Как раскладывается столик в боковом плацкарте

Обновлено: 19.05.2024

– Я купила билет маме на нижнее место, так как у неё болят ноги и давление, нужно больше лежать, но пассажирка с верхней полки заявила, что теперь она имеет право сидеть на нижнем месте с 2020 года! Можете разъяснить, какие права у пассажиров верхних полок по новым правилам РЖД?

Право сидеть на нижней полке

– По сложившейся практике на постсоветском пространстве пассажиры поездов дальнего следования, имеющие билет на верхние места, в дневное время пользуются нижней полкой, как местом для сидения, а также столиком наравне с другими пассажирами.

В декабре 2017 года руководство РЖД опубликовало разъяснение для пассажиров, в котором был неожиданный момент – оказывается, пассажиры нижних полок имеют приоритетное право:

  • пользоваться откидным столиком;
  • складывать багаж под полку;
  • размещаться на полке в дневное время.

Последний пункт толковался в РЖД таким образом, что нижние пассажиры имели полное право занимать всю свою полку в течение поездки и не разрешать пассажирам с верхних полок даже просто сидеть внизу и пользоваться столиком, когда он занят нижними пассажирами.

Такое толкование объяснено правилами Минтранса, которые гласят, что проездной документ закрепляет за пассажиром право занимать конкретное место в течение всей поездки (п. 51 Приказа Минтранса №473) – то есть раз нижний имеет право на свое место, он может не пустить верхних даже сидеть с краю полки. Впрочем, РЖД призвали все конфликтные ситуации решать путем переговоров и помнить о взаимопонимании.

Развитие ситуации

Данная позиция РЖД вызвала широкую дискуссию – многие посчитали возможный запрет сидеть на нижних полках ущемлением своих прав и нарушением правил безопасной перевозки пассажиров.

Пенсионерка Галина Ивановна рассказала: «Мне достался билет на верхнюю полку, и я рассчитывала, что мне уступят нижнюю, потому что наверх мне забраться трудно. Какое там! Хамоватая молодежь снизу даже сидеть на полке мне не разрешала, тыкая какими-то новыми правилами! У меня после той поездки случился криз. Разве нам не должны обеспечить нормальные условия в дороге, раз мы купили билет?»

Кто имеет право на столик в купе?

Если раньше преимущественным правом на стол обладали только нижние пассажиры, то с 2020 года и верхние, и нижние пассажиры увидели надпись в электронном билете: «Стол общий». Таким образом, пользоваться столиком могут все пассажиры, необходимо только учесть один нюанс, что сидеть на месте нижнего пассажира без его разрешения нельзя.

Использование общего стола вызвало вопросы у пассажиров верхних боковых полок – ведь пользоваться столом они могли только при сложенной нижней боковой полке.

Денис М. рассказал:

«Ехал на верхней боковой полке, внизу ехала женщина, которая просто весь день пролежала на полке. На мои просьбы убрать постель и позволить мне хотя бы один раз за день нормально принять пищу, она заявила, что купила билет и может лежать хоть круглые сутки».

По рекомендациям РЖД в дневное время пассажир нижней боковой полки должен предоставить возможность пассажиру верхней воспользоваться столом за исключением случаев, когда нижнему пассажиру трудно вставать из-за болезни или инвалидности – тогда рекомендуется воспользоваться столиком купе напротив.

Важно учесть, что эти рекомендации не закреплены нормативными документами, а выпущены с целью снизить число конфликтов между пассажирами и сделать проезд более комфортным.

Куда складывать багаж

Согласно рекомендациям размещения багажа:

  • для пассажиров верхних полок – на полке под потолком;
  • для нижних пассажиров – под спальным местом.

Исключения допускаются по договоренности между пассажирами при условии разрешения конфликта на основе уважения прав и личного пространства друг друга.

Нюансы и разрешение конфликтов

Право на занятие места пассажирами регламентируется п. 51 Приказа Минтранса №473 от 2013 года.

В общем случае верхним пассажирам, желающим сесть на нижнее место или воспользоваться столиком, рекомендуется попросить разрешения присесть у пассажира снизу. Если пассажир снизу против, то тогда придется провести всю поездку на своем месте.

Пассажиры, нарушающие правила рассадки и расположения багажа и причиняющие неудобство другим пассажирам, получают от проводника предупреждение и при дальнейшем нарушении общественного порядка подлежат высадке на ближайшей станции по распоряжению начальника поезда.

Куда положить вещи в плацкарте?

Под нижней полкой в плацкартном вагоне находится рундук - ящик для вещей. Он не во всю длину полки - к стенке у окна он не примыкает, там перегородка. Обычно вещи складывают туда и пассажиры снизу, и пассажиры сверху. Так что едущих внизу иной раз приходится беспокоить. Когда много вещей или есть не помещающиеся снизу длинномеры, что-то можно водрузить на третью полку (где лежат матрасы и одеяла). Главное, чтобы оттуда ничего не грохнулось. На боковушках хуже: там нет рундука, есть только пространства по трети длины полки по её краям. Рюкзак туда не засунешь. Зато дорожная сумка не очень большая вполне помещается.

Если Вы едете на нижней полке, можно сказать, что Вам повезло: в этом случае можно положить вещи в рундук (место под нижними полками). Если же Вам досталось место на верхней полке, то можно попросить соседей снизу (если, конечно, они адекватные и их вид внушает доверие - к примеру, мама с детьми или бабушка с внуками), положить Ваш чемодан с вещами к ним под полку, если там еще осталось место.

Однако сразу оговорюсь, что все самое ценное лучше хранить у себя под подушкой, и носить с собой даже в туалет: ведь , к сожалению, бывают и такие ситуации, когда порядочные с виду попутчику могут прихватить с собой и чужие вещи, в особенности, если будут выходить ночью.

Можно положить вещи и на третью полку, но оттуда они могут упасть при тряске.

Еще один вариант - это договориться с проводником за небольшую сумму денег, чтобы он сложил Ваши вещи у себя на хранение.


В свое время часто приходилось ездить поездами.

Вещей в дорогу брал не много. Когда ехал только в дневное время суток, то вещи держал около себя. Когда же приходилось в ночное время ехать поездом - прятал их под сиденье нижнего места. Если спал на верхнем месте - всю ночь переживал, чтобы мои вещи никто не унес. Самое ценное клал под подушку или рядом с ней под стенку.

В поезде не особо есть выбор, куда же именно положить свои вещи и чемоданы, особенно если чемоданов несколько, и особенно в плацкарте.

Выбор состоит всего из двух возможных мест - это под нижнее сиденье (полку), оно открывается, и вниз можно убрать чемодан, либо на третью полку, которая находится над верхней полкой.



Больше чемодан некуда убрать, разве что прямо на само сиденье, но это можно в дневное время, на ночь придется всё равно убирать.

Сумку с ценными вещами лучше держать при себе, и в туалет ее с собой тоже носить. А вот на ночь, лучше сумку убирать под свое (именно свое) нижнее сиденье, и спать (если только это место полностью закрыто).

Согласно правилам перевозок: пассажиры, проезжающие на нижних полках, имеют преимущественное право на занятие багажных мест рундука. Пассажиры с верхних полок размещают багаж на третьих полках.

Все мы люди и если по-человечески, то всегда можно договориться и разместить весь багаж так, что бы всем было комфортно.

Ценные вещи (фотоаппарат, кошелек, телефон, планшет) лучше всегда держать при себе в небольшой сумочке, либо запрятать их на самое дно, середину вашего большого чемодана.

Мои совет людям, которые не часто путешествуют в поездах:

1) Если есть возможность заранее соберите себе небольшой пакет или сумочку, где будет лежать самое необходимое: туалетные принадлежности, тапочки, пижама, книжка.

2) Вещи, которые в пути вам не понадобятся сложите в чемодан и оберните его упаковочной пленкой или воспользуйтесь багажными замочками.

3) Перед сном свою маленькую сумочку с ценными вещами храните в труднодоступной зоне, например под подушкой или подушкой и стеной, или на третьей полке ближе к окну.

Могут ли пассажиры с верхних полок сидеть на нижних по новым правилам РЖД в 2020 году

Боковушка в плацкарте: прелесть или кошмар?

Спешу поделиться впечатлениями от поездки, пока курортная жизнь не вскружила мне голову.

Вот, казалось бы, сошлись сразу три сомнительных удовольствия: класс поезда, класс вагона и непривлекательное, боковое, расположение спального места. Ждать от такого сочетания каких-то положительных впечатлений не приходится, но так ли неприятна описанная ситуация?

А началась поездка вообще с приключения – с приключения с чемоданом.

Точнее, так: началась она почти как в романе Агаты Кристи – со случайно увиденного в соседнем поезде (эпизод с чемоданом произошел чуть позже, так что о нем – через минуту).

Когда провожавший меня муж покинул вагон, подчиняясь требованиям, адресованным ко всем провожающим, и была осушена моя последняя слеза, я взглянула в окно и увидела машиниста соседнего поезда.

bokovushka1_1.JPG

Он сидел на своем обычном месте, ел бутерброд и заполнял какие-то бумаги. Каждое его движение сообщало такую уверенность, что мне стало легко и спокойно на душе.

Медленно набирая ход, поезд тронулся, оставляя машиниста за работой с документацией и бутербродами…
И тут в соседнем «купе» (вагон – плацкартный, поэтому «купе» не имеют дверей) раздался возглас: «А чемодан-то ее тут остался!».

Быстро выяснилось, что за несколько минут до отправления одна дама, поставив свой багаж под полку, убежала на вокзал (не знаю, по какой причине). Ситуация почти анекдотическая (не для дамы): багаж в купе, поезд неспеша набирает скорость, время близится к полуночи, а владелицы багажа нет!

К соседям отсутствующей дамы немедленно присоединились остальные пассажиры, поскольку требовалось оперативно принять коллективное решение: что делать с чемоданом? Такие ситуации всегда привлекают множество желающих высказаться, и на повестку дня одно за другим было выдвинуто несколько предложений: выкинуть чемодан дамы, отставшей от поезда, немедленно, пока поезд не вышел на крейсерский ход (1), объявить розыск исчезнувшей пассажирки (2), передать груз начальнику поезда (3) и что-то еще (4). Большинство выступало за первое предложение, и даже предлагало конкретные способы выкидыша, но тут одна пожилая пассажирка произнесла: «А вдруг там взрывное устройство?».

Услышав такое предположение, поначалу не пришедшее никому в голову, пассажиры сделали шаг назад, а бывшие желающие выкидывать стали орать, что «его вообще не надо трогать!».

Один из пассажиров напомнил, что при входе в здание вокзала «всё просвечивают», и это замечание снизило уровень массовой тревоги.

События развивались стремительно: поезд набирал скорость, делая выбрасывание чемодана невозможным; собравшиеся спорили все громче и громче, выбирая способ немедленного избавления от постороннего предмета; проводник (молодой парень из студенческого отряда, для которого наше путешествие было последним рейсом) хлопал глазами; приключение постепенно обретало черты драмы…

И тут явилась чемоданная хозяйка.

Участники собрания озадаченно посмотрели на даму и, не сразу приняв новое обстоятельство, несколько натянуто выразили ей свою радость.

Дальше в вагоне выключили свет и пассажиры уснули безмятежным сном путешественников, у которых все только начинается.

Удивительно, но у не-фирменного поезда обнаружилось одно несомненное преимущество перед фирменным: расписание!

При дневном свете вагон оказался не таким старым, как обещали сайты с отзывами. В отличие от фирменных составов, которые всегда выглядят как только сошедшие с конвейера, он имел вид честного труженика с большим практическим опытом, но еще не готового уйти на тренерскую работу.

Неожиданно обнаружилось еще одно преимущество: кофе в постель!

bokovushka2_1.jpg

Дело в том, что нижние боковые полки устроены очень оригинально: средняя часть является одновременно и постелью, и столом. На вопрос, кто придумал такую гениальную конструкцию, мне не ответил ни проводник-студент, ни начальник поезда. Даже о том, когда это было придумано, они, к сожалению, не знают, но, тем не менее, всем известно, что боковому пассажиру нет никакой возможности бесконечно переделывать постель в столовую и обратно, и потому ему позволительно пить утренний кофе, не вылезая из-под одеяла.

Очень удобным было и утреннее чтение у окна, еще до пограничного контроля.

bokovushka3_1.JPG

Кстати, книжка, которую я взяла в дорогу, оказалась не просто интересной, а невероятно приятной для чтения. Пожалуй, Некрасову стоило стать прозаиком, а не поэтом – так хорош его прозаический слог.
У окна приятно просто полулежать и любоваться видами, и такое преимущество – только у бокового места.

Но это все утром. Другое дело – днем.

К дневному кофе, конечно, надо встать, скрутить матрас и, уложив его на одну из частей полки, сесть за стол, как это делают пассажиры небоковых мест.

bokovushka4_1.jpg

Благодаря удобному расписанию, несколько продолжительных остановок выпали на дневное время, и я использовала их для коротких прогулок по перрону.

bokovushka5_1.JPG

Во время стоянки железнодорожные специалисты тщательно осматривали вагоны, что создавало ощущение непрерывной заботы о пассажирах.

bokovushka6_1.JPG

Да, вот еще интересный факт, который я узнала в одной из предыдущих поездок: по территории каждого государства состав ведет бригада соответствующего гражданства и на своем локомотиве.

Например, в Минске, когда нам предстояло несколько часов ехать по Беларуси, к составу прикрепили белорусский локомотив.

bokovushka7_1.JPG

На следующих стоянках локомотивы меняли еще дважды: сначала на литовский с литовской бригадой, потом на отечественный с русскими машинистами.

К сожалению, наш вагон не был оборудован кондиционером, но вентиляция работала в нем исправно. Единственными минутами дискомфорта были те, что мы провели на границах: во время продолжительных стоянок вентиляцию выключали и становилось немного жарко. В прохладное время года таких проблем, конечно, нет, но 147-ой поезд в прохладное время и не ходит.

Пожалуй, единственным минусом можно считать мое соседство с шумной семьей, имеющей весьма странные воспитательные привычки. Например, чтобы запретить ребенку вставать босыми ногами на пол (к слову, довольно чистый, благодаря регулярной уборке практиканта), мамаша пригрозила: «Пол грязный, на нем бактерии, они будут есть твои ноги и в Калининград ты приедешь без ног!».

Заинтересованный такой перспективой 5-летний мальчик стал тайком от матери вставать на пол, наблюдая, будут ли укорачиваться его конечности. Как только мать замечала его проделку, она принималась раздраженно орать, всякий раз выдумывая новые устрашающие версии.

Предупреждая ваше любопытство, скажу: парнишка доехал до пункта назначения с ногами, с руками, не отданным «тому дяде», не высаженным «на ближайшей станции», не выброшенным из окна и со спокойствием, выработанным за пятилетку жизни со своей недалекой мамашей.

Читайте также: