Где гроб стоял там стол накрыт

Обновлено: 16.05.2024

Из оды «На смерть князя Мещерского» (1779) поэта Гаврилы Романовича Державина (1743— 1816):

Сын роскоши, прохлад и нег,

Куда, Мещерский, ты сокрылся?

Оставил ты сей жизни брег,

К брегам ты мертвых удалился.

Где стол был яств, там гроб стоит;

Где пиршеств раздавались клики,

Надгробные там воют лики

И бледна Смерть на всех глядит.

Иносказательно о тесном соседстве трагического и радостного, о хрупкой, тонкой грани между жизнью и смертью.

Стоит ли поехать на своей машине за границу, как это сделать и сколько это стоит

Стоит ли поехать на своей машине за границу, как это сделать и сколько это стоит Однозначно — стоит! И однозначно — это дешевле, чем по турпутевке.Главное, что дает передвижение на колесах, — свобода и дешевизна. Вы увидите страну не с парадных витрин, а изнутри — ее

E-Systems/Grob/Garret d-500 Egrett Е-Системз/Гроб/Гаррет d-500 «Эгретт»

E-Systems/Grob/Garret d-500 Egrett Е-Системз/Гроб/Гаррет d-500 «Эгретт» ВЫСОТНЫЙ САМОЛЕТ-РАЗВЕДЧИК Для решения задач ДРЛО фирмы «Гроб» (ФРГ), «Е-Системз» и «Гаррет» США в середине 1980-х гг. начали разработку высотного самолета-ретранслятора и разведчика D-500 «Эгретт». При этом ставилось

Гроб пророка и фокусники

Гроб пророка и фокусники Особой известностью во всем мусульманском мире пользуется легенда о парящем гробе пророка.Основатель ислама пророк Мухаммед был захоронен в железном гробу. Легенда утверждает, что он висит в воздухе, ибо земля недостойна держать на себе столь

35. Гроб Господень в Иерусалиме и животворящий огонь на Пасху

35. Гроб Господень в Иерусалиме и животворящий огонь на Пасху Северо-западная часть Старого города в Иерусалиме занята христианским кварталом.Заселение его началось в IV веке, когда над развалинами римского языческого храма византийский император Константин воздвиг

Кофейный стол

Кофейный стол Подачей сладостей и кофе обычно завершается любое застолье. Поэтому, чтобы сохранить у гостей хорошее впечатление от проведенного вечера, сервировка стола для кофе должна соблюдаться с особой тщательностью. Кофейные чашки и ложки должны быть значительно

Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил

Старик Державин нас заметил / И, в гроб сходя, благословил Из романа в стихах «Евгений Онегин» (1823—1831) А. С. Пушкина (1799—1837) (гл. 8, строфа 2). Поэт вспоминает, как на экзамене в Царскосельском лицее (8 января 1815 г.) он читал в присутствии Г. Р. Державина свое стихотворение

«Круглый стол»

«Круглый стол» Удобная форма проведения переговоров и встреч, посвященных научным, политическим, общесоциальным вопросам. Иногда это мероприятие напоминает мини-конференцию.Формальные признаки приема «круглый стол»:• проведение делового мероприятия;• наличие цели -

Стол Столы должны быть поставлены в виде буквы «П» или «Т». Самые почетные места должны располагаться по направлению ко входным дверям или к окнам, выходящим на улицу (если первое невозможно).Столы должны быть накрыты белыми скатертями и украшены цветами, а также

Стол Стол а-ля фуршет отличается обязательным присутствием закуски, которую можно есть только вилкой и без использования ножа.Фуршетный стол немного выше, чем обычный, он специально приспособлен для того, чтобы есть стоя. Стол должен быть накрыт длинной скатертью, не

Все за стол!

Все за стол! Ох уж этот миф о парижанках, часами простаивающих у плиты и шутя-играючи, едва прикасаясь к продуктам кончиками неухоженных (и обгрызенных!) пальцев, готовящих замечательно вкусные блюда для своего выводка. Когда слышишь их разговоры друг с другом, понимаешь,

Марина Цветаева — Всё повторяю первый стих: Стих

Всё повторяю первый стих
И всё переправляю слово:
— «Я стол накрыл на шестерых»…
Ты одного забыл — седьмого.

Невесело вам вшестером.
На лицах — дождевые струи…
Как мог ты за таким столом
Седьмого позабыть — седьмую…

Невесело твоим гостям,
Бездействует графин хрустальный.
Печально — им, печален — сам,
Непозванная — всех печальней.

Невесело и несветло.
Ах! не едите и не пьете.
— Как мог ты позабыть число?
Как мог ты ошибиться в счете?

Как мог, как смел ты не понять,
Что шестеро (два брата, третий —
Ты сам — с женой, отец и мать)
Есть семеро — раз я на свете!

Ты стол накрыл на шестерых,
Но шестерыми мир не вымер.
Чем пугалом среди живых —
Быть призраком хочу — с твоими,

Робкая как вор,
О — ни души не задевая!-
За непоставленный прибор
Сажусь незваная, седьмая.

Раз!- опрокинула стакан!
И всё. что жаждало пролиться,-
Вся соль из глаз, вся кровь из ран —
Со скатерти — на половицы.

И — гроба нет! Разлуки — нет!
Стол расколдован, дом разбужен.
Как смерть — на свадебный обед,
Я — жизнь, пришедшая на ужин.

…Никто: не брат. не сын, не муж,
Не друг — и всё же укоряю:
— Ты, стол накрывший на шесть — душ,
Меня не посадивший — с краю.

Анализ стихотворения «Всё повторяю первый стих» Цветаевой

Стихотворение создано в марте 1941 года и считается последним датированным стихотворением Цветаевой. В это время ее муж Сергей Эфрон и дочь Ариадна сидят за «шпионаж». Сама она с 16-летним сыном в Елабуге. Без денег, работы, друзей. Стихотворение – отклик на «Стол накрыт на шестерых» Тарковского. А он, в свою очередь, откликался на «Новогоднюю балладу» Ахматовой. Цветаева познакомилась с ним в 1940 году. Они подружились. Но у Цветаевой нужда в нем была больше, чем у него в ней. Что же связывает эти три стихотворения? Тема праздничного застолья с дорогими умершими. У Ахматовой за столом расстрелянный муж Гумилев, она сама, будто мертвая, их друзья, некоторые даже еще не знают, что мертвы. И седьмой прибор, за которым пока еще никого. Но его уже ждут.

У Тарковского за столом умерший отец, брат, убитый в Гражданскую войну, первая любовь Мария. Цветаева, бесприютная, одинокая, с болью просится за этот стол. Седьмой. (Ведь у Ахматовой было оставлено местечко. Будто для нее). Поначалу страшно, что она сажает за этот стол еще живых, и самого Тарковского с женой. Потом становится ясно: она садится, чтобы «расколдовать» все и всех. Все утраты возвращены, раны исцелены. «Гроба нет! Разлуки – нет!» Чужая, «непозванная», она горюет, что ей и с краешку местечка не нашлось. Среди семьи, тех, кого любят, о ком тоскуют. Как известно, в августе Цветаева повесилась. Тарковский, как и Пастернак, всю жизнь вспоминал, сокрушался, жалел, что ничем не смог помочь, защитить.

Настроение стиха скорбное. Неотступно повторяется анафора «невесело». Ни живым, ни мертвым не нужна. «Пугало». Она укоряет Тарковского, что не позвал. И по-цветаевски обещает ему чудо: вернуть родных и любимых. Ну хоть на мгновенье. С ней стало бы светло! Но никто не захотел этого проверить. Среди выразительных средств стиха множество повторов, отрицаний, в том числе, в приставках слов (не понять, бездействует, несветло, никто не друг), град тире, истовых восклицаний, будто заклинаний, сравнений (как вор, как смерть), метафоры (соль из глаз, кровь из ран), умолчания, грустные вопросы. Остается добавить, что об этом отклике Цветаевой на свое стихотворение Арсений Тарковский узнал только много лет спустя.

Гавриил Державин — На смерть князя Мещерского: Стих

Глагол времен! металла звон!
Твой страшный глас меня смущает,
Зовет меня, зовет твой стон,
Зовет — и к гробу приближает.
Едва увидел я сей свет,
Уже зубами смерть скрежещет,
Как молнией, косою блещет
И дни мои, как злак, сечет.

Ничто от роковых кохтей,
Никая тварь не убегает:
Монарх и узник — снедь червей,
Гробницы злость стихий снедает;
Зияет время славу стерть:
Как в море льются быстры воды,
Так в вечность льются дни и годы;
Глотает царства алчна смерть.

Скользим мы бездны на краю,
В которую стремглав свалимся;
Приемлем с жизнью смерть свою,
На то, чтоб умереть, родимся.
Без жалости все смерть разит:
И звезды ею сокрушатся,
И солнцы ею потушатся,
И всем мирам она грозит.

Не мнит лишь смертный умирать
И быть себя он вечным чает;
Приходит смерть к нему, как тать,
И жизнь внезапу похищает.
Увы! где меньше страха нам,
Там может смерть постичь скорее;
Ее и громы не быстрее
Слетают к гордым вышинам.

Сын роскоши, прохлад и нег,
Куда, Мещерский! ты сокрылся?
Оставил ты сей жизни брег,
К брегам ты мертвых удалился;
Здесь персть твоя, а духа нет.
Где ж он? — Он там.- Где там? — Не знаем.
Мы только плачем и взываем:
«О, горе нам, рожденным в свет!»

Утехи, радость и любовь
Где купно с здравием блистали,
У всех там цепенеет кровь
И дух мятется от печали.
Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались лики,
Надгробные там воют клики,
И бледна смерть на всех глядит.

Глядит на всех — и на царей,
Кому в державу тесны миры;
Глядит на пышных богачей,
Что в злате и сребре кумиры;
Глядит на прелесть и красы,
Глядит на разум возвышенный,
Глядит на силы дерзновенны
И точит лезвие косы.

Смерть, трепет естества и страх!
Мы — гордость, с бедностью совместна;
Сегодня бог, а завтра прах;
Сегодня льстит надежда лестна,
А завтра: где ты, человек?
Едва часы протечь успели,
Хаоса в бездну улетели,
И весь, как сон, прошел твой век.

Как сон, как сладкая мечта,
Исчезла и моя уж младость;
Не сильно нежит красота,
Не столько восхищает радость,
Не столько легкомыслен ум,
Не столько я благополучен;
Желанием честей размучен,
Зовет, я слышу, славы шум.

Но так и мужество пройдет
И вместе к славе с ним стремленье;
Богатств стяжание минет,
И в сердце всех страстей волненье
Прейдет, прейдет в чреду свою.
Подите счастьи прочь возможны,
Вы все пременны здесь и ложны:
Я в дверях вечности стою.

Сей день иль завтра умереть,
Перфильев! должно нам конечно,-
Почто ж терзаться и скорбеть,
Что смертный друг твой жил не вечно?
Жизнь есть небес мгновенный дар;
Устрой ее себе к покою
И с чистою твоей душою
Благословляй судеб удар.

Анализ стихотворения «На смерть князя Мещерского» Державина

Гаврила Романович Державин — цвет русского классицизма, учитель и образец для поэтов следующего за ним поколения. В стихотворении «На смерть князя Мещерского» он рассуждает в духе той эпохи о бренности человеческой жизни.

Стихотворение написано в 1779 году. Его автору исполнилось 36 лет. Всю жизнь он занимал важные государственные посты, но творчество все же не оставлял. К этому времени он уже был статским советником, заседал в Правительствующем сенате, а в 1802 году и вовсе стал министром. По жанру — ода на кончину, по размеру — четырехстопный ямб с перекрестной и кольцевой рифмовкой, 11 строф. Рифмы открытые и закрытые. Лирический герой — сам автор. Поводом послужила внезапная смерть в 48 лет князя Александра Мещерского. Друзьями они не были, но Г. Державин не раз принимал участие в в пирах и балах этого вельможи. Притихшие пирующие словно встают из-за изобильного стола, потеряв аппетит и здоровую веселость. Восклицания, вопросы, пессимистическая интонация сразу бросаются в глаза: увы! Куда, Мещерский! ты сокрылся? Смерть, трепет естества и страх! Сегодня бог, а завтра прах.

Поэт рассуждает не как христианин, а как воспитанник эпохи Просвещения, эдакий вольнодумец, которого окатили ушатом холодной воды. Впрочем, переиначенная цитата из Библии здесь есть: приходит смерть к нему, как тать, и жизнь внезапу похищает. Тать — значит «вор». Есть параллели и с библейской книгой Екклесиаста с известным выражением из нее, что все — суета сует. «Где там? -Не знаем». Похоже, Г. Державин не уверен в благополучной посмертной участи князя. А может он и вовсе отрицает посмертную жизнь души? «Где стол был яств — там гроб стоит» и «жизнь есть небес мгновенный дар» — два самых известных афоризма из этого стиха. «К брегам ты мертвых удалился» — явный намек на античные представления о смерти.

С. Перфильев — многолетний друг покойного князя, видимо, тоже пораженный этой неожиданной и потому грозной — для еще остающихся жить — кончиной. «Покой» и «чистая душа» — вот рецепт поэта для тех, кто желает мужественно встретить смерть в любую минуту. Повторы усиливают смятение: глядит, сегодня, не столько, зовет. Сравнение: как сон, как мечта. Образ смерти поэт одушевляет и зловещей метафорой возвышает над всякой жизнью — человека ли, звезды.

В поэзии Г. Державина жанр оды занимает почетное первое место. Однако произведение «На смерть князя Мещерского» стоит в его творчестве особняком, ведь это ода на кончину.

И бледна смерть на всех глядит

И бледна смерть на всех глядит
Из оды «На смерть князя Мещерского» (1779) Гаврилы Романовича Державина (1743-1816):
Где стол был яств, там гроб стоит;
Где пиршеств раздавались клики,
Надгробные там воют лики,
И бледна смерть на всех глядит.

Иносказательно: о смертельной опасности; о смерти как неизбежном финале жизни каждого человека.

Энциклопедический словарь крылатых слов и выражений. — М.: «Локид-Пресс» . Вадим Серов . 2003 .

Смотреть что такое "И бледна смерть на всех глядит" в других словарях:

ЛИТЕРАТУРА СВЯТОЙ РУСИ — Фундаментальное свойство русской литературы то, что это литература Слова. Слова Логоса. Тысячелетняя ее история открывается «Словом о Законе и Благодати» митр. Илариона (XI в.). Здесь Ветхому Завету «Закону» (национально ограниченному, замкнутому … Русская история

точить(нож) лезвие косы — Ср. Готовит козни, точит нож. Гр. Е.П. Ростопчина. Насильный брак. Ср. И бледна смерть на всех глядит. И точит лезвие косы. Державин. На смерть кн. Мещерского. (Смерть изображается с косой она все косит.) См. глагол времен. См. козни строить … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

где стол был яств — там гроб стоит — И бледна смерть на всех глядит Державин. На смерть кн. Мещерского … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

Где стол был яств, таи гроб стоит — Из оды «На смерть князя Мещерского» (1779) поэта Гаврилы Романовича Державина (1743 1816): Сын роскоши, прохлад и нег, Куда, Мещерский, ты сокрылся? Оставил ты сей жизни брег, К брегам ты мертвых удалился. Где стол был яств, там гроб стоит; Где … Словарь крылатых слов и выражений

Где стол был яств, там гроб стоит — Из оды «На смерть князя Мещерского» (1779) поэта Гаврилы Романовича Державина 1743 1816): Сын роскоши, прохлад и нег, Куда, Мещерский, ты сокрылся? Оставил ты сей жизни брег, К брегам ты мертвых удалился. Где стол был яств, там гроб стоит; Где… … Словарь крылатых слов и выражений

По, Эдгар — Эдгар Аллан По Edgar Allan Poe Дагерротип, сделанный в 1848 году, за год до смерти Имя при рождении: Эдгар Аллан По Дата рождения: 19 января 1809 Место рождения … Википедия

По, Эдгар Алан — Эдгар Аллан По Edgar Allan Poe Дагерротип, сделанный в 1848 году, за год до смерти Имя при рождении: Эдгар Аллан По Дата рождения: 19 января 1809 Место рождения … Википедия

По Э. — Эдгар Аллан По Edgar Allan Poe Дагерротип, сделанный в 1848 году, за год до смерти Имя при рождении: Эдгар Аллан По Дата рождения: 19 января 1809 Место рождения … Википедия

По Э. А. — Эдгар Аллан По Edgar Allan Poe Дагерротип, сделанный в 1848 году, за год до смерти Имя при рождении: Эдгар Аллан По Дата рождения: 19 января 1809 Место рождения … Википедия

По Эдгар Алан — Эдгар Аллан По Edgar Allan Poe Дагерротип, сделанный в 1848 году, за год до смерти Имя при рождении: Эдгар Аллан По Дата рождения: 19 января 1809 Место рождения … Википедия

Анализ оды Г.Р. Державина «На смерть князя Мещерского»

Тематически державинская ода сцепляла между собой два прямо противоположных начала: вечности и смерти. Для поэта они были не отвлеченными понятиями, – но явлениями бытия, касающимися каждого из его читателей. Человек является частью природы, и потому в масштабах мироздания он вечен, как вечна сама природа. Однако отдельное человеческое существование преходяще, кратковременно и конечно. И знатного, и ничтожного одинаково поджидает неизбежная смерть.

Радостное ощущение жизни и трагическое переживание смерти объединены в оде глубоким и страстным лирическим чувством. Оно имеет сюжетные контуры. Умер князь Мещерский, близкий знакомый поэта. Его смерть, мрачная и неумолимая, поразила тем больше, что вся жизнь князя, "сына роскоши и нег", была "праздником красоты и довольства". Драматизм кончины многократно усилен противопоставлением этих полюсов. Конфликтна развернутая в оде коллизия, конфликтна вся образная система произведения. И этот художественный конфликт, заложенный в основу структуры державинской оды, подводит читателя к мысли о противоречивой, не сводимой к единству диалектической сущности мироздания:

В оде – одиннадцать строф, по восемь строк в каждой строфе. И во всех одиннадцати содержится мотив противостояния жизни и смерти. Заявлено это противостояние на разных уровнях поэтики: образа, детали, синтаксической конструкции, ритмического звучания строк и т.д. Поясним мысль примерами. В оде много тропов (то есть поэтических иносказаний), которые чуть позже, в творчестве Жуковского и Батюшкова, обретут завершенную художественную форму оксюморона. Это один из самых сложных и выразительных тропов: когда в одном образе соединяются противоположные смыслы. Оксюмороны передают неоднозначность наших душевных состояний, чувств и переживаний. Они показывают противоречивость наших поступков, поведения и всей нашей жизни. Разработка и усовершенствование приема оксюморона вели в поэзии ко все большей психологической правдивости произведения. Читая державинскую оду, постоянно встречаешь подобные тропы:

Как раздвигается картина человеческого бытия в этих чеканных, почти афористических строках! Пока еще, правда, не найдем в них конкретных красочных деталей жизнеописания героя. Узнаем только, что он был "сыном роскоши", что благополучие соединял с крепким здоровьем ("Утехи, радость и любовь / Где купно с здравием блистали"). И что смерть его была внезапной и потому тем больше поразила друзей. Но знаменательно уже и то, что в высоком одическом жанре поэт обратился не к важному историческому лицу, как предписывали нормы классицизма, а к простому смертному, своему знакомому. Белинский прокомментировал это поэтическое новшество: "Что же навело поэта на созерцание этой страшной картины жалкой участи всего сущего и человека в особенности? – Смерть знакомого ему лица. Кто же было это лицо – Потемкин, Суворов, Безбородко, Бецкий или другой кто из исторических действователей того времени? – Нет: то был – сын роскоши, прохлад и нег!" То был обычный, заурядный человек. Через судьбу обычного человека решился поэт осмыслить масштабную философскую тему: всеобщность и всевластность законов мироздания.

А вот образ Смерти выписан в этой оде красочно и детально. Он динамичен и развернут в произведении со впечатляющей последовательностью. В первой строфе: Смерть "скрежещет зубами" и "косою сечет дни человеческой жизни". Во второй: "алчна Смерть глотает" "целые царства", "без жалости разит" все вокруг. Следом идет прямо-таки космический размах образного рисунка:

Создавая именно этот образ, поэт нашел возможным проявить смелое новаторство: намеренно снижая величественный космический образ, он включил в его контуры зримую и насмешливую сценку-деталь. Усмехаясь, Смерть глядит на царей, "пышных богачей" и умников – "и… точит лезвие косы".

При всей четкости деления на строфы, ода отличается плавностью повествования. Этому способствует целый ряд художественных приемов. Один из них, едва ли не впервые в русской поэзии так полно примененный Державиным, – прием "перетекаемости" одной строфы в другую, соседнюю. Достигалось это таким образом: мысль предыдущей строфы, сконцентрированная в последней ее строке, повторялась первой строчкой следующей строфы. А затем всей этой строфой мысль развивалась и усиливалась. Повторяющиеся мысль и образ называются лейтмотивом (немецкое слово Leitmotiv, что значит ведущий). Лейтмотивы скрепляют повествование, делают его последовательным и стройным. Покажем это на примерах.

Один из главных лейтмотивов державинской оды: Смерть взирает на все равнодушно и бесстрастно, потому что для нее все равны. Этот главный мотив стихотворения приходится как раз на его кульминационную срединную часть: конец шестой строфы. Именно здесь обнаруживаем строку: "И бледна Смерть на всех глядит". Следующая, седьмая, строфа эту мысль подхватывает и многократно усиливает, развивая и конкретизируя:

Еще пример. Последняя строчка восьмой строфы заявляет новый лейтмотив: скоротечности человеческой жизни, пролетающей, словно сон. Мысль звучит так: "И весь, как сон, прошел твой век". Девятая строфа подхватывает эту мысль и продолжает:

Читайте также: