Демонстрационный стол в кабинете физики имеется

Обновлено: 08.05.2024

За лето ребенок растерял знания и нахватал плохих оценок? Не беда! Опытные педагоги помогут вспомнить забытое и лучше понять школьную программу. Переходите на сайт и записывайтесь на бесплатный вводный урок с репетитором.

Вводный урок бесплатно, онлайн, 30 минут

Предварительный просмотр:

ТРЕБОВАНИЯ К ОСНАЩЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

В СООТВЕТСТВИИ С СОДЕРЖАТЕЛЬНЫМ НАПОЛНЕНИЕМ

УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА

ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

Основания и цели разработки требований .

Настоящие требования разработаны на основе федерального компонента государственных образовательных стандартов общего образования по физике. Они представляют собой рекомендации к материально-техническому обеспечению учебного процесса, предъявляемые к образовательным учреждениям в условиях ввода государственных стандартов по физике.

Настоящие требования содержат 3 раздела.

В первом разделе представлены рекомендации по оснащению школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов по физике.

Во втором разделе приведены перечни лабораторного оборудования, необходимого для выполнения фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума.

В третьем разделе приведены перечни демонстрационного оборудования.

Первый раздел рекомендаций позволяет сформировать в образовательном учреждении целостную систему оптимальных условий для работы учителя физики на базе библиотечных фондов, общешкольной системы современных технических средств и др.

В настоящее время вводятся в практику преподавания принципиально новые носители информации. Так, например, значительная часть учебных материалов, в том числе тексты источников, комплекты иллюстраций, графики, схемы, таблицы, диаграммы все чаще размещаются не на полиграфических, а на мультимедийных носителях. Появляется возможность их сетевого распространения и формирования на базе учебного кабинета собственной библиотеки электронных изделий.

Таким образом, настоящие требования выполняют функцию ориентира в создании целостной предметно-развивающей среды, необходимой для реализации требований к уровню подготовки выпускников на каждой ступени обучения, установленных стандартом. Они исходят из задач комплексного использования материально-технических средств обучения, перехода от репродуктивных форм учебной деятельности к самостоятельным, поисково-исследовательским видам работы, переноса акцента на аналитический компонент учебной деятельности, формирование коммуникативной культуры учащихся и развитие умений работы с различными типами информации.

Настоящие требования могут быть уточнены и дополнены применительно к специфике конкретных образовательных учреждений, уровню их финансирования, а также исходя из последовательной разработки и накопления собственной базы материально-технических средств обучения (в том числе в виде мультимедийных продуктов, создаваемых учащимися, электронной библиотеки, видеотеки и т.п.).

При возможности желательно создать технические условия для использования компьютерных и информационно-коммуникативных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации результатов познавательной деятельности).

Однако главное в оснащении кабинета физики – это лабораторное и демонстрационное оборудование .

Обследование школ показывает, что обеспеченность фронтальным оборудованием в среднем значительно ниже нормы. Демонстрационное оборудование находится в изношенном состоянии, а его номенклатура еще ниже, чем лабораторного. В этих условиях наиболее эффективным способом подготовки кабинетов физики к переходу обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами является разработка региональных, районных, муниципальных и школьных программ обновления материально-технической базы. Настоящие рекомендации направлены на оказание конкретной помощи в разработке таких программ .

Анализ стандарта и примерных программ показал, что Перечень позволяет отобрать оборудование, необходимое для их экспериментальной поддержки. Вместе с тем, при подготовке настоящих рекомендаций учитывался целый ряд новых факторов, связанных с содержанием требований стандарта и экспериментальной компоненты примерных программ. Отметим их.

Оборудование в Перечне дифференцировано по ступеням обучения и уровням образовательных программ старшей школы, но эти уровни (А – 2 ч/нед, В – 4 ч/нед, С – 6 ч/нед) не соответствуют уровням, принятым в Стандарте. При этом уровень А Перечня не предусматривал наличия фронтального оборудования в отличие от базового уровня старшей школы, определенного Стандартом. При подготовке рекомендаций это противоречие ликвидировано.

Перечень разрабатывался с учетом отечественных и зарубежных передовых тенденций учебного приборостроения и содержит значительную по объему перспективную номенклатуру, которая разрабатывается или только ставится на серийное производство. В настоящие рекомендации включены разработанные объекты, необходимые для экспериментальной поддержки стандарта. Они имеют индекс (Н).

Государственный стандарт по физике предполагает приоритет деятельностного подхода к процессу обучения, развитие у школьников умений проводить наблюдения природных явлений, описывать и обобщать результаты наблюдений, использовать простые измерительные приборы для изучения физических явлений; представлять результаты наблюдений или измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости; применять полученные знания для объяснения разнообразных природных явлений и процессов, принципов действия важнейших технических устройств, для решения физических задач.

Рекомендации учитывают, что в настоящее время осуществляется планомерный переход от приборного принципа разработки и поставки оборудования к комплектно-тематическому подходу. В настоящее время в школах параллельно сосуществуют обе системы.

Оборудование, представленное в рекомендациях, учитывает три формы эксперимента, проведение которого регламентировано примерными программами: демонстрационный эксперимент и два вида лабораторного эксперимента: фронтальный – в основной школе и базовом уровне старшей ступени, фронтальный и лабораторный практикум – при изучении физики на профильном уровне.

В представленной системе оборудования реализуется принцип вариативности . Он выражается в том, что возможны, по крайней мере, три способа комплектации систем оборудования, каждый из которых позволяет осуществить экспериментальную поддержку примерных программ. Один из них – на основе компьютерных измерительных систем, второй – на базе цифровых способов обработки и представления результатов, третий – на основе классических аналоговых методов. Все три способа дополняют друг друга.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.

Отбор оборудования осуществлялся с учетом ряда принципов. Главный из них – это полнота системы оборудования относительно экспериментальной части примерных программ и требований к учащимся, зафиксированных в образовательном стандарте.

Второй принцип – преемственность систем оборудования между ступенями и уровнями старшей школы – проявляется в том, фронтальное оборудование является общим для обеих ступеней обучения. В системе демонстрационного оборудования имеются базовые элементы, общие для первой и второй ступеней, а также дополнительные элементы для профильного обучения в старшей школе.

Измерительный комплекс кабинета физики насыщается компьютерными и цифровыми средствами измерения. Это обуславливает такой принцип отбора, как оптимальное сочетание классических и современных средств измерений и способов экспериментального исследования явлений. Соблюдение этого принципа имеет особое значение для основной школы. Именно этот принцип требует включения в перечень оборудования для основной школы таких приборов, как жидкостный термометр, тележки демонстрационные, теплоприемники и др.

Расчет количественных показателей.

Количество учебного оборудования приводится в рекомендациях в расчете на один учебный кабинет. Конкретное количество указанных средств и объектов материально-технического обеспечения учитывает средний расчет наполняемости класса (25-30 учащихся). Для отражения количественных показателей в рекомендациях используется следующая система символических обозначений:

  • Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),
  • К – полный комплект (для каждого ученика)
  • Ф – комплект для фронтальной работы (1 комплект на двух учеников)
  • П – комплект, необходимый для проведения лабораторного практикума (3 - 4 экз.).
  • Б – библиотечные комплекты (5 экз).

Характеристика учебного кабинета.

Необходимым условием эффективного использования оборудования и реализации экспериментального характера физики как учебного предмета является наличие в образовательном учреждении кабинета физики.

Для кабинета физики необходима система электроснабжения лабораторных столов только электробезопасным напряжением не выше 36 ÷ 42 В. Без такого электроснабжения нельзя полностью выполнить систему самостоятельного эксперимента. Следует иметь в виду, что в рамках выполнения государственной программы «Учебная техника» полностью обновлена вся система источников тока, используемых в кабинете. В частности, в качестве лабораторного источника тока питания необходим источник с выходом не только постоянного, но и переменного тока.

Разработаны лабораторные столы, позволяющие хранить в них тематические фронтальные наборы, что радикально уменьшает трудовые затраты учителя при организации фронтального эксперимента.

Значительно изменяется оборудование рабочей зоны учителя физики. Кроме традиционного демонстрационного стола, в нее включается аудиторная доска с металлическим покрытием, которая позволяет закреплять на ней в вертикальной плоскости оборудование по механике, электродинамике, оптике.

Графопроектор в кабинете физики – не только средство проекции фолий и транспорантов. С его использованием проектируется некоторое оборудование, он является источником света для комплектов по волновой оптике. Компьютер интегрирован в измерительную систему кабинета: целый ряд комплектов демонстрационного оборудования используется на базе компьютерного измерительного блока.

Стремление учителя к использованию современных средств измерения позволяет сделать кабинет физики ядром естественнонаучной образовательной среды школы.

Это имеет важнейшее значение в реализации практической направленности школьного курса физики в современных условиях, т.к. большинство школьников только в кабинетах естественнонаучных предметов, и главным образом в кабинете физики, могут ознакомиться с технологическими применениями компьютера.

Требования к кабинету физики

1. Кабинет оборудуется лабораторными столами и стульями, демонстрационным столом, шкафами для хранения лабораторного оборудования для практических и лабораторных работ.
В лаборантской устанавливаются шкафы (стеллажи) для хранения демонстрационного оборудования и универсальный стол-верстак.
2. Расстановка мебели в кабинете должна обеспечивать оптимальную ширину проходов, оптимальные расстояния от классной доски до первого и последнего ряда столов.
3. Кабинет оснащается медицинской аптечкой с набором перевязочных средств и медикаментов, инструкцией по правилам безопасности труда для учащихся.
4. Естественный свет должен падать с левой стороны от учащихся, наименьшая общая искусственная освещенность на уровне столов должна быть не ниже 300 лк при люминесцентных лампах.
5. Кабинет физики относится к группе помещений с повышенной опасностью. Запрещается подавать на рабочие столы учащихся напряжение свыше 42 В переменного и 110 В постоянного тока. Электрооборудование кабинета с напряжением питания свыше 42 В переменного и 110 В постоянного тока заземляют.
6. Для обеспечения пожарной безопасности кабинеты физики комплектуются противопожарным инвентарем: ящиком с песком, плотной мешковиной, углекислотным или порошковым огнетушите­лем.
7. Химические реактивы, предусмотренные перечнем, хранятся в лаборантской в глухом шкафу под замком, жидкие реактивы - в тонкостенных, твердые - в толстостенных стеклянных банках с притертыми пробками. Каждый сосуд имеет четкую этикетку.
8. Пребывание учащихся в кабинете физики и лаборантской допускается только в присутствии учителя.
9. Кабинеты физики не должны использоваться в качестве классных комнат для проведения занятий по другим предметам, сборов.

Оборудование кабинета физики

Оборудование, которым комплектуется кабинет физики, должно обеспечивать два вида физических демонстраций для классов, изучающих физику на базовом уровне:

* демонстрационный эксперимент (оборудование для таких экспериментов определяется из расчета одного комплекта на кабинет и предназначено для использования учителем);

* фронтальный ученический эксперимент, имеющий безусловный приоритет с точки зрения современной методики преподавания естественнонаучных предметов. Приборы и оборудование для таких экспериментов приобретаются из расчета одного комплекта на двух учащихся.

Оборудование для работ физического практикума, который традиционно был одним из наиболее интересных разделов школьного физического образования, предусматривается теперь, к сожалению, только в школах и классах с расширенным и углубленным изучением физики.

Комплект оборудования физического кабинета состоит из следующих позиций:

1. Учебно-методическая литература по физике (учебники, за дачники, дидактические материалы, справочная литература).

2. Учебно-методическая литература по астрономии.

3. Технические средства обучения:

4. Комплект электроснабжения кабинета физики.

5. Приборы для демонстрационных опытов:

по молекулярной физике;

по квантовой физике.

6. Компьютерная измерительная система.

7. Лабораторные принадлежности, материалы, посуда, инстру менты.

8. Статические, динамические, демонстрационные и раздаточ ные модели.

9. Печатные пособия:

таблицы; плакаты; раздаточные материалы.

10. Экранно-звуковые средства:

транспаранты для графопроектора;

11. Программное обеспечение для компьютера.

Оборудование астрономического уголка в кабинете физики

В астрономическом уголке должны быть следующие учебные пособия:

оптические инструменты для наблюдения небесных тел

(теодолиты, телескопы, бинокли); модели для демонстрации внешнего вида небесных тел

и их движений (глобусы, теллурии, модели планетной системы и т.п.);

демонстрационные печатные пособия (карты звездного неба, луны, таблицы, портреты);

печатные пособия для индивидуальных занятий (учени ческие карты звездного неба, звездные атласы, астроно мические календари и т.д.);

экранные пособия (диапозитивы, диафильмы, кино фрагменты).

Требования по технике безопасности и охране труда в кабинете физики

Устройство электрической сети кабинета:

· подача на столы учащихся напряжения свыше 42 В пе ременного тока и 110 В постоянного тока;

· защитное зануление оборудования;

· наличие протоколов ежегодной проверки изоляции электропроводки и заземляющих устройств;

· защита радиаторов и трубопроводов отопительной, га зовой и водопроводной систем диэлектрическим ограж дением. Соблюдение требований пожарной безопасности. Соблюдение требований безопасности при работе с химически ми веществами.

Соблюдение требований безопасности при работе с аккумуля торами.

Соблюдение требований безопасности при работе с проекционной аппаратурой (защитное зануление аппарата, наличие свободных выходов и проходов, наличие у кинодемонстратора удостоверения и талона пожарной безопасности, соответствие проводки требованиям Правил устройства электроустановок ПУЭ).

Наличие химических веществ, приборов и оборудования, приме нение которых в школе запрещено (металлическая ртуть, бензиновые лампы, генераторы УВЧ, нафталин, асбестированные сетки, дистилляторы с открытой спиралью, реостаты с открытой спиралью напряжени ем 220 В и т.п.)

Наличие памятки по оказанию первой доврачебной помощи при несчастных случаях, данные о телефоне и адресе ближайшего лечеб ного учреждения, где может быть оказана квалифицированная меди цинская помощь.

Наличие спецодежды и средств индивидуальной защиты. Со блюдение периодичности испытаний электрозащитных средств. Наличие акта-разрешения на эксплуатацию кабинета. Наличие у заведующего кабинетом, учителей физики и руково дителей кружков удостоверения об обучении и проверке знаний по охране труда (1 раз в 3 года), а также удостоверения о проверке знаний по электробезопасности с присвоением не ниже 3-й группы по элек тробезопасности (1 раз в год).

Наличие инструкций:

· по технике безопасности для учащихся, проходящих практические занятия кабинетах физики;

· по охране труда при работе с химическими веществами;

· по охране труда при работе с проекционной аппаратурой;

· по охране труда при подготовке и выполнении демонст рационных опытов;

· по безопасному обращению с газом;

· по охране труда при работе с аккумуляторами.

Инструкции утверждаются приказом по школе и решением профсоюзного комитета.

Журнал учета инструктажа по безопасности учебного процесса. Журнал учета инструктажа учащихся при выполнении внешко льных занятий.

Аптечка первой помощи в кабинете физики

Аптечка первой помощи в кабинете физики. Перечень медикаментов аптечки в кабинете физики.
Материал взят из книги: В. Ф. Шилов Техника безопасности в кабинете физики. М.: Школьная Пресса, 2002, с. 74-75

В кабинете физики обязательно должна быть аптечка (шкафчик) с необходимыми медикаментами для оказания первой помощи.
В аптечке хранят следующие предметы и медикаменты:

1. Индивидуальные асептические пакеты без бинтов и с бинтами, которые применяют для наложения повязок при серьезных ранениях.Обычно пакет вскрывают при помощи нити, конец которой выступает из пакета.

2. Ватно-марлевый бинт, который применяется для бинтования ран и переломов.

3. Вата гигроскопическая стерильная в тампонах, 50 г. Хранят ее в стеклянной стерильной банке с притертой пробкой или под плотной полиэтиленовой крышкой.

4. Пинцет стерильный для наложения ватных тампонов на рану.

5. Флакон (25—50 мл) клея БФ-6 для обработки микротравм.

6. Йодная спиртовая настойка в ампулах или темном флаконе с притертой пробкой или во флаконе с капельницей; она служит для обработки кожи вокруг раны. Обработку производят с помощью небольшого кусочка ваты, намотанного на чистую палочку, спичку, а не пробкой от флакона с йодом.

7. Раствор (3%-ный) пероксида водорода (25—50 мл); это крово­останавливающее средство, хранят его в темной посуде не более одного года.

8. Водный раствор (10%-ный) аммиака (нашатырный спирт); хранят в плотно закрытых флаконах (50 мл) и применяют при потере сознания (обмороках).

9. Спирт (96%-ный) этиловый гидролизный или винный ( SO - SO мл); необходим для обработки обожженных участков кожи.

10. Глицерин (25—50 мл); необходим для снятия болевых ощущений после ожога.

11. "Винилин", или "Бальзам Шостаковского" (150-200 г); накладывают на обожженное место при любой степени ожога. Срок хранения не более 3 лет.

12. Фурацилин или риванол в растворе; необходим для пропи­тывания повязок, накладываемых на место ожога.

13. Пипетки (2-3 шт.); хранят в футлярах.

14. Стеклянные или пластмассовые палочки для нанесения мази на место ожога.

15. Жгут резиновый для остановки кровотечений.

На дверце аптечки должны быть написаны телефон скорой помощи, адрес и телефон ближайшего лечебного учреждения.

Рядом с аптечкой помещают краткую инструкцию по оказанию первой помощи.

Перечень медикаментов аптечки кабинета физики

1. Индивидуальные асептические пакеты без бинтов и с бинтами

2. Ватно-марлевый бинт

3. Вата гигроскопическая стерильная в тампонах, 50 г.

6. Йодная спиртовая настойка

7. Раствор (3%-ный) пероксида водорода (25—50 мл).

8. Водный раствор (10%-ный) аммиака (нашатырный спирт)

9. Спирт (96%-ный) этиловый гидролизный

10.Глицерин (25—50 мл)

11. "Винилин", или "Бальзам Шостаковского".

11. Фурацилин или риванол в растворе

12. Пипетки (2-3 шт.).

13. Стеклянные или пластмассовые палочки

Курс повышения квалификации

Особенности методической работы в онлайн-образовании


Педагогические основы деятельности учителя общеобразовательного учреждения в условиях ФГОС


Информационные технологии в деятельности учителя физики


«Домашнее обучение. Лайфхаки для родителей»

Краткое описание документа:

Требования к кабинету физики . (источник: журнал "Завуч №7 2001 г)

Оборудование кабинета физики

Комплект оборудования физического кабинета состоит из следующих позиций:

Разработка "Паспорт кабинета физики"

6. Наглядные пособия, учебная и методическая литература.

7. Список оборудования в кабинете физики(лаборатория физики)

8. Техника безопасности на уроках физики.

9. Перечень перевязочных средств и медикаментов

для аптечки школьного кабинета (лаборатории) физики

10. Расписание уроков на 2015-2016 уч.год.

11. График работы кабинета на 2015-2016 уч.год.

12. План развития кабинета на 2015-2016 уч.год.

13. План работы кабинета на 2015-2016 уч.год.

- Приложение 1. Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики для глаз

- Приложение 2. Рекомендации по воспитанию и формированию правильной рабочей позы у учащихся.

- Приложение 3. Рекомендуемый комплекс упражнений физкультурных минуток (ФМ)

- Приложение 4. Инструкция по правилам безопасности труда для учащихся.

- Приложение 5. Инструкция по охране труда при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике.

- Приложение 6. Инструкция по охране труда в кабинете и лаборатории по физике.

- Приложение 7. Инструкция по охране труда при проведении демонстрационных опытов по физике

- Приложение 8. Инструкция инструктажа по электро-пожарной безопасности в кабинете физики

- Приложение 9. Инструкция для учащихся по охране труда при проведении занятий в кабинете и лаборатории физики

- Приложение 10. Программа инструктажа по оказанию первой помощи в кабинете физики

- Приложение 11. Программа инструктажа по использованию технических средств обучения и специального оборудования в кабинете физики.

- Приложение 12. Выписка из Постоговления от 29.12.10 № 189 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения общеобразовательных учреждениях»

приёмки кабинета физики

Председатель ПК Директор школы

Бирюкова Н.А. Ю.И.Карнаухов

Мы, нижеподписавшиеся члены комиссии по оформлению актов - разрешений по эксплуатации учебных кабинетов, лабораторий, мастерских, спортивного зала в составе председателя комиссии Бирюковой Н.А.-завуча школы;– ответственного за охрану труда и технику безопасности Кислонии М.М., членов комиссии в составе:

1. Бирюкова Н.А. - завуч школы;

2. Лукьяненко Е.В. – член совета школы;

3. Сальниковой Л.И. – председатель ПК.

Составили настоящий акт в том, что:

1. В кабинете физики для учащихся оборудовано 36 учебных мест, которые соответствуют нормам по охране труда, правилам техники безопасности и производственной санитарии, а также возрастным особенностям учащихся.

2. Администрация и педагогический коллектив МАОУ СОШ № 92 с правилами техники безопасности и производственной санитарии для кабинета физики ознакомлены.

Председатель комиссии:__________/Бирюкова Н.А./

Члены комиссии:________/

Характеристика учебного кабинета .

Помещение кабинета физики удовлетворяет требованиям Санитарно-эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2.2821-10). Помещение оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и техническими средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки учащихся. Особую роль в этом отношении играет создание технических условий для использования информационно-коммуникационных средств обучения (в т.ч. для передачи, обработки, организации хранения и накопления данных, сетевого обмена информацией, использования различных форм презентации данных).

Учебный кабинет – сложная функциональная система, назначение которой – рациональная организация учебно-воспитательного процесса по учебному предмету, оптимизация его во всех звеньях. Оптимизация процесса обучения – это целенаправленный выбор педагогами наилучшего варианта построения этого процесса, который обеспечивает за отведенное время максимально возможную эффективность решения задач образования и воспитания школьников. Решение методических проблем оптимизации учебно-воспитательного процесса зависит от условий, в которых протекает совместная деятельность учителя и учащихся, насколько эти условия отвечают специфике их деятельности, в какой мере они позволяют добиться запланированных результатов при определенных затратах сил, времени учителя и учащихся, используя при этом прогрессивные методы, организационные формы, средства обучения. Учебный кабинет оборудуется системой средств обучения, мебелью, приспособлениями, средствами оргтехники, книжным фондом.

Задачи кабинета физики:

1. Обеспечение качественного выполнения программы по физике

2. Организация фронтальной учебной деятельности с использованием

мультимедийного проектора и компакт-дисков учебного назначения.

3. Обеспечение комфортных условий труда , соблюдение санитарно-

гигиенических норм в кабинете.

4. Поддержание в рабочем состоянии оборудования для лабораторных работ и

демонстрационных опытов, имеющихся в кабинете. Пополнение кабинета

современной справочной литературой по физике, раздаточными и

Описание кабинета физики.

Учебный кабинет – это учебное помещение школы, оснащенное наглядными пособиями, учебным оборудованием, мебелью и техническими средствами обучения, в котором проводиться учебная, факультативная и внеклассная работа с учащимися, и методическая работа по предмету. Кабинет нельзя создать за короткое время. Кабинет создаётся постепенно, дооборудуется и совершенствуется в течение нескольких лет. Оптимальный комфорт для обучения определяется, в основном «внутренней ценностью» кабинета. Важен не только сам процесс обучения, но и правильный оформленный кабинет. Хороший кабинет способен передавать учащимся всю информацию о предмете.

В нашей школе кабинет физики расположен на 3-м этаже № 327. Для реализации базового физического образования в состав помещений кабинета физики включена лаборатория с лаборантской комнатой. Оборудование соответствует установленным санитарно-гигиеническим нормам технике безопасности.

- Площадь лаборатории: 91 м 2 (7м*13м), лаборантской комнаты – 21(7м*3м) м 2.

- Вся мебель в кабинете расставлена с соблюдением санитарно-гигиенических норм.

- Стены кабинета физики гладкие, допускающими их уборку влажным способом. Стены кабинета окрашены в нежный салатовый цвет; мебель, жалюзи, двери имеют светлый цвет натурального дерева. Окна –белые. Классная доска имеет темно-зеленый цвет; мобильная классная доска – белая (по ней пишем темными маркерами).

- Полы без щелей и имеют покрытие – линолиум.

- В кабинете имеется противопожарный инвентарь, углекислотный огнетушитель и аптечка скорой помощи

Мебель для учащихся.

Размеры учебной мебели, в зависимости от роста обучающихся, должны соответствовать значениям, приведенным в таблице 1.

Размеры мебели и ее маркировка, согласно СанПиН 2.4.2.2821-10

Номера мебели по ГОСТам 11015-93 11016-93

Группа роста (в мм)

Высота над полом крышки края стола, обращенного к ученику, по ГОСТу 11015-93 (в мм)

Высота над полом переднего края сиденья по ГОСТу 11016-93 (в мм)

- В кабинете физики устанавлены двухместные ученические лабораторные столы в три ряда с подводкой электроэнергии. - К ученическим столам подведен электрический ток напряжением 42В. Электрические розетки расположены в закрытых стойках возле каждого стола.

- Штепсельные розетки, к которым подводится напряжение 12-42 В конструктивно отличаются от розеток, к которым подводится более высокое напряжение.

- Электропитание рабочих мест обеспечено специальным школьным комплектом электроснабжения кабинета физики , обеспечивающим скрытую стационарную подводку электрического тока на рабочие места учителя и обучающихся требуемых номиналов напряжения.

Для рациональной организации рабочего места обучающихся соблюдены следующие условия:

- достаточная рабочая поверхность для письма, чтения, выполнения опытов и других видов самостоятельных работ;

- соответствие стола и стула антропометрическим данным для сохранения удобной рабочей позы обучающегося; высота столов 75 см, высота стульев – 45 см.

- рабочая поверхность стола имеет размер 1200x600 мм и отделана декоративным слоистым пластиком, что позволяет удобно разместить оборудование и школьные принадлежности, используемые на уроке;

- необходимый уровень освещенности на рабочей поверхности стола (300 лк).

- расстояние столов от стен от 75 см до 3-х метров, расстояние между рядами от 75 см до 85 см, что соответствует установленным стандартам.

Оформление интерьера кабинета физики.

- На передней стене кабинета физики закреплена интерактивная доска, щит комплекта электроснабжения и оборудован метеоуголок.

- В передней части кабинета физики установлен демонстрационный стол.

- Рядом с демонстрационным столом расположен учительский стол и лабораторный комплекс для учебной практической и проектной деятельности по естествознанию.

- Вдоль задней стены имеются 5 шкафов, два из которых – без дверок, для организации выставок и презентаций.

- Вдоль боковой стены расположены: классная доска и панель с набором классного чертежного инструмента., пробковые доски для сменных экспозиций, классный уголок, портреты выдающихся физиков, шкала электромагнитных волн. Материалы стендов «Физические величины. Фундаментальные константы», «Международная система единиц (СИ)», «Приставки для образования десятичных кратных и дольных единиц», «Готовимся к экзамену», Творческие работы учащихся» помогают рационально использовать учебный труд. Стенды играют большую роль при решениях задач.

- Экспозиционные стенды со сменяемой информацией разделяются на: рабочие, материал которых используется при изучении отдельных вопросов программ, юбилейные, посвященные знаменательным событиям, инструктивные, материал которых связан с рекомендациями методического характера.

- Экспозиционные стенды с постоянной информацией содержат справочный материал многократного применения (Международная система единиц-СИ и др.), инструктивные материалы многократного применения (инструкция по технике безопасности и др.) и портреты выдающихся русских и зарубежных ученых физиков.

- Стенды с постоянной экспозицией размещаются вверху на боковой стене над стендами с временной экспозицией..

- В кабинете имеется мобильная классная доска.

Рабочее место учителя.

- Кабинет физики оборудован специальными демонстрационными столами, где предусмотрены пульты управления проектной аппаратурой, подача воды, электричества, канализации. Для обеспечения лучшей видимости учебно-наглядных пособий демонстрационный стол устанавлен на подиум.

- Рядом с демонстрационным столом расположен стол учителя.

- Слева от доски, в рабочей зоне учителя, на стене закреплен электрораспределительный щит с пультом управления электроснабжением рабочих мест учителя и обучающихся.

- Под поверхностью демонстрационного стола, под его крышкой установлены электрические розетки двух конструкций для подводки электрического тока напряжением 42В и 220В. Подводка стационарная и скрытая.

- Пульт подачи электроэнергии на рабочие места учителя, и обучающихся представляет собой блок питания (щит) комплекта электроснабжения кабинета физики типа КЭФ – 10 . Со щита подается напряжение на рабочие места обучающихся - переменный ток 42 В и на рабочее место учителя - переменный ток 42 В и 220 В.

- Расположение электрощита и "Устройства защитного отключения" дает учителю возможность быстрого отключения системы электроснабжения. Размещение - слева от интерактивной доски.

Оснащению кабинета аппаратурой и приспособлениями

- Для воспроизведения визуальной, вербальной и аудиовизуальной информации в кабинете физики установлена интерактивная доска, компьютер с колонками и принтер.

- При использовании интерактивной доски длительность ее непрерывного применения в учебном процессе устанавливается согласно таблице 2.

Длительность непрерывного применения на уроках различных
технических средств обучения

Длительность просмотра (мин.)

- При использовании компьютерной техники на уроках непрерывная длительность занятий непосредственно с видеодисплейным терминалом (ВДТ) и проведение профилактических мероприятий должны соответствовать гигиеническим требованиям, предъявляемым к видеодисплейным терминалам и персональным электронно-вычислительным машинам.
После занятий с ВДТ необходимо проводить гимнастику для глаз, которая выполняется на рабочем месте (Приложение 1).

Лаборантская комната.

- Лаборантская комната имеет два выхода - в коридор и в лабораторию.

- В лаборантской комнате установлены шкафы для хранения демонстрационного оборудования, книг, тетрадей, письменных принадлежностей и экранных пособий.

- Письменный стол учителя в лаборантской расположен у окна.

- В лаборантской комнате имеется противопожарный инвентарь (ящик с песком), углекислотный огнетушитель и аптечка первой медицинской помощи.

- В лаборантской комнате установлен стол для предварительной подготовки опытов к урокам.

- Кабинет физики оснащен средствами обучения для проведения демонстрационных опытов, фронтальных лабораторных работ и лабораторных практикумов. Номенклатура средств обучения соответствует выбранной школой учебной программы и ориентирована на изделия, рекомендуемые действующими "Перечнями учебного оборудования по физике для общеобразовательных учреждений России", утвержденными приказом Минобразования Российской Федерации.

- В кабинете физики имеется комплект учебных книг по физике по программе школы; инвентарная книга учета оборудования, мебели, приспособлений и литературы; полный комплект технической документации, включающий паспорта на средства обучения, руководства по использованию и инструкцию по технике безопасности.

- В кабинете имеется комплект методической литературы для учителя, программу обучения физике в данном учебном заведении, справочную литературу, образовательный стандарт по физике

- библиотечный фонд. В него входят комплекты учебников, рекомендованных или допущенных Министерством образования и науки РФ.

- дидактические материалы для 7 – 11 классов - сборники познавательных и развивающих заданий, а также контрольно-измерительные материалы по отдельным темам курса.

- таблицы, схемы представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально-раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях.

- мультимедийные обучающие программы и электронные учебники носят проблемно-тематический характер и обеспечивают дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов стандарта. Эти пособия предоставляют техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в т.ч. в форме тестового контроля).

- В кабинете предусмотрена инвентарная книга учета оборудования, мебели, приспособлений и литературы.

- В кабинете имеется комплект технической документации, включающий паспорта на средства обучения, руководства по использованию и инструкцию по технике безопасности.

Размещение и хранение оборудования

Система размещения и хранения учебного оборудования обеспечивает:

- сохранность средств обучения;

- постоянное место, удобное для извлечения и возврата изделия; закрепление места за данным видом учебного оборудования на основе частоты использования на уроках;

- быстрое проведение учета и контроля для замены вышедших из строя изделий новыми.

Основной принцип размещения и хранения учебного оборудования - по видам учебного оборудования, с учетом частоты использования данного учебного оборудования и правил безопасности.

- Оборудование для демонстрационных опытов и лабораторное оборудование хранится в шкафах, установленных в лаборантской комнате.

- Сменные таблицы по физике хранятся в шкафу для наглядных пособий в лаборантской комнате и в лаборатории в ящике, установленном под классной доской.

- Размещение оборудования в шкафах проводится по разделам курса физики с учетом массы, габаритов и частоты применения каждого изделия. Часто применяемое оборудование хранится на средних полках, массивное - на нижних и редко применяемое на верхних полках.

- Экранно-звуковые средства и библиотека учителя размещены в шкафу в лаборантской комнате.

Воздушно-тепловой режим.

- В качестве нагревательных приборов применяются батареи центрального отопления с кожухами и имеют регуляторы температуры. Температура не превышает 80 0 С.

- Окна имеют открывающиея фрамуги с фиксаторами «крокодильчик». Фрамуги функционируют в любое время года.

- Учебные помещения проветриваются во время перемен.

- До начала занятий и после их окончания осуществляется сквозное проветривание кабинета физики. Длительность сквозного проветривания определяется погодными условиями согласно таблице 3.
- В теплые дни занятия проводятся при открытых фрамугах и форточках.

Рекомендуемая продолжительность сквозного проветривания учебных помещений в зависимости от температуры наружного воздуха

Требования безопасности к кабинету физики

Кабинет физики должен отвечать гигиеническим требованиям, нормам охраны труда и правилам техники безопасности. При осмотре кабинета физики проверяется:

1. Наличие акта-разрешения на проведение занятий.

2. Наличие инструкций по охране труда:

В кабинете должны быть инструкции по охране труда при работе в кабинете физики, при проведении демонстрационных опытов, при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума, которые утверждаются руководителем образовательного учреждения, профсоюзным комитетом и пересматриваются не реже одного раза в 3 года.

Правила по ТБ для кабинета физики.

Инструкция по ТБ для учащихся для кабинета физики.

Инструкция по ОТ при работе в кабинете физики.

Инструкция по ОТ при проведении демонстрационных опытов по физике.

Инструкция по ОТ при проведении лабораторных работ и лабораторного практикума по физике.

Инструкция по ТБ при проведении экскурсии по физике для учащихся.

Инструкция по правилам безопасности для учащихся в кабинете физики.

Инструкция по ОТ и ТБ для лаборанта кабинета физики.

Инструкция по ОТ для учителя физики.

Инструкция по ТБ для учащихся на лабораторных работах по физике.

Перечень перевязочных средств и медикаментов для аптечки школьного кабинета физики.

Правила ТБ при работе со стеклянными приборами, горячей водой.

Правила ТБ при работе с электролитом.

Правила ТБ при работе с электрическими приборами.

3. Наличие и заполнение журнала регистрации инструктажа по охране труда.

Журнал оформляется при проведении с учащимися кружковой работы или факультативных занятий.

4. Техническое состояние помещения.

Наличие лаборантской обязательное условие для кабинета физики. Лаборантская должна располагаться смежно с кабинетом (лабораторией) физики со стороны классной доски и иметь два выхода – один в кабинет, другой – в коридор, на лестницу, в рекреационное или иное смежное помещение.

5. Укомплектованность и расстановка мебели в кабинете.

Кабинет физики должен быть оборудован специальными демонстрационными столами, а сами демонстрационные столы - установлены на подиуме высотой 10-20 см. Расстояние от демонстрационного стола:

- до учебной доски - не менее 100 см;

- от первой парты до учебной доски - 2,4 - 2,7 м;

-наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски - 860 см.

В кабинете физики устанавливают двухместные ученические лабораторные столы (с надстройкой и без нее).

Лаборантская физики оборудуется вытяжными шкафами, расположенными у наружной стены возле стола преподавателя.

Кабинет комплектуется столами ученическими и стульями 4, 5 и 6 ростовых групп в соотношении: 4 группа - 30 %, 5 группа - 60 %, 6 группа - 10 %.

Ученическая мебель должна иметь цветовую маркировку по ростовым группам.

Расстояние от стен до столов учащихся должно быть не менее 0,5 м.

6. Соблюдение норм освещенности.

Наименьшая освещенность должна быть: при люминесцентных лампах—З00лк. (20Вт 1кв.м.), при лампа накаливания—150лк. (48 Вт/кв.м.).

7. Состояние электроустановок и меры безопасности.

Величина напряжения, подаваемого на рабочие столы учащихся должна быть не более 42 В переменного и 110 В постоянного тока.

Электросеть должна быть оборудована устройством защитного отключения (УЗО).

Корпуса электрощитов должны быть заземлены медным или алюминиевым проводником сечением не менее 4 кв. мм.

Электроизмерительные приборы, органы управления должны быть целы и исправны.

В кабинете должны быть:

- диэлектрические перчатки, которые испытываются один раз в 6 месяцев;

- инструмент с изолированными ручками, который испытывается один раз в год:

- указатель напряжения, который испытывается один раз в год;

- диэлектрический резиновый коврик, который ежегодно подвергается внешнему осмотру.

В кабинете запрещается применять:

- металлическую ртуть и приборы с содержанием ртути,

- генераторы УВЧ на октальных лампах,

- индукционные катушки ИВ-50, ИВ-100,

- приборы для демонстрации электроискровой обработки металлов,

- фотореле на фотосопротивлениях,

- приборы для определения коэффициента линейного расширения металлов,

- электронагревательные приборы с открытой спиралью на напряжение переменного тока более 42 В.

8. Состояние производственной санитарии.

Учитель (преподаватель) и лаборант должны быть обеспечены хлопчатобумажным халатом.

9. Выполнение требований пожарной безопасности.

В кабинете должен быть химический пенный и углекислотный или порошковыйогнетушители, ящик с песком, укомплектованной совком, плотная мешковина, пропитанная огнезащитным составом.

10. Комплект средств индивидуальной защиты (СИЗ).

В кабинете должно быть: диэлектрические перчатки, которые испытываются один раз в 6 месяцев: инструмент с изолированными ручками, который испытывается один раз в год; указатель напряжения, который испытывается один раз в год; диэлектрический резиновый коврик, который ежегодно подвергается внешнему осмотру.

11. Наличие аптечки первой помощи.

Медаптечка должна быть укомплектована в соответствии с Приложением 5 Правил по технике безопасности для кабинетов (лабораторий) физики, в которой должна быть опись медикаментов. На упаковках медикаментов проставляется порядковый номер согласно описи. На дверце медаптечки или рядом с ней вывешивается краткая инструкция по оказанию первой помощи при травмах, а также адрес и номер телефона ближайшего лечебного учреждения.

12. Исправность ТСО, пультов, щитов.

13. Исправность электропроводки.

14. Маркировка щитов, рубильников, розеток.

15. Наглядность по ОТ и ТБ (плакаты).

16. Запрещается использовать кабинеты физики в качестве классных комнат для занятий по другим предметам и групп продленного дня.

17. Пребывание учащихся в лаборантской запрещается, а в помещении кабинета (лаборатории) разрешается только в присутствии учителя физики.

18. Учащиеся не допускаются к выполнению обязанностей лаборанта кабинета физики.

19. Вытяжной шкаф должен обеспечивать скорость движения воздуха в рабочем проеме шкафа не менее 1,0 м/с. Запрещается применение люминесцентных ламп и лапм накаливания без светорассеивающей арматуры. Очистка светильников производится не реже одного раза в 3 месяца.

20. Для обеспечения надлежащей естественной освещенности нельзя расставлять на подоконниках цветы. Стекла окон должны очищаться от пыли и грязи не реже двух раз в год. К этой работе привлекать учащихся запрещается.

21. Помещения кабинета (лаборатории) физики оборудуются вентиляцией и отоплением. Оборудование радиаторов и трубопроводов отопительной системы диэлектрическим (деревянным) ограждением. Температура воздуха должна быть 17-20 о С, относительная влажность 40-60%.

Документ "Требования к оснащению кабинета физики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Основания и цели разработки требований.

В первом разделе представлены рекомендации по оснащению школ нормативной документацией, учебно-методическими комплектами, печатной продукцией, техническими средствами обучения, необходимыми для перехода школ на организацию процесса обучения в соответствии с требованиями образовательных стандартов по физике.

Во втором разделе приведены перечни лабораторного оборудования, необходимого для выполнения фронтальных лабораторных работ и работ физического практикума.

В третьем разделе приведены перечни демонстрационного оборудования.

Однако главное в оснащении кабинета физики – это лабораторное и демонстрационное оборудование.

Обследование школ показывает, что обеспеченность фронтальным оборудованием в среднем значительно ниже нормы. Демонстрационное оборудование находится в изношенном состоянии, а его номенклатура еще ниже, чем лабораторного. В этих условиях наиболее эффективным способом подготовки кабинетов физики к переходу обучения в соответствии с государственными образовательными стандартами является разработка региональных, районных, муниципальных и школьных программ обновления материально-технической базы. Настоящие рекомендации направлены на оказание конкретной помощи в разработке таких программ.

Новизна требований.

Оборудование, представленное в рекомендациях, учитывает три формы эксперимента, проведение которого регламентировано примерными программами: демонстрационный эксперимент и два вида лабораторного эксперимента: фронтальный – в основной школе и базовом уровне старшей ступени, фронтальный и лабораторный практикум – при изучении физики на профильном уровне.

В представленной системе оборудования реализуется принцип вариативности. Он выражается в том, что возможны, по крайней мере, три способа комплектации систем оборудования, каждый из которых позволяет осуществить экспериментальную поддержку примерных программ. Один из них – на основе компьютерных измерительных систем, второй – на базе цифровых способов обработки и представления результатов, третий – на основе классических аналоговых методов. Все три способа дополняют друг друга.

Принципы отбора объектов и средств материально-технического обеспечения.

Отбор оборудования осуществлялся с учетом ряда принципов. Главный из них – это полнота системы оборудования относительно экспериментальной части примерных программ и требований к учащимся, зафиксированных в образовательном стандарте.

Второй принцип – преемственность систем оборудования между ступенями и уровнями старшей школы – проявляется в том, фронтальное оборудование является общим для обеих ступеней обучения. В системе демонстрационного оборудования имеются базовые элементы, общие для первой и второй ступеней, а также дополнительные элементы для профильного обучения в старшей школе.

Измерительный комплекс кабинета физики насыщается компьютерными и цифровыми средствами измерения. Это обуславливает такой принцип отбора, как оптимальное сочетание классических и современных средств измерений и способов экспериментального исследования явлений. Соблюдение этого принципа имеет особое значение для основной школы. Именно этот принцип требует включения в перечень оборудования для основной школы таких приборов, как жидкостный термометр, тележки демонстрационные, теплоприемники и др.

Расчет количественных показателей.

Д – демонстрационный экземпляр (1 экз., кроме специально оговоренных случаев),

К – полный комплект (для каждого ученика)

Ф – комплект для фронтальной работы (1 комплект на двух учеников)

П – комплект, необходимый для проведения лабораторного практикума (3 - 4 экз.).

Б – библиотечные комплекты (5 экз).

Характеристика учебного кабинета.

Для кабинета физики необходима система электроснабжения лабораторных столов только электробезопасным напряжением не выше 36  42 В. Без такого электроснабжения нельзя полностью выполнить систему самостоятельного эксперимента. Следует иметь в виду, что в рамках выполнения государственной программы «Учебная техника» полностью обновлена вся система источников тока, используемых в кабинете. В частности, в качестве лабораторного источника тока питания необходим источник с выходом не только постоянного, но и переменного тока.

Читайте также: