Духовные ценности круглый стол

Обновлено: 27.04.2024

Круглый стол "Нравственные ценности и будущее человечества". Выступление "Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л.Л.Шевченко "Добрый мир"".

ВложениеРазмер
kruglyy_stol_2017-18u.g.doc 51.5 КБ

Предварительный просмотр:

XV Московские областные Рождественские образовательные чтения

Круглый стол «Нравственные ценности и будущее человечества»

«Формирование духовно-нравственных ценностей у дошкольников на основе программы Л. Л. Шевченко «Добрый мир»»

Подготовила: Григорьева Татьяна Алексеевна (воспитатель высшей квалификационной категории)

Коломенский муниципальный район

Одно из самых сложных и ответственных дел в жизни - это воспитание ребенка. Еще более сложная задача - созидание веры в душе этого ребенка, растущего в современном агрессивном мире с его установками на так называемые «свободные нравы», а чаще и вовсе на безнравственность. Как удержать, уберечь его хрупкое сознание от тьмы страшных, губительных соблазнов?

Дети открыты и отзывчивы на всё доброе и прекрасное, поэтому столь важен ранний возраст ребёнка, когда «поле его сердца легко обрабатывать».

Проработав в дошкольном учреждении много лет, я пришла к твердому убеждению, что воспитание детей должно иметь духовно-нравственную основу.

В 2000 году при храме «Воскресение Христово» в селе Васильеве открылась воскресная православная школа. Настоятель храма отец Александр предложил мне вести занятия с детьми. Я очень переживала, справлюсь ли. И действительно, было очень трудно, ведь мне приходилось учиться вместе с ними. Возраст детей был разный - от дошкольников до подростков. Занятия проходили у нас в детском саду. Преподавая детям, я чувствовала, что сама расту духовно, менялось мое мировоззрение.

Постепенно я пришла к выводу, что знакомить детей с православной культурой можно начинать гораздо раньше - с дошкольного возраста. Дети старшего дошкольного возраста уже способны анализировать свои поступки, воспринимать понятия о Боге. Им в доступной форме, детским языком и кратко можно приводить примеры из Священной Истории и житий святых, знакомить с содержанием заповедей Божиих, православных праздников, известных произведений христианской культуры.

С 2005 по 2010 год наш детский сад проводил экспериментальную работу по теме: «Духовно-нравственное воспитание дошкольников через ознакомление с русской народной культурой и основами православия». Я стала вести кружок «Основы православной культуры», прошла курсы повышения квалификации «Основы православной культуры» в 2003, 2005, 2009-ом годах, оформила в группе уголок по православной культуре, подобрала наглядный материал и необходимую литературу. Разработала программу по дополнительному образованию «Свет жизни» для детей старшей группы. При ее составлении использовала программу «Основы православной культуры» для детей дошкольного возраста (составитель О.К. Харитонова), c 2012 программу Л.Л. Шевченко «Добрый мир».

Работа по программе дополнительного образования «Свет жизни» направлена на личностно-ориентированный подход в воспитании детей, что позволяет мне обеспечить её единство с основной образовательной программой ДОУ.

Учитывая возраст моих детей, я ставлю следующие задачи:

- сформировать представления о семье, добре, совести, верности, умение противопоставить позитивное и негативное в поведении людей;

- воспитать положительное отношение к духовно-нравственным ценностям;

- учить детей справедливо оценивать поступки людей, быть послушными, вежливыми, приветливыми со всеми, доброжелательными.

Перед тем как проводить занятия кружка, я беседую с родителями детей, узнаю их мнение, пожелания, составляю соглашения.

Дети очень любят присутствовать на занятиях, им интересно. Они эмоциональны, активны, любят поделиться своим пусть ещё небольшим, жизненным опытом.

Некоторые занятия кружка по православной культуре мы проводили в стенах храма преп. Серафима Саровского нашего родного села Акатьево. Дети узнали, что храм - это святое место, где с особенной милостью, невидимо, присутствует Сам Бог. Батюшка, о. Александр, знакомил детей с храмовой иконой, на которой изображен лик преп. Серафима Саровского - молитвенника и заступника земли Российской, с внутренним убранством храма: алтарем, иконостасом, иконами святых; с правилами поведения во время богослужений. В воскресный день дети с родителями приходят в храм на богослужение. С культурой нашего народа дети знакомятся через колыбельные песни, частушки, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки.

Особенно дети любят народные праздники, ведь праздник - это состояние детской души. Без него окружающий мир становится серым и неинтересным. Следуя трудам великого русского педагога К. Д. Ушинского, который писал: «Для ребёнка Светлый праздник и весна. Рождество и зима, Спас и спелые плоды. Троица и золотые березы сливаются в одно могучее впечатление, свежее и полное жизни. », - я строю свои занятия в рамках главных православных праздников.

В нашей «русской горнице» создан круг православных праздников: Рождество Христово, Крещение, Сороки, Пасха, Троица, Спасовки, Покров.

Вместе мы готовимся к православным праздникам: разучиваем колядки, делаем Вифлеемскую звезду, ангелочков, готовим атрибуты к предстоящим праздникам, разучиваем и драматизируем рождественские произведения, изготавливаем маски, костюмы, учим песни, хороводы, стихи, расписываем писанки, рисуем пасхальные открытки, слушаем церковную и народную музыку, рассматриваем иконы, водим хороводы, играем в народные игры, ставим кукольные представления, читаем детям библейскую литературу, беседуем о прочитанном, организовываем выставки детских работ.

В мою группу ходят дети разных национальностей: русские, украинцы, молдаване, мордва, мари - эл. Я учу их дружить, любить, уважать друг друга. Мы рассматриваем портреты людей, созданные художниками, фотографии людей разных национальностей, с разным цветом кожи, в разнообразных одеждах и украшениях. В результате мы приходим к выводу, что каждый человек красив по-своему. Мы вместе сделали вывод - внешняя красота видна сразу, с первого взгляда, и она может привлечь или оттолкнуть окружающих. Но чтобы узнать о внутренней, духовной красоте человека, необходимо общаться с ним. Внутренняя, духовная красота человека скрыта, она проявляется в поступках, в отношении к окружающим людям. Дети стараются соблюдать правила совместной жизни: правило личной неприкосновенности (нельзя бить и обжать других детей), правило уважения личной собственности (нельзя брать вещи других детей и взрослых), правило уважения к деятельности других (нельзя разрушать плоды труда других детей).

Чтобы помочь детям научиться делать добро, любить своих товарищей, радоваться их успехам, бороться со своими недостатками, было сделано наглядно-дидактическое пособие «Дерево добрых дел». Каждый ребенок имеет на дереве веточку. Вместе со мной дети обсуждают различные нравственные ситуации, анализируют их, проявляют желание помочь друг другу. За хорошие поступки детей на дереве вырастают листочки, и появляется плод, за плохие - может появиться червячок и съесть и листья, и плод. Работа с «Деревом добрых дел» исключает момент соревновательности. В результате у детей появляются позитивные сдвиги в поведении, приобретаются устойчивые представления о морально-этических нормах поведения, формируется умение понять другого человека, принять его таким, какой он есть.

Чтобы работа по духовно-нравственному воспитанию была полнее, я стараюсь находиться в тесном контакте с родителями детей. Главное воспитание ребенок получает в семье, и отличительным признаком хорошей семьи должна быть любовь — любовь не на словах, а на деле. Поэтому совместно с родителями я стараюсь вырастить и воспитать настоящих добрых людей. Вопросы духовно-нравственного воспитания обсуждаю с ними в личных беседах, на родительских собраниях. Готовлю консультации, провожу анкетирование. В конце года провожу диагностику знаний детей о православной культуре. Родители - постоянные гости и участники на наших праздниках, посиделках. Я наблюдаю, как лица мам и пап, а также лица их детей освещаются теплотой улыбок и добрым взглядом. Родители становятся моими единомышленниками. Они с желанием принимают участие в подготовке праздников, шьют костюмы, изготавливают поделки. Год от года растет их участие в жизни ДОУ, а значит и в совместном воспитании наших детей. Своим родителям дети преподносят подарки, сделанные собственными руками.

Опытом своей работы делюсь с педагогами детского сада на педагогических советах. Ездила на Рождественские чтения. Работа по духовно-нравственному воспитанию подхвачена педагогами ДОУ. Накопленный опыт по духовно-нравственному воспитанию детей наше ДОУ представляло на семинарах руководителей дошкольных учреждений Коломенского района, на научно-практической конференции «Сбережем семью - сохраним Россию», где работа ДОУ была отмечена дипломом; на координационных советах Коломенского района по духовно-нравственному воспитанию.

С ноября 2012 года детский сад проводит экспериментальную работу по теме: «Патриотическое воспитание через приобщение дошкольников к изучению истории малой родины». Православное воспитание является одним из направлений знакомства с родным краем.

Выпускники ДОУ, посещавшие кружок «Основы православной культуры», продолжают занятия в воскресной школе села Акатьева, некоторые занимаются в православном патриотическом клубе «Пересвет» города Коломны.

Очень важно для меня поддерживать связь со школой, в которой продолжается работа по духовно-нравственному воспитанию детей. Совместно с Акатьевской школой наше ДОУ проводит просветительскую деятельность по возрождению православных традиций семейного воспитания.

Используя в своей работе учебно-методический комплект «Добрый мир» Людмилы Леонидовны Шевченко, я помогаю старшим дошкольникам увидеть в окружающем мире проявление Божественного присутствия, расширяю кругозор детей в области православной культуры, закладываю основу нравственной культуры ребенка. Знакомство детей с культурными традициями жизни наших предков учит почитанию родителей, воспитывает любовь к Родине, ее культурным традициям, уважению к старшим членам семьи. Путешествуя по маршрутам духовного краеведения, они узнают, как устроен мир, знакомятся с добрыми правилами жизни людей, узнают «золотое правило жизни», учатся беречь окружающий мир.

Учебно-методический комплект «Добрый мир» - это интересный и разнообразный материал: поэзия и проза духовно-нравственного, православного и эстетического направления; подробная информация об окружающем мире с любовью к нему; много игр, музыки и рисования (в отдельных рабочих тетрадях) . Родители единогласно одобряют такое обучение . И всё это создаёт светлое и доброе настроение !

Закончить свое выступление мне хочется словами св. преп. Серафима Саровского, который, как никто из святых предвидел наши трудные времена и поэтому говорил: «Сей в тернии и при дороге, где-нибудь да прозябнет. Сеять нужно не задумываясь, какая почва, если где-нибудь прозябнет, тем самым будет достигнута цель» Спасибо за внимание!

Круглый стол "Духовные ценности своего народа."

учреждения «Международный колледж сыроделия и профессиональных технологий».

Круглый стол «Духовные ценности своего народа»

Цель: Формирование понимания культуры своего народа, компонентом которой является система ценностей, соответствующая традиционной российской религии («Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России»).

Познакомить с основами православной веры, исторической значимостью православия.

Уточнить знания о роли православия в жизни государства.

Ход проведения:

-Добрый день дорогие друзья! Мы пригласили вас для того, чтобы обсудить очень важную тему.

Тема нашего классного часа «Россия – хранительница православия».

Кто или что возрождает нашу матушку Русь сегодня? Много ли вы знаете о Православии? Пожалуйста, высказывайтесь.

Верно, сегодня мы познакомимся с основами православной веры, исторической значимостью православия, постараемся ответить на все ваши вопросы.

-ведущая: Мы с вами живем в великой стране – России. Испокон веков ее называли святой Русью, потому что душа России – Православие. Именно православная вера дала народу могучий дух, который удивлял всех иноземцев.

Много веков назад князь Владимир с соборного согласия выбрал православную веру. Крещение Руси в 988 году на тысячу лет вперед предопределило нравственный облик и исторический путь нашего народа. Великий князь сумел из разрозненных племен и княжеств создать единую, могучую, святую Русь.

Россияне – это не нация, а весь многонациональный народ, проживающий в России. Рядом с православными жили и живут католики, мусульмане, представители других вероучений, но православная вера всегда была единственной основной верой государства.- «Русский человек без Православия - дрянь », - говаривал Ф.М.Достоевский, а уж он-то знал, в какие адские бездны способна опускаться душа человеческая, забывшая Бога.

Так в чем же значение Православия для Руси?

Истинная вера. Православие имело огромное значение и определило пути развития России на последующее тысячелетие. Прежде всего, православие открыло славянам истинного Бога. Это- в свою очередь, повлияло на всю жизнь государства.

С самого начала православная церковь стала "заведовать" духовно-моральной жизнью на Руси. Церковь разбирала ссоры между членами семьи, решала все вопросы, касающиеся брака вплоть до революции 1917 г. в России не было "гражданского" брака, а только церковный. При этом церкви подчинялись все граждане и все классы общества, включая и князей.

Православие объединяет Русь.

-Православие сыграло огромную роль в последующем объединении славян в одно мощное русское государство, а потом -- в сохранении и расширении России.

Православие и культура.

-Православная церковь на многие годы стала носительницей и кормилицей русской культуры. Славянская азбука, созданная на основе греческой двумя монахами, Кириллом и Мефодием, за 100 лет до Крещения Руси, дала славянам письменность, без которой невозможна ни какая культура. Появившиеся вскоре монастыри явились, своего рода университетами, в которых учёные монахи занимались науками, развитием сельского хозяйства и просвещением народа.

Иконопись и живопись .

-Иконопись положила начало русской живописи. Хотя вначале русские иконописцы придерживались византийского стиля, очень скоро был выработан свой, русский стиль и Русь дала целый ряд знаменитых иконописцев, прославивших себя и русскую иконопись на весь мир.

Летописи и история.

-Православие также сыграло решающую роль в создании летописей, или своего рода дневников, в которых монахи записывали исторические факты. Записи эти велись на основании наблюдений самих летописцев, по рассказам очевидцев, а также со слов воинов, принимавших участие в боях и походах русских князей. Наши знания о далёком прошлом нашей Родины, в основном, черпаются из летописей. В монастырях устраивались библиотеки и почти все писатели древней Руси вышли из монастырей.

Православие – начало русской архитектуры.

-Православие также положило начало русскому зодчеству - архитектуре. В языческой Руси не было храмов. Принятие же христианства в скором времени привело к строительству громадных каменных сооружений в главных центрах Руси, сначала по византийским образцам ( русско-византийское зодчество ), а потом в своём, русском стиле. Это строительство повлекло за собой развитие других искусств и художественных ремесел.

Православие – крепость государства российского.

-Православная вера также придала необычайную крепость русскому государству, строящемуся с этих пор на принципах терпимости и твёрдого убеждения в том, что не в силе Бог, а в правде. Именно это помогло русским впоследствии перенести татарское иго, частые нашествия врагов и после каждого бедствия оказаться сильнее, чем до него.

-В годы Великой Отечественной войны, когда наши войска терпели поражение, а враг приближался к Москве, за Россию молилось все православное христианство мира. Блокада Ленинграда. Голод. Бомбежки. В это трудное для миллионов людей время вокруг осажденного города состоялся крестный ход с чудотворной иконой Казанской Божьей Матери.2 ведущая: Затем икону перевезли в столицу России. После молебна с чудотворной иконой на самолете облетели Москву. После этого, начался перелом и мы стали побеждать. Русские люди возвали к Богу и он их спас.

Православие – исконная религия русского народа, все русские народные обычаи - православные по сути, они священны. Православие на протяжении тысячелетия определяло те идеальные ценности , в результате усвоения которых русский и другие православные народы исторической России приобрели свою уникальную цивилизационную идентичность.

Круглый стол о духовно-нравственном воспитании

1. Воспитание готовности к межнациональному и межкультурному общению, толерантности.

2. Профилактика агрессии и развитие несиловых способов разрешения противоречий.

3. Повышение эффективности межличностного диалога.

4. Формирование у детей и подростков чувства гражданственности и законопослушности.

Участники круглого стола:

настоятель храма преподобного Сергия Радонежского отец Алексей,

заместитель имама Ставропольского края в Нефтекумском районе Иссенов Фаиз Рахман,

педагоги МОУ ДОД «Центр внешкольной работы»,

воспитанники детских объединений Центра внешкольной работы».

1. Причины бездуховности детей, подростков, молодежи в современном обществе.

2. Духовно-нравственное воспитание в семье.

3. Проблемы толерантной личности в условиях многонационального общества России, Северного Кавказа и в частности, Ставрополья и Нефтекумского района.

4. Конфессиональные корни менталитета и поведения представителей разных народов.

1. Причины бездуховности детей, подростков, молодежи в современном обществе.

Ведущий: Сегодняшние различного рода преобразования в обществе несут с собой наступление массовой низкопробной культуры и искусства. Идеализация силы и жестокости, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений. Идет обесценивание таких смыслов жизненных ценностей как гражданственность и патриотизм, любовь, семья, дружба, целомудрие, растаптываются нравственные ценности, возвышенные человеческие чувства.

По данным ПАСЕ молодой человек, прежде чем ему исполнится 18 лет, проводит у телевизора 22 тысячи часов. Ему удается увидеть за это время 18 тысяч убийств и 10 тысяч сексуальных сцен. Эти данные вселяют огромную тревогу за будущее подрастающего поколения. Нас не может не беспокоить тот факт, что нынешняя молодежь по основным показателям духовности и нравственности заметно уступает предыдущему. Большинство молодых людей равнодушны к проблемам государства, общества. Преодоление духовного кризиса является, прежде всего, приоритетом государства и его политики. Необходимо влияние государства в плане ограждения общества от суррогатов массовой культуры.

О необходимости сохранения суверенности и национальной самобытности России, о перспективах развития духовно-нравственного климата в обществе выступят настоятель храма прп. Сергия Радонежского отец Алексей и заместитель муфтия Ставропольского края в Нефтекумском районе Иссенов Фаиз Рахман.

2. Духовно-нравственное воспитание в семье.

Ведущий: Институт семьи в нашем обществе поврежден. На фоне резкого снижения воспитательного воздействия семьи в социализации детей, снижение возможности для их воспитания в семье приводят к серьезным социальным последствиям: росту неформальных подростковых групп, увеличению числа детей с девиантным поведением, употребляющих алкоголь и наркотики; массовой безнадзорности несовершеннолетних, негативному отношению к духовно-нравственным ценностям. Отрыв от семьи, ослабление родительского контроля, воспитание в неполных и неблагополучных семьях ведут к тому, что в современных условиях дети и подростки вынуждены переживать стрессы и преодолевать психологические трудности самостоятельно. Социальное одиночество подростков – серьезная проблема. Школа пытается помогать детям, но без семьи это практически невозможно. Заложить в ребенке фундамент добра, предостеречь от зла могут только родители. Становление личности ребенка совершается под влиянием семьи. Известно, что первое и лучшее средство воспитания – родительский пример.

Беседа о нравственности семейных отношений. Что необходимо изменить в семейных отношениях, чтобы сформировать у детей уважительное отношение к семье и ее ценностям, ответственное отношение к будущему отцовству и материнству, подготовиться в будущем к сознательному созданию собственных семей?

Мнения священнослужителей по обсуждаемой теме.

3. Проблемы толерантной личности в условиях многонационального общества России, Северного Кавказа и в частности, Ставрополья и Нефтекумского района.

Ведущий: Россия исторически многонациональная и многоконфессиональная страна. В ней проживают более 100 национальностей. В Ставропольском крае – более 120 национальностей, а в Нефтекумском районе – более 50 национальностей. И не всегда отношения между ними складываются мирно. Мы все разные, но мы все – дети одной матери России. Населению многонационального государства - России, многонационального региона необходимо прививать навыки межнационального общения, формировать умение преодолевать конфликтные ситуации, развивать интерес к историко-культурному наследию народов, проживающих на территории Ставропольского края и Нефтекумского района. Освоение, понимание иной национальной культуры – важное требование нашего времени. И на первый план выходит проблема толерантности в межэтнических и в социальных отношениях.

Вопросы для беседы с обучающимися:

· Что мы понимаем под толерантностью? (терпимость к иному образу жизни, поведения, обычаям, чувствам, мнениям, идеям, верованиям).

· Как вы думаете, с какого возраста нужно воспитывать в человеке чувство толерантности и как это делать? (С дошкольного возраста)

· Что происходит, когда молодые люди проявляют неуважение к людям другой национальности, другого вероисповедания? (Конфликты)

· Что произойдет, если такие проявления неуважения будут проявляться в широких масштабах? (Войны)

Вопросы для священнослужителей:

· Почему в обществе возникает нетерпимость, непонимание друг друга, конфликты между людьми?

· Можно ли считать падение уровня духовности молодого поколения страны угрозой для безопасности России в целом?

4. Конфессиональные корни менталитета и поведения представителей разных народов.

Ведущий: Повторюсь, Кавказ - регион полиэтничный, но для его жителей национальная принадлежность выступает в качестве маркера социальной идентичности: если Вы знаете, кто по национальности и где живет стоящий перед вами уроженец кавказского региона, вам будет проще предугадать, понять и принять его конфессиональные, семейные, языковые, профессиональные и иные ценности.

Вопрос для священнослужителей:

Есть ли общие ментальные черты у представителей двух ведущих конфессий на Кавказе?

Вопрос для обучающихся:

Как вы понимаете пословицу «В чужой монастырь со своим уставом не ходят».

Ведущий: Послушайте необычную историю «Другое желание».

Антон, Салим и Магомед уже долго сидели за компьютером. Мальчишки учились в школе иностранных языков, жили неподалеку друг от друга и часто проводили время вместе. Они были не лучшими учениками, любили сидеть в Интернете, иногда упражнялись в языках.

Как обычно, просидев больше положенного за компьютером, они забыли о времени, не заметили, как подступила усталость, и их стало клонить в сон.

-Это еще что за штука? Давай посмотрим…

Мальчишки переглянулись, увидев необычный текст. Он был составлен из знаков различных алфавитов и на первый взгляд казался абракадаброй. Сон как рукой сняло. Ребята забыли о времени, усталости и принялись расшифровывать написанное:

…Волшебное место… на набережной… у дерева, разбитого молнией, исполнится любое человеческое желание… три условия: 1-е – задуманное должно быть общим для всех, 2-е – желание надо написать на песке, дождаться прилива, чтоб волна смыла написанное, 3-е – все время повторять слова: «К высшему благу всех».

Неожиданно сайт исчез, и сколько мальчики не пытались, им не удалось вернуться и восстановить его.

- Что значит «К высшему благу всех», - размышлял Магомед.

- Это значит, сказал Антон, - что любое твое желание не только для тебя, но и для всех должно быть во благо.

Ребята решили проверить, место им было знакомо. Немного поспорив и хорошенько подумав, они сумели объединить свои заветные желания в одно. Решили, что надо написать трижды, каждый на своем языке. Стемнело. Развели костер и стали ждать прилива.

Вдруг показалась небольшая группа подростков. Салим почуял недоброе, но виду не подал. Их было четверо. Одеты они были одинаково, словно в униформу. На голове у всех были одинаковые повязки. В городе их называли троями.

- Валите отсюда, это наше место, и у нас мало времени – скоро будет прилив, - процедил сквозь зубы самый здоровый.

Началась словесная перепалка.

- Смотрите, у них тут интернационал, - засмеялся другой трой и вдруг так толкнул Салима, что тот не удержался и упал. Антон и Магомед вступились за друга. Началась драка. В горячке никто не заметил, как было стерто и затоптано все написанное на песке. И вдруг кто-то закричал:

Все на мгновение остановились и оцепенели от ужаса: огромный вал, высоченной стеной, казалось до самого неба, надвигался на берег. Забыв обо всем, мальчишки бросились бежать. У каждого в голове была одна мысль: «Успеть!».

- А где Салим? – спросил Магомед.

Обернувшись, друзья увидели отставшего Салима, хромающего на одну ногу, а чуть в стороне лежащего на песке одного из троев.

- Эй, вашему товарищу нужна помощь! – крикнул Антон быстро убегавшим троям.

Антон и Магомед, подхватившие Салима под руки, остановились и посмотрели на беспомощно стонавшего троя.

- Надо найти в себе силы, забыть о жалости и спасаться! – с этими словами Антон еще крепче подхватив Салима, строго взглянув на Магомеда, скомандовал: «Бежим!»

Ведущий: Давайте разберем версии случившегося.

Версия 1. Очень жалко троев. Они не такие, как все. Они озлобленные, не умеют дружить. Они могут быть беспомощными, и нелегко обвинять их за оставленного в опасности товарища. У них принято так: каждый за себя.

Версия 2. Трои не такие как все. У них другой взгляд на мир. Побеждает тот, кто сильней. Самый сильный из троев привел своих товарищей, чтобыони осуществили свои желания. И он ведет себя так, потому что у него тоже есть сильное желание, и он не потерпит, чтобы какая-то случайность этому помешала. А слабые и жалостливые терпят поражение. Такова жизнь.

Версия 3. Когда Антон сказал, что надо найти силы забыть о жалости и спасаться, он был прав. Ведь по глупости они могут погибнуть. Сколько горя придется пережить их родителям. Тем более трои не такие как все. Хотя у них могут быть человеческие желания, они не умеют по-человечески дружить, заботиться друг о друге. У них другой взгляд на мир, они, прежде всего, думают о себе. Стоит ли вообще спасать одного из них, чтобы он снова поступал по-своему, думая лишь о себе и о своих желаниях.

Версия 4. Если бы Антон, Салим и Магомед были прилежными учениками и не убивали время за компьютером, они не попали бы в такую ситуацию, ничего не было бы. И не было бы никаких проблем: кому спасаться и кого спасать; кто нормальный человек, а кто озлобленный «мутант», думающий только о себе. Ребята сами во всем виноваты. Поэтому даже если им суждено погибнуть, они должны были попытаться спасти одного из троев – ведь это они его побили.

Ведущий: А какое желание написали бы вы, следуя главному условию рассказа: чтобы задуманное желание было общим для всех. Желание должно быть не сиюминутным, только на эту игру, а действительно большим желанием (мечтой).

О своих желаниях говорят дети, священнослужители, педагоги.

Ведущий: А сейчас послушайте заключительную часть рассказа.

Вдруг Салим вырвался из рук ребят и, припадая на ушибленную ногу, бросился бежать. На песке, где они только воевали, он стал быстро писать на песке. Антон и Магомед бросились к нему.

- Пусть волна спадет, - прочитали они и добавили, - к высшему благу всех.

Еще не зная, произойдет ли чудо или нет, они со страхом смотрели на море. Им показалось, что волна стала уменьшаться… Но тут из-за горизонта брызнули яркие лучи солнца, ребята зажмурились и открыли глаза. Мама Антона, отдернув шторы, потянулась к форточке.

- Ну что, опять всю ночь за компьютером просидел. Ох уж этот компьютер, и когда у вас проснется другое желание.

Ведущий: Вот такими оказались герои этого рассказа. А сейчас давайте подведем итоги круглого стола, сделаем каждый для себя и для всех нас выводы.

1. Причиной недопониманий, ссор и конфликтов между представителями разных национальностей и религиозных конфессий является бездуховность молодого поколения России.

2. Воспитывать духовно-нравственные качества необходимо в семье, в образовательных учреждениях, в обществе с раннего детства.

3. Бездуховность, нетерпимость к культуре, обычаям, традициям, вероисповедованиям других народов может привести к конфликтам, войнам, а также безопасности России в целом.

4. Толерантность – путь к миру.

5. Мы такие разные, не похожие друг на друга, но мы живем в одном государстве. Нам заботиться о будущем России, а без мира, согласия и дружбы будущего у России нет.

Круглый стол «Приобщение современных школьников к духовным поискам человека»

ЦЕЛЬ: Анализ, обобщение и оценка результативности опыта духовно-нравственного воспитания.

1. Обсудить проблемные вопросы духовно-нравственного воспитания в муниципальных образованиях города.

2. Познакомиться с видами деятельности по формированию духовно-нравственных качеств личности.

ВСТУПИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

СЛАЙД: круглый стол короля Артура

МОДЕРАТОР: Легенда о короле Артуре и рыцарях Круглого Стола гласит о том, как король усаживал рыцарей вокруг огромного Круглого стола , так, чтобы никто не считался первым и никто — последним. Согласно древней легенде, мудрый король Артур впервые усадил своих соратников за круглый стол с целью сделать их равноправными. Благодаря этой возможности всем участникам дискуссии чувствовать себя равными в правах, круглый стол дошёл до сегодняшних дней как символ плодотворной дискуссии и принятия компромиссных решений.

СЛАЙД: тема круглого стола

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

1. СЛАЙД: ключевой вопрос, без которого не состоится наше сегодняшнее обсуждение.

Что же такое духовный поиск человека?

МОДЕРАТОР: Словарь по этике дает следующее определение духовности: «Духовность - позиция ценностного сознания, свойственная всем его формам - нравственной, политической, религиозной, эстетической, художественной, но особенно существенная в сфере моральных отношений».

В педагогических справочниках духовность рассматривается в трех аспектах:

1) высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности;

2) ориентированность личности на действия во благо окружающих;

3) с христианской точки зрения - сопряженность человека в своих высших стремлениях с Богом.

Я задала вопрос интернету «Чем же отличается духовность от душевности?» И получила ответ: Душевность это моё для вас , а духовность - моё только для меня .

2. МОДЕРАТОР: Получение и осмысление информации я предлагаю через игру «Согласен, не согласен, может быть ».

(Задача этого этапа работы – пробудить интерес участников круглого стола к теме, настроить на размышление и конструктивное групповое взаимодействие. Для этого проводится игра «Согласен, не согласен, может быть». Все участники круглого стола поднимают таблички с надписями: «Да или Согласен», «нет или не согласен», «Не знаю».

Модератор предлагает участникам круглого стола выразить своё отношение к той фразе, которую он сейчас произнесёт, соответствующим образом).

МОДЕРАТОР: каждый из вас давно занимается проблемой духовно-нравственного воспитания детей. Какие вопросы волнуют вас?

Меня волнует вопросы, которые звучат, на первый взгляд, очень просто: как измерить возросший уровень духовности?

И второй вопрос: может лишь один школьный предмет (духовное краеведение, основы православной культуры духовная культура Росси и другие) поднять духовную составляющую в школе ? Я уверена, духовно-нравственное воспитание должно осуществляться в комплексе: исследовательские работы, проекты, праздники с родителями, коллегами, т.е., присвоение знаний в форме самостоятельных действий. И, что самое важное, конкретные дела: организация волонтёрской деятельности детей, помощь престарелым, инвалидам и др.

- попросить педагогов продолжить ряд вопросов по теме

МОДЕРАТОР: Основы православной культуры в начальной школе – пропедевтика, в основной – система, вписанная в ряд сообщающихся между собой гуманитарных предметов.

Первый выступающий. Тема: Становление индивидуальности и формирование духовно-нравственных качеств человека на уроках обществознания, истории и духовного краеведения.

МОДЕРАТОР: не существует тестов, способных измерить нравственность! Как же можно прогнозировать на уроках духовной культуры личностный результат? Как сохранить духовные ценности?

Второй выступающий. Тема: Становление авторской программы «Наше наследие. Духовная культура России», проблема сохранения духовных ценностей (через предмет духовная культура и мировая художественная культура).

3. МОДЕРАТОР: Духовно-нравственное становление человека – это не только учебная, но и внеурочная деятельность. Какая? Чем проект отличается от акции? (акция - одновременное действие, проект – долговременное, имеющее конечную цель).

Как? (действие, практика)

Что? (продукт, результат)

Своим большим опытом социальных проектов с нами поделится педагог, занимающийся социальными проектами.

Третий выступающий. Тема: Социальные проекты как основа духовно-нравственного образования и воспитания современных школьников.

МОДЕРАТОР: Может ли социальный проект обойтись без предварительно мониторинга? А без конечного продукта? (обсуждение)

4. МОДЕРАТОР: Изучение духовной культуры даёт человеку «смысловую сферу». Например, нерелигиозный человек к 40 годам ощущает кризис. Ребёнок часто задаёт такие вопросы: Где я был, когда меня не было? Что будет со мной, когда я умру?

Впервые слово РЕЛИГИЯ употребил Цицерон. Он же вводит и слова КУЛЬТУРА. Посмотрите, как это выглядит с его точки зрения: ре-лигия – «я запрягаю» или «я привязываю», культура – обработка земли. Сегодня мы придаём этим слова нравственное звучание.

Кто из вас говорит с детьми о Библии? Сложно говорить на эту тему? Какие «острые углы» вы обходите? Надо ли обходить «острые углы», связанные с терминологией веры? Что такое Библия: это исторический, литературный, эстетический или иной источник? (обсуждение)

Четвёртый выступающий. Тема: Библия – Книга книг.

Библия – это книга, за каждой страницей которой стоят тома книг!

5. МОДЕРАТОР: Что такое духовно-нравственное здоровье нации? Согласны ли вы с данным высказыванием: «Потеря самосознания нации ведёт к тому, что ею очень легко управлять»?

Так что же является основой духовно-нравственного здоровье нации? (обсуждение). Патриотизм – это то, что связано со страной, народом, нацией и отечеством, с большой и малой Родиной, это духовно-нравственный потенциал семьи, семейные ценности. Актуально ли это?

СЛАЙД: «Хорошо любить сильное государство, сильную Родину, могучую и процветающую, а вы попробуйте любить слабую, больную и оскорблённую» В. В. Розанов, русский религиозный философ, литературный критик и публицист.

СЛАЙД: «Важно, чтобы ты готов был умереть за свою страну, но ещё важнее, чтобы ты готов был прожить жизнь ради неё» (Т. Рузвельт)

Проблемой патриотического воспитания занимался один из педагогов.

Пятый выступающий. Тема: Проект «Награды в моей семье».

МОДЕРАТОР: Патриотизм в его подлинном понимании неразрывно связан с утверждением национального достоинств; он создаёт основу духовно-нравственного здоровья нации.

6. МОДЕРАТОР: Почему музейная педагогика обладает огромным образовательно-воспитательным потенциалом? (В процессе исследовательской деятельности учащиеся овладевают различными приемами и навыками краеведческой и музейной деятельности, а в ходе краеведческих изысканий – основами многих научных дисциплин, не предусмотренных школьной программой (геральдикой, нумизматикой и т.д.)

Наша коллега долгое время занималась музейной педагогикой в условиях российской школы при посольстве Российской Федерации в Лондоне. Своим опытом работы в этом направлении с нами поделится наша коллега.

Шестой выступающий. Тема: Духовно-нравственное воспитание младших школьников посредством музейной педагогики.

7. СЛАЙД: Без книги в мире ночь и ум убог,

Без книги, как стада,

В ней добродетель, долг,

В ней мощь и соль природы.

В ней будущность твоя

И верных благ залог.

МОДЕРАТОР : в этих замечательных словах Виктора Гюго каждый из вас сам для себя выделит ключевые слова. Но бесспорно одно, самое важное: книга есть жизнь нашего времени, в ней все нуждаются — и старые, и малые.

Седьмой выступающий. Тема: Реализация программы сотрудничества с библиотекой семейного чтения.

8. СЛАЙД: Люди научились плавать как рыбы, летать как птицы. Осталось теперь научиться жить как люди. (Б. Шоу)

МОДЕРАТОР : В мире существует огромное множество религий, но почему же из-за вопросов веры, из-за принадлежности к той или иной церкви возникает столько споров и разногласий? Ведь все мы люди, все мы дети одной планеты, живущие на ней под одним и тем же солнцем, общим для всех, мечтающие под одним и тем же небом. Что же нам делить?! Неважно, какому Богу вы служите, что считаете истиной для себя, но существуют общие для всех принципы человечности, и они будут верны для любого, кто хочет пребывать в мире с собой и с Богом.

Толерантность, прежде понимаемая как инструмент предотвращения нежелательных социальных конфликтов, стала теперь одной из фундаментальных ценностей современного мира. Да и рост числа актов открытой нетерпимости по всему миру ставит проблему толерантности в качестве одной из приоритетных, стоящих перед мировым сообществом.

Какие ассоциации возникают у вас, когда мы произносим слова ТОЛЕРАНТНОСТЬ? (терпимость). Это не совсем правильное определение. Мы не должны ничего терпеть.

СЛАЙД: Согласно определению, данному в Декларации ООН, толерантность означает « уважение , принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности».

А понимаем ли мы друг друга? В проблемах толерантности разбиралась психолог нашей школы.

Восьмой выступающий. Ролевая игра «Незнакомцы».

ЗАВЕРШАЮЩИЙ (ПОСТДИСКУССИОННЫЙ) ЭТАП

Модератор подводит заключительные итоги круглого стола.

Модератор произносит заключительные рекомендаций или решения.

Модератор устанавливает общие результаты проводимого круглого стола.

МОДЕРАТОР: Давайте вернёмся к началу нашего разговора о духовном поиске человека: «Чем же отличается духовность от душевности?» Можно ли утверждать, что душевность это моё для вас , а духовность - моё только для меня .

А может быть духовность – это нравственный закон внутри нас, а душевность – это наилучший способ реализовать его преимущества?

Целью нашего круглого стола был обмен мнениями, а не приведение их «к одному знаменателю». Я рада, что многие вопросы остались неразрешёнными, значит, у нас будет повод увидеться вновь.


Курс повышения квалификации

Школьные проблемы и способы их преодоления на разных возрастных этапах


Ценностные ресурсы личностной компетентности


Особенности работы с одаренными и слабоуспевающими детьми в школе


«Развитие эмоционального интеллекта»

Краткое описание документа:

КРУГЛЫЙ СТОЛ ПРИОБЩЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ШКОЛЬНИКОВ К ДУХОВНЫМ ПОИСКАМ ЧЕЛОВЕКА Суть любого «круглого стола» как раз и состоит в том, что в ходе его всегда предпринимается более- менее удачная попытка, как бы сказали представители научной среды, так называемой, «мозговой атаки» по определенной проблеме. А для того, чтобы провести такую атаку, найти ответы на какие-то важные вопросы, необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями о проблеме, требующей освещения. Этих людей можно называть экспертами, специалистами или как-то еще по-другому, но суть дела от этого не меняется. В стране проводится множество мероприятий такого рода и для СМИ - это важный путь получения информации, интересующей аудиторию. Иногда понятие «круглый стол» используют как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не совсем правильно, поскольку у каждого из этих понятий есть свое содержание, лишь отчасти совпадающее с содержанием других. Чем, например, «круглый стол» отличается от «дискуссии»? Круглый стол - традиционное деловое обсуждение. Круглый стол при всей его демократичности содержит элементы организованности и предполагает следующие принципы: · нет четко определенных позиций, а есть лишь участники обсуждения спорного вопроса. · все позиции равны, и никто не имеет права быть выше других. · цель «круглого стола» – выявить идеи и мнения по поводу обсуждаемой проблемы или спорного положения. Общие правила обсуждения: · Нет никакого обсуждения без ключевого вопроса. · Круглый стол предполагает ключевой вопрос в виде повестки дня. · Ключевой вопрос должен быть предварительно согласован со всеми заинтересованными участниками обсуждения. · Характер обсуждения «круглого стола» – выступление есть выражение собственного мнения; · Критика здесь практически недопустима, так как все имеют право на то, чтобы высказать свою точку зрения. Критикуют идеи, а не личности, критика должна быть конструктивной, а не деструктивной, лояльной, а не переходящей на личности. Условия и оборудование: зал, мобильные стулья и столики, ноутбук, медиапроектор, компьютерная презентация, доска, карточки с именами участников, рабочие карточки.

Круглый стол «Воспитание духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста»
статья

Цель круглого стола: создание дискуссии по актуальным проблемам духовно-нравственного воспитания детей и совместной деятельности образовательного учреждения и семьи.

Основные задачи круглого стола:

1. Обмен опытом и активизация сотрудничества педагогов ДОУ по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного возраста.

2.Активизация сотрудничества педагогов и родителей в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения.

ВложениеРазмер
fgos_0.docx 34.43 КБ

Круглый стол «Воспитание духовно – нравственных чувств у детей дошкольного возраста»

«Без памяти нет традиций,

без традиции нет воспитания,

без воспитания нет культуры,

без культуры нет духовности,

без духовности нет личности,

без личности нет народа!»

Цель круглого стола:

Основные задачи круглого стола:

Социально-экономические и политические изменения в нашей стране повлекли за собой изменения и в сфере морально-нравственных ценностей и норм поведения в обществе. В нравственном воспитании современных детей появились негативные тенденции: книги ушли на второй план, их место занял экран телевизора и компьютера. Персонажи сказок, герои мультфильмов, которые смотрят современные дошкольники, не всегда отличаются нравственной чистотой и высокой духовностью. Материальные ценности во многих семьях возвышаются над духовными, поэтому у детей искажены представления о гражданственности и патриотизме, справедливости и доброте, милосердии и великодушии. В погоне за развитием интеллекта многие родители упускают из виду необходимость работы над воспитанием души своего ребёнка, над развитием нравственных и духовных качеств маленького человека. Не всегда родители понимают, что без этих качеств накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого – эмоциональная, волевая и духовная незрелость взрослой личности.

Настоящее и будущее нашего общества и государства определяются духовно-нравственным здоровьем народа, бережным сохранением и развитием его культурного наследия, исторических и культурных традиций, норм общественной жизни, сохранение национального достояния всех народов России. Поэтому на современном этапе развития образования духовно-нравственное воспитание является одной из важнейших задач в воспитании подрастающего поколения.

В Концепции государственной политики в области духовно-нравственного воспитания детей в Российской Федерации и защиты их нравственности подчеркивается, что масштабы духовно-нравственного кризиса подрастающего поколения и российского общества в целом таковы, что по ряду показателей, характеризующих его проявления, общество вплотную приблизилось к грани, за которой могут последовать необратимые процессы духовно-нравственной и физической деградации российского народа. Укрепление российской государственности, возрождение экономической мощи и духовной силы России связано с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, поэтому ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации является обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности и гражданина России.

В современной системе дошкольного образования вопросам духовно-нравственного воспитания уделяется серьезное внимание. Осуществление работы по данному направлению обусловлено существующей социальной ситуацией и подтверждается нормативно-правовыми документами. Так, Закон РФ «Об образовании» предъявляет общие требования к содержанию образования в образовательных учреждениях, в том числе и дошкольных. В частности, в Законе подчеркивается, что содержание образования должно обеспечивать формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества; формирование духовно-нравственной личности (абзац введен Федеральным законом от 01.12.2007 N 309-ФЗ) (ст. 14, п. 2).
В соответствии с Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении (постановление Правительства РФ от 12.09.2008 г. N 666), одной из задач ДОУ является воспитание с учетом возрастных категорий детей гражданственности, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье (разд. 1, п.5)

Актуальность этой задачи в современной России отражена и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования .

Одной из задач ФГОС ДО является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества .

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования выдвигает одним из основополагающих принципов дошкольного воспитания «приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства».

Стандарт направлен на решение ряда задач, в том числе и на «объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества», «формирование общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развитие их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребёнка…».

Выступление воспитателя Карнаковой С.Н. «Основные задачи в программе "От рождения до школы" под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой.

Вопросы для дискуссии:

1. Правомерно ли говорить о духовно – нравственном воспитании детей дошкольного возраста?

В. А. Сухомлинского "Если ребенка учат добру, в результате будет добро, учат злу - в результате будет зло, ибо ребенок не рождается готовым человеком, человеком его надо сделать".

Дошкольный возраст – важнейший этап в развитии ребёнка. Именно в этот период ребёнок приобщается к миру общественных ценностей. Именно в этом возрасте ребёнок входит в этот огромный, удивительный и прекрасный мир. Только в дошкольном возрасте закладывается основа системы духовно-нравственных ценностей, которая будет определять отношение взрослого человека к миру и его проявлениям во всем его многообразии. У дошкольника формируются основы отношения к себе, к близкому окружению и к обществу в целом. В процессе духовно-нравственного воспитания углубляются и расширяются понятия о родных людях в семье, прививаются навыки доброжелательного общения со сверстниками, даются представления о непосредственном (дом, двор, улица, город) и далеком окружении (край, страна).

Детский сад, как дом и мир детей – проблема взрослых. Вырастут ли наши дети по-настоящему успешными, счастливыми, состоявшимися людьми, патриотами своей родины зависит от нас.

Каждый ребенок — личность. Помочь этой личности вырасти, набрать силу и раскрыться — вот истинное предназначение педагога. И неважно, каков наш педагогический стаж. Главное, чтобы рядом с ребенком и семьей был умный, знающий и любящий человек, профессионал — Педагог.

«Воспитание духовно-нравственных чувств у детей дошкольного возраста» .

Наша задача педагога сохранить все то, что накоплено предшествующими поколениями и преумножая, внести в современный образовательный процесс.

2. Как назвать все то, что перешло от одного поколения к другому, что унаследовано от предшествующих поколений?

3. Как сохранить обычаи и традиции русского народа ?

Рассуждения педагогов, далее предлагается перечислить пословицы о традициях народа, семьи и т.д., в которых говорится о нравственных чувствах

Слово не стрела, а ранит.

Словом ударишь сильнее, чем дубиной.

Умей сказать, умей и промолчать.

Слово –солома: загорится, не зальешь.

От одного слова, да на век ссора.

Язык мой –враг мой: впереди ума рыщет, беды себе ищет.

Держи собаку на цепи, а язык –на семи.

Жена –для совета, теща –для привета, а нет лучше дружка, чем родная матушка.

Не нужен и клад, коль в семье разлад.

Одному и в раю не рай.

Одна головня и в печи не горит, а две и в поле не гаснут.

Тишь да гладь, да Божья благодать.

Любовь да совет, да и нуждочки нет.

Братская любовь пуще каменных стен.

Брат с братом на медведя ходят.

Нет друга –ищи, а нашел –береги.

Новых друзей наживай, но и старых не забывай.

Для милого дружка и сережка из ушка.

Дружба дружбе рознь, иную хоть брось.

С ним дружить-то дружи, да камень за пазухой держи.

С кем поведешься, от того и наберешься.

Друг спорит, недруг –поддакивает.

Хорошо тому добро делать, кто помнит.

Послужи на меня, а я –на тебя.

Рука руку моет, и обе белы живут.

За добро добром и платят.

Своего спасибо не жалей, а чужого не жди.

Пожалуйста, не кланяется, а спасибо спины не гнет.

Сделав добро, не кайся.

Своя земля и в горсти мила.

Родная сторона –мать родная, чужая –мачеха.

Город –царство, а деревня –рай.

О том кукушка и кукует, что своего гнезда нет.

Глупа та птица, которой свое гнездо не мило.

На чужой сторонушке рад своей воронушке.

Дома все споро, а вчуже житье хуже.

Родина –мать, умей за нее постоять.

О человеческих качествах

  • Тихая вода берега подмывает.
  • Где река глубже, там она тише.
  • Наш Абрасим не просит, а дадут –не бросит.
  • В ком стыд, в том и совесть.
  • За совесть да за честь –хоть голову снесть.
  • Береги платье снову, а честь смолоду.
  • Кто пива не пьет, тот пьян не живет.
  • Русы волосы –сто рублей, буйна голова –тысяча, а всему молодцу и цены нет.
  • На красивого глядеть хорошо, с умным жить легко.
  • Учиться –вперед пригодится.

Кто смел –тот и цел.

С виду хорош, а продаст за грош.

Поет соловьем, а рыщет волком.

Волк каждый год линяет, да обычая не меняет.

На языке медок, а под языком –ледок.

Без мыла в душу залезет.

Много людей, а человека нет.

Хоть на голове-то густо, да в голове пусто.

Личиком беленек, да душой черненек.

Глаза с поволокой, роток с позевотой.

Молодец среди овец, а против молодца и сам овца.

5. Какие формы работы по духовно – нравственному воспитанию детей в ДОУ вы можете предложить?

Формы работы с детьми:


1. Духовное образование (НОД, беседы, поручения).

2. Воспитательно–оздоровительное образование (праздники, развлечения, игры: подвижные, назидательные, ролевые, строительные, прогулки, экскурсии, походы).

3. Культурно–познавательное образование (организация выставок и конкурсов, экскурсии, посещение музеев, встречи с интересными людьми, целевые прогулки, концерты, просмотр передач, м/ф, фильмов, презентаций).

4. Нравственно–трудовое образование коллективный труд, (самообслуживающий труд, хозяйственно – бытовой труд, труд по интересам, продуктивная деятельность,
изготовление подарков к праздникам).

5.Игра является и средством, и методом воспитания. Эта деятельность дает ребёнку возможность наиболее свободно и самостоятельно устанавливать связи и отношения с другими детьми, выбирать цели, подбирать материалы и находить средства осуществления замысла. В игре особенно отчетливо проявляются достижения и недостатки нравственного развития, уровень овладения детьми нормами и правилами поведения. Формирование нравственных качеств особенно активно происходит в дошкольном детстве .

Нравственное воспитание в игре невозможно без участия взрослого. Воспитатель направляет и регулирует отношения детей в игре, используя приёмы, соответствующие возрасту и игровым умениям детей.

Педагогам предлагаются педагогические ситуации, которые они должны решить.

1 – Ранний возраст. «Дима и Кирилл не могут поделить игрушку, назревает драка. Каким способом можно погасить ссору по поводу игрушки в этом возрасте? ».

2 – Младший возраст. «Во время игры Таня (3, 5 г.) часто жалуется на товарищей воспитателю на то, что у нее забрали игрушку, толкнули. В то же время сама ведёт себя также. Объясните причину такого поведения ребёнка и что в этой ситуации делать воспитателю? ».

3 – Старший возраст. «Диалог двух девочек: «Настя, дай мне простыночку. У тебя две». – «Э, нет. Это одеяльце». Как повести себя воспитателю? ».

4 – Старший возраст. «Володя любит только главные роли. Сейчас он – лётчик. Серёже тоже хочется быть лётчиком. Назревает конфликт. Как выйти из этой ситуации? »

6. Кто наш союзник в этой работе?

7.«Какие формы работы с семьей по духовно – нравственному воспитанию детей вы можете применить в своей работе? »

Формы работы с семьей:

1. Родительские собрания на духовно – нравственные темы.

2. Лектории для родителей.

3. Открытые показы воспитательного процесса

.4. Совместные праздники.

5. Помощь детскому саду (облагораживание территории, мелкий ремонт, участие в подготовке к праздникам)

«Волшебный магазин» Представьте, что в наш детский сад приехал волшебник со своим волшебным магазином. В этом магазине есть все человеческие качества. Каждому из вас можно приобрести по одному качеству, чтобы "вылепить" образ высоконравственного человека. Выберите те качества (лучики), которым вы хотите наделить детей вашей группы.

Перечисляю качества, которые написали педагоги и прилаживаю их к улыбающемуся солнышку

(добрый, умный, щедрый, сильный, справедливый, здоровый,

Заботливый и т.д.)

Посмотрите, какая яркая, красивая душа у ребенка!

Что сегодня нужно предпринять нам, педагогам, чтобы наши воспитанники на долгие годы сохранили выражение детскости и чистоты? В этом поможет ваше участие в рубрике "острое блюдо".

Вопросы острого блюда

  1. Вы вдруг услышали от детей такой уговор: "Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру". Ваши действия?

2. В группу внесли новые игрушки, которыми хочет овладеть каждый.

Как предотвратить ссоры, драки, вызвать желание уступить другому?

3. "Воспитание доброты должно начинаться с поощрения его за хороший поступок". Согласны ли вы с этим мнением?

4. Ребенок разбил чашку. На его лице испуг. Няня начинает грозную речь, а вы?

5. Ребенок споткнулся и упал. Никто из товарищей его слез не замечает. Ваши слова и действия.

И все-таки: отчего картина жизни сегодняшних дней представляется не такой радостной, как хотелось бы. Где искать корень зла: в обществе, в семье, а нет ли в нас того, что мешает взойти в детских душах семенам чуткости и щедрости? Кажется, нет того большого, от чего зависит воспитание доброты. Все воспитание состоит из наших случайных слов, прикосновения, взгляда.

Вот еще один случай: В детском саду проходил утренник. Дети нарядно одетые пришли в зал, и только Алеша выделялся среди них неряшливым видом: гольфы спустились, белая рубашка была мятой и запачканной. После утренника воспитатель сказал ребятам: "Дети, вы хорошо сегодня пели и танцевали, молодцы! А вот Алеша нас всех подвел, пришел на праздник неаккуратным!" Дети обступили Алешу, стали говорить ему обидные слова. Юра дернул за рубашку, подарок выпал из рук и рассыпался. Алеша заплакал. Только после этого воспитатель сказала: "не трогайте его!"

Не обсуждая эту ситуацию, мы предлагаем минуту самоанализа, размышления.

Вспомним, были ли у нас слова, фразы, необдуманно брошенные в адрес беззащитного ребенка, которые ранят больней, чем кнут, которые убивают в ребенке достоинство. Самое обидное, что брошены эти слова бывают и не по адресу. Только не будем успокаивать себя мыслью, что в этот момент и самим было не сладко: плохое настроение, депрессия, усталость. Это ведь только для самоуспокоения, а дело в том, что слово, обращенное к ребенку, не пропустили через свое сердце и душу, не поставили себя на его место , поэтому и приходится слышать ему твердые, но равнодушные слова: "в туалет? - нельзя, надо спать"; "пить? - нет воды"; тем, кто не спит - "буду зашивать глаза", а если описался - "как не стыдно, такой большой", или предательское молчание в присутствии разбушевавшейся няни, громко ругающей ни за что, ни перед кем не провинившегося ребенка.

Почему дети равнодушны? - часто удивляемся мы. А может и эти, на первый взгляд кажущиеся, мелочи и не дают вовремя пробудиться теплу детских сердец. Никакая методика и даже практика здесь не помогут. Да и какую методику можно создать для сердца. И ясно одно: только отзывчивое сердце педагога может услышать боль ребенка, принять ее, разделить.

В заключении предлагаем педагогам по стакану «волшебного напитка» (в стаканы налит сок):

- Предлагаю волшебный напиток, который поможет вам, дорогие педагоги, превратить наших детей в добрых, чутких, отзывчивых. Мы знаем, вы все мечтаете о том, чтобы дети были именно такими. Испив сей напиток, вы уже не сможете громко ругать детей, обсуждать их проступки в присутствии других, а будете подмечать только хорошее и радоваться, восхищаться, поощрять.

Причем, после первых трех глотков напитка вы уже не сможете называть детей по фамилии, никого и никогда, у вас появится необыкновенное желание учить стихи и пословицы о доброте, ежедневно совершать с детьми много добрых поступков по отношению к природе, малышам и всем, кто нуждается в помощи.

И тогда волшебный мир доброты откроется вам и вашим детям.

Друзья мои!
Внушайте людям веру!
И чаще говорите “Добрый день”,
И следуйте хорошему примеру!
Продляйте добрым словом
Жизнь людей!

Читайте также: