Два ученика сидя за своими столами успешно

Обновлено: 16.05.2024

На уроках литературы в шестых классах широко применяются следующие виды работ: пересказ прочитанного, творческий пересказ, постановка вопросов к прочитанному тексту; письменные задания: подбор из текста подписи к картинке, описание действующего лица литературного произведения, написание небольшого сочинения об особенно понравившихся героях и т.д.

Творческий пересказ - цель творческого пересказа в том, чтобы вызвать у учеников эмоциональный отклик на читаемое произведение, помочь им глубже осознать его идею, пережить вместе с героем те нравственные чувства, что заложены автором в его образе. Добавить сюжет, придумать, изменить рассказчика,

Описание действующего героя: как он выглядит, во что одет, как говорит, двигается и т.д.

Задание № 14

В коллективе VII класса, котором изучались межличностные отношения, выявилось наличие двух группировок. Обе группировки были в одинаковой мере дружными и сплоченными. Однако классный руководитель по-разному отнесся к обоим выявленным объединениям. Он все сделал для того, чтобы разбить первую группировку: часть ребят была рассажена, были вызваны родители. Классный руководитель говорил им о необходимости помешать той близости, которая существовала между учениками. И, напротив, по отношению к другой группировке классный руководитель предпринял иные меры: посадил вместе сидевших раньше за разыми партами, давал им общие поручения и т.д.

1. Почему по-разному отнесся классный руководитель к двум группировкам, обнаруженным в коллективе класса?

2. Какие психологические условия надо выяснить, чтобы оценить, правильно или неправильно поступил учитель?

Необходимо выяснить лидерские тенденции каждой группировки. Вероятно, ученики первой группировки негативно влияли на авторитет педагога в классе, имея не меньшее влияние на соклассников. Необходимо исследовать стиль педагогического общения учителя и социометрический статус лидеров каждой группировки, степень их влияния на классный коллектив.

Задание № 15

Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго учеников?

Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняли лабораторную работу по химии. В это время за учительским столом третий ученик выполнял ту же работу, но часто ошибался. Учитель поочередно предлагал двум сидящим ученикам исправлять ошибки работающего у стола. При этом первый ученик быстро подходил и сразу исправлял недочеты товарища. Второй ученик не мог сразу оторваться от своей работы, а, подойдя к столу, смотрел на приборы «невидящим» взглядом. Когда же учитель обращался к нему с одним-двумя вопросами, ученик быстро и хорошо исправлял ошибки товарища.

Переключаемость (способность быстро выключаться из одних видов деятельности и включаться в новые, соответствующие изменившимся условиям. Подобный процесс может осуществляться как на непроизвольной, так и на произвольной основе. Проявляется в скорости, с которой он может переводить свое внимание с одного объекта на другой,)

Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго учеников?

Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняли лабораторную работу по химии. В это время за учительским столом третий ученик выполнял ту же работу, но часто ошибался. Учитель поочерёдно предлагал двум сидящим ученикам исправлять ошибки работающего у стола. При этом первый ученик быстро подходил и сразу исправлял недочёты в работе товарища. Второй ученик не мог сразу оторваться от своей работы, а, подойдя к столу, смотрел на приборы «невидящим» взглядом. Когда же учитель обращался к нему с одним - двумя вопросами, ученик быстро и хорошо исправлял ошибки товарища.

Задание № 6.

Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
а) Корректор проверяет ошибки в напечатанной статье.
б) Секретарь набирает на компьютере текст приказа под диктовку начальника.
в) Примерно 65-70 % времени переводчик слушает речь оратора и одновременно передает ее содержание на другом языке.

Задание № 7

Проранжируйте действия, требующие распределения внимания,
в порядке нарастания степени трудности:


а) Читать про себя с полным пониманием текста и одновремен­но записывать под диктовку слова.
б) Чистить картошку и одновременно смотреть любимую теле­передачу.
в) Ходить по гимнастическому бревну, декламируя при этом стихи.
г) Вести автомобиль и разговаривать при этом с пассажиром на иностранном языке (язык изучается четыре месяца).
д) Вести автомобиль и беседовать с коллегой о работе.
е) Читать про себя с полным пониманием текст и одновременно записывать названия категорий, к которым относятся дик­туемые слова.
ж) Осуществлять синхронный перевод речи оратора, говорящего в среднем темпе.

Задание № 8.

Определите, какие способы привлечения внимания (повторение, новизна, изменение интенсивности, контрастные цвета, формы или размеры, искусственное подогревание общественного интереса) использованы в следующих случаях.

а) Взрослый человек обливает каждого встречного из водяного пистолета.
б) Новый преподаватель входит в аудиторию и молча ждет, когда установится тишина.

Тематический контроль по теме « Понятие о внимание. Свойства и виды внимания»

ВАРИАНТ№3

Установите соответствие между основными понятиями, выражающими их детали, признаки, особенности:

Память 1. Компенсация

Внимание 2. Распределение

Ощущение 3. Долговременная

Задание №2

Определите, какие свойства внимания проявляются в следующих случаях:

Л.Н. Толстой в романе « Война и мир» описал состояние Пьера Безухова, попавшего на поле боя: «Он не слышал звуков пуль, визжавших со всех сторон, снарядов, пролетавших через него, не видел неприятеля, бывшего на той стороне реки, и долго не видел убитых и раненых, хотя многие и падали недалеко от него. Он следовал за генералом и напряженно размышлял о чем-то.

Задание №3

Укажите, какие условия нужны для поддержания произвольного внимания:

А. Отчетливое понимание целей и задач деятельности.

Д. Осознание долга и обязанностей.

Е. Начало или прекращение действия раздражителя, подвижность предмета.

F. новизна, сила, контраст раздражителя.

G. Активная умственная работа

Н Контраст между раздражителями.

I. Необычность раздражителя

К. Осознание текущих результатов деятельности в форме внутреннего словесного отчета.

Задание №4

Выбери правильный ответ:

1.Умеет распределять внимание тот, кто:

а) может одновременно делать несколько дел

б) может одновременно делать семь дел

в) может быстро сделать все дела.

2. Переключение внимание характеризуется:

а) осмысленным перемещением внимания с одного объекта на другой.

б) резким привлечением внимания ярким световым явлением.

в) узким, малоподвижным вниманием.

Задание № 5

Какое свойство внимания проявляется в описанном случае?

Ученик музыкальной школы однажды утром слышал интересную радиопередачу для школьников. Вдруг он вспомнил, что к сегодняшнему уроку музыки он должен разобрать заданную пьесу. Продолжая слушать радио, он сел за пианино и стал негромко разбирать пьесу. Когда радиопередача была закончена, мальчик закрыл пианино, выключил радио и отправился в музыкальную школу. Там его похвалили за хорошо разобранную пьесу, а по дороге домой он подробно рассказывал друзьям содержание прослушанной радиопередачи.

Какие виды и свойства внимания проявляются в следующих ситуациях:
а) Гроссмейстер ведет одновременную игру с несколькими опытными шахматистами

б) Выпускник усиленно готовится к экзамену по геометрии.
в) Читая рассказы Л.Н.Толстого, школьница слышит громкую музыку, доносящуюся из окна.

Задание № 8.

а) У прилавка на рынке, где можно поторговаться, постоянно собирается много покупателей.
б ) Мать постоянно твердит своему ребенку: «Не забудь убрать свою комнату».

Основные признаки растений: В современном мире насчитывают более 550 тыс. видов растений. Они составляют около.

Примеры решений задач по астрономии: Фокусное расстояние объектива телескопа составляет 900 мм, а фокусное .

Поиск по сайту

Семинарское занятие № 3 (1ч. в интерактивной форме)

Отражение мира на уровне ощущений присутствует практически у всех живых существ. Они представляют собой осознаваемый или субъективно представляемый результат переработки центральной нервной системой значимых для человека раздражителей. Отражая в своем качестве и многообразии широчайший спектр свойств окружающего мира, ощущения выступают как первооснова для восприятия и познания, следовательно, являясь, познавательным процессом, оказывают огромное влияние и на другие познавательные процессы и развитие личности.

Цели. Студент должен:

- иметь представление:о природе ощущений, об ощущении как психологическом явлении; о восприятии как сложном перцептивном, познавательном процессе, о взаимосвязи восприятия и ощущений.

- знатьфизиологические механизмы ощущений, классификации ощущений, характеристику основных видов ощущений, основные свойства ощущений, динамику процессов ощущения; физиологическую основу восприятия, этапы развития восприятия, классификации восприятия, виды восприятия, основные свойства и особенности восприятия, факторы, влияющие на восприятие.

Вопросы для обсуждения:

1. Общая характеристика ощущений. Происхождение ощущений и их значение в жизни человека.

2. Анатомо-физиологический механизм ощущений. Строение анализатора.

3. Виды ощущений.

4. Свойства ощущений.

5. Психофизика ощущений: чувствительность, адаптация, сенсибилизация, синестезия.

6. Восприятие. Физиологическая основа восприятия.

7. Свойства восприятия.

8. Виды восприятия: восприятие времени, движения, пространства.

Задачи:

1. Какая закономерность ощущений проявляется в каждом примере?

А) Длительно воздействующий неприятный запах перестает ощущаться.

Б) После погружения руки в холодную воду раздражитель, нагретый до 30 С, воспринимается как теплый, хотя его температура ниже нормальной кожной температуры руки.

В) Под влиянием некоторых запахов наблюдается обострение слуховой чувствительности.

Г) А.Н. Скрябин и Н.А. Римский-Корсаков обладали цветным слухом, т.е. слышали звуки, окрашенные в разные цвета.

2. На основании исследований установлено, что температура помещений, стены которых окрашены в «холодные» тона (синий, зеленый, серый) воспринимается человеком на три-пять градусов ниже, чем есть на самом деле.

Какая закономерность ощущений установлена в этих исследованиях?

1. Какие характеристики восприятия вам известны? Как вы объясните описанные феномены с точки зрения известных характеристик восприятия?

А. Стоящую предо мной тарелку я воспринимаю как круглую, в соответствии с изображением на сетчатке, но отображение, которое получается на сетчатке от тарелок моих соседей за столом не круглое, а овальное – это эллипсы. Тем не менее, видимая мной форма предметов остается относительно постоянной – в соответствии с объективной формой самих предметов.

Б. Человек способен читать текст независимо от шрифта и почерка, которым он написан.

Тестовые задания.

1. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение, - это порог ощущений:

а) нижний абсолютный;

г) верхний абсолютный.

2. Повышение чувствительности одних органов чувств при одновременном воздействии раздражителей на другие органы чувств проявляется как:

3. Восприятие часто принято называть:

4. В способности человека узнавать предмет по его неполному или ошибочному изображению проявляется такое свойство восприятия, как:

Основная литература:

1. Глуханюк, Н. С. Общая психология : учеб.пособие для студ. вузов / Н. С. Глуханюк, А. А. Печеркина, С. Л. Семенова. - М. : Академия, 2009. - 282, [1] с.

Дополнительная литература:

1. Петровский, А.В. Психология : учебник для студ. вузов / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 5-е изд., стер. - М. : Академия, 2006. - 500, [1] с.

2. Психология : учебник для гуманитарных вузов / под ред. В. Н. Дружинина. - М.; СПб. [и др.] : Питер, 2006. - 650 с.

3. Столяренко, Л. Д. Психология : учебник для вузов / Л. Д. Столяренко. - СПб. : Лидер, 2007. – 591

Семинарское занятие № 2

Тема: Внимание.

Внимание – это один из важнейших познавательных процессов. Без него невозможна никакая деятельность, а тем более профессиональная. Знание свойств внимания и факторов, способствующих их улучшению поможет лучше выполнять свои профессиональные обязанности. На человека воздействует огромное число раздражителей. Однако доходят до сознания лишь те из них, которые наиболее значимы. Отбор существенных раздражителей носит избирательный, направленный характер и зависит от ряда условий. Избирательный, направленный характер психической деятельности человека и составляет функцию внимания. В психологии под этим понятием обычно рассматривают направленность и сосредоточенность сознания человека на определенных объектах при одновременном отвлечении от других.

- иметь представлениео внимании как психическом феномене, обслуживающем познавательную деятельность, о соотношении внимания и сознаия;

- знатьфизиологические механизмы внимания, виды внимания, их характеристики, факторы, влияющие на процесс внимания, основные этапы развития внимания, приемы управления вниманием.

1. Общая характеристика внимания как психического процесса. Функции внимания.

2. Физиологические механизмы внимания

3. Виды внимания (непроизвольное, произвольное, послепроизвольное)

4. Свойства внимания.

5. Расстройства внимания.

1. Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго учеников?

Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняют лабораторную работу по химии. В это время за учительским столом третий ученик выполнял ту же работу, но часто ошибался. Учитель поочередно предлагал двум сидящим ученикам исправлять ошибки работавшего у стола. При этом первый ученик быстро подходил и сразу исправлял недочеты товарища. Второй ученик не мог сразу оторваться от своей работы, а, подойдя к столу, смотрел на приборы «невидящим» взглядом. Когда же учитель обращался к нему с одним-двумя вопросами, ученик быстро исправлял ошибки товарища.

2. Приведенные факты описывают физиологический механизм внимания. Как он называется?

Экспериментально доказано, что внимание человека зависит не только от деятельности коры больших полушарий, но и от деятельности нижележащих отделов головного мозга. Так, установлено, что афферентные импульсы, возникающие в результате воздействия внешних стимулов, либо подавляются, либо значительно усиливаются в определенных ядрах подкорки.

  1. Какие индивидуальные особенности внимания проявляются у первого и второго контролеров?

В отделе технического контроля работали два контролера – опытный и начинающий. Они просматривали и сортировали мелкие детали. Начинающий брал для осмотра по одной детали, а опытный сразу по две, правой и левой руками.

Тестовые задания

  1. Понятие «доминанта» в научный оборот было введено:

Б) В.М. Бехтеревым;

Г) П.Я. Гальпериным

2. Условием возникновения непроизвольного внимания не является:

А) новизна раздражителя;

Б) неожиданность раздражителя;

В) интерес человека;

Г) усталость человека.

3. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:

4. Скорость переключения внимания зависит от:

А) стимульного материала;

Б) характера деятельности субъекта с ним;

В) уровня мотивации личности;

Г) гендерных особенностей субъекта.

Семинарское занятие № 3 (1ч. в интерактивной форме)

Тема: Память.

Память – это форма психического отражения, делающая возможным повторное использование опыта человека в деятельности. Память связывает прошлое субъекта с его настоящим и будущим, лежит в основе обучения. Знание «законов» памяти дает понимание основ формирования поведения, мышления, сознания. Запоминание, сохранение и последующее воспроизведение личностью ее опыта и составляет сущность процесса памяти. Память значительно расширяет познавательные возможности человека, делая возможным приобретение знаний, формирование умений и навыков.

- иметь представление о памяти как психическом познавательном процессе, особенностях и основных этапах развития памяти.

- знатьфизиологические основы памяти, классификации видов памяти, типы памяти, структуру памяти, основные процессы и механизмы памяти, законы запоминания и забывания.

1. Общая характеристика памяти, как познавательного психического процесса.

2. Основные теории памяти: психологическая, физиологическая, биохимическая.

3. Классификация видов памяти.

4. Процессы памяти и их характеристика:

- запоминание. Приемы эффективного запоминания. Виды запоминания.

- Сохранение. Виды сохранения (динамическое и статическое).

- Узнавание и воспроизведение.

- Забывание. Кривая забывания Эббингауза. Влияние последующей деятельности на забывание. Реминисценция.

5. Расстройства памяти.

1. Какое общее явление памяти обнаруживается в следующих примерах? Как оно называется?

2. От какого условия оно зависит в каждом описанном случае?

Б.Когда дошкольникам читают страшную сказку и просят ее же пересказать, дети не в состоянии точно воспроизвести события, о которых только что слышали. Однако через некоторое время они могут почти дословно пересказать эту сказку.

В. Школьные учителя отмечают, что очень часто воспроизведение смыслового содержания материала учащимися со временем не ухудшается, а улучшается. Однако воспроизведение бессвязного материала почти всегда остается на одном уровне или ухудшается.

3. Определите, в какой группе испытуемых запоминание более эффективно и почему?

Первая группа испытуемых заучивала движения обычным способом (смотрела и воспроизводила).

Вторая группа словесно обозначала и записывала упражнения прежде, чем воспроизвести.

Третья группа перед воспроизведением придумывала сходное по структуре движение.

4. Какой испытуемый запомнит даты на более длительный срок? Почему?

Заучивая текст, испытуемые должны были запомнить три даты, оканчивающиеся числами 57, 37, 17. Один испытуемый несколько раз подряд повторил про себя эти даты, стараясь как можно лучше запомнить их. Другой испытуемый 57 связал с возрастом отца, 37 – с годом смерти А.С. Пушкина (1837), 17 – с годом Октябрьской революции (1917).

Тестовые задания:

1. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

2. Установлено, что материал запоминается лучше в том случае, если он:

А) включается в условия достижения цели;

Б) входит в содержание основной цели деятельности;

В) включается в способы достижения цели;

Г) предъявляется в свободном порядке.

3. Явление самопроизвольного улучшения показателей запоминания по прошествии определенного времени после окончания заучивания называется:

4. То, что незавершенные действия запоминаются лучше, выражает эффект:

Методы исследования в анатомии и физиологии: Гиппократ около 460- около 370гг. до н.э. ученый изучал.

Экономика как подсистема общества: Может ли общество развиваться без экономики? Как побороть бедность и добиться.

Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что.

Задача 2.

Выберите из приведенных ниже признаков те, которые характеризуют всякую деятельность; те, которые характеризуют только игру, только учение, только труд.

ВД - А) Условие развития психики;

У - Б) Деятельность, направленная на усвоение способов выполнения действий;

ВД- В) условие проявления всех психических реакций;

Т - Г) Деятельность, направленная на получение результата, удовлетворяющего материальные и духовные потребности людей;

У - Д) деятельность, направленная на усвоение и применение системы понятий;

И - Е) деятельность, удовлетворяющаяся самим процессом выполнения.

Ответ: Деятельность - специфический вид активности человека, направленный на познание и творческое преобразование окружающего мира, включая самого себя и условия своего существования.

Учение – в шир. смысле приобретение инд. опыта. Процесс усвоения ЗУНов, овладение разными способами учебно-познавательной дея-ти.

Труд-в шир.:всякая практическая деятельность, выполняемая чел-ком по опр.заданию и приводящая к цели. В узк: это прсс преобразования ч-ком предметов окр. дей-ти с целью удовл-я потр-тей – общих и личных.

Задача 3.

Два ученика, сидя за своими столами, успешно выполняли лабораторную работу по химии. В это время за учительским столом третий ученик выполнял ту же работу, но часто ошибался. Учитель поочередно предлагал двум сидящим ученикам исправлять ошибки работавшего у стола. При этом первый ученик быстро подходил и сразу исправлял недочеты товарища. Второй ученик не мог сразу оторваться от совей работы, а, подойдя к столу, смотрел на приборы «невидящим» взглядом. Когда же учитель обращался к нему с одним-двумя вопросами, ученик быстро и хорошо исправлял ошибки товарища.

Ответ: 1 - переключение внимания, 2 – концентрация и сосредоточение.

Переключение – намеренный перенос внимания с одного объекта на другой.

Концентрация – степень состредоточения его на объекте, выражается в том, что внимание поглощено одним объектом. Показателем явл. невозможность отвлечь внимание от предмета дея-ти посторонними раздражителями.

По каким признакам можно это установить?

Ученик музыкальной школы однажды утром слушал интересную радиопередачу для школьников. Вдруг он вспомнил, что к сегодняшнему уроку музыки он должен разобрать заданную пьесу. Продолжая слушать радио, он сел за пианино и стал негромко разбирать пьесу. Когда радиопередача была окончена, мальчик закрыл пианино, выключил радио и отправился в музыкальную школу. Там его похвалили за хорошо разобранную пьесу, а по дороге домой он подробно рассказывал товарищам содержание прослушанной радиопередачи.

Ответ: распределение внимания. Признак – выделял одновременно 2 вида деятельности.

Распределение – выражается в том, что при любой дея-ти чел может удерживать в центре внимания одновременно несколько объектов, но в процессе дея-ти внимания сосредотачивается на каком-то одном объекте.

Читайте также: