Кончаловский яблоки на столе у печки

Обновлено: 19.05.2024

Цель:Знакомство детей с жанром изобразительного искусства, натюрморт.

Образовательные:Вызвать у детей активный интерес, эмоциональный отклик на художественные произведения, желание внимательно рассматривать картины.

Формировать навыки у детей рисовать натюрморт, видеть красоту которую хотел показать художник.

Развивающие : Развивать творческие способности детей чувство цвета, композиционное решение.

Воспитательные: Воспитывать эстетическое восприятие натюрморта, аккуратность в работе.

Предварительная работа: Рассматривание репродукции натюрмортов. Дидактические игры: «Фрукты и овощи», «Угадай на вкус», «Чудесный мешочек».

Интеграция областей: «Художественно эстетическое развитие», «Физическое развитие», «Познавательное развитие».

Материалы и оборудование: Картины с изображением натюрмортов, ваза, ткань, гуашь, кисточки, стаканчики, матерчатые салфетки, яблоко.

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, как много у нас гостей, давайте поздороваемся.

Воспитатель: Сегодня ребята я вас хочу пригласить на выставку картин, где вы увидите и узнаете много нового и интересного.

Воспитатель: Проходите пожалуйста.

Воспитатель: Ребята посмотрите сколько красивых картин. Давайте рассмотрим их.

Замечательная картина Евгения Владимировича Зуева называется она «Дары леса». Полюбуйтесь её.

Воспитатель: Как вы думаете почему художник её так назвал?

Дети: Всё то, что изображено на картине растёт в лесу и всё это нам дарит лес.

Воспитатель: Художник обращает наше внимание на красоту лесных даров.

Воспитатель: Следующая картина Петра Петровича Кончаловского «Яблоки на столе у печи».

Воспитатель: Как вы думаете о чём же здесь нам хотел рассказать художник?

Дети: Художник хотел рассказать нам о красоте яблок, о том - как их много, какие они разные по цвету, форме.

Воспитатель: Пётр Петрович предлагает нам полюбоваться их разноцветьем, разной величиной их спелостью и сочностью.

Воспитатель: Ребята. а о чём же интересно хотел нам рассказать художник Фёдор Петрович Толстой в своей картине «Букет цветов, бабочка и птичка»

Дети: О цветах. птицах, бабочках, гусеницах.

Воспитатель: Молодцы! Пётр Петрович своей картиной говорит нам о красоте живого мира, что будьте внимательны к природе, и она щедра откроет свою красоту.

Воспитатель: Такие красивые картины можно рассматривать часами любоваться ими. Каждая из этих картин называется натюрморт. Натюрморт – это картины на которых изображены цветы, фрукты, предметы быта, то чем пользуется человек.

Если видишь на картине

Дары леса на столе,

Или морс в большом графине,

Или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу,

Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это натюрморт.

Воспитатель: Ребята как художник составляет натюрморт?

Дети: Чтобы создать натюрморт художник сначала рассматривал предметы, затем красиво расставлял.

Воспитатель: Но самое главное художники старались точно передать форму, цвет. и место расположение предметов.

Воспитатель: А вы хотели бы стать художниками и написать натюрморт?

Воспитатель: Я вам помогу. Давайте произнесём волшебные слова.

Влево вправо повернись

И не много покружись

В художников превратись

Воспитатель: Каждый из вас стал юным художником.

Воспитатель: Ребята давайте все вместе составим композицию и вы напишите натюрморт.

Воспитатель: Проходите пожалуйста к столу. Перед вами предметы, рассмотрите их, яркость и красоту натюрморту предаст эта ткань она будет служить фоном, а теперь составим композицию, расположите её на столе.

Воспитатель: Молодцы замечательная композиция у вас получилась, глядя на эту композицию вы напишите натюрморт.

Воспитатель: Но сначала мы немного поиграем.

Физкультминутка: «А теперь на месте шаг»

А теперь на месте шаг.

Выше ноги! Стой, раз, два! (Ходьба на месте.)

Плечи выше поднимаем,

А потом их опускаем. (Поднимать и опускать плечи.)

Руки перед грудью ставим

И рывки мы выполняем. (Руки перед грудью, рывки руками.)

Десять раз подпрыгнуть нужно,

Скачем выше, скачем дружно! (Прыжки на месте.)

Мы колени поднимаем -

Шаг на месте выполняем. (Ходьба на месте.)

От души мы потянулись, (Потягивания —руки вверх и в стороны.)

И на место вновь вернулись. (Дети садятся.)

Воспитатель: Ребята с чего начинает свою работу художник?

Дети: Художник внимательно рассматривает, тот предмет который будет писать.

Воспитатель: А давайте и мы рассмотрим наше яблоко.

Воспитатель: Какое оно по цвету, форме, вкусу?

Дети: Круглое, большое, гладкое, красного цвета.

Воспитатель: Юные художники мы с вами уточнили форму и цвет пришла пора писать натюрморты. Вы готовы!

Воспитатель: Проходите садитесь за столы.

Воспитатель: Ребята сядьте удобно, красиво спинку выпрямите.

Воспитатель: Перед вами тонированные, листы бумаги на которых изображен фон и ваза.

Воспитатель: Но сначала давайте отдохнём.

Пальчиковая гимнастика: «Фруктовая ладошка»

Этот пальчик – апельсин, (Поочередно разгибают пальцы из кулачка,

Он, конечно, не один. начиная с большого.)

Этот пальчик – слива,

Этот пальчик – абрикос,

Высоко на ветке рос.

Этот пальчик – груша,

Просит: «Ну-ка, скушай!»

Этот пальчик – ананас,

Фрукт для вас и для нас. (Показывают ладонями на окружающих, и на себя.)

Воспитатель: Ребята хочу напомнить правило рисования краской. Кисть нужно держать между тремя пальцами (большим и средним, придерживая сверху указательным, за железным наконечником, не сжимая сильно пальцами. Кисточку макаем в стаканчик с водой, лишнюю воду убираем, затем кончик кисточки макаем в гуашь.

Воспитатель: Молодцы ребятки натюрморты получились яркие замечательные, яблочки настоящие так и хочется откусить кусочек. Давайте их выставим на выставку, чтобы наши гости смогли полюбоваться ими.

Воспитатель: Вы были сегодня замечательными юными художниками произнесём слова и из художников превратимся в ребят.

Влево в право повернись

И в ребят превратись.

Воспитатель: Ребята где мы сегодня побывали?

Дети: На выставки картин.

Воспитатель: Что вы научились составлять из предметов?

Дети: Мы научились составлять композицию.

Воспитатель: Что написал каждый из вас?

Дети: Натюрморт.

Воспитатель: Я предлагаю вам взять свои натюрморты домой, вставить их в рамочку, чтобы можно было любоваться ими вам и вашим близким.

Конспект НОД «Знакомство с коровой» Занятие № 5 «Знакомство с коровой» Цель: ознакомление детей с домашними животными Задачи: - знакомить детей с коровой; - закрепить понятие.

Конспект НОД «Знакомство со свойствами угля» Цель: Расширять знания о природе; познакомить с полезными ископаемыми; дать первоначальные сведения о рациональном использовании природных.

Конспект НОД «Знакомство со свойствами воды» Цель: Формирование знаний о свойствах воды. Задачи: 1. Совершенствовать знания детей о значении воды в жизни человека. 2. Закрепить умения.

Конспект ОД в средней группе «Знакомство с натюрмортом» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение- детский сад комбинированного вида №3 «Радуга» города Асино Томской области.

Конспект ООД «Знакомство с козой и козлёнком» Занятие № 8 «Знакомство с козой и козлёнком» Цель: ознакомление детей с домашними животными Задачи: - знакомить детей с детенышами козы;.

Конспект занятия по синтезу искусств в средней группе «Знакомство с натюрмортом» Группа оформлена в виде галерее. Справой стороны висят картины: портреты и пейзажи. С левой стороны – натюрморты. На заранее подготовленном.

Занятие «Знакомство с боюськой», знакомство дошкольников с чувством страх, преодоление тревожности у детей 5–7 лет. Конспект занятия знакомство с чувством страха. Старший дошкольный возраст Психолог: Добрый день, ребята. Я рада вас видеть. Смотрите, кто.

Конспект занятия «Знакомство с числом 2» Знакомство с числом 2 Учить сравнивать предметы, используя понятия длинный – короткий, закрепить умение пользоваться понятием большой маленький.

Знакомство с натюрмортом на занятиях изобразительной деятельностью с детьми с ОВЗ Организация и проведение занятий по изобразительной деятельности с детьми с ОВЗ в учреждениях коррекционного типа осуществляется с учетом.

Конспект занятия «Знакомство со звуком [Л]» ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА организации совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми Тема (проект. событие): Знакомство со.

Картотека по рассматриванию картин в подготовительной группе

Картина «Золотая осень» Исаака Левитана написана в 1895 году известна каждому русскому человеку. На ней автор изобразил начало осени. С помощью желтовато-золотистых оттенков Левитану удалось изобразить тишину и спокойствие, жизнерадостность и небольшую тоску по уходящему лету.

Деревья на картине изображены по-разному: на каких-то деревьях уже опали листья, на каких-то еще красноватые листики, на каких-то листья только пожелтели, а на каких-то листья все еще зеленые. Автор картины показывает, что деревья наслаждаются последними лучами солнца.

Река, рядом с которой расположились деревья, уходит вглубь. Вдалеке виднеются дома. Левитан показывает близость человека к природе. Люди живут посреди такой красивой местности.

Иван Шишкин «Зима»

Картина Ивана Ивановича Шишкина написана в 1890 году. Ветви деревьев сгибаются под тяжестью недавно выпавшего снега. Завораживает величие спящей природы, приковывает к себе взгляд зрителя. Контраст мрачного тёмного леса и светлого воздушного снега заставляет зрителя почувствовать силу и мощь дремлющей до поры до времени природы.

Небольшой луч света, проникнув в чащу, окрашивает изображенную небольшую поляну в золотистый цвет. Зимняя поляна завалена буреломом — возможно ветви деревьев не выдержали последнего сильного снегопада. И, словно родной огонёк, светлым пятном выделяется просека в зимнем лесу.

Спокойствие, зима, тишина, красота, укутанная снегом природа. Нет следов на снегу, лес словно вымер, жизнь на картине замерла. Изображению присуща исключительная реальность и некая сказочность. Мастерски переданная Иваном Шишкиным с помощью серых и жёлтых тонов игра света показывает, что зимний лес все-таки не совсем безжизненен . Присмотревшись к картине «Зима», можно заметить на ветке небольшую птичку, которая магическим образом притягивает взор зрителя.

Алексей Саврасов «Грачи прилетели»

Картина «Грачи прилетели» была написан в 1871 году. На картине изображена ранняя весна. Снег только начал таять и ещё не сошёл полностью. На переднем плане мы можем увидеть голые берёзы. Берёзы выглядят достаточно коряво, но именно этим добавляют картине динамизма. Своим видом они будто бы демонстрируют, что зима выдалась нелёгкая. На земле лежит сырой снег, рядом стоят первые весенние лужи. Снег покрыт проталинами, опавшими ветками, следами птиц. Голые деревья заняли прилетевшие с зимовки грачи. Он расселись по веткам, где уже можно увидеть их гнёзда. Один из грачей находится у самого подножия берёзы и держит в клюве веточку. Идёт строительство гнезда. За деревьями можно увидеть крыши деревенских домов и церковь. Данная церковь (Воскресенская церковь) и сегодня стоит в селе Сусанино.

На заднем плане — широкий русский простор. Равнинные поля пересекает река, которая с таянием снега разлилась и залила обширные пространства.

Картина достаточно проста по своему сюжету, однако именно этой простотой она и подкупает. Зрители видят в работе что-то знакомое душевное, родное.

Грачи прилетели — это наступающая весна. Уходят зимние холода, снега начинают таять, по улицам бегут ручьи, солнце начинает пригревать. Символом изменения природы становятся грачи, которые прилетели с зимовки на родную землю. Незатейливый сюжет, немного хмурый и даже холодный, делают картину ещё более понятной, так как зритель верит в правдивость происходящего, может с лёгкостью вспомнить весну, те ощущения, что просыпаются, когда птицы наконец начинают возвращаться с юга и приносить с собой тепло.

Игорь Грабарь «Февральская лазурь»

Свою работу Игорь Грабарь написал в 1904 году. Своей работой живописец показал, как он любит родной край, русскую природу в любое время года. Он позволил насладиться этим чудесным пейзажем и зрителям, на время переместиться в тот зимний солнечный день, полюбоваться сверкающим снегом, белоствольными берёзами.

Это – главные объекты композиции. Берёза занимает центральное место. У Грабаря она не такая, как принято изображать эти деревья на полотнах. Ствол не очень ровный, внизу он тёмный. Но это не делает дерево менее очаровательным. Ствол и находящиеся вдали деревья гармонируют с коралловой листвой берёз, которая засохла ещё осенью, но не опала. Рядом на этой же полянке находятся еще несколько деревьев, которые составляют чудесную композицию, будто бы это хоровод из праздничных берёзок. Блестящий на солнце снег, в котором отражается синее небо, чудесным образом дополняет картину.

Исаак Левитан «Весна. Большая вода»

Пейзаж «Весна. Большая вода» был написан в 1897 году. Х удожник изобразил удивительное преображение природы весной. После таяния снегов началось половодье. Река вышла из берегов и затопила всё в округе, в том числе дома и сараи. Там, где раньше стояли небольшие рощицы деревьев, теперь разлилось целое озеро. Картина «Весна. Большая вода» поражает свой цветовой гаммой. Здесь присутствуют два основных цвета и один оттеняющий, делающий картину более живой.

Голубой цвет и его оттенки заполняют большую часть картины — небо и его отражение в воде. Второй основной цвет — жёлтый. По всему видно, что весна ещё ранняя. Лиственные деревья стоят голые, окрашивая часть картины в жёлтые расцветки прошлогодней листвы. Картина могла бы стать несколько скучной и однообразной, если бы Левитан не разнообразил её третьим цветом — зелёным. На переднем плане мы можем увидеть зелёный ствол дуба и зелёную сосну. Также зелёные оттенки присутствуют на домах и сараях вдали. На заднем плане мы можем увидеть пригорок, который также начал зеленеть — сквозь старую желтизну пробивается первая трава.

Судя по отражениям деревьев, вода стоит неподвижно. На улице стоит тихая и безветренная погода. Отражения деревьев в воде делают картину более живой, подвижной, и даже визуально её удлиняют. Художник постарался здесь избегать ярких и сочных красок, чтобы картина была максимально реалистичной, однако при этом она вовсе не кажется серой и блеклой. Картина очень яркая, поражает зрителя своими контрастными расцветками — радостными и весёлыми предвестниками лета

Кузьма Петров-Водкин «Яблоки на красном фоне»

Картина художника Кузьмы Петра-Водкина была написана в 1917 году. На картине мы видим пять яблок, которые выдержаны в зеленовато-красных и красновато-желтых тонах. Лежат они на скатерти яркого красного цвета. В нижнем углу справа изображено три фрукта. Одно расположено слева внизу, а еще одно – слева вверху. Петров-Водкин – настоящий мастер. Он создает всевозможные комбинации углов наклона изображенной им плоскости. Благодаря этому, левый и правый углу оказываются полностью уравновешены. Каждое яблоко живописец показывает максимально полно. Перед нами настоящий разговор художника с природой, о котором он и говорил.

Сочность красок поражает. Петров-Водкин умело комбинирует цвета. Его яблоки максимально естественны и при этом необычны. Создается полное впечатление их объемности. Кажется, еще мгновение, и можно будет попробовать этот чудесный плод.

Зритель понимает, почему художник находил вдохновение в таких простых, на первый взгляд, картинах. Именно они ярче всего могут продемонстрировать настоящее мастерство.

Только после того, как художник отточит свое мастерство, он сможет создавать истинные шедевры.

Петр Кончаловский «Сирень в корзине»

Картина была написана в 1933 году. Картину можно смело назвать художественной песней, посвящённой весне и красоте пробудившейся природы. Перед нами пышный натюрморт. В корзине стоит букет сирени, собранный из нескольких разных видов сирени, отличающихся цветом. Белые, розовые, сиреневые, тёмно-красные цветы покоряют своим разнообразием.

Тяжёлые гроздья цветов выглядят настолько натурально, что можно почувствовать их пьянящий аромат, который разливается весной по всей округе в тех местах, где растёт сирень. Неизвестно, специально ли художник подбирал цветы разных цветов, чтобы создать такое удивительно сочетание или обнаружил красоту разноцветного букета неожиданно, но сочетание получилось по-настоящему волшебным.

Чтобы подчеркнуть красоту букета, Кончаловский поместил корзину с цветами на невзрачный фон. Корзина стоит на тёмной основе, позади — стена, выполненная в холодных тонах и грубыми мазками. Такой фон ещё больше подчёркивает изящность, разноцветье и даже хрупкую натуру цветов.

Илья Машков «Две темные розы и тарелка с клубникой» (1939 год создания)

Илья Остроухов «Золотая осень»

«Золотая осень» — одна из первых картин Ильи Семеновича Остроухова, созданная в 1886 году. На пейзаже изображен лес в осеннюю пору — золотые листья, темная кора деревьев и приглушенные тона полностью передают атмосферу пасмурного дня конца сентября. Клены, дубы, небольшие кустики покрыты пожелтевшей листвой, однако трава еще сохраняет свежий зеленый цвет.

На переднем плане изображен клен и две березы, склонившиеся над землей. Автор показывает увядание жизни растений после бурного лета, деревья готовятся к долгому зимнему сну. Земля покрыта резными листьями клена, укрывающими траву. На небольших деревцах почти не осталось листьев — последние отклики жаркого и буйного лета ее держатся на извилистых темных ветвях.

На заднем плане картины располагаются три вековых могучих дуба. Они стоят поодаль, образуя контраст с передним планом, более светлым участком пейзажа. Таким образом автор показывает два этапа осени — светлое и солнечное бабье лето и темный, дождливый, хмурый октябрь. На дорожке, которая образно разделяет передний и задний план, сидят две сороки. Вдалеке виднеется небольшой светлый участок. Возможно, что так автор изобразил небольшое озеро или пруд неподалеку. Несмотря на то, что Остроухов передает атмосферу осени, трава по-прежнему остается зеленой, напоминая зрителю о прошедшем лете.

Илья Репин «Яблоки и листья»

Натюрморт Ильи Ефимовича Репина был написан в 1879 году. На темном плотном фоне, плавно входящим в основной, коричневый тон всей композиции. По поверхности разбросаны листья, они от разных растений, от деревьев и цветов. Они разного размера, формы и даже разной степени свежести. Есть совсем засохшие листики, есть слегка подувянувшие. Зеленая гамма листвы плавно оттеняет яркие и выразительные краски яблок. Яблоки — это и есть самый главный элемент картины. Изображение настолько реалистично, что даже кажется, что можно почувствовать аромат этих спелых краснобоких яблок. На них есть природные вмятины и глянцевый блеск кожуры, пятнышки от дождиков и спелые солнечные бока. Где-то в глубине их мякоти возможно притаился червячок.

Изображение реально и очень объемно, правильное сочетание красок и пропорции предметов, придают натюрморту невероятного реализма.

Тем ценнее эта картина, что написана она в несвойственной для Ильи Репина тематике. Мастер портретной, исторической и мифологической живописи, вдруг вдохновился и написал простой натюрморт.

Как раз его простота делает полотно шедевром, достойным лучших мировых залов и выставок.

Петр Кончаловский «Яблоки на столе у печки» (1947 год создания)

Петр Кончаловский «Сухие краски»

Год написания картины «Сухие краски» 1913. Художник на картине изобразил рабочий стол, на котором разложены различные предметы, необходимые художнику и декоратору: колбочки, бутылочки, баночки. Позади виден кувшин, в котором стоят кисти и большая колба, в которой разведена краска. Фоном к картине служит синий занавес.

Большое внимание уделил художник прорисовке стола: каждая извилины и трещина на древесине нарисована с любовью. А вот остальную часть натюрморта художник выполнил немного в другой манере: очертания предметов, стоящих на столе немного расплывчаты, словно они растворяются в красках. А красок на картине очень много: цвет просто брызжет: жёлтый, синий, красный, зелёный. Смешение цветов создаёт на полотне радугу.

Сюжет картины бесхитростный — художник изобразил своё рабочее место. Но сделал он это с такой любовью и с таким мастерством, что эта картина встала в один ряд с признанными шедеврами мирового искусства.

Илья Машков «Снедь московская: Хлебы»

Год создания картины 1924. На овальном темно-красном столе изобилие различных хлебобулочных изделий, провоцирующее желание немедленно протянуть руку и взять с верхней полки огромный крендель, второй рукой – мягкую булочку внизу отломить, третью запустить в баранки, четвертой потянуться за посыпанным сахарной пудрой кексом… В общем, рук желательно иметь много. Здесь и темный подовый хлеб, и румяная хала, и сухарики, и пирожные, и ромовые бабы, и батон, и каравай. Сложно не ощутить ароматы свежеиспеченного хлеба, глядя на московские «хлебы».

Конспект открытого занятия по ИЗО-деятельности «Натюрморт» Старшая группа

Программное содержание: Продолжать знакомить детей с жанром натюрморта, постараться вызвать у них эмоциональную отзывчивость, удовольствие от восприятия картин. Привлечь внимание к композиции картины: расположению предметов в пространстве, выделению главного в изображении. Учить детей внимательно вглядываться в произведение искусства, видеть красоту, гармонию или контрастность изображенных художником предметов; спелость и сочность плодов, особенность их поверхности, разнообразие форм. Обратить внимание детей на цвет - как средство передачи художником настроения, состояния радости, грусти, печали.

Материал: иллюстрации картин: К. Петрова - Водкина, И. Репина, П. Кончаловского. Сказочный персонаж - Незнайка.

Ход занятия:

- Здравствуйте, ребята! Я хочу вас пригласить в картинную галерею. А вы знаете, что это такое? Это место, где живут картины.

В этом зале висит моя любимая картина. Её нарисовал художник с двойной фамилией - Петров - Водкин. А что он изобразил на картине вы попробуйте отгадать:

Я расту на ветке

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

Что это? - это яблоко. А вот А. С. Пушкин о нё м написал следующие строки:

Соку спелого полно

Так свежо и так душисто,

Так румяно, золотисто

Будто мёдом налилось,

Видны семечки насквозь.

Ну конечно же это яблоки. Вы любите яблоки? Я тоже их очень люблю.

-А теперь давайте посмотрим, как нарисовал их художник. Про что эта картина? Что на ней нарисовано? Да, яблоки. Какие они? (нарядные, разноцветные, спелые, желтые, жёлто-зелёные, желто-малиновые). Есть даже белое, очень спелое яблоко, оно так и называется «Белый налив».

-А какого цвета на картине очень много? (красного, правильно). Это красная скатерть. Как вы думаете, почему художник положил эти яблоки на красную скатерть? Да, чтобы жёлто-малиновые яблоки нарядно смотрелись на этом фоне, стали ещё красивее.

-Вот какая нарядная, красивая, яркая картина получилась у художника. Полюбуйтесь на эту картину, какое настроение она у вас вызывает?

-Сегодня мы посмотрим, как интересно о яблоках рассказали другие художники. (Открываются другие картины).

-Художник Илья Ефимович Репин назвал свою картину «Яблоки и листья». А Петр Петрович Кончаловский - «Яблоки на столе у печки». Посмотрите на эти картины внимательно. Чем же они похожи? Да, на всех картинах нарисованны яблоки. А какое настроение у вас вызывают эти картины? Да, эти картины красивые, написаны яркими, весёлыми красками. Поэтому смотреть на них приятно и радостно. Давайте посмотрим, что интересного увидел И. Е. Репин.

-Здесь яблоки рассыпаны на тёмно-коричневом столе. Лежат на листочках. Яблоки нарядные, красно-зелёные, с блестящими бочками. В центре картины свежее ярко-зелёное яблоко. Слева от него два красных яблока с чуть зелё ными бочками: одно впереди, другое как бы спряталось за него. Чуть подальше ещё одно красное - выглядывает из-за яблока с желтым боком.

Ближе к нам, на переднем плане, лежат несколько маленьких светло-коричневых листочков, а в центре – веточка с бледно-зелёными листиками.

Как вы думаете, когда художник писал эту картину? (утром, днём, вечером). Наверное, ближе к вечеру солнечный луч упал слева, сверху и осветил яблоки и листья. Особенно ярко высветив маленький листочек и листочек стал светло-коричневым.

Посмотрите, если его прикрыть, то в картине будет чего не хватать. Почему? Потому, что все яблоки лежат слева, а справа, если бы не было листьев, было бы пусто и некрасиво.

-Свет играет на листьях и яблоках. На красновато-коричневатом темном фоне освещённые яблоки сверкают будто драгоценные камни.

-А сейчас давайте посмотрим третью картину. Её написал Пётр Петрович Кончаловский.

Как вы думаете, о чём здесь нам хотел рассказать художник? Да, тоже о красоте яблок, о том, какие они красивые, как их много, какие они разные и нарядные.

Художник любуется и восхищается красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью и сочностью. Давайте рассмотрим этот прелестный натюрморт, составленный и написанный художником.

Какие яблоки вам больше всего понравились? Какие цвета использовал художник, для того чтобы передать сочность, спелость яблок?

Справа в большой, белой чаше лежат яблоки. Их так много, что они не поместились в ней. Некоторые лежат около неё. Но кроме этих яблок, художник нарисовал большие, крупные, зелёные - покажите мне их.

-Здесь две кучки таких яблок. Это очень вкусные яблоки. А кто мне скажет, что это за маленькие яблочки на переднем плане? Какие они? Вы ели такие яблоки когда-нибудь?

-Теперь посмотрите на все эти яблоки. Скажите, на чём они лежат? На красивом, тёмно-коричневом полированном столе. Видите, как отражаются в нём яблоки? Как в зеркале. Весь натюрморт смотрится нарядно на фоне белой печки. Как вы думаете, этот стол с яблоками находится в городе или в деревне?

-Посмотрите на картину и скажите, какое настроение оно у вас вызывает?

-Ребята, сегодня мы с вами видели натюрморты только о яблоках. Но какие разные эти натюрморты!

Давайте, мы с вами составим свой натюрморт. (Дети с помощью воспитателя составляют натюрморт, используя яблоки разного цвета и формы).

-Ребята, художники по-разному рассказали нам о яблоках. Каждый по-своему.

-Давайте, мы свами нарисуем свою картину - натюрморт о яблоках. (Воспитатель напоминает приёмы рисования. Дети самостоятельно рисуют. Воспитатель вместе с Незнайкой смотрят, как работают дети, показывают, как лучше нарисовать, каким приёмом можно пользоваться при изображении яблока, листочков и т. д.)

Итог - выставка картин. (Дети вместе с Незнайкой придумывают названия своим натюрмортам).

«Сравнение свойств песка и камней». Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа) «Сравнение свойств песка и камней» Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности (старшая группа) Цель: Расширить и.

Конспект образовательной деятельности «Посуда» (старшая группа)

Конспект образовательной деятельности «Посуда» (старшая группа) Цель: создание благоприятных условий для развития и расширения словарного запаса,знаний у детей по данной теме. 1. Условия для развития.

Конспект образовательной деятельности «Приглашение на новогодний бал» (старшая группа) Конспект образовательной деятельности «Приглашение на Новогодний бал» (старшая группа) Цель: Формирование представлений детей о сезонных.

Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе «Натюрморт» Цель: Формирование знаний о жанре живописи «натюрморт» Задачи: Образовательные: Закрепить знания детей о натюрморте как виде изобразительной.

Конспект образовательной деятельности «Зимушка-зима» старшая группа Задачи: Познавательное развитие. Закрепить знания о зиме приметах зимы. Развитие творческого воображения при отгадывании загадок о зиме.

Конспект открытого логопедического занятия «В гостях у волшебного круга» (старшая группа) Открытое занятие в старшей группе. Тема: «В гостях у волшебного круга» Коррекционно-образовательные цели: - познакомить детей с глиняной.

Конспект открытого занятия по познанию окружающего мира «Путешествие в Тундру» (Старшая группа) Цель: (Слайд 2) - познакомить детей с особенностями природных условий тундры; - формировать у них элементарные представления о взаимосвязях.

Конспект открытого занятия по правилам дорожного движения «Школа пешеходных наук» (старшая группа) Тема: «Школа пешеходных наук». Программные задачи: Познакомить с понятием «перекресток», «двустороннее движение»; учить выполнять движения.

Конспект занятия по изобразительной деятельности «Лебеди» (старшая группа) Тема: «Лебеди» Программные задачи: Закреплять знания детей о лебедях, как о перелетных птицах. Продолжать совершенствовать умение передавать.

«Художественно-творческая деятельность» (синтез искусств) «Фруктовый натюрморт»

- продолжения ознакомления с жанром натюрморта, на примере изображения фруктов.

2) создать условия для приобретения опыта:

- активизации словаря детей: натюрморт, разделяющая линия.

- выделения особенностей картины, умения видеть контрастность изображенных художником предметов: спелость и сочность плодов, особенности их поверхности, разнообразие форм, связей предметов друг с другом и окружающей средой;

- выражения детьми своих чувств и мыслей при рассматривании репродукций картин;

- определения цвета как средства передачи художником настроения – состояния радости, грусти, загадочности и т. д. ;

- понимания композиции картины: расположения предметов-фруктов в пространстве, выделения главного в изображении.

- составления композиции натюрмортов из разных предметов и фруктов, взаимодействуя друг с другом в подгруппах;

3) создать условия для воспитания эмоциональной отзывчивости от восприятия натюрмортов, умения любоваться красотой предметов.

Оборудование: репродукции картин: К. С. Петров-Водкин «Яблоки»,

П. П. Кончаловский «Яблоки на столе у печи», Поль Сезанн «Натюрморт с кувшином и фруктами», Запись мелодии «Сентиментальный вальс», П. И. Чайковский «Времена года. Октябрь», муляжи фруктов, предметы посуды (вазы, кувшины, стаканы).

Ход деятельности:

I.Вводная часть

Воспитатель: - Сегодня, ребята, я вас хочу пригласить на выставку картин, где вы увидите и узнаете очень много нового, интересного, удивительного.

Проходите, пожалуйста (воспитатель обращает внимание на выставку картин, к которой подходят дети).

II. Основная часть

1. Работа в подгруппах

- Ребята, посмотрите, сколько красивых картин. Как нам быстрее рассмотреть их? (разделиться на 3 подгруппы)

- Рассматривая картины, что вы в них отметите? (Цвет, настроение, размеры фруктов, разнообразие, композицию)

П. П. Кончаловский «Яблоки на столе у печи»

- Картина художника Петра Петровича Кончаловского «Яблоки на столе у печи». Как вы думаете, о чем же здесь нам хотел рассказать художник?

Дети: Художник хотел рассказать нам о красоте яблок, о том, как их много, какие они разные по цвету и форме.

Воспитатель: Пётр Петрович предлагает нам полюбоваться и восхититься их разноцветием, красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью, сочностью.

К. С. Петров-Водкин «Яблоки»

-Перед вами натюрморт «Яблоки». Эту картину написал Кузьма Сергеевич Петров-Водкин.

- Опишите яблоки, какие они? (нарядные, разноцветные, спелые, желтые, желто-зеленые, сочные).

- На картине изображены пять яблок. Одно яблоко белое. Это белый налив, оно спелое, сочное, прозрачное от сока. Оно лежит рядом с двумя яблоками, которые освещают белое, дружат с ним, делают его ещё наряднее.

- Почему, по-вашему, художник расположил яблоки не все вместе?- ответы детей. Художник хотел показать красоту каждого яблока.

-Что самое яркое на картине?- ответы детей (красная скатерть).

-Ребята, посмотрев на эту картину, каким стало ваше настроение?- ответы детей.

- Оно стало радостное, праздничное. Этим мы обязаны красному цвету. Красный цвет создает радостное, праздничное, торжественное настроение.

-Ребята, как вы думаете, о чём художник хотел нам рассказать, когда писал эту картину?- ответы детей. - Яблоки не только вкусные, но ещё очень красивые, аппетитные даже на картине.

(Аналогично дети рассказывают о картине)

Поль Сезанн «Натюрморт с кувшином и фруктами»

- Вам понравилась выставка? Какие картины понравились больше всего? Почему?

- Как вы думаете, о чем хотели рассказать нам художники?

- Какое настроение у вас возникает, когда вы смотрите на эти картины?

- Какие краски использовали художники? (Яркие, теплые или холодные).

2. Слушание музыкальных произведений и определение настроения картин

Слушаются отрывки произведений. Дети определяют, к какой картине подходит фрагмент музыки.

- Мы с вами увидели разные картины. На них изображены фрукты, посуда и т. д. В жизни иногда не замечаешь красоту предметов, а художники – это очень внимательные люди. Их радует, удивляет нарядность предметов, их формы, необычность, цвета. Взгляд художника заставляет нас внимательнее вглядываться в предметы, изображенные на картинах. Каждый предмет на полотне как бы говорят, какой он красивый. Особенно они хороши, когда собраны вместе. Тогда они спорят, кто главный, теснят соседа, показывая, красоту друг друга. Художник помогает понять нам эту таинственную жизнь предметов. Прежде чем нарисовать предметы художник их красиво расставляет, стараясь поставить главные предметы так, чтобы остальные их украшали, дополняли. Но художник рассказывает не только о предметах, но и о людях, которые их создавали, выращивали. Сорванные цветы, фрукты, овощи, ягоды съедят, а нарисованные будут жить вечно.

- Как называются картины, на которых изображены цветы, фрукты, овощи, ягоды, предметы быта? (натюрморт)

Натюрморт.

Чашку кофе на столе.

Или грушу, или торт

Или все предметы сразу –

Знай, что – это натюрморт.

3. Создание композиций натюрмортов (работа в подгруппах).

Воспитатель: Ребята, хочу сказать, что натюрморт писать не так-то легко.

Все художники, натюрморты, которых были размещены на выставке, сначала рассматривали предметы, затем выбирали понравившиеся им и составляли из них композицию, то есть расставляли красиво, как им нравилось. При этом обращали внимание на то, чтобы среди предметов выделялся какой-то главный: более крупный или более яркий по сравнению с остальными предметами. После чего начинали писать натюрморт, глядя на композицию, а самое главное старались точно передать форму, цвет, место расположения предметов.

- А вы хотели бы сегодня стать художниками и составить натюрморт?

Вос-ль: - Я вам помогу. Давайте произнесем волшебные слова:

В художников превратись.

- Каждый из вас стал юным художником. Вы вместе, составите одну композицию в своей подгруппе и расскажете своим друзьям. А потом мы напишем натюрморты. Пожалуйста, пройдите к столам. Перед вами предметы, рассмотрите их и так как вы юные художники выберите лишь только те предметы, которые вам понадобятся для создания композиции. (Дети по желанию выбирают предметы: вазу, стакан, кувшин, фрукты).

- Выбрали? (Да). Теперь составим композиции. Расположите их на столах, покрытых тканью. Яркость и красоту натюрморту придаст фон: верхняя часть которого светло-голубая, а нижняя темно-голубая, их разделяет линия. Как можно назвать эту линию?

Дети: - Разделяющая линия.

Вос-ль: - Относительно разделяющей линии вы должны расположить предметы.

(Дети составляют композиции и рассказывают о них).

Вос-ль:- Молодцы! Замечательные композиции. Глядя на эти композиции, вы сможете написать натюрморт?

- Молодцы! Натюрморты получились яркими, колоритными, замечательными. Вы были сегодня замечательными юными художниками. Произнесём волшебные слова и из художников превратимся в ребят:

В ребят превратись.

III. Заключительная часть

Вос-ль: - Где мы сегодня побывали? (На выставке картин)

- Что вы научились составлять из предметов? (Композицию)

- Что вам больше всего понравилось?

- Испытывали ли вы какие-либо затруднения?

- Я предлагаю вам дома создать свои натюрморты и написать их, вставить в рамочку и повесить на кухне, чтобы можно было ими любоваться вам и вашим близким.

«Художественно-творческая деятельность» (синтез искусств) «Зима-Чародейка» Задачи: 1) создать условия для: - развития у детей представлений о зиме как волшебном времени года; 2) создать условия для приобретения.

Художественно-творческая деятельность. Художественно – творческая деятельность у детей дошкольного возраста способствует вхождению ребенка в мир литературы, танца, театра, мир.

Художественно-творческая деятельность как средство социализации детей Художественно-творческая деятельность, как средство социализации детей. ЦЕЛЬ: познакомить с художественным творчеством, развивать художественный.

Художественно-творческая деятельность как средство эстетического воспитания Эстетическое воспитание занимает сегодня все более значительное место в процессе формирования личности: современный человек чаще общается.

Художественно-творческая деятельность «Театр своими руками» Возрастная группа: дети шестого года жизни. Форма НОД: интегрированное занятие. Форма организации: групповая, подгрупповая. Средства: Наглядные:.

Конспект НОД (мир искусств и художественная деятельность (лепка) «Снеговик» Образовательная ситуация "Снеговик". Задачи:- Образовательная ситуация: «Снеговик» Задачи: - учить детей лепить предмет, состоящий из трех.

Конспект образовательной деятельности по художественно эстетическому развитию Тема: «Путешествие в зимнее царство искусств» Конспект совместно образовательная деятельность по художественно эстетическому развитию в старшей группе. Тема: «Путешествие в зимнее царство.

Конспект в старшей группе «Синтез искусств»

Конспект в старшей группе «Синтез искусств» ель: Знакомство детей с возможностями средств художественной выразительности в передаче настроения природы в произведениях литературы,.

Консультация для родителей «Воспитание эстетических эмоций через синтез искусств» КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ ВОСПИТАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ЭМОЦИЙ ЧЕРЕЗ СИНТЕЗ ИСКУССТВ Чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, милосердным, умел.

Творческая деятельность

Творческая деятельность Аппликация "Кораблик" Возрастная группа: 1 младшая Цель: Развитие творческих способностей детей. Ввести в словарь детей слова парус, капитан.

Картины русских художников. Беседа с детьми.



Один из немногих среди русских художников, Левитан умел наслаждаться кистью и краской, умел не только правильно, но и красиво писать. Все его картины сами по себе явления чисто живописного характера. Поэтому так трудно о них говорить, но зато так легко ими любоваться, отдаваться их необъяснимому очарованию…

На них были изображены знакомые с детства вещи: . одинокие золотые березы, еще не обитые ветром; небо, похожее на тонкий лед; косматые дожди над лесными порубками. Но во всех этих пейзажах, лучше всего передана печаль прощальных дней, сыплющихся листьев, загнивающих трав, тихого гудения пчел перед холодами и предзимнего солнца, едва заметно прогревающего землю.

§ Какая здесь нарисована осень?

§ Как вы думаете, почему картину художник назвал — «золотая»? Какие цвета он использовал?

§ Как эти цвета можно назвать, одним словом? Какие они? Теплые, радостные, веселые.

§ Что интересного, красивого увидел художник?

§ Как вы узнали, что он нарисовал березки?

§ Чего больше — теплых красок или холодных? Вот поэтому природа на картине кажется такой радостной, нарядной, теплой, светлой и даже торжественной. Понравилась вам картина? Сейчас попробуйте, как художники, нарисовать золотую осень.

И. Шишкин «Зима»

Один из крупнейших и самый популярный среди русских пейзажистов. Шишкин открыто и сокровенно поведал зрителю о своей любви к родному краю, к неброской прелести северной природы. Он знал русскую природу "ученым образом" и любил ее со всей силой своей могучей натуры. Из этого знания и этой любви родились образы, которые давно стали своеобразными символами России. Его называли "лесной богатырь-художник", "царь леса", "старик-лесовик".


Посмотрите на зимний лес и расскажите о нем, какой он? Большой, дремучий, непроходимый.

§ А что это за деревья? Огромные ели, ветви у них расположены высоко. Художник писал картину, близко стоя к деревьям, поэтому их вершины и не видны.

§ А есть ли маленькие елочки?

§ А что это лежит на земле под снегом? Да, это упавшие деревья.

§ Много ли снега в лесу? Какой он? Какого цвета? Кругом — стена деревьев, поэтому снег слегка коричневатый, кремовый, а в глубокой тени голубоватый. Только там, где среди деревьев есть просвет, луч солнца осветил поляну, окрасив деревья в желтоватые тона. От этого снег, толстым слоем, лежащий в тени на земле, на ветках елей, кажется еще голубее. Мы с вами стоим очень близко к огромным елям, поэтому вершин деревьев не видим. Перед нами только их огромные коричневатые стволы, которые кажутся теплыми, живыми. Посмотрите-ка внимательно: есть ли в лесу еще кто-то живой? Увидели птицу? Она, как и деревья, тоже словно заснула, задремала.

§ А как бы вы назвали этот лес? «сказочный», «очарованный», «заснувший».

Картина называется «Зима». Это лесной пейзаж.

А. К. Саврасов «Грачи прилетели»

Однажды художник пришел на окраину села, чтобы посмотреть вблизи на старинную церковь. Пришел ненадолго, да так и остался до вечера. То ощущение весны, которым он жил последние дни, вдыхая пьянящий мартовский воздух, приобрело особую силу и очарование. Художник раскрыл этюдник и начал рисовать быстро, вдохновенно, забыв обо всем на свете. Вот такую картину наблюдал, и художник Алексей Кондратьевич Саврасов на окраине русского села. Он радовался весне, прилету грачей. И написал картину, которую так и назвал — «Грачи прилетели».

§

§ Расскажите о грачах. Что они делают? Поправляют, ремонтируют гнезда. Внизу, у корней березы, грач нашел веточку и держит ее в клюве. Как много грачей и больших грачиных гнезд!

§ Какие же деревья выбрали грачи? Расскажите о них. В центре нарисована старая корявая береза, рядом с ней еще одна, а сбоку, справа, несколько молодых стройных березок. Кажется, что их голые ветви ожили, потеплели, встрепенулись и тянутся вверх, к солнцу. Художник нарисовал березы в центре, крупно; мы видим их во весь рост потому, что полотно картины расположено вертикально.

§ Как вы думаете, почему грачи выбрали это место для своих гнезд? Здесь спокойно: это окраина небольшого села. Мы видим забор, за ним несколько низких деревянных домов и старую белокаменную церковь с колокольней, а дальше — поля с еще лежащим кое-где потемневшим снегом.

§ Расскажите о снеге. Какой он? Он потемнел, стал рыхлым, серым, грязноватым. Местами снег подтаял: мы видим лужицу, есть проталинки и у корней берез и в других местах.

§ А есть ли на картине солнце? Как вы догадались? Да, солнышко чуть просвечивает сквозь облака, оно еще неяркое. Мы видим это по теням от берез на снегу. А что можно сказать о небе? Какое оно? Небо покрыто голубовато-серыми тучами. Как бы вы назвали эту картину? В картине что чувствуется? Радость пробуждения природы, трепетное чувство ожидания солнца, тепла, весны и легкая печаль по уходящей зиме.


И.Грабарь Февральская лазурь

Известный советский художник. Художник изображает февральское утро, морозный воздух, лазурное небо, берёзовую рощу в февральский утренник и глубокие сугробы снега.На переднем плане стоит большая белая берёза. Она величественная и красивая. Берёза жемчужина этой картины. Она красива в своём бело-коричневом наряде, с длинными ветками. На макушке остались прошлогодние жёлтые листья. Снег вокруг светло-голубой, а около берёз снег начал подтаивать. На снегу от стволов берёз лежат тёмно-синеватые тени. Небо синего цвета над берёзами плавно переходит в голубой, над полоской леса. На заднем плане картины изображены маленькие берёзки. Их стволы тоже окрашены голубоватым оттенком. На горизонте виднеется единая полоска леса.

§ На что здесь хотел обратить наше внимание художник? На волшебную красоту белоствольных берез. Береза, стоящая перед нами на переднем плане, написанная плотными мазками, кажется огромной, могучей. Она белого цвета, у нее множество тонких белых ветвей. Художник восхищается березой, любуется ее красотой. Ветви великолепных берез устремлены вверх, они, словно в радостном порыве, приветствуют утро. Под лучами солнца загорелись рыжевато-красными красками обледеневшие прошлогодние листья, при легком дуновении ветерка они касаются друг друга, издавая мелодичный хрустальный перезвон.

§ Какую мелодию зимы здесь услышал художник?

§ Расскажите, что вы чувствуете, глядя на эту картину? Да, это февраль — конец зимы, ее последний праздник! Праздник лазоревого, ясного и чистого неба с яркой бездонной синью в вышине. Солнце высветило жемчужную белизну березок и кружево ветвей, устремленных к нему. Рыхлый снег в его лучах стал розоватым, с глубокими синими тенями от берез. Кажется, что и сам воздух звенит от чистоты и прозрачности. Да, это яркая, звонкая, радостная, громкая, праздничная и прощальная песнь уходящей зимы.

И. И. Левитан «Весна. Большая вода»

К величайшим шедеврам русской весенней лирики относится знаменитая картина "Весна. Большая вода".

На картине изображён момент половодья, когда «большая вода» покрыла прибрежные области, затопив всё вокруг. Расскажите о ваших впечатлениях от картины. Что же интересного увидел художник?

§ Вы такое видели? Широко, привольно и бескрайне разлилась вода, так что, кажется, будто она слилась с голубым небом. Светясь нежными переливами, в воде стоят тонкие березки. Их белизну подчеркивают яркая зелень ели и темный ствол старого дерева. Тени от них удлинены, отражаясь в чистом зеркале воды. Кажется, что деревья растут сразу и вверх и вниз.

§ Что изображено на переднем плане, слева? Это лодка. Она стоит у согретого и позолоченного солнцем берега. Наверное, в ней и приплыл художник, чтобы писать свою картину с натуры.

§ Какие чувства возникают у вас, когда вы смотрите на эту картину? Да, возникает чувство нежности, очарования от весеннего пробуждения природы, от ожидания тепла, буйного расцвета природы.

§ Как бы вы назвали эту картину?

§ Как вы думаете, почему художник так назвал свою картину?

§ На что он хотел обратить наше внимание? На буйство весеннего вольного ветра, его шаловливую радость. Ветер раскачивает верхушки деревьев, задорно треплет молодую листву, рябит волны на воде.

§ Какое это время года? Это весна — шумная, зеленая. «Зеленым шумом» называет народ весеннее пробуждение природы.

§ Какие краски использовал художник? Пейзаж написан чистыми, светлыми красками, придающими ему прозрачность и хрупкость. Картина наполнена весенней тихой радостью и спокойствием, она полна оптимизма от весеннего воскресения природы. Ярко-зеленая, изумрудного цвета листва освещенных солнцем деревьев, трава на взгорье, зеленовато-голубоватая даль лугов, высокое ясное голубое небо с легкими бегущими облачками, синий, сине-фиолетовый, фиолетово-розовый цвет воды — все это холодные тона. А какое настроение они создают? Да, ощущение прохлады, свежести, ясного солнечного дня, радости весны.


И.Остроухов «Золотая осень»

§ Как вы думаете, о чем здесь нам рассказывает художник? О золотой осени. Но художник рассказал о красоте небольшого кусочка леса.



«Яблоки на красном фоне» К. С. Петров-Водкин

- Про что эта картина? Что на ней нарисовано? Да, яблоки.

- А какие они? Нарядные, разноцветные, спелые, желтые, желто-зеленые, желто-малиновые. Есть даже белое, очень спелое яблоко, его так и называют — «белый налив». Яблочко налилось сладким соком, вызрело на солнышке, стало белое, спелое, сочное.

- А как вы думаете, почему художник положил эти яблоки на красную скатерть? Да, чтобы желто-зеленые, желто-малиновые яблоки лучше смотрелись, стали еще красивее. Вот какая нарядная, яркая картина, картина-натюрморт.

«Сирень в корзине» П. П. Кончаловский

- Что интересного увидел художник? Какую он увидел сирень? Да, он удивился, что сирень бывает разных цветов: белая, розовая, красная, фиолетовая, сиреневая. Что же можно сказать об этом букете? Какой он? Вспомните, а как пахнет сирень?


- Я возьму наш букет и дам вам возможность еще раз ощутить этот необыкновенный, чистый, нежный, свежий запах сирени — цветов начала лета. (Поднесите букет к лицу каждого ребенка.) Да, так пахнет только сирень!

Сорванные цветы долго жить не могут — они увянут, а нарисованные художником будут жить вечно и доставлять радость людям в любое время года. Они будут дарить радостные воспоминания. Понравилась вам картина?

«Две темные розы и тарелка с клубникой»

- Что это за ягодки нарисовал художник? Пробовали вы такие? Какие они на вкус?

- Клубничка растет где? Да, в огороде, на грядке, ее выращивают люди. А похожая на нее ягодка растет в лесу, только она чуть поменьше. Это земляничка. Ягоды, которые нарисовал художник Илья Иванович Машков, тоже похожи на алые огоньки — они такие яркие, красивые. Нарядная картина?

«Яблоки и листья» И.Е.Репин

«Яблоки на столе у печки» П. П. Кончаловский

- Как вы думаете, о чем же здесь нам хотел рассказать художник? Да, тоже о красоте яблок, о том, как их много, какие они разные, нарядные! Художник любуется и восхищается их разноцветней, красотой округлых форм, разной величиной, их спелостью, сочностью. Давайте внимательно рассмотрим этот натюрморт, составленный и нарисованный художником.


- Какие яблоки вам больше всего понравились на этой картине? Наверное, самые яркие — красные, красно-розовые, румяные? Они лежат слева на больших резных зеленых листьях, как на ажурной салфеточке. От сочетания красного и зеленого цветов яблоки кажутся еще более нарядными. Справа в большой белой чаше с изящными краями горкой уложены желто-красные сочные яблоки, между ними чуть видны зеленые листочки. Яблок так много, что они не уместились в чаше, некоторые лежат около нее. Но, кроме этих яблок, художник нарисовал и другие — крупные, зеленовато-белые.

Здесь две кучки таких яблок: три слева, перед красными яблоками, на переднем плане, и три справа, около белой чаши. Это очень вкусные яблоки. Если дать им немного полежать, они станут белыми-белыми, почти прозрачными. А кто мне скажет, что это за маленькие яблочки на переднем плане справа? Какие они? Ели вы когда-нибудь такие?

- На чем лежат яблоки? Да, на красивом красновато-коричневом деревянном полированном столе, который придвинут к белой изразцовой (кафельной) печке. Стол массивный, на одной ножке. Видите, как отражаются в его полированной поверхности яблоки? Как в зеркале! Весь натюрморт смотрится нарядно на фоне белой печки. Отсветы от нее белыми пятнышками (рефлексами) поблескивают на яблоках, листьях и на столе.

«Сухие краски» П. П. Кончаловский

- Посмотрите на этот необычный натюрморт. Художник показал нам уголок мастерской живописца. Раньше художники сами готовили краски из сухих порошков. Они разводили эти порошки специальным маслом поэтому и краски называются масляными.


- Что же мы видим в мастерской художника? Деревянный стол, а на нем стеклянные банки и в них сухие краски разных цветов. Какие краски вы увидели, каких цветов? Вот красная, желтая, синяя, оранжевая, розовая. В жестяных прямоугольных банках — масло, чтобы разводить краски. В бутылках и колбах — лаки и разные растворители, они тоже нужны живописцу. На дальнем плане, в белом кувшине, торжественно выстроились в ряд разные масляные кисти, они возвышаются над всем остальным. На переднем плане лежит тюбик готовой масляной зеленой краски, рядом воронка, через краски. А вот и палитра. Все предметы светлее, чем фон из темной сине-фиолетовой материн.

Картина как будто напоминает нам, что с таких вот неказистых банок, бутылок, жестянок начинается искусство живописи. Сначала художник должен потрудиться у стола, приготовить себе масляные краски, и только потом он подходит к холсту и начинает писать картину. Правда, интересный натюрморт? Оказывается, натюрморт может быть составлен и из таких, внешне не очень-то красивых предметов. И он может рассказать об интересных, неизвестных нам вещах.

«Снедь московская: хлебы» И. И. Машков

- Художник Илья Иванович очень любил рисовать натюрморты — разные предметы, фрукты, овощи. Однажды утром он пришел в булочную, а там — чего только там не было! И хлеб, и булки, и булочки, и пирожные, и крендели — всего не перечислишь. И всё такое свежее, ароматное, аппетитное! А какое разнообразие форм и цвета! И захотелось ему нарисовать все это богатство, чтобы и другие люди удивились и порадовались этой красоте и изобилию. Он накупил всяких изделий, принес их домой и стал красиво раскладывать на столе, чтобы составить натюрморт.


- Что стоит в самом центре стола? Белая ваза, а на ней маленькие булочки, сухари, пирожные — в вазе им самое место. Справа около вазочки — еще несколько сухариков, на белой салфетке — облитый сахарной глазурью кекс, румяная плетеная сдобная булочка, а за ней два калача. У самой стены — булка с поджаристой хрустящей корочкой (такие булки назывались французскими) и большой рулет с изюмом. Слева от вазы маленькая коробочка с пирожными, а за ней — пышная плетенка с маком — хала. На дальнем плане за вазой видны еще какие-то хлебы. Чтобы ярче высветить теплоту хлеба, заключенную в нем энергию солнца, художник нарисовал свешивающуюся со стены изумруд, но зеленую, темного холодного тона ткань. Она создает ощущение цветового контраста с теплыми тонами хлеба.

- Как вы думаете, почему художник поместил все эти предметы на темно-бордовую полированную поверхность стола? Конечно, чтобы подчеркнуть аппетитную поджаристость, шершавую поверхность хлебных корочек по контрасту с гладкой поверхностью стола. Издавна на Руси повелось и гостей встречать самым дорогим — хлебом и солью. Недаром говорили: хлеб всему голова, хлеб наш насущный.

«Натюрморт. Квас» В. Ф. Стожаров

— О чем художник хотел нам рассказать?

О крестьянской жизни.

На дальнем плане картины мы видим белое полотенце, гроздья рябины на стене и деревянные расписные ложки. Как красив и тёпел этот уголок простого деревенского быта! Как радуют душу русского человека эти обыкновенные, но такие родные вещи.

Читайте также: