Что ставят на стол на коран ашы список

Обновлено: 18.05.2024

Войти

Если у вас не работает один из способов авторизации, сконвертируйте свой аккаунт по ссылке

Авторизуясь в LiveJournal с помощью стороннего сервиса вы принимаете условия Пользовательского соглашения LiveJournal

Татарский Аш: организационная и религиозная часть.

Аш(мусульманское застолье) проводится по серьёзным поводам:рождение ребёнка, чтение Корана на дом, поминовение умершего родственника или как сейчас в уразу. Различаются меж собой лишь различными сурами из священной книгой,но и там основа есть,лишь дополнения индивидуальны.

Гостей созывают обычно днём с расчётом - на обед. В период месяца Рамазан(он сейчас идёт) примерно к восьми вечера, т.к. только в полдевятого можно съесть что-то или пить воду(но о том будет точно ещё пост) Пока же расскажу об обычном. [ Самое главное,конечно ]

1, Хозяева должны определиться с днём(обычно выходной) и временем проведения застолья(около обеда чаще), для того ещё договориться с человеком,который будет читать суры из Корана. Это может быть мулла или просто знаток священной книги. Может быть абыстай(женщина,знающая и умеющая читать на арабском),кто свободен и может присутствовать в данный день. В каждом микрорайоне есть у нас конечно,своя мечеть и свой состав дедушек,которых обычно приглашают,они читают намаз и могут наставлять молодёжь. Уважаемы, почётные гости на Аше. Их так же приглашают по возможности.

2. Приглашаются гости. Преимущественно родственники близкие, у татар обычно их много,потому самые близкие - обязательно,остальные - зависит от финансовых возможностей хозяев и причины созывания застолья. Соседи ближние - так же зовутся. Подруги-друзья, но тут конечно верующие должны быть, мусульманами. Другой веры,нации зовутся на застолье,им не возбраняется сидеть за столом,это нормально,но встречается редко. Никто не настаивает.

3.Гости начинают приходить уже за час примерно,женщины предлагают помощь,но обычно помощниц и так хватает,потому тётушек усаживают так же за стол, где и ведут свои разговоры,пока не соберутся все. Дедушки к назначенному времени приходят и когда все в сборе - начинается религиозная часть.

4.Чтец(он по сути,самое главное лицо на застолье) читает суры из Корана,все внимательно слушают, никакого шушукания не бывает,помощницы на кухне стараются тихо работать. Хозяева дома за столом или рядом в комнате(если там места мало или нужно подсказывать помощницам:что и где.

Отдельно подчеркну,потому как в предыдущей кулинарной части Аша были удивлённые комментарии,что тяжело организовать. Видимо,осталось у кого-то такое впечатление. Если это было бы тяжело, это не проводили бы - обязанности нет такой,только по желанию и возможностям и у многих на это так *рука набита*, что проходит всё плавно,без суеты. Помощницы всегда находятся из числа младших родственниц. Не припомню,чтобы хозяйка где-то разливала суп или мыла посуда - на то есть многочисленные родственницы. А если их маловато,то соседки у кого или подруги. Обязанность хозяйки организовать,а не работать. Помочь на Аше считается благим делом и вряд ли кто откажется - только за не имением времени или по нездоровью там, а так. даже лишние бывают:)). Да и вообще,сделать доброе дело - что может быть лучше?))

5.Чтение продолжается примерно от получаса до часа. Затем раздаётся желающими *садака* -это может быть деньгами по 5,10,20 или даже 50-рублёвые купюры каждому присутствующему,чтецу - всегда больше. Часто = платок(женщинам),полотенце,салфетка, сейчас могут по тарелку,кружке раздать или куску мыла(это уже с древних времён) Всё по возможностям.

6.После этого произносится совместная молитва,при которой присутствующие воздевают определённым образом руки(вряд ли кто не видел,как мусульмане молятся) и возносят благодарность: вслух читает чтец,остальные про себя.
Обязательно благодарят хозяев,помощниц,кстати, тоже,потому и благое дело это. В зависимости от повода застолья - соответствующие слова.

7.Начинается пиршество само застолье,при котором и подаются те блюда, о которых ранее рассказывала. Хозяева едят с гостями, помощницы между подачей блюд,времени хватает,комнат-столов тоже, да и вообще обстановка непринуждённая чаще всего. К тому же обязательно,когда основные приглашённые уходят(а читающие,дедушки-бабушка засиживаться не любят) усаживают всех оставшихся и потчуют по полной - голодным ещё никто не уходил)

8.Каждому гостю даётся *кучтенеч* - гостинец,пакетик с пирогами-конфетами и прочим. Здесь было два больших белеша и лично мне часть его дали домой,сама к нему ровно дышу,а у семейства был вкусный завтрак. Мяса так же много положили,и ещё полно по мелочи,потому как любят помогала.

9.Расходы. Да,готовится много. Но(!) близкие стараются помочь по желанию и возможностям - деньгами,продуктами и прочим. Сама пару тысяч дала на пироги,они были заказаны в кулинарии, только потому что я этого хотела и считала нужным для себя Кто-то сухофрукты покупает,кто-то фрукты, печенья-конфеты,кажется,большинство приносит - традиция приходить с чем-то в гости сильна.

10.Посуда моется периодически партиями,после ухода гостей всё помощницами убирается,помощники столы собирают - они сборные деревянные простые и от соседа к соседу кочуют по мере надобности вместе с скамейками) Частный сектор - на чердаках места для такого найдётся. Полы так же моются и хозяйке остаётся по мелочам - посуда рассортировать или салфетки(тканевые чаще всего используют) в стирку забросить. И всё - можно выдохнуть:Аш проведён на должном уровне,гости сыты довольны:))

11.Одежда и внешний вид. Обязательно - все с покрытой головой:мужчины в тюбетейках,женщины в платках и в закрытой одежде,длинной и с длинными рукавами. Только помощницы обычно закатывают или сразу в одежде с рукавами до локтя,им не возбраняется. За столом - только с закрытыми до кисти. В строгих семьях и помощницам кофту могут накинуть,но редко)

Вроде бы основное всё упомнила.

И(!) - проводить Аш считается обязанностью любого мусульманина,если у него есть возможности,кто-то пару раз в год проводит,кто-то чаще или реже. Лично мы только один раз. пока. хотя должны были на каждого ребёнка+дом проводить-читать,но пока особой возможности не было и это совершенно не осуждается,тем более,грехом не считается.

В том-то и плюсы для меня ислама,что мягко направлять могут, заставить - нет. Тому же я учу и буду учить своих детей,советуясь с более опытными и знающими людьми.

Татарский Аш:порядок и ассортимент блюд на столе.

Готовятся заранее:делаются заготовки(выпечку приготовить,лапшу нарезать и прочее), накрываются столы из расчёта на количество приглашённых. К приходу гостей их должно примерно это ждать:

На столе должны обязательно стоять
таких как нарезанные свежие фрукты,сухофрукты, овощи свежие и(или) маринованные, катык домашний(сейчас чаще покупной), домашняя выпечка:пироги,баурсак,чак-чак,кеш-тель(т ипа,хвороста) - это в зависимости от возможности и умения организаторш(готовят-то только женщины). Примерно так:

Конечно,лет сто назад на столах не стояли салаты и нарезки из рыбы с конфетами,но основное всё то же самое,судя,по рассказам бабушек.

Приходят гости,садятся за стол и после официальной части хозяйка и её помощницы(приглашаются обязательно родственницы или за не имением подходящих - соседки,приятельницы,т.к. не один десяток гостей обычно -здесь было с детьми - около 70-ти) раздают суп с лапшой:

Обычно - куриный с домашней лапшой, в суп часто немного картофеля,лука(ну это обязательно),мелко тёртой моркови добавляется. Сверху посыпается свежей нарезанной зеленью.

Затем выносится белеш с рисом и сухофруктами,это оооочень традиционное блюдо,оно так обязательно,что если хозяйка в хлопотах решит не приготовить,гости не поймут,хотя еды и так много:

И только после него выносятся тарелки с картофелем(чаще пюре), сверху тушёная или варёная говядина и мясо птиц:здесь гусиное,утиное,и тутурган таук:фаршированная яичной смесью со сливками курочка - одно из вкуснейших блюд татарской кухни,поверьте)). На стол внимания особо не обращайте,там всё быстро надо делать: гости,обычно пожилые,ждать не любят,потому только последние две щёлкнуть успела,а было их 15):

Гости поели и мяса,почему оно после риса с сухофруктами идёт и не спрашивайте - традиция. Всё в чёткой последовательности фиксирую. После того,как насытились предложенными блюдами+салатами(они по желанию и предпочтению хозяйки,не обязательны совершенно), подаётся чай.

Эх,какой отличный кадр был бы! Из 56 чашек. но автор сего поста в тот момент быстрей разливала чай по чашкам вместе с сестрой и ещё 4 моментально разносили гостям. Так что тут только остаётся поверить вам на слово мне,чай был точно:))

Из напитков часто соки-компоты ставят на стол,в уразу(как сейчас проходит,напишу ещё) обязательна вода. Дополнения - в зависимости от желания хозяев и их финансовых возможностей, впрочем многие гости и сами к столы приносят:кто - конфеты,кто - катык,пироги,печенья, могут и губадию(слоённый пирог с рисом,изюмом,яйцами,варёнеым творогом(корт)) принести. По разному. Возможно,в других районах республики и что-то по другому есть. Знаю,что в Черемшанском - белеш с гречкой и изюмом делают,но наши не оценили))- у всех свои традиции и пишу только за свой район и город. Во многих домах я помогала была на Аше - везде примерно то же самое:)

Теперь опрос. Писать ли вкратце про официальную и религиозную часть(фото не будет - нельзя).Под *глаз* замок я всё равно напишу,т.к. все записи здесь для меня лично и возможно мне самой же в будущем пригодятся,так что пока впечатления свежи.

пункт - я боюсь:это читаю негативные посты про ислам от людей в этом совершенно не разбирающих,но видимо,да,опасаются и нелепо паникуют.

Что ставят на стол на коран ашы список

Мусульмане с. В. Татышлы

Мусульмане с. В. Татышлы запись закреплена

Что такое «Куран Ашы», «Аят уздырыу», «меджлис»?

Меджлис, Куран ашы или как говорят «аят уздрыу» — это мусульманское застолье, проводится по серьёзным поводам: рождение ребёнка, чтение Корана на дом, поминовение умершего верующего родственника и по др. причинам. Во всех этих собраниях читается суры из Корана , салаваты пророку Мухаммаду мир ему и иногда тахлиль и истигфары.
Гостей созывают обычно днём с расчётом - на обед. (В период месяца Рамазан приглашают ближе к заходу солнца ко времени ахшам намаза. Это называется ифтар или авыз ачу.)
1. Хозяева должны определиться с днём(обычно выходной) и временем проведения застолья(около обеда чаще), для того ещё договориться с человеком, который будет читать суры из Корана. Это может быть Имам/мулла или просто знаток священной книги. Может быть абыстай (женщина, знающая и умеющая читать на арабском),кто свободен и может присутствовать в данный день.
2. Приглашаются гости. Преимущественно родственники близкие, обычно их много, потому самые близкие - обязательно, остальные - зависит от финансовых возможностей хозяев и причины созывания застолья. Соседи ближние - так же зовутся. Подруги-друзья, но тут конечно верующие должны быть, мусульманами. Другой веры, нации зовутся на застолье, им не возбраняется сидеть за столом, это нормально, но встречается редко. Никто не настаивает.
3.Гости начинают приходить уже за час примерно, женщины предлагают помощь, но обычно помощниц и так хватает, потому тётушек усаживают так же за стол, где и ведут свои разговоры, пока не соберутся все. Мужчины и дедушки приходят к назначенному времени и когда все в сборе - начинается религиозная часть.
4. Все присутствующие должны быть в состоянии ритуального омовения гусля и тахарата.
5.Одежда и внешний вид. Чтение Священного Корана и слушание наставления во время меджлиса считается ‘ибадатом и потому участники торжества должны быть одеты подобающим образом
Обязательно - все с покрытой головой:мужчины в тюбетейках, женщины в платках. Женщины полностью прикрывают волосы и шею, а также закрытой одежде с длинными рукавами до кисти.
6.Чтец(он по сути, самое главное лицо на застолье) читает суры из Корана, все должны внимательно слушать его чтение. Нельзя отвлекаться по другим делам, таким как: разговоры по телефону, раздача посуды, полотенец или угощений.
7.Чтение продолжается примерно от 20 –30 минут. Затем раздаётся желающими саадака/хаер -это может быть милостыня в виде денег, полотенец, чая, или что то другое которое обрадует верующего и принесет ему пользу. Всё по возможностям. Также все собравшиеся могут собрать в один поднос собрать помощь и отдать кому то из нуждающихся или передать на нужды мечети через имама.
8.После этого произносится совместная молитва, при которой присутствующие поднимают руки(вряд ли кто не видел, как мусульмане молятся) и возносят благодарность: вслух читает чтец, остальные про себя или говорят «Амин».
Обязательно благодарят хозяев, помощниц, кстати, тоже, потому и благое дело это.
9.Начинается пиршество. На стол подают традиционные мусульманские блюда. Главное требование ко всем блюдам это то что все блюда и продукты должы быть в рамках дозволенности шариата–халяль. Например не дозволено даже мясо говядины, баранины или курицы если оно было заколото не верующим. По этому покупая мясо надо удостовериться продавца есть ли у него сертификат на продажу халяль. Или надо брать у надежных проверенных продавцов. А также нельзя ставить например конфеты с содержание спирта или желатина.
Хозяева едят с гостями, помощницы между подачей блюд, времени хватает, комнат-столов тоже, да и вообще обстановка непринуждённая чаще всего. После еды все вместе читают молитву «Аш дога». В некоторых семьях заведено, что каждому гостю даётся *кучтенеч* - гостинец, пакетик с пирогами-конфетами и прочим.

Сколько раз в год следует проводить «Коран ашы» дома?

Не совсем уместно утверждение о том, что в домах исповедующих Ислам раз в году принято читать Коран. Коран читают по возможности часто. Так как если в доме не читают Коран даже одного раза, то речи о том, что в этом жилище проживают мусульмане, не может и быть! Пророк Аллаха (мир ему и благословение Всевышнего) сказал: «Дом, в котором читается Коран, Аллах Та’аля представляет небесным созданиям так открыто и ясно, каким вам видится ясное и безоблачное небо в солнечный день». Из этого следует, чем чаще в жилище звучат суры Священного Корана, тем этот дом становится светлее, лучезарнее (подобно Месяцу, Солнцу и звездам). Если уж в данном доме заведено правило раз в году читать Коран, ради Бога, как говорится, спасибо и на этом. Однако следует помнить, если вы желаете, чтобы в вашем жилище царил покой и достаток, было уютно и благонравно, нельзя довольствоваться только чтением Книги Аллаха всего лишь раз в году.

Кто же должен читать Коран?

Прежде всего, надо заметить, что читать Коран должен каждый! Во многих домах на подобный междлис, как правило, приглашают действующего имама/хазрат?6?

empty alt

Download Mom.life and join the community!

🌹Девушки, вопрос к тем кто читал на квартиру «Коран Ашы», через недельки две планируем прочитать, и чтоб не попасть в неловкое положение хотелось у Вас спросить, как проходит вообще? Что готовили? Нужно ли раздавать хаир не только деньгами но и там может платки женщинам, мужчинам носки, мыло там, чай? В какой день недели проводят обычно?
Спасибо 🌹🌹🌹

Лучший комментарий

@gulnaz050593, жизнь посвятил Исламу значит на самом деле!

Комментарии

Тоже приехали пригласили , нас записали

@zaliya1991, просто приезжайте в любую мечеть)

@moya_sati @puzik24 @asas19964 @bugatti1005 @lasvetlan подскажите пожалуйста контакты муллы?или как и кого вы приглашали?мы хотели на этой неделе пригласить,а я даже не знаю как найти?или просто в любую мечеть поехать пригласить?

Имянаречение делали в мечете в сипайлово, денег мулле как помню 1000 дали. помню варенье, мед, чай, кастыбый и типо того. и все отлично)))

@asas19964, мы дочке имя давать ездели к одному мулле к нему, так как он сам не мог приехать. Такой классный дяденька оказался. Прочитал красиво, после чаем напоил сам нас 😁, ещё в добавок с огорода своего собственного гостинцы нам дал. И насчёт денег нечего не сказал сами дали. Вот это я понимаю мулла настоящий 😁👍🏻

@newborn_photoshoot_ufa, в Благовещенске когда жили там тоже так же, сам кладешь туда и все, он отворачивается, часто заходили туда, и на праздники и так хаир положить , почитать

@asas19964 на днях дочери имя давали в мечети после зинино (мы сами из нагаево нам туда ближе.) Мулла даже не посмотрел сколько мы положили хаир. Он показал куда ложить -там такая железная типа урны и разьем для того чтоб вложить. И вышел вообще из этого помещения

@gulnaz050593, 😤 ну как же так, совсем ценности потеряны даже у них уже что ли( аж неприятно становится от всего вот услышанного, говорят конечно мол у них нет зарплаты, они этим и живут, что вот из за этого им приличные деньги дают.. но хаир то по сути это мелочь, монетки😔

@asas19964, у них там свой ценник на всё оказывается , мы в шоке были.

@newborn_photoshoot_ufa, с ума сойти, ну мы когда никах читали тоже прилично так оставили, +родители, родственники кто по 300-500 дали.
Получается нет денег-пусть ребенок без имени ходит? У меня прям слов нет

@newborn_photoshoot_ufa, тоже там не понравилось. Никах брату года 3-4назад читали, не знали что надо 3 тыс платить дали 1тыс тык мулла давайте ещё хаер родственники и тд начал говорить в итоге больше 5 тыс добрал себе в сумме.

@lasvetlan именно же ценность оьряда не в плате же за него считается хаир вообше дб чистосимволическим

@newborn_photoshoot_ufa, как можно вообще расценивать да вот с одной стороны?
Я в шоке

Про Коръэн ашы и три чашки чая

У ворот дома - скопление машин с номерами разных регионов. Сегодня здесь Коръэн ашы - званая трапеза, посвящённая памяти умерших родителей и родных. С обеих сторон улицы к назначенному часу подходят бабушки, живущие по-соседству. Народу, видимо, пригласили немало. Хозяйка дома в платке, повязанном по-татарски концами на затылке, радушно встречает гостей.

Про Коръэн ашы и три чашки чая

У ворот дома - скопление машин с номерами разных регионов. Сегодня здесь Коръэн ашы - званая трапеза, посвящённая памяти умерших родителей и родных. С обеих сторон улицы к назначенному часу подходят бабушки, живущие по-соседству. Народу, видимо, пригласили немало.

Хозяйка дома в платке, повязанном по-татарски концами на затылке, радушно встречает гостей, подавая обе руки в знак почтения к людям старшего возраста и близким, благодарит всех за то, что уделили время и приехали, уважили её семью.

Народные традиции и религиозные обычаи - это образ жизни татар. Правила общения, нормы поведения в быту, за столом, в гостях - всё прививается с молоком матери и закрепляется в подростковом возрасте. Старинные семейно-бытовые обряды можно наблюдать в гостевой культуре татар. Знаю многих, кто званые обеды в честь приезда родственников издалека, юбилея или золотой свадьбы родителей традиционно проводит без спиртного, шумных плясок и танцев, но с обязательным чтением молитв.

Устроительница меджлиса приглашает всех в дом. Гости приехали на джиен - сход родни не с пустыми руками, по традиции привезли гостинцы. На пороге дома их приветливо встречают замужние женщины. Сегодня старшие снохи не присядут до тех пор, пока последний гость не покинет дом. Будут бегать как заводные, дочки и внучки - на подмогу. Таков обычай!

Помню, в детстве бабушка брала меня с собой на званые трапезы. Тогда они назывались олылар (пожилые) или картлар (старики) ашы. Как правило, на Коръэн ашы приглашали только бабушек или дедушек, умеющих читать на арабском. Кстати, раздельное застолье для мужчин и женщин в этом мусульманском ритуале соблюдается и в настоящее время. Хэдичэ абыстай - жена муллы читала Коран, а её сноха Минегаян подавала угощение. Старушки чинно сидели на полу, на льняных паласах и подушечках. На колени по обычаю им стелили длинное домотканое полотенце - озын тастымал, символизирующее единение людей во время ритуала.

Многое изменилось с тех пор в жизни - мода на одежду, предметы быта, стрижки. Вместо деревянных домов люди построили добротные кирпичные коттеджи, на смену телегам с лошадьми пришли иномарки. Но мои земляки также приглашают стариков и пожилых родственников на Коръэн ашы. Никакие трудности не смогли заставить народ забыть эту древнюю традицию. Мэджлисы у татар всегда проводятся хлебосольно, с пожеланием благополучия его устроителям, мирной жизни на земле и процветания нашей родине.

На столах, накрытых белоснежной ажурной клеёнкой, особый колорит: красивая посуда, множество восточных сладостей и ароматных лакомств. Мужчины в тюбетейках, женщины в платках и одежде с длинными рукавами сидят-говорят про житьё-бытьё. Многие приехали на джиен целыми семьями из разных городов, преодолев не одну сотню километров.

- Отказываться от приглашения не принято, если только по уважительной причине. На Сабантуй или Новый год, например, можно не приехать, но Коръэн ашы пропускать нельзя! Старики говорят, что это грех. А я считаю, надо беречь народные традиции как истоки духовности и нравственности, проявлять уважение к обычаям предков, - делится яшь килен Лейсан (так татары называют самую младшую сноху или жену внука).

Наконец все дисциплинированно расселись по местам. Читать молитву попросили Минигаян апа (та самая сноха, что лет 50 тому назад подавала бабушкам угощение!). Следуя предписанию, она прочитала первую суру Корана «аль-фатиха» и молитву дому (дуа кылу). Затем последовали наставления о морали. Говорила пожилая женщина просто и в то же время убедительно. Стержнем ритуала, посвящённого памяти умерших, стало чтение суры, аятов из Корана и раздача пожертвования, то есть садака. Деньги, душистое мыло, платочки, полотенца, чай раздавали и молодые, и старушки, каждый думая о своих добрых намерениях. Одни просили у Аллаха простить грехи умершему, другие - исцеления больному родственнику, третьи - мира на земле и семейного благополучия. А кто-то просто приобрёл новый автомобиль и раздавал садака, чтобы Аллах берёг его в дороге.

Часть денег положили в тюбетейку, их хозяйка дома передаст в сельскую мечеть - для помощи инвалидам, сиротам и нуждающимся. А Минегаян апа прочитала молитву, прося у Всевышнего здоровья всем, кто сделал пожертвование, и благополучия дому, в котором читают Коран.

Ритуальную церемонию продолжило угощение гостей. Согласно исламской этике им подали влажные салфетки (а раньше были полотенца!). Затем они произнесли молитву «Бисмиллаахир-Рахманир-Рахиим - во имя Аллаха, Милостивого, Милосердного» и приступили к трапезе, соблюдая умеренность в еде.

Угощения выносили в определённом порядке. Сначала подали токмач - домашнюю лапшу, потом - зур бэлеш. Это большой закрытый пирог с мясом говядины, картошкой и луком, очень вкусный и сытный. Как говорят татары, отведаешь, почувствуешь на душе и весну, и лето. Традиционно угощением стал отваренный картофель с говядиной и луком, залитый горячим бульоном.

По-русски дорогих гостей встречают хлебом-солью, у татар по торжественному случаю обязательно подаётся чак-чак - национальное блюдо, символизирующее сплочённость и гостеприимство нашего народа. Отдельным блюдом стал душистый чай с крепким заваром и густыми сливками. Это главное угощение татар, которое надо выпить не менее трёх чашек - с мёдом, вареньем, чак-чаком, губадиёй, пахлавой, халвой… И обязательно горячим! Выпей с друзьями бодрящий душу напиток, и силы твои утроятся, говорили в старину.

Завершился Коръэн ашы тоже молитвой. Все вместе гости поднесли ладони к лицу, произнесли слова благодарения Всевышнему за ниспосланную пищу, попросили благ, душевных и телесных, и, сказав от души хозяевам дома рахмат, то есть спасибо, за гостеприимство и радушный приём, потихоньку стали расходиться по домам.

Читайте также: