Как разобрать стол в плацкарте

Обновлено: 16.05.2024

Имеет ли пассажир верхней полки право позавтракать или пообедать на полке соседа внизу?

Имеет ли он право положить свою ручную кладь под нижнюю полку соседа?

Имеет ли он право вообще весь день сидеть на нижней полке, а на верхней только спать?

Какие документы все это регламентируют?

Однажды я ехала на нижней полке, но соседка с верхней спустилась ко мне с утра и сидела там весь день. За день путешествия я ужасно устала, но мне некомфортно было просить человека не сидеть на моей полке, ведь весь день находиться на верхней полке тоже невозможно. Таким образом, моя ненастроенность на конфликт привела к тому, что поездка не была комфортной.

В другой раз я ехала на верхней полке, только зашла в поезд, дедушка снизу уже запрещает класть багаж под его полку, уже настроен на конфликт. А когда речь зашла о том, что нужно поужинать, он сказал, что это прекрасно можно сделать на верхней полке (Ваше место верхнее - на нем и сидите).

Все же чаще мне приходилось ехать с понимающими людьми, с которыми удавалось найти компромисс, взаимное уважение лучше всяких правил. Но неужели у РЖД нет никаких правил относительно прав пассажиров на верхней полке?

Я хотела бы напомнить, что вагон, в котором вы едете, называется спальный вагон. И все места в спальном вагоне являются местами для лежания. И пассажир с нижней полки имеет законное право лежать на своей полке в течение всего времени поездки.

В правилах проезда сказано, что пассажиры на время поездки обязаны занять место, которое указано в билете.

Иначе говоря, по закону каждый пассажир получает билет на определённое место, которое он имеет право занять и использовать по своему усмотрению: спать, лежать, есть, читать, … На период поездки каждый пассажир - хозяин своего места. И только Он распоряжаетесь им, как захочет. И если пассажир с нижней полки захочет, как радушный хозяин, пустить на свою полочку пассажиров сверху – он пускает, но если не захочет – это его право. Он заплатил за своё место.

Хотела бы ещё напомнить, что места на верхние полки стоят в 2 раза дешевле, чем места на нижние. Получается, что нижние пассажиры получили комфорт, а верхние – экономию. Каждому – своя выгода.

То же самое касается багажа. Нижний ящик для багажа занимают вещи пассажира снизу. Для пассажиров сверху предусмотрена верхняя полка.

Это по правилам проезда, но есть ещё правила общечеловеческие, главным среди которых является умение договариваться друг с другом.

Просто не надо молчать, а надо разговаривать. Сразу в начале пути обозначить свои нужды, попросить разрешения на какой-то срок воспользоваться нижней полкой. Мир не без добрых людей, и кто-то из двух пассажиров снизу, обязательно, уступит.

Только и пассажирам с верхних полок тоже не стоит злоупотреблять "гостеприимством", рассиживаясь на нижнем сидении до 9-10 часов вечера. А то получается, что пассажир сверху приобрёл за 50% стоимости билета - полтора места, в то время как пассажиру нижней полки приходится за 100% стоимости билета делить полку ещё с кем-то. Непорядок.

Как залезть на верхнюю боковую полку в плацкартном вагоне?

Если вы будете ехать в поезде в плацкартном вагоне, то, для того чтобы попасть на верхнюю полку, вам необходимо будет воспользоваться специальными подножками, которые находятся со стороны прохода с торца полки. Вставая на эти подножки, вы и должны будете залезть на верхнюю полку.

Для большей вместимости пассажиров в вагонах транспорта железной дороги предусмотрены ещё и боковые полки. Обычно народ предпочитает брать нормальные места, но когда ехать надо, а билетов почти нет, бывает покупаешь то что осталось. Лично я не люблю верхние полки, мне на них не комфортно, а вот ребенку наоборот дополнительное развлечение залезть туда и обратно. Для удобства подъёма предусмотрены небольшие выступы, на которые нужно поставить одну ногу, руками при этом лучше держаться за поручни. Человеку с большим весом, пожилым и людям с проблемами опорно-двигательного аппарата , на мой взгляд, это сделать нереально. Им лучше покупать места на нижних полках.


Чтобы забраться верхнее боковое место помогают специальные ступеньки, сделанные на вертикальных металлических стойках между купе плацкартных вагонов. На скрине обозначено верхней зелёной стрелкой. Наступаешь ногой на металлическую площадку нижнего спального места (обозначена нижней зелёной стрелкой), держишься за стойку одной рукой, другой рукой за откидной поручень. Другой ногой на ступеньку и остаётся подтянуться. Для весящих как я 50 килограммов, проблемы не существует. Полненьким и инвалидам, конечно сложнее.

Когда с внучкой по гостям разъезжаем, умышленно беру боковые места. Сидеть или обедать днём не мешают, лишние не лезут, а наверху ей вообще интереснее.

Как залезть на верхнюю боковую полку в вагоне

Залезть на свою верхнюю полку в плацкартном вагоне можно при помощи специальной подножки. Либо это могут быть несколько ступенек, но они уже в купе. Ставите ногу на подножку и залезаете на верх. Другое дело, что не всем легко залезать на верхнюю полку. Крайне неудачный выбор места для беременных, пожилых или тучных людей, ну или людей с овз. Удобнее полки снизу, где столик собирается.

Более подробная инструкция с фото.


Стрелочками показаны подножки. Ставим одну ногу на нижнюю полку, другую на подножку, ухватываемся рукой за поручень и забираемся на свое верхнее место. Можно на руках подтянуться, если руки сильные. Но удобнее с подножками.

В том, чтобы залезть на боковую полку наверх, ничего сложного нет, если есть соответствующая физическая подготовка, потому что придется держать баланс и закидывать туловище наверх.

По бокам от полок есть поручень вертикальный, он специально сделан, чтобы за него держаться, под поручнем есть педалька, на нее нужно наступить и потом держась рукой, закидывать свою тушку.

Чтобы попасть на т.н. "боковушку" нужно воспользоваться специальными подножками, которые расположены по краям ниши. Конечно, для этого требуется проявить немалую, почти акробатическую, ловкость. Поэтому пожилым людям и беременным женщинам категорически не рекомендуется ездить на верхних боковых полках! Да и не на боковых тоже.


Всё очень просто. Если в первый раз оказались в плацкартном вагоне, чтобы оказаться на верхней полки нужно со стороны прохода с торца полки увидеть специальную подножку. С помощью этой подножки можно залезть на верхнюю боковую полку. А вот слазить уже будет гораздо труднее, но это дело техники.


Залезть на верхнюю полку вагона несложно. Там, сбоку, для этого специальные типа ступеньки есть, которые расположены так, что пользоваться верхней полкой возможно даже для пожилого, нетренированного человека. Поэтому, никогда не верьте тем, кто просит Вас уступить нижнее место, ссылаясь на то, что на вторую полку ему никак не залезть.

Тут дело не в полке, а в том, что на нижней полке намного удобнее сидеть, когда не спишь, и удобнее пользоваться столиком.

Более того, если Вы поддадитесь и добровольно откажетесь от нижнего места, то не факт, что новый хозяин вообще разрешит Вам даже на краешке "своей" полки посидеть. И что бы согнать нахала обратно наверх придётся проводника (а то и начальника поезда) привлекать.

Лично наблюдала такое шоу. Сначала стонут и рыдают, а потом морда кирпичом и - "Убирайтесь с "моей" полки, я отдыхать ложусь".

Какие есть права у пассажиров верхней полки поезда?

Боковушка в плацкарте: прелесть или кошмар?

Спешу поделиться впечатлениями от поездки, пока курортная жизнь не вскружила мне голову.

Вот, казалось бы, сошлись сразу три сомнительных удовольствия: класс поезда, класс вагона и непривлекательное, боковое, расположение спального места. Ждать от такого сочетания каких-то положительных впечатлений не приходится, но так ли неприятна описанная ситуация?

А началась поездка вообще с приключения – с приключения с чемоданом.

Точнее, так: началась она почти как в романе Агаты Кристи – со случайно увиденного в соседнем поезде (эпизод с чемоданом произошел чуть позже, так что о нем – через минуту).

Когда провожавший меня муж покинул вагон, подчиняясь требованиям, адресованным ко всем провожающим, и была осушена моя последняя слеза, я взглянула в окно и увидела машиниста соседнего поезда.

bokovushka1_1.JPG

Он сидел на своем обычном месте, ел бутерброд и заполнял какие-то бумаги. Каждое его движение сообщало такую уверенность, что мне стало легко и спокойно на душе.

Медленно набирая ход, поезд тронулся, оставляя машиниста за работой с документацией и бутербродами…
И тут в соседнем «купе» (вагон – плацкартный, поэтому «купе» не имеют дверей) раздался возглас: «А чемодан-то ее тут остался!».

Быстро выяснилось, что за несколько минут до отправления одна дама, поставив свой багаж под полку, убежала на вокзал (не знаю, по какой причине). Ситуация почти анекдотическая (не для дамы): багаж в купе, поезд неспеша набирает скорость, время близится к полуночи, а владелицы багажа нет!

К соседям отсутствующей дамы немедленно присоединились остальные пассажиры, поскольку требовалось оперативно принять коллективное решение: что делать с чемоданом? Такие ситуации всегда привлекают множество желающих высказаться, и на повестку дня одно за другим было выдвинуто несколько предложений: выкинуть чемодан дамы, отставшей от поезда, немедленно, пока поезд не вышел на крейсерский ход (1), объявить розыск исчезнувшей пассажирки (2), передать груз начальнику поезда (3) и что-то еще (4). Большинство выступало за первое предложение, и даже предлагало конкретные способы выкидыша, но тут одна пожилая пассажирка произнесла: «А вдруг там взрывное устройство?».

Услышав такое предположение, поначалу не пришедшее никому в голову, пассажиры сделали шаг назад, а бывшие желающие выкидывать стали орать, что «его вообще не надо трогать!».

Один из пассажиров напомнил, что при входе в здание вокзала «всё просвечивают», и это замечание снизило уровень массовой тревоги.

События развивались стремительно: поезд набирал скорость, делая выбрасывание чемодана невозможным; собравшиеся спорили все громче и громче, выбирая способ немедленного избавления от постороннего предмета; проводник (молодой парень из студенческого отряда, для которого наше путешествие было последним рейсом) хлопал глазами; приключение постепенно обретало черты драмы…

И тут явилась чемоданная хозяйка.

Участники собрания озадаченно посмотрели на даму и, не сразу приняв новое обстоятельство, несколько натянуто выразили ей свою радость.

Дальше в вагоне выключили свет и пассажиры уснули безмятежным сном путешественников, у которых все только начинается.

Удивительно, но у не-фирменного поезда обнаружилось одно несомненное преимущество перед фирменным: расписание!

При дневном свете вагон оказался не таким старым, как обещали сайты с отзывами. В отличие от фирменных составов, которые всегда выглядят как только сошедшие с конвейера, он имел вид честного труженика с большим практическим опытом, но еще не готового уйти на тренерскую работу.

Неожиданно обнаружилось еще одно преимущество: кофе в постель!

bokovushka2_1.jpg

Дело в том, что нижние боковые полки устроены очень оригинально: средняя часть является одновременно и постелью, и столом. На вопрос, кто придумал такую гениальную конструкцию, мне не ответил ни проводник-студент, ни начальник поезда. Даже о том, когда это было придумано, они, к сожалению, не знают, но, тем не менее, всем известно, что боковому пассажиру нет никакой возможности бесконечно переделывать постель в столовую и обратно, и потому ему позволительно пить утренний кофе, не вылезая из-под одеяла.

Очень удобным было и утреннее чтение у окна, еще до пограничного контроля.

bokovushka3_1.JPG

Кстати, книжка, которую я взяла в дорогу, оказалась не просто интересной, а невероятно приятной для чтения. Пожалуй, Некрасову стоило стать прозаиком, а не поэтом – так хорош его прозаический слог.
У окна приятно просто полулежать и любоваться видами, и такое преимущество – только у бокового места.

Но это все утром. Другое дело – днем.

К дневному кофе, конечно, надо встать, скрутить матрас и, уложив его на одну из частей полки, сесть за стол, как это делают пассажиры небоковых мест.

bokovushka4_1.jpg

Благодаря удобному расписанию, несколько продолжительных остановок выпали на дневное время, и я использовала их для коротких прогулок по перрону.

bokovushka5_1.JPG

Во время стоянки железнодорожные специалисты тщательно осматривали вагоны, что создавало ощущение непрерывной заботы о пассажирах.

bokovushka6_1.JPG

Да, вот еще интересный факт, который я узнала в одной из предыдущих поездок: по территории каждого государства состав ведет бригада соответствующего гражданства и на своем локомотиве.

Например, в Минске, когда нам предстояло несколько часов ехать по Беларуси, к составу прикрепили белорусский локомотив.

bokovushka7_1.JPG

На следующих стоянках локомотивы меняли еще дважды: сначала на литовский с литовской бригадой, потом на отечественный с русскими машинистами.

К сожалению, наш вагон не был оборудован кондиционером, но вентиляция работала в нем исправно. Единственными минутами дискомфорта были те, что мы провели на границах: во время продолжительных стоянок вентиляцию выключали и становилось немного жарко. В прохладное время года таких проблем, конечно, нет, но 147-ой поезд в прохладное время и не ходит.

Пожалуй, единственным минусом можно считать мое соседство с шумной семьей, имеющей весьма странные воспитательные привычки. Например, чтобы запретить ребенку вставать босыми ногами на пол (к слову, довольно чистый, благодаря регулярной уборке практиканта), мамаша пригрозила: «Пол грязный, на нем бактерии, они будут есть твои ноги и в Калининград ты приедешь без ног!».

Заинтересованный такой перспективой 5-летний мальчик стал тайком от матери вставать на пол, наблюдая, будут ли укорачиваться его конечности. Как только мать замечала его проделку, она принималась раздраженно орать, всякий раз выдумывая новые устрашающие версии.

Предупреждая ваше любопытство, скажу: парнишка доехал до пункта назначения с ногами, с руками, не отданным «тому дяде», не высаженным «на ближайшей станции», не выброшенным из окна и со спокойствием, выработанным за пятилетку жизни со своей недалекой мамашей.

Читайте также: