Как на руси приглашали к столу

Обновлено: 02.05.2024

Современное русское гостеприимство отражает древнейшие обычаи предков, которые сформировали менталитет народа и прочно «срослись» с его представлениями о радушии, хлебосольстве. Обычаи гостеприимства нашли свое выражение в фольклоре, всевозможных пословицах и поговорках, прекрасно отображающих отношение русских людей к гостям.

Как на Руси звали в гости

В условиях существования без телевидения, радио, интернета и других технических развлечений живое общение представляло собой особенную ценность. Но русичи не скучали в ожидании далеких, «заморских» гостей. Скрасить однообразные будни помогали гости из ближайшего круга: соседи, дальние родственники и кумовья, проживающие в другой части деревни. Для таких случаев требовалось приглашение.

В гости звали уважительно, с особым почтением и радушием. «Милости прошу к нашему шалашу», «Милости просим!» — такие фразы сопровождались обычно поклонами. Желанных гостей буквально зазывали к себе в дом. Это обращение подразумевало и то, что человеку будет оказан очень почтительный прием.

Как встречали гостей

Известная русская традиция встречать гостей караваем хлеба и солонкой, доверху заполненной солью, берет начало в глубочайшей древности. Изначально она символизировала готовность отдать гостю самое дорогое и истинно ценное, что есть в доме, — хлеб. Человек, переживший хоть один неурожайный год и голод, прекрасно понимал значение этой традиции.

Поднесение каравая хлеба с солью означало очень многое. Оно символизировало установление мира и добрососедских отношений. В Московском и некоторых других княжествах жители считали, что само словосочетание «хлеба да соль» отвращает от дома и людей любое зло. Обычай встречать долгожданных, дорогих гостей хлебом-солью сохранилась до сих пор. Она повсеместно используется на свадьбах, высокопоставленных приемах иностранных делегаций и пр.

Хлеб-соль гостям подносила хозяйка дома. Она кланялась пришлым в пояс и приветствовала их самыми ласковыми и уважительными словами: «Заходите, дорогие гости! Просим!» Гость должен был съесть кусочек хлеба, обмакнув его слегка в солонку. Затем он приветствовал и целовал радушную хозяюшку. Гость также должен был выпить рюмку водки, после чего участники церемонии снова обменивались поклонами. Так выглядел обряд целования, после которого гостей приглашали в дом.

Как угощали на Руси

На Руси гостям не только оказывалось огромное почтение. Их старались угостить всем самым лучшим, что только есть в доме. Выражение «Закатить пир горой» относится как раз к истинно русскому способу принимать гостей. Переступив порог дома, пришлые крестились на иконы в Красном углу и ждали особого сигнала от хозяйки. Приглашением к столу служило обычное действие хозяйки дома: женщина просто отправлялась к так называемому своему, «женскому» столу. После этого все рассаживались.

Угощение на Руси готовилось богатое, разнообразное и обильное. Например, на княжеских пирах могло быть до 500 перемен блюд. Хозяева старались, чтобы столы чуть ли не ломились под тяжестью угощения. Это был еще один способ показать гостю свое почтение. Подавали пироги с разной начинкой, мясные блюда и запеченную птицу («жаркое»). Затем следовала перемена блюд. Хозяйка угощала «ушным». Так назывались на Руси супы.

После ушного следовал небольшой перерыв. Гости отдыхали от обильной трапезы, общались, выпивали, обменивались шутками-прибаутками. Затем следовал десерт: всевозможные сладости, выпечка, мед и пр. Во время таких пиров много пили, шутили, пели и плясали. Радушный и зажиточный хозяин в знак особого уважения мог даже одарить почтенного гостя шубой или какой-то другой ценной вещью.

Как гостей провожали

Пиры по случаю прихода гостей могли продолжаться много часов. Гостей нередко оставляли на ночевку, предлагали попариться в бане. Когда приходило время прощаться, обязательно следовало выпить рюмку на посошок и посидеть немного «на дорожку». Когда гости, сильно захмелев, наконец собирались в путь, хозяева говорили известное и сейчас пожелание: «Скатертью дорога!»

Это в наше время оно имеет негативную окраску. На Руси так желали легкого пути, чтобы дорога была ровной, гладкой и чистой, как скатерть. Беспокойство о том, чтобы дорогие гости без проблем добрались домой, являлось естественной составляющей традиционного русского гостеприимства.

Русское гостеприимство: как полагалось встречать гостей в избах на Руси

Древние славяне считали, что гостеприимство — это способ поделиться не только материальными благами, но и частичкой души. Радушный хозяин был готов сделать всё, чтобы визитеры остались довольны: накормить, напоить и выделить лучшие места в доме. Зачем гостей встречали круглым хлебом? Почему сидели на дорожку? Что такое красное место? Выясним!

Хлебосольная встреча

При встрече хозяева низко кланялись гостям, выражая почтение, и угощали их круглым хлебом с солью — караваем. Его хозяйка выпекала заранее, а перед подачей укладывала на вышитое полотенце. Гостям полагалось отведать кусочек — он символизировал изобилие, благополучие и успех в делах. А соль считалась одним из сильнейших оберегов от нечистых сил и злых мыслей. Угощая хлебом с солью, хозяева желали пришедшим счастья и добра и как бы распространяли на них защиту во время нахождения под гостеприимным кровом.

Лучшее место — гостю

Самого дорогого гостя усаживали в красном углу — противостоящем печи. Это место было самым почитаемым в доме: здесь располагались иконы и молитвенные книги, благословляли молодых на брак, молились и совершали обряды, связанные со свадьбой и рождением детей. Если приезжала целая семья, то в красный угол сажали ее главу — мужа и отца. В другие дни в красном углу трапезничал хозяин дома. Уступая место, он оказывал особое уважение.

Накормить до отвала…

Угощение гостей было целой наукой, а блюда подавали в определенной последовательности. Для начала, продолжая тему каравая, все сидевшие за столом принимали из рук хозяина краюшку хлеба с солью. После хозяйка подавала пироги — они считались идеальным началом любого праздничного обеда. Не зря со стародавних времен сохранилась поговорка «красна изба углами, а обед — пирогами».

Затем в центр стола ставили второе блюдо — мясное или рыбное. Хозяин выбирал самые аппетитные кусочки для самых дорогих гостей: так он демонстрировал, кому из присутствующих он особенно рад. Когда с основным блюдом было покончено, выносили суп, а после — сладкое.

…и спать уложить

Гости, которые добирались издалека, оставались ночевать у хозяев дома — и снова получали самое лучшее. Для сна им выделяли длинные лавки и лежанку на печи. На ней обычно укладывались самые младшие и самые старшие члены семьи — там было уютно и тепло.

На лавках и сидели за обеденным столом, и спали, и занимались домашними делами. Например, существовала долгая лавка, где женщины рукодельничали, а мужчинам ею пользоваться запрещалось. Для мелких ремесленных работ отводили небольшую лавку-коника, на которой часто была вырезана конская голова. А пороговая лавочка выполняла роль стола.

Попрощаться по всем правилам

После все присаживались «на дорожку», чтобы впитать энергию дома и пронести ее через всё путешествие, пользуясь защитой гостеприимного крова.

Провожали гостей словами «скатертью дорога». Сейчас выражение приобрело легкомысленный и даже издевательский тон, но раньше считалось одним из лучших напутствий: дороги на Руси были ужасного качества, идти и ехать по ним было крайне трудно. Поэтому желали, чтобы путь оказался таким же гладким и ровным, как скатерть на праздничном столе.

ВСТРЕЧИ С БЛИЗКИМИ ЕЩЕ ПРИЯТНЕЕ — С КВАСАМИ «СЕМЕЙНЫЙ СЕКРЕТ».

Их рецепты мы привезли из этнографических экспедиций по российской глубинке, а затем адаптировали к промышленному производству. О том, как это было, мы рассказали в статье « Создан по мотивам экспедиций ».

Почему русские не садились за стол с женщинами

На Руси застольному этикету всегда придавалось особое значение. За стол садились в определённом порядке и непременно соблюдали традиции гостеприимства. Однако бывали случаи, когда отдельных людей к столу не приглашали.

Застольные традиции

У каждого члена семьи было за столом своё место. Рассаживались по старшинству: сначала хозяин, глава семейства, за ним остальные домочадцы. Самые младшие садились за стол последними.

На пирах у знати рассадка по местам производилась по рангу. Да и Евангельские указания часто воспринимались буквально: «Когда позовут тебя на пир, не садись на почётное место. – Вдруг из числа приглашенных будет кто-нибудь тебя почтеннее, и подойдет к тебе хозяин и скажет: “Уступи место!” – и тогда тебе придется со стыдом перейти на последнее место. Но, если тебя пригласят, сядь, войдя, на последнее место, и когда придет пригласивший тебя и скажет тебе: “Друже, сядь выше!“– тогда почтут тебя остальные гости».

Также было не принято ходить в гости без приглашения. Говорили: «Незваный гость хуже татарина». К тому же, принимать приглашение погостить с первого раза считалось дурным тоном. Бытовала поговорка: «По первому зову в гости не ездят».

Кроме того, гости старались не приходить раньше, чтобы не быть первыми: это считалось неприличным: вдруг хозяева подумают, что человек слишком торопился к столу.

Но несмотря на все ограничения, человека, заглянувшего «на огонек», чаще всего встречали радушно и усаживали угоститься хлебом-солью. Это мог быть и совершенно незнакомый человек – например, постучавшийся в ворота припозднившийся путник.

В старину существовала даже такая традиция: хозяева дружно становились перед гостем на колени и уговаривали его отведать угощения. Это представляло собой своего рода сакральный ритуал: считалось, что если гость преломит пищу с хозяевами, он уже не сможет причинить им зла.

Но нет правил без исключений. Не всегда присутствующие в доме ели за одним столом. К каким же категориям это относилось?

Женщины

В допетровскую эпоху женщины не садились за стол, если в доме собирались гости. Обычно хозяйка дома усаживалась на отдельной лавке у печки и подавала кушанья. За трапезу женская половина семьи усаживалась позднее, когда гости уже расходились.

Соседи

Если сосед или соседка заглядывали по какому-то «невеликому» делу, то за стол их обычно не приглашали. Хотя все зависело от ситуации: могли и пригласить.

Нищие, странники, цыгане

На Руси было принято подавать нищим, привечать «калик перехожих». Порой их усаживали за один стол с хозяевами, особенно если хотели послушать интересные рассказы о местах, где те побывали, и о людях, с которыми те встречались на своем пути.

Но часто, особенно в богатых домах, их кормили отдельно, например, вместе со слугами, или разрешали устроиться в сарае, пристройке, куда приносили еду.

Цыган же было просто опасно пускать в дом, так как они были вороваты. Обычно в этих случаях ограничивались милостыней.

Просители

Если человек являлся с какой-то просьбой в дом высшего по рангу (например, старосты, чиновника), то его редко звали к столу. Хотя хозяин мог принимать его и сидя за столом. Пришедший излагал своё дело, хозяин выслушивал его, давал ответ, и тот уходил.

Слуги

В семьях зажиточных крестьян и других представителе низших сословий работники (батраки) обычно ели за одним столом с хозяевами. Но в домах более знатных прислуге отводилось для принятия трапезы место на кухне или в людской.

Нежеланные гости

Могли не пригласить к столу человека, с которым изначально сложились враждебные отношения: с таким было попросту опасно преломлять хлеб-соль, он мог даже отравить хозяйскую еду. К нежеланным гостям относились и преступники, чье преступление было известно – воры, убийцы, разбойники.

Боялись принимать пищу вместе с людьми, которые слыли колдунами, ведьмами, хотя в зависимости от ситуации их могли и усадить за общий стол.

Больные люди

Не садились за один стол с инфекционными больными, прокаженными, ведь от них можно было заразиться. Избегали душевнобольных, если те вели себя буйно, неадекватно. Чаще всего таким людям давали еду, но отдельно, не сажая за хозяйский стол.

В принципе определенных правил, с кем можно сидеть за одним столом, а с кем нельзя, на Руси никогда не существовало. Обычно хозяева дома сами решали этот вопрос.

В чем пресловутое русское гостеприимство: Кто на Руси мог за стол садиться и зачем звали болтунов



На Руси всегда были рады гостям, а русское гостеприимство и сегодня поражает иностранцев. Традиция накрывать стол и пригашать к нему людей идёт из древности. Очень интересно понятие «открытого стола», согласно которому отобедать вместе с хозяином могли не только представители семьи, но даже незнакомые люди. Читайте, как хлебосольные хозяева приглашали к столу незнакомцев, кто такие вестовщики и что у интеллигенции считалось скромным обедом.

Подчиненные и однополчане

За открытый стол приглашали подчиненных и однополчан. /Фото: pbs.twimg.com

Открытые столы для подчинённых накрывались также и во время командировок за границу. К примеру, известен случай, когда в 1775 году граф Алексей Орлов посетил Ливорно. Во время открытой трапезы гости наслаждались едой, а граф зачитывал деловые бумаги, которые затем отдавал стоящему рядом секретарю со словами: «Господа, кушайте, кушайте!».

Бывшие однополчане также пользовались привилегией бесплатно пообедать. Например, известен случай, когда отставной офицер повадился ходить к графу Разумовскому, чтобы поесть. Он приходил, здоровался с хозяином и кланялся ему, затем присаживался в самом неприметном углу, от души ел и затем уходил, не прощаясь. Адьютанты графа решили разыграть прожорливого офицера — они стали узнавать у него, кто его пригласил. Тот смутился и ответил, что граф Разумовский является его бывшим фельдмаршалом, и он полагал, что может приходить обедать без приглашения. После этого офицера больше не видели за столом. Разумовский заметил это и повелел узнать, кто это был. Подчинённые выяснили и рассказали графу, что это бывший сослуживец, который находится в Москве из-за тяжбы и потому этого остро нуждается в деньгах. Разумовский не только помог решить дело в пользу бывшего подчинённого, но и поселил его у себя, а в дальнейшем спонсировал деньгами на дорогу и передал ценный подарок для жены. Вот такие служебные отношения.

Как хорошая рекомендация позволяла иностранцам на обедах экономить

Иностранцы могли посещать бесплатные обеды, имея хорошие рекомендации. /Фото: radikal.ru

Русская традиция открытого стола восхищала иностранцев. Конечно, бедные люди не могли позволить себе роскошь угощать ежедневно большое количество народа, ведь количество приглашенных могло достигать 100 человек — на это требовались немалые средства. Посетившему Москву или Санкт-Петербург иностранцу для ежедневных домашних бесплатных обедов нужно было лишь получить хорошую рекомендацию. Например, французская художница Элизабет Виже-Лебрен восхищалась открытыми столами графа Строганова и писала, что отказаться от приглашения ей было очень сложно, настолько гостеприимен был граф.

Интеллигенция за столом: скромный обед из трех перемен блюд

Меценаты организовывали открытые обеды по типу римских пиров. /Фото: pbs.twimg.com

Об открытых столах графа Строганова писал также и Михаил Пыляев в своём произведении «Старое житьё». К графу на обед приходили люди искусства, ведь он был известным меценатом. Поэты и художники обожали воскресные трапезы, которая организовывались по типу римских обедов. У столов стояли мягкие диваны с лебяжьими подушками, вокруг развешивались ковры и шелка, а гости полулежали и вкусно ели. При этом обеды считались скромными, несмотря на то что перемен блюд было не менее трех. Посетители могли отведать ананасы в уксусе, селёдочные щёчки, лосиные губы, экзотические устрицы — граф любил поражать роскошью. Не только оформление копировало римскую церемонию, соблюдались также и другие, менее красивые традиции. Например, если гость наедался так, что больше уже не лезло, он вызывал рвоту и продолжал есть.

Хочешь мирного житья – не забудь пригласить соседа, а также дальних родственников, земляков и однофамильцев

Соседи всегда были желанными гостями на Руси. /Фото: cs6.livemaster.ru

Соседям также не отказывали в обедах. К любой из них мог прийти и поесть от души. Принимали соседей не только состоятельные люди, но и дворяне среднего достатка. После того как как во время войны 1812 года в Москве произошел пожар, открытых столов стало меньше. При этом в Москве с осуждением говорили о Петербургских журфиксах, то есть о приемных днях для гостей.

К родственным связям на Руси всегда относились с трепетом, любой, даже очень дальний родственник, был желанным гостем за открытым столом. Очень часто дворяне во время знакомства искали общих родственников. Их не только приглашали к столу, но и снабжали деньгами, составляли протекцию по службе, помогали выйти замуж или жениться, навещали во время болезней. Такое же отношение ожидало земляков или однофамильцев, кстати, очень часто они оказывались дальними родственниками. Такие люди могли попросить хозяина об одолжении при устройстве на службу или во время решения судебных дел, особенно если земляк был богатым и знатным.

Кто такие вестовщики и зачем их за стол звали и как незнакомец мог на обед прийти

Вестовщиками называли сплетников, которые приходили поесть и поболтать. /Фото: static.tildacdn.com

Как на Руси в древние времена гостей встречали, чем угощали и как провожали



На Руси гостей встречали радушно, хлебосольно. Гостеприимство - прекрасная русская черта, которая демонстрирует не только готовность поделиться какими-то материальными благами, но и отдать частичку своей души. Считалось, что человек, уважающий людей, проявляющий великодушие, никогда не будет одиноким, его дом всегда останется наполненным смехом и счастьем. Гостеприимство было во всем: это и прием желанных гостей, и подача блюд, и даже ночевка. Хозяева могли не только накормить, но и отдать последний кусок. Сегодня многие люди замкнулись в цифровом мире. Процветает социофобия. А вот в старину совершенно естественным было встретить, накрыть стол, уложить спать на лучшее место. Так было принято.

Почему гостям выносили хлеб с солью

Гостей в России и сегодня встречают хлебом-солью. /Фото: noteru.com

На Руси гостям всегда были рады. При встрече хозяева кланялись гостю, угощали хлебом с солью, старались развлечь, накормить, напоить, в общем, окружали заботой. Когда встреча была запланирована, то есть хозяева знали, что будут гости, они начинали готовиться к этому событию заранее. И вот когда появлялись долгожданные визитеры, на порог выносили каравай с солью. Это делала хозяйка, ведь она пекла ароматный хлебушек. Его укладывали на вышитое полотенце и предлагали гостям отведать кусочек.

Хлеб на Руси символизировал благополучие, изобилие, а что касается соли, то ее всегда считали особым оберегом. Такая встреча означала, что что хозяева желают гостям счастья, добра и мира, и просят Бога, чтобы он защитил их. Кстати, хозяин и хозяйка тоже могли получить подобный подарок.

Чем угощали и какой строгий порядок подачи угощений существовал: красен обед пирогами

В старину обед начинали с пирогов. /Фото: мояоколица.рф

Обед на Руси тоже проходил по строгим правилам. Продолжая тему хлеба и соли, хозяин подносил всем сидящим за столом по куску посыпанного солью хлебушка. В центр стола ставилась специальная большая тарелка, в которую клали самые вкусные куски. Это делалось для того, чтобы подчеркнуть радость от встречи с гостями: тем, кого хозяин был особенно рад, он накладывал еду из этой специально предназначенные емкости. Это было выражение особого уважения.

Сейчас покажется странным, но начинали трапезу на Руси с пирогов. Поэтому и существует поговорка «красна изба углами, а вот обед пирогами». После того как гости оценили вкус пирожков, наступала очередь вторых блюд, мясных и рыбных. А что касается супов, то их следовало есть в самом конце обеда. Сразу после супа вкушали сладости и различные десерты. Вот такой странный порядок, который сегодня кажется необычным - ведь все привыкли, что обед начинается с первого блюда.

Куда сажали самого желанного гостя и что такое красное место

Красный угол в крестьянской избе – самое почетное место. /Фото: photos.lifeisphoto.ru

Гостям предназначалось самое важное место в избе - красный угол, который располагался по диагонали от печи. О том, что это самое почитаемое место в доме, говорит название, означающее праздничный, красивый, торжественный. Тут можно было увидеть иконы, молитвенные книги, Библию. В этому углу принимали пищу, благословляли молодых, молились, совершали различные обряды, которые были связаны со свадьбами, рождением детей, похоронами.
Ну и конечно важной частью угла был стол. Ломящийся от яств, он был символом благосостояния, устойчивости, крепкой семьи. Именно здесь, в красном углу и сажали гостя, подчеркивая его важность и ценность, угощая его, оказывая знаки внимания. В другие дни здесь за стол садился хозяин, а если играли свадьбу, тут сидели молодые.

И спать укладывали: кто на лавку, кто на печь

Спасть на печи тепло и удобно. /Фото: pbs.twimg.com

Трапеза заканчивалась, и гостей начинали размещать на ночь, укладывали спать. Им выделяли самые лучшие места в избе - лавки. В крестьянских домах существовали как женские, так и мужские и детские места. Лавки были установлены вдоль стен, и они соединяли центр дома, то есть красный угол. На них не только спали, но и сидели днем. При проведении различных обрядов эта своеобразная крестьянская мебели олицетворяла дорогу, дальний путь.

Самая длинная лавка называлась долгой, на ней сидели женщины во время вышивания, шитья или вязания. Мужчины не садились здесь, им это запрещалось. А вот женщины не могли присаживаться на короткую лавку, во время еды на ней располагались только мужчины. Были и специальные лавочки, например пороговая - своеобразный стол. Лавка с забавным названием коник и с вырезанной конской головой использовалась для проведения мелких ремесленных работ. Для особо желанных гостей предназначалось самое лучшее место – лежанка на печи. Там всегда было тепло, уютно и комфортно. Обычно на теплой лежанке располагались самые старшие и младшие члены семьи.

Выпить на посошок, посидеть на дорожку и почему дорога должна была быть скатертью

Присядем на дорожку: так делают практически все жители России. /Фото: mtdata.ru

Когда гости собирались домой, их провожали, при этом также использовался определенный ритуал. Чтобы дорога была легкой и приятной, пили на посошок, потом нужно было посидеть на дорожку.

Традиция выпить на посошок произошла из-за почитания странников на Руси. Многие люди бродили по дорогам, оставил свой дом, и обычно цель была одна и та же - поиск Бога. Странники искали истину в своих скитаниях, сознательно отвергали мирские радости, выбирали свой путь служения Богу. Они вызывали уважение, к ним относились очень доброжелательно. Дать приют путешественнику считалось благим делом, а когда он собирался в путь, ему наливали стопочку. А посошок был непременным атрибутом путника. Присесть на дорожку: считалось, что так можно взять с собой энергию дома, получить защиту во время долгого пути.

Гостям от души желали доброй дороги, дарили подарки, угощения. Говорили, чтобы дорога была скатертью. Это потому, что на Руси дороги были ужасные, ехать по ним было тяжело, а идти еще тяжелее. Так появилось выражение «скатертью дорога» - желание, чтобы путь был гладким, как скатерть на праздничном столе. Довольные, накормленные, выспавшиеся гости отправлялись домой, храня в своих сердцах приятные воспоминания и планируя ответное приглашение.

Но это всё касается простого народа. В верхах нередки были заговоры с целью убийства неугодных соперников. Потому на Руси есть своя история применения ядов.

Читайте также: