Эжен каррьер женщина облокотившаяся на стол

Обновлено: 17.05.2024

Пришла в музей Родена в Париже, а там, кроме скульптур мастера, – работы из его коллекции. И нежнейшая, проступающая из дымки картина его друга, художника Эжена Каррьера. Они познакомились в 1885, да так и дружили до самой смерти художника – Роден пережил Каррьера на 11 лет и скончался в год Октябрьской Революции. Каррьер же сгорел на пике славы от рака горла, не дожив до 58 лет.

В Музее Родена аж 11 картин Каррьера: художник и скульптор восхищались работами друг друга и частенько обменивались ими. И вдохновляли друг друга, конечно: Каррьер Родена на скульптурный оммаж, Роден Каррьера на живописный портрет и обнажённую натуру – этот жанр характерен для Родена, но скорее нетипичен для Каррьера. Каррьер – певец семейного счастья.

1. Эжен Каррьер. Нежность. 1905. Музей Гренобля. 2. Эжен Каррьер. Материнство. 1896-1897. 81,3 x 65,4 см. Национальный музей Уэльса

Этому счастью посвящена и одна из последних его картин. Роден, который разделял с другом радости и горести, не оставил и его семью: он помог организовать похороны и купил "Нежность", причём не для себя, а в дар Музею Люксембурга.

1. Огюст Роден. Мыслитель. 1880-1882. Фото 1904 года из собрания музея Орсе. 2. Эдвард Мунк. "Мыслитель" Родена в саду Доктора Линде в Любеке. 1907. Х/м. 78 х 22 см. Музей Родена, Париж

Двух, казалось бы, таких непохожих творцов многое роднило: обоих упрекали за незавершённость их работ, оба черпали идеи в поэмах Данте, Бодлера и Гюго. Живопись Каррьера монохромна, как скульптура. Французский поэт Камиль Моклер сказал как-то, что "Роден пишет мраморные картины, а Каррьер создаёт скульптуры из теней".

1. Эжен Каррьер. Женщина с ребёнком на коленях. Конец 1890-х. Х/м. 61,3 x 50 см. Эрмитаж, Санкт-Петербург. Происходит из собрания С.И. Щукина. 2. Эжен Каррьер. Материнство. Конец XIX – начало XX вв. Литография. 27,1 х 21,3 см. Происходит из собрания С.П. Варшавского

Есть Каррьер и в Пушкинском музее – в Москву его картины привезли выдающиеся промышленники и меценаты Иван Абрамович Морозов и Сергей Иванович Щукин. (Я, кстати, писала про выставку "Щукин. Биография Коллекции" .) Картины Каррьера в собрании Эрмитажа происходят из коллекций Сергея Щукина, Сергея Варшавского, Ильи Остроухова.

А недавно я встретила Каррьера в Национальной Галерее Лондона. Каррьер узнаваем мгновенно – землистые цвета, густой туман, отсутствие контекста, ландшафта, интерьера, деталей – только фигуры и лица любимых людей. В данном случае – супруги Софи и старшей, на момент написания картины девятилетней дочери . Каррьер – идеальный пример человека, у которого личная жизнь не спорит с профессиональной. Писал он исключительно жену и детей (семерых, между прочим!), и писал успешно. Эту картину он в 1887 году выставил в Парижском салоне – и тут же получил за неё медаль.

Мир Эжена Каррьера – это мир, к которому хочется принадлежать. Это картины, в которые хочется войти, и остаться в них. Это нежные мамины руки, это её колыбельные, это ласковый голос. Это уютная простота, в которой нет ничего лишнего, и каждое мгновение полнится любовью.

NeWestMuseum
Музей нового западного искусства

Коллекция Художники Эжен Каррьер


Эжен Каррьер (Eugène Carrière)
1849, Гурне-сюр-Марн — 1906, Париж

Французский живописец-символист; основатель Академии Каррьера, в которой обучались будущие фовисты.

Эжен Каррьер вырос в Страсбурге, там же получил профессию литографа. В 1868 году, познакомившись в Париже с живописью старых мастеров, он решил стать художником и против воли отца поступил в Школу изящных искусств в класс Александра Кабанеля. В 1870 году учеба Каррьера была прервана начавшейся Франко-прусской войной, во время которой художник служил в армии.
В 1878 году Каррьер впервые выступил в Салоне, а через год посетил Лондон, где на него сильное впечатление произвела живопись Уильяма Тёрнера. Чтобы обеспечить большую семью, в 1880-е годы художнику приходилось много заниматься тиражной графикой. Устроившись на Севрскую фарфоровую мануфактуру (1880–1885), он познакомился и сдружился с Огюстом Роденом. Принимал участие в росписи одного из зданий Сорбонны.
В ранний период творчества Каррьер испытал влияние романтического академиста Жан-Жака Эннера, но больше всего его интересовали скромные домашние сцены, а особенно занимала тема матери и ребенка. По выражению критика Гюстава Жеффруа, созданные художником образы «уже не безмятежное и спокойное материнство времен религиозности, это материнство в век пессимизма» («Больной ребенок», 1885, музей Орсе, Париж).
Собственный живописный стиль Каррьера сформировался к середине 1880-х годов. Ограничившись гаммой землистых тонов и послойно моделируя объемы, художник избрал технику, аналогичную той, что практиковалась старыми мастерами на стадии подмалевка, но избавил ее от чисто служебного предназначения. Каррьер сознательно создавал ощущение незавершенности своих произведений, размывал очертания фигур, указывая тем самым на принадлежность запечатленных им сцен области видений. Свет, «прорисовывающий» в бесформенной темноте человеческие образы, воспринимался автором как олицетворение духовного начала, привносящего жизнь в инертную материю («Мать и дитя», начало 1890-х; «Женщина, облокотившаяся на стол», около 1893).
В Салоне 1884 года произведения Каррьера обратили на себя внимание критика Роже Маркса, который много способствовал укреплению репутации художника в качестве крупного представителя французского символизма.
В 1891 году в галерее Буссо и Валадона прошла первая персональная выставка Каррьера; через пять лет работы художника экспонировались в галерее Бинга вместе с произведениями Родена и Пьера Пюви де Шаванна. Он участвовал в мюнхенском и берлинском Сецессионах, в салонах общества «Свободная эстетика» в Брюсселе, в двух Всемирных выставках в Париже (1889, 1900). В 1903 году Каррьер выступил одним из основателей Осеннего салона и стал его первым президентом. Художник создал целую галерею портретов деятелей французской культуры конца XIX века: Поля Верлена, Анатоля Франса, Альфонса Доде, Поля Гогена, Родена и других.
В 1899 году Каррьер открыл частную школу-студию, Академию Каррьера, которую посещали будущие фовисты: Анри Матисс, Андре Дерен, Жан Пюи. Творчество художника оказало также значительное влияние на раннего Пабло Пикассо.

Эжен Каррьер
Женщина, вынимающая занозу из пальца
1890
Холст, масло 45,3 x 37,2 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Эжен Каррьер
Женщина, облокотившаяся о стол
Ок. 1893
Холст, масло 65 х 54,3 см
Государственный Эрмитаж

Эжен Каррьер
Женщина с ребенком на коленях
Конец 1890-х
Холст, масло 61,8 х 50,6 см
Государственный Эрмитаж

Эжен Каррьер
Поцелуй матери
Конец 1890-х
Холст, масло 94 х 120 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Эжен Каррьер
Голова спящей женщины
Вторая половина XIX - XX века
Холст, масло 35,6 x 45,6 см
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Эжен Каррьер
Мать и дитя (Поцелуй матери)
Начало 1890-х
Холст, масло 38 х 50,2 см
Государственный Эрмитаж

Эжен Каррьер
Утешение (Оммаж Толстому)
Около 1901
Бумага, литография Размер оттиска: 232 х 155 мм. Размер листа: 322 х 247 мм
Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина

Туманный мир Эжена Каррьера

«Дама в голубом»: шесть женщин, шесть судеб, шесть портретов кисти великих мастеров. Часть I

Молодая художница, угасающая от чахотки; богемная подруга и муза эпатажного живописца; меланхоличная аристократка, славившаяся своей красотой, и загадочная великосветская леди, чья голова склонилась под тяжестью высокой куафюры…

Этих женщин, живших в разные эпохи, объединяет только одно: все они вошли в историю живописи как «дамы в голубом».

Константин Сомов. «Дама в голубом», 1897–1900. Государственная Третьяковская галерея, Москва

История создания этого портрета овеяна тенью печали и скорби. На нём изображена бывшая соученица Сомова по Императорской Академии художеств Елизавета Михайловна Мартынова, выпускница из числа студентов набора 1890 года – первого, когда было позволено поступать женщинам.

Неизвестно, связывала ли Елизавету Мартынову и Константина Сомова любовная история: возможно, она была одним из немногих его романтических увлечений.

Константин Сомов – ценитель прекрасного, элегантный денди, сын хранителя Эрмитажа Андрея Ивановича Сомова – был влюблён в эстетику Серебряного века: писал на веленевой бумаге, иллюстрировал поэтические сборники Константина Бальмонта и создавал изысканные фарфоровые композиции.

Идеям народничества и творчеству передвижников художник противопоставил ускользающую красоту навсегда ушедшего изысканного и галантного XVIII века.

Воплощением образа таинственной Прекрасной Дамы и символом прекрасной эпохи стала Елизавета Михайловна – хрупкая, уязвимая, возвышенная, «не от мира сего». В момент начала работы над картиной она была уже тяжело больна чахоткой и вынуждена выезжать на лечение, поэтому сеансы прерывались и полотно было закончено только через три года.

Живописцу удалось передать щемящее одиночество, надломленность, тоску молодой женщины; лихорадочный блеск глаз, в которых таилось страдание и осознание неизбежного конца; болезненную худобу и бледность в сочетании с чахоточным румянцем на щеках; скорбно сжатые губы и тонкую, почти бесплотную руку, придерживающую на груди кружевную накидку.

Подруга Мартыновой М. Ямщикова, близко знавшая Лизоньку, так описывала свои впечатления от портрета: «В одном из залов я увидела работу Сомова «Дама в голубом платье», подаренную им Третьяковке. Я не могла отвести глаз от этого полотна. Передо мной была Лиза, но не та, которую я знала когда-то в рисовальной школе, может быть, даже подурневшая, утратившая былую самоуверенность и сознание победительницы жизни. Здесь жизнь победила. Что сделал художник с этим лицом, с этими когда-то сияющими торжеством глазами? Как сумел вытащить на свет глубоко запрятанную печаль и боль, горечь неудовлетворенности? Как сумел передать это нежное и вместе с тем болезненное выражение губ и глаз? И разве эта Лиза, утратившая свежесть юности, не была в тысячу раз прекраснее той юной, которая кружила головы?»

Не сохранилось ни одной работы, где авторство Елизаветы Мартыновой было бы достоверно установлено. Но облик молодой художницы запечатлён на портретах Константина Сомова, Осипа Браза, Филиппа Малявина.

Известно, что Елизавета Михайловна категорически противилась продаже портрета кому бы то ни было. Она пишет Сомову: «Сегодня ночью я проснулась и не спала от одной назойливой и мучительной мысли: Вы не должны и не имеете права продать мой портрет.
Я позировала Вам для Вас, для чистого искусства, а не для того, чтобы Вы получили за мою грусть в глазах, за мою душу и страдания деньги… Я не хочу этого! Оставьте портрет у себя, сожгите его, если Вам так жаль отдать его мне, подарите его даром в галерею…»

Читайте также: