Космодром восточный второй стартовый стол

Обновлено: 19.05.2024

Вторая очередь космодрома Восточный будет сдана в срок. На максимум работ на объекте планируется выйти летом 2020 года, для этого на космодроме планируется в несколько раз увеличить число рабочих. Об этом вчера говорил на встрече с президентом Владимиром Путиным глава «Роскосмоса» Дмитрий Рогозин. Владимир Путин побывал на космодроме Восточный 6 сентября, где ознакомился с ходом работ. На встрече, которая состоялась 23 ноября, ему рассказали о том, что произошло на стройке с этого времени, сообщается на сайте администрации президента.

Первая очередь космодрома в Амурской области – это создание стартового комплекса и технического комплекса и инфраструктуры под ракету «Союз-2». Вторая очередь – это «Ангара», тяжелая ракета. В соответствии с указом президента, совершить первый пуск планируется в 2023 году.

В настоящее время на строительной площадке задействовано более 1260 рабочих и 140 единиц техники. Это полностью соответствует проекту стройки, отметил Дмитрий Рогозин.

«График выдерживается, несмотря на то, что там сейчас достаточно, скажем так, холодно, мороз довольно серьезный. Каждый месяц я лично инспектирую стройку, езжу на эти объекты. Непосредственно на стройке развернут оперативный штаб. Для объективного контроля мы решили использовать технологии, которые есть у «Роскосмоса», то есть нашу орбитальную группировку дистанционного зондирования Земли. Проводим съемки, сличаем, что произошло за неделю, так, чтобы процессы были уже более-менее очевидны. Дальше эта информация используется не просто как голый снимок, а математически обрабатывается и маркеры показывают любые изменения, причём это касается изменения площадей стройки, объема работы, количества техники, даже количества людей, мы это все видим. Для того чтобы детализировать эти показатели и иметь полный объективный анализ того, что реально происходит на объекте, мы проводим досъемку, аэросъемку методами дронов. И в итоге считаем, что в генеральной дирекции, в руководстве государственной корпорации «Роскосмос» есть вся объективная информация о том, что реально на стройке происходит», — рассказал глава «Роскосмоса».

Сейчас на космодроме наращивают трудовые ресурсы, для размещения 2010 рабочих возводится вахтовый городок. Сейчас 1260 рабочих проживают в тех вахтовых городках, которые были построены еще военно-строительными организациями Министерства обороны Российской Федерации.

«Но нам всё равно этого не хватит. У нас пик строительства будет летом следующего года. Примерно 5000 строителей. В любом случае мы возводим современное, теплое, с теплыми полами, хорошее, добротное рабочее общежитие и столовую», — рассказал Дмитрий Рогозин.

На строительной площадке выполняются работы по 13-ти основным зданиям и сооружениям. Самый главный объект – это стартовый стол. Котлован выбран уже на 71 процент. Сейчас, к середине декабря разворачиваются крупные, мощные тенты. Они обеспечат теплом бетонные работы, которые должны проводиться в зимний период. Во второй очереди еще 12 объектов. Разработана проектная документация, получены все необходимые государственные экспертизы. Во избежание ошибок и потери качества заключен первый в России контракт с Главгосэкспертизой.

«Мы уже сейчас должны приступить к рассмотрению эскизного проекта ракеты сверхтяжелого класса, это 2028 год. Естественно, стартовый комплекс будет строиться раньше. Кроме того, 6 сентября Вы приняли решение о том, чтобы на ракете «Ангара» начать испытание нового пилотируемого транспортного корабля «Орёл», 2023 год. Это означает, что мы должны внести некоторые изменения в наши планы, развернуть барокамеру и многие другие инфраструктурные объекты уже в рамках первой очереди. Это всё тоже делается», — было озвучено президенту.

Стартовое оборудование для "Ангары" идет на космодром Восточный по Севморпути

Пока на Байконуре готовят к плановой отправке на МКС грузовой корабль "Прогресс МС-15" на космодром Восточный по Севморпути следует грузовое судно "Баренц" с многотонным оборудованием для предстартовой подготовки ракеты-носителя "Ангара".

 Пресс-служба ЦС

Таким маршрутом его отправили из Северодвинска, где по заказу Центра эксплуатации наземной космической инфраструктуры (ЦЭНКИ) ведется изготовление многих ключевых элементов наземного оборудования для второй очереди космодрома Восточный. В акватории судоремонтного завода "Звездочка" на борт транспортного судна "Баренц" загрузили шесть крупногабаритных сборочных единиц компрессорно-вакуумной установки. Она нужна для испытаний на герметичность систем и отсеков космических аппаратов в составе технического комплекса предстартовой подготовки.

Как сообщил официальный представитель верфи Евгений Гладышев, в рамках государственного контракта на "Звездочке" изготовлены элементы корпуса и крышки этой установки. Конструкции из нержавеющей стали имеют почти 9 метров в диаметре, а их общий вес - более 170 тонн.

По его же словам, ранее на предприятии изготовлены и отправлены заказчику два лонжерона силовой рамы пускового стола весом более 84 тонн каждый, комплект запасных частей пускового стола - более 6 тысяч единиц, металлоконструкции газоотражателя, а также "корневые секции ферм удержания и обслуживания кабель-заправочной башни двух уровней". И все это - для строящейся второй очереди космодрома Восточный, откуда будут проводиться пуски российских ракет-носителей "Ангара".

Надо отметить, что такого рода заказы от космической отрасли на судоремонтной верфи в Северодвинске выполняют не впервые. По просьбе "РГ" Евгений Гладышев уточнил: несколько лет назад для той же "Ангары" были изготовлены и отправлены на космодром Плесецк (он, напомним, в Архангельской области) стартовый стол, кабель-заправочная башня с площадками обслуживания, транспортно-установочные агрегаты среднего и тяжелого классов, стенд сборки головной части с разгонным блоком. И там все это уже в работе.

А на Восточном важную посылку из Северодвинска ждут ориентировочно в середине сентября. Судно "Баренц" с грузом на борту должно пройти через Баренцево, Карское, Восточно-Сибирское моря, Берингов пролив и далее, через Охотское море, достичь порта Советская Гавань. Там многотонную конструкцию перегрузят на баржу и по рекам Амур и Зея доставят к месту монтажа.

По информации ЦЭНКИ и "Роскосмоса", на Восточный уже прибыли первые малогабаритные (до 50 тонн) части пускового стола. Их транспортировка осуществлялась железной дорогой. Строительство стартового комплекса для "Ангары" должно завершиться к концу 2022 года. Первый пуск ракеты-носителя "Ангара" с пилотируемым кораблем "Орел" без экипажа намечен на 2023 год. А уже в 2025 году "Ангара-А5" должна вывести на орбиту корабль с космонавтами на борту.

Начался главный этап строительства второй очереди космодрома Восточный

Президент России Владимир Путин посетил космодром Восточный в Амурской области. Глава государства побывал на командном пункте и ознакомился с ходом строительства второй очереди - стартового стола для ракет тяжелого класса "Ангара-А5". Несколько дней назад здесь приступили к новому этапу работ. Космодром остается одним из драйверов развития Амурской области и всего Дальнего Востока, в определенной степени обеспечивая инновационный и кадровый потенциал макрорегиона.

Стол для "Ангары"

Первая очередь - это комплекс для ракет-носителей серии "Союз-2". Он успешно функционирует уже пять лет. Начиная с 2016 года с Восточного провели десять запусков. Возведение мощностей для "Ангары" началось два года назад. В конце августа приступили к монтажу силовой рамы - это и есть второй этап установки стартового стола (первый подразумевал монтаж металлооблицовки газохода). Крупногабаритные части пускового стола космического ракетного комплекса "Ангара" доставили в сентябре 2020 года Северным морским путем, затем через Тихий океан, Амур и Зею. Операция выгрузки и транспортировки технологического оборудования от причала Амурского ГПЗ до Восточного заняла тогда пять суток.

Как заявил глава Роскосмоса Дмитрий Рогозин, ничего подобного стартовому столу "Ангары" в мире не существует. Здесь используются особо прочный бетон специальных марок, особо прочная арматура и задействованы особо квалифицированные специалисты.

- "Союз-2" - это семь-восемь тонн полезной нагрузки для выведения в ближний космос на так называемую низкую опорную орбиту. "Ангара" - 27 тонн, - сравнил Дмитрий Рогозин. - А когда появится третья, водородная, ступень, будет 37 тонн. То есть этот стартовый стол намного более мощный, чем тот, который стоит на Восточном.

Окончание строительства второй очереди космодрома запланировано на конец 2022-го. Первый пуск "Ангары" собираются провести в 2023 году.

Звездная комната

22-летняя амурчанка Светлана Гамза уже год работает на космодроме Восточный. Она - одна из первых "космических" выпускниц Амурского государственного университета, где профессионалов соответствующего профиля начали учить с 2016 года. Ее должность - специалист отдела оценки телеметрической информации и летно-технических характеристик ракет космического назначения. Когда мы смотрим трансляцию запуска и диктор говорит что-то вроде "две минуты, полет нормальный", данные он черпает именно от таких специалистов. Светлана анализирует многочисленные показания, приходящие в виде графиков и цифр, и следит за тем, все ли в процессе полета в норме. Вместе с коллегами она отвечает за систему управления ракетой. В смежных отделах анализируют работу других систем ракеты-носителя. После каждого полета проводится экспресс-анализ, а затем в течение месяца - глубокий анализ. Все графики всех датчиков тщательно изучаются даже в случае удачного запуска. А это огромный массив информации.

- Когда я только пришла на космодром, до того как меня допустили непосредственно к работе, я читала много литературы об устройстве ракет, - рассказала Светлана Гамза. - Нужно досконально знать, из чего состоит, как управляется ракета-носитель, как все в ней функционирует. А когда приступаешь к работе - то все уже не так сложно. Главное - во всем разобраться.

Изучала Светлана и советское ракетостроение. Вопреки распространенному мнению о том, что Россия до сих пор запускает ракеты времен Сергея Королева, современный "Союз-2", являясь их наследником, модернизирован. Понемногу Светлана начинает изучать и "Ангару". Это ракета тяжелого класса, и в ней многое по-другому.

Светлана и сейчас затрудняется сказать, что подвигло ее выбрать именно такую специальность. Может быть, стремление заниматься престижной профессией, стать сопричастной к изучению космоса. Может быть, патриотизм. А может быть - просто интерес к космосу, который был всегда. У нее даже комната в доме оформлена соответствующе: с "космическими" фотошторами и "звездными" обоями.

За год на космодроме Светлана ни разу не пожалела о выборе профессии. Ей легко с коллегами: почти все в отделе - молодые специалисты, коллектив слаженный.

- Работа мне очень нравится. Это ответственно, классно, интересно. И мозги не "тухнут" - ты развиваешься, потому что постоянно должен узнавать много нового, - поделилась Светлана.

Гамма-всплеск

Амурская область "космическая" благодаря не только космодрому. Неподалеку от Благовещенска находится одна из обсерваторий глобальной системы МАСТЕР (Мобильная астрономическая система ТЕлескопов-роботов). Телескопы расположены не только в России (Приамурье, Бурятия, Ставропольский край, Урал, Крым), но и за рубежом: в Аргентине, ЮАР, в Испании, на Канарах. Они способны самостоятельно наблюдать за небом. А как только в космосе появляется что-нибудь интересное, робот автоматически фокусирует на объекте свое внимание и передает информацию в другие обсерватории системы, чтобы можно было наблюдать из разных широт. Создал проект МАСТЕР отечественный астрофизик, профессор МГУ, уроженец города Райчихинска Амурской области Владимир Липунов.

- Система МАСТЕР в Благовещенске находится в стадии модернизации, - рассказал доцент кафедры физического и математического образования Благовещенского государственного педагогического университета Владимир Юрков. - Сейчас идет программа обновления, по крайней мере, двух восточных сегментов: благовещенского и тункинского (Тунка - село в Бурятии, местный астрофизический центр курирует Иркутский государственный университет. - Прим. ред.). Мы переместились на другую площадку - подальше от города, так как от Благовещенска и от приграничного Китая стало слишком много света. Модернизация включает в себя установку более крупного телескопа.

Уже после того как благовещенскую обсерваторию начали "сворачивать" на модернизацию, российские ученые успели сделать очередное открытие с ее помощью. Неожиданно "всплыл" один объект, который наблюдали и зарубежные исследователи, и благовещенский робот-телескоп. И так получилось, что амурская обсерватория заметила его первой. Поэтому понадобилось срочно извлечь из базы ранее сделанные снимки, для чего пришлось заново включать сервер. Так уже закрытая обсерватория доказала первенство российской науки в деле открытия очередного очень яркого гамма-всплеска.

- Гамма-всплеск - это кратковременный выброс большого количества энергии в небольшом объеме пространства, - объяснил Владимир Юрков. - Обычно он происходит в системах двойных звезд, когда или одна из них, или обе - нейтронные. Либо это быстро вращающаяся черная дыра, которая в момент сжатия выдает такой эффект.

Гамма-всплески наблюдаются еще с 60-х годов прошлого века. Ученые пока изучают природу их происхождения.

Амурский МАСТЕР в 2014 году поучаствовал в открытии самого яркого объекта во Вселенной. Название у него такое: CGRaBS J0809+5341. Изначально это был давно известный квазар в созвездии Рыси. 13 апреля 2014 года телескоп на благовещенской станции зафиксировал, что объект вдруг вспыхнул в 40 раз ярче обычного. А через шесть суток телескоп в Бурятии обнаружил, что квазар стал еще ярче. "Такая собственная яркость является рекордной для постоянных объектов во Вселенной (квазаров и блазаров) и может уступать только гамма-всплескам в течение нескольких минут или секунд", - сообщалось в 2014 году на сайте Лаборатории космического мониторинга. Утверждалось, что объект светит ярче ста триллионов Солнц.

На пороге перемен. Чего ждать в новом десятилетии от космодрома Восточный

В 2020 году с российского космодрома Восточный планируется произвести 5 пусков ракет-носителей семейства "Союз". А в 2023 году должна полететь тяжелая "Ангара". Сейчас же здесь снова идет масштабная стройка.

Восточный строят в Амурской области, возле города Циолковский. Дорога неблизкая. Чтобы добраться до Циолковского из Москвы, потребуются почти сутки. Сначала надо долететь до Благовещенска, а это около 7 часов только непосредственно полета. Затем еще двести километров по заснеженной трассе. После смены шести часовых поясов и долгого путешествия в микроавтобусе гостиничный номер кажется вожделенной целью. Но это минутная слабость - возможность своими глазами увидеть новейший космодром того стоит.

Циолковский - закрытый город. Шлагбаумы и КПП на въезде, камеры, пропуска - казалось бы, постороннему человеку здесь делать нечего. Однако туристам в Циолковском рады, утверждают власти. Только вот озаботиться получением документа, разрешающего въезд в город, нужно заранее, позвонив по телефону, указанному на сайте города. Для туристов здесь есть музей, где знакомят с историей и космодрома "Восточный", и размещавшейся здесь 27-й ракетной Краснознаменной дивизии, и города в целом со дня его основания. История эта, кстати, довольно интересная.

Название Циолковский город получил сравнительно недавно - в 2015 году, по результатам опроса жителей. Впервые же населенный пункт на этом месте появился в 1961 году и назывался Углегорск. Впрочем, уголь здесь никогда не добывали. В Углегорске размещалась ракетная дивизия, а ракетные шахты замаскировали под угольные разработки - чтобы запутать потенциального противника.


Сегодня Циолковский внутри - обычный российский город численностью около 10 тысяч человек. Новые парки и дороги, современный спортивный центр, детская школа искусств, свежий жилой микрорайон. Есть небольшой торговый центр. А в культурно-досуговом центре "Восток" работает сувенирная лавка, где можно купить не только традиционные значки, ручки, магниты, но и, например, космическое питание и одежду с символикой "Восточного".

Налицо и другая, тоже известная сторона.

Что будет с недостроем

Некоторые из недостроенных объектов могут разрушиться, если ими не заняться, признает гендиректор "Роскосмоса" Дмитрий Рогозин.

- Мы это прекрасно понимаем, и хочу сказать, что достройка первой очереди под жесточайшим контролем генеральной дирекции нового состава и одновременное ритмичное строительство второй очереди космодрома Восточный. эта задача, я уверен, будет выполнена, - говорит он тут же, на Восточном, отвечая на вопросы журналистов.


Достраивать будут одновременно с возведением второй очереди космодрома. Среди недостроя - жилье, дороги, котельные, депо.

- Мы не хотим работать с приезжающими боевыми расчетами. Нам нужны люди, которые будут жить здесь постоянно и обеспечивать подготовку и проведение пусков. Поэтому жилье нам крайне необходимо, - убеждает глава "Роскосмоса".

По его словам, сейчас идет обследование брошенных ранее объектов, в январе должны быть выделены деньги на завершение работ. В 2020 году должны сдать 750 квартир, всего же предстоит возвести еще 1 700 квартир.

Зачем России "Восточный"?

Кажется, на этот вопрос здесь уже устали отвечать. И все же - окруженный тайгой, прикрытый снегом, пронизанный морозной дымкой космодром, куда грузы везут со всей страны за тысячи километров, порой рождает подобные мысли у приезжающих.

Восточный должен обеспечить независимость от космодрома Байконур, находящегося сегодня в другом государстве - Казахстане, объясняют в "Роскосмосе". Впрочем, полностью отказываться от испытанного годами Байконура не планируется - на данном этапе Восточный должен снизить нагрузку на Байконур и затраты на его аренду.

Но дело не только в этом.


Строительство космодрома "Восточный" не только решает приоритетную государственную задачу, но и позитивно влияет на социально-экономическое развитие территорий, отмечали недавно в своем исследовании эксперты Дальневосточного отделения РАН совместно с институтом Всероссийской академии внешней торговли Минэкономразвития РФ. Среди социальных эффектов исследователи выделили создание 4000 рабочих мест, а также развитие кадрового потенциала для высокотехнологичных областей промышленности. Особое значение проект будет иметь для Амурского госуниверситета, который становится одним из опорных для космической отрасли. Амурская область получит также новую транспортную, коммунальную и производственную инфраструктуру - совокупный вклад в развитие инфраструктуры оценивается в 300 миллиардов рублей.

Есть и еще одна причина. Восточный расположен всего на 6 градусов севернее Байконура, но имеет возможность пусков ракет по более удобной траектории. К примеру, районы падения отделяющихся частей ракет-носителей расположены в малонаселённых районах России или в нейтральных водах. В отличие от того же Байконура, где начальный участок траектории ракет расположен над территориями иностранных государств.

Ну и наконец, погодные условия. Над "Восточным" довольно часто светит солнце, а это немаловажно при запусках ракет.

Эксплуатация космодрома началась в 2016 году. Первый пуск с выводом на околоземную орбиту трёх спутников состоялся 28 апреля 2016 года. Но до сих пор ракеты с "Восточного" запускали крайне редко - не более двух раз за год. Именно 2020-й должен стать переломным, надеются в "Роскосмосе".

- Во-первых, мы довели до ума основные объекты пускового минимума: технического комплекса и стартового комплекса. Сейчас, после проведения экспертизы, эти объекты будут приняты в штатную эксплуатацию, - рассказывает Рогозин. - До сих пор пуски проводились по решению специальной экспертной госкомиссии, которая предпринимала некоторые компенсирующие мероприятия для обеспечения пуска.

Другой же причиной нерегулярности запусков с "Восточного" он назвал привязанность космических специалистов к Байконуру.

- Нам нужно было убедить партнеров, переписать контракты. Пришлось привезти сюда, показать им инфраструктуру. Есть инерция, специалисты привыкли к Байконуру - и наши, и иностранные. Как они говорили, там все намоленное, здесь все новое. Пришлось ломать эту инерцию.

Дом для "Ангары"

Пока же вокруг стартового стола для "Союзов" тишина - ближайший пуск намечен на апрель. Работа ведется преимущественно в производственных помещениях, где готовят ракеты к старту. Ряд блоков уже дожидается своей очереди в технологическом отсеке.


А 25 декабря на станцию Ледяная у космодрома Восточный прибыл специальный железнодорожный состав с блоками трех ракет-носителей (РН) "Союз-2.1б", а также два головных обтекателя для РН "Союз-2.1б"

Настоящая "жара" - на другом участке, где строится вторая очередь космодрома: стартовый стол для пусков ракет семейства "Ангара" и сопутствующая инфраструктура. На этой площадке, несмотря на 20-30-градусные морозы, сейчас трудятся около 1300 человек. К лету число должно увеличиться более чем втрое - до пяти тысяч.

Для персонала строятся отапливаемые общежития, столовая, штаб.


Одно из общежитий, уже готовых принять постояльцев, показали журналистам. Внутри тепло, даже жарко - фотоаппаратура тут же запотевает, а пальцы приобретают прежнюю чувствительность.

- Потрогайте полы - теплые, как в хорошей квартире, - скромно улыбается заместитель главного инженера компании-подрядчика Виталий Кокшаров и ведет к котлу, который разливает тепло по вытянутому зданию общежития.


- Первыми должны переселить тех, кто сейчас живет во временном городке, доставшемся от строителей первой очереди космодрома. Всего же будет построено семь общежитий, каждое из них сможет вместить 300 человек, - рассказывает он, демонстрируя душевые, комнату отдыха с телевизором, сушильные и гладильные помещения.


Всего же на территории площадью аж 109 гектаров, предназначенной для "Ангары", предусмотрено строительство более 100 зданий и сооружений. Объем необходимого бетона - почти 300 000 м 3 , рассказывают строители. Этого хватило бы, чтобы построить 41 пятиэтажку на 100 квартир.

Прямо сейчас возводятся 17 зданий. На месте стартового стола - огромный котлован. А над будущей фундаментной плитой, откуда и будет стартовать ракета, высится пневмоангар размером с футбольное поле. Конструкция способна выдерживать морозы до минус 60 градусов и штормовые ветры до 30 метров в секунду, уверяет Кокшаров. Комфортная температура внутри поддерживается с помощью тепловых пушек, которые позволяют вести работы в круглосуточном режиме. Прямо перед нами экскаваторы вгрызаются в грунт - самая глубокая отметка фундамента расположится на 28 метров ниже уровня земли. Вскоре должно начаться бетонирование.


- График работ не просто соблюдается, по строительству ряда объектов есть даже опережение. Качество тоже на самом высоком уровне. Оно достигается в том числе за счет использования высокомарочного бетона, - говорит гендиректор компании-подрядчика Равиль Зиганшин.

В декабре 2019 года на Восточном начался и монтаж технологического оборудования стартового комплекса под ракету "Ангара". По словам замгендиректора ФГУП "Центр эксплуатации объектов наземной космической инфраструктуры" (ЦЭНКИ) по созданию космодрома Восточный Сергея Костарева, в производстве оборудования были задействованы 14 предприятий. Они же ранее принимали участие в строительстве космодромов Плесецк, Байконур и стартового стола под ракету-носитель "Союз-2" на Восточном.

- Поставляемое оборудование является уникальным, - отмечает Костарев. - На середину декабря прибыло 154 машины автомобильного транспорта и 21 ж/д платформа.

В сотне метрах от старта возводится технологический блок кислорода и азота. Отсюда по специальным трубопроводам криогенные жидкости будут поступать в ракету. Одна из составных частей этого блока - хранилище, представляет собой сооружение в виде железобетонной площадки с фундаментами под резервуары хранения кислорода и азота. В конце декабря здесь уже закончили монтаж емкостей.


Сами резервуары сначала везут из Балашихи, где находится производство "Криогенмаша". Путь до "Восточного" по железной дороге занимает две-три недели. Затем "цистерну" длиной более 30 метров и весом 92 тонны на минимальной скорости везет к месту установки негабаритный трал. Для этого перекрывают движение - груз не только очень большой, но и очень ценный. Всего же таких емкостей перевезли 9 штук.


Кстати, балашихинские космические заправки стоят на всех российских космодромах, в том числе на космодроме Кура во Французкой Гвиане, на морской платформе "Морской старт", а также в Индии.

"Орел", "Ангара", Восточный

Вторая очередь космодрома должна быть сдана в конце 2022 года. Около года продлятся испытания систем. В августе-сентябре 2023-го должен состояться первый пуск ракеты-носителя тяжелого класса "Ангара-А5".

- Мы рассчитываем, что этот пуск будет осуществлен с пилотируемым кораблем нового поколения "Орел", - рассказывает Рогозин. - По сути, у нас одновременно пройдут несколько испытаний. Первое - это космодром Восточный, все его системы. Второе - это "Ангара", адаптированная к этому космодрому. Третье испытание - это пилотируемый корабль. Риск, конечно, присутствует, когда идет совмещение испытаний. Но сегодня перед отраслью стоят задачи быстрого перехода к новым средствам выведения, новым технологическим решениям, которые позволят обеспечить конкурентоспособность ракетокосмической отрасли России.


По его словам, для обеспечения пилотируемых запусков предстоит построить дополнительную инфраструктуру, в том числе барокамеры и Центр реабилитации космонавтов.

Тем временем основная задача "Ангары-А5" - выведение современных и перспективных тяжелых космических аппаратов на геостационарные орбиты и траектории полетов к Луне. Масса полезной нагрузки, выводимой на низкую околоземную орбиту, у ракет "Ангара-А5" достигает 24 тонны. Для сравнения - масса полезной нагрузки ракеты "Союз-2" не превышает 7,4 тонны. Стартовый комплекс космического ракетного комплекса "Ангара" будет рассчитан на 10 пусков в год, в грузовом и пилотируемом вариантах.

С думами о сверхтяжах

На "Восточном" планируют и третью очередь - для сверхтяжелых ракет. Но и не только для них.

- Мы понимаем, что ракета сверхтяжелого класса летать часто не будет, это очень дорого, это условия покорения дальнего космоса. И такая конфигурация технического комплекса позволит нам наращивать модули, использовать их для работы с другими ракетами: "Союз-2", "Ангара" и "Ангара-В", водородного класса, которая должна быть запущена в 2026 году, - поясняет Рогозин.

Проектирование комплекса начато уже сейчас. По словам главы "Роскосмоса", уже сегодня нужно знать, какое количество бетона и других материалов потребуется для строительства. А первый пуск сверхтяжелой ракеты с Восточного намечен на 2028 год.

Отвечая на вопрос "Российской газеты", Дмитрий Рогозин пояснил, что российская транспортная система дальнего космоса в виде ракеты сверхтяжелого класса может быть применена не только для решения национальных задач по Луне, по дальним планетам. Она может быть использована и для решения задач партнеров.

- Мы планируем создание универсального посадочного модуля на Луне, который может доставлять как наши нагрузки, так и полезные нагрузки других стран, - сказал Дмитрий Рогозин. - Сейчас много стран, которые рвутся в космос, хотели бы себя проявить, хотели бы создать какой-то аппарат, но не знают, как его доставить. Мы создадим универсальный лифт, который в ситуации с окололунной станцией может посадить эту нагрузку по заказу партнеров. Здесь возможна коммерциализация проекта, что важно для оправдания тех колоссальных средств, которые потребуются для ее реализации. Мы сейчас перебираем все возможные варианты и делаем универсальную транспортную систему как первый шаг.

Космические масштабы

Размеры космодрома, конечно, больше всего поражают воображение и сегодня. Только под "Ангару" выделена территория в 109 га.

А для обслуживания "Союзов" построено несколько уникальных объектов. В частности, мобильная башня высотою в пятьдесят два метра, стоящая на стартовом столе между двух 150 метровых громоотводов.


Она уникальна, не устают повторять сотрудники космодрома. В ней 7 ярусов, ее вес - одна тысяча шестьсот тонн. Башня позволяет, кроме всего прочего, проводить все работы по подготовке к старту в самых сложных климатических условиях, что очень важно для запуска ракет-носителей с космодрома Восточный.


Впервые в истории российской космонавтики в огромном по размерам Техническом комплексе объединены Склад блоков, Монтажно-испытательные корпуса ракеты-носителя и космических аппаратов, ноу-хау - Трансбордерная Галерея - и заправочно-нейтрализационная станция. Такая спайка снижает риски при транспортировке изделий и экономит время на проведение работ.

Трансбордерная Галерея - это главная транспортная магистраль Технического комплекса. Она предназначена для транспортировки составных частей ракет-носителей из корпуса в корпус при подготовке к пуску. Блоки ракет-носителей, космических аппаратов, разгонных блоков, оборудования и оснастки перемещаются между зданиями технического комплекса. Здание соединено с монтажно-испытательным корпусом ракет-носителей, космических аппаратов, разгонных блоков и головных обтекателей ракет, а также с холодильной станцией, складом блоков ракет-носителей "Союз-2" и энергоблоком.


Рабочие места в Техническом комплексе максимально автоматизированы, установлено 138 современных систем технологического оборудования. В монтажно-испытательном корпусе космических аппаратов можно работать со всеми космическими аппаратами, разгонными блоками и блоками выведения, которые на сегодняшний день используются в ракетно-космической промышленности.

Восточный командно-измерительный пункт - тоже один из самых современных командно-измерительных пунктов Наземного автоматизированного комплекса управления космическими аппаратами России. Он самый компактный из них, для его эксплуатации требуется меньше ресурсов, а его возможности выше, чем у других российских командно-измерительных пунктов, так как одновременно решает задачи управления космическими аппаратами, получения информации со спутников и измерительного комплекса космодрома.


Командно-измерительный пункт позволяет управлять космическими аппаратами отечественной орбитальной группировки, российским сегментом Международной космической станции, транспортными пилотируемыми и грузовыми кораблями, разгонными блоками, а также получать c них телеметрическую информацию.

"Роскосмосу" запретили строить вторую очередь Восточного без проектной документации

Стартовое сооружение космодрома

СОЧИ, 13 мая. /ТАСС/. Правительство настаивает на том, чтобы Роскосмос не позднее июня определился с обликом второй очереди Восточного. Такое заявление сделал вице-премьер Дмитрий Рогозин.

"Это потребует определения, сколько в реальности нам необходимо стартовых столов во второй очереди космодрома, - сказал Рогозин. - Здесь пока у правительства РФ ясности от "Роскосмоса" нет. Мы настаиваем на том, чтобы не позднее июня "Роскосмос" определился с этой позицией".

"Мы прямо запретили "Роскосмосу" начинать стройку без обладания всей технической документацией, чтобы не было такого, как это было в начале стройки первой очереди, когда строят и параллельно выдают на-гора проектную документацию. Это чистая, ясная основа для злоупотреблений, что и было на первом этапе в 2012-2013 годах", - сообщил он.

По словам Рогозина, техническая документация для продолжения строительства будет подготовлена самым тщательным образом до конца текущего года, а с 2017 года будет начато новое строительство. "Есть интересное решение, которое позволит использовать часть объектов нынешних, в частности, речь идет о техническом комплексе, просто мы достраиваем его, как LEGO, достраиваем те корпуса, которые будет необходимы под "Ангару", и даже в перспективе - для создания комплекса сверхтяжелого класса мы тоже уже с большим удовольствием приступаем", - добавил он.

Рогозин отметил, что тендер на строительство второй очереди будет объявлен после внесения Федеральной целевой программы "Космодромы России".

Он также напомнил, что к 2021 году необходимо обеспечить пуск в интересах пилотируемой программы космического корабля, но без экипажа. К 2023 году - с экипажем. Это требует совершенно иных мер безопасности. Вице-премьер объяснил, в чем заключается основная сложность.

"Дело в том, что Министерство обороны, которое является хозяином космодрома в Плесецке, в принципе считает необходимым построить второй стартовый стол под ракету "Ангара". И "Роскосмос" тоже считает, что необходимы два стартовых стола под ракеты "Ангара". Один - под "Ангара-5", другой - под "Ангара-5В", - сказал он. - Если мы строим два стартовых стола, то можем за счет полусинхронных пусков обеспечить выведение на орбиту тяжелых, полезных нагрузок, в том числе и в интересах, скажем лунной программы".

По мнению Рогозина, это технически достижимо, но возникает вопрос денег, а "финансовый вопрос сейчас актуален". "Видимо, потребуется обращение к президенту, чтобы он окончательно принял решение - строим ли мы по два стола и в Плесецке, и на Восточном, или же мы ограничимся только Восточным", - добавил он, отметив, что если бы мы жили в "тучные годы, то такой вопрос бы не стоял".

Когда в штатную эксплуатацию передадут первую очередь

Рогозин также отметил, что срок передачи в штатную эксплуатацию первой очереди космодрома - 2016 год. "Мы сейчас внесли президенту проект указа, в соответствие с которым срок передачи в штатную эксплуатацию космодрома Восточный в части первой очереди - это 2016 год", - сообщил он.

Вице-премьер рассказал, что к концу 2015 года были завершены все строительные работы на объектах так называемого пускового минимума и обеспечено начало комплексных испытаний. "А теперь "Спецстрой" должен достроить все то, что как бы является не вспомогательными объектами, но оказывает влияние на пуск первой очереди космодрома Восточный", - добавил он.

Космодром Восточный: от идеи к старту

Рогозин отметил, что "Спецстрой" - единственная структура, которая обладает достаточной компетенцией для строительства таких сложных объектов, как стартовый стол. "По предложению коллегии ВПК и Федерального агентства по специальному строительству президентом снят статус единственного исполнителя этих работ, хотя мы реалисты и понимаем особо сложные работы, которым научился "Спецстрой", тяжело и научился. Прежде всего, это строительство стартового стола, ему в каком-то смысле равных нет", - сказал вице-премьер.

По его мнению, остальные объекты космодрома, такие как жилье, отдельные технические комплексы, инженерная инфраструктура вполне могут быть реализованы с помощью гражданских компаний, в том числе частных. Зампред правительства подчеркнул, что для определения исполнителя должен быть объявлен тендер.

Сколько стоит космодром

По словам Рогозина, на строительство Восточного потрачено 84 млрд рублей..

"Мы сейчас потратили по космодрому Восточный, я говорю это специально, чтобы не было никаких спекуляций, чтобы их остановить и прекратить, 84 млрд рублей", - сказал он.

Он отметил, что за такие малые деньги в регионе, где четыре года назад была одна тайга, построены уникальные объекты самого уникального в мире космодрома. Рогозин подчеркнул, что стоимость в несколько раз ниже, чем у аналогичных проектов в мире.

Не надо "махать дубиной" в вопросе кадров на Восточном из-за переноса пуска

Комментируя перенос первого пуска с Восточного, Рогозин отметил, что в кадровых решениях после неудачной первой попытки не надо "махать дубиной". "Это очень деликатная тема - смена руководства и вообще кадровое обновление такой важной и высокотехнологичной отрасли, как ракетокосмическая", - считает он. "Здесь крайне важно не махать дубиной и не убирать тех людей, пусть даже возрастных, которые являются носителями определенной школы", - сказал он.

Вице-премьер особо подчеркнул, что в РФ есть талантливая молодежь, но она пока не способна подхватить знания, поскольку в 25-летнем возрасте сложно эффективно руководить крупным промышленным предприятием. Он напомнил, что на ведущих предприятиях "Роскосмоса" по инициативе коллегии ВПК полтора года назад было обновлено руководство. В частности, это коснулось РКК "Энергия", "Российских космических систем", и Центра имени Хруничева.

"Но мы не трогали тогда тот куст, который связан с пилотируемой космонавтикой, это периметр кооперации самарского центра "Прогресс", - добавил он. Рогозин подчеркнул, что НПО "Автоматика", которое возглавлял Леонид Шалимов, в основном работает именно в этой кооперации. "Там действительно работают люди очень солидного возраста, но вопрос здесь не в возрасте, вопрос в том конкретном инциденте, который не позволил в первый день запустить ракету", - сказал Рогозин.

По его данным, президенту было доложено, что сам космодром Восточный в день запуска "сработал на пять с плюсом". Именно автоматика обнаружила дефект и отменила пуск. "Поэтому и с точки зрения того, как стартовый стол выдержал этот пуск, и с точки зрения того, как работал командный пункт, у нас нет ни одного замечания, и мы гордимся этой работой", - сказал он.

6 ноября 2007 года президент РФ Владимир Путин подписал указ о создании космодрома Восточный. Он стал первым национальным космодромом гражданского назначения и позволил обеспечить независимый доступ России в космическое пространство.

До сих пор пилотируемые запуски могли осуществляться только с арендуемого у Казахстана космодрома Байконур. Новая стартовая площадка дает возможность проводить запуски в ближний и дальний космос пилотируемых и грузовых кораблей, спутников различного назначения, автоматических межпланетных станций.

Выбор Амурской области для строительства нового космодрома обусловлен близостью к южным широтам, что облегчает вывод на орбиту космических аппаратов (космодром Плесецк расположен в Архангельской области). Кроме того, трассы запусков проходят над российской территорией - малонаселенными районами Дальнего Востока и водными акваториями. Это избавляет РФ от необходимости согласовывать запуски с другой страной.

Первый камень на месте основания космодрома был заложен 28 августа 2010 года. Первый запуск с Восточного состоялся 28 апреля 2016 года.

Читайте также: