Картина стоит на столе

Обновлено: 16.05.2024

Голландский натюрморт XVI–XVII веков — своеобразная интеллектуальная игра, в которой зрителю предлагалось разгадать определенные знаки. То, что с легкостью считывали современники, сегодня понятно не всем и не всегда. Объясняем, что означают изображенные художниками предметы

Жан Кальвин Жан Кальвин (1509–1564) — реформатор церкви и основатель одного из течений про­тестантизма. Основу кальвинистской церкви составляют так называемые конгрегации — автономные сообщества, управляемые пасто­ром, диаконом и старейшинами, выбранными из мирян. Кальвинизм был очень популярен в Нидерландах в XVI веке. учил, что повседневные вещи обладают скрытым значением, а за всяким изображением должен стоять моральный урок. Предметы, изо­браженные в натюрморте, многозначны: их наделяли назидательным, рели­гиозным или иным подтекстом. Например, устрицы считались эротическим символом, и современникам это было очевидно: устрицы якобы стимулиро­вали сексуальную потенцию, да и Венера, богиня любви, родилась из рако­вины. С одной стороны, устрицы намекали на мирские соблазны, с другой — раскрытая раковина обозначала душу, готовую покинуть тело, то есть сулила спасение. Строгих правил, как читать натюрморт, конечно, не суще­ствовало, и зритель угадывал на холсте именно те символы, которые хотел видеть. К тому же нельзя забывать, что каждый предмет был частью композиции и его можно было прочитать — в зависимости от контек­ста и от общего послания натюрморта.

Цветочный натюрморт

Вплоть до XVIII века букет цветов, как правило, символизировал бренность, ведь земные радости так же преходящи, как красота цветка. Символика расте­ний особенно сложна и неоднозначна, и уловить смысл помогали популярные в Европе XVI–XVII веков книги эмблем, где аллегорические иллюстрации и девизы сопровождались пояснительными текстами. Цветочные композиции было непросто интерпретировать: один и тот же цветок имел множество зна­чений, иногда прямо противоположных. Например, нарцисс указывал на само­влюбленность и одновременно считался символом Богоматери. В натюрмор­тах, как правило, сохранялись оба значения образа, и зритель был волен вы­брать один из двух смыслов или совместить их.

Цветочные композиции часто дополнялись плодами, мелкими предметами, изображениями животных. Эти образы выражали основную мысль произве­дения, подчеркивая мотив быстротечности, увядания, греховности всего земного и нетленности добродетели.


Ян Давидс де Хем. Цветы в вазе. Между 1606 и 1684 годом Государственный Эрмитаж

На картине Яна Давидса де Хема Ян Давидс де Хем (1606–1684) — голландский художник, известный своими цветочными натюрмортами. у основания вазы худож­ник изобразил сим­волы бренности: увядшие и сломанные цветы, осыпавшиеся лепестки и засох­шие стручки гороха. Вот улитка — она ассоциируется с душой грешника Среди других таких отри­ца­тель­ных обра­зов — рептилии и земноводные (ящерицы, лягушки), а также гусеницы, мыши, мухи и другая живность, ползающая по земле или живущая в грязи. . В центре букета мы видим сим­волы скромности и чистоты: полевые цветы, фиалки и незабудки. Их окру­жают тюльпаны, символизирующие увядающую красоту и бессмысленное расточительство (разведение тюльпанов считалось в Голландии одним из самых суетных занятий и к тому же недешевым); пыш­ные розы и маки, напоминающие о недолговечности жизни. Венчают компо­зицию два крупных цветка, имеющие положительное значение. Синий ирис олицетворяет отпу­щение грехов и указывает на возможность спасения через добродетель. Крас­ный мак, который традиционно ассоциировался со сном и смертью, из-за своего местоположения в букете сменил трак­товку: здесь он обозначает искупительную жертву Христа Еще в Средневековье считалось, что цветы мака выросли на земле, орошенной кровью Христа. . Другие символы спасе­ния — это хлебные колоски, а бабочка, сидящая на стебле, олицетворяет бес­смертную душу.


Ян Бауман. Цветы, фрукты и обезьяна. Первая половина XVII века Серпуховский историко-художественный музей

Картина Яна Баумана Ян (Жан-Жак) Бауман (1601–1653) — живо­писец, мастер натюрморта. Жил и работал в Германии и Нидерландах. «Цветы, фрукты и обезьяна» — хороший пример смы­словой многослойности и неоднозначности натюрморта и предметов на нем. На первый взгляд, сочетание растений и животных кажется случайным. На самом деле этот натюрморт тоже напоминает о быстротечности жизни и греховности земного существования. Каждый изображенный предмет транслирует определенную идею: улитка и ящерица в данном случае указы­вают на смертность всего земного; тюльпан, лежащий возле миски с плодами, символизирует быстрое увядание; раковины, разбросанные на столе, намекают на неразумную трату денег В Голландии XVII века было очень популярно коллекционирование разного рода «дикови­нок», в том числе раковин. ; а обезьяна с персиком указывает на первородный грех и порочность. С другой стороны, порхающая бабочка и плоды: гроздья винограда, яблоки, персики и груши — говорят о бессмертии души и искупи­тельной жертве Христа. На другом, иносказательном уровне представленные на картине фрукты, плоды, цветы и животные обозначают четыре стихии: раковины и улитки — воду; бабочка — воздух; плоды и цветы — землю; обезьяна — огонь.

Натюрморт в мясной лавке


Питер Артсен. Мясная лавка, или Кухня со сценой бегства в Египет. 1551 год North Carolina Museum of Art

Изображение мясной лавки традиционно связывалось с идеей физической жизни, персонификацией стихии земли, а также с чревоугодием. На картине Питера Артсена Питер Артсен (1508–1575) — голландский ху­дожник, также известный как Питер Длин­ный. Среди его работ — жанровые сцены на евангельские сюжеты, а также изображе­ния рынков и лавок. почти все пространство занимает ломящийся от яств стол. Мы видим множество видов мяса: убитую птицу и разделанные туши, ливер и ветчину, окорока и колбасы. Эти образы символизируют неумерен­ность, обжорство и привязанность к плотским удовольствиям. Теперь обратим внимание на задний план. С левой стороны картины в оконном проеме поме­щена евангельская сцена бегства в Египет, которая резко контрастирует с натюрмортом на переднем плане. Дева Мария протягивает последний ломоть хлеба нищей девочке. Заметим, что окно расположено над блюдом, где крест-накрест (символ распятия) лежат две рыбы — символ христианства и Христа. Справа в глубине изображена таверна. За столом у огня сидит веселая компа­ния, выпивает и ест устриц, которые, как мы помним, ассоциируются с похо­тью. Рядом со столом висит разделанная туша, указывающая на неотврати­мость смерти и мимолетность земных радостей. Мясник в красной рубахе разбавляет вино водой. Эта сценка вторит основной идее натюрморта и отсы­лает к Притче о блудном сыне Вспомним, что в Притче о блудном сыне есть несколько сюжетов. Один из них повествует о младшем сыне, который, получив от отца имение, продал всё и спустил деньги на рас­путную жизнь. . Сцена в таверне, равно как и мясная лавка, полная яств, говорит о праздной, распутной жизни, привязанности к зем­ным наслаждениям, приятным для тела, но губительным для души. В сцене​ бегства в Египет герои практически повернуты к зрителю спиной: они уда­ляются вглубь картины, подальше от мясной лавки. Это метафора бегства от распут­ной жизни, полной чувственных радостей. Отказ от них — один из способов спасти душу.

Натюрморт в рыбной лавке

Рыбный натюрморт — это аллегория водной стихии. Такого рода произведе­ния, как и мясные лавки, часто были частью так называемого цикла перво­стихий В Западной Европе были распространены большие живописные циклы, состоявшие из нескольких картин и, как правило, висев­шие в одной комнате. Например, цикл времен года (где с помощью аллегорий изобража­лись лето, осень, зима и весна) или цикл первостихий (огонь, вода, земля и воздух). и, как правило, создавались для украшения дворцовых столовых. На первом плане картины Франса Снейдерса Франс Снейдерс (1579–1657) — фламандский живописец, автор натюрмортов и барочных анималистических композиций. «Рыбная лавка» изображено множество рыбы. Здесь есть окуни и осетры, караси, сомы, семга и другие дары моря. Часть уже разделана, часть ожидает своей очереди. Эти изображения рыб не несут никакого подтекста — они воспевают богатство Фландрии.


Франс Снейдерс. Рыбная лавка. 1616 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Рядом с мальчиком мы видим корзину с подарками, которые он получил ко Дню святого Николая В католичестве День святого Николая при­нято отмечать 6 декабря. В этот праздник, как и на Рождество, детям дарят подарки. . На это указывают привязанные к корзине дере­вян­ные красные башмачки. Помимо сладостей, фруктов и орехов, в корзине лежат розги — как намек на воспитание «кнутом и пряником». Содержание корзины говорит о радостях и горестях человеческой жизни, которые посто­янно сме­няют друг друга. Женщина объясняет ребенку, что послушные дети получают подарки, а дурные — наказание. Мальчик отпрянул в ужасе: он поду­мал о том, что вместо сладостей получит удары розгами. Справа мы видим оконный проем, в котором можно разглядеть городскую площадь. Группа детей стоит под окнами и радостно приветствует кукольного шута на балконе. Шут — неотъемлемый атрибут народных праздничных гуляний.

Натюрморт с накрытым столом

В многочисленных вариациях сервировки столов на полотнах голландских ма­стеров мы видим хлеб и пироги, орехи и лимоны, колбасы и окорока, омаров и раков, блюда с устрицами, рыбой или пустыми раковинами. Понять эти натюрморты можно в зависимости от набора предметов.


Геррит Виллемс Хеда. Ветчина и серебряная посуда. 1649 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

На картине Геррита Виллемса Хеды Геррит Виллемс Хеда (1620–1702) — автор натюрмортов и сын художника Виллема Класа Хеды. мы видим блюдо, кувшин, высокий стеклянный бокал и опрокинутую вазу, горчичницу, окорок, смятую салфетку и лимон. Это традиционный и излюбленный набор Хеды. Расположение пред­метов и их выбор неслучайны. Серебряная посуда символизирует земные богатства и их тщетность, ветчина — плотские удовольствия, привлекательный с виду и кислый внутри лимон олицетворяет предательство. Погасшая свеча указывает на бренность и мимолетность человеческого существования, беспорядок на столе — на разрушение. Высокий стеклянный бокал-«флейта» (в XVII веке такие бокалы использовались как мерная емкость с метками) хрупок, как человеческая жизнь, и в то же время символизирует умеренность и умение человека контролировать свои порывы. В целом в этом натюрморте, как и во многих других «завтраках», с помощью предметов обыгрывается тема суеты сует и бессмысленности земных наслаждений.


Питер Клас. Натюрморт с жаровней, сельдью, устрицами и курительной трубкой. 1624 год Sotheby’s / Частное собрание

Большая часть изображенных предметов на натюрморте Питера Класа Питер Клас (1596–1661) — голландский художник, автор множества натюрмортов. Наряду с Хедой считается основателем хар­лемской школы натюрморта с ее геометриче­скими монохромными картинами. явля­ются эротическими символами. Устрицы, трубка, вино отсылают к кратким и сомнительным плот­ским удовольствиям. Но это всего лишь один вариант прочтения натюрморта. Посмотрим на эти образы под другим ракурсом. Так, раковины — это символы бренности плоти; трубка, с помощью которой не только курили, но и выдували мыльные пузыри, — символ внезапности смерти. Современник Класа, голланд­ский поэт Виллем Годсхалк ван Фоккен­борх, в стихотворении «Моя надежда — это дым» писал:

Как видно, бытие сродни куренью трубки,
И в чем различие — мне, право, невдомек:
Одно — лишь ветерок, другое — лишь дымок. Пер. Евгения Витковского

Теме быстротечности человеческого существования противопоставляется бессмертие души, и знаки бренности внезапно оказываются символами спа­сения. Хлеб и стеклянный бокал с вином на заднем плане ассоциируются с телом и кровью Иисуса и указывают на таинство причастия. Сельдь — еще один символ Христа — напоминает о посте и постной пище. А раскрытые раковины с устрицами могут сменить свое негативное значение на прямо противоположное, обозначая человеческую душу, отделившуюся от тела и готовую вступить в вечную жизнь.

Разные уровни трактовки предметов ненавязчиво говорят зрителю о том, что человек всегда волен выбирать между духовным и вечным и земным прехо­дящим.

Vanitas, или «Ученый» натюрморт

Жанр так называемого «ученого» натюрморта получил название vanitas — в переводе с латыни это означает «суета сует», другими словами — «memento mori» («помни о смерти»). Это самый интеллектуальный вид натюрморта, аллегория вечности искусства, бренности земной славы и человеческой жизни.


Юриан ван Стрек. Суета сует. 1670 год Государственный музей изобразительных искусств им. А. С. Пушкина

Меч и шлем с роскошным плюмажем на картине Юриана ван Стрека Юриан ван Стрек (1632–1687) — амстердам­ский художник, известный своими натюрмор­тами и портретами. ука­зывают на мимолетность земной славы. Охотничий рог символизирует богат­ства, которые невозможно взять с собой в иную жизнь. В «ученых» натюрмор­тах часто встречаются изображения раскрытых книг или небрежно лежащих бумаг с надписями. Они не только предлагают задуматься об изображенных предметах, но и позволяют использовать их по назначению: прочесть открытые страницы или исполнить записанную в нотной тетради музыку. Ван Стрек изо­бразил набросок головы мальчика и раскрытую книгу: это трагедия Софокла «Электра», переведенная на голландский. Эти образы указывают на то, что ис­кусство вечно. Но страницы книги загнуты, а рисунок помят. Это признаки начавшейся порчи, намекающие на то, что после смерти даже искусство не пригодится. О неизбежности смерти говорит и череп, а вот обвивающий его хлебный колос символизирует надежду на воскресение и вечную жизнь. К середине XVII века череп, обвитый хлебным колосом или вечнозеленым плющом, станет обязательным предметом для изображения в натюрмортах в стиле vanitas.

Дары осени картина Герасимова

Описание картины советского художника Александра Герасимова «Дары осени», сочинение для 6 класса, план сочинения.

Дары осени Герасимов описание картины

Картину «Дары осени» написал один и самых известных советских художников Александр Михайлович Герасимов (1881-1963). Являлся не только художником, но также архитектором и скульптором. С 1947 по 1957 годы являлся президентом Академии художеств СССР. Стал лауреатом четырёх Сталинских премий. В 1943 году получил звание Народного художника СССР.

За свою жизнь Александр Герасимов написал большое количество картин, некоторые из которых находятся в крупнейших музеях России, в том числе Государственном Русском музее, Государственном историческом музее в Москве, Государственной Третьяковской галерее и других. Одной из самых известных среди всех его полотен является картина «Дары осени».

Картина Дары осени Герасимов

Осенний натюрморт был написан в 1935 году. Находится в Музее-усадьбе А. М. Герасимова (Мичуринск, Тамбовская обл., Россия). Холст, масло.

Дары осени Герасимов план сочинения

  1. Автор
  2. Что изображено на картине
  3. Атмосфера картины
  4. Мои впечатления

Герасимов Дары осени сочинение 6 класс

Автором картины «Дары осени» является Александр Михайлович Герасимов. Художник-живописец стал заметным творцом во времена СССР. Написал немало картин, которые сегодня считаются одними из лучших проявлений советского искусства и находятся в крупнейших музеях страны. А. М. Герасимов известен как потрясающей портретист, пейзажист, а также автор волшебных натюрмортов. Одним из натюрмортов, который определённо заслуживает внимания, является «Дары осени», написанный в 1935 году.

С первого взгляда картина может показаться достаточно простой и незамысловатой, но есть в ней нечто неуловимое и прекрасное, что заставляет зрителя залюбоваться, испытать чувства и эмоции, которые возникают при виде чего-то необычайно красивого, душевного и волнительного.

Фрагмент картины Дары осени Герасимов

На картине мы можем увидеть деревянный подоконник, который освещён лучами солнца. В центре натюрморта располагается кувшин. В стеклянном кувшине с водой красуется пышный букет красной рябины. Именно данный элемент заполняет большую часть картины.

Вплотную к подоконнику придвинут деревянный стол. Стол практически ничем не отличается от подоконника. Однако если присмотреться, то можно увидеть, что подоконник и стол различаются по высоте.

На столе стоит кувшин тёмного цвета. Рядом с ним — блюдо с яблоками. Яблоки зелёные, но одно из них отличается розовым бочком, будто созрело на ярком солнце в тёплом доме. Правее мы можем увидеть две головки подсолнуха, а также гриб, который лежит ножкой кверху.

Удивительно, но художник при помощи таких простых предметов смог передать весь характер, атмосферу и колор осени. Ощущение последнего тепла осени перед холодами передаёт удивительное сочетание гроздей красной рябины и ярких лучей солнца. Такое сочетание придаёт картине некий душевный комфорт, домашний уют, наслаждение от последних тёплых деньков.

Именно букет рябины овладевает всем вниманием зрителя. Однако он был бы безнадёжно одинок и не оказывал такого эффекта на зрителя, если бы находился единственным в пространстве картины. Потому буйную зелень букета и тяжёлые гроздья ягод художник оттенил другими элементами, которые находятся на переднем плане.

Фрагмент картины Герасимова Дары осени

Яблоки, подсолнухи и гриб делают картину более разнообразной, уравновешивают её своим цветовым различием. Зелёные яблоки, подсолнухи с угольно-чёрными семечками, жёлтый гриб — это также символы богатой и плодородной осени, те дары, которыми она радует людей перед долгой и холодной зимой.

Особое внимание здесь стоит обратить на подсолнухи. Круглые и с листочками по краям, они будто символизируют одновременно и осенний урожай, и осеннее солнце. Половина семечек на головках подсолнечника уже собрана людьми или птицами.

Одна гроздь рябины упала на подоконник. Художник не стал её убирать, так как она заполнила собой место, которое без неё оказалось бы пустым.

Картина завораживает и создаёт отчётливое ощущение наступившей осени, щедрой на дары. В одном маленьком пространстве, где находятся букет рябины, яблоки, подсолнухи, гриб и много солнца, художник смог передать невероятную осеннюю красоту, которая всегда поражает взор своими яркими красками. Даже не будучи знатоком картин А. М. Герасимова и посмотрев только на «Дары осени», можно понять, насколько художник был талантлив и даже гениален в живописи.

Букет цветов, бабочка и птичка картина Толстого

Картина Толстого Букет цветов, бабочка и птичка

Автор замечательного натюрморта — известный русский художник Фёдор Петрович Толстой (1783-1873). Фёдор Толстой был очень одарённым человеком, занимался живописью, скульптурой, являлся медальером, а также вице-президентом Императорской Академии художеств. За свою жизнь написал немало замечательных картин, одной из самых известных среди которых является и та, которою мы здесь рассматриваем. По картине «Букет цветов, бабочка и птичка», спустя 200 лет после написания, продолжают писать рассказы и сочинения в школе.

Букет цветов, бабочка и птичка описание картины

Натюрморт Ф. П. Толстого «Букет цветов, бабочка и птичка» был написан в 1820 году, гуашь. Находится в Государственной Третьяковской галерее, Москва.

На картине изображён стол. На столе стеклянная ваза с водой, в которой стоят красные, розовые, жёлтые, синие садовые цветы. Несмотря на то, что распустившиеся цветы являются разноцветными, они вовсе не создают ощущение пестроты, а вполне гармонируют друг с другом, дополнят друг друга, будто созданы всегда быть вместе.

Натюрморт достаточно живой и даже весёлый. Такого эффекта Фёдор Толстой добился за счёт птицы и насекомых. На самом графине сидит красивая бабочка Махаон. Её расцветка, жёлтая с синими точками, вписывается в общую картину, так что она кажется ожившим цветочком, который сорвался со стебелька и начал свою собственную жизнь.

Фрагмент картины Букет цветов, бабочка и птичка

Справа мы можем увидеть птичку — щегол. Птица имеет яркую расцветку — белые, красные, сероватые, жёлтые, чёрные цвета. Своим видом она дополняет весёлые и летние краски растений. Стоит обратить внимание, что птичка сидит на карандаше, будто на жёрдочке. Вполне возможно, художник изобразил её как аллегорию живописи, символ того, что она и все что её окружает — это великое мастерство живописи.

Слева от графина — опавшие листочки. На зелёных листках гусеница, которую художник, по всей видимости, поместил сюда для гармонии и равновесия объектов различного характера. Ещё один элемент, который является важным в контексте данной картины, это капли воды. Они располагаются на листьях и ровной поверхности стола. Прозрачные капли символизируют нежность, хрупкость и непостоянство природы. Это красота в своём первозданном виде, которая существует здесь и сейчас, и уже через несколько мгновений просто исчезнет, испарится без следа.

Букет цветов, бабочка и птичка план сочинения 2 класс

  1. Автор Ф. П. Толстой
  2. Что изображено на картине
  3. Фон
  4. Ваза с цветами
  5. Птица, бабочка и гусеница
  6. Мои впечатления от картины Толстого

Букет цветов, бабочка и птичка сочинение 2 класс

Автором картины является знаменитый русский художник Фёдор Петрович Толстой (1783-1873). За свою жизнь граф Ф. П. Толстой написал множество замечательных картин, одной из которых является «Букет цветов, бабочка и птичка».

Картина была написана в 1820 году. Сегодня её можно увидеть в Государственной Третьяковской галерее в Москве.

Перед нами красивый натюрморт с цветами. Букет цветов стоит в стеклянном кувшине. Рядом изображены бабочка, птичка и гусеница.

Фон для картины выбран очень удачно. Приятный серый цвет, идеально ровный и чистый, так что цветы и животные на этом фоне выделяются чётко.

В центре картины находится прозрачная стеклянная ваза, которая наполнена водой. В вазе стоит букет садовых цветов. Собиравший букет подобрал идеальную цветовую гамму, так что, несмотря на разноцветье, букет выглядит очень гармонично. На картине изображены такие цветы: мышиный горошек слева, красный мак с белым ободком, розовая космея, синий левкой, жёлтые бархатцы.

На стеклянной вазе сидит бабочка, которая выглядит, как ещё один цветок. По расцветке — жёлтый окрас с синими пятнышками, можно определить, что это бабочка Махаон. Справа от неё, на карандаше, будто на жёрдочке, сидит красивая птица с ярким окрасом. Красная головка и жёлтые крылышки — это черноголовый щегол, именно он имеет такую красивую расцветку.

Слева лежат листочки. По всей видимости, листочки упали, когда сорвавший букет ставил их в вазу. По листочкам ползёт гусеница, которая уже скоро превратится в красивую бабочку.

Картина очень красочная и живописная. Вызывает только радостные чувства, ощущение лета в самом разгаре, с разноцветными бабочками, разнообразием благоухающих цветов, пением птиц. Художник этой картиной показал свою любовь к природе, её неповторимости и непередаваемой красоте.

Утренний натюрморт картина Петрова-Водкина

Автором картины «Утренний натюрморт» является прославленный русский художник Кузьма Сергеевич Петров-Водкин. За свою творческую жизнь написал немало картин, которые сегодня считаются шедеврами живописи и представлены в крупнейших музеях. Одной из заметных работ является картина, которую рассматриваем здесь. Описание, а также сочинения для 5 и 6 классов школы.

Петров-Водкин Утренний натюрморт описание картины

Картина была написана в 1918 году. Размеры: 68×90 см. Холст, масло. Находится в Государственном Русском музее, Санкт-Петербург. Необходимо также отметить, что именно в Русском музее представлено самое большое собрание работ Петрова-Водкина.

Утренний натюрморт картина Петрова-Водкина

На картине представлен деревянный столик, вид сверху. Здесь мы можем увидеть несколько предметов, которые художник расположил гармоничным образом. Простота картины не должна вводить в заблуждение, так как произведение представляет собой удачное совмещение предметов и продуктов, которые вызывают ощущение гармонии и спокойствия летнего утра в деревенском домике.

Фрагмент картины Утренний натюрморт

Первое, что бросается в глаза — металлический чайник с гранями, которые отражают сам стол и яйцо. Скромный завтрак состоит из двух куриных яиц и чая в гранёном стакане, который, в свою очередь, стоит в блюдце с чайной ложкой.

Фрагмент картины Петрова-Водкина Утренний натюрморт

Рядом мы можем увидеть небольшую вазочку с водой, в которой стоят луговые летние цветы, букет из голубых колокольчиков и жёлтых одуванчиков. Здесь же лежат спичечный коробок, в котором могут быть спички или соль, и металлический фонарик.

Фрагмент картины Утренний натюрморт Петров-Водкин

Слева, возле стола, сидит собака. Она смотрит на хозяина, как будто выпрашивает еду. Вполне возможно, что перед тем, как приступить к завтраку, они прогулялись по цветущему лугу, где и набрали букет. Об этом говорит и свежий вид цветов, которые ещё недавно росли под открытым небом.

Несмотря на достаточно небольшое количество предметов на столе, они выглядят настолько гармонично, так точно передают настроение солнечного утра, что вызывают ощущение радости, свежести, цветочного благоухания и даже аппетит. Удивительное взаимодействие предметов на картине, сочетание различных форм — гранёные стакан и чайник, округлые формы яиц, блюдца, вазочки. Острые и чёткие формы здесь идеально сочетаются с округлыми и мягкими.

Ещё одно интересное ощущение дарит отражающая поверхность чайника. При том, что картина создана в необычной перспективе, чуть сбоку и сверху, в чайнике мы можем увидеть обратную сторону объектов, что создаёт определённую глубину картины, её разнообразие. Такой подход говорит о продуманности данной работы. Красота в простых вещах здесь раскрыта необыкновенно точно.

Натюрморт удачно дополняет рыжая собака, сидящая возле стола. Своим забавным и умилительным видом она придаёт картине душевность.

Петров-Водкин Утренний натюрморт план сочинения

  1. Автор картины
  2. Стол
  3. Чайник
  4. Цветы
  5. Собака
  6. Мои впечатления

Сочинение по картине Петрова-Водкина Утренний натюрморт 5 класс

Автором картины Утренний натюрморт является художник Кузьма Петров-Водкин, знаменитый российский и советский живописец. Является одним из самых заметных русских художников, картины которого представлены в крупных музеях страны. К самым известным работам мастера можно отнести такие, как «Купание красного коня», «Смерть комиссара», «Весна» и другие. Известной является и картина «Утренний натюрморт».

На картине мы можем увидеть простой деревенский стол, на котором стоят продукты для завтрака, столовые приборы, а также букет цветов. Стол хорошо освещён солнцем, из чего можно сделать вывод, что за окном ясное летнее утро. Сам натюрморт представлен с необычного ракурса — сбоку и сверху, что создаёт ощущение присутствия, как будто мы сами сидим за этим самым столом и собираемся позавтракать нехитрыми продуктами.

Главными элементами притяжения на столе являются чайник и букет луговых цветов. Рядом лежат два яйца от разных несушек. Это можно понять по тому, что яйца разного цвета. В блюдце с чайной ложкой стоит гранёный стакан с чаем. Здесь же мы можем увидеть блестящий фонарик и спичечный коробок. Что именно находится в коробке, сказать сложно — это могут быть спички или соль для завтрака.

Безусловно, чайник на этой картине выглядит очень необычно и притягательно, добавляет картине глубины пространства. Он имеет чёткие грани и блестящую отражающую поверхность. В зеркальной поверхности чайника отражается стол и белое яйцо. Такой приём позволил художнику сделать картину более глубокой, так как мы можем увидеть вещи с ещё одного необычного ракурса.

В небольшой вазочке, которая наполовину заполнена водой, стоят луговые цветы. Здесь мы можем увидеть красивейшие голубые колокольчики и ярко-жёлтые одуванчики. Цветы выглядят очень свежими, что является подсказкой для зрителя. По всей видимости, художник перед самым завтраком уже успел погулять с собакой в лугах, где и нарвал букет. Данной картине букет цветов дарит разнообразие красок, ощущение жаркого лета, которое проникло даже в деревенский домик.

Ещё одним главным элементом картины является собака. Она сидит возле края стола в левой верхней части картины. Рыжая собака выглядит забавно и трогательно. Чуть скосив глаза на своего хозяина, она терпеливо дожидается угощения. Собаки — нечастые гости натюрмортов, но этой картине она дарит одушевлённость и настроение.

Несмотря на простоту натюрморта, он вызывает удивительные ощущения радости и умиротворения. Это происходит по той причине, что художник, Кузьма Петров-Водкин, очень талантливо расставил предметы на картине, выбрал удачный ракурс, совместил острые и чёткие грани с плавными и округлыми. Данная картина будто говорит своему зрителю о том, сколько может быть красоты и душевности даже в таких обыденных вещах, как деревянный стол, чайник, луговые цветы и скромный завтрак тёплым солнечным утром.

Утренний натюрморт Перов-Водкин сочинение 6 класс

Картину «Утренний натюрморт» написал известный русский художник Кузьма Петров-Водкин, который стал заслуженным деятелем искусств РСФСР и создал немало замечательных картин, некоторые из которых признаны шедеврами русской и мировой живописи. Одной из картин, которая определённо заслуживает внимания любителей и ценителей искусства, является простой с виду натюрморт, который на самом деле не так прост, как может показаться на первый взгляд.

На картине мы можем увидеть обычный деревянный стол, который находится, по всей видимости, в деревенском домике. Судя по освещению, это солнечное утро. Лучи сквозь окна освещают мягким светом поверхность стола. Сама картина написана под необычным ракурсом, как будто мы сами сидим за столом и готовимся к завтраку.

На столе мы можем увидеть отдельно стоящие, но гармонирующие друг с другом, начищенный до блеска металлический чайник, букет цветов в вазочке, два яйца, гранёный стакан с чаем, который, в свою очередь, находится на белом блюдце с чайной ложкой, а также спичечный коробок и фонарик.

Самыми заметными элементами натюрморта являются чайник и букет цветов. Начищенный до блеска необычный чайник отражает в своих гранях часть стола и яйцо. Таким образом, картина кажется более глубокой, так как мы можем увидеть предметы ещё под одним ракурсом. Справа от чайника лежит крышечка, и это говорит нам о том, что чайник только что заварился.

Нельзя обойти вниманием и красивый букет, который состоит из обычных луговых цветов, колокольчиков и одуванчиков. Сложно сказать, каким бы вышел натюрморт, если бы здесь не присутствовал данный букет, так как он создаёт настроение, указывает на расцвет природы, жаркое лето с ярким разнотравьем в лугах, делает картину более красочной. Кроме того, судя по свежести букета, можно сделать предположение, что перед завтраком хозяин с собакой выходили на прогулку, где он и собрал цветы для украшения дома.

Более живой, весёлой и одушевлённой картину делает рыжая собака, которую можно заметить в верхнем левом углу живописной работы. Собака сидит смирно и хитро посматривает в нашу сторону. После утренней прогулки ей очень хочется разделить завтрак со своим хозяином, и она спокойно ждёт, когда ей перепадёт со стола что-нибудь вкусненькое.

Натюрморт только кажется простым и непримечательным. Если всмотреться в детали, можно поразиться тому, какая она разнообразная и живая, сколько в ней деталей, эмоций и настроения. Каждый элемент картины живёт своей жизнью, но взаимодействует с другими элементами. Красота обыденной жизни и простого деревенского завтрака трогает за самое живое в сердце. Натюрморт смотрится настолько реалистично, что вполне легко можно представить самого себя, который готовится к завтраку и радуется таким мелочам жизни, как обычные вареные яйца, горячий чай, благоухание цветов, солнце ранним утром и компания верной собаки.

«Завтрак аристократа»: что скрыто в деталях знаменитой картины Павла Федотова

П. Федотов. Завтрак аристократа (*Не в пору гость*), 1849-1850. Фрагмент | Фото: liveinternet.ru


В XIX в. Павел Федотов прославился как мастер бытовой живописи. Он работал в жанре, который называл «нравственно-критическими сценами из современной жизни». Особое значение во всех его работах имели детали, которые раскрывали внимательному зрителю истинный смысл сюжета. Множество незаметных на первый взгляд предметов на картине «Завтрак аристократа» позволяют сделать выводы о характере и образе жизни персонажа.

П. Федотов. Разборчивая невеста, 1847 | Фото: gallerix.ru

Идеи для своих картин художник часто черпал в художественной литературе и журнальной периодике. Так, например, сюжет «Разборчивой невесты» Федотов почерпнул из одноименной басни Крылова, а на создание «Завтрака аристократа» его вдохновил опубликованный в 1848 г. в журнале «Современник» фельетон под названием «Письма столичного друга к провинциальному жениху». Автор фельетона, писатель И. Гончаров, с иронией говорил о столичных франтах: «Чтобы надеть сегодня привезенные только третьего дня панталоны известного цвета с лампасами… он согласится два месяца дурно обедать». Сомневаясь в том, что демонстрируемый на людях шик действительно был по карману этим щеголям, автор задавал вопрос: «А пробовал ли ты нечаянно приезжать к таким людям домой и заставать их врасплох?».

П. Федотов. Автопортрет, 1848 | Фото: gallerix.ru

Тему «пускания пыли в глаза» Федотов неоднократно затрагивал в своих работах. Одно из его графических произведений сопровождалось надписью: «Эх, русская барыня, напоказ живешь!». Нынешним зрителям убранство комнаты, изображенной на картине, мало о чем говорит, однако современники автора понимали, что аристократ окружен модными и дорогими предметами. Тем сильнее становился комический эффект от скудного завтрака этого франта – куска черного хлеба, который хозяин впопыхах пытается прикрыть книгой.

П. Федотов. Завтрак аристократа (*Не в пору гость*), 1849-1850 | Фото: liveinternet.ru

Федотов называл свою картину «Не в пору гость». Название «Завтрак аристократа» появилось в прессе в 1862 г., уже после смерти художника, и сразу не прижилось, так как далеко не все улавливали иронию: ведь изображенный художником персонаж только хотел быть похожим на аристократа, не будучи им на самом деле. Этот типаж «царька среднего света», как назвал его писатель И. Панаев, высмеивали во многих литературных произведениях начала XIX в.

На картине Федотова важна каждая деталь | Фото: liveinternet.ru

Мы не видим посетителя и не знаем, кто на самом деле был незваным гостем – видна только его рука, отодвигающая занавесь. Палевый цвет перчаток позволяют сделать вывод о том, что действие происходит утром или днем – вечером полагалось носить белые перчатки.

П. Федотов. Завтрак аристократа. Фрагмент | Фото: vokrugsveta.ru

Молодой «аристократ» одет по последней моде: восточный стиль в те времена считался шиком. На юноше дорогой шелковый халат, парчовая шапочка с бухарским орнаментом, шелковые шаровары и сафьяновые турецкие туфли. В середине XIX в. халаты такого фасона рекомендовали столичным денди в модных журналах. Но, как говорится, «на брюхе шелк, а в брюхе – щелк»! Шикарный персидский ковер изрядно поношен и давно не чищен.

На картине Федотова важна каждая деталь | Фото: liveinternet.ru

Несмотря на дорогие предметы одежды и интерьера, на бедственное положение героя, кроме куска черного хлеба, указывает и еще одна красноречивая деталь: на столе лежит кошелек, он вывернут наизнанку (очевидно, в результате судорожных поисков денег) – и мы видим, что он пуст. На столе стоит колокольчик, который обычно использовался для вызова слуг, но судя по тому, что гость застал юношу врасплох, о его приходе никто не доложил. По всей видимости, в доме только один лакей, и он куда-то отлучился.

П. Федотов. Завтрак аристократа. Фрагмент | Фото: liveinternet.ru

Любимым развлечением аристократов в XIX в. был театр. На спинке стула мы видим афиши спектаклей, а внизу лежит рекламный листок с надписью «устрицы», что рядом с куском черного хлеба на столе выглядит комично. Над столом висят гравюры – портреты известных в то время европейских танцовщиц, что свидетельствует об увлечении героя балетом.

П. Федотов. Завтрак аристократа. Фрагмент | Фото: vokrugsveta.ru

Герой старается следовать моде во всем – даже его собачка очень популярной на тот момент породы – пудель – пострижена «под льва». Сам император Николай I держал пуделя по кличке Гусар. Модным в 1840-х гг. было и курение папирос. И тут герой не отставал от всех: в пепельнице на столе лежит остаток папиросы.

Даже собачка пострижена по последней моде | Фото: vokrugsveta.ru

Немаловажные детали изображены под столом: это мусорная корзина и разбросанная рядом с ней колода карт. Корзина сделана из простой соломы, но в виде древнегреческой амфоры, которая, по словам искусствоведа Т. Ильиной, «словно пародирует своего хозяина. Как и хозяин, который хочет казаться аристократом, урна «притворяется» не тем, что она есть, а прекрасной вазой. И образ нищеты как отсутствия денег перерастает в нечто большее – в образ нищеты духовной». А разбросанные на полу карты подсказывают причину, по которой герой промотал свое состояние.

Читайте также: