Как с помощью двух спичек образовать на столе треугольник

Обновлено: 02.05.2024


Оглавление

  • Предисловие
  • Урок 1. Цифры, буквы и немного математики
  • Урок 2. Геометрия
  • Урок 3. Алгебра

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Со спичками не шутят предоставлен нашим книжным партнёром — компанией ЛитРес.

Урок 1. Цифры, буквы и немного математики

— Сколько будет, если восемь разделить пополам?

— Если вдоль, то три, а если поперек, то ноль.

При решении задач первого урока спичками нужно будет изображать цифры и буквы. Если вы улыбнулись, прочитав эпиграф, значит с арифметикой у вас всё в порядке. Тогда дерзайте. Минимальные «системные» требования к человеку, решающему задачи этой главы — знать русский и латинский алфавиты, арабское и римское написание чисел, уметь немножечко считать. В обыденной жизни римские цифры последнее время встречаются редко, но многие спичечные задачи с числами и арифметическими примерами имеют давнюю историю и поэтому в них фигурируют цифры этой, постепенно забываемой, системы счисления. Римская нумерация, в отличие от арабской системы, не позиционная. В её основе использованы принцип сложения (например, V+I=VI, то есть 5+1=6) и принцип вычитания (например, X-I=IX, 10-1=9). Основные знаки римской нумерации, в спичечном изображении, выглядят так:


Остальные числа получаются из основных следующим образом: 1=I, 2=II, 3=III, 4=IV (вычитаемое слева от основного знака), 5=V, 6=VI (прибавляют справа до трех знаков), 7=VII, 8=VIII, 9=IX (снова вычитание, вычитается слева только один знак), 10=X, 11=XI, 12=XII, 13=XIII, 14=XIV, 15=XV, 16=XVI, 17=XVII, 18=XVIII, 19=XIX, 20=XX. Далее все идет аналогично.

При изображении спичками букв и цифр возможны варианты, подбирайте подходящий для конкретной задачи. Вот как, к примеру, можно представить число «два»:


Показано четыре варианта, но можно по-другому выложить буквы в слове «два», написать это слово на другом языке, поставить сверху и снизу черточки в римской нумерации, записать это число как квадратный корень из четырех и т. д.

Предваряющие слова свели на нет интригу следующих задач, и вы можете удивиться: в чём же закавыка, всё ведь просто. Обычно подобные головоломки публикуют, не намекая столь прозрачно, что нужно сделать, но ради идеи систематизации заданий пришлось пойти на это. Если же вы захотите проверить мыслительные способности кого-то из ваших приятелей, не говорите им вступительных слов, а сразу — условие задачи и всё.

1-1. Из двух спичек, не ломая их, сделайте пять. Справившись с этим заданием, вы легко сделаете из двух спичек десять и даже пятьдесят.

1-2. Теперь возьмите три спички. Не прибавляя и не ломая их, сделайте из трех спичек четыре. А сможете сделать ещё больше?

1-3. Имея 4 спички, вы без труда сделаете 7, затем 15, наконец, 1000. А можете наоборот уменьшить число и сделать из 4 спичек 3?

1-4. На рисунке из 4 спичек сложено число 14. Переложите только одну спичку так, чтобы получилась тысяча.

1-5. Из 4 спичек сложено число 7.


а). Как переложить одну спичку, чтобы получилось число 1?

б). Как нужно переложить две спички, чтобы получилось число 5?

1-6. Разделите 5 спичек между пятью лицами так, чтобы каждый получил по спичке, и одна спичка осталась в коробке.

1-7. Из 5 спичек сделайте 6. (Есть несколько решений.)

1-8. Из 5 спичек сделайте 8.

1-9. Как доказать на спичках, что если от 8 отнять 5, то ничего не останется?

1-10. Положите 6 спичек так, чтобы получилось «ничто».

1-11. Положите 6 спичек так, как показано на рисунке.


а). Передвиньте одну из них, не касаясь других, так, чтобы получилась арифметическая дробь, равная 1. Спичку, изображающую дробную черту, трогать нельзя.

б). Превратите эту дробь в число 1/3, не изменяя количества данных спичек.

1-12. На рисунке из спичек образовано число 57 в римской нумерации. Переместив две из них, не сдвигая остальных, получите 0. Есть два различных решения.


1-13. Отнимите от 7 спичек 5 спичек так, чтобы и осталось тоже 5.

1-14. Чему равно значение дроби, показанной на рисунке семью спичками?


1-15. Переложите 1 спичку на следующем рисунке так, чтобы равенство стало верным. Существует несколько решений.


1-16. А теперь подумайте над рисунком предыдущей задачи и, не перекладывая спичек, докажите, что равенство изначально было верным.

1-17. Докажите на спичках, что половина числа 12 равна 7.

1-18. Как из 8 спичек сделать три?


1-20. а). Положите 9 спичек так, чтобы получилось 10.

б). Сделайте из 9 спичек 36.

1-21. Приложите к 4 спичкам 5 спичек так, чтобы получилось 100. (Два решения.)


1-22. Докажите на спичках, что:

а) 9 без 3 равно четырем;

б) 11 без 3 равно шести;

в) половина числа 9 равна 4.

1-23. Переложите спички, показанные на рисунке, так, чтобы в каждом горизонтальном ряду было четыре (а можно сделать в каждом ряду — шесть).


1-24. Положите пять спичек. Прибавьте к ним ещё 5 спичек так, чтобы получилось три.


1-25. Из 10 спичек получите ноль.

1-26. Увеличьте число, составленное из 10 спичек, в полтора раза, переложив как можно меньше спичек.


1-27. Сможете ли вы показать с помощью спичек, как от 5 следует отнять 7/10, чтобы остаток оказался в точности равен 4?

1-28. На рисунке сложено арифметическое выражение из спичек. Какое минимальное количество спичек нужно переложить, чтобы равенство стало верным?


1-29. Переставьте одну спичку, чтобы пример имел решение.


1-30. Из 12 спичек сделайте 2.

1-31. Переложите 2 спички так, чтобы равенство стало верным.


1-32. Превратите это арифметическое выражение в истинное равенство или неравенство, взяв или переложив 1 спичку. Есть много решений.


1-33. Как из 13 целых спичек, каждая из которых равна 5 сантиметрам, положенных одна около другой, составить метр?

1-34. Переложите 2 спички так, чтобы равенство стало верным.


1-35. Из 14 спичек сделайте 50.

1-36. Положите 15 спичек так, чтобы получилась сетка.

1-37. Спички расположены как на рисунке. Убирая каждый раз несколько из них, образуйте как можно больше различных слов. Например, НОС.


1-38. Во всех следующих арифметических выражениях нужно добиться истинности равенств, переложив всего по одной спичке.






















1-39. Переложите 1 спичку так, чтобы равенство выполнялось с точностью до 0,002.


1-40. Чему равен Х в изображенном спичками двойном равенстве? (Наборы из трёх вертикальных спичек можно интерпретировать тремя различными способами.)


1-41. От данных 24 спичек, расположенных указанным образом, отнять 8 спичек так, чтобы осталось 6.


1-42. Перед вами 24 спички. Можете ли вы, сняв со стола 13 спичек, сложить из оставшихся сто «Г»?


1-43. С такой же начальной конфигурацией, как и в предыдущей задаче, требуется взять 19 спичек так, чтобы осталось 8.

1-44. Из той же начальной конфигурации взять 13 спичек так, чтобы осталось 8.

1-45. От разложенных на столе 30 спичек постарайтесь отнять 13 спичек и получить три.


1-46. В каждом из трёх горизонтальных рядов переложите по одной спичке так, чтобы все шесть равенств (вертикальных и горизонтальных) оказались верными. (Задания на деление и на умножение).



1-47. У каждой из цифр 1 спичка стоит не на своем месте. Переложите по одной спичке в каждой цифре так, чтобы равенство стало верным.


1-48. В двух дробях можно убрать по 10 спичек (не трогая дробную черту) так, что величина дроби не изменится.


1-49. В этой дроби можно убрать 10 спичек и дробь не изменит значения, но затем можно убрать ещё 4 спички и величина дроби будет прежней.


1-50. Угадайте закономерность форм фигурок, сложенных из спичек. Какую фигуру следует поставить следующей?


1-51. В задаче 1-47 требовалось переложить по одной спичке в каждой цифре, теперь же предлагается в каждом равенстве переложить всего одну спичку, чтобы оно стало верным.





Подобных задач можно придумать сколько угодно. Методика их составления очень проста: выкладываете спичками верное равенство, а потом перекладываете одну из них, как-нибудь похитрее. Задача готова.

1-52. Девятнадцатью спичками выложено неверное числовое выражение. Требуется переложить всего 3 спички так, чтобы получилось правильное равенство.


1-53. В выложенной спичками записи числа 8111 переложите 3 спички таким образом, чтобы получилась запись числа 950.


1-54. В выложенной спичками записи числа 2163 переложите 3 спички таким образом, чтобы получилась запись числа 1995.

головоломки со спичками

Попробуйте решить и повторить головоломки со спичками. Это очень интересное и увлекательное занятие. Можно приобщить к этому занятию ваших детей. Им тоже это будет очень интересно, а заодно и развитие мелкой моторики и мышления.

Получить 2 квадрата

2-kvadrata


Отобрать 2 спички и получить 2 квадрата

Головоломка со спичками – Рак и рыба

Головоломка со спичками – Рак и рыба

Повстречались в речке рак и рыба. Испугались друг друга, развернулись и отправились в разные стороны.

Переложить в обеих фигурах по 3 спички так,
чтобы они плыли в противоположных направлениях.

Загадки про спички на изобретательность

Как с помощью одной спички, не ломая ее, сложить треугольник?
И как с помощью двух спичек, не ломая и не расщепляя их, образовать четырехугольник?

Сделать 1

Сделать 1

Спички на рисунке обозначают дробь 1/7. Как передвинув всего одну спичку сделать дробь равную 1.

Ответ на загадку

4 спички 3 квадрата

perelozhit-4


Переложить 4 спички так, чтобы получилось 3 квадрата. Имеется 2 решения.

Три спички

Три спички лежат на столе. Как удалить среднюю спичку из середины не трогая её?

Отгадывание спичек

однажды в своей комнате, я услышал в соседней громкий смех, который подстрекнул мое любопытство. Я заглянул туда. Хохотали мой брат и его товарищ, студент.
— Поди-ка сюда, мальчуган! Покажем тебе интересный
фокус.
Этого мне только и надо было. Брат был большой затейник.
— Гляди, — сказал брат, раскладывая по столу в беспорядке спички. — Кладу как попало десяток спичек. Сейчас я уйду из комнаты в кухню, а ты тем временем задумай какую-нибудь из спичек. Когда задумаешь, крикни мне. Я взгляну на спички и сразу покажу ту, которую ты задумал.
— А он заявит, что не та, — вмешался гость.— Нет, тут нужен контроль, без этого нельзя!
— Ну ладно, сделаем так: когда мальчуган задумает спичку, пусть покажет тебе. Будешь свидетелем.
— Это другое дело. Давайте тогда начинать.
Брат вышел. Я удостоверился, что он действительно в кухне и что в замочную скважину ничего подглядеть нельзя. Задумав спичку, я показал на нее, не дотрагиваясь, студенту и крикнул брату:
— Готово!
Не очень-то верилось мне, что брат отгадает спичку, — ведь я до нее даже не дотронулся; все спички остались на своих местах, как лежали. Как тут отгадаешь?
А он отгадал! Подошел к столу и прямо указал задуманную спичку. Я нарочно старался даже не глядеть на нее, чтобы не выдать себя взглядом. Брат и не повернул ко мне глаз, а все-таки отгадал… С ума сойти!

Совочек-рюмка

sovok-rumka

Посмотрите на фигуру образованную спичками:

На что это похоже?

Загадки со спичками

Кто не любит конструкторских задач? Загадки со спичками – отличная возможность включить своё воображение, потренировать свои конструкторские навыки. Для всех архитекторов, строителей и инженеров наш раздел загадки со спичками.

Бородатая данетка про спичку

Продолжаем серию загадок-данеток…
Посреди пустыни лежит совершенно мертвый голый мужчина со спичкой в руке.
Вопрос: Как он туда попал?

Как сложить?

Как с помощью шести спичек сложить 4 равносторонних треугольника?

Газовая загадка

Gazovaya-zagadka


Вы заходите на кухню. На кухне – газовая лампа, газовая плита и газовая колонка. Что вы в первую очередь зажжете?

Ответ на загадку

Понравилась загадка? Чтобы не пропустить новых загадок,

Свинья из спичек

svinya-grustnaya

На рисунке грустная свинья составленная из 15,5 спичек.

1) Переложив 4 с половиной спичек сделайте «Веселую свинью».
2) Убрав одну спичку и переложив 2 с половиной получите «Любопытную свинью».

Крепость и ров

krepost


На рисунке вы можете наблюдать крепость и каменная стена вокруг крепости. Между стеной и крепостью прорыв ров, заполненный водой и кишащий голодными крокодилами. Ваша задача, имея только 2 спички построить надежный мост между стеной и крепостью.

5 треугольников

5-treugolnikov


Вынуть 5 спичек так, чтобы осталось 5 треугольник и фигура, которую эти 5 треугольников образовали была симметрична.

Со спичками не шутят

Читайте также: