Княжеский стол в древней руси

Обновлено: 02.05.2024

В русской традиции «государством» принято называть всё, что устроено сложнее, чем племя. Племя это еще не государство. Там вождь — такой же как все. Он, конечно, сильнее, умнее других, он более уважаемый, но он живет вместе со своими соплеменниками, так же, как и они, не сильно от них отличаясь внешним видом, поведением, образом жизни.

Но когда представитель государства отделяется от остального общества, живет отдельно, по каким-то своим особым правилам, то эту систему уже можно назвать архаичным государством, протогосударством. В представлении людей, государь, монарх сильно отличался от обычных людей. Монарх — особенный. У него есть какие-то специальные, волшебные свойства (люди в это верят, сам-то монарх, конечно, догадывается, что таких свойств у него нет). Например, в средневековой Франции верили, что король своим прикосновением может излечить золотуху. К этому же ряду волшебных свойств монарха относятся и «специальные королевские знаки на теле», проступающие у царственного младенца при рождении, и легенда о том, что только истинный король сможет вынуть меч из камня. У древних иранцев даже было специальное слово для обозначения благодати монарха - «фарр». Это такой свет, сияние, исходящее от головы, от лица монарха. Лучистая, зубчатая корона монарха, золотая или позолоченная, изначально изображала именно такой фарр — волшебную силу власти, исходящую от истинного государя.

Древний обычай, когда монарх одаривал особо отличившихся слуг своей одеждой, дарил кольцо со своего пальца или еще какую-то свою вещь - это след той самой веры подданных в волшебные свойства государя. Одаривая отличившегося, например, своей одеждой, государь как бы делится с ним частью своей волшебной силы. Той самой силы, которая, как верят подданные, дает ему власть, превращает его из обычного человека в повелителя, наделяет его «магией власти».

Такого рода представления о монархе обычны для любого архаического, традиционного общества. Дело в том, что людям неприятно подчиняться такому же человеку, как они сами. С «таким же» они будут соперничать за власть. А вот подчиняться сверхчеловеку, которого божественные силы наделили особыми, волшебными, сакральными свойствами — совсем другое дело. Это не зазорно, это даже почетно. И когда в обществе возникает необходимость беспрекословного подчинения отдельному человеку, успешное общество вырабатывает механизмы, которые бы убеждали людей слушать и выполнять его приказы без протеста, без внутреннего сопротивления — даже если им покажется, что он не прав — все равно действовать так, как он приказывает. В экстремальных ситуациях такое подчинение помогает обществу выживать.

Древнерусский князь, как и большинство монархов в других архаичных обществах, выполнял в обществе две главных задачи. Был верховным судьей у своего народа, и был военачальником народного ополчения. И та и другая роль напрямую связаны с авторитетом князя, с верой подданных в его особенные, сакральные, волшебные свойства. Судье, обладающему волшебными свойствами люди легче подчинятся. Легче поверят в его беспристрастность, легче примут его судебное решение, даже если оно кому-то будет не выгодно. И во время войны приказы князя, наделенного авторитетом и «магией власти», будут исполняться гораздо более охотно и решительно, чем приказы своих, «таких же как все» соплеменников, пусть даже опытных и прославленных.

Но дело не только в том, что авторитет был для древнерусских князей очень важен. Дело в том, что их власть над подданными без авторитета была просто невозможна. Главным ресурсом, главными «победными очками», которые старались «заработать» князья, в ходе своего правления, был именно авторитет — личный и родовой (т. е. авторитет всего княжеского рода).

В любой стране архаичная, «магическая», основанная исключительно на авторитете, монархия лишь постепенно обретала дополнительные средства для управления обществом: Копились сокровища. Наиболее энергичные и смелые воины набирались в личную дружину монарха. Монарх нарабатывал опыт управления массами, опыт того, как производить на своих подданных нужное впечатление, и передавал это сокровенное знание своим наследникам. Люди постепенно приучались слушаться монарха, а потом, со временем, и его законных представителей. Но это был постепенный процесс, растянутый на десятилетия, а иногда и на века.

Древняя Русь было именно такой архаичной монархией (позже - сообществом родственных архаичных монархий), во многом похожей на монархии варварских королевств, возникших на руинах Римской Империи, и на другие раннесредневековые монархии. Любой древнерусский князь не был хозяином территории своего княжества. Он был, в первую очередь, князем конкретного стольного города, т. е. города, в котором находился его княжеский стол, города, призвавшего его на княжение. Причем, призвавший его на княжение город в любой момент имел практическую возможность этого князя с княжения изгнать.

Основным источником законов и правил поведения в архаичных обществах была традиция. Если отец и дед нынешнего князя были хорошими князьями, то это считалось серьезным аргументом в пользу того, что и нынешний князь со своей княжеской работой справится. А уж несколько поколений более-менее успешных князей-предков в традиционном обществе были залогом того, что и их потомок будет благожелательно принят этим обществом как князь. И если отец и дед этого князя успешно правили в прошлом именно этим городом, то для жителей города это было очень веским аргументом в пользу того, чтобы избрать себе князем теперь именно потомка своих прежних правителей. Т.е. дело не только в том, что сам князь считал этот город "своим", из-за того, что прежде им правили его отец и дед. Дело, главным образом,в том, что сами горожане считали этого нового князя более своим, чем иные претенденты, на основании того, что именно его отец и дед правили ими раньше. Споры об "отчине и дедине" в раннесредневековом обществе были не только и не столько спорами между князьями-конкурентами, сколько спорами между жителями города, решающими, кто будет их следующим князем, о том, какой из претендентов для них наиболее "свой", исходя из логики "яблочко от яблоньки недалеко падает".

Конечно, любой древнерусский князь, будучи верховным судьей, нуждался в охране, нуждался в тех, кто поможет людям схватить преступников и доставить их на суд, в тех, кто покарает преступников, сумеет взыскать с виноватых присужденные княжеским судом штрафы (виру). Кроме того, как военный вождь, князь в еще большей степени нуждался в том, чтобы в бою окружить себя лучшими воинами, которые и его от врагов прикроют, и, по его сигналу, нанесут по врагу сокрушительный удар.

Возможность горожан в любой момент противопоставить военной силе князя на порядок бОльшую военную силу делала власть этого князя над своими подданными весьма уязвимой и ограниченной интересами большинства этих подданных. Какой-то маневр в принятии решений был возможен для древнерусского князя домонгольского периода только в рамках интересов и чаяний избравших его на вече горожан. И для того, чтобы продавить какое-то решение, противоречащие интересам хотя бы части своих подданных, князь был вынужден искать поддержки у другой части своих подданных, или искать опоры во внешних силах — в войске союзных князей или даже в военной силе иноземцев. Удержать власть, опираясь только на военную силу собственной военной дружины - собственного двора князь в Древней Руси не мог.

Власть древнерусского князя, таким образом, держалась почти целиком на его личном авторитете и на авторитете всего его княжеского рода. Богатство князя, и даже военная сила его дружины имели для него гораздо меньшее значение, чем его княжеский авторитет. Собственно, иерархия ценностией была такова: Во первых личный авторитет князя и авторитет его предков, всего его рода (для русских князей — рода Рюриковичей). Во вторых — военная сила князя и его военной дружины. И только в третьих — богатство - накопленные сокровища и постоянные источники дохода.

Княжеский стол

КНЯ́ЖЕСКИЙ СТОЛ — одно из названий послесвадеб. (т. е. после венчания, свадеб. дня) пиршества, обычно в доме жениха.

Российский гуманитарный энциклопедический словарь. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС: Филол. фак. С.-Петерб. гос. ун-та . 2002 .

Смотреть что такое "Княжеский стол" в других словарях:

Княжеский стол — Волог. Стол, за которым во время свадьбы сидят новобрачные. СВГ 3, 70 … Большой словарь русских поговорок

СТОЛ — Большой стол. 1. Волог. Свадебный обед в брачный день после венчания. СВГ 1, 38. // Яросл. Свадебный обед у невесты накануне свадьбы. ЯОС 2,13. // Прикам. Празднество в доме жениха на второй день свадьбы. МФС, 96. 2. Яросл. Праздничный стол,… … Большой словарь русских поговорок

стол — 1) а, м. 1. Род мебели (в виде широкой доски или нескольких досок, соединенных вместе и укрепленных в горизонтальном положении на одной или нескольких ножках), на которую ставят или кладут что л. при работе, еде и т. п. Круглый стол. Обеденный… … Малый академический словарь

стол — а; м. 1. Род мебели в виде широкой пластины из досок, пластмассы и других материалов, укреплённой в горизонтальном положении на одной или нескольких ножках, служащий для размещения на поверхности каких л. предметов. Круглый с. Обеденный с.… … Энциклопедический словарь

СТОЛ — 1) в Др. Руси княжеский престол.2) Низшая структурная часть государственных центральных и местных учреждений дореволюционной России.3) Учреждение, занимающееся каким либо узким кругом канцелярских дел (адресный стол и др.) … Большой Энциклопедический словарь

Стол — I м. 1. Предмет мебели в виде широкой горизонтальной доски на одной или нескольких ножках (иногда с ящиками, тумбочками), на который кладут или ставят что либо. 2. Такой предмет мебели вместе со всем, что поставлено на нем для еды. 3. перен. Пища … Современный толковый словарь русского языка Ефремовой

стол — а/; м. см. тж. столик, столовый 1) Род мебели в виде широкой пластины из досок, пластмассы и других материалов, укреплённой в горизонтальном положении на одной или нескольких ножках, служащий для размещения на поверхности каких л. предметов.… … Словарь многих выражений

Великокняжеский стол

Вели́кий князь — на Руси титул главы независимого государства, а в период монголо-татарского ига — титул правителя, имевшего право по ярлыку собирать дань для Хана с других князей; титул Московского и всероссийского Царя; с XVIII века титул прямых потомков Царя. В Великом княжестве Литовском — титул верховного правителя, первоначально наследственный, после 1430 года — выборный. После создания Речи Посполитой король польский являлся одновременно Великим князем Литовским.

Содержание

В средние века

Первоначально титул «Великий князь» относился к киевскому князю, которому подчинялись (хотя бы номинально) все русские князья. С 12-го века образовалось уже несколько великих княжеств (Киевское, Владимирское, Черниговское, Рязанское и другие). Каждое из них было полностью независимым (суверенным) государством. В них, в свою очередь, возникли удельные княжества, подчинявшиеся великим княжествам.

С середины 13-го века великими князьями назывались князья, непосредственно подчинявшиеся хану и имевшие право по ярлыку собирать дань для хана с других князей. Во второй половине 15-го века титул «великий князь» снова стал титулом независимых государей (Московского, Рязанского и Тверского). Князья всех остальных русских княжеств были удельными.

После объединения российских земель вокруг Москвы, начиная с 1521 года, титул «великий князь» мог носить только правитель Великого княжества «Владимирского и Московского и прочая». Также этот титул носили правители Великого княжества Литовского, которое было центром объединения западнорусских земель.

В 1547 Великий князь московский Иван Грозный официально принял титул «царь», что должно было символизировать значительное возвышение московского правителя над удельными князьями, а с 1721 г. решением Петра I (формально -- по предложению Сената, которое Пётр одобрил через несколько дней раздумий) российские монархи стали именоваться «императорами», но при этом титул «великий князь» продолжал употребляться в полном титуловании монарха при перечислении находящихся под его властью земель: «…царь казанский, астраханский и сибирский, великий князь смоленский, тверской, вятский и иных земель».

С XVIII века

В эпоху абсолютизма титулы «Великий Князь» и «Великая Княжна (Великая Княгиня)» стали присваиваться детям (соответственно, мужского и женского пола) царствующего монарха, что было официально закреплено в «Учреждении об императорской фамилии» Павла I от 5 апреля 1797. Таким образом, титул стал приблизительно соответствовать европейскому титулу «Принц крови», хотя соответствие здесь неполное.

Титул Великого Князя давал обладателю формальное право быть одним из претендентов на престол Российской империи. Великий князь решением императора мог быть лишён титула, если обстоятельства его рождения или жизни входили в противоречие со статьями «Учреждения», определяющими требования к пригодным для занятия престола лицам.

В Российской империи — член императорской фамилии, к которому обращались — «Ваше императорское высочество». Этот титул имели члены императорской фамилии, родственники императора. «Титул Великого князя, Великой княжны и Императорских Высочеств принадлежит сыновьям, дочерям, братьям, сёстрам, а в мужском поколении и всем внукам императора…» — Полное собрание законов Российской империи, т. XXIV, 1830, док.№ 17906; т.6, СПб.,1888.

Согласно постановлению Александра III, изданному с целью ограничения числа лиц, носящих подобный титул, носить его могли только дети и внуки императора. Правнуки и далее получали титул Князь императорской крови.

На машине времени за княжеский стол

Машина времени – аппарат, который мог бы оказаться наиболее полезным для истории нашей кухни. Сами подумайте. Старинный язык хорошо передают книги и рукописи. Наряды прошлых эпох можно увидеть на картинах современников. А вот вкус блюд, увы, не передается ни на бумаге, ни на холсте.

В 1633 году голштинский герцог Фридрих III отправил посольство к русскому царю Михаилу Федоровичу с целью изучить обстановку в Московском княжестве и завязать торговые сношения. Во главе миссии стояли искусный дипломат Филипп Крузиус из Эйслебена и гамбургский купец Отто Бругман (Брюггеманн); их сопровождала свита в 34 человека, а в качестве секретаря и главным образом человека, знающего языки тех стран, куда отправлялось посольство, – Адам Олеарий. Все события, случившиеся с немецкими дипломатами, подробно, день за днем, описаны им, и это описание представляет собой одно из замечательнейших литературных явлений XVII века.

«Великокняжеский посланец сел вверху стола и попросил послов сесть с ним рядом. Наши гоф юнкеры прислуживали за столом. Посланец велел поставить перед послами три больших бокала, наполненных вином аликанте, рейнским вином и медом, и приказал затем подавать на стол в 38 большею частью серебряных, но не особенно чистых больших блюдах, одно за другим, всякие вареные и жареные, а также печеные кушанья».

«Через час получены были великокняжеские кушанья и напитки. Кушанья в 46 блюдах представляли собою, большею частью, вареные, жаренные в растительном масле и печеные рыбы, кое что из овощей и других печеных кушаний, причем мясного совсем не было, так как в то время был пост, обычный у них перед рождественским праздником».

«Едва успели мы в Москве сойти с коней и прибыть на двор наш, как явились русские и доставили из великокняжеской кухни и погреба разных яств и питей, причем каждому послу, а также шести старшим служащим их напитки назначены были особо. В том же роде с этих пор ежедневно стали снабжаться кухня и погреб наши, пока мы находились в Москве. Доставлялось нам:

62 хлеба, каждый в 1 копейку или любекский шиллинг.

Четверть быка.

4 овцы. 12 кур. 2 гуся. Заяц или тетерев. 50 яиц. 10 копеек на свечи.

5 копеек на кухню.

Еженедельно:

1 пуд (т. е. 40 фунтов) масла.

1 пуд соли. 3 ведра уксусу.

2 овцы и 1 гусь.

Напитков ежедневно:

15 кувшинов для господ [послов] и гофъюнкеров, а именно: 3 самых малых – водки, 1 – испанского вина, 8 – различных медов и 3 – пива. Кроме того, для людей наших доставлялись: 1 бочка пива, бочонок меду и еще небольшой бочонок водки».

«В некоторых местах, особенно в Москве, – пишет Олеарий, – имеются и великолепные садовые растения, вроде яблок, груш, вишен, слив и смородины. Между другими сортами яблок у них имеется и такой, в котором мякоть так нежна и бела, что если держать ее против солнца, то можно видеть зернышки. Однако хотя они прелестны видом и вкусом, тем не менее, ввиду чрезмерной влажности, они не могут быть сохраняемы так долго, как в Германии».

«Тут же имеются и всякого рода кухонные овощи, особенно спаржа толщиною с палец, какую я сам ел у некоего голландского купца, моего доброго друга, в Москве, а также хорошие огурцы, лук и чеснок в громадном изобилии». Латук и другие сорта салата никогда не выращивались русскими; они раньше вообще не обращали на них внимания и не только не ели, но даже смеялись над немцами, употреблявшими их в пищу, говоря, что те едят траву. Между тем посол замечает, что «теперь же и некоторые из них начинают пробовать салат». Дыни растут на Руси в огромном количестве; в разведении их многие находят себе материал для торговли и источник пропитания. При этом «они весьма велики, вкусны и сладки, так что их можно есть без сахару, – пишет Олеарий. – Мне еще в 1643 г. подобная дыня, в пуд весом, была поднесена добрым приятелем на дорогу, когда я в то время уезжал из Москвы».

«В садке и уходе за дынями у русских имеются свои собственные выгодные приемы. Они мягчат семя в парном молоке, а иногда и в отстоявшейся дождевой воде, прибавив к ней старого овечьего помета. Затем на земле устраиваются из смешанных лошадиного навоза и соломы удобренные гряды глубиною в два локтя. Сверху покрываются они хорошей землею, в которой они устраивают неглубокие ямы шириною с пол локтя. В середину садят зерно, чтобы не только тепло снизу, но и собранный со всех сторон жар солнца согревал и растил семя; ночью покрываются эти гряды от инея и мороза крышками, сделанными из слюды; временами крышки эти остаются и днем. После этого они обрезают отросшие в сторону ветви, а иногда и концы побегов. Таким образом, прилежанием и уходом своим они помогают росту».

Действительно, особый раздел в книге Адама Олеария посвящен кухне, питанию, быту Московии. Он так и называется «О домашнем хозяйстве русских, их обыденной жизни, кушаньях и развлечениях» (книга III, глава 7). «Не привычны они и к нежным кушаньям и лакомствам, – пишет немецкий автор. – Ежедневная пища их состоит из крупы, репы, капусты, огурцов, рыбы свежей или соленой – впрочем, в Москве преобладает грубая соленая рыба, которая иногда, из за экономии в соли, сильно пахнет; тем не менее они охотно едят ее. Их рыбный рынок можно узнать по запаху раньше, чем его увидишь или вступишь в него. Из за великолепных пастбищ у них имеются хорошие баранина, говядина и свинина, но так как они, по религии своей, имеют почти столько же постных дней, сколько дней мясоеда, то они и привыкли к грубой и плохой пище, и тем менее на подобные вещи тратятся».

О кулинарных способностях русских поваров свидетельствуют и такие записи: «Они умеют из рыбы, печенья и овощей приготовлять многие разнообразные кушанья, так что ради них можно забыть мясо. Например, однажды нам, как выше рассказано, в посту было подано 40 подобных блюд, пожалованных царем. Между прочим, у них имеется особый вид печенья, вроде паштета или скорее пфанкухена, называемый ими «пирогом»; эти пироги величиною с клин масла, но несколько более продолговаты. Они дают им начинку из мелкоизрубленной рыбы или мяса и луку и пекут их в коровьем, а в посту в растительном масле, вкус их не без приятности. Этим кушаньем у них каждый угощает своего гостя, если он имеет в виду хорошо его принять».

Эту и другие увлекательные истории о русской кухне вы сможете прочитать в наших книгах, которые мы выложили на портале litres для бесплатного скачивания или чтения.

Русская изба. О теремах и хоромах

Возникает вопрос: как правильно следует называть жилище наших предков – изба, дом, или как-то еще? А еще всплывает вопрос и о том, что такое терем. Понятно, что это не изба, дом богатого, знатного человека, почти дворец по европейским меркам. О том, как выглядели русские дворцы изнутри, статья об интерьерах и названиях отдельных помещений.

Русская изба. О теремах и хоромах

Но вот что называлось так - все здание или какая-то отдельная его часть?Если верить толковым словарям русского языка, то терем – это:

· богатый дом, высокий, с покатой крышей, имеющей надворные постройки (хозяйственные). Также – верхняя часть такого здания, жилое помещение (словарь Ожегова);

· жилая комната, комнаты, ярус в верхней части большого дома или отдельный дом в виде башни. Также -жилые покои женской половины семьи князя или боярина (толковый словарь Ушакова);

· высокое здание или его верхняя часть. Синоним слова «дворец» или «хоромы». Отдельное жилье внутри большого дома для его владельца, для женской части его семьи, только для незамужних девушек (девичий терем) (толковый словарь Даля);

· отдельная комната (комнаты) в верхней части здания, преимущественно для знатных женщин (энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона).

Что интересно, лингвисты прослеживают связь этого слова как с греческим τέρεμνον, τέραμνον («теремнон» - дом, жилище), так и кипчакским tärmä (женский покой), монгольским terme и калмыцким termǝ – решетка стены, стена.

Русская изба. О теремах и хоромах

Близко по звучанию и арабское слово ḥаrаm (гарем). В целом, можно предположить, что это отдельное, закрытое для постороннего посещения жилое помещение в богатом доме.Примерная конструкция многоярусного деревянного дома.

Русская изба. О теремах и хоромах


Эскиз павильона Русского отдела на Всемирной выставке в Париже, 1878 год. Архитектор Иван Павлович Ропет (настоящие фамилия, имя и отчество — Петров Иван Николаевич, 1845, Петергоф—25 (12) декабря 1908, Петербург)
Мы слышим про терема, горницы, таинственные клети и хоромы в сказках, и древних летописях. А что это такое, терема и горницы?
Начнем с определения эпохи. Понятие древнерусский предполагает временной участок от крещения Руси и до времен правления Петра I.

Крещение Руси существенно повлияло на жизненный уклад народа, на его искусство и зодчество. На Руси начали строить храмы, а поскольку христианская вера пришла из Византии, то и первые храмы строили как копии религиозной архитектуры Третьего Рима.

Русская изба. О теремах и хоромах

А вот гражданские постройки того периода сохранили черты традиционной русской самобытности.
Начну с того, что в те времена основная масса построек была из дерева. Были, безусловно, и каменные строения. Но, и форма, и конструкция этих каменных зданий повторяла стиль деревянных традиционных строений.

Архитектор не известен

Дома горожан и селян, дворянские и боярские, и даже княжеские хоромы, ставили из дерева. И этому есть причины: недорого, доступно и очень комфортно для жизни. Как вы знаете, дерево является пористым материалом, что позволяет создавать в помещении микроклимат, очень комфортный для проживания, в любое время года. Если вам когда-нибудь доводилось жить в бревенчатом доме, то вы понимаете, о чем я говорю. Да, есть существенный недостаток – дерево очень хорошо горит. Особенно в те времена, когда регулярно бушуют войны. А с другой стороны – дерево позволяет очень быстро возвести новое строение.

Русская изба. О теремах и хоромах


Архитектор не известен

Можно говорить о том, что к 15 веку на Руси прочно сложились традиционные приемы плотницкого мастерства. При этом, мастерство было такого высокого уровня, что возводились не только простые избы, но и достаточно сложные архитектурные конструкции высокого художественного уровня. Это говорит о том. Что был наработан большой комплекс конструктивных и композиционных приемов, и решений.

Это и узнаваемая конструкция проемов, которая позволяла сохранять прочность сруба, и знаменитые конструкционные покрытия строений (шатровые, высокие двускатные и знаменитые «бочечные»), покрытия из горизонтальных венцов и многое другое.
О мастерстве плотников говорит тот факт, что древние мастера легко прирубали друг к другу срубы самых разных размеров. А сами срубы были не только четырехугольные, но и восьмиугольные, и «крещатые» (в виде креста).

Русская изба. О теремах и хоромах


Архитектор не известен.

В основе старорусского архитектурного зодчества лежит самая простая рубленная из бревен клеть. Это то, что сегодня называется срубом. Если клеть отапливалась, то её называли избой. В богатом доме у клети было другое название – гридница, т.е. большая клеть (или большая изба). Гридница предназначалась для пиров и для приема пщи в торжественных случаях. Несколько позже гридницу начали называть повалушами или столовыми избами. Это помещение украшалось, как изнутри, так и снаружи. И повалушу строили отдельно (на удалении) от жилых помещений. Традиционно повалуша располагалась в передней части хором.

На прочных столбах ладили крыльцо. И крыльцо и сами дома обязательно украшали. В 13 – 15 веке появились сложные и очень сложные формы кровли, в том числе и фигурной кровли, в моду вошла инкрустация и позолота, использование в украшении зданий национальных орнаментов. Широко применялась живописная роспись.
Именно в те времена появился златоверхий терем.

Русская изба. О теремах и хоромах

Терем – это третий (или выше третьего) этаж хором, который располагался над горницей и подклетью (или подклетом). Именно поэтому в сказках и преданиях терем всегда высокий. А вокруг высокого терема устраивали «гульбища». Гульбищами в те времена называли балконы и парапеты. Поскольку на Руси в теремах жили красавицы (женщины), то у терема были красные окна во всех стенах.

Архитектор не известен.

Как уже говорилось выше, горница располагалась над подклетью и под теремом. Первые упоминания горницы или горенки встречается в письменных источниках, которые датируются, примерно, 1162 годом. И само слово происходит от «горний», т.е. высокий. Фундаментальным отличием горницы от избы – красное окно. Есть такое окно – мы находимся в горнице. Нет такого окна – это изба.
Теперь про красное окно. Красным называли окно с рамой, или колодой.
Кроме того, в горнице обязательно была русская печь: четырехугольная или круглая, расписанная, с изразцами.

Помещение горницы делилось перегородками (стенами) на каморы и чуланы.

Русская изба. О теремах и хоромах

Ещё одно интересное сооружение – светлица. Светлица – это улучшенная горница. И улучшали красными окнами. В этом помещении было много света, отсюда и название – светлица. В светлице окна прорубались не менее чем в трех стенах (в горнице – в 1-2). Светлицы, традиционно, устраивали на женской половине дома и предназначались для рукоделия.

Архитектор не известен.

Спускаемся ниже и попадаем из горницы в подклеть. Подклети использовались для хозяйственных нужд, как складские помещения (погреба) и для проживания прислуги. Соответственно, подклети были жилыми (с печами и волоковыми окнами) и нежилые (холодные, без окон и, часто, без дверей (погреба).

А теперь поговорим про сени. В Древней Руси сенями называли крытые переходы между помещениями. В старину княжеский дворец назывании сенями или сенницей. Что важно понимать, так это то, что сени – это переходы под общей крышей здания.
Если у перехода не было перекрытия, или была отдельная крыша, то это уже не сени, а переход или крыльцо.

Кроме сеней был ещё и сенник – не отапливаемые сени с окнами. Сенник в летнее время использовался как спальное помещение и на его крышу землю не насыпали (в отапливаемых помещениях крыши утепляли землей). В сенниках устраивали и брачные постели. Традиция гласила, что над молодыми в их первую ночь не должно быть земли, так как земля напоминает о бренности всего живущего.

Традиционно, большие сени утраивались на женской половине для девичьих игр и забав.

Русская изба. О теремах и хоромах

Сени, расположенные во втором ярусе здания часто использовали как пиршественные залы, в них даже ставили княжий престол.

Архитектор М.А. Кузьмин.

Под теремом (если понимать это именно как верхнюю часть здания) располагались клети, нижним ярусом шли подклети - хозяйственные помещения, комнаты для слуг, хранилища продуктов и так далее.

Учитывая практику изоляции женщин, особенно в богатых и знатных семьях, это могли быть женские покои. Для подтверждения можно привести цитаты:

· «Живет моя отрада в высоком терему, а в терем тот высокий нет входа никому…» (русская народная песня);

· «Девица в терему, что яблочко в раю» - пословица;

· «Черноокая далеко в пышном тереме своем» - Лермонтов (Узник);

· «В тереме высоком вмиг растворится окно» – Кольцов (Бегство);

· «Что ж он видит? Высокий терем. На крыльце стоит его старуха…» - Пушкин (Сказка о золотой рыбке)

Для многих из нас, читавших – и читающих – русские народные сказки, были, исторические романы старых авторов – терем все же воспринимается как дворец, богатое высокое здание, синоним слов «палаты», «хоромы», «чертоги».

Интересно, что слово «палаты» обычно применялось к каменным и кирпичным постройкам, а вот «хоромы» - преимущественно к деревянным. По значению «хоромы» к «терему» ближе всего – это максимально защищенное, укромное, священное в определенном смысле место. Сравните с словом «храм» (религиозное сооружение) из доброй половины славянских языков. В древнеиндийском есть близкое слово harmyám – крепость.Да, кстати, вот восстановленный по сохранившемся чертежам дворец царя Алексея Михайловича в Коломенском.Современная реконструкция. Коломенское. С 1667 до 1767 год, здесь находился дворец, построенный первыми царями династии Романовых, прозванный современниками «Восьмым чудом света». Деревянный дворец с многочисленными теремами сверкал золотом и красками, поражал затейливой деревянной резьбой.
Хоромы не имели парадного фасада. Это при том, что у здания была очень строгая внутренняя организация. Для владельцев (до 17 века) на первом месте было удобство. Нельзя говорить о том, что хозяева пренебрегали красотой. Посмотрите на Дворец в Коломенском. Просто, нет у него фасада. Такая вот старорусская традиция или старорусский стиль в архитектуре.

В целом, можно предположить, что хоромами или палатами – в зависимости от материала – называлось большое, состоящее из двух-трех этажей и большого количества помещений – здание. Верхняя его часть, наиболее защищенная и уединенная – терем.Поскольку вход в терем был ограничен, а его обитательницы редко покидали свои комнаты, надо было предоставить им хоть какую-то возможность дышать свежим воздухом и наблюдать за окружающим миром. Поэтому в теремах обычно устраивались балконы и крытые (а как без навеса в нашем-то климате?) галереи. С практической точки зрения они тоже были полезны – с них закрывались наружные ставни «красных окон», обязательных в теремах. Они иногда становились последним рубежом обороны терема снаружи. Деревянное русское зодчество, рисунок Суслова, 1905 год. Рисунок терема Суслова, 1905 год. Терем изнутри (картина Васнецова "Терем царя Берендея")

Русская изба. О теремах и хоромах

Такие галереи могли быть не только в тереме, они часто окружали здание по периметру поверх перекрытий нижнего яруса (подклети) и назывались гульбищами.Картина Всеволода Иванова из цикла "Ведическая Русь".

Русская изба. О теремах и хоромах

Украшения балконов и галерей были важной частью декора здания – резьба, роспись, интересные крыши и точеные столбы-балясины не повторялись в разных сооружениях и были «визитной карточкой» именно этой постройки.

Русская изба. О теремах и хоромах

Терем в Погорелово, Косромской области

Русская изба. О теремах и хоромах

А ниже несколько фотографий вполне современных теремов - новые хоромы для "новых русских".

Русская изба. О теремах и хоромах

Русская изба. О теремах и хоромах

Реставрированный терем в Осташево, Костромской области, я о нем рассказывала. И кстати, восстановил его биржевой трейдер Андрей Павличенков. Вот так надо вкладывать деньги в свое Отечество. А это терем до реставрации. Гостевой дом в Глухово

Русская изба. О теремах и хоромах

Русская изба. О теремах и хоромах

Терем в Володарске Город Городец Нижегородской областиТерем Деда Мороза в Великом Устюге. "Кружевной дом" в Томске Измайловский терем в Москве в Измайловском Кремле. Он же

Русская изба. О теремах и хоромах

Строительство теремаВ дополнение - сказочные, почти лубочные терема на картинах Всеволода Иванова.

Читайте также: