Экспериментатор поместил микропрепарат поперечного разреза ветки липы на предметный столик

Обновлено: 14.05.2024

Цель: познакомиться с транспортом веществ внутри растительного организма.

Оборудование: ветка липы, простоявшая 2–4 суток в подкрашенной воде; таблицы «Строение стебля», «Проводящие ткани растения», учебник (с. 74–75).

Инструктивная карточка

1. Рассмотрите поперечный срез ветки липы или какого-либо другого древесного растения, простоявшего 2–4 суток в подкрашенной воде. Установите, какой слой стебля окрасился.

Поперечный срез трехлетней ветки липы под микроскопом:
1 – сердцевина; 2 – древесина; 3 – камбий; 4 – луб; 5 – чечевички; 6 – ситовидные трубки;
7 – волокна; 8 – пробка; 9 – сосуды

2. Рассмотрите продольный срез этой же ветки. Укажите, какой слой стебля окрасился. На основании проведенных наблюдений сделайте вывод.

Продольный срез трехлетней ветки липы (А – поперечный; Б – тангентальный; В – радиальный срезы):
1 – сердцевинные лучи; 2 – древесинная паренхима; 3 – сосуды; 4 – волокна; 5 – положение увеличенного участка в побеге

3. Прочитайте по учебнику, в чем особенности клеток, по которым передвигаются вода и минеральные соли (с. 74).

4. Зарисуйте продольный и поперечный срезы стебля, укажите сосуды древесины.

5. Заполните таблицу.

Таблица. Проводящие ткани растения

Место расположения

Особенности строения

6. Сделайте выводы об особенностях передвижения воды и минеральных веществ по стеблю.

Проверочные задания

Задание 1. Вставьте пропущенные слова.

1. Наружный слой коры у молодых стеблей представлен тонкой … .

2. С возрастом кожица заменяется … , которая состоит из мертвых клеток, заполненных воздухом.

3. … и … относятся к покровной ткани, которая защищает растение от пыли и микроорганизмов, излишнего испарения влаги и промерзания.

4. Газообмен осуществляется через … в кожице или … в пробковом слое.

5. Внутренний слой коры представлен … , в состав которого входят волокна, ситовидные трубки и клетки основной ткани.

6. … – механическая ткань, которая образована вытянутыми клетки с утолщенными одревесневшими оболочками, обеспечивающими гибкость и проч-ность стебля.

7. За лубом следует тонкий слой образовательной ткани . , клетки которой мелкие, узкие, тонкостенные, они обеспечивают рост стебля в толщину.

8. Клетки, которые откладываются камбием в сторону коры, становятся клетками … ; клетки камбия, которые откладываются в сторону древесины, – новыми клетками … .

9. … – основная часть ствола дерева, которая образована клетками разной величины и формы, механическими волокнами, придающими ей прочность, и трубковидными сосудами.

10. По … … от корня к листьям передвигаются вода и растворенные в ней минеральные соли.

11. Слои клеток древесины, образованные за весну, лето и осень, составляют … … … .

12. … занимает центральную часть ствола дерева, в клетках которой откладываются в запас питательные вещества.

Задание 2. Выбери правильный ответ.

1. Вещества, поглощаемые растением из почвы, это:

а) минеральные вещества;
б) органические вещества;
в) вода;
г) вода и минеральные вещества.

2. Минеральные вещества, растворенные в воде, поглощаются корнем из почвы:

а) корневыми волосками;
б) корневым чехликом;
в) клетками зоны роста;
г) клетками зоны проведения.

3. Минеральные вещества, растворенные в воде, поднимаются от корня к другим органам по:

а) сосудам древесины;
б) волокнам древесины;
в) ситовидным трубкам луба;
г) клеткам основной ткани.

4. Органические вещества, образованные в процессе фотосинтеза в листьях, передвигаются к другим органам растения по:

а) сосудам древесины;
б) волокнам луба;
в) ситовидным трубкам луба;
г) клеткам основной ткани.

5. Клетки сосудов древесины – это:

а) мертвые клетки и заполнены воздухом;
б) вытянутые клетки с утолщенными одревесневшими оболочками;
в) живые клетки с порами в поперечных перегородках;
г) живые клетки с большим количеством запасных веществ.

6. Сила, вызывающая одностороннее движение воды от корней к побегу, – это:

а) корневое давление;
б) атмосферное давление;
в) артериальное давление;
г) давление в сосудах растений.

Задание 3. Верно ли утверждение?

1. По сосудам древесины передвигаются органические вещества от листьев ко всем органам растения.

2. По ситовидным трубкам луба от корня к побегу передвигаются минеральные вещества, растворенные в воде.

3. Проводящей тканью растения являются сосуды древесины и ситовидные трубки луба.

4. В сосудисто-волокнистый пучок входят сосуды древесины, ситовидные трубки луба и волокна механической ткани.

5. На скорость передвижения веществ по стеблю влияют корневое давление и испарение воды листьями.

6. В стебле существует только восходящий ток жидкости.

7. Стебель выполняет только функцию проведения веществ по растению.

8. Луб входит в состав коры.

9. При повреждении коры стебля останавливается ток минеральных веществ.

3адание 4. Восстановите логическую цепь.

Луб + пробка или кожица ––> ?
? + волокна древесины + ? ––> древесина.
? + лубяные волокна + ? ––> луб.
Корневой волосок > зона всасывания ––> ? ––> побег.

Тест по теме Цитология и ее методология

5085. Экспериментатор поместил микропрепарат поперечного разреза ветки липы на предметный столик светового микроскопа, предварительно заменив окуляр с увеличения, равного х20, на увеличение, равное х10, а объектив с х30 на равное х15.
Как при этом изменятся количество клеток древесины и количество клеток луба в поле зрения экспериментатора?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

1) не изменится
2) уменьшится
3) увеличится

Задание ЕГЭ по биологии

Добавить в избранное

Верный ответ: 33

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 5085.

5113. Экспериментатор поместил микропрепарат поперечного разреза ветки липы на предметный столик светового микроскопа, предварительно заменив окуляр с увеличения, равного х20, на увеличение, равное х18, а объектив с х30 на равное х32.
Как при этом изменятся количество клеток древесины и количество клеток луба в поле зрения экспериментатора?
Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

Задание ЕГЭ по биологии

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 5113.

5454. Все приведённые ниже постулаты, кроме двух, относятся к клеточной теории. Определите два термина, «выпадающих» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. клетка - элементарная единица живого 2. клетки объединяются в колонии 3. все организмы состоят из клеток 4. каждая клетка происходит от другой клетки 5. вирусы - неклеточная форма жизни

Верный ответ: 25

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 5454.

5594. Все приведённые ниже характеристики, кроме двух, используют для описания методов биотехнологии. Определите две характеристики, «выпадающие» из общего списка, и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. эксперименты с изолированными клетками 2. испытание производителя по потомству 3. перенос генов от одного организма к другому 4. выращивание клеток и тканей на питательных средах 5. получение гетерозисных растений

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 5594.

Экспериментатор поместил микропрепарат поперечного разреза ветки липы на предметный столик

Верный ответ: 212121

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2996.

14 . Установите последовательность транспорта углекислого газа с момента его поступления в кровь. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) полая вена
2) капилляры альвеол
3) правый желудочек
4) капилляры внутренних органов

Верный ответ: 4132

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4313.

15 . Известно, что пшеница мягкая - это злаковое растение, выращиваемое человеком ради плодов-зерновок, богатых питательными веществами белковой и углеводной природы.
Используя эти сведения, выберите из приведённого ниже списка три утверждения, относящиеся к приведённому выше описанию признаков растения:

1) Пшеница опыляется ветром
2) Растение имеет соцветие сложный колос
3) Наибольшие урожаи даёт на чернозёмных почвах
4) Плоды растения употребляются в пищу
5) Стебель пшеницы - соломина
6) Растение произрастает на обрабатываемых человеком почвах

Верный ответ: 456

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3502.

16 . Установите соответствие между характеристиками и формами естественного отбора: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

А) сохранение особей с новыми мутациями
Б) увеличение числа особей с установившейся нормой реакции
В) гибель особей с новыми признаками
Г) проявление в постоянных условиях жизни
Д) сохранение особей с ароморфным признаком

1) стабилизирующий
2) движущий

Верный ответ: 21112

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4259.

17 . Выберите три верных ответа из шести и запишите цифры, под которыми они указаны.

Какие антропогенные факторы оказывают влияние на численность популяции ландыша майского в лесном сообществе?

1. недостаток влаги в летний период 2. вытаптывание почвы 3. вырубка деревьев 4. низкая температура воздуха зимой 5. увеличение затененности 6. сбор дикорастущих растений

Верный ответ: 236

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4036.

18 . Установите соответствие между функцией, выполняемой организмом в биогеоценозе, и представителями царств, выполняющими данную функцию.

А) минерализуют органические вещества.
Б) обеспечивают усвоение азота растениями
В) первичные потребители солнечной энергии
Г) основные производители глюкозы в биогеоценозе
Д) передают вещества и энергию в пищевых цепях
Е) являются консументами разных порядков

1) растения
2) бактерии
3) животные

Верный ответ: 221133

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3085.

19 . Установите последовательность этапов онтогенеза хордовых животных. Запишите в таблицу соответствующую последовательность цифр.

1) формирование бластомеров
2) дифференцировка тканей и органов
3) образование однослойного зародыша
4) образование мезодермы
5) образование эктодермы и энтодермы

Верный ответ: 13542

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4906.

20 . Проанализируйте таблицу: «Типы соцветий». Заполните пустые ячейки таблицы, используя термины, приведенные в списке. Для каждой ячейки, обозначенной буквами, выберите соответствующий термин из предложенного списка.

Задание ЕГЭ по биологии

1) головка
2) несколько простых колосьев на общей оси
3) подорожник
4) корзинка
5) морковь
6) кукуруза
7) несколько простых зонтиков из вершины общей оси

Верный ответ: 426

Ответ "426" записан в соответствующей последовательности букв "АБВ". Внимательно соотносите цифру из списка и местоположение буквы на рисунке.
А - 4 - корзинка (столбец "Соцветие")
Б - 2 - несколько простых колосьев на общей оси (столбец "Особенности строения")
В - 6 - кукуруза (столбец "Растение")

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1715.

21 . Проанализируйте таблицу «Параметры крови у мышей с метаболическим синдромом и нормальных». Представлены усреднённые данные для групп из семи мышей.

Задание ЕГЭ по биологии

1) При метаболическом синдроме повышен уровень холестерина в крови.
2) При метаболическом синдроме увеличивается риск инфаркта и инсульта.
3) Мыши с метаболическим синдромом имеют избыточный вес.
4) Метаболический синдром можно лечить низкожировой диетой.
5) Суточные колебания глюкозы у мышей с метаболическим синдромом выше.

Верный ответ: 13

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1884.

Часть 2

Часть 2 Вы проверяете сами. Все пояснения и подсказки к частям 1 и 2 обязательно будут даны по окончании теста.

22 . В странах с мягким климатом можно увидеть зимой и весной деревья без листьев, на ветвях которых растёт омела - растение, похожее на зелёный шар. Предложите способ, которым можно установить паразитический тип взаимоотношений между омелой и соответствующим деревом.

1) Метод эксперимента - необходимо срезать ветку с дерева с омелой и на некоторое время оставить
2) Если омела является паразитом (полностью зависит от организма-хозяина), то через некоторое время она завянет, так как самостоятельно жить не сможет

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 5077.

23 . К какому типу относят животное, изображенное на рисунке? Какой орган гидры обозначен цифрой 1? Что обозначено цифрами 2, 3? Назовите других представителей этого типа.

Задание ЕГЭ по биологии

1) Тип Кишечнополостные
2) 1 - щупальце, 2 - ротовое отверстие, которые ведет в - 3 - гастральную (кишечную) полость
3) Класс сцифоидные: аурелия, корнерот, цианея. Класс коралловые полипы: красный коралл, актиния, мозговик.

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 1550.

24 . Найдите три ошибки в приведённом тексте. Укажите номера предложений, в которых они сделаны, исправьте их.

(1)Эукариотические клетки начинают подготовку к митотическому делению в профазе. (2)При этой подготовке происходит процесс биосинтеза белка, удваиваются молекулы ДНК, синтезируется АТФ. (3)В первую фазу митоза удваиваются центриоли клеточного центра, митохондрии и пластиды. (4)Митотическое деление состоит из четырёх фаз. (5)В метафазе хромосомы выстраиваются в экваториальной плоскости. (6)Затем в анафазе к полюсам клетки расходятся гомологичные хромосомы. (7)Биологическое значение митоза заключается в том, что он обеспечивает постоянство числа хромосом во всех клетках организма.

Ошибки допущены в предложениях 1, 3, 6:

1) Эукариотические клетки начинают подготовку к митотическому делению в интерфазу
3) В интерфазе удваиваются центриоли клеточного центра, митохондрии и пластиды (а не в профазе)
6) Затем в анафазе к полюсам клетки расходятся хроматиды хромосом (а не гомологичные хромосомы, как происходит в анафазу мейоза I)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4939.

25 . Опишите правила постановки опыта, доказывающего, что крахмал образуется на свету только в зелёных частях листа.

1) Объектом опыта следует выбрать растение, у которого на листе имеются бесхлорофильные зоны, например - хлорофитум
2) С обеих сторон листа нужно приклеить полоски черной бумаги таким образом, чтобы они плотно облегали весь лист, включая белую (бесхлорофильную) каемку по краю листа, после чего лист располагают напротив источника света и оставляют на сутки
3) Для получения результатов следует прокипятить лист хлорофитума в воде в течение 2-5 минут, затем в горячем спирте (40-70%) , после чего погрузить лист в раствор йода
4) Окрашивание в фиолетовый цвет - качественная реакция на крахмал: окрашиваться в фиолетовый цвет будут лишь те части листа, в которых есть хлорофилл (и, соответственно, в результате фотосинтеза там образовался крахмал)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3148.

26 . Какую роль в круговороте кислорода играют растения, цианобактерии, животные, грибы, бактерии? Как используется кислород этими организмами?

1) Автотрофы: растения и цианобактерии - в ходе светозависимой фазы фотосинтеза выделяют кислород, образующийся при фотолизе воды
2) Аэробы: растения, животные, бактерии, грибы - используют кислород в процессе дыхания
3) Кислород используется в клетках для окисления органических веществ, участвуя в образовании молекул воды

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 4101.

27 . Участок одной из двух цепей молекулы ДНК содержит 300 нуклеотидов с аденином (А), 100 нуклеотидов с тимином (Т), 150 нуклеотидов с гуанином (Г) и 200 нуклеотидов с цитозином (Ц). Какое количество нуклеотидов с А, Т, Г и Ц содержится в двуцепочечной молекуле ДНК? Сколько аминокислот должен содержать белок, кодируемый этим участком молекулы ДНК? Ответ поясните.

1) Количество нуклеотидов с аденином в одной цепи ДНК составляет 300 нуклеотидов, в другой - 100 нуклеотидов; в сумме в двух цепях 400 нуклеотидов с аденином и столько же с тимином (по принципу комплементарности)
2) Количество нуклеотидов с гуанином в одной цепи ДНК составляет 150 нуклеотидов, в другой - 200 нуклеотидов; в сумме в двух цепях 350 нуклеотидов с гуанином и столько же с цитозином (по принципу комплементарности)
3) Всего в двух цепях молекулы ДНК 1500 нуклеотидов. Белок кодирует только транскрибируемая цепь ДНК (одна из двух цепей) : 1500/2 = 750 нуклеотидов.
3 нуклеотида кодируют 1 аминокислоту, поэтому в результате транскрипции с данного участка ДНК и последующей трансляции будет синтезирован белок из 250 аминокислот (750 / 3 = 250)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 3122.

28 . У кур чёрная окраска оперения определяется аутосомным геном (A), а бурая окраска - геном (a). Также встречается сцепленный с полом летальный ген (b), вызывающий гибель эмбрионов, гетерозиготы по этому гену жизнеспособны. Скрестили бурую нормальную курицу с гетерозиготным по этим генам петухом (у птиц гетерогаметный пол - женский). Составьте схему решения задачи, определите генотипы родителей, пол и генотип возможного потомства и вероятность вылупления курочек от общего числа жизнеспособного потомства. Какие законы наследственности проявляются в данных скрещиваниях?

1) Схема решения

Задание ЕГЭ по биологии

Генотипы и фенотипы потомства F1:
AaX B X B - чёрный нормальный
AaX B Y - чёрная нормальная
aaX B X B - бурый нормальный
aaX B Y - бурая нормальная
AaX B X b - чёрный жизнеспособный
AaX b Y - гибель
aaX B X b - бурый жизнеспособный
aaX b Y - гибель

3) Закон расщепления проявляется в отношении признака «окраска оперения»; закон сцепленного с полом наследования - в отношении летального гена, так как летальный ген находится в X-хромосоме; закон независимого наследования признаков - в отношении обоих признаков; вероятность вылупления курочек от общего числа жизнеспособного потомства составляет 33% (или 1/3, или 2/6)

P.S. Нашли ошибку в задании? Пожалуйста, сообщите о вашей находке ;)
При обращении указывайте id этого вопроса - 2451.

Практическая работа "Изучение микроскопического строения тканей растений"

Практическая работа №3 «Изучение микроскопического строения тканей растений».

Цель работы: изучить особенности строения и связанные с ними функции основных видов растительных тканей.

Оборудование, материалы: увеличительные стекла, микроскопы, предметные и покровные стекла, препаровальная игла, пипетки, стакан с водой, живые растения, черешок свеклы, плод груши, постоянные микропрепараты (кончик корешка и побега, лист элодеи, продольные и поперечные разрезы стебля кукурузы и ветки липы)

Ход практической работы

1. ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТКАНИ.

Общие сведения. Образовательные ткани дают начало всем остальным типам тканей. Их это свойство обусловлено способностью к делению клеток, что в свою очередь приводит к увеличению количества, дифференциации и специализации в виде определенной ткани, а со временем и самого растения. Особенность клеток образовательной ткани заключается в их жизнеспособности, наполняемости питательными веществами, энергетическим материалом, а также обогащением генетической информации, что обеспечивает их высокую пластичность и передачу наследственных признаков в процессе онтогенеза.

Задание:

1. рассмотреть под увеличительным стеклом и микроскопом постоянные микропрепараты образовательные ткани конуса нарастания корня и побега.

2. Зарисовать строение конуса нарастания побега и корня, обозначив их составные части.

http://compendium.su/biology/directory/directory.files/image126.jpg

Рис.4. Продольный разрез через конусы нарастания: А – стебель, Б – корень:

1 – верхушечная меристема протодерма; 2 – основная меристема; 3 – прокамбий; 4 – зачаток листа; 5 – зачаток пазушной почки; 6 – спиральные трахеиды и сосуды молодого листа и стебля; 7 – корневой чехлик; 8 – слущивающиеся клетки корневого чехлика; 9 – протодерма (дерматоген); 10 – основная меристема (периблема), 11 – прокамбий (плерома).

Выводы: образовательные ткани имеют способность к делению, благодаря чему растения растут в длину и утолщаться. Образовательные ткани локализованы в определенных местах растения, по происхождению бываю первичными и вторичными.

2. ПОКРОВНЫЕ ТКАНИ.

Общие сведения: первичная покровная ткань покрывает листья и стебли однодольных растений на протяжении всей жизни, а у двудольных – в основном в вегетационный период. При изучении первичной покровной ткани необходимо помнить, что есть 2 ее вида: эпидермис и эпиблема. Они отличаются между собой месторасположением, происхождением и функциями. Эпидермис возникает из туники конуса нарастания побега и покрывает надземные части: молодые побеги, листья; его клетки нередко имеют хлоропласты, снаружи покрыты кутикулой, в некоторых растениях образуют разного рода придатки в виде волосков, чешуек, железок и т.п. Эпидермис защищает растение от чрезмерного испарения и не препятствует осуществлению процесса фотосинтеза. Эпиблема формируется за счет конуса нарастания корня. Клетки эпиблемы лишены хлоропластов, клеточные оболочки не покрываются кутикулой, образуют корневые волоски в виде выростов внешней оболочки, не имеют устьиц. Эпиблема выполняет поглощающей ткани. Благодаря осмотическим свойствам ее тонкостенных клеток и корневых волосков.

1. Рассмотреть под микроскопом корневые волоски корешка и зарисовать уведенное в тетрадь, обозначив его основные части.

Рис.5. Корневые волоски.

2. Рассмотреть постоянный микропрепарат покровной ткани листа, найти устьица. Зарисовать увиденное в тетради и обозначить детали строения.

Рис.6. Покровная ткань листа

3. Приготовить временный микропрепарат края листовой пластинки листа герани. Рассмотреть его под микроскопом, обратив особое внимание на волоски. Зарисовать увиденное в тетрадь и обозначить детали строения.

http://ffre.ru/files/169/4b50eae86c2df500428abbec08eca3f0.html_files/6.jpg

Рис.7. Трихомы листа

3.МЕХАНИЧЕСКИЕ ТКАНИ

Общие сведения: Механические ткани в растительном организме играют опорную роль. Поэтому их нередко называют арматурными, скрепляющими тканями. Особенностью их является утолщение оболочек. В зависимости от характера их утолщения различают три типа механической ткани: колленхиму с частичным утолщением клеточной оболочки, склеренхиму и склериды, или каменистые клетки, причем первые образованы прозенхимными, а другие – паренхимными клетками. Оба последние типы механической ткани мертвые, имеют утолщенные клеточные оболочки по всему периметру, пропитанные легнином. Благодаря этому достигается высокая прочность и упругость этих тканей.

1. Изготовить временный препарат черешка свеклы. Рассмотрите при малом увеличении микроскопа под эпидермисом механическую ткань - колленхиму. Ее нетяжело распознать, на препарате она будет иметь вид желтовато-серебристой клетчатой ткани. Детальное изучение колленхимы продолжайте под большим увеличением микроскопа. При этом отметьте, что колленхима образована паренхимными клетками. Они имеют частичное утолщение клеточной оболочки. Утолщение видно по углам, поэтому этот вид колленхимы получил название – уголковая. Клетки колленхимы живые: они содержат цитоплазму в виде зернистого пристенного слоя, ядро, расположенное в цитоплазме, зеленые хлоропласты и большую вакуоль, которая занимает большую часть клетки.

http://konspekta.net/studopediainfo/baza2/150570793745.files/image076.jpg

Рис.8. Уголковая колленхима.

Зарисуйте увиденное в тетрадь.

Рис.9. Склереиды.

В тетради крупным планом зарисуйте 3-4 клетки.

4. ПРОВОДЯЩИЕ ТКАНИ

Общие сведения: Растения имеют два полюса питания – воздушное и почвенное. Корень всасывает воду с растворенными в ней минеральными веществами, которые перемещаются по стеблю к месту потребления – восходящий поток. В листья поступает углекислый газ и вода. При помощи хлорофилла при участии солнечного света в процессе фотосинтеза образуются органические вещества, которые транспортируются в нисходящем направлении к месту потребления и откладываются прозапас (в семенах, плодах, клубнях, луковицах, корневище, сердцевинных лучах и в сердцевине древесины). Таким образом, у растений существует два тока, которые обуславливаются проводящими тканями. Проводящие ткани образуются прокамбием и камбием, т.е. они бывают первичные и вторичные. Вода и растворенные в ней минеральные соли перемещаются по трахеидам и трахеям (сосудам). Трахеиды – одноклеточные проводящие элементы, характерные для голосеменных и примитивных покрытосеменных, имеют окаймленные поры. Трахеи, характерны для покрытосеменных и некоторых высокоорганизованных голосеменных. Сосуды в отличии от трахеид – многоклеточные и как трахеиды являются мертвыми образованиями. По характеру вторичных утолщений они бывают кольчатые, спиральные, кольчато-спиральные, лестничные, пористые. Самыми и эволюционно молодыми является лестничные и пористые сосуды. Сосуды и трахеиды – образуют ксилему, или древесину. Органические вещества, образованные в процессе фотосинтеза, перемещаются в нисходящем направлении, от листьев к корню и мест потребления. Путями их передвижения является ситовидные трубки и клетки-спутницы. Ситовидные трубки имеют поперечные ситовидные пластинки в виде ситечек, которые способствуют равномерному потоку органических веществ. Между собой они соединены поперечными перегородками с большим количеством пор на стенках, подобных ситечек. Ситовидные трубки и клетки-спутницы – формируют флоэму. Ксилема и флоэма образуют проводящие пучки (в случае пучкового типа строения стебля) или залегают сплошными массивами при безпучковому типе строения стебля.

http://sbio.info/images/tmp55-10.jpg

Рис.10. Элементы ксилемы (а) и флоэмы (6): 1-5 – кольчатая, спиральная, лестничная и пористая (4, 5) трахеи соответственно; 6 – кольчатая и пористая трахеиды; 7 – ситовидная трубка с клеткой-спутницей.

1. На готовом препарате поперечного разреза стебля кукурузы, изучите и зарисуйте в тетради строение проводящих тканей однодольных растений и обозначьте ксилему и флоэму.

2. На готовом препарате поперечного разреза ветки липы, изучите и зарисуйте в тетради строение проводящих тканей двудольных растений и обозначьте ксилему и флоэму.

http://ok-t.ru/helpiksorg/baza2/278707633519.files/image013.jpg

Рис.11. Поперечный разрез ветки липы.

Оформление результатов работы.

Сделайте выводы по особенностям строения основных типов тканей растения, укажите взаимосвязь их строения с выполняемыми функциями и запишите их в тетрадь.

Использование цифрового микроскопа на уроках ботаники в 6—7 классах

В последнее время школьные кабинеты биологии оснащаются современным лабораторным оборудованием, которое включает в себя компьютеры, мультимедийные проекторы, цифровые микроскопы. Однако, методических разработок и рекомендаций по работе с этой техникой очень мало. В своей работе я привожу разработки некоторых практических работ с цифровым микроскопом по курсу ботаники. Каждая практическая работа включает в себя инструктивную карточку (состоящую из двух частей: исследование и обработка результатов) и методические рекомендации по использованию данной работы в школьной программе.
Данные работы могут быть использованы во время объяснения нового материала, так же как отдельные уроки или на уроках-обобщениях для закрепления полученных знаний.
К следующему занятию учитель проверяет правильность выполнения работы, выставляет оценки и распечатывает рисунки, которые ученики вклеивают в свои рабочие тетради.

Практическая работа "Строение плесневых грибов".

Цель работы: познакомить учащихся с характерными признаками строения плесневых грибов.

  • цифровой микроскоп Digital Blue;
  • микропрепарат "Плесень мукор";
  • инструктивная карточка.

Инструктивная карточка.

8. Сохранить рисунок в своей папке под названием "Мукор 60*", "Мукор 200*".

Пример оформления практической работы.

Рисунок 1

Рисунок 2

Методические рекомендации:

Данная практическая работа может быть использована в теме "Царство Грибы. Лишайники" по программе И. Н. Пономаревой на уроке по теме "многообразие и значение грибов" в 6-ом классе. Так же в теме "Царство грибов" по программе Мягковой на уроке "плесневые грибы" 7-ой класс. Эта работа может проводиться как при изучении нового материала, так и для закрепления знаний о строении плесневых грибов.

Практическая работа "Внешнее и внутренне строение стебля".

Цель работы: закрепить знания о внешнем и внутреннем строении стебля.

  • цифровой микроскоп Digital Blue,
  • микропрепарат "Ветка липы",
  • зимняя ветка липы,
  • чашка Петри,
  • нож,
  • инструктивная карточка.

Инструктивная карточка

Исследование.

1. Включить компьютер и запустить программу работы с цифровым микроскопом.
2. Поместить зимнюю веточку липы под микроскоп при увеличении 10*, используя верхнее освещение. На ветке найти чечевичками, листовой рубец, почку и сделать фотографию.
3. Перевести микроскоп на увеличение 60* и рассмотреть участок с чечевичками. Сделать фотографию. После этого аккуратно вынуть ветку из-под микроскопа.
4. В чашечке Петри осторожно сделать продольный разрез ветки липы. Рассмотреть его под микроскопом при увеличении 60*. Сделать фотографию.
5. Поместить под микроскоп препарат "Ветка липы" при увеличении 10*, используя нижнее освещение. Затем перейти к увеличению 60*.
6. Сделать фотографию внутреннего строения стебля при увеличении 60*.
7. Перейти к увеличению 200*, если необходимо увеличить освещение. Рассмотреть по отдельности кору и древесину. Убрать микропрепарат из-под микроскопа.

Обработка результатов исследования.

1. Перейти в коллекцию рисунков с помощью кнопки

  • Узел
  • Междоузлие
  • Почка
  • Листовой рубец
  • Чечевички

3. Вернуться в коллекцию рисунков и выбрать снимок зимней ветки липы при увеличении 60*. В редакторе Paint выполнить подпись "Чечевички".

  • Пробка
  • Кора с лубом
  • Древесина
  • Сердцевина
  • Пробка
  • Кора
  • Древесина
  • Сердцевина

6. Сохранить результаты в своей папке.

Рисунок 3

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Данная практическая работа может быть использована в теме "Органы цветковых растений" по программе И.Н. Пономаревой на уроке "Стебель – часть побега, его внешнее и внутреннее строение". Данную практическую работу лучше проводить после изучения темы на отдельном уроке в качестве закрепления изученного материала.

Лабораторная работа "Споры папоротника"

Цель работы: ознакомить учащихся с внешним строением листа спорового растения папоротника и его спорами.

  • цифровые микроскопы;
  • лист папоротника;
  • препаровальная игла;
  • инструктивная карточка.

Инструктивная карточка.

9. Включить компьютер и запустить программу работы с цифровым микроскопом.
10. Рассмотреть лист папоротника, найти на нижней поверхности листа коричневые выросты.
11. Поместить лист под микроскоп при увеличении 10*, используя верхнее освещение.
12. Сделайте фотографию.
13. Переведите микроскоп на увеличение 60*.
14. Рассмотрите спорангий папоротника и сделайте его фотографию.

Обработка результатов исследования.

  • Сорус
  • Спора
  • Лист папоротника

4. Сохраните рисунок в своей папке под названием "Лист папоротника"

Пример оформления практической работы:

Рисунок 8

Данная лабораторная работа может быть использована в теме "Общее знакомство с растениями" на уроке "Семенные и споровые растения" (программа И.Н. Пономаревой "Биология 6 класс") и в теме "Основные отделы царства растений" на уроке "Размножение папоротникообразных" (программа под редакцией Мягковой "Биология 6-7 класс").

Тема урока "Внешнее и внутреннее строение почки".

  • цифровой микроскоп;
  • чашка Петри;
  • веточка липы с 1-2 почками;
  • веточка сирени с 2-4 почками;
  • лабораторный нож;
  • круг из белой бумаги диаметром 8 см.;
  • инструктивная карточка № 1, № 2.

Инструктивная карточка № 1

Исследование:

1. Возьмите веточку с № 1. Аккуратно отделите почку от побега. Очень осторожно разрежьте ее вдоль.
2. Поместите разрезанные части на предметный столик микроскопа.
3. Отделите почку от образца № 2. Осторожно разрежьте ее вдоль и поместите рядом с почкой № 1.
4. Вызовите программу работы с цифровым микроскопом.
5. Рассмотрите почки при увеличении 10*, используя верхнее освещение.
6. Сделайте фотографию.
Оформление результатов исследования:

Читайте также: