Как открутить болт на столе

Обновлено: 16.05.2024

Один из кошмаров, который довольно часто случается со мной при ремонте старой мебели, - это проблема с откручиванием шурупов, винтов или болтов в стульях и креслах. Это относится как к приржавевшим и окислившимся элементам, так и к метизам с поврежденной головкой.

Я знаю о различиях между шурупами, винтами и болтами , но в этой статье я иногда буду использовать эти понятия как синонимы.

Ниже я расскажу о нескольких способах побороть винты болты и шурупы, которые не хотят с нами "дружить" и не желают откручиваются.

1. Используйте молоток для механического воздействия на соединение

Способ с использованием молотка для разрешения ситуации со ржавыми и прикипевшими метизами довольно популярен из-за своей простоты.

Всё что нам нужно это лишь аккуратно обстучать соединение . Наиболее актуальным это решение является при скручивании гаек с болтов . Прямое механическое воздействие поможет "надорвать" сцепление.

Само по себе использование такой ударной техники не выкрутит метиз, но даст возможность применить другие методы. Далее можно взять в руки отвёртку или гаечный ключ, либо опробовать другие возможности, которые будут рассмотрены ниже.

2. Работайте отвёрткой подходящего размера

Старая мебель советского периода обычно скручивалась шурупами и винтами с прямым шлицом . Так же для крепления использовались болты с полукруглой головкой и квадратным подголовком.

Если для откручивания шурупов и винтов мы воспользуемся слишком маленькой отверткой, головка метиза может быть сорвана, или сама отвёртка сломается и тогда мы просто усложним ситуацию. Одним словом отвёртка должна быть соответствующего размера .

3. Используйте резину как прокладку под отвёртку

Если, несмотря на применение отвёртки нужного размера, она всё ещё «скользит» по головке (шлиц расширен или сглажен), то попробуйте подложить кусочек резины (например от перчатки или бинта) под наконечник отвертки.

Этот способ поможет увеличить сцепление, что позволит нам выкрутить винт или шуруп. Способ действительно рабочий несмотря на свою простоту. Но работает он только на небольших изделиях с повреждённой головкой.

4. Примените накидной гаечный ключ

Я ни в коем случае не хочу обидеть рожковые гаечные ключи, ведь они не плохо справляется со своими определёнными задачами. Но факт в том, что ключи с открытым U-образным зевом взаимодействуют с двумя рабочими поверхностями головки метиза или гайки.

В свою очередь гаечные ключи накидного типа имеют максимально возможное количество точек контакта с рабочей поверхностью, что в большей мере препятствуют случайному соскальзыванию инструмента и повреждению головки или гайки.

Не пытайтесь всё время тянуть ключ "на откручивание". Попробуйте технику "на раскачку", иногда используя движение "на затяжку".

5. Попробуйте ударный гаечный ключ

Мы уже выяснили, что накидной гаечный ключ для решения наших задач гораздо предпочтительнее рожкового. Однако в некоторых сложных случаях исходя из условий и типа метиза мы можем использовать ударный накидной гаечный ключ.

Бывает что простых усилий не достаточно для разъединения крепёжного резьбового соединения. Именно для таких ситуаций и применяется ударный гаечный ключ.

Он представляет собой ключ накидного типа изготовленный из сплавов способных противостоять усиленному механическому воздействию. Одна из рукоятей такого ключа специально приспособлена для ударов тяжёлым молотком или кувалдой.

6. Возьмите в помощь универсальное средство WD-40

Мы, наверное, все знаем об универсальном аэрозольном средстве WD-40 . Оно используется для удаления пятен, смазки и многого другого. Попробуйте использовать его сразу после обстукивания соединения молотком.

Распылите его на винт, болт, гайку - в места крепёжных соединений. Далее подождите несколько минут пока средство не проникнет глубже в соединение и начнет действовать. Затем повторите попытку демонтажа крепежа.

На самом деле вэдэшка хорошая штука не раз выручала меня даже при откручивании "древних" мебельных болтов с полукруглой головкой и квадратным подголовком без шлица.

7. Испытайте принцип теплового расширения в действии

Что делать, если вышеуказанные методы не работают? Скорее всего, вы имеете дело с метизом-тяжеловесом. Также в случаях со старой мебелью, возможно, что он был дополнительно посажен на клей. Нагрев приведет к расширению металла и ослаблению резьбы. Клей, если он имеется, так же должен оторваться.

Идеальным вариантом будет применение индукционного нагревателя , однако мало кто его приобретает в свой набор инструментов. Если метиз небольшой, то попробуйте использовать мощный паяльник .

Если винт большой, а вся деталь металлическая, можно использовать небольшую газовую горелку . Используйте этот метод, соблюдая правила пожарной безопасности. Удалите легковоспламеняющиеся предметы в непосредственной близости от работ и будьте осторожны, чтобы не вызвать возгорания.

8. Измените размер головки, зева гаечного ключа или шлица

Иногда может случиться так, что головка метиза сильно деформирована. Причём это относиться ко всем возможным вариантам резьбовых соединений. Если в такой ситуации нам необходимо использовать гаечный ключ , то возможно стоит применить инструмент с меньшим размером зева.

Для этого предварительно необходимо привести размеры головки к новым параметрам. Самый простой вариант - это работа напильником по направлениям контактных поверхностей головки.

С другой стороны при необходимости открутить старый шуруп или винт возможно углубить шлиц (шлицы) метиза. Это возможно сделать с помощью полотна для ножовки по металлу. Таким образом мы получим надёжное сцепление и, взяв соответствующую отвёртку, сможем выкрутить винт или шуруп.

9. Что делать когда все усилия терпят неудачу?

Что делать, если, несмотря на применение всех вышеупомянутых советов по откручивания шурупа, винта или болта, он все равно не двигается с места?

Можно высверлить шуруп, пропилить болт, срезать головку и выбить метиз или в некоторых случаях просто отказаться от этой затеи. Если речь идёт о старой мебели, то в конце концов, не каждая часть стула, стола или кресла нуждается в полной разборке. Конечно же, если же вы имеете дело с креплением на автомобиле, где необходима замена деталей для дальнейшего ремонта, используйте дрель и развертки .

Как легко открутить ржавый болт, когда под рукой только подручные инструменты

Полезные советы, которые пригодятся на всю жизнь.

Многие мужчины, ремонтируя машину, или просто в быту, сталкивались с «прикипевшими» болтами и гайками. Бороться с ржавым крепежом порой приходится часами, при этом мастер нередко рискует все поломать, а еще и набить кучу синяков. Как этого избежать и научиться легко и просто откручивать старые болты, смотрите в нашем обзоре.

1. Терпение

Секрет успеха – не торопиться. | Фото: popularmechanics.com.

Первое, и самое главное, что нужно иметь в такой ситуации – это выдержка и терпение. Если прикипевший болт не поддается, не стоит прилагать сверхусилий, чтобы сразу же его сдвинуть. Так можно оборвать головку и затянуть ремонт, что называется, своими руками. Есть немало действенных средств, которые помогут открутить проблемный крепеж. Подробнее о них – в следующих пунктах нашего обзора.

2. Удалить ржавчину

Металлической щеткой максимально тщательно убираем краску и ржавчину. | Фото: popularmechanics.com.

Чтобы болт или гайку было легче открутить, нужно убрать всю грязь, ржавчину и краску. Лучше всего для этого годится жесткая металлическая щетка. Особенно тщательно нужно удалять ржавчину с витков резьбы.

3. Выбор инструмента

Для борьбы с проблемный крепежом годится не всякий инструмент. | Фото: popularmechanics.com.

Если же крепеж и так слизан, стоит обзавестись специальной головкой, которая так и называется «для сорванных граней» или экстрактор.

Набор торцевых головок для удаления поврежденных гаек и головок болтов. | Фото: yaplakal.com.

4. Направление вращения

Обычно болты откручиваются против часовой стрелки. | Фото: popularmechanics.com.

Большинство людей привыкло к тому, что все винты закручиваются по часовой стрелке, а отвинчиваются – против. Но в автомобилях нередко применяется крепеж с обратным направлением резьбы, например, шпильки крепления левых колес. Те, кто этого не знает, наверняка, будут долго «играться».

5. Смазать ржавую резьбу

Знаменитое средство WD-40 и его аналоги. | Фото: popularmechanics.com.

На гайках и болтах, которые не хотят легко страгиваться, можно применить одно из многочисленных смазывающих средств. У автолюбителей очень популярно проникающее масло типа WD-40. Кстати, это очень полезный препарат в решении других бытовых проблем .

Смазываем схватившиеся детали. | Фото: popularmechanics.com.

Проникающее масло обильно наносим на сопряженные поверхности деталей, и оставляем на какое-то время. Если болт или гайка очень ржавые, можно оставить «химию» работать на всю ночь.

Также можно смочить приржавевшие детали керосином, растворителем, простой водой или кока-колой. Эти средства также немного помогают.

6. Ищем рычаг подлиннее

Чем длиннее ключ, тем меньше усилий к нему нужно прилагать. | Фото: kakprosto.ru.

Чем больше ручка у инструмента, которым срывают прикипевший болт, тем больше вероятность, что тот поддастся. Правда, если детали держатся намертво, то переходим к следующему шагу.

7. Прогреваем деталь

Газовая горелка дает не очень высокую температуру, и поэтому станет лучшим выбором на новичка. | Фото: youtube.com.

Если не удается открутить крепеж даже головкой с длинным рычагом, то соединение стоит прогреть. Профессионалы для этого используют ацетиленовый резак. Но если его нет под рукой, годится и мини-газовая горелка, которую можно купить на рынке.

Гайку греем только с одной стороны. | Фото: popularmechanics.com.

Выворачивая шпильку из алюминиевого блока цилиндров, прогреваем сам блок вокруг резьбы. При этом периодически обстукиваем шпильку по кругу. А если нужно открутить гайку, то греем ее с одной стороны, и также обстукиваем молотком со всех сторон.

8. Средства последней надежды

Профессиональный гайковерт поможет там, где бесполезны другие методы. | Фото: club.dns-shop.ru.

Если даже нагрев не помог, то проржавевший крепеж с большой долей вероятности уже не спасти. Пневматический или электрический ударный инструмент очень эффективен, но гайковерты часто обрывают головки «сложных» болтов.

Откручивание проблемных гаек также нередко заканчивается их механическим удалением. Для этого гайку разрезают на части пилой или болгаркой, также можно засверлиться дрелью в нескольких местах. Порой достаточно двух надпилов на противоположных гранях, и гайка начинает вращаться. А самый простой способ, как быстро расколоть старую гайку – использовать специальное устройство, известное как гайкорез или гайкокол.

Набор стальных съемников для прикипевших гаек. | Фото: zubr68.ru.

Гайкорез (гайкокол) в работе. | Фото: drive2.ru.

При снятии прикипевшей гайки перечисленными выше способами иногда повреждается резьба. Чтобы ее «выровнять», достаточно прогнать испорченные шпильки плашкой.

Как открутить болт, если он не выкручивается?

Как открутить болт, если он не выкручивается?

Причины, по которым не удается открутить болт

Причин, по которым не выкручивается болт, может быть множество, среди которых наиболее часто возникают следующие:

  1. Деформация металла – может возникнуть в следствии длительных физических нагрузок или в результате сильного удара. Чаще всего проявляется в искривлении болта и деформации резьбы.
  2. Затянутый сильно болт – в некоторых случаях, когда болт затягивается с большим усилием и не по резьбе, отвернуть ее потом невозможно из-за возникновения силы трения.
  3. Окисление металла – со временем металл под воздействием кислорода окисляется и покрывается слоем ржавчины, которая может буквально сварить стержень с другой поверхностью.

С заржавелыми креплениями хорошо знакомы автолюбители, особенно в районе колес и днище где на них кроме кислорода воздействует вода.

Основные методы

Не зависимо от используемого метода, главное сохранять терпение, лишняя торопливость может только усугубить проблему, на решение которой уйдет намного больше времени. Перед выбором способа, как выкрутить болт, нужно определить причину возникновения проблемы и составить план.

Среди наиболее эффективных методов можно выделить:

Газовая горелка
WD-40
Мастер ключ для откручивания зажатых болтов
Высверливание болта

Для работы лучше использовать несколько типов сверл различного диаметра. Сверлить нужно начиная с самого меньше, что необходимо для точной работы. Важно удерживать дрель строго вертикально, чтобы не повредить крепежное отверстие. В процессе работы рекомендуется использовать охлаждающую жидкость.

Если ничего не помогает

Многие, после использования различных методов, сталкиваются с ситуацией, когда болт не откручивается, что делать в подобных случаях. Когда прикипел металл, лучше с помощью болгарки полностью срезать головку. А затем с помощью инструмента извлечь его основание, которое можно выбить или высверлить.

В подобных случаях можно не обращать внимание на сохранность крепежного отверстия, при необходимости можно легко нарезать новую резьбу. Но всегда лучше работать чисто и аккуратно, так, чтобы это занятие на заняло целый день.

Эффективные способы откручивания сорванных болтов ГБЦ с слизанными гранями


Открутить болты ГБЦ с сорванной головкой и со слизанными гранями на автомобилях ВАЗ (и не только на них) можно разными способами.

При замене прокладки ГБЦ с данной проблемой сталкиваются и владельцы ВАЗ 2107 или Нива Шевроле, где болты головок ГБЦ имеют наружные грани, и владельцы ВАЗ 2108/2109 где грани у аналогичных болтов внутренние.

Общей особенностью болтов ГБЦ с наружными и внутренними гранями является слабость металла, который легко слизывается даже при незначительных нагрузках. Также они могут лопнуть, что принесет не мало хлопот.

Ниже перечислены различные способы откручивания сорванного болта ГБЦ, которые могут помочь решить проблему в той или иной ситуации.

Способ 1 – усадка болта

Подходит для ВАЗ 2107 (других моделей из классики), а также машин, где головка ГБЦ крепиться болтами с внешними гранями. На моделях серии 2108 и выше, данный способ тоже приемлем, но там на определенном этапе работ придется прибегнуть к сверлению.

Наша цель – с помощью сильных ударов усадить болт. В результате вибраций и других сложных физических процессов он ослабиться.

Но прежде чем бить, попытайтесь на болт со слизанными гранями набить головку на 11 и попробовать таким образом его выкрутить.

Если не помогло, то берем два молотка. Первый, плоской стороной ставим на проблемный болт, а вторым молотком сильно бьем по первому.

Далее на расплющенную шляпку набивается головка и с помощью большого рычага болт выкручивается.

Если первая попытка не удалась, то вторая, третья обязательно будет результативной. Как правило, на это может уйти до 20 минут.

Желательно, чтобы все другие болты ГБЦ били затянуты, чтобы максимально прижать головку. Более подробно способ описан в видео.

Способ 2 – высверливание и выкручивание с помощью зубила

Подойдет для болтов ГБЦ с внешними гранями, которые сорваны.

  1. С помощью дрели и сверла на 10 мм просверлите по центру болта отверстие, глубина которого должна заходить за высоту граней шляпки.
  2. Поставьте зубило под прямым углом и сильными ударами пробейте кромку в болте глубиною 2-3 мм.
  3. Разместите зубило под углом 45 градусов к поверхности шляпки и сильными ударами против часовой стрелки начините выкручивать. Обычно приходится бить от 4 до 5 минут, чтобы процесс пошел.


Способ 3 – наваривание гайки или головки

Со сваркой конечно дружат не все, но можно попросить знакомого. Суть метода заключается в наваривании на проблемный болт гайки и дальнейшее его выкручивание.

Но, в большинстве случаев эту гайку тоже срывает, поэтому многие спецы рекомендуют наварить вместо нее головку, желательно уже сломанную, чтобы было не так жалко.

Плюсы данного способа:

  1. Головка находится выше и в нее можно вставить ключ с большим рычагом;
  2. Ее удобней обваривать, площадь обварки будет больше, а значит головка будет держаться крепче.

Идеальный вариант, это использование полуавтомата, для обычного инвертера берется электрод 2 мм.

После обварки подождите пока остынет металл. Затем вставляете в головку ключ с большим рычагом и начинайте выкручивать болт.

Способ 4 – использование перфоратора

Суть метода заключается в применении перфоратора и обычного сверла по бетону. Способ спорный, так как мелкий металл разлетается по всей поверхности двигателя попадает во все щели, что затрудняет его последующую очистку, но имеет право на жизнь.

Далее просверливается отверстие, в которое вставляется торекс на 25 и с помощью трубки-рычага болт выкручивается.

Способ 5 – сломался болт ГБЦ

Метод подходит для тех случаев, когда болт лопнул и часть его в виде шпильки осталась внутри блока цилиндров. Используем сварку, трубку, гайку.

  • нет необходимости разбирать двигатель;
  • экономит время.

Возьмите трубку с такими диаметрами:

  • Внешний – чуть меньше диаметра болта ГБЦ.
  • Внутренний – такой, чтобы в трубку свободно заходил электрод 2 – 3 мм.

Наварите на одну сторону трубки гайку на 17 – 19.

Другой способ если сломался болт ГБЦ.

Подходит для тех случаях, когда обломанная шпилька находится не глубоко, не более 5 см.

Для того, чтобы выкрутить шпильку из блока сначала используйте дрель и длинное сверло на 10 мм. Этим вы сможете выровнять и отцентровать ее поверхность. Далее с помощью сверла на 4 мм просверливаем в шпильке отверстие глубиною не менее 1 см.

Аккуратно вбиваем в шпильку ключ торекс на 25 и с помощью трубки-рычага откручиваем ее. Выкручивать нужно без рывков, постепенно увеличивая усилие на рычаг.

Способ 6 – высверливаем, используем шестигранник и рычаг

Подходит для моделей ВАЗ 2108, 2199 и других авто с болтами ГБЦ имеющих внутренние грани. Суть метода заключается в высверливании в болте отверстия и выкручивания его ключом. Отверстие сверлится для того, чтобы болт потерял жесткость.

Берем дрель мощностью не менее 750 Вт (чем больше, тем лучше) и сверло диаметром 10 мм. Глубина отверстия должна быть больше расстояния от верхней кромки болта до шайбы, то есть уходить ниже за последнею.

Далее осаживаем болт с помощью молотка и мощной проставки, которая вставляется в отверстие. Суть метода описана выше.

Далее в отверстие вбиваем четырех или шестигранник, или ключ торекс на 25.

С помощью трубки-рычага выкручиваем болт. Более подробно про данный способ рассказано в видео.

Способ 7 – специальные головки-экстракторы для слизанных граней

В продаже имеются специальные головки – экстракторы. Они как раз и предназначены для выкручивания сорванных болтов со слизанными гранями.

Но у таких головок есть своя особенность применения – их нельзя откручивать с помощью ударного инструмента, а только ключом с квадратом на 3/8 дюйма.

Алгоритм действий очень прост. Берется из набора головка-экстрактор подходящего размера и с помощью молотка насаживается на слизанную шапку болта, так, чтобы она на него налезла.

Далее берем ключ с квадратом на 3/8 дюйма, рычаг и выкручиваем болт.

Многие спрашивают, нужно ли менять прокладку если не удалось снять головку блока цилиндров из-за одного сорванного болта.

Большинство специалистов говорят, что да, нужно менять. Ведь если все болты были сорваны за исключением одного, то первый прижим прокладки был нарушен, и второй раз она может сесть неправильно и в дальнейшем протечь или прогореть. Поэтому если уже взялись за дело, то доводите его до конца. А как это сделать мы рассказали выше.

Читайте также: