Как хлеб попал на стол проект

Обновлено: 16.05.2024

У всех народов хлеб является основным продуктом, необходимым для существования. Каждый день мы употребляем в пищу разные виды хлебобулочных изделий. А как же они попадают к нам на стол? Я решила изучить данный вопрос и узнать когда же появился первый хлеб и кто сделал такое замечательное и вкусное открытие.

Цель работы: проследить весь путь хлеба: от хлебного зернышка до буханки хлеба.

1. Ознакомиться с историей происхождения хлеба;

2. Выяснить роль хлеба в жизни человека;

3. Уточнить представления о последовательности этапов получения хлеба.

4. Воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда.

Гипотеза: Я предполагаю, что путь хлеба от зернышка до обеденного стола - путь сложный, длительный и трудоемкий.

Объект исследования: хлеб.

Предмет исследования: процесс превращения зерен в булку хлеба

Методы исследования:

· изучение исторической и справочной литературы,

· поиск информации в сети Интернет,

Практическая значимость. Результаты проекта оформлены в виде презентации, стенда для школьной столовой «Хлеб – всему голова!», которые могут быть использованы на классных часах, уроках труда, окружающего мира и литературного чтения в начальных классах.

Глава 1. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ

1.1. История появления хлеба.

Начав исследование выбранной темы, я решила узнать, когда же появился первый хлеб, как он выглядел и кто сделал такое замечательное открытие.

Ученые полагают, что впервые хлеб появился на земле свыше пятнадцати тысяч лет назад. Жизнь наших предков в те далекие времена была нелёгкой. Главной заботой была – забота о пропитании. В поисках пищи они-то и обратили внимание на злаковые растения. Долгое время люди употребляли в пищу зерна в сыром виде, затем научились растирать их между камнями, получая крупу, и варить её. Так появились первые жернова, первая мука, первый хлеб. Первый хлеб имел вид жидкой каши. Случайно человек обнаружил, что если зерна поджарить, то каша получается гораздо вкуснее той, которую он ел из сырых зерен. Это и было вторым открытием хлеба.

Однажды во время приготовления зерновой каши часть её вылилась и превратилась в румяную лепешку. Своим приятным запахом, аппетитным видом и вкусом она удивила человека. Тогда-то наши далекие предки из густой зерновой каши стали выпекать пресный хлеб в виде лепешки.

Прошло ещё много времени и свершилось ещё одно чудо. Древние египтяне научились готовить хлеб из сброженного теста. Считают, что по недосмотру раба, готовившего тесто, оно подкисло и, чтобы избежать наказания, он все же рискнул испечь лепешки. Получились они пышнее, румянее, вкуснее, чем из пресного теста. Так на смену твердокаменным лепешкам пришли пышные булки.

Другие народы использовали снятую с пива пену, чтобы делать более «светлый хлеб». В тех частях древнего мира, где пили вино, в качестве закваски использовали смесь из виноградного сока и муки, которой позволяли бродить, или пшеничные отруби, пропитанные вином. Однако, наиболее распространенным считался метод, открытый египтянами. Замесив однажды кислое тесто, люди научились печь настоящий хлеб.

Прошло еще несколько тысячелетий, и человек, сам об этом не подозревая, научился использовать для улучшения вкуса хлеба микроскопические организмы – хлебопекарные дрожжи и молочно - кислые бактерии.

Считается, что имя хлебу дали древнегреческие пекари. Хлеб они выпекали в глиняных формах – горшках, называвшихся «клибанос». Именно от этого названия и появилось слово «хлеб», которое в разных вариантах позаимствовали другие народы: древние готы называли хлеб «хлайфс», от него в старонемецком языке образовалось слово «хлайб», трансформировавшееся затем в русский «хлеб», украинский «хлиб», эстонский «лейб».

1.2. Как и из чего делают хлеб?

Я никогда раньше не задумывалась над этим вопросом. Мне говорили, что нужно беречь хлеб. И я выполняла это правило. В нашей семье все бережно относятся к этому продукту. Мама всегда сердится, когда мы оставляем кусочки не там, где они должны храниться.

Во втором классе у нас был классный час, посвящённый бережному отношению к хлебу, где мы с ребятами наперебой рассказывали всё, что нам известно. Мне казалось, уже нет вопросов, на которые мы не можем ответить. Но учитель задал вопрос: « А как хлеб появился на нашем столе?» Мы все задумались. Как оказалось: я ничего ещё не знаю о хлебе, мало его ценю. Вот и решила провести своё маленькое исследование.

Ведь это только в сказках булки и пряники растут на дереве, а на самом деле путь от зернышка до хлеба очень длинный.

Начала искать информацию в интернете, нашли мультфильм «Хлеб», который рассказывает о том, как выращивали хлеб раньше. А вот, чтобы узнать, как выращивают хлеб в наше время, я обратились к папе. Он работает бригадиром в агрофирме «Кобяковская» ЮВАГ и принимает непосредственное участие в выращивании хлебных культур. Вот что я от него узнала.

Хлеб получают из пшеницы и ржи. Рожь и пшеница бывают яровые и озимые. Яровые сорта высевают весной, а осенью собирают урожай, а озимые - высевают осенью, а собирают чуть раньше яровых. Озимые сорта дают более высокий урожай.

Но прежде чем посеять зерно, землю к посеву нужно подготовить. Подготовка земли под посев – работа тяжелая. На большей части Руси в давние времена росли могучие, непролазные леса. Крестьянам приходилось выкорчевывать деревья, освобождать почву от корней. Даже равнинные территории вблизи рек обрабатывать для сева было непросто. Чтобы земля «ожила», надо было ее вспахать, и не раз: сначала осенью, потом весной перед севом. Пахали в те давние времена сохой или косулей. Эти простые инструменты, которые каждый крестьянин мог смастерить сам. Позднее появился плуг, хотя он не полностью заменил соху. Чем пахать, решал крестьянин. Это зависело от почвы. Плуг чаще использовали на тяжелых плодородных почвах. В отличие от сохи плуг не только подрезал пласт земли, но и переворачивал его.

Сейчас эту работу выполняет трактор. К нему прикрепляют большой плуг, который поднимает и переворачивает верхний слой почвы – готовит для семян мягкую постельку.

В старину говорили: «После того как поле вспахано, надо его «причесать». Делали это при помощи бороны. Иногда в качестве бороны использовали еловое бревно с большим количеством длинных сучков. «Модернизированная» борона – это решетка из четырех брусьев, к которым крепились деревянные или железные зубья.

И это ещё не всё. Потом к трактору прикрепляют культиватор, который своими лапами рыхлят землю и убирают сорняки, чтобы они не мешали расти пшенице.

На Руси поля засевали вручную. Сначала семена засыпали в лукошко. Лукошко вешали себе на плечо. Шли по пашне и разбрасывали семена. После сева зерна нужно было заборонить.

Теперь, чтобы быстро засеять огромные поля используют сеялки. На поле выходит трактор с сеялкой, а за сеялкой тянутся по земле бороны. В ящики сеялки колхозники насыпают семена. Семена для посадки выбирают самого высокого качества. Чем качественнее зерно, тем выше урожай. Семена по трубам-сошникам попадают в землю, а бороны присыпают их землей.

Пройдет немного времени и над землей появятся маленькие зеленые всходы будущего хлеба. Вскоре наступит зима, и хлебное поле накроет пушистым снегом. Всходы не боятся снега, они прозимуют зиму под теплым одеялом, а весной будут расти дальше. Растает снег, напоит почву влагой, и потянутся молодые всходы к солнышку. На каждом стебельке появится колосок наполненный зернами.

Жатва – пора уборки урожая. Крестьянам надо было точно определить время, когда ее начинать, – чтоб и в срок, и в хорошую погоду. И тут уж земледельцы наблюдали за всем и вся: за небом, звездами, растениями, животными и насекомыми. Спелость хлеба проверяли на зуб: рвали колоски, вышелушивали – и в рот: если зернышки хрустят, значит, поспели.

Оказывается, в старину хлеб собирали (жали) серпом вручную. Выходили в поле на уборку хлеба и мужчины, и женщины. Работали с раннего утра до ночи, лишь бы убрать хлеба до дождей. Собирали колосья в снопы, сушили, чистили. Спелое зерно везли сразу на гумно – огороженный участок земли, предназначенный для хранения, молотьбы и другой обработки зерна, – и там обмолачивали. Это был один из самых тяжелых этапов труда. А состояла работа вот в чем: брали колотило (молотило) или цеп и ударяли по снопам, чтобы зерно «высвободить». Сейчас хлеб убирают с поля комбайны. Комбайны - это такие машины, которые скашивают колосья, обмолачивают зерна и ссыпают их в грузовик, а еще и солому укладывают в копны.

Хлеб, как известно, пекут из муки. Чтобы получить муку, зерно нужно измельчить – перемолоть. Первыми инструментами для измельчения зерна были каменная ступка и пестик. Затем зерно стали не толочь, а перетирать. Процесс перемола зерна постоянно совершенствовался. Значительным шагом вперед стало изобретение ручной перетирной мельницы. Но эта работа по-прежнему оставалась тяжелой. Ситуация изменилась только после того, как была сконструирована водяная мельница. С течением времени устройство мельницы совершенствовалось, появились ветряные мельницы, их лопасти вращал ветер. Ветряные мельницы строили в районах, где поблизости не было водоемов. И для того, чтобы получить муку, ходили к мельнику на мельницу.

В наше время зерно, намолоченное комбайнами, грузовые машины везут на механический ток. Там зерно очищают, сушат и сортируют. После этого зерно везут на элеватор. Элеватор - это место для хранения зерна. При элеваторе есть мельница, на которой зерно перерабатывают, превращая его в муку, крупу. Мука бывает разная – пшеничная, ржаная, кукурузная, ячменная. Из пшеничной муки получается белый хлеб, из ржаной – чёрный.

В старину хлеб пекли в каждом доме в русской печи. Сейчас же самодельный хлеб пекут очень редко. Трудно это. Надо завести опару, следить за ней, чтобы поспела, подошла, замесить тесто, выдержать его, печь прогреть, чтобы хлеб хорошо пропёкся. Словом, хлопотно делать это в домашних условиях. Другое дело – хлебозавод. Там весь процесс выпечки хлеба практически полностью механизирован. В цехах хлебозавода все делают руками, но не людей, а машин. Работящие руки, умелые, быстрые! Всего за один день и одну ночь они умудряются напечь хлеба на целый город. На хлебозаводах и пекарнях выпекают различные хлебобулочные изделия. Ну а дальше вся выпечка попадает на полки наших магазинов и к нам на стол.

Вот какой долгий и трудный путь проделывает хлебушек до нашего стола. В каждую булку хлеба вложен труд людей многих профессий. Каждый из нас должен об этом помнить!

Весь процесс появления хлеба можно увидеть в замечательном стихотворении «Хлеб» С. Крупиной:

Как поспеет хлеб в полях –

Обмолотят на токах,

В жарких печках испекут

И, готовый, на лоточках,

Продают в торговых точках.

А потом буханки, булки

Мы несем к обеду в сумке!

1.3. Чем полезен хлеб?

Обычный хлеб содержит в себе практически все питательные вещества, необходимые человеку. В хлебе есть белки, углеводы, витамины группы В, минеральные соединения, например жизненно важные для организма соли кальция, железа, фосфора. И что еще важно, хлеб обладает одним редким свойством — он никогда не приедается и не надоедает людям.

Специалисты считают, что норма для взрослого человека, не занятого физическим трудом, — примерно 300-350 г хлеба в день, однако это количество может меняться в зависимости от возраста, вида деятельности человека, массы тела, индивидуальных особенностей организма, количества и состава других продуктов, входящих в питание. Для людей, занимающихся спортом, физическим трудом и другими нагрузками, норма потребления хлеба выше.

Обычно отказ от хлеба – это первое решение, которое принимает женщина, решив сесть на диету и сбросить пару лишних сантиметров. Только это не всегда правильно, ведь сегодня в продаже имеются такие хлебные изделия, от которых не только не поправишься, но и наоборот – станешь только стройнее. Полный отказ от хлеба может привести к тому, что человек станет больше утомляться, у него появится большее недовольство собой, а причина этого - недостаток витамина В, который содержится в большом количестве в хлебе. Диетологи рекомендуют составлять свой хлебный рацион с учетом необходимости потребления как ржаного, так и пшеничного хлеба. Что касается того, какой именно хлеб потреблять, то это главным образом дело Вашего вкуса.

Но самым полезным все-таки считается хлеб с отрубями. Он содержит никотиновую кислоту, что помогает с профилактикой заболеваний кровеносных сосудов, лишнего веса. Отруби способны выводить из организма вредные вещества и укреплять иммунитет.

1.4. Хлеб как народный символ

Проводя исследования по выбранной теме, я выяснила, что хлеб – это не просто продукт питания, это настоящий народный символ. Оказывается, в честь хлеба слагали гимны, песни, устраивали праздники, приуроченные к окончанию сбора урожая. Хлебом солью встречали жениха и невесту, приветствовали новорожденного, дорогих гостей. Во всех этих народных обрядах заключены человеческая мудрость, уважительное отношение к хлебу, которое передавалось от поколения к поколению и прививалось ребенку буквально с первых дней жизни.

Предмет вроде бы простой, но сколько загадок с ним связано, различных поверий.

У всех народов хлеб являлся основным продуктом, необходимым для существования. В то же время хлеб играл особую роль и в духовной жизни человека. Почти во всех культурах хлеб считается святой благословенной пищей. Существует множество обрядов, ритуалов, связанных с хлебопечением.

Оказывается, в Древней Греции хлеб был самостоятельным кушаньем, и отводилась ему едва ли не самая почетная роль. Существовало поверье, что человек, принимающий пищу без хлеба, будет наказан богами. В Индии также считали, что человек совершает грех и будет непременно иметь несчастную судьбу, если не будет употреблять хлеб. Даже преступников в этой стране наказывали тем, что лишали их хлеба на более или менее продолжительное время в зависимости от тяжести совершенного ими проступка. Верующие индусы и в наши дни утреннюю молитву начинают словами: «Всё есть пища, но хлеб – ее великая мать».

Особенно дорожили хлебом, почитали его на Руси. Трудно найти сказку, в которой бы герои не несли с собой хлеб или сухари. Так было в народных сказках: есть хлеб – и сыт человек. Посыплет он краюху солью, съест, запьёт водой из родника и идёт, сильный и смелый, на свои геройские дела. А встретит в пути голодного, нищего – чем первым поделится? Хлебом. В нем, в хлебе, богатство, сила и доброта русского человека.

«Хлеб – всему голова», «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска», «Кто трудиться рад, тот будет хлебом богат», «И обед не в обед, коли хлеба нет». В этих народных пословицах и поговорках отразилось любовное, бережное отношение к хлебу. Недаром его ласково называли: «Хлеб – наш батюшка».

Хлеб богат не только легендами, сказками. Про него сложено много загадок, такие как:

Исследовательская работа «Откуда хлеб на стол пришел?»

Дети с раннего возраста удивительно любознательны. Любознательность-это «желание знать». У детей имеется тяготение исследовать окружающий мир. Так мир обычного здорового ребенка превращается в своего рода исследовательскую лабораторию. Дайте ему в руки какой-нибудь предмет, и он станет изучать его с помощью всех своих органов чувств — даже пробуя на вкус! Однако экспериментирование на этом не кончается. Любой родитель знает, что малыш в стремлении понять и исследовать все вокруг пытается согнуть, стукнуть, потрясти или разобрать то, что попадается ему в руки,- и часто это приводит его в восторг.

1.1 Актуальность проблемы заключается в том, чтобы находить интересное и необычное рядом, в том, что доступно для наблюдения и изучения, не требует особых усилий и затрат. Например, хлеб. Хлеб, который мы едим, чтоб попасть на стол, проходит долгий путь, мы должны любить и беречь его.

1.2Цель нашей работы : проведение исследования как произошло слово «хлеб» и откуда он пришёл на стол.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

1. Отобрать и изучить литературу по данной теме.

2. Познакомиться с профессиями людей, связанных с получением хлеба.

3. Познакомиться с сортами хлеба

4. Уточнить представление о последовательности этапов получения хлеба.

5. Самостоятельно испечь хлеб в домашних условиях.

6. Сделать выводы.

1.3. Объект исследования : хлеб.

Предмет исследования : этапы производства хлеба.

Методы исследования :

-поиск информации в Интернете;

-экскурсия в хлебозавод города;

-беседа со специалистами.

Место исследования :

село Красное, Арзамасского района, город Арзамас Нижегородской области.

1.4 В начале работы была сформулирована следующая гипотеза:

Получение хлеба – результат труда людей разных профессий.

История происхождения хлеба.

Мы ежедневно берем в руки хлеб- эту загадку природы-матери, которая навсегда скрыла от,нас самого первого хлебопека. Мы привыкли к виду, вкусу, запаху хлеба, он давно уже стал нашей каждодневной пищей.

У меня возник вопрос, откуда хлеб на стол пришел? Я решила не гадать провести исследование и самой посмотреть, откуда берется хлеб.

Моя мама рассказала мне, что возделывания хлебных растений теряется в глубокой древности. Наши предки сначала употребляли в пищу собранные семена диких злаков. Среди них они обратили внимание на зерна пшеницы. Когда-то в пищу шло сырое зерно. С появлением гончарной посуды зерно стали варить. Затем зерно стали растирать между камнями. Эту дробленую муку ставили в горшках на раскаленные камни. Получалась каша. Именно эта каша стала прародительницей хлеба. Во время варки жидкая каша перелилась за стенки горшка и с шипением вылилась на раскаленные камни, не сразу замеченная, она превратилась в румяную лепешку. Аппетитная на вид, приятно пахнущая, она удивила человека и вкусом. Потом уже готовилась не каша, а тесто-основа для лепешки. Пшеничный хлеб из пресного теста-самый древний.

Громадный труд проделали бесчисленные поколения людей, чтобы вырастить из диких горьковатых злаков этот вкуснейший душистый хлеб, который мы едим. Каждый из хлебородов с древнейших времен вел свою работу по улучшению хлеба. Так появилась профессия – селекционер, человек занимающийся выведением нового сорта хлеба.

Профессии, связанные с получением хлеба.

Мама мне рассказала, что в выращивании хлеба задействовано очень много людей с разной профессией. Ещё до хлебозавода начинается важная работа многих профессионалов. Агроном изучает особенности климата, историю земледелия в своей зоне. Он наблюдает за ростом и развитием растений, обеспечивает подкормку и защиту растений. Трактористы, комбайнеры, и шоферы- помогают вспахать и разрыхлить почву, удобрят ее положат семена в землю, скосят колосья и обмолотят их, свезут зерно в зернохранилище.

Зерно прежде чем стать хлебом, должно превратиться в муку. Для этого существует такая профессия-мукомолы. После измельчения зерна, мука держит путь к хлебозаводам, которую доставляют шоферы. Уже на хлебозаводе пекарь выпекает различные виды хлеба.

Готовый хлеб нужно перевезти от хлебозавода по магазинам, столовым, кафе, детским садам, школа с этим связана профессия водителя.

Сорта хлеба

А какой же бывает хлеб?. Прочитав информацию в сети интернет мама мне рассказала что, сорт хлеба, в первую очередь, определяется тем, какая мука была использована в процессе его приготовления. Существует различные сорта хлеба.

Обычный белый хлеб, выпеченный из пшеничной муки без добавления каких-либо специй.

Ржаной, или черный хлеб, считающийся чуть более полезным сортом, чем белый, благодаря меньшей калорийности.

Цельнозерновой хлеб, уверенно приобретающий всё большую популярность благодаря большому количеству содержащихся в нём витаминов и клетчатки.

Кукурузный хлеб, достаточно редкий сорт и приготавливаемый обычно в качестве деликатеса.

Картофельный хлеб — совсем уж большая редкость. Тем не менее, с распространением хлебопечек его активно начали готовить домохозяйки, пытающиеся потреблять поменьше мучного.

Без дрожжевой хлеб, являющийся скорее не одним сортом, а целым набором сортов. В разные виды без дрожжевого хлеба вместо дрожжей добавляют специальные закваски.

Сдоба. Пищевики-профессионалы под этим термином понимают обычно различные добавки, повышающие качество и вкусовые характеристики теста, но в обиходе под этим словом подразумеваются сладкие мучные кондитерские изделия — булочки, пончики, пряники, пироги и тому подобное.

Славянский каравай, отличающийся сладким вкусом, пышностью и приуроченностью к особым событиям.

Лаваш — плоский армянский хлеб, который не следует путать с Шоти.

Шоти — грузинский хлеб, выпекаемый с применением дрожжей и имеющий специальную форму.

Матнакаш, родственник лаваша, но только приготовляемый с использованием дрожжей.

Пицца. Да-да, это тоже хлеб, причем состав теста для неё так же специфичен, как и для других сортов хлеба.

4. Этапы получения хлеба.

Чтобы узнать как же хлеб попадает в булочную, а потом к нам на стол мы отправились с моей мамой на Арзамасский хлеб завод. На этом заводе работает мой папа. Там я увидела, как же пекут хлеб.

5. Этапы получения хлеба.

Хлеб это основа всего для человека. Мне очень хотелось узнать все подробности из чего он состоит и сам процесс изготовления. Для этого я с мамой и бабушкой отправились на Арзамасский хлебозавод.

Там нам встретил начальник отдела контроля качества продукции Сергей Владимирович.

Он рассказал мне, что хлеб состоит и воды, масла, муки, соли, песка. И показал мне сам процесс производства хлеба.

Мука из емкости поступает по трубам с 2 на 1 этаж, в емкость для замеса теста.

Затем происходит сам замес теста

Тесто мешается в емкости, которая переворачивается автоматически и выкладывает тесто на делитель.

Отрубитель делит на порции, вес которой проверяется контролером. Порции поступают на конвейер

Затем с конвейера в печь.

Готовый хлеб выходит из печи, опрыскивается водой для предания глянца.

Затем хлеб отправляют в куллер для остывания на 2 часа при температуре 100 до 45*.

Затем вся готовая продукция попадает в отдел логистики, где отправляют в торговые точки для жителей.

Еще я побывала в цехе по приготовлению заготовок слоенных и сдобных изделий.

Мука так же из емкости поступает по трубам с 2 на 1 этаж, в емкость для замеса теста.

Отрубитель делит на порции, вес которой тоже проверяется контролером.

В цехе укладывают на металлические листы, затем растоечный шкаф температурой 37* на 1 час. После шкафа задвигают в печь для приготовления, предварительно смазав смесью яйца и сахарного песка, 15 мин

После приготовления остывает и готовую продукцию упаковывают в упаковочном цехе.

Затем так же вся готовая продукция попадает в отдел логистики, где отправляют в торговые точки для жителей.

Кроме процесса производства хлеба я познакомилась с новыми профессиями такие как упаковщики, контролер качества продукции, пекари, логисты.

После посещения завода мне очень захотелось побывать пекарем.

Дома с мамой мы решили испечь вкусные пироги.

Мы приготовили необходимые продукты.

Дрожжи развели в теплом молоке, добавили сахар и муку поставили в теплое место на 15 минут до появления пенной шапочки.

Муку просеяли, добавили соль,

добавили подошедшую опару, взбитое яйцо. Перемешали и добавили сливочное масло, замесите тесто.

Тесто должно было увеличиться в 2-3 раза. Пока подходило тесто, мы занимались начинкой.

Затем тесто нужно обомнуть, разделите на части. Кусочки округлить.

Раскатали шарики из теста в круглую лепешку, в центр каждой положите начинку, свернули пополам, закрепили края.

Поместили пирожки на противень

Поставили их запекаться в разогретую духовку на 12-15 минут при 210 °С,

Пирожки получились очень вкусные!

Из результатов проведенного исследования я узнала, что

Что хлеб берёт своё начало в древности.

Хлеб очень полезен для человеческого организма.

Получение хлеба – это сложный, трудоёмкий процесс, состоящий из нескольких последовательных этапов.

В производстве хлеба принимают участие люди разных профессий. Каждый из них выполняет важную и нужную работу.

Я не только узнала, как появляется хлеб на нашем столе, но и сама испекла свой первый хлеб.

Гипотеза, выдвинутая в начале работы, полностью подтвердилась.

Я закончила своё исследование по теме «Откуда хлеб на стол пришёл». Теперь я знаю, откуда берется хлеб, как его сеют, убирают и пекут. Знаю, сколько труда вкладывают люди: трактористы, комбайнеры, ученые, пекари, чтобы утром, когда я проснусь, на столе всегда лежала свежая булка хлеба.

1. Алексеев М. Н. «Цена ему – жизнь. Слово о хлебе». – М. : Детская литература, 1990 г

2. Г. Юрмин., Р. Кошурникова “Почемучка”, Москва “Педагогика”, 1990 г.

3. Багрова Л. А. «Я познаю мир: Детская энциклопедия: Растения». – М. : ООО «Издательство АСТ – ЛТД», 1997 г

4. Р. Б. Кондратьев “Семенное зерно Сибири”, Москва, “Росагропромиздат”, 1998 г.

5. Извекова Л. Н. «Что всего дороже?». – Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1984 г

6. М. А. Федоров “Юному хлеборобу”, Москва “Россельхозиздат”, 1984 г.

7. Крючков В. Р. «Испекли мы каравай». - Барнаул: Алтайское книжное издательство, 1984 г

8. А. Митяев “Ржаной хлебушко – калачу дедушка”, Москав “Детская литература”, 1990 г.

9. Степаненко В. И. «Хлеб». – М. : Агропромиздат, 1989 г

10. М. Ивин “Хлеб сегодня, хлеб завтра”. Детская литература, 1980 г.

Фотоотчет о проекте «Откуда хлеб пришел?»

Фотоотчет о проекте «Откуда хлеб пришел?» "Хлеб – всему голова". К хлебу русский народ всегда относился с благоговением, как к дару, спасающему от голода. Воспитывая у детей бережное.

Конспект НОД «Как хлеб на стол пришел» Толстова Светлана Анатольевна воспитатель первой квалификационной категории МБДОУ «Детский сад №24» города Чебоксары Чувашской Республики.

Конспект тематического занятия в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел» Конспект тематического занятия в подготовительной группе Тема: «Откуда хлеб пришел» Цель: формирование представления детей о труде взрослых;.

НОД «Откуда хлеб пришел» ТЕМА: Откуда хлеб пришел НАПРАВЛЕНИЕ: Познавательно-речевое развитие ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ: интеграция образовательных областей: познание,.

Познавательно-исследовательский проект «Как хлеб на стол пришел» Актуальность проекта Хлеб это символ благополучия, достатка. Хлеб на столе - это богатство в доме. По всему миру ни один прием пищи не начинается.

Презентация проекта «Откуда хлеб к нам пришел» С 8 октября по 12 октября 2018г в детском саду проходил краткосрочный проект "Откуда хлеб пришёл". Цель проекта: Расширить знания детей.

Проект «Как хлеб на стол пришел?» Проект по теме недели: «Как хлеб на стол пришел?» Вид проекта: информационно-исследовательский. Продолжительность проекта: краткосрочный.

Проект в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел» Проект подготовительной группы Тема: «Откуда хлеб пришел на стол» Актуальность проекта: По всему миру ни один прием пищи не начинается без.

Сценарий праздника «Как хлеб на стол пришел» Как хлеб на стол пришел! Праздник для детей подготовительной группы Цель: прививать уважение к труду земледельца – хлебороба, бережное отношение.

Сценарий праздника «Откуда хлеб пришел?» Сценарий праздника «Откуда хлеб пришел»? Цель: Уточнить и закрепить представление детей о выращивании хлеба. Задачи: Познавательное развитие:.

Краткосрочный проект в старшей группе «Как хлеб на стол пришел»

16 октября отмечается Всемирный день Хлеба. Хлеб. что может быть важнее! Бережное отношение к хлебу, уважение к труду людей, его вырастивших, должно прививаться с детства. Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми. Так, нами - Шерстневой С. В. Свистунковой Е. П. был разработан краткосрочный проект "Как хлеб на стол пришел"

Раздел 1. Информационная карта проекта

1.1. Наименование проекта «Как хлеб на стол пришел».

1. 2. Вид проекта Творческий, информационный, исследовательский, игровой

1.3. Исполнитель Воспитатели

1.4. Адресная направленность (целевая группа проекта): Дети от 5 до 6 лет

1.5. Сроки и этапы реализации проекта С 16.10.2017 по 20.10. 2017

Раздел 2. Описание проекта

2.1. Актуальность проекта

Современные дети перестали ценить хлеб как главный продукт питания. Хлеб для них является обыденным продуктом, который можно купить в любом магазине или супермаркете. Между тем, человек нуждается в хлебе каждый день. Без него не обходятся ни завтраки, ни обеды, ни тем более, праздничные столы. Этот продукт сопровождает нас до глубокой старости. Все народы воспевают хлеб в своих произведениях, воздавая ему почет и уважение. Хлеб - символ благополучия и достатка, являет собой надежную защиту людей от голода. К хлебу всегда относились по-особому, сравнивая с солнцем, золотом, с самой жизнью. У многих народов хлеб обозначался одним символом – круг с точкой в центре. В честь него складывали гимны, им встречали дорогих людей. Во все времена небрежное отношение к хлебу приравнивалось к страшному оскорблению, какое только можно было нанести человеку. С детских лет нас учили, бережно относится к куску хлеба, как к самому большому богатству. Самое главное в предстоящей работе способствовать формированию у детей четкого понимания роли человеческого труда в современном обществе и воспитывать уважительное, бережное отношение к результату его деятельности. Поэтому мы решили уделить этому вопросу особое внимание в нашей работе с детьми.

2.3. Цель проек та.

Создание условий для активизации познавательных и творческих способностей детей, формирование на основе полученных знаний нравственного отношения к процессу и результату труда взрослых.

2.4. Задачи проекта

1. Способствовать формированию у детей представления о значимости хлеба, как основного продукта питания русского человека.

2. Воспитывать уважение и благодарность к людям создающим своим трудом такой важный и ценный продукт.

3. Обогащать знания детей о профессиях, взаимосвязях между ними, структуре трудового процесса и результате труда по выращиванию и производству хлеба.

4. Расширять словарный запас детей: жатва, комбайн, хлебороб, хлебопашец и др.

5. Способствовать созданию эмоционально — комфортной среды для самостоятельного проявления творческой активности и обогащения личного опыта каждого ребёнка.

6. Стимулировать к самостоятельной познавательно-исследовательской деятельности.

2.5 Партнеры проекта Воспитатели,Музыкальный руководитель, Родители воспитанников

2.6. Планируемые показатели эффективности

Повышение познавательной активности;

Усвоение необходимых знаний по теме «Хлеб – всему голова»;

Приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища.

Раздел 3. Дорожная карта проекта

1. Работа с родителями;

1.1. Консультации родителей «Чем полезен хлеб» .

1.2. Коллаж «Что можно сделать из муки?»

2. Беседы: «Откуда хлеб на стол пришел?», «Мы о злаках вам расскажем», «Хлеб – наше богатство»

3. Рассматривание демонстрационного материала «Хлеб – всему голова»

Рассматривание репродукции картины И. Шишкина «Рожь» Воспитатели

4. Чтение художественной литературы: «Крылатый, мохнатый, да масляный», «Колосок»; В. Дацкевич «От зерна до каравая», К. Чуковский «Чудо – дерево», «Булка», В. Ремизов «Хлебный голос», Я. Аким «Хлеб», Т. Шорыгина «Сказка о пшеничном зернышке», Д. Хармс «Очень-очень вкусный пирог», И. Токмакова «Что такое хлеб», П. Коганов «Хлеб - наше богатство», загадки, пословицы, поговорки.

5.Дидактические игры: «Из чего сварили кашу?», «Какой хлеб?», «Четвертый лишний», «Что сначала, что потом», «Кто больше назовет хлебобулочных изделий»

Подвижная игра «Кто быстрее соберет урожай»

Хороводная игра «Каравай»

6. Исследовательская деятельность

Рассматривание и сравнивание зерен (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

7. Опытно – экспериментальная деятельность:

- Превращение зерна в муку (ступка, кофемолка).

- Выращивание семян (ржи, пшеницы, ячменя, овса).

- Замешивание теста и выпечка хлеба в домашних условиях (хлебопечка).

8. Сюжетно – ролевая игры: «Семья»,«Булочная», «Кулинария».

9. Художественно – творческая деятельность:

-Лепка «Золотые колоски» (барельеф)

-Лепка из соленого теста хлебобулочных изделий с детьми для сюжетно- ролевых игр.

-Составление узоров и рисунков из круп.

-Разучивание хоровода «Каравай» с творческими танцевальными дополнениями.

- Рисование «Украшаем печенье».

- Конструирование «Коробка под пирожки»

- Театрализация русской народной сказки «Колосок».

-Песни, попевки, хороводы о хлебе. Музыкально дидактическая игра «Займи место»

10. Просмотр мультфильма «Чудо - мельница»

11. Составление рассказа по картине «Как пекут хлеб»

Итоговое мероприятие: Праздник «Хлеб – всему голова!»

Презентация проекта «Слава хлебу на столе!»

В уголке экспериментирования ребята с интересом рассматривали и сравнивали зёрна ржи, пшеницы, ячменя, овса при помощи луп, выстраивали схемы «Этапы выращивания хлеба», превращали зёрна в муку, используя кофемолку и ступку, замешивали тесто.

Краткосрочный проект в старшей группе «Как хлеб на стол пришел»


Дети попробовали себя в роли пекаря и приготовили различные хлебобулочные изделия: батон, рогалики, булочки.



Золотые колоски из пластилина.


Мама Данила изготовила и подарила нам коллаж «Что можно сделать из муки?»


Какой же праздник обходится без песен, танцев и игр? Ребята познакомились с традицией русского народа, встречать гостей хлебом - солью, вспомнили, прочитали пословицы, поговорки о хлебе и конечно же водили хоровод



Конспект занятия «Как хлеб на стол пришел» Цели: Обобщить у детей знания о том, откуда берётся хлеб. Уточнить, люди каких профессий трудятся для выращивания зерна на полях и выпекания.

«Как хлеб на стол пришел». Досуг для подготовительной к школе группы Задачи: 1. Вызвать интерес к окружающему миру, формировать реалистические представления о природе. 2. Расширять у детей знания и представления.

Конспект по ознакомлению с окружающей действительностью для средней группы «Как хлеб к нам на стол пришел»

Конспект по ознакомлению с окружающей действительностью для средней группы «Как хлеб к нам на стол пришел» задачи: познакомить с процессом выращивания пшеницы. Расширять и обогащать знания о хлебе, его изготовлении. Познакомить с профессией пекаря.

Конспект тематического занятия в подготовительной группе Тема: «Как хлеб на стол пришел» Цель: формирование представления детей о труде взрослых; показывать результаты труда и его общественную значимость, учить бережно относиться.

Конспект НОД в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел»

Конспект НОД в подготовительной группе «Как хлеб на стол пришел» Возрастная группа: подготовительная. Тема НОД: «Как хлеб на стол пришёл» Цель: создать условия для ранней профориентации детей старшего.

НОД в средней группе «Как хлеб к нам на стол пришел. Путешествие жаворонка пшеничного» Цель: Дать детям первоначальное представление о том, какой путь проходит зерно, чтобы стать хлебом. Задачи: Обучающие: 1.. Расширить.

Познавательно — исследовательский проект на тему «Откуда хлеб пришел?» в группе компенсирующей направленности

Познавательно — исследовательский проект на тему «Откуда хлеб пришел?» в группе компенсирующей направленности Познавательно - исследовательский проект на тему «Откуда хлеб пришел?» в группе компенсирующей направленности для детей с ЗПР ОПИСАНИЕ.

Проект «Как хлеб на стол пришел» Это проект направлен — на необходимость дать знания об этапах появления хлеба. С учетом особенности сельскохозяйственной деятельности Кизильского района в нашем детском саду разработан проект «Как хлеб на стол пришел».

Проект в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел» Проект в подготовительной группе «Откуда хлеб пришел». Актуальность: По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом.

Путешествие в прошлое «Как хлеб на стол приходит» Путешествие в прошлое «Как хлеб на стол приходит» Цель: Продолжать знакомить детей с процессом производства хлеба (в настоящее время и.

Проект "Как хлеб на стол попадает".
проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему

Проект для детей старшего дошкольного возраста.Проект краткосрочный,познавательно-исследовательский.Направлен на ознакомление детей с процессом выращивания хлебных злаков,изготовлением хлеба.Воспитывает уважительное отношение к хлебу.

ВложениеРазмер
Краткосрочный проект: "Как хлеб на стол попадает" 30.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

центр развития ребенка – детский сад №1 «Чайка»

Заведующий МБДОУ ЦРР

«Как хлеб на стол попадает»

Воспитатель группы №10

Проект: «Как хлеб на стол попадает».

Не напрасно народ
С давних пор и поныне
Хлеб насущный зовет
Самой первой святыней.
Золотые слова
Забывать мы не вправе:
"Хлеб всему голова!" -
В поле, в доме, в державе !

Издавна у славян существовал обычай: люди, преломившие хлеб, становятся друзьями на всю жизнь. Хлеб - посол мира и дружбы между народами, остается им и ныне. Изменяется жизнь, переоцениваются ценности, а хлеб-батюшка, хлеб-кормилец остается самой большой ценностью. С хлебом провожали на фронт. С хлебом встречали вернувшихся с войны. Хлебом поминали тех, кто уже никогда не вернется. У каждого свой хлеб. Каждый по-своему помнит, воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь.

Наш народ хлебосолен. Хлеб, калиной перевитый, на праздничном столе всегда стоит на почетном месте. Дорогих гостей встречают хлебом-солью. Однако не каждый гость знает, что каравай нужно разломить, самому отведать и людям раздать, как велит обычай. Не каждый знает, что, принимая хлеб соль на рушнике, хлеб следует поцеловать.

Как же научить уважать хлеб? О хлебе и отношении к нему этот проект.

Наименование проекта: «Как хлеб на стол попадает».

Тип проекта: познавательно – исследовательский.

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Сроки реализации проекта: 17.10.2016 – 28.10.2016.

Участники проекта: дети группы №10,родители, воспитатель, музыкальный руководитель, повара.

Актуальность: По всему миру ни один прием пищи не начинается без хлеба. При этом современные дети часто не догадываются, какой долгий путь он проходит, чтобы попасть на стол, сколько труда нужно приложить людям, чтобы посеять, вырастить, помолоть зерно, а затем испечь хлеб. Я выбрала эту тему потому, что чем больше дети будут знать о хлебе, тем дороже он станет им. Быть с хлебом - это постоянно чувствовать в себе теплоту жизни. Каждый по-своему воспринимает и ценит его. Но есть для всех без исключения одно общее: хлеб - это жизнь в жизни каждого человека понятие «хлеб» входит с рождения. И в сознании человеческом хлеб представляется не только караваем на столе, но и мерилом нравственных ценностей, символом того, что приносит человеку самоотверженный, непрестанный труд.

Гипотеза проекта: получение хлеба – это результат труда людей разных профессий. Если человек будет знать, сколько затрачено труда для того, чтобы пришел хлеб к нам на стол, то будет бережнее относиться к нему.

Цель проекта: формировать знания о последовательности выращивания хлебных злаков, процессе изготовления хлеба; формировать у детей представление о ценности хлеба.

  1. воспитать бережное отношение к хлебу, чувство благодарности и уважения к людям сельскохозяйственного труда;
  2. сформировать систему знаний детей о производстве хлеба;
  3. дать детям понятие, что хлеб является ежедневным продуктом;
  4. совершенствовать трудовые навыки детей
  5. приобщать родителей к воспитанию детей через совместные мероприятия;
  6. систематизировать знания о труде хлебороба, комбайнера, тракториста, пекаря, агронома;
  7. показать значимость сельскохозяйственной техники;
  8. поддерживать естественный интерес и любознательность детей, обогатить кругозор детей.
  • понимание детьми ценности и пользы хлеба, важности труда хлебороба.
  • представления детей о технологии приготовлении хлеба.
  • знание детей информации о злаковых культурах.
  • умение детей применять трудовые навыки.
  • умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о хлебе и его происхождении.
  • проявление заботы и уважения к труженикам села, бережного отношения к хлебу.

Методы реализации проекта:

Художественно – творческая деятельность.

Работа с родителями.

Этапы реализации проекта:

- подбор информационно – методического обеспечения проекта;

- привлечение родителей к совместной деятельности по реализации проекта;

- обновление содержания предметно – развивающей среды

  • Создание музея в чемоданчике «откуда хлеб пришел»
  • Создание тематических папок «Хлебобулочные изделия», «Злаки», «Пословицы и поговорки о хлебе», «Стихотворения о хлебе»
  • Создание презентаций на тему «Откуда хлеб пришел» «Что мы знаем о хлебе» «Мастер класс по соленому тесту»
  • Муляжи хлебобулочных изделий
  • Иллюстрации с хлебобулочными изделиями.
  • Репродукции натюрмортов художников с хлебобулочными изделиями
  • Крупы, тесто, Колосок пшеницы
  • Дидактические игры: «Продукты», «Из чего сделано?».

- продуктивно – познавательная деятельность с детьми по реализации проекта;

- работа с родителями по теме проекта;

- организация сюжетно – ролевых, дидактических, подвижных игр, театрализация сказок;

- экскурсия на кухню д/с.

- создание картотеки пословиц, поговорок, загадок, примет, стихов о хлебе;

- экскурсия в школу в «Музей хлеба»;

- презентация проекта "Как хлеб на стол пришел";

- создание мини – музея «Хлеб всему голова»;

- выставка продуктов детского творчества.

Взаимодействие с родителями.

- Мастер-класс «Соленое тесто»;

- Взаимодействие по сбору материала для создания мини-музея;

- Папки-передвижки для родителей «Пословицы и поговорки о хлебе», «Злаки», «Хлебобулочные изделия», «Стихотворения о хлебе»;

Читайте также: