Как должен падать свет на учебник слабовидящего ребенка со светобоязнью закрепленный на столе лампы

Обновлено: 17.05.2024

В специализированных дошкольных учреждениях решаются образовательные, учебно - воспитательные, лечебно - восстановительные и общеоздоровительные задачи. Эффективность реабилитации в конечном итоге зависит от условий и организации всей жизнедеятельности детей в них.

У большинства детей с патологией органа зрения имеются отклонения в физическом и психическом развитии, что определяет их морфофункциональную незрелость, проявляющуюся в пониженной работоспособности и быстрой утомляемости. Зрительные расстройства значительно снижают двигательную активность детей, что определяет низкие адаптивно - компенсаторные возможности организма и отражается на состоянии здоровья. Изменения функционального состояния организма не идентичны у слабовидящих и косоглазых детей и зависят от формы патологии и степени снижения остроты зрения.

При организации учебно - воспитательной и лечебно - восстановительной работы в специализированном учреждении с детьми, имеющими патологию органа зрения, следует руководствоваться следующими принципами.

1. Максимальное слияние лечебно - коррекционных и педагогических воздействий.

2. Индивидуальный подход к нормированию учебной и физической нагрузки.

3. Создание дифференцированных условий зрительной работы.

4. Применение специальных учебных и наглядных пособий, технических средств обучения и воспитания.

В режиме дня чередование и сочетание учебно - воспитательных и лечебно - восстановительных процессов должны обеспечивать достаточную продолжительность сна (не менее 2 ч днем и 10 - 11 ч ночью), рациональное распределение приемов пищи (при четырехразовом питании с интервалом в 3 - 3,5 ч), регулярное и достаточное пребывание на открытом воздухе (ежедневно не менее 4 ч). Не изменяя содержания "Программы воспитания в детском саду", во все формы работы вводятся упражнения и игры, способствующие развитию зрительных функций, тренировка зрительно - двигательного восприятия, упражнения, направленные на коррекцию вторичных дефектов развития.

Организация учебно - воспитательной работы с косоглазыми и слабовидящими детьми в специализированных учреждениях в соответствии с режимом обязательных занятий для детей дошкольных учреждений общего профиля приводит к выраженному снижению уровня функционального состояния организма и развитию утомления, что отражается на эффективности лечебно - оздоровительных мероприятий.

Большое значение имеет организация занятий. На занятиях плоховидящие дети быстро утомляются, отвлекаются, особенно в тех случаях, когда работают с опорой на зрение. Поэтому на любом занятии необходимо сочетание разных форм наглядности и словесного пояснения. Например, на занятиях по математике можно использовать рисование. Для формирования и закрепления навыков количественного и порядкового счета следует вести счет с опорой то на слух, то на зрение, то на осязание, включая всю сенсорную сферу ребенка в процесс формирования понятий. При этом как с гигиенической, так и с педагогической точки зрения целесообразно применение технических средств для озвучивания обязательных занятий.

Своевременное введение активного отдыха в занятия позволяет предупредить развитие быстро нарастающего утомления как зрительного анализатора, так и всего организма. Благотворное влияние активного отдыха на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора слабовидящих отмечено после 5 - 10 мин., а у детей с косоглазием - после 7 - 15 мин. Непрерывной зрительной нагрузки.

Введение на занятиях динамических пауз по 3 мин. (одной - для детей с косоглазием и двух - для слабовидящих) в виде гимнастики с музыкальным сопровождением способствует не только предупреждению зрительного утомления, но и усиливает двигательную активность детей с нарушениями зрения, вовлекает в работу группу мышц, несущих значительную статическую нагрузку. Необходимость введения двух динамических пауз для слабовидящих объясняется тем, что у детей с сопутствующими заболеваниями ЦНС, атрофией зрительного нерва, выраженными изменениями глазного дна благоприятное влияние однократного отдыха непродолжительно, что выражается в последующем нарастании зрительного утомления к концу занятия. Это лишний раз свидетельствует о необходимости дифференцированного нормирования зрительной нагрузки слабовидящих с различными нарушениями зрения и тщательного учета этих нарушений при комплектации групп.

Особое значение для повышения работоспособности и сохранения зрения имеет рациональная организация перерывов между занятиями.

Проведение подвижных игр средней интенсивности оказывает положительное влияние на работоспособность и функциональное состояние зрительного анализатора косоглазых и слабовидящих детей как в течение дня, так и всей недели. При этом перерыв между занятиями должен быть не менее 15 мин. Наиболее благоприятная динамика функционального состояния зрительного анализатора в течение обязательных занятий наблюдается при сочетании в утренние часы одного занятия со статическим компонентом и одного с двигательным (физкультурное или музыкальное). Занятия по физкультуре и музыке, сопровождающиеся большой двигательной активностью и насыщенные эмоционально, способствуют улучшению функционального состояния организма детей.

В детских садах данного профиля предусмотрены специальные занятия по коррекции речи, которые проводятся как со всей группой, так и индивидуально. Поскольку занятия по коррекции речи связаны с дополнительной умственной нагрузкой, целесообразно, чтобы время для них отводилось в первой половине дня. При индивидуальных логопедических занятиях детей можно брать с обязательных занятий, учитывая их индивидуальные особенности и достижения. Так, например, при хороших навыках по лепке, рисованию ребенок может пропустить занятия по изобразительной деятельности.

Учебно - наглядные пособия должны отвечать как педагогическим, так и лечебно - коррекционным и гигиеническим требованиям. Они должны пробуждать и стимулировать интерес детей к занятиям, а формой, расцветкой, размерами, соотношениями частей соответствовать конкретным лечебным задачам и состоянию зрения ребенка. Размеры отдельных деталей должны соответствовать степени амблиопии. При амблиопии высокой степени (0,1 и ниже) в процессе занятий должны употребляться объекты размером 5 - 10 мм, при амблиопии средней (0,2 - 0,3) и слабой (0,4 и выше) степени - соответственно 2 - 3 и 1 - 0,3 мм. При изобразительной деятельности детей с высокой степенью амблиопии необходимо предварительное тактильное обследование объекта. Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму изображения предметов и контрастный колорит. Для детей с высокой степенью амблиопии нельзя использовать предметы с блестящей поверхностью, а также стилизованные изображения с недостаточно четким контуром.

Необходимо соблюдать постепенность в переходе от простых упражнений к более сложным. Например, на занятиях по рисованию с детьми с высокой степенью амблиопии следует пользоваться пособиями с ярко выраженным контуром рисунка в крупном масштабе, с детьми с амблиопией средней степени - со слабо выраженным контуром изображения в среднем масштабе, с детьми со слабой степенью амблиопии - без контура.

Необходимо развивать цветовые представления у детей, учитывая нарушение цветоразличительной способности при амблиопии, особенно высокой степени. Наглядные и учебные пособия следует применять преимущественно оранжевого, красного и зеленого цветов, насыщенных тонов. В процессе обучения необходимо широко вводить объемные предметы и игрушки с целью получения дополнительных представлений о форме, цвете, величине объектов. Объекты на общих пособиях должны быть увеличены с целью расширения возможности применения фронтального показа.

Благоприятные для зрительной работы условия предполагают достаточную освещенность помещений и рабочих поверхностей, соответствие мебели росту детей и ее удобное расположение, демонстрацию наглядного материала на уровне глаз и на доступном расстоянии (в соответствии с остротой зрения), правильное цветовое оформление помещений.

Коэффициент естественной освещенности в группах и классах должен быть не мене 2% на уровне пола, на глубине 2/3 от наружной стены. Расположение основных светопроемов должно обеспечивать возможность левостороннего естественного освещения. Окна основных помещений групповых ячеек, зала для музыкальных и гимнастических занятий, помещения медицинского назначения должны иметь солнцезащитные устройства - подъемно - поворотные жалюзи, расположенные между оконными рамами, и шторы из хлопчатобумажных тканей (поплин, штапельное полотно, репс). Для максимального использования дневного света и равномерного его распределения в помещении рекомендуется:

- ограждающие поверхности основных помещений групповой ячейки и оборудование окрашивать матовыми красками светлых тонов, с коэффициентом отражения потолка - не ниже 0,70, стен - 0,50 - 0,60, пола - 0,25 - 0,30, столов и стульев - не ниже 0,45, классной доски - 0,20;

- оконные стекла не замазывать краской, проводить их очистку не реже 3 - 4 раз в год снаружи и 1 - 2 раза в месяц изнутри; на подоконниках не расставлять комнатные растения;

- деревья сажать не ближе 10 м от здания, ветки растущих около здания деревьев коротко подрезать каждую весну; наружные фасады соседних зданий, обращенные к групповым комнатам, окрашивать в белый цвет.

В групповых, классах для занятий, кабинете врача - окулиста в качестве источников света в системе общего освещения использовать люминисцентные лампы типа "белого" света (БС) и естественного света (ЛЕ) с арматурой рассеивающего типа, физиологически наиболее благоприятные и экономичные, в количестве, обеспечивающем освещенность в горизонтальной плоскости на уровне 0,5 м от пола не менее 500 лк. Светильники устанавливаются рядами параллельно линии окон, включение их должно осуществляться раздельно по рядам с освещением в первую очередь части помещения, удаленной от окон. Включать искусственное освещение следует в соответствии со световым календарем. В групповых и классах для занятий предусматривается верхний подсвет настенной классной доски, обеспечивающий освещенность в вертикальной плоскости 500 лк.

Светильники должны быть оснащены пускорегулирующей аппаратурой с пониженным уровнем шума и обеспечением пульсации светового потока не более 10.

В групповых и классах для занятий на рабочих столах рационально устанавливать местное освещение светильниками прямого света на кронштейнах, позволяющих менять угол наклона и высоту с доведением общего уровня освещенности до оптимального в зависимости от формы патологии (табл. 2). Детям со светобоязнью рекомендуются очки с зелеными, желто - зелеными и дымчатыми стеклами, задерживающими до 50% света.

В системе общего освещения групповых, спален, комнат для музыкальных и гимнастических занятий, занятий коррегирующей гимнастикой, палат изолятора предусматривать установку источников ультрафиолетового излучения - эритемные увиолевые (ЭУВ) или люминесцентные эритемные (ЛЭ) из расчета 3 Вт/кв. м площади помещений на высоте 2,7 - 2,9 м от пола и источники бактерицидного облучения типа ДБ-15 из расчета 1 Вт/кв. м площади помещений на высоте 2,7 - 2,8 м от пола.

Мебель и оборудование

Групповые ячейки должны комплектоваться мебелью и оборудованием в соответствии с ростовыми особенностями и состоянием зрения детей. Типы и основные размеры столов, стульев и кроватей предусмотрены соответствующими ГОСТ 19301.1-73 - 19301.3-73 "Мебель детская дошкольная (функциональные размеры)".

Групповые для слабовидящих детей оборудуются одноместными столами, для детей с косоглазием и амблиопией - двухместными столами. Наклон крышки стола должен быть регулируемый от 10 до 30 град. При расстановке оборудования и мебели в помещениях групповых ячеек необходимо руководствоваться требованиями действующих "Санитарных правил устройства и содержания детских дошкольных учреждений общего типа" и следующими рекомендациями:

- столы устанавливаются вдоль окон в три ряда так, чтобы свет падал слева; возможно и другое расположение столов в зависимости от характера занятий с целью наилучшего восприятия демонстрируемых учебных пособий. При этом расстояние между столами в ряду должно быть не менее 80 - 100 см, а расстояние от первого стола до классной доски (меловой, магнитной, наколочной) должно обеспечивать угол рассматривания (горизонтальный угол между лучом зрения крайнего ребенка, сидящего за первым столом, направленным на удаленную вертикальную кромку доски, и горизонтальной линией на плоскости, проведенной на уровне глаз ребенка) не менее 45 град.;

- столы для слабовидящих детей с остротой зрения до 0,1 независимо от их размера следует ставить ближе к преподавателю и доске, а для детей, страдающих светобоязнью, - дальше от окон и источников света;

- классные доски размером 1,5 x 0,75 м на высоте 0,75 - 0,8 м от пола (нижний край) должны иметь регулируемый наклон.

Окраску столов производят светло - зеленой гаммой тонов или цвета натуральной древесины, классной доски - темно - зеленых или коричневых цветов.

Офтальмо-гигиенические рекомендации к организации образовательной деятельности детей со зрительной патологией

Одной из основных целей правильной организации образовательной деятельности, наряду с наилучшим усвоением программного материала, является сохранение на возможно более продолжительное время работоспособности ребенка.

Исследованиями А.Н.Гнеушевой (1982 г.) было установлено, что дети с пониженным зрением быстрее утомляются, чем их здоровые сверстники.

Работоспособность меняется в течение недели, так, самая высокая работоспособность в середине недели, к концу - работоспособность снижается.

Эти исследования чрезвычайно важны, так как учет их результатов позволяет правильно распределять образовательную нагрузку.

Во время проведения организованной образовательной деятельности педагоги должны учитывать допустимую продолжительность непрерывной зрительной нагрузки, которая не должна превышать 10 минут.

Слабовидящие дети трудно включаются в работу в начале занятия. Поэтому впервые 5-10 минут у них отмечается низкая работоспособность. Наибольшая работоспособность наблюдается в середине занятия. В конце она также снижается. Педагоги должны использовать эту информацию в своей практической деятельности.

Кроме того утомление возникает быстрее у детей физически ослабленных, часто болеющих, имеющих патологию.

Зрительное утомление зависит от множества причин и имеет ряд характерных признаков. Наиболее характерно наступление быстрого утомления при выполнении любой зрительной работы на близком расстоянии.

  1. Не корригированная (или неправильно корригированная) гиперметропия или астигматизм;
  2. Недостаточность аккомодации или конвергенции;
  3. Отсутствие бинокулярных функций;
  4. Сниженная острота зрения;
  5. Неблагоприятные условия для работы на близком расстоянии (плохая освещенность и др.).

Для предупреждения расстройства зрения необходимо своевременное проведение комплекса гигиенических и офтальмологических мероприятий.

Требования к освещению

Использование дневного света должно быть максимальным. Наилучшее естественное освещение в учебных помещениях - боковое левостороннее, с применением солнцезащитных устройств. Если глубина помещения больше 6 метров, необходимо устройство правостороннего подсвета. Недопустимо направление основного светлого потока справа, спереди и сзади.

Искусственное освещение обеспечивается люминесцентными лампами или лампами накаливания. Освещенность в учебных помещениях должна быть не менее 500 ЛК.

Большое значение для создания оптимальных условий видимости придается нормированию яркостей в поле зрения ребенка. Необходимые соотношения яркостей (качественные показатели освещения) достигается путем соответствующей окраски столов, парт, потолков, пола, инструмента и т.п.

Правильный выбор цвета при окраске учебных помещений и предметов оборудования улучшает условия зрительной работы. Доказано, что зеленый цвет оказывает наиболее благоприятное действие на зрительные функции, уменьшает утомление, снижает зрительное напряжение. Поэтому светло-зеленый цвет рекомендуется для рабочих поверхностей столов, парт и панелей стен. Допустимы также цвета: светло-голубой, светло-серый, бежевый, цвет натуральной древесины с коэффициентом отражения не менее 0,45.

Светлая окраска не только повышает освещенность рабочих мест, но и оказывает положительное психологическое действие. Занятия в светлом помещении повышают жизненный тонус и работоспособность учащихся.

Необходимо помнить о демонстрационной доске. Плохая освещенность доски, блики, создаваемые ее черной лакированной поверхностью, затрудняют зрительную работу детей, способствуют быстрому утомлению зрения. В групповых помещениях лучше устанавливать темно-зеленые доски, чтобы избежать резкого контраста между поверхностью доски и прилегающей к ней светлой поверхностью стены. Доска, столы, стены, пол должны быть матовыми. Настенные доски располагаются таким образом, чтобы нижний край находился над полом на расстоянии 65-75 см (желательно использование досок подъемных, перемещающихся по вертикали).

Для создания равномерной освещенности в групповых помещениях, ориентированных на южные стороны горизонта, с большими светопроемами (при ленточном остеклении) следует предусматривать солнцезащитные приспособлениями. Лучшими из них являются поворотные жалюзи, установленные между оконными рамами. В зимнее время нельзя допускать замерзания стекол. Освещенность при этом снижается на 60-80%. Нельзя также заслонять окна цветами. Деревья с густой лиственной кроной могут быть посажены не ближе 15 м от школы.

Использование технических средств обучения

Информационный взрыв, являющийся одной из характерных черт нашего века, способствует росту и глазных заболеваний.

Технические средства обучения (ТСО) значительно повышают наглядность, точность и полноту информации об изучаемом объекте или явлении, увеличивают скорость освоения материала, предлагаемого воспитанникам. ТСО обеспечивает более образную и эмоциональную форму подачи учебного материала, повышают интерес и внимание учащихся к изучаемому материалу и облегчает его восприятие. Вместе с тем, большой объем информации увеличивает нагрузку как зрительный, так и на слуховой анализаторы.

  1. Обязательное проветривание помещения перед началом демонстрации и после ее окончания;
  2. Хорошее качество изображения на экране, в том числе его яркость и контрастность. Изменение освещенности на экране, мелькание, выключение и включение общего освещения при демонстрации кинофильмов, диапозитивов недопустимы;
  3. Показ видеоматериалов на стене недопустим, т.к. при этом в значительной степени снижается яркость и искажает цвет изображения;
  4. Удаление центра экрана от пола при демонстрации должно составлять 1,1-1,5 м;
  5. Расстояние зрителей от экрана индивидуальное (с учетом зрительного диагноза ребенка и его остроты зрения).

Просмотр видеоматериалов в полной темноте недопустимы, так как при большой разности яркостей в поле зрения между освещенным экраном и темнотой окружающего фона все время происходит переадаптация глаз, что ведет к чрезмерному утомлению глаз.

В солнечные дни при просмотре телепередач следует закрыть окна (жалюзи, легкие светлые шторы).

При интересных телепередачах дети могут смотреть на экран, не отрывая взора от него длительное время. Необходимо объяснять детям, что фиксировать длительное время взгляд на экране телевизора недопустимо. Следует время от времени менять направление взора (взгляда). Можно провести зрительные гимнастики и физкультминутки - это дает глазам отдых.

Рекомендации по созданию офтальмоэргономических условий образовательного процесса

Мне довольно часто на различных семинарах приходится встречаться с педагогами коррекционных и общеобразовательных школ, поэтому не понаслышке знаю о том, что среди педагогов до сих пор бытует ошибочное мнение о том, что для детей в очках необходимо только лишь предоставить 1-2-3 парты и всё. Это в корне не верно. Детям с нарушением зрения при различных патологиях необходимо выделить определённое место посадки в классе. Поэтому каждый учитель должен знать офтальмологическую характеристику каждого ребенка с нарушением зрения, для того, чтобы обеспечить офтальмо эргономические условия на уроке.

Особенности размещения детей с нарушениями зрения в классе:

  • при косоглазии без амблиопии следует сидеть в среднем ряду за партой в соответствии с видом косоглазия:
  • при сходящемся – настолько далеко от доски, насколько позволяет острота зрения;
  • при расхождении косоглазии – как можно ближе к доске, несмотря на остроту зрения. Некосящий глаз должен быть направлен прямо на доску.
  • при косоглазии с амблиопией – в среднем ряду на первой парте (чем ниже острота зрения, тем ближе к доске);
  • детям с диагнозом астигматизм – показан для рассаживания средний ряд. Парта зависит от остроты зрения.
  • при светобоязни, а это явление наблюдается при альбинизме, аниридии, катаракте, дистрофии сетчатки, глаукоме — показано рассаживание дальше от окон, использование жалюзи для защиты от прямых солнечных лучей.
  • при атрофии зрительного нерва, близорукости;
  • требуется большей освещенности при зрительной работе. Этим детям нужна парта у окна.

Обязательно учитывается наличие окклюзии. Если окклюзия левого глаза, то ребёнок сидит справа от педагога, если окклюзия правого глаза – слева.

Для правильной посадки и удобств в работе очень важны размер и конструкции парты. Наиболее удобны одинарные парты, у которых крышка поднимается и ставится под нужным углом. Это дает возможность ребенку при чтении сидеть относительно прямо, не слишком наклоняя голову и туловище. В тех случаях, когда парта не имеет поднимающейся крышки, необходимо использовать подставку для книг особенно для детей у кого высокая близорукость, нистагм и сходящееся косоглазие. При расходящемся косоглазии наглядный материал лучше положить на стол.

Оптимальное расстояние между глазами и объектами зрительной работы для детей младшего школьного возраста с миопией и глаукомой составляет 24 см, для старших школьников — от 30 до 35 см. При остроте зрения 0,06—0,2 это расстояние сокращается до 17—25 см, при остроте зрения 0,01—0,05 до 3—12 см.
Слабовидящие школьники, наклоняясь при чтении и письме, затеняют рабочую поверхность, освещенность страницы при этом снижается. Так, если при чтении текста на расстоянии 33 см от глаз освещенность на странице книги составляет 700 люкс (минимально допустимый уровень), то на расстоянии 10 см — всего 150 люкс. Увеличить освещенность на рабочем месте можно, используя местное освещение с помощью лампы накаливания.

Для слабовидящих детей важна степень равномерности освещения рабочей поверхности. Разница в яркости между рабочей поверхностью и окружающим пространством приводит к повышенному утомлению и снижению зрительной работоспособности.

Для учеников с низкой остротой зрения рекомендуется использовать тетради и прописи с широкой строкой, дополнительной разлиновкой с широким промежутком между строками, и крупной клеткой. Линии должны быть чётко пропечатанными на бумаге с плотной фактурой. Не рекомендуется писать на тонкой и/или глянцевой бумаге. В работе использовать специализированные учебники с крупным шрифтом, увеличенные рабочие тетради и прописи, для уменьшения зрительного напряжения.

Облегчить зрительную работу на уроке также помогут следующие приспособления:

При нистагме и косоглазии ребенку очень трудно переключать внимание с одного предмета на другой, с одной плоскости на другую, определять место начала написания и чтения.

С первых дней учебы у ребенка с нарушением зрения возникают трудности в ориентировке на его рабочем месте. Количество учебных пособий возрастает с каждым уроком, к тому же первокласснику трудно управлять своими движениями: недостаточно развита мелкая моторика рук, нет точности и скоординированности в работе глаз и рук (особенно при монокулярном характере зрения, что чаще всего обусловлено наличием косоглазия).

Поэтому очень важно научить школьника рационально располагать учебные пособия, необходимые конкретно для данного урока, отводя для каждого из них определенное место, обязательно со стороны видящего глаза.

Материал должен быть четким, точным, ярким и красочным, без излишней детализации.

  1. Нельзя использовать пособия с блестящей поверхностью (глянцевый картон, глянцевое ламинирование, под стеклом)
  2. Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму, цвет, соразмерное соотношение.
  3. Наглядные пособия должны быть с повышенной насыщенностью (оранжевого, красного, зеленого цветов). Демонстративный материал нужно показывать на контрастном с цветом фоне, так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (красный рядом с желтым часто воспринимается ребенком с нарушенным зрением как оранжевый; синий с красным – фиолетовый; фиолетовый с коричневым – черный и т. д.)
  4. Следует избегать излишнего загромождения картины или карты деталями, затрудняющими их обозрение и понимания.
  5. На одном уроке используют 3-4 одинаковых объекта для более точного их восприятия.
  6. Если ребенку врач назначает окклюдор, то ученик стоит у доски со стороны открытого глаза (Наклейка на левом глазу, ребенок стоит справа. Наклейка на правом глазу, ученик стоит от доски слева).
  7. Если у учителя есть комплект небольших картин в количестве, необходимом для обеспечения каждого ученика с нарушенным зрением, то это дает возможность одновременного, индивидуального обозрения картины данными школьниками.
  8. Некоторые рисунки требуют специального приспособления, доработки их для применения в общеобразовательном классе, имеющих детей с нарушением зрения. Если же доработать рисунок почему-либо нельзя, то лучше отказаться от его употребления в качестве наглядного пособия. (Если на рисунке на фоне снега изображен белый медведь, то детям трудно его различить. Чтобы приспособить для восприятия такой рисунок для школьника со слабым зрение, следует обвести контуры изображения медведя черной тушью.)
  9. В работе со слабовидящими рекомендуется использовать силуэтные рисунки. Эти рисунки удобны тем, что они просты, обладают минимумом деталей и хорошо воспринимаются слабым зрением.
    1. использование адекватного демонстрационного фона (черно-белый, зелёный, коричневый, оранжевый и т.п. – для обеспечения высокой контрастности фона к предметам) – доски, ширмы, исключающие предметное «зашумление» пространства, попадающего в поле зрения детей;
    2. обязательно обведение предмета по контуру указкой во время его демонстрации;
    3. адекватная организация рабочего места, обеспечивающая максимально удобное и полное восприятие учебно-развивающего материала в условиях нарушенного зрения (отсутствие лишних предметов на рабочей поверхности (на столе, на доске), в зоне, предполагаемой дистантной деятельности (например, в спортзале);
    4. рациональное расположение необходимого оборудования; учёт положения ребёнка по отношению к демонстрируемому материалу в зависимости от особенностей нарушенного зрения (например, при работе в условиях окклюзии в период плеопто-ортоптического лечения амблиопии и косоглазия);
    5. увеличение времени на рассматривание при первичном предъявлении материала;
    6. дублирование материала, демонстрируемого на доске (например, картины при фронтальном показе), в индивидуальном материале на подставке перед ребёнком (с усилением контура, удалением лишних фоновых деталей и т.д.) с учётом особенностей зрительного нарушения (например, при астигматизме использование контурных изображений нежелательно, лучше заменить их силуэтными);

    Классные доски рекомендуется иметь зеленого цвета. Следует обращать внимание на то, чтобы на этих досках не было меловых и световых бликов для более четкого восприятия.

    Обычно в школах используется белый мел, который должен быть мягким, благодаря чему получаются ясные широкие линии, и при письме такой мел не крошится, что дает возможность избежать пыли, вредной для глаз.

    • высота букв при письме на доске должна быть не менее 10-15 см, ширина – 8 см,
    • расстояние между буквами – 3 см, между словами – 10 см, между строчками – 14-15 см (размеры могут быть изменены в соответствии со зрительными возможностями учащихся класса);
    • писать на доске следует брусковым мелом, штрихом в ширину грани мелка;
    • доска предпочтительна чёрного или зелёного цвета, без бликов, с идеально чистой поверхностью под читаемым материалом;
    • желательно использование цветных мелков, усиливающих эффект восприятия на оптимальном контрасте (например, на зелёной доске очень хорошо воспринимается надпись в жёлтом цвете, на чёрном – в розовом и т.д.).

    Не рекомендуется линовать доску белым мелом, так как при восприятии таких линий глаза напрягаются, особенно у детей, страдающих астигматизмом.
    Отсутствие лишней информации в зоне обзора.

    Для профилактики зрительного утомления должна строго регламентироваться зрительная работа. Продолжительность непрерывной зрительной работы для слабовидящих в начальных классах школ не должна превышать 10 минут, а для некоторых детей со сложной глазной патологией должна быть менее 10 минут.

    У слабовидящих школьников младших классов самая высокая работоспособность наблюдается на втором уроке, у старшеклассников — на втором и третьем уроках. Работоспособность меняется в течение недели. Самая высокая работоспособность наблюдается по вторникам, тогда как начиная с четверга она снижается и достигает минимума в субботу.

    При проведении коррекционных занятий нужно учитывать функциональную мобильность сетчатки: повышение ее цветочувствительности.

    Длительность непрерывного применения на уроках различных технических средств обучения (диафильмов, диапозитивов, кинофильмов и т.п.) также регламентируется гигиеническими нормами. Так, в зависимости от возраста и характера нарушения зрения рекомендуемая длительность просмотра составляет от 7 до 30 минут (1—2 классы: 7—10 минут, 3—4 классы: 10—15 минут, 5—11 классы: 15—30 минут).

    Зрительная релаксация

    Необхоимо приучать ребенка самостоятельно применять глазную гимнастику дома и по мере возможности в школе, на занятиях где имеется зрительная нагрузка:

    • перед зрительной работой (рассматривание) – на активизацию зрительных мышц;
    • после зрительной (непрерывной) нагрузки – на расслабление зрительных мышц.

    Для тренировки различных мышц глаз, их пластичности и скоординированности целесообразно использовать различные тренировочные лабиринты для глаз.

    Как должен падать свет на учебник слабовидящего ребенка со светобоязнью закрепленный на столе лампы

    Достаточное для комфортного функционирования зрительной системы освещение пространства (малого и большого) - одно из основных требований к гигиене зрения.

    В литературе выделены три вида освещения: естественное, искусственное, комбинированное (смешанное). По освещенности пространственных зон выделяют общее (освещена вся площадь пространства) и местное (освещение ближайшей рабочей зоны). По спектральному составу естественный свет наиболее благоприятен для функционирования зрительной системы. Однако в замкнутом пространстве (любое помещение) достаточность светового фона по интенсивности и равномерности в условиях естественной освещенности зависит от совокупности многих факторов: облачности, размера окон, их расположения и т.д.

    Для учебных помещений и помещений, в которых осуществляется напряженная зрительная работа, световой коэффициент (отношение застекленной площади окон к площади пола) должен составлять 1:5, для прочих помещений 1:8. Для групповых комнат ДОУ СК должен быть равен 1:4, допускается 1:5.

    При пониженной светочувствительности требуется высокая освещенность рабочей зоны, в противном случае слабовидящий ребенок приближает глаза к объекту восприятия или отказывается от зрительной работы. В.П.Жохов и Т.З. Особова отмечают, что уровень освещенности 500-750 лк принято считать оптимальным для зрительной работы слабовидящих. В то же время В.И. Белецкая считает, что эти числовые показатели - нижняя граница допустимой освещенности рабочей зоны слабовидящих. Она указывает, что оптимальный уровень освещенности рабочего стола учащегося с глубоким слабовидением должен составлять 1000-1500 лк.

    Повышенная светочувствительность, как отмечалось выше, проявляется светобоязнью, которая может наблюдаться при раздражении глаза, вызванным его воспалением, ожогом и т.п. Дети со светобоязнью прищуриваются или закрывают глаза при освещенности, которая при сохранном зрении кажется нормальной. Для слабовидящих детей со светобоязнью важно создавать особые условия зрительной работы: с одной стороны, освещенность рабочей зоны должна быть достаточной для поддержания зрительной работоспособности, с другой - светопоток не должен быть резким, "бить в глаза", интенсивно не отражаться на рабочих поверхностях; на окнах должны быть легкие, прозрачные занавески, пропускающие свет, но ограничивающие интенсивность солнечных лучей и их прямое попадание в глаза или на рабочую поверхность. При использовании настольной лампы или местного освещения рабочей зоны важно, чтобы на лампе был колпак - рассеиватель, обеспечивающий равномерность освещения поверхности и защищающий глаза от ослепления. Взрослый должен следить за тем, чтобы ребенок со светобоязнью пользовался темными очками в помещении с повышенным уровнем освещенности и на улице.

    Режим питания как профилактической мероприятие охраны зрения

    Как указывалось ранее, недостаток определенных витаминов может привести к развитию гемералопии, поэтому стоит подробнее остановиться на проблеме режима питания.

    Недостаток витамина А (ретинола), входящего в состав зрительного пигмента палочек сетчатки глаза - родопсина и зрительного пигмента колбочек - йодопсина, в организме прежде всего вызывает поражение глаз: наблюдается состояние, носящее название куриной слепоты, при котором глаз теряет способность видеть при недостаточном освещении вследствие нарушения процесса синтеза зрительного пурпура, в дальнейшем присоединяются изменения со стороны слизистой глаза и роговицы - роговица становится сухой, возможны также ее изъязвления. [3] Поэтому необходимо обеспечить полноценное питание ребенка, включив в рацион продукты животного происхождения - яичный желток, рыбий жир, сливочное масло, и продукты растительного происхождения, содержащие провитамин А - морковь, свеклу, шиповник, абрикосы, облепиху, зеленый лук, сладкий перец, шпинат, крыжовник, смородину. [9, стр.439]

    Витамин В2 (рибофлавин) также необходим для осуществления нормальной зрительной функции глаза. При недостаточности этого витамина появляется чувство жжения в глазах, светобоязнь, гиперемия конъюнктивы; при длительном авитаминозе сосуды прорастают роговицу. [3] Витамин В2 в достаточном количестве содержится в рыбе, яйцах, молочных продуктах, гречневой, овсяной крупах, хлебе, шпинате, капусте, дрожжах. [9, стр.440]

    Как помочь ребенку-первокласснику с нарушением зрения включиться в учебную деятельность

    Известно, что начало обучения в школе – переломный этап в жизни любого ребенка; резко меняется образ его жизни и тип деятельности. Для первоклассников же с нарушением зрения новая для них роль ученика зачастую становится источником еще больших физических и эмоциональных нагрузок. На общие трудности перехода то дошкольного детства к обучению в школе наслаиваются проблемы, вызванные нарушением зрения. Решение их требует от учителя кропотливой работы.

    Наиболее полноценная подготовка детей с нарушением зрения к учебной деятельности ведется в специализированных учреждениях: детском саду для детей с нарушением зрения. Однако более половина детей с патологией зрения вообще не попадают в такие учреждения, что приводит к задержке их развития, а затем недостаточной подготовке к обучению в школе. Это обуславливает отставание в учебе, а постоянный не успех становится тормозом их психического развития.

    • дети воспринимают фрагментами, искаженно, как единичные предметы, так и групповые композиции;
    • у таких детей затруднено установление причинно-следственных связей между предметами и явлениями, замедленно и нечетко их опознания.

    Следующим вопросом, на который необходимо получить ответ учителю общеобразовательного учреждения при работе с детьми со зрительной патологии является вопрос: как влияют нарушения зрения на учебно-познавательную и практическую деятельность учащихся младших классов? Дети с нарушениями зрения испытывают серьезные трудности в определении цвета, формы, величины и пространственного расположения предметов, в овладении практическими навыками, в выполнении практических действий, в ориентировке на своем теле, рабочей поверхности, в пространстве.

    Кроме того, недостатки зрительного восприятия, отрицательно влияют на развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение и т.д.) младших школьников, что значительно затрудняет их учебно-познавательную деятельность.

    • низкий уровень умения целостно, детально и последовательно воспринимать содержание сюжетной картины, композиции, включающей большое количество героев, деталей; выделять первый, второй планы;
    • низкий уровень умения узнавать предметы, изображенные в различных вариантах (контур, силуэт, модель);
    • низкий уровень развития зрительно-моторной координации, лежащей в основе овладения навыками письма и чтения;
    • плохое запоминание букв;
    • невозможность различения конфигураций сходных по написанию букв. Цифр и их элементов;
    • пропуск или появление новых (лишних) элементов в череде однородных предметов;
    • низкий уровень овладения навыками письма и чтения;
    • наличие серьезных затруднений в копировании букв;
    • появления зеркального написания букв, носящий стойкий характер и др.

    Дети с нарушенным зрением отстают от нормально видящих детей по скорости, точности и полноте восприятия. Восприятие рисунков и картин вызывает у них более значительные трудности по сравнению с тем же процессом у детей с нормальным зрением.

    НО, неполноценное зрение остается все-таки у учащихся с нарушенным зрением во всех видах их деятельности ведущим анализатором, как и у нормально видящих сверстников. Они пользуются зрением как основным средством восприятия предметов и явлений окружающей действительности.

    Наличие перечисленных трудностей у младших школьников с нарушениями зрения неизбежно приводит к снижению успеваемости. Постоянная ситуация неуспеха, особенно проявляющаяся на начальном этапе обучения, становясь постоянным источником отрицательных эмоций, зачастую перерастает в негативные эмоциональные состояния, что снижает положительную мотивацию учебной деятельности и может явиться причиной формирования отрицательных качеств личности таких детей.

    Таким образом, ребенок с нарушениями зрения в период школьного обучения испытывает значительные трудности, что, в свою очередь, требует от педагога образовательного учреждения поддержки данной категории детей.

    Для этого следует определить, на воспитание каких качеств и формирование каких навыков, умений нужно обратить внимание впервые дни, первые недели школьной жизни ребенка.

    • мотивационная готовность к школе;
    • умение содержать свое рабочее место в порядке;
    • воспринимать инструкцию учителя и действовать соответственно ей;
    • создание благоприятных для зрения условий и использование специальных наглядных пособий.

    Нарушения зрения часто вызывает отсутствие интереса к учебной работе. Это объясняется вялостью, инертностью, малоподвижностью из-за трудностей в пространственной ориентировке, нарушением моторики и координации движений, бедностью представлений об окружающем мире.

    Дети с нарушением зрения чаще (чем нормально видящие) имеют неправильное представление об учебе. Одни приходят в школу с ожиданием чего-то очень интересного, веселого, и, когда их ожидания не оправдываются, у них возникает разочарование, интерес к учебе быстро угасает. Другие, особенно дети, не посещающие дошкольное учреждение, и дети из неблагоприятных семей, идут в школу без желания, иногда с тревогой, страхом.

    Очень важно, поэтому большое внимание уделять развитию мотивационной сферы, различными способами стимулируя у детей желание учиться. Прежде всего, необходимо создать благоприятные условия для того, чтобы они полюбили свой класс, охотно шли на уроки. Уже само внешнее оформление классной комнаты вызывает у детей положительный эмоциональный настрой: приятная для глаз окраска стен, мебели; на классной доске и на стене около нее только самые необходимые (эстетически грамотно выполненные) пособия. Оптимально подобранное освещение.

    Важным моментом в формировании положительного эмоционального настроя является ситуация успеха. Для этого учитель умело использует такой педагогический инструмент, как оценка.

    Наличие положительной мотивации к учебной, а будущем трудовой деятельности является основой уверенного, оптимистического отношения к жизни, что особенно важно для детей с отклонением в развитии, в частности для детей, имеющих нарушения зрения.

    С первых дней учебы у ребенка с нарушением зрения возникают трудности в ориентировке на его рабочем месте. Количество учебных пособий возрастает с каждым уроком: касса букв, касса цифр, счетные палочки, математический набор, указка, линейка-светофор и пр. к тому же первокласснику трудно управлять своими движениями: недостаточно развита мелкая моторика рук, нет точности и скоординированности в работе глаз и рук (особенно при монокулярном характере зрения).

    Поэтому очень важно научить школьника рационально располагать учебные пособия, отводя для каждого из них определенное место. Ученик смахнул рукой с парты арифметический ящик, содержимое которого рассыпалось по всему полу. Учитель спокойно выясняет с ним причину случившегося: ящик был поставлен со стороны невидящего глаза. Ученик наглядно убеждается в значении правильного расположения своих вещей на парте.

    В начале урока учитель напоминает, какие пособия необходимы для данного урока, где должны находиться тетрадь, учебник, сигнальные карточки; все лишнее должно быть убрано с парты.

    Большую трудность для детей с нарушением зрения представляет овладения такими способами умственных действий, как восприятие, запоминание и умение следовать инструкции учителя. Слабовидящие и дети с амблиопией и косоглазием, особенно из них, которые не посещали дошкольное учреждение, часто не реагируют на вопрос, заданный всему классу. Они отвечают только в том случае, если к ним обращаются лично. Несмотря на сохранность слуха, эти дети не слышат и не понимают учителя при объяснении нового материала или при проверке учителем усвоенного. Это затрудняет их участие в коллективной работе.

    Привычка пропускать речь учителя мимо ушей может закрепиться и в дальнейшем стать серьезной преград в учебе. Для этих учащихся будут весьма неэффективными такие формы получения информации, как рассказ учителя, беседы, передачи по радио и телевидению. В дальнейшем, чтобы усвоить и суметь передать, например, содержание статьи по истории и другим предметам, ученик должен будет многократно перечитать нужный материал, напрягая свое дефектное зрение. А поскольку в старших классах объем печатного текста с каждым годом нарастает, то неграмотное использование зрения приводит к его ухудшению, учащиеся надолго теряют работоспособность и переходят в ряды отстающих.

    Из сказанного следует, что умение слушать, понимать объяснения, задания учителя и точно действовать в соответствии с ними – очень важное качество для любого ребенка, а для ученика с нарушением зрения оно просто неоценимо. Хорошо поняв смысл высказываний педагога, его требования, ученик сможет правильно выполнять их.

    При организации любого вида деятельности учитель должен приучать действовать строго по заданию, добиваться, чтобы дети хорошо усвоили ее главную мысль: “Будьте внимательны, выполняйте точно, ничего не упуская, ничего лишнего не добавляя”. Не следует детей подгонять, не убыстрять темп, чтобы ученики работали ровно, спокойно и в то же время понимали, что отвлекаться нельзя, надо быть внимательным, сосредоточенным, держать необходимые вещи под рукой и на отведенных для них местах.

    Как уже отмечалось выше, дети с нарушенным зрением отстают от нормально видящих школьников по скорости, точности и полноте восприятия. Восприятие окружающего мира вызывает у них более значительные трудности по сравнению с теми же процессами у детей с нормальным зрением.

    Неполноценное зрение остается все-таки у учащихся с нарушенным зрением во всех видах их деятельности ведущим анализатором, как и у нормально видящих сверстников. Они пользуются зрением как основным средством восприятия предметов и явлений окружающей действительности.

    Все особенности состояния зрения детей необходимо учитывать в педагогическом процессе. Только создания благоприятных условий в классе, наличие соответствующего оснащения на уроках, применение особых методов в работе могут сделать обучение школьников с нарушенным зрением успешным.

    Создание в классе благоприятных условий облегчает зрительную работу для учащихся с нарушенным зрением. Большое значение приобретает вопрос правильного освещения класса. Как показывают исследования, наилучшей нормой освещения класса, в котором занимаются дети с неполноценным зрением, является освещение 700-1000 люкс, что превышает освещение обычного класса в два раза. Свет должен быть рассеян по всей комнате. Необходимо позаботиться, чтобы в классе не было яркого ослепляющего блеска. С этой целью на окнах должны быть специальные занавески, позволяющие регулировать поступление в комнату дневного света.

    Для правильной посадки и удобств в работе очень важны размер и конструкции парты. Наиболее удобны парты, у которых крышка поднимается и ставится под нижним углом. Это дает возможность ребенку при чтении сидеть относительно прямо, не слишком наклоняя голову и туловище. В тех случаях, когда парта не имеет поднимающейся крышки, необходимо использовать подставку для книг особенно для детей у кого высокая близорукость, нистагм и сходящееся косоглазие. При расходящемся косоглазии наглядный материал лучше положить на стол.

    Классные доски рекомендуется иметь серо-зеленого цвета. Следует обращать внимание на то, чтобы на этих досках не было меловых и световых бликов для более четкого восприятия изображения или предлагаемой информации.

    Применяемый в школьной практике учебный материал должен быть максимально приспособлен к особенностям ослабленного зрения школьников. Используемые на уроке тетради, учебники, мел, картины, карты и др. должны быть подобраны или специально сделаны в соответствии с нуждами детей с нарушением зрения.

    Некоторые авторы рекомендуют использовать для письма бумагу бледно-кремового цвета, без блеска, так как этот цвет хорошо, без излишней резкости контрастирует с черными и синими чернилами. В последнее время было предложено использовать бумагу для тетрадей бледно-зеленого цвета с темно-зелеными полосками для письма.

    Не рекомендуется линовать доску белым мелом, так как при восприятии таких линий глаза напрягаются, особенно у детей, страдающих астигматизмом. Эти линии утомляют глаза и у других детей с нарушенным зрением.

    Карандаши следует употреблять мягкие. При выборе учебников, по которым сбираются обучать школьников, следует учитывать цвет бумаги, размер шрифта, расцветку и качество иллюстраций.

    Правильно подобранный учебный материал способствует сохранению зрения учеников, а также облегчает им использование слабого зрения в учебном процессе.

    Основные требования, предъявляемые к наглядным пособиям для слабовидящих детей.

    Размеры пособий должны соответствовать остроте зрения.

    При остроте зрения 0.05-0.1 (1 группа зрительной нагрузки) занятия проводятся для близи с расстояния 33 см, размер объекта 1.5-3 см. Шрифт контура различения 3-5 мм. Контур четкий. Шрифт при 0.05-13 мм (интервал между строками 1 см), при 0.1-7.5 мм (интервал тот же). Для дали, расстояние проводится 1,5 м, размер объектов 7-10 см.

    При остроте зрения 0.15-0.2 (2 группа) размер объекта для близи 1.0-2.5 см. Ширина контура различения 2-3 мм. Контур выражен слабо. Шрифт 5-6 мм (интервал между строчками 1.0 см). Для дали занятие проводится с расстояния 1.5-3.0 м, размер объектов 5-7 см.

    При остроте зрения 0,25-0,5 (3 группа) размер объекта для близи 0.5-1.0 см. Ширина контура 1-2 мм, контур выражен слабо. Размеры пособий для дали 3-5см. Шрифт обычный.

    При остроте зрения 0.5-0.8 (4 группа) размер объекта для близи до 0.5 см без контура, для дали – 1-3 см. Шрифт обычный.

    1. Нельзя использовать пособия с блестящей поверхностью. Картины, висящие в классе, должны быть размера, удобного для обозрения слабовидящими, и (во избежание блеска) лишены стекол. Картины нужно вешать на уровне глаз, чтобы детям было удобно их рассматривать.
    2. Иллюстративный материал должен быть максимально приближен к реальности, иметь четкую форму.
    3. Наглядные пособия должны быть с повышенной насыщенностью (оранжевого, красного, зеленого цветов). Демонстративный материал нужно показывать на контрастном с цветом фоне, так как цвет в сочетании и на расстоянии может меняться (красный рядом с желтым часто воспринимается ребенком с нарушенным зрением как оранжевый; синий с красным – фиолетовый; фиолетовый с коричневым – черный и т. д.)
    4. Следует избегать излишнего загромождения картины или карты деталями, затрудняющими их обозрение и понимания.
    5. На одном уроке используют 3-4 одинаковых объекта для более точного их восприятия.
    6. При анализе детских работ рекомендуется не располагать на доске все работы одновременно, а показывать их по группам по 5-6 объектов.
    7. Если ребенку врач назначает окклюдор, то ученик стоит у доски со стороны открытого глаза (Наклейка на левом глазу, ребенок стоит справа. Наклейка на правом глазу, ученик стоит от доски слева).
    8. При фронтальном демонстрировании настенных картин детям со зрительной патологией предлагают выйти к доске для полного и правильного восприятия картины.
    9. Если у учителя есть комплект небольших картин в количестве, необходимом для обеспечении каждого ученика с нарушенным зрением, то это дает возможность одновременного, индивидуального обозрения картины данными школьниками.
    10. Некоторые рисунки требуют специального приспособления, доработки их для применения в общеобразовательном классе, имеющих детей с нарушением зрения. Если же доработать рисунок почему-либо нельзя, то лучше отказаться от его употребления в качестве наглядного пособия. (Если на рисунке на фоне снега изображен белый медведь, то детям трудно его различить. Чтобы приспособить для восприятия такой рисунок для школьника со слабым зрение, следует обвести контуры изображения медведя черной тушь. При этом условии он будет ясно выделяться.)
    11. В работе со слабовидящими рекомендуется использовать силуэтные рисунки. Эти рисунки удобны тем, что они просты, обладают минимумом деталей и хорошо воспринимаются слабым зрением. Силуэты рисунков легко изготавливаются. Это дает возможность учителю иметь их в нужном количестве и использовать в качестве раздаточного материала.

    В школах в связи с быстрой утомляемостью зрения особая необходимость возникает в уменьшении зрительной нагрузки и охраны зрения слабовидящих детей. Небрежное отношение к неполноценному зрению может привести к ухудшению, а иногда и к потере зрения. В целях охраны зрения учеников нужно ограничивать объем зрительной работы. Для этого должен осуществляться так называемый режим охраны зрения, согласно которому учебный процесс планируется так, чтобы по возможности сокращать виды работ, требующих большого участия зрения, и как можно больше опираться на слух. Кроме того, необходимо чередовать письменные упражнения с устными формами деятельности, давая, таким образом, отдых глазам. Сокращение количества письменных упражнений не должно отрицательно влиять на выработку навыков счета и не должно снижать активность детей.

    В массовой школе овладение учебными навыками достигается большим количеством письменных упражнений (выработка навыков решения примеров и задач, а это требует значительной зрительной нагрузки).

    Перед учителем стоит задача найти такие приемы работы, которые давали бы детям возможность получать нужные знания, может быть, несколько замедленным темпом, но без излишнего зрительного напряжения. Следует обратить внимание на то, что применение на уроке в большом объеме устных форм работы может привести к снижению активности детей. В самом деле, когда ученик самостоятельно выполняет письменное задание, то он находится в условиях, при которых должен быть активным, т.е. делать вычисления, решать примеры, думать над постановкой вопросов к задаче.

    При сокращении количества письменных заданий по математике и при соответственном увеличении устных заданий, когда задание выполняется учащимися в уме, контролируются лишь отдельные дети. Есть опасность, что часть учеников более слабых, медлительных и инертных выпадает из работы. Эти дети в какой-то мере станут лишь пассивными свидетелями того, что делается в классе; они будут главным образом выполнять задания только тогда, когда вопрос будет обращен непосредственно к ним. Во избежание активности детей, учитель должен тщательно продумывать формы и методы работы, чтобы обеспечить максимально активное участие в учебной деятельности каждого ребенка.

    Учителя, работающие с детьми со зрительной патологией, пользуются в основном методикой массовой школы. Однако они требуют известных изменений и переработки, сообразуясь при этом с особенностями неполноценного зрения у слабовидящих.

    Читайте также: