Хлеб на стол так и стол престол

Обновлено: 30.04.2024

Исследователи славянской древности связывают слово "стол" с глаголом "стелить" и давними поминальными обрядами. Раньше говорили "стол - престол", потому что стол должен был стоять там, где висят образа. Это место почетное, там усаживали уважаемого гостя или садился отец, а дети уже вокруг стола, а мать, где поместится.

В украинской хате покутье или "красный угол" всегда размещался по диагонали от печи и был ориентирован на юг или восток, как и алтарь в церкви. Стол и иконы голыми не оставляли - грех. Стол обязательно накрывали, хоть какой-то заплатой полотняной. На покутье вешали полочку с иконами, убранными специально вышитыми рушниками (полотенцами) - «божниками», которые меняли к великим праздникам, к Пасхе, Рождеству, Троице и на Спаса. За иконами хранили метрики, важные документы и деньги. Старые люди верили, что сами Боги их охраняют. Там держали сретенскую свечу от грома, свадебную свечу и венок молодой.

Под иконами на покутье прямо на стол ставили зажиночный сноп, вербу свяченую от грома, цветы в церкви освященные и мак от нечистого. На столе всегда лежала буханка свежего хлеба, щепотка соли и кувшин с водой. Стол считали местом пребывания Бога, а хлеб - Божьим даром. Наличие хлеба должно было обеспечить благополучие и благосостояние для всей семьи. Старые женщины поучали так: "Со стола крошки всегда сметай под стол, чтобы Судьба их поела. На ночь не убирай хлеб со стола: оставь хоть кусочек Судьбе на ужин".

2827567_IMG_20160512_124329 (700x526, 157Kb)

Со столом связано много украинских ритуалов. Во время свадьбы молодых торжественно обводили вокруг стола и сажали на покутье. После крестин в церкви дома трижды обходили вокруг стола и обносили новорожденного по движению солнца. Вне ритуала обходить стол запрещалось, если зашел за стол, то куда зашел, туда и выходить из-за стола надо, чтобы не случалось в семье неприятных неожиданностей.

2827567_IMG_20160512_124905 (700x525, 150Kb)

На разостланной на выгоне скатерти на Пасху складывали дары для пастухов. Пасхальную скатерть не стирали, а хранили до следующего года. Считали, что она будет оберегать от всякой беды людей, а урожай - от вредителей. Чтобы вызвать дождь в засуху, ее смачивали и стелили на колодец или переносили в ней воду через дорогу. Через нее перегоняли скотину - чтобы хорошо паслась и не трогали гады. Ею на Юрия и Ивана Купала завешивали двери хлева - чтобы ведьмы не отбирали у коров молоко. А молоко "порченное ведьмой" через нее процеживали. Пасечники собирали в такую скатерть новые рои.

2827567_IMG_20160512_125945 (700x610, 170Kb)

После Акулины (26 июня) целое лето обедали и ужинали на свежем воздухе во дворе за столом, сбитым из досок. Бедные люди, вдовы и сироты бросали какую-то дерюгу под хатой на травке и ели. На севере и западе Украины такого обычая не было. Зато сохранилось ритуальное употребление еды на земле во время косовицы, сбора урожая и календарных поминок.

2827567_IMG_20160512_125308 (700x560, 197Kb)

Так, на Радуницу (в понедельник через неделю после Пасхи) утром шли на кладбище, накрывали могилы родственников настольниками (льняными ткаными скатертями) и раскладывали на них еду - угощение мертвым душам, а ближе к вечеру и сами шли на кладбище, расстилались на земле каждый возле своих могил и поминали родню.

2827567_IMG_20160512_122852 (700x583, 157Kb)

Когда выбирали место для строительства хаты, скатерть с хлебом оставляли на земле. Если хлеб останется целым, то участок считается удачным - жизнь в новом доме будет сытой, а хлеб не будет переводиться. Во время пожара стол со скатертью и хлебом выносили на улицу - чтобы продемонстрировать готовность "принимать огонь как гостя и желание его накормить" и задобрить. А если продавали хату, то вместе со столом и иконами.

Забытый смысл простых вещей: стол-престол.

Помню, в детстве, когда я пытался сесть на стол, бабушка мне говорила: «Стол-престол, на столе не сидят». Отношение к столу как к сакральному месту, если не стерлось из памяти поколений, то становится все слабее. Но у крестьян, рожденных в конце XIX – начале XX вв., почитание стола было безусловным. Считалось, что стол — то же, что в алтаре престол. Поэтому и сидеть за столом, и вести себя нужно так, как во время службы в церкви, ведь церковный престол - это алтарь, на котором совершается бескровное жертвоприношение - евхаристия. В церкви это - трон Бога, на котором «таинственно присутствует сам Господь-вседержитель».

Отсюда и запреты оставлять на столе что-то лишнее, кроме хлеба. «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска». Наличие хлеба на столе символизировало достаток и благополучие дома. Стол также считался протянутой людям ладонью Бога или Богоматери, поэтому по столу было запрещено стучать, иначе в доме случится ссора. О стол нельзя разбивать яйца (помню этот запрет), а то хищные птицы будут таскать кур. До сих пор бытует поверье, что нельзя садиться на угол стола, а то не женишься или замуж не выйдешь. Нельзя класть на стол подушку или одеяло, иначе в доме кто-нибудь умрет. Чтобы найти потерянное, нужно обвязать ножку стола и сказать: «Черт, черт, поиграл, да и отдай».

С неподвижностью и неотделимостью стола от жилища связаны обряды приручения животных к дому. Чтобы куры, поросята, телята не убегали, их обносили вокруг ножки стола, либо на какое-то время к ней привязывали. А, если скотина терялась, ножки стола обвязывались – стреножились, дабы животные не убежали дальше. Чтобы коровы-первотелки не брыкались во время дойки, хозяйки их мыли водой, которой предварительно протирали ножки стола: «как стол стоит плотно и крепко, так ты, коровушка, стой плотно и крепко».

Как пишет А.Л. Топорков, изначально местоположение стола в доме не было четко определено. Его могли ставить как возле устья печи, так и по центру стены, либо в красном углу. Постепенно закрепился последний вариант. «Закрепленность стола в переднем углу, в непосредственной близости от божницы с иконами, свечами, освященной вербой и др. христианскими атрибутами, в наиболее освещенной части жилища, наделяли стол высоким статусом. Стола представал как место символического обмена между Богом, который наблюдал за людьми с икон, и людьми, которые вкушали пищу, ниспосланную Богом».

Позиция стола в доме диктовала и иерархию рассадки. Во главе стола, в красном углу под иконами, сидел глава семьи. Если отец уже отошел в мир иной, то его место занимал старший женатый сын, либо, если он еще не был женат, - мать. По сторонам от хозяина рассаживались по старшинству. Женщины садились на нижнем конце стола, ближе к печи и бабьему куту. Почетные места за столом женщины могли занимать во время определенных обрядов, например, крещения ребенка или на свадьбе.

Порядок трапезы был также строго регламентирован. Никто не мог начать есть, пока это не сделает глава семьи. После этого из общей миски еду черпали также по старшинству. За нарушение следовало наказание - удар ложкой по лбу. То же самое происходило, если во время еды кто-то начинал разговаривать: «когда я ем, я глух и нем». Из-за стола во время приема пищи запрещалось выходить. Кто наедался раньше всех, должен был сидеть и ждать, пока из-за стола не поднимется хозяин. Кто опаздывал без серьезной причины, за стол не допускался, ждал следующего приема пищи.

После крестин и венчания существовал обряд трижды обойти вокруг стола, как вокруг церковного алтаря. Подобный обычай был и при трудных родах. Вокруг стола обводили роженицу. А вот вне ритуала обход стола не допускался: нужно была выходить из-за стола на ту же сторону, с которой за него входил. По поверьям, при обходе стола кругом мог умереть близкий родственник.

Стол – это не просто части оструганного дерева, соединенные между собой. Это часть семьи. Отсюда и обряд переворачивания стола после потери одного из ее членов. Как пишет А.Б. Мороз: «Стол связан с домом и семьей (родом), в нем живущей. Являясь местом, где собирается вся семья, стол выражает идею полноты, целостности семьи, рода и - шире – круга близких людей. Неполнота состава обитателей выражается через неустойчивость стола: после выноса покойника стол (или лавки), на котором стоял гроб, переворачивают вверх ногами».

Сегодня, садясь за стол, мы не забиваем голову теми смыслами, которые он несет. Но один обычай мы все же соблюдаем – проявляем гостеприимство, приглашаем за стол того, кто вошел в дом во время нашей трапезы. Но раньше он имел смысл, что таким образом семья кормит не нежданного гостя, а ушедших в иной мир родственников.

Хлеб на стол — так и стол престол. Славянские обычаи трапезы

В традиции трапеза, обрядовое застолье сопутствует каждому обряду годового и родового круга ­- будь то родины или Масленица, поминки или Сочельник. На каждый ритуальный случай имеются особые обрядовые блюда, символика которых отвечает магии момента, слова-приговоры, установленное количество яств и участников.

Почему трапеза так важна на мистическом плане? Почему, приехав из путешествия, или просто после многотрудного дня в городе, мы первым делом тянемся отведать чего-нибудь домашнего — "заземлиться" частичкой родного дома? Пища — то, что мы напрямую впускаем в себя, вместе с веществами мы усваиваем полевую информацию, и эти малоизученные наукой вещи очень хорошо известны в традиционных культурах. "Наговорить" на еду или питье — верный способ исцелить или навредить человеку, совместная трапеза — древний знак единения и доверия (отсюда брудершафт).

Оставлять пустую, грязную посуду и посторонние вещи на столе — по русскому "фен-шую" не годится. До сих пор бытует примета: допитые бутылки на стол не ставят, а убирают под стол. С тою же целью привлечения изобилия в сакральные моменты года (Масленица, Новый год и др.) на праздничный стол ставят как можно больше блюд. В незастольное время на столе всегда оставляют "хлеб-соль" — завернутый в полотенце хлеб и солонку.

Садятся за трапезу тоже не как попало, а по чину. Во главе стола (под святыми) — конечно, глава семьи, старший мужчина. Далее — по убыванию возраста и заслуг. Почетных гостей сажают подле хозяина. Мужской пол занимает лавку у стены, женщины — приставную. Если народу много, то сперва обедают кормильцы-мужчины, а во вторую смену женщины. Что до детей, то их участие в общей трапезе могло начинаться в разное время, здесь областные традиции разнятся. Где-то детки приобщаются к семейному обеду сразу же, как только переходят на твердую пищу. В других областях ребятишки кушают отдельно, пока не входят в сознательный возраст, когда смогут соблюдать за столом чинное поведение, принятое у взрослых.

Среди обрядов, связанных со столом, большую долю занимает Обход. Обойти стол — в ритуальном смысле значит обойти Мировую гору, Столб, держащий все три Мира, — приобщиться к их силе и закрепить новое состояние, например брак. Обход молодых вокруг стола — один из ключевых элементов народной свадьбы, соответствующий обходу аналоя на церковном венчании (предметом обхода может служить и другой сакральный объект: дерево, огонь, хлебная дежа, церковь). На крестинах повитуха или божатка (крестная мать) обносит новорожденного вокруг стола, приобщая его к семье и дому. Также вокруг стола или его ножки обносят новокупленную скотинку. При трудных родах роженице советуют обойти вокруг стола или дежи — по солнцу, т.е. по часовой стрелке. Повседневная трапеза — не менее сильное средство магического единения семьи, чем обрядовая. Ведь это наш ежедневный ритуал, и каждый день мы можем добавить грошик в копилку семейного лада, а можем устало и безразлично отмахнуться. Приметьте, как проходит завтрак или ужин в вашей семье: ждут ли всех, чтобы начать кушать? Кто главенствует за столом? Как рассаживаются домочадцы и почему? Делаются ли знаки уважения старшим? Какой тон преобладает в беседах? Нет ли навязчивой тяги включить телевизор? Благодарят ли хозяйку за труды? Как заканчивается трапеза?

Если ответы на эти вопросы вас радуют — значит, всё благополучно. Значит, вы унаследовали обычаи домашнего застолья, которыми в современном мире мало кто владеет. К сожалению, чаще застольные привычки складываются стихийно и не всегда способствуют укреплению отношений в семье. В этом случае стоит их подкорректировать. Вот несколько советов, основанных на традиционных нормах поведения за столом:

  • Отец семейства сидит во главе (торце) стола. Это место контроля и влияния. Вы удивитесь, насколько архетипично глубоко и умиротворяющее такое зрелище. Данная посадка поможет и самому мужчине, если он не во всём готов принять роль главы семьи.
  • Пока семья собирается, никто не начинает есть, даже если тарелки уже наполнены. Первую ложку поднимает старший, и это служит знаком к началу обеда.
  • В традиционном укладе немыслима еда без молитвы. Думаю, в этом месте статьи многие внутренне сжались: "вот, сейчас нам будут навязывать патриархальное благочестие". Отнюдь! Ваш быт должен быть органичен именно вашей душе. Но дело в том, что современная наука подтверждает факт, давно известный традиции и нашей интуиции: еда и вода впитывает и переносит информацию. А через еду этот полевой посыл передается съевшему ее. Страшно представить, что "услышал" ваш обед за долгое путешествие к тарелке! О чем ругаются повара на кухне чистенького ресторана? Какой дух витал в скотобойне, где зарезали эту свининку. Все эти голоса вы можете нейтрализовать добрым словом над своим столом! Пусть оно будет неканоническим, коротким, но сказано со значением. Благословленная еда радует и питает не только тело, но и душу, гармонизирует энергетику. Также добрый наговор снижает риск от противоприродных добавок, таких как химические усилители и ГМО.

Делюсь с вами своей короткой молитвой:
Будь сия страва
Чиста и здрава
От Богов да Земли даждена.
Хлеб да соль!
Ответ домочадцев: — Жива хлеба ести!

Молитву можно произносить про себя, если вы не дома. На семейном обеде один из супругов, кто более к этому склонен, освящает весь стол, говоря слова вслух. Раньше это было дело старшего мужчины как духовного лидера семьи, в наших же условиях это бывает и женщина — нашему полу вообще больше свойственно поддерживать цикличный обиход, беречь обычаи и т.д.

ХЛЕБ НА СТОЛ - ТАК И СТОЛ ПРЕСТОЛ


Славянские обычаи трапезы.

В традиции трапеза, обрядовое застолье сопутствует каждому обряду годового и родового круга ­– будь то родины или Масленица, поминки или Сочельник. На каждый ритуальный случай имеются особые обрядовые блюда, символика которых отвечает магии момента, слова-приговоры, установленное количество яств и участников.

Почему трапеза так важна на мистическом плане? Почему, приехав из путешествия, или просто после многотрудного дня в городе, мы первым делом тянемся отведать чего-нибудь домашнего — «заземлиться» частичкой родного дома? Пища – то, что мы напрямую впускаем в себя, вместе с веществами мы усваиваем полевую информацию, и эти малоизученные наукой вещи очень хорошо известны в традиционных культурах. «Наговорить» на еду или питье – верный способ исцелить или навредить человеку, совместная трапеза – древний знак единения и доверия (отсюда брудершафт).

Оставлять пустую, грязную посуду и посторонние вещи на столе – по русскому «фен-шую» не годится. До сих пор бытует примета: допитые бутылки на стол не ставят, а убирают под стол. С тою же целью привлечения изобилия в сакральные моменты года (Масленица, Новый год и
др.) на праздничный стол ставят как можно больше блюд. В незастольное время на столе всегда оставляют «хлеб-соль» — завернутый в полотенце хлеб и солонку.

Садятся за трапезу тоже не как попало, а по чину. Во главе стола (под святыми) – конечно, глава семьи, старший мужчина. Далее — по убыванию возраста и заслуг. Почетных гостей сажают подле хозяина. Мужской пол занимает лавку у стены, женщины – приставную. Если народу много, то сперва обедают кормильцы-мужчины, а во вторую смену женщины. Что до детей , то их участие в общей трапезе могло начинаться в разное время, здесь областные традиции разнятся. Где-то детки приобщаются к семейному обеду сразу же, как только переходят на твердую пищу. В других областях ребятишки кушают отдельно, пока не входят в сознательный возраст, когда смогут соблюдать за столом чинное поведение,
принятое у взрослых.

Среди обрядов, связанных со столом, большую долю занимает Обход . Обойти стол – в ритуальном смысле значит обойти Мировую гору, Столб, держащий все три Мира, — приобщиться к их силе и закрепить новое состояние, например брак. Обход молодых вокруг стола – один из ключевых элементов народной свадьбы, соответствующий обходу аналоя на церковном венчании (предметом обхода может служить и другой сакральный объект: дерево, огонь, хлебная дежа, церковь). На крестинах повитуха или божатка (крестная мать) обносит новорожденного вокруг стола, приобщая его к семье и дому. Также вокруг стола или его ножки обносят новокупленную скотинку. При трудных родах роженице советуют обойти вокруг стола или дежи – по солнцу, т.е. по часовой стрелке.

Повседневная трапеза – не менее сильное средство магического единения семьи, чем обрядовая. Ведь это наш ежедневный ритуал, и каждый день мы можем добавить грошик в копилку семейного лада, а можем устало и безразлично отмахнуться. Приметьте, как проходит завтрак или ужин в вашей семье: ждут ли всех, чтобы начать кушать? Кто главенствует за столом? Как рассаживаются домочадцы и почему? Делаются ли знаки уважения старшим? Какой тон преобладает в беседах? Нет ли навязчивой тяги включить телевизор? Благодарят ли хозяйку за труды? Как заканчивается трапеза?



Если ответы на эти вопросы вас радуют – значит, всё благополучно. Значит, вы унаследовали обычаи домашнего застолья, которыми в современном мире мало кто владеет. К сожалению, чаще застольные привычки складываются стихийно и не всегда способствуют укреплению отношений в семье. В этом случае стоит их подкорректировать. Вот несколько советов , основанных на традиционных нормах поведения за столом:

  • Отец семейства сидит во главе (торце) стола. Это место контроля и влияния. Вы удивитесь, насколько архетипично глубоко и умиротворяющее такое зрелище. Данная посадка поможет и самому мужчине, если он не во всём готов принять роль главы семьи.
  • Пока семья собирается, никто не начинает есть, даже если тарелки уже наполнены. Первую ложку поднимает старший, и это служит знаком к началу обеда.
  • В традиционном укладе немыслима еда без молитвы. Думаю, в этом месте статьи многие внутренне сжались: «вот, сейчас нам будут навязывать патриархальное благочестие». Отнюдь! Ваш быт должен быть органичен именно вашей душе. Но дело в том, что современная наука подтверждает факт, давно известный традиции и нашей интуиции: еда и вода впитывает и переносит информацию. А через еду этот полевой посыл передается съевшему ее. Страшно представить, что «услышал» ваш обед за долгое путешествие к тарелке! О чем ругаются повара на кухне чистенького ресторана? Какой дух витал в скотобойне, где зарезали эту свининку. Все эти голоса вы можете нейтрализовать добрым словом над своим столом! Пусть оно будет неканоническим, коротким, но сказано со значением. Благословленная еда радует и питает не только тело, но и душу, гармонизирует энергетику. Также добрый наговор снижает риск от противоприродных добавок, таких как химические усилители и ГМО.

Делюсь с вами своей короткой молитвой:

Будь сия страва
Чиста и здрава,
От Богов да Земли даждена.
Хлеб да соль!

Ответ домочадцев: — Жива хлеба ести!


Молитву можно произносить про себя, если вы не дома. На семейном обеде один из супругов, кто более к этому склонен, освящает весь стол, говоря слова вслух. Раньше это было дело старшего мужчины как духовного лидера семьи, в наших же условиях это бывает и женщина – нашему полу вообще больше свойственно поддерживать цикличный обиход, беречь обычаи и т.д.

  • Хотя бы один прием пищи совершайте вместе всей семьей. Особенно это выполнимо в выходные. Меня до сих пор греет вспоминание о неспешных воскресных утрах детства, с солнцем, смехом и сырниками. Подарите своей семье такие воспоминания!
  • Постарайтесь воздержаться от телевизора! За столом образуется круг из членов семьи, это та редкая пора, когда мы в одной комнате и за одним занятием. Какая передача может быть важней единения с близкими?
  • Приучайте ребенка за столом, как и в других сферах жизни, уважать старших, уступать и делиться, вместо того, чтобы считать себя центром вселенной. В будущем вы пожнете добрые плоды такого подхода.
  • Раньше трапезу заканчивали так же, как и начинали – все вместе и с добрым словом благодарности. «Ломать стол» — вставать вразнобой – считалось крайне невежливо, поевший оставался за столом, пока не покушают старшие. При современном ритме жизни это едва ли выполнимо. Однако такой завершающий жест как благодарение хозяйки и легкий поклон всем участникам – придаст трапезе цельность и эмоциональную законченность.
  • Пищевые отходы, особенно хлеб, муку и семена – желательно возвращать в природный круговорот. Это символический залог возобновления достатка, плодородия в нашем доме и на нашей Родной земле.

Приведенные иллюстрации:
1 - "Русская трапеза (крестьяне за столом)". Рисунок 2-й пол. ХIХ века
2 - "Семейный обед". Роспись на крышке хлебницы. Архангельская обл., сер. XIX века
3 - Семья поволжской народности Мокша, 1920-е гг. Из фондов Мордовского краеведческого музея
4 - Обряд на Коляду, призывающий изобилие в наступающем году: все яства собираются на столе горой и хозяин избы прячется за ними. Архив общины "Славия", 2004
5 - Обрядовый каравай с добавлением желудевой муки, архив общины "Родолюбие".

Хлеб на стол так и стол престол


«Хлеб – всему голова». Это мы помним с детства. Каждому из нас наверняка говорили: «Ешь суп с хлебом!» «Уважай хлеб, не кроши его на стол!» В школьной столовой обязательно на видном месте висела пословица про хлеб. 16 октября отмечается Всемирный день хлеба, а мы расскажем о том, как ценили хлеб на Руси.

Чёрствый хлеб не выбрасывали – сушили в духовке, сбрызгивали маслом, посыпали солью и тмином. Эти сухарики потом грызла вся семья, их щедро добавляли в щи. В булочной, где продавали хлеб, пахло особенно – теплом, уютом, домом. Даже просто заглянуть туда было приятно.

Всемирный день хлеба – праздник достаточно молодой: решение о том, чтобы посвятить 16 октября чествованию хлеба и всех, кто его производит, было принято ООН лишь в 2006 году. Но сейчас трудно представить, неужели до 2006 года люди обходились без праздника хлеба?

Конечно же, нет. Почести хлебу воздавались всякий раз, когда собирали первый урожай. В Древней Греции первый сноп посвящали Деметре, в Риме – богине Церере. Египтяне, научившиеся выпекать пышный и мягкий хлеб (вследствие ферментации), ценили его так высоко, что иероглиф для хлеба, золота и солнца у них был один: кружок с точкой в центре. В России отмечали особый праздник – Хлебный Спас. Отмечали его 16 (29 по н. ст.) августа – как раз к тому времени заканчивали уборку хлеба и пекли пироги из муки нового урожая.

Но у славян существовали и другие праздники, связанные с хлебом, – например Обжинки (Дожинки, Госпожинки, Осенины – ¬ в разных краях этот праздник звался по-своему). Главный смысл его – окончание жатвы. Праздновали его в разное время – в зависимости от того, когда в том или ином краю поспевал хлеб. Если у кого-то в общине (на миру) оставалось недоубранное поле, то объявлялась «толока» – все, кто мог и хотел, шли на помощь убирать хлеб. После общей работы для помощников устраивалось общее же угощение: блины с салом, яичница, каша, вино – настоящий праздник с песнями и плясками. В деревнях хорошо помнили: всё, что связано с хлебом, – священно. И посев, и уборка – не просто обязательные сельхозработы, а священнодействие, основа крестьянской жизни. И все, кто участвует в этом труде, – делают божье дело.

Отношение к хлебу лучше всего передаётся народной памятью. Хлеб считался настолько священным, что никакая нечистая сила не могла к нему приблизиться. Свежевыпеченный хлеб клали в люльку к новорождённому – как оберег. Хлебом кормили корову-кормилицу, у доброй хозяйки всегда находилась для неё подсолённая корочка, а вот собаке хлеб со стола не давали – плохая примета, к бедности и разорению. Хлеб нельзя было бросать наземь, а обронив, надо было поднять поскорее – и поцеловать, извиниться. Косо бы посмотрели добрые люди на того, кто крошил бы хлеб на стол – и потом смахнул бы накрошенное в мусор. По старинному крестьянскому правилу вежества эти крошки полагалось собрать в ладонь и съесть. Времена изменились – и теперь такое поведение уже никто бы не счел вежливым. Но и сейчас ни в коем случае недопустимо бесцельно мять, крошить за столом хлеб.

Особую роль хлеб играл на свадьбах. Молодым подавали хлеб-соль – и они отламывали себе по куску. У кого больше – тот и хозяин в доме. Этот шуточный обряд сохранился и по сей день. Внимательно приглядывались к девке в пору сватанья – какова она в деле, какой хлеб испечёт? Если хлебы не удавались, были невкусными, непропечёнными, попадались упавшие волосы, всякий сор, сваты могли и отложить разговор о свадьбе. Про хлеб у нерадивой неряхи со смехом говорили: «Отрежешь – осёлка, откусишь – гребёнка». По хлебу узнавали и характер девушки – считалось, что у сварливой злюки в печи хлебы подгорают. Когда в сказке «Лягушка-царевна» царь, желая проверить своих молодых снох, велел им выпечь для него по караваю, крестьяне ничуть не удивлялись царской прихоти. И неудивительно, что только у младшей получился такой хлеб, что «лишь во Христов день есть»!

Самым главным местом в русской избе, конечно же, была печь. Красный угол, где висели иконы, был почётным, приберегался для хозяина или для самого дорогого гостя, но простая, обычная жизнь происходила «у печки». Русская печь строилась добротно, практически как дом в доме. Её аккуратно белили, относились к ней с уважением, называли печкой-матушкой. Рядом с печью запрещено было сквернословить, божиться, чертыхаться, вести срамные разговоры – «сказал бы я тебе, да печь в избе!». На ней, тёплой, укладывали спать малышей и стариков, то есть тех, кому трудно было согреть себя. Около неё по вечерам пряли ¬– от печки было и тепло, и светло.

И, конечно, в неё хозяйка на рассвете сажала расстоявшиеся с вечера хлеба – и на всю избу разносился самый вкусный в мире аромат – свежевыпеченного хлеба. Когда хозяйка сажала хлебы в печь, дом замирал: ни крика, ни шума, ни тем более ссор, пока печётся хлеб, быть не должно: а то караваи не поднимутся, останутся сырыми и непропечёнными. В наше время хлебопечка справляется со своей задачей быстро, всё технологически выверено, нет места ни для какой бытовой магии. Но те из хозяек, кто печёт что-то посложнее шарлотки, особенно сложные по составу куличи, очень понимают это правило: тишина в кухне, а то кулич осядет, обидится, весь труд пойдёт насмарку.

Учёные, занимающиеся пословицами и поговорками, отмечают, какое огромное место занимал хлеб в картине мира человека. Не только в России, и в Англии, и в Германии, и в любой другой стране масса пословиц и примет связана именно с хлебом. В языке хлеб, кроме продукта питания, становится символом гостеприимства, дружбы. Слово «хлебосольный» – синоним «гостеприимный». «Хлеб-соль и разбойника смиряет», говорит старая пословица: невозможно напасть на человека, с которым ты сидел за одним столом, чьим гостеприимством пользовался, который разделил с тобой свой хлеб. Чтобы расколдовать человека, насильственно превращённого в животное, надо было дать ему поесть хлеба, протянув его на ноже.

Хлеб показывал истинную сущность того, кто с тобой рядом, поэтому так важно было «преломить хлеб», поделиться в дороге своими припасами с нечаянным спутником. Во многих сказках младший сын, Иван-дурак, получает помощь, потому что пожалел убогую бабку или нищего на пути, поделился с ними куском хлеба – а в награду получил добрый совет и заступничество.

Более того – хлеб становится показателем цивилизованности, приемлемости. Дикие страны – «те, где хлеба не едят». Негодный человек – «без хлеба обедает», с таким лучше дела не иметь.

Особое отношение к хлебу – как к божественной пище – у христиан поддерживалось ещё и тем, что именно «хлеба нашего насущного» просят в главной молитве, данной самим Иисусом Христом и записанной в Евангелии. Первый выпеченный каравай из новой муки относили в церковь, святить. Но и язычники почитают хлеб и хлебные злаки (рожь, пшеницу, ячмень) как наиболее угодную богам бескровную жертву. После того как поле сжато, крестьяне до ХХ века обязательно оставляли пучок несжатых колосьев, перевивали их друг с другом – это называлось «завить деду бородку», чтоб поле родило хлеб и на другой год. Этот, без сомнения, языческий обряд, относился к культу Велеса, покровителя скота, домашнего хозяйства и плодородия.

Хлеб часто выступает в значении «материальная обеспеченность». Уже давно люди не меряют достаток в мешках пшеницы и ржи, но до сих пор в ходу идиома «зарабатывать себе на хлеб» (если дела идут особенно хорошо, то и на «хлеб с маслом»). А случайный, нерегулярный заработок мы назовем «вольными хлебами». Должность, сулящая хорошие дивиденды, будет «хлебным» местом. В языке все эти понятия остаются практически без изменений – и к чему менять то, с чем внутренне мы все согласны? Чужое добро тоже по старой памяти исчисляется «хлебом» – говорим же мы: «на чужой каравай рта не разевай». А про самую крайнюю бедность, практически нищенское житьё достаточно сказать: «такой-то сидит на хлебе и воде» – или «с хлеба на квас перебиваемся». Хотя и тут нет причин для особого расстройства, ведь «хлеб да вода – солдатская еда», значит, выжить с хлебом и водой всё же можно. Кстати, не только мы так считаем, у немцев есть пословица: Salz und Brot macht Wangen rot. Прямой перевод – «от соли и хлеба – красные щечки», а общий смысл таков, что хлеб с солью – здоровая пища.

Пока есть хлеб, дела худо-бедно идут, а если уж и хлеба нет – всё совсем плохо, вот тогда хоть помирай. «Хлеб на стол, так и стол престол; а хлеба ни куска — так и стол доска», – с этим утверждением не поспоришь. Та же пословица бытует и в таком варианте: «как хлеба край, так и под елью рай, а хлеба ни куска, так и в тереме тоска».

Хлеб для нас – не просто еда, но и символ понятного, разумного мироустройства. Куда бы тебя ни забросила судьба, но если там люди «живут, хлеб жуют», то всё не так и плохо. Значит, можно преломить с ними хлеб – и подружиться. И вообще – «живы будем – хлеба добудем».

А знаете ли вы, что хлеб годится не только сам по себе, но и как основа для других блюд? Необязательно это будут бутерброды. Очень вкусен, прост и полезен, например, хлебный суп. В овощной бульон, где варится картошка, морковь, небольшая луковка, крошится чёрствый ржаной хлеб, суп заправляется постным маслом – и некоторое время настаивается под крышкой. Получается очень оригинальное и сытное блюдо.

А наши соседи-финны ещё сто лет назад любили особое лакомство: хлебные крошки (истолчённые сухари) смешивались со свежими ягодами в пропорции стакан на стакан. Смесь толкли, посыпали сахаром, добавляли густые сливки – и полученный десерт с аппетитом употребляли.

Но и сам по себе свежеиспеченный хлеб с медом, маслом или чуть подсоленной жирной сметаной имеет просто божественный вкус. С Днём хлеба!

Читайте также: