Два деревянных бруска одинаковой массы скользят по горизонтальной одинаково обработанной поверхности стола

Обновлено: 05.05.2024

Статград физика 9 класс ОГЭ 2022 тренировочная работа №5 пробный ОГЭ 2022 составлен по образцу реального экзамена , тренировочные варианты ФИ2190501, ФИ2190502, ФИ2190503, ФИ2190504 с ответами и решением на все задания, официальная дата проведения работы 13 мая 2022 года.

Тренировочная работа №5 статград по физике 9 класс ОГЭ 2022

Задания с варианта ФИ2190501

1)Установите соответствие между физическими величинами и единицами этих величин в СИ. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А) сила электрического тока Б) сила Ампера В) удельное электрическое сопротивление.

3)После нагревания стальной шарик перестал пролезать сквозь металлическое кольцо (см. рисунок). Это произошло, потому что

  • 1) объём и масса шарика увеличились
  • 2) объём шарика не изменился, а масса шарика увеличилась
  • 3) объём шарика увеличился, а его плотность не изменилась
  • 4) объём шарика увеличился, а его плотность уменьшилась

5)Два деревянных бруска, имеющих разные массы m1 и m2, скользят по горизонтальной одинаково обработанной поверхности стола. На первый брусок действует сила трения скольжения F1 = 10 Н, а на второй F2 = 5 Н соответственно. Найдите отношение масс брусков m1/ m2.

6)Тело массой 2 кг движется поступательно вдоль оси ОХ. На рисунке представлен график зависимости скорости v этого тела от времени t. На сколько уменьшилась кинетическая энергия тела за первые 5 с движения?

7)В стальную кастрюлю массой 500 г налили 1 л воды, имеющей температуру 20 °С. Какое количество теплоты необходимо передать кастрюле с водой, чтобы вода в кастрюле закипела? Тепловыми потерями пренебречь.

8)Металлический шарик 1, укреплённый на длинной изолирующей ручке и имеющий заряд +6 нКл, приводят поочерёдно в соприкосновение с двумя такими же изолированными незаряженными шариками 2 и 3, расположенными на изолирующих подставках (см. рисунок). Какой заряд в результате приобретёт шарик 2?

9)По проводнику сопротивлением R = 20 Ом течёт постоянный электрический ток. На рисунке приведена зависимость величины заряда q, проходящего через проводник, от времени t. Какое количество теплоты выделится в проводнике за 4 секунды?

10)При исследовании естественной радиоактивности были обнаружены три вида излучений: альфа-излучение (поток альфа-частиц), бета-излучение (поток бета-частиц) и гамма-излучение. Каково массовое число альфа-частиц?

11)Воду перелили из цилиндрического сосуда 1 в цилиндрический сосуд 2 (см. рисунок). Как при этом изменятся сила тяжести, действующая на воду, и давление воды на дно сосуда? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

12)На рисунке изображена электрическая цепь, состоящая из источника постоянного напряжения U, трёх резисторов сопротивлениями R, 2R, 3R и ключа K. Как изменятся после замыкания ключа следующие физические величины: сила тока, протекающего через сопротивление 2R и напряжение между точками A и B? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения:

13)На рисунке представлен график зависимости температуры t некоторого вещества от полученного количества теплоты Q. Первоначально вещество находилось в твёрдом состоянии. Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите в ответе их номера.

  • 1) Удельная теплоёмкость вещества в твёрдом состоянии больше удельной теплоёмкости вещества в жидком состоянии.
  • 2) Температура плавления вещества равна t3.
  • 3) Участок графика ГД соответствует процессу плавления вещества.
  • 4) В процессе перехода из состояния, соответствующего точке Б, в состояние, соответствующее точке В на графике, внутренняя энергия вещества увеличивается.
  • 5) Точка Б на графике соответствует жидкому состоянию вещества.

14)В лаборатории изготовили цилиндрические проводники разных длин и с разными площадями поперечного сечения из металлов, данные о которых представлены в следующей таблице. Используя эту таблицу, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

  • 1) При равных размерах (длина и площадь поперечного сечения) проводник из меди будет иметь меньшее электрическое сопротивление, чем проводник из серебра.
  • 2) При параллельном подключении к источнику постоянного напряжения двух проволок, сделанных из латуни и нихрома и имеющих одинаковые массы и площади поперечного сечения, сила тока в проволоке, сделанной из латуни, больше силы тока в проволоке из нихрома.
  • 3) При равной площади поперечного сечения проводник из железа длиной 1 м будет иметь такое же электрическое сопротивление, что и проводник из никелина длиной 4 м.
  • 4) В проводниках из меди и алюминия, имеющих одинаковые длины и площади поперечного сечения, при их последовательном подключении к источнику постоянного напряжения выделяется одинаковая мощность.
  • 5) Масса проводника, изготовленного из никелина, меньше массы проводника из константана, имеющего то же сопротивление и длину.

15)На рисунке показан фрагмент линейки. Чему равна цена деления линейки?

16)Ученик провёл измерения периода колебаний маятника для двух случаев. Схемы экспериментальных установок и результаты опытов с ними изображены на рисунке. Выберите из предложенного перечня два утверждения, которые соответствуют результатам проведённых экспериментальных наблюдений. Укажите их номера.

  • 1) Период колебаний маятника не зависит от длины нити.
  • 2) Период колебаний маятника зависит от амплитуды колебаний маятника.
  • 3) Период колебаний маятника не зависит от массы груза.
  • 4) Период колебаний маятника зависит от географической широты местности.
  • 5) Частота колебаний маятника не зависит от массы груза.

17)Используя динамометр, стакан с водой и цилиндр № 2, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр. Абсолютную погрешность измерения силы с помощью динамометра принять равной ±0,04 Н. На отдельном листе:

  • 1) сделайте рисунок экспериментальной установки;
  • 2) запишите формулу для расчёта выталкивающей силы;
  • 3) укажите результаты измерений веса цилиндра в воздухе и веса цилиндра в воде;
  • 4) запишите численное значение выталкивающей силы.

19)Выберите два верных утверждения, которые соответствуют содержанию текста. Укажите их номера.

  • 1) Летучие мыши отлично ориентируются в темноте благодаря ночному зрению.
  • 2) При полёте летучие мыши издают короткие ультразвуковые сигналы на частоте около 80 кГц, а затем ушами улавливают эхо, возникшее в результате отражения этих сигналов от различных препятствий.
  • 3) Размеры объекта, который может опознать летучая мышь, должны превышать 4 см.
  • 4) «Остроухая ночница» испускает звуковой луч с углом раствора около 20°.
  • 5) Благодаря умению точно определять направление на объект летучая мышь тратит на поимку комара не больше одной секунды.

20)Летучая мышь летит по прямой линии. Справа, на одном уровне с летучей мышью на расстоянии 1 м от неё, летит комар. Сможет ли мышь обнаружить комара с помощью эхолокации? Ответ поясните.

21)Автомобиль может спуститься с горы на равнину по одной из двух дорог: короткой, достаточно прямой и длинной извилистой. Сравните работу силы тяжести в этих случаях. Ответ поясните.

22)Ученик положил монету на дно пустой кастрюли и посмотрел на неё сверху. После этого он налил в кастрюлю воды и снова посмотрел на монету сверху. Монета стала казаться приподнятой. Почему? Ответ поясните.

23)К источнику постоянного напряжения подключены последовательно две проволоки одинаковой длины, но сделанные из разных металлов. Удельное электрическое сопротивление первой проволоки равно 0,1 (Ом∙мм2 )/м, а второй − 0,02 (Ом∙мм2 )/м. Зная, что площадь поперечного сечения первой проволоки в 2 раза меньше площади поперечного сечения второй проволоки, найдите отношение количества теплоты в первой проволоке к количеству теплоты во второй проволоке, выделяющихся в электрической цепи за одинаковый промежуток времени.

24)Ракета, летящая вертикально вверх со скоростью 100 м/с, разрывается на три части. Две части ракеты массой по 0,5 кг каждая разлетаются горизонтально в противоположных направлениях. На какую высоту относительно точки взрыва поднимется третья часть ракеты? Масса третьей части равна 1 кг, сопротивлением воздуха пренебречь.

25)В электропечи мощностью 200 кВт полностью расплавили слиток меди массой 1000 кг. Сколько времени потребовалось на нагрев и плавление слитка меди, если известно, что до начала плавления медь необходимо было нагреть на 1000 °С? Удельная теплота плавления меди равна 210 кДж/кг. Потерями энергии пренебречь.

Задания с варианта ФИ2190502

1)Установите соответствие между физическими величинами и единицами этих величин в СИ. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца и запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. А) электрическое напряжение Б) электрическое сопротивление В) модуль вектора магнитной вектора индукции.

3)Первоначально нагретый стальной шарик, не пролезавший сквозь металлическое кольцо, после охлаждения стал легко проходить сквозь него (см. рисунок). Это произошло, потому что

  • 1) объём и масса шарика уменьшились
  • 2) объём шарика уменьшился, а масса шарика увеличилась
  • 3) объём шарика уменьшился, а его плотность увеличилась
  • 4) объём шарика уменьшился, а его плотность не изменилась

4)Прочитайте текст и вставьте на места пропусков слова (словосочетания) из приведённого списка. На уроке, на котором изучались электрические явления, учитель показал следующий опыт. Он зарядил два одинаковых электроскопа. При этом стрелки электроскопов отклонились на разные углы (см. рисунок 1). После этого учитель соединил шар первого электроскопа с другим таким же шаром второго электроскопа при помощи стержня. Ученики увидели, что углы отклонения стрелок обоих электроскопов не изменились (см. рисунок 2).

5)Два деревянных бруска, имеющих массы m1 = 1 кг и m2 = 0,25 кг, скользят по горизонтальной одинаково обработанной поверхности стола. На бруски действуют силы трения скольжения F1 и F2 соответственно. Найдите отношение сил скольжения F1/F2.

6)Тело массой 1 кг движется поступательно вдоль оси ОХ. На рисунке представлен график зависимости скорости v этого тела от времени t. На сколько увеличилась кинетическая энергия тела за первые 5 с движения?

7)400 г молока, имеющего температуру 10 °С, налили в алюминиевую кастрюлю массой 300 г и начали нагревать на плите. Какое количество теплоты необходимо передать кастрюле с молоком, чтобы нагреть молоко до 60 °С? Удельная теплоёмкость молока равна 3950 Дж/(кг∙°С). Считать, что при наливании молока в кастрюлю та мгновенно охладилась до 10 °С. Тепловыми потерями пренебречь.

8)Металлический шарик 1, укреплённый на длинной изолирующей ручке и имеющий заряд +8 нКл, приводят поочерёдно в соприкосновение с двумя такими же изолированными незаряженными шариками 2 и 3, расположенными на изолирующих подставках (см. рисунок). Какой заряд в результате приобретёт шарик 3?

9)По проводнику сопротивлением R = 10 Ом течёт постоянный электрический ток. На рисунке приведена зависимость величины заряда q, проходящего через проводник, от времени t. Какое количество теплоты выделится в проводнике за 4 секунды?

10)При исследовании естественной радиоактивности были обнаружены три вида излучений: альфа-излучение (поток альфа-частиц), бета-излучение (поток бета-частиц) и гамма-излучение. Каково массовое число бета-частиц?

11)Воду перелили из цилиндрического сосуда 1 в цилиндрический сосуд 2 (см. рисунок). Как при этом изменятся давление воды на дно сосуда и сила давления воды на дно сосуда? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится

12)На рисунке изображена электрическая цепь, состоящая из источника постоянного напряжения U, трёх резисторов сопротивлениями R, 2R, 3R и ключа K. Как изменятся после замыкания ключа следующие физические величины: сила тока, протекающего через сопротивление 3R и общее электрическое сопротивление цепи? Для каждой величины определите соответствующий характер изменения: 1) увеличится 2) уменьшится 3) не изменится

13)На рисунке представлен график зависимости температуры t некоторого вещества от полученного количества теплоты Q. Первоначально вещество находилось в твёрдом состоянии. Используя рисунок, выберите из предложенного перечня два верных утверждения. Укажите их номера.

  • 1) Удельная теплоёмкость вещества в твёрдом состоянии меньше удельной теплоёмкости вещества в жидком состоянии.
  • 2) Температура плавления вещества равна t2.
  • 3) Участок графика БВ соответствует процессу кипения вещества.
  • 4) В процессе перехода из состояния, отмеченного точкой Г, в состояние, отмеченное точкой Д, внутренняя энергия вещества не изменяется.
  • 5) Точка В на графике соответствует жидкому состоянию вещества.
  • 1) При равных размерах (длина и площадь поперечного сечения) проводник из серебра имеет наибольшую массу и наименьшее сопротивление среди проводников, изготовленных из всех представленных в таблице металлов.
  • 2) Проводники из константана и никелина имеют одинаковые удельные электрические сопротивления.
  • 3) Сопротивление проводника из меди в 4 раза меньше сопротивления проводника из алюминия, имеющего ту же длину и площадь поперечного сечения.
  • 4) В проводнике из железа длиной 1 м и площадью поперечного сечения 1 мм2 и в проводнике из алюминия длиной 5 м и площадью поперечного сечения 1,4 мм2 при параллельном подключении к источнику постоянного напряжения выделяется одинаковая мощность.
  • 5) При равных размерах (длина и площадь поперечного сечения) проводник из латуни имеет меньшую массу, чем проводник из нихрома.

17)Используя динамометр, стакан с водой и цилиндр № 1, соберите экспериментальную установку для определения выталкивающей силы (силы Архимеда), действующей на цилиндр. Абсолютную погрешность измерения силы с помощью динамометра принять равной ±0,1 Н. На отдельном листе:

  • 1) Дельфины – это рыбы, которые обладают уникальным природным звуковым радаром.
  • 2) При эхолокации дельфины издают короткие ультразвуковые сигналы длительностью всего 0,01−0,1 мс.
  • 3) Частота испускаемых дельфинами ультразвуковых сигналов 8−10 МГц.
  • 4) Дельфины способны обнаруживать маленьких рыбок на расстоянии 500 м.
  • 5) «Приёмники» второго типа располагаются у дельфина по бокам головы и воспринимают звуки в диапазоне частот 1–10 кГц.

20)Дельфин плывёт по прямой линии. Справа, на одном уровне с дельфином на расстоянии 25 м от него, плывёт рыба. Сможет ли дельфин обнаружить эту рыбу с помощью эхолокации? Ответ поясните.

21)Человек может подняться с четвёртого этажа дома на пятый этаж в первом случае на лифте, а во втором случае – пешком по лестнице. Сравните работу силы тяжести в этих случаях. Ответ поясните.

22)Ученик положил на дно чашки монету и стал смотреть сбоку на дно чашки, расположив глаза таким образом, чтобы был виден кусочек дна чашки, но монеты не было видно. После этого в чашку налили воду. Ученик увидел монету, хотя положение его головы не изменилось. Почему? Ответ поясните.

23)К источнику постоянного напряжения подключены последовательно две проволоки с одинаковым поперечным сечением, но сделанные из разных металлов. Удельное сопротивление первой проволоки равно 0,1 (Ом∙мм2 )/м, а второй − 0,03 (Ом∙мм2 )/м. Зная, что длина первой проволоки в 3 раза больше длины второй проволоки, найдите отношение количества теплоты в первой проволоке к количеству теплоты во второй проволоке, выделяющихся в электрической цепи за одинаковый промежуток времени.

24)Ракета, летящая вертикально вверх со скоростью 100 м/с, разрывается на две части. Первая часть массой 0,5 кг полетела вертикально вниз со скоростью 50 м/с. На какую высоту относительно точки разрыва поднимется вторая часть ракеты? Масса второй части ракеты равна 1,5 кг, сопротивлением воздуха пренебречь.

25)В электропечи полностью расплавили слиток стали массой 1000 кг за 2 часа 18 минут. Какова мощность электропечи, если известно, что до начала плавления сталь необходимо было нагреть на 1500°С? Потерями энергии пренебречь.

Сила трения


1. Для того чтобы тело (книгу, лежащую на столе, ящик, стоящий на полу, и т.п.) сдвинуть с места, к нему нужно приложить силу. При этом при постепенном увеличении силы тело какое-то время будет оставаться в покое, а при определённом значении приложенной силы начнёт перемещаться. Силу, возникающую при непосредственном соприкосновении двух тел, называют силой трения. Эта сила всегда направлена вдоль поверхности соприкосновения.

На книгу, лежащую на столе, действуют в вертикальной плоскости уравновешивающие друг друга силы тяжести ​ \( \vec_т \) ​, и упругости (реакции опоры), в горизонтальной плоскости действует приложенная к ней сила \( \vec \) . Поскольку книга какое-то время остается неподвижной, то это значит, что в горизонтальной плоскости действует ещё одна сила, равная по модулю силе \( \vec \) и направленная в противоположную ей сторону. Этой силой является сила трения покоя. Чем большая сила прикладывается к телу (пока оно не движется), тем больше сила трения покоя.

Сила трения покоя равна по модулю и направлена противоположно силе, приложенной к покоящемуся телу параллельно поверхности его соприкосновения с другим телом.

2. При некотором значении приложенной к телу силы ​ \( \vec \) ​ оно приходит в движение. В момент начала движения бруска сила трения покоя имеет максимальное значение \( \vec_ \) , которое равно силе трения скольжения. Чем больше сила давления тела на поверхность соприкосновения тел перпендикулярно этой поверхности (сила нормального давления), тем больше максимальная сила трения покоя, т.е. ​ \( (F_)_=\mu N \) ​, где ​ \( \mu \) ​ — коэффициент трения.

Максимальная сила трения покоя прямо пропорциональна силе нормального давления.

Сила трения покоя препятствует началу движения тела. С другой стороны, сила трения покоя может быть причиной ускорения движения тела. Так, при ходьбе сила трения покоя ​ \( F_ \) ​, действующая на подошву, сообщает нам ускорение. Сила ​ \( F \) ​, равная по модулю силе трения покоя и направленная в противоположную сторону, сообщает ускорение опоре.

3. При движении тела на него тоже будет действовать сила трения, её называют силой трения скольжения. Сила трения скольжения — сила, действующая при скольжении одного тела по поверхности другого и направленная в сторону, противоположную перемещению тела. Она несколько меньше максимальной силы трения покоя и направлена в сторону, противоположную перемещению тела относительно соприкасающегося с ним тела.

Сила трения скольжения прямо пропорциональна силе нормального давления: \( (F_)_=\mu N \) . В этой формуле ​ \( N \) ​ — сила нормального давления, т.е. сила, действующая перпендикулярно поверхности соприкасающихся тел; ​ \( \mu \) ​ — коэффициент трения. Коэффициент трения характеризует поверхности соприкасающихся тел. Он определяется экспериментально и приводится в таблицах.

Причиной трения являются неровности поверхностей. В случае хорошо отшлифованных поверхностей молекулы, находящиеся на поверхностях тел, располагаются близко друг к другу, и силы межмолекулярного взаимодействия достаточно велики.

4. Если тело катится по поверхности другого тела, то на него тоже действует сила трения. Это — сила трения качения. Она прямо пропорциональна силе нормального давления (реакции опоры) ​ \( N \) ​ и обратно пропорциональна радиусу ​ \( R \) ​ катящегося тела: ​ \( F_=\mu\frac \) ​, где ​ \( \mu \) ​ — коэффициент трения качения.

5. Существует целый ряд практических задач, в которых необходим учёт силы трения. Особенно важными являются задачи, связанные с движением транспорта. Хорошо известно, что для избежания аварий следует сохранять определённую дистанцию между автомобилями; в дождливую погоду или в гололедицу она должна быть больше, чем в сухую погоду.

Расстояние, которое проезжает автомобиль при торможении до полной остановки, называют тормозным путём. Рассчитывается тормозной путь но формуле ​ \( s=\frac \) ​.

ПРИМЕРЫ ЗАДАНИЙ

Часть 1

1. При измерении коэффициента трения брусок перемещали но горизонтальной поверхности стола и получили значение силы трения ​ \( F_1 \) ​. Затем на брусок положили груз, масса которого в 2 раза больше массы бруска, и получили значение силы трения \( F_2 \) . При этом сила трения \( F_2 \)

1) равна \( F_1 \)
2) в 2 раза больше \( F_1 \)
3) в 3 раза больше \( F_1 \)
4) в 2 раза меньше \( F_1 \)

2. В таблице приведены результаты измерений силы трения и силы нормального давления при исследовании зависимости между этими величинами.


Закономерность ​ \( \mu=N/F_ \) ​ выполняется для значений силы нормального давления

1) только от 0,4 Н до 2,0 Н
2) только от 0,4 Н до 3 Н
3) только от 0,4 Н до 4,5 Н
4) только от 2,0 Н до 4,5 Н

3. При измерении силы трения брусок перемещали по горизонтальной поверхности стола и получили значение силы трения \( F_1 \) . Затем брусок перемещали, положив его на стол гранью, площадь которой в 2 раза больше, чем в первом случае, и получили значение силы трения \( F_2 \) . Сила трения \( F_2 \)

1) равна \( F_1 \)
2) в 2 раза больше \( F_1 \)
3) в 2 раза меньше \( F_1 \)
4) в 4 раза меньше \( F_1 \)

4. Два деревянных бруска массой ​ \( m_1 \) ​ и \( m_2 \) скользят по горизонтальной одинаково обработанной поверхности стола. На бруски действует сила трения скольжения \( F_1 \) и \( F_1 \) соответственно. При этом известно, что ​ \( F_2=2F_1 \) ​. Следовательно, ​ \( m_1 \) ​

1) \( m_1 \)
2) \( 2m_2 \)
3) \( m_2/2 \)
4) ответ зависит от значения коэффициента трения

5. На рисунке приведены графики зависимости силы трения от силы нормального давления. Сравните значения коэффициента трения.


1) ​ \( \mu_2=\mu_1 \) ​
2) ​ \( \mu_2>\mu_1 \) ​
3) \( \mu_2 <\mu_1 \)
4) \( \mu_2>>\mu_1 \)

6. Учащийся выполнял эксперимент по измерению силы трения, действующей на два тела, движущихся по горизонтальным поверхностям. Масса первого тела ​ \( m_1 \) ​, масса второго тела ​ \( m_2 \) ​, причем ​ \( m_1 =2m_2 \) ​. Он получил результаты, представленные на рисунке в виде диаграммы. Какой вывод можно сделать из анализа диаграммы?

1) сила нормального давления ​ \( N_2=2N_1 \) ​
2) сила нормального давления \( N_1=N_2 \)
3) коэффициент трения ​ \( \mu_1=\mu_2 \) ​
4) коэффициент трения ​ \( \mu_2=2\mu_1 \) ​

7. Два автомобиля одинаковой массы движутся один но асфальтовой дороге, а другой — по грунтовой. На диаграмме приведены значения силы трения для этих автомобилей. Сравните значения коэффициента трения (​ \( \mu_1 \) ​ и \( \mu_2 \) ).


1) ​ \( \mu_2=0.3\mu_1 \) ​
2) \( \mu_2=\mu_1 \)
3) \( \mu_2=1.5\mu_1 \)
4) \( \mu_2=3\mu_1 \)

8. На рисунке приведён график зависимости силы трения от силы нормального давления. Чему равен коэффициент трения?


9. Санки весом 3 кг скользят по горизонтальной дороге. Сила трения скольжения их полозьев о дорогу 6 Н. Чему равен коэффициент трения скольжения полозьев о дорогу?

10. При движении тела массой 40 кг по горизонтальной поверхности действует сила трения скольжения 10 Н. Какой станет сила трения скольжения при уменьшении массы тела в 5 раз?

1) 1 Н
2) 2 Н
3) 4 Н
4) 5 Н

ФИЗИЧЕСКАЯ ВЕЛИЧИНА
A. Сила трения
Б. Коэффициент трения
B. Сила нормального давления

ХАРАКТЕР ИЗМЕНЕНИЯ ВЕЛИЧИНЫ
1) уменьшается
2) увеличивается
3) не изменяется

12. Из приведённых ниже утверждений выберите два правильных и запишите их номера в таблицу.

1) Сила трения покоя больше приложенной к телу силе.
2) Сила трения качения меньше силы трения скольжения при той же массе тела.
3) Коэффициент трения скольжения прямо пропорционален силе нормального давления.
4) Сила трения зависит от площади опоры движущегося тела при одинаково обработанной его поверхности.
5) Максимальная сила трения покоя равна силе трения скольжения.

Часть 2

13. Автомобиль, имея скорость 72 км/с, начинает тормозить с выключенным двигателем и проходит путь 100 м. Чему равны ускорение автомобиля и время торможения?

Тренировочный вариант ГИА-2009

1. На рисунке слева приведён график зависимости скорости движения тела от времени. Укажите соответствующий ему график зависимости пути от времени на рисунке справа.

2. Два деревянных бруска одинаковой массы скользят по горизонтальной одинаково обработанной поверхности стола. На бруски действуют силы трения скольжения F1 и F2 соответственно. При этом известно, что площадь опоры первого бруска S1 в два раза больше площади опоры второго бруска S2. Сила F1 равна:

3. Локомотив движется по рельсам и автоматически сцепляется с неподвижным вагоном. Как при этом меняются по модулю импульс локомотива и импульс вагона относительно Земли?

1) импульс локомотива уменьшается, импульс вагона не меняется;

2) импульс локомотива уменьшается, импульс вагона увеличивается;

3) импульс локомотива увеличивается, импульс вагона уменьшается;

4) импульс локомотива не меняется, импульс вагона увеличивается.

4. Радиус движения тела по окружности увеличили в 2 раза, его линейную скорость тоже увеличили в 2 раза. Как изменилось центростремительное ускорение тела?

1) увеличилось в 2 раза; 2) увеличилось в 4 раза;

3) уменьшилось в 2 раза; 4) не изменилось.

5. Алюминиевый кубик опустили сначала в воду, а затем в керосин. Сравните значения выталкивающей силы F1, действующей на кубик в воде, и F2 – в керосине.

1) F1 = F2; 2) F1 = 0,8F2;

6. На рисунке даны графики зависимости смещения от времени при колебаниях двух маятников. Сравните частоты колебаний маятников ν1 и ν2.

7. Какой вид теплопередачи происходит без переноса вещества: А) излучение; Б) теплопроводность? Правильным является ответ:

1) только А; 2) только Б;

3) и А, и Б; 4) ни А, ни Б.

8. На диаграмме для двух тел одинаковой массы из разных веществ приведены значения количества теплоты, необходимого для их нагревания на одно и то же число градусов. Сравните удельную теплоёмкость с1 и с2 этих веществ:

9. К середине массивного проводника, соединя­ющего два незаряженных электрометра, поднесли положительно заряженную палочку. Как распределится заряд на электрометрах?

1) на электрометре 1 будет избыточный положительный заряд, на электрометре 2 и массивном проводнике – избыточный отрицательный заряд;

2) на электрометре 1 будет избыточный отрицательный заряд, на электрометре 2 и массивном проводнике – избыточный положительный заряд;

3) оба электрометра будут заряжены положительно, а массивный проводник – отрицательно;

4) оба электрометра будут заряжены отрицательно, а массивный проводник – положительно.

10. В таблице представлены результаты исследования зависимости силы тока от напряжения на концах резистора. Чему равно сопротивление резистора?

1) 0,5 Ом; 2) 2 Ом; 3) 8 Ом; 4) 32 Ом.

11. Около торца длинной катушки, соединённой с гальванометром, перемещают магнит. Направление индукционного тока зависит:

А) от того, вносят магнит в катушку или его выносят из катушки;

Б) от скорости перемещения магнита.

Правильным ответом является:

12. С помощью собирающей линзы получено мнимое изображение предмета. Предмет по отношению к линзе расположен на расстоянии:

1) меньшем фокусного расстояния;

2) равном фокусному расстоянию;

3) большем двойного фокусного расстояния;

4) большем фокусного, но меньшем двойного фокусного расстояния.

13. В электрической цепи, представленной на схеме, сила тока равна 4 А, напряжение на первом проводнике 20 В. Вольтметр показывает напряжение 60 В. Сопротивление второго проводника:

1) 10 Ом; 2) 15 Ом; 3) 160 Ом; 4) 320 Ом.

14. Почему в опыте Резерфорда очень небольшая часть α-частиц при прохождении сквозь фольгу отклоняется от прямолинейной траектории на углы больше 90°?

1) атом представляет собой положительно заряженный шар, внутри которого находятся электроны;

2) отрицательно заряженное ядро атома имеет малые размеры;

3) атом состоит из положительно заряженных частиц, расположенных на больших расстояниях друг от друга;

4) положительно заряженное ядро атома имеет малые размеры.

15. Длину бруска измеряют с помощью линейки. Запишите результат измерения, учитывая, что погрешность измерения равна половине цены деления.

1) 6,5 см; 2) (6,5 ± 0,5) см;

3) (6,0 ± 0,5) см; 4) (6,50 ± 0,25) см.

Прочитайте текст и выполните задания 16–18

Флотация. Чистая руда почти никогда не встречается в природе. Почти всегда полезное ископаемое перемешано с «пустой», ненужной горной породой. Процесс отделения пустой породы от полезного ископаемого называют обогащением руды.

Одним из способов обогащения руды, основанным на явлении смачивания, является флотация. Сущность флотации состоит в следующем. Раздробленная в мелкий порошок руда взбалтывается в воде. Туда же добавляется небольшое количество вещества, обладающего способностью смачивать одну из подлежащих разделению частей, например, крупицы полезного ископаемого, и не смачивать другую часть – крупицы пустой породы. Кроме того, добавляемое вещество не должно растворяться в воде. При этом вода не будет смачивать поверхность крупицы руды, покрытую слоем добавки. Обычно в качестве добавки применяют какое-нибудь масло.

В результате перемешивания крупицы полезного ископаемого обволакиваются тонкой плёнкой масла, а крупицы пустой породы остаются свободными. В получившуюся смесь очень мелкими порциями вдувают воздух. Пузырьки воздуха, пришедшие в соприкосновение с крупицей полезной породы, покрытой слоем масла и потому не смачиваемой водой, прилипают к ней. Это происходит потому, что тонкая плёнка воды между пузырьками воздуха и не смачиваемой ею поверхностью крупицы стремится уменьшить свою площадь, подобно капле воды на промасленной бумаге, и обнажает поверхность крупицы.

Крупицы полезной руды с пузырьками воздуха поднимаются вверх, а крупицы пустой породы опускаются вниз. Таким образом, происходит более или менее полное отделение пустой породы, и получается так называемый концентрат, богатый полезной рудой.

16. Что такое флотация?

1) способ обогащения руды, в основе которого лежит явление плавания тел;

2) плавание тел в жидкости;

3) способ обогащения руды, в основе которого лежит явление смачивания;

4) способ получения полезных ископаемых.

17. Почему крупицы полезного ископаемого с пузырьками воздуха поднимаются?

1) на них действует выталкивающая сила, меньшая, чем сила тяжести;

2) на них действует выталкивающая сила, бóльшая, чем сила тяжести;

3) на них действует выталкивающая сила, равная силе тяжести;

4) на них действует сила поверхностного натяжения слоя воды между масляной плёнкой и пузырьком воздуха.

18. Можно ли, используя флотацию, сделать так, чтобы пустая порода всплывала вверх, а крупицы руды оседали на дно?

1) это невозможно ни при каких условиях;

2) можно, если добавить в воду жидкость, смачивающую пустую породу и не смачивающую крупинки полезного ископаемого;

3) можно, если добавить в воду жидкость, смачивающую и пустую породу, и крупинки руды;

4) можно, если добавить в воду жидкость, не смачивающую ни пустую породу, ни крупинки руды.

Часть 2

При выполнении заданий этой части необходимо записать ответ в указанном для этого месте.

19. Два проводника, имеющие одинаковые сопротивления R1 = R2 = r, соединены параллельно. Установите соответствие между физическими величинами и формулами, по которым рассчитываются эти величины при параллельном соединении проводников. I1 и I2 – силы тока, U1 и U2 – напряжения на этих резисторах.

Статград физика 9 класс варианты ФИ2190501-ФИ2190504 ОГЭ 2022 с ответами

Читайте также: