Иван васильевич меняет профессию стол с явствами трапезной

Обновлено: 02.07.2024

Bon appétit запись закреплена

Какую еду подавали на обед Бунше и Милославскому в фильме "Иван Васильевич меняет профессию".

«Царь трапезничать желает!» — крикнул дьяк Посольского приказа Феофан в известной комедии Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». В считанные минуты для государя был накрыт стол, на котором, в числе прочих деликатесов, находились щучьи головы под чесноком, почки заячьи верченые, икра черная, икра красная и, главное украшение стола, заморская баклажанная икра. Этот фильм, конечно, не может претендовать на историческую достоверность, но, интересно, какие из перечисленных блюд могли оказаться в царском меню XVI века?

В кинопрокат очередной шедевр Л. Гайдая вышел в 1973 году и с тех пор стал одним из любимых фильмов у жителей нашей страны. Кинокомедия снята по пьесе М. Булгакова «Иван Васильевич».Сцена царского пира - одна из центральных и запоминающихся в фильме.
Камера показывает накрытый стол крупным планом. А дьяк Федя озвучивает блюда, которые ставят перед царем слуги, одетые в бархатные кафтаны.Поначалу хотели снимать всю еду, сделанную из папье –маше. Но режиссер воспротивился. Для такого фильма не подойдет бутафорская еда. И на свои 200 рублей Л. Гайдай накрыл стол. Все, что стоит на столе – настоящее: почки, щучьи головы, осетры, поросята.

«Почки заячьи верченые, головы щучьи с чесноком, икра черная, красная. Да! Заморская икра – баклажанная!», -
облизывается Федя, оглашая меню царской трапезы.

Зайцы на Руси тоже водились в изобилии, поэтому, царь Иван Грозный вполне мог попробовать заячьи почки верченые. Почки вымачивали в молоке а затем поджаривали на горячих углях, быстро переворачивая. Отсюда и название блюда «почки верченые».

Щучьи головы под чесноком, действительно, были популярны на Руси. Щука вообще была одной из самых распространенных рыб в нашей стране, а рецептов ее приготовления существовало огромное количество. Особенно славился своим рыболовным промыслом город Галич, откуда щук поставляли к царскому столу. До сих пор в Галиче 15 октября отмечается праздник «Емелина Щука».
Настоявшиеся головы рыбы становились ароматными и вкусными. Поистине, царское блюдо.

Икры в государстве Российском тоже было много. Правда, ели во времена государя Ивана Васильевича черную икру. Рецепты по ее засолке были известны на Руси еще в XII веке, а осетровых ловили много, поэтому, черная икра была доступна даже для простого люда. Кстати, икра щуки ценилась гораздо выше.Красную икру в России начали есть гораздо позже – века с XVIII, когда она начала поступать в Центральную Россию с восточных окраин государства. До начала девятнадцатого столетия особого спроса на нее не было, красная икра входила больше в рацион коренных народов Сибири и Дальнего Востока. Постепенно, и в столицах она получила распространение, но явно не во времена Ивана Грозного.

Заморская икра баклажанная даже на царский стол была подана в небольшом количестве. Но это не более, чем фантазия создателей фильма. Баклажаны в Россию начали завозить только в XVII веке, лет через 100 после смерти Грозного. Баклажаны быстро завоевали у нас популярность, особенно в южных губерниях. И называли их по-разному: пакистаны, демьянки, синенькие.И кстати, в фильме показана не баклажанная икра, а кабачковая. Это своеобразная ирония режиссера. В семидесятые годы прошлого века в магазинах не было красной или черной икры, а баночками с баклажанной икрой были уставлены все прилавки.

Как видим, не много из тех блюд, что показаны в фильме, мог попробовать Иван Грозный. Но дело не только в том, что многих продуктов в России просто не было в то время. По воспоминаниям современников, Иван Васильевич вообще ел на пирах немного. Во-первых, царь с молодых лет страдал колитом, а во-вторых, боялся быть отравленным. Тем более, что повод для опасения был: именно такой смертью умерла его мать Елена Глинская.

Молочные поросята, осетры. Черная и красная икра – все это настоящее. Съемочная группа не раз хотела съесть деликатесы. Но режиссер не разрешал. А чтоб не было соблазна – облили керосином. Но все равно нашлись смельчаки, которые стали пробовать еду.
Л. Гайдаю пришлось дважды потратится на царский стол. Когда пленку проявили, то увидели, что на столе стоит бутылка «Боржоми». И сцену пришлось переснять полностью.Очень быстро управдом Бунша на царском банкете напился.

«Да вы нарезались ваше благородие!» -
восклицает Жорж Милославский.

Если учесть, что в шестнадцатом веке пили различные меды и водку не более 20 градусов крепостью, то тем удивительнее, что «царь» быстро «нарезался».

Но и рачительного управдома Буншу мучает вопрос:

«За чей счет этот банкет? Кто оплачивать будет?»

«Во всяком случае не мы».

Хотя в первоначальной версии звучала фраза:

"Народ, народ батюшка".

Тонкий намек на кремлевские банкеты времен Л. Брежнева.

А еще герои фильма бросаются едой в прислуживающих на банкете. Очень эффектная сцена, когда Жорж и Бунша раскачивают осетра, чтобы его бросить. Съемочная группа Гайдая очень жалела, что таким добром приходиться в буквальном смысле слова «разбрасываться».
Такой царский стол показан в фильме Л. Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию".

Царь трапезничать желает, или головы щучьи под чесноком

Несколько дней назад в очередной раз я с большим удовольствием посмотрела искрометную и веселую комедию Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию» . Любимый многими фильм давно разобран на цитаты, которые прочно вошли в народный обиход.

Казалось бы, уже наизусть знаешь каждую реплику героев, но каждый раз открываешь для себя что-то новое. Сегодня хочется вспомнить эпизод царской трапезы и поговорить о блюдах, которые, как по волшебству появляются на царском столе.

Наверняка, каждый из нас без запинки может перечислить перечень блюд, о которых рассказывал дьяк Посольского приказа Феофан.

Но это далеко не все угощения на столе у государя. Крупным планом мы видим огромного осетра, которого выносят и ставят на стол одним из первых.

Вслед за ним появляется блюдо с молочным поросенком, который выглядит весьма аппетитно.

Кстати, далеко не все знают о том, что блюда в фильме на царском столе не бутафорские, а самые настоящие. Стоил данный обед весьма не дешево – 200 рублей, что во время съемки фильма было большой суммой.

Среди прочих блюд можно увидеть соленые огурцы (их хорошо видно на первой фотографии в данной статье). Яблоки и груши стоят рядом с икрой красной и черной.

А вот рядом с икрой баклажанной стоит кубок, в котором лежат по внешнему виду вроде как яблоки моченые. Может быть, я не права и там находится еще что-то.

В данной статье не хочу говорить о том, каких блюд во времена царствования Ивана Грозного на столе быть просто не могло. Сегодня хочется остановиться на том, что точно было. Это щучьи головы под чесноком . Это действительно одно из блюд, которое подавалось на царский стол не только Ивана Васильевича, но других правителей Руси.

Меж тем, каждый из нас может приготовить это яство на своей кухне и почувствовать себя царской особой.

Классический рецепт приготовления щучьих голов предельно прост.

Для приготовления нам понадобятся щучьи головы. В зависимости от размера рыбы их может быть от 2 до 5-6 штук.

В первую очередь следует удалить жабры. Еще один важный момент – избавление от специфического запаха тины. Для этого головы ошпаривают кипятком, тщательно промывают и заливают холодной водой.

Ставим кастрюлю с щучьими головами на огонь. Добавляем соль и специи, 1-2 моркови, корень петрушки и головку лука. Овощи предварительно режем на кусочки.

Как только головы будут готовы, кладем в кастрюлю головку измельченного чеснока, накрываем крышкой и оставляем минут на десять.

После этого аккуратно достаем головы из бульона и укладываем на тарелку, покрытую зеленью. Щучьи головы под чесноком по классическому рецепту готовы. Можно подавать на стол.

Вкусно и ароматно. Хотя мне больше нравится вариант, когда щучьи головы запекаются в духовке. Вкус получается более насыщенным.

Не берусь утверждать, что этот рецепт на 100 процентов соответствует царскому, но достаточно близок.

Трапезничайте на здоровье!

Поддержите статью лайком, канал подпиской и пишите ваши комментарии.

Царская кухня: любимые блюда Ивана Грозного

Роскошные царские обеды при Иване Грозном вошли в историю. Иные пиры длились до 10 часов – за это время стольники вносили в палату до 200 различных блюд.

Бояре и приглашенные иноземные гости объедались до такой степени, что с трудом вылезали из-за стола. Тем удивительней, что сам легендарный русский монарх едва притрагивался к пище.

С чем связана такая умеренность в еде и какие блюда все-таки пользовались благосклонностью Ивана Грозного? Подробности – далее.

Секрет аскетизма

Воздержание на пирах не было добровольным. Иван Васильевич с детства страдал колитом и за случайные пищевые излишества расплачивался острыми болями в животе, которые продолжались порой до нескольких дней. Неудивительно, что он старался избегать острых и жареных блюд.

Кроме того, царь панически боялся отравления. И было отчего, ведь его мать, Елену Глинскую, отравили бояре Шуйские, подмешав в пищу яд во время трапезы.

Поэтому царь не любил есть при большом скоплении людей, а если все-таки трапезничал в присутствии гостей, то каждое блюдо перед подачей должны были прежде попробовать не менее четырех человек. По этой же причине блюда для царя всегда ставили на отдельный стол.

Что подавали на пирах?

Должно быть, воздержание от обильной еды давалось Ивану Грозному нелегко. Потому что в трапезных залах царских палат подавались действительно вкусные блюда, многие из которых впоследствии стали классикой русской кухни.

Первыми в зал вносили запеченных лебедей. Затем – павлинов, украшенных перьями-опахалами, перепелов в чесночной подливе, молочных поросят на вертеле, верченые почки и зайцев в лапше.

После наступала очередь выпечки – столы буквально ломились от кулебяк, расстегаев, курников, мясных пирогов, оладий и блинчиков с разнообразными начинками.

Отдельное место в торжественном меню занимали рыбные блюда. На званых обедах гости могли отведать исполинских осетров, сервированных в виде сказочных птиц, огромных сомов и щук.

А еще жирную и питательную уху из сизьменской стерляди, от которой никогда не отказывался и сам Грозный. К ухе подавали черную и красную икру – а вот баклажанной икры, вопреки популярному фильму, в России тогда еще не знали.

Теперь о десертах. Специально для званых обедов придворные кондитеры отливали из сахара многопудовые кремли, восхищавшие современников ювелирной точностью деталей.

Также на сладкое подавались декоративные искусственные деревца, на позолоченных ветвях которых, подобно фруктам, висели пряники, коврижки и сладкие пирожки.

Съестное щедро заливалось медовухой – вишневой, можжевеловой и черемуховой. Ценители могли испить и заморские виноградные вина, а сам Иван Васильевич предпочитал особую разновидность самогона – «зеленое» или хлебное вино.

Сервировка царского стола

Званые обеды обслуживали две-три сотни человек. Когда приглашенные садились за трапезу, на столах уже стояли солонки, миски с крупно нарезанным хлебом, лежали ножи и ложки. Вилки в те времена еще не использовались.

Любопытно, что персональные столовые приборы предназначались только для самых знатных гостей. Менее знатные были вынуждены хлебать похлебки одной ложкой на двоих.

Повседневный рацион

Вне званых обедов царское меню было довольно скромным. Больше всего Иван Васильевич любил обычные кислые щи.

Иногда это были щи со снетками – озерными рыбками-корюшками. Это блюдо считалось простонародным, однако монарх уважал его не меньше изысканных пиршественных яств.

Интересный факт: многие блюда для Ивана Грозного готовил Малюта Скуратов. Знаменитый опричник славился не только изощренной жестокостью, но и талантом повара.

Киношному царю Гайдай накрыл пышный стол за 200 руб. А мог ли эти блюда есть настоящий Иван Грозный?


Есть такие фильмы, которые каждый житель нашей страны знает чуть ли не наизусть. Относится к таким картинам и комедия Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию». Сцену роскошной трапезы в царских палатах в этом фильме, наверное, помнит каждый. Но как проходили съемки этого эпизода? И мог ли Иван Грозный на самом деле есть такую еду?

Как накрыли стол

Царскими палатами на время съемок картины «Иван Васильевич меняет профессию» стал Ростовский кремль. Все экспонаты в этой картине, за исключением ювелирных украшений и, конечно, машины времени, были настоящими.


Шикарный же стол, за которым Юрий Яковлев произнес знаменитую фразу «Требую продолжения банкета!», накрыл на собственные деньги сам Гайдай. На покупку «царских» продуктов у режиссера ушло целых 200 рублей — немаленькая по тем временам сумма. В СССР в те годы 200 руб. считались неплохой месячной зарплатой. Столько получали, к примеру, рядовые милиционеры. Зарплата уборщицы же едва доходила до 80 руб.


Сначала хотели использовать бутафорскую еду. Но Гайдаю как противнику всего бутафорского эта идея не понравилась. Режиссер решил поставить на стол настоящие яства. Однако бюджет картины такой нагрузки выдержать не смог бы. И тогда режиссер решил потратиться сам. Для съемок Гайдаем были куплены рыба, икра, поросенок и пр. Члены съемочной группы потом вспоминали, с каким сожалением они смотрели на то, как Бунша и Милославский кидаются этими продуктами в стражников. По признанию актеров, им хотелось после окончания съемок эпизода съесть все эти деликатесы самим.


Бутылка «Боржоми»

Когда сцену трапезы царя уже сняли, выяснилось, что кто-то забыл на столе бутылку «Боржоми». Эпизод пришлось полностью переснимать.

Конечно же, комедия Гайдая никоим образом не может претендовать на историческую достоверность. Но все же интересно, какие из продуктов со стола в фильме Гайдая действительно могли быть популярными во времена Ивана Грозного.

Поросенок, рыба, огурчики

Первое, что бросается в глаза на столе Ивана Грозного в эпизоде трапезы, — огромная рыба (скорее всего, осетр), поросенок и соленые огурчики. Конечно, все эти блюда в XVI люди действительно могли есть. Касается это, безусловно, в том числе и царя. Осетровой рыбы было много, огурцы на Руси появились примерно в X-XI вв.

Свиньи на территории нашей страны появились не менее тысячи лет назад. Особенно активно их начали разводить во времена татаро-монгольского ига. Мусульмане, как известно, свинину не едят. Поэтому татары такую живность у жителей Древней Руси не отбирали. Это и стало причиной огромной популярности поросят на Руси на долгие годы.


Икра черная, красная

Икра в Российском государстве во времена Ивана IV действительно была распространенным продуктом. Единственное, в XVI в. на Руси ели только черную икру. Осетровых в России всегда было много. И историкам известны рецепты засолки черной икры даже XII века. Черной икры в стране было настолько много, что ее могли позволить себе в том числе и простолюдины. Конечно же, могла она оказаться и на столе царя. Кстати, икра щуки в те времена ценилась гораздо больше.

Красная икра на территории нашей страны получила распространение лишь в XVIII в., когда были освоены восточные окраины. Во времена же Ивана Грозного ее ели, скорее всего, только коренные народы Сибири и Дальнего Востока.


"Икра заморская, баклажанная"

Памятный эпизод с "икрой заморской, баклажанной" в картине Гайдая не более чем выдумка режиссера. Баклажаны на Руси появились лишь в XVII в., то есть через 100 лет после правления Грозного. Хотя, кто знает, возможно, знатные люди в XVI в. и действительно могли пробовать завезенную икру в небольших количествах. В любом случае в XVII в. баклажаны быстро завоевали популярность у крестьян, в особенности в южных губерниях.


Головы щучьи с чесноком

Щучьи головы с чесноком также были очень популярными на Руси во времена Грозного. Щука всегда была одной из самых распространенных рыб в реках нашей страны. Рецептов же ее приготовления существовало огромное количество. К царскому столу в XVI в. щук поставляли в основном из Галича.


Почки заячьи верченые

Зайцы на Руси водились в изобилии во все времена. Поэтому их верченые почки Иван Васильевич пробовать также на самом деле мог. Готовили это блюдо в XVI в. примерно так же, как шашлык в наше время. Сначала почки несколько часов вымачивались в молоке. Затем их поджаривали на углях, быстро переворачивая. Отсюда и название блюда.

Как Гайдай накрывал стол на съёмках фильма «Иван Васильевич меняет профессию»

Фото: ИТАР-ТАСС

Фото: ИТАР-ТАСС

Этот год выдался юбилейным для фильмов Леонида Гайдая. 40 лет стукнуло знаменитой «Бриллиантовой руке». 35 исполнилось ещё одной культовой ленте Гайдая – «Иван Васильевич меняет профессию». Годы идут, но комедии Леонида Иовича до сих пор популярны. А реплики из них давно вошли в обиход россиян. Не стал исключением и «Иван Васильевич». Как создавалась эта картина, решил напомнить читателям корреспондент «Нашей Версии».

После завершения работы над «Кавказской пленницей» Леонид Гайдай мечтал хотя бы на время отойти от комедийного жанра. Для своей новой постановки он выбрал пьесу Михаила Булгакова «Бег». Но не тут-то было. Чиновники из Госкино заявили режиссёру буквально следующее: «Людям нужны смешные истории. Ищите весёлый сценарий». И Гайдай его нашёл.

В основу сценария легла пьеса всё того же Булгакова «Иван Васильевич». Правда, Гайдай внёс в неё очень существенные коррективы. Например, действие перенесено из булгаковских 30-х в современные Леониду Иовичу 70-е годы. И это было не единственное изменение. В Москве даже поговаривали, что за вольную трактовку на Гайдая обиделась вдова Булгакова. И якобы даже хотела запретить использовать пьесу для съёмок фильма. Но так или иначе в 1973 году картина вышла на экраны и мгновенно покорила сердца кинозрителей.

народ картину, естественно, не мог не оценить. В 1973 году, когда она вышла на экраны, она имела огромный успех: её посмотрели 60,7 миллиона зрителей. И с каждым десятилетием число её поклонников только увеличивается.

Ещё на стадии подготовки сценария Леонид Иович увидел в журнале «Наука и жизнь» портрет Ивана Грозного, воссозданный известным антропологом Михаилом Герасимовым. Что любопытно, этот портрет напомнил режиссёру его любимого актёра… Юрия Никулина! И вся дальнейшая работа над сценарием велась Гайдаем с прицелом на то, что роль Ивана IV и соответственно управдома Бунши сыграет именно он.

«Но Лёниным мечтам не суждено было сбыться, – рассказывает вдова режиссёра Нина Гребешкова. – Юра от роли отказался со словами: «Лёнь, ну ты что? Это же на полку!» Ведь в то время Булгаков был практически запрещён: книги его не издавали и не ставили. «Гарантирую, что ничего на полке лежать не будет», – ответил ему Гайдай. Но сниматься Юра всё-таки не согласился. В итоге Лёня долго и тщательно отбирал актёра на эту роль. Пробовались такие талантливые исполнители, как Евгений Евстигнеев, Георгий Вицин, Евгений Лебедев. Первого не взяли на эту роль, потому что пробы не понравились худсовету, второго – потому что он ассоциировался с известной троицей Трус – Балбес – Бывалый. Лебедев, по мнению Гайдая, был прекрасным царём, но не был убедителен в роли управдома. В итоге звёздную роль блестяще сыграл Юрий Яковлев, с которым у Леонида Иовича сложились прекрасные отношения».

Предложение сняться у Гайдая Юрий Яковлев принял без колебаний. «Я с удовольствием в своё время посмотрел «Операцию «Ы», смеялся так, что чуть со стула не упал, – рассказывает Юрий Яковлев. – Я был в абсолютном восторге от картин Леонида Иовича и понимал, что это один из наших лучших комедийных кинорежиссёров. Поэтому согласился сразу. Передо мной стояла непростая задача – сыграть практически в одном гриме двух абсолютно разных людей. Я предложил Гайдаю такой ход: управдом Бунша будет говорить шепелявой скороговоркой, быстро, сбивчиво, а Иван Грозный, наоборот, должен говорить громко, раскатисто, почти рычать. Такое решение очень понравилось режиссёру, и он согласился. Кстати, готовясь к роли, я вспоминал Николая Черкасова, который сыграл Ивана Грозного в картине Сергея Эйзенштейна. Конечно, этот трагический образ в комедию не очень-то вписывался, но и оглуплять персонаж было нельзя. Я интуитивно чувствовал: чем серьёзнее буду играть, тем смешнее получится».

Как известно, Гайдай часто приглашал в свои новые фильмы актёров, которые уже снимались у него раньше. Вот и в картину «Иван Васильевич меняет профессию» Гайдай взял Александра Демьяненко, Владимира Этуша, Савелия Крамарова, Сергея Филиппова, Наталью Крачковскую и Михаила Пуговкина.

Но кандидатура последнего в роли Якина не понравилась столичным именитым режиссёрам. Всё дело было в том, что у Михаила Ивановича была репутация стопроцентно комедийного артиста. «И как такой дурачок, как отец Фёдор из «Двенадцати стульев», сможет играть деятеля кино?» – возмущались коллеги Гайдая. «Товарищи режиссёры! Вы все думаете о себе слишком хорошо. А зря. Пуговкин вам покажет, какие типы среди вас встречаются»,– заверил на художественном совете коллег по цеху режиссёр Григорий Чухрай. Благодаря заступничеству Чухрая Гайдаю и удалось отстоять Пуговкина.

В роли Жоржа Милославского режиссёр видел Андрея Миронова, но, увы, не сложился дуэт Яковлев – Миронов. Так что Гайдаю пришлось искать другого актёра. В итоге он принял неожиданное решение и пригласил на эту роль Леонида Куравлёва.

С композитором Александром Зацепиным Гайдай успешно сотрудничал и раньше. А три его песни в картине – «Вдруг, как в сказке, скрипнула дверь», «Звенит январская вьюга» и «Маруся молчит и слёзы льёт» – стали не просто звуковым сопровождением, а настоящей визитной карточкой фильма. Кстати, «Звенит январская вьюга» могла исполнить София Ротару. В то время певица уже не раз сотрудничала с Зацепиным, однако в итоге утвердили вариант, исполненный Ниной Бродской. У Ротару песня получалась чересчур драматичной, да и голос главной героини фильма Натальи Селезнёвой больше был похож на голос Бродской.

Царскими палатами на время съёмок стал кремль Ростова Великого Ярославской области. И вот однажды, во время съёмок сцены «Проезд конницы Ивана Грозного», в музей прибыла очередная партия туристов, которые, естественно, не были в курсе, что рядом идут съёмки. И вдруг поблизости от них промчались всадники в кафтанах и с бердышами в руках. Затем промчались ещё раз. Это живописное зрелище вызвало у гостей бурный восторг. Но среди них был пожилой русский эмигрант, которого чуть было не хватил удар. Он решил, что в России началась революция.

А после завершения съёмок костюмы царя, его придворных и стражников, а также наряд Жоржа Милославского были подарены музейным работникам ростовского кремля, которые и по сей день встречают в этих одеждах именитых гостей.

Кстати, все экспонаты в картине (за исключением, естественно, машины времени и ювелирных украшений) были настоящими, даже икона Божией Матери, которая так понравилась Милославскому. А шикарный стол, за которым актёр Юрий Яковлев произнёс знаменитую фразу «Требую продолжения банкета!», накрывал сам Гайдай. На свои деньги он купил все эти яства: и рыбу, и икру, и поросёнка. Правда, сцену, когда Милославский и Иван Васильевич бросали в стражников все эти деликатесы, съёмочная группа пережила с трудом, так как, по признанию актёров, очень хотелось всё это съесть самим. Заграничная ручка с раздевающейся девицей тоже была собственностью режиссёра. В фильме, напомним, Милославский дарит её шведскому послу.

Труднее всего на съёмках пришлось Наталье Крачковской. Во-первых, ей пришлось нелегко во время работы над знаменитой сценой, где актриса говорит: «И тебя вылечат. И тебя тоже вылечат. И меня вылечат». В конце эпизода актриса предстаёт абсолютно лысой. «Конечно, наголо меня не стригли, но на башке надето было два парика, – вспоминает Наталья Леонидовна. – Трудно было работать, потому что на купальную шапочку десятилетнего ребёнка нашивали сверху бобрик. А потом я надевала обычный парик. Всё это врезалось в кожу, лицо начинало отекать. Я просто рыдала».

А во-вторых, актриса чуть не погибла. Снимали сцену, когда попавший в наши дни самодержец стоит на балконе в квартире инженера и, восторгаясь, говорит: «Лепота!». Жена Бунши принимает царя за своего мужа и перелезает с одного балкона на другой. Но Крачковская жутко боялась высоты, и тогда Гайдай пошёл на хитрость: пообещал, что каждый её шаг будет страховать бригада, находящаяся в строительной люльке этажом ниже, и посоветовал Крачковской не смотреть вниз. Наталья Леонидовна перекинула ноги через перила и всё же посмотрела вниз. Не увидев люльки, она тут же потеряла сознание. К счастью, её успели подхватить и втащить обратно.

Был в процессе съёмок и курьёзный момент. Наталья Крачковская заболела и похудела на 20 килограммов. Когда она вновь появилась на съёмочной площадке, то Леонид Гайдай строго сказал: «Наташа, это невозможно смонтировать. В дверь ты вошла в одной весовой категории, а вышла – в другой. Срочно поправляйся! Диета такая: с утра – манная каша со взбитыми сливками, в обед – макароны с сыром, на ужин – оладьи с мёдом. Через неделю вернёшься».

Кстати, некоторые из реплик были придуманы самой актрисой. Так, она честит Шурика, стоя под дверью его квартиры: «Интеллигент! Выучили вас на свою голову! Облысели все. » Наталья Леонидовна вспоминает: «Помните, в фильмах физиков и прочих учёных показывали? Они же там, извините, все лысые! Невольно у меня возникла ассоциация, и вырвалось из уст это самое «Облысели все!», а режиссёру это очень понравилось».

Естественно, не обошлось без проблем и по завершении съёмок. Картину пытались закрыть ещё во время съёмок. В Госкино Гайдаю сказали, что не позволят насмехаться над Иваном Грозным и выставлять его полным идиотом. Гайдаю пришлось объяснять, что это не царь, а управдом под видом царя. Но редактор Госкино настаивал, и фильм на время прикрыли. Ну а когда лента была закончена, каждая из многочисленных инстанций, в которых просматривали картину, убирала из ленты какую-нибудь хорошую шутку. Например, когда милиция допрашивает царя Иоанна Васильевича, у него спрашивают: «Где живёте? Адрес, я спрашиваю?» – «Москва. Кремль». Поначалу слова «Москва. Кремль» удалось отстоять, но в конце концов их пришлось заменить. Аргумент «это ведь святые для каждого слова, а вы смеётесь», увы, был убойным. Пришлось заменять «Кремль» на «палаты». Исчезла и реплика Милославского в сцене царского банкета. На вопрос Бунши, кто будет за это платить, он должен был отвечать: «Народ, батюшка, народ».

Читайте также: