Как расставить столы в группе

Обновлено: 15.05.2024

Вопрос организации предметно-развивающей среды ДОУ на сегодняшний день стоит особо актуально. Это связано с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация развивающей среды в ДО с учетом ФГОС строится таким образом, чтобы дать возможность наиболее эффективно развивать индивидуальность каждого ребёнка с учётом его склонностей, интересов, уровня активности.

Пространство, созданное для детей взрослыми, должно положительно влиять на дошкольника. Для этого необходимо соблюдать следующие условия:

Предметно-пространственная развивающая среда в детском саду должна:

• иметь привлекательный вид;

• выступать в роли естественного фона жизни ребенка;

• положительно влиять на эмоциональное состояние;

• помогать ребенку индивидуально познавать окружающий мир;

• давать возможность дошкольнику заниматься самостоятельной деятельностью.

Если среда организована неправильно, она не вызывает новых впечатлений, не создает условия для развития воображения, фантазии, желания играть. В ней нет элемента неожиданности: все знакомо с первого дня и остается неизменным. Такая среда создает внутреннюю напряженность, создает у ребенка ощущение постоянного присутствия большого количества детей, и не отвечает основным детским потребностям.

При организации предметно – развивающей среды в дошкольном учреждении важнейшим условием является учет возрастных особенностей и потребностей детей, которые имеют свои отличительные признаки.

• Для детей третьего года жизни является свободное и большое пространство, где они могут быть в активном движении – лазании, катании.

• На четвертом году жизни ребенку необходим развернутый центр сюжетно-ролевых игр с яркими особенностями атрибутов, дети стремятся быть похожими на взрослых, быть такими же важными и большими.

• В среднем- старшем дошкольном возрасте проявляется потребность в игре со сверстниками, создавать свой мир игры. Кроме того в предметно-развивающей среде должно учитываться формирование психологических новообразований в разные годы жизни.

Примерные центры, которые должны быть созданы в группе по образовательным областям с учетом

ФГОС

1) Социально-коммуникативное развитие:

- Центр пожарной безопасности

- Центр сюжетно- ролевых игр

2) Познавательное развитие:

- Центр «Мы познам мир»

- Центр сенсорного развития

- Центр конструктивной деятельности

- Центр математического развития

3) Речевое развитие:

- Центр «Говори правильно"

4) Художественно-эстетическое развитие:

-Уголок творчества «Умелые руки»

- Центр музыкально- театрализованной деятельности

5) Физическое развитие:

- Центр физического развития

Рассмотрим подробнее оборудование и значение некоторых зон.

Театральный уголок – важный объект развивающей среды, с которого можно начать оснащение группы, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей, новой для них деятельностью. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Робкие и застенчивые становятся уверенными и активными. Тот, кто без желания шел в детский сад, теперь с удовольствием спешит в группу.

Примерное оснащение театрального уголка группы :

1. Театрально-игровое оборудование: большая и маленькая ширма, простейшие декорации, фланелеграф

2. Стойка-вешалка для костюмов.

3. Костюмы, маски, парики, атрибуты для постановки 5-6 сказок.

4. Разные виды кукольного театра: театр картинок, пальчиковый, перчаточный, театр петрушек, теневой театр, тростевые куклы,

Музыкальное развитие ребёнка обусловлено не только занятиями с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, экспериментировать с музыкальными игрушками, свободно заниматься творческим музицированием. Для развития самостоятельной музыкальной деятельности детей очень большое значение имеет музыкальный уголок в группе (музыкальная зона). Развитие творческого начала детей во многом зависит от оборудования и его привлекательности.

Музыкальная предметная среда должна быть соответствовать глазу, действиям руки, росту ребенка. В музыкальном уголке должны стоять шкаф, полки для музыкальных пособий, пару столов, стулья для дидактических игр. Пособия развивающей среды должны быть эстетичны, привлекательны, просты в обращении, вызывать желание действовать с ними.

Оборудование музыкального уголка разделяют на два уровня: для воспитателя и для детей.

В музыкальных уголках должны находиться :

- Материал для творческих сюжетно-ролевых игр – мягкие игрушки, мягкие музыкальные игрушки; куклы - неваляшки, образные музыкальные "поющие" или "танцующие" игрушки

- Портреты композиторов (произведения которого дети поют или слушают)

- Музыкально дидактические игры:

- Иллюстрации -пособия типа «Лото» : карточки с нарисованными или наклеенными на них картинками

- Всевозможные картинки: книжки-малютки «Мы поем», музыкальные картинки к песням, которые могут быть выполнены в виде большого альбома или отдельные красочные иллюстрации, иллюстрации по теме «Времена года», иллюстрации музыкальных инструментов, картинки с изображением животных поющих, танцующих или играющих на музыкальных инструментах.

- Неозвученные детские музыкальные игрушки и инструменты.

Книжный уголок — необходимый элемент развивающей предметной среды в групповой комнате. Его наличие обязательно во всех возрастных группах, а содержание зависит от возраста детей.

Подбор литературы и педагогическая работа, организуемая в уголке, должны соответствовать возрастным особенностям и потребностям детей.

Периодичность книжного обмена также зависит от конкретных задач приобщения детей к чтению. Состав книжного уголка может не меняться в течение недели и даже двух тогда, когда к нему постоянно нужно обращаться и воспитателю, и детям. В среднем, срок пребывания книги в книжном уголке 2-2,5 недели.

Что мы помещаем в книжный уголок?

- Книги, соответствующие возрасту детей. Кроме программных книг, можно выставлять книги, которыми интересуются дети. Для детей младшего возраста обязательно подбирать книги в 2— 3-х экземплярах: это поможет избежать конфликтных ситуаций.

- Познавательная и детская энциклопедическая литература.

- Сборники считалок, чистоговорок, пословиц, поговорок, загадок.

- Альбомы фотографий родного города (деревни, детских писателей, праздников, проводимых в группе.

- Портреты детских писателей, с произведениями которых дети хорошо знакомы.

- Панно, картины, рисунки любимых литературных героев.

- Диафильмы, слайды, диски с детскими сказками.

- Наборы открыток (тематические, сюжетные).

- Настольно-печатные, речевые игры.

- Альбомы для рисования, книжки-раскраски, цветные карандаши.

- Атрибуты для сюжетно-ролевой игры «Библиотека» (в старших группах).

Исходя из требований ФГОС, отличительной чертой в комплектации физкультурного уголка должно являться:

- содержательная насыщенность, необходимые и достаточные материалы для всех видов детской деятельности;

- гибкость игрового пространства, полифункциональность среды и игровых материалов (наличие предметов-заместителей) ;

- вариативность наличие материалов и оборудования, для свободного выбора детей;

- периодическая сменяемость игрового материала, доступность игровых материалов, возможность использовать все элементы среды.

Теоретический материал физкультурного уголка.

В младших группах :

- картотека подвижных игр;

- картотека малоподвижных игр;

- картотека утренних гимнастик;

- иллюстрированный материал по зимним и летним видам спорта;

- символика и материалы по истории Олимпийского движения;

В старших группах к данному материалу добавляется:

-сведения о важнейших событиях спортивной жизни страны (книжки-самоделки, альбомы) ;

Практический игровой материал и оборудование:

- материал для подвижных игр;

- дидактические игры о спорте;

- пособия для профилактики плоскостопия и развития мелкой моторики рук:

коврики массажные, нестандартное оборудование, массажные мячи.

- пособия для игр и упражнений с прыжками: скакалки, обручи, ленты с кольцами.

- пособия для игр и упражнений с бросанием, ловлей, метанием: мячи разного размера, кольцеброс, мячик для настольного тенниса с ракеткой, мяч на липучке с мишенью, кегли.

Уголок природы, который органично вписывается в интерьер, будет украшением групповой комнаты и позволит детям проводить наблюдения и экспериментальную деятельность.

Растения, которые помещаются в природный уголок, должны быть безопасны. Не допускается иметь в уголке природы ядовитые и колючие растения. И, конечно, обязательно осуществление ежедневного ухода за растениями. На цветах желательно иметь таблички с названием.

Все обитатели уголка природы в детском саду можно разделить на постоянных и временных.

Постоянными обитателями уголка природы будут комнатные растения.

Временные обитатели уголка природы – это объекты, которые вносятся для наблюдений на непродолжительный отрезок времени:

- осенью это будут осенние букеты и цветы из цветника, пересаженные в кашпо. А также в старших группах поделки из природного материала;

- зимой это могут быть ящики с посадками зелёного лука и веточки деревьев;

- весной – ящики с рассадой для огорода детского сада, букеты весенних первоцветов.

Кроме этого, в уголке природы в каждой группе необходимо иметь :

- Натуральные овощи и фрукты, либо их муляжи.

- Наборы картинок с изображением животных, птиц, насекомых и прочее.

- Альбомы «Времена года»; книжки с иллюстрациями, на которых изображены животные; картины известных художников.

- Рисунки детей о природе и поделки из природного материала.

- Материал для труда. Фартуки, леечки, лопатки, палочки для рыхления, тряпочки пригодятся для ухода за комнатными растениями. Метёлочки и совочки – для поддержания чистоты в уголке природы и группе.

- Оборудование для экспериментов. Формочки, воронки, лопатки, сита будут нужны для игр с песком. Для игр с водой можно использовать пипетки, одноразовые шприцы, ёмкости разной формы. Для изготовления поделок необходим природный и бросовый материал. Для детей подготовительной группы будет интересна работа с лупой, микроскопом, весами.

- Дидактические игры природного содержания «Кто что ест?», «Чей домик?», «Чей малыш?» и другие

Итак, главной задачей воспитания дошкольников являются создание у детей чувства эмоционального комфорта и психологической защищённости. В детском саду ребёнку важно чувствовать себя любимым и неповторимым. Поэтому, важным и является среда, в которой проходит воспитательный процесс.

Прикреплённые файлы:

Создание развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС до в группе раннего возраста Цель: Создание оптимальных условий, способствующих всестороннему развитию ребенка. Задачи: • Обеспечить комфортность и безопасность обстановки.

Анализ пространственной предметно-развивающей среды в соответствии с ФГОС до Провела: старший воспитатель 1 кв. категорииБогатова Светлана Михайловна Пространственная предметно- развивающая среда — часть образовательной.

Организация предметно-пространственной среды в ДОУ в соответствии ФГОС Дошкольное учреждение для детей — это их второй дом, где они не только играют, гуляют, но и знакомятся с окружающим пространством, учатся.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с ФГОС

Организация развивающей предметно-пространственной среды в средней группе в соответствии с ФГОС Организация развивающей предметно – пространственной среды на средней группе в соответствии с ФГОС ДО. В соответствии с п. 3.3 ФГОС дошкольного.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста с введением ФГОС ДОУ

Организация развивающей предметно-пространственной среды в группе раннего возраста с введением ФГОС ДОУ С ведением ФГОС образовательный процесс в ДОУ стал более индивидуализированным, личностно ориентированным. Главной целью каждого воспитателя.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в МОУ Михалёвской СОШ средней группы В средней группе при.

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной группе

Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС в подготовительной группе Готовя группу к новому учебному году, я тщательно продумывала организацию предметно-пространственной среды. Ребята переходят из старшей.

Организация современной развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада в соответствии с ФГОС

Организация современной развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада в соответствии с ФГОС Организация современной развивающей предметно-пространственной среды в старшей группе детского сада в соответствии с ФГОС ДО. Хочу Вас познакомить.

Построение развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС

Построение развивающей предметно-пространственной среды для детей старшего дошкольного возраста, в соответствии с ФГОС Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни,.

Расстановка и размеры столов в детском саду

Столы – это один из основных элементов меблировки учебно-игрового пространства в детских садах. За ними дети занимаются изобразительным искусством, слушают сказки, смотрят мультфильмы и принимают пищу во время завтрака и обеда. Столы в детских садах согласно ФГОС ДО должны быть соответствующего росту детей дошкольного возраста размера.

Оформление столов детсадах

Немало внимания в образовательном стандарте уделено санитарно-гигиеническим нормам для мебельной продукции и предметов интерьера. Не допускается эмиссия летучих фенольных и формальдегидных соединений из материалов, из которых изготовлена детская мебель в дошкольных учебных заведениях.

Материалы

ФГОС ДО содержит список допустимых конструкционных материалов для изготовления столов для дошкольных заведений.

  • Плиты из пиломатериалов: влагостойкая ламинированная и покрытая со всех торцов кромкой ДСП, ДВП и МДФ. При этом не допускается превышение норм эмиссии ароматических веществ.
  • Массив натурального дерева: недорогая сосна, благородный дуб, практичный бук, а также полезные своими фитонцидами пихта и ель. Не допускаются лакокрасочные материалы с эмиссией вредных летучих соединений.

Полимерные материалы допускаются к изготовлению столов для детских садов только при условии их полной экологической безопасности, гипоаллергенности и пожаробезопасности.

Столешница должна быть матовой. Это требование направлено на уменьшение количества бликов и снижения нагрузки на глаза детей во время занятий или обеда.

Количество мест за столами

  • 4-местные детские столы размером 700х700мм для групп с детьми в возрасте 1-5 лет.
  • 2-местные столики для возрастной группы детского сада 5-7 лет. Столешница должна быть регулируемой по наклону, а под ней предусмотрены ящики.
  • 2-местные трапециевидные столы для детей в возрасте 1-4 года.

Также для бытового применения в группах детских садов должны быть предусмотрены одноместные столы

Схема расстановки

Согласно правилам эргономики расстояние между столами в группах дошкольных учебных заведений должно быть около пяти метров. Это дает возможность легко отодвинуть стулья от рядом стоящих столиков, а между ними пройти воспитателю или няне, раздающей питание.

Если окно в помещении находится слева, все учебные столы размещаются у стены с оконным проемом, дабы обеспечить всех детей достаточным количеством естественного дневного света.

Двухместные столы расставляют в рядной планировке по три ряда. Четырехместные столики лучше ставить в два ряда. Расстояние от стены до края столешницы должно быть не менее одного метра.

1) Различные способы размещения детских четырехместных столов

(1 - стол детский четырехместный; 2 - стол раздаточный; 3 - стул детский)

2) Схема групповой работы учащихся

3) Схема размещение для работы в небольших по составу группах

Комплексные поставки столов для детских садиков

Компания «ФГОС поставки» – это комплексное оснащение школ и дошкольных учебных заведений современным и безопасным оборудованием, в т.ч. и удобной мебелью в прогрессивном дизайне. Работаем со всеми регионами России с быстрой доставкой мебели в любой точку страны. Оплата бюджетными детсадами согласно Закону о госзакупках.

Требования к мебели в детских садах

Мебель для оснащения детских садов должна отвечать требованиям безопасной эксплуатации, соответствовать ГОСТам и санитарно-гигиеническим нормам. Важно, чтобы изделия учитывали возрастные особенности детей, производились из экологичных материалов и были удобны в использовании.

В этой статье мы остановимся на основных группах мебели для ДОУ и требованиях, которые к ним предъявляются.

Дошкольники лепят из пластилина

Качественная мебель в ДОУ помогает создать безопасное пространство, в котором детям приятно и комфортно находиться

Группы мебели в детском саду по СанПиН

В связи с этим можно выделить шесть основных групп мебели:

  • столы;
  • стулья;
  • кровати;
  • шкафы для одежды и игрушек;
  • кухонная мебель;
  • мягкая мебель.

Согласно СанПиН, мебель для дошкольников должна отвечать действующим ГОСТам и техническим регламентам и поставляться с сертификатом соответствия.

Мягкий уголок в игровой ДОУ

В ДОУ может использоваться корпусная и мягкая мебель, последней обычно оформляют игровые зоны

Общие требования к мебели в детских садах

Дети проводят в саду много времени, и окружающая обстановка оказывает существенное влияние на их психическое и физическое развитие. Поэтому к выбору мебели нужно подходить ответственно.

Продукция должна отвечать таким требованиям, как:

  • Безопасность. Все мебельные модули должны соответствовать ТР ТС 025/2012, создаваться из безвредных для здоровья материалов, иметь гипоаллергенное покрытие, устойчивое к влаге, дезинфекции, перепадам температуры, ультрафиолету. Важно, чтобы все элементы конструкции были надежно закреплены и мебель не имела выпирающих деталей и крепежей, о которые можно пораниться.
  • Прочность. Дети могут раскачиваться на стульях, ронять их, задевать столы во время активных игр – изделия должны быть выполнены из надежных, износостойких материалов, рассчитанных на подобную эксплуатацию.
  • Эстетичность. Обстановка в группе должна благоприятно влиять на самочувствие воспитанников, побуждать к познавательной деятельности, творчеству. Поэтому при оформлении детской мебели применяются яркие цвета, аппликации, роспись.
  • Эргономичность. Мебель должна соответствовать росту детей, обеспечивать правильное физиологическое положение при сидении и лежании, быть комфортной при кратковременном и продолжительном использовании.
  • Функциональность. Регулировка по росту, выдвижные ящики, поднимающиеся столешницы, приставные тумбы и прочие характеристики, обеспечивающие удобство использования – важные параметры детской мебели.

Особенности конструкции и размеры мебели в детском саду по СанПиН

Требования к столам и стульям

Конструктивные особенности столов отражены в ГОСТ 19301.1-2016, согласно которому выделяется пять разновидностей детских столов:

  • четырехместный;
  • двухместный с ящиками для учебных пособий;
  • двухместный в форме трапеции;
  • одноместный;
  • регулируемый.

Группа ДОУ

Четырехместные столы подходят для младших дошкольников, в старших группах преимущественно используются одно- и двухместные столы

Особенности и функциональные размеры стульев для детей отражены в ГОСТ 19301.2-2016. Выделяют два типа изделий для использования в ДОУ:

  • с постоянными параметрами;
  • с регулируемыми параметрами.

Детские стулья

Детский стул должен быть прочным, устойчивым и нетяжелым, чтобы ребенок мог самостоятельно перенести его с места на место

Новые санитарные правила определяют классификацию детских столов и стульев по ростовым группам, а также предусматривают их цветовую маркировку . Такой подход упрощает выбор мебели для ДОУ и ее распределение по группам.

Таблица размеров мебели в детском саду по СанПиН:

Рост ребенка, в см

Высота стола/стула, в мм

Ширина/глубина сиденья стула, мм

Углы детских столов и стульев скругляются, чтобы избежать травм. Крышки столов имеют достаточную площадь, чтобы разместить руки, согнутые в локтях, посуду во время приема пищи и необходимый рабочий материал во время занятий (альбом, краски, пластилин). Рекомендуемый размер крышки одноместного стола 600 х 450 мм, двухместного – 1200 х 450/500 мм, четырехместного – 700 х 700 мм.

Требования к кроватям

Особенности конструкции детских кроватей прописаны в ГОСТ 19301.3-2016. Выделяют два основных типа этих изделий:

  • с регулируемым ограждением и основанием для детей до 3 лет;
  • изделия для детей 3–7 лет.

Спальня ДОУ

Детские кровати часто оформляются в виде сказочных персонажей, животных или машин

Кровати устанавливаются в комнате для дневного отдыха. Они должны иметь достаточный размер и быть удобными для детей. Все края конструкций скругляются, каркасы оборудуются ребрами жесткости.

Изделия, предназначенные для детей до 3-х лет, дополнительно оборудуются бортиками, исключающими падение. Для экономии места могут использоваться многоярусные кровати с соблюдением требований безопасности (удобный подъем и спуск, бортики).

Таблица размеров кроватей в соответствии с возрастом:

Возраст ребенка, лет

Длина/ширина кровати, мм

Требования к шкафам

Особенности конструкции и размеры шкафов для одежды и игрушек, а также требования к скамейкам для приемных, вешалкам для полотенец и другой мебели для ДОУ определены в ГОСТ 26682-2016.

Дети должны иметь свободный доступ к игрушкам и книгам, поэтому в игровой зоне используются шкафы и полки открытой конструкции, без распашных и подъемных дверей. Хозяйственные шкафы, напротив, имеют закрытую конструкцию.

Приемная в детском саду

В приемной могут использоваться скамейки и мягкие диванчики из моющегося материала

Шкафчики в приемной закрываются дверцей с ручкой. Внутри оборудуются полки: вверху – для шапочек и панамок, внизу – для обуви, на боковых стенках размещаются крючки для одежды. На каждом шкафу отмечаются фамилия и имя воспитанника и приклеивается индивидуальная картинка, которая повторяется на кровати и вешалке для полотенец.

Шкафы в приемной размещаются вдоль стен и надежно закрепляются. Рядом устанавливаются длинные, устойчивые скамейки, чтобы дети могли одеваться и обуваться сидя.

Требования к кухонной мебели

Кухонная мебель не используется непосредственно детьми, тем не менее является обязательным атрибутом обустройства ДОУ. Она устанавливается в помещении для приготовления пищи и должна отвечать общим техническим условиям для бытовой продукции, определенным в ГОСТ 16371-2014.

Самое важное требование к кухонной мебели – рабочие и фасадные поверхности должны выполняться из материалов, устойчивых к мытью и обработке средствам дезинфекции.

Требования к мягкой мебели

Мягкая мебель для ДОУ должна отвечать ГОСТ 19917-2014, где прописаны требования к продукции, предназначенной для сидения и лежания. Кресла и диванчики можно установить в игровой, кабинетах медсестры и психолога. Такая мебель удобна, эстетична и позволяет детям чувствовать себя комфортно.

В садах может использоваться каркасная и бескаркасная мягкая мебель. Основные требования, которые к ней предъявляются, – прочность, устойчивость, эстетичность и пожарная безопасность.

Желательно, чтобы обивка изделий быть выполнена из материалов, которые легко очищаются, оптимальный вариант – виниловая кожа. Такой материал хорошо моется, быстро сохнет, гигиеничен и долговечен.

В центре «Ректор» вы сможете по доступной цене приобрести качественную мебель для детского сада, отвечающую всем требованиям ГОСТов и СанПиН.

2007-2022 © ООО "Центр Ректор"
111394, Москва, ул. Перовская, д.65.

Тел/факс: (495) 789-46-84
Режим работы: пн-пт: с 9.30-18.00

111394, Москва, ул. Перовская, д.65
Режим работы: пн-пт: с 9.00-18.00

2007-2022 © ООО "Ректор"

ОГРН: 1197746122111

ИНН: 7720453705

КПП: 772001001

Юридический адрес: 111394, г. Москва, ул. Перовская, д.65, этаж 1, офис 112

Фактический адрес: 111394, г. Москва, ул. Перовская, д.65, этаж 1, офис 112

Генеральный директор: Родзевич Андрей Викторович, действующий на основании Устава

Банковские реквизиты:

р/с: 40702810700140800102

к/с: 30101810445250000360

Банк: Филиал «Корпоративный» ПАО «Совкомбанк»

БИК: 044525360

КПП 770343003

ОКАТО 45293558000

ОКТМО 45398000000

Тел/факс: 8 (495) 789-46-84 (многоканальный)

В связи с текущей ситуацией некоторые цены на сайте могут быть неактуальны. После оформления заказа в электронном магазине с вами свяжется менеджер для согласования условий.

Рекомендации о организации пространства для занятий с детьми художественным творчеством.

Оксана Луконина
Рекомендации о организации пространства для занятий с детьми художественным творчеством.

Успехи и достижения детей на занятии по изобразительному искусству во многом зависят от правильной организации рабочего пространства в группе и на столе у каждого ребёнка, от наличия необходимого оборудования.

Столы и стулья можно расставить по разным схемам для удобства общения детей с педагогом и между собой.

Правильная организация пространства поможет детям почувствовать себя причастными к общему творческому процессу и в то же время получить достаточно места у себя на столе для выполнения индивидуальной работы.

Столы перед началом занятий рекомендуется накрыть прозрачной полиэтиленовой плёнкой (парниковой) без рисунка, чтобы ребята не боялись во время работы испачкать стол красками, клеем или другими материалами.

На каждое занятие по искусству детям рекомендуется надевать рабочую одежду, чтобы не чувствовать скованность и не опасаться за свой повседневный костюм. Это может быть фартук, халат, а лучше всего подойдёт большая футболка, желательно тёмного цвета, с родительского плеча. Эту футболку ребёнок сможет самостоятельно надевать и быстро снимать после занятий. Рукава же собственной одежды на рисовании нужно засучить. Тогда рука будет более свободной в движениях.

Вёдра, половая тряпка. Для работы красками, как известно, нужна вода. Хорошо подготовить два пластмассовых ведра (желательно разных цветов) : из одного дети берут чистую воду, в другое сливают грязную. Это очень удобно как для ребят, так и для педагога: юным художникам не приходится далеко ходить за водой и отрываться от творческого процесса. Педагога это освобождает от муторной, неприятной чистки раковины после каждого занятия.

Чтобы ребёнок полюбил рисовать и творить чудеса на листе бумаги, необходимо с первого же занятия показать и объяснить, как правильно и эффективно пользоваться красками и другими сопутствующими художественными материалами.

На занятиях живописью следует растолковать детям, что краски – это большая ценность и надо учиться расходовать их экономно. Лучше всего на занятии поставить на стол одну-две коробки гуаши, а не раздавать краски всех цветов каждому ребёнку.

Вступительный текст может быть таким: «Мы открываем баночку с красками. Синяя, жёлтая, зелёная, фиолетовая… Какие же они красивые – новые, чистые! И чтобы сохранять эти краски чистыми в баночках, нам придётся пользоваться пластмассовыми палочками или ложечками., которыми мы будем выкладывать краски на палитру. Из этих чистых красок мы сможем создать на палитре огромное множество разнообразных цветов и цветосочетаний».

Дети выкладывают на палитру краски по своему усмотрению и в том количестве, которое им кажется необходимым.

Гуашевые краски перед началом работы надо размешать палочками до получения однородной (без комков) массы. А если вы видите, что они подсохли, то долейте в баночку немного воды и затем опять хорошо перемешайте. В таком случае ребята, начиная работу, не столкнуться с препятствием, которое их может отвратить от занятий уже на начальном (техническом) этапе.

Палитра - глянцевая дощечка из оргстекла. Пластика, фарфора или других материалов. Предназначена для смешивания красок и получения разнообразных цветов. Палитра – важнейший атрибут любого живописца. Нет палитры – нет живописи. Оптимальная величина палитры примерно с лист А3.

Скользкая поверхность палитры при работе с водяными красками (гуашью, акварелью, темперой, акрилами) не даёт им впитываться, позволяет легко смешивать цвета, а в конце работы всё ненужное быстро стереть поролоновой губкой.

Для занятий живописью художнику нужны кисточки. В работе с водяными красками кисти должны быть круглые и мягкие (белка, колонок и др.). на занятиях каждому ребёнку нужны будут хотя бы две кисточки – тонкая и толстая. Толстой кистью дети будут раскрашивать большие поверхности на своём листе, рисовать крупные детали, а тоненькой кисточкой – дорабатывать, вырисовывать мелкие детали и фигуры.

Баночка или стаканчик для воды – необходимый предмет для работы с водяными красками. Смешивая краску с водой, художник получает разнообразные по степени прозрачности оттенки одного и того же цвета. Дети в процессе обучения живописи учатся на практике, как производить эти манипуляции на палитре и использовать смеси в рисунке.

На протяжении занятия живописью ребёнок приучается самостоятельно менять воду в своём стаканчике, чтобы грязная вода, образовавшаяся в ходе работы, не начала вторгаться в цветовой строй рисунка. Детям обычно на первых порах очень нравится менять воду в стаканчиках.

Тряпочка является чуть ли не самой главной вещью при работе с красками. Ею всегда можно убрать ненужные подтёки со своего рисунка. С помощью тряпочки удобно сделать тоненьким кончик у толстой кисточки.

Тряпочкой нужно вытирать кисточку после применения каждого цвета. Можно протереть руки и стол.

Пользование тряпочкой освобождает детей от многих волнений и страхов на занятиях рисованием.

Выкладывание краски на палитру

Чтобы научить детей смешивать краски и получать новые цвета и оттенки, нужно объяснить им определённые правила расположения красок на палитре.

Чистая краска берётся ложечкой или палочкой и выкладывается маленькими, отстоящими друг от друга порциями по краям палитры.

В таком случае середина палитры в начале работы остаётся пустой, здесь автор рисунка и будет смешивать краски с водой и между собой. Такой порядок ведения работы позволит детям долго пользоваться красками, сохранять их незагрязнёнными.

Покажите своим подопечным, как выкладывать краски на палитру аккуратно, не разбрызгивая – в одной руке держать баночку с краской, а в другой – палочку. Сначала надо размешать палочкой краску в баночке, затем набрать намного на палочку и выложить на палитру. Краска плавно сползает с палочки, образуя на палитре маленькую цветовую кляксу.

На что обратить внимание

1. Держат ли дети в одной руке баночку с краской, а в другой – палочку, как это нужно для данной работы? Многим малышам трудно и непривычно пользоваться двумя руками одновременно. Педагогу следует иметь это в виду. Действия обеими руками сразу развивают координацию движений. Кроме того, при правильном обращении с баночкой и палочкой краска не проливается на стол или рисунок.

2. Не выкладывают ли дети слишком большое количество краски на палитру? Если краски останутся неиспользованными, их надо будет слить с палитры, а это жалко. Зачем лишние расходы?

3. Не выкладывают ли дети краски в центр палитры? Там должно быть всегда оставлено место для смешивания цветов.

4. Не выкладывают ли дети краски слишком близко одна к другой? В таком случае краски могут смешаться сами собой.

Создание условий в разных возрастных группах

1. Наличие методической литературы по художественно – эстетическому воспитанию детей в изобразительной деятельности у воспитателей группы

2. Наличие в группе наглядного материала (картин, фотоиллюстраций, репродукций и т. д.)

Материал для занятий

Занятия по рисованию :

*Бумага для рисования

*Цветные карандаши (по коробке на каждого ребёнка или на подгруппу)

-младшая группа - 6 цветов;

-средняя группа – 12 цветов;

-старший возраст – 12, 18 или 24 цвета

*Простые карандаши

*Палитры для смешивания красок

*Акварельные краски (со старшей группы)

*Уголь, сангина, пастель, восковые мелки, известковые мелки (со старшей

*Кисти беличьи или колонок (мягкие, круглые)

-младшие группы № 12, 10

-со средней группы добавляют № 8, 6

-старший возраст – добавляют широкие кисти для тонированная

*Банки или стаканы для воды, подставки для кистей, тряпочки, салфетки

Занятия по лепке :

*Доски для лепки

Занятия по аппликации :

*Бросовый материал – фольга, фантики от конфет и др.

*Ножницы для каждого ребёнка или на подгруппу (детские, небольшие с закруглёнными концами)

*Клей и кисти для клея

*Салфетки пластиковые или клеёнки

*Настенные доски, стенды для анализа рисунков, для выставок работ (по лепке, аппликации, рисованию)

*Правильно организованные рабочие места для занятий по изодеятельности : освещение, комфортное расположение детей, удобная мебель (мольберты)

Оформление изоуголка, создание условий для самостоятельной деятельности

*Расположение стола или мольберта в хорошо освещённом, доступном для детей месте

*Бумага для рисования - разного формата и разной формы, тонированная

*Цветные карандаши - начиная с младшей группы

*Краски (гуашь во всех возрастных группах, акварель – начиная со старшей группы)

*Кисти (разные, по 2-3 шт. каждого вида)

*Пластилин (стеки, клеёнки или доски для лепки)

*Цветная бумага, картон

*Ножницы с закруглёнными концами (3-4 шт.)

*Клей (можно клеящий карандаш или клей во флаконе с узким носиком) и кисти для клея

*Место для сменных выставок из детских работ, изделий художественных промыслов, совместных работ детей и родителей

Предметно-развивающая среда в младшей группе

Предметно-развивающая среда в младшей группе Детский сад – особое учреждение. Это второй дом для детей и сотрудников. А свой дом всегда хочется украсить, сделать уютным и теплым – непохожим.

Речевое, познавательное, логико-математическое развитие [cut=Читать далее. ]Пальчиковые игрыМы предлагаем вам рекомендации по организации и проведению пальчиковых игр с детьми. Этот.

Читайте также: