Как поднять стол в поезде

Обновлено: 10.05.2024

Вы удивитесь, когда узнаете, что говорят по этому поводу Правила: чье место на нижней полке днем? Только нижнего пассажира, у которого на нее билет или пассажир с верхней тоже имеет право на ней сидеть? Какие у кого права на столик для еды?

Иногда так бывает, что те, кто купил билет на нижнюю полку убеждены, что раз они её купили, значит это их место и столик рядом предназначет только для них, не убирая постель и не пуская на свою полку присесть пассажира сверху. Как разбираться, если возникает конфликт и "нижний" пассажир не пускает к столику "верхнего" и имеет ли он право это делать? Равные ли у обоих пассажиров права?

На самом деле, эти ситуации урегулированы в Правилах пассажирских перевозок и есть четкие ответы на все эти вопросы, вот только, если их внимательно почитать всем, кто едет в поезде, конфликтом может стать больше.

Багаж и место под полкой.

"Извините, вы не могли бы привстать, мне нужно положить сумку в рундук". На эту фразу нижний пассажир вправе ответить отказом: преимущественное право на место для багажа под своей полкой имеет он, а для багажа пассажира сверху предназначена третья полка или верхний рундук над коридором вагона (в купейном вагоне).

Звучит волне логично, ведь если верхний пассажир выходит на промежуточной станции ночью, ему придется будить нижнего, чтобы достать свой багаж, что несправедливо по отношению к нижнему. Вот только если мы говорим о привычных классических вагонах, то все понятно, а вот если о двухэтажных, то там у пассажиров верхних полок своего места для багажа просто не существует. В правилах по этому поводу пока ничего не сказано.

Чей столик и имеет ли право "верхний" сидеть днем внизу?

В Правилах четко сказано, что во время следования поезда каждый обязан занимать именно то место, которое у него указано в билете. То есть находиться на своей полке. Оговорок про дневное время, питание и т.д. в них нет, так что если говорить сухим языком, то пассажир снизу имеет полное право вообще не пускать на свою полку других пассажиров, включая того, кто едет над ним.

Причем, не важно, это ночной поезд или поезд дальнего следования. Даже если это Москва-Владивосток, то, будь добры, все семь дней лежи у себя на верхней полке.

Пусть ли верхнего пассажира попить чаю, пообедать к столику или просто посидеть в пути - целиком добрая воля того, кто едет снизу. Обязанности делать это у него нет. Не раз наблюдал ситуации, когда, едва проснувшись, "верхний" спускался вниз и требовал "нижнего" сворачивать свою постель, чтобы попить чаю перед прибытием поезда. На подобные требования нижний имеет полное право отвечать отказом.

Конечно же, мы говорим о правилах и заложенных в них нормах, и никто не отменял правила хорошего тона. В большинстве случаев пассажиры нижних полок сворачивают постель днем, не возражают против того, чтобы "верхний" сидел на ней и не препятствуют в доступе к столику, чтобы перекусить или выпить чаю. Но бывает и иначе.

Если уж "нижний" не сворачивает постель, его можно только попросить это сделать, но никак не требовать.

Ссылка на Правила перевозок пассажиров ж/д транспортом.

Ставьте лайк и подписывайтесь на мой канал , если вам понравится этот материал

Куда положить вещи в плацкарте?

Под нижней полкой в плацкартном вагоне находится рундук - ящик для вещей. Он не во всю длину полки - к стенке у окна он не примыкает, там перегородка. Обычно вещи складывают туда и пассажиры снизу, и пассажиры сверху. Так что едущих внизу иной раз приходится беспокоить. Когда много вещей или есть не помещающиеся снизу длинномеры, что-то можно водрузить на третью полку (где лежат матрасы и одеяла). Главное, чтобы оттуда ничего не грохнулось. На боковушках хуже: там нет рундука, есть только пространства по трети длины полки по её краям. Рюкзак туда не засунешь. Зато дорожная сумка не очень большая вполне помещается.

Если Вы едете на нижней полке, можно сказать, что Вам повезло: в этом случае можно положить вещи в рундук (место под нижними полками). Если же Вам досталось место на верхней полке, то можно попросить соседей снизу (если, конечно, они адекватные и их вид внушает доверие - к примеру, мама с детьми или бабушка с внуками), положить Ваш чемодан с вещами к ним под полку, если там еще осталось место.

Однако сразу оговорюсь, что все самое ценное лучше хранить у себя под подушкой, и носить с собой даже в туалет: ведь , к сожалению, бывают и такие ситуации, когда порядочные с виду попутчику могут прихватить с собой и чужие вещи, в особенности, если будут выходить ночью.

Можно положить вещи и на третью полку, но оттуда они могут упасть при тряске.

Еще один вариант - это договориться с проводником за небольшую сумму денег, чтобы он сложил Ваши вещи у себя на хранение.


В свое время часто приходилось ездить поездами.

Вещей в дорогу брал не много. Когда ехал только в дневное время суток, то вещи держал около себя. Когда же приходилось в ночное время ехать поездом - прятал их под сиденье нижнего места. Если спал на верхнем месте - всю ночь переживал, чтобы мои вещи никто не унес. Самое ценное клал под подушку или рядом с ней под стенку.

В поезде не особо есть выбор, куда же именно положить свои вещи и чемоданы, особенно если чемоданов несколько, и особенно в плацкарте.

Выбор состоит всего из двух возможных мест - это под нижнее сиденье (полку), оно открывается, и вниз можно убрать чемодан, либо на третью полку, которая находится над верхней полкой.



Больше чемодан некуда убрать, разве что прямо на само сиденье, но это можно в дневное время, на ночь придется всё равно убирать.

Сумку с ценными вещами лучше держать при себе, и в туалет ее с собой тоже носить. А вот на ночь, лучше сумку убирать под свое (именно свое) нижнее сиденье, и спать (если только это место полностью закрыто).

Согласно правилам перевозок: пассажиры, проезжающие на нижних полках, имеют преимущественное право на занятие багажных мест рундука. Пассажиры с верхних полок размещают багаж на третьих полках.

Все мы люди и если по-человечески, то всегда можно договориться и разместить весь багаж так, что бы всем было комфортно.

Ценные вещи (фотоаппарат, кошелек, телефон, планшет) лучше всегда держать при себе в небольшой сумочке, либо запрятать их на самое дно, середину вашего большого чемодана.

Мои совет людям, которые не часто путешествуют в поездах:

1) Если есть возможность заранее соберите себе небольшой пакет или сумочку, где будет лежать самое необходимое: туалетные принадлежности, тапочки, пижама, книжка.

2) Вещи, которые в пути вам не понадобятся сложите в чемодан и оберните его упаковочной пленкой или воспользуйтесь багажными замочками.

3) Перед сном свою маленькую сумочку с ценными вещами храните в труднодоступной зоне, например под подушкой или подушкой и стеной, или на третьей полке ближе к окну.

12 лайфхаков, которые сделают поездку в плацкартном вагоне комфортнее

Фото автора Елизавета Платонова

Через нужную вам станцию может проходить несколько поездов. Они не одинаковы по уровню комфорта и обслуживания: в одном могут быть новые вагоны с кондиционером и биотуалетами, в другом — всё по старинке. Чтобы не оказаться в таком, нужно правильно выбрать поезд. Для начала обратите внимание на номер:

  • 1–150 — скорые поезда, который ходят круглый год;
  • 151–298 — сезонные или дополнительные скорые поезда;
  • 301–450 и 601–698 — регулярные пассажирские поезда;
  • 451–598 — сезонные или разовые поезда.

Если есть возможность, выбирайте регулярные поезда (1–150 и 301–450). Они курсируют постоянно, поэтому РЖД заменяет в них старые вагоны на новые. В таких чаще встречаются плацкарты с кондиционером, биотуалетами, розетками в каждом купе и новыми постельными принадлежностями.

Скорые поезда действительно идут быстрее: по нормативам их скорость 50–91 км/ч. У пассажирских максимальная скорость — 50 км/ч.

Номера 151–298, 451–598 и 601–698 — сезонные или дополнительные поезда. Их пускают летом на южные направления (Адлер, Анапа, Новороссийск) и в праздники (Новый год, Международный женский день, День Победы, День народного единства), когда спрос высокий и билетов всем не хватает. Такие поезда комплектуют по остаточному принципу из тех вагонов, что есть. Это как раз те самые советские плацкартные вагоны с деревянными окнами и двумя розетками на всех.

При покупке билета смотрите на класс обслуживания: биотуалет и кондиционер есть в вагонах класса 3Э и 3Б

В некоторых поездах регулярно ездят вахтовики. Это не всегда плохое соседство, но иногда не везёт: уставший мужчина может перебрать с алкоголем, слишком громко храпеть и выставлять в проход вонючие носки. Чаще всего вахтовики ездят в поездах до Нижневартовска, Нового Уренгоя, Нерюнгри, Барнаула.

2. Купите билет заранее

Самые неудобные места — верхние боковые. Обычно они достаются тем, кто покупает билет на востребованное направление в последний момент. Старайтесь брать билеты заранее: они поступают в продажу за 90 дней до отправления. Например, если планируете ехать 30 декабря, билет можно купить 2 октября. Ещё раньше (за 120 дней) можно приобрести билеты на поезда «Красная стрела» и «Экспресс» из Москвы в Санкт‑Петербург.

Для международных рейсов действуют другие сроки:

  • В страны СНГ и Балтии билеты поступают в продажу за 45 дней. Если поезд едет через Москву — за 60.
  • В Париж, Берлин, Прагу и Ниццу — за 60 дней.
  • В Молдову — за 30 дней. Если поезд едет через Москву — за 45.

3. Выберите хорошее место

Традиционно считается, что лучшие места в поезде — нижние. Там удобно спать, можно спокойно обедать за столом, читать книгу, смотреть в окно и убрать свой багаж так, чтобы его никто не смог достать. Единственная проблема — попутчики, которые норовят сесть или встать ногами на вашу постель.

Если ехать не дольше 10–12 часов, и вы планируете выспаться в дороге, лучше взять верхнее место: там вас никто не потревожит. А если путешествуете вдвоём, не бойтесь брать боковые места. Так вы сможете вместе обедать за одним столиком и не будете отвлекаться на соседей.

  • При покупке билетов смотрите на схему поезда: нижние полки — это нечётные места, верхние — чётные. Боковушки начинаются с 37‑го по 54‑е, причём 37‑е и 38‑е — у туалета.
  • В третьем и шестом купе находятся аварийные выходы, поэтому окна там не открываются. Это не страшно, если в вагоне есть кондиционер, но становится серьёзной проблемой, если его нет, а ехать далеко. Учитывайте это при покупке билета.
  • Не самые удачные места — в первом и последнем купе. Мимо вас постоянно будут проходить пассажиры, чтобы посетить туалет, выкинуть мусор или выйти на станции, а ночью может мешать спать свет из тамбура.

4. Возьмите удобную одежду и тапочки

Попробуйте переодеться в поезде, и вы заметите, что ехать стало приятнее. Футболка и шорты не стесняют движений, как джинсы и свитер. Их не страшно помять или забрызгать. Ещё больше комфорта добавляют тапочки: так проще обуваться, чтобы сходить за чаем или на перрон.

Летом вагоны не отапливаются, поэтому к вечеру может стать холодно. На этот случай захватите носки. А вот зимой в поезде жарко — берите одежду с учётом этого.

5. Запаситесь берушами

6. Возьмите перекус

Ехать сытым приятнее, чем голодным. Возьмите с собой что‑нибудь вкусное, но не скоропортящееся: фрукты, свежие овощи, хлеб, плавленый сыр, сухофрукты, орехи, быстрорастворимые каши или лапшу, что‑нибудь к чаю. А ещё несколько чайных пакетиков, чтобы не покупать их втридорога у проводника.

Также в дороге можно заказать готовую еду и забрать её, когда приедете на станцию. Любые сервисы доставки еды принесут вам горячую пиццу или бургеры к вагону. Чтобы не рисковать, делайте заказ, когда у поезда долгая остановка (не меньше 30 минут), чтобы курьер успел найти ваш вагон.

7. Сходите в вагон‑ресторан

Бывает, что с собой ничего нет, а есть хочется. Или соседи так достали, что нужно куда‑то переместиться. В таких случаях спасает вагон‑ресторан: комфортные сиденья позволяют провести там не один час, а за столом можно не только поесть, но и поработать или почитать книгу. Вагоны‑рестораны бывают не во всех поездах. Узнать, будет ли он в вашем, можно на сайте РЖД.

8. Примите душ

В некоторых поездах есть душ. За 150 рублей вас отведут в штабной вагон, а за отдельную плату предложат тапочки и одноразовую шапочку.

Если в вашем поезде душа нет, возьмите с собой мицеллярную воду для умывания и термальную воду, чтобы освежиться, если в вагоне жарко. Не лишними будут влажные салфетки: ими можно протирать руки и стол в плацкарте.

9. Пользуйтесь туалетом в соседнем вагоне

Представьте, что вы попали в старый вагон, а следующий за вами — новый, с биотуалетом. Или вы едете вместе со школьниками, из‑за чего туалет чаще занят, чем свободен. В такой ситуации не стесняйтесь ходить в соседний вагон, даже если он купейный: никто вам ничего не скажет.

10. Гуляйте на станциях

Воспринимайте поездку на поезде как путешествие по России. Вряд ли вы сами доехали бы до Арзамаса, Мурома или станции «Лихая». Поэтому не сидите в купе во время остановок, а гуляйте по перрону. Так вы подышите воздухом и разомнётесь, а заодно услышите акцент местных бабушек, продающих пирожки.

Российские железные дороги — это достопримечательность, которую мы не ценим. Самое время начать.

11. Найдите себе занятие

Если бездельничать и смотреть в потолок, время будет тянуться очень медленно. Поэтому возьмите с собой книгу, которую давно хотели прочитать, заранее скачайте сериал, купите кроссворды или раскраску для взрослых. Если едете компанией, можно играть в карты, морской бой, домино или шахматы.

12. Перейдите в купе

Если совсем нет сил оставаться в плацкартном вагоне, например там невозможная духота или вам попались неприятные соседи, то обратитесь к начальнику поезда с просьбой поменять класс вагона. РЖД даёт возможность перейти в купе при условии, что в поезде есть невыкупленные места. Тогда вам предложат доплатить определённую сумму и продолжить поездку в более комфортных условиях.

Пользоваться столиком в купе пассажиры будут по графику

Пассажиров нижних полок в вагонах поездов дальнего следования обяжут на определенное время освобождать столик для тех, кто едет сверху. Изменения в правила перевозки пассажиров и багажа железнодорожным транспортом предложил внести Минтранс. Документ размещен для общественного обсуждения.

Новые правила, если их примут, вступят в силу с 1 сентября 2022 года. Основное изменение касается столика в плацкарте или купе. Воспользоваться им пассажиры на верхних полках теперь смогут на полном основании, закрепленном нормативным актом. В случае необходимости на помощь они могут призвать проводника. "По требованию проводника вагонов поездов дальнего следования пассажир, проезжающий на нижней полке, обязан предоставить место у столика пассажиру, проезжающему на верхней полке, для приема пищи", - говорится в документе.

Но притязания на столик со стороны пассажиров на верхних полках также предлагается ограничить. Во время завтрака и ужина воспользоваться столиком они смогут в течение 30 минут, а во время обеда - в течение часа.

При этом в документе ничего не сказано о том, должен ли пассажир нижней полки также предоставить пассажиру с верхней полки место для сидения. Так что, возможно, этим нововведением конфликты исчерпаны не будут.

Ранее также был урегулирован вопрос размещения ручной клади в вагоне. Как указано в правилах, если специальный отсек для ручной клади в плацкарте или купе есть только вверху или только внизу, то оставлять свои вещи в нем могут все пассажиры независимо от того, едут ли они на верхней или нижней полке.

Во время завтрака и ужина воспользоваться столиком пассажиры с верхних полок смогут в течение 30 минут, а во время обеда - в течение часа

Вопрос об использовании столика пассажиры в общем-то должны решать сами на основе договоренности или с помощью проводников, говорит председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов. Сейчас места на верхних и нижних полках приобретаются по разной стоимости, которая может различаться кратно. Пассажир, который приобретает верхнюю полку заведомо берет менее широкий пакет услуг, чем пассажир нижней полки, указывает эксперт. "Если человек оплачивает нижнюю полку, он имеет право на этой полке располагаться и занимать ее", - говорит Зотов. Если же пассажир на нижней полке будет постоянно ограничен в своих возможностях, как часто бывает при поездках на коротких расстояниях, значит, он не воспользуется услугой в полной мере, указывает эксперт. Так что формальное закрепление определенного правила позволяет защитить права пассажиров.


Между тем, в обновляемых правилах есть и другие изменения. Купить билет можно будет в "женское" или "мужское" купе, если такие есть в поезде. Детям до 10 лет места в эти купе оформляются независимо от пола ребенка. Также можно будет приобрести специализированные места для проезда пассажиров с детьми.

Купить билет можно будет в "женское" или "мужское" купе. Кроме того, появятся специализированные места для пассажиров с детьми

По новым правилам, в поездах дальнего следования можно будет провозить не более одной пары лыж или один сноуборд, размер которых по сумме трех измерений превышает 180 см.

Оформлять билеты теперь предлагается не только по паспорту, военному билету, удостоверению или иному документу, удостоверяющему личность, а также по справке об утере паспорта или по временному удостоверению личности, выдаваемому органами внутренних дел, по справке об освобождении из мест лишения свободы, документу, удостоверяющему личность осужденного, и некоторым другим документам. Причем, оформлять билеты на поезд дальнего следования можно в течение 90 дней по паспорту, срок действия которого истек в связи с достижением гражданином установленного возраста.

Пассажиры с нижней полки не пускают пассажиров с верхней за стол. Но ведь он общий?

Не могу понять, то ли люди принципиальнее становятся, то ли мышление меняется, но все больше случаев, когда пассажиров с верхних полок не пускают пассажиры с нижних за стол попить чаю или покушать.

Когда я начинал работать более 20 лет назад проводником, таких скандальных ситуаций было максимум 3-4 за год. А уже в последние годы своей работы чуть ли не еженедельно что-то происходило и люди не могли договориться.

Я предполагаю, что такие споры начали происходить после того, как стоимость верхних полок стала заметно ниже, те кто едет внизу, понимая, что заплатили больше, решили, что раз соседи сверху решили сэкономить, то пусть терпят. Возможно есть и другие причины, тем более в плацкарте, как правило, стоимость не отличается между верхней и нижней полкой, тут трудно сказать, но факт остается фактом, конфликтов действительно стало больше.

Не так давно, РЖД разъяснило, что есть правила и в них четко указано, что пассажир должен занимать только то место, которое у него указано в билете. Об этом много написано и об этом уже большинство знают.

Но подождите. А как же столик? Он получается на всех 4 пассажиров рассчитан, в правилах не указано, что столик находится в распоряжении только тех пассажиров, которые едут на нижних местах.

Получается, в правилах есть противоречия. Недавно, один из читателей написал мне на почту по этому поводу и просил разъяснить эту ситуацию. Как он указал, что не пуская пассажиров с верхних полок за столик, нарушаются их права, так как в правилах нет ни одного указания на то, что у них нет права использовать место для приема пищи.

Тем более, в РЖД подчеркивали, что столик является общим, на нем все пассажиры могут размещать продукты питания, свои напитки и тому подобное. Однако, подробных разъяснений по разрешению таких противоречий у РЖД и в правилах нет.

Получается, садиться на нижнюю полку без разрешения пассажира, который на ней едет, нельзя, но при этом столик общий и пользуйтесь на здоровье, только непонятно как. На корточки что ли садиться?

Самое печальное, что на сегодняшний день этот казус не решен. Раньше вопросов практически не возникало, практически всегда пассажиров с верхней полки пускали вниз, это было как-то заложено на подсознательном уровне. Но сейчас времена поменялись и люди тоже изменились, а значит нужно более четко урегулировать правило, что бы соблюсти интересы всех пассажиров.

А если будут четкие правила, то и конфликтов станет меньше. Ведь трудно представить, чтобы инвалид, ребенок или беременная женщина не смогли даже присесть за стол и покушать, если им вдруг досталась верхняя полка.

А как вы считаете, нужно ли менять правила? Очень интересно ваше мнение. Так же, если есть интересные истории, то пишите, я их опубликую.

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки, делитесь статьей в соц. сетях, комментируйте, если понравилось. Если не понравилась статья - прошу прощения за потраченное время.

Читайте также: