Доклад на круглом столе

Обновлено: 17.05.2024

Данная методическая разработка представляет собой практические рекомендации по организации и проведению Круглого стола как формы семинарского занятия.

Методическая разработка может представлять интерес для преподавателей колледжа различных дисциплин и специальностей и служить практическим руководством к действию.

Пуртова Татьяна Дмитриевна, преподаватель социально-экономических дисциплин первой категории КГБПОУ СПО «Красноярский монтажный колледж»

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ КРУГЛОГО СТОЛА

Круглый стол (КС) — семинарское занятие, в основу которого преднамеренно заложены несколько точек зрения на один и тот же вопрос, обсуждение которых подводит к приемлемым для всех участников позициям и решениям.

Цель КС — раскрыть широкий спектр мнений по выбранной для обсуждения проблеме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с данной проблемой, и достичь консенсуса.

Составляющие КС:

· равноправное участие всех заинтересованных сторон

· выработка приемлемых решений

Задача КС - мобилизация и активизация участников на решение конкретных актуальных проблем, поэтому круглый стол имеет специфические особенности:

1. Персофиницированность информации (участники во время дискуссии высказывают не общую, а личностную точку зрения. Она может возникнуть спонтанно и не до конца точно быть сформулирована. К подобной информации необходимо относиться особенно вдумчиво, выбирая крупицы ценного и реалистического, сопоставляя их с мнениями других участников (дискутантов)).

2. Полифоничность круглого стола (в процессе круглого стола может царить деловой шум, многоголосье, что соответствует атмосфере эмоциональной заинтересованности и интеллектуального творчества. Но именно это и затрудняет работу ведущего (модератора) и участников. Среди этого многоголосья ведущему необходимо «уцепиться» за главное, дать возможность высказаться всем желающим и продолжать поддерживать этот фон, так как именно он является особенностью круглого стола).

Формы проведения КС:

Пассивная — когда несколько преподавателей или специалистов обсуждают тему, а группа слушает. Применяется из-за отсутствия предварительной подготовки или при желании продемонстрировать обучающимся профессиональный уровень обсуждения темы.

«Мужской разговор» - когда каждый из взявших слово говорит о своем, общий разговор и обсуждение не завязываются, а ведущий только предоставляет слово и слушает вместе со всеми.

Когда тему обсуждает как бы сам с собой ведущий, но подключает к обсуждению учащихся, задавая им конкретные вопросы.

Активная — когда идет именно обсуждение, а ведущий сумев завязать разговор с «обратной связью», направляет его.

При проведении круглого стола для достижения положительного результата и создания деловой атмосферы необходимо:

1. Предусмотреть оптимальное количество участников (если круг специалистов большой, необходим не один ведущий, а два).

2. Обеспечить работу технических средств для аудио- и видеозаписи.

3. Установить регламент выступлений.

4. Обеспечить соответствующее оформление аудитории (желательно, чтобы «круглый стол» был действительно круглым и коммуникации осуществлялись «лицом к лицу», что способствует групповому общению и максимальной вовлеченности в дискуссию.)

МЕТОДИКА ОРГАНИЗАЦИИ И ПРОВЕДЕНИЯ

«КРУГЛОГО СТОЛА»

К общим правилам коммуникации относятся рекомендации:

ü избегай общих фраз;

ü ориентируйся на цель (задачу);

ü будь активен в беседе;

ü осуществляй конструктивную критику;

ü не допускай оскорбительных замечаний в адрес собеседника.

Обычно выделяют три этапа в организации и проведении круглого стола: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

I Подготовительный этап включает:

1. Выбор проблемы (проблема должна быть острой, актуальной, имеющей различные пути решения). Выбранная для обсуждения проблема может носить междисциплинарный характер, она должна представлять практический интерес для аудитории с точки зрения развития профессиональных компетенций;

2. Подбор модератора (модератор руководит круглым столом, поэтому должен на высоком уровне владеть искусством создания доверительной атмосферы и поддержания дискуссии, а также методом наращивания информации);

3. Подбор дискутантов. Состав участников круглого стола может быть расширен путём привлечения представителей органов исполнительной власти, профессиональных сообществ и других организационных структур;

4. Подготовка сценария (проведение круглого стола по заранее спланированному сценарию позволяет избежать спонтанности и хаотичности в работе круглого стола).

1. Определение понятийного аппарата (тезауруса);

2. Краткую содержательную вступительную речь модератора, в которой объявляется тема и спектр затрагиваемых в ее рамках проблем, контекст желаемого обсуждения;

3. Перечень вопросов дискуссионного характера (до 15 формулировок);

5. Заключительную речь модератора.

6. Оснащение помещения стандартным оборудованием (аудио- видеотехникой), а также мультимедийными средствами с целью поддержания деловой и творческой атмосферы;

7. Консультирование участников (позволяет выработать у большинства участников определенные убеждения, которые в дальнейшем будут ими отстаиваться);

8. Подготовка необходимых материалов (на бумажном или электронном носителях): это могут быть статистические данные, материалы экспресс-опроса, проведённого анализа имеющейся информации с целью обеспечения участников и слушателей круглого стола.

II Дискуссионный этап состоит из:

1. Выступления модератора, в котором даётся определение проблем и понятийного аппарата (тезауруса), устанавливается регламент, правила общей технологии занятия в форме круглого стола и информирование об общих правилах коммуникации. Ведущий должен действовать директивно, жёстко ограничивая во времени участников круглого стола.

2. Проведения «информационной атаки»: участники высказываются в определённом порядке, оперируя убедительными фактами, иллюстрирующими современное состояние проблемы.

3. Выступления дискутантов и выявления существующих мнений на поставленные вопросы, акцентирования внимания на оригинальные идеи. С целью поддержания остроты дискуссии рекомендуется формулировать дополнительные вопросы;

5. Подведения модератором мини-итогов по выступлениям и дискуссии: формулирование основных выводов о причинах и характере разногласий по исследуемой проблеме, способах их преодоления, о системе мер решения данной проблемы.

III Завершающий (постдискуссионный) этап включает:

1. Подведение заключительных итогов ведущим;

2. Выработку рекомендаций или решений;

3. Установление общих результатов проводимого мероприятия.

ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ КС

1. Напоминание целей и задач круглого стола

2. Показ итоговой расстановки участников встречи по точкам зрения на проблему

3. Формирование общей позиции к которой пришли или близки все участники встречи

4. Ориентирование учащихся на изучение вопросов, которые не нашли должного освещения на занятии

5. Слова благодарности всем участникам.

Завершается работа участников круглого стола выявлением отношений к произошедшему на данном дискуссионном мероприятии. Модератор возвращается к теме круглого стола. Важно дать возможность всем участникам высказаться, обозначить свои пожелания и опасения, возникшие в процессе обсуждения.

Форма организации рефлексии может быть самая разнообразная.

ВОЗМОЖНЫЕ НЕДОСТАТКИ

ТРАДИЦИОННОЙ ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ КРУГЛОГО СТОЛА

ü Авторитарный стиль ведущего

ü Поверхностное обсуждение поставленных проблем

ü Слабая связь теории с практикой, абстрактность докладов

ü Низкая результативность

ЖЕЛАЕМ УДАЧИ!

1. Анцибор М.М. Активные формы и методы обучения. - Тула 2016

2. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивные технологии обучения. – М., 2017.

Как провести "круглый стол"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Круглые столы - это один из самых популярных форматов проведения научных мероприятий. По сути, Круглый стол представляет собой площадку для дискуссии ограниченного количества человек (обычно не более 25 человек; по умолчанию, экспертов, уважаемых в той или иной области специалистов).

Но не стоит использовать понятие «круглый стол» как синоним понятий «дискуссия», «полемика», «диалог». Это не правильно. У каждого из них свое содержание, и оно лишь отчасти совпадает с содержанием других. «Круглый стол» - это форма организации обмена мнениями. Каким при этом будет характер обмена мнениями, данный термин не указывает. В отличие от него, понятие «дискуссия» предполагает, что в ходе, например, «круглого стола» его участники не просто выступают с докладами по какому-то вопросу, но и обмениваются репликами, уточняют позиции друг друга и пр. В рамках дискуссии происходит свободный обмен мнениями (открытое обсуждение профессиональных проблем). «Полемика» же представляет собой особый вид дискуссии, в ходе которой одни участники пытаются опровергнуть, «уничтожить» своих оппонентов. «Диалог», в свою очередь, есть вид речи, характеризующийся ситуативностью (зависимостью от обстановки разговора), контекстуальностью (обусловленностью предыдущими высказываниями), малой степенью организованности, непроизвольностью и незапланированным характером.

Цель Круглого столапредоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон.

Организационные особенности круглых столов:

относительная дешевизна проведения по сравнению с другими «открытыми» форматами мероприятий;

отсутствие жесткой структуры, регламента проведения. То есть, у организатора практически нет инструментов прямого влияния на программу (нельзя заставить гостей говорить то, что требуется организаторам), а есть лишь косвенные. К примеру, можно поделить все обсуждение на несколько смысловых блоков, оформив, тем самым, структуру мероприятия, но вот всё происходящее в рамках этих блоков целиком и полностью зависит от ведущего Круглого стола; • существенные ограничения в плане количества посетителей;

Модерация (ведение).

Ключевой элемент любого Круглого стола – это модерация. Термин «модерация» произошел от итальянского «moderare» и означает «смягчение», «сдерживание», «умеренность», «обуздывание». Модератором называют ведущего «круглого стола». В современном значении под модерацией понимают технику организации общения, благодаря которой групповая работа становится более целенаправленной и структурированной.

Задача ведущего – не просто объявить состав участников, обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала до конца.

Правила для участников круглого стола:

участник должен быть знатоком обсуждаемой темы;

не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия.

Этапы подготовки круглых столов:

1.Выбор темы. Здесь следует учитывать общее правило: чем конкретнее сформулирована тема, тем лучше. Кроме того, тема должна представлять интерес для слушателей.

2.Подбор ведущего (модератора) и его подготовка. Модератор должен обладать такими качествами, как коммуникабельность, артистичность, интеллигентность. Немаловажным является личное обаяние и чувство такта.

3.Подбор участников и определение экспертов Круглого стола. Суть любого Круглого стола в том, чтобы осуществить попытку «мозговой атаки» по определенной проблеме и найти ответы на какие-то важные вопросы. Для этого необходимо собрать в одном месте людей, обладающих необходимыми знаниями по проблеме, требующей освещения. Этих людей называют экспертами или специалистами. Инициатору необходимо наметить потенциальных экспертов, которые могли бы дать квалифицированные ответы на вопросы, возникающие в рамках обсуждения заявленной темы Круглого стола.

4.Предварительная рассылка вопросов предполагаемым участникам – осуществляется за 7-10 дней до Круглого стола;

5.Подготовка анкеты для участников Круглого стола – цель анкетирования состоит в том, чтобы быстро и без больших затрат времени и средств получить объективное представление о мнении участников Круглого стола по обсуждаемым проблемам. Анкетирование может быть сплошным (при котором опрашиваются все участники Круглого стола) или выборочным (при котором опрашивается часть участников Круглого стола).

6. Подготовка предварительной резолюции Круглого стола. Проект итогового документа должен включать констатирующую часть, в которой перечисляются те проблемы, которые обсуждались участниками Круглого стола. Резолюция может содержать конкретные рекомендации библиотекам, методическим центрам, органам управления разных уровней, выработанные в ходе обсуждения или решения, которые могут быть реализованы через определенные мероприятия с указанием сроков их выполнения и ответственных.

Методика проведения Круглого стола.

Варианты проведения «круглых столов»:

Первый вариант - участники выступают с докладами, затем проводится их обсуждение. При этом ведущий принимает в заседании относительно скромное участие - распределяет время выступлений, предоставляет слово участникам обсуждения.

Второй вариант - ведущий интервьюирует участников Круглого стола или выдвигает тезисы для обсуждения. В этом случае он следит за тем, чтобы высказались все участники, «держит» ход обсуждения в русле главной проблемы, ради которой организована встреча за «круглым столом». Такой способ проведения Круглого стола вызывает больший интерес у аудитории. Но он требует от ведущего большего мастерства и глубокого знания «нюансов» обсуждаемой проблемы.

Третий вариант - «методические посиделки». Организация такого круглого стола имеет свои особенности. Для обсуждения предлагаются вопросы, существенные для решения каких-то ключевых задач учебно-воспитательного процесса. Тема обсуждения заранее не объявляется. В этом случае мастерство ведущего Круглого стола заключается в том, чтобы в непринужденной обстановке вызвать слушателей на откровенный разговор по обсуждаемому вопросу и подвести их к определенным выводам. Целью таких «посиделок» является формирование правильной точки зрения по определенной педагогической проблеме; создание благоприятного психологического климата в данной группе слушателей.

Четвертый вариант - «методический диалог». В рамках такой формы Круглого стола слушатели заранее знакомятся с темой обсуждения, получают теоретическое домашнее задание. Методический диалог ведется по определенной проблеме между ведущим и слушателями или между группами слушателей. Движущей силой диалога является культура общения и активность слушателей. Большое значение имеет общая эмоциональная атмосфера, которая позволяет вызвать чувство внутреннего единства. В заключение делается вывод по теме, принимается решение о дальнейших совместных действиях.

Изложение материалов Круглого стола.

Наиболее часто встречающиеся варианты публикаций итогов дискуссий за «круглым столом» следующие:

краткое (редуцированное) изложение всех выступлений участников Круглого стола. В этом случае отбирается самое главное. Текст дается от имени участников в форме прямой речи. При этом ведущий Круглого стола должен обговорить с выступавшими, что именно будет отобрано для печати из каждого выступления. Данные правила диктуют этические требования, которые всегда необходимо соблюдать при работе с авторами текстов.

общее резюме, извлеченное из разных выступлений, прозвучавших в ходе обсуждения. По сути, это общие выводы по тому материалу, который прозвучал в ходе беседы или дискуссии Круглого стола.

Технология подготовки публичных выступлений «круглый стол»

Принято считать, что технология круглых столов была впервые разработана коммуникационной компанией Саачи и Саачи (Saatсhi & Saatсhi) для своих клиентов, представителей европейской элиты.

или «немного обо всём и всё о немногом».

Одна из самых часто упоминаемых проблем при подготовке к публичным выступлениям спикерами это недостаточная, по мнению самого выступающего, осведомлённость о теме предстоящего выступления. «Самое главное для того, чтобы чувствовать уверенность - хорошо ориентироваться в теме». Такие слова слышишь в девяти из десяти случаев, кода необходимо подготовить спикера к выступлению. В этой статье я коротко опишу технологию подготовки к выступлениям, которая помогает именно в этом случае: круглые столы.

Технология круглых столов подобна накачке лазера. Лазер в течение какого-то времени набирает, аккумулирует энергию из внешних источников, чтобы затем «выстрелить». Подобно этому спикер набирает массив данных, знаний о предмете своего будущего публичного выступления, и о том, что вокруг этого предмета. Необходим, своего рода, «текст» и «контекст». Хороший спикер это тот, кто может провести публичное выступление в режиме «немного обо всём и всё о немногом». Если темой вашего выступления (доклада, интервью, пресс-конференции), например, становится значительное расширение деятельности компании в новом регионе, то вы должны хорошо ориентироваться не только в самой сути события. Важно обзавестись знаниями и свободно оперировать данными о регионе, об истории подобных экспансий, примерами, цифрами, фактами, метафорами… Примером могут послужить удачные выступления политиков, которые приезжая в какой-либо регион, свободно ориентируются в местных особенностях, экономических показателях, уровне заработной платы и пр.

Принято считать, что технология круглых столов была впервые разработана коммуникационной компанией Саачи и Саачи (Saatсhi & Saatсhi) для своих клиентов, представителей европейской элиты. Перед ответственным публичным выступлением своего клиента специалисты Саачи организовывали т.н. круглый стол – обсуждение тематики публичного выступления специалистами-профессионалами. При этом приглашались эксперты, заранее собирались данные по теме. Клиент присутствовал при обсуждении и мог активно включаться в него, мог просто слушать. Длительность и интенсивность круглого стола рассчитывалась таким образом, чтобы, несмотря на механизмы забывания, в актуальном “говорибельном” пространстве клиента оставалась информация, достаточная для публичного выступления заданной продолжительности. Количество информации рассчитывалось, как 7 к 1 для поверхностно знакомых тем и 10 к 1 – для тем незнакомых или сложных. Эти цифры означают, что спикер мог свободно рассуждать на заданную тему, например, в течение ста минут. Отвечать на вопросы, приводить примеры, метафоры, цифры, аргументировано отстаивать свою позицию. А само выступление при этом длилось десять минут. Подобная пропорция, кстати, восходит ещё к зарождению гомилетики (дисциплина, изучающая способы публичных коммуникаций в церковных традициях).

Сама организация круглого стола предполагает, что есть ведущий этого мероприятия, есть приглашённые эксперты по актуальной теме и есть, своего рода, оппонент. Последний необходим как тот, кто имеет критическую позицию по отношению к спикеру. Он задаёт сложные вопросы, выстраивает контраргументацию. Фактически, сама процедура напоминает нечто среднее между интенсивным тренингом и мозговым штурмом. По-видимому, именно из практики мозговых штурмов «круглый стол» выделился в отдельную технологию содержательной подготовки публичных выступлений спикеров. Традиционно считается, что мозговые штурмы впервые в бизнес-пространстве стали применять компании, работающие в сфере маркетинга и рекламы. Именно такой компанией и была Saatchi & Saatchi в последней четверти прошлого века. Иногда роль ведущего и оппонента играет один человек. Бывают случаи, когда найти эксперта трудно, например, из-за нехватки времени. Тогда необходимо из всех возможных источников собрать максимальное количество информации по теме.

У Саачи даже был такой сервис для процедуры круглых столов (возможно, есть и сейчас, хотя он применялся ещё в «досетевую» эпоху): при большой срочности и нехватке экспертов, клиенты агентства ставили задачу в течение очень короткого промежутка времени собрать, скомпилировать и прислать материал по нужной тематике для круглого стола. Присылался только хорошо «отжатый» до содержательного, фактологического минимума массив информации. Например, одному топ-менеджеру крупной корпорации предстояло через день участвовать в телевизионной дискуссии о методах современного маркетинга и организации торгового пространства в крупных магазинах. Специалисты Саачи оперативно собрали информацию об истории вопроса: когда впервые был зафиксирован, как задача, способ расположения товаров на полках крупных торговых точек; какие по этому поводу на текущий момент есть исследования и их основные выводы; трудности; ошибки; положительные примеры и пр. Такая «отжатая» содержательная справка помогает спикеру тем, что он получает компактный набор фактов, которыми может оперировать.

От мозгового штурма такой круглый стол отличается тем, что все участники мероприятия работают на одного человека. Задача спикера осваивать содержание «здесь и сейчас», задавать уточняющие вопросы, записывать то, что необходимо. Конечно, спикер сам выбирает для себя, что ему нужно конспектировать, а что нет. Но практика показывает, что в самом общем случае, обязательно нужно сформулировать и записать следующие части будущего выступления: послание; предыстория вопроса с примерами, цифрами, фактами; суть того, что происходит; плюсы и минусы (сильные и слабые стороны); развитие в будущем (план действий).

Коротко остановимся на каждом пункте.

Послание – это та главная мысль, которая остаётся в нашей аудитории после того, как общение закончено. Оно должно быть придумано и сформулировано прежде всего. В рекламных кампаниях, например, посланием часто становится слоган. Подробнее о феномене послания и методах работы с ним можно узнать из описания технологии подготовки публичных выступлений message house.

Предыстория описывает то, что происходило в прошлом и имеет отношение к нашему вопросу. Владение такими данными показывает, что спикер хорошо знаком с предметом. Что он берёт свои аргументы не «с потолка», что он увлечён этой темой.

Суть вопроса – необходимо чётко сформулировать, что именно происходит и почему это происходит именно сейчас. «Мы готовились к этому шагу несколько лет и на данный момент имеем все необходимые ресурсы для воплощения замысла, а именно…».

Плюсы и минусы, сильные и слабые стороны вопроса, риски. Возможно, не всё из этого нужно проговаривать на выступлении, но точно знать и быть готовым говорить об этом необходимо. Кроме того, существует такой приём публичных выступлений, как «содержательные снижения». Суть его заключается в том, что часто публика недоверчиво воспринимает излишне позитивную информацию или безапелляционную позицию. Необходима, своего рода, ложка дёгтя в бочке мёда. Нужно показать то, что вы готовы к дискуссии. Признать существующие или возможные трудности. «Да, конечно, мы не выйдем сразу на расчётные производственные мощности. Какое-то время может быть некоторая нехватка продукции. Но в течение года заявленных показателей мы достигнем. Для этого делается то-то и то-то».

Помимо этого необходимо точно сформулировать ответы на предполагаемые вопросы. Например, вы выступаете по поводу расширения деятельности вашей компании фаст-фуд в Уральском и Сибирском регионах. Предполагаемые вопросы – а зачем? Там иная кулинарная культура. Приживётся ли это там? Или вы хотите навязывать «быструю еду» на западный манер? Будут ли люди покупать гамбургеры вместо пельменей? Один из возможных вариантов ответа: «мы ничего никому не хотим навязывать, мы за возможность выбора».

Важное правило для спикера: записывать только то, что понял и то, что понравилось. Если не понял какую-то мысль, какой-то аргумент, то нельзя использовать эти тезисы в выступлении. Иначе любое уточнение, любой вопрос может поставить в тупик выступающего. Так же не рекомендуется использовать те аргументы, которые понятны, но по каким-то причинам не нравятся спикеру. Лучше поискать другие.

Ещё одно общее правило: записей не должно быть много, их задача только напомнить о той части содержания, которая запомнилась, понравилась и была понята. Важно не заучивать информацию, а импровизировать на тему. И записи могут в этом помочь.

Этот метод имеет плюсы и минусы. С одной стороны, круглый стол создает “легкоговорибельный” массив информации, комфортен для клиента. С другой стороны, он занимает много времени.

Однако, это только содержательная подготовка. Принцип действия человека, выступающего на публике, можно уподобить паровой машине. Машина совершает полезную работу благодаря давлению, возникающему от закипания воды в котле, который подогревается огнём. Для регулирования этого давления и количества полезной работы существует, своего рода, «вентиль»: открывая его, машинист заставляет машину работать быстрее. Завинчивая – уменьшает её скорость. В случае публичного выступления, «вода» - это содержание, которое есть в человеке. А «огонь» - это эмоции, которые разогревают всю систему и создают давление. Необходимо желание высказываться и отстаивать свою точку зрения. Понимание того, что это важно и нужно, и готовность бороться с оппонентами. Нужна эмоция неравнодушия к теме, о которой говорится. Но это уже относится к общим навыкам публичных коммуникаций, достигается опытом и тренировками. Основная задача круглого стола – дать уверенность спикеру. Уверенность в том, что он ориентируется в теме выступления и у него есть что сказать.

Алексей Пронюшин – консультант по публичному поведению, соучредитель консалтинговой компании «Человек Публичный». Разрабатывает и проводит обучающие программы в сфере публичных коммуникаций для команд и руководства компаний, государственных управленцев. Занимается индивидуальным консалтингом VIP клиентов.

Доклад на круглый стол

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ВНЕДРЕНИЯ ИННОВАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС ТЕХНИКУМА .

Подготовила : Савенкова Татьяна Юрьевна

Село Перелюб .2020-2021 учебный год


Психолого-педагогическое сопровождение – это целостная, системно организованная деятельность, в процессе которой создаются социально-психологические и педагогические условия для успешного обучения и развития каждого ребенка в образовательной среде.

Формы психолого-педагогического сопровождения и поддержки внедрения инновационной деятельности образовательного учреждения различны. Как правило, они определяются спецификой отдельных этапов экспериментальной работы техникума. Вместе с тем можно выделить общие требования к такому сопровождению. Их можно рассматривать как важнейшую составляющую функционала психолога.
Разработка или участие в разработке концепции эксперимента - задача педагога-психолога.
1. Участие во всех этапах инновационной экспериментальной деятельности техникума.

Первый этап – выдвижение и обсуждение инновационной идеи (в случае, если коллектив не принимает уже готовую идею). На этом этапе у педагога-психолога обычно нет специфических задач.

Второй этап – оценка ресурсов техникума для реализации новой идеи. Задача педагога-психолога – анализ идеи с точки зрения психологических и возрастных возможностей обучающихся, психологического климата в педагогическом коллективе, интересов родителей и т. п.

Третий этап – разработка или участие в разработке концепции эксперимента. Главная задача педагога-психолога – рефлексия по поводу психолого-педагогических основ, определяющих содержание эксперимента.

Четвертый этап – реализация эксперимента. Помимо решения собственных экспериментальных задач, педагог-психолог оказывает поддержку другим участникам эксперимента в достижении поставленных целей, в частности, оценивает текущие результаты эксперимента с точки зрения влияния инноваций на психическое развитие детей.

Пятый этап – трансляция образцов, разработанных в ходе эксперимента, в инновационные сети. Здесь необходима помощь педагога-психолога в обеспечении оптимальных форм такой трансляции.

Шестой этап – корректировка (возможно изменение) целей и задач техникума в соответствии с результатами экспериментальной работы.

На последнем, как и на первом этапе, у педагога-психолога нет специфических задач, отличных от задач всего педагогического коллектива. В своей деятельности он опирается на чувство гражданской ответственности, понимание сути своей профессиональной деятельности и корпоративной солидарности в сфере образования.

Следует отметить, что исключение педагога-психолога из какого-либо этапа фактически выводит его как активного участника из всего эксперимента.
2. Работа в тесном контакте с педагогическим коллективом или ответственной экспериментальной группой.

Вырабатывая общие целевые установки, единую программу работы, учитель и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности. Вместе они составляют наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, подбирают дидактический материал с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребенка. Большое значение здесь имеет позиция администрации техникума.
Вырабатывая единую программу работы, учитель и педагог-психолог становятся партнерами в совместной деятельности.
3. Выдвижение и реализация авторских инновационных проектов в техникуме.
Участие педагога-психолога должно быть деятельным и носить проектно-аналитический характер. Это значит, что педагог-психолог должен выдвигать свои конкретные предложения по развитию образовательного процесса в техникуме и оценивать результаты своего участия в происходящих событиях.
4. Обеспечение психологической безопасности экспериментальных преобразований учебно-образовательного процесса.

Всякая экспериментальная инновационная деятельность в техникуме является зоной повышенного педагогического риска. Поэтому практически в любой педагог-психолог должны решать следующие задачи:
- диагностика и коррекция психического развития детей;
- психологическая экспертиза внедряемых проектов и сред;
- психологическое просвещение педагогов, обучающихся и их родителей.
Анализируя данные педагогического наблюдения, учитель совместно с педагогом-психологом разрабатывает наиболее рациональную программу психолого-педагогической поддержки, которая заключается не только в выработке индивидуального подхода к ребенку в процессе обучения, но и изменении учебного содержания, подборе дидактического материала с учетом индивидуальных возможностей, предпочтений и интересов ребенка. Таким образом, структурируется видение ребенка учителем, насыщаются психологическим содержанием данные его педагогических наблюдений, тем самым психологизируется сам учебный процесс. Вместе с тем меняется и позиция педагога-психолога. Он начинает рассматривать учебный процесс как сферу своих главных интересов. И уже через это интерпретировать данные наблюдений и психологической диагностики.
5. Экспертная оценка результатов экспериментальной деятельности. Мониторинг экспериментальной деятельности.

В настоящее время в сфере образования вращается много различных образовательных технологий. Их внедрение в конкретную школу требует сначала предварительной оценки образовательной идеи и ее технологического воплощения, а затем экспертизы результатов внедрения в учебно-воспитательный процесс. Это новая и сложная для педагога-психолога задача.

Здесь возникают две проблемы во взаимопонимании педагогического коллектива или администрации техникума с педагогами-психологами.
Во-первых, необходимо определиться с типом обучения, который реализуется в рамках учебного процесса по отдельным дисциплинам. Дело в том, что вне соотнесения с конкретной программой нельзя дать психологическую оценку приемлемости внедрения той или иной образовательной технологии, а также результатов ее использования. Определение вида программы должно быть предметом специальной совместной работы учителя и педагога-психолога именно внутри учебного процесса на уроках.

Во-вторых, в психологической оценке успешности экспериментального воспитательного процесса большое значение имеет учет социального и культурного развития детей. Он может способствовать или мешать успеху экспериментального обучения. Педагоги часто склонны недооценивать этот фактор в случае успеха эксперимента и переоценивать его в противном случае. На этой почве возможны серьезные конфликты. Надо помнить, что объективный анализ роли данного фактора – важный момент всей научно-методической части эксперимента.


В заключении, хочется отметить, что под психолого-педагогическим сопровождением внедрения инновационных технологий в учебно-воспитательный процесс техникума предполагается научно-педагогическое обоснование использования тех или иных инноваций.

Их анализ на методических советах, семинарах, консультации с ведущими специалистами в этой области.
Таким образом, опыт современной российской школы располагает широчайшим арсеналом применения педагогических инноваций в процессе обучения. Эффективность их применения зависит от сложившихся традиций в общеобразовательном учреждении, способности педагогического коллектива воспринимать эти инновации, материально-технической базы учреждения.
В настоящий момент образовании применяют самые различные педагогические инновации. Это зависит, прежде всего, от традиций и статусности учреждения. Тем не менее, можно выделить следующие наиболее характерные инновационные технологии:
1.Личностно – ориентированные технологии в преподавании предмета
2. Информационно - аналитическое обеспечение учебного процесса и управление
3. Мониторинг интеллектуального развития.


4. Воспитательные технологии как ведущий механизм формирования современного ученика
5. Дидактические технологии как условие развития учебного процесса ОУ
6. Психолого-педагогическое сопровождение внедрения инновационных технологий
7.Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в предметном обучении
Данное направление реализуется посредством включения в учебный план новых предметов, направленных на изучение информатики и ИКТ, повышает мотивацию учеников к изучению предметных дисциплин, особенно с использованием метода проектов.

Примеров проектной работы, которая ведется в современном отечественном образовании, можно насчитывать, наверное, уже сотнями.

Обозначим лишь несколько типов такой работы:
на уровне отдельного педагога - это проектирование образовательных программ, включающих в себя учебную, воспитательную, педагогическую подпрограммы;

на уровне руководителя образовательной структуры - это проектирование типа образования, обеспеченного системой конкретных образовательных программ;

на уровне управления в образовании - это проектирование программ развития образовательных структур разного типа, набор которых адекватен наличному контингенту обучающихся;

на уровне политики в образовании - это проектирование образовательной системы как социокультурной инфраструктуры конкретного региона или страны в целом.

Методика проведения "Круглого стола"

«Круглый стол» как форма организации коллективной дискуссии в работе с пед.

«Круглый стол»
как форма организации
коллективной дискуссии
в работе с педагогами
Составитель: Шулекина Н.В., методист Муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования Межшкольный учебный комбинат «Эврика»

г. Новый Уренгой 2015 г.
Методика проведения

Из высказывания«Каждый день, в который вы не пополнили своего образования хо.

Из высказывания
«Каждый день, в который вы не пополнили
своего образования хотя бы маленьким,
но новым для вас куском знания…
считайте бесплодно и невозвратно
для себя погибшим…»

Круглый стол Ф.

Форма организации обмена мнениями, репликами, уточнение позиции друг друга.
Форма работы с аудиторией, как правило, имеющей опыт практической деятельности в области обсуждаемого вопроса.
Определение

Формат проведения научных мероприятий; Площадка для дискуссии ограниченного к.

Формат проведения научных мероприятий;
Площадка для дискуссии ограниченного количества человек
Проводятся в форме обсуждения одного или нескольких определенных вопросов или проблем;
В результате обсуждения должны быть выявлены точки зрения всех участников на данный вопрос;
Участники имеют равные права и высказывания в определенном порядке.
Характеристика

Предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаем.

Предоставить участникам возможность высказать свою точку зрения на обсуждаемую проблему, а в дальнейшем сформулировать либо общее мнение, либо четко разграничить разные позиции сторон;
Обсудить с позиции разных точек зрения неясные или спорные моменты, связанные с обозначенной проблематикой.
Цель круглого стола

Отсутствие жесткой структуры, регламента проведения, участники имеют определе.

Отсутствие жесткой структуры, регламента проведения, участники имеют определенную свободу и возможность высказывать собственные суждения;

Для организаторов не будет драматической ситуация, если кто- то из участников не сможет присутствовать;

Мероприятие проходит в достаточно неформальной обстановке;

Высказаться можно тогда, когда хочется, а не когда подойдет очередь;
Преимущества

Ведущему необходимо не просто обозначить главные темы мероприятия и дать стар.

Ведущему необходимо не просто обозначить главные темы мероприятия и дать старт Круглому столу, а держать в своих руках все происходящее от начала и до конца;
Время проведения «круглого стола» не должны превышать 2 часов;
Количество участников не должно быть очень большим;
Участники должны быть знатоками обсуждаемой темы;
Не стоит соглашаться на участие в Круглом столе лишь ради самого факта участия: если вам нечего сказать, то лучше молчать;
Время выступления и порядок необходимо обговорить с участниками заранее;
Вопросы, предлагаемые для обсуждения, должны быть заранее подготовлены и известны участникам.

Основные ключевые
моменты

Роль модератораСпециалист, глубоко владеющий теорией и практикой рассматрива.

Роль модератора
Специалист, глубоко владеющий теорией и практикой рассматриваемого вопроса;

Организующий и направляющий обсуждение;

Дающий комментарии и пояснения

Совместно с рабочей группой по подготовке «круглого стола» Выбор темы, подбор.

Совместно с рабочей группой
по подготовке «круглого стола»
Выбор темы, подбор участников и определение экспертов, подготовка анкеты и предварительной резолюции КС;
Подбор теоретического и справочного материала как пособие при подготовке (каждый участник КС должен получить ориентировочный план обсуждения);
Предварительна рассылка вопросов осуществляется за 7-10 дней до КС.

Читайте также: