Интерактивный метод обучения круглый стол

Обновлено: 13.05.2024

Интерактивным называется такое обучение, которое основано на психологии человеческих взаимоотношений и взаимодействий. В деятельности преподавателя центральное место занимает не отдельный учащийся как индивид, а группа взаимодействующих учащихся, которые, обсуждая вопросы спорят и соглашаются между собой, стимулируют и активизируют друг друга. При применении интерактивных методов сильнее всего действует на интеллектуальную активность дух соревнования, соперничества, состязательности, который проявляется, когда люди коллективно ищут истину

К методам интерактивного обучения могут быть отнесены следующие:

1) эвристическая беседа, 2) метод дискуссии, 3) «мозговая атака» , 4) метод «круглого стола», 5) метод «деловой игры», 6) конкурсы практических работ с их обсуждением. И некоторые другие, применяемые отдельными преподавателями — энтузиастами активных методов обучения.

Эвристическая беседа.Метод получил название от восходящего к Сократу метода обучения «эвристика» (гр. — нахожу, открываю, отыскиваю). Метод в его древнегреческом варианте представлял собой систему обучения, основанную на так называемых сократических беседах. В них путем искусно сформулированных наводящих вопросов и примеров побуждали ученика прийти к самостоятельному правильному ответу на поставленный вопрос.

По своей психологической природе эвристическая беседа — это коллективное мышление или беседа как поиск ответа на проблему. Поэтому в педагогике этот метод принято считать методом проблемного обучения, наряду с так называемой проблемно-поисковой беседой, от которой эвристическая беседа психологически ничем не отличается. Но в эвристической беседе якобы можно касаться лишь одного какого-то элемента темы, то в проблемно-поисковой — целой серии проблемных ситуаций 1 . Однако такое различение не выдерживает критики, так как на практике, когда беседа по-настоящему развертывается на занятии, эту невидимую границу между «лишь одной» и «целой серией» проблем заметить невозможно: беседа между преподавателем и аудиторией превращается в беседу по многим вопросам, относящимся к теме, т. е. незаметно переходит в дискуссию. Но это уже другой метод обучения, к которому перейдем чуть позже.

В беседе мыслительный поиск превращается в поиск коллективный, где происходит обмен мнениями, догадками, предположениями, различными вариантами промежуточных решений, когда учащиеся ищут истину во взаимодействии и во взаимопомощи, активизируя мышление друг "друга. Вот почему ее логично рассматривать в качестве метода интерактивного обучения.

Дискуссия как метод интерактивного.Метод дискуссии (учебной дискуссии — так ее назовем) представляет собой «вышедшую из берегов» эвристическую беседу, или, вернее сказать, специально запрограммированное свободное обсуждение теоретических вопросов учебной программы, которое обычно начинается с постановки вопроса и развертывается вначале как эвристическая беседа. То, что она постепенно переходит в дискуссию, — нормальный ход занятия.

Во-первых, дискуссия — это диалогическая форма речевой деятельности, в которой идет интенсивная борьба между разными мнениями, зарождающимися тут же в ходе разговора. Обмен мнениями идет не плавно и размеренно, как в обычной беседе, а в споре.Особенность дискуссии в том, что мнения дискутирующих — аргументированные, а не просто мнения, неизвестно откуда появившиеся.

Во-вторых, в психологическом смысле интересно то, что именно столкновение мнений, дискуссия порождает мышление, а оно ведет к рождению неординарных и разных, а потому спорных мыслей. Этот подход к пониманию причинно-следственных связей между дискуссией и мышлением выдвигался еще Л.С. Выготским, но при исследованиях речевой деятельности в дальнейшем не акцентировали на этом внимание, не подвергали специальному анализу особенности взаимосвязи мышления и диалога, особенно в его дискуссионной, полемической форме.

Обычно предполагается, что из мышления рождается ответ на высказывание оппонента в дискуссии, поэтому разномыслие и рождает дискуссию. Оказалось, что дело обстоит как раз наоборот: спор, дискуссия рождает мысль, активизирует мышление, а в учебной дискуссии к тому же обеспечивает сознательное усвоение учебного материала как продукта мыслительной его проработки.

Итак, метод дискуссии может применяться на всех видах занятий, от лекций до лабораторных. Его эффективность измеряется тем, насколько удалось активизировать мышление студентов и в какой мере это повысило качество усвоения, вызвало интерес к изучаемым вопросам и желание еще глубже вникнуть в них в процессе дальнейшей самостоятельной работы с литературой.

Метод «мозговой атаки»как метод обучения еще не успел прижиться в практике вузовского преподавания. Само название метода родилось в системе управления, а также в сфере научных исследований. Он особенно широко применяется в экономической управленческой деятельности, менеджменте. Суть заключается в поиске ответа специалистов на сложную проблему посредством интенсивных высказываний всевозможных приходящих в голову идей, догадок, предположений, случайных аналогий, а также спонтанно возникающих у присутствующих нужных и ненужных ассоциаций.

Потом из всего этого конгломерата записанных на диктофон мнений, случайных реплик, даже отвелеченных слов-восклицаний путем внимательного анализа отбираются идеи, наиболее интересные по своей близости и замыслу организатора мозговой атаки, и используются для дальнейшего углубленного обсуждения по существу вопроса. Золотое правило мозговой атаки — ничего из произнесенного участниками разговора не подвергать сомнению, не критиковать, а обеспечить полную свободу высказывания любых идей, вплоть до несуразных. Такая психологическая свобода позволяет вести себя раскованно, не стесняться «глупых мыслей», не бояться ставить себя в неловкое положение неудачной репликой, показаться смешным недотепой и т. д.

Метод круглого стола был заимствован педагогикой из области политики и науки. «Круглые столы» организуются обычно для обсуждения какой-нибудь проблемы представителями разных политических и научных направлений. Обмен мнениями позволяет находить какие-то точки соприкосновения, чтобы в дальнейшей работе они могли служить отправными для поиска общих выводов — получения научной истины или достижения политической стабильности в обществе.

В обучении метод круглого стола используется Для повышения эффективности усвоения теоретических проблем путем рассмотрения их в разных научных аспектах, с участием специалистов разного профиля и т. д.

Метод деловой игры первоначально появился не в системе образования, а в практической сфере управления. Сейчас деловые игры применяются в самых различных областях практики: в исследовательской работе, в процессе проектных разработок, при коллективной выработке решений в реальных производственных ситуациях, а также в военном деле. Кстати говоря, прообразом современной «деловой игры» как метода обучения как раз являются военные игры, практикуемые с древних времен для обучения войск не в реальных ситуациях боя и войны, а в ситуациях военных игр, имитирующих условия боя, боевых действий.

Одним из сравнительно новых методов интерактивного обучения является тренинг.

В этом аспекте тренинг напоминает метод деловой игры, где тоже сильна ответственная зависимость участников игры друг от друга. Но различие этих методов обучения довольно явное: один из них служит обучение практическому применению теории (по принципу «дело на основе теории»), а другой — практическому обучению самой теории («теория из живой практики»). Не случайно, что метод группового тренинга находит применение в преподавании социальной психологии, теоретическое содержание которой всецело посвящено закономерностям внутригрупповых и межгрупповых отношений.

Проведение занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы, как, впрочем, и при других формах групповых занятий («деловая игра», «круглый стол» или семинар-дискуссия и т. д.).

Подготовка включает в себя:

а) работу над планом-сценарием тренинга; б) работу со студентами по их настрою на активное участие в решении проблемы, выносимой на тренинг (это обычно делается посредством заблаговременно вручаемых им вопросов-проблем по изучаемой теме); в) самоподготовку преподавателя (как ставить вопросы, как реагировать на ответы или реплики, на спорные ситуации; драматизировать ситуацию спора или соглашаться с одной из спорящих сторон; высказываться самому или требовать высказывания вариантов решения участников группы; как реагировать на явно неверные решения; как и когда делать обобщающие выводы; за что и как оценивать активность студентов в ходе тренинга и т. д.); г) распределение ролей между участниками, хотя роли могут получить не все, а большинство окажется в роли как бы сторонних наблюдателей и невольных критиков.'И в этом качестве принимать самое деятельное участие в тренинге.

Социально-психологический тренинг — это активное социально-психологическое обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности в общении с людьми и повышения уровня развития группы как социально-психологического объекта. Важной особенностью группового тренинга как метода обучения является такое взаимодействие обучаемых, которое превращает обычную студенческую учебную группу в наглядную модель различных социально-психологических явлений, для их изучения или практическую лабораторию для коррекции. Вот почему социально-психологический тренинг можно считать практическим, жизненным моделированием теории, помогающим изучать социальную психологию на реальной, воссоздаваемой на занятиях живой действительности.

Использование метода круглого стола на уроках русского языка в 5-9 классах Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Акифьева Ю.И., Величко И.В.

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения. Интерактивные методы обучения представляют собой форму многосторонней коммуникации, отвечающей требованиям компетентностного подхода. Одним из таких методов является метод круглого стола , который активно применяется учителями-словесниками на уроках русского языка в 5-9 классах.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Акифьева Ю.И., Величко И.В.

О применении педагогических интерактивных технологий в процессе профессиональной подготовки будущего офицера УИС

Текст научной работы на тему «Использование метода круглого стола на уроках русского языка в 5-9 классах»

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

студентка психолого-педагогического факультета Филиала СГПИ в г. Железноводске, Россия

доцент кафедры историко-филологических дисциплин

кандидат филологических наук Филиала Ставропольского государственного педагогического института в г. Железноводске, Россия

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА КРУГЛОГО СТОЛА НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5-9 КЛАССАХ

Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов основного общего образования на основе компетентностного подхода актуализировало значимость применения образовательных технологий и интерактивных методов в процессе обучения. Интерактивные методы обучения представляют собой форму многосторонней коммуникации, отвечающей требованиям компетентностного подхода. Одним из таких методов является метод круглого стола, который активно применяется учителями-словесниками на уроках русского языка в 5-9 классах.

Ключевые слова: интерактивные методы обучения, метод круглого стола, дискуссия, дебаты.

Компетентностный подход при организации образовательного процесса требует от учителя изменения процесса обучения: его структуры, форм организации деятельности, принципов взаимодействия субъектов. Это означает, что приоритет в работе педагога должен отдаваться диалогическим методам общения, совместным поискам истины, разнообразной творческой деятельности [2]. Все это реализуется при применении интерактивных методов обучения. Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности учащихся. Существует большое разнообразие методов интерактивного обучения. К основным методам интерактивного обучения относятся мозговой штурм, круглый стол, дискуссия, дебаты, деловые и ролевые игры, мастер-класс.

Интерактивные методы обучения стали активно использоваться учителями-словесниками. Интерактивное обучение позволяет решать одновременно несколько задач, главной из которых является развитие коммуникативных умений и навыков. Широкое применение на уроках русского языка в основной школе нашел метод круглого стола. Круглый стол — это метод активного обучения, одна из организационных форм познавательной деятельности учащихся, позволяющая закрепить полученные ранее знания, восполнить недостающую информацию, сформировать умения решать проблемы, укрепить позиции, научить культуре ведения дискуссии [1]. Характерной чертой «круглого стола» является сочетание тематической дискуссии с групповой консультацией. Основной целью проведения «круглого стола» является выработка у учащихся умений излагать мысли, аргументировать свои соображения, обосновывать предлагаемые решения и отстаивать свои убеждения. При этом происходит закрепление информации и самостоятельной работы с дополнительным материалом, а также выявление проблем и вопросов для обсуждения.

Важными задачами при организации «круглого стола» являются:

- показ иллюстраций и других наглядных пособий при высказывании своего мнения;

- необходимость подготовки основных выступающих по проблемным вопросам.

Таврический научный обозреватель шшшЛауг.заепсе

Основную часть «круглого стола» по любой тематике составляют дискуссия и дебаты. Дискуссия (от лат. ^сшбю — исследование, рассмотрение) — высказывание мнений по проблемному вопросы в форме спора, беседы и т.д. Смысл дискуссии состоит в презентации идей, мнений, которые могут быть противопоставлены одни другой, нахождении ответа на поставленный проблемный вопрос. Цели проведения дискуссии могут быть очень разнообразными: обучение, тренинг, диагностика, преобразование, изменение установок, стимулирование творчества и др. Дискуссия может быть организована в различных формах:

- методика «вопрос — ответ». Данная организационная методика представляет собой собеседование. Главное отличие состоит в том, что применяется для диалога специальная форма его ведения;

- методика клиники. При использовании такой процедуры каждый из участников разрабатывает свой вариант решения проблемы, предварительно представив на открытое обсуждение свой «диагноз» поставленной проблемной ситуации, затем это решение оценивается как руководителем, так и специально выделенной для этой цели группой экспертов по балльной шкале либо по заранее принятой системе «принимается — не принимается»;

- методика «лабиринта». Этот вид дискуссии представляет собой последовательное обсуждение, своеобразную шаговую процедуру, в которой каждый последующий шаг делается другим участником;

- методика эстафеты. Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным;

- свободно плавающая дискуссия. Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит, но активность продолжается за рамками занятия. В основе такой процедуры групповой работы лежит «эффект Б. В. Зейгарник», характеризующийся высоким качеством запоминания незавершенных действий, поэтому участники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершенными [3].

«Круглый стол» может проводиться в форме дебатов. В основе «круглого стола» в форме дебатов — обмен мнениями по предложенному обучающимся высказыванию. Участники дебатов приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию и т.д. Проведение дебатов не допускает оценок личности, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. Основное отличие дебатов от дискуссий состоит в следующем: эта форма «круглого стола» посвящена однозначному ответу на поставленный вопрос — да или нет. Причем одна группа является сторонниками положительного ответа, а другая группа — сторонниками отрицательного ответа. Внутри каждой из групп могут образовываться 2 подгруппы, одна подгруппа — подбирает аргументы, а вторая — разрабатывает контраргументы.

При проведении «круглого стола» в форме дебатов или дискуссии необходимо учитывать некоторые особенности:

а) нужно, чтобы он был действительно круглым, т.е. процесс коммуникации, общения, происходил «глаза в глаза». Принцип «круглого стола» (не случайно он принят на переговорах), т.е. расположение участников лицом друг к другу, а не в затылок, как на обычном занятии, в целом приводит к возрастанию активности, увеличению числа высказываний, возможности личного включения каждого учащегося в обсуждение, повышает мотивацию учащихся, включает невербальные средства общения, такие как мимика, жесты, эмоциональные проявления;

б) преподаватель также располагался в общем кругу, как равноправный член группы, что создает менее формальную обстановку по сравнению с общепринятой, где он сидит

отдельно от учащихся, они обращены к нему лицом. В классическом варианте участники адресуют свои высказывания преимущественно ему, а не друг другу. А если преподаватель сидит среди учащихся, обращения членов группы друг к другу становятся более частыми и менее скованными, это также способствует формированию благоприятной обстановки для дискуссии и развития взаимопонимания между учителем и школьниками [1].

Учащимся могут быть предложены следующие темы для обсуждения: «ГИА: плюсы и минусы», «Деепричастие и причастие — особые формы глагола и самостоятельные части речи», «Тестирование на уроках русского языка: плюсы и минусы», «Ть и ти в неопределенных формах глагола является окончанием: за и против» и другие.

1. Двуличанская Н. Н. Интерактивные методы обучения как средство формирования ключевых компетенций. — М: Просвещение, 2011. — 143 с.

2. Примерные программы по учебным предметам. Русский язык. 5-9 классы: проект. — 3-е изд. — М.: Просвещение, 2011. — 112 с.

3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий. В 2-х т. Т. 1. — М.: Народное образование, 2005. — 556 с.

Интерактивный метод обучения "Круглый стол"

Использование интерактивного метода обучения «круглый стол» на уроках по МДК.01.01. Технология изготовления конфет.

Внедрение интерактивных форм обучения является важнейшим направлением совершенствования подготовки студентов в современном колледже. Теперь для преподавателя недостаточно быть компетентным в области своей специальности и просто передавать огромную базу знаний и материала в аудиторию а нужно стремится к тому что бы студенты вникали, понимали и запоминали этот материал посредством вовлечения в учебный процесс. Всем этим требованиям в наибольшей степени отвечают интерактивные методы обучения так как учебный процесс организуется с учетом включенности в процесс познания всех студентов группы без исключения. Такая совместная деятельность означает ,что каждый вносит свой индивидуальный особый вклад и в ходе работы будет идти обмен знаниями, идеями и т.д.

На своих уроках по Технологии изготовления конфет, драже я использую интерактивный метод обучения «круглый стол» .

Целью круглого стола является раскрытие широкого спектра мнений по выбранной для обсуждения теме, проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты связанные с выбранной темой и достичь консенсуса. Используя данный метод интерактивного обучения происходит активизация студентов. Подготовка к проведению «круглого стола» осуществляется в несколько этапов: первый это самостоятельная подготовка студента, где он занимается сбором и обработкой материала, информации по выбранной тебе; вторым этап является проведение «круглого стола», где происходит выступление, обсуждение докладов а так же резюмирование итогов дискуссии.

Для реализации данного метода по своей дисциплине «Технология изготовления конфет, драже» приглашается технолог ,изготовитель конфет или инженер-химик АО «КОНТИ-РУС», которые занимаются изучением и имеют огромный практический опыт в сфере производства и изготовления конфет, драже.

Перед такой встречей студентам предлагается выдвинуть и сформулировать интересующие их темы, вопросы, по технологии изготовления конфет, драже. Если студенты затрудняются, то преподаватель может предложить ряд тем, проблем и вместе со студентами выбрать более интересную для них. Выбранные вопросы передаются приглашенному специалисту «круглого стола» для подготовки к выступлению и ответам.

Чтобы заседание «круглого стола» проходило активно и заинтересованно, необходимо настроить слушателей на обмен мнениями и поддерживать атмосферу свободного обсуждения.

Для повышения активности студентов можно также предложить для обсуждения две разные точки зрения по одной теме, проблеме.

Для иллюстрации мнений, положений и фактов возможно использование аудио- видеофрагментов, фотодокументы, материалы из газет и журналов, схемы, графики, плакаты, чертежи, диаграммы.

Преподавателю необходимо следить, чтобы обсуждение не уходило в сторону от обсуждаемой проблемы.

Во всех этих формах студенты получают реальную практику формулирования своей точки зрения, осмысления системы аргументации, т.е. превращения информации в знание, а знаний в убеждения и взгляды.

Коллективная форма взаимодействия и общения учит студентов формулировать мысли на профессиональном языке, владеть устной речью, слушать, слышать и понимать других, корректно и аргументированно вести спор.

Совместная работа требует не только индивидуальной ответственности и самостоятельности, но и самоорганизации работы коллектива, требовательности, взаимной ответственности и дисциплины. На таких уроках формируются предметные и социальные качества профессионала, достигаются цели обучения и воспитания личности будущего специалиста.

О «Круглом столе» как форме обучения студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

Высказывается мнение о значении, особенностях и возможностях использования «Круглого стола» как формы учебного занятия со студентами высшего учебного заведения.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Качур А.Н.

Пути формирования у студентов-филологов системы знаний по истории методики преподавания русского языка

Самостоятельная работа студентов в варубежной дидактике преподаватель Российской высшей школы в Болонском процессе

Текст научной работы на тему «О «Круглом столе» как форме обучения студентов»

Творчество М. И. Глинки ценили его современники, оно бесценно и для нас. Вот так писал о значении народной песни в произведениях М.И. Глинки академик Б.В. Асафьев: «Так как народная песня всегда была душой русской музыки, то для нас теперь напевная и задушевная музыка Глинки звучит одинаково, как родное былое и вместе с тем настоящее. Поэтому Глинка, как и народное песенное творчество, - поистине живой родник русской музыки» [1].

Список использованной литературы:

1. Асафьев Б.В. Избранные труды. Т. 1. Михаил Иванович Глинка. - М.: Изд-во «Академия наук СССР», 1952.

2. Канн-Новикова Е. Маленькая повесть о Михаиле Глинке. - Переизд. - М.: Музыка, 1987.

© А.В. Ерошкина, Н.П. Шишлянникова, 2015

О «КРУГЛОМ СТОЛЕ» КАК ФОРМЕ ОБУЧЕНИЯ СТУДЕНТОВ

Ключевые слова: круглый стол, дискуссия, учебный процесс, воспитание

В первую очередь, остановлюсь на сущности Круглого стола как общепринятой формы коллективной деятельности. Обычно Круглый стол используется как форма научных дискуссий. Там они являются средством получения нового знания. Однако, дискуссии важны и для уяснения уже известных знаний. Поэтому они активно используются и в процессе обучения. Они помогают участникам учебного процесса самостоятельно прийти к наиболее верному выводу, что очень важно для обучающихся, лучше ими запоминается и надолго определяет их убежденность в правоте оценок тех или иных явлений.

Конечно же, дискуссия может быть использована и при проведении лекции, семинара, других форм учебных занятий. Ее наличие является формальным критерием положительной оценки занятия, поэтому она чаще всего также формально обозначается преподавателем. Конечно же, даже такая формальность в некоторой степени полезна, так как активизирует внимание студента.

Для сравнения особенностей дискуссии на Круглом столе и других формах занятий, отмечу, что на лекции для создания дискуссии преподаватель обычно задает какой-то вопрос аудитории и ждет некоторое незначительное время ответы. Студенты в замешательстве пытаются рассуждать. Конечно же, если ждать дольше, то появятся более содержательные рассуждения, но времени для этого обычно нет. Пользы от такой дискуссии не много, к тому же она отрицательно влияет на качество и скорость конспектирования лекции студентами. А ведь хороший студент всегда конспектирует, так как понимает, что получить отличную оценку легче потом отвечая преподавателю его же формулировками. Студенты, у которых отношение к учебе похуже, обычно, с большим энтузиазмом поддерживают такие дискуссии лишь бы их не заставляли что-то писать, но подобные дискуссии обычно бесполезны, так как у наиболее дельных студентов они воспринимаются как помехи при конспектировании и вызывают недовольство. Бесполезные разговоры в таких случаях больше отвлекают аудиторию от работы. Понимая необходимость скорейшего окончания такой дискуссии, преподаватель сам задает вопрос и сам стремится быстрее высказать по нему свое мнение.

На семинарских занятиях у дискуссии имеется больше возможностей, но там студенты ограничивают свою инициативу, так как, обычно, не желают своим мнением негативно повлиять на оценку выступающего студента - их товарища. Конечно, иногда встречаются исключения, когда активное первенство между студентами обеспечивает активность и склонность ряда студентов к дискуссиям даже на семинарских занятиях. Однако, обычно, основная дискуссия также разворачивается также между преподавателем и отвечающим по учебному вопросу, в ходе которой студент доказывает свою подготовленность и знания темы, а преподаватель осуществляет их оценку.

Итак, лекция и семинар предусматривают только ограниченные возможности дискуссии, проявляющиеся через индивидуальное или групповое общение между преподавателем и студентами.

Круглый стол предполагает в значительной степени равенство и активность, дискуссию как между студентами и преподавателем, так и между собой. Студенты не отвлечены другими делами, они подготовлены к теме по существу и психологически. Организация подобной атмосферы, то есть иллюзии равенства и равного спора межу всеми участниками лежит на преподавателе. Хорошо расслабляет и активизирует студента ложный посыл или альтернативная идея. Если ее нет у студентов, она может исходить и от преподавателя. У основной массы студентов это вызывает творческий порыв доказать другому студенту или преподавателю правоту своих знаний, даже если они очевидны. Борьба с альтернативным мнением вызывает быструю работу сознания, в ходе которой оно сосредотачивается на вспоминании того что студент знает и подборе нужных примеров. При таком мысленном процессе, направленном на формулирование своего мнения, происходит обработка знания, появляется убежденность. Студенты высказываются, как говорится, от души, пытаясь сосредоточить внимание на конкретных аспектах исследуемой проблемы. Поэтому существует возможность поочередно в системном порядке рассмотреть и осмыслить все особенности исследуемого явления. На менее интересных проблемах внимание должен сосредоточить преподаватель, направляя дискуссию в нужном направлении. Преподавателю нужно также следить за тем, чтобы дискуссия не уводилась от поставленной цели, а также, чтобы не брали верх в ней те, кто заблуждается или не устранил противоречия в своих суждениях. В данном случае следует отметить или поддержать студента с наиболее правильным мнением, чтобы привлечь других студентов к обдумыванию именно его мыслей.

Круглый стол может быть успешным при хорошей к нему подготовке, учитывающей возможности аудитории, времени и технических средств. Так как Круглый стол обычно посвящен нескольким вопросам, по каждому заранее следует подготовить докладчика, перед обсуждением выслушать доклад, а после обсуждения - подвести итоги.

Проблема круглого стола как учебного занятия в выставлении справедливых оценок участникам. Лучшие оценки должны получить те студенты, которым удалось в ходе активного участия прийти к обоснованным выводам и на их основе сформулировать свое мнение. Следует выделить и поощрить положительными оценками также других, показавших наибольшую активность. Выставлять плохие отметки не имеет смысла, так как если какой-либо студент не принял участие в дискуссии, он не потерял время зря, так как все воспринимал и обдумывал вместе с другими, ведь при активности большинства оставшееся меньшинство обязательно проникается интересом. Таких «скромных» студентов следует активизировать по ходу дискуссии, задавая им для начала конкретные и простые вопросы для снятия психологического барьера. Самое главное им начать, когда студент услышит свой голос и почувствует значимость в коллективе, обычно, он становятся более активными.

Тем не менее, Круглый стол значим не для выставления оценок. Это способ закрепления пройденных студентами тем по учебной дисциплине или на междисциплинарной основе. Он эффективен и для выявления интеллектуального и образовательного уровня студентов, их ораторских и, даже, морально-деловых качеств, возможности которых в дальнейшем можно попытаться раскрыть.

Важно отметить, что Круглый стол - это и способ воспитательного воздействия, так как обеспечивает осознание студентом своей индивидуальности и значимости как части коллектива и коллективного мнения, что дает толчок к становлению активной позиции в обучении и жизни.

М.Л. Кириллова, доцент Т.Г. Никифорова, к. п. н., доцент Кафедры управления и профессионального образования

О.Б. Федосеева, методист Кафедры технологического образования и искусства БОУ ДПО (ПК) С «Чувашский республиканский институт образования»

Г. Чебоксары, Российская Федерация

ИНТЕГРАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ МАРШРУТОВ В СИСТЕМЕ ОБЩЕГО И ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ, СПОСОБСТВУЮЩАЯ РАЗВИТИЮ МОБИЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКА

Представлены пути выстраивания взаимодействия учреждений дополнительного образования детей и общеобразовательной школы. Назначение и необходимость определения образовательных маршрутов школьника.

Образовательные маршруты, интеграция, учреждения дополнительного образования детей.

Процесс интеграции на современном этапе оптимизации деятельности многих образовательных организаций становится все более востребованной и является важнейшим фактором развития системы образования. В условиях интеграции деятельности образовательных организаций школьники могут и должны выстраивать образовательные маршруты и траектории передвижения в ходе обучения с учетом индивидуальных особенностей.

Интеграция общеобразовательной школы с учреждениями дополнительного образования детей рассматривается как довольно конкретное решение вопроса интегрированного преподавания многих учебных предметов, так и более широкое, концептуальное, сводящееся к созданию единого образовательного пространства. Эти условия способствуют объединению многих составляющих учебно-воспитательного процесса, улучшаются возможности реализации программы развития учебного заведения, решение конечной цели образовательной политики: создание условий для гармоничного развития личности, формирования целостного взгляда на мир, необходимых компетенций, без которых выпускнику сложно будет продолжить своё образование и развитие за пределами школы.

Интеграция в педагогической практике стала набирать стартовую основу в 80-е годы ХХ века с целью поиска новых путей развития системы образования. Совместная деятельность и сотрудничество школы с внешкольными учреждениями присутствовало всегда, но интеграция - это не просто сотрудничество, это объединение в единую социально-педагогическую систему. Интеграция - состояние, характеризующееся упорядоченностью, согласованностью взаимосвязанных частей целого, содружеством субъектов, его создающих. Процесс интеграции деятельности СОШ (средняя общеобразовательная школа) и УДОД (учреждение дополнительного образования детей) преследует немалые проблемы и противостояния, связанные с преодолением ведомственных барьеров, поисками дополнительного финансирования и вопросы психофизиологического характера, возникающего в работе двух коллективов в напряженном инновационном режиме.

Дополнительное образование, выстроенное с учетом личностно-ориентированного подхода, обеспечивает развитие ребенка в выбранном им направлении, желаемое, а не обязательное, способствует созданию ситуации успеха, повышает мотивацию познавательной деятельности, развивает школьника с разным уровнем способностей и подготовленности. Сущность и предназначение УДОД состоит в том, что они, являясь главными социальными институтами сферы свободного времени детей, участвуют в воспроизводстве рабочей силы на основе мотивированного обучения, помогают осуществлять и

Интерактивный метод обучения круглый стол

В статье рассматривается один из методов мотивации студентов. Основная цель автора – отразить эффективность данного метода, предоставив подробное описание проведения данного мероприятия и его итоги. Статья представляет собой описание теоретического занятия по теме «Стерилизация». Занятие представлено в форме лекции – «круглого стола», что позволило принять участие в обсуждении темы как преподавателю, так и студентам, и значительно увеличило процент понимания материала. Также приводится описание взаимодействия преподавателя и студента, выявление особенности мотивации при данном методе преподнесения материала. В работе используются педагогические и психологические абстрактные методы исследования, а также в качестве экспериментальных исследований: наблюдение, беседа, анкетирование, педагогический эксперимент. Личностная, профессиональная и социальная позиция преподавателя к установленным проблемам и их решению оказывает воспитательное воздействие на студентов, а опыт участия в лекции – круглом столе дает возможность студентам отрабатывать умение задавать вопросы и отвечать на них, избегать сложных коммуникативных ситуаций, формировать навыки подтверждения и опровержения, с учетом позиций лица, задавшего вопрос. В ходе сравнения результатов теста выяснилось, что при привычном формате лекции слушателями было усвоено значительно меньше материала, чем при формате лекции – круглого стола, что говорит об эффективности использования лекции - круглого стола в рамках учебного процесса. Интерактивная лекция – круглый стол позволяет студентам прийти к верному решению проблем и применить на практике изученный материал. Современный образовательный метод, интерактивная лекция – круглый стол, проблемно-ориентированный подход к обучению, результатом которого является концентрация внимания студентов на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации.


2. Козлова Н.В., Малкова И.Ю. Условия личностно-профессионального становления студентов высшей школы: проектирование образовательного профиля: учебное пособие. - Томск: Изд-во ТПУ, 2012. – 155 с.

3. Брель А.К., Артюхина А.И., Танкабекян Н.А. Повышение мотивации – ключ к улучшению качества образования // Международный журнал экспериментального образования. - 2017. - № 4-1. - С. 9-12.

4. Осиповская А.В. К вопросу о мотивации учебной деятельности студентов // Экономический журнал. – 2013. - С. 89-93.

5. Фитьмова А.А. Теоретические основы взаимосвязи учебной и профессиональной мотивации студентов // Вестник Северо-Кавказского государственного технического университета. Сер.: Психология. – 2010. – № 1 (22). – С. 56–58.

6. Ганжий В.В., Сырбу И.Ф., Колесник И.П. Асептика и антисептика. Учебно-методическое пособие для самостоятельной подготовки студентов к практическим занятиям по общей хирургии. - Запорожье: Запорожский государственный медицинский университет, 2013. - 62 с.

7. Роботова А.С. Университетская лекция: прошлое, настоящее, будущее // Высшее образование в России. - 2011. - № 4. - С. 127-133.

Важно не количество знаний, а качество их.

Можно знать очень многое,

не зная самого нужного.

Выделяют активные и пассивные методы профориентационной работы высшего образовательного учреждения. К пассивным методам можно отнести лекции, беседы о направлениях подготовки, распространение полиграфической продукции, оформление информационных стендов о направлениях и профилях вуза. Активные методы профориентации вуза включают использование интерактивных форм работы, а именно привлечение студентов к работе научных кружков, научно-практических конференций, организации олимпиад, проведению дискуссий, ролевых и деловых игр, тренингов и др. [1].

Интерактивная лекция может быть представлена в различных видах. Для части интерактивных лекций – это двухстороннее взаимодействие между ведущим и участниками. Для других - расширенное обсуждение темы среди участников. Взаимодействие также может относиться к участию студента в обсуждении материала или содержания лекции; это не обязательно означает, что аудитория задает тему всем дискуссиям. Однако во всех случаях интерактивные лекции предполагают активное участие аудитории, чтобы студенты перестали быть пассивными в процессе обучения. Интерактивная лекция также подразумевает другой способ: изменение роли преподавателя. Предоставляя такой вид презентации, преподаватель становится «посредником» или «тренером», а чаще всего должен модерировать лекцию, позволяя обсуждать и использовать новые методы. Важно отметить, что количество студентов в аудитории не диктует характер лекции, а именно может ли лекция быть интерактивной. Некоторые очень маленькие группы могут быть не интерактивными, а некоторые интерактивные методы могут быть включены в класс c более 200 студентами.

Круглый стол – лекция или практическое занятие, в основе его заложены несколько различных точек зрения на один и тот же вопрос, в результате обсуждения которых участники приходят к приемлемым для каждого из них позициям и решениям. Современный образовательный метод по сути своей является «проблемно-ориентированным подходом к обучению и позволяет сфокусировать внимание студентов на анализе и разрешении какой-либо конкретной проблемной ситуации» [2, c. 15].

В ходе круглого стола можно решить следующие педагогические задачи через формирование навыков:

- умения выслушать различные точки зрения;

- умения отстаивать собственную точку зрения;

- нахождение значимой информации;

- осознание предубеждений и предвзятости;

- критическая оценка доказательств;

  • сотрудничества и позитивного разрешения проблемы;
  • участия в работе групп, решающих общественно значимые проблемы.

Цель исследования

Цель лекции круглого стола – повышение творческого потенциала, высококачественная модификация академической работы учащегося, мотивирование к созданию независимой академической деятельности. Процесс развития этих качеств носит поступательный характер. Пройденные ступени повторяют известные черты, свойства низших, но на более высоком уровне характеризуются необратимостью, не копированием, а движением на новом уровне, когда реализуются результаты предыдущего развития [3, c. 10].

По окончании обсуждения абсолютно всех интересующих проблем студенты в первую очередь усваивают знания, что дает основу для понимания последующих тем учебной программы. В целях лучшего усвоения материала на других кафедрах университета, непосредственно связанных с данной дисциплиной, мотивация студентов к приобретению знаний в процессе обучения играет не менее важную роль в достижении успеха, чем умственные способности [4, с. 89].

Материалы и методы исследования

Свободная конференция, проходящая в рамках учебного плана, была проведена на кафедре химии Волгоградского государственного медицинского университета. В исследовании принял участие 21 студент: 14 девушек, 7 юношей 4-го курса медико-биологического факультета специальности «Биология» направлений подготовки «Генетика» и «Биохимия». Учащиеся были предварительно предупреждены о проведении круглого стола согласно теме «Стерилизация, определение, методы, контроль качества». Каждый студент должен был выделить наиболее интересные для него проблемы, сформулировать их в письменном варианте и отдать лектору. Далее педагог сортирует полученные от студентов вопросы согласно смысловому содержанию и приступает к проведению лекции. Изложение материала строится не как ответ на каждый заданный вопрос, а в виде связного раскрытия темы, в ходе которого формулируются ответы на заданные вопросы.

Активизация работы студентов во время круглого стола достигается за счет направленного информирования каждого учащегося лично. В этом основная характерная особенность данной формы лекции. Необходимость сформулировать вопросы и правильно их задать стимулирует мыслительную деятельность, а ожидание получения ответа на поставленную студентом проблему сосредоточивает его интерес на лекции. Вопросы учащихся представлены началом творческих процессов мышления. Студент за период проведения круглого стола осваивает элементы проведения исследования. Выявляются его творческие возможности, возникает общенаучная заинтересованность к решению поставленных проблем. В период проведения круглого стола в обсуждении проблемы участвует каждый студент, это предоставляет возможность выявить способности и дает импульс к началу научной работы.

Личностная, профессиональная и социальная позиция преподавателя к установленным проблемам и их решению оказывает воспитательное воздействие на студентов [5, c. 57].

Опыт участия в лекции - круглом столе дает возможность студентам отрабатывать умение задавать вопросы и отвечать на них, избегать сложных коммуникативных ситуаций, формировать навыки подтверждения и опровержения, с учетом позиций лица, задавшего вопрос.

Более того, такой опыт нормы культурного мышления учит адекватно воспринимать информацию, логически верно, аргументированно и ясно строить устную речь, анализировать учебные и профессионально значимые проблемы, владеть навыками постановки цели. В дальнейшем это поможет сформировать культурную личность, способную к профессиональной деятельности и решению социально и личностно значимых проблем.

В лекции могут быть использованы проблемы из практики. Это, вероятно, второй наиболее распространенный метод, после опроса, используемый преподавателями медицинских университетов. Использование практических задач усиливает интерес и способствует решению проблем эффективным образом. Он также важен для студентов младших курсов с ограниченным практическим опытом. Во время лекции студентов могут попросить проанализировать или обсудить случай, который представлен на бумаге, на видео или вживую.

Примеры презентаций могут быть структурированы по-разному, и цели их использования должны быть четко очерчены заранее. Например, можно в описании проблемы иллюстрировать конкретный пункт или поддерживать определенные принципы в любой момент в течение лекции. Она также может быть использована для того, чтобы заставить студентов выдвинуть гипотезу о том, что происходит на экране и как решить проблему. В качестве альтернативы студентов можно попросить работать с экспериментом в аудитории, где лектор предоставляет некоторую информацию, спрашивает студентов об их гипотезах и областях для дальнейшего запроса, предоставляет дополнительную информацию и медленно работает через общение со студентами. Примеры этого существуют следующие: студентам предлагается прочитать случай, в котором описана сложная ситуация, включающая в себя проблему, требующую решения. В аудитории студенты должны защищать фактическую основу и рассуждения, которые привели к их решению.

Обучающимся предоставляется краткое описание проблемной ситуации. В группах студенты берут на себя роль лица, принимающего решения, пытаясь разобраться в проблеме. Иногда они делятся на команды и пытаются отстоять свои позиции. Часто они работают в одиночестве. Однако студенческая аудитория должна прийти к решению, которое будет взаимно приемлемым. В ходе лекции предполагается использовать раздаточный материал. Раздаточные материалы полезны для оказания помощи в организации ключевых концепций в целях содействия сохранению информации и чтобы снять давление на преподавателя. Так, например, раздаточные материалы слайдов позволяют студентам больше участвовать в размышлениях о концепциях, а не записывать каждое слово лекции.

В литературе о раздаточных материалах предполагается, что учащиеся получают более высокие баллы на лекциях, сопровождаемых раздаточными материалами, что студенты оценивают их, и что раздаточный материал может быть использован для заметок. Например, в одном исследовании студенты предпочитали писать в пространстве между заголовками, и чем больше свободного места, тем больше заметок. Аналогичным образом обнаружено, что неполные раздаточные материалы способствовали более пристальному вниманию и удержанию в памяти преподаваемого материала [5, c. 57].

В интерактивной лекции раздаточные материалы могут также структурировать обсуждение и/или дополнять содержание лекции. Время, в которое необходимо выдавать раздаточный материал, зависит от его цели. Это полезно перед лекцией, если студент должен подготовиться с помощью дополнительной литературы; это более эффективно в начале лекции, если раздаточный материал неполный; и это наиболее ценно в конце лекции, если раздаточный материал содержит дополнение.

Выводы

Круглый стол правильнее осуществлять в начале исследования проблемы либо раздела. В начале исследования проблемы ключевая задача лекции – обнаружение диапазона заинтересованности студента, уровня его подготовленности к занятию. Педагог имеет возможность сформировать модель поведения аудитории слушателей. Это в особенности принципиально при первом занятии преподавателя со студентами либо в начале чтения спецкурса, при внедрении новых дисциплин и т.п.

Круглый стол в конце курса ориентирован на привлечение интереса слушателей к основным вопросам учебной дисциплины, систематизацию знаний студентов по их будущим профессиям. Ключевая задача круглого стола в завершении проблемы либо раздела – подведение итогов лекционной деятельности. Лекцию подобного рода допускается выполнить и по завершении всего направления с задачей обсуждения возможностей использования теоретических познаний в практике, как ресурса решения задач; в изучении материала последующих учебных дисциплин; средства определения предстоящей профессиональной деятельности. В проведении круглого стола в качестве лекторов могут принимать участие 2-3 преподавателя смежных предметных дисциплин.

В ходе проведенной лекции рассматривались вопросы по процессу уничтожения всех видов микробной флоры, в том числе их споровых форм и вирусов с помощью физических или химических воздействий. Были изложены требования к стерилизации, что вызвало широкий интерес у аудитории: эффективная очистка, соответствующие упаковочные материалы, соблюдение правил хранения, обращения и транспортировки простерилизованного материала, адекватное качество и количество стерилизуемого материала; соответствующая работа оборудования. Рассматривались физические и химические методы стерилизации: паровая; воздушная; гласперленовая в среде нагретых стеклянных шариков; радиационная, с применением инфракрасного излучения; газовая [6, c. 12]. Особое внимание уделялось обработке рук как важнейшему средству профилактики контактной инфекции. В основу различных методов мытья рук положены три основных момента:

1) механическая очистка рук стерильными щетками и мылом для удаления бактерий;

Читайте также: