.14 УК РФ.

Проступки – это все непреступные правонарушения, классифицированные относительно отраслям права: административные, гражданские, правонарушения в сфере трудового законодательства, нарушение правил поведения или вызывающее поведение.

Учитель: Рассмотрим несколько примеров:

Пятиклассник Дима не приступил к занятиям в школе после каникул, говорит, что не хочет посещать уроки. Как можно расценить поведение Димы, как проступок, правонарушение или преступление?

Ответ учеников: Это проступок, так как Дима ничего противозаконного не совершил .

Учитель: Что же он все-таки нарушил тем, что не посещал уроков в школе?

Устав школы , в котором прописаны права и обязанности всех участников образовательного процесса ( администрации школы, учащихся, их родителей, педагогов).

Учащиеся в образовательном учреждении обязаны :

выполнять задания по теме занятий;

не пропускать без уважительной причины занятия и не покидать их раньше окончания;

не опаздывать на занятия;

бережно относиться к имуществу учреждения и в случае его

порчи восстанавливать за счет средств родителей;

уважать честь и достоинство других учащихся и работников школы.

Учитель: Чем же будет считаться нарушение какого-либо пункта устава школы?

Ответ учеников: Проступком.

Попробуем определить, о чем идет речь: о проступке, правонарушении или преступлении.

Девятиклассники Саша, Витя и Игорь в выходной день собрались пойти на дискотеку. По дороге они зашли в круглосуточный магазин и купили бутылку вина. В аллее около Дома Культуры ребята распили вино.

Как можно расценить их поведение?

( В данном примере имеют место 2 административных правонарушения )

1. Административную ответственность за правонарушение несет продавец за продажу учащимся (несовершеннолетним) спиртного,

2. Сами учащиеся – за приобретение и распитие спиртного.

(Это административное правонарушение, предусмотренное статьей 20.20 части 1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации – «Распитие алкогольной продукции в общественных местах».)

Учитель: А сейчас мы проведем блиц-опрос и определим, группа экспертов, какого класса лучше разбирается в правовом аспекте. Вопросы будут заданы экспертным группам по очереди. Определите, за какие преступления уголовная ответственность наступает с 16 лет, а за какие с 14 лет. У вас минута на размышление.

Грабеж, разбой (14 лет)

Похищение человека (14 лет)

Хулиганство (14 лет)

Угон автотранспорта (14 лет)

Нарушение изобретательских и патентных прав (16 лет)

Неоказание помощи больному (16 лет)

Нарушение требований пожарной безопасности (16 лет)

Вандализм (14 лет)

Умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью (14 лет)

Жестокое обращение с животными (16 лет)

Учитель: Да, лучшей оказалась группа экспертов … класса.

Учитель: Переходим к следующему заданию. Каждой группе мы раздадим по карточке с ситуациями. Наши эксперты должны будут проанализировать ситуации, и сказать, какие меры наказания понесут ребята. А потом мы попросим нашего инспектора … прокомментировать ответы ребят. Правы ли они были в своей оценке.

В школу по телефону позвонил Сережа 14 лет и сказал, что в школе заложена бомба, которая может взорваться. Все выбежали из школы! Приехали пожарная машина, МЧС. Ученики и учителя целый час простояли на улице. ( Так как этот проступок считается – уголовно- наказуемым деянием, то данному мальчику может быть применены такие виды наказаний: арест, исправительные и обязательные работы, лишение права заниматься определенной деятельностью, постановка на учет в КДН, штраф и т.д. )

Порча школьного имущества

Коля, ученик 6 класса, играл в классе мячом. Ему сказали, чтобы он этого не делал. Коля не послушался и случайно разбил окно в классе. (Дисциплинарный проступок мальчик может быть наказан. Поставят на учет на внутришкольном контроле, штраф и др.)

Ситуация 3.

Порча чужого имущества

На перемене: Саша попросит у Даши телефон, чтобы послушать музыку. Даша не дала, так как боялась, что он испортит его. Телефон новый. Саша обиделся на нее и сломал телефон.

(Саша не должен был портить чужое имущество, но если это произошло то должен возместить, то есть купить новый телефон. Если у него нет собственных средств на покупку, то вместо него будут отвечать его родители).

Ситуация 4.

Девятиклассник Антон шел домой. На пустынной улице к нему подошли двое ребят, которых он знал. Они стали оскорблять его, а затем избили. Антон побежал звать на помощь своих друзей. Через полчаса втроем они нашли двоих ребят и нанесли им телесные повреждения . (В данном случае Антон является одновременно и пострадавшим и правонарушителем. Антон должен был обратиться к правоохранительным органам (например, к участковому) а не затевать драку, всех участников этой драки должны привлечь к ответственности, провести с ними разъяснительную беседу, и скорее всего их поставят на учет, в школе и в КДН, если в драке не были причинен серьезный вред здоровью, иначе будет возбуждаться уголовное дело)

Инспектор ОДН: (делает свой комментарий)

Учитель: Ребята, у кого есть вопросы к инспектору … по каким-нибудь статьям Кодекса Административных правонарушений или проступкам, пожалуйста, задавайте. Она у нас настоящий эксперт по этим вопросам.

Ученик 1: Какое наказание предусмотрено для несовершеннолетних за нарушение комендантского часа в Ставропольском крае?

Ученик 2: С какого возраста и за какие правонарушения наступает административная ответственность несовершеннолетних?

Ученик 3:С какого возраста и за какие правонарушения наступает уголовная ответственность несовершеннолетних?

Ученик 4:Какое наказание предусмотрено за кражу для подростка?

Ученик 5:Какое наказание предусмотрено для подростка за причинение телесных повреждений другим людям?

Учитель: Давайте поблагодарим нашего инспектора … . Она все вам доступно объяснила. Я надеюсь, что у вас не осталось никаких сомнений по заданным вопросам. И в завершении заседания нашего круглого стола, вы все сможете ответить на вопрос «Легко ли быть законопослушным». Пожалуйста, высказывайте ваши мнения.

Ученик 1: Легко, если соблюдаешь законы и не ущемляешь права другого человека.

Ученик 2: Если мы не будем отступать от требований правовых норм и уважать права других людей, не только свои, мы будем законопослушными гражданами.

Учитель: Вы правы. Всегда надо помнить о том, что за совершенные поступки надо отвечать. Всегда надо помнить о том, что главной причиной всех правонарушений является неуважение к закону. Ни один человек в нашем обществе не может отступать от требований правовых норм. Помните, совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и близким людям.

Круглый стол "Права и обязаности несовршенолетних"

Цель : Профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, воспитание правового сознания учащихся; обсудить с учащимися проблему преступности среди несовершеннолетних; объяснить учащимся особенности уголовной ответственности несовершеннолетних; формировать навыки самостоятельного принятия ответственного решения; формировать навыки критического анализа сложных ситуаций;

Эпиграф: «Незнание закона не освобождает от ответственности»

Кл. рук: Почему люди совершают преступления? Каждый человек способен сделать свой выбор в жизни: идти честным путем, зарабатывая необходимые деньги, отказывая себе во многих удовольствиях и желаниях, или вступить на путь преступления в поисках легкой наживы. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Почему? Как вы думаете? (примерные ответы учащихся: резкое падение уровня жизни большей части населения; социальная незащищенность; неуверенность в завтрашнем дне.)

Социальный педагог : К сожалению, не каждый подросток, осознает о совершаемых им противоправных деяниях, которые ведут к тяжелым и трудно исправимым последствиям. Ежегодно подростками совершается более 145 тыс. преступлений, практически каждый пятый из них направляется для отбывания наказания в виде лишения свободы в воспитательные колонии (ВК).

Давайте с вами вспомним некоторые понятия, в этом нам поможет инспектор ПДН.

Инспектор ПДН :

-Кто же считается подростком?

Уголовное законодательство несовершеннолетними признает лиц, которым ко времени совершения преступления исполнилось 14 лет, но не исполнилось 18 лет. Причем, считается, что лицо достигло определенного возраста не в день рождения, а со следующих суток. Основание привлечения несовершеннолетних к уголовной ответственности такое же, как и основание привлечения взрослого человека - совершенное преступление.

-Что называется преступлением?

Преступление - запрещенное Уголовным Кодексом РФ деяние (действие или бездействие), которое представляет собой опасность для личности, общества или государства, совершенное лицом, достигшим определенного возраста, вина которого доказана судом. Преступления могут быть умышленные и совершенные по неосторожности. Групповые преступления - совместно совершенные двумя или более исполнителями по предварительному сговору или без него. Соучастие -групповое преступление, совершенное умышленно.

-Что такое правонарушение?

Правонарушение -нарушение права, действующих законов, преступление.

-Как вы считаете, какие преступления среди подростков наблюдаются чаще всего?

(кража чужого имущества, умышленное причинение тяжкого или средней тяжести вреда здоровью, похищение человека, разбой, грабеж, вымогательство, угон автомобиля, повреждение чужого имущества, повлекшие тяжкие последствия, хищение, изготовление взрывчатых веществ и наркотических веществ)

- Так вот за все эти правонарушения дети от 14 до 16 лет могут быть осуждены за их свершение.

В остальных случаях подростки привлекаются к ответственности с 16 лет (ст. УК РФ)

-Что такое ответственность?

Ответственность - необходимость, обязанность отвечать за свои действия, поступки, быть ответственным за них.

- Какие виды ответственности вы знаете? (Ответы детей)

Инспектор ОДН : Существует 4 вида юридической ответственности при нарушениях:

1.Уголовная ответственность – ответственность за нарушение законов, предусмотренных Уголовным кодексом. Преступление предусмотренное уголовным законом общественно опасное, посягающее на общественный строй, собственность, личность, права и свободы граждан, общественный порядок. (убийство, грабёж, изнасилование, оскорбления, мелкие хищения, хулиганство).

За злостное хулиганство, кражу, изнасилование уголовная ответственность наступает с 14 лет.

2.Административная ответственность применяется за нарушения, предусмотренные кодексом об административных правонарушениях. К административным нарушения относятся: нарушение правил дорожного движения, нарушение противопожарной безопасности. За административные правонарушения к ответственности привлекаются с 16 лет. Наказание: штраф, предупреждение, исправительные работы.

3.Дисциплинарная ответственность – это нарушение трудовых обязанностей, т.е. нарушение трудового законодательства, к примеру: опоздание на работу, прогул без уважительной причины.

4.Гражданско–правовая ответственность регулирует имущественные отношения. Наказания к правонарушителю: возмещение вреда, уплата ущерба.

Кл. руководитель : Ребята, вам рассказали о преступлениях, которые совершаются подростками, а также о видах юридической ответственности за нарушения. Сейчас вам будут даны задания, а вы постарайтесь правильно ответить.

Задания для учащихся.

1 Разбор ситуации:

№ 1. Серёжа и Саша играли во дворе в мяч. Ребята разбили мячом окно в доме соседа. Какое правонарушение совершили подростки?

№ 2. Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих.

№ 3. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое преступление совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение?

№ 4. Подростка задержали на улице в 23 часа 40 минут без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?

2. Определите виды юридической ответственности при рассмотрении различных нарушений. Установите соответствие.

А – административная ответственность.

Г – гражданско – правовая.

У – уголовная.

Д – дисциплинарная

1. Порвал учебник(Г)

2. Появление подростка на улице в нетрезвом виде (А)

3. Избил одноклассника (У)

4. Совершил кражу мобильного телефона.(У)

5. Совершил прогул в школе (Д)

6. Переходил дорогу в неположенном месте. (А)

7. Испортили мебель в учебном заведении. (Г)

8. Нецензурно выражался в общественном месте. (А)

Инспектор ОДН : Ребята, а как вы думаете, вправе ли представитель закона задержать вас на улице в позднее время? И почему? (Ребята высказываются, приводят примеры).

Конечно, они беспокоятся о вашем здоровье, о вашей жизни.

А как надо себя при этом вести вам: вырываться, кричать, убегать? (ребята говорят).

Во-первых, отвечать спокойно на вопросы милиционера, не бояться, не говорить неправду. Например: вы с друзьями поздно возвращаетесь с тренировки…

Во-вторых, вы можете сообщить представителям закона номер телефона родителей или позвоните им сами.

Социальный педагог: -А за какие правонарушения вас могут доставить в милицию?

1.Нарушение правил дорожного движения

2.Распитие спиртных напитков и пива в общественных местах (т.е. любое место за пределами твоей квартиры) и появление в пьяном виде.

3.Мелкое хулиганство (драка, злословие и т.д.).

Инспектор ОДН. -А теперь поговорим о ваших правах.

1.Если вас не задерживают, а просто предлагают пройти побеседовать. Ваши действия? (ребята отвечают).Вы правы. Не грубите, а вежливо, но твердо откажитесь.

2. Но вас могут пригласить в качестве очевидца происшествия. Что в этом случае делаете вы? (ребята отвечают).Да. В этом случае вы можете пойти в отделение милиции только по доброй воле. При этом вы должны знать, что вас не могут пригласить в качестве свидетеля: такое приглашение должно быть оформлено в виде повестки, которую вручает почтальон, вы имеете право отказаться от свидетельских показаний – вам не грозит за это ответственность, если вам нет 16 лет.

3. А чем «очевидец» отличается от «свидетеля»? Как вы думаете? (ребята отвечают).

Очевидец – не несет ответственности за свои слова, он говорит то, что видел или то, что думает по поводу происшествия. Поэтому может сказать неправду.

Свидетель – это лицо, на которое указал подозреваемый или потерпевший. Он несет уголовную ответственность за дачу ложных показаний.

Предположим, вас привели в отделение милиции. Знайте, дежурный должен немедленно сообщить о вашем задержании родителям, Если вы совершили незначительное правонарушение, то после составления протокола вас должны немедленно отпустить или дождаться ваших родителей, чтобы они забрали вас домой.

Если вы совершили более серьезное правонарушение, то вас могут задержать в административном порядке – не более 3 часов (время после составления протокола).

Вас не имеют права помещать в камеру предварительного заключения (КПЗ), если там уже находятся взрослые!

Вас могут заключить под стражу, если вы подозреваетесь в совершении тяжкого преступления. Это решение принимает только суд.

Допрос несовершеннолетнего должен проходить при педагоге, при адвокате. При этом родители могут присутствовать, но их присутствие не обязательно. Помните, любые действия сотрудников милиции вы можете обжаловать!

Кл.руководитель: - А теперь еще раз ознакомимся списком преступлений, за которые осуждаются подростки 14-16 лет; видами наказаний для несовершеннолетних, совершивших преступление, согласно Уголовному кодексу РФ .

Преступления, за которые осуждаются подростки 14-16 лет:

  • совершение убийства;
  • умышленное причинение вреда здоровью, похищение человека, изнасилование;
  • разбой, грабеж, кража, вымогательство;
  • угон и приведение в негодность транспорта;
  • вандализм, хулиганство при отягощающих обстоятельствах;
  • умышленное уничтожение и похищение чужого имущества;
  • хищение оружия, наркотиков, взрывчатых веществ;
  • терроризм, захват заложника.

Виды наказаний для несовершеннолетних, согласно УК РФ:

  • штраф;
  • обязательные работы;
  • лишение свободы на определенный срок;
  • исправительные работы;
  • арест;
  • лишение права заниматься определенной деятельностью .

К подросткам, впервые совершившим преступление, применяются меры воспитательного воздействия: предупреждение, передача под надзор, ограничение досуга и установление требований к поведению, возложение обязанностей загладить причиненный вред

Уголовная ответственность за все виды преступлений, предусмотренных Уголовным кодексом, наступает с 16 лет. Следовательно, несовершеннолетний, которому исполнилось 16 лет, считается вполне созревшим, чтобы отвечать за преступления.

Ребята, мне очень хочется верить, что после нашего классного часа, мы будем совершать только хорошие поступки. Удачи вам!

Мы должны соблюдать законы нашей страны. И, прежде всего, это надо вам, ребята. Надо быть патриотами. И тогда Отечество наше будет еще крепче, потому что будущее ее - сегодняшняя молодежь. А это – залог признания могущества России всеми странами мира.

Классный час:"Административно- уголовная ответственность"

Цель : профилактика преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних; дать учащимся представление об уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.

Образовательные:

· познакомить учащихся с возрастом наступления уголовной и административной ответственности;

· углубить знания учащихся об уголовном и административном наказании несовершеннолетних;

· создать у учащихся представление об особенностях уголовной и административной ответственности несовершеннолетних.

Развивающие:

· научить учащихся применять полученные знания в конкретных ситуациях (выполнение практических заданий);

· проводить поиск нужной информации в источниках разного типа;

· формулировать собственную позицию.

Воспитательные:

· продолжать воспитывать у учеников чувство ответственности за свои поступки, уважение к закону, законопослушание;

· воспитывать у учащихся осознание необходимости и обязательного соблюдения законов;

· способствовать воспитанию уважения и толерантного отношения к окружающим;

· акцентировать внимание учащихся на последствиях, возникающих в результате преступного поведения.

Оборудование: презентация «Административно-уголовная ответственность», видео «Откровения несовершеннолетних преступников», система вопросов для пресс-конференции.

Ведущий 1: Добрый день!

Ведущий 2: Мы рады приветствовать вас на пресс-конференции, которая будет проведена в форме круглого стола.

Ведущий 1: Тема весьма актуальна : Административно-уголовная ответственность».

Ведущий 1: Круглый стол предполагает обмен информацией, обсуждение, решение проблемы. И в итоге, принятие правильного оптимального решения.

Ведущий 2: И проблема есть! Это нарушение закона! Существуют разные причины этого. Но мы начнем решать проблемы административно-уголовных правонарушений устранив первую основную причину: недостаточные правовые знания граждан государства.

Ведущий 1: С этой целью на нашей пресс-конференции присутствуют представители компетентных органов

Представитель Правоохранительных органов - Башкирова Олеся Игоревна

Представитель госнаркоконтроля -Стряпчев Сергей Михайлович

Духовный наставник_ - Отец Виталий

Мы приветствуем наших гостей!

Ведущий 1: Итак, внимание на экран!

Показ видео - репортажа «Откровения несовершеннолетних преступников» Слайд 1

Появляется на слайде: Слайд 2

«Незнание закона, не освобождает от ответственности»

Ведущий 1: Читая, эти слова, мы хорошо осознаем, что в РФ существует закон – система правовых норм, которая упорядочивает жизнь в обществе.

Студент 1:История закона и правовых норм получила свое начало еще в Древнем Риме и Греции. Ри́мское пра́во — правовая система, существовавшая в Древнем Риме и в Византийской империи с VIII века до н. э. по VI век н. э., а также отрасль правовой науки, занимающаяся её изучением. Римское право явилось образцом или прообразом правовых систем многих других государств, является исторической основой романо-германской (континентальной) правовой семьи.

Ведущий 1. А теперь перед вами выступит второй эксперт в области древнеримской юриспруденции.

Студент 2: Основным принципом Римского права является утверждение, что государство есть результат установленной договорённости между гражданами государства в целях решения всех правовых вопросов согласно заранее принятым общим консенсусом правилам. Этот принцип Римского права лёг в основу такой формы власти как Республика , которая является на сегодняшний день самой распространённой формой власти.

Ведущий 2: Слово предоставляеися третьему эксперту. Студент 3: Римское правосознание рассматривает справедливость, выводимую из равноправия, как основной принцип правореализации. «Jus est ars boni et aequi» — гласит изречение Цельса-младшего , переводимое как «Право есть искусство (наука) доброго и равного», а не справедливого, вопреки расхожему мнению. (aequus, a, um — равный).

Ведущий 1: Следующий эксперт сообщит нам о роли судебной власти в Древнем Риме. Студент 4: Казуистичность Римского права основывается на осознании высокой роли судебной власти; «Я имею иск — значит я имею право» — описывает это отношение римское изречение. Утилитаризмом названо рассмотрение пользы (utilitas) как смысла права, свойственное римскому отношению к праву: «Польза — мать доброго и справедливого».

Ведущий 2: Возможность подвести итог значимости Римского права предоставляетс пятому эксперту. Студент 5:Римский юрист Ульпиан высшим же принципом права видел справедливость , о которой писал: «Предписание права суть: честно жить, не вредить другому, каждому воздавать своё ».

Ведущий 1: Мы благодарим экспертов за исчерпывающую информацию.

Ведущий 2: Как-то в своей речи софист Продик из Кеоса, друг Сократа и Платона, рассказал такую аллегорическую историю: когда совсем еще юный Геракл (Геркулес) сидел на распутье и размышлял, какую дорогу выбрать, к нему подошли две женщины — Изнеженность и Добродетель. Изнеженность рисовала ему картины полной удовольствий жизни, Добродетель указывала на тяжелый путь служения людям и испытаний, ведущий к бессмертию и славе. Юный герой сознательно отверг легкий путь. С тех пор в языке появилось крылатое выражение «Геркулес на распутье» — так говорят о человеке, оказавшемся перед трудным нравственным выбором, от которого зависит вся его дальнейшая судьба…

Ведущий 1: Так и в современном обществ, каждый человек по мере взросления, оказывается как и Геркулес на распутье. Одна дорога – дорога правовых норм и законов – приводит к гармонии, счастью, другая – противозаконная – приводит, чаще всего к лишению свободы.

Ведущий 2: Так же не следует забывать, что выполнение правовых норм обязательно. И самое главное – наказание за совершенное правонарушение неотвратимо.

Ведущий 1: Предупрежден - значит вооружен! Вооружен знаниями в сфере правовых норм и в системе юридической ответственности. А теперь мы приступаем к пресс-конференции.

1. С какого возраста наступает уголовная ответственность?

2. Какие обстоятельства являются смягчающими вину, а какие отягощающими?

3. Чем руководствуется судья при назначении наказания в пределах санкции нормы УК РФ?

4. На ваш взгляд, является ли уголовное осуждение эффективной мерой?

5. Есть ли в нашем районе случаи административно-уголовных нарушений несовершеннолетних? Какие меры были приняты в этих ситуациях?

6. Когда административная ответственность может обернуться уголовной?

7. Какое наказание может понести несовершеннолетний за совершение преступления?

8. Может ли суд освободить несовершеннолетнего от уголовной ответственности? В каком случае?

9. Какие преступления являются тяжкими и особо тяжкими?

10. По каким статьям наступает уголовная ответственность для несовершеннолетних?

11. Что толкает несовершеннолетних на совершение преступления?

12. До какого времени могут гулять несовершеннолетние? С кем можно выходить на улицу после 22:00?

13. Что такое превышение пределов необходимой обороны? Какое за это будет наказание?

14. Какую ответственность понесет подросток за распространение наркотических веществ?

15. Однажды употребивший наркотик – наркоман?

16. Существует ли ответственность за употребление наркотиков?

17. Почему молодые люди употребляют наркотики?

19. Какие новые наркотики появились на данный момент в России.

20. Можно ли определить наркомана по внешнему признаку?

«Вы никогда не поймете причин правонарушений , если не уясните себе одну очень важную истину: отрицательные влияния могут быть очень сильными, обстановка в семье просто невыносимой, но все-таки в итоге выбирает, как себя вести, сам подросток. И если он пошел на преступление, значит, он неоднократно переступил через свою совесть. Никто не имеет права снять с него ответственность за его решения. За свои поступки отвечает сам человек!»

Ведущий 2: Для подведения итога данного мероприятия слово предоставляется отцу Виталию. Притча о жизненных ценностях.

Ведущий 1:На этом наша пресс-конференция подошла к завершению. До новых встреч!

Круглый стол на тему: "Подросток и закон"
классный час

Методическая разработка поможет классному руководителю - упорядочить знания ребят о правонарушениях, ознакомить их видами нарушений и наказаниями за них, развить представления о последствиях противоправных деяний, воспитывать чувство ответственности за свои поступки.

ВложениеРазмер
kruglyy_stol_podrostok.docx 26.39 КБ
Подтяните оценки и знания с репетитором Учи.ру

Круглый стол на тему: «Подросток и закон».

Социальный педагог. Сегодня мы собрались, чтобы поговорить об очень важной проблеме – о правонарушениях, которые совершают подростки, и их последствиях. Незнание закона, не освобождает от ответственности, а умышленное нарушение закона приводит к тяжелым последствиям. И пусть сегодня наше занятие станет началом правильного выбора вашего жизненного пути.

Эпиграфом нашего занятия будут слова «Помните, что, совершая правонарушение, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль родным и близким вам людям». Мы в ответе за свои поступки.

Вы сейчас находитесь в таком возрасте, о котором говорят подростковый. Это новый жизненный этап с новыми жизненными правами, обязанностями и ответственностью.

Возникают частые трения с родителями, взрослыми, кому-то кажется, что его не понимают, бывает обстановка в семье напряженная, но все-таки, в конечном итоге, выбирает как себя вести сам подросток. Никто не имеет права снять с него ответственность за его поступки. Именно в подростковом возрасте сам человек нередко протаптывает тропинку к высокому забору с орнаментом из колючей проволоки. Ведь за тюремную решетку никто не стремится. Но очень много подростков попадает в воспитательные трудовые колонии, спецучилища. Всем известно, что воровать, грабить, оскорблять, драться - плохо. И тем на менее количество малолетних преступников растет. Как мальчиков, так и девочек

У меня две нити: одна прямая, другая извилистая и запутанная

- С чем можно сравнить эти нити?

Ответы детей (с жизнью)

- А если сейчас сможем найти конец нити, что это может означать?

Ответы детей ( Что наша жизнь протекает хорошо, легко)

- Что будет если нить запутанна, трудно найти конец

- Жизнь любого Человека – это наша нить, и любой

заворот и узелок может привести к тяжелым последствиям.

Представьте себе: человек заблудился в лесу. Согласитесь, серьезное положение. Но если у него есть компас, он найдет дорогу. Нет этого надежного помощника - ему придется уповать только на случай.

Право и закон- тот же компас. Они показывает всем людям направление пути, дают возможность свободно и уверенно ориентироваться в бескрайнем море сложных и разнообразных норм и правил поведения, установленных государством.

В Конституции РФ – основном законе государства. (Демонстрация книги.)

Ответы детей (ответственным)

Ответственность - необходимость, обязанность отдавать кому-нибудь отчёт в своих действиях, поступках.

Существует два вида правонарушений. Все правонарушения делятся на проступки и преступления. Различия между преступлением и проступком заключены в степени общественной опасности деяния.
Что более опасно для общества?

Преступление – это правонарушение, несущее высокую социальную опасность.

Преступления: кража личных вещей, грабеж, разбойное нападение, нанесение побоев, убийство, угроза убийством, продажа наркотических веществ, насильственные действия, вымогательство, угон личного транспорта, терроризм и др.

Проступок – нарушение правил поведения, правонарушение, которое характеризуется меньшей степенью социальной опасности.

Проступки: прогулы уроков, невыполнение требований по соблюдению правил поведения, опоздание на урок, нарушение дисциплины на уроке и перемене, грубое отношение к одноклассникам, небрежное отношение к школьному и личному имуществу одноклассников, пропуски без уважительной причины, нарушение Устава и режима школы: отказ вовремя ложиться спать, не ношение сменной обуви, отказ от участия в мероприятиях, отказ выполнять домашнее задание, отказ делать уборку в классе. Нарушение правил дорожного движения, распитие спиртных напитков в общественных местах и появление в пьяном виде, драки, нецензурная брань, свист в общественном месте, порча личного имущества, курение в общественном месте, уничтожение специальных знаков, мелкие хищения, нарушение правил противопожарной безопасности, уничтожение редких видов растений и животных, безбилетный проезд, неправильный переход улицы, подкладывание на ж\д пути предметов, которые могут помешать движению и др.

И преступление, и проступок –нарушения закона, ребенок, их совершивший – правонарушитель.

В настоящее время в России за совершение противоправных поступков или правонарушений предусмотрены два вида ответственности:

административная и уголовная .

Как вы думаете, с какого возраста человек несет ответственность за свои поступки? Ответы детей

Согласно уголовному кодексу административная и уголовная ответственность наступает с 16 лет, за совершение определенных правонарушений ответственность наступает с 14-ти летнего возраста.

Ответственность за проступки прописана в Кодексе об административных нарушениях, о преступлениях– в Уголовном кодексе

Сейчас мы на этом остановимся более подробно.

Административная ответственность несовершеннолетних

За проступки полагаются наказания не уголовного характера – штрафы (в базовых величинах) предупреждения, возмещение ущерба, административный арест на 15 суток.

Работа с таблицей

Умышленное причинение телесного повреждения

Штраф или административный арест.

Умышленное уничтожение либо повреждение имущества

Разжигание костров в запрещённых местах

Незаконные действия в отношении газового, пневматического, холодного или метательного оружия

Жестокое обращение с животными.

штраф в размере от 4 до 20 базовых величин.

Распитие алкогольных напитков в общественном месте или появление в общественном месте в пьяном виде.

штраф в размере до 8 базовых величин.

Курение (потребление) табачных изделий

Нахождение на улице без сопровождения взрослых с 23.00 до 6.00

Нарушение правил дорожного движения пешеходом, лицом, управляющим велосипедом

Ни один ребёнок в возрасте младше 14 лет не может быть привлечён к уголовной ответственности и осуждён за совершение преступления.

НО, если ребёнок до 14 лет постоянно совершает противоправные действия, он может быть поставлен на учёт в КДН, отправлен в специальное воспитательное заведение, к нему могут быть применены другие меры воспитательного характера.

Социальный педагог: А сейчас познавательная минутка о богине правосудия

Фемида - древнегреческая богиня права и законного порядка, жена Зевса. Фемида никогда не восстает против Зевса, объявляет его решения, дает благие советы. Стоит она всегда по правую руку олимпийского владыки.

Меч - символ духовной силы, воздаяния; в руках Фемиды он символ возмездия. Меч держится острием вверх, что указывает на "волю небес", высшую справедливость, а также на постоянную готовность его применения. Меч богини - обоюдоострый, поскольку закон не только карает, но и предупреждает. Держащая его рука - правая: это сторона действия, символ силы, "правого дела".

1.Рома и Петя ехали в автобусе, громко разговаривали, смеялись, нецензурно выражались, агрессивно реагировали на замечания окружающих. Какое правонарушение совершили подростки? Какое наказание можно ожидать . (С 16 лет. Административная. Мелкое хулиганство.Штраф от 2 до 30базовых величин)

2. Подростка задержали на улице после 23 часов без сопровождения взрослых. Какое наказание ему грозит?( Предупреждение, штраф до 2 базовых величин)

(Распитие несовершеннолетними алкогольных напитков в общественных местах, штраф на родителей до 8 базовых величин)

5. Группа подростков в возрасте 14 лет поджигали почтовые ящики, разбили лампочки на столбах. Могут ли они быть привлечены к административнойответственности? (С 14 лет. Порча имущества. Штраф.)

6. Учащиеся 7 класса перед уроком физкультуры находились в раздевалке. После звонка все ушли в спортивный зал, а Дима задержался и похитил мобильный телефон у своего одноклассника. Какое правонарушение совершил подросток? С какого возраста наступает ответственность за это правонарушение? (Кража.С 14 лет)

Воспитатель: А сама Татьяна и ее родители нарушили Закон?

( Эти ребята совершили преступление. Действия мальчиков противозаконны. Они совершили вымогательство – преступление)

Воспитатель: За совершение любого правонарушения, из перечисленных в Кодексе об административных правонарушениях Республики Беларусь, несовершеннолетние ставятся на профилактический учёт в инспекцию по делам несовершеннолетних отдела внутренних дел, информация о совершении правонарушения несовершеннолетним направляется по месту учёбы подростка и по месту работы родителей.

Последствия совершения правонарушений несовершеннолетними:

-административная ответственность в виде штрафа;

-обязательная постановка на учет в ИДН;

-постоянный контроль по месту учебы, посещение по месту жительства

-для подростков, совершивших правонарушение в пьяном виде – постановка на учет к врачу-наркологу.

-дальнейшее поступление и трудоустройство во все силовые структуры,

прохождение службы в элитных войсках Вооруженных сил является проблематичным.

Рефлексия: Сегодня мы попытались ответить на вопрос, для чего нужны законы, к чему приводят проступки и правонарушения. Надеюсь, что каждый из вас уйдет с частичкой знаний по этой теме и желания как можно больше знать, чтобы сделать правильный вывод и выбрать в жизни правильный путь. Помните, что совершая проступок, вы не только нарушаете Закон, но и причиняете боль своим родным и близким вам людям.

Читайте также: