Что такое педагогический совет круглый стол

Обновлено: 16.05.2024

Цель: раскрыть широкий спектр мнений педагогов ДОУ по выбранной для обсуждения теме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с введением федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (ФГОС ДО), и достичь консенсуса.

Задача: мобилизация и активизация педагогического коллектива на решение конкретных актуальных проблем.

Оборудование: ноутбук, проектор, экран.

Круглый стол предполагает:

  1. Готовность педагогов к обсуждению заданной темы.
  2. Наличие определенной позиции, теоретических знаний и практического опыта педагогов ДОУ.

Этапы подготовки и проведения «круглого стола»: подготовительный, дискуссионный и завершающий (постдискуссионный).

- выбор темы, представляющий практический интерес для педагогов;

II. Дискуссионный этап:

  • выступление модератора, обсуждение документа педагогами ДОУ.

III. Завершающий (постдискуссионный) этап:

- установление общих результатов проводимого мероприятия.

1. Показ презентации Кена Робинсона «Новый взгляд на систему образования».

2. Нормативно-правовая база ОП ДО.

Изменения последнего времени, происходящие в Российской системе дошкольного образования, очень значимы и связаны, прежде всего, с вступлением в силу с 01 сентября 2013 года Федерального Закона № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации». Нас ждут серьёзные перемены в области дошкольного образования. Дошкольное образование является сегодня одним из национальных приоритетов государственной политики. Право на общедоступное дошкольное образование для каждого ребёнка, проживающего в России, установлено Конституцией РФ – основным законом нашей страны.

Таким образом, произошли большие изменения в нормативно-правовой базе, регулирующей вопросы организации и представления услуг по дошкольному образованию.

Основная цель нашей встречи – раскрыть мнения педагогов по обсуждаемой теме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с введением ФГОС ДО, и выявить основные стратегические ключевые задачи дошкольной ступени образования, которые становятся на сегодня Президентом и Правительством РФ. Прежде чем приступить к обсуждению документа, предлагаю вашему вниманию презентацию проекта ФГОС ДО.

3. Показ презентации «Проектирование образовательного процесса в группах ДОУ»

4. Вопросы и ответы (обсуждение работы детского сада в соответствии с ФГОС)

Давайте обсудим, что изменилось в организации образовательного процесса в ДОУ? (ответы педагогов).

На что направлены основные принципы в сфере образования? (ответы педагогов).

Основные принципы в сфере образования:

  • приоритетность образования
  • обеспечение права каждого человека на образование (статья 5. пункт 3: бесплатность образования в соответствии с ФГОС дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего, среднего профессионального и на конкурсной обнове высшего образования, если образование данного уровня гражданин получает впервые)
  • гуманистический характер образования
  • единства образовательного пространства на территории РФ
  • интеграция системы образования РФ с системами образования других государств
  • светский характер образования
  • свобода выбора получения образования
  • автономия образовательных организаций (информационная открытость и публичная отчетность образовательных организаций)
  • сочетание государственного и договорного регулирования отношений в сфере образования

Каким должен быть современный педагог XXI века? (ответы педагогов).

6. Проведение рефлексии по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп».

Сейчас проведём рефлексию по методу Эдварда де Боно «Шесть шляп». Для этого предлагаю послушать притчу: «В одной стране жил старик, который делал шляпы. Заказов на изготовление шляп у него всегда было много, так как все считали, что его шляпы приносят счастье своим владельцам.

Пришло время, и шляпника не стало. Сыновья приехали в дом отца и решили, что смогут обогатиться на наследстве, оставленном им. Обыскав весь дом, братья ничего не нашли, кроме сундука с шляпами (белой, чёрной, синей, красной, зеленой, желтой). Братья решили, что это очень дорогой заказ, и покупатель, приехав за ним, даст большую сумму денег. Ждали, ждали братья заказчика, но никто так и не приехал. Тогда они сделали вывод, что это и есть наследство, оставленное отцом, и взяли шляпы себе.

Немного поспорив, братья выбрали себе шляпы. Через несколько лет они внови встретились в доме отца.

Первый брат, который выбрал белую шляпу, научился видеть детали во всем происходящем, анализировать факты и события.

Второй брат, выбравший красную шляпу, стал эмоционально чувствительным, и кому-то это нравилось, а кому-то нет.

Третий начал видеть всё в чёрном цвете, обращал внимание на недостатки во всём. И многим это даже нравилось.

Брат, который взял жёлтую шляпу, находил во всём только хорошее, видел все в светлых тонах, многим помог, хотя некоторые назвали его наивным.

Всё к чему прикасался пятый брат, который выбрал зелёную шляпу, раскрывалось, кипело идеями. Он вдруг обнаружил в себе много талантов, о которых даже не подозревал.

Брат в синей шляпе научился видеть масштабно, всю картину в целом, мог объяснить смысл происходящего и подсказать, куда двигаться дальше».

Практическая часть рефлексии:

Предлагаем вам представить себя на месте братьев и «применить» (выбрать) одну из шляп. Педагоги делятся на подгруппы по выбранным цветам шляп.

  • Участников с белой шляпой попросим поделиться, какой информацией о ФГОС ДО вы обладаете. Коротко, только факты. Какие вопросы у вас были до круглого стола? Получили ли вы ответ? И какие вопросы появились сейчас?
  • Подгруппу красных шляп просим поделиться своими чувствами и эмоциями, которые возникают у вас, когда вы слышите понятия – ФГТ, ФГОС?
  • От подгруппы чёрных шляп ждём критический взгляд на проблему введения ФГОС ДО.
  • Жёлтый цвет – это цвет радости и оптимизма, ждем от вас только положительных эмоций в решении данной проблемы. Каковы преимущества введения ФГОС ДО?
  • Зелёная шляпа собрала настоящих креативщиков, которые предложат нам новые идеи для реализации ФГОС.
  • Синяя шляпа собрала философов, умудрённых опытом людей. Мы просим вас поделиться тем, что вы сегодня увидели и услышали нового на педагогическом совете.

7. Проведение анкетирования на тему: «Современные стратегии реализации дошкольного образования» .

Мы выяснили первоначальные мнения педагогов по проблеме введения ФГОС ДО. Каким станет дошкольное образование, будет известно позднее, Стандарты ориентированы на новые условия развития детей в дошкольных организациях. Изменения затронули как образовательные программы, так и требования к кадровому составу, к материально-техническому и финансовому обеспечению ДОУ. Выпускник детского сада, по Стандарту, должен прожить счастливую дошкольную жизнь, получив возможность для полноценного развития личности и социализации. Подготовка к школе, по мнению разработчиков Стандарта, должна вестись в большей степени в рамках развития и воспитания, чем целенаправленного обучения.

(Раздаём глоссарии «Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном Законе», выполнила Леви Л.В., учитель-логопед)

Закончить круглый стол нам хотелось бы высказыванием русского писателя Л.Н. Толстого: «И воспитание, и образование нераздельны. Нельзя воспитывать, не передавая знания, всякое же знание действует воспитательно».

8. Принятие и утверждение решения педагогического совета

Решение педагогического совета:

  1. Продолжать реализацию по плану-графику внедрения ФГОС ДО.
  2. Организовать методическое сопровождение способствующее внедрению ФГОС ДО.
  3. Создавать условия для внедрения реализации ФГОС ДО.
  4. Провести для родителей разъяснительные родительские собрания по ФГОС ДО и анкетирование на тему: «Современные стратегии реализации дошкольного образования».
  5. Принять Положение о нормах профессиональной этики педагогических работников.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Педсовет по теме"Обновление системы образования ДОУ" Федеральные Государственные Требования программы дошкольного образования.

Доклад на тему:" Федеральные Требования к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования.

Организация работы в старшей группе в условиях введения новых Федеральных Государственных Требований по дошкольному образованию

Презентация дл родительского собрания на тему "Организация работы в старшей группе в условиях введения новых Федеральных Государственных Требований по дошкольному образованию".


Принятие новых федеральных государственных стандартов в дошкольном образовании

доклад к педсовету.


ПРЕЕМСТВЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО И НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО СТАНДАРТА НАЧАЛЬНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

"Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества". .

Педсовет в форме круглого стола "Формирование профессиональной компетентности педагога"

31 января 2018 года – педсовет «Формирование профессиональной компетентности педагога».
форма проведения - круглый стол.

Цель: повышение уровня профессиональных знаний и компетенций педагогов, через информационно-просветительскую работу. Раскрыть проблему конфликтов в педагогическом общении, освоить способы и приемы бесконфликтного общения.

- рассмотреть основные теоретические понятия, связанные с профессиональной компетентностью педагога;

- определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных компетенций для педагогов;

- обеспечение профессионально-личностного самоопределения педагога в образовательном пространстве образовательной организации;

- развивать сплоченность, умение работать в команде, аргументировано отстаивать свою точку зрения.

Повестка дня:

1. Повышение уровня профессиональных знаний и компетенций педагогов, чрез информационно-просветительскую работу в форме круглого стола. (Сучкова М.А.).

2. Определение составляющих профессиональной компетентности и перечня основных профессиональных компетенций для педагогов. (мозговой штурм).

3. Коммуникативная компетентность педагога. Служба школьной медиации, как альтернативный способ урегулирования конфликтов в образовательной среде. (Тарасова С.С.).

4. Развитие креативности поведения в конфликтных ситуациях (работа в группах).

5. ИКТ компетентность одна из составляющих профессиональной компетентности педагога. (Поляхова Л.В.).

6. Эмоциональная компетентность, как фактор развития коммуникативной культуры педагога. (Голубенко Л.Я.).

7. Негатив – позитив, определение эмоционального состояния учащихся. (работа в группах).

8. Подведение итогов.

Ход педсовета.

1.Организационная часть.

Все участники педсовета размещаются за столами, расположенными по кругу.

Проведение педсовета в форме круглого стола предполагает интенсивную самостоятельную работу участников и ведущего по поводу заданной темы и позволяет обеспечить педагогов возможностями практического использования теоретических знаний. В ходе данного мероприятия происходит непосредственный обмен опытом педагогов, рассматриваются варианты решения тех или иных проблем.

2.Основная часть.

ФГОС второго поколения… Модернизация образования… Стратегия развития образования…. Как часто сегодня мы слышим всё это. Идёт обсуждение этого вопроса в интернет - ресурсах, средствах массовой информации. Уже обозначен и новый стандарт для учителя. Вчитываясь во все это задаешь себе вопрос: а дотягиваем ли мы до идеального образа и больше осознаёшь: необходимо срочно повысить свою личностную и профессиональную культуру. Нам нужно стать современными и конкурентоспособными. Почему? Как? Насколько?

Эти главные вопросы сегодня мы задаем сами себе на сегодняшнем педсовете. Хотелось бы вспомнить небольшую притчу.

Прежде чем положить карандаш в коробку, карандашный мастер отложил его в сторону. “Есть 5 вещей, которые ты должен знать, – сказал он карандашу, – прежде чем я отправлю тебя в мир. Всегда помни о них и никогда не забывай, и тогда ты станешь лучшим карандашом, которым только можешь быть.

Первое : Ты сможешь сделать много великих вещей, но лишь в том случае, если ты позволишь Мастеру держать тебя в своей руке и позволишь другим людям иметь доступ ко многим дарам, которыми ты обладаешь.

Второе : Ты будешь переживать болезненное обтачивание время от времени, но это будет необходимым, чтобы стать лучшим карандашом и создавать совершенство.

Третье : Ты будешь способен исправлять ошибки, которые ты совершаешь.

Четвертое : Твоя наиболее важная часть будет всегда находиться внутри тебя, это твой стержень.

И пятое : На какой бы поверхности тебя не использовали, ты всегда должен оставить свой след. Независимо от твоего состояния, ты должен продолжать ДЕЙСТВОВАТЬ”.

Карандаш понял и пообещал помнить об этом; он был помещен в коробку с призванием в сердце.

И теперь, ставя себя на место карандаша, хочется сказать: всегда помнить эти 5 правил и никогда не забывать их, и тогда можно стать лучшим человеком, которым только ты можешь быть.

Обновление образования, естественно, предполагает определенные изменения в деятельности участников образовательного процесса. И в первую очередь, в деятельности педагога. Возникает закономерный вопрос: с чего начать? Как спланировать свой «маршрут», чтобы получить нужный результат? Понятно, что, прежде чем на практике включиться в инновационный процесс, необходимо приобрести определённый багаж теоретических знаний. Именно педагог является основной фигурой при реализации на практике основных нововведений. И для успешного введения в практику различных инноваций, для реализации в новых условиях, поставленных перед ним задач педагог должен обладать необходимым уровнем профессиональной компетентности и профессионализма.

Компетентность – это качества личности, которые важны для эффективного выполнения деятельности, т.е. личностная характеристика.

Компетенция – это способности и умения, которые позволяют эффективно действовать и добиваться требуемого результата, т.е. совокупность конкретных профессиональных качеств

«Этап Мозговой штурм»

Организационный этап:

В каждой группе выбирают

Секретаря – записывает любые мнения и предложения, даже самые нелепые и странные, поступающие от участников группы.

Хранитель времени - для контроля времени.

Оратор – зачитывает свой вариант, что получилось в процессе обсуждения в группе.

1 группа. На каждую букву слова КОМПЕТЕНТНОСТЬ написать качества, которыми должен обладать компетентный педагог.

2 группа. После группового обсуждения выбираются 10 наиболее значимых и важных личностных качеств педагога.

3 группа. После группового обсуждения выбираются 10 наиболее значимых и важных профессиональных качеств педагога.

4 группа. Составить портрет современного педагога.

5 группа. Составить портрет современного педагога.

Время работы- 3-5 минут.

Профессиональная компетентность - это совокупность

профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной деятельности

Профессиональная педагогическая компетентность складывается:

Ø из профессиональных педагогических знаний и умений;

Ø из профессиональных педагогических позиций (как устойчивых отношений педагога к делу, к учащимся, к коллегам, к себе);

Ø из профессионально важных качеств личности.

К основным составляющим профессиональной компетентности педагога относятся:

Ø интеллектуально - педагогическая компетентность;

Ø психолого – педагогическая компетентность;

Ø коммуникативная компетентность;

Ø исследовательская компетентность;

Ø презентационная компетентность;

Ø икт – компетентность;

Ø эмоциональная компетентность .

Интеллектуально - педагогическая компетентность - умение применять полученные знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности

Психолого – педагогическая компетентность - включает в себя знание педагогом возрастных особенностей детей, их психического развития, методики обучения, воспитания и умение адекватно выстраивать образовательный маршрут с каждым ребенком на каждом этапе освоения им образовательной программы

Коммуникативная компетентность (Тарасова С.С.)

Упражнение. Развитие креативности поведения в конфликтных ситуациях. Каждая группа сейчас получит задания, где нужно определить к какой категории относятся причины конфликтов. Вторая часть задания, в ней нужно ознакомиться с примером конфликтной ситуации и выходом из нее, а потом правильно установить последовательность действий при выходе из конфликтной ситуации.

Причины конфликтов ученик - ученик

Ø борьба за авторитет

Ø обман, сплетни

Ø враждебность к любимым ученикам учителя

Ø личная неприязнь к человеку

Ø симпатия без взаимности

Причины конфликтов учитель - родитель

Ø разные представления сторон о средствах воспитания

Ø недовольство родителя методами обучения педагога

Ø личная неприязнь

Ø мнение родителя о необоснованном занижении оценок ребенку

Причины конфликтов учитель - ученик

Ø отсутствие единства в требованиях учителей

Ø чрезмерное количество требований к ученику

Ø непостоянство требований учителя

Ø невыполнение требований самим учителем

Ø ученик считает себя недооцененным

Ø учитель не может примириться с недостатками ученика

Ø личные качества учителя или ученика (раздражительность, беспомощность, грубость)

Единый алгоритм решения любого школьного конфликта

  • Первое, что окажет пользу, когда проблема назрела, это спокойствие.
  • Второй момент — анализ ситуации без превратности.
  • Третьим важным пунктом является открытый диалог между конфликтующими сторонами, умение выслушать собеседника, спокойно изложить свой взгляд на проблему конфликта.
  • Четвертое, что поможет прийти к нужному конструктивному итогу — выявление общей цели, способов решения проблемы, позволяющих к этой цели придти.
  • Последним, пятым пунктом станут выводы, которые помогут избежать ошибок общения и взаимодействия в будущем.

Исследовательская компетентность - умение применять в практической деятельности исследовательские и опытно-экспериментальные методы организации образовательного процесса, готовность осуществлять поиск необходимой информации, гибко применять ее в условиях своего образовательного учреждения, группы.

Презентационная компетентность - выражается в умении презентовать положительный опыт своей профессиональной деятельности в написании и публикации статей в журналах, на образовательных сайтах, выступлениях на педагогических конференциях разного уровня, презентации материалов из опыта работы по актуальным проблемам образования на сайте учреждения и т.д.

ИКТ – компетентность (Поляхова Л.В.)

Эмоциональная компетентность (Голубенко Л.Я.)

Инструкция:

Сейчас я предлагаю Вам несколько негативных убеждений из нашей с вами повседневной жизни, которые Вам в процессе групповой работы предстоит превратить в позитивные утверждения.

1. негативные убеждения в позитивные утверждения.

На работе меня никто не ценит

На работе меня любят

Многие из моих коллег меня раздражают

Меня окружают только позитивные и веселые люди

Я боюсь, что у меня не получится

У меня все получается просто великолепно.

Не могу смотреть на себя в зеркало

Мне нравится, как я выгляжу

Я разочарован (а) в жизни

2. Отвечать на предложенную ситуацию в позитивном ключе.

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

Я сделаю соответствующие выводы и постараюсь не допускать ошибок.

В следующий раз постараюсь выполнять свою работу лучше.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

Есть возможность попробовать свои силы в работе с такими учениками.

Это хорошая возможность освоить новые методы работы с классом.

На работе задержали зарплату.

Можно сэкономить на чем-то.

Можно теперь сесть на диету.

По дороге на работу вы сломали каблук

Хороший повод купить новые сапоги

Вы внезапно заболели

Хороший повод отдохнуть.

Заняться наконец-то своим здоровьем.

Вас бросил муж

Теперь не нужно тратить время на стирку, глажку, готовку, можно тратить свое время на себя.

Больше времени на хобби.

Вы попали под сокращение.

Хорошая возможность заняться чем-то другим, сменить род профессиональной деятельности.

Новый коллектив, новые перспективы.

Каким бы сказочным героем мы себя не представляли или не чувствовали, мы все-таки остаемся людьми, которые постоянно подвержены стрессам.

1. Упражнение на определение эмоционального состояния учащихся.

Инструкция: По словесному описанию поз и жестов определите эмоциональное состояние учащегося.

1. Ученик сидит, придерживая свешивающуюся голову, глаза полузакрыты; машинально что-то рисует на бумаге, теребит ручку и карандаш. Внешне заторможен. (Скука.)

2. Ученик часто покашливает, наблюдается изменение тона голоса, подтягивание ладоней к губам и подбородку, подрагивание шеи, затылка, волос, движения мелкие, суетливые. (Нервозность.)

3. Ученик стоит, заведя руки за спину, и сильно сжимает одной рукой другую (если сидит, то скрещивает ноги). (Самоконтроль.)

4. Ученик переплетает пальцы рук: большие пальцы нервно двигаются и пощипывают ладони; ученик грызет или сосет конец карандаша, трогает спинку стула и раскачивает ее, но не садится; топчется, перебирает ногами. (Неуверенность.)

5. Ученик стоит, скрестив руки на груди. (Недоверие и закрытость, психологическая защита.)

Все, что вам необходимо это контролировать свои реакции на события. В этом – суть эмоциональной компетентности.

Формирование профессиональной компетентности – это динамичный процесс усвоения и модернизации профессионального опыта, ведущий к развитию индивидуальных профессиональных качеств, накоплению профессионального опыта, предполагающий непрерывное развитие и самосовершенствование.

Исходя, из современных требований можно определить основные пути формирования профессиональной компетентности педагога:

1. Работа в методических объединениях, творческих группах;

2. Исследовательская деятельность;

3. Инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;

4. Различные формы педагогической поддержки;

5. Активное участие в педагогических конкурсах и фестивалях;

6. Трансляция собственного педагогического опыта;

7. Использование ИКТ и др.

Можно выделить этапы формирования профессиональной компетентности:

· планирование саморазвития (цели, задачи, пути решения);

· самопроявление, анализ, самокорректировка.

Таким образом, профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, а психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию. Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества, как педагогического процесса, так и качества образования в целом.

Подводя итог вышесказанного:

· Совет первый: Компетентный преподаватель знает и любит свою дисциплину, любит свою работу.

· Совет второй: Компетентный преподаватель владеет разнообразными методами обучения.

· Совет третий: Компетентный преподаватель умеет вызвать и удержать интерес обучающихся, соизмеряет темп обучения с темпом усвоения знаний, управляет их вниманием.

· Совет четвертый: Компетентный преподаватель имеет четкую, заранее оговоренную систему контроля, объективно оценивает знания.

· Совет пятый: Компетентный преподаватель уважает обучающихся, умеет поставить себя на его место.

· Совет шестой: Компетентный преподаватель - человек разносторонний, обладает артистизмом и чувством юмора.

· Совет седьмой: Компетентный преподаватель имеет личную концепцию обучения и постоянно развивается.

Творите, развивайтесь! Как нет детей без воображения, так нет педагога без творческих порывов. Творческих Вам успехов!

Нажмите, чтобы узнать подробности

« Педагогический совет: этапы подготовки
и проведения, содержание и формы»

Непременным условием грамотной организации работы в рамках образовательного пространства является сочетание коллективного руководства с персональной ответственностью. Для осуществления данного принципа большое значение имеет деятельность педагогического совета.

Само словосочетание «педагогический совет» означает, что в основе его заложено стремление посоветоваться всем учителям друг с другом и с администрацией и прийти к действенному решению. К сожалению, в современных школах происходит либо вырождение педсоветов и их роли в жизни педагогических коллективов, либо формализация их с единственной целью: привычная традиция соблюдена. Делается это либо методом подмены, когда вместо педсовета проводят административное, инструктивное, информационное совещание, либо педсовет вырождается в методическое информирование. Подобная практика не так безобидна, как может показаться на первый взгляд:

Во-первых, отсутствие нужды в проведении педсоветов говорит о самонадеянном убеждении первых лиц, что они умнее коллектива и все придумать и решить могут сами (это с точки зрения теории управления вообще губительная практика для любой организации и всегда ведет к перекрытию каналов обратной связи, разрушению заинтересованности коллектива в общих делах).

Во-вторых, становится очевидно, что в подобных школах отсутствует демократическая практика, без которой обучение еще худо-бедно возможно, но воспитание оказывается забытым.

В-третьих, инициатива, подавленная невозможностью для публичного

предъявления, блекнет, как и отсутствие форумов, где может быть продемонстрировано общественное признание, снижает общественный поиск, общественную активность.

Педсоветы- информационно-обучающий, административно-распорядительный, постоянно действующий орган демократического участия членов коллектива в управлении школой.

Педсовет как высший орган руководства всем воспитательно-образовательным процессом решает конкретные задачи отдельно взятого учреждения. Его деятельность определяется «Положением о педагогическом совете».

Тематика педсоветов должна вытекать из глубокого анализа состояния дел в школе.

Содержание педсоветов реализует четыре избранных приоритетных направления:

управление развитием образования;

обновление содержания образования в связи с появлением новых стандартов образования;

повышение уровня профессионализма педагогов через внедрение новых образовательных технологий;

Конкретная тема встающая перед школой, раскрывается, трансформируется в повестку дня педагогического совета. Пед. совет определяет пути и средства решения проблем, дает рекомендации на длительный срок, таким образом управляя уровнем и результатами образовательного процесса.

Нерационально выносить на рассмотрение советов частную проблему, актуальную только для части коллектива. Необходима значимость и всеобщность проблемы. Частные темы планируются к обсуждению на заседаниях методических объединений. Например, вопрос о повторении как средстве борьбы за высокое качество знаний целесообразно передать метод объединениям. Коллективный обмен мнениями, решения педагогического совета будут иметь большое значение для улучшения деятельности школы только тогда, когда рассматриваемая проблема актуальна для всех и решение ее требует коллективного всестороннего обсуждения.

Формулировки темы и обсуждаемых вопросов должны быть проблемными, лаконичными, доступными и выразительными.

Планирование пед. советов.

Выделяют два вида планирования. Долгосрочное (3-5 лет) планирование на диагностической основе, рассчитанное на дальнюю перспективу охвата всех актуальных для школы проблем с диалектическим развитием уровня их рассмотрения на каждом следующем витке развития.

Оперативное планирование педагогических советов

Оперативное планирование педагогических советов отражается в ежегодном плане работы ОУ. Наиболее распространенная структура годового цикла педагогических советов состоит из шести составляющих:

первый педагогический совет - аналитическо-планирующий, проводится до начала учебного года, в конце августа, посвящен анализу итогов предыдущего года, принятию плана работы школы, настраивает на решение предстоящих проблем;

второй, третий, четвертый и пятый педагогические советы - тематические, с промежуточными итогами, проводятся, как правило, в конце учебной четверти или во время школьных каникул;

шестой - итогово-организационный, на нем подводятся итоги года, анализируется выполнение образовательных программ, принимаются решения о допуске к экзаменам, переводе в следующий класс и т. п.

Формы проведения педагогических советов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Педсовет в форме деловой игры -может быть проведен для подведения итогов работы коллектива по какой-либо проблеме или за определенный период. Основное место в таком педсовете занимает групповая работа. Организаторам важно до мелочей продумать сценарий, определить роли, задания, рассчитать регламент. Участники групп выполняют задания, вырабатывают цели и задачи, разрабатывают программы, которые и лягут в основу решения педсовета.

Педсовет в форме круглого стола. Для подготовки такого педсовета руководителям необходимо отобрать важные, интересные для обсуждения вопросы, продумать организацию. Например, какие-то темы заранее дать группе воспитателей и предложить им соответствующую литературу. Тогда у них будет возможность ознакомиться с разными теориями, подходами, мнениями, обдумать и выработать свою точку зрения но этому вопросу (теме). Главное правило при организации круглого стола — подготовленность и заинтересованность каждого участника. Важно выбрать ведущего, умеющего ориентироваться в вопросах и направлять разговор в нужное русло.

Ситуативный педсовет

Заключается в рассмотрении одной или нескольких педагогических ситуаций , которые могут проигрываться здесь же заранее подготовленными участниками педсовета. Можно провести обсуждение ситуаций по записанному на видеокамеру сюжету.

Известны четыре вида ситуативных педсовета. Подбирая их с учетом постепенного усложнения, можно добиться наибольшей заинтересованности и активности воспитателей.

1. В ситуациях-иллюстрациях описываются простые случаи из практики, и здесь же дается решение.

2. Ситуации-упражнения нужно решать, проделав некоторые упражнения (составить план конспекта, заполнить таблицу усвоения детьми того или иного раздела Программы воспитания и обучения в детском саду и др.).

3. В ситуациях-оценках проблема уже решена, но от педагогов требуется дать ее анализ и обосновать принятое решение, оценить его.

4. Ситуации-проблемы — наиболее сложный метод активизации, когда конкретный пример из практики излагается как существующая проблема, которую надо решить. В помощь воспитателям дается несколько вопросов.

Педсовет в форме дискуссии

Требует, чтобы заранее педагоги разделились на подгруппы и подготовили свои концепции обсуждаемой проблемы. В ходе дискуссии совместно вырабатывается план решения проблемы. Например, можно обсудить тему «Каким должен быть план воспитательно- образовательной работы с детьми и каковы формы его написания»

Педсовет в форме научно-практической конференции

Педагогический совет- творческий отчет

Предполагает выступление отдельных педагогов или методического объединения воспитателей. Обобщается передовой педагогический опыт, отбираются наиболее эффективные пути совершенствования обучения и воспитания. Такой педагогический совет- один из важнейших способов повысить методический уровень воспитателей.

Педагогический совет – аукцион

Рассматривает множество представленных идей (методик, методических приемов) по определенной проблеме. Педагогический совет может быть проведен в форме «защиты проекта», поощряет рост инициативы воспитателей, их самостоятельность и творчество, попытку создать свой неповторимый опыт (формы, прием),свою программу – авторскую, авторизованную.

Педагогический совет – фестиваль

Проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество,

сопровождающееся показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.

Педагогический совет- семинар- практикум

Важнейший компонент педсовета- обмен опытом, в процессе взаимопосещения занятий и мероприятий педагогами, разработка памяток и рекомендаций, подготовка творческих работ воспитанников, наглядных пособий.

Становится действенной формой повышения квалификации педагогического коллектива; привлекает к методической деятельности большинство воспитателей во время подготовки или проведения. Такой педсовет проводится в 2 этапа. На первом этапе педагоги участвуют в мероприятиях по изучению теории и практических мероприятиях. на втором этапе заседания педсовета выступающие в обобщенной форме подводят итоги достижений коллектива, иллюстрируют их наглядным материалом.

11.Педагогический совет – КТД ( коллективное творческое дело) Предполагает активное сотрудничество всех педагогов для достижения определенной цели. Педагогический совет в этой форме используется для активизации поиска и выявления новых оригинальных решений теоретических и практических проблем.

12. Педагогический совет- консилиум

Проводится для координации действий педагогов в работе с воспитанниками определенной группы, определения причин выявления затруднений и способов из разрешения. Педагогический совет делает знания о детях наиболее многосторонними, более объективными, способствует обмену опытом индивидуального подхода к дошкольникам.

13. Педагогический совет с использованием отдельных методов активизации педагогов,в ходе такого педсовета председатель может предложить участникам различные активные методы, например, решить ситуативную задачу по теме или использовать метод «игрового моделирования».

Педагогический совет - постоянно действующий коллегиаль­ный орган самоуправления педагогических работников. Он прово­дится для рассмотрения и решения основных вопросов учебно-вос­питательной работы школы. Его деятельность определяется «По­ложением о педагогическом совете общеобразовательной школы». Педагогический совет создается во всех общеобразовательных уч­реждениях, где больше трех учителей.

В постоянный состав педагогического совета входят директор школы (председатель), его заместители, все учителя, воспитатели, орга­низаторы внеклассной и внешкольной работы, социальные педагоги, библиотекарь, врач, председатель общешкольного родительского коми­тета. В расширенный состав педагогического совета в зависимости от обсуждаемых вопросов могут быть приглашены представители сотруд­ничающих организаций и учреждений, преподаватели вузов, члены об­щешкольного и классного родительских комитетов, представители дет­ских общественных организаций, родители, школьники. Председателем педагогического совета школы является директор школы (на отдельных заседаниях может избираться сменный председатель).

Возможные цели педагогического совета:

• наметить перспективы работы коллектива, поставить задачи;

• определить пути, формы обновления школьного образования;

• познакомить с достижениями педагогической науки, их ис­пользованием педагогическим коллективом;

- состояния учебно-воспитательного процесса;

- качества знаний учащихся;

- показателей работы за полугодие (год);

- состояния нравственного воспитания учащихся, уровня их культуры, соблюдения ими правил поведения;

- состояния преподавания отдельных предметов;

• раскрыть специфику работы школы по профилю, познако­мить с опытом работы другой школы, гимназии, лицея такого же профиля;

• подвести некоторые итоги работы по модернизации учебно-воспитательного процесса;

обеспечить повышение квалификации педагогов и т. д.

Главные цели и задачи педагогического совета - объединить усилия коллектива школы на повышение уровня учебно-воспита­тельной работы, использование в практике достижений педагогиче­ской науки и передового опыта.

1. Функции педагогического совета.

Современный педагогический совет является полифункциональным. В его функциях могут быть выделены такие группы:

Управленческие (административные) которые включают следующие разновидности: законодательные, совещательные, диагностические, планово-прогностические, экспертно-контролирующие, корректирующие.

Законодательные - выражаются в коллективных решениях принимаемых открытым голосованием и обязательных к исполнению каждым работником.

Совещательные - обсуждение объективной информации о состоянии учебно-воспитательного процесса, выработка рекомендаций.

Диагностические - проведение опытно-экспериментальной работы, социальных, психологических обследований.

Планово-прогностические - обсуждение перспектив развития школы, планирование деятельности коллектива, выбор учебных планов, программ.

Экспертно-контролируюиее - заслушивание отчетов, заключений о деятельности педагогических и руководящих работников, о выполнении учителями и учениками Устава школы, единых требований к учащимся, о работе с родителями.

Корректирующие – внесение изменений и поправок в планы работы школы в связи с изменениями государственной политики, социальной обстановки, социального заказа.

Методические функции педагогического совета: информационные, обобщающие, аналитические, развивающие, обучающие, активизирующие.

Обобщающе-аналитическое направление – анализ состояния учебно-воспитательного процесса, уровня преподавания, качества знаний и уровня воспитанности учащихся, обобщение и анализ педагогического опыта.

Развивающее направление – развитие педагогического мастерства, овладение формами, методами и приемами обучения, дающими наибольший эффект, использование опыта педагогов-новаторов, передовых школ, применение прогрессивных образовательных технологий.

Обучающее направление – это прежде всего повышение квалификации педагогических работников путем различных форм передачи знаний, умений, навыков, педагогического мастерства.

Активизирующее направление - активизация усилий педагогического коллектива, методической службы, научно-методического совета и работы каждого преподавателя над своей методической темой.

Воспитательные функции педагогического совета направлены на формирование индивидуальности каждого педагога, общественного мнения, сознательной дисциплины педагогического коллектива.

Воспитание коллектива происходит в процессе подготовки заседаний педагогических советов, к чему привлекаются все учителя, обсуждения вопросов и принятия решений, а также в исполнении принятых решений. Коллективная работа воспитывает сознательную внутреннюю дисциплину учителей, организованность, ответственность, способность к планомерной деятельности, вырабатывает систему общих взглядов на развитие, обучение и воспитание, единых требований к действиям коллег.

Социально-педагогические функции педагогического совета выражаются:

в коммуникации – связи педагогического коллектива с родителями, учениками, с педагогическими коллективами других школ;

в координации и интеграции – объединении усилий всех субъектов воспитания, школы, семьи, общественных организаций;

в согласовании – установлении целесообразных связей, последовательности действий;

в социальной защите детей и учительских коллективов, выполнении правовых норм по отношению к участникам педагогического процесса (здоровых условий работы и учебы, социального обеспечения, увольнения и приема и т.д.)

3. Виды педагогических советов, их проведение.

По методике подготовки и проведения педагогические советы бывают: традиционные , нетрадиционные.

Традиционные - доклад с обсуждением; доклад с содокладом; на основе работы проблемных групп; семинар - практикум.

Нетрадиционные – методический день; в форме КТД (коллективное творческое дело);

диспут-дискуссия; творческий отчет; конкурс; аукцион; фестиваль; деловая игра; круглый стол; педагогический консилиум; презентация.

Традиционный педсовет на основе создания проблемных групп.

Основной недостаток традиционной формы педсовета с докладом – низкая активность педагогов. Этого недостатка можно избежать, если выбрать актуальную проблему и привлечь к ее обсуждению всех участников педагогического совета, организовав ряд проблемных творческих групп.

1-этап – этап разработки осуществляется методическим советом. Основная проблема делится на несколько подтем, которые предлагают разработать группам участников педагогического совета, скомплектованным по признаку их причастности, компетентности, опыта в данной области. Публикуется общий план педсовета, вопросы для обсуждения, библиография.

2-этап –этап подготовки ( творческие проблемные группы). Подготовку к педсовету одновременно проводят проблемные группы совместно с администрацией. Разрабатываются планы работы педагогического совета. Каждая группа получает задание: изучить состояние проблемы на своем участке. Проблемные группы совместно с администрацией занимаются разработкой вопросов к педсовету, проводят анкетирование педагогов и учащихся, продумывают серию вспомогательных мероприятий (теоретические семинары, предметные недели, методические дни), посещают уроки и внеклассные мероприятия, оказывают помощь педагогам в систематизации материала по выбранной проблеме,

изучают документацию образовательного учреждения ,разрабатывают памятки, готовят объявление о предстоящем педсовете, разрабатывают проект решения и рекомендации.

Гласность и стимулирование подготовки педагогов к педсовету обеспечивается тем, что в учительской за месяц или более вывешивается объявление о предстоящем педсовете. На нем дата, тема, время, место, цели и задачи педсовета, повестка дня, вопросы к педагогам, а также список литературы по обсуждаемой теме.

3- этап- этап проведения. Длительность педагогического совета по времени 2-2.5 часа. Председатель напоминает о требованиях к выступающим:

уметь слушать и не прерывать оратора;

мнение каждого должно быть услышано, учтено и принято;

мысли и предложения нужно сформулировать четко и кратко;

чужое мнение нужно уважаться, но при этом высказывать и свое;

доказывать свою точку зрения, опираясь на анализ школьной ситуации, факты, данные и выводы не только педагогики, но и психологии, физиологии и других наук;

вносить конкретные предложения, точно их адресовать. Критиковать по-деловому. принципиально, не допускать эмоциональных всплесков, помнить что эмоции резко снижают результативность обмена мнениями.

Важное значение имеет процедура принятия решения. Проект решения готовится заранее и ставится на голосование. Перед голосованием обязательно должно быть объявлено обсуждение проекта решения. После голосования (открытого) идет учет предложений о поправках, уточнении принятого за основу решения. И наконец проводится голосование окончательного варианта решения в целом.

Оотношение к решению педагогического совета проявляется в процессе его принятия. К недостаткам традиционных педсоветов можно отнести:

авторитарный стиль, превращение педсовета в некий инструктаж;

поверхностное обсуждение поставленных проблем;

слабую связь теории с практикой, абстрактность докладов;

почти полное отсутствие самостоятельной деятельности педагогов;

Новые нетрадиционные формы проведения педсоветов превратили его, без преувеличения можно сказать, в мозговой центр, в некий штаб передовой мысли, в лабораторию мастерства педагогов. Можно перечислить некоторые нетрадиционные новые формы педагогических советов.

Педсовет-диспут. Диспут – это форма сотрудничества которая выявляет различные точки зрения по какой-то определенной проблеме для выявления истины.

Например мы проводили педсовет на тему: «Обучать или воспитывать». Предложили педагогам подумать над такими проблемами:

- В какой степени реформа музыкального образования затронула проблемы воспитания? Ваше мнение об этом?

- Ребенка надо принимать таким каков он есть. Согласны ли вы с этим мнением? Какова ваша позиция?

- Как вы думаете: плох ли традиционный урок? Если нет, то каковы его достоинства?

На этом педсовете были не только традиционные роли участников диспута, но были и «конформисты», «критики», «союзники». Докладчику пришлось активно защищать свою позицию.

Педсовет-диспут понравился: обсуждение проблемы было острым, активным. Скуки и равнодушия не было. В качестве рекомендаций были предложены законы диспута:

диспут – свободный обмен мнениями;

на диспуте все активны, в споре все равны.

каждый выступает и критикует любое положение, с которым он не согласен;

говори что думаешь, и думай что говоришь;

главное в диспуте – факты, логика, умение доказывать. Мимика, жесты, восклицания в качестве аргумента не принимаются;

имей мужество выслушать правду и не обидиться;

острое, меткое слово приветствуется;

перешептывания на месте, неуместные шутки запрещаются;

здесь нет наблюдающих! Каждый активный участник разговора.

Вариантом педагогического совета-диспута является решение педагогических ситуаций. Администрация образовательного учреждения выбирает банк сложных педагогических ситуаций по данной проблеме, которые предлагаются коллективу. Форма их проведения может быть разнообразной: адресной, с помощью жеребьевки, с разделением на группы. Администрация может играть роль жюри или ведущего консультанта.

Педагогический совет – защита инноваций.

Каждой группе участников педагогического совета дается задание – предварительно подготовиться (познакомиться с опытом) и в лаконичной форме изложить идеи и особенности педагогической инновации, ознакомиться с конкретным опытом использования педагогической технологии.

Группа выбирает исполнителей следующих ролей:

автор-новатор, носитель передовых идей, спикер группы;

оптимисты-защитники идеи, ее пропагандисты;

пессимисты-консерваторы и скептики - противники идей;

реалисты-аналитики., способные взвесить все «за» и «против» и сделать необходимые выводы.

В зависимости от количества людей и обсуждаемых инноваций можно выделить творческие группы по ролевым направлениям. В результате педсовет приходит к решению о целесообразности или нецелесообразности инновации.

Педагогический совет-деловая игра.

Для проведения педагогического совета - деловой игры необходимы некоторые условия.

Наличие проблемы и цели которую должен решить педагогический коллектив. В практике распространены такие обобщенные темы: разработка программ развития; защита идей передового, авторского опыта; освоение инновационных технологий; и др.

Имитация реальной ситуации по ролям.

Реальное наличие интересов, мнений участников. При проведении такого педсовета надо соблюдать правила игры. Стимулировать участников соревнованиями, экспертной оценкой личного и коллективного вклада, оценкой результата игровой деятельности.

Весь процесс можно разбить на шесть этапов:

1 этап - разработка игры, составление сценария;
2 этап - организационный: необходимо разъяснить участникам игры цели и смысл, ознакомить их с программой и правилами, распределить роли, поставить конкретные задачи.
3 этап - разыгрывание и поиск решений внутри каждой группы. Работа в группе может проходить в виде мозгового штурма, дискуссии, тренинга.
4 этап – межгрупповая дискуссия: выступление групп, защита идей, проектов.
5 этап – подведение итогов: анализируются и обобщаются результаты, принимается общее коллективное решение.
6 этап – довольно сложен: надо перенести опыт мышления деятельности из игры в реальную жизнь образовательного учреждения.

Педагогический совет-фестиваль проходит как широкий общественный смотр достижений, празднество; сопровождается показом, смотром форм, методов, приемов, средств обучения в разнообразии художественного оформления.

По составу участников педагогический совет может быть постоянным (в нем участвует весь педагогический коллектив), расширенным (с участием учеников, родителей и т.д.) объединенным с другим педагогическим коллективом, малым (ограниченным по числу участников.

На расширенный педагогический совет приглашаются представители шефских организаций, преподаватели вузов, члены родительских комитетов, родители, ученики.

Объединенный педагогический совет планируем провести совместно с коллективами школ искусств нашего района.

Малый (ограниченный) педагогический совет занимается решением одной проблемы, привлекая только учителей, причастных к ней.

По месту и роли в учебно-воспитательном процессе педсовет может быть: тактическим, стратегическим, стартовым, текущим, итоговым, четвертным, полугодовым, годовым; внеочередным; по итогам проверок, смотров и т.д..

Тактический педсовет определяет и решает текущие задачи школы, анализирует ее деятельность, актуальные вопросы школьной жизни, анализирует качество знаний, состояние преподавания отдельных предметов, нравственного воспитания, уровня культуры; знакомит с достижениями психолого-педагогической науки, их использованием педагогическим коллективом.

Стратегический педсовет проводится для выработки линии поведения коллектива, системы общих взглядов на деятельность школы. Результат его работы – перспективная программа действий, рассчитанная на несколько лет.

Стартовый (установочный) педсовет призван самостоятельно выработать собственные позиции коллектива, ориентиры и направления, определить предназначение школы, дать старт серии учебно-воспитательных мероприятий, выполнению программы развития.

Текущий (рабочий) педсовет дает анализ состояния воспитательного процесса, уровня преподавания на каком-либо отрезке учебного года. Четвертной – посвящен итогам работы за четверть. Полугодовой подводит итоги за полугодие.

Итоговый педсовет ставит целью выявить и обозначить текущие и развивающиеся проблемы ( в данном случае проблема понимается как разница между существующими требованиями и нормами и реальным положением дел); вовремя развить и тщательно проанализировать проблемы, чтобы продвинуться вперед и достичь успеха. Итоговый педсовет может быть традиционным и нетрадиционным. Мы в своей школе приняли решение в конце года проводить итоговый нетрадиционный педсовет, на котором подводим итоги учебного года и говорим только о хорошем, все проблемные моменты оставляем для августовского педсовета. В этом году все преподаватели были награждены грамотами и памятными подарками – статуэтками богини Ники- символа дальнейших побед и достижений

Читайте также: