Иголка и нитки были у бабушки приготовлены еще с вечера и лежали на рабочем столике

Обновлено: 18.05.2024

— Опять спать! — вскричала Настасья, — да ты болен, что ль?

Он ничего не отвечал.

— После, — проговорил он с усилием, смыкая опять глаза и оборачиваясь к стене. Настасья постояла над ним.

— И впрямь, может, болен, — сказала она, повернулась и ушла.

Она вошла опять в два часа, с супом. Он лежал как давеча. Чай стоял нетронутый. Настасья даже обиделась и с злостью стала толкать его.

— Чего дрыхнешь! — вскричала она, с отвращением смотря на него. Он приподнялся и сел, но ничего не сказал ей и глядел в землю.

— Болен аль нет? — спросила Настасья, и опять не получила ответа.

— Ты хошь бы на улицу вышел, — сказала она, помолчав, — тебя хошь бы ветром обдуло. Есть-то будешь, что ль?

— После, — слабо проговорил он, — ступай! и махнул рукой.

Она постояла еще немного, с сострадание посмотрела на него и вышла.

Через несколько минут он поднял глаза и долго смотрел на чай и на суп.

Потом взял хлеб, взял ложку и стал есть.

Он съел немного, без аппетита, ложки три-четыре, как бы машинально.

Голова болела меньше. Пообедав, протянулся он опять на диван, но заснуть уже не мог, а лежал без движения, ничком, уткнув лицо в подушку. Ему все грезилось, и все странные такие были грезы: всего чаще представлялось ему, что он где-то в Африке, в Египте, в каком-то оазисе. Караван отдыхает, смирно лежат верблюды; кругом пальмы растут целым кругом; все обедают. Он же все пьет воду, прямо из ручья, который тут же, у бока, течет и журчит. И прохладно так, и чудесная-чудесная такая голубая вода, холодная, бежит по разноцветным камням и по такому чистому с золотыми блестками песку… Вдруг он ясно услышал, что бьют часы. Он вздрогнул, очнулся, приподнял голову, посмотрел в окно, сообразил время и вдруг вскочил, совершенно опомнившись, как будто кто его сорвал с дивана. На цыпочках подошел он к двери, приотворил ее тихонько и стал прислушиваться вниз на лестницу. Сердце его страшно билось. Но на лестнице было все тихо, точно все спали… Дико и чудно показалось ему, что он мог проспать в таком забытьи со вчерашнего дня и ничего еще не сделал, ничего не приготовил… А меж тем, может, и шесть часов било… И необыкновенная лихорадочная и какая-то растерявшаяся суета охватила его вдруг, вместо сна и отупения. Приготовлений, впрочем, было немного. Он напрягал все усилия, чтобы все сообразить и ничего не забыть; а сердце все билось, стукало так, что ему дышать стало тяжело. Во-первых, надо было петлю сделать и к пальто пришить, — дело минуты. Он полез под подушку и отыскал в напиханном под нее белье одну, совершенно развалившуюся, старую, немытую свою рубашку. Из лохмотьев ее он выдрал тесьму, в вершок шириной и вершков в восемь длиной. Эту тесьму сложил он вдвое, снял с себя свое широкое, крепкое, из какой-то толстой бумажной материи летнее пальто (единственное его верхнее платье) и стал пришивать оба конца тесьмы под левую мышку изнутри. Руки его тряслись пришивая, но он одолел, и так, что снаружи ничего не было видно, когда он опять надел пальто. Иголка и нитки были у него уже давно приготовлены и лежали в столике, в бумажке. Что же касается петли, то это была очень ловкая его собственная выдумка: петля назначалась для топора. Нельзя же было по улице нести топор в руках. А если под пальто спрятать, то все-таки надо было рукой придерживать, что было бы приметно. Теперь же, с петлей, стоит только вложить в нее лезвие топора, и он будет висеть спокойно, подмышкой изнутри, всю дорогу. Запустив же руку в боковой карман пальто, он мог и конец топорной ручки придерживать, чтоб она не болталась; а так как пальто было очень широкое, настоящий мешок, то и не могло быть приметно снаружи, что он что-то рукой, через карман, придерживает. Эту петлю он тоже уже две недели назад придумал.

Покончив с этим, он просунул пальцы в маленькую щель, между его «турецким» диваном и полом, пошарил около левого угла и вытащил давно уже приготовленный и спрятанный там заклад. Этот заклад был, впрочем, вовсе не заклад, а просто деревянная, гладко обструганная дощечка, величиной и толщиной не более, как могла бы быть серебряная папиросочница. Эту дощечку он случайно нашел, в одну из своих прогулок, на одном дворе, где во флигеле помещалась какая-то мастерская. Потом уже он прибавил к дощечке гладкую и тоненькую железную полоску, — вероятно, от чего-нибудь отломок, — которую тоже нашел на улице тогда же. Сложив обе дощечки, из коих железная была меньше деревянной, он связал их вместе накрепко, крест-накрест, ниткой; потом аккуратно и щеголевато увертел их в чистую белую бумагу и обвязал тоненькою тесемочкой, тоже накрест, а узелок приладил так, чтобы помудренее было развязать. Это для того, чтобы на время отвлечь внимание старухи, когда она начнет возиться с узелком, и улучить таким образом минуту.

Железная же пластинка прибавлена была для весу, чтобы старуха хоть в первую минуту не догадалась, что «вещь» деревянная. Все это хранилось у него до времени под диваном. Только что он достал заклад, как вдруг где-то на дворе раздался чей-то крик:

— Семой час давно!

Он бросился к двери, прислушался, схватил шляпу и стал сходить вниз свои тринадцать ступеней, осторожно, неслышно, как кошка. Предстояло самое важное дело — украсть из кухни топор. О том, что дело надо сделать топором, решено им было уже давно. У него был еще складной садовый ножик; но на нож, и особенно на свои силы, он не надеялся, а потому и остановился на топоре окончательно. Заметим кстати одну особенность по поводу всех окончательных решений, уже принятых им в этом деле. Они имели одно странное свойство: чем окончательнее они становились, тем безобразнее, нелепее, тотчас же становились и в его глазах. Несмотря на всю мучительную внутреннюю борьбу свою, он никогда, ни на одно мгновение не мог уверовать в исполнимость своих замыслов во все это время.

И если бы даже случилось когда-нибудь так, что уже все до последней точки было бы им разобрано и решено окончательно и сомнений не оставалось бы уже более никаких, — то тут-то бы, кажется, он и отказался от всего, как от нелепости, чудовищности и невозможности. Но неразрешенных пунктов и сомнений оставалась еще целая бездна. Что же касается до того, где достать топор, то эта мелочь его нисколько не беспокоила, потому что не было ничего легче. Дело в том, что Настасьи, и особенно по вечерам, поминутно не бывало дома: или убежит к соседям, или в лавочку, а дверь всегда оставляет настежь. Хозяйка только из-за этого с ней и ссорилась. Итак, стоило только потихоньку войти, когда придет время, в кухню и взять топор, а потом, чрез час (когда все уже кончится), войти и положить обратно. Но представлялись и сомнения: он, положим, придет через час, чтобы положить обратно, а Настасья

Иголка и нитки были у бабушки приготовлены еще с вечера и лежали на рабочем столике

Учиться пора

Галина Михайлова

Галина Михайлова запись закреплена

Понедельник, 27 апреля. 10 класс. Русский язык.
Погружаемся в пунктуацию. Знаки препинания при однородных членах и в ССП.
1. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Всё блещет и нежится и радостно тянется к солнцу.

2) Со своими увалами и ухабами с лесами и перелесками тайга обладает десятками микроклиматов.

3) Я со своей стороны лишь изменил имена некоторых действующих лиц этой истории да придал устному рассказу письменную форму.

4) В древности зачастую вопрос жизни и смерти зависел от случайного стечения обстоятельств или соотношения сил людей и зверей.

5) Одна лишь стрекоза в такую жару чувствует себя хорошо и как ни в чём не бывало она пляшет без устали в пахучей хвое.

2. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) В звукописи используются и аллитерации и ассонансы и звуковые повторы.

2) Обратимся к звуковым ресурсам художественного выражения и изображения и к приёмам их использования.

3) Владение хорошей речью важно как для политика так и для журналиста.

4) Натюрморты Грабаря всегда сочетаются с пейзажем или интерьером.

5) Вошла зима в берёзовую рощу и сразу заискрилось всё вокруг.

3.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1)Самым важным фактором любого удачного медицинского диагноза являются точное и внимательное наблюдение и оценка малейших деталей.
2) Путь поездов метрополитена может быть проложен как под землёй так и по специальным наземным путям и подвесным эстакадам.
3) Он не успел побывать ни в картинных галереях ни в музеях и с завистью смотрел на богатые новинками витрины книжных магазинов.
4) На верхней полке старого шкафа лежало письмо и стояла в фоторамке чёрно-белая фотография.
5) В то время родители приходили домой только поужинать да переночевать.

4. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Иголка и нитки были у бабушки приготовлены еще с вечера и лежали на рабочем столике.
2) Базаров мгновенно понял и оценил и это пожатие и это молчание.
3) И вновь целые дни недели месяцы жизни старого графа проходили по-прежнему в заботах и волнениях.
4) Из года в год управляющий имением писал то о пожарах в деревнях то о неурожае то о необходимости перестройки хозяйственных зданий.
5) Больше остальных в это печальное время как делами молодого графа так и им самим овладел князь Василий.

5. Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую.

1) Г.Р. Державин прославляет в оде не только замечательных полководцев но и простых русских солдат.
2) Облака удивительно быстро меняли свои очертания и казались то снежными комьями то стаей летящих птиц то острыми льдинками.
3) Густые ветви частым тёмным кружевом закрывали окна и солнце сквозь эту завесу с трудом проникало в комнаты.
4) У Гаврилы смешно надулись щёки оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто помаргивали.
5) Анна ответила резко и недовольно и вышла из комнаты.

Промежуточная аттестация. 2 вариант


Внимание! Все тесты в этом разделе разработаны пользователями сайта для собственного использования. Администрация сайта не проверяет возможные ошибки, которые могут встретиться в тестах.

Список вопросов теста

Вопрос 1

Укажите слова, в которых пропущена буква Е

  • пр..милый щенок
  • пр..вилегированный класс
  • пр..следовать врага
  • пр..влекательное предложение
  • пр..образовать жизнь
Вопрос 2

Укажите слова, в которых пропущена Н

  • ветре..ый день
  • яркокраше..ый забор
  • ране..ый боец
  • стекля..ый столик
  • переписа..ая работа
Вопрос 3

Укажите слова, в которых пропущена буква А

  • яркая з..рница
  • предл..жить помощь
  • зеленая р..стительность
  • не прик..сайтесь к стеклу
  • мясо приг..рело
Вопрос 4

Укажите предложения, в которых НЕ пишется слитно:

  • Он дорожил (не)сколькими вещами.
  • Каждому случалось говорить (не)правду.
  • Тоня взяла (не)прочитанный ею роман и пошла на веранду.
  • Наш дом стоял у дороги, (не)покрытой асфальтом.
  • Мне вернули деньги за (не)полученную посылку.
Вопрос 5

В каких словах пишется Ы?

  • без..сходный
  • пред..стория
  • контр..гра
  • по..грать
  • пред..дущий
Вопрос 6

В каком ряду все слова пишутся слитно?

  • (светло)коричневый, (западно)сибирский
  • (дальне)восточный, (шестидесяти)летие
  • (северо)западный, (кафе)мороженое
  • (красно)щёкий, генерал(майор)
  • (мясо)молочный, (кислый)прекислый
Вопрос 7

В каком ряду все слова пишутся через дефис?

  • (шоколадно)коричневый, (юго)восточный
  • (скоро)спелый, (шестидесяти)метровый
  • (северо)западный, (судо)строительный
  • (черно)волосый, (пол)арбуза
  • (бело)снежный, (кисло)сладкий
Вопрос 8

Укажите страдательные причастия

  • влюблённый
  • умывающийся
  • расчищенный
  • открыта
  • сбросивший
Вопрос 9

В каком предложении нужно поставить две запятые?

  • Сварливый голенастый петух пристально посмотрел на Фунтика одним глазом склонив голову набок.
  • Кот сильно ударил лапой несчастную Каштанку не ожидавшую такого подлого нападения.
  • Однажды в лесу я провалился в глубокую яму распоров себе острой корягой бок и повредив кожу на затылке.
  • Среди зарослей камыша рогами расставив страшные клешни проворно пробирался к большой воде старый краб.
  • Пр…ехав однажды на станцию поздно вечером я велел поскорее закладывать лошадей.
Вопрос 10

Укажите способ образования следующих слов:

пришкольный, придорожный, засмотреться

Ответ запишите, соблюдая орфографические нормы

Вопрос 11

В каком предложении союз «и» связывает части сложного предложенияе? (Знаки препинания не расставлены).

  • Евгений отвернулся и всю дорогу уже не раскрывал рта.
  • Он избегал обещаний и ответственности и уклонялся от разговоров о будущем
  • Она думала о своей никчёмной жизни и жалела пущенное на ветер время.
  • Иголка и нитки были у бабушки приготовлены еще с вечера и лежали на рабочем столике.
  • Весной подуют тёплые ветры и побегут по дорогам ручьи.
Вопрос 12

В каком ряду в обоих словах пишется буква И?

  • протопч..м (тропинку), повал..нные (деревья)
  • он шепч..т, застрел..шь
  • маш..шь мне, муравей тащ..т
  • выскоч..м, (вы) вытерп..те
  • выстел. шь, независ. мый
Вопрос 13

Укажите верные утверждения.

  • называют признак по действию, которое выполняется самим предметом (действующим лицом)
  • называют признак по действию, которое испытывает на себе предмет со стороны другого предмета
  • не имеют краткой формы
  • имеют краткую форму
  • в предложении всегда являются определениями
Вопрос 14

Расположите однокоренные слова в соответствии с последовательностью их образования друг от друга

Русский язык 10 класс

1.Во фруктах и овощах есть много витаминов и других полезных веществ.

2.Роли купца да боярина небольшие зато сыграны отлично!

3.Этот продукт не имеет конкурентов ни по цене ни по вкусовым качествам ни по энергетической ценности.

4.Продавец только и успевал фасовать бесчисленные фунтовые и полуфунтовые пачки зёрен и их тут же сметали с полок.

5.Рынок по-прежнему обладает огромным поистине колоссальным потенциалом как с точки зрения дальнейшего роста так и с точки зрения общей зрелости отрасли.

Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

Расставьте знаки препинания.

1.Целый день шёл дождь и мы то пили чай с малиновым вареньем и клюквой то играли в шахматы.

2.Перед каждой поездкой в горы или на озеро Саша чувствовала необычайный прилив сил и радости в предвкушении встречи с дорогими и любимыми местами.

3.Гриша был не столько обижен на друга из-за случившейся ссоры сколько расстроен самой причиной этой нелепой размолвки.

4.В городе будут помнить о произошедшем через год и через пять лет и через десять лет.

5.В шкафах и на столе на диване и на подоконниках лежали огромные подшивки старых газет и журналов.

1.Костя и Никита медленно и вдумчиво прочитывали каждую страницу и затем обсуждали прочитанное.

2.Такой крик вырывается либо в моменты восторга либо в минуты отчаяния или боли.

3.Эти цветы кажутся хрупкими слабыми и беспомощными но оказываются очень живучими и способными расти практически на всех видах почв.

4.В огромной зале паркет сверкал чистотой и переливались в огнях множества свечей хрустальные люстры.

5.Я легко мог представить и описать в мельчайших деталях не только внешний облик дома но и каждую из его комнат и внутренний дворик.

1.Он то выходил из себя и начинал кричать то был спокоен и уравновешен.

2.Друзья вечерами играли в шахматы либо в шашки и строили крепости из лего а также гуляли по саду.

3.В самой большой комнате недавно сделали ремонт и ещё не было никакой мебели.

5.Он не умел и не хотел быть агрессивным в попытках отстоять свою точку зрения.

1.Пленяющая красота русских пейзажей поразительна и надолго остаётся в памяти.

2.К числу самых древних изображений на стенах пещер эпохи палеолита относятся и оттиски руки человека и непонятные узоры с беспорядочными переплетениями волнистых линий.

3.Логику познания Декарт выстроил от простейшего и очевидного к сложному и непонятному.

4.Для художественной речи характерна как образность так и эмоциональность.

5.Впервые за столь долгие военные годы из парка доносился звонкий детский смех и слышался скрип проржавевших качелей.

Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1.В доме напротив на протяжении всей ночи горел свет и громко играла музыка.

2.Бабушка каждое утро топила русскую печь и пекла вкуснейший хлеб и пирожки со смородиной или с малиной.

3.Либо устали они либо не хотели посвящать чужого шофёра в свои дела.

4.В крошечной гостиной было не только множество картин но и антикварная мебель старинные книги и часы.

5.Митька то убегал вперёд и потом стоял на одном месте в ожидании Родиона то нарочно отставал и потом догонял брата.

1.Николенькой она называла его дома или в разговорах с родственниками или друзьями.

2.Вишни прошлым летом в лесу было очень много зато землянику и грибы нам удавалось найти редко.

3.Исследователей-энтузиастов не пугали погодные условия и не тревожила необходимость три месяца жить в палатке.

4.Он уселся рядом и углубился в сводки как прошедших суток так и нынешнего утра изучил план оперативных мероприятий.

5.Мы сложили продовольствие и тёплые вещи книги и антиквариат и были готовы выезжать уже завтра.

1.Елена очень хотела и его испытать и себя понять.

2.Правее и левее проходили разнообразные леса поля деревни.

3.Евгений отвернулся и всю дорогу уже не раскрывал рта.

4.Ее глаза встретились с глазами Базарова и она чуть-чуть покраснела.

5.По краям дороги видны были то утомленные лошади то сломанные повозки то отделившиеся от команд солдаты.

1.Он избегал обещаний и ответственности и уклонялся от разговоров о будущем.

2.Ветер раздувал огонь вздымал тысячу искр и кружил их в воздухе и уносил куда-то вдаль.

3.Она думала о своей никчёмной жизни и жалела то себя то пущенное на ветер время.

5.4.Над ними простиралось безоблачное небо и ярко светило солнце.

Максим сосредоточенно писал в толстой тетради и что-то бурчал себе под нос и Женя решила не мешать ему и тихонько вышла из комнаты.

1.Самым важным фактором любого удачного медицинского диагноза являются точное и внимательное наблюдение и оценка малейших деталей.

2.Путь поездов метрополитена может быть проложен как под землёй так и по специальным наземным путям и подвесным эстакадам.

3.Он не успел побывать ни в картинных галереях ни в музеях и с завистью смотрел на богатые новинками витрины книжных магазинов.

4.На верхней полке старого шкафа лежало письмо и стояла в фоторамке чёрно-белая фотография.

5.В то время родители приходили домой только поужинать да переночевать.

1.Такой сотрудник будет не только ежемесячно получать оклад и премии но и подниматься по карьерной лестнице.

2.После каждой поездки в горы у меня появлялись новые акварельные этюды или множество карандашных набросков или же подробные записи о пережитых впечатлениях.

3.Это было не столько предложение сколько требование приказ.

4.Ни одного огонька ни одного человека или зверя не встретилось мне на моём долгом и трудном пути.

5.Дети и их родители вставали в круг и затем задавали друг другу различные вопросы.

1.Иголка и нитки были у бабушки приготовлены еще с вечера и лежали на рабочем столике.

2.Базаров мгновенно понял и оценил и это пожатие и это молчание.

3.И вновь целые дни недели месяцы жизни старого графа проходили по-прежнему в заботах и волнениях.

4.Из года в год управляющий имением писал то о пожарах в деревнях то о неурожае то о необходимости перестройки хозяйственных зданий.

5.Больше остальных в это печальное время как делами молодого графа так и им самим овладел князь Василий.

1.Весной подуют тёплые ветры и побегут по дорогам ручьи.

2.Прохладой и покоем дышали и покрытый росой луг и лес.

3.То горы то холмы появлялись за окнами поезда и я любовался ими.

4.Поскрипывает на берегу кузнечик да где-то лениво долбит дерево дятел и всё же в воздухе стоит удивительная тишина.

5.Он думал не столько о предстоящем отдыхе сколько о встрече с фронтовым другом

1.Г.Р. Державин прославляет в оде не только замечательных полководцев но и простых русских солдат.

2.Облака удивительно быстро меняли свои очертания и казались то снежными комьями то стаей летящих птиц то острыми льдинками.

3.Густые ветви частым тёмным кружевом закрывали окна и солнце сквозь эту завесу с трудом проникало в комнаты.

4.У Гаврилы смешно надулись щёки оттопырились губы и суженные глаза как-то чересчур часто помаргивали.

5.Анна ответила резко и недовольно и вышла из комнаты.

Укажите два предложения, в которых нужно поставить одну запятую

1.Весь день сыпался мелкий дождь и дул холодный ветер.

2.Здесь нет ни хищников ни змей ни летающих ядовитых насекомых.

3.Дождь нальёт лужи и на город ляжет влажный туман и автомобильные фары жёлтыми пятнами расплывутся в нём.

4.На сухой треснувший где-то в степи пистолетный выстрел никто не обратил внимания.

5.Только в зрелом возрасте мы постигаем удивительное сочетание простоты и сложности прозрачности и глубины в пушкинских стихах и прозе.

Свидетельство эксперта педагогического сообщества

У вас недостаточно прав для добавления комментариев
Чтобы оставлять комментарии, вам необходимо авторизоваться.
Если у вас еще нет учетной записи на нашем сайте, предлагаем зарегистрироваться.
Это займет не более 5 минут.

Свидетельство активного участника педагогического сообщества

Оформить бесплатно документ можно здесь

Огромное спасибо за статью. Будет полезно не только начинающим педагогам, но и всем тем, кто работае. Подробнее.

Спасибо за прекрасно структурированн ый методический материал, с большим интересом его изучила, очен. Подробнее.

Благодарность руководству образовательного учреждения за поддержку и развитие профессионального потенциала педагогического работника

Диплом за отличное владение и эффективное применение современных педагогических методик в условиях реализации ФГОС

  • Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ № ФС 77 — 58841 от 28 июля 2014 года выдано Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационный технологий и массовых коммуникации (Роскомнадзор).
  • Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 4276 от 19.11.2020 года. Серия 78 ЛО № 0000171 Выдана Комитетом по образованию Правительства Санкт-Петербурга
  • В соответствии с Федеральной целевой программой развития системы образования на 2011–2015 гг. и проектом концепции федеральной целевой программы развития образования на 2016–2020 гг.

Сертификат соответствия качества предоставляемых услуг рег. № 04 ЕАС1.СУ.01217 от 19.11.2019. Услуга: Дополнительное профессиональное образование.По результатам оценки оказания услуг, оценки процесса оказания услуг и проверки результатов оказываемых услуг данный документ подтверждает соответствие предоставляемых ООО «Центр Развития Педагогики» услуг всем нормативным требованиям.

КИМы по русскому языку

Прочитайте текст и выполните задания 1-3

(1)Проблема парникового эффекта неслучайно стала в последние годы предметом беспокойства учёных. (2)Дело в том, что человечество сжигает всё больше топлива – нефти и её продуктов: атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному

увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты. (3)Углекислый газ пропускает солнечные лучи вниз, но задерживает отдачу тепла в дальние слои атмосферы, а приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей планете.

1) Техника, играющая большую роль в жизни человека, стала в последние годы предметом пристального внимания учёных: атмосферу загрязняют автомобили, самолёты, теплоцентрали, что приводит к значительному увеличению углекислого газа в атмосфере нашей планеты.

2) Проблема парникового эффекта возникла неслучайно: человечество сжигает всё больше топлива – нефти и её продуктов, в результате чего в атмосфере Земли появились озоновые дыры.

3) Учёных в последнее время беспокоит проблема парникового эффекта, то есть повышение средней температуры приземного слоя атмосферы из-за значительного увеличения углекислого газа на нашей планете вследствие деятельности человека.

4) Углекислый газ опасен тем, что пропускает солнечные лучи вниз и задерживает отдачу тепла в дальние слои атмосферы, а это приводит к уменьшению средней температуры приземного слоя атмосферы.

5) Значительное увеличение углекислого газа в результате деятельности человека приводит к росту средней температуры приземного слоя атмосферы и созданию парникового эффекта на нашей планете, что вызывает беспокойство учёных.

2. Самостоятельно подберите указательное местоимение, которое должно стоять на месте пропуска в третьем (3) предложении текста.

3 . Ознакомьтесь со словарной статьей и определите, в каком значении употреблено слово ПРЕДМЕТ в предложении 1. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

ПРЕДМЕТ, -ы, м.

1) Всякое материальное явление, вещь. П. неопределённой формы. П. первой необходимости. П. домашнего обихода. Предметы народного потребления.

2) чего. Тот (то), на кого (что) направлена мысль; какое-н. действие, объект. П. спора. П. насмешек. П. обожания, любви. П. сочинения.

3) Наука или раздел науки, круг каких-н. знаний как особая учебная дисциплина. Учебный п. Успевать по всем предметам. Профилирующие предметы в вузе.

4) чего, в знач. предлога с род. п. (устар. и офиц.) Для чего, с какой целью. Медицинское обследование на п. диспансеризации.

4. В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

5.В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Колледж стал ДИПЛОМАТОМ IV Всероссийского конкурса воспитательных и образовательных учреждений.

По-юношески беспечные и ИРОНИЧНЫЕ, мы относились к этому несерьёзно, шутили, воспринимали всё как игру.

При ВЫРАЩИВАНИИ таких растений на дно горшка обычно кладут большой слой керамзита.

ДИКТАТ традиций оказался очень силён.

При синдроме хронической усталости вспышки РАЗДРАЖИТЕЛЬНОСТИ связаны с болезненным переживанием своего состояния.

6. Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, замените неверно употреблённое слово. Запишите верное слово, соблюдая нормы современного русского литературного языка.

Когда мы бывали на концертах этого популярного артиста, его пение неизменно производило на нас фурор, и мы думали, что гóлоса прекраснее и быть не может, пока не оказались на выступлении Тимофея Дмитриевича.

7.В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы

слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

о СЕМИСТА километрах

более НУЖНЫЙ элемент

в ОБЕИХ колоннах

8.Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции из первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца.

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ

А) неверный выбор падежной формы существительного с предлогом

Б)нарушение в построении предложения с причастным оборотом

В)нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Г)нарушение в построении предложения с однородными членами

Д)нарушение в построении сложноподчинённого предложения

1. Степан чувствовал то, как всё тело не слушается его и от усталости слипаются глаза.

2.Марью Дмитриевну знала царская фамилия, знала вся Москва, знал весь Петербург, и оба города, удивляясь ей, втихомолку посмеивались над её грубостью, рассказывали про неё анекдоты, однако все без исключения уважали и боялись её.

3.Пожилая женщина поила больного отваром из бобов, оказавшийся поистине чудодейственным снадобьем, сумевшим поставить юношу на ноги.

4. А.С. Пушкин был первым среди тех, кто не только признавал, а также поощрял литературное дарование Н.В. Гоголя.

5.По приближению и отдалению гона, по звукам голосов известных ему собак, по приближению, отдалению и возвышению голосов доезжачих он чувствовал то, что происходило за перелеском.

6.Когда раздались первые звуки колокола, ворота, натужно скрипя, отворились, после чего поток людей хлынули на рыночную площадь и, казалось, затопили её в одно мгновение.

7.В странном полузабытьи он принялся ходить по дачным улицам, расчерченным луною на светлые и тёмные шахматные поля, говоря вслух и размахивая руками, как вдруг откуда-то сбоку на него налетела Найда и сбила с ног могучими лапами.

8.Пришли святки, и, кроме парадной обедни, кроме торжественных и скучных поздравлений соседей и дворовых, кроме надетых на всех новых платьев, не было ничего особенного, ознаменовывающего святки.

9.Согласно результатов исследования российских экономистов, для 60 процентов населения актуален вопрос сбережения заработанных денег.

должник, вытерли, простоватый

потерять (перчатку), обгоревший, коснулся

занимательный, безотлагательный, пробираться

покорять, ростовщик, замирать (от удивления)

сложение, зажигательный, начинать

сверх..зящный, пост..ндустриальный, вз..мать

во..пламениться, бе..совестный, не..балансированный

(старинное) пр..дание, пр..верженец, непр..емлемый

с..естной, волеиз..явление, двух..ядерный

не..хватный, р..списывать, с..переживающий

прокашл..вшийся, медл..щий (с выбором)

(ты) мел..шь (кофе), (он) движ..тся

незыбл..мый, (едва) слыш..мый

(что-то) знач..щий, (дети) плач..т

13.Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Есть люди, которых нельзя понять, (НЕ)ПРИБЛИЗИВШИСЬ к ним.

Вдруг разнёсся по лесу (НЕ)ЗНАКОМЫЙ и страшный голос какого-то зверя.

(НЕ)УДАЧА, а трудности ждали его в работе.

Вдруг меня (НЕ)ПОЙМУТ или поймут превратно.

Наташа, (НЕ)ПОМНИВШАЯ себя от восторга, подбежала к нему.

14.Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Попытаюсь ВСЁ(ЖЕ) в нескольких словах выразить, (НА)СКΟЛЬКО это возможно, сущность того, что я хотел передать в данном рассказе.

Граф ТΟ(ЖЕ) поднялся и с извиняющейся, даже КАК(БЫ) виноватой улыбкой, глядя мне в лицо своими красивыми глазами, снова взял мою руку.

Признаюсь, что у меня от их собрания впечатление комичное, ПОТОМУ(ЧТО) мне всё чудится, БУДТО(БЫ) дети играют во взрослых.

Александр II пригласил к себе Достоевского; император пожелал ТАК(ЖЕ), ЧТΟ(БЫ) известный писатель включился в процесс воспитания его сыновей.

Я и прежде печалился очень ΟТ(ТОГО), что казался другим людям КАКИМ(ТΟ) смешным.

15.Укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) пишется Н .

Старик был в ужасно засале(1)ом чёрном жилете, а круглое лицо его было словно смаза(2)о маслом, как будто железный замок. Рядом на столе в тарелке лежали кроше(3)ые огурцы, старые сухари и реза(4)ая кусочками рыба.

16.Расставьте знаки препинания. Укажите два предложения , в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

Иголка и нитки были у бабушки приготовлены еще с вечера и лежали на рабочем столике.

Базаров мгновенно понял и оценил и это пожатие и это молчание.

И вновь целые дни недели месяцы жизни старого графа проходили по-прежнему в заботах и волнениях.

Из года в год управляющий имением писал то о пожарах в деревнях то о неурожае то о необходимости перестройки хозяйственных зданий.

Больше остальных в это печальное время как делами молодого графа так и им самим овладел князь Василий.

17.Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна

(-ы) стоять запятая(-ые).

Николай (1) тяжело переживавший отсутствие друга (2) не имея со времени его отъезда никаких известий о нем (3) и беспокоясь о ходе лечения (4) воспользовался передышкой (5) и отпросился в госпиталь проведать Козловского.

18.Расставьте все недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

О мой читатель… вы (1) москвич прямой

И потому (2) наверно (3) о Коломне

Не знаете… конечно (4) не о той

Я говорю, которая (5) как помню (6)

Лежит в стране, и мне, и вам родной,

Вёрст за сто от Москвы, да (7) впрочем (8) что мне

До счёта верст – и вам (9) конечно…

19.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

По радио назидательным тоном говорил о чём-то молодой господин (1) при звуках трескучего голоса (2) которого (3) Артём даже остановил работу.

20.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Слепой быстро освоился на новом месте (1) и (2) когда просыпался по утрам (3) уже знал (4) что в комнату заглядывают тёплые лучи солнца (5) и (6) что (7) если он протянет руку в раскрытое окно (8) то с кустов посыплется роса.

21.Найдите предложения, в которых ТИРЕ ставится в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1) Главная часть телескопа – большое, хорошо отполированное вогнутое зеркало. (2) «Она замечательный человек, – сказала мать. – Таких днём с огнём поискать». (3) Дивизия за это время продвинулась на десять – двенадцать километров, и мы не должны от неё от-ставать. (4) Ландыш – символ вечной молодости и свежести. (5) Наступил самый печальный месяц – ноябрь. (6) Никита любит смотреть мультфильмы, Даша – листать мамины журналы. (7) Весна – пора пробуждения природы.

Прочитайте текст и выполните задания 22-27

1)Любовь – трудная душевная работа, её не каждый осилит. (2)Но каждый мечтает о ней, ищет её. (3)Чего мы ищем в любви? (4)Мы ищем в ней ухода от одиночества, душевной опоры. (5)Нам важно знать, что любящему человеку важно и дорого всё, что происходит с нами, всё, что касается нас. (6)И с другой стороны, этот человек нуждается в нас, в нашей заботе, помощи, в нашем понимании. (7)Друзья – даже самые близкие – могут только любить нас. (8)А мы ищем того, кто разделит нашу жизнь, с кем у нас будут общими не только радости, но и боли, и обиды.

(9)Но когда рождается любовь, как растить её, чтобы она выжила? (10)Чем удержать себя, чем держать того, кого любишь, чтобы оставаться одной-единственной среди всех женщин, как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз?

(11)Много лет назад, когда я была ещё подростком, немолодая женщина открыла мне тайну: завоевать любовь нетрудно, трудно её удержать. (12)Тогда я не могла понять житейскую мудрость этого секрета: мне виделось что-то постыдное в слове «удержать». (13)Я ведь читала Пушкина: «Кто в силах удержать любовь?» и Блока: «О да, любовь вольна, как птица».

(14)А на самом-то деле есть, существуют тайны и законы любви, и Сент-Экзюпери был одним из тех, кто знает эти тайны.

(15)Когда Маленький принц только начал своё путешествие, он посетил планету, на которой жил старый король. (16)Увидев, что его гость устал и потому зевает, правитель не обиделся, а приказал ему зевать.

«(17)С каждого надо спрашивать то, что он может дать. (18)Власть должна быть разумной», – сказал король.

(19)В молодости мы не задумываемся о пределах нашей власти над любимым и любящим человеком и очень часто нарушаем мудрый закон старого короля: «власть должна быть разумной». (20)Молодые жёны, вчерашние девочки, ощутив на пальце кольцо – символ абсолютной власти, – вдруг начинают требовать от ошарашенных мужей ничуть не меньше, чем знаменитая старуха требовала у золотой рыбки.

(21)А в любви никто никому ничего не должен. (22)Главный и неоспоримый закон любви – её добровольность: я стою здесь, под твоими окнами, не потому, что ты мне приказала, а потому, что не могу иначе.

(23)И с другой позиции: я варю тебе суп и глажу твои рубашки, потому что для меня радость служить тебе.

(24)Когда знаешь, что всё перетерпишь и выдержишь ради того, кого любишь, тогда и начинается любовь. (25)Когда знаешь, что твоя власть над ним терпелива, ты не станешь приказывать ему обернуться морской чайкой, ты будешь терпеливо приручать его, а он будет приручать тебя, пока вы не станете друг для друга единственными в целом свете.

* Наталья Григорьевна Долинина (1928–1979) – филолог, педагог, писатель.

1) Далеко не каждый нуждается в любви другого человека.

2) Любовь не каждому человеку под силу.

3) Власть над любящим человеком имеет свои пределы.

4) Антуан де Сент-Экзюпери был профессиональным лётчиком.

5) Любящий человек способен выполнить любое приказание любимого.

1) В предложениях 1–4 представлено повествование.

2) В предложениях 9–10 представлено описание.

3) Предложение 13 поясняет содержание предложения 12.

4) Предложения 17–18 объясняют содержание предложения 16.

5) Предложения 21–23 содержится рассуждение.

24. Из предложений 11–12 выпишите синонимы (синонимическую пару).

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который Вы анализировали, выполняя задания 22 –25. B этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста.

Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков (А, Б, В, Г) цифры, соответствующие номерам терминов из списка. Запишите в таблицу под каждой буквой соответствующую цифру.

Каждую цифру пишите в соответствии с приведенными в бланке образцами.

26. «В ходе своих размышлений над волнующей её проблемой Н. Долинина стремится не только опереться на высказывания литературных персонажей, используя при этом приём – (А)__________ (предложения 13, 17–18), но и заставить мыслить своих читателей, используя с этой целью синтаксическое средство – (Б)__________ предложения 9, 10). Ещё одно синтаксическое средство – (В)__________ (в предложениях 4, 5, 6, 8), а также троп – (Г)__________ («как роза Маленького принца осталась одной-единственной в саду, где было пять тысяч таких же роз» в предложении 10) – помогают создать представление о том, чего ожидают от любви люди».

Список терминов:

3) восклицательные предложения

5) вопросительные предложения

9) ряды однородных членов предложения

Напишите сочинение по прочитанному тексту. Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста. Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий

два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями

и проанализируйте её. Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Сформулируйте и обоснуйте своё отношение к позиции автора (рассказчика) по проблеме исходного текста.

Объём сочинения – не менее 150 слов.

Работа, написанная без опоры на прочитанный текст (не по данному тексту), не оценивается. Если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается 0 баллов.

Читайте также: