Картина подсолнухи на столе

Обновлено: 18.05.2024

«Подсолнухи» — картина гениального Винсента Ван Гога (Vincent Willem van Gogh), созданная им для украшения интерьера. Работа противоречила доминирующей в то время теории цветовых контрастов. Желтое на желтом — нелепое сочетание, но именно оно стало визитной карточкой постимпрессиониста. Сюжет произведения лаконичен: букет в обычной глиняной вазе. Плоскость, на которой размещена ваза, не проработана, ее текстура не имеет значения для художника. Никакой смысловой нагрузки не несет и фон: это не задрапированная ткань и не воздушная среда, а просто одноцветная поверхность, не создающая объема. Мазки, положенные вертикальными и горизонтальными рядами, не смешиваются друг с другом и напоминают плетеную циновку. Ваза — грубый сосуд небольших, по сравнению с подсолнечниками, размеров. Единственным ее украшением является подпись автора над тонкой темно-синей линией. Крупные цветы самостоятельно обитают в трехмерном пространстве: какие-то лепестки активно вытягиваются вперед, какие-то стремятся вниз, иные направлены вглубь композиции. Мастер старался продемонстрировать широту души скромных созданий, для которых мала не только ваза, но и весь холст. У зрителя возникает ощущение, что растениям негде развернуться, чтобы показать свою красоту в полной мере. Соцветия достигают границ картины, невольно отодвигаясь от края. Радостное настроение и заряд оптимизма дарит наблюдателю их золотисто-желтый окрас. В процессе работы Ван Гог применял технику «импасто»: краска выпускалась из тюбика сразу же на поверхность холста, после чего посредством мастихина и кисти из нее формировалось рельефное изображение.

Винсент Ван Гог. Картина «Подсолнухи», 1888

  • Название картины: «Подсолнухи» (фр. Tournesols).
  • Автор:Винсент Виллем Ван Гог (1853-1890).
  • Год написания: 1888 г.
  • Размер: 92,1 х 73 см.
  • Стиль:Постимпрессионизм.
  • Жанр: Натюрморт.
  • Техника:Масляная живопись.
  • Материал: Холст.
  • Местонахождение: Национальная галерея, Лондон.

Винсент Виллем Ван Гог — незаурядный нидерландский живописец второй половины XIX века. Его имя окутано сетью безумных тайн и домыслов. По иронии судьбы гений, чьи работы сегодня стоят огромных денег, при жизни смог продать лишь несколько произведений. Мастер тонко чувствовал цвет, его глубину и настроение. Каждый оттенок ассоциировался у него с целой системой удивительных образов и складывался в многомерную картину отображения окружающего мира. Радость и благополучие излучает желтый цвет. В работах живописца он смотрится как светящаяся аура.

Одержимый тематикой «солнечного цвета», Ван Гог написал несколько потрясающих натюрмортов с подсолнухами. Необычный внешний вид растения завораживал художника своим очарованием и космической энергетикой. Живописец наблюдал за тем, как это чудо природы, поутру всегда обращенное на восток, после восхода медленно поворачивается за солнцем.

Серия из одиннадцати незамысловатых сюжетов искусствоведами условно делится на два противоположных по содержанию и символике цикла. Такая классификация имеет смысл, так как весь мир разделен на два диаметральных полюса. Это свет и тьма, небо и земля, жизнь и смерть.

Первые натюрморты с изображением подсолнухов были выполнены в столице Франции в период с августа по сентябрь 1887 года. Они отнесены к парижскому циклу, который объединяет произведения с растениями, расположенными на плоскости холста горизонтально. В этих работах преобладают темные краски, создающие ощущение печали. Неприятие столичным обществом странного, нелюдимого художника, его отрешенность, неопределенность, бедность — все это нашло отражение в первых четырех композициях. Круглые отрезанные головы цветов брошены, будто некие диковинные, доживающие последние минуты, живые существа. Смятые лепестки похожи на вздыбленную шерсть неведомого животного, черные середины бутона — на большие грустные глаза, стебли — на болезненно изогнутые конечности. От этих цветов веет тоской конца, но они сопротивляются увяданию, и в них еще теплится остаток жизни.

Винсент Ван Гог. Картина «Два срезанных подсолнуха», 1887

Второй цикл создавался годом позже в Арле с использованием насыщенной желто-оранжевой палитры. Сюда относятся шедевры с вертикальным изображением растений в вазе и олицетворяющие оптимистические настроения автора. Ван Гог написал ряд вариаций знаменитого натюрморта, которые отличались друг от друга количеством цветков и колористикой заднего пространственного плана. Так первая версия этого цикла представляет собой композицию из трех подсолнухов на бирюзовом фоне.

Винсент Ван Гог. Картина «Три подсолнуха», 1888

Нетрудно заметить, что некоторые цветки выглядят фантастически. Они имеют едва заметную темную серединку, окруженную махровой многоярусностью лепестков. В природе подобные виды встречаются крайне редко. Но наблюдательный творец, конечно же, находил необычные экземпляры для того, чтобы разнообразить ими свои живописные композиции. Позже, в процессе скрещивания различных сортов, селекционерам удалось вывести декоративный махровый сорт подсолнечника «Медвежонок Тедди» (Teddy Bear).

Фотография. Сорт махрового подсолнечника «Медвежонок Тедди»

Картина «Подсолнухи» Винсента Ван Гога — пример новаторского владения искусством цвета. Благодаря использованию широкого спектра желтых оттенков натюрморт производит исключительно теплое и приятное впечатление.

Любимые подсолнухи Ван Гога и его фатальная дружба с Гогеном

Поль Гоген «Ван Гог рисует подсолнухи» 1888 г. Холст, масло. 73 x 91 см. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды «Ваза с пятнадцатью подсолнухами» Ван Гога – одна из самых знаменитых его картин, однако, их яркие лепестки скрывают весьма трагичную историю. Начавшись с «Подсолнухов», «Подсолнухами» она и закончилась.

Чем больше смотришь на «Подсолнухи», тем более странной кажется эта светлая и завораживающая картина.
Но как может возникнуть такой эффект в отношении столь банального предмета, как ваза с цветами?

Подсолнухи в голландской культуре имели религиозное значение, поэтому и для Ван Гога, уроженца Голландии, они были почти священным символом и любимым цветком.
Он был одержим темой подсолнухов на протяжении всего творческого пути от ученика до мастера, возвращаясь к ней одиннадцать раз. Рисовал бутоны, только что раскрывшиеся цветы, цветы на пике их природной красоты, а также увядшие цветы. На подсолнухах Ван Гог изучал форму, текстуру, а главное – цвет, к которому у него всегда было особое отношение.

Подсолнухи положили начало весьма противоречивому творческому союзу двух великих мастеров – Ван Гога и Поля Гогена.
Именно эта фатальная дружба сначала вдохновит Ван Гога на создание своих шедевров, а потом приведет к трагическому разрыву и фактически уничтожит его.

Парижская серия подсолнухов

Весной 1886 года Винсент Ван Гог, 32-летний сын проповедника из Голландии, приехал в Париж в надежде стать художником.

Целый год он рисовал там все, что видел вокруг.

Ван Гог. Вид на Париж из квартиры Тео на улице Лепик. 1887. Масло. Музей Винсента Ван Гога, Амстердам, Нидерланды

В конце лета сады Монмартра полыхали огнем последних подсолнухов.

Винсент сорвал несколько цветков и начал свой первый опыт с подсолнухами, за ним последовало еще три.

На всех работах парижской серии изображены лежащие цветы подсолнуха. От срезанных цветов с увядающими лепестками веет печалью, хотя в них есть еще сила, сопротивляющаяся увяданию.
Потрясающе удачная комбинация – увядающие цветы на ярком фоне.

Два срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 42х6 Музей Метрополитен, Нью-Йорк, США.

В ноябре 1887 года в одном из ресторанов организовали выставку картин местных художников, для нее Ван Гог отобрал четыре свои картины с подсолнухами.
Заглянувший на выставку Поль Гоген обратил на них внимание, отметив виртуозность изображения столь необычного объекта и символический смысл картин.

Четыре срезанных подсолнуха. Париж, сентябрь 1887. Холст, масло, 60х100. Отерло, Кроллер-Моллер Музей

Ван Гог был счастлив. Еще бы – его работы заметил художник, которого он боготворил!
Между ними завязалась дружба, в щедром порыве Ван Гог отдал Гогену две своих работы с выставки.

Сияние желтого в Арле

Через некоторое время Ван Гог отправился на юг Франции, в Прованс, чтобы присмотреть там подходящее место для студии, и он находит его в Арле. Обилие света, солнца и ярких красок приводят его в восторг.
Свое новое жилище здесь художник называет « желтым домиком » и пишет о нем брату: « Снаружи дом выкрашен в желтый цвет, внутри выбелен, много солнца ».

Но аскетические условия жизни и одиночество заставляют его искать соратников.
Ван Гог мечтал, что под крышей этого дома соберутся и будут творить и другие художники, для этой цели он снимал здесь целых четыре комнаты.
Ван Гог пишет письмо Гогену, надеясь в его лице найти поддержку, и Гоген обещает приехать.

Готовясь к встрече со своим кумиром, Ван Гог лихорадочно работал, создавая по картине в день - как школьник, ожидающий похвалы от учителя.
Он с необычайной остротой чувствовал цвет и особенно любил желтый, а здесь его было в избытке. Поэтому Ван Гог так радовался переезду.
Все его картины, написанные здесь, утопают в желтом – поля и луга, снопы соломы и стога, огни ночного города, солнце, звезды, даже шляпа и самый обыкновенный стул.
Художник стремится добиться нужного оттенка и свечения своего любимого цвета.

Вид на Арль с пшеничного поля Июнь 1888 год . Холст, масло. Париж, Музей Родена Стога сена в Провансе Июнь 1888 года . Холст, масло . Оттерло, Музей Кроллер-Мюллер Ночное кафе на площади Ламартин в Арле Сентябрь 1888 года . Холст, масло. Нью-Хейвен (штат Коннектикут, США), Художественная галерея Йельского Университета Красные виноградники Ноябрь 1888 года . Холст, масло. Москва, Музей им А.С.Пушкина Автопортрет в соломенной шляпе с трубкой Сентябрь 1888г. Холст, масло. Кеймбридж (штат Массачусетс, США), Музей изобразительного Искусства Фогг, Гарвард Кресло Винсента и его курительная трубка Декабрь 1888 года . Холст, масло. Лондон, Национальная Галерея

Серия картин с подсолнухами в Арле

Несмотря на одиночество, это была самая счастливая и плодотворная пора его жизни, и Ван Гог снова вернулся к своим любимым подсолнухам, только теперь он рисовал их в вазах.

Подсолнухи в живописи импрессионистов и их последователей.

Подсолнух - излюбленная тема в живописи импрессионистов.

Натюрморт с подсолнухами Клода Моне поражает своей материальностью, правда, его материя как всегда особого рода, она изнутри пронизана воздухом, светом .Поэтому его натюрморт с подсолнухами имеет внутреннее напряжение, что предвосхищает натюрморты Винсента Ван Гога. Естественно предположить, что Ван Гог при своем весьма кратком пребывании в Париже видел натюрморт Клода Моне.

Подсолнухи в живописи импрессионистов и их последователей., фото № 1

Подсолнухи в живописи импрессионистов и их последователей., фото № 2

Подсолнухи в живописи импрессионистов и их последователей., фото № 3

Подсолнухи в живописи импрессионистов и их последователей., фото № 4

Матисс не мог не написать этот чудо-цветок.
Анри Матисс. Подсолнечники в вазе.

Подсолнухи в живописи импрессионистов и их последователей., фото № 5

Фанцузский живописец и коллекцонер Гюстав Кайботт (фр. Gustave Caillebotte; 1848—1894)

Подсолнухи на берегу Сены 1886 г. частная коллекция.

Подсолнухи в живописи импрессионистов и их последователей., фото № 6

Мы говорим Подсолнухи, подразумеваем Ван Гог, мы говорим Ван Гог - подразумеваем Подсолнухи))
Серия картин с изображением подсолнухов стала, своего рода, символом живописи Ван Гога.
Первоначально Ван Гог писал подсолнухи с целью украсить свой дом в Арле к приезду своего друга Поля Гогена. "Небесный свод - восхитительного голубого цвета. Солнечные лучи - бледно-желтые. Это мягкое, волшебное сочетание небесной лазури и желтых тонов с картин Вермеера Делфтского. Мне не удается написать нечто столь же прекрасное. "

Два срезанных подсолнуха. сентябрь 1887

Подсолнухи в живописи импрессионистов и их последователей., фото № 7

Ваза с двенадцатью подсолнухами. Арль, август 1888.

Подсолнухи в живописи импрессионистов и их последователей., фото № 8

Ваза с пятнадцатью подсолнухами. Арль, январь 1889.

Подсолнухи в живописи импрессионистов и их последователей., фото № 9

Подсолнухи замечательного русского художника Николая Фешина ( 1881 - 1955)

Подсолнухи в живописи импрессионистов и их последователей., фото № 10

Подсолнухи в живописи импрессионистов и их последователей., фото № 11

Последователи импрессионистов не обходят стороной этот солнечный цветкок, он притягивает художников своей красотой, теплом, светом и неиссякаемой энергией!

Гончарова Наталья Сергеевна [1881 - 1962]. Русская художница-авангардистка. Живописец, график, театральный художник.

Подсолнухи Ван Гога: 5 невероятных фактов о шедеврах

Гоген Ван Гог

“Подсолнухи” Ван Гога – это его визитная карточка. Думая о Ван Гоге, мы сразу вспоминаем именно о них.

Парадокс в том, что натюрморты всегда считались среди живописцев не такими “элитными”, как портреты или даже пейзажи.

И вот “второсортный” натюрморт стал одной из самых узнаваемых картин в мире. Он стал самым дорогим шедевром. А что мы собственно о нем знаем?

1. Ван Гог создал 11 картин с подсолнухами.

На самом деле Ван Гог создал 11 картин с подсолнухами!

Сначала он создал 4 натюрморта с сорванными подсолнухами. Написал он их в Париже в 1887 году.

Винсент Ван Гог

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1887 г. Метрополитен Музей, Нью-Йорк

А вот те самые, всем известные подсолнухи в глиняной вазе были написаны Ван Гогом год спустя. В городе Арль на Юге Франции.

Сюда Ван Гог приехал за солнцем и яркими красками. А ещё он мечтал создать новое направление в живописи. Оно должно было прийти на смену импрессионизму.

Здесь, в Арле Ван Гог написал 4 натюрморта. Два из них хранятся в музеях Лондона и Мюнхена.

Ван Гог подсолнухи мюнхен

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888 г. Новая пинакотека, Мюнхен

Два других в оригинале нам не доступны. Обе картины в своё время попали в частные коллекции. Одна сейчас находится у неизвестного коллекционера в США.

Художник Ван Гог

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888 г. Частная коллекция

Другая сгорела вместе с домом своего владельца во время Второй Мировой войны в Японии. Знаем мы, как она выглядит только по репродукциям и фото.

Самая лучшая репродукция хранится в небольшом Японском музее. Воссоздана она была в 2010 году по фотографии. Её обнаружил в запасниках этого музея Мартин Бэйли, известный в Англии исследователь тайн мира живописи.

На фотографии были запечатлены те яркие цвета, которые и были у оригинала. К тому же изображённая на ней картина обрамлена тонкой оранжевой рамой. Именно такую раму сделал для своего натюрморта Ван Гог.

Для его времени это было очень необычно. Ведь тогда картины вешали только в больших позолоченных рамах.

Но обьяснить его решение просто. Ведь Ван Гог задумывал свои Подсолнухи, как декоративные украшения для жилища среднего класса. А для такой цели массивные рамы были не уместны.

Думаю, он и не представлял, что его натюрморты представитель среднего класса не сможет себе позволить. Так как будут они самыми дорогими картинами в мире.

Творчество Ван Гога

Репродукция погибшей картины Винсента Ван Гога “Подсолнухи” 1888 года.

Когда Ван Гог уехал из Арля, он создал ещё 3 авторские копии написанных подсолнухов. Самая знаменитая копия “Лондонских” подсолнухов хранится в музее Ван Гога в Амстердаме.

Ван Гог подсолнухи Лондон

Также он создал копию Арльских подсолнухов на голубом фоне. Сейчас она хранится в Филадельфии.

Ван Гог подсолнухи мюнхен

2. Появлению “Подсолнухов” мы обязаны Полю Гогену

Гогену нравились подсолнухи, которые Ван Гог написал ещё в Париже. Ван Гог об этом помнил.

Летом 1888 года он прибывает в Арль. Сюда для совместного развития нового направления он приглашает нескольких художников. Приехать соглашается только Поль Гоген. Ван Гог так ему благодарен, что решает украсить его комнату натюрмортами с подсолнухами.

Так были созданы 4 натюрморта с “Подсолнухами” в вазах. Поль Гоген их по достоинству оценил. И предсказал, что они будут визитной карточкой его друга. Так оно и случилось.

Но создать новое направление не получилось. Уже через две недели друзья сильно рассорились. О каком творческом союзе могла идти речь, если они совершенно по-разному работали. Ван Гог писал только с натуры. Гоген любил пользоваться своим воображением.

Гоген уехал. Ван Гог отрезал себе мочку уха и отдал его проститутке со словами “Возьмите, это может вам пригодиться”. После этого его нашли в невменяемом состоянии у себя в комнате. Добровольно лёг лечиться в психиатрическую больницу. Он проживет ещё полтора года. И успеет написать авторские копии своих “Подсолнухов”.

3. Ван Гог задумывал сделать триптихи со своими “Подсолнухами”.

Из переписки Ван Гога со своим братом Тэо нам известно, что он задумал сделать триптихи. Он предположил, что для украшения жилья лучше подойдут не отдельные натюрморты с подсолнухами, а их серии.

По его задумке в середине триптиха должен быть портрет Августины Рулен (супруга почтмейстера, друга Ван Гога). А по бокам – Подсолнухи. Вот так бы этот триптих выглядел.

Портреты Ван Гога

Но при жизни Ван Гог не успел продать ни триптих, ни картины по отдельности. Эксперты предполагают, что если бы не его самоубийство в 1890 году, Ван Гог бы стал очень богатым. Он выработал свой стиль декоративной живописи высшей пробы. Такой стиль не мог не понравиться широкой публике. Ещё немного, и его работы стали бы покупать за большие деньги.

4. “Подсолнухи” Ван Гога могли быть мрачными

Ван Гог не всегда писал такими яркими и жизнерадостными красками. Начинал он, наоборот, с очень мрачных сюжетов и темных красок.

Когда в 27 лет он решил стать художником, то выбрал для себя роль жизнеописателя простых людей. Так родилась знаменитая картина “Едоки картофеля” .

Ван Гог едоки картофеля

Винсент Ван Гог. Едоки картофеля. 1885 г. Музей Ван Гога, Амстердам

Но его брат Тэо, опытный продавец на рынке живописи, считал, что такая мрачная “крестьянская” живопись плохо продаётся. Также по его мнению, это было уже паханное поле. Ведь в этом стиле работали Милле и Писсарро .

Другое дело – радостная и светлая живопись импрессионистов. Такие картины созданы для успеха. Брат Тэо пригласил Винсента в Париж. Познакомил с Моне , Ренуаром , Дега и другими “светлыми” живописцами.

Под их влиянием Ван Гог резко сменил цвета с мрачных на светлые и яркие. Поэтому ему так нравился желтый цвет. И подсолнухи тоже.

Ссылка на бесплатный курс

5. Одна картина с “Подсолнухами” – подделка?

Ван Гог

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1889 г. Японский музей искусств Сомпо, Токио

В 1997 году разгорелся скандал. Эксперты предположили, что хранящаяся в Японии третья авторская копия “Подсолнухов” – подделка. Фактов, указывающих на поддельность было более, чем предостаточно.

Экспертов очень смущало, почему эта картина после смерти художника оказалась в руках художника Эмиля Шуффенекера. Все остальные Подсолнухи достались вдове брата Ван Гога. А тут вдруг совсем не имеющий отношения к семье владелец.

К тому же Шуффенекер был уличён в создании картин в стиле Ван Гога. Часть этих картин была “разоблачена”.

Эксперты музея Ван Гога в Амстердаме провели тщательное расследование. Подлинность картины была подтверждена.

Шуффенекер действительно время от времени писал картины в стиле импасто (нанесение краски густыми мазками). Именно этой техникой в совершенстве владел Ван Гог. Однако эксперты утверждают, что специально Шуффенекер подделки не создавал. Хотя возможно знал, что его картины выдаются дилерами за работы Ван Гога.

Кто знает, может через десять лет подлинность картины и опровергнут. Остаётся слишком много вопросов.

Почему именно эти “японские” Подсолнухи Ван Гог ни разу не упомянул в переписке с братом?

Почему картина написана на совершенно другом типе холста в отличие от других Подсолнухов?

И почему этот натюрморт не подписан (на вазах остальных стоит надпись “Vincent”)?

О других картинах художника читайте в статье “5 самых известных шедевров Ван Гога”.

Комментарии других читателей смотрите ниже. Они часто являются хорошим дополнением к статье. Ещё вы можете поделиться своим мнением о картине и художнике, а также задать вопрос автору.

Главная иллюстрация: Поль Гоген. Ван Гог, рисующий подсолнухи. 1888. Музей Ван Гога, Амстердам.

Похожее

17 комментариев к “Подсолнухи Ван Гога: 5 невероятных фактов о шедеврах”

Оксана! Огромное спасибо за Ваши статьи. Читаю с удовольствием и узнаю много нового.

Оксана, как всегда, статья на высшем месте пьедестала! Совершенно свое видение картины! Хотя много читала о Ван Гоге, потому что он и мой любимый художник ,но вот такие мысли, что это автопортрет ,не возникали.. Да, действительно так, если вспомнить жизнь этого гения. Спасибо!

Людмила, очень рада, что Вам понравилось статья!

Спаибо огромное за ваши статьи. Интересные факты в удобной для восприятия форме – редкое сочетание. Не оторваться!

Ольга, очень рада, что Вам нравятся мои тексты!

Да, весьма интересно то определение, что “Подсолнухи” Ван Гога – это портрет. Хотя я с этим вполне согласна. Ведь изображая подсолнухи, Винсент изобразил и показал ( пусть не прямо, но косвенно ) себя самого. Он как бы хотел сказать зрителям: “Да, я некрасив внешне, но я добрый и светлый внутри. Я бездарен и, может быть, бесперспективен в Вашем понимании, но я люблю жизнь, и готов дарить свою любовь и Вам. Я готов ( и буду!) стараться для того, чтобы мое искусство радовало Вас.”. Очень четко Вы подметили то, что цветы на картине отражают характер их творца. Без сомнения, что у каждого живописца есть своя картина, которая является символичной и ключевой для его творчества. Своего рода визитная карточка художника. У Рафаэля – “Сикстинская Мадонна”, у Леонардо Да Винчи – “Мона Лиза”, у Боттичелли – “Рождение Венеры”, у Веласкеса – “Менины”, у Клода Моне – “Впечатление. Восход солнца”, у Вермеера – “Девушка с жемчужной сережкой”. А у Ван Гога – это, конечно его знаменитые “Подсолнухи”, которые представленные не одной картиной, а составляют целый цикл работ! Очень любопытно было узнать также и интересные факты об этих картинах! Я тоже хочу поделиться с Вами еще одним фактом, который я думаю, будет интересен и Вам. Это я узнала из одного интересного журнала “Все о живописи”. Там я прочитала, что в 1987 году один из вариантов “Подсолнухов” ( 1888 года ), который в то время являлся собственностью лондонской Национальной галереи, был выставлен на знаменитом аукционе “Кристис”. Торги выиграла японская страховая корпорация “Ясуда”, выкупившая картину за очень большие по тем временам деньги – 40 миллионов долларов. Очень символично то, что эта уважаемая фирма была основана в 1888 году – в год написания картины. Вероятно, что руководство “Ясуда” решило во что бы то ни стало завладеть картиной и сделать ее своеобразным брендом своей компании. Во время празднования столетнего юбилея фирмы приобретенная картина была выставлена на 32 этаже небоскреба корпорации в Токио. В октябре 1988 года это полотно увидели 160 тысяч человек! Думаю, что не зря эта работа входит в число самых дорогих произведений изобразительного искусства.
Благодарю Вас за интересные и познавательные материалы!

Картины Ван Гога. 5 шедевров гениального мастера

Звездная ночь фрагмент

Ван Гог долго искал, в чем он сможет себя максимально проявить. Живописью начал заниматься в 27 лет. И со всей страстью отдался этому делу. 10 лет работы на пределе возможностей. Он надрывался. Расшатывая своё физическое и психическое здоровье.

Но в этом огне самосожжения он создавал один шедевр за другим.

Правда никто всерьёз его старания не воспринимал. Многие его картины были уничтожены теми, кому он их подарил. Даже его родная мать при переезде оставила десятки картин сына брошенными. Все они исчезли бесследно.

Да и сам Ван Гог нередко продавал их за копейки старьевщику. Тот перепродавал их для повторного использования другим художникам.

Несмотря на все эти потери до нас дошло 3000 его работ. Из них 800 картин маслом! По одной – каждые 1-2 дня!

Вот лишь 5 его картин. Я взяла работы последних 2х лет его жизни. Когда он стал тем Ван Гогом, которого мы знаем. Именно в этот период и было создано большинство его шедевров.

1. Подсолнухи. Август 1888 г.

Ван Гог подсолнухи Лондон

Винсент Ван Гог. Подсолнухи. 1888 г. Национальная галерея Лондона.

Август 1888 года. Уже несколько месяцев Ван Гог живет на юге Франции. В городе Арль. Сюда он приехал за яркими красками. Здесь он и создал серию картин с “Подсолнухами”.

Лондонская версия – одна из самых тиражируемых. Мы ее встречаем на сумках, открытках или чехлах для телефонов.

Это удивительно, что обычные цветы стали чуть ли не символом всей мировой живописи. Что же в них такого необычного?

Горшок и фон нарисованы очень схематично. Не понятно, то ли это стол, то ли далекий горизонт и песок. Цветы не красивы. Часть из них – с оборванными лепестками. А большинство и вовсе являются мутирующими.

Обратите внимание, что они похожи скорее на астры, нежели на подсолнухи. Такие цветки бесплодны и изредка появляются среди здоровых цветков. Но именно их выбрал для букета Ван Гог.

Может быть поэтому “Подсолнухи” у многих вызывают противоречивые чувства? С одной стороны Ван Гог хотел показать красоту бытия. Подсолнухи ему нравились, потому что они приносят пользу человеку. Но ненароком выбирает цветы бесплодные.

Это очень похоже на трагедию самого художника. Он жаждал быть полезным другим. Но реакции людей на его картины каждый раз показывали лишь одно: его усилия бесплодны.

О том, что его картины будут радовать миллионы людей, он и не смел мечтать.

2. Ночная терраса кафе. Сентябрь 1888 г.

Ван Гог писал в Арле не только цветы, но и сам город. “Ночная терраса кафе” – один из таких городских пейзажей.

Кто был в Арле, сразу обратит внимание, насколько город на картинах Ван Гога отличается от города реального.

Это был промышленный, грязный городок. Правда у него была древняя история. Основал его римский император Константин в 3 веке. В центре города сохранился римский амфитеатр, очень похожий на Колизей.

Странно, но вы не найдёте этот амфитеатр ни на одной картине Ван Гога. Хотя он запечатлел чуть ли не каждый уголок Арля. А главную достопримечательность города прошёл мимо!

Это очень характеризует Ван Гога. Он смотрел мимо обыденных вещей. Он видел самое необычное. Он видел душу цветов и камней. Он замечал, как дышат звезды. Но игнорировал очевидное.

Кафе он писал три ночи подряд. Прямо на открытом воздухе под ночным небом. Вы когда-нибудь видели художника, рисующего ночью?

Но в этом опять необычность Ван Гога. Он считал, что ночь богаче на краски, чем день. И это “нелепое” утверждение он смог доказать своей “Ночной террасой”.

В картине нет ни капли чёрной краски. Густо наложенные мазки делают желтый и синий ещё более яркими. Этим цветам аккомпанируют фиолетовые и оранжевые отсветы на мостовой. Это одна из самых ярких и позитивных работ Ван Гога. Несмотря на то, что перед нами ночь!

3. Автопортрет с отрезанным ухом и трубкой. Январь 1889 г.

“Автопортрет с трубкой” был написан в больнице Арля. Куда художник попал после своей легендарной истории с отрезанным ухом.

Все началось с приезда Гогена. Ван Гог хотел создать школу-мастерскую, видя Гогена ее лидером. Они начали жить и работать под одной крышей.

Ван Гог был очень непрактичным в быту. Аккуратного и собранного Гогена это раздражало. Ван Гог был слишком эмоциональным, спорил до посинения. Гоген же был самоуверенным и не терпел, когда сомневались в его мнении. Представляете, каково было ужиться таким людям? Нашла коса на камень.

Когда Ван Гог осознал, что им не по пути, его сорвало с катушек. Он набросился на друга с бритвой. Гоген остановил его своим грозным взглядом.

Тогда Ван Гог направил агрессию на самого себя, отрезав себе мочку уха. Такой жест может показаться очень странным. Если не знать одну особенность Арля.

В уже упомянутом амфитеатре проходила коррида. Но она была более гуманной, чем в Испании. Побеждённому быку отрезали ухо. Ван Гог отрезал себе ухо, считая себя проигравшим.

История с Гогеном была лишь последней каплей. Нервная система Ван Гога уже к тому времени была сильно расшатана бешеным ритмом работы и постоянным недоеданием.

Однажды он проработал 4 дня без сна, выпив за это время 23 чашки кофе! Представьте, что было бы с вами после таких издевательств над своим организмом.

И вот после первого нервного приступа Ван Гог создаёт свой странный автопортрет. Он написан дополнительными цветами. Это такие цвета, которые усиливают друг друга. Красный становится ещё более красным рядом с зелёным. Недаром эти цвета использованы в светофоре.

Но это усиление болезненно для глаз. Цвета становятся слишком кричащими. Зато они передают какофонию в душе художника.

4. Звездная ночь. Июнь 1889 г.

Ван Гог звездная ночь

Винсент Ван Гог. Звездная ночь. 1889 г. Музей современного искусства, Нью-Йорк

История с отрезанным ухом очень напугала соседей Ван Гога. Они написали петицию с требованием выдворить “сумасшедшего” из Арля. Он покорился. И добровольно уехал в лечебницу для душевнобольных в маленький городок Сен-Реми.

Здесь был написан один из самых известных его шедевров “Звездная ночь”.

Это одна из немногих работ, написанная им НЕ с натуры. Ван Гога не выпускали из больницы ночью. Только днём в сопровождении медработника.

Поэтому “Звездная ночь” была создана в воображении. Лишь из окна своей палаты Ван Гог видел кусок неба и звезды. А заодно и Венеру, которая в тот месяц была видна невооружённым взглядом. Самая яркая звезда на небе Винсента – как раз планета Венера.

Ван Гог считал, что все в нашем мире имеет душу. И цветок, и камень. Даже космос дышит. Это он и передал в своей “Звёздной ночи”. Добился он этого необычным расположением мазков вокруг каждой звезды и луны. Завихрения тоже помогли сделать небо “живым”.

“Звездная ночь” написана любимым сочетанием жёлтого и синего. Приступы отступили. Ван Гог обрёл надежду, что болезнь отпустила. Вскоре он покинет лечебное заведение и переедет в другой городок Овер.

5. Ветки цветущего миндаля. Январь 1890 г.

Картину Ван Гог написал в подарок брату, у которого родился сын. Его назвали в честь дяди, Винсентом. Ван Гог хотел, чтобы молодые родители повесили картину над кроватью. Цветущий миндаль означает начало новой жизни.

Картина очень необычная. Как будто лежишь под деревом и смотришь на ветки. Которые раскинулись на фоне неба.

Картина декоративна. Но к этому Ван Гог стремился во многих своих работах. Он создавал их для украшения жилья простых людей со скромным достатком. Вряд ли он представлял, что его картины будут доступны лишь очень богатым.

Через полгода после написания “Цветущего миндаля” Ван Гог погибнет. По официальной версии это было самоубийство.

Версия о самоубийстве почти никогда никем не оспаривалась. Ведь она делала легенду о Ван Гоге драматичнее. Это лишь подогревало к нему интерес, а цены на его картины росли.

Но вот что странно. В последние месяцы жизни его работы были одна позитивнее другой. Разве “Цветущий миндаль” похож на работу человека, помышляющего о самоубийстве?

К тому же в Овере, куда он переехал, его одиночество отступило. Здесь он нашёл немало друзей. Его картинами начали интересоваться. В прессе стали появляться восторженные отзывы.

Сейчас рассматривается версия об убийстве по неосторожности (выдвинута в 2011 году писателями Найфи и Уайт-Смитом).

Когда Ван Гог вернулся раненый к себе в комнату, при нем не было пистолета. Его мольберт и краски, с которыми он в тот день работал, также не нашли. При этом из города срочно уехал один из жителей, увезя с собой двух братьев-подростков. В этом семействе пистолет водился.

Ван Гог неохотно отвечал на вопросы полиции о происшедшем. Твердил, что сделал это сам. Было похоже на то, что Ван Гог решил взять на себя всю вину, чтобы ребёнок не попал в тюрьму.

Такое самопожертвование было вполне в его духе. Так он поступал когда-то, будучи помощником пастора. Он отдавал последнюю рубашку бедняку. Ухаживал за больными тифом, не думая о риске заражения.

Ван Гог ушёл из жизни в возрасте гениев. В 37 лет. Короткая жизнь. Творческий путь ещё короче. Но за это время он умудрился сменить вектор развития всей живописи.

Никто до него так рьяно не выражал себя на холсте. Его картины – это его эмоции. От оглушительного счастья до глубокого отчаяния.

Его работы и письма буквально под лупой изучали Пикассо, Вламинк, Матисс и многие другие. Без него не было бы экспрессионизма и даже абстракционизма.

Бедный, одинокий и странный. Он оставил своё имя в веках.

“Я вложил в свою работу сердце и душу, но в процессе лишился разума”. Винсент Ван Гог.

Читайте также: