Хлеб на стол и стол престол

Обновлено: 15.05.2024

В традиции трапеза, обрядовое застолье сопутствует каждому обряду годового и родового круга ­- будь то родины или Масленица, поминки или Сочельник. На каждый ритуальный случай имеются особые обрядовые блюда, символика которых отвечает магии момента, слова-приговоры, установленное количество яств и участников.

Почему трапеза так важна на мистическом плане? Почему, приехав из путешествия, или просто после многотрудного дня в городе, мы первым делом тянемся отведать чего-нибудь домашнего — "заземлиться" частичкой родного дома? Пища — то, что мы напрямую впускаем в себя, вместе с веществами мы усваиваем полевую информацию, и эти малоизученные наукой вещи очень хорошо известны в традиционных культурах. "Наговорить" на еду или питье — верный способ исцелить или навредить человеку, совместная трапеза — древний знак единения и доверия (отсюда брудершафт).

Оставлять пустую, грязную посуду и посторонние вещи на столе — по русскому "фен-шую" не годится. До сих пор бытует примета: допитые бутылки на стол не ставят, а убирают под стол. С тою же целью привлечения изобилия в сакральные моменты года (Масленица, Новый год и др.) на праздничный стол ставят как можно больше блюд. В незастольное время на столе всегда оставляют "хлеб-соль" — завернутый в полотенце хлеб и солонку.

Садятся за трапезу тоже не как попало, а по чину. Во главе стола (под святыми) — конечно, глава семьи, старший мужчина. Далее — по убыванию возраста и заслуг. Почетных гостей сажают подле хозяина. Мужской пол занимает лавку у стены, женщины — приставную. Если народу много, то сперва обедают кормильцы-мужчины, а во вторую смену женщины. Что до детей, то их участие в общей трапезе могло начинаться в разное время, здесь областные традиции разнятся. Где-то детки приобщаются к семейному обеду сразу же, как только переходят на твердую пищу. В других областях ребятишки кушают отдельно, пока не входят в сознательный возраст, когда смогут соблюдать за столом чинное поведение, принятое у взрослых.

Среди обрядов, связанных со столом, большую долю занимает Обход. Обойти стол — в ритуальном смысле значит обойти Мировую гору, Столб, держащий все три Мира, — приобщиться к их силе и закрепить новое состояние, например брак. Обход молодых вокруг стола — один из ключевых элементов народной свадьбы, соответствующий обходу аналоя на церковном венчании (предметом обхода может служить и другой сакральный объект: дерево, огонь, хлебная дежа, церковь). На крестинах повитуха или божатка (крестная мать) обносит новорожденного вокруг стола, приобщая его к семье и дому. Также вокруг стола или его ножки обносят новокупленную скотинку. При трудных родах роженице советуют обойти вокруг стола или дежи — по солнцу, т.е. по часовой стрелке. Повседневная трапеза — не менее сильное средство магического единения семьи, чем обрядовая. Ведь это наш ежедневный ритуал, и каждый день мы можем добавить грошик в копилку семейного лада, а можем устало и безразлично отмахнуться. Приметьте, как проходит завтрак или ужин в вашей семье: ждут ли всех, чтобы начать кушать? Кто главенствует за столом? Как рассаживаются домочадцы и почему? Делаются ли знаки уважения старшим? Какой тон преобладает в беседах? Нет ли навязчивой тяги включить телевизор? Благодарят ли хозяйку за труды? Как заканчивается трапеза?

Если ответы на эти вопросы вас радуют — значит, всё благополучно. Значит, вы унаследовали обычаи домашнего застолья, которыми в современном мире мало кто владеет. К сожалению, чаще застольные привычки складываются стихийно и не всегда способствуют укреплению отношений в семье. В этом случае стоит их подкорректировать. Вот несколько советов, основанных на традиционных нормах поведения за столом:

  • Отец семейства сидит во главе (торце) стола. Это место контроля и влияния. Вы удивитесь, насколько архетипично глубоко и умиротворяющее такое зрелище. Данная посадка поможет и самому мужчине, если он не во всём готов принять роль главы семьи.
  • Пока семья собирается, никто не начинает есть, даже если тарелки уже наполнены. Первую ложку поднимает старший, и это служит знаком к началу обеда.
  • В традиционном укладе немыслима еда без молитвы. Думаю, в этом месте статьи многие внутренне сжались: "вот, сейчас нам будут навязывать патриархальное благочестие". Отнюдь! Ваш быт должен быть органичен именно вашей душе. Но дело в том, что современная наука подтверждает факт, давно известный традиции и нашей интуиции: еда и вода впитывает и переносит информацию. А через еду этот полевой посыл передается съевшему ее. Страшно представить, что "услышал" ваш обед за долгое путешествие к тарелке! О чем ругаются повара на кухне чистенького ресторана? Какой дух витал в скотобойне, где зарезали эту свининку. Все эти голоса вы можете нейтрализовать добрым словом над своим столом! Пусть оно будет неканоническим, коротким, но сказано со значением. Благословленная еда радует и питает не только тело, но и душу, гармонизирует энергетику. Также добрый наговор снижает риск от противоприродных добавок, таких как химические усилители и ГМО.

Делюсь с вами своей короткой молитвой:
Будь сия страва
Чиста и здрава
От Богов да Земли даждена.
Хлеб да соль!
Ответ домочадцев: — Жива хлеба ести!

Молитву можно произносить про себя, если вы не дома. На семейном обеде один из супругов, кто более к этому склонен, освящает весь стол, говоря слова вслух. Раньше это было дело старшего мужчины как духовного лидера семьи, в наших же условиях это бывает и женщина — нашему полу вообще больше свойственно поддерживать цикличный обиход, беречь обычаи и т.д.

80 пословиц и поговорок с малоизвестным продолжением

Пословиц и поговорок много. Емких, значительных, остроумных, доходчивых. Мы с удовольствием их применяем тогда, когда своими словами объяснять что-то ложно и долго. Однако, не все знают, что многие полюбившиеся и часто употребляемые нами пословицы и поговорки имеют продолжение. При том продолжение не мнее емкое и значительное, а порой полностью меняюще суть самой пословицы или поговорки.

И так, предлагаю вашему вниманию подборку пословиц и поговорок с малоизвестными продожениями:

  1. Лиха беда начало , а там уж близок и конец.
  2. Лиха беда почин – есть дыра, будет и прореха .
  3. Пан или пропал: два раза не умирать.
  4. Молодые бранятся – тешатся , а старики бранятся – бесятся.
  5. На (обиженных) сердитых воду возят , а на добрых сами катаются.
  6. На чужой каравай рот не разевай , пораньше вставай да свой затевай.
  7. И слепая лошадь везёт , коли зрячий на возу сидит.
  8. Комар лошадь не повалит , пока медведь не подсобит.
  9. За морем веселье , да чужое, а у нас и горе, да своё.
  10. Зайца ноги носят , волка зубы кормят, лису хвост бережет.
  11. Дуракам закон не писан , если писан – то не читан, если читан – то не понят, если понят – то не так.
  12. Живем, хлеб жуем , а иногда и подсаливаем.
  13. За битого двух небитых дают , да не больно-то берут.
  14. Девичий стыд – до порога , переступила и забыла.
  15. Голод не тетка , пирожка не поднесет.
  16. Губа не дура , язык не лопата: знают, что горько, что сладко.
  17. Два сапога пара , да оба левые.
  18. Бабушка гадала, надвое сказала , то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
  19. Везет , как субботнему утопленнику – баню топить не надо.
  20. Ворон ворону глаз не выклюет , а и выклюет, да не вытащит.
  21. Аппетит приходит во время еды , а жадность — во время аппетита.
  22. Два сапога — пара , да оба на левую ногу надеты.
  23. Век живи, век учись — дураком помрешь.
  24. Забот полон рот , а перекусить нечего.
  25. Бедность — не порок , а несчастье.
  26. В здоровом теле здоровый дух — редкая удача.
  27. Где тонко, там и рвется. Где толсто, там и наслаивается.
  28. Кто старое помянет, тому глаз вон , а кто забудет — тому два.
  29. Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.
  30. В семье не без урода , а из-за урода все не в угоду.
  31. Всяк правду ищет , да не всяк ее творит.
  32. Не все коту масленица , будет великий пост.
  33. Первый парень на деревне , а деревня в два двора.
  34. Новая метла чисто метет , а обломается — под лавкой валяется.
  35. Простота хуже воровства , если она не от ума, а от заумия.
  36. Гол как сокол , а остер как топор.
  37. Ни рыба, ни мясо — ни кафтан, ни ряса.
  38. Попытка — не пытка , а спрос — не беда.
  39. Горбатого могила исправит , а упрямого — дубина.
  40. Повторение — мать учения и прибежище для лентяев.
  41. Повторенье – мать ученья , утешенье дураков.
  42. Под лежачий камень вода не течет , а под катящийся — не успевает.
  43. Семь бед — один ответ , восьмая беда — совсем никуда.
  44. Расти большой, да не будь лапшой , тянись верстой, да не будь простой.
  45. Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут .
  46. Смелого пуля боится , а труса и в кустах найдет.
  47. Дело мастера боится , а иной мастер — дела.
  48. Пьяному море по колено , а лужа — по уши.
  49. Старость не радость , сядешь — не встанешь, побежишь — не остановишься.
  50. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.
  51. Дорога ложка к обеду , а там хоть под лавку.
  52. Старый конь борозды не испортит , да и глубоко не вспашет.
  53. Курочка по зернышку клюет , а весь двор в помете.
  54. Палка о двух концах : туда и сюда бьет.
  55. Лиха беда начало , а там уж близок и конец.
  56. На обиженных воду возят , а на добрых сами катаются.
  57. От овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут .
  58. Чем черт не шутит , когда Бог спит.
  59. Один в поле не воин , а путник.
  60. Рука руку моет , да обе свербят.
  61. От работы кони дохнут , а люди — крепнут.
  62. Язык мой — враг мой , прежде ума глаголет.
  63. Ума палата , да ключ потерян.
  64. Шито-крыто , а узелок-то тут.
  65. У страха глаза велики , да ничего не видят.
  66. Собаку съел , да хвостом подавился.
  67. Всяк правду ищет , да не всяк её творит.
  68. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
  69. Не печалится дятел, что петь не может , его и так весь лес слышит.
  70. Пыль столбом, дым коромыслом , а изба не топлена, не метена.
  71. Работа – не волк, в лес не убежит , потому ее, окаянную, делать и надо.
  72. Рыбак рыбака видит издалека , потому стороной и обходит.
  73. С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься .
  74. Свой глаз – алмаз , а чужой – стекло.
  75. Смелого пуля боится , а труса и в кустах найдёт.
  76. Хлеб на стол – и стол престол , а хлеба ни куска – и стол доска.
  77. Чудеса в решете – дыр много, а выскочить некуда.
  78. За двумя зайцами погонишься — ни одного кабана не поймаешь .
  79. Хозяин — барин , хочет — живёт, а хочет — удавится.
  80. Дураку хоть кол теши, он своих два ставит .

Забытый смысл простых вещей: стол-престол.

Помню, в детстве, когда я пытался сесть на стол, бабушка мне говорила: «Стол-престол, на столе не сидят». Отношение к столу как к сакральному месту, если не стерлось из памяти поколений, то становится все слабее. Но у крестьян, рожденных в конце XIX – начале XX вв., почитание стола было безусловным. Считалось, что стол — то же, что в алтаре престол. Поэтому и сидеть за столом, и вести себя нужно так, как во время службы в церкви, ведь церковный престол - это алтарь, на котором совершается бескровное жертвоприношение - евхаристия. В церкви это - трон Бога, на котором «таинственно присутствует сам Господь-вседержитель».

Отсюда и запреты оставлять на столе что-то лишнее, кроме хлеба. «Хлеб на стол, так и стол престол, а хлеба ни куска — и стол доска». Наличие хлеба на столе символизировало достаток и благополучие дома. Стол также считался протянутой людям ладонью Бога или Богоматери, поэтому по столу было запрещено стучать, иначе в доме случится ссора. О стол нельзя разбивать яйца (помню этот запрет), а то хищные птицы будут таскать кур. До сих пор бытует поверье, что нельзя садиться на угол стола, а то не женишься или замуж не выйдешь. Нельзя класть на стол подушку или одеяло, иначе в доме кто-нибудь умрет. Чтобы найти потерянное, нужно обвязать ножку стола и сказать: «Черт, черт, поиграл, да и отдай».

С неподвижностью и неотделимостью стола от жилища связаны обряды приручения животных к дому. Чтобы куры, поросята, телята не убегали, их обносили вокруг ножки стола, либо на какое-то время к ней привязывали. А, если скотина терялась, ножки стола обвязывались – стреножились, дабы животные не убежали дальше. Чтобы коровы-первотелки не брыкались во время дойки, хозяйки их мыли водой, которой предварительно протирали ножки стола: «как стол стоит плотно и крепко, так ты, коровушка, стой плотно и крепко».

Как пишет А.Л. Топорков, изначально местоположение стола в доме не было четко определено. Его могли ставить как возле устья печи, так и по центру стены, либо в красном углу. Постепенно закрепился последний вариант. «Закрепленность стола в переднем углу, в непосредственной близости от божницы с иконами, свечами, освященной вербой и др. христианскими атрибутами, в наиболее освещенной части жилища, наделяли стол высоким статусом. Стола представал как место символического обмена между Богом, который наблюдал за людьми с икон, и людьми, которые вкушали пищу, ниспосланную Богом».

Позиция стола в доме диктовала и иерархию рассадки. Во главе стола, в красном углу под иконами, сидел глава семьи. Если отец уже отошел в мир иной, то его место занимал старший женатый сын, либо, если он еще не был женат, - мать. По сторонам от хозяина рассаживались по старшинству. Женщины садились на нижнем конце стола, ближе к печи и бабьему куту. Почетные места за столом женщины могли занимать во время определенных обрядов, например, крещения ребенка или на свадьбе.

Порядок трапезы был также строго регламентирован. Никто не мог начать есть, пока это не сделает глава семьи. После этого из общей миски еду черпали также по старшинству. За нарушение следовало наказание - удар ложкой по лбу. То же самое происходило, если во время еды кто-то начинал разговаривать: «когда я ем, я глух и нем». Из-за стола во время приема пищи запрещалось выходить. Кто наедался раньше всех, должен был сидеть и ждать, пока из-за стола не поднимется хозяин. Кто опаздывал без серьезной причины, за стол не допускался, ждал следующего приема пищи.

После крестин и венчания существовал обряд трижды обойти вокруг стола, как вокруг церковного алтаря. Подобный обычай был и при трудных родах. Вокруг стола обводили роженицу. А вот вне ритуала обход стола не допускался: нужно была выходить из-за стола на ту же сторону, с которой за него входил. По поверьям, при обходе стола кругом мог умереть близкий родственник.

Стол – это не просто части оструганного дерева, соединенные между собой. Это часть семьи. Отсюда и обряд переворачивания стола после потери одного из ее членов. Как пишет А.Б. Мороз: «Стол связан с домом и семьей (родом), в нем живущей. Являясь местом, где собирается вся семья, стол выражает идею полноты, целостности семьи, рода и - шире – круга близких людей. Неполнота состава обитателей выражается через неустойчивость стола: после выноса покойника стол (или лавки), на котором стоял гроб, переворачивают вверх ногами».

Сегодня, садясь за стол, мы не забиваем голову теми смыслами, которые он несет. Но один обычай мы все же соблюдаем – проявляем гостеприимство, приглашаем за стол того, кто вошел в дом во время нашей трапезы. Но раньше он имел смысл, что таким образом семья кормит не нежданного гостя, а ушедших в иной мир родственников.

Полные варианты известных поговорок и пословиц

Бабушка гадала, надвое сказала: то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.
Везет как (субботнему) утопленнику, (баню топить не надо).
Ворон ворону глаз не вЫклюет, (а и вЫклюет, да не вытащит).
В здоровом теле здоровый дух – (на самом дел одно из двух).
Гол как сокОл, (а остЁр как топор).
Голод не тЁтка, (пирожка не поднесет).
Губа не дура, (язык не язык не лопатка, знает, где кисло, знает, где сладко).
Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.
Два сапога пАра, (да оба левые).
Дураку хоть кол тешИ, (он своих два ставит).
Двое третьего ждут, а семерого одного не ждут.
Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.
За битого двух небитых дают, (да не больно-то берут).
За двумя зайцами погонишься – ни одного (кабана) не поймаешь.
И делу время, и потехе час.
Кто старое помЯнет – тому глаз вон, (а кто забудет - тому оба).
Курочка по зернышку клюет (а весь двор в помёте)или (а сыта бывает).
Комар лошадь не повалит,(пока медведь не подсобит).
ЛихА беда начало, (есть дыра, будет и прореха).
Молодые бранятся – тЕшатся, (а старики бранятся – бесятся).
Мал золотник, да дорог; велик пень, да трухляв.
Ни рыба, ни мясо, (ни кафтан, ни ряса).
Новая метла по-новому метёт, (а как сломается - под лавкой валяется).
На чужой каравай рот не разевай,(пораньше вставай да свой затевай).
На сердитых воду возят, (а на добрых сами катаются).
Не все коту масленица, (будет и пост).
Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.
Один в поле не воин, (а путник).
От работы кони дохнут, (а люди – крепнут).
От корма кони не рыщут, а от добра добра не ищут.
Пьяному море по колено, (а лужа - по уши).
Пыль столбом, дым коромыслом, (а изба не топлена, не метена).
Палка о двух концах, (туда и сюда бьет).
Повторение – мать учения и прибежище ослов (утешенье дураков)
Рыбак рыбака видит издалека, (потому стороной и обходит).
Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.
Рука рУку моет, (да обе свербЯт).
Работа не волк, в лес не убежит: (потому-то её, окаянную, и надо делать).
Статен телом,а хорош ли делом.
Старый конь борозды не испортит, (да и глубоко не вспашет).
Собаку съели, (хвостом подавились).
Смелого пуля боится, (а труса и в кустах найдёт).
С пчелой поладишь — медку достанешь, с жуком свяжешься — в навозе окажешься.
Тише едешь — дальше будешь (от того места, куда едешь).
У страха глаза велики, (да ничего не видят).
Ума палата, (да ключ потерян)или(да не почАта).
У плохого танцора всегда пол виноват.
Утро вечера мудренее, (жена мужа удалее).
Хлеб на стол — и стол престол, (а хлеба ни куска — и стол доска).
Хлопот полон рот, (а прикусить нечего).
Чем черт не шутит,(пока Бог спит).
Чудеса в решете: (дыр много, а выскочить некуда).
Шито-крыто, (а узелок-то тут).
Язык мой – враг мой: (прежде ума рыщет, беды ищет).

Какая молодец, что собрала это! Напомнили мне ситуацию про поговорку: "Флаг тебе в руки" - оказалось, что там продолжение - "и барабан на шею" - всё меняется! - Как это показали и Вы, дав продолжения тому, что, ополовинив, мы толкуем совершенно иначе - далеко уходя от источника. С теплом. Наталья. А к поговоркам еще не раз вернусь.- Многое открыли.

Меня тоже увлекло)))

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и законодательства Российской Федерации. Данные пользователей обрабатываются на основании Политики обработки персональных данных. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2022. Портал работает под эгидой Российского союза писателей. 18+

70 полных версий пословиц и поговорок

70 полных версий пословиц и поговорок

Пословицы и поговорки вошли в нашу речь, дойдя из глубины веков. Но далеко не всем известны полные версии этих популярных образчиков народного поэтического творчества. А ведь целиком изречение порой несёт иной смысл.

1. Аппетит приходит во время еды, а жадность – во время аппетита.

2. Бабушка гадала, надвое сказала, то ли дождик, то ли снег, то ли будет, то ли нет.

3. Бедность – не порок, а несчастье.

4. В здоровом теле здоровый дух – редкая удача.

5. В семье не без урода, а из-за урода все не в угоду.

6. Везет, как субботнему утопленнику – баню топить не надо.

7. Ворон ворону глаз не выклюет, а и выклюет, да не вытащит.

8. Всяк правду ищет, да не всяк её творит.

9. Где тонко, там и рвётся, где толсто, там и наслаивается.

10. Гладко было на бумаге, да забыли про овраги, а по ним ходить.

11. Гол как сокол, а остер как топор.

12. Голод не тетка, пирожка не поднесет.

13. Горбатого могила исправит, а упрямого – дубина.

14. Губа не дура, язык не лопата: знают, что горько, что сладко.

15. Два сапога пара, да оба левые.

16. Двое третьего ждут, а семеро одного не ждут.

17. Девичий стыд – до порога, переступила и забыла.

18. Дело мастера боится, а иной мастер дела.

19. Дорога ложка к обеду, а там хоть под лавку.

20. Дуракам закон не писан, если писан – то не читан, если читан – то не понят, если понят – то не так.

21. Живем, хлеб жуем, а иногда и подсаливаем.

22. За битого двух небитых дают, да не больно-то берут.

23. За двумя зайцами погонишься – ни одного кабана не поймаешь.

24. За морем веселье, да чужое, а у нас и горе, да своё.

25. Зайца ноги носят, волка зубы кормят, лису хвост бережет.

26. И делу время, и потехе час.

27. И слепая лошадь везёт, коли зрячий на возу сидит.

28. Комар лошадь не повалит, пока медведь не подсобит.

29. Кто старое помянет – тому глаз вон, а кто забудет – тому оба.

30. Курочка по зернышку клюет, а весь двор в помёте.

31. Лиха беда начало, а там уж близок и конец.

32. Лиха беда почин – есть дыра, будет и прореха.

33. Молодые бранятся – тешатся, а старики бранятся – бесятся.

34. На (обиженных) сердитых воду возят, а на добрых сами катаются.

35. На чужой каравай рот не разевай, пораньше вставай да свой затевай.

36. Не все коту масленица, будет и пост.

37. Не печалится дятел, что петь не может, его и так весь лес слышит.

38. Ни рыба, ни мясо, ни кафтан, ни ряса.

39. Новая метла по-новому метёт, а как сломается - под лавкой валяется.

40. Один в поле не воин, а путник.

41. От работы кони дохнут, а люди – крепнут.

42. От овса кони не рыщут, а от добра добра не ищут.

43. Палка, о двух концах, туда и сюда бьет.

44. Повторенье – мать ученья, утешенье дураков.

45. Повторение – мать учения и прибежище для лентяев.

46. Под лежачий камень вода не течёт, а под катящийся – не успевает.

47. Пьяному море по колено, а лужа – по уши.

48. Пыль столбом, дым коромыслом, а изба не топлена, не метена.

49. Работа – не волк, в лес не убежит, потому ее, окаянную, делать и надо.

50. Расти большой, да не будь лапшой, тянись верстой, да не будь простой.

51. Рыбак рыбака видит издалека, потому стороной и обходит.

52. Рука руку моет, да обе свербят.

53. С пчелой поладишь – медку достанешь, с жуком свяжешься – в навозе окажешься.

54. Свой глаз – алмаз, а чужой – стекло.

55. Семь бед – один ответ, восьмая беда – совсем никуда.

56. Смелого пуля боится, а труса и в кустах найдёт.

57. Собака на сене лежит, сама не ест и скотине не дает.

58. Собаку съели, хвостом подавились.

59. Старость не радость, сядешь – не встанешь, побежишь – не остановишься.

60. Старый конь борозды не испортит, да и глубоко не вспашет.

61. Тише едешь – дальше будешь от того места, куда едешь.

62. У страха глаза велики, да ничего не видят.

63. Ударили по одной щеке – подставь другую, но не позволь себя ударить.

64. Ума палата, да ключ потерян.

65. Хлеб на стол – и стол престол, а хлеба ни куска – и стол доска.

Читайте также: