Хлеб с поминального стола

Обновлено: 14.05.2024

Многие ритуалы, совершаемые на похоронах, не имеют никакого отношения к религии, тем не менее соблюдаются родственниками усопшего. Одной из таких традиций является рюмка водки с хлебом, которую ставят на поминальный стол или рядом с фотографией умершего. Что значит этот ритуал, и нужно ли его выполнять, Вам расскажет ритуальное агентство «Эдем» в Днепре.

Откуда пришла традиция ставить рюмку водки с хлебом для покойного?

С древних дохристианских времен было принято приносить на могилу покойного еду и питье, в виде подношения или дара. В язычестве верили, что жертвенная пища умилостивит покойного, и тот не станет беспокоить живых, приходя к ним во сне. В те времена, еще не было понятия о том, что тело человека безвозвратно остается в земле, а душа возносится на небеса, и единственное в чем нуждается умерший – это искренняя молитва родственников.

Распространенная традиция ставить перед портретом рюмку водки, покрытую хлебом, объясняется тем, что душа желает в последний раз, перед уходом в загробный мир поесть и попить. Для умерших, которые не употребляли алкоголь при жизни, вместо водки наливали в стакан воду или компот.

На поминальном столе родственники в первую очередь наполняют рюмку усопшему, и накрывают ее хлебом, которая является своеобразной закуской после горячительного напитка. Рюмку наполняют на первые поминки, которые проводятся на третий день после смерти, и стоит она до 40 дня после смерти. Многие родственники меняют содержимое рюмки на 9 и сорок дней.

Такими подношениями, как водка с хлебом, родственники проявляют уважение к памяти усопшего, облегчают участь души, которая до сорокового дня мечется между землей и небесами.

Стоит сказать, что данный обряд проводится практически на всех поминках, но не одобряется церковью. Православная церковь рекомендуем вместо стакана водки с хлебом, раздать милостыню нуждающимся на кладбище или у церкви.

Что символизирует ритуал водки с хлебом?


В христианской религии нет упоминания об обряде рюмки водки на столе для покойного. Данный обычай укоренился во время Революции, когда в 1917 году правительство активно искореняло в людях веру в Бога, Библии и иконы сжигались, а храмы и церкви разрушались. В результате данного хаоса частично произошла подмена православных традиций на языческие, и укоренилась традиция ставить питье и еду на стол для усопшего.

По причине отсутствия священнослужителей после Революции, старики рассказывали, как нужно провожать усопших в последний путь, и какие обряды должны совершаться для упокоения души.

В разных регионах славянского мира есть свои объяснения и символизм данного обряда. Старожилы уверяют, что ритуал возник в стародавние времена и строго соблюдался предками. Кто-то говорит, что таким образом совершается подношение умершему, другие же уверяют, что данные подаяния нужны Богу, для того, чтобы душа беспрепятственно перешла в мир иной и вознеслась на небеса.

Также есть мнение, что рюмка с водкой и хлебом на кладбище ставится для тех, кто ходит через кладбище. Путник сможет выпить, закусить и таким образом помянуть покойного добрым словом. В современном мире обряд соблюдается в обязательном порядке, и родственники оставляют подношения не только на могиле покойного, но и ставят водку с хлебом на поминальный стол.

Что делать с водкой и хлебом после поминок?


Многие интересуются, что делать с водкой и хлебом после поминок? По традиции, питье и еда остаются до окончания поминок, и убирать подношение можно через три дня или до 40 дня после смерти. Второй вариант наиболее часто исполняемый, так как душа остается на земле до сорокового дня, и нуждается в питье и еде.

Содержимое рюмки можно обновлять, а можно оставить как есть. По истечению времени водка в рюмке испаряется, хлеб черствеет, и люди верят, что душа приняла подношение и покинула землю.

Существует еще один вариант, что делать с подношением для покойного. Говорят, что водку и хлеб после поминок должен выпить и съесть мужчина, если поминают мужчину, если же поминается женщина, то обряд выполняется женщиной. Человек должен быть посторонним, не иметь кровных уз с покойным. Однако у данного варианта есть и противники, которые уверяют, что употреблять то, что предназначено покойнику нельзя, таким образом можно навлечь на себя беду.

Лучшим вариантом решения вопроса будет оставить рюмку с хлебом до сорока дней, или пока водка полностью не испарится в рюмке. Хлеб же можно раскрошить птицам.

Что говорит христианская религия?


Церковь не одобряет подобных подношений и против поминания души усопшего алкоголем. Душа человека не материальна, и не нуждается в еде и питье, а подношение в виде алкоголя напротив, оскверняет душу. Если Вы желаете все же соблюсти ритуал, лучше налейте стакан воды вместо алкоголя, прикрыв его кусочком черного хлеба.

Согласно православной вере, душа человека, освободившись от телесной оболочки, проходит несколько этапов испытаний. И облегчить мытарства души, а также помочь ей пройти все испытания, помогут только молитвы родственников, но никак не рюмка с водкой за поминальным столом. И особенно важно молиться, и заказывать панихиды в первые сорок дней после смерти. Также на поминальном столе в обязательном порядке должна присутствовать кутья, значение и символизм которой Вы узнаете здесь.

Смерть близкого человека – это всегда трагедия для родственников, которые желают сделать все возможное, чтобы достойно проводить усопшего в последний путь, и соблюсти все православные ритуалы. В горе людям сложно самостоятельно принимать решения, и в данном случае Вам поможет вызов ритуального агента или консультация специалиста по телефону. В нашем бюро Вам окажут максимальную помощь в любое время суток, организуют достойные проводы и приготовят поминальный обед с учетом христианских традиций.

Стакан с водой и ломоть хлеба на похоронах: что с ними делать после 40 дней, и почему лучше их не ставить

Этим вопросом – что делать с водой и ломтем хлеба через 40 дней после похорон, я задалась как раз, когда не стало моего отца. Последние два с половиной месяца, когда он уже почти не вставал, я провела рядом с ним - переехала на Украину на это время.

Через две недели после похорон я уезжала обратно, в Россию – дом удалось сдать квартирантам за небольшую сумму. В комнате на серванте оставался стакан с водой и ломоть хлеба. Девочки-квартирантки должны были хлеб отдать птицам, воду вылить под дерево – так научили соседки. Они были более сведущие в традициях.

Без своих бесценных соседей я бы ничего не смогла организовать – все сделали они, жены моих друзей детства. Из родной улицы и нашей огромной ватаги уехала я одна – они все остались. Я еще успела погулять у всех наших ребят на свадьбах, перезнакомиться и подружиться с их женами. А так как была одной из самых мелких в нашей ватаге, то и семьей обзавелась позже остальных. Вышла замуж и уехала в Россию. А они понастроили себя собственные дома рядом с родительскими, да так там и живут.

Вот такая предыстория. А теперь про хлеб и воду, и то, что я для себя открыла, когда залезла в изучение вопроса.

Стакан с водой и ломоть хлеба к этому моменту уже стояли в комнате, откуда вынесли отца. Так что – все уже свершилось. Знай я раньше, что к христианству этот древний обычай не имеет никакого отношения, этого стакана бы там не было.

Традиция вернулась после Октябрьской революции и начала гонений на церковь. Так с тех пор и осталась.

Это краткий пересказ традиции – можно даже сказать, что тезисы. Разумеется, и история длиннее, и традиция – шире. Еще же стакан с водой и хлебом оставляют и на кладбище.

Однако, если это языческая традиция, то почему современная церковь ее не запрещает? Тут все просто. Этот вопрос я задавала своему батюшке на Масленицу, которая, как мы знаем, совпадает с Прощеным воскресеньем, последним днем мясопусной недели и заговением на Великий пост. Это все в одном. А Масленица – чисто языческий праздник.

Батюшка мне объяснил, что многие народные традиции православной церковью были адаптированы под христианские обычаи. Разумеется, только те, что не несут никакого вреда, а наоборот – объединяют народы и народности, делают людей ближе к природе, а отсюда – и к Богу.

Масленица – проводы зимы, празднование пробуждения природы. Что в этом может быть плохого? Ну, сжигают чучело, но эта традиция не несет никакого вреда вере православной.

Это лишь один пример объединения исконно русских народных традиций и христианства. Так и с водой и хлебом, оставленных покойному. Если это вода, а не водка – подчеркну особо. Водка на помин – это уже большой грех.

Умершему человеку не нужны ни вещи, ни еда. Самое лучшее, в чем можно помочь его душе, это искренне молиться за нее. Очень важно отслужить по умершему панихиду. И не только в похороны – излишних молитв и панихид не бывает. Поэтому очень многие заказывают сорокоуст, панихиду на полгода, год, пять лет.

Народный обычай : ставить рюмку с хлебом перед портретом усопшего

Так уж повелось, без этого атрибута не бывает похорон. Каждая "знающая" бабулька обязательно посоветует скорбящим родственникам поставить перед портретом усопшего рюмку, а сверху положить кусок ржаного хлеба. Никто толком не знает, зачем это, но все верят, что от этого душе усопшего станет легче.

Рюмка водки на столе.

Родственникам не до расследований, у них горе, надо - значит надо. Баба Маша плохого не посоветует. Она на всех похоронах завсегдатай, и поёт чего-то, читает по "святой" книге. Послушно наливают рюмочку и ставят под портрет. Они хотят, как лучше, чтоб усопший успокоился.

Много чего идёт из старых, но не добрых времен, когда наши предки кланялись солнышку, приносили жертвы идолам, бегали голышом по траве на Иван-Купала. "Удобрять" надо идолов-то, а то горе будет.

С этой целью и устраивались тризны по покойникам. Удобрить надо души умерших, а то придут неровен час, наведут лихо. Есть надо, да побольше, пить вино, водку, веселиться, плясать и. иным весёлым способом развлекаться (благо, кусты рядом) . Пусть порадуются покойнички-то, авось и успокоятся.

А чтоб знал умерший, что родственники помнят о нем, заботятся, не забывают ставить у его портрета рюмочку с хлебом, может придёт в ночи, выпьет, закусит. И уйдёт довольный во своя си.

Горькие поминки

К сожалению, с языческих времен и остались эти жуткие традиции - поминки с обилием блюд и алкогольных напитков. И рюмочку ставят с хлебом покойничку, чтоб все честь по чести было. Но в смысл, конечно, не вникают.

Одна женщина рассказала мне историю. Когда умерла её мать, она хотела сделать все правильно для своей мамочки. Поэтому ей посоветовали поставить рюмку с хлебом под портрет.

Ночью она проснулась от ужасного грохота. Встала, пошла в соседнюю комнату, где был портрет с водкой, и замерла от ужаса. В комнате перед портретом стояла её покойная мать. Женщина очнулась, бросилась бежать, чуть не выпрыгнула в окно от страха. Но потом взяла себя в руки, вошла в комнату, где продолжала стоять её мама, и стала робко уговаривать её уйти. Говорила, что она любит мать, просила, чтобы дала спокойно её похоронить, иначе внуки её останутся сиротами, если она продолжит посещать их таким образом.

По мере её слов призрак начал таять и исчезать.

Комментарий священника

Эта женщина хотела как лучше, но поступила очень плохо. Выполнив магический древний обряд, она привлекла бесов в помещение. Признаком того, что это были именно они, а не её мать, служит сильный испуг и смятение в душе дочери. "По плодам их узнаете их".

Были разные случаи, когда души умерших навещали родственников с какой-либо просьбой, но те не чувствовали ужаса такого, как эта несчастная.

Насчёт поминок. Распространённый обычай. Сейчас многие будут возмущаться, но современные поминки смахивают на тризну с обилием алкоголя и объедением.

Если родственник хочет сделать хорошо усопшему, он просто подаёт милостыню с просьбой помолиться о упокоении, но не устраивает тризн.

Когда умер мой друг, я находился за тысячи километров, но между нами всегда была душевная связь. Он приснился мне, сидящим в яме и попросил молитв. Усопший добавил :" а то от родственников толка нет, смотри, как они мне" помогают ". И я увидел большой стол, за которыми сидели родственники. Они много ели и пили. Это были обычные поминки. Кстати, я запомнил причёску одной девушки, это была сестра друга. Я не видел её с детства и не знал, какая у неё прическа. Но позже, отыскав её в соц сетях, с удивлением увидел, что у неё именно та прическа, какая была во сне.

Таким образом мы видим, что общепринятые обычаи не помогают, а мешают душе усопшего. Как поминки, так и рюмки с хлебом.

Хотите зла своим покойникам, выполняйте это, хотите помочь, - молитесь о упокоении, идите в храм, заказывайте обедню и панихиду, подавайте милостыню.

Стакан с водой и ломоть хлеба на похоронах: насколько традиция правильная по мнению священников

Это продолжение одной из моих тем, что вышла около месяца назад на моем канале. Статья называется «Стакан с водой и ломоть хлеба для покойного: что с ними делать после 40 дней, и почему лучше их не ставить». Я очень надеюсь, что сейчас мы расставим все точки над «i», и больше мне к этой теме возвращаться не придется – не из веселых.

После выхода материала я получила много негативных комментариев относительно того, что я не знаю обычаев – в стакан (вот ну сто процентов, по мнению комментаторов) наливать надо не воду, а вoдкy. И это прям вот так убеждали те, кто исправно ходит по похоронам, и не только у славян…………….

Это выглядит как-то так. А еще ни-ни в рюмку наливать - только в граненый стакан! Интересно, эту ересь кто придумал.

Ну что тут можно сказать… Во-первых, еще раз особо подчеркну, что к православию эта традиция не имеет никакого отношения – у нее языческие корни. В церковном похоронном ритуале нет ничего о стаканах и хлебе. Этот вопрос уж я изучила досконально после того, как пошли комментарии.

Во-вторых, никакой вoдкu быть на похоронах не должно – она для живых, а не для почившего. Можете там себе где-то на поминках ее пить – ни один закон этого не запрещает.

Но помин зачтется только тот, где поминавший не осквернил себя спupтным.

Поминальное блюдо у православных христиан – кутья. Это вот как раз тот самый рис с изюмом, хотя на самом деле должна быть пшеница с медом. Но с пшеницей очень много мороки, ее мало кто готовит. Но и рис засчитывается за кутью.

Все остальные блюда на похоронах – это уже не помин, а обычная еда для поминавших, по большому счету, чтобы стол не был пустым и люди не голодными ушли.

Где-то считается, что главное поминальное блюдо – каша и блины. Нет – именно кутья. Где-то за кутью принимают кашу. Ну, возможно. Пусть хоть так.

Под первой статьей были комментарии, что, мол, сейчас и священников таких нет, чтобы всё знали…. У меня на это нет слов. И эти люди всерьез считают, что они правы? Это в каком мире они живут, и где?

Я с детства воцерковленный человек. На моем канале есть статья, где я упоминаю об этом: «Светлое Христово Воскресенье – шествие с иконой вокруг храма и с позором сорванный пионерский галстук». Внизу оставлю ссылку.

Я общаюсь со служителями церкви десятки лет. Общаюсь по многим вопросам и приватно. Сперва по одной работе приходилось, потом по второй. Да и самой с ними интересно общаться. И по жизни приходится. И на исповедь хожу не просто сказать «Каюсь!», а рассказываю детально о том, в чем чувствую свой грех. И получаю ответы и советы от священников.

Недавно в Дивеевском монастыре во время исповеди я попала к такому потрясающе умному священнику, что век его добрым словом помнить буду – как он мне все в моей голове по полочкам разложил. Да и своим духовником я довольна, его пониманием даже мирской жизни. А уж в вопросах церкви – он большой молодец.

А тут, оказывается, есть те, которые считают, что у нас сплошь и рядом – безграмотные священники. Таким людям хочется сказать одно – вы имеете те отношение и то мнение, которое вы заслужили. Если вокруг вас нет умных людей – проанализируйте собственное мышление для начала. Ваше мнение – это отражение того, что вы сами собой представляете.

Но вернемся к традиции ставить воду в стакане и ломоть хлеба на похоронах.

Я задала вопрос относительно этой традиции непосредственно в Синодальный отдел по монастырям и монашеству Русской православной церкви.

Если кто-то еще не в курсе, то в настоящее время редко какой храм остается без своего сообщества в социальных сетях или отдельного сайта. А уж про епархии и говорить нечего – во всех соцсетях. И любой может пообщаться с редактором напрямую.

Разумеется, что редакторы – не обычные писаки со стороны, а из священников. Если где-то редактор – мирской человек (как в нашей епархии), то он слова лишнего не выпустит без проверки. Сперва священник это проверит и только если все верно, то благословит на публикацию. Благословит (!) – отмечу отдельно.

Так вот по поводу моей переписки. Публикую скрин, чтобы уж совсем было видно, что я не пытаюсь обмануть, приукрасить, или что-то в этом духе.

Кроме группы Синодального отдела, где быстро и четко отвечают, я также написала в редакцию журнала «Фома». Его читателем я являюсь очень давно, получаю каждый четверг рассылку на новый номер – так что читаю много. Здесь также оставляю скрины, чтобы сомнений не было. Рассылка от «Фомы» у меня в отдельной папке, как и все письма, так что видно, что читателем журнала я стала не вот вчера.

Итак, ответ священников на вопрос относительно стакана с водой на похоронах все видят сами. Нет такой традиции в православном христианстве. А что надо почившему – в ответах также все указано. И, кстати, подпишитесь на журнал «Фома», пройдитесь по его темам – кладезь полезной и нужной информации, в которой все изложено ну самым доступным языком!

Так что, на этом тему про стакан с водой на похоронах мы заканчиваем. Ставит его не надо, а уж с водкой – так и вовсе грех.

Ну, а если кому-то интересно будет, что и как надо делать, то есть отличная статья, и не одна, про это на страницах журнала «Фома». Но там в его темы, как закопаешься, то оторваться будет трудно. Если есть вопросы по теме, то пишите в комментариях.

Кстати, относительно того, почему на похоронах раздают платочки, что с ними делать и можно ли пользоваться – тоже скоро выйдет тема. Много по этому нашла всего интересного – что и для чего.

Так что, подписывайтесь на канал «Восхитительные будни», где я буду рассказывать о важных и интересных сторонах обычной жизни обычного человека.

Поминальные суеверия — что можно и что нельзя

Рожко Игорь Сергеевич - автор статей

Все обычаи, связанные с погребением и поминками, складывались и формировались долгое время. Некоторая их часть имеет пусть устаревшее, но рациональное обоснование, другие объясняются символически или просто соблюдаются потому, что так принято.

Поминальные суеверия — что можно и что нельзя

Отсутствие ножей и вилок

Нередко поминальное угощение, как встарь, едят исключительно ложками. Такая особенность сформировалась по нескольким причинам. Одна из них восходит к тем временам, когда в славянских землях были в ходу одни только ложки. Введение в обиход новых столовых приборов — вилок и ножей началось при Петре Первом. Принимались эти «дьявольские» вилы и лезвия совсем не радостно, часто с активным сопротивлением иноземным новшествам «царя-антихриста». Отголоском давнего противоборства является отказ от ножей и вилок за традиционным поминальным столом.

Кроме того, в старые времена к разделу наследства приступали сразу после похорон. На поминки съезжалась вся родня, даже самая дальняя. При этом могла вспыхнуть давняя вражда, и ножи, а то и вилки, некстати нашедшиеся под руками, непременно довели бы до кровопролития.

Обычай проводить поминки после похорон человека возник в давние времена

Ещё одно объяснение запрета на ножи и вилки относится скорее к символической области, к тому, что чувствуется, но рационально не истолковывается. К поминальной трапезе подаётся обрядовая еда, которую нельзя пронзать и резать, чтобы не тревожить умершего. К тому же кутью или поливку как раз и надо есть ложкой.

Алкоголь и поминальная трапеза

Алкогольные напитки на поминках не одобряются церковью. Вино в религиозной традиции символизирует радость жизни и неуместно при прощании с покойным. Кроме того, пьянство трактуется как одержимость бесами, а человек, бесам попустительствующий, не может просить о прощении грехов умершего. Поэтому у портрета покойного лучше ставить стакан воды и кусок хлеба. Пить эту воду и отдавать такой хлеб даже животным нельзя.

Несмотря на эти соображения, по-прежнему бытует обычай наливать в стакан водку для умершего, выпивать на поминках хотя бы одну рюмку за упокой души, не чокаться и сопровождать алкоголем всю поминальную трапезу. Здесь можно усмотреть отголоски стародавних и буйных языческих тризн, найти причины в сложившихся гражданских традициях и объяснить употребление алкоголя его антидепрессантными свойствами, которые, правда, сопровождаются вредоносными побочными эффектами.

Еда с поминального стола

Поминальное угощение принято готовить обильным, чтобы во имя светлой памяти покойного накормить как можно больше людей. Поэтому еду с поминального стола часто дают с собой участникам трапезы. Если родственник или близкий человек приносит еду с поминального стола, домочадцам не следует её опасаться. Она приготовлена с благими целями и принесёт только пользу.

Правда, есть и определённые предосторожности, которые рекомендованы гостям на поминках. Даже с учётом общего благотворного посыла, угощение с поминального стола не следует принимать от враждебно настроенного человека. Те, кто практикует бытовую магию, могут воспользоваться случаем для заговора на еду с разнообразными своекорыстными целями.

Действует ещё одно правило: остатки после застолья на поминках не выбрасывают, а отдают животным.

Надо ли идти на поминки беременным женщинам?

Похороны и поминки, как их продолжение, не следует посещать беременным. Для этого сложно найти рациональное и очевидное объяснение, но неуместность присутствия женщины, вынашивающей ребёнка, в атмосфере горя, печали и скорби отчётливо ощущается интуитивно. Церемония прощания может потребовать обязательного присутствия беременной, но от пребывания на кладбище, присутствия при погребении и участия в поминальной трапезе можно и даже нужно отказаться.

Церковь не налагает подобных запретов, но, с другой стороны, не обязывает беременных быть на похоронах и поминках. Вместо кладбища и трапезы можно посетить храм, оставить поминальную записку, зажечь свечу в память о покойном.

Другие поверья, связанные с поминками

За поминальным столом об умершем говорят только хорошее. Этому правилу тысячи лет, и его по-прежнему стараются соблюдать.

Перед поминальной трапезой непременно следует тщательно вымыть руки, имея в виду не только физическое, но также энергетическое очищение от негативной энергетики, сопровождающей места захоронения.

Поминки — не место для бурных эмоций. Веками сложившиеся приметы гласят: кто много плачет, тот покойного топит в слезах. Кто примется хохотать, потом много слёз прольёт

Комплекс поминальных суеверий образует своего рода культурный код, так что поминки с кутьей и ложками, питьём и водой для умершего можно сразу идентифицировать как отечественные.

Вопрос и ответ

Нет, церковь разрешает во время поминальной трапезы пользоваться как ножом, так и вилкой.

Здесь надо делать ответственный и осознанный выбор, учитывать, кто именно будет присутствовать за поминальным столом. Если родственники и близкие покойного в целом следуют бытующей общегражданской традиции, то без спиртного, хотя бы в символических дозах, вряд ли удастся обойтись. Если же помянуть покойного соберутся люди религиозные, следующие заповеди «блаженны кроткие, ибо они унаследуют землю», лучшим станет безалкогольный вариант.

Отзывы

Огромная благодарность Алексею Гурко за организацию похорон моей тёти. Только благодаря.

Выражаем благодарность всей службе и лично Фиранчуку Александру за безупречную организацию похорон.

Поминальные суеверия — что можно и что нельзя: актуальная информация

Ищете актуальную информацию по теме «Поминальные суеверия — что можно и что нельзя»? На данной странице вы найдете ответы по запросу «Поминальные суеверия — что можно и что нельзя». Если у вас остались вопросы, вы можете обратиться к консультанту из чата, или получить информацию по телефону: +375 (44) 782 97 76

Поминальные суеверия — что можно и что нельзя: Все обычаи, связанные с погребением и поминками, складывались и формировались долгое время. Некоторая их часть имеет пусть устаревшее, но рациональное обоснование, другие объясняются символически или просто соблюдаются потому, что так.

Все обычаи, связанные с погребением и поминками, складывались и формировались долгое время. Некоторая их часть имеет пусть устаревшее, но рациональное обоснование, другие объясняются символически или просто соблюдаются потому, что так принято. Отсутствие ножей и вилок Нередко поминальное угощение, как встарь, едят исключительно ложками. Такая особенность сформировалась по нескольким причинам. Одна из них восходит к тем временам, когда в славянских землях были в ходу одни только ложки. Введение в обиход новых столовых приборов — вилок и ножей началось при Петре Первом. Принимались эти «дьявольские» вилы и лезвия совсем не радостно, часто с активным сопротивлением иноземным новшествам «царя-антихриста». Отголоском давнего противоборства является отказ от ножей и вилок за традиционным поминальным столом. Кроме того, в старые времена к разделу наследства приступали сразу после похорон. На поминки съезжалась вся родня, даже самая дальняя. При этом могла вспыхнуть давняя вражда, и ножи, а то и вилки, некстати нашедшиеся под руками, непременно довели бы до кровопролития. Обычай проводить поминки после похорон человека возник в давние времена Организация поминок Ещё одно объяснение запрета на ножи и вилки относится скорее к символической области, к тому, что чувствуется, но рационально не истолковывается. К поминальной трапезе подаётся обрядовая еда, которую нельзя пронзать и резать, чтобы не тревожить умершего. К тому же кутью или поливку как раз и надо есть ложкой. Алкоголь и поминальная трапеза Алкогольные напитки на поминках не одобряются церковью. Вино в религиозной традиции символизирует радость жизни и неуместно при прощании с покойным. Кроме того, пьянство трактуется как одержимость бесами, а человек, бесам попустительствующий, не может просить о прощении грехов умершего. Поэтому у портрета покойного лучше ставить стакан воды и кусок хлеба. Пить эту воду и отдавать такой хлеб даже животным нельзя. Несмотря на эти соображения, по-прежнему бытует обычай наливать в стакан водку для умершего, выпивать на поминках хотя бы одну рюмку за упокой души, не чокаться и сопровождать алкоголем всю поминальную трапезу. Здесь можно усмотреть отголоски стародавних и буйных языческих тризн, найти причины в сложившихся гражданских традициях и объяснить употребление алкоголя его антидепрессантными свойствами, которые, правда, сопровождаются вредоносными побочными эффектами. Еда с поминального стола Поминальное угощение принято готовить обильным, чтобы во имя светлой памяти покойного накормить как можно больше людей. Поэтому еду с поминального стола часто дают с собой участникам трапезы. Если родственник или близкий человек приносит еду с поминального стола, домочадцам не следует её опасаться. Она приготовлена с благими целями и принесёт только пользу. Правда, есть и определённые предосторожности, которые рекомендованы гостям на поминках. Даже с учётом общего благотворного посыла, угощение с поминального стола не следует принимать от враждебно настроенного человека. Те, кто практикует бытовую магию, могут воспользоваться случаем для заговора на еду с разнообразными своекорыстными целями. Действует ещё одно правило: остатки после застолья на поминках не выбрасывают, а отдают животным. Надо ли идти на поминки беременным женщинам? Похороны и поминки, как их продолжение, не следует посещать беременным. Для этого сложно найти рациональное и очевидное объяснение, но неуместность присутствия женщины, вынашивающей ребёнка, в атмосфере горя, печали и скорби отчётливо ощущается интуитивно. Церемония прощания может потребовать обязательного присутствия беременной, но от пребывания на кладбище, присутствия при погребении и участия в поминальной трапезе можно и даже нужно отказаться. Церковь не налагает подобных запретов, но, с другой стороны, не обязывает беременных быть на похоронах и поминках. Вместо кладбища и трапезы можно посетить храм, оставить поминальную записку, зажечь свечу в память о покойном. Другие поверья, связанные с поминками За поминальным столом об умершем говорят только хорошее. Этому правилу тысячи лет, и его по-прежнему стараются соблюдать. Перед поминальной трапезой непременно следует тщательно вымыть руки, имея в виду не только физическое, но также энергетическое очищение от негативной энергетики, сопровождающей места захоронения. Поминки — не место для бурных эмоций. Веками сложившиеся приметы гласят: кто много плачет, тот покойного топит в слезах. Кто примется хохотать, потом много слёз прольёт Комплекс поминальных суеверий образует своего рода культурный код, так что поминки с кутьей и ложками, питьём и водой для умершего можно сразу идентифицировать как отечественные.

Читайте также: