Как поставить столы в кабинете информатики

Обновлено: 12.05.2024

Пакеты документации для школы Положения
для
школы Инструкции
для детских
лагерей Должностные
инструкции
для школы Документы
по Охране труда
в школе Пожарная
безопасность
в школе Документация
учебных
кабинетов Документы
по ГО и ЧС
в школе Документация
котельной
школы Инструкции
для организаций
питания

Пакеты документации для детского сада Положения
для
ДОУ Должностные
инструкции
для ДОУ Документы
по Охране
труда в ДОУ Пожарная
безопасность
в ДОУ Документы
по ГО и ЧС
в ДОУ Документация
котельной
ДОУ

Требования к размещению персональных компьютеров

К нам часто обращаются с вопросом: «Какие требования предъявляются к размещению персональных компьютеров (ПК) в кабинете информатики, компьютерном классе, офисном помещении? Как размещать рабочие столы оборудованные персональным компьютером?». Какова должна быть правильная расстановка и расположение компьютеров в кабинете информатики по Санпин и какое расстояние между компьютерами в компьютерном классе допускается?

Помещения (кабинеты, компьютерные классы, кабинеты информатики в школе), где размещаются рабочие места с персональными компьютерами, должны быть оборудованы защитным заземлением (занулением) в соответствии с техническими требованиями по эксплуатации.

Не следует размещать рабочие столы, оборудованные персональными компьютерами, вблизи силовых кабелей и вводов, высоковольтных трансформаторов, технологического оборудования.

Рабочие столы с персональными компьютерами размещаются таким образом, чтобы источник местного освещения на рабочем месте обучающегося располагался сбоку от экрана персонального компьютера (ноутбука) или планшета. Освещение не должно создавать бликов на поверхности экрана.

При размещении рабочих мест с персональными компьютерами расстояние между столами с ПК (в направлении тыла поверхности одного монитора и экрана другого монитора) должно быть не менее 2,0 м, а расстояние между боковыми поверхностями – не менее 1,2 м.

Экран монитора должен находиться от глаз пользователя на расстоянии 600 - 700 мм, но не ближе 500 мм с учетом размеров алфавитно-цифровых знаков и символов.

Конструкция рабочего стола должна обеспечивать оптимальное размещение на рабочей поверхности используемого оборудования с учетом его количества и конструктивных особенностей, характера выполняемой работы.

Рабочее место пользователя персонального компьютера следует оборудовать подставкой для ног, имеющей ширину не менее 300 мм, глубину не менее 400 мм, регулировку по высоте в пределах до 150 мм и по углу наклона опорной поверхности подставки до 20°. Поверхность подставки должна быть рифленой и иметь по переднему краю бортик высотой 10 мм.

Клавиатура должна располагаться на поверхности стола на расстоянии 100 - 300 мм от края, обращенного к пользователю или на специальной, регулируемой по высоте рабочей поверхности, отделенной от основной столешницы.

Для размещения персональных компьютеров (ПК) для обучающихся в школах необходимо использовать одноместные столы, предназначенные для работы с персональными компьютерами. Рабочее место (стол, стул) должно соответствовать росту обучающегося.

Требования к кабинету информатики: общие правила, нормы СанПин и безопасность работы

Чтобы обеспечить безопасность в компьютерном классе школы и создать максимально комфортные условия для проведения учебного процесса, следует опираться на основные санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики, установленные Роспотребнадзором. Допуск учащихся к работе с техникой осуществляется после их ознакомления с инструкцией и сводом правил по эксплуатации компьютерного класса. Казалось бы, к чему такие сложности? На самом деле использование стационарных компьютеров нельзя назвать абсолютно безвредным и не способным нанести физический ущерб.

Вам будет интересно: Как выучить формулы по физике быстро и легко? Как правильно заниматься

Расположение в школьном помещении, площадь

Требованиями к помещениям кабинета информатики установлены правила размещения компьютерных классов в образовательных учреждениях. В соответствии с ними кабинет информационных технологий не допускается оборудовать в подвальных или цокольных помещениях. Рекомендуемая ориентация окон – северная или северо-восточная.

Согласно основным санитарно-гигиеническим требованиям, кабинет информатики должен обладать такой площадью, чтобы на каждое рабочее место приходилось не менее 6 кв. м. Причем данный расчет действует только в отношении маломестных компьютерных классов. Если в помещении размещено всего 2-3 компьютера, это не означает, что 12-18 кв. м для кабинета будет достаточно. В малокомплектных школах действуют другие формулы расчета. Так, на одного ученика приходится не менее 2,5 кв. м. Таким образом, если средняя численность учащихся в классах составляет 10 человек, площадь кабинета информатики по санитарно-гигиеническим требованиям должна быть не менее 25 кв. м.

Вам будет интересно: Формула площади правильной пирамиды. Решение геометрической задачи

укажите некоторые требования к помещениям кабинета информатики

Отделка компьютерных классов

Напольное покрытие в помещении, где проходят занятия за компьютерами, должно быть твердым и устойчивым. Допускается использование дощатого или паркетного настила, линолеума или другого материала, обладающего антистатическими свойствами. В учебном помещении ежедневно должна проводиться влажная уборка.

К стенам кабинета информатики требования предъявляют аналогичные: они должны иметь гладкую и водоустойчивую матовую поверхность. Причем отражение от стен также должно соответствовать определенным коэффициентам: для потолка – 0,7-0,8, для стен – 0,5-0,6, для пола – не более 0,5. Цвет покрытия должен быть светлым. В процессе строительно-ремонтных работ использовать следует только сертифицированные материалы для отделки, не источающие неприятных запахов и не токсичные.

Освещение и микроклимат в помещении

Если кто-то будет утверждать, что никаких специальных норм и правил в отношении обустройства компьютерных классов не установлено, укажите требования к помещениям кабинета информатики, регламентированные СанПиН. В классе обязательно должны иметь место источники естественного и искусственного освещения. Причем уровень освещенности, достигающей поверхности рабочего стола, в норме составляет 300-500 люкс. В процессе проектирования электрической осветительной системы в помещении необходимо включать в схему возможность раздельного включения линий освещения.

Вам будет интересно: Теорема Белла - это что такое простым языком?

Располагать технику в компьютерном классе необходимо таким образом, чтобы не допустить попадания прямых солнечных лучей, а также чрезмерной контрастности и отражения световых лучей на экраны мониторов. С данной целью оконные проемы закрывают регулируемыми занавесочными устройствами. Допускается установка жалюзи или однотонных занавесок из светлой плотной ткани.

Прежде чем вводить кабинет в эксплуатацию, необходимо убедиться в функционировании систем кондиционирования и вентиляции. В соответствии с требованиями СанПиН, кабинет информатики необходимо проветривать после каждого академического часа или непосредственно перед учебными занятиями, чтобы обеспечить присутствующим более качественный состав воздуха. В теплое время года допускается проведение занятий с открытыми форточками и фрамугами.

Согласно требованиям к кабинету информатики, не менее важное значение имеет и уровень влажности воздуха. Если в компьютерном классе воздух сухой, требуется установка увлажнителей, которые регулярно заправляются дистиллированной или кипяченой питьевой водой. При отсутствии возможности установки увлажнителей допускается использование открытых емкостей с водой. Оптимальным уровнем влажности в классе считается 55-62 % при температуре не более +21 °С, но не менее +19 °С.

гигиенические требования кабинета информатики

Если вас попросят: «Укажите некоторые требования к помещениям кабинета информатики», не забудьте уделить внимание такому нюансу, как уровень шума. Он не должен превышать 50 децибел на рабочих местах, поэтому располагать компьютерный класс в смежном помещении со спортивным залом, кабинетом музыки, мастерскими, актовым залом и другими помещениями, в которых уровень шума и вибрации превышает нормированные показатели, нежелательно. Если же разместить в другом месте класс информационных технологий не представляется возможным, администрация должна позаботиться о снижении уровня шума в кабинете путем применения шумоизолирующих отделочных материалов.

Требования пожарной безопасности

При организации кабинета информатики, как и любого другого помещения, важно учесть правила пожарной безопасности. Весь компьютерный класс необходимо оборудовать защитным заземлением, которое подводят непосредственно к рабочему месту каждого учащегося и преподавателя (техника, лаборанта). Показатель сопротивления изоляции токопроводимых элементов в норме составляет не менее 0,5 Ом, а для заземляющих устройств – не более 4 Ом.

Поставка электроэнергии в кабинет информатики по требованиям, осуществляется через щиты с распределительными подстанциями. Трансформатор подключают к электрическому вводу через устройство, обладающее защитно-отключающей функцией.

На каждой розетке необходимо сделать отметку о величине напряжения. Такая маркировка является обязательной. Токоведущие элементы электрических приборов подлежат тщательной изоляции. Степень соответствия пожарной безопасности требованиям к оборудованию кабинета информатики путем проведения проверки выясняется лицом, ответственным за хозяйственный блок общеобразовательного учреждения. Им может быть директор или другое назначенное лицо, в обязанности которого входит ежегодная организация проведения замеров сопротивления заземляющих устройств, контроль исправности электрооборудования и приборов. По результатам проверки составляется акт, отражающий все недочеты.

Вам будет интересно: Специальные знания: понятие, виды, формы и способы применения

В кабинете информатики обязательно должен находиться огнетушитель. Допускается оборудование компьютерного класса порошковым или углекислотным оборудованием для тушения.

Как правильно расставить мебель и технику

Согласно требованиям СанПиН, кабинет информатики в школе должен быть оснащен только такими персональными компьютерами, которые обладают разрешающими санитарно-эпидемиологическими заключениями. Причем это требование касается не только вновь приобретенной техники, но и той, что уже давно введена в эксплуатацию.

санитарно гигиенические требования к кабинету информатики

При расстановке рабочих ученических мест первоочередной задачей является обеспечение электробезопасности и защиты от электромагнитного излучения. Кроме того, преподаватель должен иметь свободный доступ к любому из посадочных мест учеников во время занятия. Компьютерные классы принято оборудовать одноместными столами, предназначенными для работы с персональными компьютерами. В санитарных требованиях к кабинету информатики акцент делается на соблюдении расстояния между рабочими местами. Так, видеомониторы друг напротив друга можно размещать на расстоянии не менее двух метров, при этом между боковыми поверхностями мониторов допускается оставлять минимум 1,2 м.

При посадке за рабочим местом педагог должен следить, чтобы экран находился на необходимом расстоянии от глаз учеников. Оптимальным считается 50-70 см.

Число рабочих мест для учеников может равняться 9, 12, 15, что зависит от наполняемости классов. Помимо посадочных рабочих мест за компьютерами классная комната должна быть оборудована двухместными партами, исходя из числа учащихся. Письменные столы размещают в центре кабинета в один или два ряда. Их предназначение заключается в проведении теоретических занятий, индивидуальных, групповых работ, для выполнения которых нет необходимости использовать компьютерную технику.

Если в школе устроен только один кабинет информатики, в котором занимаются ученики младших классов, среднего и старшего звена, наиболее трудным является решение вопроса с подбором мебели, подходящей для всех учащихся. Как правило, выход можно найти, оснастив рабочие места подставками для ног. Убедиться в том, что ученический комплект мебели соответствует росту ребенка, можно по положению тела: ноги, предплечья и спина должны иметь опору, а взгляд - падать на центр экрана или немного выше.

Как должны проходить занятия

Продолжительность работы на компьютерной технике – это особенно важное гигиеническое требование. В кабинете информатики учебное занятие может длиться столько же, сколько и обычные уроки (не более 45 минут), но период непосредственного пребывания перед экраном монитора составляет:

  • не более 10 минут – для первоклассников;
  • не более 15 минут – для учащихся младшей школы (до пятого класса);
  • 20 минут – для учеников шестых и седьмых классов;
  • 25 минут – для учащихся восьмых и девятых классов;
  • 30 минут – для остальных.

требования к помещениям кабинета информатики

Чтобы дети имели возможность снимать статическое напряжение, накопленное во время урока по информатике, рекомендуется делать разминку. Своеобразная физкультпауза включает в себя упражнения для профилактики застойных явлений в нижней части тела, пояснице, шее, плечевом поясе и руках.

Также важно не допускать зрительного утомления учащихся после работы на персональных компьютерах. С данной целью рекомендуется проводить упражнения для глаз в положении стоя или сидя. С детьми младших классов разминку проводят в игровой форме.

Требования безопасности в кабинете информатики

С целью безопасной эксплуатации кабинета информатики учащимся предъявляются некоторые требования. В кабинет информатики вход должен быть воспрещен:

  • в верхней одежде, головном уборе, с большими сумками и едой;
  • в грязной обуви, без бахил или сменной обуви;
  • с включенным мобильным телефоном, личным ноутбуком.

Кроме того, во время занятий в компьютерном классе нельзя шуметь, беседовать на посторонние темы и отвлекать других учеников. Ни в коем случае нельзя прыгать и бегать, передвижение по кабинету возможно только с разрешения преподавателя.

Приступая к работе, ученик обязан осмотреть свое рабочее место и компьютер. При наличии видимых повреждений или поломок использовать его нельзя, о чем следует незамедлительно поставить в известность педагога. Работать можно только за тем компьютером, который изначально был предоставлен на время проведения занятия. Без преподавателя включать и выключать компьютеры самостоятельно нельзя.

Требования к кабинету информатики в школе включают в себя свод правил по работе с компьютером, которые запрещают:

  • при включенном в сеть устройстве подключать провода и подсоединять дополнительные приборы;
  • использовать электронно-вычислительную машину, если на ней отсутствуют элементы корпуса;
  • трогать пальцами экран монитора, разъемы, соединительные кабели и токопроводящие части устройств;
  • во время работы с компьютером касаться батарей, труб;
  • пытаться самостоятельно устранить неисправность на клавиатуре;
  • бить по клавишам или продавливать их с помощью какого-либо предмета;
  • самовольно передвигать любой из элементов системы на другое место;
  • работать за компьютерным столом влажными руками, во влажной одежде;
  • проводить занятие при недостаточном освещении;
  • смотреть на экран монитора дольше установленного времени (в зависимости от возраста).

основные санитарно гигиенические требования к кабинету информатики

Организация учительского рабочего места

С левой стороны от учебной доски на стене крепят пульт управления для распределения и подачи электричества к рабочим компьютерам преподавателя и учащихся. Находиться он должен исключительно в зоне доступа учителя. Вдоль задней стены разрешается устанавливать дополнительные секционные шкафы, в которых будут храниться учебные материалы и носители информации.

Вам будет интересно: Адаптивная система: понятие, основные признаки, примеры

Рабочая зона преподавателя размещается на возвышенном подиуме. Помимо стола, оснащенного компьютерной техникой, рядом ставят две тумбы с принтером и графическим проектором. В санитарно-гигиенических требованиях к помещениям кабинета информатики можно даже отыскать рекомендуемые размеры учительского стола – он должен иметь длину не менее 130 см и ширину не менее 70 см.

Аппаратура и приспособления

В зависимости от средней численности учащихся в классах определяется количество ученических персональных компьютеров. Одно рабочее место, то есть один комплект аппаратуры (системный блок, монитор, клавиатура и компьютерная мышь), может занять только один человек. При этом занятия в кабинете информатики проходят с учетом деления класса на две группы. Также в состав помещения информационных технологий обязательно включается комплекс для учителя. Помимо стандартного оборудования его место оснащается периферийными устройствами.

В каждом кабинете информатики должен быть установлен кодоскоп или диапроектор (сейчас его функции выполняют мультимедийные проекторы), видеомагнитофон, телевизионный экран с диагональю не менее 61 см. Телевизор с демонстрационной целью устанавливают на уровне 1,5 м. Крепят его с помощью кронштейна с левой стороны от классной доски. Графопроектор размещают рядом с учительскими столом на тумбе. Во время демонстрации диафильма и отдельных фрагментов диапозитивов в кабинете информатики основные требования заключаются в соблюдении правильного расстояния до экрана, рекомендуемая ширина которого должна находиться в пределах 1,2-1,4 м: от первых парт до поверхности с проецируемым изображением должно быть не менее 2,7 м, а от последних столов – не более 8,6 м.

Оптимальной зоной просмотра телепередач и видеороликов является такое же расстояние – 2,7 м от первых ученических столов.

санитарные требования к кабинету информатики

Оборудование и сопутствующая документация

Состав использующегося оборудования в компьютерном классе определен требованиями к помещениям кабинета информатики. Некоторые из них устанавливают строгий перечень предметов вычислительной техники, базового и прикладного программного обеспечения в кабинетах информационных технологий в классах учебных заведений общеобразовательной системы. В первую очередь кабинет информатики оснащают:

  • программными средствами базового и профильного типа для учебного пользования по курсу «Основы информатики и вычислительной техники» ;
  • методическими рекомендациями к выполнению индивидуальных заданий на компьютере в процессе обучения, самостоятельных работ и текущих тренировочных упражнений для закрепления навыков;
  • комплектами справочной, методической и научной литературы;
  • держателями для демонстрационных таблиц и стендов, на которых экспонируются работы учеников;
  • аптечкой для оказания первой медицинской помощи с соответствующим набором медикаментов;
  • средствами для пожаротушения (два огнетушителя).

Что касается документации, то ответственным за ее ведение выступает преподаватель. Обязательными являются:

  • журналы проведения инструктажей по технике безопасности с обучающимися;
  • журналы эксплуатации комплектов электронно-вычислительных машин на всех рабочих местах;
  • журнал поломки компьютеров и их ремонта;
  • инвентарная книга для учета всего имеющегося в кабинете оборудования с годовым планом дооборудования кабинета информационных технологий, который утверждается директором школы.

Кроме того, в кабинете информатики обязательной является картотека, в которой отмечены места хранения учебного оборудования.

Правила размещения оборудования в компьютерном классе

Учебные пособия и многочисленное оборудование необходимо размещать и хранить в секционных шкафах, оснащенных переставными полками. При наличии лаборантской комнаты их устанавливают там. Все демонстрационные комплекты, предназначенные для проведения самостоятельных работ, должны храниться в другом месте.

Носители информации (диски, дискеты, жесткие диски) с программным обеспечением должны находиться в специальных закрытых ящиках, которые защищены от попадания света, проникновения пыли. Причем все диски и прочие носители информации разделяют по классам и учебным группам путем проставления надписей.

С учетом габаритов таблицы помещают для хранения в ящики под учебной доской или в специальные отделения по разделам программы и классам. Их использование является необходимым с точки зрения наглядности и более эффективного усвоения теоретических знаний. Хранение аудиовизуальных пособий осуществляется на полках секционных шкафов, диафильмы и пленки диапозитивов должны находиться в маркированных коробках с разграничительными ячейками.

основные требования к кабинету информатики

Любая справочная и учебно-методическая литература, которая может потребоваться в процессе изложения нового материала, должна храниться на полках шкафа. В соответствии с требованиями к оформлению интерьера компьютерного класса, пособия, использующиеся для изучения отдельных тем или разделов курса, экспонируются на стене, которая находится напротив стены с учебной доской. Для размещения книг и иллюстрационных материалов допускается устанавливать съемные стенды.

На стену, размещенную со стороны, противоположной окнам, вешают щиты с таблицами, справочными схемами и прочими пособиями, которые используются при знакомстве учеников с правилами техники безопасности, структурой компьютерных систем, функциями периферийного оборудования и пр. Таблица «Правила работы учащегося за компьютером» должна присутствовать на той же стене, что и стенды. В оформлении щитов и стендов допускается использование различных типов шрифта: печатного и рукописного, арабского и готического. Заголовки и подзаголовки выполняются в едином стиле.

Организация и размещение рабочих мест в компьютерном классе

СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03, в котором основное внимание уделяется эргономическим требованиям к оборудованию рабочих мест с ПЭВМ и ВДТ дает лишь несколько общих рекомендаций по организации рабочих мест, полезных с точки зрения электромагнитной безопасности:

1 • рабочее место должно быть автономным;

2 • экран дисплея ПЭВМ должен находиться от глаз пользователя на оптимальном расстоянии 60 …. 70 см, но не ближе 50 см.;

3 • в помещениях с ПЭВМ и ВДТ ежедневно должна проводиться влажная уборка.

Однако, этих требований установленных в ( СанПиН 2.2.2/2.4.1340-03),недостаточно для обеспечения электромагнитной безопасности рабочих мест.

При неправильной организации электропитания рабочего места источниками электрических и магнитных полей могут быть не только дисплей ПЭВМ, импульсный источник питания системного блока ПЭВМ и сетевые кабели (провода) электропитания, но и периферийные устройства ПЭВМ (клавиатура, принтер, модем и т.п.).

Полную гарантию безопасности рабочего места может дать лишь его детальное обследование по уровням полей и аттестация рабочего места уполномоченными на это организациями и специалистами. Вместе с тем, можно сформулировать ряд конкретных практических рекомендаций по организации рабочего места и размещению на нем компьютерной техники, выполнение которых заведомо улучшит электромагнитную обстановку и с намного большей вероятностью обеспечит аттестацию рабочего места без принятия для этого каких-либо дополнительных специализированных мер.

1. Основные источники импульсных электрических и магнитных и электростатических полей - дисплей и системный блок ПЭВМ (в том числе совмещенный с клавиатурой в учебных ПЭВМ)- должны быть в пределах рабочего места максимально удалены от пользователя.

2. Должно быть обеспечено надежное заземление (с периодическим контролем) системного блока и источника питания ПЭВМ. Если имеется техническая возможность, целесообразно заземлить системный блок не только через заземляющий контакт трехконтактной вилки питания (естественно, при наличии соответствующей и правильно подключенной розетки), но и путем с оединения отдельным проводником корпуса системного блока с контуром заземления в помещении.

3. Должно быть обеспечено наибольшее удаление пользователя от сетевых розеток и проводов электропитания.

4. При организации электропитания рабочего места целесообразно предусмотреть возможность изменения полярности включения в розетку сетевой вилки питания системного блока и дисплея ПЭВМ и предусмотреть при этом маркировку фазного и нулевого проводов. Это позволит при обследовании рабочего места специальной аппаратурой для контроля электромагнитных полей оперативно выбрать и зафиксировать ту ориентацию подключения вилки питания, при которой поля на рабочем месте минимальны.

На рисунках 4.1. 4.4. показаны рекомендуемые и не рекомендуемые (с точки зрения электромагнитной безопасности) варианты компоновки рабочего места.

Наиболее оптимальной следует признать планировку, когда полностью разделены зона местонахождения пользователя ПЭВМ и зона, где расположены кабели электропитания технических средств рабочего места, включая розетки сетевого электропитания (рис. 4.1).

Менее оптимальной является планировка, представленная на рис. 4.2., когда рядом с пользователем расположены сетевые кабели электропитания рабочего места. Данную планировку нежелательно использовать, если на рабочем месте установлено большое количество технических средств со значительным энергопотреблением. В этом случае по сетевым кабелям электропитания текут значительные токи, и пользователь ПЭВМ находится в зоне воздействия магнитных полей промчастоты 50 Гц.

Крайне нежелательной является планировка рис 4.3. Из-за реально ненулевого значения сопротивления цепи заземления пользователь ПЭВМ может находиться не только в зоне воздействия магнитных, но и электрических полей промчастоты 50 Гц. При отсутствии возможности иной организации рабочего места можно рекомендовать способ снижения уровня полей за счет расположения кабелей электропитания в металлической (стальной) заземленной трубе (рис. 4.4). Однако следует особо подчеркнуть, что данную планировку рабочего места можно использовать только при наличии документального подтверждения соответствия уровней полей требованиям действующих СанПиН при контроле специальной аппаратурой. В случае отсутствия объективных замеров уровней полей на рабочем месте подобная планировка является недопустимой.

В приведенные обобщенные схемы могут вноситься уточнения и изменения, обусловленные специфическими особенностями конструкции ПЭВМ и дисплея ПЭВМ, особенностями пространственных диаграмм электрических и магнитных полей и особенностями пространственной конфигурации помещения.

В заключение отметим еще два немаловажных обстоятельства.,

Первое. При реализации какого-либо варианта в организации рабочего места необходимо учитывать возможное влияние его электромагнитных полей на постоянно работающих рядом людей и осуществлять корректировку их расположения относительно рабочего места с ПЭВМ.

Дело в том, что многие видеодисплейные терминалы имеют резко деформированную диаграмму направленности собственных полей; максимум этой диаграммы направлен в сторону от оператора ПЭВМ (рис 4.5.). К сожалению, здесь нельзя дать каких-либо общих рекомендаций. Вопрос должен решаться в каждом конкретном случае индивидуально исходя из типа и модели используемого дисплея по результатам измерений полей специализированными приборами. При скученном расположении сотрудников в помещении для определения безопасного расположения пользователя и окружающих целесообразно в обязательном порядке воспользоваться рекомендациями специалистов из организаций по экологической (электромагнитной) безопасности. Исключение из данного правила составляет компоновка рабочего места на рис. 4.1(б) в случае, если оно расположено в углу комнаты с капитальной стеной.

Второе. Реализуемые варианты компоновки рабочего места (безопасные по электромагнитным полям) ни в коей мере не должны противоречить установленным в санитарных правилах и нормах требованиям по эргономическим характеристикам. Должны выполняться требования по освещенности экрана дисплея и освещенности документа, требования по расположению рабочего места с учетом направления освещения для исключения бликов на экране дисплея и т.п. Последствия для здоровья при пренебрежении эргономическими требованиями могут быть не меньшими, чем от повышенного уровня электромагнитных полей.

При определении допустимого количества рабочих мест в помещении следует учитывать требование СанПиН о необходимости обеспечения не менее 6-ти кв. м на одно рабочее место с ВДТ или ПЭВМ на базе электроннолучевой трубки (ЭЛТ) , в помещениях культурно-развлекательных учреждений и с ВДТ на базе плоских дискретных экранов (жидкокристаллические, плазменные) - 4,5 м 2 . Схемы размещения РМ должны учитывать допустимые расстояния между рабочими столами с ВДТ (которые должны быть не менее 2 м по фронту и обеспечивать расстояние между боковыми поверхностями мониторов не менее 1,2 м). Выполнение указанных требований дает весьма высокую гарантию обеспечения нормальной электромагнитной обстановки на рабочих местах.

Основные принципы размещения в помещении значительного количества рабочих мест с ПЭВМ должны быть следующие:

1 • автономное размещение отдельных рабочих мест, их автономное электропитание;

2 • выбор наиболее безопасных схем размещения рабочих мест; обеспечивающих:

3 - максимально возможную удаленность от каждого пользователя сетевых элементов и аппаратуры соседних рабочих мест;

4 - расположение аппаратуры и пользователя с учетом размещения их на соседних рабочих местах;

5 - учет диаграмм излучений от аппаратуры соседних рабочих мест и принятие мер к уменьшению их воздействия соответствующим размещением, ориентацией или экранировкой;

Размещение и организация в помещении нескольких рабочих мест с ПЭВМ

Автономное размещение отдельных рабочих мест и их автономное электропитание резко повышает мобильность рабочего места при выполнении применительно к нему конкретных мероприятий по снижению уровней электромагнитных полей в зоне расположения пользователя. Это позволяет оперативно отключать не эксплуатируемые в конкретный момент рабочие места с целью уменьшения общего электромагнитного фона в помещении, позволяет оптимально выполнить схему электропитания. Последнее важно не только для снижения уровней напряженности полей промчастоты на рабочем месте оператора, но и для снижения напряженности магнитной составляющей промчастоты в зоне расположения монитора ПЭВМ. Повышенный уровень магнитного поля промчастоты оказывает негативное влияние на качество изображения в связи с появлением эффектов его дрожания и мерцания.

Выбор наиболее безопасных схем размещения рабочих мест зависит во многом от конкретных характеристик помещения. Это связано с тем обстоятельством, что при обеспечении электромагнитной безопасности в конкретном производственном или ином помещении необходимо учитывать необходимость обеспечения одновременно и других требований по охране труда - требований электробезопасности, пожарной безопасности, требований по освещенности на рабочем месте, микроклимату и т.п.

Рассмотрим наиболее оптимальные варианты по размещению компьютерной техники (которые можно реализовать на практике исходя из конкретных условий) с оценкой их достоинств и недостатков; а также варианты не рекомендуемые для размещения (однако, зачастую встречающиеся на практике).

Для примера выберем помещения наиболее часто встречающейся прямоугольной геометрии.

В варианте размещения, показанном на рис.5.1, рабочие места расположены друг за другом в несколько рядов.

Для упрощения, на схеме указаны лишь мониторы и клавиатура на столах и места расположения работающих. Жирными линиями обозначена подводка электропитания от рабочих мест к розеткам в стенах помещения.

Достоинство такого расположения - возможность визуального общения руководителя с подопечными и боковое освещение экранов дисплеев естественным светом (что рекомендовано в СанПиН 2.2.2.542-96).

Существенный недостаток - опасность облучения большинства пользователей с тыльной стороны дисплея, установленного на соседнем рабочем месте, а также близость к пользователю элементов сетевого питания соседнего рабочего места. Данную планировку можно рекомендовать только в том случае, если в помещении имеется возможность разнесения рабочих столов на требуемое санитарными правилами и нормами расстояние между ними в два и более метра или при использовании компьютеров с крайне низким уровнем собственных полей (классификация ПЭВМ по уровням собственных полей представлена в главе 12.). Сетевые провода электропитания каждого рабочего места должны быть максимально локализованы с тыльной его стороны, а пользователь соседнего рабочего места должен находиться в максимальном возможном удалении (в пределах существующего пространства каждого рабочего места) от данных проводов. При невыполнении указанных выше условий, планировка рабочих мест, приведенная на рис.5.1, является недопустимой.

Улучшить электромагнитную обстановку на указанных рабочих местах без существенной переделки системы подводки электропитания (к сожалению, именно фактор возможных вариантов реализации электропитания является зачастую решающим при выборе той или иной планировки в условиях реальных помещений) можно при встречно-противоположном и многорядном расположении рабочих мест (рис.5.2).

Недостаток такой планировки - частичная потеря зрительного контакта руководителя с подопечными.

На рисунке 5.3. показаны две планировки, с которыми пришлось столкнуться при обследовании компьютерных классов школ. Можно понять учителей, которые стремились с помощью таких планировок не допустить недозволенных контактов во время занятий между учениками соседних рабочих мест. Однако худшего расположения (по электромагнитной безопасности) придумать трудно. При использовании старых типов дисплеев, зачастую характеризующихся гипертрофированными магнитными полями с максимальной интенсивностью в боковых направлениях, такое расположение рабочих мест даже более опасно, чем последовательное их расположение друг за другом, показанное на рисунке 5.1

При расположении рабочих мест по схеме, показанной на рисунке 5.4., удается удалить пользователей на безопасное расстояние от источников полей (как своих, так и соседних рабочих мест), правда, при не всегда высокой эффективности использования площади помещения.

Особенностью данного расположения в том, что питание ПЭВМ осуществляется общей сетевой линией, проходящей между двумя рядами столов. По ней протекает увеличенный ток, и при низком уровне полей ПЭВМ создается опасность повышенного уровня полей промчастоты. Это требует применения дополнительных средств обеспечения электромагнитной безопасности (например, экранировки проводов), что повышает затраты на оборудование помещения. Другой недостаток такого расположения - возможная засветка экранов ВДТ одного из рядов рабочих мест естественным светом, падающим из светопроемов.

При малом боковом расстоянии между рабочими местами при планировке, изображенной на рисунке 5.4, возможно увеличение уровня полей на каждом рабочем месте из-за влияния мониторов соседних рабочих мест. В таком случае можно рекомендовать некоторую модификацию размещения рабочих мест, когда электромагнитные поля в точке местоположения пользователей будут существенно снижены за счет взаимной экранировки полей аппаратуры каждого рабочего места (рис. 5.5).

В основе планировки, показанной на рисунке 5.6., лежит расположение рабочих мест вдоль боковых и торцевых стен помещения с ориентацией тыльной стороны каждого рабочего места к стене.

При таком расположении удается:

1 • разделить сетевое питание вычислительной техники в помещении на ряд параллельных линий, уменьшив этим токи в отдельных силовых линиях и, соответственно, создаваемые ими поля;

2 • кардинально решить вопросы максимальной отдаленности пользователей от сетевых элементов;

3 • добиться размещения в помещении заметно большего количества рабочих мест без ухудшения электромагнитной обстановки и обеспечения требований санитарных норм по допустимому минимальному расстоянию между рабочими местами (так как регламентируемые санитарными нормами боковые расстояния между столами меньше, чем регламентируемые фронтальные).

Требования к кабинету информатики

2.10.1.1. Помещения кабинета ИВТ должны иметь естественное и искусственное освещение в соответствии с СанПиН 2.2.2.542-96.

2.10.1.2. Основной поток естественного света должен быть слева. Ориентация оконных проемов должна быть на север или на северо-восток. Не допускается направление основного светового потока естественного света сзади и спереди работающего на ПЭВМ. При двухстороннем освещении при глубине помещения кабинета более 6м обязательно устройство правостороннего подсвета, высота которого должна быть не менее 2,2м от пола.

2.10.1.3. В осветительных установках кабинета ИВТ должна быть использована система общего освещения, выполненная потолочными или подвесными люминесцентными светильниками, равномерно размещенными по потолку рядами в виде сплошных линий с двух сторон о рабочего стола с ПЭВМ или ВДТ. Светильники, а также оконные светопроемы не должны отражаться на экранах ПЭВМ или ВДТ.

2.10.1.4. Освещенность поверхности ученических столов при искусственном освещении должна быть в пределах 300-500 лк. Светильники должны иметь светорассеивающую арматуру.

2.10.1.5. В качестве источников света рекомендуется использовать люминесцентные лампы мощностью 40Вт, 58Вт или энергоэкономичные мощностью 36Вт типа ЛБ, ЛХБ как наиболее эффективные и приемлемые с точки зрения спектрального состава.

2.10.1.6. Для учебных помещений с ПЭВМ и ВДТ следует применять светильники серии ЛП036 с высокочастотными пускорегулируемыми аппаратами (ВЧПРА). Можно допустить применение светильников без ВЧПРА в модификации "кососвет".

2.10.1.7. В помещениях с ПЭВМ по причине загрязнения воздуха антропогенными веществами органической природы и диоксидом углерода рекомендуется иметь приточно-вытяжную вентиляцию, обеспечивающую оптимальный температурно-влажностный режим для всех климатических зон.

2.10.1.8. При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции можно организовать кондиционирование воздуха с помощью бытовых кондиционеров. Расчет кондиционеров должен быть проведен инженером по вентиляции в зависимости от их производительности, количества теплоизбытков от машин, людей, солнечной радиации и источников искусственного освещения.

2.10.1.9. Кабинет ИВТ должен быть оборудован умывальником с подводкой горячей и холодной воды.

2.10.1.10. Электроснабжение кабинета должно быть выполнено в соответствии с требованиями ГОСТ 28139-89 и ПУЭ.

2.10.1.11. Подводка электрического напряжения к столам обучающихся и учителя должна быть стационарной и скрытой.

2.10.1.12. Расположение электрощита и Устройства защитного отключения должно давать учителю возможность мгновенного отключения системы электроснабжения. Рекомендуемое размещение - слева или справа от классной доски.

2.10.1.13. Для обеспечения пожарной безопасности кабинет МВТ должен быть укомплектован 2-мя углекислотными огнетушителями (типа ОУ-2).

2.10.1.14. Для окраски стен и панелей должны быть использованы светлые тона красок (р=0,5-0,6). Состав красок должен исключать возникновение известковой пыли.

2.10.1.15. Поверхности ограждающих конструкций кабинета, классной доски, рабочих столов должны быть матовыми.

2.10.1.16. Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.
2.10.1.17. Содержание вредных химических веществ в воздухе помещений с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ) и персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) не должно превышать среднесуточных концентраций для атмосферного воздуха.

2.10.1.18. Для внутренней отделки интерьера помещений с ПЭВМ и ВДТ не разрешается применять синтетические материалы, выделяющие в воздух вредные химические вещества и соединения. К ним можно отнести древесно-стружечные плиты, слоистый бумажный пластик, моющиеся обои, рулонные синтетические покрытия и др.

2.10.1.19. Уровень шума на рабочем месте во всех учебных помещениях с ВДТ и ПЭВМ не должен превышать 50 дБА. (Санитарные нормы допустимого шума в помещениях жилых и общественных зданий и на территории жилой застройки N 3077-84, п.7.2).

2.10.2. Требования к помещениям кабинета ИВТ

2.10.2.1. Кабинет информатики и вычислительной техники (МВТ) организуется как учебно-воспитательное подразделение средней общеобразовательной и профессиональной школы, учебно-производственного комбината, оснащенное комплектом учебной вычислительной техники (КУВТ), учебно-наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью, оргтехникой и приспособлениями для проведения теоретических и практических, классных, внеклассных занятий по курсу "Основы информатики и вычислительной техники" (ОИВТ) как базовому, так и профильным. Кроме того, КИВТ может использоваться в преподавании различных учебных предметов, трудовой подготовки.

2.10.2.2. Площадь помещений кабинета ИВТ определяется в соответствии с требованиями нормативного документа "Учебно-материальная база образовательного учреждения общего среднего образование" ч. I. "Нормы и требования к учебным зданиям и пришкольным участкам", а также СанПиН 2.2.2.542-96.

2.10.2.3. Размещение КИВТ во всех учебных заведениях в цокольных и подвальных помещениях не допускается.

2.10.2.4. Минимальная площадь, приходящаяся на одну ПЭВМ, должна быть не менее 6 кв.м., а объем - не менее 24,0 куб.м. при высоте не менее 4 м. При меньшей высоте учебного помещения рекомендуется увеличить площадь на одно рабочее место.

2.10. 2. 5. При кабинете ИВТ должна быть организована лаборантская площадью не менее 18 кв.м. Лаборантское помещение должно иметь два выхода: в учебное помещение и на лестничную площадку или в рекреацию.

2.10.2.6. Площадь кабинета должна позволять расставить в нем мебель с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

2.10.2.7. Передняя стена КИВТ оборудуется классной доской для фломастеров, экраном, шкафом для хранения учебно-наглядных пособий и носителей информации.

2.10.2.8. При входе в кабинет ИВТ должны быть предусмотрены встроенные или пристенные шкафы (полки) для портфелей.

2.10.2.9. Слева от доски, в рабочей зоне учителя, на стене должен быть закреплен электрораспределительный щит с пультом управления электроснабжением рабочих мест учителя и учащихся.

2.10.2.10. Под доской или отдельно под стендами устанавливают ящики для таблиц. На верхней кромке доски крепятся держатели (или планка с держателями) для подвешивания таблиц.

2.10.2.11. На стене, противоположной окнам, размещаются экспозиционные щиты с постоянной и временной информацией.

2.10.2.12. Вдоль задней стены возможно установка секционного шкафа для хранения учебного оборудования и носителей информации в зависимости от площади кабинета.

2.10.2.13. Верхняя часть задней стены кабинета должна быть предназначена для экспонирования пособий, необходимых для изучения отдельных тем программы.

2.10.3. Требования к комплекту мебели в учебном кабинете

2.10.3.1. Кабинет и лаборантское помещение должны быть оснащены определенным комплектом специализированной мебели, отвечающей требованиям ГОСТ 22046-89, имеющей сертификат соответствия технической документации и гигиенический сертификат.

Кабинет должен иметь мебель для:

¾ организации рабочего места учителя;

¾ организации рабочих мест обучающихся;

¾ для рационального размещения и хранения средств обучения;

¾ для организации использования аппаратуры.

2.10.3.2. Лаборантское помещение должно иметь следующую мебель: радиомонтажный стол, канцелярский стол; стеллажи для хранения инструментария и сейф.

2.10.3.3. Мебель для организации рабочего места учителя должна включать стол с местом для аппаратуры (графопроектора) и компьютера, тумбу для принтера, стул, классную доску.

2.10.3.4. Мебель для организации рабочих мест обучающихся включает одноместные ученические столы для компьютера (ГОСТ 11015-93) со стульями разных ростовых групп № 4,5,6) с цветовой маркировкой с подъемно-поворотными стульями.

2.10.3.5. Мебель для рационального размещения и хранения учебного оборудования должна состоять из комбинированного шкафа по ГОСТ 18666-95.

2.10.4. Требования к организации, рабочих мест учителя и обучающихся

2.10.4.1. Рабочее место учителя располагается на подиуме и оборудуется столом, оснащенным аппаратурой в соответствии с "Перечнями", двумя тумбами (для принтера и графопроектора), классной доской, экраном и электрораспределительным щитом с пультом управления. К учительскому столу должно быть подведено электропитание для подключения ПЭВМ, принтера, графопроектора.

2.10.4.2. Размеры стола учителя: длина крышки - не менее 1300мм, мм, ширина - не менее 700 мм.

2.10.4.3. В тумбах должно быть предусмотрено 1-2 ящика размерами 350x500x100 мм для принадлежностей, магнитных носителей и транспарантов из расчета на текущий день занятий.

2.10.4.4. Для кабинета МВТ рекомендуется использовать классную доску, предназначенную для написания фломастером.

2.10.4.5. Рабочие места обучающихся, оснащенные персональными ЭВМ (ПЭВМ), должны состоять из одноместного стола и подъемно-поворотного стула. Дополнительно кабинет информатики оборудуется двухместными ученическими столами (ГОСТ 11015-93) в соответствии с количеством рабочих мест обучающихся при работе на ПЭВМ или ВДТ. Ученические столы располагаются в центре и предназначены для проведения теоретических занятий. Столы и стулья должны быть разных ростовых групп с цветовой индикацией.

Санитарно-гигиенические требования к кабинету информатики и ИВТ

2.10.1.6.Для учебных помещений с ПЭВМ и ВДТ следует применять светильники серии ЛП036 с высокочастотными пускорегулируемыми аппаратами (ВЧПРА). Можно допустить применение светильников без ВЧПРА в модификации "кососвет".

2.10.1.8. При отсутствии приточно-вытяжной вентиляции можно организовать кондиционирование воздуха с помощью бытовых кондиционеров.

Расчет кондиционеров должен быть проведен инженером по вентиляции в зависимости от их производительности, количества теплоизбытков от машин, людей, солнечной радиации и источников искусственного освещения.

2.10.1.16. Поверхность пола должна быть ровной, без выбоин, нескользкой, удобной для очистки и влажной уборки, обладать антистатическими свойствами.

2.10.1.17. Содержание вредных химических веществ в воздухе помещений с использованием видеодисплейных терминалов (ВДТ) и персональных электронно-вычислительных машин (ПЭВМ) не должно превышать среднесуточных концентраций для атмосферного воздуха.

2.10.2. Требования к помещениям кабинета ИВТ

2.10.3. Требования к комплекту мебели в учебном кабинете

- организации рабочего места учителя;

- организации рабочих мест обучающихся;

- для рационального размещения и хранения средств обучения;

- для организации использования аппаратуры.

2.10.4. Требования к организации, рабочих мест учителя и обучающихся

2.10.4.5. Рабочие места обучающихся, оснащенные персональными ЭВМ (ПЭВМ), должны состоять из одноместного стола и подъемно-поворотного стула.

Дополнительно кабинет информатики оборудуется двухместными ученическими столами (ГОСТ 11015-93) в соответствии с количеством рабочих мест обучающихся при работе на ПЭВМ или ВДТ. Ученические столы располагаются в центре и предназначены для проведения теоретических занятий. Столы и стулья должны быть разных ростовых групп с цветовой индикацией.

Читайте также: