Картина кувшин на столе

Обновлено: 14.05.2024

Фрукты и кувшин на столе (также названный « Дыня и компотье» ) -картина встиле кубизма, датированная 1916 годом, французским художником и теоретиком Жаном Метцингером . В 1919 году картина выставлялась в Париже, в галерее Леонс Розенберга , Galerie de l'Effort Moderne. Картина была воспроизведена в июньском 1924 г. (№ 6) выпуске Bulletin de l'Effort Moderne . Работа выставлена ​​в галерее Шарлотты Ф. и Ирвинга В. Рабб (Европа, 1900–1960, модернизм), Музее изящных искусств, Бостон .

Обратите внимание, это касается текста этой статьи в Википедии; не следует думать о предмете данной статьи.

Не восстанавливайте и не редактируйте пустое содержимое на этой странице, пока проблема не будет решена администратором , клерком по авторским правам или агентом OTRS .

Если вы только что отметили эту страницу как потенциальную проблему с авторскими правами, следуйте инструкциям по заполнению в нижней части поля.

Предыдущее содержимое этой страницы или раздела было определено как представляющее потенциальную проблему авторского права , как копию или модификацию текста из источника (ов) ниже, и теперь перечислено в Википедии: Проблемы авторского права ( список ) :

Если статус авторских прав на текст на этой странице не уточнен, проблемный текст или вся страница могут быть удалены через неделю после момента его включения в список (то есть после 13:21, 25 ноября 2020 года (UTC)) .

Временно исходная публикация все еще доступна для просмотра в истории страницы .

Если вы обладаете авторскими правами на этот текст, вы можете лицензировать его таким образом, чтобы разрешить его использование в Википедии. Нажмите «Показать», чтобы увидеть, как это сделать.

Вы можете продемонстрировать, что этот текст находится в общественном достоянии или уже находится под лицензией, подходящей для Википедии. Нажмите «Показать», чтобы увидеть, как это сделать.

Объясните это на странице обсуждения этой статьи со ссылкой на доказательства. Википедия: общественное достояние и Википедия: совместимые лицензии могут помочь в определении статуса.

В противном случае вы можете написать новую статью без материалов, нарушающих авторские права. Нажмите «Показать», чтобы узнать, где и как.

Ваш ревизионный документ должен быть размещен на этой странице, где администратор или клерк сможет просмотреть его в конце периода листинга. перейдите по этой ссылке на временную подстраницу .

  • Простого изменения текста, защищенного авторским правом, недостаточно, чтобы избежать нарушения авторских прав - если исходное нарушение авторских прав не может быть полностью удалено или статья вернулась к предыдущей версии, лучше всего написать статью с нуля. (См. Википедию: подробный перефраз .)
  • Для соответствия условиям лицензии любой контент, использованный в исходной статье, должен иметь соответствующую ссылку; если вы используете контент из оригинала, пожалуйста, оставьте пометку в верхней части переписанного текста, говоря об этом. Вы можете дублировать текст, не нарушающий авторских прав, который вы написали сами.
  • При переписывании всегда рекомендуется определить точку, в которой защищенный авторским правом контент был импортирован в Википедию, и убедиться, что участник не добавил контент, импортированный из других источников. При закрытии расследования клерки и администраторы могут обнаружить другие проблемы с авторскими правами, кроме выявленной. Если этот материал находится в предлагаемой перезаписи и не может быть легко удален, перезапись может оказаться непригодной для использования.

Если вы отметили статью для расследования, выполните следующие действия:

Содержание

Описание

Фрукты и кувшин на столе - это масло и песок на холсте, подписанное Дж. Метцингер , внизу слева, и надпись на реверсе; Peint par moi / en 1916 / Metzinger . Работа представляет собой разнообразную группу предметов - вазу с фруктами, графин (или кувшин), стакан и бутылку с надписью BANYU . Banyuls-сюр-Мер является коммуной в департаменте Восточных Пиренеев на юге Франции, расположенном недалеко Сербера и Кольюр . Предгорья Пиренеев впадают в Средиземное море в Баньюльс-сюр-Мер, образуя крутой обрыв. Баньюльс-сюр-Мер известен своими винами, такими как сладкое вино Баньюльс : крепленый аперитив или десертное вино, приготовленное из старых лоз, выращенных на террасах на склонах французских и каталонских Пиренеев.

Расположение предметов на столе, отделенное от фона, умеренность цветов и криволинейная структура контрастов контрастируют с сильно хроматичным и резким угловым моделированием работ Метцингера 1916 года, предполагая, что эта работа могла быть завершена в 1917 или 1918 году.

История

После Первой мировой войны Метцингер все больше двигался к классическому подходу к предметам - как Пикассо и некоторые другие кубисты - в ответ как на растущий интерес к классицизму, так и на давление послевоенного консерватизма; явление, которое охватит широкий спектр секторов, включая музыку, философию, литературу и изобразительное искусство.


Поль Сезанн , 1890-1894, фрукты и кувшин на столе , холст, масло, 32,4 x 40,6 см, Музей изящных искусств, Бостон


Поль Сезанн , 1895, La vase paillé (Банка имбиря и фрукты) , холст, масло, 73 x 60 см, Фонд Барнса , Пенсильвания

Фрукты и кувшин на столе обладают многими характерными чертами, которые можно было бы найти в работах Метцингера между 1916 и 1919 годами. На этой картине Метцингер изображен на грани принятия более натуралистической позиции. Пространство становится все более рецессивным, поверхностная трещиноватость - более сдержанной. Хотя геометрия остается неевклидовой и перспективной в традициях Поля Сезанна - как это видно из угла наклона стола по отношению к помещенным на него объектам - подвижная перспектива почти полностью отсутствует. Декоративные узоры более сдержанные, однако текстуры поверхности и толстое нанесение краски, оживляющей плоские цветные области, остаются неотъемлемой частью творчества Метцингера.

Считается кубистом в критических кругах, работа больше не обладает резкими угловатыми гранями кубизма Метцингера до 1916 года. Цвета всегда противоестественные; формы округлые, четко очерченные всенаправленным светом и тенью. Геометрическая арматура сводится к элементарным строительным блокам. Перспектива плотно упакована и ограничена глубиной резкости, эквивалентной рельефу, как если бы она была вырезана из камня. Кисти динамичны и выразительны. Композиция построена в вертикальном формате с акцентом на взаимосвязь и взаимоотношения между разными частями.

Происхождение

В апреле 1919 года картина находилась у Леонса Розенберга , Galerie de l'Effort Moderne, Париж. Фрагментарная этикетка на реверсе, датированная апрелем 1919 года, содержит имя Леонса Розенберга и Galerie de l'Effort Moderne, основанную Розенбергом в 1918 году. Коллекционер современного французского искусства, Розенберг подписал контракт с Метцингером в 1916 году. В обмен на регулярный доход, дилер получил исключительные права на художественную продукцию Метцингера. У Метцингера была персональная выставка в галерее Розенберга в январе 1919 года. За выставкой Жана Метцингера последовали выставки Фернана Леже (февраль), Жоржа Брака (март), Хуана Гриса (апрель), Джино Северини (май), Пабло Пикассо (июнь), Анри. Хайден (декабрь 1919 г.), Жак Липшиц (январь - февраль 1920 г.), а также несколько групповых выставок, в которых участвовал Метцингер, например, Les Maitres du Cubisme 3 мая - 30 октября 1920 г .; одноименная выставка Май 1921 г .; Du cubisme à une renaissance plastic , 1922, и еще одна персональная выставка 16 апреля - 10 мая 1928 года.

Картина была воспроизведена в июньском 1924 г. (№ 6) выпуске Bulletin de l'Effort Moderne .

В 1955 году картина « Фрукты и кувшин на столе» появилась на открытом аукционе в Париже и продана неизвестным дилером компании Marlborough Fine Art , Ltd., Лондон. В 1957 году картина была продана Marlborough Fine Art Музею изящных искусств в Бостоне за 1200 фунтов стерлингов (дата присоединения: 10 января 1957 года). Эта информация взята из письма от Marlborough Fine Art WG Констеблю Министерства иностранных дел (22 января 1957 г.) в кураторском файле MFA.

Фрукты и кувшин на столе были воспроизведены в книге Пауля Эриха Кюппса , Der Kubismus; ein künstlerisches Formproblem unserer Zeit , 1920. Картина называлась Stilleben и датирована 1917 годом.

10 картин Сезанна, которые нужно знать

Моне называл Поля Сезанна "величайшим среди нас"; Пикассо - отцом современного искусства; Жорж Брак, говорил, что он сыграл ключевую роль в кубизме.

Сезанн, отказался от одноточечной перспективы, которая доминировала в живописи со времен эпохи Возрождения. Он изображал несколько перспектив в одном холсте и сделал объекты набором абстрактных фигур, отбросив любую детализацию, характерную для художников-реалистов. Вот 10 его самых важных работ.

1. Убийство

Находящаяся сегодня в художественной галерее Уокера (Walker Art Gallery) в Ливерпуле, картина "Убийство" относится к "темному периоду" творчества Сезанна - 1860-м годам. Здесь двое атакуют третьего, который лежит на земле, раскинув руки. Сезанн использует тяжелые, темные, цвета в своей композиции. Это одна из ранних работ художника, в ней, написанной под влиянием романтических художников, таких как Герико и Делакруа, практически не ощущаются легкие прикосновения импрессионизма.

2. Бассейн в Жа де Буффан

1870-е годы Сезанн провел между Парижем и Провансом. В это время он сдружился с Камилем Писсарро - одним из величайших импрессионистов, который оказал огромное влияние на технику Сезанна: в его картинах появились светлые теплые тона, он стал много писать природу. На картине "Бассейн в Жа де Буффан" - родные места семьи Сезанна, здесь же в 1880 он открывает свою мастерскую.

3. Мальчик в красном жилете

Сезанн редко прибегал к услугам профессиональных моделей. Однако, исключением является серия картин мальчика в красном жилете, которую художник рисовал с итальянца Микеланджело ди Росса. Картины из этой серии часто сравнивают с работами старых мастеров – они поражают богатством цвета, «смелые, мощные, отличающиеся той выразительностью формы, которой мы восхищаемся в работах мастеров Высокого Ренессанса, и удивительной живостью и глубиной цвета» (Мейер Шапиро). Самая известная из них - мальчик, опирающийся локтем на стол перед ним, и смотрящий на лист бумаги. В настоящее время он находится в собрании фонда Эмиля Бюрле в Цюрихе и оценивается в 109 миллионов долларов.

4. Эстак с красными крышами

Эстак - это небольшое селение недалеко от Марселя, и одно из мест, которые Сезанн рисовал снова и снова. В 1876 он писал Писсарро , что " солнце здесь настолько яркое, что видишь предметы силуэтами, и не только чёрно-белыми, но синими, красными, коричневыми, лиловыми". Это место было идеально для художника в его работе с абстрактными образами и цветам. "Эстак с красными крышами" демонстрирует интерес Сезанна к необычным цветам, таким как горящие золотые и лазурные голубые. Но посмотрите на крыши, и вы увидите прямую связь с великим кубистом Жоржем Браком, который приехал в Эстак в 1907 году, вдохновленный Сезанном. Он писал пейзажи, деревья, дома и виадуки, которые ясно показывают влияние великого мастера.

5. Гора Сент Виктуар (с большой сосной)

Гора Сент Виктуар - навсегда связана с Сезанном: раз за разом он писал этот ландшафт, огромный мост и хребет горы, который никогда не бывает одинаковым. Гора стала его фоном, иногда возвышаясь над равнинами, иногда над домами, железной дорогой или соснами. На некоторых картинах деревья зеленые, на других провансальский пейзаж осенним золотом горит на солнце. Мы видим на картинах, изображающих Мон Сент-Виктуар, – это знаменитое сомнение Сезанна и отсутствие единой объединяющей перспективы: нечеткие, неопределенные образы, полные колебаний и исследовательских мазков; художник перестает быть создателем, но страдает неопределенностью того, что он видит.

6. Игроки в карты

Сезанн нарисовал провансальских крестьян, играющих в карты, в пяти немного отличающихся композициях. Пожалуй, самым известным является та, что в Музее Орсе в Париже, самая маленькая и последняя из серии. На всех картинах мужчины просто концентрируются на картах в их руках, молчаливые и сосредоточенные, точно так же, как сам художник занимается своим холстом, а не окружающим миром. Одна из пяти картин этой серии была продана катарской королевской семье почти за 300 миллионов долларов в 2011 году, и является второй самой дорогой картина, когда-либо проданной.

7. Натюрморт с драпировкой, кувшином и вазой для фруктов

Это самый дорогой натюрморт, когда-либо проданный на аукционе Sotheby's: в 1999 году в Нью-Йорке он куплен за 60,5 миллионов долларов. Это также один из лучших натюрмортов Сезанна, а его первым владельцем был Поль Гоген . Жанр натюрморта был идеален для Сезанна в его исследованиях скрытых форм и форм за объектами и множественных перспектив. Здесь мы видим темный занавес, белую скатерть, миску для фруктов и сами фрукты, которые сливаются и перетекают в ткани, миску и друг друга. Каждый из них одновременно и объект и предмет для исследования цвета и формы.

8. Натюрморт с занавесом

Еще один прекрасный натюрморт и отличная иллюстрация того, как Сезанн мог обойтись без единой перспективы в картине, - это натюрморт с занавесом и цветочным кувшином. На первый взгляд, зрители видят стол, на котором стоят кувшин, две миски апельсинов, несколько яблок, белая ткань и узорчатый занавес. Присмотревшись, мы обнаружим, что некоторые кусочки фруктов, кажется, погружаются в стол, центральная чаша наклоняется к зрителю, в то время как стол плоский, а левый угол стола находится под неправильным углом к остальной части изображения. Это и есть противоречивые перспективы на одном изображении. Русский коллекционер Иван Морозов приобрел картину на ретроспективе Сезанна 1907 года, а из его коллекции она попала в Государственный Эрмитаж в Санкт-Петербурге.

9. Купальщицы

"Купальщицы", а если быть более точным - "Большие Купальщицы", сейчас находятся в художественном музее в Филадельфии. В последние годы жизни Сезанн написал серию картин с обнаженными купающимися девушками. Некоторые критики считают эту картину лучшей работой художника, несмотря на то, что она кажется не совсем оконченной после семи лет работы над нею. "Купальщицы" отсылают к давней традиции изображения обнаженной натуры в пейзаже, которая начинается еще с Тициана и Пуссена, с их нимф и сатиров. Но Сезанн отбросил классическое мифологическое содержание ради более абстрактных фигур, создав шедевр, ставший прообразом знаменитых "Авиньонских девиц" Пикассо.

10. Натюрморт с черепами

Изображение черепов долгое время было в моде. Стремясь показать суетность жизни, художники рисовали их с 17 века. Сезанн не был исключением. Натюрморт с черепами, сложенными в пирамиду, скорее всего, навеян мыслями о проблемах со здоровьем и смертью матери художника в 1897 году, которые вызвали меланхолию и задумчивость.

Еда как на картинке: топ-10 знаменитых натюрмортов и рецептов к ним

Праздность и гедонизм, хлеб насущный и пир горой, накрытые столы, рынки и завтраки - то, что радует нас даже во время пандемии. Тема еды в живописи всегда была одной из самых популярных и вдохновляла многих художников на великолепные натюрморты. Со временем, изображение накрытого стола, ломящегося от яств или аскетичного, стало самостоятельным жанром.

В обзоре журнала об искусстве Точка ART — 10 натюрмортов, написанных в разное время выдающимися мастерами этого жанра.

Питер Артсен «Сцена на рынке», 1569

В XVI веке, придя на смену религиозным сюжетам, в жанровую живописи Нидерланд пришла еда — на столе, на рынке, на кухне. Питер Артсен, вошедший в историю мировой живописи как один из основоположников этого жанра, стал бытописателем повседневной жизни простолюдинов, крестьян, слуг, торговцев. Из картины в картину зритель попадает то в «Мясную лавку» (1551) или на «Обильную кухню» (1570), где столы ломятся от огромных окороков и рыбин, разделанных туш, коровьих голов и колбас, монументальных сырных голов и пирамид из овощей и фруктов; то на «Крестьянский праздник» (1951), где танцуют «Яичный танец» (1552), полный скрытых символов и смыслов; то в «Блинную» (1960) или к «Кухарке» (1559), осанкой, статью и взглядом похожую на императрицу и нанизывающую на вертел туши с видом величественным и грозным.

Рынок, со всеми его персонажами — продавщицей с овощами, торговцем дичью, мясником — отдельная тема Артсена, позволяющая бесконечное количество раз обыгрывать любимые сюжеты и сцены. Во всех его лавках и рынках всевозможная снедь занимает большую часть пространства и «играет» главную партию, в то время как человеческие персонажи отходят на второй план.

Рецепт Ленивый капустный пирог

  • 1 небольшой кочан белокочанной капусты
  • 2 репчатые луковицы
  • 3 яйца
  • 1 стакан муки
  • Пучок укропа
  • 250 г сметаны
  • 70 г сливочного масла
  • 1 чайная ложка разрыхлителя
  • Соль по вкусу

Лук мелко нарезать и обжарить на сковороде до прозрачности. Капусту нашинковать как для засолки, укроп мелко нарезать. На сковороду к луку добавить капусту и укроп, посолить и обжаривать 7-10 минут. Приготовить тесто: вбить яйца в сметану, добавить разрыхлитель, тщательно перемешать. Растопить масло и добавить в тесто. Всыпать муку, перемешивать, пока тесто не станет однородным. Соединить тесто с капустой, еще раз все тщательно перемешать, выложить в форму, смазанную маслом. Запекать при температуре 180 градусов в течение 25-30 минут (до появления румяной корочки).

Флорис Ван Дейк «Натюрморт с сырами», 1615

«Breakfast piece», так называется тип натюрморта, зародившегося в 1610 году в Харлеме и Антверпене. Флорис Ван Дейк был одним из первых, кто начал рисовать эти «части завтрака», столы, сервированные на одного человека, при этом еда на них столь обильна, что ею вполне можно было накормить большую компанию: пирамида из сырных голов возвышается в центре стола, накрытого восточной скатертью; рядом стоят корзины с фруктами и хлебами, тарелки с маслинами и орехами, кувшин и бокалы с вином. Иллюзия реальности поразительна; недаром в XVII веке Теодор Шревелиус писал: «Это Флорис ван Дейк, который может заманить и поймать страстных женщин и даже птиц своей художественной кистью».

Рецепт Жареный сыр

  • 300 г рассольного сыра (сулугуни или адыгейский)
  • 1 яйцо
  • ½ стакана пива
  • 1 чайная ложка кунжутных семечек
  • ½ стакана муки

Сыр нарезать брусками толщиной около 1 см. Пиво, яйцо и муку смешать, тесто должно получиться как на оладьи. Всыпать в тесто кунжут. Раскалить масло на сковородке, обмакнуть сырные бруски в кляр, обжаривать с обеих сторон до появления хрустящей корочки. Переложить сыр на салфетку, чтобы стекло лишнее масло. Подавать в горячем или холодном виде, в качестве закуски, с соусами по вкусу.

«Фруктовая лавка» входит в серию из четырех картин фламандского художника, знаменитого своими потрясающе изобильными натюрмортами: «Лавка дичи», «Овощная лавка» и «Рыбная лавка». Фламандский натюрморт — это праздник жизни, торжество природы. В своих натюрмортах Снейдерс не только воспевал изобильную природу, но и зашифровывал в них разные смыслы. В «Фруктовой лавке» все имеет свое символическое значение: и знатная дама, выбирающая персики, и лающая у ее ног собачка, и обезьянка, опрокидывающая корзину с фруктами. И конечно, невозможно оторвать взгляд от массивного деревянного прилавка, ломящегося от корзин со всеми мыслимыми фруктами. Кажется, все, что растет и плодоносит, есть во «Фруктовой лавке»: виноград и смоква, гранаты и апельсины, лимоны и сливы, черешня и груши, персики, яблоки и ежевика. «Полная драгоценных яств кладовая», — так называл картины Снейдерса Левинсон-Лессинг.

Рецепт Фруктово-овощной смузи

  • 500 г свежей тыквы
  • 1 банан
  • 1 апельсин
  • 0.5 чайной ложки молотой корицы
  • 0.5 чайной ложки молотого имбиря
  • Сахар по вкусу
  • Вода питьевая по желанию

Мякоть тыквы и банан порезать на мелкие кубики, апельсин разобрать на дольки. Сложить тыкву и фрукты в блендер, взбивать в течение 3-4 минут. Добавить корицу и имбирь, подсластить и взбивать до получения консистенции пюре. Подавать в бокалах с соломинкой, при желании добавить лед.

Джузеппе Арчимбольдо «Лето», 1573

Итальянский живописец, декоратор, маньерист, Джузеппе Арчимбольдо был одним из самых замечательных насмешников своего времени. Он создавал портреты, но так, как прежде никто не делал. Его портреты смело можно назвать и натюрмортами, ведь «лица» на них собраны, наподобие мозаики, из фруктов, овощей, птичьих перьев, рыбьих плавников, грибов и травы. Люди эпохи Возрождения любили головоломки, загадки и всевозможные странности, так что Арчимбольдо не был более странным, а просто потакал вкусам своего времени.

«Лето» — одна из четыре картин цикла «Времена года», символизирующая этапы человеческой жизни: юность, молодость, зрелость и старость. Юность жизни у Арчимбольдо состоит из сочных и спелых фруктов, овощей и ягод — айвы, персиков, вишни, винограда, малины и ежевики, огурца, помидора и баклажана, в обрамлении колосьев пшеницы.

При жизни Арчимбольдо бы невероятно популярен, но после смерти на долгие годы впал в забвение. Интерес к его творчеству снова появился в 30-е годы ХХ века и уже не ослабевал. Картины Джузеппе Арчимбольдо можно найти музеях Вены, Инсбрука, Мадрида, в парижском Лувре и Галерее Уффици, в Швеции и США.

Рецепт Сливовый пирог

  • 1 кг сливы «Венгерка»
  • 2 столовые ложки сахара
  • 1 стакан муки
  • 2 яйца
  • 100 г сливочного масла
  • 1 чайная ложка разрыхлителя
  • Шепотка соли
  • 1 чайная ложка корицы

Сливы помыть, извлечь косточку, просушить. Размягченное сливочное масло взбить с сахаром, не переставая перемешивать по одному вбить яйца. Добавить муку и разрыхлитель, еще раз перемешать до однородного состояния. Поместить тесто в форму для запекания, сверху выложить половинки слив, присыпать их смесью сахара и корицы. Поставить форму в разогретую духовку, выпекать при температуре 175 градусов до готовности. Подавать горячим с шариком ванильного мороженого.

Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с фарфоровым кувшином, гранатом и виноградом», 1763

Жан Батист Симеон Шарден «Натюрморт с фарфоровым кувшином, гранатом и виноградом», 1763 © Musée du Louvre, Paris

В эпоху, когда французская живопись была известна своим величием и декоративными украшениями, натюрморты и жанровые сцены Жана-Батиста-Симеона Шардена удивляли своей простотой и скромностью. А еще они всегда были почти математически выверены: все предметы на картинах аккуратно и тщательно расставлены, нет ни одной небрежной детали. Но несмотря на непритязательность, натюрморты Шардена очаровательны. «Кто-то пишет красками, а кто-то — чувством». Эти слова художника о живописи в самой большой степени относятся к его картинам.
Мир домашних, обжитых вещей под кистью художника оживает, показывая зрителю повседневную жизнь парижан третьего сословия. За мизансценой — кувшин с вином, два бокала, фрукты — угадывается часть этой повседневности, с укладом, традициями, событиями, которые можно проживать вдвоем. «Манера Шардена своеобразна. У нее есть общее с наброском, о котором вблизи не знаешь, что это такое; по мере удаления вещь оформляется, и, наконец становится самой природой», — так говорил о живописи Шардена Дени Дидро.

Рецепт Желе из винограда

  • 1 кг винограда без косточек
  • 200 г сахара
  • 1 чайная ложка агар-агара
  • Щепотка лимонной кислоты
  • 100 мл воды

Виноград вымыть, очистить от черенков и веточек, положить в кастрюлю, присыпать сахаром, добавить лимонную кислоту и перемешать, встряхивая кастрюлю, пока сахар не распределится равномерно. Залить водой, поставить на огонь, довести до кипения, и томить на маленьком огне 20 минут. Томленые ягоды перетереть через сито, в полученный сок добавить агар-агар и прокипятить в течение 3-4 минут. Разлить сок по банкам, закрыть завинчивающимися крышками или закатать, дать остыть. Хранить в холодильнике в течение шести месяцев.

Иван Хруцкий «Грибы, рыба и овощи», 1838

Иван Фомич Хруцкий, русский живописец второй половины XIX века, наиболее известен в отечественном искусстве как мастер «цветов и плодов», иными словами, как создатель чудесных натюрмортов. В них — связь с художественными традициями, а также «живописная тщательность» кисти, вызывавшая ассоциации с картинами старых мастеров. «Грибы, рыба и овощи» по настроению, цветовому решению и стилю максимально близки к голландскому натюрморту XVII века.

Предметный мир натюрмортов Хруцкого лишен особого символического значения, но говорит о многом. Незатейливая кухонная утварь, овощи и грибы, ягоды и фрукты показывают жизнь в небольшом сельском поместье второй трети XIX столетия, все напоминает о летнем приволье и домашнем уюте.

Глядя на «Грибы, рыба и овощи», можно почти физически ощутить свойства каждого из изображенных предметов: шершавость лукошка, замшевую мягкость грибных шляпок, прохладный бок рыбины и гладкость медного блюда. Можно даже почувствовать запах леса, еловой хвои, реки, жизни рядом с природой, в гармонии с ней.

Рецепт Жюльен

  • 100 г грибов (шампиньоны или сезонные)
  • 2 репчатые луковицы
  • 1 чайная ложка муки
  • 2 столовые ложки сливочного масла
  • 50 мл сливок 33%
  • 50 г твердого сыра
  • Соль, черный перец по вкусу

Лук и грибы почистить и мелко нарезать. В разогретом на сковороде подсолнечном масле слегка обжарить лук, добавить грибы, муку и жарить до готовности грибов. Разложить грибную смесь по формочкам, залить сливками, посыпать тертым сыром и запекать в духовке при температуре 180 градусах 20–25 минут.

Пьер Огюст Ренуар «Лук», 1881

Натюрморт в творчестве импрессионистов занимал не главную роль, но, тем не менее, встречается почти у всех художников этого направления. Ренуар — не исключение, за жизнь он написал 1880 натюрмортов!

Фруктово-овощные миксы Ренуара не всегда реалистичны с точки зрения гастрономической совместимости, но всегда восхитительны по цвету, свету и «вкусу». Он писал натюрморты сразу по окончании очередного портрета, чтобы отдохнуть и перезагрузиться, отчасти поэтому все они такие очаровательные и легкие. Натюрморт «Лук» прост и аскетичен. Шесть луковиц и две головки чеснока выписаны мастерски, текстура всех предметов выписана виртуозно, круглые луковые бока кажутся лакированными. Несмотря на простоту, в натюрморте ощущается жар и яркость Средиземноморья — картина была написана Ренуаров во время путешествия по Италии.

Французский луковый суп

  • 700 мл мясного или овощного бульона
  • 350 г лука (4 средние головки)
  • 150 мл белого сухого вина
  • 70 г сыра
  • 50 г сливочного масла
  • 2 зубчика чеснока
  • 1 ч. ложка муки
  • 1 небольшой багет

Лук нарезать полукольцами и, постоянно помешивая, обжарить на медленно огне в растопленном сливочном масле. Когда лук начнет приобретать золотистый цвет, добавить два раздавленных зубчика чеснока. Пассеровать вместе 4-5 минут, после чего добавить к луку муку. Влить в лук бульон, постоянно перемешивая, чтобы не осталось комочков, а затем вино. Посолить и поперчить суп, накрыть крышкой и дать повариться на маленьком огне в течение 30 минут. Подсушить багет в тостере, натереть сыр. Перелить суп в жаропрочную кастрюлю, положить сверху гренки, следующим слоем – сыр. Поставить в духовку и подогревать при температуре 180-200 градусов до образования корочки, после чего сразу подавать на стол.

Борис Кустодиев «Купчиха за чаем», 1918

Трудно представить, что душевное и колористически щедрое, светоносное искусство Кустодиева сохранило свои удивительные качества даже в ту пору, когда болезнь лишила его возможности двигаться. Но художника, по его же словам, спасала «чудесная страна воспоминаний» — сюжеты и люди уже ушедшей, но не утратившей свой терпкий аромат жизни. «Купчиха за чаем», написанная Кустодиевым в голодном Петрограде 1918 года — замечательный и характерный пример такого образного воспоминания о пышных красавицах, о теплых лазоревых вечерах, о ритуалах торжественных чаепитий, о жизни такой прекрасной в ее неторопливости и размеренности.

В этом натюрморте Кустодиева всего в избытке, всего вдосталь, но эта избыточность не кажется вульгарной. Мраморные плечи дородной купчихи, огромный сверкающим самовар, очевидно пышущий жаром, истекающий сахарным соком арбуз соседствует на столе с выпечкой и фруктами, кот, ластящийся к хозяйке, — это не лубок, а воплощенная на холсте мечта. Мечта о жизни, которая могла бы быть такой.

Кекс с изюмом к чаю

  • Масло сливочное – 180 г
  • Сахар – 180 г
  • Изюм темный – 190 г
  • Мука пшеничная – 350-370 г
  • Яйца куриные – 3 шт.
  • Ванилин – 2-3 г
  • Разрыхлитель – 0,5 ч.л.
  • Соль – щепоть
  • Пудра сахарная – по желанию для присыпки

В масло комнатной температуры добавляем яйца, сахар и ванилин и взбиваем миксером. Затем добавляем запаренный изюм и постепенно вводим муку, разрыхлитель и соль. Полученное тесто выкладываем в форму, смазанную маслом. Выпекаем полтора часа при температуре 170 градусов.

Кузьма Петров-Водкин «Утренний натюрморт», 1918

Возможно, за границами этого идиллического фрагмента, находится что-то более суровое, не видимое нам, и можно бесконечно фантазировать на тему предполагаемых событий этого летнего дня, очевидно лишь то, как мастерски Петров-Водкин простым языком вещей смог рассказать жизнь, со всеми ее радостями и тревогами.

Фаршированные яйца с сыром и чесноком

  • яйцо куриное 4 шт.
  • твердый сыр 70 г.
  • чеснок 1 зубец
  • майонез 1 ст.л.

Яйца разрезать на две части, убрать желтки. Твердый сыр натереть на самой мелкой терке, добавить выдавленный через пресс чеснок, майонез и желтки. Перемешать вилкой до получения однородной массы. Наполнить яичные половинки, украсить.

Зинаида Серебрякова «На кухне. Портрет Кати», 1923

Зинаида Серебрякова — одна из первых и наиболее любимых публикой в России профессиональных художниц, мирискусница «новой волны». В своем творчестве она создала множество обаятельных и милых женских и детских образов, много рисовала мужа, себя, детей, передавая атмосферу своего дома и теплоту домашней обстановки. Почти все семейные портреты представлены как жанровые сцены, в которых большую роль играет натюрморт. «На кухне» — не исключение.Самое сложное в детском портрете — не скатиться в кукольность и сентиментальность. Серебряковой удалось избежать этого, дети на ее картинах не играют какую-то определенную роль, навязанную взрослыми, а живут своей важной жизнью, в которой множество разных серьезных и интересны дел. Именно так изображена на картине и младшая дочь художницы, Катя. Привычный быт здесь возведен в ранг красоты и гармонии, все настолько пронизано любовью и теплом, что даже рыбины на переднем плане не кажутся холодными. То, с какой почти идеализированной реалистичностью выписаны все детали натюрморта, говорит нам: в домашнем, семейном кругу не бывает неважных мелочей, все значимо и ценно.

Свекольный дип

  • Средняя свекла
  • Средняя морковка
  • Средняя луковица
  • Столовая ложка растительного масла
  • Столовая ложка соевого соуса
  • Четверть чайной ложки соли

Овощи почистить и помыть, свеклу и морковь проткнуть вилкой в нескольких местах, по желанию - разрезать клубни пополам. На противень положить фольгу, на фольгу - овощи, залить их смесью растительного масла и соевого соуса, посолить, посыпать травами, завернуть в фольгу, оставив в ней небольшой просвет, и поставить в разогретую духовку на 200 градусов запекаться на час. Вынуть овощи, слегка остудить и положить в чашу погружного блендера. Блендером перебить до кремообразного состояния. При желании добавить столовую ложку сметаны или йогурта. Дип можно есть как соус к гарнирам или намазывать на бутерброды и сочетать в них с другими ингредиентами, например, вареными перепелиными яйцами и копченой индейкой.

Поль Сезанн «Натюрморт с драпировкой»


Картина Поля Сезанна «Натюрморт с драпировкой», созданная в 1892-1894 годах, подчеркивает особенности импрессионистической манеры автора. Давайте сравним эту работу с этюдом и полюбуемся мастерством художника.

Натюрморт с драпировкой

Подробное описание картины

Работа была выполнена в 1892-1894 годах. На картине изображены две тарелки с апельсинами и яблоками, поставленные на две смятые (совсем недавно) салфетки (или скатерти). Автор дополнил полотно белым фаянсовым кувшином, расписанным цветами. Именно этот кувшин фигурирует на многих натюрмортах художника, возможно потому и выписан на "Натюрморте с драпировкой", как всегда, с любовью и тщанием.

Кувшин, как и все белое на полотне, блестит чистотой и дарит ощущение прохлады (серо-голубые тени и складки салфеток), подчеркивая яркое желто-оранжевое тепло фруктов и материал драпировки, служащей левым фоном картины и представляющей из себя плотную льющуюся ткань, скорее всего, шелк с цветочным рисунком.

Темный цвет присутствует только на фоне только в самых потаенных уголках материи на полотне слева и непонятном фоне справа. Белого очень много, но он собирает теплые фруктовые оттенки и несет ощущение не только чистоты и света, но лета и радости бытия. Автор с явным удовольствием выписывает фрукты: желтоватые с прозеленью оттенки яблок дополняют и смягчают оранжевость апельсинов.

Особенности полотна и стиля автора

Несмотря на живую нежность, фрукты на «Натюрморте с драпировкой», как всегда у Сезанна, очень осязаемы, имеют вес и плотность. Твердо на столе стоит и кувшин, в отличие от тарелок, призванных, как и правый фон, уводить зрителя от реальности и недоумевать. Правый край стола приподнят или нет? Скатятся ли при таком наклоне тарелки на зрителя или нет? А есть ли что-нибудь в тяжелом на вид кувшине?

Искусствовед А. Дубешко считает, что автор допускает нарушение в перспективе специально в знак отказа от известных академических натюрмортов, используя взгляд на предметы натюрморта под разными углами. Специалисты по живописи отмечают необыкновенное чувство равновесия форм и красок в работе, что делает ее красивой, цельной и стабильной в нашем материальном мире.

Этюд к картине и само полотно

Этюд к картине

Интересно сравнить незаконченный этюд к картине и саму картину. На этюде (хранится в музее Фонда Барнса, Пенсильвания, США, датируется 1892—1894 годами) Сезанн совершенно реалистичен, где-то даже скучноват: все просто и обыденно, самое интересное – драпировка на заднем фоне. А на самой картине настоящий праздник: богатство фруктов на тарелках, цветов в орнаментах и световых оттенках - все сиюминутно и прекрасно. На полотне присутствует все, что отличает картины импрессионистов, последователем которых и был Поль Сезанн.

Лучшие голландские натюрморты: 6 знаменитых художников

Реализм (от позднелатинского reālis - «действительный») принято рассматривать как начало развития современного искусства. В буквальном смысле "реализм" - художественный стиль, который правдиво и объективно воспроизводит действительность во всех ее подробностях, вне зависимости от степени красоты изображаемого на картине. Читать дальше

и вполне реалистичное представление ассортимента роскошной трапезы — в Нидерландах знали толк в «тихой жизни». Мы собрали букет из картин нескольких живописцев — виртуозов жанра , благодаря которым даже само словосочетание « голландский натюрморт» выступает синонимом совершенной техники и изящества.

Лучшие голландские натюрморты: 6 знаменитых художников

Картины , изображающие природный мир , были невероятно популярны в Нидерландах. А в течение XVII века голландское слово « Stilleven» перешло в английский под видом « still life», что буквально означает « тихая , неподвижная жизнь». Однако до середины 1600-х годов сами голландцы обычно называли картины в соответствии с изображенными на них объектами , например , «завтраки».

большей части голландской живописи обманчив. Многие цветочные натюрморты , например , представляют сочетания растений , которые не цветут в одно и то же время года. А щедрые банкеты прерваны на середине , и некоторые блюда оставлены недоеденными.

Эти невероятные картины часто являются memento mori — напоминанием о смерти. Они указывают на то , что жизнь коротка , а Бог благ , но суд его суров. Поэтому воображаемые букеты могут намекать зрителю , что настоящие цветы , как и всё в мире , неизбежно должны увядать и умирать. Точно так же незавершённые банкеты говорят о внезапности смерти или служат призывом к умеренности.

Адриан ван дер Спелт. Натюрморт тромплёй с цветочной гирляндой и занавеской

Поджанрами голландских натюрмортов можно считать

• цветочные картины , которые отражают страсть голландцев к садоводству;
• кухонные и рыночные композиции , изображающие кулинарное богатство страны;
• «показной натюрморт» , связанный с предыдущим — фламандские художники разработали его для демонстрации экзотических фруктов , специй , а также предметов , цветов и мёртвой дичи;
• vanitas

Торжественные, скорбные и величальные, радостные и задорные мелодии очаровывали людей с незапамятных времен, помогая в радости и горе. Тот миг в истории человечества, когда гармония звуков превратилась в музыку, а человек оторвался от будней и, напевая незамысловатый мотив, начал мастерить инструменты, остался не замеченным. В дальнейшем музыка и ее носители претерпели взлеты и падения: от вознесения в рай небесный до низвержения в ад греховный. И сама музыка и инструменты с тех пор стали носителями особого кода, символами различных понятий. Читать дальше Преодолев страх перед собственным отображением в воде, человек захотел этот фантом удержать. Испробованы были всевозможные средства: емкости с водой, полированные поверхности, эксперименты с оловом и пр. Наконец, многовековые опыты завершились тем, что все мы можем себя видеть с утра до вечера, и зеркало из загадочного и зловещего превратилось в заурядный предмет обихода. Но в истории живописи у зеркал была и продолжается бурная и яркая жизнь. Так за что же их так полюбили художники? Читать дальше

— популярные сцены с черепами , песочными часами , книгами , горящими свечами и другими предметами , которые подчеркивают эфемерность земных удовольствий и побуждают к размышлениям об истинном смысле жизни.

Амброзиус Босхарт Старший. Ваза с цветами в оконной нише

Ян Брейгель Старший

Ян, родившийся за год до смерти своего знаменитого отца Питера Брейгеля Старшего, был одним из первых художников , сосредоточившихся на цветочных натюрмортах. Его даже прозвали Брейгелем « Цветочным» или « Бархатным». Он дружил с Питером Паулем Рубенсом, и вместе они создали ряд работ , где первый писал окружающую среду и декорации , а второй — персонажей. Отличный пример тому — серия « Пять чувств», которая сейчас находится в Музее Прадо в Мадриде.

Картины из цикла «Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом

Картины из цикла «Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом

Картины из цикла «Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом

Картины из цикла «Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом

Картины из цикла «Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом

Картины из цикла « Пять чувств», созданные совместно Яном Брейгелем Старшим и Питером Паулем Рубенсом. Музей Прадо , Мадрид

Ян Брейгель Старший предпочитал изображать цветочные композиции в вазе или сосуде , причем с уже упомянутым сочетанием растений на всех фазах цветения — такие букеты никогда не могли быть написаны с натуры.

Интересный момент: в качестве фона для цветочных натюрмортов художники обычно выбирали природные пейзажи или небо , но вслед за Яном Брейгелем стали размещать их на их тёмном фоне. Сын прославленного отца также первым начал добавлять в композиции мелкие детали — мух , улиток , бабочек на всех стадиях метаморфозы. И это вовсе не случайное « украшательство»: так Брейгель Цветочный подавал идеи трансформации и воскресение. А , например , стрекоза — символ быстротечности. К тому же все эти детальные , миниатюрные , тонко выполненные изображения служили демонстрацией мастерства живописца.

У многих цветов также были христианские религиозные значения , пришедшие из Средневековья — розы и лилии символизировали чистоту и Деву Марию , тюльпаны — благородство , маки — власть и смерть.

Ян Брейгель Старший, «Букет цветов» (1606). Национальный музей искусств Румынии, Бухарест «Букет цв

Ян Брейгель Старший , «Букет цветов» ( 1606). Национальный музей искусств Румынии , Бухарест

«Букет цветов» ( 1606) из собрания Национального музея искусств Румынии — это настоящая визуальная энциклопедия. Композиция состоит из 130-ти видов и сортов цветов , которые художник месяцами изучал в брюссельском саду эрцгерцога Альбрехта Габсбургского. Среди растений спрятано около двадцати видов насекомых. Цветы распускаются и увядают , гусеницы превращаются в куколок , а затем в бабочек , отмечая течение времени и намекая на цикличность жизни. Таким образом , созерцание картины превращается в размышления о хрупкости и эфемерности красоты и жизни , а также о божественной природе искусства. Кажется , что лишь жужжание мухи на краю сосуда нарушает эту безмолвную медитацию.

Клара Петерс

Клару Петерс называют « первой леди голландского натюрморта». Неизвестно , когда и где именно родилась и умерла художница , которая создавала работы между 1607-м и 1621 годами. Скудные факты биографии — не редкость для художниц XVII века , поскольку женщин не воспринимали всерьёз в этой профессии. Никаких записей о Кларе Петерс нет и в антверпенской гильдии святого Луки. Как и большинство её коллег-женщин в ту эпоху , она , возможно , была дочерью художника , поэтому её не требовалось включать в записи об ученичестве. Некоторые историки искусств считают , что она могла быть ученицей Яна Брейгеля Старшего или Осиаса Берта.

Благодаря Кларе Петерс значительно возросла популярность уже упомянутых « завтраков», то есть ансамблей из бокалов , керамических сосудов , другой посуды , продуктов , напитков и цветов. Хотя биографы художницы указывают , что последняя известная им картина датирована 1621 годом , в Музее искусств округа Лос-Анджелес хранится « Натюрморт

Натюрморт – живописный жанр, фокусирующийся на изображении предметного мира. Название «натюрморт» происходит от француского nature morte либо же итальянского natura morta , что переводится как «мёртвая природа» . На натюрморте изображают неодушевленные предметы, композиционно расположенные в реалистическом пространстве. Читать дальше

с сырами , артишоком и вишнями», написанный « примерно в 1625 году». Это тщательно проработанный « завтрак», состоящий из скромных , в основном местных продуктов.

Клара Петерс. Натюрморт с сырами, артишоком и вишнями

В композиции доминирует тарелка со сливочным маслом и огромные круги сыра. Эти продукты — повод для национальной гордости: молоко называли « благородной жидкостью», а молочные продукты стали неотъемлемой частью « Голландии , которую мы представляем». В то же время ассортимент и количество продуктов на столе не являются избыточными: картину пронизывает кальвинистское смирение.

Чем же удивляет эта работа XVII века современного зрителя? Картина очень реалистична. Например , каждый след зазубренного ножа отпечатан на кусочках масла. Сочный артишок и яркие красные вишни , отражающиеся в серебряной тарелке , освежают композицию , в которой преобладают коричневые оттенки. Съеденная вишня на краю стола ( от неё остались только черенок и косточка), — тонкое напоминание о бренности бытия.

Клара Петерс. Натюрморт с цветами, позолоченным кубком, сухофруктами, конфетами, печеньем, вином и оловянным графином

У Клары Петерс был особый способ подписывать свои работы. На шести из 39-ти дошедших до нас картин присутствует богато украшенный серебряный нож , на котором выгравировано её имя. Кроме того , художница добавляла в картины скрытые автопортреты в отражающих поверхностях. Присмотритесь к приведенному выше « Натюрморту с цветами , позолоченным кубком , сухофруктами , конфетами , печеньем , вином и оловянным графином» ( 1611) из Музея Прадо: художница написала себя трижды в кубке и четырежды — в оловянном кувшине.

Такое обилие автопортретов — форма самоутверждения. Мастера не только подписывали свои картины , но и с помощью эдаких « пасхальных яиц» демонстрировали своё мастерство , что было зафиксировано даже в литературе того времени.

Виллем Клас Хеда

Виллем Клас Хеда, родившийся в 1594 году в Харлеме , несомненно , был одним из величайших мастеров натюрморта. В начале карьеры он специализировался на «ванитас» ( vanitas

, буквально — «суета , тщеславие» ), который восходит к болезненной одержимости смертью в XV веке. Все элементы композиции побуждают нас задуматься об эфемерности жизни и возможности внезапной смерти.

Виллем Клас Хеда. Натюрморт

Позже Хеда переключился на «банкетные» натюрморты и «завтраки». Он мастерски передавал свет , отражающийся на поверхностях разной фактуры — стеклянной , серебряной и латунной посуде , которая располагается на идеально драпированной ткани. На картинах этого художника изображены не тщательно сервированные столы , а , напротив , уже свершившиеся трапезы.

Его самая большая картина « Остатки банкета с мясным пирогом» ( 1635) из Национальной галереи искусств в Вашингтоне , на первый взгляд , подчеркивает роскошь гостеприимного пира. Но тарелки и ножи вот-вот соскользнут со стола , а кубок и графин уже опрокинуты. Конечно же , скоропортящиеся продукты или забытые предметы символизируют скоротечность жизни — однозначно трактуются погасшая свеча , разбросанные устрицы и оливки , недоеденный мясной пирог и наполовину очищенный лимон.

Виллем Клас Хеда. Остатки банкета с мясным пирогом

Лимон , почти всегда с завитком кожуры , впервые использовал в своей композиции в 1621 году Питер Клас — современник Хеды. Этот мотив в то время отражал три основных интереса голландского общества — коммерцию , естествознание и живопись , а также символизировал роскошь и богатство. «Лимон на столе был признаком того , что вы попали в высшее общество , таким же , как Mercedes или сумка Louis Vuitton сегодня», — пишет Джеймс Лэнгтон в статье « Когда натюрморт

дает вам лимоны: значение цитрусовых в искусстве и истории».

С 1620-х до конца 1640-х годов голландские художники предпочитали изображать натюрморты и пейзажи однотонной палитрой. Хеда была мастером таких холодных серых или тёплых коричневых цветовых схем. Здесь золото , серебро , олово и венецианское стекло сочетаются с нейтральной стеной и белой скатертью. Но уже позже — в середине 1600-х годов — для классического периода голландской живописи стали характерны более яркие цвета.

Ян Давидс де Хем

Ян Давидс де Хем родился в 1606 году в Харлеме и считался лучшим натюрмортистом своего времени. Сначала учился у своего отца Давида де Хема , затем у Бальтазара ван дер Аста, который вслед за своим зятем Амброзиусом Босхартом Старшим ввёл в композиции ракушки и улиток. Переехав в Антверпен в 1631 году , Ян де Хем сменил монохромные изображения инструментов и книг на яркие и элегантные картины с цветами и фруктами. Его натюрморты , населённые всевозможными прожорливыми насекомыми , также несут моральные послания или иллюстрируют пословицы.

Ян Давидс де Хем, «Ваза с цветами» (ок. 1660). Национальная галерея искусства, Вашингтон Тридцать о

Ян Давидс де Хем , «Ваза с цветами» ( ок. 1660). Национальная галерея искусства , Вашингтон

Тридцать один вид растений в «Вазе с цветами» ( ок. 1660) из Национальной галереи искусств в Вашингтоне не может цвести в одно время года. Многие из этих цветов имеют символическое значение. Верхние распускаются в солнечном свете , который струится через окно студии де Хема ( оно отражается в стеклянном сосуде). Те , что ниже , лишены небесного света , они поникают и увядают.

Похоже , этот букет содержит ссылки к воскресению Иисуса и спасению души. Помимо крестообразного отражения оконной рамы есть и другие основания для такой трактовки. Бабочка , которая часто символизирует воскрешение , садится на белый мак — цветок , связанный со сном , смертью и Страстями Христовыми. Стебель пшеницы отсылает к таинству причастия. Ипомея , раскрытая лишь в течение дня , представляет свет истины , а ежевика помогает вспомнить о горящем кусте , откуда Бог говорил с Моисеем. Слева на столе саламандра жадно смотрит на паука , а по мраморной полке ползают улитка , моль и муравьи. Все эти существа символизируют ночь и тлен.

Читайте также: