Иван васильевич меняет профессию стол

Обновлено: 27.03.2024

Легендарный фильм «Иван Васильевич меняет профессию», снятый по мотивам пьесы Михаила Булгакова «Иван Васильевич», вышел на экраны 21 сентября 1973 года. И хотя Леонид Гайдай опасался, что его работу или вообще «зарубят», или быстро положат на полку, картина не только беспрепятственно вышла в прокат и была одобрена чиновниками, но и побила все рекорды. За год ее посмотрело более 60 миллионов человек.

«Иван Васильевич…» относится к тем фильмам, которые с удовольствием пересматриваешь снова и снова. Teleprogramma.pro предлагает вспомнить классику отечественной комедии и заодно проверить знание русской истории: в чем Гайдай погрешил против правды?

Режиссер не ставил своей целью во всем следовать исторической правде. Но вряд ли Гайдай мог предположить, что его фильм не только разберут на цитаты, но и скрупулезно изучат с точки зрения соблюдения исторических фактов. А с ними Леонид Иович обращался достаточно вольно.

Так Жорж Милославский (Леонид Куравлев), усаживая на трон царя-самозванца (Юрий Яковлев), вкладывает в его руки державу и скипетр. При этом он сверяется с фреской на своде тронного зала. Сцена эффектная, но оба символа царской власти появились уже после смерти Ивана Грозного.

В сцене с милиционерами Иван Грозный заявляет, что родился в 1533 году «от Рождества Христова». Таким образом царь у Гайдая стал моложе на три года: еще в школе проходят, что год его рождения – 1930. А в 1933-м он после смерти отца стал великим князем. Да и счет от Рождества Христова появился на Руси только в времена Петра Первого, до этого все считалось «от сотворения мира». И дата рождения Ивана IV Васильевича звучала бы как «Лето 7038 от сотворения мира».

Слова героя Юрия Яковлева: «Вот что крест животворящий делает!» мгновенно стали крылатыми. Только вот царь в знаменитой сцене крестится тремя перстами, в то время как до середины XVII века на Руси все крестились двумя перстами, этим Русская Церковь отличалась от других православных Церквей.

«Икра заморская баклажанная» во времена Ивана Грозного не могла появиться даже на царском столе: на Руси о существовании этого заморского овоща узнали только в середине XVII века.

Если следовать исторической правде, то действие фильма должно было происходить не в теплое время года, а поздней осенью: «царица Марфа Васильевна» (Нина Маслова), она же Марфа Собакина, была женой Ивана IV Васильевича всего 15 дней и умерла в середине ноября 1571 года. По одной из версий, она захворала еще до свадьбы, по другой – на свадебном пиру упала в обморок, после чего начала чахнуть на глазах, возможно, ее отравили. У Гайдая же царица румяна, бодра и весела.

Еще одна ставшая крылатой фраза – «И.о. царя», которую произносит Иван Васильевич Бунша, подписывая документ, звучала бы не так эффектно, если бы лжецарь в соответствии с исторической правдой визировал бы документ печатью.

«Татарский князь Едигей», просившийся на прием к Ивану Грозному после шведского посла, сделать этого никак не мог: грозный хан Золотой Орды был убит почти за век до рождения русского царя.

Знаменитая песня «А не сильная туча затучилася», которую исполняли на царском банкете, была сложена в память о нашествии крымских татар на Русь в 1572 году. На тот момент «царицы Марфы Васильны» уже давно не было в живых.

Белокаменный Кремль Гайдай нашел в Ростове Великом. Но, опять же, если следовать исторической правде, то Кремль должен был быть в фильме краснокаменным. Побелили стены и башни только в XVIII веке, следуя пришедшей из Западной Европы моде.

Гладковыбритые воины хорошо смотрелись в кадре, но в реальной жизни такое зрелище просто было невозможно: простолюдинам строго запрещалось сбривать бороду и усы.

Царская кухня: любимые блюда Ивана Грозного

Роскошные царские обеды при Иване Грозном вошли в историю. Иные пиры длились до 10 часов – за это время стольники вносили в палату до 200 различных блюд.

Бояре и приглашенные иноземные гости объедались до такой степени, что с трудом вылезали из-за стола. Тем удивительней, что сам легендарный русский монарх едва притрагивался к пище.

С чем связана такая умеренность в еде и какие блюда все-таки пользовались благосклонностью Ивана Грозного? Подробности – далее.

Секрет аскетизма

Воздержание на пирах не было добровольным. Иван Васильевич с детства страдал колитом и за случайные пищевые излишества расплачивался острыми болями в животе, которые продолжались порой до нескольких дней. Неудивительно, что он старался избегать острых и жареных блюд.

Кроме того, царь панически боялся отравления. И было отчего, ведь его мать, Елену Глинскую, отравили бояре Шуйские, подмешав в пищу яд во время трапезы.

Поэтому царь не любил есть при большом скоплении людей, а если все-таки трапезничал в присутствии гостей, то каждое блюдо перед подачей должны были прежде попробовать не менее четырех человек. По этой же причине блюда для царя всегда ставили на отдельный стол.

Что подавали на пирах?

Должно быть, воздержание от обильной еды давалось Ивану Грозному нелегко. Потому что в трапезных залах царских палат подавались действительно вкусные блюда, многие из которых впоследствии стали классикой русской кухни.

Первыми в зал вносили запеченных лебедей. Затем – павлинов, украшенных перьями-опахалами, перепелов в чесночной подливе, молочных поросят на вертеле, верченые почки и зайцев в лапше.

После наступала очередь выпечки – столы буквально ломились от кулебяк, расстегаев, курников, мясных пирогов, оладий и блинчиков с разнообразными начинками.

Отдельное место в торжественном меню занимали рыбные блюда. На званых обедах гости могли отведать исполинских осетров, сервированных в виде сказочных птиц, огромных сомов и щук.

А еще жирную и питательную уху из сизьменской стерляди, от которой никогда не отказывался и сам Грозный. К ухе подавали черную и красную икру – а вот баклажанной икры, вопреки популярному фильму, в России тогда еще не знали.

Теперь о десертах. Специально для званых обедов придворные кондитеры отливали из сахара многопудовые кремли, восхищавшие современников ювелирной точностью деталей.

Также на сладкое подавались декоративные искусственные деревца, на позолоченных ветвях которых, подобно фруктам, висели пряники, коврижки и сладкие пирожки.

Съестное щедро заливалось медовухой – вишневой, можжевеловой и черемуховой. Ценители могли испить и заморские виноградные вина, а сам Иван Васильевич предпочитал особую разновидность самогона – «зеленое» или хлебное вино.

Сервировка царского стола

Званые обеды обслуживали две-три сотни человек. Когда приглашенные садились за трапезу, на столах уже стояли солонки, миски с крупно нарезанным хлебом, лежали ножи и ложки. Вилки в те времена еще не использовались.

Любопытно, что персональные столовые приборы предназначались только для самых знатных гостей. Менее знатные были вынуждены хлебать похлебки одной ложкой на двоих.

Повседневный рацион

Вне званых обедов царское меню было довольно скромным. Больше всего Иван Васильевич любил обычные кислые щи.

Иногда это были щи со снетками – озерными рыбками-корюшками. Это блюдо считалось простонародным, однако монарх уважал его не меньше изысканных пиршественных яств.

Интересный факт: многие блюда для Ивана Грозного готовил Малюта Скуратов. Знаменитый опричник славился не только изощренной жестокостью, но и талантом повара.

Зачем во время съемок фильма Иван Грозный еду в кадре мазали керосином

«Иван Васильевич меняет профессию» — обожаемая многими комедия советского периода. Ее автор, режиссер Леонид Гайдай, выбрал для съемок сюжет пьесы Михаила Булгакова. После выхода картины у творчества писателя появилось много новых поклонников.

Основательно переработав пьесу, мосфильмовцы выдали на гора потрясающий фильм: искрометный, яркий, запоминающийся каждым кадром и словом. Однако мало кто знает, на какие ухищрения им приходилось идти, чтобы создать этот шедевр.

В каких условиях проходили съемки

«Иван Васильевич» вышел в прокат в 1973 году. Буквально сразу же фильм завоевал сердца огромного количества зрителей. В первый год его увидели и оценили 60 миллионов советских граждан. Картина имела оглушительный успех, заняла во всесоюзном прокате 3 место. Ее до сих пор с упоением смотрят поклонники отечественного кино.

Фильм снимали добротно и с огоньком. Для воссоздания исторической эпохи Иоанна IV съемочной группе пришлось основательно поколесить по Советскому Союзу. Побывали не только на разных улицах Москвы, но и в Ростове, Ялте.

Белокаменные царские палаты снимали в Ростовском кремле. Когда-то в нем располагалась резиденция местного митрополита. В советский период кремль стал музеем. Вспоминая съемки «Ивана Васильевича», Гайдай рассказывал, какое впечатление на иностранных туристов произвела скачущая в полном вооружении древнерусская конница. Гости из-за границы были потрясены видом воинов, наряженных в сафьяновые кафтаны и вооруженных старинными бердышами.

Песню «Звенит январская вьюга» отсняли, конечно же, в Ялте. Прекрасный берег моря, романтика теплых летних вечеров — все это в курортном городе в изобилии.

Квартиру Шурика, в которой и произошли роковые события, отыскали в здании №13 по Новокузнецкой улице в Москве. Там же нашли подходящий магазин радиотоваров. Небольшие эпизоды — сцены на лестничной площадке — досняли уже в павильоне на киностудии.

Для 70-х такой размах был очень впечатляющим. На съемки выделили кругленькую сумму. Одному только режиссеру был выплачен гонорар 7 900 рублей (по другим данным — порядка 18 000). Исполнители главных ролей тоже получили неплохие для того времени зарплаты: Юрий Яковлев (царь и Бунша) — 4 350, Леонид Куравлев (прохиндей Милославский) — 2 312, Александр Демьянченко (он же Шурик) — 1 663 руб.

Царский стол

Несмотря на солидный бюджет, съемочной группе пришлось столкнуться с проблемами, ставшими отражением серой советской действительности. Во времена Иоанна Грозного не наблюдалось тех перебоев с продовольствием, к которым привыкли советские граждане. Уж царь-то точно ни в чем себе не отказывал.

Пока съемки происходили в Москве, особых проблем не наблюдалось. В любом московском универмаге можно было найти банку пресловутой кильки и бутылку водки, которую «ключница делала». Затем съемки перенесли в Ростов. И вот тут начались проблемы. Дело подошло к эпизоду богатого пиршества в царских палатах.

«Почки заячьи верченые», «щучьи головы с чесноком», зажаренные поросята и другие яства во время съемок были самыми настоящими. Актеры такого изобилия в жизни не видели. Многие жили на скромные зарплаты и доступа к продовольственным «дефицитам» не имели. По этой причине угощения на царском столе начинали потихоньку «таять».

Усмотреть за огромной съемочной группой, актерами первого плана и массовки режиссер был не в состоянии. Царский же стол просто обязан был радовать глаз зрителя изобилием и роскошью. Тогда работники, отвечающие за реквизит, нашли выход: чтобы актеры не съедали аппетитные блюда, последние опрыскивали керосином.

Этот прием подействовал. Вонь от царского стола шла несусветная, поэтому продукты больше никто не трогал. То, что сейчас красиво выглядит на экране, в жизни совсем не вызывало аппетита. Так благодаря находчивости работников советского кино и керосину Гайдаю удалось снять прекрасный пиршественный стол, за которым так кстати оказались неизбалованные советские граждане Бунша и Милославский.

Как на съемочных площадках Мосфильма появился керосин

Описанный рецепт «защиты» съестного реквизита от прожорливых актеров появился в 1944 году. Тогда на Мосфильме заканчивали снимать историческую драму Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный». В военные годы это было особенно сложно. Съемки велись на пределе человеческих возможностей.

Люди в стране в буквальном смысле голодали. Для фильма еле нашли продукты. Во время съемки царских трапез их приходилось обильно поливать керосином. Это был жестокий, но единственно возможный метод уберечь реквизит от тотального уничтожения оголодавшими актерами.

Киношному царю Гайдай накрыл пышный стол за 200 руб. А мог ли эти блюда есть настоящий Иван Грозный?


Есть такие фильмы, которые каждый житель нашей страны знает чуть ли не наизусть. Относится к таким картинам и комедия Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Сцену роскошной трапезы в царских палатах в этом фильме, наверное, помнит каждый. Но как проходили съемки этого эпизода? И мог ли Иван Грозный на самом деле есть такую еду?

Как накрыли стол

Царскими палатами на время съемок картины «Иван Васильевич меняет профессию» стал Ростовский кремль. Все экспонаты в этой картине, за исключением ювелирных украшений и, конечно, машины времени, были настоящими.


Шикарный же стол, за которым Юрий Яковлев произнес знаменитую фразу «Требую продолжения банкета!», накрыл на собственные деньги сам Гайдай. На покупку «царских» продуктов у режиссера ушло целых 200 рублей — немаленькая по тем временам сумма. В СССР в те годы 200 руб. считались неплохой месячной зарплатой. Столько получали, к примеру, рядовые милиционеры. Зарплата уборщицы же едва доходила до 80 руб.


Сначала хотели использовать бутафорскую еду. Но Гайдаю как противнику всего бутафорского эта идея не понравилась. Режиссер решил поставить на стол настоящие яства. Однако бюджет картины такой нагрузки выдержать не смог бы. И тогда режиссер решил потратиться сам. Для съемок Гайдаем были куплены рыба, икра, поросенок и пр. Члены съемочной группы потом вспоминали, с каким сожалением они смотрели на то, как Бунша и Милославский кидаются этими продуктами в стражников. По признанию актеров, им хотелось после окончания съемок эпизода съесть все эти деликатесы самим.


Бутылка «Боржоми»

Когда сцену трапезы царя уже сняли, выяснилось, что кто-то забыл на столе бутылку «Боржоми». Эпизод пришлось полностью переснимать.

Конечно же, комедия Гайдая никоим образом не может претендовать на историческую достоверность. Но все же интересно, какие из продуктов со стола в фильме Гайдая действительно могли быть популярными во времена Ивана Грозного.

Поросенок, рыба, огурчики

Первое, что бросается в глаза на столе Ивана Грозного в эпизоде трапезы, — огромная рыба (скорее всего, осетр), поросенок и соленые огурчики. Конечно, все эти блюда в XVI люди действительно могли есть. Касается это, безусловно, в том числе и царя. Осетровой рыбы было много, огурцы на Руси появились примерно в X-XI вв.

Свиньи на территории нашей страны появились не менее тысячи лет назад. Особенно активно их начали разводить во времена татаро-монгольского ига. Мусульмане, как известно, свинину не едят. Поэтому татары такую живность у жителей Древней Руси не отбирали. Это и стало причиной огромной популярности поросят на Руси на долгие годы.


Икра черная, красная

Икра в Российском государстве во времена Ивана IV действительно была распространенным продуктом. Единственное, в XVI в. на Руси ели только черную икру. Осетровых в России всегда было много. И историкам известны рецепты засолки черной икры даже XII века. Черной икры в стране было настолько много, что ее могли позволить себе в том числе и простолюдины. Конечно же, могла она оказаться и на столе царя. Кстати, икра щуки в те времена ценилась гораздо больше.

Красная икра на территории нашей страны получила распространение лишь в XVIII в., когда были освоены восточные окраины. Во времена же Ивана Грозного ее ели, скорее всего, только коренные народы Сибири и Дальнего Востока.


"Икра заморская, баклажанная"

Памятный эпизод с "икрой заморской, баклажанной" в картине Гайдая не более чем выдумка режиссера. Баклажаны на Руси появились лишь в XVII в., то есть через 100 лет после правления Грозного. Хотя, кто знает, возможно, знатные люди в XVI в. и действительно могли пробовать завезенную икру в небольших количествах. В любом случае в XVII в. баклажаны быстро завоевали популярность у крестьян, в особенности в южных губерниях.


Головы щучьи с чесноком

Щучьи головы с чесноком также были очень популярными на Руси во времена Грозного. Щука всегда была одной из самых распространенных рыб в реках нашей страны. Рецептов же ее приготовления существовало огромное количество. К царскому столу в XVI в. щук поставляли в основном из Галича.


Почки заячьи верченые

Зайцы на Руси водились в изобилии во все времена. Поэтому их верченые почки Иван Васильевич пробовать также на самом деле мог. Готовили это блюдо в XVI в. примерно так же, как шашлык в наше время. Сначала почки несколько часов вымачивались в молоке. Затем их поджаривали на углях, быстро переворачивая. Отсюда и название блюда.

Фильм "Иван Васильевич меняет профессию": где снимали, в каком доме, интересные факты

Кинолента «Иван Васильевич меняет профессию» давно уже стала нетленной классикой, которую знают практически наизусть не только жители России, но и Украины, Белоруссии и других стран СНГ. Несмотря на огромную популярность, большинству зрителей до сих пор не известны подробности создания этого киношедевра, а также то, где именно снимались отдельные сцены картины.

Кинофильм Леонида Иовича Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию»

Где снимали киноленту, будет рассмотрено чуть позже, а сейчас стоит вспомнить о предыстории появления этой картины.

где снимали иван васильевич меняет профессию кремль

Не каждый знает, но написал сценарий Леонид Иович (в соавторстве с Владленом Бахновым) на основе пьесы Михаила Афанасьевича Булгакова.

Основные сюжетные повороты оригинального произведения Гайдай сохранил, несмотря на то что в нем действие происходило во второй половине тридцатых годов. При этом Леонид Иович ощутимо осовременил «Ивана Васильевича», адаптировав его под реалии семидесятых. Кроме того, великий режиссер поставил в центре сюжета не Ивана Грозного (как это было у Булгакова), а управдома Буншу и, превращенного в Шурика, конструктора "волшебной" машины - инженера Тимофеева.

После проволочек и многочисленных цензурных комиссий, изучавших и корректировавших сценарий, в конце августа 1972 г. начались съемки картины. А через год - 17 сентября, состоялась премьера ленты в кинотеатрах СССР.

Новая комедия Гайдая настолько понравилась зрителям, что за год на большом экране ее просмотрело более шестидесяти миллионов человек. Они сразу же растащили ленту на цитаты, многие из которых до сих пор остаются актуальными, хотя прошло немало лет.

Актерский состав

Когда Леонид Гайдай только начинал писать сценарий кинокомедии «Иван Васильевич меняет профессию», место съемок подыскивал и выбирал артистов, на главную роль он прочил Юрия Никулина. Именно для него Леонид Иович тщательно прописывал образ царя-управдома. Однако прочитав сценарий, актер испугался, что столь крамольная, как на то время, кинолента попросту не будет выпущена в прокат. А терять год работы, ему не хотелось. Поэтому, сославшись на занятость в цирке, Юрий Владимирович отказался сниматься, о чем потом очень жалел.

место где снимали иван васильевич меняет профессию

Вместо Никулина на роль Иоанна Грозного пробовались Вицин, Евстегнеев, Лебедев и даже Этуш, который впоследствии сыграл в проекте обокраденного стоматолога Шпака.
В конечном итоге роль царя-управдома досталась уже известному в те годы артисту – Юрию Яковлеву. Его умение одним взглядом изобразить и строгого царя, и жалкого общественника стало решающим аргументом в пользу утверждения актера.

где снимали иван васильевич меняет профессию город

Также были проблемы с выбором исполнителя роли Жоржа Милославского. Поскольку изначально главного героя должен был играть Никулин, то его напарником по путешествию во времени планировалось сделать Андрея Миронова, с которым они уже работали с Гайдаем в «Бриллиантовой руке». Однако когда Иваном Васильевичем оказался Яковлев, пришлось искать ему нового Милославского, поскольку с Андреем Александровичем дуэт у них не получился. Роль находчивого домушника мечтали исполнить такие гениальные артисты советского кино, как Невинный, Юматов, Никоненко и другие. В конечном итоге утвержден был Леонид Куравлев. Поговаривают, что Гайдай выбрал его за умение отлично изображать хамство.

иван васильевич меняет профессию место съемок

Роль вертихвостки Зиночки, досталась Наталье Селезневой не сразу. Хотя она уже снималась в дуэте с Александром Демьяненко у Леонида Иовича в «Операции "Ы"…», артистке пришлось побороться за участие в проекте с Гундаревой и Гвоздиковой. И, как оказалось, не зря. Ведь кроме ошеломительного успеха, актрисе удалось стать иконой стиля для тысяч советских женщин. Наряды для героини Селезневой в картине шил сам Вячеслав Зайцев и многие зрительницы приходили в кинотеатр, чтобы просто полюбоваться на модницу Зиночку и зарисовать фасоны ее элегантных костюмов.

иван васильевич меняет профессию где снимали

Однако знаменитый кутюрье одевал не только сбежавшую с любовником супругу Шурика, но и неформатную жену Ивана Васьевича Бунши – Ульяну Андреевну в исполнении Натальи Крачковской. Будучи любимицей Гайдая, эта артистка без проблем получила заветную роль. Единственным условием знаменитого режиссера стало сохранение актрисой ее пышных форм. Поэтому Наталье Леонидовне во время съемок приходилось сидеть на специальной диете, чтобы не похудеть.

С утверждением остальных актеров проблем не было, поскольку с большинством из них Леонид Иович уже работал ранее. Так в ленту попали А. Демьяненко (Шурик), С. Крамаров (писарь Ивана Грозного), С. Филлипов (посол), М. Пуговкин (разлучник Якин), В. Этуш (обокраденный Шпак) и Н. Маслова (Марфа-царица).

Где снимали локации Древнего Кремля

Получив «добро» на проект, Леонид Гайдай занялся поиском места для натурной съемки. Дело в том, что великий кинорежиссер жаждал, чтобы наравне с декорациями, в кинокартине была показана и настоящая старинная крепость. Вскоре такое место нашлось – это был государственный музей-заповедник под названием «Ростовский кремль», расположенный в Ярославской области. Именно этот музей и стал тем историческим местом, где снимали «Иван Васильевич меняет профессию». Кремль Ростовский «сыграл» роль резиденции для Ивана Грозного, а также для «и. о. царя» - управдома Бунши.

где снимали кино иван васильевич меняет профессию

Съемочная группа проекта пробыла в Ростове целых семь дней. Все это время они провели в музее-заповеднике, где снимали «Иван Васильевич меняет профессию» Город надолго запомнил это событие. На память о совместной работе, музею были подарены два костюма стражников и топорики-бердыши из реквизита. И по сей день, работники музея-заповедника встречают в них особо важных посетителей.

Закончив съемки в начале сентября 1972 г., Гайдай с коллегами покинули радушный Ростов, где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию», и вернулись домой.

Съемки на улицах столицы СССР

Большая часть пейзажей в картине, были сняты именно в «стольном граде». Вернувшись сюда из Ростова, где снимали кино «Иван Васильевич меняет профессию», Леонид Иович Гайдай и его коллеги первым делом засняли «натуру» в Москве (улица Поварская, проспект Калининский и Бородинский мост), пока погода не испортилась.

Так появились следующие сцены ленты: проезд по улицам скорой помощи, милицейского автомобиля и машины Якина; а также погоня сотрудников милиции за переодетым в медика Милославским.

По какому адресу находится дом, где снимали «Иван Васильевич меняет профессию»

Недалеко от станции метрополитена «Павелецкой» находится улица Новокузнецкая. Именно здесь в 1971 г. был построен многоэтажный жилой дом имеющую необычную зигзагообразную форму и магический номер – 13. Данное здание – место, где снимали фильм «Иван Васильевич меняет профессию».

Во дворе данного исторического здания произошла ссора между Шуриком и Буншей, пытающимся стереть надпись «дурак» на стене дома.

кинолента иван васильевич меняет профессию

Также в этом же строении находился в семидесятые годы магазин «Радиотехника», где изобретатель машины времени пытался купить детали у спекулянта.

Кстати, специально для картины, невдалеке от этого дома была воздвигнута телефонная будка, ставшая не только полезным приспособлением для жителей дома, но и «павильоном», где снимали «Иван Васильевич меняет профессию».

Город Москва, с высоты птичьего полета, которым любовался «царь и великий князь» стоя на балконе квартиры в доме № 13/1, отснят был не здесь, а совсем в другом месте.

Какая часть Москвы видна с балкона Шурика

К началу семидесятых Новый Арбат приобрел совершенно иной вид и многие москвичи относились скептически к этим переменам. Однако с легкой руки Гайдая, ситуация изменилась в лучшую сторону.

дом где снимали иван васильевич меняет профессию

Дело в том, что с балкона одного из высоток на Новом Арбате была снята панорама Москвы-реки и проспекта Кутузовского, которыми так восхищался Иван Грозный.

Таким образом, сделала этот район столицы весьма известным и популярным картина «Иван Васильевич меняет профессию». Где происходили съемки этих сцен - точно сейчас уже никто не вспомнит. При этом они сыграли важную роль в принятии москвичами изменений внешнего вида Нового Арбата.

Съемки в "Останкино" и "Союзе"

Самые неожиданные места послужили «натурой» при работе над кинолентой «Иван Васильевич меняет профессию». Где снимали отдельные моменты - многим покажется удивительным.

К примеру, роль здания милиции, откуда отправляются, вызванные Шпаком оперативники, "сыграла" московская гостиница «Союз», расположенная недалеко от «Мосфильма». А больницей, откуда отправляется машина скорой помощи, вызванная Ульяной Андреевной – стал телецентр «Останкино».

Работа в павильонах "Мосфильма"

После окончания натурных съемок, Гайдай перешел к павильонным. Все они происходили на студии «Мосфильм». Лучшими художниками-декораторами Москвы были подготовлены шестнадцать объектов для кинокартины «Иван Васильевич меняет профессию», где снимали добрую половину всех сцен проекта.

Больше всего декораций (десять комплексов) было разработано в качестве интерьеров дома на Новокузнецкой 13/1. Это квартира Шпака; стоматологический кабинет; лифт, где «демоны» замуровали бедного царя; комнаты в «хоромах» Шурика; квартира управдома Бунши; лестничная площадка и еще несколько локаций ленты «Иван Васильевич меняет профессию», где снимали современность.

А вот для интерьеров времен Иоанна Васильевича Грозного понадобилось только шесть декорационных комплексов. Однако все они были сделаны столь мастерски, что многие полагали, что съемки происходили в том же Ростовском кремле, Ярославской области.

Удивительно, но все декоративные комплексы, возведенные для кинокартины, поместились на довольно скромной площади в 1428 кв. м.

Последняя сцена ленты, снятая в Ялте

В середине января 1973 г., когда уже весь материал был отснят - начался монтаж картины и озвучка. К сожалению, в процессе работы оказалось, что необходимо снять еще один эпизод, в котором Зина поет голосом Нины Бродской песню «С любовью встретиться…».

иван васильевич меняет профессию где происходили съемки

Для этой цели в марте Гайдай с группой отправился в Ялту (Крым). Здесь они за 2 дня досняли необходимый материал и, вернувшись в Москву, продолжили монтаж кинокартины «Иван Васильевич меняет профессию». Где снимали конкретно в Ялте момент с поющей Зиночкой, сегодня уже никто не помнит.

Занимательные факты

  • У Натальи Крачковской в кинокартине было пять париков. Кстати, вопреки всеобщему заблуждению, она не стриглась для сцены с двумя мужьями. Роскошные локоны актрисы спрятали под детскую резиновую шапочку для плаванья, наверх которой был нашит парик. Интересно, что сама актриса едва не погибла на съемках. Перелезая с собственного на балкон квартиры Шурика, она едва не упала, поэтому этот момент не вошел в готовую картину.
  • Дом по адресу: улица Новокузнецкая 13/1 в 2011 г. стал съемочной площадкой для еще одной комедии - «Тот ещё Карлсон» с Михаилом Галустяном в главной роли. Ранее это строение было известно, как место, где снимали «Иван Васильевич меняет профессию».
  • Из готовой ленты было вырезано материалов почти на 10 минут. Среди эпизодов, не попавших в кинокартину – сцена поимки Милославского милиционерами на речном трамвайчике, а также момент, когда Иван Грозный стоит у плиты на кухне Шурика и готовит себе обед.
  • В качестве нарядов для царя, царицы и бояр со стражниками, использовались костюмы, оставшиеся после кинокартины Сергея Эйзенштейна «Иван Грозный».
  • Декорации лестничной площадки, созданные для картины, были использованы в четырехсерийном телевизионном фильме «Большая перемена», снимавшемся на «Мосфильме» в этот же период.
  • Исполнительница роли царицы Марфы – артистка Нина Маслова, перед решающей съемкой, из-за досадного недоразумения, получила в глаз и обзавелась заметным синяком. Именно поэтому в большинстве кадров ее снимаю сбоку. Кстати, параллельно с этим проектом, она в паре с Савелием Крамаровым играла и в «Большой перемене».
  • В сцене, когда у арестованного Ивана Грозно спрашивают место жительства, он отвечает: «Москва, Кремль» (явный намек на правительство СССР). Однако комиссия сочла эту фразу крамольной и заменила на другую - «В палатах».
  • Также при озвучке была изменена одна из реплик переодетого царем Бунши. Принимая посла, в оригинале, управдом говорил «Мир, дружба». По неизвестной причине цензура заставила Гайдая сменить фразу на «Гитлер капут!».
  • Еще одной измененной репликой, стал ответ лже-князя на царском застолье, во время которого управдом хотел знать: «Кто оплачивать будет?». По сценарию Жорж должен был сказать - «Народ». Вот только после правки цензурой его ответ стал неопределенным: «Во всяком случаи: не мы…».
  • Специально для царского банкета, Гайдай на личные средства купил дефицитных деликатесов, чтобы создать царское изобилие на столе. А вот в роли вожделенной заморской баклажанной икры выступала кабачковая.

где снимали фильм иван васильевич меняет профессию

Во второй половине девяностых на телеэкраны вышел третий музыкальный кинофильм «Старые песни о главном». В нем по-новому обыгрывался сюжет комедии о царе-управдоме и даже снялись многие актеры, участвовавшие ранее в проекте. Однако данная попытка сыграть на любви к детищу Гайдая, вышла довольно жалкой и не была приняла зрителями. Кроме того, она еще раз подтвердила, что для создания шедевра, в него необходимо вложить душу, как это сделал великий советский режиссер Леонид Иович Гайдай.

Читайте также: