Ильин солнце на столе

Обновлено: 17.05.2024

Бланк заказа:

До заказа прочитайте описание продавца!

До отправки заказа проверьте правильность своего e-mail.
Если в течение суток вы не получите подтверждения своего заказа от Алиба, скорее всего вы написали его неправильно

BS - ilovebooks. Санкт-Петербург. Галина. Способы оплаты: Наличными из рук в руки, Сбербанк РФ. Другие: ВТБ-24. Доставка: Международная и по России. Цены указаны без учета почтовых расходов. Неподтвержденные в течение трех дней заказы аннулируются. Все вопросы по книгам только до оформления заказа.
(За 4 года 3 мес. заказано около 1220 книг. ★★★★★)
Здесь можно спросить Продавца
о книге: Ильин М. Солнце на столе. .
Не найти нужную книгу? Вам сюда!
По ссылке в описании книги можно заказать книгу прямо на сайте!

ilovebooks предлагает купить книги (1265):

Последние поступления BS - ilovebooks за сегодня (0), 2 дня (0), 3 дня (0), 7 дней (42)

Антикварные: Детские книги и журналы

(13 кн. Сортировка: по дате поступления, по алфавиту)

Свифт Д. Путешествия Гулливера по многим отдаленным и неизвестным странам света. С биографией автора Джона Френсиса Уоллера и примечаниями. Полный перевод с английского П.Канчаловского и В. Яковенко. М. Товарищество типографии А.И.Мамонтова. 1901г. [2], xl, viii, 330, [5] с., 1 л. портр., 11 л. ил. Твердый переплет, Формат 23х15,5 см.
(Читайте описание продавца BS - ilovebooks, Санкт-Петербург.) Цена: 3000 руб. Купить
Второе полное издание на русском языке (первое вышло в 1889 г.) знаменитого произведения великого английского писателя, священнослужителя, автора сатирических памфлетов Джонатана Свифта (1667-1745). «Путешествия Гулливера», изданные Свифтом в 1726 г., одна из самых знаменитых книг мировой литературы. В «Гулливере» автор раскрывает свое отношение к современности. Самомнение и алчность, жажда власти, корыстолюбие и лицемерие, глупость и несправедливость – эти пороки предстали перед читателями и были осмеяны так, как это не удавалось никому другому. Книга великого мастера сатиры не утратила своей мудрости по сей день. 10 иллюстраций и портрет автора на отдельных листах, выполненные в Лондоне художником Г.Мартеном.
Состояние: Блок - очень хорошее, переплет загрязнен, надрывы вдоль корешка, штампы расформированной библиотеки.
Смотрите: 1 – 2 – 3 – 4

Барто А.и П. Девочка чумазая. Рисунки А.Боровской. Издание шестое. М. Детиздат ЦК ВЛКСМ. 1936г. 12 с. Мягкая издательская обложка., Формат 22х17 см.
(Читайте описание продавца BS - ilovebooks, Санкт-Петербург.) Цена: 1000 руб. Купить
Одна из нескольких книг Агнии Барто, написанных в соавторстве с мужем.
Состояние: Надрыв и загрязнения обложки и страниц.
Смотрите: 1 – 2 – 3 – 4

Иваненко О. Лесные сказки. Перевод с украинского П.Ильина. Под редакцией К.Чуковского. Рисунки А.Лаптева. М. Детиздат ЦК ВЛКСМ. 1937г. 58, [2] с. Твердый издательский переплет., Формат 22,5х17,5 см.
(Читайте описание продавца BS - ilovebooks, Санкт-Петербург.) Цена: 1000 руб. Купить
Содержание: 1. Белочка-путешественница. 2. Черноморденький. 3. Цви и Ринь. 4. Солнышко.
Состояние: Хорошее, некритичные загрязнения страниц и обложек.
Смотрите: 1 – 2 – 3 – 4 – 5

Бианки В. Сказки зверолова. Рисунки А.Рылова. М. Детиздат ЦК ВЛКСМ 1937г. [2], 28, [4] c. Мягкая издательская обложка., Формат 28,5х21,5 см.
(Читайте описание продавца BS - ilovebooks, Санкт-Петербург.) Цена: 900 руб. Купить
В книжку вошли пять рассказов-сказок о животных. Красочные иллюстрации.
Состояние: Хорошее, обложка имеет надрывы по корешку, пятна на передней части, стр. 26 загрязнена.
Смотрите: 1 – 2 – 3 – 4 – 5

Тургенев И. Бежин луг. Рассказ. Рисунки В.Конашевича. М.-Л. Госиздат 1930г. 46, [2] с. Мягкая издательская обложка., Формат 17,5х12,5 см.
(Читайте описание продавца BS - ilovebooks, Санкт-Петербург.) Цена: 1500 руб. Купить
Состояние: Хорошее, небольшое загрязнение обложек, иллюстрации на стр. 15 и 19 раскрашены цв. карандашом. На титуле автограф владельца, на обороте лицевой части обложки детская наклейка со сроком выдачи книг.
Смотрите: 1 – 2 – 3 – 4 – 5

Друзья. Арабская сказка. Художник Е.Рачев. Серия: Маленькая библиотека. Пересказ М.Муратова. М.-Л. Детиздат ЦК ВЛКСМ. 1938г. 13, [3] с. Мягкая издательская обложка., Формат 19х13 см.
(Читайте описание продавца BS - ilovebooks, Санкт-Петербург.) Цена: 500 руб. Купить
Редко встречается.
Состояние: Удовлетворительное - временные пятна, потертости и надрывы по корешку; штампы расформированной библиотеки.
Смотрите: 1 – 2 – 3

Барто А. Игрушки. Серия: Книжка-малышка. Художник К.Кузнецов. М. Детиздат ЦК ВЛКСМ. 1937г. 12 с. Мягкая издательская обложка, Формат 7,5х5,5 см.
(Читайте описание продавца BS - ilovebooks, Санкт-Петербург.) Цена: 500 руб. Купить
Состояние: Блок - с. 1-2 следы ржавчины от скрепок, временные пятнышки, обложка - утрачена задняя часть, корешок подклеен.
Смотрите: 1 – 2 – 3

Чарушин Б. Медвежата. Серия: Книжка-малышка. Рисунки автора. М. Детгиз. 1945г. 14, [2] с. Мягкая издательская обложка, Формат 7,5х5,5 см.
(Читайте описание продавца BS - ilovebooks, Санкт-Петербург.) Цена: 1000 руб. Купить
Состояние: Блок - очень хорошее, обложка - хорошее, потертости переплета и нижнего края лицевой части.
Смотрите: 1 – 2 – 3

Гарис Г. Том Кардиф в цирке. Перевод с англ. и обработка А.В.Кривцовой. Рисунки А.Щербакова. М.-Л. Государственное издательство 1930г. 231, [1] с. Твердый переплет с наклеенными издательскими обложками., Формат 19,5х13,5 см.
(Читайте описание продавца BS - ilovebooks, Санкт-Петербург.) Цена: 1200 руб. Купить
В серии про Тома Кардифа вышли две книги в 1926 и 1927 гг. Гарис Ховард Роджер (1873-1962) - американский писатель, наиболее известный по серии книг, в которых фигурировал персонаж дядюшки Виггили Лонгиерс, очаровательного пожилого кролика. Многие из его книг иллюстрировал Лансинг Кэмпбелл. Гарис и его жена Лилиан Гарис, возможно, были самыми плодовитыми детскими авторами начала 20 века. Первый рассказ о дяде Виггили появился 10 января 1910 года в Newark News. В течение почти четырех десятилетий газета публиковала рассказ Гариса о дяде Виггили каждый день, кроме воскресенья, и в конечном итоге сериал был распространен на общенациональный синдицированный. К тому времени, когда Гарис ушел из газеты в 1947 году, он написал более 15 000 рассказов о дяде Вигги. Благодаря доступным персонажам и интересным сюжетам Гарис был одним из самых влиятельных детских авторов своего времени.
Состояние: Очень хорошее, отсутствует фрагмент нижнего уголка титула, на отдельных страницах незначительные временные пятнышки.
Смотрите: 1 – 2 – 3 – 4

Братья Гримм. Сказки. Пересказ А.Введенского под общей редакцией С.Маршака. Рисунки и обложка Е.Сафоновой. М.-Л. Детиздат ЦК ВЛКСМ. 1936г. 48, [3] с. Твердый издательский переплет., Формат 22,5х18 см.
(Читайте описание продавца BS - ilovebooks, Санкт-Петербург.) Цена: 600 руб. Купить
Бременские музыканты. Заяц и еж. Горшок каши. Волк и семеро козлят. Соломинка, уголь и боб. Кошка и мышка. Лиса и гуси.
Состояние: Переплет - очень хорошее, блок - хорошее, часть иллюстраций раскрашено детьми, незначительное загрязнение страниц.
Смотрите: 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6

Чарушин Е. Путешественники. Обложка и рисунки автора. М.-Л. Издательство детской литературы. 1940г. 47, [1] с. Картонная издательская обложка, Формат 21х16,5 см.
(Читайте описание продавца BS - ilovebooks, Санкт-Петербург.) Цена: 1000 руб. Купить
Рассказы о животных с черно-белыми рисунками автора.
Состояние: Очень хорошее.
Смотрите: 1 – 2 – 3 – 4 – 5

Кассиль Лев. Маяковский - сам. Очерк жизни и работы поэта. М.-Л. ЦК ВЛКСМ. Издательство детской литературы. 1940г. 158, [2] с., 1 л. портр. Твердый издательский переплет., Формат 17х11,5 см.
(Читайте описание продавца BS - ilovebooks, Санкт-Петербург.) Цена: 400 руб. Купить
Переплет Б. Титова. Детство. - `Товарищ Константин` и `Высокий`. - Желтая кофта. - Моя революция. - Людогусь путешествует. - На капитанском мостике. - Что такое хорошо и что такое плохо. - Маяковский живет. - `Из зева до звезд`. - Маяковский в Большом. - Двадцать лет работы. - Четырнадцатое апреля. Книга обильно иллюстрирована редким фотоматериалом. На форзаце 1А наклеен эклибрис Чернявских.
Состояние: Очень хорошее, небольшое загрязнение первых трех листов.
Смотрите: 1 – 2 – 3 – 4 – 5 – 6

Завоеватели света

Когда-то в древности один и тот же очаг служил людям и печкой, и лампой, и кухонной плитой.

Но это было, конечно, неудобно и невыгодно.

Положим, вам хочется света.

Пожалуйста. Но зато извольте сидеть летним вечером в жарко натопленной комнате. Да и дров немало нужно, чтобы осветить таким способом жилище.

Люди всегда ищут нового и лучшего. Много тысяч лет мирились они с недостатками очага, пока наконец не поняли, что свет нужно отделить от, тепла, лампу от печки.

Вместо того чтобы разводить огонь на очаге, стали зажигать лучину.

Лучина грела меньше, чем очаг. Но и она давала слишком много тепла. Отделить свет от тепла оказалось совсем не так просто. Над этим люди работали много тысяч лет, работают и теперь.

Наша электрическая лампочка, как и простая первобытная лучина, не только светит, но и греет.

Правда, от электрической лампочки в комнате жарко не станет, но стоит приложить к ней руку, чтобы убедиться, что она сильно нагрета.

Отчего же это нам никак не удается отделить свет от тепла?

Причина очень простая.

Чтобы получить свет, нужно что-то накалить. В электрической лампочке мы накаливаем угольный или металлический волосок, в газокалильных фонарях - сеточку Ауэра, в керосиновой и масляной лампе - кусочки угля в пламени.

Но всякий накаленный предмет, все равно - волосок электрической лампочки или простая кочерга, дает не только видимые, световые, но и невидимые, тепловые, лучи.

Чтобы избавиться от ненужных нам. тепловых лучей, нам пришлось бы устроить настоящую революцию в освещении: получать свет не накаливанием, которое всегда дает тепловые лучи, а как-нибудь иначе.

Но нужно ли бороться с тепловыми лучами?

Ведь электрическая лампочка греет еле заметно. Никаких неудобств от этого для нас нет.

Дело тут совсем не в наших удобствах или неудобствах, а в том, что тепловые лучи, которые нам совершенно не нужны, обходятся чересчур дорого.

Если бы электрические лампочки давали только световые лучи и совсем не давали тепловых, освещение обходилось бы нам во много раз дешевле, чем сейчас.

На электрических станциях мы сжигали бы во много раз меньше топлива.

Свет обходится дорого не только потому, что несовершенны электрические лампы, но и потому, что электрические станции еще очень плохо устроены. И в паровом котле, и в паровой машине, и в генераторе электрического тока, и в проводах теряется безвозвратно драгоценная энергия. До лампочки доходит только пятая часть той энергии, которая была в топливе. И из этой пятой части превращается в свет только сотая часть. Выходит, что, когда мы тратим угля на пятьсот рублей, света получаем всего лишь на рубль.

Лучший в мире фонарик

Есть один фонарик, который дает только световые лучи и не дает тепловых.

Этот лучший в мире фонарик вы не раз находили, вероятно, летней ночью в траве.

Это - фонарик светлячка. Не удивительно ли, что маленький червячок светит не только лучше наших ламп, но и лучше самого солнца?

Солнце дает в пять раз больше тепловых лучей, чем световых, а светляк дает только световые. Его свет - холодный. Если бы светляк давал не холодный, а горячий свет, он бы сгорел. Но светляк перещеголял солнце и в другом: его свет гораздо приятнее солнечного.

Солнечный свет или свет электрической лампочки кажется нам белым. А на самом деле он состоит из смеси разноцветных лучей - красных, оранжевых, желтых, зеленых, голубых, синих и фиолетовых.

Иногда солнечный луч рассыпается на отдельные цветные лучи.

Всем нам приходилось видеть, как он дробится, проходя через край зеркала: на стене тогда получается разноцветная полоска.

Радуга - это тоже раздробившийся солнечный луч.

Не все лучи одинаково приятны и полезны для зрения. Красный свет кажется нам тусклым. Поэтому при красном свете никто не работает.

Глаз гораздо чувствительнее к зеленому цвету. Поэтому абажуры рабочих ламп делают зеленого цвета.

При накаливании всегда получается много красных лучей.

Когда мы накаливали кочергу, она давала нам сначала красный цвет, потом к нему прибавлялись другие цвета, пока наконец мы не доходили до белого цвета - смеси всех цветов.

Чем сильнее накаливание, тем меньше красных тусклых лучей по сравнению с другими.

Поэтому, чтобы сделать свет лампы ярче и ярче, изобретатели старались как можно сильнее накаливать волосок в электрической лампочке, сетку Ауэра - в газовой и т. д.

Свет экономической лампочки белее и ярче света угольной, потому что металлическую нить мы сильнее накаливаем, чем угольную, а угольная лампочка светит приятнее керосиновой, и так - вплоть до красного света костра.

Но и экономическая лампочка дает все-таки много красных лучей. Недаром вредно долго работать при электрическом свете.

Чтобы избавиться не только от тепловых, но и от красных световых лучей, нужно отказаться от накаливания.

Светляк дает свой свет без всякого накаливания. Красных лучей он почти не излучает. Поэтому его свет так приятен.

"Холодным" светом светятся и многие рыбы в глубине океана. Будущим изобретателям придется учиться у этих рыб и у светляка.

Если удастся выведать у светящихся животных их тайну, освещение будет гораздо лучше и дешевле, чем сейчас.

От костра до электрической лампочки

Над изобретением лампы, при свете которой мы проводим вечера, работал не один человек, а множество людей в разных странах и в разное время.

Разве мог бы один человек проделать такое громадное число опытов, все время меняя то горючий материал, то устройство лампы, то самый способ добывания света?

Эта огромная работа велась не одним человеком, а тысячами людей.

Один опыт тянул за собой другой, одно изобретение наталкивало на другое, и все они вместе вели к одной цели.

А цель была - яркое, дешевое и удобное освещение.

Началась эта работа очень и очень давно. Ученые думают, что человек научился добывать огонь двадцать пять тысяч лет тому назад.

Много тысяч лет тому назад человек впервые попробовал заменить солнце огнем - нашел способ добывать искусственно свет и тепло. А поддерживать огонь он научился еще раньше. Найдя на лесном пожарище тлеющую головешку, он приносил ее в пещеру и потом годами поддерживал огонь в очаге, не давая ему погаснуть.

Способ получать свет был найден - горение. Но вопрос был в том, что именно сжигать, чтобы свет был дешевый и яркий.

И вот начались поиски горючего материала.

В смолистой лучине вся суть в смоле.

Поэтому дерево отбрасывают - остается смола.

Человек зажигает первую смоляную лампу. Но смола горит плохо. Пробуют жечь сало и, наконец, растительное масло.

Но и масло горит не так уж хорошо, а лучшего горючего материала пока нет.

Начинается работа над устройством лампы, чтобы заставить хорошо гореть то, что по природе горит плохо.

Изобретают самые мудреные лампы - с насосами, часовыми механизмами, со множеством всяких хитростей.

Дальше идти некуда, а масляные лампы горят еще неважно: коптят, чадят и гаснут через два-три часа после того, как их зажигают.

Опять принимаются за поиски горючих материалов, находят способы добывать газ, стеарин, керосин, которые горят лучше масла и сала. При хорошем горючем материале не нужны никакие хитрости.

Лампа упрощается - все эти насосы, часовые механизмы выбрасываются вон.

Но цель все еще не достигнута. У керосина и газа - свои недостатки: копоть, порча воздуха, пожары.

И все беды оттого, что для получения света зажигают огонь.

Перед завоевателями света - новая задача: смастерить лампу без пламени. Ведь пламя нужно для накаливания, а накаливать можно не только пламенем, но и электрическим током.

И опять все начинается сначала: нужно найти подходящий материал для накаливания.

Сначала пробуют уголь.

Но уголь нельзя накаливать добела.

Чтобы добиться более яркого света, пробуют накаливать металлы, которые не плавятся даже при очень высокой температуре- осмий, тантал, вольфрам.

Но ясно уже теперь, что на электрической лампочке завоевание света не остановится.

Задача в том, чтобы как можно больше энергии превращать в свет и как можно меньше энергии терять в виде тепла. Но для этого надо отказаться от высоких температур. Надо выбросить накаленную нить: от лампочек накаливания перейти к лампочкам без накаливания.

Такие лампочки уже есть.

Это длинные стеклянные трубки, наполненные разреженным газом. Когда сквозь трубки пропускают ток, они начинают светиться мягким, приятным светом. Никакой нити здесь нет, светится не накаленная нить, а газ. Азот дает золотистое свечение, водород - розовое, углекислый газ - белое, аргон - лиловое, неон - красное.

Из таких трубок делают буквы, знаки, рисунки для светящихся реклам и плакатов, ими украшают здания. На улицах Москвы горит везде над станциями метро красная надпись "Метро" из газосветных трубок. Ночью фасад, обрисованный светящимися линиями, теряет свою дневную тяжеловесность: на черном небе он кажется легким и стройным чертежом. И этот чертеж можно как угодно перестраивать.

Дома будущего будут строиться не только из железа, стекла, камня, но еще и из света. Такой светящийся дом строится у нас в Москве. Это Дворец Советов. По ночам он будет вспыхивать сотнями ярких линий.

Но светящиеся трубки будут не только освещать и украшать города.

В виде сигнальных огней и надписей они будут указывать дорогу судам и аэропланам, дирижировать движением, поездов и автомобилей. Красный свет неоновых трубок проникает сквозь самый густой туман. Светящиеся трубки во многих случаях удобнее, чем лампочки накаливания.

Но выгоднее ли они?

Первые светящиеся трубки были плохо устроены - брали много энергии. Но чем дальше, тем они делаются лучше и лучше. Теперь уже есть трубки, которые берут в несколько раз меньше энергии, чем лампочки накаливания с такой же отдачей света. Эти трубки наполнены парами натрия. Свет они дают лимонно-желтого цвета.

Недавно появилась натриевая лампочка не в виде трубки, а в виде колбочки. По форме она почти ничем не отличается от обыкновенной лампочки. Только сразу бросается в глаза, что нет нити.

Натриевая лампочка в пятьсот свечей берет не больше энергии, чем лампочка накаливания в сто свечей.

Электрическая лампочка со светящимся газом, "газосветная" лампочка,- серьезная соперница нашей лампочки накаливания. Газосветными лампочками освещены уже многие магазины, кинотеатры, выставки.

На Кройдонском аэродроме в Англии трубки уложены в канавку, окаймляющую посадочную площадку. Сверху канавка закрыта небьющимся стеклом. По ночам площадка кажется обведенной огненной чертой. Таким же способом можно писать на земле надписи, видимые с летящего аэроплана.

Лет через сто трудно будет узнать нашу темную, несветящуюся планету. Уже сейчас строят длинные "световые коридоры" для аэропланов. В будущем такими дорогами покроется вся земля.

Земной шар будет светиться не отраженным, а своим собственным светом, словно новое солнце.

Улицы без фонарей

Обыкновенно на этот вопрос отвечают: американский ученый Эдисон.

Но это неверно. Эдисон был только одним из многих, работавших над изобретением искусственного солнца, которое освещает сейчас наши улицы и дома.

Было время, когда на улицах городов не было ни одного фонаря, а в домах люди проводили вечера при свете сальной свечи или тусклой и коптящей масляной лампы.

Если бы мы сравнили эту старинную масляную лампу, которая напоминала чайник, с нашей электрической лампочкой, мы не нашли бы между ними никакого сходства. А между тем от этого уродливого чайника к электрической лампочке ведет длинный ряд превращений, длинная цепь небольших, но очень важных изменений.

Тысячи изобретателей в течение тысячи лет трудились для того, чтобы сделать наши лампы ярче и лучше.

Костер посреди комнаты

Уродливая масляная лампа была очень изящной и хорошо придуманной вещью по сравнению с теми лампами, которые были до нее.

А были и такие времена, когда вообще никаких ламп не существовало. Полторы тысячи лет тому назад на месте теперешнего Парижа мы нашли бы грязный городок Лютецию; городок - сплошь из деревянных хижин, крытых соломой или черепицей. Войдя в один из этих домов, мы увидели бы костер, разложенный посреди единственной комнаты.

Дым, несмотря на то что в крыше было отверстие, не хотел уходить из комнаты и нестерпимо ел глаза и легкие.

Этот первобытный очаг служил людям того времени и лампой, и кухонной плитой, и печкой.

Зажигать огонь посреди деревянной постройки было делом очень опасным.

Не мудрено, что пожары случались тогда очень часто.

Огня боялись, как злого, жадного врага, который только и ждет, как бы напасть на дом и уничтожить его.

Печи с дымовыми трубами появились на западе Европы лет семьсот тому назад, а у нас в России еще позже.

Перед Октябрьской революцией у нас в деревнях еще были кое-где "черные", или "курные", избы, которые отапливались печами без труб. Во время топки приходилось открывать дверь на улицу.

Чтобы спастись от дыма и холода, ребятишки укладывались среди бела дня спать, укрывшись с головой шубами и тулупами.

Вместо костра - горящая щепка

Для освещения жилища незачем было разжигать целый костер, когда для этого достаточно было одной щепки, одной лучины.

От очага в доме бывало и дымно и жарко, да и дров он съедал немало.

Вот люди и заменили кучу хвороста одной горящей щепкой - лучиной.

От сухого, ровного полена откалывали щепку длиной в аршин и зажигали.

Лучина была замечательным изобретением.

Недаром она просуществовала много веков - почти до нашего времени.

Но заставить лучину гореть было совсем не так просто.

Всякий, кому приходилось ставить самовар, знает, что растопку нужно держать наклонно - горящим концом вниз, иначе она погаснет. А почему?

Пламя всегда поднимается вверх по дереву. Это оттого, что воздух около горящего дерева нагревается. А теплый воздух легче холодного. Он поднимается вверх и тянет за собой пламя.

Вот поэтому и приходилось держать лучину слегка наклонно, горящим концом вниз, - иначе она погасла бы. Но нельзя же было держать ее все время в руках. Поступали проще: втыкали лучину в светец. А светец - это столбик на подставке.

К столбику приделан был железный зажим, в котором и укрепляли лучину.

Освещение это было совсем не такое плохое, как может показаться.

Лучина давала очень яркий свет. Но сколько от нее было дыму и копоти, сколько с ней было возни и хлопот!

Приходилось класть под нее железный лист, чтобы не было пожара, стоять около нее на часах, чтобы вовремя заменить сгоревшую лучину новой.

Обыкновенно, в то время как взрослые работали, за лучиной присматривал кто-нибудь из детей.

При свете факелов

Не везде легко было найти подходящее дерево для лучины.

Но люди не остановились перед этим препятствием.

Они заметили, что особенно ярко горит лучина, сделанная из смолистого дерева. Значит, дело не столько в дереве, сколько в смоле.

Стоит обмакнуть любую ветку в смолу, и получится искусственная лучина, которая будет гореть не хуже, а еще лучше настоящей.

Так появился факел.

Факелы горели очень ярко. Ими освещали целые залы во время торжественных пиров.

Рассказывают, что в замке рыцаря Гастона де Фуа двенадцать слуг держали в руках факелы, стоя вокруг стола во время ужина.

В королевских дворцах нередко факелы держали в руках не живые слуги, а серебряные статуи.

Факелы, как и лучины, сохранились до нашего времени. Даже в наше время по улицам города то и дело проносятся пожарные команды с зажженными факелами, напоминая нам о далеком прошлом.

Первая лампа

В одной пещере во Франции археологи нашли вместе с кремневыми скребками и гарпунами из оленьего рога небольшую плоскую чашку, вырезанную из песчаника.

Округлое дно чашки было покрыто каким-то черным налетом. Когда налет исследовали в лаборатории, оказалось, что это нагар, который образовался оттого, что в чашке сжигали сало.

Так была найдена первая лампа, освещавшая человеческое жилье еще в те времена, когда люди жили в пещерах.

В этой лампе не было ни фитиля, ни стекла. Когда она горела, она наполняла пещеру чадом и копотью.

Прошли тысячелетия, прежде чем люди додумались до лампы, не дающей копоти.

Лампа и фабричная труба

Отчего коптят лампы?

Да оттого же, отчего дымят фабричные трубы.

Если вы видите, что из фабричной трубы валит густой черный дым, будьте уверены, что на фабрике либо топки плохие, либо кочегары никуда не годятся.

Только часть дров сгорает у них в топке, а часть улетает в трубу, не сгорев.

Летят, конечно, не дрова, а сажа - маленькие кусочки угля, которые не успели сгореть.

Все дело в том, что без воздуха огня не бывает.

Чтобы дрова сгорели целиком, кочегар должен впускать в топку достаточно воздуха, подымая или опуская заслонку в трубе.

Если воздуха входит в топку мало, часть топлива не сгорит, а улетит в виде сажи. Если слишком много, опять нехорошо - топка остынет.

Копоть - та же сажа, кусочки угля.

Но откуда берется уголь в пламени лампы?

Из керосина, или сала, или смолы - смотря по тому, что мы в лампе сжигаем.

Правда, в керосине или смоле мы никакого угля не видим. Но ведь мы точно так же не видим и сахара в чае или творога в молоке.

Если керосиновая лампа хорошо заправлена, она не коптит: весь уголь в пламени сгорает.

Старинная лампа, не в пример теперешним, коптила всегда.

Было это вот почему: воздуха для горения не хватало, и не все кусочки угля в пламени успевали сгореть.

А не хватало воздуха потому, что в лампе сразу горело слишком много сала.

Надо было устроить так, чтобы сало подходило к пламени понемногу.

Для этого придумали фитиль.

Фитиль сделан из сотен нитей. А каждая нить - трубочка, по которой сало понемногу поднимается к пламени, как чернила по промокательной бумаге, опущенной в чернильницу.

Лампа-соусник и лампа-чайник

Все вы, вероятно, слышали о Геркулануме и Помпее. Это два города, которые были когда-то засыпаны пеплом во время извержения Везувия. Сейчас их откопали вместе со всеми их домами, площадями и улицами. В домах среди всякой утвари нашли и лампы.

Эти древние римские лампы были сделаны из глины и украшены бронзой. С виду лампа была похожа на соусник. Из носика торчал фитиль, а сбоку была ручка, за которую лампу держали, когда ее переносили с места на место. В лампу наливали растительное масло. Фитиль понемногу сгорал, и его приходилось поэтому время от времени вытаскивать из носика.

Шли века, а устройство лампы почти не менялось. В средневековом замке вы нашли бы почти такую же лампу, как в Помпее, только грубее сделанную.

Большие лампы - с несколькими фитилями - подвешивали к потолку на цепях. Чтобы масло не капало с фитилей на стол, внизу подвешивали еще маленькую чашечку, куда оно и стекало.

Масло стоило дорого. Его привозили арабские купцы с Востока. Люди победнее жгли сало в глиняных чашках или в ночниках, похожих на чайник.

Фитили делали из пеньки.

В Париже их продавали разносчики, которые ходили по улицам и выкрикивали:

Вот фитили для масла,
Чтоб лампа не погасла!

Лампа без посуды

В лампе самое главное - жир и фитиль, а посуда не так важна. Но как же обойтись без посуды? А очень просто.

Стоит только опустить фитиль в теплое, расплавленное сало и потом вытащить его.

Весь фитиль покроется слоем сала, и, когда оно остынет, получится свеча.

Так в старину и делали.

Несколько десятков фитилей, привязанных к палке, опускали одновременно в котел с салом.

Макали фитили в сало несколько раз, чтобы на фитиле образовался толстый слой.

Такие свечи назывались мокаными.

Большей частью хозяйки не покупали готовых свечей, а делали их сами.

Позже научились отливать свечи в особых формах из жести или олова. Литые свечи были гораздо красивее моканых. Они получались гладкие и ровные.

Свечи делали не только из сала, но и из воска. Восковые свечи стоили гораздо дороже. Их можно было увидеть только в церкви да во дворце.

Впрочем, и короли могли позволить себе эту роскошь только в торжественных случаях. Во время больших празднеств залы дворцов освещались сотнями восковых свечей.

Вот что рассказывает один путешественник о таком празднестве в Москве XVI века:

"В продолжение пира наступил вечер, так что пришлось зажечь четыре серебряных паникадила, висевших под потолком, из которых большое, напротив великого князя, было о двенадцати свечах, три другие - о четырех. Все свечи были восковые. Около поставца с обеих сторон его стояли восемнадцать человек с большими восковыми свечами. Свечи ярко горели, и в комнате было очень светло. На наш стол также подали шесть больших восковых свечей, а подсвечники были яшмовые и хрустальные, в серебряной оправе".

Видно, восковые свечи были не дешевы, если гости на пиру пересчитывали их все до одной. Чем больше было свечей, тем и пир считался более пышным.

Так было не только в XVI веке, но и гораздо позже. До нас дошел рассказ о большом бале, который дал когда-то князь Потемкин в честь Екатерины П. В залах дворца, принадлежавшего князю, было зажжено сто сорок тысяч масляных ламп и двадцать тысяч восковых свечей.

Можно представить себе, как жарко было от всего этого огня, который сверкал повсюду в хрустале люстр и в разноцветном стекле ламп. Веер на таком балу был не роскошью, а необходимостью.

Но жара - еще не беда. Случалось, что к жаре присоединялся густой туман.

Павел I давал как-то бал в своем сыром и мрачном Михайловском замке. По приказу императора, в залах зажгли тысячи свечей. Из-за сырости от этих свечей поднялся такой туман, что гости с трудом различали друг друга. Свечи еле мерцали во мгле. Дамские "робы", вышитые золотом и пестрыми шелками, казались в тумане одноцветными.

Восковые свечи - это роскошь, которая была доступна только немногим. Но и сальные свечи стоили не так дешево.

Еще сто лет тому назад целые семьи проводили вечера при свете одной свечи. А когда собирались гости, зажигали две или три штуки, и все считали, что в комнате очень светло.

Танцевальный вечер при трех свечах кажется нам смешным. Ведь мы и лампочку в шестнадцать свечей находим слабой.

Мы не согласились бы жить даже при стеариновых свечах, а между тем наши предки жили при сальных свечах, которые гораздо хуже стеариновых.

Коптит сальная свеча вовсю. Но самое, скверное то, что приходится поминутно снимать с нее нагар.

Если этого не делать, вся свеча покрывается натеками, оттого что обнаженный конец фитиля не сгорает и делается все больше и больше.

При этом пламя увеличивается, так же как в керосиновой лампе, когда выдвигают фитиль.

Но большое пламя расплавляет больше сала, чем нужно. Сало и течет по свече вниз.

Поэтому приходилось укорачивать фитиль особыми щипцами. Щипцы лежали обыкновенно на подносике около свечи.

Снимать нагар пальцами считалось очень неприличным. Сняв щипцами со свечи нагар, полагалось бросить его на пол и наступить на него ногой - "дабы никакое зловоние ноздрей наших не оскорбляло".

В теперешних стеариновых свечах фитиль так устроен, что нагара не получается.

Дело в том, что самое жаркое место не внутри пламени, куда воздух пробирается с трудом, а снаружи, где воздуха больше.

Это легко проверить.

Стоит только осторожно и быстро накрыть пламя свечи листом бумаги. На бумаге получится горелое колечко. Это значит, что пламя внутри не такое горячее, как снаружи.

В сальной свече фитиль все время остается в середине пламени. Оттого он плохо горит и дает нагар.

В стеариновой свече фитиль не крученый, как в сальной, а плетеный. Кончик фитиля, заплетенного в тугую косичку, все время изгибается, высовывается в наружную, самую горячую часть пламени и понемногу сгорает.

Свеча-часы

В старину случалось, что когда человека спрашивали, который час, он смотрел не на часы, а на свечку. И не по рассеянности, а потому, что тогда свечи служили не только для освещения, но и для измерения времени.

Рассказывают, что в часовне короля Карла V день и ночь горела большая свеча, разделенная черными полосками на двадцать четыре части, которые обозначали часы. Специально приставленные слуги обязаны были время от времени сообщать королю, до которой метки догорела свеча. Была эта свеча, конечно, не маленькая. Делали ее как раз такой длины, чтобы она сгорала в двадцать четыре часа.

Сотни лет в темноте

После того как были изобретены факелы, масляные лампы и свечи, люди долгое время довольствовались этим жалким освещением.

А освещение было действительно прескверное.

Лампы и свечи дымили, коптили. От треска и шума, который они производили, у нас с непривычки разболелась бы голова.

В переносных фонарях вместо стекол были продырявленные, как сито, металлические пластинки. Свету сквозь дырочки л проходило мало. Уличных фонарей тогда еще не было и в помине.

Если бы луна не заботилась об освещении города, на улицах не видно было бы ни зги.

А фонари тогда были нужнее, чем сейчас. Мостовые были далеко не везде. Почва была неровная, грязная, покрытая мусором. Посреди узких уличек протекали сточные канавы. Люди старались держаться ближе к домам. Но и это грозило не меньшей опасностью.

Случалось, что из окон верхних этажей, выступавших над улицей, выливали на голову прохожих помои.

Жиль Блаз, веселый герой одного старинного романа, рассказывает такую историю:

"Ночь, как на грех, была чрезвычайно темная. Я шел по улице ощупью и был уже на половине пути, когда из одного окна опорожнили мне на голову посудину с духами, не особенно приятными для обоняния. Очутившись в столь ужасном положении, я не знал, на что решиться. Если бы я вздумал вернуться назад, какое зрелище получилось бы для моих товарищей? Это значило бы добровольно сделать себя их посмешищем".

Чтобы избавить себя от неприятностей такого сорта, знатные люди брали с собой слуг, которые несли перед ними зажженные факелы.

У нас в старой москве тоже по ночам улицы погружались в полнейший мрак.

"Мы впотьмах достигли большого дворцового крыльца. В двадцати шагах от него стояло множество служителей, державших лошадей под уздцы. Они дожидались своих господ, бывших в гостях у царя, для того чтобы проводить их домой. Но чтобы дойти до того места, где стояли лошади, мы должны были в темную ночь брести в грязи по колено".

Это рассказывает путешественник, иностранец Барберино, побывавший в Москве в XVI веке.

Впрочем, бывало иногда, что на темных московских улицах загорались вдруг десятки ярких огней. Эти огни не стояли на месте, а двигались, то вытягиваясь вдоль улицы длинной цепью, то исчезая за углом.

В домах раскрывались ставни. За слюдяными окнами видны были испуганные лица: что за свет такой на улице? Уж не пожар ли? А огни все ближе и ближе. И вот уже показались царские скороходы, несущие большие слюдяные фонари, а за скороходами - всадники в иноземных кафтанах. .Это посол иноземного короля возвращался в отведенные ему покои после приема в царском дворце.

В дневнике одного иностранца рассказывается об этом так:

"На лестнице во дворце были зажжены большие плошки. Посреди двора горели два больших огня. Когда мы ехали домой - уже около десяти часов вечера,- шестеро москвитян, шедших впереди лошадей, несли большие фонари со свечами, а перед господином послом шли шестнадцать москвитян с фонарями и провожали нас до нашего помещения".

Фонари загораются

В старину люди и в городе и в деревне день начинали с рассветом, а кончали с заходом солнца. Не было фабрик, не было ночной работы. Все промышленные изделия изготовлялись в мастерских ремесленников. Люди рано ложились спать и рано вставали. Особенной нужды в лампах и фонарях не было.

Но когда развилась промышленность, когда появились большие мастерские, а потом и фабрики, жизнь в городах пошла по-другому.

Фабрика привела с собой длинный рабочий день, ночную смену. Загудели фабричные гудки, сзывая рабочих на работу задолго до восхода солнца. Города стали раньше просыпаться, позже засыпать. Люди в городах перестали считаться с солнцем, и день стал словно длиннее, ночь короче. А для этого нужны были лампы и фонари, нужен был дешевый и яркий свет.

Началась работа изобретателей, которая привела в конце концов к газу и электричеству. Но случилось это не сразу.

Ведь и средневековый город не сразу превратился в город машин и фабрик.

У нашей электрической лампочки длинный ряд предков.

Таинственное исчезновение свечи

Сначала изобретатели попытались улучшить масляную лампу. Но для того чтобы придумать хорошую масляную лампу, надо было знать, что происходит с маслом, когда оно горит.

Надо было разобраться в том, что такое горение. Только тогда, когда люди в этом разобрались, стали появляться хорошие лампы.

Если мы опустим горящую свечу в банку и прикроем банку крышкой, свеча первое время будет гореть хорошо. Но уже через несколько секунд пламя начнет тускнеть и наконец погаснет.

Если мы зажжем свечу и вновь опустим ее в ту же самую банку, она погаснет на этот раз сразу.

В банке по-прежнему есть воздух, но в ней не хватает чего-то, что неободимо для горения.

Это "что-то" - газ, составляющий часть воздуха; Называется он кислородом. Когда свеча горит, кислород расходуется, исчезает.

Но это еще не объясняет нам, что такое горение.

На наших глазах исчезает свеча, да еще вдобавок куда-то девается кислород. Что же это за таинственное исчезновение?

Дело в том, что нам только кажется, что свеча исчезает.

Если вы подержите над пламенем стакан, он запотеет - покроется капельками воды.

Значит, при горении получается вода.

Но, кроме воды, которую мы видим, получается еще невидимый углекислый газ.

Когда мы опускали горящую свечу в банку, на дне банки получался слой углекислого газа, в котором свеча, как в воде, гореть не может.

Но углекислый газ можно из банки вылить, как жидкость.

Если вы выльете из банки углекислый газ и после этого снова опустите в банку горящую свечу, она уже не погаснет сразу.

Погаснет она только тогда, когда накопится новый слой углекислого газа.

Во время горения свеча и кислород не исчезают, а превращаются в углекислый газ и водяной пар.

Этого люди раньше не знали.

Только один человек, который жил больше четырех веков тому назад, разбирался в том, что такое горение.

Это был итальянский художник, ученый и инженер Леонардо да Винчи.

Лампа с самоварной трубой

Леонардо да Винчи еще в то время понимал, что копоть бывает от недостатка воздуха.

Он сообразил, что для того чтобы воздуха было достаточно, нужно устроить тягу, как в печке, - поставить над пламенем трубу.

Теплый воздух вместе с углекислым газом и водяным паром будет уходить в трубу, а на его место снизу будет подходить свежий воздух, богатый кислородом.

Так было изобретено ламповое стекло.

На первых порах это стекло было не стеклянное, а жестяное - вроде самоварной трубы.

Труба не надевалась на лампу, как теперь стекло, а помещалась выше пламени.

Только через двести лет французский аптекарь Кенке догадался заменить непрозрачную жестяную трубу прозрачной, сделанной из стекла. По имени аптекаря Кенке лампы со стеклом назывались в старину кенкетами.

Это о них писал когда-то Денис Давыдов:

Вот гостиная в лучах:
Свечи да кенкеты.

Кенке не пришло в голову, что ламповое стекло, раз оно прозрачно, можно опустить ниже - надеть на горелку.

Должно было пройти еще тридцать три года, прежде чем швейцарец Арганд додумался до такой простой, на первый взгляд, вещи.

Замысловатые лампы

Так понемногу складывалась лампа из отдельных частей: сначала появилась посудина для масла, потом фитиль и, наконец, стекло.

Но и такая лампа со стеклом горела не так уж хорошо.

Света она давала не больше, чем свеча.

Масло плохо всасывалось фитилем - хуже, чем керосин, а керосина еще не было на свете.

Попробуйте опустить полоску пропускной бумаги в керосин и в постное масло. Вы увидите, что керосин всасывается гораздо быстрее.

Из-за того что масло плохо всасывалось фитилем, пламя было маленькое.

Нужно было придумать способ гнать масло в фитиль силой, раз оно не хотело идти добром.

Способ этот придумал лет через пятьдесят после Леонардо да Винчи один математик - Кардан.

Он догадался поставить резервуар не под горелкой, а сбоку - так, чтобы масло текло к пламени сверху вниз самотеком, как вода в водопроводе.

Для этого ему пришлось соединить посудину с горелкой посредством особой трубки - маслопровода.

Другой изобретатель, Карсель, для нагнетания масла в горелку приспособил ни больше ни меньше, как насос. Получилась не лампа, а целое машинное отделение - с насосом, который приводился в движение часовым механизмом и накачивал масло в горелку.

Лампы Карселя, огромных размеров, употребляют и до сих пор на маяках, потому что они дают очень ровный свет.

Наконец, третий изобретатель поместил в посудину с маслом металлический кружок и пружину.

Пружина давила на кружок, кружок на масло, а маслу ничего не оставалось делать, как подниматься по трубке в горелку.

Такие лампы с модератором были в ходу совсем недавно, во времена наших прадедушек и прабабушек.

Все эти мудреные лампы горели гораздо хуже теперешней керосиновой, хотя были устроены много сложнее.

Дело в том, что в этих лампах никуда не годились фитили. Фитили делали тогда крученые, как и в сальных свечах. Пламя получалось такое же, как от свечи, но только большое. Не мудрено, что лампы коптили: воздух не мог пробраться внутрь пламени. Француз Леже сообразил, что фитиль можно сделать не в виде круглого шнура, а в виде плоской ленты. Тогда и пламя получится плоское и воздуху будет легче в него пробраться.

Такие фитили и сейчас употребляются в маленьких керосиновых лампочках.

Тот же Арганд, который догадался надеть стекло на лампу, придумал еще лучший фитиль.

Поступил он очень просто: взял да и свернул плоский фитиль в трубку.

Горелку он устроил так, что воздух подходил к пламени и снаружи и изнутри.

Лампа Арганда

Горелка Арганда сохранилась в наших больших керосиновых лампах.

Попробуйте разобрать горелку керосиновой лампы. Вы увидите коронку со щелями для прохода воздуха и металлическую трубку, в которую вставлен фитиль.

В трубке проделано отверстие, через которое воздух проникает внутрь фитиля, а оттуда - в середину пламени.

Лампу Арганда встретили с восторгом. Но нашлись у нее и враги. Одна старая писательница, графиня де Жанлис, говорила, что "с тех пор как лампы вошли в моду, даже молодые люди стали носить очки. Хорошие глаза можно найти только у стариков, которые читают и пишут при свете свечи".

Конечно, это неправда. Лампа Арганда нисколько глазам не вредила.

Первые фонари

За те несколько сот лет, которые отделяют лампу-чайник от лампы Арганда, на улицах городов произошли большие перемены.

Первыми были освещены улицы Парижа. Началось дело с того, что полиция стала требовать, чтобы каждый домовладелец выставлял с девяти часов вечера в окне нижнего этажа зажженную лампу.

Через некоторое время возникли специальные артели факельщиков и фонарщиков, которые за небольшую плату освещали дорогу всем желающим.

Прошло еще несколько лет, и в Париже появились фонари.

Это было большим событием. Король Людовик XIV велел выбить по этому поводу медаль.

Иностранные путешественники с восторгом рассказывают о впечатлении, которое произвел на них освещенный Париж.

Говорят, что царствование Людовика XIV стали называть "блестящим" именно из-за уличных фонарей.

Интересно почитать воспоминания людей того времени.

Передо мной книга с длинным, по тогдашней моде, названием:

ПРЕБЫВАНИЕ В ПАРИЖЕ,
или точные указания
для знатных
путешественников,
как они должны себя
вести,
если они хотят сделать доброе применение из своего времени
и денег, НАХОДЯСЬ В ПАРИЖЕ.
Сочинение
советника Его Высочества
Принца Вальдека
Иоахима Кристофа
НЕМЕЙТЦ Париж, 1718.

На одной из страниц этой книги мы читаем:

"По вечерам можно безопасно выходить на большие улицы до десяти или одиннадцати часов. С наступлением ночи фонарщики зажигают на всех улицах и мостах общественные фонари, которые горят до двух или трех часов ночи.

Эти фонари висят на цепях посреди улицы на равных расстояниях, что весьма приятно на вид, в особенности если смотреть с перекрестка.

Некоторые лавки, кафе, таверны, кабачки остаются открыты до десяти или одиннадцати часов. Их окна уставлены бесконечным числом свечей, которые бросают яркий свет на улицу. Вот почему в хорошую погоду здесь можно встретить столько же народа, сколько днем.

На людных, оживленных улицах почти никогда не бывает грабежей или убийств. Но я не берусь утверждать, что на маленьких улицах вы не подвергнетесь нападению. Никому не советую ходить по городу темной ночью.

Хотя по улицам и разъезжает конная стража, случаются вещи, которых она не видит.

Недавно карета герцога Ричмондского была остановлена в полночь неизвестными недалеко от Нового моста. Один из нападавших ворвался в карету и пронзил герцога шпагой.

После десяти или одиннадцати часов вечера невозможно найти даже на вес золота портшез или фиакр.

Лучше всего брать с собой слугу, который шел бы впереди вас с факелом в руках".

В 1765 году в Париже были поставлены новые, "отражательные" фонари с масляными лампами вместо свечей и блестящими пластинками-рефлекторами. Такие рефлекторы и сейчас еще встречаются в керосиновых лампочках.

Новые фонари простояли много лет. Один из них - на углу улицы Ванери и Гревской площади - прославился во время французской революции. На нем восставшие парижане вешали королевских чиновников и придворных. Один аббат, которого уже тащили к фонарю, спасся только тем, что закричал:

- Ну хорошо, вы меня повесите. Станет ли вам от этого светлее?

Через двадцать лет после Парижа был освещен Лондон. Один изобретательный человек, по имени Эдуард Геминг, взялся за небольшую плату выставлять у каждой десятой двери фонарь.

Правда, фонари он был обязан ставить не всегда, а в безлунные ночи, не круглый год, а только зимой, и не на всю ночь, а с шести до двенадцати.

И все-таки его предложение вызвало бурю восторга. Его называли гениальным изобретателем, говорили, что "открытия других изобретателей ничто в сравнении с подвигом человека, который превратил ночь в белый день".

У нас в России еще сто лет тому назад улицы освещались масляными фонарями.

Как выглядели тогда улицы Петербурга, рассказывает нам Гоголь в своей повести "Невский проспект":

". как только сумерки упадут на домы и улицы и будошник, накрывшись рогожею, вскарабкается на лестницу зажигать фонарь. тогда Невский проспект опять оживает и начинает шевелиться. Тогда настает то таинственное время, когда лампы дают всему, какой-то заманчивый, чудесный свет.
. Длинные тени мелькают по стенам и мостовой и чуть не достигают головами Полицейского моста.
. Далее, ради бога, далее от фонаря! и скорее, сколько можно скорее, проходите мимо. Это счастие еще, если отделаетесь тем, что он зальет щегольской сюртук ваш вонючим своим маслом".

Ильин солнце на столе

Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Михаил Ильин - псевдоним Ильи Яковлевича Маршака (1896-1953) - писателя, младшего брата известного детского поэта Самуила Маршака. Один из основателей советской познавательной книги для детей. По образованию инженер-химик.
Писательскую деятельность начал с работы в детском журнале, основанном С. Маршаком, - "Новый Робинзон".
Многие книги написал в соавторстве со своей женой - Еленой Сигал.
Иллюстраторами его книг были М. Цехановский, Н. Лапшин, Е. Эвенбах, Ю. Смольников, В. Ермолаева.

В гимназии Илья учился вместе с будущим замечательным писателем-натуралистом Виталием Бианки и не раз бывал на обеде в семье Бианки.
Будучи студентом Технологического института, Илья Маршак в 1924 году начал работать в детском журнале «Новый Робинзон». Ему предложили написать «химическую страничку». Чтобы его не путали с братом – Самуилом Маршаком – Илья подписал свои заметки сначала «Илья М.», а потом «М.Ильин». «Если бы я знал тогда, что буду продолжать писать, я бы, наверное, придумал другой псевдоним», - признался писатель. В «Новом Робинзоне» М. Ильин вел раздел «Лаборатория». Эта работа стала для него настоящей литературной школой. Как написал Б. Галанов: «Сочиняя маленькие рассказы о химических превращениях вещей и под веселым именем фокусника Чудодеева раскрывая детям секрет различных «чудес», М. Ильин учился писать живо, образно, целеустремленно».
Главными помощниками Ильи Яковлевича были Самуил Маршак и Борис Житков.


Научно-популярные книги М. Ильина:

1924
сотрудничество в журнале «Новый Робинзон»

Ильин М., Эвенбах Е. Кожа. – Л.: ГИЗ, 1926. – 8 с.
Ильин М., Эвенбах Е. Ситец. – Л.: ГИЗ, 1926. – 8 с.

Солнце на столе (Рассказы об освещении) / Рис. Н. Лапшина. – М.; Л.: ГИЗ. – 40 с.
Который час? (Рассказы о времени) / Рис. Н. Лапшина. – М.; Л.: ГИЗ. – 96 с.
Карманный товарищ (Перочинный нож) / Рис. М. Цехановского. - М.; Л.: ГИЗ. – 40 с.

Десять фокусов Чудодеева / Рис. В. Ермолаевой. - М.; Л.: ГИЗ. – 16 с.
Завод в кастрюле / Рис. М. Цехановского. - М.; Л.: ГИЗ. – 42 с.
Черным по белому / Рис. Н. Лапшина. – М.; Л.: ГИЗ. – 114 с.

Дело о растрате / Рис. Н. Лапшина. – М.; Л.: ГИЗ. – 34 с.
Желтый крест / Рис. Н. Лапшина. – М.; Л.: ГИЗ. – 32 с.
Сто тысяч почему / Рис. Н. Лапшина. – М.; Л.: ГИЗ. – 110 с.

Вездеход / Рис. М. Разулевича. – М.; Л.: ГИЗ. – 39 с.
Вокруг света за 12 часов / Рис. В. Гвайта. – М.; Л.: Молодая гвардия. – 72 с.
Зеленая фабрика. - М.; Л.: Молодая гвардия. – 23 с.
Как автомобиль учился ходить / Рис. Н. Лапшина. – М.; Л.: ГИЗ. – 23 с.
Когда оживут вещи / Рис. Н. Лапшина. – М.; Л.: Молодая гвардия. – 30 с.
Рассказ о великом плане / Рис. М. Разулевича. – М.; Л.: ГИЗ. – 172 с.
Фабрика будущего / Рис. Н. Лапшина. – М.; Л.: Молодая гвардия. – 30 с.
Что мы строим: Приложение к журналу «Еж» – М.: ГИЗ. – 16 с.

1931
Машины-загадки, игрушки-разгадки / Рис. М. Разулевича. – М.; Л.: ОГИЗ: Молодая гвардия. – 85 с.

1935
Горы и люди (Рассказы о перестройке природы) / Рис. Н. Лапшина. – Л.: Гос. изд-во детской литературы. – 308 с.

1936
Рассказы о вещах / Рис. Н. Лапшина. – М.; Л.: Детиздат. – 352 с. (Содержание: История вещей. – Сто тысяч почему. – Солнце на столе. – Который час? – Черным по белому. – Как автомобиль учился ходить)

1937
Сегодня и вчера (Рассказы о Родине) / Рис. Ю. Слепян. – М.; Л.: Детиздат. – 350 с.

1940
Ильин М., Сегал Е. Волшебные очки / Рис. А. Курдова. – М.; Л.: Детиздат. – 20 с.
Ильин М., Сегал Е. Как человек стал великаном. Кн. 1 / Рис. А. Комарова. – М.; Л.: Детиздат. – 127 с.

1941
Сказка-загадка / Рис. П. Алякринского. – М.; Л.: Детиздат. – 32 с.

1946
Ильин М., Сегал Е. Как человек стал великаном. Кн. 2. - – М.; Л.: Детгиз. – 554 с.

1947
Человек и стихия. – Л.: Гидрометеоиздат. – 256 с.

1948
Путешествие в атом / Рис. М. Гетманского. – М.; Л.: Детгиз. – 62 с.

1949
Обновленный край (главы из книги о преобразовании природы). – М.: Правда. – 80 с.
Ильин М., Сегал Е. Рассказы о машинах / Рис. В. Тамби. - – М.; Л.: Детгиз. – 34 с.

1950
Покорение природы / Оформление Н. Шишловского, фотоил. – М.; Л.: Детгиз. – 160 с.

1951
Преобразование планеты (Рассказы о покорении природы). – М.: Советский писатель. – 600 с.

1952
Ильин М., Сегал Е. Рассказы о том, что тебя окружает / Рис. В. Добросклонского. – М.; Л.: Детгиз. – 327 с.

1953
Ильин М., Сегал Е. Сумка школьника / рис. О. Шухвостова. – М.; Л.: Детгиз. – 48 с.
Ильин М., Сегал Е. Александр Порфирьевич Бородин. 1833-1887. – М.: Молодая гвардия. – 519 с.

Литература об М. Ильине:

Жизнь и творчество М. Ильина / Сост. Б.В. Ляпунов. – М.: Гос. изд-во детской литературы, 1962. – 464 с. - (Дом детской книги).

1958 - радиопередача с Захаром Загадкиным
1959 - Воспоминания юнги Захара Загадкина
1963 - Необыкновенные путешествия или удивительные, но совершенно правдивые географические приключения Захара Загадкина на 1/6 земной суши, рассказанные им самим и дополненые примечаниями будущего ученого Фомы Отгадкин
1965 - Воспоминания и необыкновенные путешествия Захара Загадкина (переизд. 1969; 1976; 1997 - Приключения Захара Загадкина) - рассказы и загадки по географии мира и СССР

1962 - Рассказы о том, что тебя окружает - совместно с Е. Сигал

Материалы об М. Ильине в интернете

Несколько слов о работе Михаила Ильина в детских журналах

После затянувшегося приступа болезни М. Ильин вновь писать для детских журналов.
В журнале «Чиж» он ведет отдел «Школа Чижа». И объявляет самым маленьким своим читателям, что будет учить таким вещам, каким обычно в школе не учат: мыть полы, ходить по улицам, наливать молоко, заколачивать гвозди, ввинчивать винты.
В «Еже» - отдел для ребят постарше – «Мастер Ежа». Здесь М. Ильин обещает научить ребят работать разными инструментами, сделать их своими помощниками-подмастерьями. А также отдел «Музей Ежа» - рассказы о том, как люди жили когда-то.
В журнале «Знание – сила» писатель – «ректор М. Ильин» - открывает высшее учебное заведение – «Институт спичечных инженеров». Инженерное дело во всех видах, для читателей любого возраста. Главное учебное пособие – спички. В спичке дерево остается таким же строительным материалом, как и в бревне. Как сталь остается сталью и в проволоке и в канате ручного подъемника.
В «Пионере» еще один отдел – «КИП» (клуб инженеров-пионеров) – состоял из подотделов: в одном из них писатель давал теоретические знания по точным наукам, в другом - «Фабрика на столе» - советы, как эти знания использовать на практике. В том же «КИПе» помещались очерки по современной технике и ее истории, из номера в номер печаталась юмористическая повесть о забавных и нелепых изобретениях профессора Чепуховского.
Дома М. Ильин мастерил спичечные мосты, «настольные» сельскохозяйственные орудия, железобетонные гаражи. Е. Сегал описывает случай, когда ее муж встал на крышу сделанного им гаража и она не провалилась.
Илья Яковлевич руководил опытами юных техников, задавал им вопросы, давал ответы, разбирал присланные ему проекты.
Его интересовало журнальное дело, интересовал весь журнал целиком.
При обсуждении тематических планов Илья Яковлевич не только давал списки тем (напр. «Почему мост провалился» - о сопротивлении материалов; «Для чего ничего» - о роли вакуума в науке – такая книга была написана А. Томилиным и В. Теребинской), но и советы, как их лучше раскрыть.

Читайте также: