Где стол был яств там гроб стоит средство выразительности

Обновлено: 02.05.2024

Необходимо отличать тропы (изобразительно-выразительные средства литературы), основанные на переносном значении слов и фигуры речи, основанные на синтаксическом строении предложения.

Лексические средства.

Обычно в рецензии задания В8 пример лексического средства дается в скобках либо одним словом, либо словосочетанием, в котором одно из слов выделено курсивом.

Тропы.

В рецензии примеры тропов указываются в скобках, как словосочетание.

Виды тропов и примеры к ним в таблице:

метафора – перенос значения слова по сходству мертвая тишина
олицетворение – уподобление какого-либо предмета или явления живому существу отговорила роща золотая
сравнение – сопоставление одного предмета или явления с другим (выражаются через союзы как, словно, будто, сравнительную степень прилагательного) яркий, как солнце
метонимия – замена прямого названия другим по смежности (т.е. на основе реальных связей) Шипенье пенистых бокалов (вместо: пенящееся вино в бокалах)
синекдоха – употребление названия части вместо целого и наоборот белеет парус одинокий (вместо: лодка, корабль)
перифраз – замена слова или группы слов, чтобы избежать повторения автор «Горе от ума» (вместо А.С. Грибоедов)
эпитет – использование определений, придающих выражению образность и эмоциональность Куда ты скачешь, гордый конь?
аллегория – выражение отвлеченных понятий в конкретных художественных образах весы – правосудие, крест – вера, сердце – любовь
гипербола – преувеличение размеров, силы, красоты описываемого в сто сорок солнц закат пылал
литота – преуменьшение размеров, силы, красоты описываемого ваш шпиц, прелестный шпиц, не более наперстка
ирония – употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки Откуда, умная, бредешь ты, голова?

Фигуры речи, строение предложений.

В задании В8 на фигуру речи указывает номер предложения, данный в скобках.

Да здравствует солнце, да скроется тьма!

Помни!

При выполнении задания В8 следует помнить, что вы заполняете места пропусков в рецензии, т.е. восстанавливаете текст, а с ним и смысловую, и грамматическую связь. Поэтому часто дополнительной подсказкой может служить анализ самой рецензии: различные прилагательные в том или ином роде, согласующиеся с пропусками сказуемые и т.д.

Облегчит выполнение задания и разделение списка терминов на две группы: первая включает термины на основе изменений значения слова, вторая – строение предложения.

Разбор задания.

(1) Земля – космическое тело, а мы – космонавты, совершающие очень длительный полет вокруг Солнца, вместе с Солнцем по бесконечной Вселенной. (2) Система жизнеобеспечения на нашем прекрасном корабле устроена столь остроумно, что она постоянно самообновляется и таким образом обеспечивает возможность путешествовать миллиардам пассажиров в течение миллионов лет.

(3) Трудно представить себе космонавтов, летящих на корабле через космическое пространство, сознательно разрушающих сложную и тонкую систему жизнеобеспечения, рассчитанную на длительный полет. (4) Но вот постепенно, последовательно, с изумляющей безответственностью мы эту систему жизнеобеспечения выводим из строя, отравляя реки, сводя леса, портя Мировой океан. (5) Если на маленьком космическом корабле космонавты начнут суетливо перерезать проводочки, развинчивать винтики, просверливать дырочки в обшивке, то это придется квалифицировать как самоубийство. (6)Но принципиальной разницы у маленького корабля с большим нет. (7) Вопрос только размеров и времени.

(8) Человечество, по-моему, – это своеобразная болезнь планеты. (9)Завелись, размножаются, кишат микроскопические, в планетарном, а тем более во вселенском, масштабе существа. (10) Скапливаются они в одном месте, и тут же появляются на теле земли глубокие язвы и разные наросты. (11) Стоит только привнести капельку зловредной (с точки зрения земли и природы) культуры в зеленую шубу Леса (бригада лесорубов, один барак, два трактора) – и вот уж распространяется от этого места характерное, симптоматическое болезненное пятно. (12) Снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли.

(13) К сожалению, столь ранимыми, как и биосфера, столь же беззащитными перед напором так называемого технического прогресса оказываются такие понятия, как тишина, возможность уединения и интимного общения человека с природой, с красотой нашей земли. (14) С одной стороны, человек, задерганный бесчеловечным ритмом современной жизни, скученностью, огромным потоком искусственной информации, отучается от духовного общения с внешним миром, с другой стороны, сам этот внешний мир приведен в такое состояние, что уже подчас не приглашает человека к духовному с ним общению.

(15) Неизвестно, чем кончится для планеты эта оригинальная болезнь, называемая человечеством. (16) Успеет ли Земля выработать какое-нибудь противоядие?

Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе текста, который вы анализировали, выполняя задания А29 – А31, В1 – В7.

В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка. Если вы не знаете, какая цифра из списка должна стоять на месте пропуска, пишите цифру 0.

«В первых двух предложениях использован такой троп, как ________. Этот образ «космического тела» и «космонавтов» является ключевым к пониманию авторской позиции. Рассуждая о том, как ведет себя человечество по отношению к своему дому, В. Солоухин приходит к выводу, что «человечество – это болезнь планеты». ______ («снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли») передают негативные деяния человека. Употребление в тексте _________ (предложения 8, 13, 14) подчеркивает, что все сказанное автору далеко не безразлично. Употребленный в 15-м предложении ________ «оригинальная» придает рассуждению печальный финал, который заканчивается вопросом».

Список терминов:

  1. эпитет
  2. литота
  3. вводные слова и вставные конструкции
  4. ирония
  5. развернутая метафора
  6. парцелляция
  7. вопросно-ответная форма изложения
  8. диалектизм
  9. однородные члены предложения

Делим список терминов на две группы: первая – эпитет, литота, ирония, развернутая метафора, диалектизм; вторая – вводные слова и вставные конструкции, парцелляция, вопросно-ответная форма изложения, однородные члены предложения.

Выполнение задание лучше начинать с пропусков, которые не вызывают трудности. Например, пропуск № 2. Так как в качестве примера представлено целое предложение, скорее всего подразумевается какое-либо синтаксическое средство. В предложении «снуют, размножаются, делают свое дело, выедая недра, истощая плодородие почвы, отравляя ядовитыми отправлениями своими реки и океаны, саму атмосферу Земли»используются ряды однородных членов предложения: глаголы снуют, размножаются, делают дело, деепричастия выедая, истощая, отравляя и существительные реки, океаны, атмосферу. В то же время глагол «передают» в рецензии указывает на то, что на месте пропуска должно стоять слово во множественном числе. В списке во множественном числе стоят вводные слова и вставные конструкции и однородные членные предложения. Внимательное прочтение предложения показывает, что вводные слова, т.е. те конструкции, которые тематически с текстом не связаны и могут быть изъяты из текста без потери смысла, отсутствуют. Таким образом, на месте пропуска № 2 необходимо вставить вариант 9) однородные члены предложения.

В пропуске № 3 указаны номера предложений, значит термин снова относится к строению предложений. Парцелляцию сразу можно «отбросить», так как авторы должны указать два или три подряд идущих предложения. Вопросно-ответная форма тоже является неправильным вариантом, так как предложения 8, 13, 14 не содержат вопроса. Остаются вводные слова и вставные конструкции. Находим их в предложениях: по-моему, к сожалению, с одной стороны, с другой стороны.

На месте последнего пропуска необходимо подставить термин мужского рода, так как с ним в рецензии должно согласовываться прилагательное «употребленный», и он должен быть из первой группы, так как в качестве примера дано только одно слово «оригинальная». Термины мужского рода – эпитет и диалектизм. Последний явно не подходит, так как это слово вполне понятно. Обращаясь к тексту, находим, с чем сочетается слово: «оригинальная болезнь». Здесь явно прилагательное употреблено в переносном смысле, поэтому перед нами – эпитет.

Остается заполнить только первый пропуск, который является самым сложным. В рецензии сказано, что это – троп, и он используется в двух предложениях, где переосмысляется образ земли и нас, людей, как образ космического тела и космонавтов. Это явно не ирония, так как в тексте нет ни капли насмешки, и не литота, а скорее даже наоборот, автор намеренно преувеличивает масштабы катастрофы. Таким образом, остается единственно возможный вариант – метафора, перенос свойств с одного предмета или явления на другой на основе наших ассоциаций. Развернутая – потому, что из текста нельзя вычленить отдельное словосочетание.

Ответ: 5, 9, 3, 1.

Потренируйся.

(1)В детстве я ненавидела утренники, потому что к нам в садик приходил отец. (2)Он садился на стул возле ёлки, долго пиликал на своём баяне, пытаясь подобрать нужную мелодию, а наша воспитательница строго говорила ему: «Валерий Петрович, повыше!» (З)Все ребята смотрели на моего отца и давились от смеха. (4)Он был маленький, толстенький, рано начал лысеть, и, хотя никогда не пил, нос у него почему-то всегда был свекольно-красного цвета, как у клоуна. (5)Дети, когда хотели сказать про кого-то, что он смешной и некрасивый, говорили так: «Он похож на Ксюшкиного папу!»

(6)И я сначала в садике, а потом в школе несла тяжкий крест отцовской несуразности. (7)Все бы ничего (мало ли у кого какие отцы!), но мне было непонятно, зачем он, обычный слесарь, ходил к нам на утренники со своей дурацкой гармошкой. (8)Играл бы себе дома и не позорил ни себя, ни свою дочь! (9)Часто сбиваясь, он тоненько, по-женски, ойкал, и на его круглом лице появлялась виноватая улыбка. (10)Я готова была провалиться сквозь землю от стыда и вела себя подчёркнуто холодно, показывая своим видом, что этот нелепый человек с красным носом не имеет ко мне никакого отношения.

(11)Я училась в третьем классе, когда сильно простыла. (12)У меня начался отит. (13)От боли я кричала и стучала ладонями по голове. (14)Мама вызвала скорую помощь, и ночью мы поехали в районную больницу. (15)По дороге попали в страшную метель, машина застряла, и водитель визгливо, как женщина, стал кричать, что теперь все мы замёрзнем. (16)Он кричал пронзительно, чуть ли не плакал, и я думала, что у него тоже болят уши. (17)Отец спросил, сколько осталось до райцентра. (18)Но водитель, закрыв лицо руками, твердил: «Какой я дурак!» (19)Отец подумал и тихо сказал маме: «Нам потребуется всё мужество!» (20)Я на всю жизнь запомнила эти слова, хотя дикая боль кружила меня, как метель снежинку. (21)Он открыл дверцу машины и вышел в ревущую ночь. (22)Дверца захлопнулась за ним, и мне показалось, будто огромное чудовище, лязгнув челюстью, проглотило моего отца. (23)Машину качало порывами ветра, по заиндевевшим стеклам с шуршанием осыпался снег. (24)Я плакала, мама целовала меня холодными губами, молоденькая медсестра обречённо смотрела в непроглядную тьму, а водитель в изнеможении качал головой.

(25)Не знаю, сколько прошло времени, но внезапно ночь озарилась ярким светом фар, и длинная тень какого-то великана легла на моё лицо. (26)Я зажмурилась и сквозь ресницы увидела своего отца. (27)Он взял меня на руки и прижал к себе. (28)Шёпотом он рассказал маме, что дошёл до райцентра, поднял всех на ноги и вернулся с вездеходом.

(29)Я дремала на его руках и сквозь сон слышала, как он кашляет. (30) Тогда никто не придал этому значения. (31)А он долго потом болел двусторонним воспалением лёгких.

(32)…Мои дети недоумевают, почему, наряжая ёлку, я всегда плачу. (ЗЗ)Из тьмы минувшего ко мне приходит отец, он садится под ёлку и кладёт голову на баян, как будто украдкой хочет увидеть среди наряженной толпы детей свою дочку и весело улыбнуться ей. (34)Я гляжу на его сияющее счастьем лицо и тоже хочу ему улыбнуться, но вместо этого начинаю плакать.

«Использование рассказчицей для описания вьюги такого лексического средства выразительности, как_____(«страшную метель», «непроглядную тьму»), придаёт изображённой картине выразительную силу, а такие тропы, как _____ («боль кружила меня» в предложении 20) и _____ («водитель визгливо, как женщина, стал кричать» в предложении 15), передают драматизм описанной в тексте ситуации. Такой приём, как_____ (в предложении 34), усиливает эмоциональное воздействие на читателя».

  1. контекстные антонимы
  2. метафора
  3. синтаксический параллелизм
  4. сравнение
  5. эпитет
  6. фразеологизм
  7. контекстные синонимы
  8. метонимия
  9. антитеза

Рекомендуем:

Обратите внимание: на главной странице есть множество материалов для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и другим предметам.

Изобразительно-­выразительные
средства языка

Здравствуйте, уважаемая редакция газеты «Русский язык».

Предлагаемый материал будет полезен при подготовке к ЕГЭ по русскому языку. Он поможет проверить, насколько хорошо знают ученики лексические (тропы) и синтаксические (стилистические фигуры) средства выразительности языка. Данные тесты можно использовать и для контроля знаний на уроках стилистики. Надеюсь, что они пригодятся учителям, работающим в выпускных классах.

ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА

I. Соотнесите тропы и их определения.

II. Какой троп использован?

1. В.А. Жуковским в создании образа моря:

Ты живо: ты дышишь; смятенной любовью,
Тревожною думой наполнено ты…

2. Н.В. Гоголем в изображении прохожих в повести «Невский проспект»:

Здесь вы встретите усы чудные… здесь вы встретите такие талии…;

3. Н.А. Некрасовым в финале стихотворения «Железная дорога»:

Выпряг народ лошадей – и купчину
С криком «ура!» по дороге помчал…

Кажется, трудно отрадней картину
Нарисовать, генерал.

4. А.С. Грибоедовым в монологе Фамусова:

Не то на серебре – на золоте едал…

5. Н.В. Гоголем в описании великой украинской реки:

Редкая птица долетит до середины Днепра.

III. Определите вид эпитета:

А. постоянный; В. эмоциональный;
Б. изобразительный; Г. метафорический.

. Ночевала тучка золотая. (М.Ю. Лермонтов)

2. Вот идет он к синему морю. (А.С. Пушкин)

3. Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый. (М.Ю. Лермонтов)

4. Роняет лес багряный свой убор. (А.С. Пушкин)

IV. Соотнесите стилистические фигуры и их определения.

V. Какие художественные средства (синтаксические и стилистические фигуры) использованы?

1. Что подчеркивает авторскую мысль в стихотворной строке А.С. Пушкина?

Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

2. Что использовал А.А. Фет для изображения лирических переживаний?

Опять душа помолодеет,
Опять родной увидит край…

3. Что придает яркость описанию природы в произведении С.Т. Аксакова?

Осенью ковыльные степи совершенно изменяются и получают свой особенный, самобытный, ни с чем не сходный вид…

4. Что использовал Г.Р. Державин для усиления выразительности речи?

Где стол был яств, там гроб стоит…

5. Что передает эмоциональность, взволнованность речи героя трагедии А.С. Пушкина «Скупой рыцарь»?

Нет; я хотел… быть может, вы… я думал, Что уж барону время умереть.

А. Анафора; Г. инверсия;
Б. антитеза; Д. градация.
В. умолчание;

VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовал А.С. Пушкин в строках из стихотворения «Клеветникам России»?

Иль нам с Европой спорить ново?
Иль русский от побед отвык?

I. 1. В, 2. А, 3. Г, 4. Д, 5. Б.

II. 1. Б, 2. Г, 3. А, 4. Г, 5. В.

III. 1. Г, 2. А, 3. В, 4. Б.

IV. 1. В, 2. Д, 3. Б, 4. А, 5. Г.

V. 1. Г, 2. А, 3. Д, 4. Б, 5. В.

VI. Анафора, риторический вопрос, метонимия, синекдоха.

II. Какой троп использован:

Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.

2. Б.Горбатовым в прозаической строке?

Снежная пыль столбом стоит в воздухе.

3. М.Исаковским для передачи лирического переживания?

Только слышно, на улице где-то одинокая бродит гармонь.

4. В.Маяковским для создания сатирической направленности стихотворения «Гимн обеду»?

Желудок в панаме! Тебя ль заразят
Величием смерти для новой эры?!

5. Б.Пастернаком для создания неожиданного, запоминающегося образа?

Стекло стрекоз сновало по щекам.

А. Синекдоха; Г. развернутая метафора;
Б. метафора; Д. сравнение.
В. метонимия;

III. Закончите фразу.

«Такой троп, как сравнение, трехчленно и состоит из следующих компонентов:

1. предмет сравнения;

2. образ сравнения;

V. Какой синтаксический прием

1. использовал М.Горький для усиления смыслового оттенка высказывания?

Флеров – все умеет. И Дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.

2. использовал А.Блок для изображения лирических переживаний?

Милый друг, и в этом тихом доме
Лихорадка бьет меня.
Не найти мне места в тихом доме
Возле мирного огня.

3. придает динамичность, интонацию живой разговорной речи в строке из поэмы А.Твардовского «Василий Теркин»?

Офицер – из пистолета, Теркин – в мягкое штыком;

4. использовал А.Блок для усиления выразительности речи в стихотворении «Скифы»?

Мы любим все – и жар холодных чисел…;

5. подчеркивает авторскую мысль в поэтических строках О.Берггольц?

Не сломлюсь, не дрогну, не устану,
Ни крупицы не прощу врагам.

VI. Какие художественные средства (тропы и стилистические фигуры) использовала М.Цветаева в строках стихотворения из цикла «Стихи к Блоку»?

У меня в Москве – купола горят,
У меня в Москве – колокола звенят.

I. 1. Б, 2. В, 3. А, 4. Д, 5. Г.

II. 1. Г, 2. Д, 3. В, 4. А, 5. Б.

III. Признак сходства.

IV. 1. В, 2. Г, 3. Б, 4. Д, 5. А.

V. 1. Б, 2. В, 3. Д, 4. А, 5. Г.

VI. Анафора, метафора, параллелизм.

Р.И. МАНИНА,
Аполлоновская СОШ,
село Аполлоновка,
Исилькульский р-н,
Омская обл.

Cредства выразительности

б) эпитет;

в) метафора;

г) оксюморон;

д) метонимия.

1. Я обручился с тишиной,
Всегда безмолвием поющей. (К.Бальмонт)

2. Так вокруг него непоправимо тихо,
Что слышно, как растет трава. (А.Ахматова)

3. Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал. (А.Пушкин)

4. Плачет и смеется песня лиховая. (С.Есенин)

5. И очи синие, бездонные
Цветут на дальнем берегу. (А.Блок)

1. Выхожу один я на дорогу. (М.Лермонтов)

Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет. (Г.Державин)

3. Быть может, в Лете не потонет
Строфа, слагаемая мной. (А.Пушкин)

4. Я видывал, как она косит:
Что взмах – то готова копна! (Н.Некрасов)

5. Изначальней всего остального – любовь,
В песне юности первое слово – любовь,
О, несведущий в мире любви горемыка,
Знай, что всей нашей жизни основа – любовь! (О.Хайям)

1. Как ночи Украйны
В сиянии звезд незакатных,
Исполнены тайны
Слова ее уст ароматных. (М.Лермонтов)

Плачет смехом бубенец. (С.Есенин)

3. Эх, суконная, казенная
Военная шинель,
У костра в лесу прожженная,
Отменная шинель.
Знаменитая, пробитая
В бою огнем врага
Да своей рукой зашитая,
Кому не дорога! (А.Твардовский)

4. Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья.
Я родилась. (М.Цветаева)

5. Ты и убогая,
Ты и обильная,
Ты и могучая,
Ты и бессильная. (Н.Некрасов)

1. Звуки виолончели вились, переплетались, росли и наполняли замерзшую залу. (В. Гаршин)

2. Где стол был яств, там гроб стоит. (Г.Державин)

3. И страна березового ситца
Не заманит шляться босиком. (С.Есенин)

4. Во всем мне хочется дойти
До самой сути.
В работе, в поисках пути,
В сердечной смуте. (Б.Пастернак)

5. Посадили деревья в саду.
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь. (Басе)

а) Антитеза;

б) градация;

в) олицетворение;

г) перифраза;

д) парцелляция.

1. Ветер, ветер!
На ногах не стоит человек,
Ветер, ветер –
На всем Божьем свете. (А.Блок)

2. Голос безгласия;
Чтоб он молчаньем
Славу пел мою. (К.Бальмонт)

3. Война – жестче нету слова.
Война – печальней нету слова.
Война – святее нету слова. (А.Твардовский)

4. Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла, все кипит. (А.Пушкин)

5. Свет луны, таинственный и длинный,
Плачут вербы, шепчут тополя. (С.Есенин)

а) Метонимия;

б) олицетворение;

в) оксюморон;

г) параллелизм, анафора, эпифора,

д) гипербола.

1. За ним вослед неслись толпой
Сии птенцы гнезда Петрова.
Его товарищи, сыны:
И Шереметьев благородный,
И Брюс, и Боур, и Репнин,
И, счастья баловень безродный,
Полудержавный властелин. (А.Пушкин)

2. Из ненавидящей любви,
Из преступлений, исступлений –
Возникнет праведная Русь. (М.Волошин)

3. Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый. (И.Крылов)

4. Будет льдом покрываться река,
Будут ночью поскрипывать двери,
Будет грязь во дворе глубока. (Н.Рубцов)

5. Мне грустно. оттого что весело тебе. (М.Лермонтов)

1. Ты, брат, – это батальон.
Полк. Дивизия. А хочешь –
Фронт. Россия. (А.Твардовский)

2. В сто сорок солнц закат пылал. (В.Маяковский)

3. Гвоздин, хозяин превосходный,
Владелец нищих мужиков. (А.Пушкин)

4. Покатились глаза собачьи
Золотыми звездами в снег. (С.Есенин)

5. Желаю вам всевозможных бед, печалей и напастей избежать. (А.Чехов)

1. Не нужно мне солнце чужое,
Чужая земля не нужна. (М.Исаковский)

2. Старик с морозца вносит в дом
Охапку дров продрогших. (Д.Самойлов)

3. Ночь стелет тень и влажный берег судит,
Ночь тянет вдаль свой невод золотой. (И.Бунин)

4. Собирались на работу ночью. Читали
Донесенья, справки, дела.
Торопливо подписывали приговоры.
Зевали. Пили вино. (М.Волошин)

5. Земля дымилась, словно щей горшок. (Б.Пастернак)

а) Парцелляция;

б) метафора;

в) сравнение;

г) лексический повтор;

д) эпитет.

1. Тогда ночной фиалкой пахнет все:
Лета и лица. Мысли. Каждый случай,
Который в прошлом может быть спасен. (Б.Пастернак)

2. Око зрит – невидимейшую даль,
Сердце зрит – невидимейшую связь.
Ухо пьет – неслыханнейшую молвь. (М.Цветаева)

3. Но степь поет. (И.Бунин)

4. Светила нам только зловещая тьма. (А.Ахматова)

5. День был горяч, душен, как воздух над раскаленной плитой. (А.Грин)

а) Метонимия;

б) оксюморон;

в) сравнение;

г) параллелизм;

д) парцелляция.

1. Девушка пела в церковном хоре
О всех уставших в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою. (А.Блок)

(А.Чехов)

3. Так много думано, исполнено так мало. (В.Брюсов)

4. Пусть громы небо потрясают,
Злодеи слабых угнетают,
Безумцы хвалят разум свой!
Мой друг! Не мы тому виной. (Н.Карамзин)

5. Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночей, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений
Милого лица. (А.Фет)

1. Всех бродяг, бедняков и больных знаешь Ты,
Всех беспомощных с горестью их знаешь Ты,
Если я позову Тебя, стоны услышишь,
А смолчу – и наречье немых знаешь Ты. (О.Хайям)

2. Он человек! Им властвует мгновенье,
Он раб молвы, сомнений и страстей;
Простим ему неправое гоненье:
Он взял Париж, он основал Лицей. (А.Пушкин)

3. Золотое сердце России
Мерно бьется в груди моей. (Н.Гумилев)

4. О бард любви, далекий соловей. (В.Брюсов)

5. Вся жизнь, ненужно изжитая.
Пытала, унижала, жгла. (А.Блок)

1. Целый день спят ночные цветы,
Но лишь солнце за рощу зайдет,
Раскрываются тихо листы,
И я слышу, как сердце цветет. (А.Фет)

2. О доблестях, о подвигах, о славе
Я забывал на горестной земле. (А.Блок)

3. Шепот ли, шорох иль шелест –
Нежность, как песни Саади. (С.Есенин)

4. И сразу дают понять, что они – власть. Они-то и есть. Истинная, стальная. (Ю.Трифонов)

5. Гремят отдвинутые стулья;
Толпа в гостиную валит;
Так пчел из лакомого улья
На ниву шумный рой летит. (А.Пушкин)

1. Таскали – то кирпичик, то полено,
То бревнышко. И прятались. (А.Блок)

2. Снег, словно мед ноздреватый,
Лег под прямой частокол. (С.Есенин)

3. Двери вдруг заляскали,
будто у гостиницы
не попадает зуб на зуб. (В.Маяковский)

4. Дрожат на люстрах огоньки.
Как хорошо за книгой дома!
Под Грига, Шумана, Кюи
Я узнавала судьбы Тома. (М.Цветаева)

5. Бесконечность немых голосов. (К.Бальмонт)

а) Сравнение;

б) парцелляция;

в) оксюморон;

г) звукопись;

д) метонимия.

1. Черный бархатный шмель, золотое оплечье. (И.Бунин)

2. На улице, шагах в пяти,
Стоит, стыдясь, зима у входа
И не решается войти. (Б.Пастернак)

3. Мы – из Вильяма Шекспира
Два стиха. (М.Цветаева)

4. Забуду год, день, число.
Запрусь одинокий с листом бумаги я. (В.Маяковский)

5. Он не пришел, кудрявый наш певец,
С огнем в очах, с гитарой сладкогласной. (А.Пушкин)

(А.Грибоедов)

2. Спит земля в сиянье голубом. (М.Лермонтов)

3. И на известку колоколен невольно крестится рука. (С.Есенин)

4. Я восторгами сердце баюкаю. (В.Брюсов)

5. Меж тем как сельские циклопы
Перед медлительным огнем
Российским лечат молотком
Изделье легкое Европы. (А.Пушкин)

1. Угас, как светоч, дивный гений,
Увял торжественный венок. (М.Лермонтов)

2. И раб судьбу благословил. (А.Пушкин)

3. Придет шарманщик хмурый,
Заплачет на дворе.
О той свободной доле,
Что мне не суждена. (А.Блок)

4. Свеча горела на столе,
Свеча горела. (Б.Пастернак)

5. Принять его, позвать, просить, сказать, что дома. (А.Грибоедов)

а) Лексический повтор;

б) перифраза;

в) градация;

г) синекдоха;

д) парцелляция.

1. Младший сын был ростом с пальчик –
Как тебя унять,
Спи, мой тихий, спи, мой мальчик,
Я дурная мать. (А.Ахматова)

2. Не думаю, не жалуюсь, не спорю.
Не сплю.
Не рвусь ни к солнцу, ни к луне, ни к морю,
Ни к кораблю. (М.Цветаева)

3. В небе такая луна,
Словно дерево спилено под корень:
Белеет свежий срез. (Басё)

4. Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви. (А.Блок)

5. Невыразимая печаль
Открыла два огромных глаза. (О.Мандельштам)

1. Одноэтажные дома,
Где однодумы-генералы
Свой коротают век усталый,
Читая «Ниву» и «Дюма». (О.Мандельштам)

2. Еще недавно ласточкой свободной
Свершала ты свой утренний полет,
А ныне станешь нищенкой голодной,
Не достучишься у чужих ворот. (А.Ахматова)

3. И путешествия ему,
Как все на свете, надоели,
Он возвратился и попал,
Как Чацкий, с корабля на бал. (А.Пушкин)

4. Река раскинулась. Течет, грустит лениво
И моет берега.
Над скудной глиной желтого обрыва
В степи грустят стога. (А.Блок)

5. Легче весеннего дуновения
Прикосновение
Пальцев тонких. (М.Кузмин)

а) Антитеза;

б) гипербола;

в) олицетворение;

г) метонимия;

в) сравнение.

1. Морозные белые пальмы
На стеклах беззвучно цветут. (В.Ходасевич)

2. И как могла я ей простить
Восторг твоей хвалы влюбленной?
Смотри, ей весело грустить,
Такой нарядно-обнаженной. (А.Ахматова)

3. Суровый Дант не презирал сонета;
В нем жар любви Петрарка изливал;
Игру его любил творец Макбета;
Им скорбну мысль Камоэнс облекал. (А.Пушкин)

4. Это было у моря, где ажурная пена,
Где встречается редко городской экипаж.
Королева играла в башне замка Шопена,
И, внимая Шопену, полюбил ее паж. (И.Северянин)

5. И что ж от долгого мученья,
Как пепл, сберечь ей удалось?
Боль, злую боль ожесточенья,
Боль без отрады и без слез! (Ф.Тютчев)

а) Метонимия;

б) перифраза;

в) оксюморон;

г) лексический повтор;

д) метафора.

1. Большинство носило усики, усы и даже усищи. (А.Куприн)

2. Пусть уснет океан на песке и щебне.
Страшно слышать во тьме этот гулкий вой. (Р.Бернс)

Кудесница любви, весна! (М.Кузмин)

4. Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И синий кругозор.
Я в этот мир пришел, чтоб видеть Солнце
И выси гор. (К.Бальмонт)

5. В морозном тумане белеет Исакий.
На глыбе оснеженный высится Петр. (В.Брюсов)

а) Перифраза;

б) олицетворение;

в) градация;

г) анафора, параллелизм;

д) метонимия.

1. Вчера еще в глаза глядел,
А нынче – все косится в сторону!
Вчера еще до птиц сидел, –
Все жаворонки нынче – вороны! (М.Цветаева)

2. Полночной порою в болотной глуши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши. (К.Бальмонт)

3. Больной, усталый лед,
Больной и талый снег. (Д.Мережковский)

4. Он в том покое поселился,
Где деревенский старожил
Лет сорок с ключницей бранился,
В окно смотрел и мух давил. (А.Пушкин)

5. Мою любовь, широкую, как море,
Вместить не могут жизни берега. (А.Толстой)

1. Подруга думы праздной, чернильница моя;
Мой век однообразный тобой украсил я. (А.Пушкин)

2. Летят они, написанные наспех,
Горячие от горечи и нег.
Между любовью и любовью распят
Мой миг, мой час, мой день, мой год, мой век. (М.Цветаева)

3. Нас ведь вся Москва знает. Бог знает, что наплетут, Москва ведь такая сплетница. (А.Куприн)

4. Здесь вы встретите усы чудные, никаким пером, никакою кистью не изобразимые. (Н.Гоголь)

5. Сусальным золотом горят

В лесах рождественские елки. (О.Мандельштам)

1. Боже, какие есть прекрасные должности и службы! как они возвышают и услаждают душу! но увы! я не служу и лишен удовольствия видеть тонкое обращение с собой начальников. (Н.Гоголь)

2. Величье низкое, божественная грязь! (Ш.Бодлер)

3. Было горе, будет горе,
Горю нет конца,
Да хранит святой Егорий
Твоего отца. (А.Ахматова)

4. Женской лести лебяжий пух. (М.Цветаева)

5. Смотрите, первенцы свободы:
Мороз на берегах Невы! (З.Гиппиус)

а) Лексический повтор;

б) оксюморон;

в) ирония;

г) перифраза;

д) метафора.

1. Эти ивы и березы,
Эти капли – эти слезы,
Этот пух – не лист,
Эти горы, эти долы,
Эти мошки, эти пчелы,
Этот зык и свист. (А.Фет)

2. Привычные к степям – глаза,
Привычные к слезам – глаза,
Зеленые – соленые –
Крестьянские глаза! (М.Цветаева)

3. Тот имеет отличного повара, но, к сожалению, такой маленький рот, что больше двух кусочков никак не может пропустить; другой имеет рот величиною в арку главного штаба, но увы! должен довольствоваться каким-нибудь немецким обедом из картофеля. (Н.Гоголь)

4. Но никогда ни один начальник не решался закричать на юнкера или оскорбить его словом. Тут щетинилось все училище. (И.Куприн)

5. Предки были, вероятно, какие-нибудь скороходы при дворе русских бояр. Или татарских мурз. (Ю.Трифонов)

а) Парцелляция;

б) анафора, эпифора;

в) бессоюзие;

г) метонимия, метафора;

д) литота, гипербола.

ОТВЕТЫ К ТЕСТУ

Задание 1: 1 – г, 2 – б, 3 – в, 4 – д, 5 – а.
Задание 2: 1 – д, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – в.
Задание 3: 1 – в, 2 – б, 3 – г, 4 – а, 5 – д.
Задание 4: 1 – г, 2 – в, 3 – д, 4 – а, 5 – б.
Задание 5: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 – д.
Задание 6: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.
Задание 7: 1 – д, 2 – а, 3 – г, 4 – б, 5 – в.
Задание 8: 1 – б, 2 – а, 3 – д, 4 – г, 5 – в.
Задание 9: 1 – в, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – б.
Задание 10: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.
Задание 11: 1 – д, 2 – в, 3 – г, 4 – а, 5 – б.
Задание 12: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – д, 5 – б.
Задание 13: 1 – г, 2 – а, 3 – д, 4 – б, 5 – в.
Задание 14: 1 – г, 2 – д, 3 – б, 4 – а, 5 – в.
Задание 15: 1 – д, 2 – г, 3 – а, 4 – б, 5 – в.
Задание 16: 1 – д, 2 – в, 3 – г, 4 – а, 5 – б.
Задание 17: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – г.
Задание 18: 1 – г, 2 – а, 3 – б, 4 – д, 5 – в.
Задание 19: 1 – б, 2 – а, 3 – г, 4 – д, 5 – в.
Задание 20: 1 – б, 2 – г, 3 – а, 4 – в, 5 – д.
Задание 21: 1 – в, 2 – а, 3 – б, 4 – д, 5 – г.
Задание 22: 1 – б, 2 – г, 3 – д, 4 – а, 5 – в.
Задание 23: 1 – а, 2 – в, 3 – г, 4 – д, 5 – б.
Задание 24: 1 – г, 2 – а, 3 – д, 4 – в, 5 – б.
Задание 25: 1 – д, 2 – в, 3 – б, 4 – а, 5 – г.
Задание 26: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – г, 5 – д.
Задание 27: 1 – в, 2 – д, 3 – г, 4 – б, 5 – а.
Задание 28: 1 – г, 2 – в, 3 – а, 4 – д, 5 – б.
Задание 29: 1 – в, 2 – б, 3 – а, 4 – д, 5 – г.
Задание 30: 1 – в, 2 – б, 3 – д, 4 – г, 5 – а.

Языковые особенности текста

Загрузить презентацию (202 кБ)

Цель урока: знать, что такое изобразительно-выразительные средства языка; уметь находить их в конкретном тексте.

Оборудование и материалы для урока: карточки с заданиями, компьютер, проектор, экран (интерактивная доска), интерактивная презентация для сопровождения урока.

I. Учитель: Одним из наиболее сложных заданий по ЕГЭ является задание В8. Поэтому мы с вами сегодня будем разбирать языковые особенности текста.

Для успешного выполнения задания В8 необходимо, во-первых, четко уяснить себе, что такое изобразительно-выразительные средства языка (ИВС), находить их в исходном тексте, правильно называть и уметь отличать самые распространенные из них друг от друга. Во-вторых, помнить, что только внимательное чтение и анализ предложенного текста в сочетании с теоретическими знаниями могут обеспечить грамотное выполнение этого задания. Поэтому к сегодняшнему уроку вы должны были повторить по теории все ИВС. Эти знания нам понадобятся для выполнения заданий нашего урока-практикума. Чтобы достичь особой выразительности в тексте, автор может использовать самые разнообразные стилистические фигуры речи.

Самый простой способ выделить слово – это повторить его. Повторение начала строки называется анафорой:

Повторение последних слов строки – это что за фигура?

Ученик: Это эпифора. Например:

Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник?
Почему именно титулярный советник?
(Н.Гоголь).

Учитель: Повторение не слов, а синтаксической модели это что?

Ученик: Это синтаксический параллелизм – то есть одинаковое расположение сходных членов предложения. Например:

Уланы с пестрыми значками,
Драгуны с конскими хвостами.
(М.Лермонтов).

Учитель: А если вторую половину параллелизма подобрать не по сходству, а по контрасту, то получают антитезу. Что такое антитеза?

Ученик: Антитеза – это стилистическая фигура, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Например:

Учитель: если контрастные черты относятся к одному и тому же предмету, то это оксюморон. Что означает оксюморон?

Ученик: Оксюморон с греческого языка означает “остроумно - глупое”. Стилистическая фигура, состоящая в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Например: горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.

Учитель: В стихотворной речи, реже в прозе, можно повторить не слово или синтаксическую конструкцию, а согласный звук – это аллитерация. Например:

Шипенье пенистых бокалов
И пунша пламень голубой.
(А.Пушкин)

Ученик: Если же повторяется гласный звук, то возникает такая фигура речи, как ассонанс. Например:

Петух запевает, светает, пора!
В лесу под ногами гора серебра.
(Н.Заболоцкий)

Учитель: В тексте может быть использована инверсия, то есть необычный (обратный) порядок слов. Например:

При прямом порядке слов подлежащее предшествует сказуемому, определение ставится впереди определяемого имени существительного, дополнение следует за управляющим словом, обстоятельство ставится впереди глагола – сказуемого. Что такое инверсия?

Ученик: Инверсия – это расположение членов предложения в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, чтобы усилить выразительность речи. Например:

Опасна охота на медведя, страшен раненый зверь, да смела душа охотника (инверсия главных членов предложения).

Не жалею, не зову, не плачу. (С.Есенин).

Все слова в этой строке расположены в порядке их возрастающего значения. Что это за средство художественной выразительности?

Ученик: Это градация. Например:

Я победил его, разгромил, уничтожил.

Каждое слово заключает в себе усиливающее (реже уменьшающее) смысловое или эмоционально– экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание впечатления.

Учитель: По реке плыла лодка. Большая. Я видел солнце. Над головой.

Чем интересно это предложение? С какой интонацией я прочитала этот отрывок?

Ученик: Если предложение расчленено на интонационно – смысловые речевые единицы, следующие одна за другой после разделительной паузы – это парцелляция. Например:

С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. (Г.Успенский).

У Елены беда тут стряслась. Большая. (В.Парфенов).

Какое средство художественной выразительности здесь используется?

Ученик: Это эллипсис. Это когда в предложении в качестве средства художественной выразительности используется пропуск слов: иду в сберкассу.

Учитель: Определение при существительном может быть фигурой речи, какой? Например, в предложении – “Куда ты скачешь, гордый конь?” чем является прилагательное?

Ученик: Эпитетом. Потому что прилагательное передает не свойство коня, а впечатление автора.

Эпитет – это художественное, образное определение, вид тропа. Например: веселый ветер, мертвая тишина, седая старина, черная тоска.

Учитель: Авторы для раскрытия характеров героев, описания их внешности могут прибегать к сравнениям. Что это за фигура?

Ученик: Сравнение – это троп, состоящий в уподоблении одного предмета другому на основании общего у них признака. Например:

Внизу, как зеркало стальное,
Синеют озера струи.
(Ф.Тютчев)

Белей, чем горы снеговые,
Идут на запад облака.
(М.Лермонтов)

Учитель: В качестве средств художественной выразительности писатели и поэты используют разнообразные тропы. Троп – это употребление слова в переносном значении. Основными тропами являются метафора и метонимия. Что такое метафора?

Ученик: Метафора – это перенос. Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком - либо отношении двух предметов или явлений. Например: “Дворянское гнездо” (прямое значение слова гнездо – “жилище птицы”, переносное – “человеческое сообщество”). Нос корабля, ножка стола, заря жизни, стальное перо, стрелка часов.

Учитель: Что такое метонимия?

Ученик: Метонимия – это с греческого переименование. Употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основе внешней или внутренней связи между ними. Связь может быть:

а) между предметом и материалом, из которого предмет сделан: “Не то на серебре – на золоте едал” (Грибоедов);

б) между содержимым и содержащим: “Ну, скушай же еще тарелочку, мой милый!” (Крылов);

в) между действием и орудием этого действия: “Перо его местию дышит” (А.К.Толстой);

г) между автором и его произведением: “Читал охотно Апулея, а Цицерона не читал” (Пушкин).

Ученик: Это троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Царь зверей (вместо “лев”). Туманный Альбион (вместо “Англия”). Например, у Пушкина: певец Гяура и Жуана (Байрон), певец Литвы (Мицкевич), творец Макбета (Шекспир).

Учитель: Разновидностью метонимии является синекдоха. Синекдоха – один из тропов, состоящий в перенесении значения с одного предмета на другой по признаку количественного отношения между ними. Какие виды синекдохи можете назвать?

Целое вместо части:
Его зарыли в шар земной,
А был он лишь солдат.
(С.Орлов)

Часть вместо целого:
Белеет парус одинокий.
(М.Лермонтов)

3. Единственное число вместо множественного:

И слышно было до рассвета,
Как ликовал француз.
(М.Лермонтов)

4. Замена числа множеством:

Учитель: Писатели и поэты часто прибегают к такому тропу, как олицетворение. Что такое олицетворение?

Ученик: Олицетворение – это перенос признаков живого существа на не живой предмет или понятие:

Отговорила роща золотая
Березовым веселым языком.
(С.Есенин)

Учитель: Кто ещё подготовил примеры с олицетворением?

“О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?” (Тютчев).

“К ней прилегла в опочивальне ее сиделка – тишина” (Блок).

“Когда, бушуя в бурной мгле, играло море с берегами. ” (Пушкин).

Учитель: В тексте может быть использована гипербола – образное выражение, преувеличивающее какое – либо действие, предмет, явление. Приводим примеры.

“Море по колено”, “слезы текут ручьём”, “глаза громадные, как прожекторы” (В.Маяковский).

Учитель: А как называется ИВС, если что – то сильно преуменьшается?

Ученик: Это литота. Например: мальчик с пальчик, цветочек – былиночка, девочка как Дюймовочка.

Учитель: В тексте может быть использован и такой прием, как ирония. Что это такое?

Ученик: Ирония – скрытая насмешка. Например:

“Откуда, умная, бредёшь ты, голова?” (И.Крылов).

“Врачи боролись за его жизнь, но он выжил” (М.Жванецкий)

Учитель: В качестве средств художественной выразительности могут быть использованы однородные члены предложения, многосоюзие или бессоюзие, междометия, обращения, усиливающие частицы.

В текстах встречаются риторические вопросы - предложения, содержащие утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ; риторические обращения, когда высказывание адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию или отсутствующему лицу.

Как яркое выразительное средство для создания контрастных образов, для противопоставления понятий используются антонимы. Слова, которые выступают в качестве антонимов только в определенном тексте, являются контекстуальными антонимами. Приведите пример контекстуальных антонимов.

Они сошлись. Волна и камень,
Стихи и проза, лед и пламень,
Не столь различны меж собой.
(А. Пушкин)

Антонимы часто составляют названия художественных произведений: “Отцы и дети” (Тургенев); “Война и мир” (Л.Толстой); “Толстый и тонкий” (Чехов).

Учитель: В тексте как средство разнообразных оценок могут использоваться синонимы. В условиях контекста слова могут сближаться по своему значению и превращаться в контекстуальные синонимы: веселый, добродушный смех; пустынный, неприветливый дом.

Ученик: Использование синонимов в тексте помогает избежать однообразия изложения, способствует уточнению, более четкому выражению мысли. Например: Мне хотелось не просто мыслить, а размышлять.

Учитель: В качестве ИВС могут использоваться устаревшие слова и неологизмы. Кто о них расскажет?

Ученик: Устаревшие слова – это слова, вышедшие из повседневного употребления. Они делятся на историзмы и архаизмы.

Историзмы – это устаревшие слова, обозначающие прежние, не существующие сейчас понятия. Например: салоп (одежда), бердыш, мушкет (оружие), кабриолет (вид транспорта).

Архаизмы – это слова, вытесненные из словаря, замененные другими словами с тем же значением. Например: вепрь- кабан, яхонт – рубин, вкупе – вместе, всуе – напрасно. Архаизмы используют писатели, создающие произведения на исторические темы. Они нередко употребляются как средство иронии, насмешки: “Могучая выя (шея) командора сгибалась под тяжестью архиерейского наперсного креста” (Ильдо и Петров).

Учитель: А что такое неологизмы?

Ученик: Неологизмы – новые слова, возникающие в языке и служащие для понятий, которые появляются в связи с развитием социальных отношений, науки, культуры, техники. По мере распространения обозначаемых явлений или предметов новые слова могут прочно войти во всеобщее употребление, потерять оттенок новизны. Первоначально были неологизмами такие слова, как космонавт, светофор, атомоход, а затем они прочно вошли в словарный состав современного русского языка. Новые слова могут намеренно создаваться авторами произведений для большей выразительности. Много таких авторских неологизмов у Маяковского. Например: “планов. громадье”, “шаги саженьи”.

Учитель: В художественных произведениях для передачи особенностей речи жителей определенной местности используются диалектные слова. Кто о них расскажет?

Ученик: Диалектные слова – это слова, употребляемые жителями той или иной местности. Одни и те же предметы, признаки, действия в диалектах и литературном языке нередко называются по-разному. Например: говорить – гутарить – баить; петух-кочет; пояс-гашник; утка – качка.

Учитель: Средством создания образности и придания высказыванию выразительности могут служить фразеологизмы. Что такое фразеологизмы?

Ученик: Фразеологизм – это устойчивое сочетание слов, используемое для названия отдельных предметов, признаков, действий. Лексическое значение имеет фразеологизм в целом. Например: зуб на зуб не попадет, то есть кто-то дрожит от холода или страха; краеугольный камень, то есть основа, сущность чего-либо.

Фразеологизмы могут иметь антонимы: возносить до небес – втаптывать в грязь. У фразеологизмов могут быть и синонимы: бежать во все лопатки – очень быстро, стремглав; во всю прыть – бежать с предельной скоростью, быстротой.

II.Учитель: А теперь переходим к практической части нашего урока. Чтобы закрепить теоретические знания, на интерактивную доску проецируются небольшие тексты, которые мы с вами будем анализировать. (Под руководством учителя, приводя свои аргументы и доводы, ученики анализируют небольшие тексты, и из четырех вариантов ответа выбирают один правильный вариант.)

1. Первый текст называется “Лунный блик”. Правильный вариант обводите кругом. (Слайд 2)

А31. В каких предложениях употреблены синонимы?

А 32. В каком предложении используется метафора?

2. Второй текст называется “Собака”. (Слайд 3)

А 32. Укажите виды тропов, использованных в предложении 2.

1) аллитерация (повтор согласных звуков)

3. Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте “Небо и дорога”? (Слайд 4): 1) метафора

2) риторический вопрос

4. Укажите вид тропа, используемый в предложении:

Отвесный утес, вдоль которого поднималась тропа, отзывался могильной стужей, но на противоположном обрыве там и сям между верхушками росших понизу елей летучая паутина солнечных лучей уже заплеталась в узоры тепла.

5. В каком предложении используется метафора? (Слайд 5)

6. Укажите номера предложений, где употреблены слова в переносном значении. (Слайд 5)

Ответ: номера 1,2 и 3.

7. Какое из перечисленных языковых средств выразительности использовано в предложении 4 из предыдущего задания. (Слайд 6)

8. Укажите номер предложения, в котором есть контекстуальные синонимы. (Слайд 7)

9. Укажите вид тропа, используемый в предложении 5 из текста И.Тургенева. (Слайд 7)

10. Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте? (Слайд 8)

3 однородные члены

11. Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте?

Нынешние мальчишки, как и мы когда-то, отправляются спасать лесную живность, попавшую в беду.

Пока гребем, едва не утыкаемся в клочок суши, на котором сбились в кучу десятка два зайцев. Здесь лишней лапке некуда ступить. Чавкая босыми ногами по грязи, хватаем четвероногих за уши, связываем лапы. И наш ковчег снова продолжает плавание по разлившейся реке.

(По А.Сабирову)

2) экспрессивная разговорная лексика

4) вводные слова.

12. Какие из перечисленных средств выразительности используются в тексте?

Светает быстро. В теплом доме тишина, сумрак. Но вот на бревенчатые стены ложатся квадраты оранжевого света, и бревна загораются, как слоистый янтарь. Восходит солнце.

Осенние зори иные — хмурые, медленные. Дню неохота просыпаться: все равно не отогреешь озябшую землю и не вернешь улыбающийся солнечный свет. Все никнет, только человек не сдается.

(По Г.Паустовскому)

  1. метафора
  2. олицетворение
  3. риторический вопрос
  4. фразеологизмы

IV. Домашнее задание. На дом получите подобные задания, по результатам которых будут поставлены итоговые оценки. Задания прилагаются (Приложение 2).

О В Прядильникова Тренинг Фигуры речи

Нажмите, чтобы узнать подробности

Задание 1. Заполните графу № 2 в таблице (см. ниже), назовите фигуры речи (синтаксические средства художественной выразительности), в случае затруднения обращайтесь к справочным материалам. Проведите самопроверку.

Повторение начальных частей (слова, словосочетания, предложения), двух или более относительно самостоятельных отрезков речи

Резкое противопоставление понятий, мыслей, образов

Построение предложения, при котором однородные члены или части сложного предложения связываются без союзов

Последовательное расположение слов или частей фраз в порядке их возрастающей (реже убывающей) степени качества или интенсивности действий

Расположение слов или частей предложения в ином порядке, чем установлено обычными правилами

Повтор союза, ощущаемый как избыточный и употребляемый как выразительное средство

Фигура, представляющая собой одинаковое синтаксическое построение предложений или их частей

Художественный прием, состоящий в расчленении предложения на отдельные фрагменты, которые представляют собой неполные предложения

Многочленное сложное предложение или сильно распространенное простое предложение, которое отличается законченностью, единством темы и интонационным распадением на две части

Фигура, которая заключается в подчеркнутом повторении конца стиха, строки или фразы, в начале следующего стиха, строки, фразы

Вопрос, не требующий ответа

Восклицательное предложение, выполняющее в тексте роль эмоционального усиления

Многозначительный пропуск; с его помощью несказанное приобретает большую значимость, чем если бы это было открыто сказано

Стилистический прием, связанный с опущением несущественных слов для усиления роли оставшихся

Фигура, обратная анафоре: это выразительное повторение слов или выражений в конце текста

Краткие, меткие, обычно образные изречения, близкие к пословицам

II. Задание 2. Тренинг с взаимопроверкой.

Определите фигуры речи.

1. Где стол был яств, там гроб стоит.

(Г.Державин)

2. Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лед и пламень

Не столь различны меж собой.

(А.Пушкин)

3. Пора снимать янтарь,

Пора менять словарь,

Пора гасить фонарь наддверный.

(М.Цветаева)

4. И где ж Мазепа? где злодей?

Куда бежал Иуда в страхе?

5. Милый друг, и в этом тихом доме

Лихорадка бьет меня,

Не найти мне места в тихом доме

Возле мирного огня!

(А.Блок)

6. Эти бедные селенья,

Эта скудная природа –

Край родной долготерпенья,

Край ты русского народа.

(С.Есенин)

7. Без вас мне скучно, – я зеваю;

При вас мне грустно, – я терплю…

8. Обеды задавал он отличные. (И.Тургенев)

9. Не старый еще. С усиками. Довольно франтовато одетый. В русских сапогах.

(М.Зощенко)

10. Приманивать изысканным убором,

Игрою глаз, блестящим разговором…

(Е.Баратынский)

11. И волны теснятся,

И снова приходят и о берег бьют…

(М.Лермонтов)

12. Придет оно, большое, как глоток, –

Глоток воды во время зноя летнего.

(Р.Рождественский)

13. Разве я не знаю его, эту ложь, которою он весь пропитан? (Л.Толстой)

14. О Волга, колыбель моя,

Любил ли кто тебя, как я?

(Н.Некрасов)

15. А вечером, когда куры

Вышел хозяин хмурый,

Семерых всех поклал в мешок.

По сугробам она бежала,

Поспевая за ним бежать.

И так долго, долго дрожала

Воды незамерзшей гладь.

16. Коня! – На, дурень, вот и конь.

– И точно: конь передо мною…

17. В простом углу моем, средь медленных трудов,

Одной картины я желал быть вечно зритель…

1. Познай, где свет, – поймешь, где тьма.

2. Молодым везде у нас дорога,

Старикам везде у нас почет!

(В.Лебедев-Кумач)

3. Клянусь я первым днем творенья,

Клянусь его последним днем,

Клянусь позором преступленья

И вечной правды торжеством…

4. Не жалею, не зову, не плачу,

Все пройдет, как с белых яблонь дым.

5. Не станет нас!

А миру хоть бы что.

(О.Хайям)

6. …Что он не ведает святыни,

Что он не помнит благостыни,

Что он не любит ничего,

Что кровь готов он лить как воду,

Что презирает он свободу,

Что нет отчизны для него.

7. Когда умирают кони – дышат,

Когда умирают травы – сохнут,

Когда умирают солнца – гаснут,

Когда умирают люди – поют песни.

(В.Хлебников)

8. Преданья старины глубокой… (А.Пушкин)

9. С девушкой он скоро поссорился. И вот из-за чего. (Г.Успенский)

10. Ночь, улица, фонарь, аптека,

Бессмысленный и тусклый свет.

Живи еще хоть четверть века –

Все будет так. Исхода нет.

11. И скучно и грустно, и некому руку подать…

12. И нас, чад своих, призвала прославить имя

Твое; а в имени Твоем прославить добродетель; а в

добродетели прославить самого Бога. (Платон)

13. Что в имени тебе моем?

14. Доколе, счастье, ты венцами

Злодеев будешь украшать?

(А.Сумароков)

15. И не надо думать, что инквизиция Средневековья – это некая деформация христианства, как сталинский режим – искажение марксизма. Если бы деформация и искажение. (Из газет)

16. О весна без конца и без края –

без конца и без краю мечта!

17. Богаты мы, едва из колыбели,

Ошибками отцов и поздним их умом.

18. Под вечер, осенью ненастной,

В далеких дева шла местах…

1. Белый ест ананас спелый, черный – гнилью моченый.

(В.Маяковский)

2. Я все имел, лишился вдруг всего;

Лишь начал сон… исчезло сновиденье!

3. Ты полон весь мечтою необъятной,

Ты полон весь таинственной тоской.

4. Милая, добрая, старая, нежная…

5. Вот на берег вышли гости,

Царь Салтан зовет их в гости.

6. Увижу ль я твой светлый взор?

Услышу ль нежный разговор?

7. Брали – скоро и брали – щедро:

взяли горы и взяли недра…

8. С думами грустными ты не дружись…

9. И снова. Гулливер. Стоит. Сутулясь.

(П.Антокольский)

10. Мелькают мимо будки, бабы,

Мальчишки, лавки, фонари,

Дворцы, сады, монастыри,

Бухарцы, сани, огороды,

Купцы, лачужки, мужики,

Бульвары, башни, казаки,

Аптеки, магазины моды,

Балконы, львы на воротах

И стаи галок на крестах.

11. И блеск, и тень, и говор волн…

(А.Пушкин)

12. Послушаем песнь его, песнь восторга безотчетного; она так же проста, так же очаровательна, как первый луч света, как первое чувство любви. (Д.Веневитинов)

13. Куда ты скачешь, гордый конь,

И где опустишь ты копыта?

14. Богатство хорошо иметь;

Но должно ль им кому гордиться сметь?

15. С тобой летят, летят часы,

Язык безмолвствует… одни мечты и грезы…

(Д. Давыдов)

16. Не тут – то: море не горит.

(И.Крылов)

11. И день за днем

1. И слезы ей – вода, и кровь – вода,

– в крови, в слезах умылася!

Не мать, а мачеха

Любовь: не ждите ни суда, ни милости.

3. Твой ум глубок, что море,

Твой дух высок, что горы.

(В.Брюсов)

4. И для него воскресли вновь

И божество, и вдохновенье,

И жизнь, и слезы, и любовь.

5. Земного счастья мы не ценим,

Людей привыкли мы ценить;

Себе мы оба не изменим,

А нам не могут изменить.

6. Гляжу на будущность с боязнью,

гляжу на прошлое с тоской.

7. Жизнь без тревог – прекрасный светлый день,

Тревожная – весны младые грезы.

Там – солнца луч и в зной оливы сень,

А здесь – и гром, и, молния, и слезы.

(А.Фет)

8. Там некогда в горах, сердечной думы полный,

Над морем я влачил задумчивую лень…

9. Они даже не взглянули на приведенного,

одного из тысяч здесь перебывавших. Обыскали.

Произвели измерения. Записали приметы.

(А.Серафимович)

10. Швед, русский колет – рубит, режет.

Бой барабанный, клики, скрежет.

11. Слух обо мне пройдет по всей Руси великой,

И назовет меня всяк сущий в ней язык,

И гордый внук славян, и финн, и ныне дикой

Тунгус, и друг степей калмык.

12. Я мечтою ловил уходящие тени,

Уходящие тени погасшего дня.

Я на башню всходил, и дрожали ступени,

И дрожали ступени под ногой у меня.

(К.Бальмонт)

13. Но кто любви не жертвовал собою?

Где ваша сладость?

15. Но слушай: если я должна тебе…

кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена.

16. Реже и реже перевозил Афиногеныч богомольцев. По целым неделям – никого.

17. Я памятник себе воздвиг нерукотворный…

III. Контрольное задание

1. Жди меня, и я вернусь.

Только очень жди…

Жди, когда наводят грусть

Жди, когда снега метут,

Жди, когда других не ждут,

(К.Симонов)

2. Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

(Н.Гоголь)

3. Увижу ль я твой светлый взор?

4. Франц, в мою спальню вещи князя! – обратился он к слуге, провожавшему Болконского.

(Л.Толстой)

5. Жизнь без тревог – прекрасный светлый день,

6. Пороша. Мы встаем, и тотчас на коня,

И рысью по полю при первом свете дня.

7. …Что он не ведает святыни,

8. В синем море волны плещут

В синем небе звезды блещут.

9. Этот год был темным от растаявшего снега. Шумным от лая караульных псов. Горьким от кофе и старых пластинок. (С.Довлатов)

10. День в темную ночь влюблен,

В зиму весна влюблена,

Жизнь – в смерть…

(Г.Гейне)

11. Дух бродяжий! Ты все реже, реже

Расшевеливаешь пламень уст.

12. Безумец! полно! перестань,

Не растравляй тоски напрасной…»;

«Что там? Убит? прекрасно! в комнате моей!»

13. Какое лето, что за лето!

Да это просто колдовство.

(Ф.Тютчев)

14. Я или зарыдаю, или закричу, или в обморок упаду. (А.Чехов)

15. Когда бы жизнь домашним кругом

Я ограничить захотел;

Когда б мне быть отцом, супругом

Приятный жребий повелел;

Когда б семейственной картиной

Пленился я б хоть миг единый, –

То, верно б, кроме вас одной,

Невесты не искал иной.

16. О, если б голос мой умел сердца тревожить!

17. Россия, бранная царица,

Воспомни древние права!

Померкни, солнце Астерлица!

Пылай, великая Москва!

Настали времена другия:

Исчезни, краткий наш позор!

Благослови Москву, Россия!

18. Человек – это звучит гордо.

(М.Горький)

Просмотр содержимого документа
«Ответы»

Ответы-ключи

Четыре варианта тестов позволяют быстро проверить правильность выполнения работы (один ключ ко всем вариантам).

I. Задание 1

1. Анафора; 2. антитеза; 3. бессоюзие; 4. градация; 5. инверсия; 6. многосоюзие; 7. параллелизм; 8. парцелляция; 9. период; 10. подхват;

11. риторический вопрос; 12. риторическое восклицание; 13. умолчание; 14. эллипсис; 15. эпифора; 16. афоризм.

2. Тренинг с взаимопроверкой. Определите «Фигуры речи (синтаксические средства художественной выразительности)».

1. Антитеза; 2. антитеза; 3. анафора; 4. градация; 5. эпифора; 6. параллелизм; параллелизм; 8. инверсия; 9. парцелляция; 10. бессоюзие; 11. многосоюзие; 12. подхват; 13. риторический вопрос; 14. риторический вопрос; 15. умолчание; 16. эллипсис; 17. инверсия.

1. Анафора; 2. эпифора; 3. параллелизм; 4. эллипсис; 5. параллелизм; 6. эллипсис; 7 параллелизм; 8. параллелизм; 9. парцелляция; 10. эллипсис; 11. риторическое обращение; 12. парцелляция; 13. риторическое восклицание; 14. многосоюзие; 15. период; 16. риторическое восклицание; 17. риторическое обращение; 18. афоризм.

Читайте также: