Картина ваза на столе

Обновлено: 24.04.2024

В России натюрморт долгое время не считали достойным внимания и использовали лишь при обучении для оттачивания художественных навыков. Все изменилось в начале XX века, когда меценаты стали ввозить в страну картины из Франции. Натюрморты импрессионистов вызвали живой интерес у русских художников, что привело буквально к повальному выбору этого жанра многими знаменитыми живописцами от реалистов до абстракционистов.

Натюрморты великих русских художников — на пути перемен

Наверное, было бы странно, если бы все русские живописцы взялись рисовать классические натюрморты, красиво выкладывая на столе предметы, скрупулезно обеспечивая фон и правильное освещение. Поскольку каждый мастер работал в своем направлении и манере, это привело к рождению на свет и самых необычных картин-натюрмортов. Посмотрим, как это проявилось у художников разных стилей.

Натюрморты русских импрессионистов, реалистов и модернистов

Значительный шаг вперед в русском натюрморте сделал импрессионист И. Грабарь. Хотя этот вид работ все еще оставался средством для оттачивания художественных навыков, в процессе создания натюрморта мастер ставил разнообразные живописные задачи, проводил эксперименты и всякий раз достигал чего-то нового в композиционном плане, плане форм или цветовых решений. Так появились на свет многие прекрасные картины, такие как «Сирень и незабудки», которые вдохновили многих других художников продолжить эти эксперименты.

И. Грабарь. «Сирень и незабудки». 1905 г.

Яркое наложение импрессионизма на неодушевленные предметы прослеживается и в работах А. Арапова. Размывая фон и избавляя зрителей от необходимости всматриваться в детали, художник сосредотачивается на эмоциях. Мы не увидим на его полотнах тончайшей прорисовки цветков или предметов, но без труда наполнимся эмоцией радости и ощутим дыхание жизни в его ярких работах.

А. Арапов «Натюрморт с цветами и свечой».

Импрессионист К. Коровин и представитель модерна В. Серов буквально вдохнули в натюрморт жизнь, вписав его в пейзаж или какой-либо сюжет. Так, у Коровина рождается натюрморт с портретом В.В. Перцовой, в котором он уделил одинаковое внимание натурщице, прекрасным букетам и волшебному солнечному дню. А у Серова это соседство особенно ярко проявилось в знаменитой картине «Девочка с персиками», где можно одинаково полно любоваться очаровательной девочкой и бархатистыми персиками, подчеркивающими нежность юного создания.

К. Коровин. Натюрморт с портретом В.В. Перцовой. 1916 г.

В. Серов. «Девочка с персиками». 1887 г.

У импрессиониста К. Петрова-Водкина большинство натюрмортов имеют такую особенность: в качестве предметов к традиционным цветам или фруктам он использовал какие-то вещи трудящегося человека. Так, на его известном полотне «Черемуха в стакане» изящная веточка черемухи окружена вполне житейскими мелочами — коробком спичек, письмами, журналом, посудой и другими вещами. Многие такие предметы повторялись в разных натюрмортах автора и использовались неспроста, так как художнику нравилось противопоставлять цвета, поверхности разной фактуры и изображать все объекты в сферической перспективе.

К. Петров-Водкин. Натюрморт «Черёмуха в стакане». 1932 г.

Художник-реалист Н. Богданов-Бельский использовал богатые композиции, в каждой из которых любой детали и цветовому решению уделяется максимум внимания, что делает натюрморт очень живописным.

Н. Богданов-Бельский. Пасхальный натюрморт. Начало XX века

У представителя модерна Н. Сапунова цветочные композиции буквально стали частью его жизни. Он создавал многочисленные композиции из ваз и букетов или одних цветов, которые могли словно узоры заполнять все полотно его картин. Отсюда и разнообразие работ, которые помогают зрителю глубоко почувствовать красоту и грандиозность момента, пережитого художником. Его натюрморты по большей части лишены прорисовки деталей, что помогает зрителю больше погрузиться в чувства, нежели в обдумывание сюжета.

Н.Н. Сапунов. «Вазы и цветы». 1910 г.

Художник-реалист Б. Кустодиев при написании натюрмортов продолжал следовать своему живописному видению. Он любил рисовать отдельные букеты, создавал определенные композиции предметов или органично вписывал неодушевленные объекты в естественную среду. Многие его работы этого жанра очень реалистичны и детализированы.

Б. Кустодиев. Натюрморт «Финский букет». 1917 г.

Натюрморты русских абстракционистов

Не обошли вниманием натюрморт и представители абстракционизма, показав миру совсем другое видение реальности. Так, для И. Машкова натюрморт стал одним из его любимых видов работ. Будучи эксцентричным художником, он также непредсказуемо проявлял себя и в натюрмортах, работая в разных стилях от примитивизма до соцреализма. В результате на свет появились многочисленные колоритные «Хлебы», весьма реалистичная картина «Рыбы, овощи, фрукты», картина с мощными линиями «Фрукты на блюде (Синие сливы)» и многие другие. Натюрморты Машкова приковывают к себе внимание и вызывают разнообразные эмоции.

И. Машков. «Снедь московская. Хлебы». 1924 г.

Не менее многогранно к работе с натюрмортами подошел и абстракционист В. Баранов-Россине. Так, мы видим, как в обычный сюжет «Натюрморт с цветами и фруктами» вторгаются плоскости и грани, искажающие пространство. А в работе «Натюрморт со стулом» уже прослеживается характерное для кубизма дробление картины на детали.

В. Баранов-Россине. Натюрморт с цветами и фруктами. 1915 г.

В. Баранов-Россине. Натюрморт со стулом. 1911 г.

Уход от привычных форм и цвета проявился и в работе Никола де Сталя. Он использует в своих натюрмортах как характерную условность форм и цвета, так и разбиение на плоскости. Это позволяет взглянуть на представленную композицию совершенно с другой стороны. Например, в работе «Цветы» образ поверхности и букета в вазе легко узнаваем, но отказ от реалистичности заставляет воспринимать эту картину иначе. Заметим, что у художника было много натюрмортов с цветами подобного характера, в которых он экспериментировал с фоном, тонами и формами.

Никола де Сталь. «Цветы». 1952 г.

Дробление пространства и необычную для натюрморта цветовую гамму использует и В. Рохлина, которая много творила в стиле кубизма. В частности, в картине «Натюрморт с яблоками» зритель невольно вынужден отвлечься от привычных образов и погрузиться в новую атмосферу темных тонов и смещенных граней.

В. Рохлина. Натюрморт с яблоками

Натюрморты русских экспрессионистов

Экспрессионисты, как и импрессионисты, были сосредоточены на передаче чувств, причем им важен был максимальный накал этих чувств. Одним из художников, который создал в этом стиле множество натюрмортов, стал А. Явленский. Изучая его живопись, мы увидим яркие тона, часто несочетаемые друг с другом, угловатые формы, толстую черную обводку и искаженные очертания. Такие работы побуждают зрителя отойти от рассматривания, сравнения и оценивания и переключиться на переживание эмоций.

А. Явленский. «Цветы, фрукты и кувшин». 1909 г.

Наиболее сильно эмоции проявились в работах Х. Сутина. Реалистичные ужасающие туши животных или мрачные цветы в темных тонах многих заставят содрогнуться. Его работы неспроста вызывают такой эффект, так как они выстраданы всей его тяжелой жизнью. Сутин голодал настолько, что порой по ночам стучал соседям и клянчил хотя бы кусок хлеба, но когда ему что-то давали, терзаемый жутким голодом вначале рисовал натюрморт и только потом позволял себе съесть скудную еду. Но страдания в конце концов оправдали себя, так как и сегодня его натюрморты никого не оставляют равнодушным и уходят с аукционов за огромные деньги.

Х. Сутин. «Бычья туша». 1925 г.

Мы рассмотрели далеко не всех русских мастеров, которые пробовали себя в новом для них жанре натюрморта. Интересные композиции неодушевленных предметов встречаются также у М. Ларионова, П. Кузнецова, Л. Поповой, Р. Фалька, В. Шухаева и некоторых других живописцев.

Нетипичные натюрморты самых известных русских художников

Если многие русские художники занимались натюрмортами регулярно и преследовали свои изобразительные цели, то некоторые именитые мастера могут удивить переходом к неодушевленному объекту. Рассмотрим несколько всем известных имен.

Начнем с совершенно неожиданной работы И. Шишкина, написанной им в 1855 году. Сложно представить, что «поэт русского леса» вдруг взялся за изображение посуды. Однако ничего странного в этом нет, так как это как раз одна из ученических работ, выполненных художником во времена обучения в Московском училище живописи и ваяния. Работа хранится в Смоленском государственном музее-заповеднике, куда она поступила в дар вместе с коллекцией Н. Соркина. Кстати, великого художника все же куда больше волновала живая природа, так как в этом же 1855 году его ученический этюд «Сосна на скале» купил Государственный Русский музей.

И. Шишкин. Ученический натюрморт. 1855 г.

Не менее интересна работа И. Репина «Яблоки и листья». Но это вовсе не ученическая работа, так как к 1879 году маэстро уже был в звании академика и создал немало шедевров. Однако натура его была многогранной, он легко брался и за исторические, и за жанровые картины, и за пейзажи или портреты. Картина «Яблоки и листья» лишь подчеркивает эту многогранность — мастер изобразил мертвую природу в нетипичной манере. Здесь нет красивого стола, опрятных салфеток или аккуратной выкладки фруктов и цветов. Яблоки словно бы показаны в их естественной среде, о которой мы можем лишь догадываться по темному фону вдалеке. Тем не менее, художник-реалист не изменяет своим взглядам и показывает неживую природу невероятно реалистично с естественными вмятинами и увяданием.

И. Репин. Натюрморт «Яблоки и листья». 1879 г.

Любопытно, что эту работу можно перепутать с одноименной картиной В. Серова. Но и тут нет никаких случайностей. Будучи учителем Серова, Репин дал ему задание нарисовать представленную композицию из яблок, но сам так вдохновился ею, что нарисовал свой вариант. Поэтому теперь мы имеем возможность сравнить мастерство двух именитых живописцев.

В. Серов. «Яблоки и листья». 1879 г.

Нечасто брался за натюрморты и художник-реалист И. Левитан, но все они проникнуты глубокой нежностью и словно бы лучатся светом. Левитан любил после прогулки по лесу с учениками ставить перед ними цветы. Но эта процедура обычно ограничивалась лишь постановкой вазы с цветами на стол, а не длительным созданием композиции. Если присмотреться к натюрмортам живописца, то в них нет никаких отвлекающих от самого букета деталей. Зато каждому цветку и их общей композиции уделялось максимум внимания. Здесь проявлялось все мастерство художника-реалиста, который заставлял жить, играть множеством оттенков и заставлять даже с полотна источать утонченные ароматы каждый цветок, каждый лепесток и как будто случайную травинку всей композиции. От того так зачаровывают его «Одуванчики», «Васильки» или «Лесные фиалки и незабудки».

И. Левитан. «Васильки». 1894 г.

Также небольшое количество работ этого жанра встречаются и М. Врубеля, которого многие считают мастером «демонической» темы. Однако художник был неординарным и проявлял себя в самых разных темах и направлениях. Большинство его натюрмортов представляет собой цветочные композиции, в которых мы видим все то же рваное пространство, угловатые формы и мрачные тона, что и на картинах с изображением демонов.

М. Врубель. «Орхидея». 1887 г.

Не менее любопытен и натюрморт К. Малевича. Сложно представить, что основатель супрематизма предпочел потратить время на изображение фруктов и цветов, чем окунуться в очередную серию геометрических фигур. Однако работа «Натюрморт» была выполнена художником в 1911 году, то есть еще до того, как он нарисовал свой знаменитый «Черный квадрат» и основал супрематизм. Зато к этому времени он уже участвовал в выставках авангардистов «Бубнового валета» и увлекался новыми веяниями.

Если сравнить его «Натюрморт» с натюрмортами других представителей этого сообщества, например, с работой «Синие сливы» И. Машкова или картиной «Поднос и зеленка картонка» П. Кончаловского, то мы увидим сходство в густых черных контурах и контрастных цветах. Хотя у Малевича картина более динамична и разнопланова: одни фрукты вырисованы едва ли не детально, другие лишь обозначены, изображены плоскими с угловатыми формами, объемная ваза соседствует с плоскими тарелками, а яркие плоды с темной листвой.

К. Малевич. Натюрморт. 1911 г.

Если внимательно изучить коллекции самых известных русских художников, то мы найдем натюрморты у В. Сурикова, В. Васнецова, М. Шагала, В. Кандинского и ряда других авторов. Как мы видим, в руках русских мастеров самых разных стилей натюрморт заиграл новыми красками и показал зрителю новые возможности взгляда на реальность. Наверняка каждый найдет в этом многообразии творчества то, что именно его удивит и заставит долго всматриваться в картину.

Хейсум Ян ван. Картины с названиями и описанием. 1 часть

Хейсум Ян ван. Картины

Ян ван Хёйсум (нидерл. Jan van Huysum; 15 апреля 1682, Амстердам — 8 февраля 1749, Амстердам) — нидерландский художник. О жизни Яна ван Хёйсума известно немногое. Его отец Юстус ван Хёйсум-старший, как и три его брата Юстус-младший, Иаков и Михаил, были художниками. В 1704 году он женился на Маргарите Шоутен.

Очень быстро стал ведущим нидерландским художником, мастером натюрморта. Среди его покровителей были принц Уильям Гессен, герцог Орлеанский, короли Польши и Пруссии, курфюрст Саксонии, сэр Роберт Уолпол, граф Орфордский. О прижизненной популярности художника свидетельствует тот факт, что на состоявшемся вскоре после смерти художника аукционе его четыре пейзажные акварели были проданы за 1032 флорина, а живописный цветочный букет — за 1245 флоринов, в то время как за «Голову старика» Рембрандта, две картины Яна Стена, натюрморт Виллема ван Алста и картину Альберта Кейпа было уплачено соответственно всего 25, 30, 19 и 13 флоринов.

Ян скрывал от других художников методы своей работы. Единственной ученицей, причём недолго, была Маргарет Хауверман (1720-1795). В отличие от других мастеров натюрморта, Ян делал предварительные рисунки, очень тщательно выписывал картины, порой на протяжении многих лет, летом он выезжал в Харлем, центр садоводства Нидерландов тех лет, для наблюдения за цветами.

Особенности художественной манеры Яна ван Хёйсума хорошо видны в двух парных картинах «Цветы» (1722) и «Цветы и плоды» (1723), выполненных по заказу лорда Уолпола и находящихся в Эрмитаже. «В своих выдержанных в светлых тонах букетах он достигает большой силы красочных звучаний. Особенно характерна в этом отношении картина «Цветы и плоды» (1723), где наряду со светлой гаммой цветов, определяющей колорит, в нагромождении фруктов внизу и изысканном узоре изгибающихся лоз вверху чувствуется тонкий художественный расчет мастера позднего натюрморта. Тщательность выполнения и светлый красочный аккорд картин Хейсума, который, подобно Яну Давидсу де Хему, использовал все возможности передачи букетов в светлом окружении, изменил самый характер натюрморта.

По материалам: Wikipedia, Энциклопедия мирового искусства- Вильнюс,UAB”Bestiary”,2008г., Большая иллюстрированная энциклопедия “Мастера мировой живописи”СПб,ООО”СЗКЭО”,2011г., Информационный портал Арт Планета Small Bay- художественно-исторический музей, Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона (1890-1907), 82 тт. и 4 доп. тт. — М.: Терра, 2001. — 40 726 стр.,«Популярная художественная энциклопедия.» Под ред. Полевого В.М.; М.: Издательство «Советская энциклопедия», 1986г. Долгополов И. В. Мастера и шедевры: В 3-х томах. — М: Изобразительное искусство 1987. — Т. 3.

Каталог картин: название, год написания, где находится, автор, размер, техника.

    Название картины: «Мальвы и другие цветы в вазе» 1710 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 62 см (24,4 дюйма); Ширина: 52 см (20,4 дюйма)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Национальная Галерея, Лондон
    Название картины: «Плоды и цветы» 1723 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 80 см (31,4 дюйма); Ширина: 61 см (24 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
    Название картины: «Ваза с цветами в нише» 1720-1740 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 80 см (31,4 дюйма); Ширина: 61 см (24 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Лувр, Париж
    Название картины: «Ваза с цветами» 1722 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 803 мм (31,61 дюйма); Ширина: 610 мм (24,01 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Музей Дж. Пола Гетти
    Название картины: «Ваза с цветами» 1720 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 791 мм (31,14 дюйма); Ширина: 606 мм (23,85 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Картинная галерея Далвич
    Название картины: «Цветы и фрукты» 1716-1717 гг.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 790,70 мм (31,13 дюйма); Ширина: 593,85 мм (23,38 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Музей изящных искусств, Хьюстон
    Название картины: «Фрукты, цветы и насекомые» 1735 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 81 см (31,8 дюйма); Ширина: 61 см (24 дюйма)
    Техника: дерево, масло.
    Где находится: Старая пинакотека, Мюнхен
    Название картины: «Цветы в терракотовой вазе» 1736 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 133,5 см (52,5 дюйма); Ширина: 91,5 см (36 дюймов)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Национальная Галерея, Лондон
    Название картины: «Цветы» 1722 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: 61x80,3 см.
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Музей Пола Гетти, Лос-Анджелес, США.
    Название картины: «Цветы и фрукты» 1730 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 78 см (30,7 дюйма); Ширина: 60 см (23,6 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: частная коллекция
    Название картины: «Цветы» 1722 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: 80х61 см.
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
    Название картины: «Цветы в терракотовой вазе» 1725 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: 80х61 см.
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Музей Лихтенштейн (Вена)
    Название картины: «Фруктовый натюрморт» около 1724 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 21 см (8,2 дюйма); Ширина: 27 см (10,6 дюйма)
    Техника: масло на меди
    Где находится: Маурицхейс, художественный музей, Гаага
    Название картины: «Фрукты на мраморном столе и корзина с цветами и бабочкой» 1743 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: 47 x 40,5 см.
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Государственный музей Шверина. Германия
    Название картины: «Цветочный натюрморт» около 1724 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 21 см (8,2 дюйма); Ширина: 27 см (10,6 дюйма)
    Техника: масло на меди
    Где находится: Маурицхейс, художественный музей, Гаага
    Название картины: «Цветы в вазе» около 1720/1722
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: 79,9 x 60 см (31 7/16 x 23 5/8 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Национальная галерея искусств, Вашингтон
    Название картины: «Натюрморт с фруктами» 1722 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 800 мм (31,49 дюйма); Ширина: 610 мм (24,01 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Музей Дж. Пола Гетти
    Название картины: «Терракотовая ваза с цветами и фруктами» около 1720 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 59 см (23,2 дюйма); Ширина: 51 см (20 дюймов)
    Техника: доска дуб, масло.
    Где находится: Staatliche Кунстхалл (Государственная художественная галерея) является художественным музеем в Карлсруэ , Германия
    Название картины: «Букет цветов» между примерно 1730 и примерно 1740 годами
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 50 см (19,6 дюйма); Ширина: 40,5 см (15,9 дюйма)
    Техника: масло на меди
    Где находится: частная коллекция
    Название картины: «Терракотовая ваза с цветами» 18 век
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Н/Д см.(по мнению экспертов предположительно 70х100 см.)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Галерея в Палаццо Питти, Флоренция
    Название картины: «Натюрморт с цветами и фруктами » первой половины 18 века
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 81 см (31,8 дюйма); Ширина: 61 см (24 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Рейксмюзеум, Амстердам
    Название картины: «Половина дыни, гранат и другие фрукты на мраморном столе» между примерно 1730 и примерно 1740 годами
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 49,5 см (19,4 дюйма); Ширина: 40,5 см (15,9 дюйма)
    Техника: масло на меди
    Где находится: Музей Фабра
    Название картины: «Букет цветов» Начало 18 века
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 58,8 см (23,1 дюйма); Ширина: 49,3 см (19,4 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Рыбинский музей-заповедник
    Название картины: «Натюрморт с цветами» между 1700 и 1799 гг.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 62 см (24,4 дюйма) Ширина: 42 см (16,5 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Рейксмюзеум, Амстердам
    Название картины: «Фрукты и цветы» около 1720 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 81 см (31,8 дюйма); Ширина: 60 см (23,6 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Коллекция Уоллеса
    Название картины: «Корзина с цветами» около 1733
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 24 см (9,4 дюйма) Ширина: 16,6 см (6,5 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Музей Бойманса ван Бёнингена
    Название картины: «Натюрморт с цветами в терракотовой вазе в нише» 1734 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: 81 x 60,6 см
    Техника: доска, масло.
    Где находится: частная коллекция
    Название картины: «Ваза с цветами в цветочном горшке и птичье гнездо на мраморном столе» около 1721 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: 47 х 35 см
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Галерея Уффици, Флоренция
    Название картины: «Цветочный натюрморт с восточным ковром» 18 век
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: 104 x 85,6 см
    Техника: холст, масло.
    Где находится: Старая пинакотека, Мюнхен
    Название картины: «Корзина цветов» первой половины 18 века
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 38,6 см (15,1 дюйма) Ширина: 32,2 см (12,6 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Баварское государственное собрание живописи
    Название картины: «Корзина цветов с бабочками» между 1732 и 1734 годами
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: 53 х 41 см
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Лувр, Париж
    Название картины: «Натюрморт с цветами и фруктами на уступе в парке» 1742 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 78,5 см (30,9 дюйма); Ширина: 60,5 см (23,8 дюйма)
    Техника: масло на меди
    Где находится: Национальный фонд, Дудмастон
    Название картины: «Цветок в садовой вазе на пьедестале в нише» около 1706 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 145 см (57 дюймов); Ширина: 112 см (44 дюйма)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: частная коллекция
    Название картины: «Цветочный натюрморт у пьедестала» около 1720 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 80 см (31,4 дюйма); Ширина: 60 см (23,6 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Музей истории искусств, Вена
    Название картины: «Букет цветов» около 1720 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 89 см (35 дюймов); Ширина: 71 см (27,9 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Лихтенштейнский музей
    Название картины: «Гирлянда цветов» 1730-е годы
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 52,1 см (20,5 дюйма); Ширина: 39,4 см (15,5 дюйма).
    Техника: холст, масло.
    Где находится: частная коллекция
    Название картины: «Цветы с фруктами и дёрном» между 1719 и 1721 гг.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 89 см (35 дюймов); Ширина: 72 см (28,3 дюйма)
    Техника: холст, масло.
    Где находится: частная коллекция
    Название картины: «Цветочный натюрморт с Холлихоком и Бархатцами» около 1718 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 40 см (15,7 дюйма); Ширина: 32,7 см (12,8 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Художественные музеи Гарварда
    Название картины: «Цветочный натюрморт» около 1734 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: 400 x 317 мм
    Техника: черный мел , перо и коричневые туши , акварель
    Где находится: частная коллекция
    Название картины: «Цветочный натюрморт и улитки на каменном уступе» около 1710 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 63 см (24,8 дюйма); Ширина: 53 см (20,8 дюйма)
    Техника: масло, холст.
    Где находится: частная коллекция
    Название картины: «Цветочный натюрморт в стеклянной вазе на каменном выступе» около 1716 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 62,6 см (24,6 дюйма); Ширина: 53 см (20,8 дюйма)
    Техника: масло, масло.
    Где находится: «Музей изобразительных искусств» Лейпциг, Саксония, Германия
    Название картины: «Цветочная композиция в нише с птичьим гнездом и улиткой» 1714 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 79 см (31,1 дюйма); Ширина: 60,3 см (23,7 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Staatliche Кунстхалл (Государственная художественная галерея) Карлсруэ, Германия
    Название картины: «Цветы в терракотовой вазе» 1724-1725 гг.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 79,5 см (31,2 дюйма); Ширина: 60 см (23,6 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: Музей Лихтенштейна
    Название картины: «Цветы в терракотовой вазе на пьедестале» 1707 г.
    Автор: Хейсум Ян ван
    Размер: Высота: 102 см (40,1 дюйма); Ширина: 70 см (27,5 дюйма)
    Техника: доска, масло.
    Где находится: частная коллекция

Использование материалов допускается с условием размещения ссылки на страницу: Также можно бесплатно скачать файлы натюрмортов на страницах с картинами.

Впечатляющие натюрморты известных русских художников с названиями

Лучшие голландские натюрморты: 6 знаменитых художников

Реализм (от позднелатинского reālis - «действительный») принято рассматривать как начало развития современного искусства. В буквальном смысле "реализм" - художественный стиль, который правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях, вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине. Читать дальше

и вполне реалистичное представление ассортимента роскошной трапезы — в Нидерландах знали толк в «тихой жизни». Мы собрали букет из картин нескольких живописцев — виртуозов жанра , благодаря которым даже само словосочетание « голландский натюрморт» выступает синонимом совершенной техники и изящества.

Лучшие голландские натюрморты: 6 знаменитых художников

Картины , изображающие природный мир , были невероятно популярны в Нидерландах. А в течение XVII века голландское слово « Stilleven» перешло в английский под видом « still life», что буквально означает « тихая , неподвижная жизнь». Однако до середины 1600-х годов сами голландцы обычно называли картины в соответствии с изображенными на них объектами , например , «завтраки».

большей части голландской живописи обманчив. Многие цветочные натюрморты , например , представляют сочетания растений , которые не цветут в одно и то же время года. А щедрые банкеты прерваны на середине , и некоторые блюда оставлены недоеденными.

Эти невероятные картины часто являются memento mori — напоминанием о смерти. Они указывают на то , что жизнь коротка , а Бог благ , но суд его суров. Поэтому воображаемые букеты могут намекать зрителю , что настоящие цветы , как и всё в мире , неизбежно должны увядать и умирать. Точно так же незавершённые банкеты говорят о внезапности смерти или служат призывом к умеренности.

Адриан ван дер Спелт. Натюрморт тромплёй с цветочной гирляндой и занавеской

Поджанрами голландских натюрмортов можно считать

• цветочные картины , которые отражают страсть голландцев к садоводству;
• кухонные и рыночные композиции , изображающие кулинарное богатство страны;
• «показной натюрморт» , связанный с предыдущим — фламандские художники разработали его для демонстрации экзотических фруктов , специй , а также предметов , цветов и мёртвой дичи;
• vanitas

Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

— популярные сцены с черепами , песочными часами , книгами , горящими свечами и другими предметами , которые подчеркивают эфемерность земных удовольствий и побуждают к размышлениям об истинном смысле жизни.

Амброзиус Босхарт Старший. Ваза с цветами в оконной нише

Ян Брейгель Старший

Ян, родившийся за год до смерти своего знаменитого отца Питера Брейгеля Старшего, был одним из первых художников , сосредоточившихся на цветочных натюрмортах. Его даже прозвали Брейгелем « Цветочным» или « Бархатным». Он дружил с Питером Паулем Рубенсом, и вместе они создали ряд работ , где первый писал окружающую среду и декорации , а второй — персонажей. Отличный пример тому — серия « Пять чувств», которая сейчас находится в Музее Прадо в Мадриде.

Картины из цикла «Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом

Картины из цикла «Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом

Картины из цикла «Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом

Картины из цикла «Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом

Картины из цикла «Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом

Картины из цикла « Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом. Музей Прадо , Мадрид

Ян Брейгель Старший предпочитал изображать цветочные композиции в вазе или сосуде , причем с уже упомянутым сочетанием растений на всех фазах цветения — такие букеты никогда не могли быть написаны с натуры.

Интересный момент: в качестве фона для цветочных натюрмортов художники обычно выбирали природные пейзажи или небо , но вслед за Яном Брейгелем стали размещать их на их тёмном фоне. Сын прославленного отца также первым начал добавлять в композиции мелкие детали — мух , улиток , бабочек на всех стадиях метаморфозы. И это вовсе не случайное « украшательство»: так Брейгель Цветочный подавал идеи трансформации и воскресение. А , например , стрекоза — символ быстротечности. К тому же все эти детальные , миниатюрные , тонко выполненные изображения служили демонстрацией мастерства живописца.

У многих цветов также были христианские религиозные значения , пришедшие из Средневековья — розы и лилии символизировали чистоту и Деву Марию , тюльпаны — благородство , маки — власть и смерть.

Ян Брейгель Старший, «Букет цветов» (1606). Национальный музей искусств Румынии, Бухарест «Букет цв

Ян Брейгель Старший , «Букет цветов» ( 1606). Национальный музей искусств Румынии , Бухарест

«Букет цветов» ( 1606) из собрания Национального музея искусств Румынии — это настоящая визуальная энциклопедия. Композиция состоит из 130-ти видов и сортов цветов , которые художник месяцами изучал в брюссельском саду эрцгерцога Альбрехта Габсбургского. Среди растений спрятано около двадцати видов насекомых. Цветы распускаются и увядают , гусеницы превращаются в куколок , а затем в бабочек , отмечая течение времени и намекая на цикличность жизни. Таким образом , созерцание картины превращается в размышления о хрупкости и эфемерности красоты и жизни , а также о божественной природе искусства. Кажется , что лишь жужжание мухи на краю сосуда нарушает эту безмолвную медитацию.

Клара Петерс

Клару Петерс называют « первой леди голландского натюрморта». Неизвестно , когда и где именно родилась и умерла художница , которая создавала работы между 1607-м и 1621 годами. Скудные факты биографии — не редкость для художниц XVII века , поскольку женщин не воспринимали всерьёз в этой профессии. Никаких записей о Кларе Петерс нет и в антверпенской гильдии святого Луки. Как и большинство её коллег-женщин в ту эпоху , она , возможно , была дочерью художника , поэтому её не требовалось включать в записи об ученичестве. Некоторые историки искусств считают , что она могла быть ученицей Яна Брейгеля Старшего или Осиаса Берта.

Благодаря Кларе Петерс значительно возросла популярность уже упомянутых « завтраков», то есть ансамблей из бокалов , керамических сосудов , другой посуды , продуктов , напитков и цветов. Хотя биографы художницы указывают , что последняя известная им картина датирована 1621 годом , в Музее искусств округа Лос-Анджелес хранится « Натюрморт

Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta , что переводится как «мёртвая природа» . На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше

с сырами , артишоком и вишнями», написанный « примерно в 1625 году». Это тщательно проработанный « завтрак», состоящий из скромных , в основном местных продуктов.

Клара Петерс. Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями

В композиции доминирует тарелка со сливочным маслом и огромные круги сыра. Эти продукты — повод для национальной гордости: молоко называли « благородной жидкостью», а молочные продукты стали неотъемлемой частью « Голландии , которую мы представляем». В то же время ассортимент и количество продуктов на столе не являются избыточными: картину пронизывает кальвинистское смирение.

Чем же удивляет эта работа XVII века современного зрителя? Картина очень реалистична. Например , каждый след зазубренного ножа отпечатан на кусочках масла. Сочный артишок и яркие красные вишни , отражающиеся в серебряной тарелке , освежают композицию , в которой преобладают коричневые оттенки. Съеденная вишня на краю стола ( от неё остались только черенок и косточка), — тонкое напоминание о бренности бытия.

Клара Петерс. Натюрморт с цветами, позолоченным кубком, сухофруктами, конфетами, печеньем, вином и оловянным графином

У Клары Петерс был особый способ подписывать свои работы. На шести из 39-ти дошедших до нас картин присутствует богато украшенный серебряный нож , на котором выгравировано её имя. Кроме того , художница добавляла в картины скрытые автопортреты в отражающих поверхностях. Присмотритесь к приведенному выше « Натюрморту с цветами , позолоченным кубком , сухофруктами , конфетами , печеньем , вином и оловянным графином» ( 1611) из Музея Прадо: художница написала себя трижды в кубке и четырежды — в оловянном кувшине.

Такое обилие автопортретов — форма самоутверждения. Мастера не только подписывали свои картины , но и с помощью эдаких « пасхальных яиц» демонстрировали своё мастерство , что было зафиксировано даже в литературе того времени.

Виллем Клас Хеда

Виллем Клас Хеда, родившийся в 1594 году в Харлеме , несомненно , был одним из величайших мастеров натюрморта. В начале карьеры он специализировался на «ванитас» ( vanitas

, буквально — «суета , тщеславие» ), который восходит к болезненной одержимости смертью в XV веке. Все элементы композиции побуждают нас задуматься об эфемерности жизни и возможности внезапной смерти.

Виллем Клас Хеда. Натюрморт

Позже Хеда переключился на «банкетные» натюрморты и «завтраки». Он мастерски передавал свет , отражающийся на поверхностях разной фактуры — стеклянной , серебряной и латунной посуде , которая располагается на идеально драпированной ткани. На картинах этого художника изображены не тщательно сервированные столы , а , напротив , уже свершившиеся трапезы.

Его самая большая картина « Остатки банкета с мясным пирогом» ( 1635) из Национальной галереи искусств в Вашингтоне , на первый взгляд , подчеркивает роскошь гостеприимного пира. Но тарелки и ножи вот-вот соскользнут со стола , а кубок и графин уже опрокинуты. Конечно же , скоропортящиеся продукты или забытые предметы символизируют скоротечность жизни — однозначно трактуются погасшая свеча , разбросанные устрицы и оливки , недоеденный мясной пирог и наполовину очищенный лимон.

Виллем Клас Хеда. Остатки банкета с мясным пирогом

Лимон , почти всегда с завитком кожуры , впервые использовал в своей композиции в 1621 году Питер Клас — современник Хеды. Этот мотив в то время отражал три основных интереса голландского общества — коммерцию , естествознание и живопись , а также символизировал роскошь и богатство. «Лимон на столе был признаком того , что вы попали в высшее общество , таким же , как Mercedes или сумка Louis Vuitton сегодня», — пишет Джеймс Лэнгтон в статье « Когда натюрморт

дает вам лимоны: значение цитрусовых в искусстве и истории».

С 1620-х до конца 1640-х годов голландские художники предпочитали изображать натюрморты и пейзажи однотонной палитрой. Хеда была мастером таких холодных серых или тёплых коричневых цветовых схем. Здесь золото , серебро , олово и венецианское стекло сочетаются с нейтральной стеной и белой скатертью. Но уже позже — в середине 1600-х годов — для классического периода голландской живописи стали характерны более яркие цвета.

Ян Давидс де Хем

Ян Давидс де Хем родился в 1606 году в Харлеме и считался лучшим натюрмортистом своего времени. Сначала учился у своего отца Давида де Хема , затем у Бальтазара ван дер Аста, который вслед за своим зятем Амброзиусом Босхартом Старшим ввёл в композиции ракушки и улиток. Переехав в Антверпен в 1631 году , Ян де Хем сменил монохромные изображения инструментов и книг на яркие и элегантные картины с цветами и фруктами. Его натюрморты , населённые всевозможными прожорливыми насекомыми , также несут моральные послания или иллюстрируют пословицы.

Ян Давидс де Хем, «Ваза с цветами» (ок. 1660). Национальная галерея искусства, Вашингтон Тридцать о

Ян Давидс де Хем , «Ваза с цветами» ( ок. 1660). Национальная галерея искусства , Вашингтон

Тридцать один вид растений в «Вазе с цветами» ( ок. 1660) из Национальной галереи искусств в Вашингтоне не может цвести в одно время года. Многие из этих цветов имеют символическое значение. Верхние распускаются в солнечном свете , который струится через окно студии де Хема ( оно отражается в стеклянном сосуде). Те , что ниже , лишены небесного света , они поникают и увядают.

Похоже , этот букет содержит ссылки к воскресению Иисуса и спасению души. Помимо крестообразного отражения оконной рамы есть и другие основания для такой трактовки. Бабочка , которая часто символизирует воскрешение , садится на белый мак — цветок , связанный со сном , смертью и Страстями Христовыми. Стебель пшеницы отсылает к таинству причастия. Ипомея , раскрытая лишь в течение дня , представляет свет истины , а ежевика помогает вспомнить о горящем кусте , откуда Бог говорил с Моисеем. Слева на столе саламандра жадно смотрит на паука , а по мраморной полке ползают улитка , моль и муравьи. Все эти существа символизируют ночь и тлен.

Читайте также: